Красные старые хоромцы — пристанище петра первого

Домик Петра І

Деревянный домик Петра І стал одной из первых построек будущего Санкт-Петербурга. Он был молчаливым свидетелем застройки Великого города на Неве и находился недалеко от строящейся Петропавловской крепости. В документах он носил названия «Первоначальный дворец» или «Красные хоромцы».

По сути, это был сруб построенный пленными шведами в течении трех дней – 24-26 мая 1703 года. Домик был построен без фундамента, его высота до конька была около 6 метров, высота потолков в помещениях — 2 метра 50 сантиметров, при росте Петра I 2 метра 4 сантиметра. Площадь его составляла 60 м.

Изначально на гребне крыши разместили резные изображения мортиры и бомб с горящими фитилями, как напоминание о том, что царь имел чин капитана – бомбардира.

Интерьер

Наружные стены дома были расписаны «под кирпич», а двери и наличники украшала декоративная роспись. Оконные и дверные наличники внутри здания были украшены «травным» орнаментом и исполнены масляными красками. На черном фоне крашеного дерева переплетались розы, шиповник, мята перечная, васильки, гвоздики…

Необычным домик делали трехстворчатые окна со свинцовым переплетом и лунным стеклом. При попадании солнечного слета, такое стекло переливалось всеми цветами радуги. Шестигранная рубка бревен и планировка самого домика также отличались от традиционных русских срубов. Внутренние двери Домика были корабельными. Они были сняты с захваченных Петром І шведских кораблей.

Исторический памятник

После переезда Петра І, Домик не был забыт. В 1732 году вокруг него возвели открытую каменную галерею с крышей, так называемый «футляр». Он служил Домику некоторым укрытием от ветров и непогоды. В 1846 году был построен более просторный «футляр» с большими окнами. В 1889 году здание расширили и с севера, и с юга.

В 19 веке царская семья также не оставляла без внимания этот памятник истории. Вокруг Домика был разбит небольшой сад. По особо знаменательным случаям члены царской семьи высаживали там дубы при помощи специальной серебряной лопатки. Эта лопатка хранилась в Домике вплоть до революции 1917 года, а некоторые из посаженных деревьев живы до сих пор.

Длительное время в Домике хранилась бесценная реликвия — икона Спаса Нерукотворного Образа, принадлежавшая Петру I. Для поклонения Образу в 1742 году по велению Елизаветы Петровны в Домике Петра была устроена Часовня.

Поклониться этой иконе люди шли толпами. Чтобы хоть как-то урегулировать людской поток, окно в спальне было переделано в двери и паломники входили в Часовню и выходили через дверь в спальне.

Сегодня эта икона хранится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга.

В 1871 году на пожертвенные сборы участок с Домиком Петра I обнесли «чугунной решеткой с позолотой деталей».

В 1874 году по решению городской Думы участок был увеличен и в 1875 году огражден чугунной решеткой, аналогичной первой — внутренней.

В тот же год был разбит миниатюрный сад с бронзовым бюстом Петра I в центре (Николя-Франсуа Жилле, Пармен Петрович Забелло, с оригинала Бартоломео Карло Растрелли).

В декабре 1929 года советской властью Часовня была упразднена, внешняя ограда демонтирована, а с внутренней были сбиты все символы императорской власти.

В 1930 году в Домике Петра Великого открыли музей, который функционирует и в наши дни.

В нем выставлены личные вещи императора: мундирное платье красного сукна; курительная трубка из самшита с агатовыми вставками (подарок Александра Даниловича Меншикова); трость восточной работы, обтянутая кожей морского ската, с ручкой, украшенной позолотой по черному лаку; отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе (1707 г.), лодка-верейка, построенная самим Петром и служившая ему для переправы через Неву. У стола стоит кресло грушевого дерева, которое, по преданию, изготовил Петр I.

В 1999 году в ходе комплексной реставрации была воссоздана историческая планировка участка и ограда внешнего сада, отреставрирована внутренняя ограда с воссозданием всех утраченных деталей и подлинной окраски.

Легенды и мифы

Самой большой легендой является сам процесс строительства Дворца. Точных документов, подтверждающих, что Домик был построен именно за три дня или кто конкретно его строил – нет.

По одной версии его построили шведские солдаты, которые попали в плен в ходе идущей войны. По другой теории это были солдаты из полка Петра І. Третий вариант истории повествует о шведских плотниках, работавших на строительстве по собственной воле.

Порой добавляют и такую подробность, что в строительстве дворца участвовал сам Петр І.

Табличка на здании «осторожно» говорит, что имен строителей Домика история не сохранила, однако характер рубки («в шестиугольник»), способ обработки бревна (по его длине), особенности планировки дома и тип окон говорят о том, что перед нами образец шведского народного зодчества.

Интересный факт

Как известно, «Первоначальный дворец» Петра І был построен на берегу Невы, однако за триста лет истории набережная неоднократно расширялась и облагораживалась. На сегодняшний день река «отступила» от Домика почти на 70 метров.

Как элемент экспозиции представлено зеркало. Во времена петровских реформ зеркала осуждались церковью и не использовались в жилых домах.

При входе в Домик висит бронзовая табличка с указанием роста царя — 2 метра 4 сантиметра, чтобы каждый желающий мог сравнить свой рост с ростом Первого Императора Всероссийского.

Дань моде. Домик построен из тесаных бревен, но для солидности и чтобы больше походить на Амстердам — ярко раскрашен «в кирпич на голландский манер».

Первоначальная постройка Домика являет самый маленький дворец из ныне известных.

Источник: http://Peterburg.center/maps/domik-petra-i

Про Петра Алексеевича, любовь к переодеваниям и голландского шкипера :-)) Баечка про Питер

?Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
2008-11-04 02:10:00Кормилицын Сергей Владимирович
serh
2008-11-04 02:10:00

И снова баечка 🙂 Ну да, опять-таки компилятив, но в целом забавно :-)) Петр Алексеевич, конечно, гнида преизрядная, но местами чер-ртовски симпатичный тип :-))

Оладьи для шкипера
Как жилось в первом питерском доме

В принципе, датой основания Петербурга считается день, когда на острове Люст-Эланд, известном нам сегодня как Заячий, была заложена Петропавловская крепость. Но по-хорошему, правильнее было бы начинать отсчет городской истории восемью днями позже.

С возведения первого в городе дома. Не землянки или шалаша, в каких жили строители, а настоящего добротного пятистенка из толстых бревен. Впрочем, хозяин этой постройки предпочитал именовать ее дворцом.

Потому что где же еще, как не в дворце жить самодержцу всероссийскому?!

 Каких только легенд ни рассказывают о том, почему Петр I выбрал для своего дома именно это место! И орлы, де, туда с неба спускались, и ракитовые кусты необычной формы на его месте стояли… На самом деле все было прозаично до нельзя. Царь всего лишь выбрал самое здоровое место – сухое, не на болоте, рядом с березовой рощицей.

Это, кстати, тоже было важно: на ту пору климат в новой столице России весьма отличался от нынешнего. Спустя без малого сотню лет комендант Петропавловской крепости, отвечая на вопрос, здоровый ли на Заячьем острове климат, отвечал, что во вверенном ему подразделении климата не наблюдается вовсе, а есть только жара и палящий зной.

Так что тенистая рощица рядом с домом – это был несомненный плюс. Равно как и твердая почва под ногами. Потому что,

скажем, Васильевский остров в сравнении с Березовым – нынешней Петроградкой – был болото — болотом! А еще рядом с «красными хоромцами», как стали называть петровский дом за его кирпичную раскраску, находилась первая пристань Петербурга. По преданию, сюда Петр в качестве кормчего сам привел первое торговое голландское судно.

От малой хижиныСолдаты-семеновцы построили царское обиталище — стены из сосновых бревен, выкрашенных под кирпич, крыша крыта резной сосновой дранкой, раскрашенной под черепицу — в рекордно короткие сроки — в течение трех дней. Небольшой был домик — 12 метров в длину, 5,4 в ширину.

Разве что в высоту больше обычного – почти шесть метров, чтобы потолки можно было сделать в два с полтиной метра, да дверные проемы побольше. Правда, и тут царю, рост которого был за два метра, нагибаться приходилось, но уже не в три погибели, а без особых неудобств. Тем паче, что особо больших помещений Петр не любил, чувствовал себя в них неуютно.

В целом же получился обычный домик голландского мещанина – не богатого, а, скорее, зажиточного: кабинет, столовая, да спальня – ничего лишнего, — зато стены обиты холстом, а мебель дорогая – голландская, да итальянская. Вот в этом-то доме царь Петр и жил во время своих приездов в самолично придуманный город аж до 1708 года.

И, надо сказать, что это свое жилище он любил больше, чем какой бы то ни было дворец. Андрей Нартов, личный механик царя, впоследствии вспоминал, как Петр, возвращаясь однажды со строительства крепости, будто бы, глянув с воды на свой домик, сказал: «От малой хижины возрастает город».На стройку, кстати, царь наведывался регулярно.

И горе было строителям, если что шло не по его планам – слишком медленно, или, не приведи Бог, халтурно! Однажды проштрафившихся плотников спас от царского гнева только… заяц. Была тогда на Руси такая же примета, связанная с длинноухими, как у нас – с черными кошками.

Если перебежит дорогу – ни пути не будет, ни удачи! Вот с Петром и приключилась такая история: совсем он было собрался работяг наказать, для начала отходив их по бокам тяжелой палкой, а тут невесть откуда выскочил зайчонок, да и прыгнул царю на ботфорты. Петр Алексеевич развеселился и сменил гнев на милость.

Царь-притвора

С младенческих лет было у Петра I любимое развлечение — сменить платье на простонародное, да отправиться на прогулку – послушать, что народ говорит, да кого ругает. Говорят, что и Александр Данилович Меньшиков – первый губернатор Северной столицы попал в «царскую обойму» именно в ходе такой вот прогулки.

Понравился Петру, прикинувшемуся уличным мальчишкой, ушлый пацаненок, торговавший пирожками на рынке, вот он и зазвал его с собой во дворец. А потом тащил за собой по жизни, то награждая за смелость и находчивость, то крепко давая по рукам за нахальство и воровство.С возрастом Петр Алексеевич старой привычки не оставил.

Одно его путешествие в Европу под личиной Петра Алексеева чего стоило! И если ближнее окружение «не узнавало» царя, переодевшегося в плотника или рыбака, то остальные «покупались» достаточно часто.

Особенно в этом плане везло иностранцам, которые ну никак не ожидали увидеть монарха огромной державы в холщовых портках и кожаном фартуке!Особенно нравилось Петру подшучивать таким образом над иностранными шкиперами. Взять хоть того же голландца, на чьем судне царь «подработал» кормчим! Он ведь, бедолага, так до конца и не понял, что имел дело с царем.

Но зато очень доволен был, что нашел себе не только грамотного лоцмана, а еще и собеседника интересного и знающего. Любил шкипер потрепать языком за жизнь – рассказать про порядки в портах, да про поборы таможенных чиновников.

А царю только того и подавай, — он слушает да запоминает! Так и не уразумел голландец, перед кем соловьем разливался!Надо сказать, что делалось все это не ради развлечения. Или, что вернее, не только ради него. Потому что перед Петром стояла невероятная по сложности задача – перевести в Петербург грузопоток из Архангельска.

Выгоды это России сулило немалые: судоходный сезон продлевался вдвое, а расстояние, которое предстояло преодолеть до российского порта заморским купцам, почти вдвое сокращалось. Ради этого, в сущности, и была затеяна вся Северная война! Потому-то царь Петр и выспрашивал у шкиперов, как устроены дела в других портах.

По одной из многочисленных легенд о Петре I, одного голландского капитана он спросил, где ему кажется лучше — в Архангельске или в Петербурге. «Всем бы хорошо здесь, — ответил тот, — да нет оладьев». «А давай-ка, как придем в порт, — предложил ему мнимый лоцман, — зайдем ко мне домой: у меня как раз женка оладьи печь нынче должна была!» И правда, привел голландца в дом, напоил водкой, накормил оладьями, а портовым интендантам велел впредь для голландских шкиперов это кушанье непременно готовить.

Нарядна как императрица!

Бывало, доходило дело и до откровенных курьезов. Так, одного из приглашенных в дом шкиперов царь разыграл, как говорится, «на полную». Представившись по обыкновению лоцманом, Петр привел его в «красные хоромцы», показал свое невеликое домохозяйство, познакомил с женой.

Растроганный мореман подарил хозяйке целых полголовы сыра, заметив при этом, что такого – настоящего голландского! – она совершенно точно никогда не пробовала, а еще презентовал великую по тому времени ценность – кусок тонкого беленого полотна на рубашки.

Читайте также:  Достопримечательности петроградского района санкт-петербурга

Как уж там корчило от сдерживаемого хохота присутствовавшего при этом Петра, — история умалчивает, но он ухитрился мало того, что сохранить серьезное выражение лица, так еще и подыграть опешившей супруге. «Ну, Катя, ты теперь будешь нарядна как императрица! – заорал он самым восторженным тоном, на какой был способен.

— Тебе бы век не видеть таких рубашек!» Шкипер даже смутился, и единственно о чем просил доброго хозяина – позволить супруге поцеловать его за подарок. В этот момент, если верить легенде, к царю явился Меншиков и начал почтительно докладывать о делах.

Докладывал он по-русски, так что шкипер ничего не понял, но в присутствии столь важной персоны – красиво одетого господина, всего в звездах и лентах, — смутился.

Петр же, велев Меншикову выйти вон, уверил гостя, что такие вот, с орденами и лентами господа частенько являются в Петербурге ко всякому, у кого есть средства, в расчете взять в долг без отдачи, да еще и предостерег его от знакомства с этакими типами. Купец посомневался сперва, но, в конце концов, поверил, и взялся раскладывать образцы товаров.

Всю забаву испортил офицер-семеновец, явившийся к царю с докладом о смене караула. Тут шкипер, наконец, смекнул что к чему, бросился царю в ноги, стал просить извинения. Но царь был в таком добром расположении духа от удавшейся шутки, что сам поднял его, купил скопом весь привезенный товар и пообещал на будущее множество привилегий и поблажек.

В общем, домик петровский остался и в мемуарах, и в городских легендах. Это потом появились настоящие дворцы – летний, да зимний, а первым зданием Петербурга был именно он – сосновый пятистенок, выкрашенный под кирпич. Так до сих пор он и стоит на Петроградке, на Троицкой площади

Источник: https://serh.livejournal.com/222820.html

Домик Петра I в Санкт-Петербурге

Как добраться, режим работы и стоимость билетов в Домик Петра I

Фото Домика Петра I

Домик Петра I в Санкт-Петербурге – это первое жилище царя и первое гражданское здание в городе на Неве. Здание расположено на Петроградской стороне, недалеко от Троицкой площади. В те времена домик Петра I называли «Первоначальным дворцом» и Красными «хоромцами».

Из истории

Домик Петра был построен солдатами-плотниками всего за три дня с 24 по 26 мая 1703 года, а 27 мая здесь прошло празднование присоединения новых земель и основания города. В этом жилище император жил до постройки Зимнего и Летнего дворца, с 1703 по 1708 годы.

Место для строительства было выбрано так, что из окон здания были видны Петропавловские бастионы, окружающая местность и гладь Невы.

Домик Петра I — описание

Дом был срублен из тесаных сосновых бревен, сени делили избу на две части.

Для здания характерны черты, присущие голландской и шведской архитектуре. Планировка дома выполнена по типу шведского срубного жилища, представляющего собой одноэтажный деревянный дом из двух комнат с сенями, разделенными перегородкой. Такой тип шведской рубки не применялся раньше на Руси. Печи и дымоходов не было, поскольку император здесь жил только в летнее время.

Тесаные бревна были расписаны под красный кирпич, высота дома до конька была почти 6 метров, а крышу, покрыли древесными дощечками, имитирующими черепицу. В здании было 17 окон, разделенных на несколько сегментов, что было также традиционным для Швеции и Норвегии.

Дом состоял из сеней, кабинета, спальни и столовой, стены комнат были обтянуты парусным холстом, двери украшали металлические накладки в виде орнамента.

Поскольку царь был командиром почетной роты бомбардиров Преображенского полка, на крыше установили деревянную резную мортиру (артиллерийское оружие), а по краям конька – две «пылающие бомбы».

Первая галерея вокруг здания была возведена по указанию Петра I в 1723 году, но она не спасала его от больших наводнений. По этой причине в 1784 году, по указу Екатерины II, вокруг жилища был сооружен прочный футляр с фундаментом и кровельной крышей, который в середине XIX века был перестроен на каменный.

В 1875 году перед зданием установили бюст императора, выполненный скульптором Парменом Петровичем Забелло. В этом же году вокруг строения была построена чугунная ограда с двумя золоченными двуглавыми орлами. Эти символы царской империи были сняты после Октябрьской революции.

Музей Домик Петра I

В 1930 в домике Петра Первого был открыт исторический музей, где, кроме личных вещей и мебели, хранятся материалы, рассказывающие об истории Петровской эпохи, в том числе о Северной войне.

Во время Великой Отечественной войны здание было тщательно укрыто досками и фанерой, покрашенными в серый цвет. В 1944 году Домик Петра I стал одним из первых музеев, открывшихся после снятия блокады.

В послевоенное время проведена реставрация постройки, в ходе которой расчищены кирпичные стены и застеклены окна и двери, проведен ремонт решетки и внутренних комнат здания.

За прошедшие с момента постройки три столетия набережная несколько раз расширялась и в настоящее время историческое здание оказалось отодвинутым от берега Невы.

Спуск к реке украшают две скульптуры мифологических существ Ши-цза, как бы охраняющие вход на набережную и Домик Петра I.  Скульптуры животных привезли из Маньчжурии в 1907 году — львица поддерживает лапой львенка, а лев держит шар, символизирующий буддийское знание и несущий свет в тьму.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_18785.htm

Домик Петра І: первое строение Петербурга (Россия)

Правильно этот дом №1 Петербурга называется «Красные хоромы», или «Старые красные хоромцы», хотя до хоромов в современном понимании им очень далеко.

Дом соорудили всего за 3 дня с 13 по 15 мая 1703 года, и на протяжении всей 200-летней истории он проявлял небывалые чудеса выживаемости от наводнений.

На следующий же день после забивания последнего гвоздя Петр устроил пир в новых апартаментах по причине основания нового города.

Заботится о нем начали уже после смерти императора с 1731 года, соорудив кирпичную надстройку, которая должна была защищать деревянное строение от разрушительного действия атмосферных и водных явлений.

Правда, с поставленной задачей надстройка справлялась из рук вон плохо, и в 1784 все она была снесена и, по приказу Екатерины ІІ, взамен нее возведен полноценный каменный дом на фундаменте поверх самого «домика».

В 1844 провели еще одну реконструкцию «футляра», который и дошел до наших дней.

Место для «хоромов» выбрано было так, чтобы царь, не выходя из помещений, имел возможность обозревать стратегические объекты строящегося города сквозь многочисленные окна.

Домик построен из тесанного бруса и, что интересно, внешние фасады декорированы «под кирпич». Декорация также коснулась и крыши из сосновых дощечек, так называемой «гонты» – ее отделали под черепицу.

Внутренне пространство разделено на две большие комнаты – столовую и кабинет, кроме которых имеются маленькие сени и такая же маленькая каморка, оборудованная под спальню государя. Отопительных приборов не имелось, поскольку проживание планировалось только в летнее время.

Высота домика – 5,7 метра при том, что комнаты имели высоту более чем современную – 2,5 метра. На крыше поместили мортиру и две «пылающие» бомбы, правда, этот декор сохранился только на рисунках.

Эти царские «хоромы» примечательны в первую очередь иллюстрацией непритязательного характера Петра, ведь условия проживания очень далеки от надлежащих по статусу царя. А проживал там Петр аж до 1708 года, пока не были построены Летний и Зимний дворцы.

Домик Петра І – первое строение ПетербургаГалерея домика, план Домика и галереи. Чертежи из коллекции Берхгольца. Начало XVIII в.Домик Петра I и галерея. Акварельный рисунок из рукописи А. Богданова «Кратчайшее описание Санкт-Петербурга». 1751 г.Домик Петра I на Петербургской стороне. Цветная литография Медландта по рисунку Кэра. 1805 г.Домик Петра I. Гравюра С. Галактионова по рисунку П. Свиньина. Начало XIX в.Домик Петра І – первое строение Петербурга (современный вид)Домик Петра І – первое строение Петербурга (современный вид)Домик Петра І – первое строение Петербурга (современный вид)Домик Петра І – первое строение Петербурга (современный вид)Тэги: архитектура достопримечательности

Источник: https://terra-z.com/archives/12172

Домик Петра I

Домик Петра I в Санкт-Петербурге. Первое городское здание, летнее жилище царя Петра I в 1703-1708 годах, построенное солдатами-плотниками вскоре после основания Петропавловской крепости. С 1930 года домик имеет статус историко-мемориального музея, в настоящее время — филиал Русского музея.

Головное учреждение:

  • Государственный Русский музей

Расписание работы

ПН, СР, ЧТ, ПТ, СБ, ВС — с 10.00 до 18.00 ВТ — не рабочий день

последний ПН месяца — санитарный день

Интересные факты:

Место для строительства домика был выбрано позади Петропавловской крепости, чтобы из его окон хорошо просматривалась сама крепость и акватория реки Невы. Дом был срублен всего за три дня солдатами-плотниками Семеновского полка на манер русской избы. Однако, все остальное убранство было устроено по любимой для Петра I голландской архитектуре.

Царь приказал декорировать домик под кирпичную кладку, а крышу — под черепицу. Такие аккуратные домики ему очень приглянулись за границей. Элементы пушек, бомб и мортир в отделке конька крыши (сейчас они утрачены) свидетельствовали о том, что Петр являлся почетным командиром роты бомбардиров Преображенского полка.

Двери домика были сняты с плененных шведских кораблей.

Петр жил в домике в теплое летнее время с 1703 по 1708 годы, и с окончанием строительства Летнего и Зимнего дворцов более сюда не возвращался, поэтому дом со временем пришел в запустение.

Уже при Петре I домик, называемый «старыми красными хоромцами», стал историческим памятником — в 1723 году вокруг него возвели защитную каменную галерею, но она оказалась бессильной против наводнений и прочей сильной непогоды.

Тогда в 1784 году домик окружили стеной на фундаменте и кровельной крышей, а в 1844 году «футляр» обновили. Благодаря такой защите домик Петра I хорошо сохранился до наших дней.

Хотя рост царя был более двух метров, высота входной двери в домике — всего 1,82 метра.

Одна из комнат домика многие десятилетия в XIX-XX веках использовалась как часовня с хранимой иконой Спаса Нерукотворного Образа, которая сопровождала Петра I в военных походах.

В XIX веке вокруг постройки разбили окруженный чугунной решеткой сквер, деревья (дубы) в котором высаживали члены императорской фамилии. А в 1875 году перед домиком был установлен бронзовый бюст Петра I работы скульптора П. Л. Забелло. В начале XX века на Петровской набережной перед домиком устроили парадную пристань с китайскими львами Ши-цза.

Музеем домик стал в 1930 году, когда в нем открыли историко-мемориальную композицию с подлинными вещами самого Петра, размещенными в кабинете, столовой и спальне.

Интересно, что зеркало, имеющееся в доме, не могло в действительности быть в покоях императора, так как в то время оно осуждалось церковью.

Музейная экспозиция, кроме самого домика, включает материалы о событиях Северной войны, основании Петербурга и истории самого здания, а также лодку-верейку, собственноручно сделанную самим Петром I.

Домик Петра I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/palaces/peter-cabin/

Санкт-Петербург. Домик Петра I. — Калейдоскоп путешествий

16 мая 1703 года на одном из островков Невского устья стучал топор, рубили деревянный городок. Этот городок был Питербурх,

столица Российской империи.

   История домика Петра I, согласно официальной истории построенного 24-26 мая 1703 года, начинается практически со дня основания Петербурга — домик является первым гражданским зданием в городе.

Недалеко от строящейся Петропавловской крепости за три дня неизвестными солдатами был срублен сосновый дом общей площадью 60 м. Домик был построен без фундамента, его высота до конька была около 6 метров, высота потолков в помещениях — 2 метра5 сантиметров, при росте Петра I 2 метра4 сантиметра.

Домик напоминает голландскую постройку своими широкими окнами с мелкой расстекловкой, крутой крышей, расписанными «под  кирпич» бревнами. Печей и дымоходов в этом жилище не предусматривалось.

Внутренние стены и потолки были обтянуты парусным холстом. В домике находились сени, кабинет, столовая и спальня. Снаружи стены были расписаны под кирпич. Называли этот домик «первоначальный дворец» или «красные хоромцы».

Сегодня там можно видеть мебель, посуду и личные вещи Петра I.

В 1784 году по указу Екатерины II вокруг домика был возведен прочный футляр с фундаментом и крышей. Каменный футляр крестообразной формы из красного кирпича был возведён по проекту архитектора Р. И. Кузьмина в 1844 году

В 1875 гуду у входа был установлен бюст Петра I, выполненный по модели скульптора П.П. Забелло.

Дом-музей окружен чугунной оградой, отлитой в 1875 году и украшенной отделанными под золото двуглавыми орлами. Эти символы императорской России были сняты в советские годы. На воротах — вензель Петра — две перекрещенные латинские буквы «Р» от слов Petrus Primus. Эту монограмму можно встретить и в других уголках Петербурга, связанных с именем царя-реформатора.

   Любопытно проследить историю домика по картам, изображениям и воспоминаниям очевидцев, побывавших в Петербурге в разные годы.

Домик «…

Читайте также:  Архитектура ленинграда: дк им. горького

в своей планировочной структуре полностью отвечает типу шведского срубного жилища, названного скольмостуга и представляющего собой одноэтажный деревянный дом из двух комнат с сенями, разделенными перегородкой..

. срублен в традициях шведской (в шестиугольник) рубки, не применявшейся на Руси… окна представляются традиционными для зодчества Швеции и Норвегии и не имеют аналогов в русской архитектуре».

    В. Г. Авсеенко. «История города С.-Петербурга в лицах и картинках». (1903): 

   Для потомства сохранилось его первое жилище, известное под названием Домика Петра Великого на Петербургской стороне. Домик этот имеет 9 сажень длины (около 20 м) и 3 сажени ширины; в нем 17 окон, и всего только две небольшие комнаты, разделенные сенями и кухней.

Строили его саардамские плотники, по образцу домов рабочих в Саардаме. Сруб сделан из обтесанных с обеих сторон бревен; крыша из дощечек в виде черепицы. Первоначально все это было выкрашено под кирпич в голландском вкусе, и над домом имелось украшение из деревянной мортиры и двух пылающих бомб.

Внутри обе комнаты были обтянуты белым холстом, двери и ставни расписаны букетами роз и других цветов: оконные переплеты были свинцовые. В комнате направо от входа Петр принимал сановников и занимался делами; другая служила столовой и спальной. В царствование Николая I здесь была устроена часовня с образом Спасителя.

Для предохранения домика от действия климата в царствование Екатерины II он был обнесен каменной крытой галереей.

   Современник В. Г. Авсеенко русский художник Л. Ф. Лагорио (1828-1905) поместил домик практически у воды. Согласно официальной истории, гранитная набережная была сооружена только в 1901-1903 годах, при этом была отодвинута в Неву приблизительно на 30 метров. До этого времени набережная была укреплена деревом.

Вид на Неву и Петровскую набережную с Домиком Петра I. Л. Ф. Лагорио. 1859 год. И. Г. Георги. «Описание Санкт-Петербурга». (1794 год):

   Государь, желая иметь безпосредственное смотрение над строением крепости, построил себе на острову названном потом Петербургскою стороною, а ныне десятою или Санктпетербургскою частью, подле крепости на берегу реки маленькой деревянной домик по старорусскому обычаю из лежащих бревен, который однакож с наружи имел вид Голландскаго домика.

Домик или дворец ПЕТРА ВЕЛИКАГО, первое здание в Санктпетербурге есть главнейшая достопримечательность сея части города и находится на берегу Невы, не много выше крепости. Для сохранения онаго окружен оный ныне каменными столбами с перемычками и кровлею покрытою черепицею. ИМПЕРАТОР построил оный в 1703 году из обтесаных и наподобие каменной стены выкрашенных бревен без каменного фундамента.

В сем домике два хоромца и между обоими сени.

План Столичнаго города Санкт-Петербурга. Издан и гравирован в 1820, исправлен и пополнен в 1825 году. Фрагмент. Домик Петра обозначен буквой «Л».

   А. Г. Рудаков. Иллюстрация из книги А. Богданова «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 года по 1751 год». (1779):

 Педер фон Хавен. «Путешествие в Россию». (1736 год): 

   Между крепостью и аптекарским островом находится остров, называемый Старый Петербург. Он имеет в окружности ровно 4 тысячи русских саженей, или чуть больше датской мили. Он весь плотно и красиво застроен, но заселен в основном лишь русскими, хотя есть и [представители] азиатских народов.

Примечательных зданий, насколько я знаю, здесь нет ни одного, кроме разве домика, который стоит рядом с большими триумфальными воротами неподалеку от крепости, там, где [находится] переправа на Дворцовую сторону. Этот домик — первый, построенный в Петербурге, причем собственноручно императором Петром Первым без чьей-то помощи.

Поэтому ради сохранения такой редкости, над ним возвели другой большой дом для того, чтобы он мог лучше сохраниться.
   На карте 1737 года домик отсутствует:

План Императорского столичного города Санкт Петербурга сочиненной в 1737 году. 1741 год. Фрагмент.

Питер Генри Брюс. «Мемуары». (1714):    Этот город теперь находится в поре своего детства, ибо едва исполнилось 10 лет со времени закладки первого камня. Когда царь овладел Нотебургом и Ниеншанцем, он спустился к устью реки Невы, где она впадает в Балтийское море несколькими рукавами, образуя много островов.

Место ему так понравилось, что он решил построить этот город. Он нашел здесь всего 4 рыбацких хижины; к ним он добавил дом для себя на острове у северного берега реки и назвал его Петербургом. Дом являлся лишь убежищем от непогоды и служил для отдыха.

Это низкое, выстроенное из дерева и обнесенное деревянной галереей помещение, над дверью которого высечено: год 1704-й. Дом, однако, сохраняется с тех пор в память об этом великом предприятии.

Генерал-лейтенант Роберт Брюс, комендант города, осуществляет надзор над этим первым домиком и его применением и выстроил рядом с ним очень хороший дом для себя, который стал одним из первых, придавших вид этой местности.

Прежде всего построили две крепости — одну здесь, а другую в Кроншлоте, с тем чтобы обезопасить край от нападений шведов морем; от нападения по суше он уже защищен самой природой, так как окружающая местность представляет собой почти сплошное болото. П. Н.

Петров «История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703-1782». (1884):    … опись 11 декабря 1713 года, мы не можем считать точною. Разве должно сделать одну оговорку: в ней неописаны нежилые домы царские, поэтому нет и домика Петра I. Кроме же его, постройки для служащих при царских особах все есть…

   Отсутствует домик не только в описи, но и на картах:

  

 В этом свете наличие «домика Петра I» в Петербурге имеет только одно объяснение — он перенесён из какого-либо «памятного» места в окрестностях города.

Случай переноса одного из многочисленных «домиков Петра I» из Новодвинской крепости в подмосковное Коломенское хорошо известен. Один из претендентов — домик Петра I в Лахте (усадьба «Ближние Дубки»).

Во время ноябрьского наводнения 1724 года (2,11 м выше ординара) Петр I, спасая то ли рыбаков, то ли моряков — официальная история допускает различные варианты этого события — простудился и вскоре умер.

 План усадьбы Ближние дубки»

   Второй претендент — домик Петра I в Сестрорецке (усадьба «Дальние Дубки»). Здесь, на реке Сестре (реке Смородине) были разбиты шведы.

План усадьбы «Дальние дубки»

Да, неоднозначна ты, история Российская!

Источник: http://travelclubonline.ru/home/sankt-peterburg-domik-petra-i/

Домик петра i

Домик Петра I — на Петропавловской набережной Невы, около Троицкой площади – уникальный историко-архитектурный памятник, единственное деревянное жилое строение, дошедшее до нас от первых лет существования города.
Место для строительства было выбрано в тылу Петропавловской крепости так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты — водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости.

Из рукописи, опубликованной журналом «Русский архив» за 1863 год:
» 24 мая на острове, который ныне именуется Санкт-Петербургским, царь приказал рубить лес и заложить дворец.

Александр Данилович Меншиков говорил царю, что в Канецкой слободе остались после пожара многие дома, сделанные из брусового леса, — так не прикажет ли царь перевезти их и употребить на построение дворца? Царь отвечал, что он приказал рубить лес на именно этом месте и построить дворец из здешнего леса для того, чтобы в будущем знали, в какой пустоте был этот остров.»

25 мая царь приказал вырубить лес и разровнять место около дворца — вверх и вниз по берегу Невы, чтобы поставить шатры и навесы для своих приближённых.
26 мая дворца строение работой окончилось, и около него поставлены были два больших шатра из шёлковой богатой материи персидской работы, а полы устланы коврами. Поставили и другие шатры… «

Почти одновременно с началом сооружения Санкт-Петербургской крепости на соседнем с ней Березовом острове солдаты-плотники всего за три дня – с 24 по 26 мая 1703 г.

– срубили из сосновых обтёсанных брёвен небольшой деревянный домик площадью 60 м² для кратковременного пребывания в нём царя, укрытия от непогоды и отдыха в летнее время.Уже на второй день после завершения постройки Пётр I с ближайшими соратниками и свитой «посетил дворец и изволил в нём кушать», – писал очевидец.

Так 28 мая 1703 г. шумным пиром и пушечной пальбой со всех шести раскатов строящейся Санкт-Петербургской крепости было отпраздновано возвращение России её новгородских земель.

Не случайно современники называли Домик дворцом, а в документах 1720-х годов и позднее писали «Первоначальный дворец Е. И. В.» (Его Императорского Величества). «Красные хоромы Е. И. В.», «старые красные хоромцы, что у двора Романа Вилимовича Брюса в роще»… Тогда само слово «красный» означало «красивый».

И действительно, Домик по внешнему виду был красив и уже издали привлекал внимание. Его стены снаружи были раскрашены красной масляной краской под крупный кирпич. Окна переливались радужным светом «лунного» стекла. Сверху они закрывались ставнями густо-вишнёвого цвета, подвешенными на кованых, позднее вызолоченных петлях.

Высокую крышу покрывали деревянные дощечки (гонт), имитирующие черепицу. Возможно, вначале и кровля была красной, а впоследствии дощечки заменили другими, и сейчас они серовато-зелёные. Конёк кровли украшала деревянная модель мортиры, а на углах «пылали» ярко раскрашенными багровыми языками пламени деревянные ядра.

Рядом с Домиком был высокий флагшток, на котором во время пребывания Петра развевался желтый царский штандарт с чёрным двуглавым орлом, держащим в клюве и лапах карты трёх русских морей.

Такое новое и необычное представление о внешнем облике Домика стало возможно благодаря неизвестным ранее архивным документам и проведённым в соответствии с ними реставрационными работами 1971-1976 гг.В ходе реставрационных работ , проводившихся по проекту арх. А.

Э Гессена, внутри здания был расчищен так называемый «травный» орнамент на наличниках окон и дверей, исполненный масляными красками. На черном фоне переплетаются цветы и травы — розы, шиповник, мята перечная, васильки, гвоздики…

Входная дверь вела в сени, которые разделяли две светлицы или горницы: направо был кабинет, налево – столовая, а за ней спальня.Необычны для традиционного русского деревянного зодчества большие трехстворчатые окна со свинцовыми переплетами, а также шестигранная рубка бревен и планировка Домика. Все внутренние двери Домика — корабельные, некогда они были сняты со шведских кораблей, плененных Петром I. На дверях сохранились остатки живописи.

В кабинете находилась изразцовая печь. В комнатах воссоздана обстановка петровского времени. Стены помещений обиты парусиной. Окна застеклены «лунным» стеклом, изготовленным в наше время по технологии начала XVIII века.

Петр позаботился о сохранении Первоначального дворца. В 1723 году для укрытия от непогоды вокруг Домика возвели «футляр» — открытую каменную галерею с крышей (арх. Д.Трезини).
В 1822 году проемы галереи остеклили. В 1846 году по проекту архитектора Р.И.Кузьмина был сооружен новый, более просторный, каменный футляр с большими окнами. В 1889 году здание расширили с севера и юга.

В домике отсутствовали печи и дымоходы, в которых не было необходимости, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Крышу украшала деревянная резная мортира, а по краям конька были установлены «бомбы с пылающим пламенем».
Эти утраченные элементы указывали на то, что царь был одновременно командиром почётной роты бомбардиров Преображенского полка.

С постройкой на Адмиралтейском острове первого Зимнего дворца (1711) и Летнего (1712) Домик перестал быть царским жильём, обветшал и утратил свой нарядный вид, исчезли и мортира с ядрами.Он стоял заброшенным вплоть до 1731 года.В 1721 г.

окончилась тяжёлая, длительная Северная война, и Пётр I стал больше заботиться о своём любимом Парадизе. К тому времени Берёзовый, или Городской, остров застроился, а в его юго-восточной части сформировался центр молодой Северной столицы – Троицкая площадь.

Домик, с которого началась застройка острова, стал своеобразной достопримечательностью, обрёл значение историко-архитектурного памятника. К тоже и сам Пётр стал больше проявлять заботы о дорогих его сердцу вещах и предметах.

По его личному указанию и Домик был впервые капитально отремонтирован, заново покрашен и как памятник взят под постоянный надзор. В 1731 году когда вокруг него поставили каменную галерею.Однако она оказалась в деле защиты малоэффективной, что с особенной силой показало наводнение 10 (21) сентября 1777.

Тогда Екатерина II велела «оградить домик каменным чехлом на прочном фундаменте с крышей, покрытой кровельным железом», что и было сделано в 1784 году. В 1844 году «футляр» был полностью разобран и заменён по проекту архитектора Р. И. Кузьмина новым — из шестнадцати столбов с арками без штукатурки. В этом виде домик дошёл до наших дней.

Во второй половине XIX века со стороны Невы был разбит сад. . По особо знаменательным случаям члены императорской фамилии сажали в нем дубы специальной серебряной лопатой, которая сохранялась в Домике до революции 1917 года. Некоторые из этих деревьев живы и до сих пор.

Читайте также:  Рождество в санкт-петербурге

Фотоальбом «Виды Ст.Петербурга»Издание фототипии П.И.БабкинаСпб, 1895

Долгое время в Домике хранилась бесценная реликвия — икона Спаса Нерукотворного Образа, принадлежавшая Петру I. Для поклонения Образу в 1742 году по желанию Елизаветы Петровны в Домике Петра была устроена Часовня в честь иконы Спаса Нерукотворного Образа.

Для регулирования нескончаемого потока посетителей окно в спальне было превращено в дверь, и паломники, таким образом, входили в Часовню (бывшую столовую) из сеней и выходили через дверь в спальне.
Сейчас эта икона находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга.

В 1871 году на средства жертвователей участок с Домиком Петра I был обнесен «чугунной решеткой с позолотой деталей».
В 1874 году по решению городской Думы участок был увеличен и в 1875 году огражден чугунной решеткой, аналогичной первой — внутренней.

Тогда же был разбит миниатюрный сад с бронзовым бюстом Петра I в центре (Н.-Ф.Жилле — П.П.Забелло, с оригинала Б.К.Растрелли).Заметим, что одно плечо у бронзового Петра имеет вид корабельного носа, а другое представляет собой плачущего льва.

Бронзовый бюст Петра I (скульптор П. Забелло)В декабре 1929 года Часовню упразднили; ограда внешнего сада была демонтирована, а с внутренней ограды были сбиты символы императорской власти.

Домик сохранился практически в первоначальном виде. Незначительные изменения, внесённые в период до Октябрьской революции, когда домик использовали как часовню, были устранены в ходе последующих реставраций.

В 1930 году домику присвоили статус историко-мемориального музея. В настоящее время в нем экспонируются мемориальные вещи Петра Великого: мундирное платье красного сукна; курительная трубка из самшита с агатовыми вставками (подарок А.Д.

Меншикова); трость восточной работы, обтянутая кожей морского ската, с ручкой, украшенной позолотой по черному лаку; отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе (1707 г.), лодка-верейка, построенная самим Петром и служившая ему для переправы через Неву. У стола стоит кресло грушевого дерева, которое, по преданию, изготовил Петр I.

В кабинете, столовой и спальне Домика представлены подлинные вещи, принадлежавшие Петру I, а также предметы быта начала XVIII века, материалы о событиях Северной войны 1700—1721, основании Петербурга, а также материалы о строительстве и реставрации самого памятника.Во время Великой Отечественной войны Домик Петра I был закрыт.

Его окна и двери заколотили листами фанеры, зашили досками и, чтобы максимально замаскировать, закрасили серой масляной краской. За сохранением музея следили дежурные. Уже в сентябре 1944 года Домик первым среди всех музеев Ленинграда открылся для посетителей.В послевоенные годы проведены реставрационные работы.

Проведён капитальный ремонт «футляра», в ходе которого расчищены кирпичные стены, застеклены дверные и оконные проёмы, покрашены стены и потолки внутри, мраморной пол столовой, постеленный в годы существования часовни, заменён деревянным. Стены и потолки самого домика затянули новым холстом. Также отреставрировали решётку вокруг домика.

В 1958 году в «футляре» устроили отопление, что сделало возможным круглогодичное посещение музея.

Интересные факты* В качестве элемента экспозиции использовано зеркало. В петровские времена зеркала осуждались церковью и не использовались в жилых домах.* На гранитной набережной устроен спуск к Неве, с обеих сторон установлены фигурки мифологических львиноподобных существ ши-цза, привезённых в 1907 году из города Гирина в Манчжурии.

* При входе слева висит бронзовая табличка с указанием роста царя — 2 метра 4 сантиметра.

Источник: https://www.colors.life/post/226338/

Допотопные дорожки Петербурга

Кирпичная «ёлочка» в Петропавловке

Некоторое время назад я познакомился тогда еще только с теорией о «недавнем потопе», а также с предположением, что многие допотопные города покрыты толстым слоем грунта. Может ли Санкт-Петербург быть допотопным городом? Хочу поделиться некоторыми наблюдениями, которые будут являться «кирпичиками» для доказательства данной теории.

Кирпичи, речь пойдет именно о них. Однако сначала несколько видов Санкт-Петербурга. Это «Летний дворец» Петра Первого, который находиться в «Летнем саду». Фотография сделана между реконструкциями, после окончания реконструкции сада, но до реконструкции дворца.

На стене дворца имеется табличка, показывающая уровень воды наводнения 1824 года.

Табличка наводнения 1824 года

Вот эта табличка. Она находиться примерно на высоте 180 см от уровня нынешнего фундамента дворца. На момент съемки, данный уровень примерно на 40 см ниже уровня всего остального парка.

Вдоль дворца идут дорожки из красного кирпича, выполненные в виде «ёлочек», это работа реставраторов. Молодой человек стоит у стены дворца, которая ориентирована к Неве.

Если обойти дворец в право, то предстанет такой вид.

Площадь перед дворцом имеет мощение красным кирпичом, стилизация под 18 век. В ходе реконструкции 2009-2011 годов был обнаружен фрагмент подлинной дорожки. О чем свидетельствует табличка.

Табличка музея

Меня поразило то, что, казалось бы, про Санкт-Петербург известно почти все, кто и что строил, откуда брали материалы, что говорили по этому поводу современники и так далее. Однако вот же – открытие. Историкам города доселе неизвестное. Причем в условиях нехватки кирпича на строительство быстрорастущего дорога и крепости, которая немного ниже по течению Невы.

Вот он ключевой момент. Оригинальный фундамент, аутентичная дорожка и работа реставраторов. Таким образом, это уровень дорожек на момент строительства дворца.

Фундамент Летнего дворца.

Что мы видим на этом фото – старинная кладка и современная, а над ней оригинальный фундамент из белого камня, сохранившийся не лучшим образом. Над ним кладка из старого кирпича, а потом снова как будто фундамент из идеального камня, явная работа реставраторов.

Таким образом, вот уровень первоначальной площади. Современный грунт примерно на 2 метра выше. Откуда он?
Справа, за белым забором еще найденные сооружения – дорожка из кирпича «ёлочкой» и остатки фундамента здания из белого камня.

Кирпичные дорожки

Все это скрывал грунт, который был убран в ходе реставрации «Летнего сада».

Чтобы доказать, что этот грунт не нанос наводнения 1824 года, предлагаю рассмотреть первый дом Петра Первого в Санкт-Петербурге.

Гравюра Домик Петра.

Рисунок домика Петра. Важное – домик лежит на грунте, нет никаких высоких ступеней. То есть был построен на современном для него уровне. Как строили этот домик (взято с исторических сайтов):

Место для строительства было выбрано в тылу Петропавловской крепости так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты — водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости.

Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. Сени делят его на две части. Кроме этой особенности, а также дверей, украшенных орнаментальными металлическими накладками,— типичных черт, присущих русской архитектуре XVII века,— всё в доме напоминает об увлечении царя голландской архитектурой. Так, Пётр, желая придать дому вид каменного строения, приказал стесать брёвна и расписать их под красный кирпич, высокую крышу (высота до конька крыши — 5,7 м) покрыть гонтом под черепицу, а непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. В домике отсутствовали печи и дымоходы, в которых не было необходимости, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года.
Крышу украшала деревянная резная мортира, а по краям конька были установлены «бомбы с пылающим пламенем». Эти утраченные элементы указывали на то, что царь был одновременно командиром почётной роты бомбардиров Преображенского полка. В документах 1720-х годов здание носило название или «старых красных хоромцев, что у двора Романа Вилимовича Брюса в роще», или просто «красных хором».
После постройки Летнего и Зимнего дворца Пётр более не жил в этом домике. Он стоял заброшенным вплоть до 1731 года, когда вокруг него поставили каменную галерею. Однако она оказалась в деле защиты малоэффективной, что с особенной силой показало наводнение 1777 года. Тогда Екатерина II велела «оградить домик каменным чехлом на прочном фундаменте с крышей, покрытой кровельным железом», что и было сделано в 1784 году. В 1844 году «футляр» был полностью разобран и заменён по проекту архитектора Р.И. Кузьмина новым — из шестнадцати столбов с арками без штукатурки. В этом виде домик дошёл до наших дней.

Вот так вот выглядел домик в 1820-е годы, то есть уже после установки второго чехла. Домик стоит на высоком месте. Также видна ограда «Летнего сада», который находиться прямо напротив него на другом берегу Невы:

Сейчас первый кирпичный чехол тоже является частью памятника. Сверху него еще один, более поздний. Тем не менее, «Музей Домик Петра» лежит на уровне современного грунта.

Фото Домика Петра

Нынешнее состояние Музея «Домик Петра». Вот она «кирпичная ёлочка» столь типичная для 18 века. Лежит на том же уровне, что и была положена. (фото не мое, взято из Сети в ознакомительных целях).

Так лучше видно. (фото не мое, взято из Сети в ознакомительных целях).

Подытожим. Сооружение, построенное по официальным данным чуть позже «Домика Петра», находиться на два метра ниже. Домик Петра остался на том же уровне, а парадная лестница «Летнего дворца» оказалась под землей. Наличие кирпичных дорожек фундаментов зданий по соседству стало открытием для археологов-реставраторов парка.
По «домику».

Однако, возможно «домик» был изготовлен позже, например, «взамен утраченного по рисункам и чертежам» (кавычки мои). Или же, для создания и подтверждения легенды о Петре.

Тогда те, кто откапывал «Летний дворец» просто не знали, что дворец ниже, или напротив знали и не стали откапывать парадный вход, а сделали новый на уровне второго этажа, что для Санкт-Петербурга обычное дело.

Источник: http://www.tart-aria.info/dopotopnye-dorozhki-peterburga/

Домик Петра I

28 мая 1703 года, меньше чем через две недели после закладки Меншикова бастиона — первого в Петропавловской крепости,—над Невой загремели пушки. Пальба случилась не из-за вторжения врага, она имела иной повод: праздновалось первое в Петербурге новоселье.

Его справлял сам Петр I — дом всего за три дня построили для него солдаты-плотники. Срубили из сосновых бревен, покрыли гонтом (резной сосновой дранкой под черепицу).

Первый дом будущего стольного града — бесценная реликвия петровской поры, одна из немногих, дошедших до нас.

Читать дальше

Дом, о котором идет речь, — угловой, боковым фасадом он выходит на Петровскую набережную (свое нынешнее название она получила в 1911 году), первую улицу города, где когда-то стояли, глядя подслеповатыми слюдяными оконцами на Неву, первые в Петербурге дома петровских вельмож. Среди них был и домик самого царя.

Читать дальше

Здание Городского училища первоначально хотели поставить главным фасадом вдоль Невы. Впоследствии дому отвели угловое место; теперь он хорошо виден и с Невы, и с Большой Невки.

По первому варианту новое здание должно было занять пятно, где стоял ветхий, отслуживший свой век Гагаринский пеньковый буян—складское помещение, предназначенное для хранения пеньки и других грузов, прибывавших в город водным путем.

Но буян простоял еще двадцать с лишним лет и был снесен только в 1932 году при подготовке площадки для строительства нового дома. При сносе обнаружили закладной камень с высеченной молитвой и датой: Начат в 1714.

Читать дальше

Домик Петра I на Петроградской стороне — старейшее из сооружений Петербурга, уникальный памятник истории города. Он построен в течение трех дней с 24 по 26 мая 1703 года.

Под пушечную пальбу 28 мая Петр I переехал в свой новопостроенный дворец.

Домик срублен из сосновых брусьев и покрыт гонтом. Подобно русским избам, он состоит из двух светлиц, разделенных сенями.

Широкие трехстворные окна прорезают стены, расписанные под кирпич.

Читать дальше

Скульптуры Ши-Цза на Петровской набережной

Набережная Невы от Троицкого моста до Большой Невки названа Петровской в честь основателя города — Петра I. Здесь находится деревянный домик — «старые красные хоромцы» Петра.

Домик, построенный в 1703 году и заключенный впоследствии в каменный футляр, сохраняется как ценнейший памятник истории города.



Уже в первые годы после основания Петербурга на нынешней Петровской набережной началась постройка домов для приближенных Петра I: П. П. Шафирова, М. П. Гагарина, «князь-папы» Н. М. Зотова и др.

Читать дальше

Домик Петра I

197046, Санкт-Петербург, Петровская наб., 6

Домик Петра I (Первоначальный дворец Петра I или Красные хоромы). 1703 г., построен неизвестными строителями-плотниками из соснового леса по типу шведского деревянного дома и раскрашен под кирпич. Первое жилое здание и единственное сохранившееся деревянное строение Санкт-Петербурга.

Читать дальше

Ограда домика Петра I

Начало застройки большого, ближайшего к Петропавловской крепости Березового острова (в дальнейшем Городского, а с 1737 года — Петербургской части) положили «Красные хоромцы», предназначавшиеся для царя.

Их срубили солдаты-плотники за три дня в конце мая 1703 года по типу русской избы. Домик Петра I, как впоследствии стали именовать хоромцы, дошел до наших дней в относительно хорошей сохранности.

Он стоит в глубине тенистого сквера на Петровской набережной.

Читать дальше

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/theme/377

Ссылка на основную публикацию