Конструктивизм в архитектуре санкт-петербурга — жесткий функциональный подход

Конструктивизм: творческие принципы

Между тем в середине двадцатых годов далеко не все деятели советского искусства разделяли взгляды, которые настойчиво пропагандировал своими работами Фомин.

В эти годы основным направлением советской архитектуры стал конструктивизм. Его принципы утверждались в проектах братьев Весниных и обосновывались в теоретических работах М. Я. Гинзбурга, в том числе в наиболее известной его книге Стиль и эпоха. Позже, на рубеже двадцатых и тридцатых годов, многие идеи конструктивистов были реализованы в практическом строительстве.

Конструктивизм (на Западе соответствующее направление называли функционализмом) унаследовал от предшествовавшего ему модерна ряд творческих принципов, и в первую очередь принцип обусловленности внешнего облика здания его конструкцией и внутренней планировкой. Но конструктивисты продвинулись дальше мастеров модерна в том, что касалось определения социальной направленности архитектуры и освоения индустриальных способов строительства.

Большое внимание к функциональным задачам позволило конструктивистам добиться несомненного успеха в разработке структуры зданий новых типов, необходимых в новых социальных условиях. Это были рабочие клубы, Дворцы культуры, фабрики-кухни, школы, профилактории.

Немалый интерес представляли искания конструктивистов в области функциональной организации жилища.

Выдвинутые конструктивистами идеи создания жилых комплексов с развитой системой культурно-бытового обслуживания хотя и опередили возможности реального строительства в стране, но оказали сильное влияние на эволюцию архитектурной мысли.

В своей строительной практике конструктивисты отдавали предпочтение железобетону. Пропорциями железобетонного каркаса в значительной мере определялся композиционный строй произведений архитекторов-конструктивистов, а в контрастном сопоставлении шероховатой бетонной поверхности с блестящими гладкими плоскостями остекления был заключен источник своеобразной выразительности их построек.

В отличие от модерна конструктивизм отрицал всякую декорацию, не обусловленную практической необходимостью.

Конструктивисты не придавали должного значения вопросам синтеза архитектуры с произведениями изобразительного искусства. Это ограничивало возможности конструктивизма в решении идейно-художественных задач.

Вне поля зрения конструктивизма оставалась такая важная область архитектурного творчества, как создание ансамблей.

По книге В. Г. Лисовского «И. А. Фомин»

Другие записи с тегом И. Фомин

Рейтинг материала:

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/konstruktivizm-tvorcheskie-printsipy

Lomography — Конструктивистская архитектура Санкт-Петербурга

Конструктивизм является ведущим стилем в архитектуре Советского авангарда 1920 и начала 1930 годов. И Ленинградский архитектурный авангард – это существенный вклад и составная часть его.

Санкт-Петербург – так называемая «культурная столица России» более всего известен благодаря своей архитектурой в классицистском стиле.

Однако в 1920-1930 годах лидирующие позиции в архитектуре и городском планировании удерживал конструктивизм, который был собственно советским оригинальным прочтением общеевропейского функционализма в архитектуре.

В целом, это было общемировое архитектурное направление, но Советы находились в его авангарде.

В настоящее время в Санкт-Петербурге существует более 150 объектов конструктивистской архитектуры. Во времена их создания они были зримым воплощением энтузиазма, связанного с революционным преобразованием мира – это в общем, и городским переустройством с его пафосом тотального отказа от индивидуального в пользу коллективного, – в частности.

Новые архитектурные и градостроительные формы были подчинены духу нового общества, с его идеями «города-сада», «жилого пространства», «механизированных фабрик-кухонь», «дворцов культуры», «терм для пролетариата» и так далее.

И именно в Ленинграде появилась одна из первых мастерских экспериментального проектирования, организованная Казимиром Малевичем и его ВХУТЕМАСом. В ней конструктивисты начали вести борьбу с типовой симметрией, пытаясь освободить архитектурное проектирование от устоявшихся стереотипов.

Отсюда идет так называемая «плановая ассиметрия», которая составляет главную особенность конструктивистских построек, акцентирующую внимание на функциональной цели объекта (служить как бы оболочкой для некоего механизма, устройства или совокупности производственных процессов).

Вот почему конструктивистская архитектура производит впечатление такой рациональной и функциональной одновременно в своей кричаще подчеркнутой простоте: лаконичные формы, минимальное декорирование, комбинирование простейших и исходных геометрических форм и пропорций.

Пожалуй, лучшее место для начала «Конструктивистской экскурсии» в Санкт-Петербурге – это территория рядом с метро «Нарвская», или «Нарвская застава» как ее называли раньше. Здесь вы сможете увидеть Дворец культуры им. Горького (1925-1927гг., архитекторы Гегелло и Кричевский), школу имени 10-летия Октября (1925-1927гг.

, архитектор Никольский), Дом Технической учебы (1930-1932гг., архитекторы Гегелло и Кричевский), Универмаг и механизированную фабрику-кухню Московско-Нарвского района (сейчас – универмаг «Кировский», 1929-1931гг., архитекторы Батрушев и Гильтер), жилмасив на Тракторной улице (1925-1927гг., архитекторы Гегелло и Никольский), Кировский райсовет (1930-1935гг.

, архитектор Троцкий) и много других объектов.

На Петроградской стороне (в районе метро «Петроградская» или «Чкаловская») Вы найдете Ленинградскую текстильную фабрику имени Красного знамени, в проектировании которой принимал участие прославленный архитектор Эрих Мендельсон в 1926 году (угол Пионерской и Корпусной улиц рядом с метро «Чкаловская»), первый дом Ленсовета (1931-1935гг, архитекторы Левинсон и Фомин), Дворец культуры имени Ленсовета (1931-1938гг., архитекторы Левинсон и Минц).

На мой взгляд, одно из самых интересных и необычных по нынешними временам конструктивистских зданий находится на Васильевском острове (сказать по правде, я там родился) – это водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» (1929-1931, архитектор Чернихов).

В других районах Санкт-Петербурга (Невском, Московском, Фрунзенском, Выборгском и других) также много конструктивистских зданий, соответственно упоминание и описание всех займет много времени.

Если тема заинтересовала, то можно посмотреть для примера вот эту ссылку http://www.citywalls.ru/search-archstyle300.html или прочесть замечательную книгу-путеводитель «Архитектура ленинградского авангарда» Б.

Кирикова и М. Штиглица.

written by plyshbel on 2011-11-07 #places #location #
translated by plyshbel

  • written by cheeo on 2018-11-19 #gear #placesTake a look at some of liongraphy's gorgeous shots of Taiwan as he goes sightseeing with his Neptune Art Lenses!2 Share Tweet

Источник: https://www.lomography.com/magazine/118777-onstructivist-architecture-of-st-petersburg

Ленинградский конструктивизм

Создано в рамках курса Сергея Максимишина «Фотограф как рассказчик», фотошкола «ЦЕХ», 2016Новый дом должен формировать быт нового человека. Новый человек – рабочий, у него нет отдельной квартиры, он просыпается по фабричному гудку, ест в столовой, раз в неделю ходит в баню.

Новому обществу нужны новые виды зданий: дом-коммуна, фабрика-кухня, дворец культуры. Ленин жив, советская власть дружит с современным искусством, а художники верят в социализм и мечтают о новом человеке.

В Петрограде и Москве – революция в художественном образовании.

На базе московских художественных училищ создается ВХУТЕМАС (высшие художественно-технические мастерские), архитекторы объединяются в творческие группы: Объединенные левые мастерские Обмас, АСНОВА (ассоциация новых архитекторов), ОСА (объединение свободных архитекторов), АРУ (объединение архитекторов-урбанистов). Работают Малевич, Кандинский, Родченко, Татлин.

Все закончилось в одночасье. Власть взяла новый курс, 30-е годы, Сталин, мечтать стало вредно. Официальный стиль – неоклассицизм. Дом политкаторжан, построенный в 1933 для пострадавших от царских репрессий, к 1938-ому обезлюдел.Конструктивизм — ступенька от супрематизма Малевича к постмодернизму Захи Хадид.

Но голые бетонные плоскости и аскетичная геометрия не радуют глаз горожан, воспитанных на классике. Слово «ансамбль» нам привычнее, чем «жилмассив». Конструктивистская эстетика — не то, зачем едут в Петербург туристы.

Я обхожу конструктивистсие здания Петербурга, чтобы увидеть, что происходит в них сегодня.

Они разбросаны по всему городу, но есть несколько районов, которые можно назвать конструктивистскими – проспект Стачек, Лесной проспект, район у метро Елизаровская.

Рядом с Нарвской маленький город-утопия. Рядом Кировский завод — колыбель революции в колыбели революции. Райсовет, дом технической учебы, больница, бани, жилмассивы, школа, дворец культуры Горького. Почти все эти здания сохранили свои первоначальные функции.

Только развалились бани «Гигант», а в доме технической учебы теперь продают мебельБатенинский жилмассив – один из самых крупных жилмассивов города. В комплексе были построены универмаг, баня, прачечная, детский сад.
Батенинские бани работают под этим названием до сих пор.

Весной этого года в одном из домов жилмассива отвалился балкон.Я побывала в гостях у двух жителей Батенинского жилмассива.

В первой квартире живет многодетная семья. У Светланы трое детей и скоро будет четвертый. Квартира полностью перестроена еще предыдушими хозяевами.

Одна комната заставлена детскими кроватями, другая занята оставшимися от переезда вещами. В третьей в углу возле телевизора стоит арфа.

Во второй квартире живет биолог Наталья. Она пишет научно-популярные статьи для журналов. Стены комнат уставлены книгами. Я замечаю название на корешке: «Ulysses», но Наталья признается, что дочитала только до половины.Кондратьевский жилмассив почти полностью расселен. В девяти корпусах живет шесть человек. Двери в парадные забиты, заварены двери в квартиры, лестницы завалены хламом.

Я пытаюсь договориться о встрече с женщиной – последним жильцом одного из домов. Прихожу к ней на работу на рынок поблизости. Она трет опухшие глаза и говорит, что сейчас не может ничего сообразить, но соглашается обменяться контактами. Я звоню ей на следующий день, размышляя, как идти ночью в заброшенный квартал – мне советуют не идти одной, взять с собой мужа.

В трубке мне отвечает уверенный голос, что съемки не получится, что недавно она взяла на передержку сторожевую собаку, собака агрессивна, всегда дома и нет, взять ее на поводок никак не получится.Цилиндрическая форма Кушелевского здания полностью обусловлена внутренним устройством завода. В 1933 году в основу проекта завода был заложен механизированный вертикально-кольцевой процесс.

Мука поступает на верхний этаж. Этажом ниже установлен круговой конвейер – огромные чаши-дежи выстаивают и вымешивают тесто, двигаясь по круглым рельсам во всю ширину этажа. Еще ниже тесто формуют и выпекают во вращающейся печи. На нижнем этаже готовый хлеб фасуют и грузят.

Еще один аналогичный завод был построен на Барочной улице.

В свое время эти заводы полностью решили проблему нехватки хлеба в Петрограде.

Это здание было построено для управления ОГПУ Ленинграда и Ленобласти. Далее в этом здании ОГПУ сменило НКВД, КГБ и ФСБ.

За время своего существования этот дом оброс множеством имен: «Жандармерия», «Девятый угол», «Девятый вал», «Мусорная управа», «Черная сотня», «Большой дом», «Литейка», «Белый дом», «Серый дом», «Собор Пляса на крови», «Дом на Шпалерной», «Малая Лубянка».

Над проектом работали несколько архитекторов, в том числе Александр Гегелло, Ной Троцкий, Андрей Оль. В проектировании фасада принимал участие архитектор Николай Лансере. Его арестовали в 1931 году. Всю оставшуюся жизнь он провел в шарашках, проектируя дачи, кабинеты и жилые дома для работников арестовавшего его ГПУ.

Я снимаю здание ФСБ через дорогу. Мимо проносится немолодой человек на роликах.– Шпионите за ФСБ?

– Нашли кого защищать!

Мужчина круто останавливается и долго стоит, наблюдая за мной. Потом переходит дорогу, и через минуту со мной беседует полицейский в ярком жилете.– Здесь нельзя снимать.– Почему? Я ведь на улице, в общественном месте.– Вы знаете, что это за здание? Лучше нельзя.– Лучше нельзя?– Понимаете, начальство ругается. Ну хотя бы сделайте, чтобы вас не было видно!

У полицейского прыщавое лицо и замерзший вид.

Дом Ленсовета построен как элитное жилье для членов Ленинградского городского совета народных депутатов. Здесь должен был жить Киров, но в последний момент он предпочел дом на Каменноостровском проспекте. Я в гостях у художника Александра Морозова. Он показывает некоторые из своих работ.

Подробный план обустройства концлагерей на Венецианских островах с советской установкой для управления погодой (документация прилагается). Фотографическое воспроизведение акварелей Гитлера. Контуры флагов разных стран, сваренные из арматуры.

Он утверждает, что дом построен в форме полукруга для того, чтобы жильцам было удобнее доносить друг на друга. Выйдя на балкон, можно увидеть окна соседей. Двор огорожен цементной решеткой – Александр говорит, что здесь должны были устроить колумбарий и устанавливать урны с прахом в проемы решетки.

Жильцы должны были оставаться в этом доме и после своей смерти.

Возможно, жизнь в этом доме – один из его художественных проектов.

ДК Ленсовета постепенно уступает свои помещения коммерции. Первый этаж полностью занят торговыми залами. После нескольких дней переговоров мне разрешено снимать только в общем холле и на лестнице. Для этого я должна подписать договор с дирекцией об аренде этих площадей.

Огромный жилмассив рабочих-текстильщиков — проект города-солнца. Круг площади Культуры и расходящиеся веером улицы. Здесь поселили рабочих невских текстильных фабрик. Рядом огромная школа, фабрика-кухня и ДК Крупской.Палевский жилмассив — это воплощение другой идеи устройства городской жизни, идеи города-сада.

Читайте также:  Федоровский собор в санкт-петербурге

Жилмассив состоит из малоэтажных зданий, несмотря на кажущуюся симметричность, почти все дома разные. В двухэтажных домах-коттеджах каждая квартира имеет отдельный выход на улицу.Московский райсовет – высокое круглое здание – на самом деле – полый цилиндр. Внутри здание пустое, в середине – огромный круглый холл во всю высоту здания.

Сверху стеклянный купол. В центре холла почему-то отделение почты. Здесь могло бы состояться заседание Межгалактического Сената из «Звездных Войн».

– Это не холл, а атриум! Пришла снимать, а ничего не знаешь, – кричит на меня завхоз, тащит за собой по лестнице, машет охране, когда в рамке металлодетектора пищит моя камера, на втором этаже расшвыривает стоящие у окон кресла:

– Ну, деточка, снимай свой конструктивизм!

Завод «Красный Гвоздильщик»Водонапорная башня завода «Красный Гвоздильщик» – один из главных проектов ленинградского конструктивизма. Непростое техническое решение – резервуар с водой поддерживается тонкими железобетонными колоннами – работает также символом: очертания башни должны напоминать гвоздь.

Завод закрыт, разрушен, планов на его восстановление или использование нет.Я разговариваю с Александром Плаксиевым, архитектором студии А5:

  • — Начнем с того, что конструктивизм – это одно из направлений советского архитектурного авангарда, их было в то время больше десятка. Конструктивизм был одной из линий. Звучное слово. Это уже после войны назвали все авангардное движение конструктивизмом. На самом деле было много всяких направлений. И если говорить о социальных идеях, то, конечно, я не берусь говорить от лица Малевича, но как мне кажется, он был такой философ, абстрактный философ, не социальный. Насколько я понимаю, у него не было социалистических идей. Его теория была обнародована ещё перед революцией, а после революции, она стала особенно актуальна на волне смены власти. В первые советские годы денег на реализацию этих идей не было, поэтому они воплощались больше в бумажной архитектуре.
  • — Да. Самое известное в русском архитектурном авангарде – это проекты. Не построенные здания, не реализованные. Весь архитектурный двадцатый век в мире концептуально построен на авангарде начала века, в том числе и на русском, советском авангарде 20-х и 30-х. Авангард признавался на государственном уровне в Советском Союзе и Германии. Кроме этого еще была Франция – Ле Корбюзье и Голландия, это двадцатые годы. Зарождение авангарда было и в Финляндии. Во многих странах были аналогичные процессы, но вот школы образовались именно в Советском Союзе и Германии. Как ни странно, и там, и там авангардные течения просуществовали лет десять-пятнадцать и были остановлены тоталитарным строем. А в демократических странах авангард пустил корни и стал быстро прорастать. В том числе в Финляндии, во Франции. Потом это движение ушло в Америку, со многими европейцами, бежавшими в Америку от фашизма.
  • – У меня сложилось такое ощущение, что развитие авангарда, авангардной архитектуры – оно как-то очень укладывается в российскую историю. Вот в 17 году оно примерно началось, где-то в 30-х годах все закончилось. Но почему то же самое происходило в других странах?
  • – Это оказалось не связано напрямую со сменой строя. Это была общемировая тенденция. Просто почему-то в разных странах в определенное время возникают вспышки архитектурной мысли. Ну или общехудожественной, или общекультурной. Пассионарность. Например, лет двадцать назад вспышка интереса к авангардной архитектуре случилась в Голландии. И Голландия сейчас является одним из лидеров в архитектуре.
  • – Почему русский авангард не нашел особого признания?
  • — У кого не нашел признания?
  • – Мне кажется, он не очень известен в России, в Петербурге.
  • – Пока о Петербурге не говорим. Это отдельный разговор. Русский авангард очень известен в мировых архитектурных кругах. Япония, Америка, вся Европа изучают подробно эту тему. Так же, как изучают немецкий Баухаус и всех других авангардистов. В Америке они тоже были, может быть, не такие яркие, как у нас и в Германии, но тоже были. Авангард очень знают в профессиональных кругах и очень уважают. Заха Хадид предпочла получать свою Притцкеровскую премию в Петербурге в дань уважения русскому авангарду, на котором, как она считала, она выросла. Заха Хадид – это продолжение одной из линий авангарда, не конструктивизма, а супрематизма, то есть линии Малевича. Это точно, что в мире и супрематизм, и весь русский авангард известен и изучается с интересом до сих пор. У нас этому не придают должного значения видимо потому, что у нас эта линия искусства была намеренно вырублена из сознания, в том числе, из архитектурного сознания — сталинским временем. Потом в 70-х интерес к авангарду стал возрождаться. Но носители его идей даже тогда скрывали свои архивы. Может быть, мы не так уважаем наш конструктивизм, как остальной мир – ну, у себя под носом многого не замечаешь.А теперь о Петербурге, очень важный вопрос. Поскольку я родом не из Питера… Но я здесь так давно живу, что можно считать, что уже почти из Питера. Поэтому мне было проще посмотреть на город снаружи. Петербург, как говорит Юрий Шевчук, — это древний Египет. Согласен. Это огромная, закрытая в себе сущность, нечто серьезное стабильное и малоподвижное. Человек, который здесь живет, привык к этой стабильности. Ему хорошо в городе, комфортно. Этот город уникален тем, что изначально создавался по воле одного человека — императора Петра и, видимо, и создание его было столь искусственным, что в нём сложно что-то менять. Он создан по классическим канонам того времени. При его зарождении на основе градостроительных идей барокко была создана жёсткая городская структура, впоследствие и пронизанная сетью ампирных ансамблей Росси. Людям, которые рождаются и вырастают здесь, им комфортно в такой среде, поэтому они ничего другого не признают. Любые антиклассические стили в этом городе отторгаются или видоизменяются. Первым действительно антиклассическим стилем был модерн. Представляете, да?
  • – Особняк Кшесинской – это яркий пример именно питерского модерна. Ко мне приезжает гость из Москвы, где модерн свободен от любых влияний, и не понимает, почему это называется модерном. Сплошные классические элементы. На самом деле это черта питерского модерна, когда классика оказывает огромное влияние на неклассический стиль. То же самое и с конструктивизмом. Ну, не признавали его и тогда, не признают и теперь. Спросите на улице у любого человека. И вы услышите: — Фу, какая гадость серая, снести немедленно, построить с портиком и с колоннами! Это в двух словах, если говорить об отношении Питера к авангарду 20-х и 30-х. На самом деле для города это проблема. Современная культура гибкая. Она не терпит закостенения. Вы в Нью-Йорке были? Будет шанс – хотя бы на несколько дней проведите в Нью-Йорке. Сравните: Париж более или менее толерантен к новой архитектуре, Лондон — ещё терпимее. А Нью-Йорк – не то что толерантен к современной архитектуре, он ей открыт. Это дух свободы, как ни банально это звучит, свободы творчества. Другое дело, там нет понятия ансамбля. Мы в 1991 году читали лекции в нескольких университетах в Штатах, в том числе, об архитектуре Петербурга. В Америке мы были в первый раз и никак не могли понять, почему слушатели не понимают то, о чём мы рассказываем. Большинство американцев, в том числе и архитекторов, понятия не имели, что за город Петербург. Мы столкнулись с парадоксальным явлением: французское слово «ансамбль», ключевое для Питера, в Америке не воспринимается применительно к архитектуре. Во всяком случае, в 1991 году пришлось объяснять эти азы. Возвращаясь к Нью-Йорку: ансамбль в нашем понимании создается этим архитектурным хаосом разных индивидуальных решений. Разных очень хороших проектов. В этом смысле, Питер – это противоположность Нью-Йорку. В Питере сам город важнее отдельных объектов. 
  • – Какие основные черты у конструктивизма? И питерского конструктивизма.
  • – Конструктивизм считается одной из ветвей функционализма. Функционализм основан на утверждении, что форма здания должна следовать за его функцией. Чтобы понять, что такое функционализм, можно почитать Ле Корбюзье. В его архитектуре сконцентрированы яркие признаки новой архитектуры: поднятые на опорах здания для освобождения земли под домом, плоская эксплуатируемая крыша, протяжённые горизонтальные окна. Эти черты определены новой строительной технологией — активное применение железобетона.Конструкция стала важным элементом архитектуры. Её не только перестали декорировать, напротив, она сама начала играть декоративную роль. Технология железобетона в 20-х в значительной степени диктовала эстетику таких вот ортогональных, прямоугольных серых железобетонных форм.Конструктивизм, хотя и разделяет идеи функционализма, подчёркивает приоритет конструкции в восприятии архитектуры. Здесь налицо главенство не функции, а конструкции. И во многом форма выявляла конструкцию. Мельников – чистый конструктивист. В его кинотеатре в Москве висят три консольных блока. Это честная архитектура. И снаружи зала и внутри видно, как эта конструкция работает. Если это консоль – всегда видно, что это консоль. Но это проще нарисовать, чем рассказать. Если, например, это лестничная клетка или лифтовая шахта, то на фасаде нет привычных маленьких окошек, а идет вертикальная полоса остекления. Если вы видите большое широкое окно, скорее всего, там за этим окном — одна большая комната. В классической традиции все декорировано, и не важно как и из чего это построено. Важна строгая структура фасадов, не важно что они скрывают. Главное — выглядеть и казаться. Это и есть в моем понимании классика. Улица Зодчего Росси — яркий пример, тут главное — парадность. С одной стороны — балетная школа, с другой административное здание. При этом фасады абсолютно одинаковые. Внутри полный структурный ад, можно легко заблудиться. Может быть окно у пола, окно у потолка — это не важно. Главное, как выглядит улица имперского города. В сталинской архитектуре — то же. Что станция метро, что кинотеатр – выглядят одинаково. А в конструктивизме — правда архитектуры, правда работы конструкции, правда сценария здания. Все очень логично. Железобетон ничего не закрывает. И на этом строится художественное восприятие. Эстетика железобетона. Конструктивисты только начали эту традицию.К сожалению, железобетон не живет долго. Чтобы он жил долго, за ним надо ухаживать, и строить не так, как в 20 годы. Тогда только начиналось развитие железобетона. Поэтому эти здания выглядят столь обшарпанными сейчас. И чтобы их реконструировать, нужно очень много усилий – больше, чем чтобы снести и построить что-нибудь, как сейчас говорят на градостроительном совете, «в Петербургском стиле». Что это за стиль такой..? Нет ответа.

Источник: https://les.media/articles/657756-leningradskiy-konstruktivizm

Геометрия и польза: восемь адресов конструктивизма в Петербурге

12:02, 03.12.2015

Как советская архитектура меняла городские окраины.

«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм», — писал Владимир Маяковский в своем очерке о французской живописи. Авангардистское направление в архитектуре, конструктивизм, принято называть советским явлением, которое настигло Россию в 1920-е годы и насаждалось как новое пролетарское искусство.

«Карповка» выбрала восемь адресов конструктивизма в Петербурге и рассказала, что в этих домах советской эпохи примечательного и как они меняли рабочие окраины.

Формы и фигура

В 20-е годы творцов захватили новые технологии, новые формы, в частности приемы геометрии. Считалось, что архитектура нового времени должна улучшать жизнь человека, служить ему, а не существовать для украшения. Стали появляться различные общественные постройки: фабрики-кухни, дома культуры, школы и универмаги.

В своей книге «Архитектура Ленинградского авангарда» историки архитектуры Борис Кириков и Маргарита Штиглиц пишут, что в Петербурге под госохраной находится около 80 зданий и комплексов этого стиля.

Строительство велось в основном в периферийных районах и в малой степени затронуло исторический центр.

Историки добавляют, что направление авангарда не получило должного общественного признания, воспринималось как нечто чужеродное.

— В Петербурге была очень сильна идея классики, старого города, — соглашается с ними архитектурный критик Мария Элькина, — поэтому конструктивизм часто накладывался на нее. Примеров чистого конструктивизма мало и он очень сдержанный. Здесь архитекторы не проявили себя так, как в Москве, столичных шедевров у нас нет.

Читайте также:  Набережная мойки санкт-петербурга - маленький поэтический уголок культурной столицы

Несмотря на то, что в тоталитарном СССР архитекторам не удалось полностью воплотить мечты о всеобщем равенстве и исключительной роли человека, который должен был нести конструктивизм, мастерам удалось сделать постройки более «дружелюбными» к простому человеку и преобразовать неблагоустроенные рабочие окраины.

Жилой комплекс на Тракторной улице (1925-27)

Первенец среди жилых массивов Ленинграда, названный в честь выпуска первых советских тракторов. 16 корпусов построили для рабочих, они должны были сформировать крупный общественный центр промышленного района. Для комплекса был характерен отказ от сплошной застройки, светлые зеленые дворы.

— Идея, что рабочий должен жить не где-то на чердаке, а в квартире, была прекрасна, — считает Мария Элькина.

— Многие, кто живет здесь, говорит, что дома неудобные, но они были более свободными и пространственными, чем в центре.

Если исключить неидеальный быт, то масштаб улицы удачен для современного города, потому что это небольшие дома, естественный ритм для человеческого глаза и большие зеленые площади.

Крестовский жилмассив на Морском проспекте, 29 (1931-33)

По мнению Марии Элькиной, этот жилмассив  —  «прорыв того, как архитекторы представляли жилье». Сейчас от всего комплекса осталось только одно, сильно искаженное здание. Критик полагает, что дом необходимо оставить как памятник, но как это сделать, сохранить форму с изменениями технологий или сохранить материалы, пока непонятно.

Школа имени 10-летия октября на пр. Стачек, 5 (1925-27)

Это первая школа, построенная в Ленинграде. Возводилась в едином комплексе с жилмассивом на Тракторной. Контраст прямоугольных и криволинейных объемов разной высоты и ритмичность фасада благодаря сгруппированным окнам отличают её от остальных зданий района.

Школу открыли  в десятую годовщину Октябрьской революции, а сейчас здесь лицей № 384 Кировского района.  В году войны здесь был военкомат, в окнах стояли зенитные орудия, но школа продолжала работать, несмотря на отсутствие света и воды.

ДК Горького на пл. Стачек, 4 (1925-27)

Один из символов молодой советской архитектуры, ключевое произведение раннего авангарда, по мнению историков архитектуры Бориса Кирикова и Маргариты Штиглиц. Суровая экспрессия, цельная композиция с огромным стеклянным экраном, разделенным пилонами. Дом оказал большое влияние на вид других домов культуры.

В 1937 году на выставке в Париже архитектор Александр Гегелло получил «Гран-При» за это здание.

ДК Ленсовета на Каменноостровском проспекте, 42 (1931-38)

Тут изначально планировали сделать большой вертикальный корпус в 46 метров высотой, который должен был доминировать над всем зданием. Но выстроили его лишь наполовину. Для здания характерна монументальность и театральная декоративность, переход к постконструктивизму, необычное объемное остекление.

— Дом Культуры — замечательная социальная идея, любой мог в своем районе провести время и отвести ребенка в кружок, — комментирует Мария Элькина. — Сейчас в новых районах везде строят торговые центры, что хуже действует на нервную систему, делает человека менее здоровым. Это идея ценная, я бы занималась ее возрождением.

Дом технической учебы на улице Ивана Черных, 4 (1930-32)

Дом технической учебы создавался для повышения квалификации рабочих. А с 1947 года здесь появился Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров.  Изначально проект предполагал более острые конструктивистские формы, но из-за сокращения  расходов пришлось сделать приемы более сдержанными.

Универмаг и фабрика-кухня Кировского района на пл. Стачек, 9 (1929-31)

Соединение торгового центра с гигантом общественного питания создавалось для обслуживания предприятий Московско-Нарвского промышленного района. Для здания характерно единство функциональных, технических и эстетических новаций, зрелый конструктивизм.

Борис Кириков и Маргарита Штиглиц выделяют смелую, динамичную композицию объекта, свободные сочетания крупных форм, резкую асимметрию частей, столкновение прямоугольных и округленных объемов, контраст бетона и стекла.

Кировский райсовет на пр. Стачек 18 (1930-35)

Вершина ленинградского авангарда, с точки зрения Кирикова и Штиглиц, динамика и мощная энергия, противоборство горизонталей и вертикалей, жестких и мягких объемов. По активной градоформирующей роли райсовет не имеет равных среди памятников конструктивизма.

С ними не соглашается критик Элькина: «Это здание грубовато, неправильно, гипертрофировано в пространстве: оно гигантское, несоразмерное с остальными постройками. Это вторжение в человеческую среду чего-то монструозного».

Ленинградский авангард закончился также резко и насильственно, как и начался, в 1930-х его прервало возвращение к классическим образцам и переход к сталинскому ампиру.

Карина Ивченко

Источник: https://karpovka.com/2015/12/03/266727/

Конструктивизм в Санкт-Петербурге

Конструктивизм в Санкт-Петербурге пр. Каменноостровский, д. 42 Петроградская

Дворец Культуры, созданный в 30-е годы прошлого столетия по проекту Владимира Мунца и Евгения Левинсона, представляет собой типичный образец советского архитектурного конструктивизма.

 пр. Стачек, д. 72 Кировский Завод

Легендарное культурно-историческое здание в Санкт-Петербурге — дворец Газа, построенный в середине 30-х годов прошлого века. Здание получило свое имя в честь рабочего, революционера, комиссара прославленного шестого бронепоезда Ивана Ивановича Газа.

 улица Рубинштейна, дом 7

В Санкт-Петербурге есть всё, даже «Слеза социализма». Но рачительная рука власти, похоже, собирается стереть её с лица города трёх революций.

 ул. Зои Космодемьянской, 7 Нарвская

Крупнейшие бани в Ленинграде построены в начале 1930-х годов. Название «Гигант» себя вполне оправдывает — на момент постройки это было самое крупномасштабное банное учреждение на 4000 посещений в день.

 наб. Карповки, 13 Петроградская

Иосиф Сталин без сомнения был талантливым организатором. А чем отличается талантливый организатор? Конечно же, заботой о кадрах! И эта забота проявилась в том числе и в архитектуре так называемых «сталинок».

 пр. Стачек, д. 5 Нарвская

Здание школы возводилось, как не сложно догадаться, в 1927 году в разгар советской эпохи. Вид сверху — это символическое изображение серпа и молота. Это здание стало первым из подобных в Ленинграде.

 пр. Медиков, 5 Петроградская

В комплексе заводских зданий выделяются административный и цеховой корпуса, построенные в 1929-35 годах в стиле конструктивизма по проекту замечательного зодчего, художника, историка архитектуры Н.Е. Лансере. «Ленполиграфмаш» — это история страны, история нашей культуры, от первых отечественных печатных станков до современных цифровых устройств.

 Московский пр., 129 Московские Ворота

Здание Московского райсовета — великолепный образец конструктивизма, построенный в 1930-1935 годах.

 просп. Стачек, д. 9 Нарвская

Кировский универмаг — один из старейших больших магазинов города. Он был построен ещё в 30-е годы XX века и изначально носил название «Дом кооперации и фабрика-кухня Кировского района».

 пр. Стачек, 18 Нарвская

Великолепное здание в стиле конструктивизма, внушительное и оригинальное, является работой архитектора Ноя Абрамовича Троцкого. Здание возводилось в довоенные годы, в 1931-34, и стало первым общественным центром в Ленинграде.

Источник: https://KudaGo.com/spb/activity/constructivism/

Конструктивизм: родом из СССР. Стиль в архитектуре

Конструктивизм  — новое направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве,  зародившееся  в начале 1930-х годов в СССР.

Это течение является одним из направлений нового авангардного пролетарского искусства. Подтверждение нашей прямой причастности к формированию данного направления мы можем найти в цитате русского поэта В.В.

Маяковского:
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства –  конструктивизм».

Что же такое Конструктивизм, и какие цели были у его последователи?

Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение.

  Большинство последователей конструктивизма настаивали на отказе от излишеств. Такова идеология утилитаризма (от лат.

utilitas — польза, выгода), согласно которой любой поступок определяется полезностью, в нашем случае архитектура приобрела образ «производственного искусства».

Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Фото с сайта: https://rampages.us

Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Реклама 1923 года. Фото с сайта: 04 http://www.anywatch.ru

Родоначальники конструктивизма

Советские художники и архитекторы использовали  термин «конструктивизм» ещё в 1920 году.

Одними из родоначальников конструктивизма были Александр Родченко (советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино) и Владимир Татлин (советский живописец, график, дизайнер и художник театра) – автор знаменитой башни Татлина (проект  Башни III Интернационала).

Официально термин «конструктивизм» смогли наблюдать в книге советского художника и теоретика искусства Алексея Михайловича Гана, которая носила одноименное название — «Конструктивизм».

Конечно, как и любое возникающее течение в искусстве, конструктивизм проявился и в других странах. Ярким примером и предвестником зарождения нового направления в архитектуре явилась Эйфелева башня, построенная в 1889 году для Всемирной выставки в Париже. В ней сочетаются элементы модерна и оголенного конструктивизма.

Проект  Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Фото с сайта: http://www.architime.ru

Проект  Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде после победы Октябрьской революции 1917 года. Фото с сайта: http://muvtor.btk.ppke.hu

«Летатлин» — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер. Концептуальное произведение искусства Владимира Татлина, осуществлённое им с бригадой помощников в 1929—1932 годах. Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации, Монино. Фото с сайта: http://poznamka.ru

Конкурсы и идеи творческих объединений

Когда Москва начала восстанавливаться после Гражданской войны, в 1922– 1923-х начали проводиться первые архитектурные конкурсы, в которых принимали участие такие архитекторы, как Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и другие. Все они начали свой путь до революции. Конкурсы велись на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос».

Братья Веснины. Конкурсный проект Дворца труда в Москве. Фото с сайта: http://img-fotki.yandex.ru

Братья Веснины. Конкурсный проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда». Фото с сайта: http://old.togdazine.ru

Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Архитектор Констнтин Мельнтков. Фото с сайта: http://www.architime.ru

Некоторые проекты сочетали в себе идеи, которые впоследствии легли в основу новых творческих объединений. Среди специалистов произошло разделение на конструктивистов и рационалистов.

Ключевым отличием одного течения от другого стало восприятие строений человеком: конструктивисты уделяли большое внимание функции будущего здания, в то время как рационалисты считали функцию второстепенной и стремились определить и учесть психологические особенности восприятия.

Конструктивисты стремились увеличить роль архитектуры в жизни человека, отказывались от классических декоративных элементов. Характерные особенности конструктивизма – строгость, лаконичность форм, отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания.

Будущие строения подвергались тщательному анализу, который выявлял особенности предстоящей эксплуатации зданий. Функциональную схему сооружения использовали в качестве основы композиции. Смотря на постройки конструктивизма, мы можем наблюдать чистые линии, динамику простых конструкций, сочетания вертикалей и горизонталей строения.

Расцвет конструктивизма и его последователи

Конструктивизм принёс нашей стране огромное количество талантливейших архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья – архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, впервые заявившие о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве.

Проект Весниных объединял в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего облика тенденциям современности, а также предполагал использование новейших строительных материалов и конструкций. Проект завоевал третью премию.

Братья Веснины совместно с их ближайшим соратником Моисеем Гинсбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в состав которого вошли ведущие конструктивисты.

В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод,  когда форма здания полноценно соответствует функции. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации: ОСА борются против “превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство без постижения сущности”.

Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://files.vm.ru

Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://c.izvestiacontent.ru

Все перспективные архитекторы того времени находились в рядах ОСА: братья Голосовы, Иван Леонидов (талант Леонидова признавал Ле Корбюзье, но, к сожалению, его проекты так и не увидели жизни), Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивизм применяется в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Читайте также:  Лицей пушкина, друзья пушкина в лицее

Функциональный метод воплотился в домах-коммунах, которые строились по принципу Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья».

Дом культуры имени С. М. Зуева архитектора Ильи Голосова. Фото с сайта: https://pastvu.com

Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://tehne.com

Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://s13.stc.all.kpcdn.net

Интересно заметить, что крупнейшим центром конструктивистской застройки в Советском Союзе стал Харьков, который был столицей Украины в 1919 – 1934-х годах. Конструктивизм воплотился в ансамбле харьковской  площади Свободы со зданием Госпрома, являющимся доминантой всей композиции.

Харьковский Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер 1928 год. Фото с сайта: http://stroyobzor.ua

Противники нового течения

Конечно же, далеко не всем было по нраву подобное течение в архитектуре и искусстве.

Даже в то время как конструктивизм и новаторские течения господствовали, им противостояли «консерваторы», которые пытались вернуть себе право использовать в проектировании классические традиционные формы, продиктованные великолепными постройками античной Греции и Рима.

Стойкими поборниками функционального метода были ленинградский архитектор и историк архитектуры Иван Фомин и ярый поклонник эпохи Ренессанса –  московский архитектор Иван Жолтовский.

Дом правительства в Минске. Архитектор Иосиф Григорьевич Лангбард 1930—1934 гг. Фото с  сайта: http://poznamka.ru

Дом культуры им. И. В. Русакова. Архитектор Константин Мельников. Фото с сайта: http://www.makarovalv.ru

Смена приоритетов

С изменением ситуации в стране меняются и взгляды на искусство. После того как новаторские и авангардные течения подверглись критике, в конце концов они пали жертвами противостояния и оказались под запретом, как буржуазные.

Конструктивизм сменили пышные формы тотального барокко и надменный сталинский неоклассицизм. Теперь в СССР боролись с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», со всем, что до этого так восхвалялось конструктивистами.

Дворцы же и избыточность в стиле Людовика XIV стали отвечать требованиям и желаниям пролетариата.

Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости, до конца дней влачили жалкое существование. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре,  создали и воплотили в жизнь интересный проекты. Веснины тоже принимали участие в развитии творческой жизни СССР, но сила былого авторитета была утрачена.

Переход от конструктивизма к сталинскому ампиру называют постконструктивизмом. Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 –  1941-е года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были перепроектированы и дополнены декоративными элементами.

Думаю, что мы ещё не раз будем возвращаться к теме конструктивизма, рассказывая об известных архитекторах, внёсших огромный вклад в развитие внешнего облика нашей страны.

Типография журнала «Огонёк». Архитектор Эль Лисицкий. Фото с сайта: http://dic.academic.ru

Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова. Фото с сайтов: http://novostimira.net, http://simplr.ru

Заглавное фото:  рисунок Якова Чернихова из его книги «101 архитектурная фантазия». Фото с сайта: http://2.bp.blogspot.com

Источник: https://porusski.me/2016/10/30/064-vpervye-iz-sssr-konstruktivizm/

Конструктивизм

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930-х годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм, как и функционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура».

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Функциональный метод — есть теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926—1928 гг.), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности.

Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соотвествует функции). На этой волне происходит борьба конструктивистов против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности.

Так, нападкам подвергся архитектор Г. Бархин, создавший известный Дом «Известий».

В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА. В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Голосовы, И.Леонидов, М. Барщ, В. Владимиров.

Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца.

Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы. Сам Ле Корбюзье называл Леонидова «поэтом и надеждой русского конструктивизма».

Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны.

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.

В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам.

Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого.

В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.

Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды.

Источник: http://artishock.org/style_a/konstruktivizm

Ленинградский конструктивизм

Основная статья: Авангард в архитектуре Ленинграда

Профилакторий Кировского района

Изящный до вычурности модерн не выдержал испытания суровыми реалиями войны: после 1914 года такие здания почти не строятся.

В противовес ему в послевоенной Голландии и Германии возникает (не без влияния американской архитектуры) и повсеместно распространяется жесткий, эпатирующий функционализм.

Этот термин опять-таки не прижился в Советской России, а сходные течения получили названия: в Москве рационализм, в Петрограде конструктивизм.

Оба эти направления могут быть отнесены к архитектурному авангарду, отрицающему всякую связь с предшествующими течениями и провозглашающим отказ от классических канонов, упрощение форм, смелое реформирование пространства.

Такой поворот как нельзя кстати подходил молодым нигилистам первого послереволюционного времени.

К тому же были и экономические причины резкого отказа от модернистской и классической архитектуры: частный заказчик практически исчез, а городской бюджет, едва сводивший концы с концами, был не в состоянии финансировать архитектурные изыски.

Основой новой архитектуры стал функциональный подход, провозглашавший примат функционального содержания здания над его формой: всё должно идти от функциональных задач, стоящих перед архитектором (в этом конструктивизм, возможно, неосознанно, был солидарен с модерном).

Это действительно привело к возникновению ряда интересных пластических решений. Проекты зданий отличались лаконичностью форм, геометрической чёткостью, подчёркиванием несущих конструктивных элементов.

Стилистика конструктивизма хорошо подходила для новых видов строений: многоквартирных домов-коммун, общественных зданий (домов и дворцов культуры, рабочих клубов, универмагов), учреждений и особенно для промышленных строек.

Среди жилых домов Ленинграда, построенных в стиле конструктивизма, выделяются две условные категории: «дома для специалистов» и «дома для рабочих», характеристики которых значительно отличались. Пример дома для специалистов: Каменноостровский проспект, 55.

В рабочих кварталах строились кирпичные дома с деревянными перекрытиями в 2-4 этажа без ванных комнат.

Такие дома можно встретить вокруг площади Культуры, в районе Оборонной и Тракторной улиц, в районе пересечения проспекта Обуховской обороны и проспекта Елизарова, на Кондратьевском проспекте, 40.

К характерным памятникам ленинградской архитектуры, выполненным в конструктивистском стиле, относятся здание школы им. 10-летия Октября (1925—1927 годы, архитекторы А. С. Никольский и А. В.

Крестин, проспект Стачек, 5/2), Институт народов Севера (1930—1932 годы, И. И. Фомин, проспект Стачек, 30), Дворец культуры имени И. И. Газа (1930—1935 годы, А. И. Гегелло и Д. Л.

Кричевский, проспект Стачек, 72), Профилакторий Кировского района (1928—1933 годы, Л. В. Руднев, О. Л. Лялин, И. И. Фомин, улица Косинова, 19/9) и др.

Постконструктивизм

Основная статья: Постконструктивизм

В 1930-е годы бунтарство и аскетизм конструктивизма перестали быть нужными государству победившего пролетариата. Период 1932-1936 годов иногда называют «Постконструктивизмом», он характеризует переходный период к монументальной пропаганде сталинского периода.

Наряду с элементами конструктивизма появляются арки, карнизы, лоджии, колонны. В Петербурге такие здания редки; можно привести в пример Фрунзенский универмаг (1934-1938 годы, архитекторы Е. И. Катонин, Л. С. Катонин, Е. М. Соколов, К. Л.

Иогансен, Московский проспект, 60), здание ОГПУ-НКВД («Большой дом»), 1931—1932 годы, архитекторы А. И. Гегелло, А. А. Оль, Н. А. Троцкий с участием Н. Е. Лансере, Ю. В. Щуко, А. Н. Душкина и др.

), а также здание бывшего Гидрометеорологического техникума (ныне Санкт-Петербургский финансово-экономический колледж) на Съезжинской улице, 15-17, построенное в 1938 году.

Советский монументализм

Основная статья: Сталинская архитектура

Дом Советов в ансамбле Московской площади

Примерно с 1932 года новаторский конструктивизм, как теоретически и идейно обусловленный стиль, исчезает с архитектурной арены.

Правда, большое количество зданий и этого, и более позднего периода можно условно отнести к конструктивистским, но это скорее отсутствие стиля, как такового, при максимальном упрощении внешнего облика и максимальной экономии внутреннего пространства.

Другие же здания того времени, в которых прослеживается определённая стилистика, создавали красивую витрину нового социально-экономического строя, называемую сейчас «Сталинской архитектурой», «монументальным классицизмом», «Сталинским ампиром», «Сталинским неоренессансом» и т. д.

Однако этот стиль сложно отнести к очередной инкарнации классицизма или Возрождения, хотя бы потому, что во многих зданиях отсутствовали такие характерные признаки классики, как ордера. Часто этот стиль называют «эклектизмом», в отличие от более ранней эклектики, и датируют довольно чётко: между 1932 и 1955 годами, с перерывом на Великую Отечественную войну.

Отличительными чертами стиля являлись преимущественно крупные архитектурные формы, включая целые ансамбли, частое применение различных архитектурных ордеров, богатая по тому времени наружная отделка с барельефами, скульптурами, рустикой, наличниками, применение бетона, металла, натурального камня. В официальных зданиях предусматривалась богатая отделка интерьеров, в жилых домах — улучшенная планировка, наличие всех инженерных систем.

Одними из первых в Ленинграде в этом стиле начинают строиться жилые и общественные здания: жилой дом работников Союзверфи (1932—1934 годы, архитекторы И. А. Меерзон, З. О. Брод, В. М. Черкасский, ул.

Декабристов, 29); жилой дом Главсевморпути «Дом полярников» (1935 год, архитектор А. В. Сивков, ул. Восстания, 53), здание школы № 196 (ныне детский сад № 88, 1935 год, архитекторы А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский с участием Е. Г.

Груздевой, Моховая улица, 19) и др.

Однако наиболее выразительными памятниками эпохи являются Дом Советов (1936-1941 годы, архитекторы Н. А. Троцкий, Я. Н. Лукин, М. А. Шепилевский и др.

, Московский проспект, 212) и другие здания на Московском проспекте; комплексы зданий на проспекте Стачек, например, Здание Кировского райсовета (1930—1935 годы, архитектор Н. А. Троцкий, проспект Стачек, 18); Дом специалистов (1930-е годы, архитекторы Б. Р.

Рубаненко, О. И. Гурьев, проспект Стачек, 9) и др. Ещё более пышно расцвели монументальные здания в послевоенное время.

Источник: https://stydopedia.ru/2x72a6.html

Ссылка на основную публикацию