Гидроэнергетик генрих графтио

Генрих Графтио, нашедший выход из угля

Российский и советский инженер Генрих Графтио пришел в гидроэнергетику из железных дорог. В том, что сейчас паровоз можно найти разве что в музее, его огромная заслуга.

Девятнадцатый век можно назвать веком угля. В середине века уголь произвел революцию в транспорте, паровозы и пароходы заменили конную и парусную тягу, и долгое время он казался незаменимым.

Однако с развитием техники стало очевидно, что возможности паровоза ограничены такими свойствами угля, как его вес, и техническими характеристиками паровых машин, не позволявших достигать высоких коэффициентов полезного действия.

Требовалась новая революция – электрическая.

Генрих Графтио первоначально заинтересовался как раз возможностью замены угля на железных дорогах – в конце девятнадцатого века он учился в Петербургском Институте Корпуса инженеров путей сообщения, и в процессе учебы пришел к выводу о необходимости изучения электроэнергетики. Ради этого он несколько лет работал в Европе и США, и вернулся оттуда убежденным революционером – но не социальным, а технологическим.

Первыми его проектами стали планы электрификации железных дорог Северного Кавказа. Дело в том, что гидроэнергетическая наука того времени занималась в первую очередь горными реками, где перепад высот значителен. Поэтому первая сравнительно крупная ГЭС в России появилась на горной реке Подкумок неподалеку и называлась «Белый уголь». Название прямо указывало, чему она идет на смену.

Но по настоящему широко раскрылся талант Генриха Графтио на севере, в близких к Петербургу губерниях. Двухмиллионная столица империи была далека и от промышленных запасов угля, и от гор.

И все это – в условиях вероятной войны с Германией, когда могли быть перерезаны пути поставок английского угля, заняты противником польские угольные шахты, мобилизованы донецкие шахтеры.

Поэтому Генрих Графтио начинает заниматься проектированием ГЭС на равнинных реках и в первую очередь на близких к Петербургу Волхове, Свири и Вуоксе.

Две революции 1917 года нарушили многие планы, но не изменили ни географических, ни технологических условий – Петрограду по-прежнему нужны были местные источники энергии, и Генрих Графтио оказался как раз тем человеком, который эти источники мог «запрячь».

Его талант был востребован новой властью при подготовке плана ГОЭЛРО, и он, несмотря на кратковременный арест в 1921 году, довел свои главные проекты до реализации.

Значителен его вклад и в науку – так, Нижне-Свирская ГЭС оказалась первой в мире крупной станцией, плотина которой была построена не на скальном основании, а на мягких грунтах, для чего потребовалось применить несколько новаторских технических решенией.

Созданная им Волховская ГЭС оказалась жизненно важной для энергоснабжения Ленинграда во время блокады. Сам же создатель в годы войны работал главным инспектором наркомата электростанций.

Несмотря на возраст – Генриху Осиповичу было уже за семьдесят, он был старше Ленина – академик продолжал строить гидроэлектростанции в Средней Азии и готовить новые кадры гидроэнергетиков.

Ученики Графтио стали авторами «золотого века гидроэнергетики» в пятидесятые и шестидесятые годы, когда создавалась Единая энергосистема СССР и паровозы действительно стали уступать свое место на рельсах электровозам.

Генрих Графтио – один из двух отечественных гидроэнергетиков, о котором снят полнометражный биографический художественный фильм (в 1979 году главного героя «Инженера Графтио» сыграл Анатолий Папанов). Кто был вторым? Об этом мы напишем чуть позже.

Источник: http://hydro1945.ru/sobytiya/genrih-graftio-nashedshiy-vyhod-iz-uglya

Гидроэнергетика в лицах

Иван Гаврилович Александров родился в Москве 20 августа 1875 года.

В 1885 году родители Ивана Гавриловича определили его в Московское реальное училище. В юности будущий инженер подрабатывал частными уроками, два года он работал слесарем [1,4].

В 1894 году Иван Гаврилович окончил реальное училище и поступил в Московское техническое училище (современное МВТУ им. Н.Э. Баумана).

В 1896 году, будучи студентом третьего курса Технического училища, Александров увлекся мостостроением.

Затем в 1898 году Иван Гаврилович перешел в Московское инженерное училище, переименованное через несколько лет в Московский институт инженеров ведомства путей сообщения.

Теоретический курс И.Г. Александров окончил в 1901 году. Практику он проходил на строительстве Оренбургско-Ташкентской дороги.

В 1903 году студент вернулся в Москву. По возвращении он представил подробный отчет о выполненных во время практики работах и после защиты получил диплом об утверждении его в звании инженера-строителя.

После этого молодой инженер уехал опять в Среднюю Азию, где в течение 1904 года работал в Управлении участка строительства Оренбургско-Ташкентской дороги, находившемся на станции Туркестан.

Спустя год Иван Гаврилович оставил работу на строительстве, вернулся в Москву и начал работать под руководством профессора Евгения Оскаровича Патона над проектированием больших мостов.

В 1906 году в связи с голодом в Тамбовской губернии были организованы массовые общественные работы. И.Г. Александров получил назначение руководителя всеми работами.

В 1909 году Иван Гаврилович был приглашен Петербургским металлическим заводом на должность старшего инженера по проектированию Финляндского моста через Неву. По окончании проекта он руководил постройкой этого моста.

В этот же год И.Г. Александров был избран преподавателем по мостам Женских политехнических курсов в Петербурге, через год он одновременно начал преподавать строительную механику и руководить дипломным проектированием разводных мостов в Петербургском технологическом институте. В 1911 году ученый был избран профессором по курсу статики сооружений Женских политехнических курсов.

Затем инженер становится руководителем изыскательских партий в Туркестане. Изыскательские работы в бассейне Сыр-Дарьи дали материал для разработки проекта орошения полумиллиона гектаров земель Юго-восточной Ферганы. Этот проект был выполнен И.Г. Александровым в 1918 году.

Иван Гаврилович совместно с профессором Г.Г. Кривошеиным составил проекты мостов: через Волгу у г.Старицы пролетом в 160 м и конкурсный проект Бородинского моста в Москве.

В 1912 году Иван Гаврилович Александров был приглашен на работу в Отдел земельных улучшений Министерства земледелия. В это же время ученый выполнил эскизный проект типовой гидроэлектрической станции, предназначаемой для сооружения на перепадах ирригационных каналов.

В 1918 году И.Г. Александров переехал из Петрограда в Москву и поступил в Главный комитет государственных сооружений ВСНХ. Иван Гаврилович сначала заведовал Отделом проектов Водного управления, а затем он стал председателем Экономическо-технического совета и Водной секции Финансово-экономического совета.

В 1920 году Иван Гаврилович был избран профессором инженерно-мелиоративного факультета Межевого института. Здесь он читал два курса: «Регулирование водного стока» и «Мосты».

Как член комиссии ГОЭЛРО И.Г. Александров вначале 1921 года вошел в состав комиссии по экспертизе гидротехнических сооружений на Волхове и Свири.

Принимая активное участие в создании Волховской и Свирской гидроэлектрических станций, ученый одновременно разрабатывал проект Днепрогэс.

В январе 1921 года была создана проектно-изыскательская организация Днепрострой для разработки проектов всех сооружений на Днепре, которую возглавил Иван Гаврилович.

Профессор принял большое участие в важнейшем государственном мероприятии – экономическом районировании своей страны. Вопросы экономического районирования СССР рассматривались на заседании Совета Труда и Обороны, проходившем в начале ноября 1921 года под председательством Владимира Ильича Ленина. На этом заседании докладчиком был И.Г. Александров.

С 1922 года инженер работал одновременно в Госплане.

Читайте также:  Смольный институт благородных девиц в санкт-петербурге

С 1925 года Иван Гаврилович руководил кафедрой гидравлики электропромышленного факультета Московского института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова.

Он также состоял профессором Московской сельскохозяйственной академии имени К. Тимирязева на кафедре регулирования стока рек.

Талантливый ученый во время педагогической деятельности разработал систему преподавания по курсу «Регулирование водного стока».

В 1929 году институт «Гипровод» под руководством академика приступил к изучению использования энергетических ресурсов Ангары.

Б.Е. Веденеев считал, что все проекты, связанные с именем И.Г. Александрова, позволяли создать «жемчужины гидроэнергетики Союза» [1].

За создание и пуск Днепровской гидроэлектростанции в 1932 году Иван Гаврилович был удостоен высшей награды страны – ордена Ленина [1].

Энергичный инженер вместе с группой своих сотрудников спроектировал на Чирчике каскад гидроэлектрических станций. Чирчикская ГЭС была одной из первых в Средней Азии, создаваемых Советским правительством, ученый считал строительство ее особенно серьезным и ответственным.

В 1932 году И.Г. Александров был избран в действительные члены Академии наук СССР.

С 1933 года Иван Гаврилович заведовал кафедрой использования водной энергии в Московском высшем строительном институте Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР.

Многолетняя работа академика Александрова в Госплане СССР в 1936 году была отмечена орденом Трудового Красного Знамени.

Иван Гаврилович Александров был действительным членом Академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина.

Он вел большую работу как член Научно-технического совета Наркомата путей сообщения, член Коллегии Наркозема, консультант Госплана по вопросам электрификации, член Совета Всесоюзного научного инженерно-технического общества и член Президиума Всесоюзной ассоциации работников науки и техники для содействия социалистическому строительству [1].

Инженер И.Г. Александров был представителем СССР в Международной комиссии по большим плотинам и получил всемирное признание [2].

В 1936 году награжден орденом Трудового Красного Знамени в связи с 15-летием Госплана СССР [1].

2 мая 1936 года Иван Гаврилович скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище [1,3].

Список использованных источников

Источник: http://www.hydromuseum.ru/ru/encyclopedia/faces?letter=%D0%93

Генрих Осипович Графтио

Выдающийся российский инженер и ученый-энергетик, один из пионеров отечественного гидроэнергостроительства. Директор ЛЭТИ (1924-1925).

[26.12.1869, Двинск (ныне Даугавпилс) – 30.04.1949]

Преподавал в ЭТИ-ЛЭТИ (1907-1949). Профессор (1921), академик АН СССР (1932).

Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (1892) в Одессе, институт инженеров путей сообщения (1896) в Санкт-Петербурге.

Стажировался (1896-1899) в Италии, Франции, Швейцарии, США.

Разработал (1900-1904) проект первой в России железной дороги с электрической тягой, проекты ГЭС на реках Кавказа (1900-1904), на Вуоксе (1905) и Волхове (1910-1911). Обосновал возможность строительства ГЭС на  равнинной местности.

Как главный инженер строительства трамвая в Санкт-Петербурге лично вел 16 сентября 1907 года первый вагон по Невскому проспекту.

В 1917-1919 годах – руководитель отдела электрификации Наркомата путей сообщения, член Центрального электротехнического совета, возглавляемого в 1917-1919 гг.  П. С. Осадчим, и член комиссии по разработке плана ГОЭЛРО (1920). В 1938-1947 гг. – главный инспектор наркомата электростанций по гидростанциям.

Участвовал в проектировании практически всех строившихся в СССР ГЭС: главный инженер (1921-1927) строительства Волховской ГЭС (работы были начаты  в 1917 г.) и Нижнесвирской ГЭС, в 1927-1937 начальник и главный инженер Свирьстроя.

Начиная с 1899 г. , публиковал в журнале «Электричество» и других изданиях статьи по вопросам генерирования, передачи и потребления электроэнергии с комплексным технико-экономическим анализом различных аспектов электроэнергетики.

Преподаватель ЭТИ-ЛЭТИ по гидротехническим сооружениям и электрификации железных дорог. Основал отечественную школу гидроэнергетиков-строителей (И. В. Егиазаров, А. А. Смуров, Р. А. Лютер и др.).

Ввел курс и заведовал кафедрой «Электрификации железных дорог» (1919-1930), заведовал кафедрой «Центральные электростанции» (1945-1949). Привлекал преподавателей и студентов к проектированию и строительству первых ГЭС.

В послевоенные годы, являясь действительным членом АН СССР.

Генрих Осипович обращал особое внимание на развитие ЛЭТИ как института комплексной электротехники,  активно содействовал расширению материальной базы ЛЭТИ, обоснованию необходимости финансирования строительства для института новых учебных корпусов, общежития для студентов, жилого дома для профессорско-преподавательского состава.

Награжден Орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

В его честь на зданиях, где он жил в 1914-1949 гг. (пр. Добролюбова, 15), учился в 1892-1896 гг. (Московский пр., 9) и  работал в 1907-1949 гг. (Аптекарский пр., 3) установлены мемориальные доски. Именем Г. О. Графтио названы Нижнесвирская ГЭС и улица в Санкт-Петербурге.

Источник: http://www.eltech.ru/ru/universitet/istoriya-universiteta/nasha-gordost/genrih-osipovich-graftio

Графтио Генрих Осипович | Музей истории «Силовых машин»

Генрих Графтио родился 26 декабря 1869 года в городе Даугавпилс в семье железнодорожника, потомка дворянского рода из Нидерландов. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе и Петербургский институт Корпуса инженеров путей сообщения.

После окончания учебы молодой специалист уехал на стажировку за границу. На крупнейших заводах Европы и США он ознакомился с новейшими образцами парогенераторов, турбин, электродвигателей.

По возвращении в Россию Графтио начал активную деятельность, направленную на ускоренное развитие отечественной гидроэнергетики и электрификацию железных дорог. Графтио спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге по нескольким маршрутам.

Первая линия протяженностью чуть более двух километров была открыта 29 сентября 1907 года. В 1907–1911 годах составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, а также ГЭС в Волхове (1910–1911 годы).  

С 1907 года Графтио преподавал в Петербургском (Ленинградском) электротехническом институте (с 1921 года — профессор). Член комиссии по разработке плана ГОЭЛРО, непосредственно руководил секцией по электрификации Кавказского района и секцией транспорта. 

В 1912 году вместе с инженером Е. Палицыным по заказу Российского государственного управления внутренних водных путей разработал проект гидроэлектростанции на Петропавловских порогах реки Волхов для снабжения энергией столичного железнодорожного узла.

Но из-за вмешательства «Общества электрического освещения 1886 года», снабжающего Петербург электроэнергией от своей тепловой станции, и опасавшихся негативных последствий возведения плотины землевладельцев воплощение проекта было отложено на неопределенный срок.

Убытки для государства составили свыше 1 миллиона золотых рублей.

В 1917 году разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитэна» от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная в Петрограде.

После смены власти весной 1918 года Генрих Графтио возглавил Электрожелдор — управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны.

Через два года он стал одним из вдохновителей Комиссии государственной электрификации России, созданной под патронажем Ленина. 

Главное детище и гордость Генриха Графтио — Волховская ГЭС в Ленинградской области. В январе 1918 года по поручению Ленина Графтио составил смету Волховстроя.

14 июля 1918 года был вызван в Москву, в Совнарком, где под председательством Ленина рассматривался вопрос о Волховстрое. По личному указанию В.И.

Ленина в 1921 году возглавил строительство Волховской ГЭС, где еще с 1918 года работал помощником главного инженера, приостановленного в связи с Гражданской войной, и строительство Свирской ГЭС — Свирьстрой.

Читайте также:  Экскурсия в гатчину из санкт-петербурга

Возведение гидроэлектростанции длилось с перерывами восемь лет и было завершено в 1926 году. На ГЭС было установлено 8 турбоагрегатов суммарной мощностью 64 тыс. кВт. Четыре из них были изготовлены ленинградским заводом «Электросила», что ознаменовало начало развития отечественного гидроэнергомашиностроения.

Возведение крупнейшей ГЭС решило проблему энергоснабжения Ленинграда и области. Кроме того, благодаря созданному плотиной подъему уровня реки и постройке шлюза было обеспечено безопасное сквозное судоходство по реке Волхов на всем ее протяжении. 

Графтио был арестован 11 марта 1921 года Петроградской ЧК по «делу Свирьстроя», вместе со всем руководством Волховстроя, и освобожден как «крупный специалист» постановлением о «непричастности к делу» после личного вмешательства Ленина и Кржижановского.

Однако «делом Свирьстроя» был сорван весь строительный сезон 1921 года, строительство Нижне-Свирской ГЭС вновь началось в 1928 году и было закончено в 1933 году, в основном силами заключенных. Впервые в практике мирового гидростроительства был реализован опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах — девонских глинах.

Вопреки предложениям иностранных советников возводить плотину с глубоким заложением на кессонах для передачи упора на нижние слои грунта, Г.О. Графтио положил в основу строительства принцип распластанного основания, обеспечившего высокую эффективность и надежность сооружения.

Разработанная ученым технология строительства ГЭС на мягком грунте впоследствии позволила возводить такие сооружения на Волге и других реках.

Чудом Графтио удалось избежать «геноцида инженеров» 1937 года: Сталин не репрессировал, а перевел в систему Академии наук (иначе говоря, «сослал в науку») главных творцов плана ГОЭЛРО.

29 марта 1932 года, минуя все промежуточные ступени, действительными членами Академии наук СССР по отделению математических и естественных наук (гидроэнергетика) стали И.Г. Александров, Б.Е. Веденеев, А.В.

 Винтер и Г.О. Графтио.  

Все свои творения инженер посвящал неизменной музе — любимой жене Антонине Адамовне, которая всю жизнь трудилась в качестве его секретаря. Так, пуск и Нижне-Свирской, и Волховской ГЭС состоялись 19 декабря, в день их свадьбы. 

Генрих Осипович свободно владел английским, французским, немецким, итальянским и шведским языками. Выдающийся инженер, организатор производства, а с 1932 года и «промышленный академик», Графтио уделял большое внимание подготовке и формированию высших технических кадров.

Начиная с 1907 года и до конца своей жизни он преподавал в Петербургском (Ленинградском) электротехническом институте (Аптекарский пр., 3), с 1921 года был там профессором, а в 1924–1925 годах — директором. Умер инженер 30 апреля 1949 года в Ленинграде.

Похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.  

Источник: http://museum.power-m.ru/plants/elektrosila/museum/persony/1917-1945/graftio/

Первая советская гидроэлектростанция

Примерно в 130 километрах от Петербурга, на реке Волхов стоит первая советская гидроэлектростанция, которая стала первой крупной постреволюционной стройкой. Официальный торжественный пуск Волховской гидроэлектростанции состоялся 19 декабря 1926 года.

Мощность нового объекта в несколько раз превышала мощности всех гидроэлектростанций дореволюционной России. До начала Второй мировой войны Волховская ГЭС оставалась крупнейшей в Европе. Станция снабжала электричеством блокадный Ленинград, для чего по дну Ладожского озера был специально проложен кабель.

Даже сегодня гидростанция в Волхове поражает своими размерами и архитектурной эстетикой, поэтому прогулка по берегу древнего Волхова обязательно запомнится.

Адрес Волховской гидроэлектростанции: г. Волхов, ул. Графтио, д. 1.

Координаты GPS: 59.9125933511305, 32.3403045414307

На набережной нет специально оборудованных смотровых площадок, однако это не мешает полюбоваться на водосброс с плотины высотой 3-4 метра. Сама станция является стратегическим объектом. Попасть внутрь можно, только заказав заранее экскурсию.

История Волховской ГЭС началась за несколько лет до революции, когда петербургский инженер-железнодорожник Генрих Осипович Графтио в поисках дешёвой электроэнергии для Петрограда заинтересовался возможностью использования гидроэнергии областных рек. Он разработал детальный проект Волховской ГЭС ещё в 1910-1914 годах, однако у царского правительства ни денег, ни желания на стройку не нашлось.

Почти сразу после революции возможностями электрификации Петрограда заинтересовался лично Владимир Ильич.

Проект гидроэлектростанции на Волхове был представлен ему в 1918 году и был утвержден «в работу» почти сразу, оставалось только решить многочисленные проблемы финансирования, которое было очень затруднено из-за разрухи и Гражданской войны.

16 сентября 1921 года Волховстрой получает статус внеочередного строительства ввиду исключительной государственной важности: «Осуществление Волховской силовой установки признано не терпящим никаких дальнейших уклонений от срочного доведения до конца, сроком окончания работ признан конец 1924 года, даны категорические указания Наркомфину и Наркомпроду о бесперебойном и полном, в пределах производственной программы, снабжении строительства».

«Волховстрой, даёшь ток!».

Весть о первом грандиозном строительстве в новой республике разлетелась по стране с огромной скоростью и со всех её уголков в Волхов потянулись разнорабочие: ехали ярославские и костромские плотники, череповецкие землекопы, тверские каменщики, калужские кессонщики, ехали целыми артелями со своими инструментами: топорами, пилами, лопатами. Из Петрограда прибывали слесари, механики, электромонтёры. На Волховстрой съехались студенты и выпускники петроградских институтов. Численность рабочих в некоторые отрезки времени составляла больше 14 тысяч человек. «Число рабочих с 4 500 ч., бывших во второй половине 1921 г., возросло к маю 1922 г., до 8 000 ч., в июне до 10 000 ч. и в сентябре до 14 300 человек». Проблема заключалась лишь в том, что опыта работы на такого рода проектах ни у кого не было. Поэтому всю работу, начиная с изысканий и кончая наладкой смонтированного оборудования, приходилось выполнять почти наощупь, силами специалистов непосредственно на стройке. Все инженерные умы были брошены на решение задач непрерывного перепроектирования, в то время, как простые рабочие постоянно изобретали новые, совершенно невероятные устройства и оборудование, которое было необходимо для решения той или иной монтажной задачи.

Однако за конечным решением всех технических и производственных вопросов всегда стоял Генрих Графтио. В этом отношении неиссякаемая энергия, ясный ум и огромная работоспособность Генриха Осиповича сыграли чрезвычайно важную роль.

Чтобы иметь возможность постоянно размышлять над новыми наработками своих подчинённых, Графтио развешивал их по стенам своего кабинета. Когда принималось то или иное решения, соответствующие бумаги со стены исчезали, но их место подолгу не пустовало.

Кабинет он покидал лишь за тем, чтобы в очередной раз съездить в Москву, в Наркомфин, из которого, несмотря на все указания верховной власти, вместо зарплаты иногда присылали пламенный привет работникам Волховстроя. Графтио исключительно самолично ездил на заводы для согласования условий поставки оборудования.

Заказ всех турбин и первых генераторов был передан шведским заводам АSЕА, поскольку наши заводы ещё не были налажены. Оставшиеся четыре гидрогенератора были изготовлены уже Ленинградским заводом «Электросила» им. С. М. Кирова.

Весной 1922 года начались работы по сборке железобетонных кессонов под основанием здания. «Зимою же 1922—23 годов было приступлено к работам по примыканию плотины к левому берегу и по сооружению ледозащитной стенки, ограждающей аванкамеру от нанесения льда и плавающих предметов из реки».

Летом 1923 года вокруг здания будущей Волховской ГЭС стали возводить перемычку, однако из-за перебоев в денежном снабжении и вынужденной приостановки части работ, «к осеннему зажору не была закончена начатая летом перемычка, с речной стороны здания силовой станции», и весь котлован силовой станции со всеми прилегающими работами и сооружениями был в декабре 1923 г. затоплен.

Осенью того же 1923 года всё же удалось поставить на реке 10 кессонов, чтобы начать возведение самой станции. Весной 1924 из затопленного котлована было откачено и вычерпано 170 кубов воды с грязью и начались основные работы по бетонированию, правда, с опозданием от графика на три месяца.

В Европе в это время заканчивало работу специальное представительство по закупкам, состоящее из семи человек.

Читайте также:  Музей-дача пушкина в царском селе

На них лежала «вся громадная работа по наблюдению за изготовлением, испытаниям и приёмкам многочисленного и сложного электромеханического оборудования, по погрузкам и отправкам сего оборудования, по всем сношениям с фирмами и заграничными специалистами, а также по ведению технической и бухгалтерской отчетности. Означенная небольшая, но превосходная деловая заграничная организация Волховстроя доблестно всё время справлявшаяся со своей громадной задачей, пропустившая через себя всё электромеханическое оборудование, заказанное в Швеции на сумму свыше 11 500 000 шведских крон, при безукоризненном ведении отчётности не только на означенное оборудование, но и на оборудование, заказанное Волховстроем в Англии на сумму около 134 000 английских фунтов». 

На стройке все спешили и нервничали, ведь на станцию должно было прибыть первое оборудование, для которого требовались готовые опалубки. Учитывать приходилось и суровый характер самой реки.

Графтио впоследствии писал: «Громадное напряжение работ 1924 и 1925 годов, необходимо было последовательно и жёстко увязать с периодами зимних зажоров, и весенних ледоходов, и подъёмов воды 1924—25 г. и 1925—26 г., дабы не потерять каждый раз по целому году».

Для целей непрерывного бетонирования рядом с будущей ГЭС на Волхове в 1924 году был возведён специальный бетонный завод.

 «Необходимость производства бетонных работ в зимнее время потребовала оборудования бетонного завода паровым отоплением и специальными устройствами для предварительного прогрева горячим паром щебня, песка и воды. Пар подавался из котельной по соседству расположенной компрессорной станции. Кроме сего, самая кладка бетона на шлюзе, силовой станции и плотине велась в целой системе тепляков как в зиму 1924—25 г., так и в зиму 1925—26 г.».

В середине лета 1925 года по Волхову уже плыли первые баржи с рабочими колёсами турбин. Монтаж турбин и части шведских генераторов изначально пришлось вести в исключительно тяжёлых условиях, при неоконченных строительных работах по машинному залу и зимою 1925—26 г.

в суровых температурных условиях, «так как вполне закрыться от наружной температуры не было возможности. Однако, исключительное рвение и преданность делу как шведских монтёров, так и персонала Волховстроя, преодолели все трудности». Монтаж семи больших турбин и одной малой был закончен в июне 1926 г.

, монтаж 4 шведских генераторов — к декабрю 1926 г.

Объём только общестроительных работ, выполненных для сооружения Волховской гидроэлектростанции под руководством Генриха Осиповича Графтио, составил: 730 000 куб. м. земляных и скальных работ, бетона и железобетона было залито 234 000 куб. м. Также было смонтировано 8 000 тонн металлоконструкций и оборудования.

На выполнение основных работ было затрачено 14 миллионов рабочих часов.

Несмотря на сложность обстановки в стране, частые перебои в финансировании и снабжении, трудности обеспечения строительства необходимым оборудованием, отсутствие опытных кадров проектировщиков и строителей, всё же строительство развивалось успешно, и летом 1926 года был введён в эксплуатацию шлюз для непрерывного судоходства по Волхову, а осенью — и сама гидростанция.

Источник: https://chemodanus.ru/stories/pervaya-sovetskaya-gidroelektrostanciya/

Графтио, Генрих Осипович

10 сентября 2015 Оглавление:1. Графтио, Генрих Осипович

2. Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

Генрих Осипович Графтио декабря 1869, Динабург — 30 апреля 1949, Ленинград) — русский инженер-энергетик, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в СССР, академик АН СССР.

Биография

Графтио Г. О. родился 14 декабря 1869 года в городе Динабург в семье железнодорожника, потомка дворянского рода из Нидерландов.

Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе в 1892 году и Петербургский Институт Корпуса инженеров путей сообщения в 1896 году, с 1896 года по 1900 год изучал гидроэлектрические станции и электрические железные дороги в Европе и США.

В 1900—1917 годах проектировал и строил железные дороги, составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, ГЭС «Белый Уголь» на реке Подкумок, ГЭС на реке Вуоксе, на реке Малая Иматра, на реке Волхов, а также, по предложению городских властей Петербурга спроектировал и организовал движения электрического трамвая в Петербурге, открытое 29 сентября 1907 года маршрутом протяжённостью чуть более двух километров и продолженное позже ещё двумя созданными Графтио трамвайными линиями. Под его руководством была построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов.

С 1907 года преподавал в Петербургском электротехническом институте, с 1921 года профессор этого института.

В 1912 году вместе с инженером Е. Палицыным по заказу Управления внутренних водных путей разработал проект гидроэлектростанции на Петропавловских порогах реки Волхов для снабжения энергией столичного железнодорожного узла.

Но вмешательством «Общества электрического освещения 1886 года», снабжающим Петербург электроэнергией от своей тепловой станции, и опасавшихся негативных последствий возведения плотины землевладельцев, воплощение проекта было отложено на неопределённый срок.

В 1917 году разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитэна» от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная в Петрограде.

После смены власти, весной 1918 года года возглавил Электрожелдор — управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны.

Через два года стал одним из вдохновителей Комиссии государственной электрификации России, созданной под патронажем Ленина, и непосредственным автором разделов плана ГОЭЛРО «Электрификация и транспорт» и «Электрификация Кавказского района».

В начале 1921 года возглавил строительство Волховской ГЭС, где с 1918 года работал помощником главного инженера приостановленного в связи с Гражданской войной строительства.

Был арестован 11 марта 1921 года Петроградской ЧК вместе со всем руководством Волховстроя.

Освобождён как «крупный специалист» постановлением о «непричастности к делу» после личного вмешательства Ленина и Кржижановского.

В 1924—1925 годах — директор Ленинградского электротехнического института.

В 1927—1935 годах руководил строительством Нижнесвирской ГЭС, где впервые в практике мирового гидростроительства реализовал опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах, положив в основу строительства принцип распластанного основания.

Работу по сооружению гидроэлектростанций сочетал с научными исследованиями. Под его редакцией публиковались бюллетени, а также «Материалы по исследованию р. Волхова и его бассейна».

В 1938—1945 годах являлся главным инспектором по строительству гидроэлектростанций Наркомата тяжёлой промышленности СССР, затем Наркомата электростанций и электропромышленности СССР и Наркомата электростанций СССР.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов занимался эвакуацией в Среднюю Азию и вводом в строй энергетического оборудования.

Вернувшись в Ленинград активно участвовал в процессе восстановления энергетического потенциала города.

Умер 30 апреля 1949 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.

Источник: http://www.opklare.ru/m/graftio_genrih_osipovich

Ссылка на основную публикацию