Федоровский собор в санкт-петербурге

Феодоровский собор

Феодоровский собор Санкт-Петербурга – действующий храм Русской православной церкви. Построен он был в начале прошлого века, а реконструирован всего несколько лет назад. Для верующих это еще и один из символов Северной столицы, переживший годы забвения во времена советской власти. Но обо всем по порядку.

История Феодоровского собора

В 1613 году на российский престол взошел Михаил Федорович Романов, потомки которого руководили страной непосредственно до момента октябрьского переворота и захвата власти большевиками.

Трехсотлетие правления августейшей династии приходилось как раз на время царствования Николая II.

Последний российский император и решил ознаменовать приближающееся торжественное событие строительством собора в честь Феодоровской иконы Божией матери.

Решение о возведении храма было принято в 1907 году. Из множества различных проектов, подготовленных архитекторами, специально созданная конкурсная комиссия выбрала вариант, предложенный С. С. Кричинским. Местом для строительства была выбрана территория вблизи Николаевского вокзал, где до этого располагалось подворье Феодоровского монастыря, принадлежавшего Нижегородской епархии.

Работы проводились за счет всенародных пожертвований. Завершить возведение собора удалось как раз в 1913 году, когда и праздновалось трехсотлетие царствования династии Романовых. Построенный храм имел пять куполов и был рассчитан на одновременное присутствие в его стенах трех с половиной тысяч прихожан. В высоту он достигал сорока восьми метров.

По своей архитектуре Феодоровский собор в Санкт-Петербурге напоминал храмы Ростова на Дону и Ярославля, построенные в шестнадцатом – семнадцатом веках. Большевики, пришедшие к власти в результате октябрьской революции, старались искоренить православную веру. Повсеместно они закрывали соборы и монастыри. Не обошла эта участь и храм Феодоровской иконы богородицы.

В 1932 году приход закрыли, купола снесли, а в самом здании,  где раньше проходили богослужения, организовали производство молочной продукции. Внутри была выполнена полная перепланировка, а снаружи  появились неблаговидные пристройки. Лишь в 1993 году молокозавод перебазировали в другое место, а храм стали активно восстанавливать. На полную реставрацию ушло фактически 10 лет.

Весь комплекс работ удалось завершить к 2013 году. Храм Феодоровской иконы Божией матушки вновь открылся для прихожан спустя ровно век с момента своего изначального возведения. При этом отмечалось, что с момента воцарения на российском престоле первого представителя династии Романовых прошло как раз четыре сотни лет.

В чем помогает феодоровская икона божьей матери?

Православные верующие с особым трепетом относятся к чудотворному лику Богородицы. Наряду с другими изображениями пресвятой заступницы Феодоровская икона пользуется особым почтением. По преданию она была написана евангелистом Лукой. На сегодняшний день нет достоверной информации о том, когда и при каких обстоятельствах святыня оказалась в России.

Почему такое название «Феодоровская»? Дело в том, что ее обнаружил святой великомученик Феодор Стратилат, проходя по сосновому лесу. Случилось это почти тысячу лет назад. В дальнейшем перед этой иконой молился Александр Невский, бравший ее во все свои походы. Для династии Романовых она и вовсе стала родовой.

Верующие читают молитву Феодоровской Божьей матери, обращаясь к деве Марии с самыми разными просьбами. Святая заступница помогает каждому по его вере. Просить можно о чем угодно. Главное, чтобы просьба не вступала в противоречие с заповедями Господними. Иными словами, нельзя желать зла или вреда кому-либо из людей.

Известны многочисленные случаи, когда после усердных молитв Феодоровской иконе Божией матери в бездетных семьях рождался ребенок, а тяжелобольные получали исцеление.

У святой заступницы помощи нужно просить с искренней верой. Во время чтения молитвы в голову могут приходить посторонние мысли, отвлекающие и мешающие сосредоточиться.

Их необходимо отгонять, стараясь полностью сконцентрироваться.

Желательно также читать акафист Феодоровской иконы Божией матери. Его можно найти в специальных книгах – православных молитвословах. Они продаются в церковных лавках.

Акафист Феодоровской божьей матери обязательно нужно читать в день празднования иконы – 27 марта. В остальное время прибегать к этой молитве нужно по зову души и сердца.

Если подходить к процессу с искренней верой, Богородица обязательно услышит и поможет.

Обращаться к святой заступнице можно ежедневно. Акафист Феодоровской Божьей матери для беременных женщин рекомендуется читать, чтобы роды прошли легко, а ребенок появился на свет здоровеньким. Молиться можно также по поводу семейного счастья и благополучия родных.

Феодоровский собор в Санкт-Петербурге сегодня

Все последние годы после завершения реконструкции в храм Феодоровской иконы Божией матери приходят жители Северной столицы и паломники из других российских городов. Службы в соборе проводятся ежедневно.

В храме присутствуют сразу три списка канонической иконы.

Говоря по-простому, это три варианта, соответствующие изначально написанному лику, хранящемуся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасинского монастыря Костромы.

Также в Феодоровском храме Санкт-Петербурга находятся иконы Иисуса Христа и почитаемых святых. Наряду с ними присутствуют и другие чудотворные лики Богоматери. В соборе установлен иконостас, имеющий пять горизонтальных рядов. Однако заполнены они пока еще не полностью. В настоящее время продолжаются работы по воссозданию иконостаса путем добавления заново написанных ликов святых.

Как посетить Феодоровский собор?

Храм открыт для посещения каждый день. Богослужения проводятся утром и вечером. Совершаются литургии, чтения акафистов, всенощные бдения. Чтобы увидеть точное расписание богослужений, достаточно посетить официальный сайт Феодоровского собора Санкт-Петербурга. На этом интернет-ресурсе можно также почерпнуть множество другой полезной информации.

В церкви работает просветительский центр для взрослых и Воскресная школа для детей.

В стенах собора рады видеть не только тех, кто уже крещен и считает себя верующим человеком, но и тех, кто вовсе не имеет знаний о православной религии.

Для желающих сделать первые шаги на пути к своему воцерковлению здесь организуются специальные встречи со священнослужителями, а также проводятся лекции, беседы и проповеди, направленные на приобщение человека к православной вере.

Кроме того, в здании храма нередко звучат духовные произведения российских поэтов и композиторов, творивших в прошлые века. Партии традиционно исполняет «Концертный хор Санкт-Петербурга». При этом вход для всех посетителей продолжает оставаться свободным.

С анонсами концертов и других предстоящих мероприятий позволяет ознакомиться официальный сайт Феодоровского собора в Санкт-Петербурге.

Там же можно подробнее узнать историю храма, посмотреть фотографии, почитать о православии и актуальных новостях христианского мира.

Резюме

Без сомнений, Феодоровский собор представляет собой интересный объект для посещения. Этот храм с богатой и чрезвычайно непростой историей, помимо прочего, является еще и одним из символов Северной столицы. Отрадно и то, что в его стенах рады и воцерковленным людям, и тем, кто только стремится приобщиться к православной вере.

Кстати, одноименный храм сейчас находится и в Ленинградской области. В небольшом городке Пушкин Феодоровский собор также посещают и местные жители, и паломники. Это совсем недалеко от Санкт-Петербурга, поэтому при желании можно объединить посещение обоих храмов.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/feodorovskiy-sobor/

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге / Исторические справки / Патриархия.ru

14 сентября 2013 г. 13:00

Храм Феодоровской иконы Божией Матери был сооружен в Петербурге в память 300-летия Дома Романовых в 1909-1913 годах по проекту архитектора Степана Кричинского недалеко от Московского вокзала как подворье Богородице-Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии стараниями Строительного комитета под Августейшим покровительством Великого князя Михаила Александровича Романова.

Феодоровский собор построен в неорусском стиле, имеет два храма: верхний и нижний. Верхний храм в честь Феодоровской иконы и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого царя Романова, Михаила Федоровича, был освящен в 1914 году в присутствии императора Николая II и членов Царской семьи.

Боковые приделы прежде имели посвящения небесным покровителям последней Царской семьи: святителю Николаю и мученице царице Александре, благоверному князю Михаилу Тверскому и святителю Алексию Московскому.

Сегодня северный придел верхнего храма посвящен святым Новомученикам и исповедникам Церкви Русской, южный — святым Царственным страстотерпцам.

Нижний храм посвящен, как и прежде, святым Александру Невскому и Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Феодоровны.

С 1918 года собор стал приходским храмом. Приход просуществовал до 1932 года, когда настоятель архимандрит Лев (Егоров), ныне прославленный в лике новомучеников Церкви Русской, многие члены причта и прихожане были арестованы за «контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию»; приход был ликвидирован и в храме разместился молокозавод.

За годы существования молокозавода здание храма значительно видоизменилось. Внутри были размещены дополнительные этажи. Снаружи снесены купола, возведены пристройки и надстройки производственного назначения. Полностью уничтожены колокола с именами Царской семьи.

В 1992 году был возрожден приход Феодоровского собора. Настоятелем его стал протоиерей Александр Сорокин. Молокозавод был выселен из здания храма в 2005 году.

Полная реставрация храма была осуществлена в 2007-2013 годах благодаря Попечительскому совету во главе с председателем Государственной Думы ФС РФ Борисом Грызловым (сейчас — председатель Наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»).

В совет вошли митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, губернатор Санкт-Петербурга (сейчас — председатель Совета Федерации РФ) Валентина Матвиенко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга (сейчас — член Совета Федерации РФ) Вадим Тюльпанов, президент ОАО РЖД Владимир Якунин, президент ВТБ Андрей Костин, князь Дмитрий Романов и председатель комитета Госдумы по связям с религиозными объединениями и общественными организациями (сейчас — председатель комитета Госдумы по регламенту) Сергей Попов.

Как объект культурного наследия федерального значения, храм реставрировался на средства из государственного бюджета. Значительная часть работ, таких как написание новых икон, изготовление утвари и многое другое, произведена на частные благотворительные пожертвования прихожан, попечителей и участников реставрации.

При храме воссоздается Дом причта, сооруженный в 1915-1916 годах и разрушенный в советские годы. В нем планируется разместить просветительский центр.

14 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения трех престолов верхнего храма восстановленного Феодоровского собора.

Сайт собора: http://feosobor.ru.

Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии/Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/3232810.html

Санкт-Петербург. Собор Феодоровской иконы Божией Матери и Александра Невского в память 300-летия Царствования

Мысль о создании юбилейного храма в честь 300-летия Царствования династии Романовых возникла в 1907 году у «Союза русского народа», и через два года по всей стране на постройку стали собирать пожертвования.

Читайте также:  Легенда ротонды на гороховой в санкт-петербурге

В 1910 году был проведен конкурс, победителем которого вышел гражданский инженер С. С. Кричинский, представивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. После доработки проект был в следующем году одобрен, хотя работы начались уже 17 октября 1910 г.

на отведенном близ Николаевского вокзала месте.

Это место принадлежало подворью Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии, основанного в начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу Волги.

Главной монастырской святыней была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на царство боярина Михаила Романова. В 1700 году монастырь в Городце был восстановлен, и в нем помещен список чудотворной иконы.

В августе 1868 г. монастырь поставил в зале ожидания 3-го класса Николаевского вокзала киот с Феодоровской иконой, который простоял здесь семь лет. Попытки монастыря добиться разрешения выстроить в столице подворье оказались, однако, тщетными, и только в 1894 служащие товарной станции по проекту А. А.

Лекшинского возвели возле ее ворот каменную часовню в память спасения Императорской семьи в Борках, которая была приписана к обители. После расширения часовни епископ Выборгский Сергий освятил ее 1 ноября 1904 г. как церковь во имя Феодоровской иконы и свт. Алексия.

Затем к ней были пристроены два придела, освященные 19 февраля 1909 г. архиепископом Нижегородским Назарием. Вмещавшая 300 человек небольшая церковь действовала до 1914 года.

Новый двухэтажный храм высотой 22,5 саж. архиепископ Волынский Антоний торжественно заложил 5 августа 1911 г. в присутствии великого князя Михаила Александровича, покровителя строительного комитета. Храм строился из железобетона под надзором автора проекта.

Довольно скромно оформленный, он представлял собой вялую комбинацию «цитат» из различных школ русского зодчества. Воротная башня монастыря из Суздаля, церковь с башней из Ростова, ворота из Пскова, типичная крепостная стена, типичная звонница. Стены самого храма совместили закладные кресты Новгорода и владимиро-суздальскую резьбу.

Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы И. Траубенберга, украшали на северной стороне родословное древо Романовых и Феодоровская икона, которые по рисунку В. Чехонина исполнила из майолики мастерская П.К. Ваулина. Купол собора был крыт золоченой медью, над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы В.М.

Васнецова. Так был создан один из самых эклектичных памятников русской архитектуры — в общем и целом безвкусный.

Хотя начавшаяся война резко замедлилa работы, до революции на средства, собранные в славянских странах, были возведены: звонница с колоколами, граненая башня, где предполагалось разместить музей начала XVII века, и причтовый дом с кельями. Поскольку задуманную предцерковную площадь с памятником св. Александру Невскому создать не удалось, то, чтобы закрыть вид на товарную станцию железной дороги, у собора была выстроена массивная крепостная стена из красного кирпича.

Этот белокаменный храм, посвященный 300-летию Дома Романовых, должен был стать «священным хранилищем заветных святынь царствующего дома и всего русского народа», отчего в нем предполагалось собрать списки с икон всех святых, тезоименитых членам династии Рюриковичей и Романовых, русских подвижников, святителей, чудотворцев и др.

Поскольку главной была идея памяти о «двух русских царственных домах», то нижняя трехпридельная церковь, вмещавшая 1500 человек и оформленная четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами-бойницами, была внутри выдержана в новгородском стиле XIII века и посвящалась св. Александру Невскому. 7 ноября 1913 г. были освящены два ее придела: правый — св.

Филарета Милостивого, и левый — мученицы Марфы, чьи имена носили родители первого царя из рода Романовых. Верхняя Феодоровская церковь на 2000 человек, тоже трехпридельная, была украшена в ростовском стиле. Так как колонн в ней не было, то это создавало ощущение простора. Внутрь церкви вела расписная лестница со сценами из священной истории, с красивыми дверями из чеканной бронзы.

Покрытый басмой пятиярусный иконостас вырезали из липы в московской мастерской И.М. Дикарева по эскизу зодчего, взявшего за образец иконостас церкви Грузинской Божией Матери в Никитниках (Москва), родовом храме Романовых. В той же мастерской были изготовлены киоты, царское место и Голгофа. Иконы — копии старинных — написали под руководством профессора Н.В.

Покровского известные в Москве «изографы»: В.П. Гурьянов, Н.С. Емельянов, Г.И. Чириков. Роспись в стиле фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре поручили создать В.С. Щербакову. Знаменитая фирма Оловянишникова изготовила утварь, ажурное бронзовое паникадило в виде шапки Мономаха диаметром 3 сажени и отлила колокола с именами членов Царской Семьи.

Серебряная дарохранительница — уменьшенная копия Успенского собора — была подарена храму государевой свитой, а воспроизведение сосудов из Ипатьевского монастыря — Гвардейским корпусом.

Главный придел нижней церкви во имя св. блгв. кн. Александра Невского оформить не успели, хотя Чириков написал образа для мраморного иконостаса, который сделала та же фирма Оловянишникова. Иконостас должны были украшать старинные царские врата, подаренные инженером С.Н. Смирновым.

Названный придел был освящен лишь осенью 1920 года, одновременно с правым — святителя Николая и мученицы Александры. Через неделю храм был объявлен соборным и получил небольшой приход. Служили в нем по-прежнему монахи Феодоровского монастыря.

После революции монахи продолжали служить в соборе до конца июня 1932 г.

В июле 1932 года собор был закрыт и позже частично разрушен и переделан под молокозавод. С фасада собора исчезла украшавшая его майоликовая икона, исполненная по эскизу С.В. Чехонина.

После просьб, длившихся целых четыре года, собор ныне решено возвратить верующим, хотя процесс этот затянулся, и до сих пор в соборе находится молочный завод «Петролакт». Одновременно ведутся работы над техническим проектом воссоздания собора.

У стен этого некогда величественного собора в 1990-х годах выстроена часовня Новомучеников и Исповедников Российских. Часовня заложена 8 октября 1993 года и построена по проекту Г.А. Васильева. Она — как воспоминание о стиле древнерусского деревянного зодчества «иже под колоколы».

В храме возрождются традиции, на которых строилось служение собора во имя Феодоровской иконы Божией Матери.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01673

Федоровский собор в Федоровском городке Царского Села

Одна из достопримечательностей Царского Села (город Пушкин, Санкт-Петербург) – Федоровский городок, комплекс построек в псевдорусском стиле в Фермском парке, недалеко от Александровского парка и дворца.

Главная доминанта здесь – Федоровский собор, или, как он назывался до революции, Феодоровский Государев собор.

В настоящее время он относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви и принадлежит Царскосельскому благочинническому округу. Настоятель – епископ Маркелл (Ветров).

♦ По теме: Подборка экскурсий по Санкт-Петербургу, дворцовым пригородам и Ленинградской области

Федоровский собор в Царском Селе. Вид со стороны Александровского парка

Строительство и освящение Федоровского собора

Первоначально Федоровский собор задумывался в качестве церкви для Собственных Его Величества конвоя и Сводного Пехотного полка. Император Николай II лично указал место для храма. 20 августа (2 сентября) 1909 г. состоялась церемония торжественной закладки храма, император собственноручно заложил первый камень в фундамент будущей постройки.

Крестный ход 24 июня 1910 г. Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова

Разработка проекта была поручена архитектору А.Н.Померанцеву (1849-1918). Однако уже на стадии строительства фундамента он был подвергнут критике, т.к. собор выходил слишком большим и тяжеловесным. Пригласили архитектора В.А.

Покровского (1871-1931), который предложил другой проект, где за основу был взят Благовещенский собор Московского Кремля. Также в работах по созданию храма принимал участие архитектор В.Н.Максимов (1882-1942), последователь и помощник В.А.Покровского и А.В.Щусева (1873-1949).

Новый проект был утвержден 1 (14) августа 1910 года.

Всего на строительство храма было затрачено 1 млн. 150 тыс. рублей, из которых 150 тыс. рублей были пожертвованы императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной. Остальная сумма была собрана за счет добровольных пожертвований промышленников и купцов.

20 августа (2 сентября) 1912 года храм был торжественно освящен протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским (1871-1951).

На освящении присутствовал государь император с семьей.

26 января (6 февраля) 1914 года церковь была переименована в Феодоровский Государев собор – в честь древнего списка Феодоровской иконы Божией Матери, во имя которой был освящен главный престол.

Прием Государем императором депутаций после освящения церкви, 20 августа 1912 г. Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова

Федоровский собор являлся «приходом семьи императора». Здесь он присутствовал на воскресных и праздничных службах. Простые люди могли попасть сюда только по специальным пригласительным билетам, которые нужно было получать у дворцового коменданта. После отречения императора от престола Федоровский собор стал приходским храмом.

Феодоровский Государев собор. Дореволюционная фотография

Устройство и внутреннее убранство Федоровского собора

Федоровский собор выполнен в традиционном стиле: четырехстолпный, крестово-купольный. Он состоит из двух храмов – верхнего и нижнего. Верхний храм – большой и светлый, может вместить в себя до 1000 человек молящихся.

Высокий иконостас выполнен в стилистике храмов XVII века.

Главный престол освящен во имя Феодоровской иконы Божией Матери, боковой придел – во имя святителя Алексия, митрополита Московского (до революции 1917 года его не успели освятить).

Иконостас. Фото 1912 г. из коллекции М.Ю.Мещанинова

Нижняя церковь, или Пещерный храм освящен во имя преподобного Серафима Саровского. Сюда был перенесен престол из временного храма, построенного в 1909 году.

Здесь же находится ковчег с частицами мощей преподобного Серафима Саровского. Он был освящен 27 ноября (10 декабря) 1912 года. Император обычно молился здесь во время говения.

Обратите внимание на одежды солдат — они выполнены по рисункам Васнецова.

Нижний храм. Фото 1912 г. из коллекции М.Ю.Мещанинова

Вокруг Федоровского собора на большом фундаменте, оставшегося от проекта Померанцева, были устроены паперти, часовни, ризница и др. Парадный вход украшает большое мозаичное панно с изображением Феодоровской иконы Божией Матери. В храм ведет лестница из красного гранита.

Площадь перед южным фасадом считалась парадной. Члены царской семьи посадили здесь семь дубков. Во время оккупации Царского Села в годы Великой отечественной войны три из них спилили, и до сегодняшнего дня сохранились четыре дуба. Здесь же установлен памятник императору Николаю II.

Федоровский собор в Царском Селе

Федоровский собор после революции

После Октябрьской революции на долю Федоровского собора, как и других храмов по всей России, выпали нелегкие испытания. В 1922 году произошло первое, самое крупное изъятие церковных ценностей.

Читайте также:  Что поведает союз художников санкт-петербурга

В 1925 году имущество и убранство Пещерной церкви было передано Екатерининскому дворцу-музею. В 1927 году в Русский музейный фонд были изъяты облачения.

Также за этот период произошло несколько крупных краж.

В январе 1928 года Федоровский собор стал одним из центров иосифлянского движения, когда Ленинградский митрополит Иосиф (Петровых) откололся от Русской Православной Церкви. Из-за этих событий с 21 апреля по 26 августа 1931 года храм оказался закрытым.

13 июня 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии Федоровского собора, что произошло 27 декабря 1933 года. Церковное имущество было распределено между несколькими музеями, мозаики закрашены. В верхнем храме был устроен кинозал, экран находился в алтарной части. В Пещерном храме был устроен архив фото- и кинодокументов.

В годы Великой отечественной войны Федоровский собор сильно пострадал от артобстрелов. Стены северного и западного фасадов были разрушены, повреждены перекрытия, уничтожен главный купол. Весь архив, хранившийся в храме, сгорел. В 1962 году взрывами были уничтожены пристройки.

В 1985 году «Леноблреставрация» приступила к восстановлению храма, которая продолжалась до 1995 года. Весной 1991 года собор был передан верующим. В этом же году произошло чудесное обретение Феодоровской иконы Божией Матери. В 1992 году начались регулярные богослужения в нижней церкви, а с 1996 года – в верхней.

Аллея, ведущая к собору

Внутри храма я постеснялась снимать. К сожалению, снаружи больше снимков сделать не удалось, т.к. начался проливной дождь.

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены

Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим рекомендациям и ссылкам. Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете.

Источник: https://anashina.com/fedorovskij-sobor-v-fedorovskom-gorodke-carskogo-sela/

Фёдоровский собор

1907 год в России был ознаменован 300-летием дома Романовых. Как правило, в честь юбилейных дат всегда возникают грандиозные идеи: не обошлось и в этот раз без масштабной задумки.

Два года «Союз русского народа» лелеял мысль о строительстве храма, и в конце концов был объявлен сбор пожертвований, увенчавшийся суммой в полмиллиона рублей.

Дело оставалось за «малым» – такой храм заслуживал лучшего проекта.

Не маститые архитекторы – простой гражданский инженер Степан Кричинский предложил вариант храма времен XVII века.

Именно этот проект получил одобрение, за которым безотлагательно последовали работы – благо место было выбрано предварительно: территория Феодоровского монастыря близ Николаевского вокзала.

 Август 1911 года в истории  храма знаменателен торжественной закладкой, на которой присутствовал сам великий князь Михаил Александрович.

Три года длилось строительство собора – в итоге все получилось, как было задумано: внешний вид храма соответствовал ростовскому стилю времен царствования основоположника династии Михаила Романова. 

Возможно, на то время кому-то казалось полной нелепицей  смешение нескольких направлений зодчества, представленными элементами разных школ. Но, тем не менее храм выглядел представительно. Само здание имело солидные размеры: двухэтажное, площадью до 350 кв.м., с куполами, покрытыми золоченой медью.

Вместительность храма являлась внушительной для тех времен, все говорило о немалом размахе и величии намерений. Александру Невскому посвящался нижний храм – там свободно могли присутствовать на службе до 1500 человек, Феодоровскую икону Божией Матери почитали в верхнем храме – он вмещал до 2 тыс.

прихожан. 

«Федоровский» означает «с царским размахом»

Весь архитектурный стиль, отделка фасада и убранство интерьера Федоровского собора отличали его от храмов тех времен пышностью и великолепием. Чего только стоила майоликовая мозаика родовой иконы Романовых! Да что скрывать – здесь все было с размахом.

Если колокольный ансамбль, то с 11-ю колоколами да при этом – именными, увенчивающими семью Николая II. Если уж звон, то небывалой красоты и мощности: колокола, специально настроенные, издавали на всю округу знаменитый «Романовский звон».

А если возводить дополнительные сооружения, разделяющие храмовую территорию и железнодорожную станцию, то не отставать от Москвы: кирпичная стена – вполне узнаваемое подобие кремлевской.

 И когда уж устраивать торжество и освящать храм, то обязательно с vip-персонами: на знаменательном мероприятии присутствовали члены императорской семьи.  

Строительство набирало масштабов: была возведена звонница, дом с кельями, пристроена башня, которая в будущем должна была стать музеем XVII века. В планах наметили и предцерковную площадь с памятником Александру Невскому. Но грянувшая Первая мировая внесла коррективы – строительство было приостановлено.

Страшные годы «молочного» мученичества

Последующий Октябрьский переворот отметился своей долей в столь печальной участи тысяч храмов по всей России.

Архивы  свидетельствуют о существовавшей воскресной детской школе в начале 1920 гг. и об объединении монахов в Александро-Невское братство при Лавре.

Под началом архимандрита Льва приход просуществовал до 1932 года, пока исполкомовские деятели однажды не проснулись с мыслью о светлом будущем, в котором храм превращается в базу «Союзмолока».

Так была ликвидирована святыня, здание ускоренными темпами перестраивалось для «молочных» потребностей: верхний храм разделили перекрытиями, а купола снесли.

Участь отца Льва была  тоже предопределена: спустя 5 лет после описанных  событий  он  был арестован и расстрелян.  2003 год восстановил доброе имя священника: он был причислен к лику российских новомучеников…

Годы и варварские руки не пожалели остатки собора: фасад лишился уникальной майоликовой мозаики Федоровской иконы Божией Матери, само здание обрастало кучей пристроек, а высокий подвал превратился в помойную яму – массы бытовых отходов и промышленной канализации достигли многих и многих тонн. Все было обезображено и крайне запущено…

Собор оживает «Романовским звоном»…

Верующие искренне молились и ходатайствовали о возвращении храма, и наконец-то в начале 90-х гг. прошлого столетия местные власти  приняли решение о переезде молокозавода в другое место. Храм же решили вернуть к истокам – Православной церкви.

Но время тянулось, а купола собора так и не могли занять свое законное место. Лишь с 2007 года начались работы по воссозданию храма. Приходилось начинать с нуля: в полном запустении и разрушении, когда из созданного в самом начале осталась лишь железобетонная коробка.

К 2009 году восстановили купола храма и подняли на центральный купол крест, а через год были отлиты все колокола. Наибольший – «Михаил-Николай» – настоящий тяжеловес в 8740 кг.

Девяти колоколам вернули их исторические имена, а на всех отлили изображения старинных гербов с цитатами из Священного Писания.

Весна 2011 года была ознаменована приятным событием: в честь престольного праздника в храм пригласили лучших звонарей Питера и устроили концерт. Впервые за столько десятилетий петербуржцы услышали знаменитый «Романовский звон» – Федоровский собор ожил…

К настоящему времени почти все из восстановительных работ выполнены. Специалисты уверяют: вид Федоровского собора практически соответствует историческому. На фасаде здания красуется майоликовое панно: на верхней части 8-метровой мозаики изображена Феодоровская икона Божией Матери, низ украшает родословное дерево Романовых.

Источник: http://www.peterburg-center.ru/maps/fyodorovskiy-sobor

Собор Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

Православный храм, собственной архитектурой напоминающий церковные постройки древности, явился великим памятником к 300-летию со дня коронования правящего рода Романовых.

Феодоровский собор создавался на основе долговечного и дешевого железобетона, с применением новейших технологий XX века.

Деньги на возведение собирали исключительно посредством народных пожертвований, этот памятник российского православного братства получил название «Романовской церкви».

История постройки

Для возведения церкви создали специальный комитет, проект выбирался в порядке конкурсной программы. Средства на строительство приходили от монастырей, госучреждений, школ, банков и т.д. Первый камень заложили в августе 1911 г., в 1913 г. освятили боковые приделы во славу преподобного Филарета и великомученицы Марфы.

Собор Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

Вскоре состоялось торжественное перенесение церковных реликвий и утвари из ветхого собора, стоявшего неподалеку.

  • Так как создание должно было уложиться в сжатые сроки, инженерам приходилось вносить существенные корректировки, к тому же негативно сказывалась нехватка финансирования. Поэтому освящение верхнего храма состоялось только в январе 1914 г. Процессией руководил митрополит Владимир, здесь же присутствовала царская семья и члены правительства.
  • Так как в историю России вмешалась революция, не все планы по благоустройству храма удалось реализовать. В 1915 г. рядом с церковью установили причт, а осенью 1917 г. строительный комитет прекратил свою деятельность. Храм потерял статус подворья и стал самостоятельным приходом.
  • Монашеская братия продолжала служить в соборе, несмотря на протесты большевистских властей. Здесь проходили богослужения в особо торжественные дни, церемониями руководил будущий священномученик митрополит Вениамин. В мае 1932 г. Феодоровский храм официально закрыли, основным поводом стало заключение комиссии об обязательном капитальном ремонте здания. Романовский собор решили использовать в качестве помещения для нужд предприятия «Союзмолоко».
  • Ремонт начался только тогда, когда здесь утвердились заводские условия, облик Феодоровской церкви изменился кардинально, но постепенно. Большие восстановительные работы начались в 60-х годах. Только в конце XX в. церковь, совершенно не имевшая глав, покрылась оцинкованной крышей. Под сводом внутри помещения располагались железобетонные перекрытия.
  • В западной части церкви надстроили два яруса, что превратило двухэтажный храм в высотное промышленное здание кубической формы. Вокруг постройки расположился негармоничный набор кирпичных домов. Пострадали не только интерьер и экстерьер Феодоровского собора, — бесследно исчезли церковные убранства, драгоценные иконостасы и киоты, создававшиеся мастерами к торжествам. Малая часть священных образов сохранилась в музее религии.

На заметку! В период с 1918 по 1932 год в Санкт-Петербурге действовали церковные братства, организованные с целью препятствовать закрытию соборов и монастырей. Эти православные организации несли в народ религиозное слово, совершали благотворительные работы, оказывали помощь нуждающимся и больным. Членами братства являлись и простые рабочие и профессора университетов.

Православный народ с большим интересом слушал проповеди святых отцов и старался помочь окружению пожертвованиями. Активное развитие братств посеяло тревогу в рядах большевиков, поэтому они провели ряд карательных мероприятий. Выдающегося предстоятеля, митрополита Вениамина, расстреляли в 1922 г., а через 10 лет в стране не осталось ни одного братства.

Читайте также:  Санкт-петербург в кинематографе

Эпоха реставраций

Возрождение Феодоровской церкви состоялось в 1992 г., в это время организовали приходскую общину. Однако возвращение религиозной постройки под управление РПЦ растянулось на продолжительный период.

Настоятелем собора назначили протоиерея Владимира. В сентябре 1992 г. община получила разрешение на возведение рядом с молокозаводом временной часовни. Постройка завершилась в 1998 г.

, финансированием работ занимались обеспеченные благотворители.

Богослужение в Феодоровском соборе

  • Настоятель Владимир и его помощники многое сделали собственноручно, они восстановили крышу, отштукатурили стены и обшили потолок. Приглашенные мастера занимались написанием икон. Еще до торжественного освящения храма иноки проводили молебны по праздникам. В небольшом деревянном доме, расположенном неподалеку, занималась группа православной школы.
  • Частое проведение богослужений и других форм церковной деятельности привлекало в общину многих последователей. Прихожане ввели обычай проводить совместные чаепития, вскоре создали любительский хор. С 2000 г. при церкви действует православное общество трезвости.
  • В 2005 г. из церковного здания вывезли молокозавод, прихожане с большим рвением занимались очищением помещений. После официального возвращения Феодоровского собора РПЦ, приходская община взяла на себя обязанности восстановления церковного облика. К началу 2006 г. здесь заложили проемы, установили отопление, санузлы и окна. Деньги на ремонт выделяли видные благотворители. В апреле 2006 г. приход установил на крыше церкви большой православный крест.
  • Масштабная реставрация началась в 2007 г. Сначала  демонтировали пристройки советского периода по всему периметру собора, а после и межярусные перекрытия. Пока продолжались восстановительные работы, в храме совершались только самые важные торжества.
  • В 2012 г. воссоздавались белокаменные фасады Феодоровской церкви. Над главным входом расположился изящный мозаичный образ, а на северной стене установили майоликовое (керамическое) панно. Фундамент собора изолировали от проникновения воды, по каркасу проложили теплосети. В интерьере храма велась активная отделка, мастера воссоздавали предметы церковного обихода. В некоторых местах реставраторам удалось обнаружить фрагменты старой живописи. Территория, окружавшая Феодоровский собор, полноценно благоустраивалась, за оградой установили цветочный уголок. В 2013 г. церковь предстала в полноценной и обновленной красоте.

На заметку! В 2007 г. на приходском совете приняли решение воздвигнуть на близлежащей территории трехэтажный дом для деятельности церковной общины. Здесь проводились социальные мероприятия, различные встречи, налаживалось производство религиозных проектов.

В доме организовывали представления и концерты, некоторые прихожане занимались рукоделием, другие – пением или изучением языков. Действовала библиотека и уютная детская комната. Помещение служил настоящим кровом для православных верующих, проявивших инициативу при восстановлении Феодоровской церкви. Однако  дом прекратил свою деятельность в 2012 г.

Архитектура

В дни строительства собора нижний придел освятили в честь благоверного князя А. Невского и М. Магдалины, боковые прославили во имя святого Филарета и великомученицы Марфы. В своем плане архитектор намеревался имитировать новгородский стиль XIII столетия, но воплотить идею в жизнь не удалось.

Интерьер нижнего храма

  • Художественным оформлением нижнего храма во время периода реставраций занимался архимандрит Зинон, умелый иконописец. Именно он предложил соорудить алтарную преграду и установить фрески в апсидах.
  • На восточной стене выделяется изображение причащающихся апостолов, над сенью помещены символичные образы животных, относящихся к авторам четырех Евангелий. Алтарная зона отделена невысокими ступенями, а на горнем месте, в центре, располагается трон епископа. Гармонично сочетаются цвета фресок и каменных фрагментов. Значительное оживление в общую атмосферу привносит комплекс мраморных вкраплений. Полированная плита престола покоится на массивном столбе.
  • Необыкновенной достопримечательностью считается мраморная купель, где проходят крещение взрослые люди, а также лабиринт – олицетворение пути к Господу. Пол нижнего собора выложен керамикой, на стенах и столбах размещены священные образы, написанные за счет пожертвований благотворителей.

Николай II, увидев новоявленный Феодоровский собор, отметил, что он высок, изящен и замечательно светел.

Даже вечером высокие окна и белоснежные стены, а также отсутствие колонн в центре, придавали строению особой яркости. Мраморный пол выложен в шахматном порядке. Интерьер верхнего придела дополняется посредством двух нефов. В этот притвор ведет лестница из нижнего храма, отсюда также можно перейти в колокольню по крытой галерее.

Внутри второго яруса Феодоровского собора располагается три престольных алтаря. Изначально большой иконостас смастерили из липы и декорировали позолотой. Однако этот оригинал был уничтожен, в новейшее время его воссоздали по старым чертежам.

Иконостас верхнего храма Феодоровской иконы Божией Матери

В центре верхнего собора на цепях находится ажурное паникадило, удивляющее размером (диаметр 6,5 м.). Воссозданы также два киота, Голгофа и горнее место. Дополнительный объем создается за счет обширных хоров (продолговатых, четырехугольных пространств), рядом с которыми находятся помещения одной из башен.

Экстерьер

Церковь создали в неорусской стилистике по чертежам С. Кречинского. В образе можно различить церковные постройки древних городов Руси, здесь сочетаются мотивы старины и модернизма, что позволяет говорить о неповторимости фасадов.

Феодоровская церковь располагается на твердом железобетонном фундаменте, центральный купол опирается на четыре арки. Стилистической особенностью выступает часто повторяющаяся асимметричность.

По периметру стоят три башни, но ни одна не похожа на другую. Храмовые стены с наружной стороны облицованы известняком и украшены специфическим орнаментом.

На восточном фасаде выделяются врезанные в стену кресты, — этот архитектурный ход типичен для русской древности.

Кровлю Феодоровского собора покрывает симбиоз двух материалов: здесь частично выложена медь, остальное — черепица зеленого оттенка.

Во время реставрационных работ удалось провести позолочение куполов, чего не сделали во время первого сооружения. Северный фасад храма считается главным, именно здесь размещается высокое майоликовое панно.

Значимым украшением собора является мозаичная икона Иисуса Христа над центральными вратами.

Святыни

Главной реликвией церкви является Феодоровский образ Пречистой Богоматери. Именно этим святым изображением Ксения Романова благословила собственного сына Михаила на великое царствование в России. Об иконе известно с XII столетия, изначально она хранилась в небольшой часовне, расположенной неподалеку от деревни Городец.

Феодоровская икона Божией Матери — главная святыня храма

Вскоре здесь построили Богородичный монастырь, где на смертном одре принимал схиму А. Невский. После благословения Михаила на правление Феодоровская икона стала главной святыней семьи Романовых.

На заметку! Оригинал святого образа пребывает в Костромском Успенском храме.

Текущая деятельность

Божественная литургия проходит ежедневно с 7:00 (в субботу – с 10:00). Вечерня совершается с 18:00, священнослужители исполняют акафисты перед Феодоровской иконой Пречистой Девы. Престольные торжества в честь главной святыни проходят 29 августа и 27 марта.

Сегодня община собора ведет социальную и религиозную работу с детьми из неблагоприятных семей и нуждающимися взрослыми, здесь открыта воскресная гимназия и курсы катехизиса.

Как добраться

Собор находится в Санкт-Петербурге по адресу: улица Миргородская, строение № 1В. Ближайшей станцией метро является «Площадь А. Невского – 2». В 500 метрах от Феодоровского храма располагается часовня, освященная в честь Животворящей Троицы.

Документальный фильм о соборе Феодоровской иконы Божией Матери

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/feodorovskij-sobor-v-sankt-peterburge.html

Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге — это не просто достопримечательность, а место, где хранится память о великих русских правителях, воинах, учёных и деятелях искусства.

Здесь не только звучат молитвы, на протяжении всей её истории наместники и монахи заботились об образовании. В разное время тут были школа, Славяно-греко-латинская семинария, Александро-Невская академия. Сейчас их преемником стал духовно-просветительский центр «Святодуховский». Три века лавра несёт дух просвещения и милосердия.

Как всё начиналось

XVI век, разгар войны со шведами. Пётр I понимает, что необходимо создать духовный центр новой столицы и велит строить Монастырь. В 1710 он выбирает место для него — слияние Невы и Монастырки (Чёрной речки), на котором, по преданию, Александр Невский разгромил шведов.

Только через два года к Монастырю приписали земли, с которых собирались подати для строительства. А 25 марта 1713 освятили деревянную церковь Благовещения Пресвятой Девы Богородицы.

 Пётр I хотел видеть лавру лечебным и просветительским центром. Доменико Трезини, которому было поручено разработать проект, видел лавру и храмом, и дворцом. И фортификацией на всякий случай, время-то было военное. Всё это определило симметричный и торжественный образ монастыря.

Строительство шло бойко. Вокруг монастыря выросла целая слобода с мастерскими, амбарами, огромным огородом и садом. Всё было хорошо пока не дошли до входа в каменное здание собора. В проекте Трезини он значился с востока, но по православным канонам там должен стоять алтарь.

Проект пришлось основательно переделывать. К 1727 году был построен собор, нижняя церковь и уступы Духовского корпуса. Но через три года строительство заглохло. В последующие годы Троицкий собор покрылся трещинами из-за осадки здания. Его было решено разобрать до основания.

Новый собор

Собор закончили разбирать в 1755. В это же время М. Д. Расторгуев разрабатывает проект корпусов, замыкающих периметр лавры. К 1764 они и угловые башни были построены. Архитектору удалось выдержать весь ансамбль в духе петровского барокко.

За строительство нового Троицкого собора взялись только в 1778 году, после одобрения проекта И. Е. Старова Екатериной II. К 1790 году между Фёдоровским и Духовским корпусом вырос храм, чьи строгие, уходящие ввысь черты, и сейчас украшают лавру.

К середине XIX века перед Александро-Невской лаврой были выстроены 35 хлебных амбара. Их сдавали в аренду торговцам зерном, а полученные деньги уходили на содержание лавры. Сохранились только 5 из них вдоль Обводного канала.

Чуть позже построили здания консистории и библиотечный корпус. Так, к концу XIX века лавра была полностью сформирована.

ХХ–XXI век

Лавра оставалась оплотом православия до 1933 года. После в ней располагались школы, институт, рабочие общежития и т. д. Но уже в 1943 церкви вернули Свято-Духовский храм, а в 1956 — Троицкий собор. С тех пор богослужения проходят ежедневно.

Кладбища Александро-Невской лавры — это последний причал множества выдающихся личностей, таких как Ломоносов, Сперанский, Витте. Тихвинское кладбище или Некрополь мастеров отдан тем, кто свою жизнь посвятил искусству, например, Достоевский, Куинджи, Чайковский. С последним связана традиция в день кончины великого композитора исполнять написанную им литургию Иоанна Златоуста.

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Адрес: наб. реки Монастырки, 1, Санкт-Петербург

Ближайшее метро: Площадь Александра Невского — 2, Площадь Александра Невского — 1, Новочеркасская

Посмотреть на карте:

Источник: https://xn--80acgga2aurlbcpcr1i.xn--p1ai/1215-aleksandro-nevskaja-lavra.html

Ссылка на основную публикацию