Державин и санкт-петербурге, музей державина в петербурге

О музее державина в санкт-петербурге: история и официальный сайт усадьбы в спб

Музей-усадьба Гаврилы Романовича Державина официально существует с 2003 года как подразделение Государственного музея им. А. С. Пушкина. Открытие приурочили к 300-летнему юбилею северной столицы. В историческом здании на Фонтанке собраны уникальные предметы быта, интерьера и культурной жизни эпохи рубежа XVIII-XIX столетий.

Более четверти века в доме знаменитого поэта вершились литературные судьбы России, собирался петербургский бомонд: такие выдающиеся люди своей эпохи, как первый российский историограф Н. М. Карамзин, знаменитый комедиограф Д. И. Фонвизин, баснописец И. И. Дмитриев, поэты и мыслители А. Н. Оленин и Н. А. Львов.

В 1811 году члены державинского кружка постановили учредить регулярные литературоведческие собрания, названные ими «Беседа любителей русского слова».

На повестку дня в «Беседах» выносились проблемы чистоты устной и письменной речи, реформы стихосложения, давались критические разборы новинок российской печати.

Встречи и осуждения проходили в стенах особняка: гостей торжественно встречал парадный зал.

Уникальные экспозиции

В роскошных залах музейного комплекса (их 16) собраны эксклюзивные экспозиции, демонстрирующие предметы мебели, интерьера, ежедневного обихода дворян первой четверти XIX столетия. Богатая книжная коллекция знакомит посетителей музея с раритетными изданиями произведений Г. Р.

 Державина и его современников, вышедшими при жизни поэта, томами литературно-философских сочинений из домашнего книжного собрания и библиотеки Царскосельского лицея.

На витринах представлены рукописи Державина, материалы личной переписки, образцы государственных документов, с которыми он работал по долгу государственной службы.

Музей Державина

Коллекцию фонда «оживляют» оригинальные портреты Г. Р. Державина кисти Александра Васильевского и Василия Боровиковского, а также копия знаменитого портрета, выполненного Тончи.

Убранство комнат воссоздано согласно сохранившимся планам усадьбы и соответствует их назначению. Особый интерес вызывает у посетителей «Соломенная гостиная» со «златовидными» обоями, собственноручно сотворёнными Е. Я. Державиной и М. А. Львовой.

Оригинальна также обстановка малой гостиной «Диванчик», кухни, «прадедушки» современного холодильника — ледника.

Интересно! Наибольшую литературно-историческую ценность представляет кабинет Державина. Каждый предмет из его обстановки был изобретён самим поэтом: обманные шкафы, призванные замаскировать двери, оттоманка с боковыми тумбами для хранения служебных проектов и стихотворных рукописей, оригинальный стол-бюро с «подъёмным налоем».

Восточное крыло усадьбы отведено выставке «Владельцы русской лиры», рассказывающей о творческой связи Г. Р. Державина и А. С. Пушкина. Экспозиция включает в себя уникальные документы: образцы рукописей великих поэтов, журнальные публикации, прижизненные и посмертные издания признанных широкой публикой сочинений.

В пяти просторных комнатах Восточного крыла представлены портретно-скульптурные композиции, знакомящие посетителей музея с виднейшими представителями русской культуры рубежа столетий, творцами культуры пушкинско-державинского круга. Образ эпохи довершают оригинальные вещицы ручной работы, карты, эстампы, наглядные пособия, картины.

Диван с тумбами в кабинете поэта

В Западном крыле усадебного комплекса работают две дополнительные стационарные выставки:

  • «В белом глянце фарфора»  —фарфоровые статуэтки и посуда конца XVII — середины XX века;
  • «Всероссийский музей А. С. Пушкина. Страницы истории» — знакомство с фондами основного музея.

Осмотрев усадебный дом, можно посетить Парадный Двор, прогуляться по Саду и зайти в Оранжерею. В начале позапрошлого века Державины в изобилии выращивали здесь экзотические для северных широт ананасы. Сегодня в Оранжерее проходят литературные вечера. В усадьбе воспроизведён домашний державинский театр, приглашающий посетителей на тематические праздники и филологические конференции.

Экскурсионное сопровождение

Музей подводная лодка в Санкт-Петербурге

Музей предлагает вниманию посетителей ознакомительные тематические экскурсии:

  • Обзорная экскурсия «Музей Державина и русской словесности его времени». Билет* с экскурсией взрослый — 240 руб., детский — 120 руб., студенты-очники, пенсионеры — 180 руб.
  • Усадебный сад. Погулять в саду без экскурсовода можно за 60 рублей*, с экскурсией — за 120 рублей*, для детей — то и другое бесплатно. Студентам-очникам и другим льготным категориям экскурсия обойдётся вполцены, а прогулка по саду без экскурсовода — бесплатно.
  • «Я услышал тебя в первый раз…» (С. Т. Аксаков в гостях у Г. Р. Державина). Цена* билета — 300 рублей для всех гостей музея.

Обратите внимание! Также можно заказать пешеходную прогулку «Фонтанка — река времён» или экскурсию на автобусе «Г. Р. Державин в Петербурге».

О появлении новых экскурсий заранее отдельно сообщает афиша.

Усадебный сад

5 и более человек — это экскурсионная группа. Перед групповым посещением музея необходимо позвонить по телефону: (812) 713-07-17.

Группы, в которых посетителей больше 7, платят за экскурсию 1200 руб.* В часы, не предусмотренные режимом работы музея, стоимость каждой экскурсии увеличивается до 8000 рублей*.

Важно! Если в экскурсионной группе меньше 25 посетителей, одному сопровождающему разрешается осмотреть музей без оплаты билета.

3 раза в год (18 апреля, 18 мая и 3 июля) музей можно посетить бесплатно.

Действует отдельный прейскурант на культурно-массовые и культурно-развлекательные программы. Цены можно посмотреть на официальном сайте.

Что предлагает музей детям

Работая по программе творческого взаимодействия со школами, музей проводит тематические встречи, посвящённые двум произведениям Державина: стихотворениям «Евгению. Жизнь Званская» и «На тленность». Школьникам предлагается виртуальный экскурсионный тур «Державин в Званке» и знакомство с материалом басен Ивана Крылова, написанных под впечатлением военных коллизий 1812 года.

Музей динозавров в Санкт-Петербурге

Также музей Державина в СПб предлагает школьникам от 7 до 12 лет следующие интерактивные программы:

  • «Державинские кухни». Продолжительность — 1 час. Программа рассчитана на 15 чел.
  • «И.А. Крылов в доме Г. Р. Державина». Продолжит. — 1 час. Рассчитано на 20 чел.
  • «День рождения в музее». Длится празднично-развлекательное действо 3 часа. Рассчитано на 15 чел.

Обратите внимание! По желанию в конце представления сопровождающие детей взрослые могут устроить сладкий стол в соседнем помещении.

Расписание и билеты

Каждый день — с 10:30 до 18:00 (касса закрывается в 17.00).

Музей оптики в Санкт-Петербурге

Четверг — с 12:00 до 20:00 (касса закрывается в 19:00).

Обратите внимание! Во вторник у музея выходной, в последнюю пятницу каждого месяца — санитарный день.

Сколько стоят билеты

Комплексный билет, дающий право посетить усадьбу и Усадебный сад без сопровождения экскурсовода, стоит 300 руб.* Студентам и людям пенсионного возраста он обойдётся в 200 рублей*, детям — бесплатно.

Чтобы попасть на временные выставки, без экскурсии, нужно купить билет за 60 рублей*.

Вход в Медиацентр с правом посещения экспозиций Западного крыла без экскурсии — 120 рублей* для взрослых, 60* — для студентов и людей, находящихся на пенсии, детям — бесплатно.

Входной билет* в основное здание усадьбы + услуги экскурсовода будет стоить 240, 180 и 120 рублей для взрослых гостей, детей, студентов соответственно.

Цены* на услуги:

  • пользование аудиогидом — 180 рублей;
  • профессиональная фотосъёмка/фотосессия (со вспышкой, осветительными приборами, штативом) — 2000 рублей в час;
  • непрофессиональная фотосъёмка — бесплатно.

Важно! Фотосъёмка во время проведения экскурсий запрещена.

Как добраться

Музей Державина на карте

Информацию об экскурсиях, расписании и входных билетах можно уточнить у работников музея.

Музей Державина в Санкт-Петербурге, официальный сайт.

Телефоны: (812) 713-07-17, (812) 335-09-82, (812) 493-45-49.

Музей-усадьба Державина, СПб находится по адресу: набережная р. Фонтанки, д. 118.

Приехать в музей можно на личном автотранспорте (предусмотрена парковка), метро, автобусе, трамвае.

Проезд на метро: до станции «Технологический институт», «Сенная площадь».

Внимание! Вход в Усадебный сад с 1 мая 2018 года расположен на набережной реки Фонтанки. Летом сад открыт для посещений до 21 часа. С 19:00 до 21:00 вход бесплатный.

Дополнительная информация

Ежегодно в начале июля (3 числа) в день рождения первого российского поэта рубежа веков в музее проводятся праздники поэзии. Подробности можно уточнить на официальном сайте музея-усадьбы Державина в Санкт-Петербурге.

Домашний театр

Для туристов работает сувенирный киоск. Имеется конференц-зал на 70 посадочных мест, «Домашний Театр» на 52 посадочных места, Медиацентр.

В ближайшей доступности расположены гостиницы, кафетерии. Прямо на территории музейного комплекса открыта гостиница «Усадьба Державина».

Музей-усадьба Г. Р. Державина — это отражение целой литературной эпохи России. Его посещение обогатит впечатлениями и знаниями не только детей, но и взрослых.

*Цены актуальны на 5 августа 2018 г.

Источник: https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/muzej-derzavina-v-sankt-peterburge.html

Музей Гаврилы Романовича Державина

Сколько ни гуляй Санкт-Петербургом, а каждый раз, обнаруживая новые места, не перестаешь удивляться красотам и «интересностям» этого города. Казалось бы, обычный музей, посвященный одному из именитых жителей Северной столицы, а сколько познавательного  в нем можно для себя открыть.

Речь идет об усадьбе Гаврилы Романовича Державина – русского поэта эпохи Просвещения, сенатора и действительного тайного советника. 

Еще при жизни хозяина здание это было одним из главных центров петербургской культурной жизни. 

В послереволюционный период в доме Гаврилы Романовича располагалось до 46 коммуналок, многое было разграблено и утеряно. К счастью, сохранились подробные чертежи и эскизы прежней обстановки, что позволило осуществить тщательное воссоздание прежнего величия усадьбы. 

Тем более замечательно, что и в наши дни удалось сохранить и дом, и тамошний ландшафт: по крупицам воссоздано оригинальное убранство комнат, посетителям представлено множество исторических вещей, документов, а для неспешной прогулки разбит привлекательный сад и оранжерея. Одним словом – достойный музей с примечательным архитектурным решением. Остается лишь снабдить вас необходимой сопроводительной информацией. 

Экспозиции музея

Место нашего посещения – привлекательный историко-архитектурный памятник XVIII столетия,  в 2003 году, к юбилею Петербурга, ставший музеем.

Если условно разделить усадьбу на несколько частей, то главный, центральный корпус – это  и есть сам музей Державина и русской словесности его периода – дом под номером 118, расположенный на Фонтанке. Именно в нем около 25 лет проживал русский поэт.

Гостеприимство хозяина привлекало в эти стены не менее выдающихся людей столетия: Строганова, Фонвизина, Карамзина, Крылова, Жуковского. В этой компании велись неспешные интеллектуальные разговоры, разгорались споры и порой устраивались словесные баталии.

 

Большинство выставок в музее посвящены Гавриле Державину – его жизни и творчеству.

Как правило, при посещении любого подобного заведения у посетителей возникает вопрос: а как изначально выглядело здание и интерьер в нем? Многое ли изменилось с течением времени? Если вас это интересует, то на первом этаже есть возможность ознакомиться с иллюстрациями и чертежами исконного облика дома. Второй же этаж способен удивить посетителей необычными восстановленными интерьерами кабинета Державина, гостиной «Диванчик», Соломенной гостиной, а также  бильярдным столом – элитарной «фишкой» тех времен. Кабинет поэта украшает мебель, выполненная по его изобретениям: обманные шкафы, маскирующие входные двери, диван с боковыми тумбами, служившими хранилищами для служебных дел и «стихотворства», стол с «подъемным налоем». 

О державине, и не только..

Любителям ценного исторического достояния есть чем насладиться в залах усадьбы: кроме того, что они восхищают своим убранством, то еще и наполнены уникальными экспонатами.

Для многих  весьма познавательно будет ознакомиться с редчайшими иллюстрациями, рукописями и книгами, графикой и живописью, а также мебелью периода XVIII столетия. Немалой популярностью пользуется и  державинский домашний театр. Особо стоит отметить ряд портретов современников поэта, украшающих стены музея.

А изображения хозяина дома кисти Сальваторе Тончи, Владимира Боровиковского словно бы продолжают иллюзию присутствия поэта в музейных залах. 

Музей обладает не только материалами о Державине: корпус, располагающийся восточнее основного, вниманию гостей представляет залы с литературной выставкой  «Владельцы русской лиры». Как известно, Александр Пушкин считается преемником Державина, поэтому особое внимание на этой выставке уделено ему.

Западный же корпус знакомит с временными выставками, тематика которых отличается завидным разнообразием. В тех же помещениях всех желающих ждут на литературно-музыкальных вечерах и концертных программах.

Работники музея заряжают своей одухотворенностью и преданностью избранному делу: от такого сочетания и экскурсии, и остальные мероприятия, организованные здесь, проходят на высшем уровне.

В своих грандиозных задумках организаторы пошли еще дальше: в 2008 году они открыли Гостевой корпус, позволяющий принимать ученых-исследователей со всего мира. А год спустя в оранжерее появилось Литературное кафе. 

Таким образом, музей-усадьба и в наши дни является, среди прочего, просветительским центром с активной жизнью, не оставляющим равнодушными истинных ценителей родной истории и культуры. 

Источник: http://Peterburg.center/maps/muzey-gr-derzhavina.html

«Коммунальные» дворцы Петербурга. Часть 2. Усадьба Г. Р. Державина

И еще один рассказ для гостей города, желающих прикоснуться к не очень ярко обозначенной на карте городских мест must see странице нашей истории. Это особняк Гавриила Романовича Державина на набережной Фонтанки, 118.

Я не сторонник перепечатки в отзывах цитат из исторических брошюр. Но начав читать про Державина понял, что есть несколько фактов в его жизни, которые просто делают его одним из величайших граждан России. Поэтому, позволю себе краткий исторический экскурс. Гавриил Романович Державин.

Поэт, сенатор, действительный тайный советник. Родился в семье мелкопоместных дворян и службу Родине, начал рядовым Преображенского полка, в составе которого участвовал в государственном перевороте 1762 года, приведшим на трон Екатерину Вторую. Затем, уже офицером участвовал в подавлении восстания Пугачева. Был замечен и приглашен на государственную службу.

Занимал массу постов, в том числе министерских, входил в состав различных академий, был награжден самыми почетными орденами. Но, помимо этого, постоянно занимался литературной деятельностью и заслуги его на этом поприще ничуть не менее важны.

Он написал оду «Гром победы раздавайся», которая воспринималась как неофициальный Гимн России, был создателем литературного общества «Беседа любителей русского слова» и, по большому счету, одним из создателей русского литературного языка. В Петербурге о нем очень ярко напоминает Музей-усадьба, которая является уникальным мемориальным объектом, воссозданным в 2003–2011 годах.

Городская усадьба поэта, помимо особняка, в котором Державин жил с 1791 по 1816 год, и Домашнего театра, включает несколько корпусов, Оранжерею (там сейчас кафе)

. и Усадебный (Польский) сад

В доме поэта (Центральный корпус) находится Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени, который занимает шестнадцать интерьерных залов.

С максимально возможной точностью там воссозданы интерьеры, которые лично мне очень напомнили особняк Азаровых из «Гусарской баллады».

Вот большой двусветный зал заседаний литературного общества «Беседа любителей русского слова». Там готовился к концерту детский ансамбль народных инструментов.

Читайте также:  Гидроэнергетик генрих графтио

Соломенная гостиная, обои для которой вручную вышивала его жена с подругой.

К сожалению, оригиналы их не сохранились, но нынешние тоже сделаны на соломенной основе

гостиная «Диванчик». Диваны стали очень популярны в России после русско-турецкой войны. Как писал один из его друзей: «И эта выдумка диванов/ По чести месть нам от султанов»

Что интересно не все, что мы видим вдоль стен — это шкафы. За ними оборудованы…целых три потайных двери.

ледник с продуктами, включаю осетров и арбуз

Кстати, впервые вижу столь качественно сделанные муляжи продуктов. Это и немудрено — Державин был известным гурманом и поклонником русской кухни. Вот как он писал в оде «Евгению. Жизнь Званская»:

«Я озреваю стол — и вижу разных блюд Цветник, поставленный узором.

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны, Что смоль, янтарь — икра, и с голубым пером

Там щука пестрая: прекрасны!

Прекрасны потому, что взор манят мой, вкус;

Но не обилием иль чуждых стран приправой,

А что опрятно всё и представляет Русь:

Припас домашний, свежий, здравый.»

Но, эта его слабость сыграла в его судьбе трагическую роль. Поэт страдал желудочными заболеваниями и его супруга постоянно следила за его диетой. А он очень любил уху из диких ершей и однажды, съев целую тарелку, попросил еще.

От этого ему стало плохо и он умер на руках домашних. Последними его словами были: «Не послушался.» Он умер в своем имении Званка в Новгородской губернии. Оно не сохранилось. В других залах музея представлены книги и рукописи, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Живописные портреты хозяев и гостей дома создают «эффект присутствия» давно ушедшей эпохи и ее героев.

После смерти хозяина здание было перестроено изнутри для нужд Римско-католической духовной коллегии, фактически превратилось в резиденцию католического архиепископа-митрополита. В советское время внутри находились коммунальные квартиры (!!!) и это сближает усадьбу с Инженерным замком и Строгановским дворцом, о которых я рассказывал.

Решение о создании там музея было принято в 1998 году. Интерьеры воссозданы в стиле екатерининской эпохи (на основе известных аналогов) в 2002—2003 гг. Первых посетителей музей принял 28 мая 2003 года.

В рамках реконструкции с тыльной стороны усадьбы был воссоздан и Польский сад. Очень неожиданно видеть столь большое «культурное» пространство с рекой, мостиками, беседками и дубками в центре исторической застройки.

Мы заплатили за вход в сад и музей по 120 рублей (есть льготы).

Сейчас дом-усадьба Державина является филиалом Всероссийского музея А. С. Пушкина. Усадьба представляет собой цельный архитектурный ансамбль зданий: главный особняк, в котором жил хозяин, два парных флигеля и дом для гостей.

В одном из них расположился небольшой (на 18 номеров) отель «Державин». Огромное внимание сотрудники музея уделяют маленьким посетителям. Для учеников младших классов музейные педагоги проводят программы, которые позволяют малышам учиться азам литературного творчества.

Есть и специальные программы для старшеклассников и студентов. Кроме того, что представлено в этом особняке в Петербурге, имя Державина увековечили во многих городах России.

Его фигура представлена в Великом Новгороде на памятнике «Тысячелетие России» и, что забавно, его имя присвоено кратеру на Меркурии.

Снова порекомендую всем, кто интересуется русской историей, зайти в этот интересный музей.

Спасибо за внимание.

Автор.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/27636/responses/3603

Музей-усадьба Г.Р. Державина

Музей — усадьба Г.Р. Державина при жизни хозяина

Поэт, сенатор, государственный деятель и, по выражению А.С. Пушкина, «бич вельмож» жил в усадьбе на берегу Фонтанки с 1791 по 1816 гг. Приобретенный Г.Р. Державиным дом был перестроен зодчим и по совместительству музыкантом Н.А. Львовым, имевшим с ним дружеские связи.

Эта усадьба обладала притягательной силой для деятелей культуры – в ней бывали Д.С. Бортнянский, Д.И. Фонвизин, В.Л.Боровиковский многие другие. В доме поэта собирались члены общества «Беседа любителей русского слова», ратовавшего за чистоту родного языка. Среди них, кроме Г.Р. Державина, были такие литераторы, как И.А. Крылов, А.С. Шишков.

После смерти хозяев здание было приобретено и перестроено Римско-Католической духовной коллегией. Поэтому подлинные интерьеры усадьбы не дошли до нас, их пришлось заново воссоздавать для музея. 

Интерьеры державинской усадьбы

Музей-усадьба Г.Р. Державина был открыт в 2003 г., но интерьерные работы продлились еще восемь лет. Было воссоздано шестнадцать залов. Самые интересные из них выглядят сейчас, как при жизни хозяина:

  • Просторный зал, где проводились заседания славной «Беседы».
  • Соломенная гостиная с необычными расписанными обоями.
  • Гостиная «Диванчик», где бывали самые близкие хозяину люди.
  • Кабинет поэта, воссозданный очень точно благодаря сохранившемуся рисунку.

Эти залы наполняют мемориальные предметы, прижизненные изображения Г.Р. Державина, издания с его автографами. Восстановлены также усадебный сад, оранжерея, где находится кафе.

Музейные экспозиции

Музей-усадьба Г.Р. Державина включает несколько экспозиций:

  • Г.Р. Державину и русской словесности его времени посвящена экспозиция в залах центральной части усадебного дома.
  • «Владельцы русской лиры» — так названа экспозиция, раскрывающая преемственность литературного процесса от Г.Р. Державина до А.С. Пушкина.
  • В Западном корпусе с 2015 г. работает Медиацентр, где с помощью современного оборудования посетители имеют возможность познакомиться с уникальными изданиями прошлых веков.

В экспозиционных залах можно полюбоваться фарфором XVIII-XX вв., узнать вехи истории музея А.С. Пушкина, филиалами которого, кроме музея Г.Р. Державина, являются музей — квартира Н.А. Некрасова и другие интересные литературные музеи города.

Источник: http://excava.ru/homestead-derzhavin-museum/

Петербург Державина | Литературный Петербург // Литературный музей имени М. М. Зощенко

«Этому чудаку не была известна ни русская грамота, ни сам дух русского языка − он не имел ни малейшего понятия о гармонии, о слоге, или хотя бы о правилах стихосложения.

Потому то он и должен был бесить каждое разборчивое ухо.. Гений его думал по-татарски, не зная русской грамоты за недосугом… Можно сохранить восемь державинских од и пару отрывков, а прочее сжечь».

Так о Державине отзывался Пушкин в 1825 году.

Гавриил Романович Державин и вправду был «патриархом», его литература имела самые высокие тиражи, поэтом до того популярным, что каждый его новый текст расходился рукописями ещё задолго до его печати.

Державин же скромничал, говоря, мол, литературой занимается «от должностей в свободны часы». Некоторые из своих стихов Державин переделывал несколько лет к ряду.

Трудов у Державина было немало. Да, преимущественно он писал оды. Однако были и комедии, трагедии, драмы и даже оперы.

Правда, этот творческий порыв Державин в себе открыл уже будучи в преклонном возрасте. Современные театры его произведений не брали, говоря, мол, это все «развалины».

Но и эти «развалины» и поэзия Державина обеспечили ему бесхлопотное существование поэта в усадьбе на Фонтанке, дом 118.

К примеру, жене Державина захотелось, чтоб их дом окружал парк. Державин ответил: «Музы, быть может, дадут нам денег». Сад существует и поныне и зовется Польским.

Державин не писал ничего, что не относилось бы к обстоятельствам того времени. Екатерина, чтившая творчество Державина, назначает его своим статс-секретарем или же придворным поэтом.

За гимн императрице «Фелица» Державин получит  бриллиантовую табакерку плюс 500 червонцев вознаграждения. Павел Державина назначил кавалером российского Мальтийского ордена.

Во время правления же Александра I поэта назначили Министром юстиции.

Державин считает главным для себя служить Отечеству.

Позже Державина отправят на службу в Сенат. Образ императрицы, так часто появлявшийся в его одах, теперь так не вдохновлял поэта, как прежде. В 1803 году Державин принимает отставку, и все свое время посвящает литературной деятельности.

Державин прошел по карьерной лестнице головокружительный «маршрут»: начинал он простым солдатом, а закончил первым Министром юстиции.
Во время солдатской службы Державин пристращается к карточным играм и проигрывает все деньги, присланные матерью для покупки имения.

Державин навсегда сохранит ту удивительную стилистическую смесь высокого поэтического слога и простой разговорной речи. Державин организует в свое время организацию «Беседа любителей русского слова», члены которой будут собираться в доме Державина на Фонтанке начиная с 1811 года.

По этому адресу нынче находится усадьба-музей поэта, а также всей «русской словесности» того времени. Все дело в том, что когда-то это здание собой представляло единый культурный центр, собирающий под своей крышей выдающихся деятелей литературы – Н.М.Карамзина, Д.И.Фонвизина, И.И.Дмитриева, В.В.Капниста, а также и В. Л. Боровиковского, Д. Бортнянского и А. Оленина.

Экспозиция музей, нужно отдать должное, просто огромна и занимает 16-ть залов. В ней, помимо мемориальной части, т.е. книг и рукописей, открыта также и художественная выставка и выставка объектов декоративно-прикладного искусства.

В музей-усадьбу Державина входит также сад, оранжерея и парадный двор.
Что странно, до этого момента в стране никто всерьез за изучение творчества Державина не брался.

Поэта нередко относят к необычной и довольно странной эпохе так называемого екатерининского барокко, одним из ярких примером выражения стиля которого был, к примеру, князь Потемкин.

Источник: http://www.litmuseum.spb.ru/literaturnyy-peterburg/peterburg-derzhavina.html

Дом-музей Г.Р. Державина

Любовь граждан и слава намЛишь воздвигают прочны домы;Они, подобно небесам,

Стоят и презирают громы.


Г. Державин28 сентября 2013 года, будучи в Петербурге, я была затащена в музей Державина. Музей — единственный в России музей, посвященный литератору XVIII века! — был открыт в 2003 году, а в 2011 году завершилась реконструкция усадьбы, и он стал знаменит. Туда мечтала попасть моя тетушка, его же мне настоятельно рекомендовала посетить моя преподавательница по фольклору Е.Н Разумовская. Она сообщила, что идти туда следует не самим, а только на экскурсию и только с лучшим экскурсоводом музея, исследователем творчества Державина и — по совместительству — дальним родственником поэта Сергеем Дмитриевичем Дзюбановым. Мы с тетушкой узнали день, когда экскурсию ведет Сергей Дмитриевич и в указанное время подошли ко входу в музей.

Когда мы подошли к началу экспозиции, выяснилось, что на это время назначена школьная экскурсия.

Сергей Дмитриевич Дзюбанов, посмотрев на нас с тетушкой (она выглядела вполне на свои 80) и выслушав наше твердое намерение попасть в музей только с ним, разрешил нам присоединиться к старшеклассникам.

Экскурсия превзошла все мои ожидания: я вышла переполненная впечатлениями и потрясенная силой, глубиной и актуальностью стихов Державина. Дзюбанов читал стихи, много стихов, так читал и такие выбирал, что они ощущались современными.

В 1791 году Гаврила Романович Державин приобрёл недостроенный двухэтажный дом на левом берегу Фонтанки. В XVIII веке по Фонтанке проходила граница города, а левый берег считался загородным, поэтому покупка была дешевой, но уже через 50 лет тут оказался центр города! В купленном доме не было ни печей, ни дверей, а оконные проемы зияли пустотой.

С просьбой о завершении строительства и внутренней отделке здания Державин обратился к своему другу архитектору Н. А. Львову:Зодчий Аттики преславныйМне построй покойный дом.Вот черты и мысли главныЗдесь начертаны перомНа брегу реки Фонтанки.

Гаврила Романович прожил здесь четверть века, до самой смерти, затем здесь жила его вторая жена, а с 1842 года — в связи с отсутствием наследников — дом подвергался большим или меньшим перестройкам. После смерти хозяйки дом и усадьба несколько лет пустовали.

В 1846 году они были приобретены Римско-католической духовной коллегией и немедленно стали перестраиваться и приспосабливаться под многочисленные канцелярии, архивы и квартиры служащих. Были надстроены на один этаж главный дом и флигели на набережной, уничтожена колоннада, изменено оформление фасадов.

Кардинальной перестройке подверглись служебные здания, изменилась планировка, была сломана лестница, появились новые перегородки. В двухсветном зале «Беседы» появилось встроенное перекрытие, а хоры и колонны были уничтожены. Помещения упраздненного домашнего театра занял архив коллегии. Во второй половине XIX века оранжереи были разрушены.

Но с особой страстью наш экскурсовод обрушился на переделки советского времени: во дворце были устроены коммунальные квартиры! Каким образом при этом сохранились остатки прежнего здания — декоративные элементы, в том числе 16 барельефов, — одному Богу известно.

В любом случае Державин оказался пророком, написав о своем доме:Кто весть, что рок готовит нам?Быть может, что сии чертоги,Назначенны тобой царям,Жестоки времена и строгиВо стойлы конски обратят.

В конюшни дворец обращен не был, достаточно было нескольких десятков густонаселенных коммунальных квартир.

В 1988 году здание было передано Музею имени Пушкина и началась работа по его восстановлению.

Изучая места пребывания Державина, особенно внимательно собирая сведения о доме поэта в Санкт-Петербурге, анализируя мемуары близких Державину людей, проживавших или гостивших в доме на Фонтанке, мы вполне отчетливо представляли не только план дома, но и особенности убранства многих комнат. Было очевидно и другое: у Державина, как, может быть, ни у кого из русских поэтов, реальные черты интерьера зримо отразились в его поэзии. И потому основные характеристики литературно-мемориальной экспозиции, концепция будущего музея были ясны задолго до того, как началась реконструкция державинского дома, — пишет С.М.Некрасов (http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10503.php).

Читайте также:  Из петербурга в латвию - назад в будущее: путешествие по двум столицам латвии

http://b1.culture.ru/c/103447.jpg — парадный зал дворца http://www.museumpushkin.ru/assets/images/museums/1stfloor.jpg В парадном зале дворца висят друг напротив друга портреты Г. Державина и Екатерины Второй. Портрет Державина довольно необычный: без медалей и орденов, такой, как поэт просил написать его художника Сальватора Тончи:…ты лучше напишиМеня в натуре самой грубой:В жестокий мраз с огнем души,В косматой шапке, скутав шубой;Чтоб шел, природой лишь водим,Против погод, волн, гор кремнистых,В знак, что рожден в странах я льдистых,Что был прапращур мой Багрим.Не испугай жены, друзей,Придай мне нежности немного:Чтоб был я ласков для детей,Лишь в должности б судил всех строго;Чтоб жар кипел в моей крови,А очи мягкостью блистали;Красотки бы по мне вздыхали,Хоть в платонической любви.Этот портрет, снятый с подрамника, подпорченный, с осыпями, многие десятилетия хранившийся на валу, находился в Третьяковской галерее. Руководство галереи согласилось передать его на временное хранение в дом-музей Державина. Там привели в порядок холст, натянули его на подрамник и вместе с резной золоченой рамой доставили портрет в Санкт-Петербург. Когда они водружали державинский портрет на его историческое место, у кого-то из присутствующих невольно вырвалось: «Добро пожаловать домой, Гаврила Романович». Естественно, что меня привлек не столько портрет поэта, сколько инструмент под ним.Экскурсовод рассказал о детстве Державина, о том, что он учился в первой провинциальной гимназии, что обнаружил необыкновенные дарования к живописи и музыке, и ему прочили блестящее будущее на этих поприщах, а в поэзии это отразилось самым прямым образом: до Державина в русской поэзии не было ни натюрмортов, ни пейзажей.Он, белыми взмахнув крылами,По зыблющей равнине волнПошел, — и следом пена рвами,И с страшным шумом искры, огньПод ним в пучине загорелись…(«Флот»)Багряна ветчина, зелены щи с желтком,Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,Что смоль, янтарь — икра, и с голубым перомТам щука пестрая: прекрасны!(«Евгению. Жизнь Званская»)Алмазна сыплется гора С высот четыремя скалами, Жемчугу бездна и сребра Кипит внизу, бьет вверх буграми; От брызгов синий холм стоит, Далече рев в лесу гремит.(«Водопад»)В годы службы в армии (с 1762) начинающий поэт подражал Сумарокову, Тредиаковскому, особенно Ломоносову, сотрудничал с «Петербургским вестником», делал переводы с немецкого, которым хорошо владел. В 90-е годы в доме Державиных собирался львовско-державинский литературный кружок, здесь читали друг другу новые сочинения, готовили их к изданию, обсуждали иллюстрации. Для Державина, который был без достаточного образования (только гимназия), это было важно, хотя именно потому он, возможно, и пошел своим оригинальным путем; а об атмосфере встреч прекрасно говорит написанный ранее стих «Пикники».Но если весел кто, забавен,Любезнее других тот нам;А если скромен, благонравен,Мы чтим того не по чинам, Нас не касаются раздоры,Обидам места не даем;Но, души всех, сердца и взорыСовокупя, веселье пьем.А кто, кроме Державина, мог — до него и в его время — написать подобное обращение «Властителям и судиям»? Даже при том, что это вольное переложение 81-го псалма? Написано чеканно, резко, точно, образно и мощно:Восстал всевышний бог, да судитЗемных богов во сонме их;Доколе, рек, доколь вам будетЩадить неправедных и злых?Ваш долг есть: сохранять законы,На лица сильных не взирать,Без помощи, без обороныСирот и вдов не оставлять.Ваш долг: спасать от бед невинных.Несчастливым подать покров;От сильных защищать бессильных,Исторгнуть бедных из оков.Не внемлют! видят — и не знают!Покрыты мздою очеса:Злодействы землю потрясают,Неправда зыблет небеса.Цари! Я мнил, вы боги властны,Никто над вами не судья,Но вы, как я подобно, страстны,И так же смертны, как и я.И вы подобно так падете,Как с древ увядший лист падет!И вы подобно так умрете,Как ваш последний раб умрет!От гнева императрицы автора спасло только то, что библейский текст крамольным быть все-таки не может.Подойдя к часам, С. Дзюбанов продекламировал стихи на смерть кн. Мещерского. Он читал их так, что казалось — бьют часы, бьет колокол, бьют удары неумолимого времени.Глагол времен! металла звон!Твой страшный глас меня смущает;Зовет меня, зовет твой стон,Зовет — и к гробу приближает.Едва увидел я сей свет,Уже зубами смерть скрежещет,Как молнией, косою блещет,И дни мои, как злак, сечет.»Какую же эпитафию ты мне напишешь?» — спросил его подружившийся с ним, несмотря на 14 лет разницы, А. Суворов. Знаменитые слова на его могиле: «Здесь лежит Суворов» — принадлежат Державину.Первая жена Гаврилы Романовича, Екатерина Яковлевна, была воспета им в стихах под именем Плениры. Это была дочь камер-лакея императора Петра III португальца Бастидона и кормилицы Павла I. Она и Павел Петрович были молочными братом и сестрой, но так как Державин в свое время восхвалял Екатерину II, то Павел его недолюбливал и постоянно бросал на него тень (то есть освободил от всех государственных постов). Она была вдвое моложе 35-летнего Державина. В стихотворении «Невесте» поэт превозносил ее красу:Как по челу власы ты рассыпаешь черны, Румяная заря глядит из темных туч; И понт как голубый пронзает звездный луч, Так сердца глубину провидит взгляд твой скромный.

В 1778 году Державин женился. С женой он даже не ссорился никогда, хотя ссорился со всеми, неустанно воюя за правду. Екатерина Яковлевна была начитанна, спокойна, кротка и умна, отличалась хорошим вкусом.

Она увлекалась художественным рукоделием: вышивала, рисовала, искусно вырезывала силуэты и вставляла их в рамки и табакерки, изготовляла картины для узоров и разрисовывала по соломе обои, тогда бывшия новинкою (https://memoirs.ru/texts/Mil_RV903_283_2.htm).

Екатерина Яковлевна брала уроки у Боровиковского. Полукруглая столовая украшена соломенными обоями ее работы.

Первые, наверное, живые, человеческие любовные стихи в русской литературе о любимой жене написаны Гаврилой Романовичем:Мне любезная предстанет В прежней нежности своей, И внимать, как прежде, станет Нежности она моей. Сколько будет разговоров! Сколько радостей прямых! Сколько милых, сладких взоров, Лучше и утех самих!Здесь сам стих уже не тяжел и не громоздок.Портрет Екатерины Яковлевны Державиной кисти Боровиковского не могу не приложить, хотя во дворце я его не видела. Фото из Интернета.Екатерина Яковлевна умерла в возрасте 33 лет от туберкулеза.Уж не ласточка сладкогласнаяДомовитая со застрехи —Ах! моя милая, прекраснаяПрочь отлетела, — с ней утехи.Не сияние луны бледноеСветит из облака в страшной тьме —Ах! лежит ее тело мертвое,Как ангел светлый во крепком сне.Роют псы землю, вкруг завывают,Воет и ветер, воет и дом;Мою милую не пробуждают;Сердце мое сокрушает гром!О ты, ласточка сизокрылая!Ты возвратишься в дом мой весной;Но ты, моя супруга милая,Не увидишься век уж со мной.Зная традиции крестьянского плача, невозможно не услышать в этих стихах их отражения, в сочетании с высоким штилем.

Пара зал дворца с сайта http://www.culture.ru/institutes/2963/muzey-usadba-g-r-derzhavina

Из этого полукруглого зала есть выход в сад, это итальянская планировка. О многих деталях интерьера рассказывал нам гид, и о том, что происходило в этих стенах, какие дискуссии и шутки, сценки разыгрывались, какие разочарования и переживания довелось испытать тут хозяину.

Фигура Ганимеда

Вот этот зал с верхней галереей был уставлен стульями для лекции:И вот наш С.Д.Дзюбанов читает школьникам стихи Державина:В течение четверти века, с 1791 по 1816 год, особняк являлся одним из главных центров культурной жизни Петербурга. Здесь собиралась творческая элита общества. Постоянными гостями дома были участники львовско-державинского кружка: Н. А. Львов, В. В. Капнист, А. Н.

Оленин, В. Л. Боровиковский, Д. С. Бортнянский, бывали Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев. С 1811 года в парадном зале особняка ежемесячно заседала знаменитая «Беседа любителей русского слова». Здесь звучали новые произведения Г. Р. Державина, И. А. Крылова, А. С. Шишкова, Н. И. Гнедича, А. А. Шаховского и других авторов, обсуждались вопросы развития русского языка и литературы.

В зал набивалось до трехсот человек, и Державин был душой компании. С. Дзюбанов рассказал байку о том, как И. Крылов любил дремать на диване во время обсуждений литературных вопросов, и как Дм. Хвостов написал о нем стишки:Небритый и нечёсаный,Взвалившись на диван.Как будто неотёсанныйКакой-нибудь чурбан.

Лежит совсем разбросанныйЗоил Крылов Иван:Объелся он иль пьян?

Крылов угадал стихокропателя: „В какую хочешь нарядись кожу, мой милый, а ушей не спрячешь“, — сказал он. Месть его была добродушной.

Под предлогом желания прослушать новые стихи графа Хвостова, он напросился к нему на обед, ел и пил за троих, а когда хозяин, пригласив гостя в кабинет, начал читать стихи свои, Крылов завалился на диван и проспал до позднего вечера (цит. по http://fisechko.ru/100vel/origin/55.html).

Во дворце был и театр, маленький домашний театр:Державин писал пьесы, и лучшие актеры играли в его театре, ставили там трагедии Озерова и Шаховского.Второй женой Державина была Дарья Алексеевна Дьякова, из довольно выдающейся семьи: на ее родных сестрах были женаты два близких друга поэта — Львов и Капнист. Портрет Дарьи Алексеевны висит в столовой второго этажа:

.

Это была высокая, красивая, сильная духом женщина, стараниями которой состояние поэта удвоилось. Получив предложение, Дарья Алексеевна пожелала узнать о материальном благополучии жениха, потребовала приходно-расходные книги и две недели их изучала. Сохранились ее записи о расходах, в которых стояли даже ¼ копейки на корм птичке. О ней он писал в стихах как о Милене.

Характер Гаврилы Романовича был вспыльчивый, прямолинейный.Не умел я притворяться,На святого походить,Важным саном надуватьсяИ философа брать вид;Я любил чистосердечье,Думал нравиться лишь им,Ум и сердце человечьеБыли гением моим.Если я блистал восторгом,С струн моих огонь летел,Не собой блистал я — богом;Вне себя я бога пел.

(«Призвание»)

В доме поэта меня заинтересовал, конечно, клавикорд, 1792 года:

Известно, что литераторы того времени старались переводить иностранные слова на русский, и Державин употреблял слово тихогром вместо фортепиано. Ноты на клавикорде — собрание народных русских песен «с их голосами» Львова и Прача (1790).

А также шахматный столик:

И письменный столик:На необычную форму письменного столика многие обратили внимание, и гид пояснил, что в то время – с легкой руки Екатерины Второй – считалось, что именно такая форма стола самая удобная, чтобы за ним сидеть. Может быть, это и так. В то время все вокруг приспосабливали к потребностям человека, особенно богатого.

Вид из окна второго этажа:

Наиболее значимой комнатой дома является кабинет Державина, воссозданный по рисунку П. А. Кожевникова и воспоминаниям современников. Вся мебель в нем выполнена «по изобретению» поэта: шкафы-обманки, маскирующие входные двери, стол с «подъемным налоем», диван с тумбами по бокам, в ящиках которых хранились «проекты по делам службы» и «стихотворство».Здесь наш гид прочел нам стихотворение Державина «Бог»:Я связь миров, повсюду сущих,Я крайня степень вещества,Я средоточие живущих,Черта начальна Божества.Я телом в прахе истлеваю,Умом громам повелеваю;Я царь, — я раб, — я червь, — я бог! —Но будучи я столь чудесен,Отколь я происшел? — Безвестен;А сам собой я быть не мог.Твое созданье я, Создатель,Твоей премудрости я тварь,Источник жизни, благ Податель,Душа души моей и Царь!

Источник: https://in-es.livejournal.com/281806.html

Музей-усадьба Державина в Санкт-Петербурге

Новости и общество 26 октября 2016

Петербургская архитектура старого города имеет собственного ангела-хранителя, иначе трудно объяснить, как некоторым зданиям удалось сохраниться.

Пережив революции, войну, пренебрежение, а иногда и человеческое стремление к уничтожению, город сберег свою уникальность.

Музей-усадьба Державина в Петербурге многократно перестраивался под нужды новых времен и владельцев, но выстоял, и нынешнее поколение получило возможность не только пройти по залам, но и прикоснуться к блистательной эпохе.

Читайте также:  Из санкт-петербурга в испанию мавританскую: дворец альгамбра и сады хенералифе

Дом для поэта

Современный дом-усадьба Державина на Фонтанке был приобретен поэтом в 1791 году. Здание находилось в процессе строительства, что давало шанс спроектировать и оформить внутреннюю отделку согласно вкусу новых хозяев. Гаврила Романович Державин обратился с просьбой о завершении работ к архитектору и своему давнему другу Н. А. Львову, тот с удовольствием взялся за дело.

Масштаб строительства был немаленький, к тому же планировалась достройка служебных помещений. К 1794 году заканчивались отделочные работы, в усадьбе появились конюшня и кухня, над проектом и возведением которых работал архитектор Пильняков.

К сожалению, хозяйка дома Екатерина Яковлевна Державина, вкладывавшая душу в дом, к моменту завершения всех работ умерла. После нее осталось свидетельство ее трепетного отношения к новому жилищу.

Желая обустроить семейное гнездо, но испытывая при этом финансовые трудности, она вела отчетность всех расходов в «Книге о издержках денежных для каменного дома. С августа 1791 года».

Поселившись в доме на Фонтанке, Державин создал в нем особую атмосферу. На рубеже 18-19 веков дом славился гостеприимством и считался центром культуры.

С 1811 года в «Танцевальной зале» усадьбы регулярно проводятся литературные чтения, заседания единомышленников. В конце 18 века музей-усадьба Державина пополнился театральными подмостками, для которых было обустроено помещение.

В постановках принимали участие члены семьи, близкие друзья и известные профессиональные актеры своего времени.

Волшебный сад

Кроме планов по постройке и отделке дома, в задачу архитектора входило обустройство приусадебного сада. В плане усадьбы обозначены несколько оранжерей, каждая из которых отдавалась одной культуре – персикам, ананасам и т. д.

Часть земель отводилась под тепличное хозяйство, где росли теплолюбивые растения, экзотические фрукты, цветы.

Немаленьким был приусадебный огород, с которого собирали урожай традиционных культур (картофель, брюква, свекла, горошек, огурцы, редька и прочее).

Архитектор Львов также занимался разбивкой сада и выбором деревьев. По его замыслу сад должен стать великолепной оправой для величественного дома. На территории парка были высажены деревья, такие как липы, клены, березы, дубы и др.

Сад украсили вошедшие в моду кусты сирени и жасмина, а также более привычные – калина, шиповник, жимолость.

Цветник был составлен в основном из луковичных, редких на тот момент, культур – гиацинтов, лилий, нарциссов, много было посажено различных кустов роз.

Видео по теме

Католический период

После смерти владельцев музей-усадьба Державина в Санкт-Петербурге несколько лет пустовал. Римско-католическая духовная коллегия приобрела особняк в 1846 году. Для целей организации не нужны были роскошные и уютные залы, поэтому сразу начались работы по перепланировке. Проводились они под надзором архитекторов А. М. Горностаева и В. И. Собольщикова.

Согласно новым задачам, музей-усадьба Державина получил дополнительный этаж над домом и флигелями, была разобрана колоннада, изменился дизайн фасада.

Внутренние помещения лишились главной парадной лестницы, некоторые залы получили перегородки и другие изменения.

Позднее были разрушены за ненадобностью оранжереи, а постройка костела Успения Девы Марии (1870-1873 годы) лишила усадьбу огородов и большей части сада.

В течение последующего времени музей-усадьба Г. Державина перестраивался еще несколько раз. Так, в 1901 году потребовалось достроить над обоими флигелями третий этаж, работы проводились архитектором Л. П. Шишко.

Революция и квартирный вопрос

После революции, с 1918 по 1924 год, музей-усадьба Г. Р. Державина стоял бесхозный, власти не могли найти для него целевого использования. Потом было решено отдать его под жилье, что окончательно погубило остатки внутреннего убранства. Дом был густонаселен, потребовались новые перегородки, жильцы проводили ремонт по собственным вкусам и возможностям.

Пруды на территории парка засыпали к 1935 году. Сад усадьбы из регулярного превратился в стихийный, где посадки велись без всякого плана или идеи.

Так ситуация продолжалась длительное время, наверняка в Петербурге можно найти людей, живших в коммуналках дома. Под конец 20 века в усадьбе были офисы многочисленных компаний и несколько жилых квартир, подвал дома высотой 2,5 метра годами был затоплен водой.

Решение о реставрации и передаче архитектурного наследия в ведение музея Пушкина было принято в 1998 году.

Музейный статус

Музей-усадьба Державина и русской словесности был открыт в 2003 году, после глобальных реставрационных работ в центральном корпусе. Всего было открыто шестнадцать залов, где реставраторы постарались максимально точно воссоздать обстановку державинского дома. Опирались на свидетельства и описания современников, уцелевшие записи самого поэта.

В разных уголках страны нашлись подлинные предметы мебели из усадьбы: часть была предоставлена Всероссийским музеем Пушкина, некоторые предметы были переданы на временное хранение Третьяковской галереей и многими другими хранилищами. В доме Державина с гордостью демонстрируют подлинный стол, письменный прибор поэта, также можно увидеть несколько авторских автографов, личные предметы и знаменитый портрет хозяина дома кисти Тончи.

Реставрационные работы продолжались до 2007 года и увенчались открытием домашнего театра в главном корпусе и двух флигелей. С ними центральный корпус соединен крытыми галереями, у каждого флигеля есть свое имя, доставшееся от первоначального назначения – Кухонный, Конюшенный и др. Теперь в них расположились выставочные галереи и концертные залы.

С 2009 по 2011 год были проведены восстановительные работы в парке. На уцелевшем фундаменте вновь появилась центральная оранжерея, в саду провели расчистку и воссоздали его исторический облик, где центральное место занимает обширный луг, вновь зазвенел ручей, были восстановлены три пруда.

Инфраструктура

Музей-усадьба Державина сегодня — внушительный комплекс. В него входит:

  • Центральный корпус. В помещении действует музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени. Здесь развернута постоянная экспозиция, насчитывающая 16 залов на двух этажах.
  • Восточный корпус. Первый этаж отдан под постоянную экспозицию «Владельцы русской лиры. От Г. Р. Державина — к А. С. Пушкину». Второй, третий этажи приглашают посетителей в выставочные залы музея Пушкина, где представлены материалы, не вошедшие в постоянную экспозицию.
  • Западный корпус. На первом этаже — экспозиция «Всероссийский музей А. С. Пушкина. Страницы истории» (постоянная). На втором этаже находится несколько залов для проведения творческих вечеров и встреч, работает медиацентр с коллекцией уникальных материалов. На третьем этаже можно посетить постоянную экспозицию «В белом глянце фарфора», также здесь находится несколько выставочных залов, где регулярно представляются работы мастеров разного времени, в том числе наших современников.
  • Домашний театр. В зале проводятся реконструктивные постановки, музыкальные и творческие встречи.
  • Усадебный сад. По территории парка проводятся обзорные экскурсии, а также парковая зона используется в качестве открытой концертной площадки для музыкальных и театральных постановок.
  • Центральная оранжерея. После восстановления получила другие функции, сегодня здесь ведутся литературные чтения, музыкальные вечера, читаются лекции.
  • Отель. Расположен на территории усадебного комплекса в гостевом доме, интерьер решен в духе классицизма с полным набором современного комфорта.

Постоянные экспозиции

Музей-усадьба Державина (СПб) приглашает посетить постоянно действующие выставки:

  • «Владельцы русской лиры. От Г. Р. Державина — к А. С. Пушкину». В ходе экскурсии посетители знакомятся с экспозицией подлинных портретов деятелей литературы, философии, с книгами, изданными в период 18-19 веков, предметами искусства. Среди раритетов находится один из томов «Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера», предметы декоративно-прикладного искусства. Стоимость билетов для взрослых — от 200 руб., для студентов и пенсионеров – от 100 руб., для школьников до 16 лет – от 60 руб.
  • «В белом глянце фарфора». Экспозиция расположена в нескольких залах. В первом представлен фарфор рубежа 17-18 веков китайской школы. Остальные отданы под русский фарфор производства различных мануфактур. Представлены образцы предметов Императорского фарфорового завода, частных фабрик. Стоимость входного билета для взрослых – от 120 руб., для пенсионеров и студентов – от 60 руб., дети, не достигшие 16 лет, посещают выставку без экскурсии бесплатно.

Также в музее действуют экскурсионные программы: «В гостях у хозяина дома», «Державин и музыка», «Я услышал тебя в первый раз…», обзорная экскурсия по усадебному саду и другие.

Просветительская деятельность

В музее-усадьбе Державина ведется обширная научная деятельность, разработаны и действуют множество программ для школьников всех возрастов.

Программа «Путешествие с котом ученым по пушкинскому Петербургу» проводится вне стен музея, ориентирована на младших школьников.

В ходе экскурсии ученики знакомятся с историей города, детям в интерактивной форме демонстрируется влияние города на творчество поэта.

Игра «Державинская кухня» предлагает познакомиться с устройством быта во времена жизни поэта, экскурсовод показывает предметы быта, рассказывает об устройстве печей и о многом другом, не менее занимательном. Программа рассчитана на средний школьный возраст.

В арсенале музея и его сотрудников находится множество авторских программ, дополняющих школьное образование, помогающих развить любовь к литературе и русской словесности. Взрослые также найдут немало нового.

Полезная информация

Всероссийский музей Пушкина состоит из шести филиалов, в их число входит музей-усадьба Державина. Фонтанке повезло с жителями когда-то, а теперь здесь расположено множество памятников архитектуры, притягивающих к себе соотечественников и граждан других стран.

Чтобы прикоснуться к эпохе Державина, Пушкина, Некрасова, стоит посетить музейные залы и увлечься подлинными историями. Музей-усадьба Державина адрес имеет следующий: набережная реки Фонтанки, строение 118.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Музей восковых фигур в Санкт-Петербурге вызывает восхищение у всех посетителей

Впервые выставка с восковыми фигурами состоялась в 18 веке в Европе. На нее мог попасть каждый желающий.Традиция делать фигуры из воска пришла из Италии. Там богатые и знаменитые люди любили заказывать свои ста…

Новости и общество
Музей «Кронштадтская крепость» в Санкт-Петербурге: описание, обзор, история и интересные факты

В 1723 году указом Петра I неподалёку от Санкт-Петербурга, на острове Котлин, была заложена крепость. Её проект разрабатывал военный инженер А.П. Ганнибал (Франция). Планировалось, что сооружение составят нескольких б…

Новости и общество
Русский музей: история музея в Санкт-Петербурге

В каждом городе есть достопримечательности: парки, памятники и, конечно, музеи. И когда речь идет о культуре и обо всем, что с ней связано, невольно вспоминается Северная столица нашей родины. Гулять по Петербургу — о…

Новости и общество
Музей Академии художеств в Санкт-Петербурге: выставки, отзывы

Гуляя по живописному Васильевскому острову в Петербурге, непременно стоит заглянуть в музей Академии художеств, где хранится богатейшее собрание произведений живописи и скульптуры. Уже 260 лет данное учреждение открыт…

Новости и общество
Все о музее гражданской авиации в Санкт-Петербурге

Музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге насчитывает в своих фондах хранения свыше сорока тысяч объектов. Это неповторимые коллекции, собранные под общей темой истории развития российской авиации. Экземпляры экспо…

Еда и напитки
Ресторан «Усадьба» на Северном проспекте — лучшее сочетание уровня сервиса и цен в Санкт-Петербурге

Кто ищет в Санкт-Петербурге удобное место для проведения презентации, семинара, тренинга, пресс-конференции, бизнес-встречи, может приходить в ресторан «Усадьба» на Северном проспекте. Ориентируясь на поже…

Искусство и развлечения
«Сказкин дом» — музей-театр в Санкт-Петербурге на Пионерской. Репертуар и отзывы

Принято считать, что культурная столица нашей страны — Санкт-Петербург. «Сказкин дом» — одно из многочисленных культурных учреждений, расположенных в этом городе. Это наполовину театр, а наполовину музей. …

Искусство и развлечения
«Подводная лодка» — музей в Санкт-Петербурге и в Тушино

Путешествуя, многие выбирают такие туры, где можно не только хорошо отдохнуть, но и получить новые впечатления, знания и интересную информацию, осмотрев достопримечательности этих мест. Подводная лодка-музей в Санкт-П…

Искусство и развлечения
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге: фото, музей, как добраться

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге с золотым высоким шпилем ее Петропавловского собора, с могучими бастионами, равелинами и пушкой, которая каждый день возвещает о наступлении полудня, привычно воспринимается…

Искусство и развлечения
Музей шоколада в Санкт-Петербурге: рай для сладкоежек

России есть чем гордиться, ведь на огромной территории славной страны находятся уникальные природные заповедники, удивительной красоты горные цепи, искристые и манящие своей глубиной озера и моря. Кроме великого разно…

Источник: http://monateka.com/article/163258/

Ссылка на основную публикацию