Архитектор адам адамович менелас — биография, фото, творения

Роберт адам — архитекторы

«РОБЕРТ АДАМ»

Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт.

Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал целые улицы, площади, кварталы Лондона.

Роберт Адам родился 3 июля 1728 года в Керколди. Его отец Уильям был не только архитектором, но и строителем. Он возглавлял, в частности, все военное строительство в Северной Британии. Роберт получил образование в Эдинбургском университете, который окончил в 1743 году.

С 1745 года он уже работал ассистентом у отца. Когда Уильям Адам умер в 1748 году, то его дело возглавил старший сын Джон, а Роберт стал его партнером. Они сделали несколько работ по оформлению интерьеров, сочетая народные шотландские мотивы со стилем рококо — дом графа Гопетауна и дом лорда Дамфри в Эйшире.

В 1754 году Роберт отправляется в континентальную Европу, сначала в Брюссель, а затем в Париж.

«РОБЕРТ АДАМ»

До 1755 года он путешествует по югу Франции, затем перебирается в Италию. С января этого года он живет во Флоренции, где серьезно занимается повышением своего профессионального уровня. Его другом становится французский архитектор Шарль Луи Клериссо. Благодаря Клериссо, Адам значительно расширяет свои познания в истории и теории архитектуры.

В феврале 1755 года Адам едет в Рим. В древнем городе он увлеченно исследует античные постройки. Эта работа продолжается позднее в Далмации, куда Роберт выехал в мае 1757 года.

Здесь он провел изучение руин дворца Диоклетиана в Сплите, материалы о котором были опубликованы в 1764 году. Прежде чем вернуться на родину, Адам побывал с экспедициями в Греции и Египте.

На английскую землю он ступил в январе 1758 года.

Одной из первых построек Адама в Англии была стена ограды и ворота Адмиралтейства в Лондоне (1760). А начал он опять с интерьеров. В них ярче всего проявились особенности стиля Роберта Адама. В новопалладианском стиле он оформляет Хетчлэнд в Суррее (1758-1761) и Шардело в Бакингемшире (1759-1761).

«РОБЕРТ АДАМ»

В 1761 году следует большое число заказов: Хэрвуд (Йоркшир), Крум Курт (Ворчестершир), Кедлстон Холл (Дербишир), Бувуд (Вилтшир), Остерлей Парк (Мидлсекс).

К числу наиболее известных адамовских интерьеров относятся — аванзал в Сайон хаусе в Мидлсексе (1761-1762) и большая библиотека в Кенвуде (1768) — лондонские дворцы особняки.

Внутренняя планировка зданий, построенных Адамом, отличается большей рациональностью и удобством. Комнаты расположены либо параллельными сообщающимися анфиладами, либо выходят в примыкающий к анфиладе коридор.

Залы отличаются друг от друга не только размерами, но и формой. Наряду с прямоугольными часто встречаются овальные и круглые помещения.

Вместо тяжеловесной лепнины палладианских интерьеров применяются легкие лепные стуковые, часто золоченые рельефы, которые эффектно выделяются на стенах, окрашенных в различные цвета в зависимости от назначения комнаты, или изящными виньетками украшают потолки.

Вообще орнаменту Адам уделяет особо большое внимание. Широкое распространение получают также маленькие картинки медальоны и рельефы на мифологические сюжеты, органично включенные в декоративное оформление.

Интерьеры Адама создают богатое и разнообразное впечатление.

«РОБЕРТ АДАМ»

Вместе с тем Адам стремится достичь полной законченности и гармонии во всем ансамбле декорировки. Лепнина потолка и стен, росписи, рисунок ковров и мебели, даже посуды, — все подчиняется единому замыслу.

Другой характерный образец творчества Адама — замок Кедлстон холл (1765-1770), построенный и отделанный им внутри по составленному другими архитекторами палладианскому плану — с полукруглыми крыльями, примыкающими к центральному зданию.

Но расположенные по главной оси самые большие парадные помещения замка принадлежат, несомненно, Адаму.

Замысел большого холла, где за несущими лепной потолок коринфскими колоннами из искусственного мрамора стоят в нишах стен античные статуи, и перекрытого куполом салона, стены которого расчленены нишами и табернаклями, навеян, вероятно, античными памятниками, с которыми Адам ознакомился во время поездки в Далмацию.

В еще большей степени отвечали новым изысканным вкусам приемы отделки других, меньших по размерам помещений — лепнина потолков и стен, украшения каминов. Изящный фасад клуба Будль в Лондоне (1765) дает представление о том, как Адам решал внешний облик здания.

Современники нашли в нем мастера, сумевшего воплотить их представления о комфорте и целесообразности, явившихся столь специфической чертой английской архитектуры.

«РОБЕРТ АДАМ»

Рационализм, облеченный в формы греческой античности, определял сущность творческого метода Адама. Внешности таких зданий должна была быть свойственна благородная простота памятников, созданных демократической Грецией.

Для боковых фасадов дворцов, а также для лицевых фасадов буржуазных домов характерны большие широкие окна с веерообразными тимпанами наличников, встречающихся постоянно и над дверями. Любимая схема плана для резиденций магнатов у Адама напоминала форму букв «Н» и «В».

В центре помещался круглый или овальный зал, из которого открывались двери в две параллельные анфилады комнат; к ним иногда примыкал для удобства коридор; в него комнаты эти имели на всякий случай выход.

Роберт Адам, хотя и подчеркивал, что точно следовал греческим образцам, в то же время находил возможным вносить изменения в пропорции колонн и пр. Он считал себя, например, изобретателем особого «британского ордера» — колонн с капителями в виде львов и единорогов. В зависимости от того, каково было назначение здания, очень менялся и характер архитектурного оформления.

«РОБЕРТ АДАМ»

Когда дело шло о постройке замков, например, Латтон хаус в Беркшире для премьер министра лорда Бьюта (1767) или городских дворцов знати, то Адам не отказывался от массивности и величественности.

Это выражалось, между прочим, в применении коринфских колонн, куполов, круглых зал с венцом колонн внутри и т д. В дворцовом строительстве Адам не порывал столь резко с палладианством, как при постройке городских буржуазных особняков, загородных вилл, небольших усадеб джентри.

В очень простых и строгих классицистических формах выдержан новый университет в Эдинбурге (1789-1791).

Еще раз надо отметить, что большинство работ братья делали совместно. Одной из специальностей братьев Адамов являлось объединение рядов домов по сторонам улиц и площадей единообразными фасадами.

Таковы постройки в Лондоне на Портленд плейс (1770), а также улица, выстроенная на поднятом ими же берегу Темзы, так называемая Терраса Адельфи (что значит по гречески «терраса братьев», то есть братьев Адамов, 1768 год) на Фитцрой сквере.

Для их произведений характерны простота и смелость в соотношении архитектурных частей и некоторая мелочность в декорировании внутренности зданий.

Адамы были не только архитекторами, но и орнаментистами, по рисункам которых работали слесари, чеканщики, мебельщики и главное — штукатуры (преимущественно приезжие итальянцы).

«РОБЕРТ АДАМ»

Своды, плафоны, стены покрывались рельефными растительными орнаментами и гротесками — белыми на голубом, бледно оливковом, зеленом, сиреневом, розовом фонах. Стиль Адамов здесь единен со стилем произведений фабрики Веджвуда.

Иногда, впрочем, тут, как и в отдельных архитектурных мотивах Адамов, наблюдается непосредственное влияние на них помпеянского искусства. Камины делались из разноцветных мраморов. Резьба по дереву, столь обычная прежде в отделке зданий, совсем исчезает.

Особенно известен внутренним убранством в этом новом стиле упомянутый замок Кедлстон.

Из других работ в усадьбах знати Роберта Адама важнейшие: Уитхем в Сомерсетшире (проект 1776 года), Комптон в Уорикшире (проект работ в 1776 году) и одна из последних работ — Госсфорд хаус в графстве Ист Лотиан, в Шотландии.

Наряду с работами в замках земельных магнатов, братья Адамы и их школа брали подряды и на более или менее богатую отделку лондонских буржуазных особняков и даже квартир и других помещений, сдававшихся состоятельным частным лицам и различным учреждениям.

В Лондоне по чертежам Роберта Адама построены Лансдаун хаус (начатый в 1766 году); дом Уоткин Уинн (1772) на Сент Джеймс сквере; дом лорда Дерби на Гровнор сквере (1773); дом «Клуба Уайта» (1776) на Сент Джеймс сквере; Друри Лейнский театр (1776).

«РОБЕРТ АДАМ»

Назовем еще старое здание Государственного архива (1771) и церковь в Мистли в графстве Эссекс (1776).

Около 1770 года Роберт Адам выстроил мост через реку Эвон, а в 1777 и 1782 годах набросал планы дальнейшего расширения города. Осуществление этого проекта производилось уже другими архитекторами.

После публикации в 1773 году образцов архитектурных работ Роберта и его братьев их влияние быстро распространяется и в Англии и за ее пределами. Традиции их искусства долго сохраняли свое значение в английской архитектуре.

Уже сильно эллинизированный стиль братьев Адам нашел свое продолжение в так называемом греческом возрождении, начало которого относится к концу XVIII века, — направлении недостаточно творчески оригинальном и в большой степени эклектичном.

Своего полного развития это направление достигло в английской архитектуре первых десятилетий следующего, XIX века.

Роберт Адам скончался 3 марта 1792 года в Лондоне.

Источник: http://the100.ru/architect/robert-adam.html

Уильям Адам

Уильям Адам (William Adam), известный шотландский архитектор, каменщик предприниматель, основоположник неоклассического стиля и законодатель архитектурной моды.

Родился в октябре 1689 года в Линктаун Эбботсхолле (Linktown of Abbotshall). К пятнадцати годам Адам окончил школу, затем обучался у сэра Уильяма Брюса.

После этого, благодаря своему отцу, он начал осваивать искусство каменной кладки.

Уильям Адам (William Adam, 1689 – 1748 гг.. Автор – Уильям Эйкмен, 1727 г.

Архитектурно-предпринимательская стезя Адама

Вместе с Уильямом Робертсоном, организовав в 1714 году товарищество каменщиков, он получает крупный заказ от нидерландских заказчиков. К 1717 году Адам становится уже полноправным членом Кёркэлдской гильдии каменщиков. После этого он в течение трех лет путешествует по Нидерландам и Франции с целью изучения загородных домов и осмотра канала, что находится в Остенде.

Уильям Адам был одним из передовых шотландских архитекторов своего времени, чей архитектурный стиль, восходящий к палладианству, был вдохновлен континентальной архитектурой, отличался изобилием причудливых деталей.

В течение всего творческого пути Уильям Адам успел спроектировать и построить множество загородных домов и общественных зданий, выступая в роли как подрядчика, так и архитектора.

Читайте также:  Что поведает союз художников санкт-петербурга

Известные работы Уильяма Адама

В 1721 году для графа Чарльза Хоупа Уильям Адам начинает строить Хопетаун Хаус (Hopetoun Hause), что находится возле Эдинбурга.

Восточный фасад Хопетаун Хауса, спроектирован и построен Уильямом Адамом.

В северной части, поблизости города Банф, Уильям Адам строит Даф-Хаус (Duff House), который представляет собой великолепный образец георгианского барокко, являясь одним из архитектурных шедевров Шотландии.

Даф-Хаус (Duff House), особняк, выполненный в георгианском стиле, был построен между 1735 и 1740 гг.

В одном из своих первых проектов, а именно, в усадьбе Драм Хаус (Drum Hause), Уильям Адам использовал венецианское окно. В этот период он занимается строительством канала для обслуживания шахт и акведука для завода, значимость которых спустя тридцать лет будет оценена по достоинству.

Спустя четыре года он строит в графстве Кинросс своё личное имение, которое назвал Блэром. Расширяя его, он начинает также обрабатывать землю и обустраивать шахты, а чтобы обеспечить шахтеров жильём, он строит деревню Мэрибург.

Адам также создаёт пейзажные, живописные сады и возрождает стиль традиционного шотландского баронского дома, имеющего высокую квадратную башню и внутреннюю винтовую лестницу. Снаружи дом оформлен в неоклассическом стиле.

В 1729 году, на фундаменте старого дома, возраст которого датируется 14-м веком, Уильям Адам строит для Александра Фергюссона замок Крейгдарох в Дамфришире (Craigdarroch in Dumfriesshire).

Замок Крейгдарох (Craigdarroch) в Дамфришире, спроектированный и построенный Адамом в 1729 году для Александра Фергюссона.

В 1742 году Уильям Адам построил для герцога Гамильтона охотничий домик Шательро (Chatelherault).

Охотничий домик Шательро (Chatelherault) построен в 1732 для герцога Гамильтона в качестве летнего дома и домика для охоты.

Охотничий домик Шательро (Chatelherault) построен в 1732 для герцога Гамильтона в качестве летнего дома и домика для охоты. Вид со стороны сада.

В 1738 году Адам строит одну из своих первых общественных построек, а именно, Эдинбургскую Королевскую Больницу (Royal Infirmary of Edinburgh), что находится на улице Больничной. В 1884 году здание больницы было частично разрушено.

«Новая Библиотека», которую он построил для университета Глазго, также не сохранилась. В 1735 году он строит единственную за свою архитектурную деятельность церковь.

Это — Гамильтонская Старая Приходская церковь (Hamilton Old Parish Church).

Гамильтонская Старая Приходская церковь,(Hamilton Old Parish Church), которая была спроектирована и построена Адамом в 1735 году.

По проекту архитектора Роджера Морриса на развалинах старого замка был возведен замок Инверари (Inveraray Castle), который выполнялся в неоготическом стиле. При постройке замка использовался необычный местный камень, имеющий зеленовато-серый оттенок. Хотя Уильям Адам выступал в качестве подрядчика при постройке этого замка, он внедрил в него и собственные разработки деталей убранства.

Замок Инверари (Inveraray Castle). Первый камень был заложен в 1746 году, достроили только через 43 года.

До сегодняшних времен сохранился великолепный каменный мост через реку Тей в Аберфелди (Tay Bridge, Aberfeldy). Мост стоит на пяти сегментированных арках. Его украшают декоративные парапеты и четыре обелиска, обрамляющие концовки центральной арки.

Мост через реку Тей в Аберфелди (Tay Bridge, Aberfeldy), был разработан Уильямом Адамом и построен в 1733 году. Стоит мост на пяти арках, декорирован парапетами и обелисками.

Закат творчества Уильяма Адама

Последняя архитектурная работа Адама Уильма – это проектирование дома в Замке Дун (Doune Castle) в 1744 году, который предназначался для лорда Ловата.

Хотя стройматериалы и поставлялись, однако из-за того, что в 1745 году имущество лорда после изгнания якобитов, приверженцев изгнанного в 1688 году короля Якова II, перешло правительству, строительство дома так и не началось.

Оставив существенный след в истории строительства и архитектуры, Уильям Адам стал еще и родоначальником династии великих архитекторов, одним их которых является его сын, Роберт Адам, который станет крупнейшим представителем британского классицизма XVIII века.

Умер Уильям Адам 24 июня 1748 года и был похоронен в Эдинбурге, в семейном мавзолее, спроектированном и построенном в 1753 году, его старшим сыном, Джоном Адамом.

Наиболее известные работы Уильяма Адама:

1.Хапетаун Хаус (Hopetoun House, 1721 г., Эдинбург). 2.Охотничий домик Шательро (Chatelherault, 1732 год). 3.Мост через реку Тей в Аберфелди (Tay Bridge, Aberfeldy, 1733 г.). 4.Даф-Хаус (Duff House, 1735-1740 гг., Банф). 5.Гамильтонская Старая Приходская церковь (Hamilton Old Parish Church,1735 г.).

6.Замок Инверари (Inveraray Castle, 1746-1789 гг., Инверари, район Абердиншира).

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

Источник: http://architan.ru/stati/znamenitye_arhitektory/adam_uilyam/

Стиль Адам – самый изысканный классицизм

На вебинаре по классицизму не удержалась и показала несколько интерьеров Роберта Адама, хотя время очень поджимало. Но для такого большого мастера это капля в море.

Поэтому предлагаю полюбоваться его работами ещё раз и, при большом интересе, самостоятельно изучить его творчество.

Фактически он создал собственное направление в русле раннего классицизма, проявив себя как декоратор   тончайшего вкуса и фантазии.

Всё совершенно восхитительно!

Роберт Адам

Центральное положение в архитектуре второй половины XVIII века занимали братья Адам, сыновья известного архитектора Уильяма Адама, возглавлявшего, в частности, все военное строительство в Северной Британии.

Братья стали ведущими зодчими неоклассического направления в английской архитектуре, преобразившими английский палладианский неоклассицизм в легкий, изящный, элегантный архитектурный стиль. Наиболее талантливым мастером из них был Роберт (1728—1792). Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой.

Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал целые улицы, площади, кварталы Лондона

http://www.arhitekto.ru/

Адамов стиль

В конце 1760-х Роберт (работавший в сотрудничестве с братом Джеймсом) стал самым востребованным архитектором в Британии. Ценители прекрасного восторгались свободой, с которой он соединял классические элементы, прежде считавшиеся несовместимыми.

Свежий подход к компоновке знакомых архитектурных приёмов (термальное окно, серлиано) свидетельствовал о глубинном проникновении Адама в сущность античного искусства. Рабское подражание проектам Палладио, типичное для поколения У. Кента и Р.

Бойля, сменилось их вольной трактовкой с лёгкостью, более характерной для рококо, чем для классицизма.

На переосмысление Адамами традиций зодчих «галантного века» указывало и их внимание к дизайну интерьеров. В элегантных полихромных интерьерах братьев Адамов наиболее ярко преломлялась эстетическая программа, избранная ими для того или иного здания.

Братья лично занимались декорированием стен «под чинквеченто», подбором мебели, ковров и прочих, подчас весьма тривиальных предметов обстановки. Братья Адамы редко получали заказы на строительство новых зданий.

Как правило, их приглашали «осовременивать» интерьеры усадебных домов предыдущей эпохи (таковы лондонские Кенвуд-хаус и Сайон-хаус).

(Википедия)

Кенвуд-хаус (англ. Kenwood House) — резиденция Уильяма Мюррэя, 1-го графа Мэнсфилда (1705—1793), расположенная в лондонском районе Хэмпстед. Комиссия по управлению национальным достоянием поддерживает Кенвуд-хаус в идеальном состоянии. Ежегодно усадьбу посещает до миллиона туристов.

Кедлстон-холл в Дерби. Арх. Р. Адам . 1765—7

View through the Dressing room and Ante room and into the Saloon at Kedleston Hall. Robert Adam design 1760

Кеделстон. плафон столовой.

 Keddleston House, The Saloon and Bedroom walling and furntiure restoration in pure silk narrow width damask

Kedleston Hall, Chair and Walling in silk and wool narrow woven damas

 Headfort House is a large country house on the southern outskirts of Kells in County Meath, Ireland

Headfort House, Ireland. Robert Adam

Headfort House, Ireland. Robert Adam

Сайон-хаус (Syon House) — старинный особняк герцогов Нортумберлендов на западе Лондона (за пределами исторического города) и окружающий его парк площадью 80 га. Усадьба Сайон расположена на берегу Темзы напротив королевских садов Кью.

Усадьба Сайон до перестройки братьями Адамами.

Анфилада оформленных Адамом покоев Сайон-хауса представляет собой первый в Англии памятник чистого классицизма, замечательный искусным чередованием геометрических форм и тонким колористическим мастерством. Большую известность получило фойе, стилизованное под античную базилику. А вот планам возведения центральной ротонды не суждено было исполниться.

Среди парковых павильонов останавливает на себе внимание первая в мире оранжерея из стекла и металла (1828-30).

Syon House

Dining room at Syon House by Robert Adam

Syon House Gallery

Другие дома

The Entrance Hall of Osterley Park House in outer London.

Osterley House

 library at Osterley Park House – Robert Adam

The Etruscan Room: Osterley Park House by Robert Adam

Saltram House is a George II era mansion located in Plympton, Plymouth, England

Robert Adams Interior, Saltram House

 Leinster House, Robert Adam

 Harewood House,Yorkshire; the Gallery by Robert Adam

Harewood House, Yorkshire, begun 1759.

Источник: http://arthistoryonline.ru/dopolnitelnyie-materialyi/stil-adam-samyiy-izyiskannyiy-klassitsizm/

Адам Адамович Менелас — архитекторы Москвы | Узнай Москву

Родился в Эдинбурге.

В 1779 году Адам Менелас прочитал в «Эдинбургских вечерних известиях» объявление архитектора Чарльза Камерона о поиске квалифицированных мастеров для работы в России. И приехал в Россию вместе с семидесятью тремя шотландскими мастерами, заключив контракт на три года. Он приехал как мастер по возведению сложных сводчатых конструкций.

Сначала работал каменным мастером под началом Чарльза Камерона в Царском Селе, принял участие в сооружении сводов камероновой Холодной бани.

В 1785 году Адам Менелас был переведен к архитектору и паркостроителю Н.А. Львову, с которым вместе работал восемнадцать лет. Н.А. Львов открыл в районе Валдайской возвышенности и города Боровичи залежи каменного угля, активно способствуя его освоению.

Началом их деятельности становится участие Адама Менеласа в строительстве Борисоглебского собора в Торжке по проекту Н.А. Львова, осуществленному архитектором Ф.И. Буци в 1785 – 1796 годах.

Также он принимал участие в строительстве фамильной усыпальницы в селе Никольское-Черенчицы, родовом имении архитектора Н.А. Львова, возводившейся в течение 1784 – 1806 годов из кирпича и белого камня на цоколе из «дикого» камня.

Очевидно, Адам Менелас принимал участие в постройке зданий в имении Митино-Василево дворян Львовых с регулярным парком и в закладке дворца в усадьбе Знаменское-Раек, которая состоялась в 1787 году. Работы продолжались двенадцать лет под руководством Н.А.

Львова вместе с разбивкой пейзажного парка с каскадами прудов и ландшафтными затеями в 1787 – 1799 годах.

В 1794 году ведомство Санкт-Петербургского остаточного Казначейства зачислило его в штат как архитектора. В этот период Адам Менелас выполнял заказы только частных лиц и императорской семьи.

В 1792 году он женился на Элизабет Кейв.

Читайте также:  Большой драматический театр в санкт-петербурге, бдт в петербурге

В 1794 -1795 годах архитектор Менелас строил собор св. Иосифа в Могилеве. В 1796 году А.Н. Львову поручаются работы в Кремлевском и Слободском дворцам в Москве – и Адам Менелас командируется в распоряжение московской Комиссии о короновании императора Павла I. Император благосклонно отнесся к архитектору.

В 1797 году Адам Менелас получает звание титулярного советника, в 1797 году он преподает сельскую механику и архитектуру в Школе софийского протоиерея Андрея Самборского в Павловске, в 1798 году служит в Школе практического земледелия в Черенчицах, в 1799 г. принят на службу в Училище земляного строения в Тюхилях под Москвой.

В 1800 году Адам Менелас начинает строить для графов Разумовских. Гетман К.Г. Разумовский назначает его своим архитектором. А.К. Разумовский поручает ему строительство дома на Гороховом поле, усадьбы Горенки (сейчас в черте г. Балашихи), прославленной в Европе благодаря составителю «Энциклопедии садоводства» Джону Лаудону.

В 1813 году Адам Менелас принимается в члены Строительного комитета при Министерстве внутренних дел и состоит там до самой смерти. В этот же год он становится личным архитектором коллекционеров и меценатов Строгановых. Для них он выстроил дворец в имении Марьино на реке Тосне (современная Ленинградская область.

В 1816 году Адам Менелас проектирует дачу М.В. Кочубей, супруги В.П. Кочубея, министра внутренних дел при Александре I. В этот же год он проектировал английские сады Аничкова дворца.

В 1817 году император определил Адама Менеласа для работы в Царском селе архитектором, садовым мастером и гидротехником.

В 1818 году он создавал новый сад при Таврическом дворце.

В 1819 году проектировал парк при Михайловском дворце.

В 1818 -1820 годах по проекту Адама Менеласа в Царском селе был разбит Фермский парк, на территории которого в течение 1818 – 1922 годов был построен комплекс павильонов Фермы.

В императорской резиденции в Царском селе в Александровском парке им были построены в 1820 – 1822 годах Ламский павильон, в 1821 – 1828 годах – Белая Башня, в 1825 – 1828 годах – Шапель, в 1827 – 1829 годах – Пенсионерские конюшни.

В 1826 году Адам Менелас начал строить новый парк Александрия в Петергофе с дворцом Коттедж. Последней работой стала Капелла, посвященная Александру Невскому

В 1831 году архитектор Адам Менелас скончался во время эпидемии холеры и был похоронен в Царском селе.

Источник: https://um.mos.ru/personalities/9992/

Менелас Адам Адамович — Санкт-Петербург — все о северной столице России

1748 — 1831 г.г.

Самой загадочной личностью культуры Петербурга был Менелас Адам Адамович. Он родом из Британии. Его род деятельности и происхождение до того момента, как он приехал в Россию и до настоящего времени не известны. А вот его поворот судьбы и скорое его перевоплощение в императорского архитектора из обычного мастера напоминает романтическую легенду, но никак не жизнь реального человека.

К сожалению, никаких сведений о месте рождения Менеласа и о его семье не осталось. Ховард Колвин делает предположение, что он родился в Глазго в семье строительных подрядчиков. Но в то же время сам Адам Адамович говорит об Эдинбурге, как о своей родине. Дата рождения его также остается загадкой, хотя есть предположения, что это был 1748 год.

Творческая карьера Менеласа не похожа не на один путь художника. Он занимался гидростроением, проводил опыты в области землебитного строительства, искал уголь, устраивал сады. С момента приезда в Россию он успел обогатить его великолепными памятниками архитектуры, способствовал его техническому прогрессу и экономическому процветанию.

В Санкт-Петербург Менелас попал случайно. Его приезд был связан с объявлением Чарльза Камерона, который выполнял постройки в Царском Селе и был недоволен своими настоящими помощниками. По этой причине в эдинбургской газете он и разместил объявление о наборе мастеров каменных дел.

Специалистов было очень много, поэтому по прошествию года Адам Адамович был определен для поиска угля к Николаю Львову. Таким образом, Менелас оказался в Боровичах в 1786 году. Уголь в этой местности был найден в этом году, но начали добывать его только через десяток лет.

Поэтому Львов использовал глубокие познания мастера при строительстве в Торжке кафедрального собора Бориса и Глеба, а также усадеб около города.

Начиная с 1794 года, Адам Адамович начал свои работы в Могилеве над собором св. Иосифа. А уже в 1796 году наступает переломный момент в его карьере.

Он заслуживает доверие со стороны нового монарха, после чего перемещается по всей стране, участвуя в разносторонних проектах.

За это время он построил усадьбу Горенки, которая стала известной в Европе, дом на Гороховом поле, церковь и усадьбу в Яготине, а также резиденцию в Батурине гетмана Кирилла Разумовского.

В 1813 году Адам Адамовича принимают в ряды Строительного комитета при Министерстве внутренних дел. В тот же год он стал личным архитектором для семьи Строгановых. Для них на реке Тосна он выстроил невероятно красивую усадьбу в Марьино. Там же он организовал большое число прудов, водопадов и каналов, которые были расположены в огромном парке.

Деятельность Менеласа была весьма активной: он работал над проектами искусственных развален храма Шапель, зданий фермы, Оранжереи, Пенсионерских конюшен, Слонового павильона, Ламского павильона, Белой башни, Арсенала. Также он устраивал ландшафт в Царском селе, разбивал парки, участвовал при строительстве дома Кочубея.

Одним из его крупных творений является парк Александрия, который находится в Петергофе. При его создании архитектор учел климат, почву, особенности местности и прочие составляющие.

Самой последней работой Адама Адамовича стала посвященная Александру Невскому Капелла. Ей он выполнил в готическом стиле. Завершена Капелла была в 1834 году, когда уже талантливого архитектора не было при жизни.

Источник: http://vivaspb.com/know/architects/1364-menelas-adam-adamovich.html

Адам Менелас: биография, фото, личная жизнь

Шотландский архитектор Адам Менелас приехал в Россию, когда ему был 31 год. Этот талантливый инженер, гидротехник и садовый мастер положил начало архитектурной «псевдоготике» в России и внес огромный вклад в формирование парковых зон Петергофа и Царского Села.

Приключения шотландца в России

Адам Менелас родился в 1753 году в Эдинбурге, а в России оказался почти случайно. В 1784 году в эдинбургской газете он наткнулся на объявление: архитектор Чарльз Камерон набирал мастеров себе в помощники.

На Родине Менеласа ничто не держало, поэтому он приехал в далекую страну в числе 73 кандидатов.

Он был специалистом по возведению сложных сводчатых конструкций, а в России английские технологии строительства в это время очень ценились.

Недалеко от Екатерининского дворца в Царском Селе Камерон возвел павильон «Холодная баня», в сооружении сводов которого принимал участие Менелас. Но уже в середине 1785 года его перевели в команду Николая Львова, архитектора и садового мастера. Под его чутким руководством Менелас проработал почти 18 лет.

Львов стал учителем, наставником и оказал огромное влияние на развитие художественного вкуса Менеласа. Архитектор успешно работал по проектам Львова, и в 1794 году его зачислили в ведомство санкт-петербургского Казначейства остаточных и штатных сумм. Параллельно Менелас занимался выполнением частных заказов.

В 1794 году архитектор вернулся в Царское Село, на этот раз в качестве преподавателя. Обучал Менелас «земляному битому строению» — технике, которую изобрел Львов. Ученики в Школу практического земледелия съезжались со всей России.

В 1803 году Николай Львов умер. Менелас начал разрабатывать свои собственные проекты и строить по частным заказам — в классическом стиле. В 1814 году зодчего приняли в Строительный комитет Министерства внутренних дел.

В 1816 году он принял участие в разработке проекта дачи для жены министра внутренних дел — Виктора Кочубея. Набросок для проекта сделал сам император Александр I.

Проект, предложенный Менеласом, не утвердили, и Запасной (или Владимирский) дворец возвели по чертежам архитектора Василия Стасова. При этом планировку Стасов использовал ту, что предложил Менелас.

Фермерские проекты Менеласа

В 1817 году Менеласа по решению императора привлекли к работе над садами Царского Села. Он был и архитектором, и садовых дел мастером, и даже гидротехником.

На месте, где были руины недостроенного дворца Меншикова и так называемый «Зверинец», где держали диких экзотических животных, предполагали разбить регулярный парк и перестроить уже готовое здание фермы. Ее возвели еще в 1810 году по проекту англичанина Джозефа Буша.

На ферму допускали посетителей — полюбоваться на симпатичный сельский пейзаж и ухоженных породистых животных. Молочные продукты, шерсть и другие продукты с фермы поставлялись не только в Царское Село, но и в Петербург.

В 1817 году Адам Менелас разработал план парка, где прорисовал водоемы, павильоны, сеть дорог. Ландшафт он менял и планировал по ходу строительства.

Он прописал «примерную смету на отделку предполагаемого парка при Александровском дворце с сообщением через оный парк реки, паханием и высеянием по всему лугу травою, выстилкою по берегам реки дерном».

В 1818 году началось строительство парадного въезда в парк — Кузьминских ворот, которые также называли Египетскими за стиль оформления.

Император Александр I лично осматривал всю масштабную территорию нового парка. Он интересовался сельским хозяйством и ферме уделял особое внимание. Параллельно с работой над проектом нового парка и фермы Адам Менелас продолжал набирать опыт как мастер садово-парковых работ. В 1818 году он создал новый сад при Таврическом дворце, а в 1819-м разработал проект парка при Михайловском дворце.

В 1820–1822 годах Менелас спроектировал и построил при ферме в Александровском парке павильон лам. Проще говоря, конюшню для лам, которых в подарок императору Александру I прислали из Южной Америки. Для выгона специально расчистили лесной участок, убрали камни. Отдали указание «отделать все место так, чтобы могла трава расти и приятно было для глаз».

Вокруг выгона разбили клумбы, куда высадили клены, липы, вязы, сирень, шиповник, вишни, сливы; в озеленении Менеласу помогал его ученик по садовому делу Родионов.
Менелас много работал над сугубо практичными хозяйственными постройками, выступая в качестве скорее инженера, чем архитектора.

Читайте также:  Ночная экскурсия мистический петербург

Он занялся перестройкой комплекса теплиц напротив Большого сада и достроил между теплицами павильон с оранжереей.

Александрия для Александры

Одновременно с работой над Александровским парком в Царском Селе Менелас занимался гидротехническими работами недалеко от Петергофа. Там, где Андрей Штакеншнейдер через несколько лет построил Царицын и Ольгин павильоны, в то время находились два маленьких пруда, которые Менелас объединил в один, названный Колонистским, и построил на нем плотину.

В 1826 году Менеласу поручили еще один проект в Петергофе. Имение, которое Николай I подарил супруге Александре Федоровне и назвал в ее честь Александрией, задумывалось как островок дачного уюта и спокойствия.

Для отдыха от дворцового этикета и многочисленных подданных императрица попросила супруга выстроить «какую-нибудь хижину, где глаза могли бы отдыхать от всей этой массивной позолоты». В 1826 году Николай поручил строительство дворца, который позже будет назван «Коттеджем», Адаму Менеласу.

В разработке проекта архитектору, сама того не зная, помогла императрица. Она хорошо рисовала, и однажды Менелас увидел набросок, на котором Александра изобразила дом своего детства, каким она его помнила: затерянный в парке уютный домик в готическом стиле понравился архитектору.

В то время в моду вошли рыцарские романы — и псевдоготика начала активно проникать в архитектуру. Шотландский архитектор Менелас был прекрасно знаком с тонкостями готики, к тому же мода на ее возрождение пришла именно из Британии.

Парком Менелас занимался особенно тщательно — вместе с искусным садовым мастером Петром Эрлером. Особенность английского парка заключалась в удивительном разнообразии ландшафта.

Менелас распланировал дорожную сеть, аллеи, перепады высот, расположение водоемов. Спроектировал мосты — Руинный, под старину, Мост с перголами.

Деревья для парка, кстати, подбирал сам император: Николай I любил дубы и клены, поэтому именно они образовали в Александрии целые аллеи.

Царскосельские проекты

Строительство Коттеджа было завершено в 1829 году. На тот момент зодчему было уже 76 лет, но он продолжал работать над постройками в Царском Селе и над пейзажным парком.

Здесь Менелас построил не только павильоны для скота, но и Пенсионерную конюшню для старых императорских лошадей, отправленных в отставку; слоновник в индийском стиле с башенками, пристройками и просторным двором. И слоны там действительно жили: в 1832 году в зверинец привезли слона со смотрителями-афганцами.

Позже, в 1839 году, к нему присоединился еще один слон — его подарил императору Эмир Бухарский вместе с двумя верблюдами. Слон до Петербурга шел пешком, дошел в 1839 году и жил в слоновнике, где его укутывали войлочными одеялами в суровые русские зимы.

С 1822 по 1827 год продолжалось строительство Белой башни — также в готическом стиле, — которую еще называли «Домом рыцаря». Там играли наследник престола и его друзья. Это было самое высокое здание в Царском Селе — примерно 38 метров высотой. К башне Менелас чуть позже пристроил разные укрепления и ворота с искусственными пробоинами от «вражеских ядер».

В последний год жизни Менелас начал работу над строительством Капеллы — православного храма в Александрии по проекту немецкого архитектора Шинкеля. Но достраивал ее уже зодчий Иосиф Шарлемань. Адам Менелас скончался во время эпидемии холеры в 1831 году, не успев завершить еще один свой проект — Арсенал в Царском Селе.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9444/adam-menelas

Энциклопедия Санкт-Петербурга

Персоны / Менелас Адам Адамович (1749-1834) архитектор

Упоминается в статьях (25)

hidden

Менелас А.А., (1753-1834), арх.

МЕНЕЛАС (Menelas) Адам Адамович (1753-1831, Царское Село), архитектор, паркостроитель, предст. позднего классицизма. Выходец из Шотландии. С 1785 в России, работал каменных дел мастером у Н. А. Львова в Торжке и Могилеве

Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

hidden

1812 год

По проекту А.Менеласа начинает строиться павильон для лам, доставленных из Южной Америки. В 1860 г. И.Монигетти перестраивает Ламской павильон под фотографию.

Источник: Царское село

hidden

1820 год

12 мая. Произошел пожар в Екатерининском дворце, повредивший часть парадных залов и храм Воскресения, в присутствии императора Александра I. Из Знаменской церкви была вынесена чудотворная икона Знамения

Источник: Царское село

hidden

1821 – 1827 годы

Построено парковое сооружение Белая башня (архитектор А.Менелас).

Источник: Царское село

hidden

1824 – 1825 годы

По проекту А.Менеласа создается Отдельный парк и вырыт Колонистский пруд.

Источник: Царское село

hidden

1826 – 1829 годы

Архитектор А. Менелас строит в Александровском парке павильоны Шапель, Арсенал на месте разобранного Монбижу и Пенсионерские конюшни для старых лошадей собственного седла Их Величеств.

Источник: Царское село

hidden

1828 год

В Александровском парке по проекту А. Менеласа построен павильон «Слоны», в котором до 1917 г. находились слоны.

Источник: Царское село

hidden

1830 год

Завершено сооружение Египетских ворот (архитектор А. Менелас), а по проекту В.М.Горностаева, В.А.Глинки, А.П.Гильдебранта строятся Московские ворота. Архитектор А.М

Источник: Царское село

hidden

Александрия, дворцово-парковый ансамбль (Петергоф)

АЛЕКСАНДРИЯ, дворцово-парковый ансамбль в Петергофе, к В. от Нижнего парка (пл. 115 га). С 1711 здесь находилось имение А. Д. Меншикова «Монкураж» с дворцом (сохр. его руины), с 1730-х гг. — Зверинец для охоты имп. Анны Ивановны. Позднее терр

Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

hidden

Александровский парк, г. Пушкин

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен к З. от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. А. п. – 120 га. Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг

Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

hidden

Арсенал (Монбижу) (ансамбль Александровского парка)

Павильон Арсенал (Монбижу) расположен в Александровском парке г. Пушкина. В 1747–1750 гг. в центре Зверинца архитекторы С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий

Источник: Царское село

hidden

Баболовский парк

БАБОЛОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен в юго-зап. части г. Пушкин, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 268,8 га. Возник в кон. 18 в. рядом с д. Баболово, близ к-рой был выстроен в ложноготич

Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

hidden

Белая башня (ансамбль Александровского парка)

Павильон Белая башня высотой около 38 метров, самый высокий в Царском Селе, построен на месте люстгауза Зверинца в 1821–1827 гг. архитектором А. Менеласом. Ансамбль решен в виде средневекового рыцарского замка-крепости и включает несколько

Источник: Царское село

hidden

Историцизм (Эклектика)

ИСТОРИЦИЗМ (эклектика, эклектизм), направление в архитектуре 1830-90-х гг. Суть И. — свободный выбор или соединение приемов и мотивов любых ист. стилей, ассоциативно выражавших назначение зданий. Толчком к появлению И

Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

hidden

Колонистский пруд в Отдельном парке

Колонистский пруд ведет свое начало от двух искусственных водоемов прямоугольной формы, которые выкопали в 1804 г. на Павловском водоводе. Между ними проходила старая трасса Московской дороги

Источник: Царское село

hidden

Кузминские (Египетские) ворота

Кузминские ворота (историческое название) ярко воплощают египетскую тему, во второй половине XX века послужившую поводом для второго имени. Древнеегипетские сюжеты скульптурной пластики в чугунной облицовке фасадов удачно сочетаются с

Источник: Царское село

hidden

«Любезным моим сослуживцам», памятник

Адрес: г. Пушкин, Садовая улица, в северо-восточной части Екатерининского парка Архитекторы: Стасов Василий Петрович (1769-1848) Менелас Адам (1748-1833) Открыты: 17 августа 1817 г

Источник: Памятники Санкт-Петербурга. Справочник.

hidden

Михайловский сад

МИХАЙЛОВСКИЙ САД, памятник садово-паркового иск-ва 1-й трети 19 в. Гор. сад (пл. 8,7 га) на терр., ограниченной Михайловским дворцом, набережными кан. Грибоедова и р. Мойки и Садовой ул. Происходит от сада, устроенного в 1713 на юж

Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

hidden

Отдельный парк

Отдельный парк с Колонистским прудом (вдоль Павловского ш.) разбит в 1824-25, арх. А. А. Менелас; 1839-47, мастера Ф. Ф. Лямин, И. Ф. Пипер; частично перепланирован в сер. 19 в., арх. А. Ф. Видов и в нач. 20 в., арх. С.А. Данини.

Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

hidden

Павильон для лам (ансамбль Александровского парка)

Архитектор А. Менелас построил в 1820–1822 гг. Ламский павильон, где поместили подаренных императору Александру I лам, привезенных, видимо, из Перу. В замкнутом четырехугольнике двора находились конюшня, небольшой манеж для животных и фуражный сарай

Источник: Царское село

hidden

Павильон «Шапель» (ансамбль Александровского парка)

Рядом с Верхними теплицами по Зверинской линии расположен павильон Шапель. Две башни Шапели, соединенные аркой, соорудили в 1825–1828 гг. на месте разобранного южного бастиона Зверинца, строительство началось еще при Александре I

Источник: Царское село

hidden

Пенсионерские конюшни (ансамбль Александровского парка)

Одна из дорог Александровского парка к прудам на реке Кузминке приводит к скрытому в гуще деревьев парковому готическому зданию – Пенсионерским конюшням. Павильон был возведен Менеласом в 1827–1829 гг

Источник: Царское село

hidden

Петергоф, дворцово-парковый ансамбль

ПЕТЕРГОФ, дворцово-парковый ансамбль в Петродворце, до 1917 летняя имп. резиденция на юж. берегу Финского зал. Стр-во П. велось с 1709 по повелению царя Петра I. В 1714-25 на берегу залива построен дворец Монплезир. С 1715 на сев

Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

hidden

Слоновник (ансамбль Александровского парка)

Деревянный павильон Слоны с небольшими башенками индийской архитектуры и окружающими двор службами и сараями возвел в 1828 г. архитектор А. Менелас. В этом же павильоне находились квартиры парковых сторожей и смотрителя слонов

Источник: Царское село

hidden

Ферма (ансамбль Александровского парка)

Ферма находится в глубине Александровского парка близ Белой башни и Ратной палаты. Комплекс был основан на этом месте еще в 1810 г, когда у каменной стены Зверинца соорудили первые деревянные постройки по проекту садового мастера Джозефа Буша

Источник: Царское село

ru

Источник: http://www.encspb.ru/object/2803924033?lc=ru

Ссылка на основную публикацию