Василий демут-малиновский — скульптор и декоратор

Демут-Малиновский Василий Иванович

Другие известные скульпторы

Родился Василий Демут-Малиновский в Петербурге в семье вольного резного дела мастера Ивана Демута 2 марта 1779 года. Отец скульптора умер рано и не оказал влияния на сына.

Но мальчик воспитывался в среде, близкой к искусству. Так, крестник Василия — Зимин — длительное время работал со знаменитым русским зодчим В.И. Баженовым.

В 1785 году мальчика отдали в Воспитательное училище при Академии художеств. 

Большую роль в воспитании Демут-Малиновского сыграл замечательный русский скульптор М.И. Козловский. Он преподавал в натурном классе Академии. В последние годы обучения Козловский был непосредственным руководителем Демут-Малиновского. 

В 1799 году, когда проводились работы по замене обветшавших свинцовых статуй петергофского каскада бронзовыми, к доработке восковых моделей были привлечены ученики пятого возраста, в том числе и Демут-Малиновский. 

В 1800 году Козловский для создания рельефов пьедестала памятника Петру I Растрелли привлек своих учеников — выпускников скульптурного класса.

Вместе с учителем Демут-Малиновский выполнил сюжетный рельеф «Взятие фрегатов при Гангуте». Работа над рельефами проходила в очень сжатые сроки, с января по июнь 1800 года.

Эта ответственная работа принесла молодому художнику Большую золотую медаль. Он был оставлен пенсионером при Академии. 

После смерти Козловского Демут-Малиновский выигрывает конкурс на создание проекта надгробного памятника знаменитому русскому художнику. 11 декабря 1802 года на Большом собрании Академии художеств Демуту-Малиновскому вручили Большую золотую медаль. 

Исполненная им барельефная композиция изображала стоящего крылатого гения смерти, который одной рукой опирается на бельведерский торс, а другой тушит факел жизни.

Высокие художественные достоинства барельефа говорят о том, что перед нами произведение хотя и молодого, но уже вполне сложившегося и бесспорно очень талантливого мастера.

С противоположной стороны надгробия было в овале помещено профильное изображение головы М.И. Козловского. 

Рельеф с надгробия Козловского

В 1803 году Демут-Малиновский среди прочих пенсионеров Академии художеств направляется в Рим для дальнейшего совершенствования в искусстве. В начале июня того же года он выехал с рекомендательным письмом к известному итальянскому скульптору Канове.

Кроме занятий под руководством знаменитого итальянца, он изучает античное искусство, знакомится с работами современных итальянских мастеров. Первым за границей им был выполнен мраморный рельеф на античный сюжет «Геркулес с Омфалою».

 

В 1806 году кончился срок пребывания пенсионеров в Риме. По приезде в Петербург Демут-Малиновский активно включается в работу. Им были созданы пластические композиции для крупнейших построек того времени Казанского собора, Биржи, Горного института и Адмиралтейства. 

Казанский собор архитектор А.Н. Воронихин намечал обильно украсить скульптурой. Над скульптурным оформлением собора, вместе с такими признанными мастерами, как Мартос и Прокофьев, работали и недавние пенсионеры Академии художеств В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов. 

По сторонам северного входа с Невского проспекта в полукруглых нишах расположены четыре гигантские скульптуры. Одна из них — статуя Андрея Первозванного работы Демут-Малиновского. 

На портрете М. И. Теребенева

«Фигура Андрея Первозванного установлена фронтально, — пишет Л.Б. Александрова. — Лицо выражает страдание. Античный тип лица, прекрасные пропорции полуобнаженного тела сближают скульптуру с классическими образцами». 

Для Казанского собора скульптор выполнил также гипсовые статуи Ильи Пророка, архангела Михаила и аллегорическую фигуру Веры для главного алтаря, не сохранившиеся по причине недолговечности материала. 

Работы молодого скульптора для Казанского собора высоко оценил совет Академии. Сначала за эскиз статуи Ильи Пророка Демут-Малиновский получил звание академика, а за статую Андрея Первозванного он был произведен в адъюнкт-профессоры. 

Творческое содружество Демута-Малиновского с архитектором А.Н. Воронихиным и скульптором С.С. Пименовым продолжилось в работе над другим крупным сооружением начала XIX века — Горным институтом. Здание института имело большое градостроительное значение. По своему положению оно являлось своеобразными морскими воротами города со стороны Финского залива. 

Основная работа по созданию скульптурных произведений для здания Горного института была выполнена Демут-Малиновским. Ему принадлежат группа «Похищение Прозерпины Плутоном» и оба барельефных фриза — «Аполлон, приходящий к Вулкану за колесницею» и «Венера, требующая от Вулкана доспехи Марса». 

Группа «Похищение Прозерпины» у здания Горного института

Скульптурная группа Демут-Малиновского воссоздает эпизод похищения богом подземного мира Плутоном Прозерпины, дочери Зевса и богини земного плодородия Деметры. 

«Делая широкий шаг вперед, — пишет И.М. Ромм, — чуть наклонив вниз голову, Плутон несет перед собой слабо сопротивляющуюся ему Прозерпину, которая левой рукой пытается оттолкнуться от своего похитителя, а правой выразительным жестом отчаяния и жалобы как бы прикрывает свою голову. У ног Плутона и Прозерпины трехголовый пес — страж подземного царства. 

Могучее обнаженное тело и сильные руки Плутона, подчеркнуто крупные грубоватые черты его лица, косматая грива волос — все это усиливает впечатление уверенности и силы.

В трактовке фигуры Прозерпины скульптор пользуется иными средствами ее тело окутано мягкими складками ткани, движения полны неуверенности и грации.

Как будто и в момент борьбы она стремится сохранить красоту и женственность». 

В 1808 году Демут-Малиновский выполнил статуи кариатид для интерьера кабинета-фонарика в Павловском дворце. Скульптуры служат основанием арки, которая разделяет собственно кабинет и застекленную полуротонду. 

В 1811 году Демут-Малиновский приступил к скульптурному оформлению Биржи. Здесь ему принадлежит группа «Балтийское море», или, как ее чаще называют, «Триумф Нептуна». «Образ Нептуна, — отмечает Л.Б. Александрова, — решен традиционно полуобнаженная могучая фигура бога морей с трезубцем в левой руке и с короной на голове.

Он восседает на квадриге гиппокампов — фантастических существ с конскими головами и рыбьими хвостами. В трактовке образов Волхова и Невы подчеркивается национальный характер аллегорий. Они напоминают сказочных божеств — русалку и водяного.

Композиция отличается необычайной целостностью, достигаемой объединяющим движением изображенных потоков воды, ниспадающих драпировок, обращенными к Нептуну взглядами аллегорических фигур». 

История жизни Василия Ивановича Демут-Малиновского

К 1811 году относится начало работ Демута-Малиновского по оформлению Адмиралтейства, перестраиваемого по проекту А.Д. Захарова.

Для этой постройки по моделям Демута-Малиновского были выполнены три летних месяца, две аллегорические статуи рек Енисея и Лены, аллегория «Европа» и статуя одного полководца на аттике башни.

Статуя «Европа» располагалась на фоне одного из фасадов со стороны Невы. Она представляла одну из четырех аллегорий частей света, оформлявших невские фасады Адмиралтейства. 

После 1812 года наступает новый этап в творчестве скульптора. Почти на десятилетие он обращается от монументально-декоративных работ к станковой и мемориальной пластике. 

Тема народного героизма и самоотверженной борьбы простых русских людей с наполеоновскими полчищами нашла яркое выражение в «Русском Сцеволе» (1813). 

В. И. Демут-МалиновскийРусский Сцевола. 1813 год

«Статуя изображает русского крестьянина, — пишет И.М. Ромм, — который, будучи схвачен солдатами Наполеона и заклеймен (на запястье левой руки виден след от наложенного клейма с латинской буквой «N»), с гневом и презрением к врагу отсекает клейменую руку.

Этого безыменного героя художник сравнил с легендарным римлянином Муцием Сцеволой, пожертвовавшим рукой, чтобы доказать решимость и мужество защитников Рима. В лице своего героя, во всей его крепкой, широкоплечей фигуре Демут-Малиневский воплотил несомненно национальный тип.

Убедительно переданы скульптором решительный взмах правой руки крестьянина, сжимающей топор, а также выражение лица, спокойное и в то же время достаточно живое.

Вместе с тем, следуя приемам скульптуры того времени, Демут-Малиновский не стремился к изображению реальной крестьянской одежды и представил своего героя полуобнаженным». 

Читайте также:  Лиговский проспект в санкт-петербурге

Скульптура получила высокую оценку современников. Так, русский художественный критик В.И. Григорович писал, что статуя, «исполненная как подражание натуре, прекрасна». В 1813 году за нее Демут-Малиновскому присвоили звание профессора скульптуры. 

Дальнейшее развитие патриотическая тема в творчестве Демут-Малиновского получила в портретных работах. Прежде всего надо назвать произведения, посвященные русским полководцам — М.И. Кутузову и А.В. Суворову.

Вместе с портретами М.В. Ломоносова, поэтов В.А. Озерова и М.Н.

Муравьева, созданными мастером в середине и второй половине десятых годов XIX века, они сыграли немаловажную роль в становлении русского классического скульптурного портрета. 

Примерно с 1817 года Демут-Малиновский и Пименов начинают сотрудничать с архитектором К.Й. Росси, принимая самое активное участие в скульптурном оформлении Елагина и Михайловского дворцов, ансамбля Александрийского театра (ныне театр имени А.С. Пушкина) и других сооружений. 

В 1823 году Демут-Малиновский вместе с Пименовым приступает к скульптурному оформлению фасадов и интерьеров одной из наиболее крупных построек Росси — Михайловского дворца. Здесь Демут-Малиновскому принадлежит большая часть наружной отделки здания и фриз главной лестницы. 

Бюст А. В. Суворова в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

В 1819 году Росси приступил к созданию ансамбля Главного штаба и министерств. Через улицу, проходящую в центре ансамбля, зодчий перекинул двойную арку. Именно арка смысловой центр этого грандиозного сооружения. На ней сконцентрировано основное скульптурное убранство. 

К марту 1827 года Росси определился с объемом скульптурных работ, и вся работа по пластическому оформлению арки снова была передана Демут-Малиновскому и Пименову. Скульпторы работали как обычно в тесном контакте, поэтому порой непросто определить, что конкретно исполнял каждый из них. 

Отчеты Академии художеств позволяют узнать, что Демут-Малиновский выполнил «гипсовые модели колоссальных коней, запряженных в колесницу, а также воинов и модели орнаментов, из коих первые выбиты из латуни, а последние отлиты из чугуна для Главного штаба».

Уточнить данные об авторстве скульпторов позволяют «Отечественные записки», где сообщается, что Демут-Малиновским были выполнены «колесница с двумя конями и воин, удерживающий их левою рукою, огромные трофеи и арматура по рисункам г. архитектора Росси», а также «молодой воин…

» Кроме того, скульптору принадлежит и модель колесницы. 

После постройки Сената и Синода Росси и Демут-Малиновский больше не работали вместе. 

Нарвские ворота архитектора Стасова — последняя крупная работа скульптора в области монументально-декоративной пластики. В 1830 году последовало распределение скульптурных работ. Демут-Малиновскому и Пименову заказали «по одному воину и по два коня», а также «Славу с колесницею».

Триумфальная колесница Победы

В отличие от торжественного шествия скульптурной группы на здании Главного штаба, триумфальная колесница Нарвских ворот дана в бурном движении.

Великолепная шестерка лошадей увлекает за собой колесницу с фигурой «Славы». Последняя держит в правой руке лавровый венок, в левой — лавровую ветвь.

Кони готовы остановиться по велению «Славы», которая стремится увенчать идущих ей навстречу героев. 

В последний период творчества художник обращается к новому для него жанру скульптуры — монументальным памятникам. К числу первых произведений подобного рода относится так называемый памятник «В воспоминание о Кайнарджинском мире». Он выполнен в 1833-1834 годах по заказу сына прославленного русского полководца, фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. 

Наибольшей известностью из поздних работ Демут-Малиновского пользуются памятники фельдмаршалу Барклаю де Толли (1849) и Ивану Сусанину (1851), открытые уже после смерти скульптора 16 июля 1846 года. 

По свидетельству современников, Демут-Малиновский был человеком широких интересов. Он на протяжении всей своей жизни серьезно увлекался музыкой. Сам скульптор руководил любительским инструментальным квартетом, а в его доме постоянно устраивались домашние концерты. 

Стоит также отметить, что Демут-Малиновский был связан родственными и дружескими узами со многими деятелями искусства своего времени. Да и его жена была дочерью скульптора Ф.Ф. Щедрина. 

Источник: https://tunnel.ru/post-demut-malinovskijj-vasilijj-ivanovich

Пресс-центр Александро-Невской Лавры

28 июля 1846 года скончался Василий Иванович Демут-Малиновский, русский скульптор, крупнейший представитель русского ампира. Его прах покоится на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской Лавры. Демут-Малиновский, пожалуй, самый плодовитый из русских скульпторов начала XIX века. По счастью, большая часть его творений дошла до наших дней.

Слава Богу, что исторический центр Санкт-Петербурга подвергся относительно минимальному переустройству, когда большевики реализовывали программу монументальной пропаганды. Хорошо, что ленинградцы сберегли город во время блокады. Действительно, скульптуры Малиновского — это, по большей части, неотъемлемые элементы этикеточных, самых знаменитых архитектурных доминант города.

Уже в возрасте 21 года Василий Иванович создает барельефы «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте» к памятнику Петру I у Михайловского замка работы Бартоломео Растрелли.

Потом был Павловский дворец (кариатиды в кабинете-фонарике), Казанский собор (Андрей Первозванный), Горный институт («Похищение Прозерпины Плутоном»), Елагин дворец (декоративная скульптура для Овального зала и Столовой), Михайловский дворец, Арка Главного штаба, Адмиралтейство, Публичная библиотека, Александрийский театр, Нарвские ворота, Зимний дворец, Академия художеств, Готическая капелла в Петергофе… Для Скотопригонного двора Демут-Малиновский изготовил две бронзовые статуи быков. Есть городская байка, что скульптору приснилось, будто быки сошли со своих постаментов и явились к своему создателю. Правда это или нет, но в 1936 году, когда на Скотопригонном дворе организовывали молокозавод (действительно, нелогично: молоко, и вдруг быки!), быков перенесли к главному входу Мясокомбината имени С. М. Кирова (теперь «Самсон»). Потом в 1941-м году их эвакуировали в Александро-Невскую лавру, в место упокоения скульптора… Теперь они вновь соседствуют с конструктивистским шедевром Ноама Троцкого. Демут-Малиновский много творил в жанре надгробной скульптуры. До нас дошли надгробия девицы Елизаветы Ивановны Барышниковой (Донское кладбище) и Андрея Николаевича Воронихина, одного из друзей и соработников скульптора. Самая известная скульптура, вышедшая из-под резца Василия Ивановича — «Русский Сцевола», изображающая простого русского мужика, который, не желая служить иноземцам, отрубает левую руку с тавром N (Наполеон) на ней.

Славист Александр Христофорович Востоков посвятил этому эпизоду четверостишие:

Я — русский; верности и веры не нарушу. Ты тело мне клейми, Не запятнаешь душу!

А руку и с клеймом, изволь, — себе возьми!

Базировались и Демут-Малиновский и Востоков на следующем историческом анекдоте: «В армии Наполеона (как у нас на конских заводах) клеймят солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обыкновению, французы наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшегося им в руки.

С удивлением спросил он, для чего его оклеймили? Ему отвечали — это знак вступления в службу Наполеона. Крестьянин схватил из-за пояса топор и отсек себе клейменую руку.

Нужно ли сказывать, что сей новый Сцевола был русский? Одна мысль служить орудием Наполеону или принадлежать к числу преступных исполнителей воли тирана подвигла его к сему геройскому поступку.

Что б сделал сей русский, если б провидение представило ему случай быть Курцием своего отечества?»
Одним из последних проектов Демут-Малиновского стал проект памятника Михаилу Фёдоровичу и Ивану Сусанину в Костроме, который был воздвигнут через пять лет после смерти скульптора. По этому поводу графиня Е. П. Ростопчина в стихотворении «На памятник, сооружаемый Сусанину», писала:

Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить, Сусанин доблестный и верный гражданин, Святой Руси достойный сын? Тебя ли можем мы чрез памятник прославить? Увековечим ли тебя в стране твоей Деяньем рук и грудами камней? Чугун растопится… полудня мрамор белый

Читайте также:  Морская набережная санкт-петербурга как олицетворение морской столицы

Раздробят долгие морозы русских зим…

Василий Розанов в одной журналистских заметок так охарактеризовал творение Демут-Малиновского: «Памятник Сусанину — хорош. Он «губернский», скромный, не столичная краса: но закруглен в мысли и форме.

На круглой колонне бюст Михаила Феодоровича в шапке Мономаха; у подножия колонны — молящийся Сусанин, прижав руки к груди, стоит на коленях. Все это — на кубическом постаменте, одна сторона которого покрыта барельефом, изображающим, помнится, сцену убийства в лесу Сусанина «ляхами»».

Василий Иванович скончался 28 июля 1846 года в возрасте 67 лет и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1940 году его прах был перенесен на Тихвинское кладбище.

Источник: http://300lavra.ru/archives/3558

Василий Иванович Демут-Малиновский

Будущий скульптор родился в Санкт-Петербурге в 1779 году. Отец Малиновского работал резчиком по дереву, и маленький Василий с детства учился пластике, наблюдая за работой отца. В 1785 году, будучи ещё ребёнком, в возрасте шести лет он начал обучение в Академии художеств.

Василий Иванович учился в Академии художеств с 1785 по 1800 год. Он являлся учеником знаменитого скульптора М. И. Козловского, за время обучения он был четырежды отмечен наградами Академии. Он получил две серебряные медали за успехи в леплении с натуры — малую в 1798 году, и большую в 1799 году.

После этого он стал обладателем золотой медали второй степени, которую он получил в 1799 году за барельеф «Ангел выводит апостола Петра из темницы». Золотой медалью первой степени он был награждён в 1800 году в составе группы скульпторов за коллективную работу — барельефы к памятнику Петру I у Михайловского замка работы Бартоломео Растрелли.

За это он получил Первую золотую медаль.

В 1802 году умирает М. И. Козловский. Для создания надгробия на его могиле тогдашним президентом Академии графом А. С. Строгановым был объявлен конкурс. Малиновский участвовал в этом конкурсе и выиграл его, получив вторично большую золотую медаль.

по мнению исследователей:

В италии в 1803—1806 годах

В 1803 году Демут-Малиновский вместе с другими воспитанниками Академии художеств был отправлен в заграничную командировку в Италию.

В программу командировки входило изучение памятников западноевропейского искусства и знакомство с архитектурой древнего Рима. В это время он сочетал с активно работал в пластике.

Демут-Малиновский создавал зарисовки новых композиций, рисовал натуру, срисовывал античные образцы.

Им были созданы композиции на мифологические темы, в том числе скульптор начал работу над барельефом «Геркулес и Омфала», статую «Нарциса, смотрящегося в воду» и несколько голов и бюстов. Скульптор потратил много времени и сил для постижения сложнейшего искусства обработки мрамора. Этой наукой к концу пребывания в Италии он овладел в совершенстве.

Демут-Малиновский в 1806 году вернулся на родину, но все его работы, выполненные за границей, погибли в пути. Ему предстояло создать новые произведения.

В россии с 1806 по 1812 годы

По возвращении в Россию он выполнил эскиз статуи «Илья-пророк», за что в 1807 году был удостоен звания академика.

Но основная работа в Санкт-Петербурге по приезде была сконцентрирована в создании декоративного оформления строившихся акцентов городской среды — Казанского собора и Горного института.

Эти здания и сооружения были построены архитектором А. Н. Воронихиным. Кроме того, считается что Василий Иванович работал над оформлением здания Биржи.

Павловский дворец (1808), Казанский собор (1811)

Демут-Малиновский, сотрудничая с Воронихиным, участвовал в создании одного из красивейших интерьеров Павловского дворца «Кабинета-фонарика» с фигурами кариатид (закончен в 1808). В 1808 году скульптору было присвоено звание адъюнкт-продессора.

Для Казанского собора (закончен в 1811 году) скульптор исполнил статую Андрея Первозванного. В создании храма участвовал весь цвет архитектуры и пластики начала XIX века.

Свою часть работ — скульптуры святых для парадного портика, обращённого к Невскому проспекту он выполнял вместе с такими известными авторами, как И. П. Мартос и С. С. Пименов.

Все изображённые святые, связаны с военной славой Российской империи и наградами во время правления императора Павла I:

  • Иоанн Креститель — Мальтийский крест;
  • Владимир I Святославич — Орден святого Владимира;
  • Александр Невский — Орден святого Александра Невского;
  • Андрей Первозванный — Орден святого Андрея Первозванного.

Историки XIX века приписывают Малиновскому авторство статуи пророка Илии.

Работа над зданием Горного института

Для здания Горного института скульптор создал группу «Похищение Прозерпины Плутоном» на сюжет античной мифологии в римском переложении. Прозерпина сопротивляется Плутону, который уносит её в подземное царство.

Левой рукой она пытается оттолкнуть своего похитителя, а правой рукой в отчаянии прикрывает голову. У ног лежит трёхголовый пёс Цербер, легендарный страж подземных богатств, охранявший выход из царства мёртвых Аида.

Вторую скульптурную группу «Геркулес и Антей» выполнил С. С. Пименов.

По мнению искусствоведов:

На здании также были установлены барельефные фризы работы Демут-Малиновского «Венера приходит к Вулкану за доспехами Марса» и «Аполлон приходит к Вулкану за изготовленной для него колесницей» (пудостский камень, 1809-1811).

Они тоже связаны с архитектурой и не нарушают плоскости стены. В оформлении Горного института ярко проявился синтез архитектуры и монументальной скульптуры, характерный для русского градостроительства первой половины XIX века.

Активная деятельность в 1812—1814 годах

С 1812 по 1814 годы Демут-Малиновский вёл активную деятельность: совместно с С. С. Пименовым работал над оформлением здания Главного Адмиралтейства.

В этот же период создаёт ряд произведений, не связанных с архитектурой, в т.ч.

статую «Русский Сцевола» (гипс, 1813), прославляющую подвиг русского крестьянина, против воли взятого на службу французами и в знак этого заклейменного латинской буквой N. Изображён отрубающим собственную руку с клеймом.

В это время он активно работал в области надгробной скульптуры. Он создал памятник Е. И. Барышниковой (1813; до 1990-х находился под юрисдикцией музея архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР) и памятник А. Н. Воронихину (1814; Тихвинское кладбище, Некрополь XVIII века, Музей городской скульптуры). В 1813 году скульптору было присвоено звание профессора.

Здание Адмиралтейства

В 1812-1814 годах Демут-Малиновский был приглашён на перестройку здания Главного Адмиралтейства. Он работал в сильном коллективе единомышленников — там работали скульпторы С. С. Пименов, Ф. Ф. Щедрин и других.

Демут-Малиновским было исполнено 4, Пименовым — 8 статуй из пудостского камня; ни одна из них до нас не дошла. В 1860 году эти скульптуры были частью уничтожены, частью заменены копиями из листовой меди.

Возведение здания возглавлял архитектор А. Д. Захаров.

Русский Сцевола

Мнение искусствоведов:

В 1813 году Демут-Малиновский выполнил статую «Русский Сцевола». Сюжетом скульптуры стал исторический факт: русский крестьянин, вырвавшись из плена, предпочёл потерять руку, чем иметь клеймо — след рабства.

когда в 507 году до н. э. Рим осадил этрусский царь Порсенна, к нему в шатёр проник Муций, попытался убить Порсенну. Когда это не удалось, он положил свою руку на огонь жертвенника в доказательство верности клятве убить врагов родины. Потрясённый мужеством юноши, Порсенна отпустил его и снял осаду города. Юношу, лишившего себя правой руки, стали звать «Сцевола», что переводится как «Левша»

В своём произведении Демут-Малиновский запечатлел тот момент, когда крестьянин только поднимает топор.

Такие сильные внутренние качества как огромная внутренняя решимость, мужество и благородство нашли своё отражение в широком развороте фигуры, в энергичном взмахе руки, в суровом выражении волевого лица.

Соблюдая традиции своего времени, мужская фигура почти обнажена, стиль её одежды напоминает классические драпировки.

Читайте также:  Легенда о призраке аничкова дворца в санкт-петербурге

С другой стороны, в трактовке образа скульптор передал национальные русские черты.

Это отражено и в широкоплечей коренастой фигуре крестьянина, пропорции которой далеки от классических канонов, и в чертах лица героя, обрамленного короткой бородкой вьющимися прядями волос.

Искусствоведы считают, что это изображение является одним из первых произведений русской монументальной скульптуры, когда с такой значительностью был воссоздан образ простого человека из народа.

Создание этого произведения получило высокую оценку современников — в 1813 году за «Русского Сцеволу» Демут-Малиновский был удостоен звания профессора.

Сама скульптура продолжительное время находилась в музее Академии художеств, сейчас она находится в коллекции Государственного русского музея.

Тандем с С. С. Пименовым в 1814—1833 годах

Двое знаменитых скульпторов эпохи уже неоднократно работали над скульптурным оформлением монументальных зданий, ставших сейчас памятниками архитектуры.

Елагин дворец, Михайловский дворец, Арка Главного штаба

Санкт-Петербурге

Демут-Малиновский создавал декоративную скульптуру для Овального зала и Столовой.

  • Создание фриза между колоннами портика, состоящего из сорока четырех отдельных рельефов.
  • Большая скульптурная группа на аттике здания со стороны Михайловского сада.
  • В интерьере дворца скульптору было поручено оформление парадной лестницы, отличающейся торжественностью и нарядностью.

Сотрудничество оформителей было настолько тесным, что исследователи затрудняются вычленить работы конкретных скульпторов — по документам архива Академии художеств можно определить, что колесница в группе Победы на арке создана Демут-Малиновским, также он является автором фигуры молодого воина и двух лошадей.

Публичная библиотека и Александрийский театр, Нарвские ворота

11.03.2014 в 15:13

Источник: http://bianki.mypage.ru/illjustracii/vasiliy_ivanovich_demut-malinovskiy.html

Василий Иванович Демут Малиновский | Часть первая | Читать онлайн, без регистрации

Василий Иванович Демут Малиновский

В.И. Демут-Малиновский происхождением из семьи «резного дела мастера И. Демута». Учился в Академии художеств у М.И.

Козловского, награжден серебряными и золотыми медалями, в том числе большой золотой – за рельефы «Взятие фрегатов при Гангуте» и «Полтавская баталия». Они были выполнены совместно с соучениками по скульптурному классу И.И. Теребеневым и И.М.

Моисеевым по эскизам М.И. Козловского и предназначались для пьедестала памятника Петру I работы Б.К. Растрелли, установленного перед Михайловским замком.

Еще одну золотую медаль Демут-Малиновский получил в 1802 году за эскиз надгробного памятника своему учителю – М.И. Козловскому (надгробие установлено в 1803 году на Смоленском православном кладбище, перенесено в 1931 году в некрополь XVIII века Александро-Невской лавры). В 1803–1806 годы ездил как «пенсионер Академии художеств» в Италию, где в Риме консультировался у знаменитого А. Кановы.

По возвращении удостоен звания академика за эскиз статуи Ильи Пророка для Казанского собора, а спустя два года звания адъюнкт-профессора за статую Андрея Первозванного (отлита в бронзе в 1811 г.).

Для того же собора исполнил модель статуи Архангела Михаила (1811 г.

; гипс, окрашенный под бронзу; эта фигура стояла слева у колоннады, справа – статуя Архангела Гавриила работы Мартоса; обе не сохранились), а также статую «Вера» для иконостаса алтаря.

Одновременно работал над другими монументально-декоративными произведениями: в 1808 году выполнил кариатиды в Кабинете-«фонарике» Павловского дворца; в 1809–1811 годах создал для Горного института группу «Похищение Прозерпины Плутоном» и два фриза: «Аполлон, приходящий к Вулкану за колесницей» и «Венера, требующая от Вулкана доспехи Марса».

В 1811 году в составе коллектива мастеров под руководством Ф.Ф. Щедрина начал работать над круглой скульптурой для башни, фронтонов и портиков Адмиралтейства.

В 1813 году он получил звание профессора за статую «Русский Сцевола» – отклик на события Отечественной войны 1812 года. Она признана одним из самых значительных произведений русского классицизма. В 1810-е годы создал ряд портретов: А.В. Суворова, М.И.

Кутузова, М.В. Ломоносова, В.А. Озерова, М.Н. Муравьёва, несколько изображений Александра I.

Из числа мемориальных памятников скульптора наиболее известны: надгробие конференц-секретаря Академии художеств П.П. Чекалевского (1817 г., некрополь XVIII в. Александро-Невской лавры), доктора Р. Симпсона (1820-е гг., Смоленское лютеранское кладбище), памятник над могилой фельдмаршала М.Б. Барклая-де-Толли (1823 г., Йыгевесте близ Тарту; по проекту арх. А.Ф. Щедрина).

В 1818 году В.И. Демут-Малиновскому поручены наблюдение и реставрация скульптур во дворцах и садах. С 1826 года он возглавил скульптурную мастерскую Гоф-интендантской конторы.

Под его руководством приведены в порядок античные памятники эрмитажной коллекции, реставрировались статуи Летнего сада и скульптуры из пудостского камня на крыше Зимнего дворца (1842-1844 гг.

), сделаны по старым образцам статуи «Флора» и «Помона» на фасаде Малого Эрмитажа и т. д.

В 1819 году Демут-Малиновский выполнил горельеф «Аллегория архитектуры» для чугунной лестницы Академии художеств. С начала 1820-х годов совместно с С.С. Пименовым и другими скульпторами он вел огромную работу по созданию пластического декора ампирных ансамблей К.И. Росси – Елагина дворца (1821-1822 гг.

), Михайловского дворца (1823–1825 гг.), арки Главного штаба (1827–1829, 1833 гг.), Публичной библиотеки (1830–1831 гг.), Александринского театра (1831 г.), Сената и Синода (1833 г.), Нарвских триумфальных ворот (1830–1834 гг., арх. В.П. Стасов).

Кроме того, им созданы барельефы для Конюшенной церкви и церкви Святой Екатерины у Тучкова моста (1822–1823 гг.); статуи быков у Скотопригонного двора (1825–1827 гг., в 1936 г. перенесены к зданию на Московском шоссе, 13; ныне – ОАО «Самсон»); декор Египетских ворот и башни Шапели в Царском Селе (1825–1830 гг.

), «Готической капеллы» в парке Александрия (1834 г.), статуи евангелистов для домовой церкви Академии художеств.

К числу значимых петербургских работ должно быть отнесено и продолжавшееся на протяжении многих лет участие мастера в скульптурном оформлении Зимнего дворца и Нового Эрмитажа, где им исполнены скульптурные группы древнерусских воинов со знаменами в Гербовом зале Зимнего дворца (1828 г.

, совместно с Н.А. Токаревым; восстановлены после пожара Ю. Штрейхенбергом); статуи, изображающие Ветхий и Новый Заветы, и фигуры кариатид в Большом соборе (1839 г., из папье-маше); скульптурное убранство Александровского зала (1839–1840 гг.

), четыре статуи муз и рельеф «Триумф Траяна» на парадной лестнице половины наследника цесаревича (1840 г., Октябрьский подъезд; совместно с П.В. Свинцовым); статуи Джованни Пихлера, Диоскурида, Смилида и Оната для фасада Нового Эрмитажа (1841–1846 гг., по моделям Л. Шванталера и И.

Гальбига; последние две статуи заканчивал А.И. Теребенев).

Кроме того, скульптор выполнил ряд монументальных работ для многих городов России: памятник в честь заключения мира в Кайнарджи (1833–1834 гг., ныне – Музей архитектуры им. А.В.

Щусева); модель памятника князю Владимиру в Киеве (1834 г.); рельефы церкви Святого Олая (Олевисте) в Таллине (1836 г.); памятник М.Б.

Барклаю-де-Толли в Тарту (открыт в 1849 году) и Ивану Сусанину в Костроме (открыт в 1851 году, не сохранился).

Демут-Малиновский женился на дочери скульптора Ф.Ф. Щедрина. На дочери Демут-Малиновского был женат скульптор С.И. Гальберг. Возник целый клан русских скульпторов, окруженный множеством просвещенных и образованных людей. В доме скульптора (В. О.

, 6-я линия, участок № 5) устраивались музыкальные вечера, в них принимал активное участие и сам хозяин.

Он похоронен на Смоленском кладбище (в 1937 году его прах перенесен в некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры, в 1940 году – установлен памятник).

Источник: http://velib.com/read_book/almazov_boris/povesti_kamennykh_gorozhan_ocherki_o_dekorativnojj_skulpture_sankt_peterburga/chast_pervaja/vasilijj_ivanovich_demut_malinovskijj/

Ссылка на основную публикацию