Троицкий мост в санкт-петербурге

Троицкий мост в Санкт-Петербурге — Мостотрест

Троицкий мост соединяет Марсово поле в Центральном районе с Троицкой площадью на Петроградской стороне. Это 10-пролетное сооружение раскрывающейся системы с однокрылым разводным пролетом у левого берега.

Постоянные пролетные строения представляют собой сочетание консольно-арочных и консольно-балочных ферм. Размеры пролетов (слева направо, м): 11,4 + 43,2 + 53,3 + 76,4 + 96,4 + 76,4 + 53,3 + 22 + 20 + 18.

Разводной пролет металлический цельносварной с неподвижной осью вращения и жестко закрепленным противовесом. Отверстие разводного пролёта — 43 метра в свету. Разводка производится с помощью гидравлической системы.

Левобережный постоянный пролёт перекрыт сталежелезобетонным пролетным строением. Правый берег соединен с металлической частью моста трехпролетной каменной аркадой длиной 89,9 метра. Аркада, построенная по проекту Г.Г. Кривошеина, представляет собой бесшарнирные каменные своды на свайном основании с тремя отверстиями, облицованные гранитом.

На постоянных пролетах установлено чугунное перильное ограждение художественного литья, на разводном пролёте — металлические решетки.

Мост украшают гранитные обелиски, украшенные двуглавыми орлами и бронзовыми рострами — носовыми фигурами кораблей. Пьедесталы колонн выполнены из розового гранита, обелиски — из красного полированного гранита.

Для освещения на мосту установлено 16 больших канделябров с тремя плафонами и 24 малых канделябра с одним плафоном.

История моста

Первая переправа в этой части города появилась в 1803 году чуть выше по течению. Наплавной мост, который состоял из деревянных барок-плашкоутов, пересекал Неву от домика Петра Первого до Летнего сада.

Переправа называлась Петербургский мост. А в 1827 году плашкоутный мост был построен на том месте, где мы привыкли его видеть.

Он получил имя Суворовский — в честь площади, где стоит памятник великому русскому полководцу Александру Суворову.

Суворовский был самым длинным из наплавных мостов Петербурга, больше 500 метров, и выделялся своим пышным убранством. Порталы, перила, фонарные столбы с двуглавыми орлами — все чугунные архитектурные детали были покрыты сусальным золотом.

В 1876 году на мосту открыли конную железную дорогу (конку, предшественницу трамвая). По рельсам, проложенным по укрепленному, тогда еще Суворовскому, мосту открытый экипаж везла пара лошадей.

В 1890-е годы власти Санкт-Петербурга решили навести постоянную переправу через Неву, провели международный конкурс. Среди участников была, в том числе, знаменитая фирма Александра Эйфеля, которая возвела Эйфелеву башню в Париже. Но лучшим был признан проект французской компании «Батиньоль». Эта компания предложила новую технологию, позволявшую снизить расход металла.

В те годы Россия и Франция сделали ряд политических шагов навстречу друг другу. В сентябре 1896 год, во время визита Николая Второго во Францию, был заложен мост Александра Третьего через Сену. А в августе 1897 года в присутствии президента Франции заложили Троицкий мост.

Согласно специальному пункту договора, мост в Петербурге строили только российские рабочие и только из отечественных материалов.

Мост был сооружен 10-пролетный. Разводной пролет расположился у левого берега и представлял собой двурукавную симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле реки для пролетного строения в период разводки.

Разводка производилась с помощью электромеханического привода. Средний, самый большой, пролет (96,4 метра) был перекрыт трехшарнирными арочными клепанными решетчатыми фермами с криволинейным очертанием нижнего пояса с консолями.

16 мая (29 мая по новому стилю) 1903 года, в дни празднования 200-летия столицы Российской Империи, состоялась церемония открытия моста. Присутствовал император Николай Второй и члены императорской фамилии. Царь нажал кнопку и привел в действие огромные электромоторы разводного пролета.

Новый мост получил имя Троицкий, по Троице-Петровскому или Троицкому собору на Петроградской стороне, который просуществовал до 1932 года.

В 1936 году двуглавых орлов, украшавших мост, заменили на пятиконечные звезды.

За свою жизнь мост претерпел несколько переименований. В 1918 году его назвали мостом Равенства, в декабре 1934 года — Кировским, в память о советском политическом деятеле С.М. Кирове. 4 октября 1991 года ему вернули историческое наименование — Троицкий мост.

Мост ремонтировали несколько раз. В 1965–1967 годах была проведена полная реконструкция левобережной части и разводного пролета. Раньше это была двукрылая симметричная система — мост разводился в горизонтальной плоскости.

Двукрылый разводной пролет заменили на однокрылый, и теперь крыло у Марсова поля поднимается вертикально, как и у других невских мостов. Разводной пролет оборудован современным гидравлическим приводом.

На время ремонта движение не закрывали — соорудили временную переправу и проложили по ней трамвайные пути. Транспорт не прекращал ходить через мост ни на один день.

В 1977 году капитально отремонтировали проезжую часть и тротуары, также был выполнен ремонт поврежденной фасадной фермы. Летом 1991 года заменена гидроизоляция проезжей части без закрытия движения. Для изоляции металлических частей моста от поверхностных вод вместо традиционного рубероида был применен полиуретан — материал более эластичный и долговечный.

В самом конце XX столетия город принял решение о новой реконструкции Троицкого моста. Ремонт начался в октябре 2001 года, а 16 ноября 2002 года Троицкий мост торжественно ввели в эксплуатацию. 

В ходе ремонта модернизированы конструкции и механизмы разводного пролета. Восстановлен первоначальный архитектурный облик Троицкого моста: на обелиски вернулись двуглавые орлы и короны.

Даже заклепки на пролетном строении заменили цилиндрическими болтами с полукруглыми головками исторической формы. Тогда же мост получил художественную подсветку.

Обновили дорожное покрытие и трамвайные пути.

В 2006 году трамвай по Троицкому мосту ходить перестал. В октябре 2016 года на мосту было возобновлено трамвайное движение: вернулась знаменитая «тройка».

Дополнительная информация

Троицкий мост окружен легендами. По одной из них знаменитый летчик Валерий Чкалов, чтобы завоевать сердце своей невесты, совершил дерзкий полет под мостом, едва не коснувшись колесами воды. Об этом рассказывается в фильме «Валерий Чкалов». На съемках фильма в 1940 году каскадер-летчик Евгений Борисенко пролетал под мостом шесть раз.

На вершине моста есть точка, указывающая на его середину. Точку можно найти на перилах — там, где узоры решетки меняют наклон.

Ось Троицкого моста в северной части пересекает Пулковский меридиан.

Обзор с Троицкого моста включает в себя вид на Стрелку Васильевского острова и сразу на 7 других мостов:

  • Дворцовый через Большую Неву;
  • Биржевой через Малую Неву;
  • Иоанновский через Кронверкский проток;
  • Эрмитажный через Зимнюю канавку;
  • Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку;
  • Прачечный через Фонтанку;
  • Литейный через Неву.

Троицкий — единственный в Петербурге мост, который разводят в праздник выпускников «Алые Паруса». С 2005 года в разводной пролет моста в этот день медленно входит парусник, символ праздничного вечера.

Троицкий мост — Видео

Источник: https://Mostotrest-spb.ru/bridges/troiczkij

Троицкий мост

Троицкий мост (ранее – Равенства, Кировский) расположен в створе Каменноостровского проспекта (бывший Кировский) и Суворовской площади. Вблизи трассы современного моста вначале наводились наплавные мосты.

В 1803 году путём перестановки Воскресенского наплавного моста от проспекта Чернышевского (бывший Воскресенский) к Летнему саду, мост соединил Петербургский остров у выхода к реке Неве Кронверкского проспекта (бывший М. Горького).

Этот мост обеспечивал более близкий и удобный путь императору Александру I от резиденции во дворец на Каменный остров. Этот мост назывался Петербургским.

В 1827 году при перепланировке Марсова поля напротив памятника Суворову вновь был сооружён наплавной мост, который назывался Суворовским, а затем был переименован в Троицкий, так как у правобережного съезда с моста находилась Троицкая площадь. Этот наплавной мост был тогда самым длинным, более 500 метров, и выделялся своим убранством.

Порталы, перильное ограждение, фонарные столбы были чугунные, художественного литья. Фонарные столбы в виде пучков пик, средние из которых увенчаны фигурами двуглавого орла с венком. Обелиски пирамидальные, украшены накладными деталями – овальными щитками на фоне перекрещенных мечей. Все архитектурные детали были покрыты сусальным золотом.

Троицкий наплавной мост был украшением центра Петербурга на протяжении 70 лет до начала постройки постоянного Троицкого моста в 1903 году.

При разборке наплавного моста все архитектурные элементы были использованы на построенной подпорной стенке набережной Кронверкской протоки напротив Петропавловской крепости, а также на Иоановском мосту.

В 1892 году был объявлен международный конкурс на составление проекта постоянного Троицкого моста. На конкурс поступило 16 проектов и один вне конкурса – проект французской фирмы «Батиньоль».

Ни один проект не был принят к осуществлению, хотя представленный вне конкурса проект предусматривал наиболее рациональное и удобное по исполнению техническое решение.

Фирма «Батиньоль» хорошо зарекомендовала себя при постройке красивых и экономичных мостов, и к тому же располагала привилегией на право использования конструкции 3-х шарнирных арок с консолями.

Официально эта фирма не могла быть допущена к участию в первом конкурсе, поэтому через несколько лет в 1896 году был объявлен второй конкурс. На этот конкурс было представлено всего три проекта, в том числе проект фирмы «Батиньоль», который был одобрен комиссией, а в 1897 году был утверждён Николаем II.

Однако впервые идея уравновешенных ферм родилась в России, их расчёт был произведён ещё в 1871 году инженером Семиколенновым.

На принятие к осуществлению проекта моста, составленного французской фирмой, вероятно сыграло то обстоятельство, что в это же время – 7 октября 1876 года – в Париже через реку Сену состоялась закладка моста императора Александра III. Мост был украшен фигурами, олицетворяющими Францию и Россию, и открыт для движения в 1900 году.

Таким образом, Троицкий мост был построен в 1897-1903 годах по проекту фирмы «Батиньоль». Проект каменной аркады составил инженер Г.Г. Кривошеин, художественную отделку моста запроектировали французские архитекторы В. Шаброль и Р. Патульяр.

В обсуждении проектов художественного декора моста принимала участие специально созданная Академией художеств комиссия под председательством Р.А. Гедика и участников комиссии – Л.А. Бенуа, А.Н. Померанцева, М.П. Боткина, Г.И. Котова и М.А. Чижова.

Мост является памятником истории и культуры и находится под охраной КГИОП.

Закладка Троицкого моста была произведена 12 августа 1897 года в память 25-летия бракосочетания государя императора Александра III и государыни императрицы Марии Фёдоровны. При закладке моста присутствовал президент Французской республики – Ф. Фор.

Мост был сооружён 10-ти пролётный, пять постоянных пролётов были перекрыты следующим образом: средний – самый большой пролет (96.4 метра) – перекрыт 3-х шарнирными арочными клепанными решетчатыми фермами с криволинейным очертанием нижнего пояса с консолями.

Крайние пролёты расположены симметрично относительно среднего. Пролёты по 53.3 метра перекрыты, как и средний, а пролёты по 76.

Читайте также:  Федор гордеевич гордеев – великий учитель и скульптор

4 метра, между крайними и средними, перекрыты подвесными металлическими клёпанными фермами, которые опираются шарнирно на консоли крайних и средних пролётных строений.

Внешне пролётные строения моста напоминают арочные сквозные фермы, но в действительности такие фермы применены только в среднем пролёте, остальные перекрыты консольными решетчатыми балками, внешний вид которых мало чем отличается от арочных ферм среднего пролёта.

Разводной пролёт был расположен у левого берега и представлял собой двухрукавную симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле реки. Разводка производилась с помощью электромеханического привода.

Пролётное строение представляло собой двухконсольную металлическую уравновешенную ферму, вращающуюся вокруг вертикальной оси, расположенной на цилиндрической опоре. В закрытом состоянии она представляла собой неразрезную двухпролетную балку.

Отверстие в свету – 26.8 метра и 27.3 метра.

Левобережный устой массивный из монолитного бутобетона, на свайном основании, облицован гранитом. Правобережный устой массивный из монолитного бутобетона, сооружен на кессонном основании, облицован гранитом.

Все промежуточные опоры сооружены на кессонном основании, облицованы гранитом. Правый берег реки Невы с металлической частью моста соединяет 3-х пролётная каменная аркада длиной 79.88 метра. Аркада представляет собой бесшарнирные каменные своды с отверстиями в свету 22.0+20.0+18.0 метров на свайном основании, облицованные гранитом.

Покрытие на постоянных пролётах – торцевая мостовая по лотковому железу, заполненному бетоном. На разводном пролёте покрытие деревянное. Длина моста составляла 557.7 метра, ширина – 23.6 метра, в том числе два тротуара по 2.9 метра.

На мосту было установлено чугунное перильное ограждение художественного литья, на каменных аркадах – гранитный парапет, на разводном пролёте – металлические решетки.

На всех промежуточных опорах установлены фонари с тремя светильниками на гранитных постаментах, на тротуарах у проезжей части – одиночные фонари.

На городском устое при въезде на мост установлены гранитные обелиски, завершением которых были фигуры двуглавых орлов с распростёртыми крыльями, которые после революции были заменены на звезды.

  Обелиски установлены на гранитные пьедесталы, украшены медными картушами (досками) с надписями из накладных букв.

Обелиск у основания украшен с четырех сторон рострами, поддерживающими арматуру с круглыми светильниками.

Мост был открыт в мае 1903 года в дни празднования 200-летия Петербурга. В строительстве моста участвовали инженеры: А. Флоше, И.А. Ландау, Е. Бонневе, Л-де Лонги, М. Бернар, С.И. Смирнов, В.П. Волков и Е.Д. Гарценштейн. Консультантом по техническим вопросам с русской стороны был видный мостостроитель – профессор Н.А. Белелюбский.

После революции некоторое время мост назывался мостом Равенства, а в период с 1934 года по 90-е годы – Кировским. Затем он вновь получил свое прежнее наименование Троицкого.

В 1964 году, в связи с открытием Волго-Балтийского пути, встал вопрос о реконструкции Кировского и Литейного мостов, так как ширина разводных пролётов ограничивала свободу судоходства в новых условиях, а также со временем невские мосты перестали удовлетворять всё возрастающим требованиям транспорта.

В 1965-1967 годах по проекту инженеров «Ленгипротранса» Г.М. Степанова, К.П. Клочкова и архитектора Ю.А. Синицы была произведена реконструкция только левобережной части Троицкого моста, а пять постоянных пролётов и 3-х пролётная правобережная аркада сохранились без изменений.

Вместо двухрукавного поворотного разводного пролёта с левого берега были сооружены: постоянный пролет, перекрытый железобетонным пролётным строением балочно-разрезной системы, и новый однокрылый разводной пролёт раскрывающейся системы с гидроприводом. Левобережный постоянный пролёт имеет отверстие в свету 11.4 метра.

Разводной пролёт перекрыт однокрылым раскрывающимся металлическим цельносварным пролётным строением, вращающимся на неподвижной горизонтальной оси с жёстко прикреплённым противовесом.

Пролётное строение разводного пролёта сооружено из четырёх раскосных ферм, переходящих в хвостовой части в двухстенчатые сплошные балки. По рисунку фермы разводного пролёта гармонируют с другими пролётами. Отверстие разводного пролёта в свету – 43.2 метра.

Новая опора разводного пролёта сооружена с частичным использованием старой опоры, основанием которой служит кессонное основание с дополнительной забивкой железобетонных свай-оболочек.

Левобережный устой сохранён без изменений, на нём были дополнительно установлены только гранитные скамьи вдоль существующего гранитного парапета и расширены лестничные спуски к воде.

На постоянных пролётных строениях покрытие асфальтобетонное, на тротуарах – песчаный асфальт. Тротуар отделён от проезжей части гранитным ограждением.

Реконструкцию разводного пролёта Троицкого моста осуществляло СУ-1 треста «Ленмостострой» под руководством инженеров Л.С. Корнеева и Б.Б. Тульчина.

Технический надзор вёл инспектор Дирекции Д.В. Снятовский и Г.Ф. Шишилов, при участии главного инженера Дирекции – В.А. Тюхтина.

В 1977 году произведён капитальный ремонт проезжей части по проекту инженера Ленгипроинжпроекта Б.Б. Левина. На мосту уложена гидроизоляция проезжей части и тротуаров, установлен гранитный парапет высотой 50 см и уложен новый асфальт. На разводном пролёте уложено тонкослойное эпосланбетонное покрытие.

Работы осуществляло СУ-1 треста «Ленмостострой» под руководством Л.Л. Рождественского и главного инженера Е.В. Лейкина.  РСУ выполняло работы по устройству эпосланбетонного покрытия на разводном пролёте. Технический надзор осуществлял В.А.Кононов.

В 1978-1979 годах произведён ремонт повреждённой фасадной фермы моста по проекту инженера организации «Ленгипроинжпроект» Е.В. Дворкина.

В 1988-1989 годах была произведена реконструкция освещения моста.

В 2001 году в октябре месяце мост был передан в капитальный ремонт. Заказчиком стало ГУ «Дирекция ТС», генподрядчиком выступило ЗАО «Пилон». Генеральный проектировщик – ЗАО институт «Стройпроект». В ходе капитального ремонта была полностью заменена проезжая часть моста и выполнен ремонт металлоконструкций лоткового железа.

Произведено восстановление всей архитектурной части моста, перил, опор освещения, центральных опор контактной сети, обелисков. В ходе ремонта была выполнена полная окраска моста, модернизация и замена механизмов, восстановлена гранитная облицовка.

На сооружении заменены все деформационные швы и опорные части, уложен литой асфальтобетон, выполнена замена конструкций левобережного железобетонного пролёта на металлические.

Источник: http://krti.gov.spb.ru/mosty-sankt-peterburga/troickij-most/

Троицкий мост в Санкт-Петербурге

Троицкий мост — один из красивейших петербургских мостов через Неву

Троицкий мост соединяет Суворовскую площадь перед Марсовым полем и Троицкую площадь. За мостом начинается Каменноостровский проспект.

Мост ажурной металлической конструкции состоит из 5 арок и одного разводного пролета ближе к левому берегу и насыпной дамбы на правом. Масса стальных конструкций моста — 11 242 тонны.

Открытие моста состоялось к 200-летию Петербурга (в мае 1903 года). Таким образом он стал третьим постоянным мостом через Неву (после Благовещенского, открытого в 1850 году, и Литейного).

Название мост получил от Троицкого собора, разрушенного в 1932 году. В 1918 году переименован в мост Равенства, в 1934 году, после гибели Кирова — в Кировский мост. Название просуществовало до 4 октября 1991 года, после чего мост снова стал называться Троицким.

До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м).

Во время войны практически мост не пострадал, хотя неоднократно подвергался прицельной бомбардировке. По легенде, именно под Троицким мостом Валерий Чкалов осуществил свой дерзкий пролёт. Повторение этого полета было осуществлено в 1940 году летчиком Евгением Борисенко для фильма «Валерий Чкалов».

В 1955 году было произведена реставрация обелисков при въезде на мост со стороны Марсова поля. Двуглавые орлы и короны были заменены на звёзды и символы серп и молот.

В 1960-х годах в связи с развитием Волго-Балтийского водного пути мост был реконструирован, судоходные габариты разводной части увеличены. Длина разводного пролёта составила 43 метра. Переправа открылась после реконструкции в 1967 году.

В 1977 году произведен капитальный ремонт проезжей части по проекту инженера Ленгипроинжпроекта Б. Б. Левина, сделана гидроизоляция в проезжей части и тротуаров. Установлен гранитный поребрик высотой 50см. Уложен новый асфальт. На разводном пролете уложено тонкослойное эпосланбетонное покрытие.

В 2001—2002 годах была проведена серьёзная реконструкция моста с закрытием переправы на время проведения работ по проекту ЗАО “Институт Стройпроект”.

В ходе капитального ремонта была полностью заменена проезжая часть моста и выполнен ремонт металлоконструкций лоткового железа. Произведено восстановление всей архитектурной части моста, перил, опор освещения, центральных опор контактной сети, обелисков.

В ходе ремонта выполнена полная окраска моста, модернизация и замена механизмов, восстановление гранитной облицовки.

На сооружении заменены все деформационные швы и опорные части, уложен литой асфальтобетон, выполнена замена правобережного железобетонного пролета на металлический. В рамках ремонта были восстановлены первоначальные элементы декора — на мост вернулись символы самодержавия: двуглавые орлы и короны.

Оформление моста это с одной стороны величественный имперский стиль, заложенный при проектировании, с другой стороны — выражение архитектурных и инженерных стандартов на рубеже веков. С моста открывается вид на Петропавловскую крепость и собор

Изящные решётки Троицкого моста, выполненные методом чугунного литья, имеют несколько аскетичный рисунок по сравнению с предыдущими мостами, представляют отдельную художественную ценность. Они гармонируют с металлическими арочными фермами пролётов переправы. Идеально выложенный точёный гранит быков, на которые опирается мост, вносит в облик конструкции аккуратность и точность.

Опоры контактной сети трамвая, оформленные в соответствии с другими элементами, расположены по оси моста, как это было принято в те годы. Вертикаль, начатую быками, над решёткой продолжают осветительные фонари в виде трёхрожковых торшеров — законченное произведение искусства. Их ритм дополнен осветительными столбами, выполненными в том же ключе.

Симметрию и ритм конструкции несколько разбавляет противостояние гранитных обелисков, обрамляющих въезд с правого берега и трёхпролётной каменной эстакады на правом берегу.

Источник: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=491

Троицкий мост в Санкт-Петербурге — график разводки

МостРекаПрекращение движения транспортаНачало разводкиОкончание разводкиОткрытие движения транспорта
Троицкий Нева 1:35 1:45 4:45 4:50

Троицкий мост в Санкт-Петербурге – разводной мост через Неву. Это один из красивейших и знаменитейших мостов.

Раньше он назывался мост Равенства, затем Кировский мост и только потом был переименован в Троицкий.

Он соединяет между собой Первый Адмиралтейский и Петроградский остров.

Постоянный мост был заложен в 1897 году, а открыт в торжественной обстановке в 1903 в присутствии императора и членов императорской фамилии. Крестный ход, орудийный салют, первая разводка моста были произведены в этот же день. Кроме того, императору были вручены памятные золотые медали в честь открытия Троицкого моста.

Реконструкция происходила 2 раза, в 1965 и 2003 годах, после чего Троицкий мост получил свой современный облик.

Художественная ценность Троицкого моста несомненна. На его постоянных пролетах установлено чугунное перильное ограждение индивидуального литья и металлические решетки на разводном пролете. На левобережном пролете ограждение завершается гранитными обелисками и парапетами.

Если въезжать на Троицкий мост со стороны Марсова поля, то можно увидеть 2 ростральных колонны.

Читайте также:  Церкви, соборы и храмы санкт-петербурга

Их основания выполнены из красного гранита, а верх украшен рострами кораблей, которые держат 3 светильника.

Завершают обелиски фигуры двухглавых орлов с распростертыми крыльями, а пьедесталы украшены мемориальными досками с именами участников строительства и событиями, связанными со строительством моста.

Мост освещают 16 больших и 24 малых канделябра, что очень красиво и удобно в темное время суток.

Есть интересные факты про Троицкий мост:

  • По оси переправы моста проходит Пулковский нулевой меридиан. Этот меридиан был использован русскими картографами до перехода на Гринвичский меридиан в 20 веке.
  • С Троицкого моста можно увидеть целых классический открытый вид на Стрелку Васильевского острова.
  • С него видно 7! мостов (Биржевой, Дворцовый, Эрмитажный, Литейный, Иоанновский, Верхне-Лебяжий, Прачечный).

Хотите посетить этот легендарный мост? Хотите увидеть разводку Троицкого моста или вовремя переправиться через него? Тогда наш сайт вам в этом поможет. У нас представлена интерактивная карта разводки мостов. Сделав пару кликов, вы узнаете точное время начала и окончания разводки.

Приятных вам путешествий без опозданий!

Посмотреть график разводки всех мостов »

Источник: https://mostobook.ru/troitskij/

Истории из истории: Пять имен Троицкого моста

Троицкий мост по привычке до сих пор называют Кировским. Один из самых красивых мостов Петербурга 5 раз сменил название, прошел крупные реконструкции, и, как говорят специалисты Мостотреста, теперь прослужит еще многие-многие годы.

Батиньоль и Эйфель

До того, как появился нынешний Троицкий мост, на его месте располагался плашкоутный мост. Он был деревянным, и пролеты снимались каждую зиму — дерево было недолговечным, и легко разрушалось от подъемов воды, льдов, оковывавших Неву и от весеннего ледохода. Зимой петербуржцы пересекали реку по льду.

Троицкий начал строиться в конце XIX века, и тогда же появились легенды о том, что Троицкий создан на средства французов. Он будто стал самым крупным подарком в истории Петербурга, сделанный по поводу заключения военного союза между Россией и Францией.

В свою очередь на русские средства строился мост через Сену — мост Александра III.

На самом деле Троицкий мост создавали на русские деньги, хотя петербургский и парижский мост, создававшиеся одновременно, являлись символом военного союза, что и привело к появлению легенды.

Интересно, что господин Эйфель, автор знаменитой Эйфелевой башни, участвовал в конкурсе на строительство Троицкого моста, но проиграл второй тур французской фирме «Батиньоль».

По документации видно, что в первом конкурсе принимали участие 16 проектов: от русских, французских, голландских, болгарских, венгерских и испанских инженеров. Проект  компании «Батиньоль» был признан победителем во втором туре конкурса.

 

В соответствии с условиями контракта, строительство Троицкого моста должно было закончиться в 1901 году, но фирма в обусловленные сроки не уложилась и выплатила городской казне штраф.

Открытие моста состоялось в мае 1903 года, тогда петербуржцы праздновали 200-летие образования города. На открытии присутствовали Николай II и члены императорской фамилии.

В день открытия моста его разводкой руководил император, нажавший кнопку по запуску электромоторов разводного пролета.

  

Тоннель под Невой

Еще один интересный факт о строительстве моста — среди проектов есть и инженерное чудо. Под Невой был запланирован подземный тоннель, хотя технологий, позволяющих построить его подобной длины под рекой, не было. В настоящее время уже не один общественный деятель предлагает устроить тоннели под Невой, чтобы водители не искали ночью открытый для движения мост через Неву.  

Пять имен

Первое название предшественника Троицкого моста — наплавной деревянный мост Петербургский. Находился мост выше по течению, соединяя Кронверкский проспект, выходивший к Неве, и Летний сад. Мост эксплуатировался в течение 20 лет. И его перестройка началась в 1824 году. Открытие самого длинного в Петербурге плашкоутного моста (525 м) состоялось в 1827 году.

И хотя изначально новому мосту планировали дать имя в честь Суворова, в итоге же его назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади. Мост эксплуатировался на протяжении 70 лет до начала строительства постоянного моста.

История постоянного Троицкого моста началась в 1892 году — год объявления конкурса на создание проекта. Открыт он был в начале XX века.

Со сменой власти неугодными стали не только названия мостов и улиц, но и целых городов. Бывший Троицкий стал символом Равенства до 1934 года. В 1918 его переименовали в мост «Равенство».  В 1934 году новая волна переименований, связанных с убийством Кирова, настигла все города СССР, и в Ленинграде мост Равенства стал Кировским.

И до сегодняшнего дня многие петербуржцы называют Троицкий Кировским мостом. Тогда же были изменены надписи ценных памятных досок.

  

Возвращение Троицкого

В 1991 году при мэре Петербурга Анатолии Собчаке историческое название «Троицкий мост» было возвращено. Поговаривают, что решение о возвращении не только исторического названия, но и текста памятных досок 1903 года было инициировано французами — родственниками владельцев фирмы «Батиньоль».

Как рассказал инженер технического архива Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Мостотрест» Евгений Смердягин, фирма «Ботиньоль» выделила 43 тыс. франков на то, чтобы памятные доски обрели свой первоначальный вид.

И в то время главный технолог ГУП «Мостотрест» Евгений Александрович, в 1993-1994 руководил работами по восстановлению текстов памятных досок: по фотографиям, отдельным чертежам — буквально по крупицам. По проекту был восстановлен полный текст надписей на памятных досках.

Буквы текста заказывались отдельно —  в итоге оказалось около 2 тыс. знаков — всего было несколько ящиков.

Реконструкция

Троицкий мост пережил две крупные реконструкции: в 60-ых годах и в начале нулевых. Хотя сейчас сотрудники, которые следят за состоянием моста утверждают: в случае если бы мост не отремонтировали к его 200-летию, не исключено, что мост прослужил бы еще не один десяток лет.

 Замена разводного пролета прошла в 1965-1967 годах, тогда мост был поворотным. В 2001-2003 годах отремонтировали все металлоконструкции пролетного строения.

В 1964 году ширина разводного пролета составляла около 23 м, в новых условиях такая ширина ограничивала свободу судоходства. Работы по реконструкции моста начались в конце 1965 года. Чтобы не прерывать движение по мосту, возле старой разводной части был сооружен временный разводной объездной мост.

(К слову, эксперты советуют построить подобие такого моста на время будущей реконструкции Дворцового моста). Балки разводного пролета временного моста были установлены на катки, по которым они отъезжали в сторону во время разводки моста.

Именно тогда вместо двухрукавного поворотного разводного пролета был сооружен вертикальный подъемный пролет моста. Для движения мост был открыт в 1967 году.

  Еще через 36 лет была проведена крупная реконструкция, перед этим сотрудники Санкт-Петербургского ГУП «Мостотрест» провели работы по обследованию Троицкого моста. По результатам 1999 года состояние моста было признано неудовлетворительным: несущая способность моста снизилась и не отвечала возросшим за последние годы транспортным нагрузкам. Было принято решение о закрытии объекта на реконструкцию. «С 1999 года началась работа по реконструкции Троицкого моста. Тогда в число крупных подрядчиков вошли шесть организаций, в реальности работало еще больше, — вспоминает  Евгений Смердягин. — Полностью заменили все металлоконструкции, которые подверглись большому износу и коррозии, сделана 90% проезжей части, были демонтированы все перила и многое другое», — уточнил инженер Смердягин.  Отремонтированы проезжая часть моста, выполнен ремонт металлоконструкций лоткового железа, на проезжей части произведено восстановление всей архитектурной части моста, перил, опор освещения, центральных опор контактной сети, обелисков. Воссозданы и отреставрированы утраченные элементы декора моста: трехсторонние двуглавые орлы, короны, монограммы, картуши, перильное ограждение и многое другое. Ремонт всех основных частей полностью завершился к 2003 году.

Как мосты разводят

Троицкий мост с системой гидравлической разводки, и разводят его только с одной стороны — от Марсова поля. Корреспондентам «Санкт-Петербург.ру» рассказали о том, как разводят мосты в Северной столице, показали, где находится машинное отделение, и что видно с нижнего пролета моста.

 

В настоящее время мост завязан в единую информационную систему автоматизированного контроля разводных мостов Петербурга. Все данные о состоянии устройств мостов и о готовности к разводке поступают на центральный диспетчерский пульт и в технический отдел ГУП «Мостотреста».

Мониторы выведены в технические помещения, расположенные внутри Троицкого. На них отображается все жизненно важные для успешной разводки моста показатели: уровень масла, положение крыла, скорость подъема, уровень давления и.т.д.

Все данные о работе механизмов моста во время разводки фиксируются и хранятся, в дальнейшем можно просмотреть показатели за конкретный день, месяц и час.

Также механики наблюдают за тем, что происходит на объекте: рядом с мостом и внутри работают 16 камер.

 

Мост разводится минута в минуту. Как рассказали механики, которые следят за разводкой, несмотря на то, что поток автомобилей останавливается заранее, многие петербуржцы и гости города пытаются в последний момент попасть на другую сторону берега, или дотронуться до поднимающейся части Троицкого — традиционно несколько случаев в навигацию.

 

Как рассказал механик Троицкого моста Евгений Шишлов, сам мост разводится ровно за 6 минут. На разводку отводится 10 минут, однако первые минуты тратятся на освобождение моста от автомобилей и людей.

Если в 1:35 перекрывается движение для автомобилистов, в 1:45 должен быть включен «зеленый» для судов. Пролет поднимает два противовеса — 1 тыс. 450 тонн, масса разводного пролета моста — 360 тонн.

 

«Наш Троицкий в идеальном состоянии, работает как часы после капитального ремонта 2003 года. Но и до реконструкции он был в очень хорошем состоянии», — рассказал Евгений Шишлов.

Перед тем, как принимают на работу на ответственную должность механиков разводных мостов в Петербурге, будущие сотрудники «Мостотреста» проходят тестирование. Работа все-таки трудная: проверяются не только технические знания, но и психологические качества.

На однокрылых мостах одновременно в смену работает порядка 4 механиков, на двукрылых (например, Дворцовый) — до 10 механиков.

   Примечательно, что в период разводки моста через эти ворота Невы проходит до 40-50 судов в сутки. Очередность прохода через мост лоцманы обсуждают между собой или все определяет диспетчер «Ленинградского речного порта». И все специалисты в один голос говорят: лоцманы и капитаны, проходящие через Неву, самые профессиональные и «лучшие в мире» — настолько сложно проходить по фарватеру Невы, что этим могут заниматься только настоящие асы.

Читайте также:  Семейный отдых в петербурге

В Петербурге вскоре наступят белые ночи, туристы и горожане-романтики выйдут на набережные. И мы приглашаем вас последовать и вновь увидеть уникальное событие — разводку петербургских мостов.

Источник: http://Saint-Petersburg.ru/m/history/old/310141/

Троицкий мост в Санкт-Петербурге

Троицкий мост служит соединением между Марсовым полем и старейшей площадью Санкт-Петербурга – Троицкой. Он имеет большое количество отличий от других разводных мостов Северной столицы, но больше всего привлекают внимание изящные чугунные решетки с оригинальным орнаментом.

История строения моста

В конце XIX века Городской Думе Санкт-Петербурга надоело регулярно решать проблемы переправы через Неву, которые на то время еще не были постоянными.

Для проектирования и сооружения Троицкого моста весной 1892 года был объявлен конкурс, причем не только для отечественных инженеров, но и для иностранных специалистов.

За полгода соревнования поступило около 20 проектов, среди которых лучшим вариантом посчитали творческую разработку французской фирмы «Батиньоль».

Несмотря на то, что строительством занялись французы, материалы использовались только отечественные. Руководил процессом главный инженер Артур Флаше под пристальным взором Исполнительной комиссии Городской Думы. После завершения работ Академией Художеств была проведена экспертиза, в ходе которой изучались даже самые мелкие детали оформления.

Изначально строение моста планировалось завершить до конца 1901 года, но французы серьезно не уложились в сроки, из-за чего уплатили в городскую казну штраф — более 100 тысяч рублей.

Все работы были закончены к 1902 году, после чего состоялось торжественное открытие, которое совпало с празднованием 200-летнего дня рождения города.

Это фееричное событие запомнилось салютом и классическим звоном колоколов, доносящимся из городских храмов.

Интересные и малоизвестные факты о Троицком мосте

Кроме скучных исторических сведений и сложных инженерных подробностей, Троицкий мост хранит малоизвестные секреты:

  • Строительство моста стало одним из этапов тесного объедения двух стран – России и Франции. На церемонии закладки Троицкого моста присутствовал президент республики Франция — Феликс Фор.
  • По оси моста проходит нулевой, так называемый,Пулковский меридиан, которым до перехода на Гринвичский меридиан пользовались русские картографы. Это единственный в мире меридиан, проходящий через 4 части света – Антарктиду, Африку, Азию и Европу.
  • Серединой моста является точка, где узор на перилах меняет свое направление.
  • Проходя по пешеходной части можно увидеть прекрасный вид на 7 мостов, соединяющих разные части города.

Троицкий — один из любимых мостов у туристов и жителей города. По нему приятно прогуливаться в летние теплые дни и наблюдать красивейшие панорамы исторического центра Санкт-Петербурга.

Троицкий мост

Вид с Троицкого моста

Троицкий мост в Санкт-Петербурге. Разводка

Источник: http://excava.ru/troitsky-bridge/

Троицкий мост

Разводной мост через реку Неву в Санкт-Петербурге, один из самых красивейших мостов в городе. Первый деревянный плашкоутный (наплавной) мост соединил берега Невы в этом месте в 1803 году, в 1824-1827 годах его перестроили, сделав частью архитектурного ансамбля Суворовской площади.

Постоянная переправа в виде десятипролетного металлического консольно-арочного моста с поворотным пролетом и каменными фермами по обеим сторонам была построена в 1897-1903 годах по проекту французских специалистов при участии ряда русских архитекторов.

В 1965-1967 годах мост подвергся реконструкции с заменой разводного пролета на вертикальный, позже неоднократно проводились плановые ремонтные работы.

Интересные факты:

Первый плашкоутный мост изначально назвали Петербургским, и только после перестройки в 1827 году он получил современное название — Троицкий мост, по находившейся рядом Троицкой площади и Троицкому собору (ныне разрушенному). В 1918-1934 годах он был временно переименован в мост Равенства, а в 1934-1991 годах — в Кировский мост.

Еще будучи наплавным мост приобрел важное значение в оформлении парадной части Санкт-Петербурга, при обустройстве ансамбля Суворовской площади было решено сделать ее архитектурным основанием начала нового моста на левом берегу реки Невы.

При въезде на мост со стороны Марсова поля были установлены ростральные колонны-обелиски из гранита, украшенные медными картушами с надписями и рострами кораблей из патинированной бронзы.

Сам мост уже тогда получил богатое оформление из чугунного художественного литья.

В конце XIX века Петроградская сторона все еще продолжала считаться городской окраиной, этому немало способствовало и отсутствие постоянного сообщения с остальной частью города. Поэтому в 1891 году было принято решение о строительстве нового (уже постоянного) Троицкого моста и объявлен международный конкурс проектов.

Свое решение даже представила фирма знаменитого французского инженера А. Г. Эйфеля, но в итоге победа досталась другим его соотечественникам — фирме «Батиньоль».

После доработки проекта моста с участием русских архитекторов в 1897 году состоялась закладка сооружения, в которой приняли участие российский император Николай II и французский президент Эмиль Лубе, они положили в основание моста со стороны Суворовской площади по золотой монете.

Новый мост стал третьим по счету постоянным мостовым сооружением в Санкт-Петербурге (после Благовещенского и Литейного мостов). Его торжественно открыли в 1903 году, приурочив к 200-летнему юбилею города. Одновременно со строительством Троицкого моста были устроены гранитные набережные на правом берегу Невы.

Троицкий мост воплощает своим видом величественный имперский стиль, дополненный рядом оригинальных инженерных и архитектурных решений.

Чугунные решетки моста гармонируют с изящной металлической конструкцией арочных пролетов, быки (опоры) моста изящно облицованы гранитом и сверху на уровне самого моста продолжены осветительными фонарями в виде трехрожковых торшеров.

С обеих сторон Невы металлическую среднюю часть моста обрамляют каменные основания — трехпролетная справа и однопролетная слева.

Именно под Троицким мостом совершил свой знаменитый пролет летчик-ас Валерий Чкалов, позже трюк повторил Евгений Борисенко для съемок фильма о Чкалове.

Длина моста — 582 м, ширина — 23,6 м. До постройки моста Александра Невского Троицкий оставался самым длинным мостом в городе.

Троицкий мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Культурные новости

Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/bridges/trinity-bridge/

Троицкий мост

Мост был возведен после сооружения Благовещенского и Литейного мостов. Он соединяет Марсово поле и Суворовскую площадь с Петроградской стороной – Каменноостровским проспектом и Троицкой площадью.

История переправ в этом районе Невы восходит к 1803 году, когда к Летнему Саду был переведен старый плашкоутный мост, получивший название Петербургского. В 1824 году после окончательного оформления облика Суворовской площади началось строительство нового моста.

Масштабные работы велись под руководством инженера- майора Лебедева. При оформлении каменной набережной была использована гранитная облицовка каналов, окружавших находящийся поблизости Михайловский замок.

На противоположном берегу Невы была насыпана длинная дамба, сформировавшая подъезд к мосту.

Первоначально предполагалось назвать мост Суворовским, так как он начинался от одноименной площади, украшенной монументом великому полководцу, но позднее он получил название Троицкого – по Троицой церкви, ныне утраченной, возвышавшейся на Петроградской стороне в центре современной Троицкой площади.

Этот мост верой и правдой прослужил 70 лет, после чего было принято решение о возведении постоянной переправы. Конкурс проектов выиграла компания Г.

Эйфеля, удостоившаяся премии в 6000 рублей, однако строительство было поручено французской компании «Батиньоль», проект которой не был рассмотрен в рамках первого конкурса, однако был признан лучшим по эстетическим и экономическим соображениям во время повторного конкурса, инициированного городской Думой.

Новая переправа была торжественно открыта 16 мая 1903 года в рамках празднования двухсотлетия Петербурга. На открытии присутствовал Николай II. Мост был возведен в стиле модерн – обелиске на въезде и изящные светильники гармонично сочетались с ажурными контурами оград и опор.

Новый мост был оснащен поворотным разводным механизмом, то есть один из его пролетов вращался вокруг центра тяжести в горизонтальной плоскости, открывая 2 фарватера проходящим под ним судам.

Лишь в ходе реконструкции 1965-1967 годов поворотный механизм был заменен на более привычный для Петербурга пролетный.

В Советское время Троицкий мост подвергся существенным изменениям. С 1918 по 1934 год он именовался мостом Равенства, а с 1934 по 1991 – мостом Кирова. Имперские орлы, венчавшие обелиски, расположенные на подъезде к мосту со стороны Суворовской площади, были заменены на звезды и советские гербы. В 2005 году исторический облик моста был воссоздан.

Длина моста 582 метра, его ширина — 24 метра. 

Источник: http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/196811/

Троицкий мост

Автомобильный и пешеходный Троицкий мост перекинут через Неву, соединяя Троицкую площадь на Петроградской стороне и Суворовскую площадь вблизи Марсового поля.

Пока не появился мост Александра Невского, он оставался длиннейшим в Санкт-Петербурге, насчитывая 582 м в длину. Ширина составляет 23,6 м. Мост занял третье место среди постоянных питерских мостов через Неву.

У него было еще два названия: мост Равенства (1918-1934) и Кировский (1935-1991), после чего мосту вернули прежнее название.

Троицкий мост привлекает своей конструкцией: средняя пятипролетная часть хоть и металлическая, но словно ажурная, сплетенная в консольно-арочные и консольно-балочные фермы. Однокрылый разводной пролет смещен к левому берегу. К правому берегу с насыпной дамбой ведет трехпролетная каменная аркада, облицованная гранитом.

К левому берегу ведет сталежелезобетонный стационарный пролет, имитирующий каменный арочный мост. Левый берег обрамлен гранитными обелисками. Это несколько смазывает симметрию моста по краям. Устои выполнены из массива бутобетона, опоры имеют кессонное основание, все облицовано гранитом.

Освещается мост 16 большими и 24 малыми канделябрами, плюс на разделительной полосе идут столбы контактной сети.

Открыт данный мост как постоянный в мае 1903 г, к 200-летию города. Церемония закладки постоянного моста в августе 1897 г.

состоялась в присутствии сразу двух руководителей больших держав: Императора Николая II и президента Франции Феликса Фора. На открытии также присутствовал император и члены императорской фамилии.

Николай II лично произвел первый развод моста (тогда это был поворот секции на 90º), нажав электрическую кнопку пуска электромоторов. 

Но до этого с 1803 г здесь находился плашкоутный мост, который называли Петербургским, после серьезной перестройки 1827 г. приобрел богато декорированный дизайн и современное название.

Разводной пролет реконструировался в 1965-1967 гг. Двухрукавный поворотный пролет заменили с левого берега на постоянный пролет балочно-разрезной системы, а также новый разводной однокрылый пролет с гидроприводом.

Перестроили левобережный устой, сделали более плавными въезды, а тротуары расширили, вернули гранитные обелиски и фонари, соорудили монументальные спуски к воде. Вся пролетная конструкция, разводной механизм и покрытие проезжей части подверглись ремонту в 2001-2003 гг.

, также провели реставрацию и установили художественную подсветку.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Источник: https://www.ptmap.ru/bridges/38

Ссылка на основную публикацию