Театральная архитектура санкт-петербурга — от придворного зала к общественному заведению

История здания

В Санкт-Петербурге есть театры, под нужды которых были приспособлены различные здания, первоначально не имеющие собственно к театрам никакого отношения. В одном из таких домов размещается сегодня Академический театр имени Ленсовета.

           В перечне архитектурных памятников города здание числится под названием «Дом Корсаковых» — по имени первых владельцев. Богатейшему купеческому роду Корсаковых принадлежал старый жилой дом по Литейному проспекту (нынешний адрес — Владимирский проспект, дом 12).

Очаровательная 23-летняя Софья Алексеевна Корсакова была наследницей одного из самых крупных состояний в России: она была правнучкой Т.В.Надаржинского — известного духовника Петра 1, которому царь дарил богатые имения в Харьковской губернии.

Софья Алексеевна начала обновлять дом ещё в конце 1820-х годов, но с 1831 года здесь стали возводить фактически новое здание. Архитектор Андрей Алексеевич Михайлов-2-ой поставил на месте старого скромного двухэтажного строения большой трёхэтажный особняк, увенчанный по центру парапета овальными геральдическими щитами под одной общей сенью.

На щитах были изображены гербы Корсаковых и Голицыных (они просуществовали на фасаде дома до 1930 года).

Мы сегодня не знаем точно, чем руководствовался молодой князь Василий Петрович Голицын-Рябчик (такое прозвище-псевдоним носили представители этой родовой ветви Голицыных), когда женился на Софье Алексеевне Корсаковой — сердечным ли влечением, материальными соображениями? Факт состоит в том, что случилась редкая по тем временам вещь — молодой муж перебрался жить в дом жены, титул соединился с богатством, и именно для новой молодой семьи началось грандиозное строительство.

         А.А.Михайлов-2-ой построил особняк в стиле позднего русского классицизма. Характерная для Петербурга бело-жёлтая «россиевская» цветовая гамма, цокольный первый этаж, выделенный рустовкой. Центральная часть фасада украшена колоннадой из трёхчетвертных колонн с капителями композитного ордера. Завершает колоннаду аттик.

Угловые пилястры оформляют прилегающие к колоннаде участки стены. Увеличивая протяжённость ордерной композиции, они придают зданию подчёркнуто горизонтальный характер. Оси боковых крыльев фасада акцентированы балконами, установленными на массивных кронштейнах и огражденных чугунными решётками.

Нужно заметить, что фасад здания на протяжении почти двухсотлетней истории претерпел мало изменений.

Следствием более поздних реконструкций явилось уничтожение, как мы уже говорили, родовых гербов на парапете под аттиком, ограждение центрального балкона лёгкой металлической решёткой и украшение цокольного первого этажа белыми античными масками, размещёнными над окнами. Последним штрихом стали размещённые над дверными проёмами шестигранные фонари на чугунных кронштейнах.

            Ещё более красив особняк был внутри. Анфилада роскошно убранных гостиных тянулась по бельэтажу: пунцовая, синяя, дубовая парадные залы. Столовая с зеркальными стенами и богатым лепным потолком.

Такой же роскошный потолок устроили и над обширным Бальным залом, в котором была и маленькая домашняя сценка, где давались милые домашние спектакли и выступали приезжие знаменитости.

Корсаковы-Голицыны могли себе позволить пригласить для выступления  на один вечер и французскую балетную труппу, и итальянских оперных певцов. Между столовой и бальным залом находился большой Зимний сад с экзотическими пальмами, лианами и прочими тропическими и субтропическими растениями.

Он был отделан в виде грота, украшен чугунными колоннами и фонтаном, возле которого стояла мраморная статуя Наяды. Во всех залах особняка висели многочисленные картины, в том числе работы Карла Брюллова.

         Что же из всего этого великолепия мы можем увидеть сегодня? Богатство отделки особняка сохранилось лишь частично. Мы можем видеть парадную лестницу, выполненную архитектором под влиянием искусства позднего итальянского Возрождения.

Потолок лестницы членится системой балок на геометрические кессоны, широкий фриз, разделённый на скульптурные панно, опоясывает помещение.

Весной и летом 2007 года именно с парадной лестницы началась реставрация сохранившихся исторических интерьеров здания (в преддверии 75-летнего юбилея театра, который праздновался 19 ноября 2008 года).

Сегодня зрители могут увидеть элегантную салатно-белую гамму стен и потолка, тщательно отреставрированные лепные скульптурные панно (восемь более поздних наслоений было снято реставраторами!). Главный элемент лепнины – герб князей Голицыных.

            Архитектура бывшей столовой, ныне — зрительского ресторана, напоминает внутренние итальянские дворики. Стены оформлены в виде арок с ионическими колоннами, установленными на пьедесталах. В пролётах арок помещены зеркала. Иллюзорно уничтожая стены, они придают лёгкость и воздушность интерьеру.

  В одном из фойе  анфилады, тянущейся вдоль Владимирского проспекта, обращает на себя внимание обрамлённый морёным дубом  мраморный камин, над которым на дубовых кронштейнах в виде масок фавнов помещена композиция, имитирующая постройку под высокой черепичной крышей. В центре этой композиции — герб князей Голицыных.

Тяжёлые пропорции этого сооружения над камином, изображение фантастических животных, перегрузка орнаментальными деталями и характер резьбы по дереву носят следы влияния немецкого Ренессанса.

Каминное фойе, украшенное  низкими дубовыми панелями , сегодня — излюбленное место отдыха зрителей во время антракта, здесь проводятся творческие пресс-конференции, располагается постоянная музейная экспозиция. К сожалению, красавец зимний сад не сохранился до наших дней.

В 1930 году демонтировали фонтан, а при капитальном ремонте здания в 1939 году полностью меняется вид помещения, оно превращается в большое белоколонное фойе со сводчатым потолком в псевдоготическом стиле. При реставрации был обнаружен фрагмент чугунной колонны в стиле раннего модерна конца 19 – начала 20 века, теперь этот арте-факт украшает фойе.

            Вернёмся к молодой чете Голицыных.

Василий Петрович особенно отличался на пышных разорительных балах и любительских спектаклях, был подвержен многим страстям, великое имя своего рода поддерживал великой же, порою бездумной роскошью, и за двадцать пять лет супружеской жизни успешно истребил купеческое богатство жены. Княгиня столкнулась с проблемой выплаты многих долгов, в конце концов семейство окончательно разорилось. Софья Алексеевна скончалась в 1858 году, на 49-ом году жизни. Князь пережил её на пять лет и окончил дни в сумасшедшем доме. Их сыновья, молодые князья Голицыны, были вынуждены пустить всё имущество с молотка, включая сам родовой особняк. И в 1860 году здесь поселилось Русское купеческое общество, или Русский купеческий клуб, как практически сразу начали называть это новое городское заведение.

          Клуб был учреждён группой видных петербургских купцов под длинным названием «Клуб Русского общества для взаимного вспоможения прикащикам от купечества». Дело оставалось только за тем, чтобы найти подходящее, достойное затеи помещение в центре города.

Как раз в это время молодой князь Виктор Васильевич Голицын прощался с домом родителей, вынужденный платить многочисленным кредиторам. Купцов устроило в богатом особняке всё, и уже через два дня после покупки здесь начались клубные балы.

Единственное, что позволили себе в перестройке внутренних помещений новые хозяева — от бальной залы (ныне это зрительный зал театра) было отделено небольшое пространство (как раз под нынешним балконом) для игорной залы — с рулеткой и карточными столами.

И очень скоро купеческий клуб в узких кругах стал называться Владимирским Игорным домом. Сюда захаживали соседи — Ф.М.Достоевский, живший неподалёку в Кузнечном переулке, и Н.А.Некрасов — с Литейного проспекта. Оба великих русских писателя, как известно, были подвержены игорному азарту.

По легендам того времени, в Зимнем саду под пальмами даже стрелялись проигравшиеся. Такая жизнь в доме на Владимирском проспекте продолжалась вплоть до революционных дней 1917 года.

            После Великой Октябрьской революции здания такого типа — особняки, княжеские дворцы, усадьбы — решением Совнаркома и лично по указанию В.И.Ленина были переданы в ведение возглавившего комиссариат по культуре и просвещению А.В.Луначарского. Таким образом, и бывший «Дом Корсаковых» обрёл новых хозяев.

Поначалу здесь расположился клуб имени Карла Маркса и новый революционный «Свободный театр». Программа театра, помимо пьес, состояла из концертов под названием «Вечера живой революционной радости и бодрых настроений». В 30-е годы здесь играли спектакли самодеятельный Театр рабочей молодёжи (ТРАМ), Новый Театр юного зрителя под руководством Б.В.Зона.

Именно в эти годы здание было капитально перестроено под театральные нужды: появилась оборудованная машинерией сцена с высокими колосниками, расширен зрительный зал (на месте бывшего Бального зала), появился массивный балкон с дополнительными зрительскими местами, в нишах продольных стен на уровне главного балкона появились четыре полукружия балконов-лож.

Приняло нынешний облик большое белоколонное фойе (бывший Зимний сад) (автор отделки интерьеров театра — архитектор В.П.Макашов).

           Нынешний Театр имени Ленсовета поселился в здании в сентябре 1945 года.

           Необходимо вспомнить, что дом на Владимирском проспекте, 12 стал третьим петербургским адресом театра. Родился коллектив 19 ноября 1933 года на маленькой сцене в доме бывшей Голландской церкви (Невский проспект, 20) и получил название — Новый театр.

Через два месяца Новый театр чуть было не прекратил своё существование: пожар, начавшийся в костюмерной, уничтожил все помещения. Но успех первой премьеры — а это был замечательный спектакль по комедии А.Н.Островского «Бешеные деньги» — сыграл свою роль.

Видные деятели культуры обратились к городским властям с просьбой предоставить коллективу другую сценическую площадку. И Новый театр стал работать в Театральном зале А.И.Павловой (названном так по имени бывшей владелицы) на Троицкой улице (ныне улица Рубинштейна, 13).

Сегодня это помещение занимает детский музыкальный театр «Зазеркалье», а до этого долгое время располагался Дом художественной самодеятельности со знаменитым ленинградским рок-клубом (где начинали своё восхождение к славе группы Б.Гребенщикова, Ю.Шевчука, К.Кинчева, В.Цоя).

            В ноябре 1940 года труппа Нового театра была отправлена на длительные гастроли на Дальний Восток, там театр летом 1941 года и застала Великая Отечественная война. Коллектив всю войну работал в городах Дальнего Востока, Сибири, Урала.

По возвращении после Победы в родной город стало очевидным, что здание на улице Рубинштейна сильно разрушено бомбёжками и артобстрелами, а труппа хотела как можно скорее показать зрителям новые спектакли, созданные во время войны.

Вот тогда Новый театр и получил прописку по адресу Владимирский проспект, 12, в здании, которое, к счастью, не слишком пострадало.

            Именно после войны, в 1953 году, к своему 20-летнему юбилею, коллектив получил новое название — Театр имени Ленсовета. Руководил театром в это время выдающийся режиссёр и художник Николай Павлович Акимов.

С его кабинетом, располагавшимся в бывшей купеческой гостиной, связана одна удивительная история, которую рассказала в своей книге «Осколки памяти» его соратница, режиссёр Н.А.Райхштейн.

Вот что она вспоминает: «Кабинет был велик, с лепными высоченными потолками, и там, наверху, во всех удобных и неудобных местах, были расположены цветные фрески: полуобнажённые, игриво настроенные девицы. Эти фрески оказали Николаю Павловичу неоценимую услугу.

Дело в том, что периодически в кабинет являлся завхоз театра с портретом Сталина под мышкой и спрашивал: «Куда повесить?». Николай Павлович каждый раз изощрялся в придумывании сюжета отказа.

Но однажды был придуман неопровержимый довод: он поднял вверх палец и, показав на обнажённых женщин, безмятежно взиравших на завхоза, который поднял на них глаза, сказал, что сам факт постоянного присутствия здесь фривольных особ навсегда исключает их соседство со строгим взглядом вождя. Завхоз удалился с портретом навсегда». Правда, у этой истории есть печальное продолжение — в конце-концов фрески были заштукатурены. Возможно, они, а также роспись и мозаичные полотна парадной лестницы, и подлежат реставрации-восстановлению, но это потребует больших материальных вложений.

            В эти же 50-е годы 20 века была сделана существующая поныне отделка зрительного зала Театра имени Ленсовета (по проекту архитектора Н.А.Митурича). Архитектурным акцентом интерьера является кессонированное перекрытие, выполненное из полированного дерева светлого тона.

Читайте также:  Эрмитаж - самый доступный музей санкт-петербурга

В центре перекрытия расположен гладкий плафон с хрустальною массивной люстрой, украшенной бронзовыми деталями. Антаблемент, падуга и обрамляющая кессоны плоскость потолка, выкрашенные в белый цвет, отделяют кессонированное перекрытие от стен цвета терракоты.

Гармонично сочетаются с цветом стен точёные балясины центрального балкона и помещённые на фоне светлого дерева гипсовые барельефы, включённые в ограждения центрального балкона и боковых лож. В рисунке барельефов ощутимо влияние классицизма начала Х1Х века — времени создания самого здания.

Отделку зала дополнили кресла светлого дерева с откидными сидениями, обитые вишнёвым бархатом. Последние по времени изменения интерьера зрительного зала связаны как раз с этими креслами, отслужившими свой 50-летний срок.

В 2000 году они были заменены близкими по стилю и цветовой гамме креслами, но уже без откидных сидений, что привело к уменьшению зрительских мест в зале, сейчас их 589. Для завершения описания нынешнего внутреннего вида бывшего купеческого особняка добавим, что в 1974 году над зрительским рестораном была построена Малая сцена театра на 167 зрительских мест (после реконструкции 2011 года количество мест сократилось до 95).

Источник: http://lensov-theatre.spb.ru/istoriya/istoriya-zdaniya/

Энциклопедия Санкт-Петербурга

Статьи / Императорские театрыРубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Музыка, театр/Театры, концертные организацииИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ (в 18 в. придворные, в 19 в. также казенные), служили развлечениям имп. семьи, прославлению имп. особ, развлечению и просвещению столичной публики. Институт И. т. на протяжении двух веков эволюционировал от скромной «Италианской кампании» (труппы итал. певцов, комедиантов, музыкантов), к-рую для собств. удовольствия пожелала иметь при дворе имп. Анна Иоанновна, до одного из самых сложных и дорогостоящих звеньев придворного ведомства, включавшего труппы, оркестры, театр., жилые и др. здания, уч. заведения, мастерские, конторы, склады-«магазины», огромные собрания пьес и нотных материалов, управленч. аппарат. Существование И. т. определялось волей и вкусами правившего монарха, влиявшими на все аспекты: от стиля постановок и продвижения любимых артистов до состава трупп, драм. и муз. репертуара. Весь творч. состав относился к категории придворных служащих, состоял в высочайше утвержденом штате, получал жалование от Придворной конторы, к-рой подчинялась Театр. дирекция (с 1842 И. т. в ведении Мин-ва имп. двора), имел чины и носил звание «артиста И. т.» (в 18 в. — «придворный артист Е. И. В.»), дававшее ряд привилегий; бюджет И. т. складывался из казенных сумм, назначавшихся спец. указами, и (с 1783) поспектакльных сборов, с к-рых взимались налоги. Дирекция И. т. должна была обеспечивать все придворные мероприятия, напр. «высокоторжественные дни», спектаклями и оркестрами для балов. Придворные спектакли были бесплатными. Зрителей собирали повестками от Придворной конторы. Присутствовать на таких зрелищах было и честью, и обязанностью. В праздничные дни бесплатные спектакли играли и «для народа». Указом имп. Екатерины II от 12.7.1783 придворным труппам велено давать определенное число спектаклей в месяц в общедоступных театрах (Каменном и Деревянном) для горожан, покупавших билеты на представления. Со временем эта форма стала основной. Приехавшая в СПб. в 1757 итал. оперно-балетная «кампания» Дж. Б. Локателли получила лицензию на выступления для гор. публики с условием давать спектакли для двора за определенную годовую сумму. До 1860, когда к находившимся в ведении Дирекции И. т. Александринскому театру, Большому и Михайловскому театрам прибавился Мариинский театр, история творч. коллективов И. т. развивалась независимо от того, на каких сценах они выступали. В 18 в. осн. сцены — внутридворцовые, а также: Оперный дом у Невской першпективы в р-не совр. М. Конюшенной ул., 12-17 (1742-49), Оперный дом у Летнего сада (1750, арх. Ф. Растрелли; спектакли давались до 1763), Большой (Каменный) театр (Карусельная, ныне Театральная, пл., 3; арх. Ф. В. фон-Баур, М. А. Деденев, открыт в 1783), Деревянный театр (до 1783 Театр на Царицыном лугу; снесен в 1796), Эрмитажный театр (1783; арх. Дж. Кваренги). К 1809 в штате Театр. дирекции было 7 трупп (балет, 2 рус., 3 франц. и 1 нем.) и не менее 10 театров, включая сцены загородных резиденций. Только во 2-й пол. 19 в. Мариинский театр стал синонимом имп. рус. оперы и балета, Александринский — домом имп. рус. драмы; эти назв. до сих пор символизируют вершины рус. театр. иск-ва. Их оттеняли европ. артисты: Большой театр был полностью предоставлен казенной Итальянской опере, в Михайловском играла франц. муз.-драм. труппа. Многонац. культурная система И. т. формировалась с самого появления этого института. Первой по времени придворной труппой в СПб. была «кампания» итал. комедиантов (1732), в 1735 с новой труппой комедии дель арте приехала итал. опера-сериа. В 1735-90 и в 1843-85 придворная (казенная) итал. оперная труппа была важнейшей и наиб. привилегированной частью И. т. С организации в 1738 Танц. школы началась история петерб. имп. Театрального училища, с 1741 — имп. балета. В 1743 в состав И. т. вошел франц. придворный театр, в 1764 дополненный франц. оперой (существовали до 1812, на новых условиях придворные франц. труппы играли в СПб. с открытия Михайловского театра в 1833 до 1917). В 1759 указом имп. Елизаветы Петровны на основе Русского для представлений трагедий и комедий театра создана рус. придворная имп. труппа, с кон. 1770-х гг. дававшая также оперные представления. В 1803 от нее отделилась имп. рус. оперная труппа, существовавшая до 1917. Традиции рус. драм. и оперно-балетного театров, восходящие к И. т., живы в СПб. и ныне. Разноязыкость петерб. культуры, разнообразие европ. театр. школ, представленных И. т., задали с самого начала высокую ноту развитию рус. театр. иск-ва. Артисты иноземных трупп, музыканты придворных оркестров, набиравшиеся в Европе по принципу, сформулированному имп. Анной Иоанновной: «лутших, каких можно сыскать», становились учителями, а затем коллегами «местных природных». В кон. 18 в. рус. артисты играли почти весь репертуар франц. труппы, 100 лет спустя итал. опера ставила все лучшие рус. оперы — от «Жизни за царя» и «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки до «Евгения Онегина» П. И. Чайковского. В 1803-82 И. т. имели монополию (кроме особого разрешения) на печатание афиш, театр. представления и концерты, открытие новых театров, цирков и т. п., что позволяло руководить до изв. степени театр. и духовной жизнью столиц и отчасти провинции. При всех издержках это не препятствовало бурному развитию рус. иск-ва во всех, соприкасавшихся с театром отраслях. В системе И. т. сложились определ. театр. традиции, в труппах И. т. было сосредоточено большое число талантливых рус. и иностр. артистов, режиссеров, балетмейстеров, театр. художников, дирижеров, впервые ставились произв. рус. классиков. Рус. драматургия, классич. рус. опера, балеты М. И. Петипа и М. М. Фокина, «императорские» спектакли В. Э. Мейерхольда появились благодаря театр. культуре, возделанной И. т. Ключевую роль в этом процессе сыграла Дирекция И. т. (в 1766-1842 Дирекция над зрелищами и музыкой, Театр. дирекция и др. назв.), представлявшая к сер. 19 в. ведомство с огромным штатом и возможностью влиять на обществ. жизнь столицы. Осн. док-ты, регламентирующие ее деятельность: «Положение об управлении Имп. театрами» (1827), «Положение об артистах И. т.» (1839) и др. На протяжении истории Дирекции И. т. (1766-1917) наиб. выдающуюся роль в ней сыграли директора И. П. Елагин (1766-79), Н. Б. Юсупов (1791-99), А. Л. Нарышкин (1799-1819), И. А. Всеволожский (1881-99), С. М. Волконский (1899-1901), В. А. Теляковский (1901-17). После Февр. рев-ции, в марте 1917, И. т. преобразованы в гос. театры.Лит.: Теляковский В. А. Воспоминания, 1898-1917. Пб., 1924; Мордисон Г. З. История театрального дела в России: основание и развитие гос. театра в России (XVI-XVIII вв.). СПб., 1994; Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: Нач. XVIII в.- окт. 1917 г.: Обозрение-путеводитель. СПб., 1994.А. Л. Порфирьева, Ю. Н. Кружнов.АвторыПорфирьева Анна ЛеонидовнаПерсоныАнна Ивановна, императрицаБаур Федор ВиллимовичВолконский Сергей Михайлович, князьВсеволожский Иван АлександровичГлинка Михаил ИвановичДеденев Михаил АлексеевичЕкатерина II, императрицаЕлагин Иван ПерфильевичЕлизавета Петровна, императрицаКваренги (Гваренги) ДжакомоЛокателли Джованни БаттистаМейерхольд Всеволод ЭмильевичНарышкин Александр ЛьвовичПетипа Мариус ИвановичРастрелли Франческо деТеляковский Владимир АркадьевичФокин Михаил МихайловичЧайковский Петр ИльичЮсупов Николай Борисович, князьАдресаМ. Конюшенная ул./Санкт-Петербург, д. 12-17Театральная пл./Санкт-Петербург, д. 3БиблиографияМордисон Г. З. История театрального дела в России: основание и развитие гос. театра в России (XVI -XVIII вв.). СПб., 1994Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: Нач. XVIII в. — окт. 1917 г.: Обозрение-путеводитель. СПб., 1994Теляковский В. А. Воспоминания, 1898-1917. Пб., 1924Предметный указательПридворная контораДирекция императорских театровМинистерство императорского ДвораБольшой театр (Каменный театр)Александринский театрМихайловский театрМариинский театрЭрмитажный театрМалый (Деревянный) театрОперный дом у Летнего садаОперный дом у Невской першпективыХронограф1817 Открыт восстановленный после пожара Большой театрУпоминается в статьях (5)

hidden

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТВ 1765 через год после основания Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института) Екатерина II повелела открыть в его составе училище для девочек мещанского звания
Источник: Благотворительность в России
hidden

Валберх И.И. (1766-1819), артист балета, балетмейстерВАЛБЕРХ Иван Иванович (1766-1819, СПб.), танцовщик, балетмейстер, сценарист, педагог. По окончании Петерб. театр. школы по классу Дж. Канциани (1786) — солист балетной труппы имп. театров. С 1794 преподавал в Петерб. театр. школе. Среди учеников — Е
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
hidden

Театр драматическийТЕАТР ДРАМАТИЧЕСКИЙ. Первые попытки организации регулярного публ. театра в СПб. — спектакли театра сестры царя Петра I царевны Натальи Алексеевны (с 1714). В СПб. также гастролировали разл. заруб. труппы, как, напр., труппа И.-К. Эккенберга (с 1719)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
hidden

Тозелли А., (?-1826 или 1827), художникТОЗЕЛЛИ (Tozelli) Анджело (? — 1826 или 1827), архитектор и живописец. Выходец из Италии. В 1816 приехал в СПб., служил худ.-декоратором в Имп. театрах. Автор уникальной «Панорамы Петербурга» (акварель, гуашь, 0,51 х 6,56 м; 1817-20, ГЭ)
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
hidden

Шаляпин Ф.И., (1873-1938), певецШАЛЯПИН Федор Иванович (1873-1938), артист оперы (бас), нар. арт. Республики (1923). Систематич. образования не получил. В 1890 впервые выступил в партии Стольника в опере С. Монюшко «Галька» в Уфе. Брал уроки пения у Д. А. Усатова в Тифлисе
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

ru

Источник: http://www.encspb.ru/object/2804033648

Ансамбль Александринского театра (им. Пушкина) и улицы Росси в Санкт-Петербурге

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Название: Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский) (ru), Alexandrinsky Theatre / Russian State Pushkin Academy Drama Theater (en)

Другие названия: Александринский театр / Театр им. Пушкина в Санкт-Петербурге / Александринка

Местонахождение: Санкт-Петербург (Россия)

Создание: 1827 — 1832 гг.

Стиль: Классицизм

Архитектор(ы): Карл Росси

Архитектура Александрийского театра

Источник: Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР

Москва, 1947 г.

В 1827-1832 гг. в Петербурге был сооружен по проекту Росси один из самых замечательных для своего времени по архитектуре театров Европы — Александрннский — ныне театр имени Пушкина. На месте нынешнего сквера Александрийского театра в 1801 г. существовал построенный Бренна небольшой деревянный театр, обращенный фасадом на Невский проспект.

В 1811 году Тома-де-Томон запроектировал на этом месте театр значительно больших размеров. Проект этого театра сохранился. Здание прямоугольной формы с десятитиколонным портиком главного фасада и с огромным украшенным скульптурой фронтоном. Площадь, на которой запроектирован театр у Томона. имеет такое же раскрытие со стороны Невского проспекта, как и у Росси.

Читайте также:  Шоппинг в петербурге

но здание театра поставлено Томоном со значительно меньшим нежели у Росси заглублением от Невского. Никакого замыкающего сзади театра фона на проекте Томона нет. Кроме того, площадь театра у Томона значительно проигрывает из-за наличия на ней с правой стороны глубокого закругленного кармана. Проект Тома-де-Томона не был осуществлен.

Попытку запроектировать на этом месте театр делает в 1817 году и архитектор Модюи. Наконец в 1818 году последовало утверждение проекта театра, составленного Росси.

Исключительное значение этого сооружения для Санкт-Петербурга не ограничивается лишь прекрасной архитектурой самого здания, но заключается и в том удивительном архитектурном окружении, какое Росси сумел здесь образовать в связи с постройкой своего театра.

Основное значение театра Росси в истории театральной архитектуры заключается главным образом в превосходной внешней архитектуре здания. Что касается общей планировки Александрийского театра и решения зрительного зала, то в этом отношении Росси не дал ничего особенно нового в сравнении с лучшими европейскими театрами его времени.

В плане Александрийского театра не уделено сколько-нибудь значительного места помещениям общего пользования; все удобства и вся роскошь отделки сосредоточены исключительно на парадных помещениях. Небольшой вестибюль со сдвинутыми с оси двумя лестницами, заключенными в глухие клетки и решенными без особой парадности.

Марши этих лестниц запроектированы шириной в 2,13 м лишь на высоту одного этажа, на уровень царской ложи, после чего марши сужаются до 1,4 м. Над вестибюлем перед царской ложен парадное фойе, высотой 6,4 м; фойе, обслуживающие остальные ярусы, при той же площади имеют высоту лишь 4 м. Фойе для публики тесны, буфеты и уборные неудобны для пользования.

Заслуживает внимания зрительный зал этого театра.

Зал вмещает 1 800 зрителей, в плане подковообразный, по очертанию кривой близок к французской: половина круга, соединенная с широким порталом прямолинейными отрезками. Так же, как во французских театрах, решены партер, расположенный впереди, и полукруглый амфитеатр в задней части зала. Кроме бенуара 5 ярусов лож.

Ложи, в целях лучшей видимости, наклонены в направлении к сцене. В свое время этот прием рекомендовал Сегецци, но это привело лишь к неудобству пользования ложами из-за наклона пола и к крайне невыгодному для зрительного восприятия падению барьеров. Довольно плоское перекрытие зала, а также и архитектура портала мало интересны.

Очень хорошо исполнены отдельные рисунки барьеров лож и обработка центральной ложи.

Главный же интерес и значение театра в его внешней архитектуре. Александрийский театр — одно из наиболее совершенных произведении Росси и по своей архитектуре бесспорно лучший театр в Европе. В центре переднего фасада лоджия и восьмиколонный портик. Задний фасад решен так же, но вместо колонн убран пилястрами.

Боковые фасады с выступающими восьмиколонными фронтонными портиками, здание богато отделано скульптурой. Передний и задний фасады заканчиваются характерными для Росси аттиками. Передний аттик увенчен квадригой с четверкой лошадей. Зрительный зал и сцена выступают над общим объемом театра в виде параллелепипеда.

Над выступающими обрамлениями лоджии установлены скульптурные группы. Нижняя часть здания обработана в виде цокольного рустованного этажа с очень просто решенными входными дверями. Боковые портики образуют два крытых подъезда.

Под антаблементом, перекрывающим все здание, проходит широкий скульптурный фриз из гирлянд и масок.

В целом архитектура театра, при исключительном ее единстве и цельности, очень богата и разнообразна в деталях.

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Параметры объекта:

  • История искусств. Том пятый. Искусство 19 века: искусство народов России, Франции, Англии, Испании, США, Германии, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Голландии, Австрии, Чехии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Сербии и Хорватии, Латинской Америки, Индии, Китая и других стран. “ИСКУССТВО”, Москва
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • «История русской архитектуры» под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.
  • Е.Б. Новикова «Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)» . — М.: Стройиздат, 1984. — 272 с., ил.

Источник: http://kannelura.info/?p=8431

Самые красивые дворцы в центре Петербурга

Начнём нашу прогулку с Летнего сада. Здесь находится резиденция Петра I, дошедшая до наших дней в своём первозданном виде. Дворец был построен в 1710 году зодчим Доменико Трезини в стиле барокко и считается одной из старейших построек Санкт-Петербурга. Двухэтажное весьма скромное здание состоит из двух кухонь, двух коридоров и 14 комнат.

На первом этаже располагались комнаты царя, на втором — его супруги Екатерины. Как ясно из названия, резиденция служила царю только летом, так что стены в ней весьма тонкие и в окнах находятся одинарные рамы. Фасад дворца украшают 29 барельефов, на которых нарисованы в аллегорической форме события Северной войны.

На крыше здания расположен медный флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего змея. Флюгер приводит в движение механизм ветрового прибора, расположенного внутри дома. На специальном табло прибора указывались направление и сила ветра. Это необычное для того времени устройство Пётр I заказал в Дрездене у придворного механика.

Кроме того, в Летнем дворце была оборудована первая во всём городе система канализации.

После кончины Петра примерно до середины XIX века дворец использовали для придворных и чиновников. Некоторое время он даже стоял заброшенным, и это сохранило его от перестроек. В 1934 году здесь открылся историко-художественный музей.

В период Великой Отечественной войны здание немного пострадало, но масштабная реконструкция в середине 50-х годов XX века помогла полностью восстановить дворец.

Сейчас Летний дворец Петра I находится на реставрации, в ходе которой ему вернули исторический белый цвет.

Двигаясь дальше по Дворцовой набережной, встречаем на своём пути величественный Мраморный дворец.

Построенный в классическом стиле Антонио Ринальди по заказу императрицы Екатерины II для Григория Орлова, который по причине смерти так и не увидел окончания строительства.

Это первое здание в Петербурге, в отделке фасада которого применялся естественный материал — 32 вида мрамора, привезённого из разных стран.

В XIX — начале XX веках дворцом владел внук Екатерины II Константин Павлович Романову и его дети, князья династии Романовых из ветви Константиновичей. После революции здание национализировали, а все богатые коллекции передали Эрмитажу.

Во дворце в разное время находились такие организации, как Наркомат просвещения, Управление дворцами-музеями, Центральное бюро краеведения, Академия истории материальной культуры и филиал Центрального музея Ленина. В 1992 году дворец передали Государственному Русскому музею.

Перед зданием был установлен конный памятник Александру III. Кроме выставок, во дворце проходят различные общественные мероприятия.

Ну какая прогулка по Петербургу без упоминания Зимнего дворца. Тот, что возвышается сейчас на Дворцовой площади, был возведён только в 1762 году. А всего Зимних дворцов было шесть, начиная с 1711 года, когда на берегу Невы Доменико Трезини построил небольшой двухэтажный дом для Петра I.

Однако он оказался тесноват, и для большой царской семьи к 1723 году Георг Маттарнови создал новый особняк, ближе к Неве. Именно в этом доме в ночь с 27 на 28 января 1725 года Пётр скончался.

Долгое время это здание считалось безвозвратно утерянным, однако в результате реставрационных и археологических работ конца XX века исследователи обнаружили несколько помещений петровского дворца, которые восстановили в уникальный памятник Зимний дворец Петра I.

После смерти Петра Екатерина I приказала Трезини расширить дворец вдоль Миллионной улицы. После дворец был перестроен для Анны Иоанновны, в нём было 70 комнат и театр, но планировка помещений была запутанной и неудобной. Взойдя на престол, Елизавета Петровна посчитала, что старое здание не соответствует её статусу, и приказала Растрелли подготовить проект нового дворца.

На время строительства было возведено деревянное красивое здание, состоящее из 100 комнат, на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. В этом доме в 1761 году и умерла Елизавета Петровна, а здание, простоявшее 10 лет, после смерти императрицы было разобрано.

Последний Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год, но Елизавета Петровна умерла, так и не увидев его завершённым.

Монументальное здание на набережной Невы было возведено по проекту Ф. Б. Растрелли в стиле барокко, с обилием колонн и декоративных лепных деталей. Это было последнее и самое грандиозное творение Растрелли. Более 100 лет в Санкт-Петербурге запрещалось строить дома выше Зимнего дворца.

Чтобы увеличить количество этажей, но не нарушить закон, хитрые строители нашли выход — они делали козырёк и надстраивали сверху один-два этажа мансард, возведение которых законом не запрещалось. Пожар, случившийся в 1837 году, повредил интерьеры, созданные великими мастерами Растрелли и Кваренги, Росси и Монферраном.

На восстановление здания ушло два года. Восстановить наружные фасады было проще, во внутреннюю отделку вносили изменения: декор и цветовая гамма стали представлять манеру позднего классицизма. Кроме пожара, дворец пережил народовольческие взрывы, революцию и блокаду Ленинграда.

И, несмотря на все невзгоды, он выстоял и представляет собой величественную и пышную доминанту Санкт-Петербурга.

От Зимнего дворца можно отправиться в сторону Исаакиевской площади, где находится Мариинский дворец, сыгравший важную роль в политической жизни России, центр событий 1917 и 1991 года.

Первоначально Мариинский дворец был домом для дочери царя Николая I Марии по проекту А. И. Штакеншнейдера в 1839—1844 годах.

Дворец расположен на месте усадьбы графа Чернышева на южной стороне Исаакиевской площади, вдоль Синего моста через Мойку.

Для строительства резиденции Марии Николаевны использовались только самые современные материалы и технологии. Так, например, во дворце всегда было тепло, потому что для постройки стен использовался не мрамор, а песчаник. Чтобы избежать риска возможных пожаров, перекрытия в доме сделали металлическими, а не деревянными.

Внешний вид здания был классическим, а вот внутри Штакеншнейдер использовал самые разные новшества. Мария Николаевна страдала заболеванием ног, и порой ей было сложно передвигаться на большие расстояния. По этой причине во дворце соорудили специальный пандус, по которому можно было пройти или проехать на коляске в любую из комнат.

Проход украсили самыми разными растениями, и он стал похож на лесную тропу.

Мариинский дворец почти сразу после постройки открыли для свободного посещения петербуржцев и гостей города. Столь необычное решение очень удивило горожан. Мария Николаевна жила здесь вплоть до своей смерти. Позже её дети продали Мариинский дворец из-за слишком больших долгов.

Дом перешёл в собственность государства. Здесь разместился Государственный совет, канцелярия, Комитет министров. После революции 1917 года в Мариинском дворце находилось Временное правительство, а позже — красноармейские казармы.

Во время Великой Отечественной войны в здании располагался военный совет, политотдел Ленинградской армии народного ополчения и редакция газеты «На защиту Ленинграда». В 1991 году в дни августовского путча во дворце был организован центр сопротивления ГКЧП в Северной столице.

С 1994 года здесь находится Законодательное собрание города.

От Синего моста движемся по реке Мойке до пересечения с Невским проспектом. На углу возвышается барочный дворец графов Строгановых. Он был построен в 1753–1756 годах Ф. Б. Растрелли по заказу графа Сергея Григорьевича Строганова.

В дальнейшем достраивался А. Воронихиным, К. Росси и другими известными зодчими. Строгановским дворцом владели потомки Сергея Григорьевича. Его сыновья Александр и Павел вносили свои коррективы во внутреннее и внешнее убранство дома.

Читайте также:  Уличные часы в архитектуре санкт-петербурга - символ синхронности и ритма мегаполиса

В конце XVIII века во дворце случился пожар, уничтоживший практически всё. Уцелел лишь Бальный зал. Сегодня это единственное парадное помещение, созданное Растрелли, которое не пришлось восстанавливать. Плафон свода зала расписан Дж. Валериани и представляет собой великолепную сцену «Триумф Героя».

Постепенно Строгановский дворец возродили, и он вновь стал центром культурной жизни Северной столицы. На здешних балах и маскарадах бывали многие известные люди Петербурга — Крылов, Державин, Фонвизин.

Кроме того, в Строгановском дворце хранились прекрасные произведения искусства — огромные коллекции картин и скульптур, а местная библиотека считалась одной из самых богатейших в стране.

После революции Строгановский дворец национализировали, а его хозяева уехали за границу. Сначала в здании был открыт историко-бытовой музей, а спустя время сюда переехала Академия сельского хозяйства. Все коллекции Строгановых были переданы Эрмитажу, библиотека — Томскому университету. В настоящее время Строгановский дворец является частью Русского музея.

Чуть поодаль от Невского проспекта, на площади Искусств, расположился Михайловский дворец. История его начинается с 1798 года, когда родился князь Михаил — сын императора Павла I. Сразу после того как малыш появился на свет, отец решил, что в будущем построит для своего ребёнка великолепный дворец.

Специально для этой цели он распорядился ежегодно откладывать крупные суммы денег. Увы, Павел I так и не увидел Михайловский дворец. Во время переворота император был убит. Тем не менее его волю исполнили. Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I приказал построить для него особняк.

Михайловский дворец с садом окружён старинными петербургскими домами и напоминает пригородную усадьбу. Проект здания и эскизы будущих интерьеров разрабатывал К. Росси, а фасад оформляли лучшие скульпторы того времени.

В этом дворце жил князь Михаил со своей женой Еленой Павловной. Здесь они устраивали музыкальные вечера, позже Елена Павловна организовывала музыкальные классы, вскоре ставшие Консерваторией.

Дворец посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай и другие известные личности.

Впоследствии домом владели дети Михаила Павловича. В конце XIX века Михайловский дворец стал доходным домом, здание постепенно приходило в упадок.

Однако в 1895 году Николай II организовал Русский музей императора Александра III в связи с тем, что Эрмитаж уже имел огромные коллекции экспонатов.

Сейчас во дворце, кроме Русского музея, находятся научно-исследовательские, реставрационные и культурно-просветительские центры.

Воронцовский дворец расположен в самом центре Петербурга — прямо напротив Гостиного двора. Это здание по праву считается одним из самых красивых архитектурных памятников XVIII века. Выполненное в стиле барокко, оно изобилует украшениями — резьбой и лепниной.

Помимо непосредственно дворца, в усадебный комплекс входили ещё несколько зданий и большой сад с фонтанами и бассейнами. Кроме того, здесь размещалась огромная библиотека графа. Изящная ограда Воронцовского дворца, выполненная по рисунку Растрелли, уникальна.

Строительство Воронцовской усадьбы в центре Петербурга потребовало немалых вложений. В итоге, когда представительный дом был готов, граф Воронцов не смог его содержать. Граф прожил в усадьбе всего лишь пять лет, а потом, признавшись в своём банкротстве, вынужден был передать усадьбу в казну.

Некоторое время дворец использовался в качестве гостевого дома, здесь жили многие известные личности. Кроме того, в стенах усадьбы проводились пышные балы и маскарады. В 1798 году по решению Павла I в здании разместилась резиденция Мальтийского ордена, а сам дворец стал называться Замком мальтийских рыцарей.

Чуть позже в Воронцовском дворце появилась и Мальтийская капелла.

Затем здесь располагался Пажеский корпус, в котором учились многие будущие декабристы и сыновья Пушкина — Григорий и Александр. В начале XX века в стенах дворца находилось пехотное училище имени Кирова. С 1955 года и по настоящее время здесь размещается Суворовское военное училище. В 2002 году в Мальтийской капелле открылся Музей истории кадетских корпусов России.

Рядом с Садовой улицей и площадью Островского расположен целый квартал, занимаемый Аничковым дворцом — одним из первых в Петербурге зданий в стиле барокко, над которым работал и Ф. Б. Растрелли. Трёхэтажное здание с двумя флигелями и куполами было возведено главным фасадом к реке Фонтанке.

Своим названием дом обязан офицеру Михаилу Аничкову, чей батальон размещался в это время на другой стороне Невы. Именно этот батальон построил в этом месте первый деревянный мост через Фонтанку, а потому дворец называли не иначе как «дворец у Аничкова моста».

Владельцами дворца были гражданский муж императрицы Елизаветы Алексей Разумовский, фаворит Екатерины II Григорий Потёмкин, а позже здание занимал Кабинет Его Императорского Величества — учреждение, в котором находилось имущество царского двора. За это время дворец успел измениться внешне и внутренне.

Интерьеры были оформлены в стиле классицизма, за исключением Белого и Желтоколонного залов, которые сохранились до наших дней почти без изменений.

Интересно, что в Аничковом дворце имел собственные комнаты поэт Василий Жуковский. Он был учителем молодого Александра II, который в детстве жил во дворце. И нелюбимые Пушкиным балы, увлекавшие его жену Наталью, проводились именно здесь.

Дворец был царской резиденцией до XIX века. После революции здесь открыли музей старого Петербурга. В начале 30-х годов богатое убранство интерьеров было распродано, по большей части за границу. В 1937 году городские власти открыли здесь Дворец пионеров — самый большой в Советском Союзе.

Во время Великой Отечественной войны этот архитектурный памятник чудом уцелел, хотя фашисты планировали уничтожить его. В те тяжёлые годы в здании размещался госпиталь. В 90-е годы прошлого века Дворец пионеров переименовали в Дворец творчества юных.

Сейчас в помещении Аничкового дворца действует более 20 кружков и секций для детей.

На другом берегу реки Фонтанки расположен Дворец Белосельских-Белозерских. Это величественное здание было построено по проекту А. И. Штакеншнейдера. Интересно, что это последний частный дворец, возведённый в XIX веке. История дворца началась в 1797 году, когда сенатор Нарышкин продал свой участок земли князьям Белосельским-Белозерским.

Семья быстро возвела для себя большой дом, но спустя время была начата масштабная реконструкция. Хозяева хотели жить в настоящем дворце, который по всем параметрам соответствовал бы их высокому положению в обществе. В 1848 году на этом месте появился дворец Белосельских-Белозерских, выполненный в стиле барокко. Увы, заказчик дома Эспер Александрович так и не увидел его.

Глава семьи умер от тифа за два года до окончания строительства.

Белосельские-Белозерские были коллекционерами и привозили из заграничных поездок фарфор, картины, серебро и редкие книги. Все эти ценные вещи украшали интерьер дворца. Здесь устраивали пышные балы, которые считались одними из лучших в Петербурге. Частым гостем мероприятий был император Александр III и его супруга.

После революции здание было национализировано. Здесь располагались самые разные организации: курсы красной пропаганды, районный комитет комсомола и другие.

Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но был восстановлен и отреставрирован. В 1991 году дворец получил статус Петербургского культурного центра, в котором сейчас часто проводятся выставки и концерты.

Часть помещений сдаётся в аренду различным коммерческим организациям.

Двигаясь вдоль Фонтанки в сторону Летнего сада, откуда мы начали наш маршрут, мы увидим барочный Шереметевский дворец, который известен также как «Фонтанный дом», поскольку находится на набережной реки Фонтанки. Участок, на котором построен дворец, подарил Пётр I графу Борису Шереметеву.

Граф очень любил музыку и театр, поэтому в особняке он организовывал театральную труппу из крепостных актёров. Во дворце успели побывать А. Пушкин, В. Жуковский, М. Глинка, А. Тургенев и другие известные люди.
Первоначальный вид интерьера дворца не сохранился до наших дней.

Современники рассказывают, что в парадных покоях усадьбы всё было привезено из Европы (сервизы, серебро, картины, ткани, паркет).

Шереметевы жили в своём доме до 1917 года: большевики отобрали от него ключи у последнего хозяина Сергея Шереметева. Более 150 лет дворец был родовым гнездом Шереметевых, в нём хранились коллекции живописи и предметов старины, здесь Пушкин позировал Кипренскому для знаменитого портрета.

В 1990 году Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства с коллекцией более трёх тысяч инструментов, являющейся одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России. Также во дворце размещён Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой. Здесь она жила с 1942 по 1952 год.

Источник: https://www.fiesta.city/spb/routes/samye-krasivye-dvortsy-v-tsentre-peterburga/

Здание Александринского театра

Здание Александринского театра в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, входящее в архитектурный ансамбль площади Островского. Оно было построено по проекту К. И. Росси в 1828-1832 годах. Здесь размещается один из старейших в стране театров — Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина.

Интересные факты:

На месте нынешнего Александринского театра изначально находился обширный сад Аничкова дворца, на территории которого располагался, в том числе, и деревянный театральный павильон — в нем выступала итальянская оперная группа.

В 1801 году павильон перестроили, создав на его основе Малый театр. Со временем, растущие культурные потребности Санкт-Петербурга потребовали возведения нового, более обширного и удобного каменного театрального здания.

Поэтому в 1818 году территорию, отрезанную от парка Аничкова дворца, передали в ведение театральной дирекции.

Александринский театр получил название в честь жены императора Николая I — Александры, которая покровительствовала этому виду искусства.

Проектирование здания театра было напрямую увязано с планировкой архитектурного ансамбля современной площади Островского (после открытия театра она также стала называться Александринской). К. И. Росси сделал театр главным элементом всей площади.

Массивное здание в стиле классического ампира главным фасадом было обращено на Невский проспект, а задней стороной — на улицу Зодчего Росси.

Спереди Александринский театр был украшен многоколонной лоджией коринфского ордера, боковые фасады — декорированы в виде восьмиколонных портиков.

Весь периметр верхней части здания занимает скульптурный фриз с античными театральными масками и лавровыми гирляндами.

По торцам театра в специальных нишах установлены статуи муз — Терпсихоры, Мельпомены, Клио и Талии, а аттик главного фасада венчает знаменитая квадрига Аполлона (повозка, запряженная четверкой лошадей) — работа С. С. Пименова.

Внутренняя отделка театрального здания также поражает своим великолепием. Зрительный зал был выполнен по современной многоярусной системе с ложами, амфитеатром и партером. Вместительность зала была рассчитана на 1700 человек. Интерьеры были отделаны бархатом, золоченной резьбой и настенной живописью.

Интересную конструкцию представляла кровля Александринского театра — новаторская идея использования металлических арочных ферм с чугунными упорами была впервые применена в строительном деле. Причем, автором такого устройства крыши был сам К. И. Росси. Другим технологическим новшеством строения стало устройство в театре парового отопления.

В знак признательности архитектору за создание такого шедевра, после открытия театра К. И. Росси получил в пожизненное пользование ложу в Александринском театре, билеты в которую он потом часто продавал денежным горожанам.

Здание Александринского театра включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Культурные новости

Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/palaces/alexandrinsky-theatre-building/

Ссылка на основную публикацию