Пантелеймоновский мост в санкт-петербурге

Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге

Пантелеймоновский мост — мост через реку Фонтанку в створе улицы Пестеля, соединяющий остров Летний сад и Безымянный остров.

Пантелеймоновский мост образует ансамбль с расположенным рядом Первым Инженерным мостом через исток реки Мойки, является продолжением улицы Пестеля.

Исторически в начале Пантелеймоновской улицы через Фонтанку работал лодочный перевоз. В 1725—1726 годах здесь мастером X. ван Болесом был построен деревянный мост-акведук для питания фонтанов Летнего сада из Лиговского канала. В 1748—1749 его заменили новым в стиле барокко по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли.

Акведук был пышно украшен лепкой, и даже линии арок были вырезными. В 1777 году произошло наводнение, которое разрушило фонтаны. Их решили не восстанавливать, и акведук был разобран. В 1823—1824 годах по проекту инженеров В. фон Треттера и В. А. Христиановича на этом месте был построен цепной мост, став первым в России городским транспортным подвесным мостом.

Этот проект являлся развитием идей, разработанных этим коллективом при проектировании пешеходного Почтамтского моста похожей конструкции через реку Мойку. Строительными работами руководили инженеры В. А. Христианович и Ф. О. Термин. Береговые устои моста были построены из гранитных плит, которые появились после разборки каналов, окружавших Михайловский замок.

Работами по постройке устоев руководил известный мастер-каменотёс Самсон Суханов. Мост был открыт 4 ноября 1824 года. Все чугунные и кованые железные части были изготовлены на чугунолитейном заводе Чарльза Берда. На этом заводе была изготовлена машина собственной конструкции для испытания на разрыв всех металлические частей этого моста.

Сборка всех металлических частей была произведена на территории завода в течение восемнадцати дней.

Гранитные устои были возведены на свайном основании. На них с каждой стороны реки были неподвижно закреплены на устоях порталы, состоящие из пяти чугунных шестиметровых колонн. Опоры были богато декорированы в духе обрамлений входов в древнеегипетские храмы.

Этот стиль распространялся на фриз и карниз, богато декорированные тонким позолоченным свинцовым орнаментом, к тому же каждый карниз был дополнительно украшен и львиными головами. Через эти радушные львиные пасти были пропущены пять несущих цепей, изготовленных из уральского круглого железа.

К этим цепям было подвешено пролетное строение, нёсшее деревянный настил моста, а концы цепей были закреплены в каменной кладке устоев на уровне их основания.

В оформлении моста также использовались прикрывающие стыки звеньев цепей золоченые розетки, фонари на цепях, провисающие в порталах арки, перильные ограждения “россиевского” рисунка и т. п.

У Пантелеймоновского моста была своя особенность — он раскачивался)

Цепной мост простоял восемьдесят пять лет. После обрушения 20 января 1905 года Египетского моста аналогичной конструкции поступило распоряжение реконструировать мост. Официальное заявление городских властей содержало в себе причину его разборки необходимостью прокладки на этом месте трамвайных путей. В следующем 1906 году мост был разобран.

Новый однопролётный стальной арочный мост был выстроен по проекту архитектора Л. А. Ильина и инженера А. П. Пшеницкого в 1907—1908 годах. Строительством руководил инженер А. А. Рейнеке.

Несмотря на то, что новый мост был открыт для движения в 1908 году, первое время на нём стояли деревянные перила, так как Академия Художеств отказалась одобрить присланные на утверждение чертежи металлических перил. Проект оформления был переработан в 1910 году.

Для того, чтобы мост органично вошёл в окружающий архитектурный ансамбль, Ильин использовал те же декоративные элементы, что и в отделке соседних Первого и Второго Инженерных мостов, а также решётки Летнего сада со стороны Мойки. Однако Пантелеймоновский мост получился одним из самых роскошных по своему художественному оформлению.

Декорирование моста выполнялось заводом “Карл Винклер” с 1912 года, и было окончено только в июле 1914 года. Литые чугунные секции перил литья представляют собой часто расставленные дротики, перевитые лентами секиры, пики, щиты.

Стойки перил выполнены в виде ликторских связок, основания фонарей в виде пучков пик, перевитых посредине венками и украшенных накладными овальными щитами с барельефами медуз на фоне скрещённых мечей античной формы. Средняя пика, завершается двуглавым орлом с распростертыми крыльями и лавровым венком в когтях. Фонари, напоминающие усечённые восьмигранные пирамиды, подвешены к кронштейнам. Ильин широко использовал бронзировку и покрытие сусальным золотом элементов декора.

Первая реставрация моста была проведена в 1954 году. Было покрыто червонным золотом 82,81 кв. м. деталей, включая украшения арок. Кроме того были восстановлены утраченные торшеры моста по проекту архитектора А. Л. Ротача. Позже реставрации декоративного оформления моста проходили в 1969, 1983—1984 годах.

В 2002 году мост был подвергнут капитальной реставрации: была выполнена замена изношенных металлоконструкций, гидроизоляции и дорожного покрытия. Также были заделаны пять сквозных отверстий, которые появились во время блокадных бомбёжек. Кроме того, во время ремонта мосту вернули исторический облик. Были отреставрированы торшеры, фонари, перила, позолочены элементы декора.

Реставраторы утверждают, что технологии реставрации сохранят облик моста на срок не менее 100 лет.

С западной стороны, с той где Пантелеймоновский мост опирается на остров Летний Сад, он одним углом примыкает к решётке Летнего сада, а другим — к Первому Инженерному мосту у Михайловского замка. В месте соединения мостов находится памятник Чижику-Пыжику.

Источник: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=505

Пантелеймоновский мост

Являясь продолжением улицы Пестеля, Пантелеймоновский мост пересекает Фонтанку у Летнего сада. Одним своим углом это сооружение примыкает к 1-ому Инженерному мосту у Михайловского замка, вторым – прямо к решетке Летнего сада. Его противоположная сторона, по улице Пестеля, выходит на Литейный проспект.

Пантелеймоновским этот мост назван по находящейся вблизи церкви святого Пантелеймона-целителя. Считается, что Святой великомученик является божественным покровителем этого строения, построенного в 1735—1739 годах по проекту архитектора И. К. Коробова.

Известно, что с середины 1720-х годов, на месте современного Пантелеймоновского моста, существовал деревянный акведук, по которому производилась подача воды из Литовского канала для питания фонтанов Летнего сада. Во время наводнения, произошедшего в 1777 году, фонтаны оказались разрушенными, и акведук, ставший теперь ненужным, разобрали.

Лишь, спустя почти полвека, в 1823—1824 годах, на этом месте вновь появилась переправа в виде цепного однопролетного моста, автором проекта которого стал инженер  В. К. Треттер. Работы по возведению этого нового сооружения велись под руководством инженеров В. А. Христиановича и Ф. О. Термина.

Выстроенный их усилиями мост, длиной в 43 метра, а шириной в десять метров, получил не слишком поэтичное название – Цепной. Такое название было дано мосту возможно оттого, что он стал первым цепным мостом через Фонтанку. Береговые устои Цепного моста были выполнены из гранитных плит, под надзором известного в то время мастера-каменотеса Самсона Суханова.

Эти гранитные плиты были получены после разборки каналов, окружавших Михайловский замок. Остальные же, кованные и железные части конструкции моста, изготовлялись на чугунолитейном заводе Берда, ныне именуемым Адмиралтейским. На этом же заводе производилась и сборка всех металлических частей, которая была осуществлена в течении восемнадцати дней.

Пролетное строение моста было подвешено на пяти цепях, изготовленных из уральского круглого железа. К устоям, возведенным на свайном основании, неподвижно крепились чугунные опоры-пилоны.

Окончания цепей были закреплены в каменной кладке устоев, на уровне их основания. Опоры моста красиво задекорировали в стиле оформления входов в древнеегипетские храмы.

В том же духе были выполнены карниз и фриз Цепного моста, декор которых смотрелся особенно богато благодаря тонкому золотому орнаменту.

Кроме того, в украшении моста были использованы золоченые розетки, прикрывающие стыки звеньев цепей, а так же маски львов, через пасти которых были пропущены главные цепи этого строения.

Оформление моста завершали фонари на цепях, провисающие в порталах арки, и перильные ограждения «россиевского» рисунка. Следует отметить, что при всей внешней красоте моста, у него  имелся недостаток — раскачивание и зыбкость под действием вертикальных и горизонтальных сил. Хотя, впрочем, многим это нравилось.

После катастрофы, случившейся из-за обрушения аналогичного Египетского моста, Цепной мост было решено реконструировать,  дабы избежать повторения подобных несчастных случаев. Официальным же мотивом для разборки моста, выступило заявление городских властей о необходимости прокладки здесь трамвайных путей.

Таким образом, в 1906 году, Цепной мост разобрали, а в 1907—1908 годах на его месте был построен новый арочный металлический мост по проекту инженера А. П. Пшеницкого и архитектора Л. А. Ильина. Руководство строительством новой переправы взял на себя инженер А. А. Рейнеко. Возведенный мост стал именоваться Пантелеймоновским.

Окончательное декоративное оформление новой переправы, происходившее  по проекту Л. А. Ильина, было закончено в 1912—1914 годах. Здесь архитектором использовались в основном мотивы классицизма — львиные маски, изображения пик, щитов, мечей,  голов Медузы Горгоны и пальметты.

В дальнейшем, в 1954, 1969, 1983—1984 годах, декоративное оформление моста тщательно реставрировалось.

Читайте также:  Владимир набоков и петербург, музей набокова в петербурге

В 1923 году, в память о декабристе П. И. Пестеле, который когда-то жил неподалеку от моста, Пантелеймоновский мост стал называться мостом Пестеля. В 1991 году этот мост вновь обрел свое историческое название, став снова Пантелеймоновским.

В 2002 году начавшая увядать красота Пантелеймоновского моста была возрождена. Произошло это вследствие капитального ремонта, в ходе которого были заменены металлоконструкции сооружения, его гидроизоляция и дорожное покрытие.

Кроме того, мосту был возвращен его исторический облик, который получил вторую жизнь, благодаря отреставрированным торшерам, фонарям, перилам, и позолоченным элементам декора.

На сегодняшний день, современный Пантелеймоновский мост, обладающий  изящными формами, гармоничными пропорциями и богатым декором, можно с уверенностью причислить к самым красивейшим мостам Петербурга, однако, справедливости ради, нужно сказать, что с исчезновением Цепного моста этот уголок города потерял нечто неповторимое, индивидуальное  и замечательное.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Источник: http://opeterburge.ru/clubs/pantelejmonovskij-most.html

Цепной Пантелеймоновский мост

Первым цепным мостом через Фонтанку построенным в Петербурге, был Пантелеймоновский.

Его появление в столь живописном месте — на стыке двух архитектурных комплексов: Михайловского (Инженерного) замка и Марсова поля, в окружении больших зеленых массивов — Летнего и Михайловского садов и Марсова поля стало знаменательным событием в истории мостостроения Петербурга.

Место его сооружения было очень ответственным, поскольку речь шла о включении в уже сложившуюся и притом весьма интересную среду нового объекта без нарушения её замечательных архитектурно-планировочных качеств. С этой задачей, как видно будет из дальнейшего, успешно справился автор проекта и строитель этого моста инженер Г. М. Треттер.

В конце XVIII века и начале XX в. началось преобразование планировочной ситуации и внешнего вида огромной городской территории — района Марсова поля и Михайловского (ныне Инженерного) замка, где в 1823 г. был сооружен Пантелеймоновский цепной мост, соединивший берега Фонтанки.

К этому времени давно уже исчез с её берегов акведук с башнями, питавший водой фонтаны Летнего сада, было разобрано прекрасное творение Ф. Б. Растрелли — деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны. На месте этого дворца по проекту В. И. Баженова в 1797—1800 гг.

Бренна построил Михайловский замок со всеми атрибутами, присущими средневековым феодальным укрепленным поместьям: двумя павильонами для охраны, игравшими роль своеобразных пропилеев, к которым вела кленовая аллея, плац-парадом, называвшимся площадью Коннетабля, и рвами.

Со всех сторон замок был окружен водой — Мойкой, Фонтанкой и глубокими рвами с переброшенными через них подъемными мостами и оградой вокруг всей территории из гранитных пилонов с колоннами коринфского ордера, богато декорированных воинскими атрибутами.

Последующие планировочные работы, связанные с именем выдающегося градостроителя — мастера решения широкомасштабных планировочных задач и создания городских ансамблей, архитектора К. И. Росси, велись здесь в связи с проектированием и строительством Михайловского дворца (ныне здание Государственного Русского музея) в 1819- 1825 гг.

Рассматривая сооружение дворца для великого князя Михаила Павловича как частную градостроительную задачу, Росси перепланировал всю прилегающую к дворцу территорию, ограниченную Фонтанкой и Екатерининским каналом в пределах от Невского проспекта до Марсова поля.

Он создал Михайловскую площадь перед дворцом (ныне площадь Искусств) и соединил её с главной магистралью города — Невским проспектом, проложив новую улицу (Михайловская улица). Садовая улица, доходившая до Большой Итальянской, по его проекту получила продолжение до Марсова поля, а на пути движения через Мойку был переброшен Михайловский (ныне Садовый) мост.

Этими планировочными мероприятиями Садовая улица была превращена в одну из основных транспортных магистралей города, а Марсово поле — в транзитную площадь на пути движения через Троицкий плашкоутный мост на Петербургский остров.

В сложившейся к 20-м года XX в. планировочной ситуации данного района дальнейшей вполне уместной градостроительной мерой должна была стать организация транспортной связи района Марсова поля с одной из оживленных магистралей города — Литейным проспектом. Подобную связь мыслилось осуществить путем сооружения цепного моста через Фонтанку по оси Пантелеймоновской улицы (ныне улицы Пестеля).

Проект цепного Пантелеймоновского моста

Проект цепного моста на восьми листах, подписанный инженер-полковником Треттером, инженер-майором Поленовым и инженер-поручиком Трофимовичем, рассматривался Комиссией проектов и смет ГУПС и ПЗ 8 июня 1823 г.

Его конструктивная схема чрезвычайно проста и ясна: подлинные и гравированные чертежи Пантелеймоновского моста изображают его в виде установленных на береговых опорах двух высоких чугунных порталов, через которые переброшено пять рядов парных цепей.

Являясь несущими элементами моста, они поддерживают деревянную конструкцию настила проезжей части посредством вертикальных цепей. В таком виде изображенный авторами цепной мост был собран с незначительными отклонениями от проекта.

Особенностью описываемого цепного моста были опоры, которые служили не только его основными конструктивными элементами, но и были наиболее богато декорированными.

Порталы состояли из высоких чугунных неравномерно расположенных по ширине колонн, увенчанных антаблементом, типичным для древнеегипетской архитектуры, и ажурных ребер в виде контрфорсов для придания устойчивости и жесткости всей висячей системе.

Несущие цепи по ширине моста распределялись не равномерно, а в соответствии с принятой в проекте организацией движения транспорта и пешеходов. Одна цепь, проходя по оси моста, разделяла проезжую часть на две полосы движения транспорта.

Остальные, попарно расположенные, цепи выделяли тротуары по обеим сторонам проезжей части.

Подобной организации движения по мосту соответствовало и расположение порталов: две большие полукруглые средние арки были размещены против полос движения транспорта, они как бы открывали движение по мосту, а две малые крайние, имевшие стрельчатую форму, акцентировали проходы к тротуарам.

Условия проектирования оказались не совсем благоприятными, так как строительство моста точно по оси Пантелеймоновской улицы вызвало бы необходимость «срезать» часть территории Летнего сада и вырубить около ста вековых деревьев.

Такое решение, конечно, нельзя было признать удовлетворительным с точки зрения планировки района; поэтому мостостроители, чтобы избежать нежелательных последствий, несколько отклонили мост от оси ведущей к нему улицы, а порталы установили на береговых устоях не параллельно друг к другу.

Таким приемом авторам удалось замаскировать асимметричность композиции моста. Это решение, вызванное особенностями местных условий, оказалось не только правильным, но, пожалуй, и мудрым.

Строительство Пантелеймоновского моста

Строительство моста протекало следующим образом: все чугунные и кованые железные части были изготовлены на чугунолитейном заводе Берда (ныне Адмиралтейском) в Петербурге, и рабочими того же завода была произведена сборка частей после устройства береговых устоев на свайных основаниях.

При этом, после установки порталов и переброски через них с одного берега на другой пяти парных цепей, к ним были подвешены легкие мостки, с которых производился дальнейший монтаж элементов моста.

Как утверждают историки Петербурга, сборка элементов моста была произведена в течение восемнадцати дней.

Техническая характеристика Пантелеймоновского моста

Техническая характеристика Пантелеймоновского моста была следующей: пролет моста — 43 м; ширина его — 10,7 м; высота — 7,5 м; стрела цепи — 110 пролета. Цепи были изготовлены из круглых кованых стержней уральского железа сечением 4,7 см², с длиной элемента 1,5 м.

Деревянное полотно с подъемом к середине было подвешено к цепям с помощью прутьев диаметром 2,5 см, замененных позже прутьями диаметром 3 см. Высота
полых чугунных колонн-порталов была 6 м, их верхний диаметр 20,6 см, нижний — 30,4 см, толщина стенок колонн — 2,2 см.

Гранитные береговые устои вдавались в реку на 16 м.

Нужно отметить, что все металлические части моста предварительно подвергались испытаниям на разрыв машиной, специально сконструированной и изготовленной на заводе Берда. Что касается береговых устоев, то они выполнялись под руководством известного мастера-каменотеса Самсона Суханова из гранитных плит, полученных после разборки стенок каналов, окружавших когда-то Михайловский замок.

Строительство моста вел инженер-майор В. А. Христианович под наблюдением и руководством автора проекта Г. М. Треттера. Окончилось оно 4 ноября 1824 г.

и с этого момента на протяжении 83 лет мост исправно служил и, быть может, при систематических наблюдениях и периодических профилактических ремонтах в процессе его эксплуатации он мог бы ещё долгое время функционировать. К сожалению, его разобрали в 1907 г.

, видимо, из-за обрушения аналогичного цепного Египетского моста через Фонтанку в 1905 г., что вызвало недоверие к висячим системам у «отцов» города, посчитавших за благо разобрать мост из боязни повторения подобной катастрофы.

Фактически же не было никакой необходимости лишать город столь интересного художественного произведения, созданного в стиле древнеегипетской архитектуры, но мало ли бессмысленных и ничем не оправданных жертв понес Петербург в годы интенсивного развития капитализма, когда произведения архитектуры, искусства и даже памятники истории уничтожались в угоду утилитаризму.

Архитектурная общественность и многие любители петербургской старины сожалели о предстоящей замене Пантелеймоновского моста. Вот как описывает это событие художница А. П. Остроумова-Лебедева в автобиографических записках:
«Скоро мне пришлось пережить большое огорчение. Цепной мост решили уничтожить. Александр Николаевич и его друзья горячо отстаивали мост.

Они стремились спасти от гибели одну из прелестнейших достопримечательностей нашего прекрасного города. Кому-то писали, к кому-то ездили, убеждали, но ничего не помогло. Бенуа предлагал такой проект: если Цепной мост не удовлетворял условиям движения города, то передвинуть его по Фонтанке, ближе к Неве, примерно к зданию правоведения.

Он мог служить пешеходным мостом в Летний сад. Но, как мне помнится, „отцы“ города, т. е. члены Городской думы, на это не пошли, и мост разобрали. Мы очень горевали. Некоторые части его, между которыми находились и позолоченные маски львов, были переданы в музей Петербурга.

Читайте также:  Балтийский вокзал в санкт-петербурге: от царских поездок до наших дней

Он незадолго перед тем был основан и находился в доме архитектора Сюзора на 1-й линии Васильевского острова».

Архитектура моста была интересна, своей образна и богата, однако, даже при наличии этих качеств, она не отличалась стилистической чистотой. В период господства классических форм в русской архитектуре авторы создали порталы моста в духе обрамлений входов в древнеегипетские храмы. В таком же стиле выполнены фриз и карниз, богато декорированные тонким золотым орнаментом.

Но наряду с характерными чертами, присущими архитектуре древнего Египта, нетрудно в декоре моста заметить черты, типичные для русской классики: это золоченые розетки, прикрывающие стыки звеньев цепей, маски львов, через пасти которых пропущены главные цепи, фонари на цепях, провисающие в портальных арках, перильные ограждения «россиевского» рисунка и т. д.

В этих деталях авторами отдана дань времени.

Естественно, возникает вопрос, чем объяснить такую разностильность в одном объекте в первой четверти XX в.? Она не вызывала бы удивления, если бы рождение проекта моста произошло, скажем, в конце XX или начале XX в., но… разностильность в архитектуре моста, сооруженного в 1824 г.? Более подробное объяснение этому явлению приведено в описании Египетского моста через Фонтанку.

После сдачи Пантелеймоновского моста в эксплуатацию обнаружились присущие всем висячим системам дефекты, исключить которые или предотвратить их возникновение конструктивными мерами практика мостостроения тогда ещё не могла. К таким дефектам относились зыбкость и раскачивание цепных мостов под действием вертикальных и горизонтальных сил.

Ощущавшиеся пешеходами явления при прохождении по мосту и то, как реагировали конструкции моста на это движение по нему, очень образно описала художница Остроумова-Лебедева:
«Очень любила я идти по Цепному мосту. Он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся.

Когда шел народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шел обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шел отряд войск. Топанье многих ног придавало мосту какую-то особую жизнь. Ритм его был бодрый, определенный и веселый.

Бывало, идешь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему едут ломовые или идет войско».

Пантелеймоновский мост — один из первых мостов висячей системы, он сооружен в то время, когда состояние науки — теоретической механики — значительно отставало от строительной практики.

Отсутствие опыта в проектировании цепных систем сказалось на их конструктивной сущности, таившей в себе способность к раскачиванию. Поэтому нельзя упрекнуть авторов проекта в недомыслии или конструктивной небрежности при создании нового типа моста. Началу XX в.

в развитии висячих систем соответствовал определенный этап, когда конструктивная мысль ещё не нашла технического решения для предупреждения упомянутого явления.

Современный металлический арочный мост – мост Пестеля, пришедший на смену Пантелеймоиовскому цепному, — один из самых красивых и интересных в архитектурном отношении мостов Санкт-Петербурга.

Однако с исчезновением Пантелеймоновского цепного моста прилегающий к нему район Марсова поля потерял нечто неповторимое, не говоря уже о том, что с его утратой отчасти внешне изменились и подступы к району, признанному уникальным архитектурным комплексом.

Наше поколение не было свидетелем того времени, когда Цепной мост стоял на пути к Марсову полю, а потому не может в полной мере оценить то, что было создано в этом комплексе на протяжении многих десятилетий, а также значимость столь большой утраты.

Вот каким мост представал перед глазами современницы — Остроумовой-Лебедевой:
«Заворачивая с Литейной на Пантелеймоновскую улицу, мы уже издали видели Цепной мост. Он казался совсем кружевным. Через его ажурные устои просвечивало небо, деревья Летнего сада. Во время дождя он темнел, рисуясь выше и стройнее.

Иногда он покрывался инеем и стоял как сказочное волшебное видение. Высоко на перекладинах нежно блестели вызолоченные морды львов. И всегда над ним вились и кружили птицы.»

Другой современник — известный художник и искусствовед Г. К. Лукомский писал:
«При воспоминании… он рисуется полным фантастического великолепия. Струны, поддерживавшие цепи, золотые украшения на пилонах, весь его старинный силуэт так нужен был именно этому уголку старого Петербурга».

Сколько обаяния и поэзии хранят в себе сохранившиеся до наших дней части замечательного архитектурного ансамбля, широко раскрывающего свои изумительные черты перед зрителями! И поэтому, вспоминая о навсегда утраченной важнейшей детали этого ансамбля — Пантелеймоновском мосте, нельзя не согласиться с Лукомским, который с величайшим сожалением отмечал:
«Но наиболее печальной страницей в истории вандализма старого Петербурга все-таки явится та, которая повествует о мостах. Исчезновение Цепного моста у Летнего сада — ничем не вознаградимая утеря. Такого другого моста не будет никогда в Петрограде».

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/tsepnoi-panteleimonovskii-most

Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге: описание

Огромное количество мостов: старых и молодых, больших и малых, от деревянных до чугунно-бетонных — одна из изюминок Санкт-Петербурга. Часто его так и называют — город мостов, рек и каналов.

Мосты Петербурга

Самыми старыми в Санкт-Петербурге были наплавные плашкоутные деревянные мосты, устанавливавшиеся только на сезон, когда Нева и другие водные артерии города не были покрыты льдом.

Самым первым из них был Иоанновский (Красный) мост, перекинутый от Троицкой площади через Кронверкскую протоку на Заячий остров к Петропавловской крепости. А во второй половине XVIII века большой плашкоутный мост связал Васильевский остров с левым берегом Невы — Исаакиевский.

В то же время появились и первые постоянные деревянные мосты, переброшенные через Мойку — цветные: Зеленый, Желтый, Красный и Синий.

Лишь в первой четверти XIX века вместо моста-акведука через Фонтанку в СПб был сооружен для проезда транспорта другой мост — подвесной, на цепях, крепящихся к береговым опорам. И название ему дали Цепной.

Декор его сильно отличался от нынешнего: въезды на мост фланкировали четырехарочные ворота-пилоны, две крайние арки которых были стрельчатой формы, а две центральные — полуциркульной.

Карнизы ворот были украшены львиными мордами, а через их пасти были пропущены цепи подвесных фонарей, свисавших по центру арок с перекрытия. Высота арок достигала шести метров, а ширина моста — одиннадцать.

Его конструкции были украшены свинцовыми орнаментами, в которых авторы использовали растительные мотивы. Прохожих этот мост занимал тем, что раскачивался над водой. Потому петербуржцы любили проводить здесь время.

Русская художница Остроумова-Лебедева описывала Пантелеймоновский мост как сказочное чудо Санкт-Петербурга, ведь в мокрую погоду чугун его темнел и придавал мосту значительность и мистичность, а зимой, в мороз, мост часто покрывался инеем или снегом и напоминал ледяной замок или дом Деда Мороза.

Этот мост просуществовал три четверти века, но в начале XX столетия был разобран в связи с необходимостью установить более современный, который бы выдержал новый вид транспорта — трамвай.

Для этого на новом мосту были проложены рельсы, а мост стал постоянным.

Новое название было связано с рядом находившейся церковью святого Пантелеймона, сооруженной во второй половине XVIII века на средства моряков на территории Партикулярной верфи.

Внешний вид Пантелеймоновского моста

Выполнен мост был из стали по проекту Л. А. Ильина и А. П. Пшеницкого. Как и его предшественники, новый мост имел один пролет. Первоначально ограда его была деревянной. И лишь через четыре года утвердили проект и возвели знаменитые решетки.

Мостовые решетки выполнили из чугуна и украсили изображениями военного оружия: дротиков, секир, цепей, шестиугольных медальонов, в центре которых размещаются медузы.

Главным персонажем декоративного убранства моста стала Медуза Горгона — символический мифологический персонаж древних греков, олицетворение зла и врага.

Ее голова помещается в медальонах на чугунных мостовых фонарях, выполненных в виде перевязанных пучков копий.

Арка моста также имеет чугунные рельефные декоративные накладки в виде львиных масок и круглых медальонов, обрамленных растительными элементами, рукоятками дротиков, орлиными крыльями.

Декоративное убранство моста продолжает идею прославления могущества российского государства в войнах, начатую при оформлении Летнего сада. А маска Медузы Горгоны находит перекличку с медальонами на ограде Летнего сада работы Шарлеманей у острова со стороны Инженерного замка.

Мост имел еще два названия: в 1915 г. его переименовали в Гангутский, а в 1923 г. — в мост Пестеля (так называлась улица, которую он продолжал). Историческое название вернулось к Пантелеймоновскому мосту только в 1991 г.

В 2002 г. была проведена реставрация моста и сооружена украшающая его современная цветная подсветка, подчеркивающая в темное время суток достоинства сооружения и выделяющая элементы его декора.

Читайте также:  Воксалы как предтеча парков культуры

Легенды Пантелеймоновского моста

Все они связаны, в основном, с многострадальным «Чижиком-Пыжиком» — одним из «счастливых» памятников Петербурга, прячущемся возле самых вод Фонтанки. СПб жители очень любят бросать ему монетки на счастье.

Считают, что именно с Пантелеймоновского моста небходимо кинуть денежку, чтобы попасть по клюву или, по другой версии, к лапкам на подставку.

Ну а молодоженам рекомендуется испытать счастье новой семьи, спустив ему на веревочке с моста рюмку с водкой, чтобы чокнуться с исторической птичкой.

Существует и легенда по поводу того, для чего был разобран Цепной мост: будто бы после крушения цепного Египетского моста через Фонтанку в СПб подобные мосты все были признаны опасными и демонтированы.

Как добраться?

Пантелеймоновский мост связывает Безымянный остров с Летним садом и Марсовым полем. Самые удобные для посещения этого памятного петербургского уголка станции метро — «Чернышевская» и «Гостиный двор».

Правда, в обоих случая придется прогуляться до него по удивительным улочкам Санкт-Петербурга. По дороге вам встретится много блестящих достопримечательностей северной столицы.

А можно прогуляться от станции метро «Горьковская» через знаменитый Троицкий мост и далее — по набережной до Летнего сада. Но это немного дальше. Хотя, какая это помеха в хорошую погоду?!

Достопримечательности возле моста

Так что же можно увидеть интересного рядом? Во-первых, знаменитый Михайловский замок, построенный по проекту В. Бренна и В.

Баженова на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны — Елизаветгоффа и одной из старинных частей Летнего сада. В нем когда-то во время переворота был убит император Павел I. Неподалеку — памятник К. Б.

Растрелли Петру І «Прадеду — правнук», установленный здесь по инициативе Павла I спустя почти столетие.

Во-вторых, Михайловский сад, примыкающий к зданию Михайловского дворца — главному корпусу Русского музея.

Ну и, конечно, уже упомянутое Марсово поле или Царицын луг, а также Летний сад.

Поверьте, место просто предназначено для романтических прогулок!

Источник: https://autogear.ru/article/349/537/panteleymonovskiy-most-v-sankt-peterburge-opisanie/

Пантелеймоновский мост — Санкт-Петербург — все о северной столице России

Пантелеймоновский мост объединяет Летний сад и Безымянный остров через реку Фонтанку. Название моста пошло от Пантелеймоновской церкви, которая находилась неподалеку. В 1923г.

мост назвали в честь декабриста Пестеля, однако в 1992г. ему вернули историческое название.

Предыстория моста достаточно интересная, многократно мост перестраивали, однако каждый раз он вписывался органично в архитектуру города, украшая и радуя своим видом.

В начале в этом месте находился лодочный перевоз. В 18в. Во время создания фонтанов Летнего сада появилась необходимость в доставке воды. Для этого построили деревянный мост-акведук, который через двадцать лет заменили на новый, построенный в стиле барокко архитектором Растрелли. Его пышно украсили резьбой и лепкой. После наводнения 1777г. фонтаны разрушились, а акведук был разобран.

В 1824г. построили Цепной мост, который стал первым в России подвесным мостом, возведенным на сваях. На каждом берегу закреплены были порталы из пяти чугунных шестиметровых колонн.

Их богато декорировали в стиле древнеегипетских храмов, каждый карниз украсили львиными головами с использованием розеток, фонарей, фриз со свинцовым позолоченным орнаментом.

Пролеты моста из уральского железа подвесили на цепях, а сами цепи пропустили сквозь пасти львов. Мост сильно раскачивался, что приводило многих в восторг.

Цепной мост простоял восемьдесят пять лет, однако после того, как в 1905г. аналогичная конструкция Египетского моста обрушилась, было принято решение реконструировать его. Новый мост в стиле классицизма был возведен в 1914г. по проекту архитектора Л.А. Ильина.

По своему оформлению он стал самым роскошным в городе. Литые чугунные перила, которые напоминали расставленные дротики, украшены секирами, щитами, перевиты лентами. Фонари, которые подвесили на кронштейнах, сделали в форме восьмигранных пирамид.

Элементы декора покрыли сусальным золотом.

В 1954г. провели первую реставрацию. Почти все детали и украшения покрыли золотом. В 2002г. снова провели реставрацию: заменили дорожное покрытие, металлоконструкции, заделали сквозные отверстия в конструкции, которые остались еще со времен войны. Мосту полностью восстановили исторический облик, отреставрировали торшеры, фонари, позолота, перила.

На сегодняшний день Пантелеймоновский мост стал красивейшим мостом города. Не может не вызывать восхищение его изящные формы, гармоничные пропорции, богатый декор. Появляется чувство, что этот уголок Петербурга утратил нечто уникальное и неповторимое.

Источник: http://vivaspb.com/visit/mosty/1247-pantelejmonovskij-most.html

Пантелеймоновский Мост в Санкт Петербурге

Мост продолжает собой улицу Пестеля в сторону собора Спас на Крови. Один из его углов упирается в решетку Летнего сада. Другой примыкает к Первому Инженерному мосту, который ведет к Михайловскому замку.

Неподалеку располагается церковь святого Пантелеймона-целителя, которая дала не только название, но и небесного покровителя.

В первой половине 18 века, при создании Летнего сада возникла необходимость питания фонтанной системы парка. В этом месте был построен деревянный акведук. По нему подавалась вода, питающая фонтаны Летнего сада.

Простоял акведук до 1777 года, когда наводнение уничтожило фонтаны. Конструкция стала не нужна, и её разобрали.

Переправу же поставили значительно позже, почти через полвека. По проекту инженера Треттера через Фонтанку перекинули однопролетный мост на цепях, который так и назвали, — Цепной.

Устои были выполнены из гранитных плит каменотесом Сухановым. Остальные части изготовили из чугуна. Пять цепей-подвесов сделали железными.

Мост получил оформление в стиле древнеегипетских храмов. Его украсили золотыми розетками, тончайшим позолоченным орнаментом и масками львов, которые держали в пастях цепи. Правда, полотно сильно раскачивалось, но на это никто не жаловался.

Цепной мост разобрали в 1906 году. Официально, это было сделано, чтобы проложить трамвайные пути. Второй причиной демонтажа послужило обрушение аналогичного Египетского моста, ниже по течению Фонтанки.

Через два года уже появился новый мост. Его сделали металлическим, арочным и дали название Пантелеймоновский, по имени стоявшей недалеко Пантелеймоновской церкви.

Окончательно завершили постройку и оформление в 1914 году. Вернули львиные маски, щиты и головы Медузы Горгоны.

С тех пор декоративные элементы постоянно реставрировали и поддерживали в хорошем состоянии.

К слову сказать, в 1923 году Пантелеймоновский переименовали. Новым властям было не нужно напоминающее о прошлом церковное название.

Пантелеймоновский мост — Мост Пестеля — Пантелеймоновский мост

А вот как назвать — стало проблемой. Увековечить кого-нибудь из соратников-большевиков… Рядом и с исторической решеткой Летнего сада это совсем бы не звучало. Надо было что-то революционное, но перекликающееся с историей. Тут и вспомнили о декабристах.

К тому же Пестель, жил неподалеку…

Заодно переименовали и упиравшуюся в него улицу.

Прежнее имя вернули в 1991 году, а вот название улицы Пестеля почему-то сохранилось до сих пор.

Последнюю реконструкцию Пантелеймоновский мост пережил уже в начале 21 века. Тогда отреставрировали гидроизоляцию и дорожное покрытие, а также вернули его исторический облик, тщательно возродив все элементы декора.

Но, тем не менее, историки сетуют (ну, работа у них такая), что с утратой Цепного моста, весь район потерял некую индивидуальность, которая была ему присуща.

С нашей точки зрения Пантелеймоновский — красив. А историки… они всегда найдут повод побрюзжать, чтобы привлечь к себе дополнительное внимание.

Как добраться:

По маршруту как и пройти к Летнему саду, за Михайловским замком повернуть направо и пройти вдоль южной ограды Летнего сада до Фонтанки.

     Переходя к описанию цепных мостов, сооруженных в Петербурге, нужно заметить, что висячие системы простейших их видов известны еще с древних времен (Китай, Америка), но идея создания постоянных, более совершенных висячих систем возникла в Петербурге задолго до ее претворения в Западной Европе. Именно в этом городе она родилась, здесь была научно обоснована, здесь были разработаны ее конструктивные формы и здесь она была воплощена в жизнь.   Разработка проектов цепных мостов и их осуществление принадлежали двум крупным мостостроителям того времени — П. П. Базену и Г. М. Треттеру. Первый из них построил в 1823 г. пешеходный цепной мостик через один из каналов Екатерингофского парка (ныне парк имени 30-летия ВЛКСМ). Литературные источники утверждают, что он был первым таким мостом в России и Европе. Пять висячих мостов через Фонтанку,

  Мойку и Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) были построены по проектам и Од руководством инженеров Г. М. Треттера В А. Христиановича в 1823—1826 гг.

Источник: https://go2dream.ru/pantelejmonovskij-most-v-sankt-peterburge/

Ссылка на основную публикацию