Памятник екатерине ii в санкт-петербурге

Площадь Островского и памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге

Площадь Островского — фото

Площадь Островского в Санкт-Петербурге — это архитектурный ансамбль, включающий в себя такие известные памятники истории и культуры как Александринский театр и Российская национальная библиотека, Аничков дворец и памятник Екатерине ΙΙ, здание Министерства народного просвещения и Дирекция императорских театров по улице Зодчего Росси.

В составе застройки исторического центра площадь Островского включена в перечень объектов Всемирного наследия Юнеско.

Площадь Островского — как добраться

Ближайшие станции метро – Гостиный двор и Невский проспект.

Из истории

Можно сказать, что площадь Островского является перекрестком, но не улиц, а достопримечательностей Санкт-Петербурга, одна из которых и названа именем создателя этого архитектурного ансамбля – зодчего Росси.

По замыслу архитектора центром огромного городского ансамбля должен был стать Александринский театр. Перед театром с одной стороны сооружается новый корпус Публичной библиотеки, а с другой, в ограде Аничковой усадьбы, — павильоны.

Позади театра была построена уникальная улица Росси, состоящая всего из пяти строений с единым фасадом, так, что создается впечатление, что на ней находится всего два здания. Улица была названа Театральной, а впоследствии получила имя ее автора – зодчего Росси.

Александринский театр

Александринский театр (Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина) – это старейший национальный театр России. Он расположен в глубине Невского проспекта и назван в честь Александры Федоровны, жены императора Николая I.

30 августа 1756 года, в день Святого Александра Невского, дочь Петра Первого императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении театра.

При строительстве Карл Росси использовал чугунные перекрытия, которые никогда до этого не применялись. Узнав об этом, император вызвал к себе архитектора и поинтересовался о прочности конструкций. В ответ Росси ответил, что за перекрытия он ручается и пусть его повесят на стропилах театра, если свод обрушится.

В благодарность за строительство архитектору предоставили театральную ложу в безвозмездное и вечное пользование. Испытывая материальные трудности, Росси постоянно продавал ее. По стечению обстоятельств однажды в ней оказались представители двух разных социальных и общественных положений – дворянин и купец. Произошла ссора и затем скандал, в результате ложу у архитектора отобрали.

На уровне второго и третьего этажей главный фасад театра украшает глубокая лоджия с шестью коринфскими колоннами. Над нею – квадрига, управляемая богом искусств Аполлоном, выполненная скульптором Степаном Пименовым. По мнению историков, Александринский театр – это образец эпохи классицизма.

Питерцы часто называют Александринский театр Александринкой, а в театральной среде Аполлону дали прозвище «кучер с Александринки».

Среди «золотой молодежи» того времени считалось неприличным ходить в Александринский театр пешком и многие питерские извозчики ставили свои кареты недалеко от площади. Там столичные щеголи нанимали извозчиков и лихо подкатывали к театральному входу.

Памятник Екатерине II

Одна из достопримечательностей площади Островского — памятник Екатерине II, проект которого выполнил художник Михаил Микешин.

Установить памятник императрице хотели еще при жизни, но государыня эту идею не поддержала. Памятник был открыт через столетие, при Александре II.  Надпись на картуше памятника гласит: «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II. 1873 год».

Памятник имеет высоту 15 метров, он установлен на огромном круглом гранитном постаменте, за необычную форму его окрестили «печаткой».

Рядом с бронзовой скульптурой императрицы расположились ее подданные: П.А. Румянцев и Г.А. Потемкин, А.В. Суворов и И.И. Бецкий, А.А. Безбородко и Е.Р. Дашкова, А.Г. Орлов и Г.Р. Державин.

Над ними возвышается исполненная достоинства и величия Екатерина II, держащая в левой руке венок, в правой руке — скипетр, символ державной власти. На ее голове – лавровый венец славы, а у ног – корона российской империи.

Екатерина изображена милой женщиной, в ее лице нет строгости и суровости.

Еще в XIX веке в народе появились разговоры, что место для памятника выбрано не случайно, что так и должна стоять лицемерная распутница – спиной к искусству, лицом — к недалеко находившемуся публичному дому. А питерские зубоскалы тут же сочинили стихотворение:

Где стоит такая дама,
Позади которой драма,
Слева — просвещение,
Справа — развлечение,
А спереди не всякому доступно?

Под просвещением имелась в виду Публичная библиотека, под развлечением – Сад отдыха, а спереди – не всем доступный своими ценами Елисеевский магазин.

Существует предание, что при закладке памятника в порыве эмоций одна из придворных дам бросила в котлован свое кольцо, затем ее примеру последовали и все другие присутствующие.

Отсюда и родилась легенда о том, что под памятником зарыты несметные богатства и, как результат, в советское время представители Смольного хотели провести раскопки в Екатерининском саду, но дальше разговоров дело не продвинулось.

В наше время памятник вновь попал в частушки:

Монумент Екатерине
Охранять бы надо ныне
Новый русский бы не спер
Монумент к себе во двор.

Сад перед Александринским театром в народе называют Екатерининским или Катькой. В советское время вокруг сквера тусовались местные художники, продававшие свои картины, поэтому сохранилось еще одно название этого места — «Монмартр».

Сквер перед Александринским театром —  излюбленное место отдыха петербуржцев, здесь встречаются с друзьями и назначают свидания.

Площадь Островского в Санкт-Петербурге — это место проведения городских праздников и ярмарок, среди которых — «Праздник хлеба и молока», «Праздник мороженого», фестиваль почитателей мотоциклов «St.Petersburg Harley Days», но особенно многолюдно здесь бывает во время новогодней ярмарки и в дни города.

Екатерининский сад (Катькин садик) — видео

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_18979.htm

Памятник Екатерине II

Памятник императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на площади Островского в 1862-1873 годах. Автор скульптуры — М. О. Микешин, общее руководство проектом осуществлял Д. И. Гримм, также в работе над скульптурными композициями принимали участие М. А. Чижов и А. М. Опекушин.

Памятник посвящен 100-летию восшествия на престол Екатерины II.

Первоначально его планировали установить в Царском Селе, даже сделали первый вариант монумента, но позже решили установить новую статую перед Александринским театром в Санкт-Петербурге в сквере, который с тех пор стал называться Екатерининским. Долгий срок изготовления памятника объяснялся проблемами финансирования и выбором подходящей концепции и внешнего вида.

Композиция монумента включает в себя фигуру императрицы Екатерины II в горностаевой мантии, которая держит в руках скипетр и лавровый венок, а у ее ног лежит корона Российской империи. Вокруг памятника расположены девять фигур известных деятелей екатерининской эпохи — это П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов, Г. Р. Державин, Е. Р. Дашкова, А. А.

Безбородко, И. И. Бецкой, В. Я. Чичагов и А. Г. Орлов-Чесменский. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, на которой сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».

Изначально планировалось изваять 29 сподвижников императрицы (в виде фигур и бюстов), но этим планам помешала Русско-турецкая война 1877-1878 годов.

Пьедестал монумента изготовлен из нескольких сортов карельского гранита, его привезли морем до набережной Невы, а затем доставили до места установки с помощью временной железной дороги. Сама императрица и фигуры ее сподвижников отлиты из бронзы общим весом 50,8 тонны.

Существует легенда о кладе из драгоценностей, зарытом в основании памятника. Дескать, в момент закладки монумента расчувствовавшиеся особы начали снимать с себя украшения и бросать их в котлован. В XX веке идея поиска этих сокровищ обсуждалась даже на правительственном уровне, но дальше разговоров дело не пошло.

Памятник Екатерине II часто становится жертвой вандалов — у вельмож крадут бронзовые аксессуары (например, у Суворова несколько раз пропадала шпага), а у императрицы — массивную цепь.

В 2011 году была выпущена памятная монета Банка России номиналом 100 рублей из серебра 925-й пробы с изображением памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге.

Общая высота памятника — 10 метров, высота фигуры императрицы — 4,35 метра.

Памятник Екатерине II включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Источник: http://www.MyTravelBook.org/objects/pamjatnik_ekaterine_ii/

Памятник Екатерине Второй

Монумент Екатерине Великой по праву считается одним из самых известных памятников Санкт-Петербурга.  Императрица, запечатленная в граните, величественно взирает на своих подданных с высоты, а подле ее ног смиренно сидят ее фавориты — люди, которые определяли тогдашнюю политику, плели интриги, теряли и обретали власть…

История создания памятника

Идея обессмертить императрицу в камне возникла еще в первые годы ее правления (Екатерина Вторая пришла к власти в 1762 году и правила Российской Империей до своей смерти в 1796 году), но сама императрица тогда категорически отвергла этот замысел. Однако ее заслуги были по достоинству оценены не только ее собственными подданными, но и преемниками.

Так, император Александр ІІ  (тот самый, который отменил крепостное право в России и получил за это приставку «освободитель») повелел объявить конкурс на лучший проект памятника Екатерине. Монумент хотели установить в Царском Селе, а проект – доверить художнику Микешину.

В итоге памятник по модели художника был отлит из бронзы, благополучно отправился на выставку в Лондон, где удостоился почестей и медали.

В 1863 году князь Суворов (внук знаменитого русского полководца) лично обратился к императору Александру ІІ с тем, дабы установить памятник напротив Александрийского театра.

Микешин значительно изменил проект, который уже мало чем походил на предыдущую модель. Примерно через год работы по изготовлению модели были завершены.

Было получено разрешение «свыше», и тогда памятник, наконец, начали возводить.

Во главе строительных работ стоял архитектор Давид Гримм. Гранит для пьедестала доставляли водным путем: шел тот достаточно причудливым маршрутом — с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада и оттуда уже до нужного места по железной дороге. Создавался не только сам памятник императрице: параллельно с этим обустраивали и прилегающий к памятнику сквер.

Читайте также:  Выборгская набережная санкт-петербурга — важное звено в прошлом и настоящем

В целом строительство заняло чуть больше 10 лет и продолжалось с 1862 по 1873 гг.

День открытия памятника был выбран не случайно: торжественная, удивительно пышная, церемония состоялась в день святой Екатерины, тогда же справлялись именины и самой императрицы Екатерины Великой — 24 ноября (6 декабря) 1873 года.

В масштабе города это был настоящий праздник: улицами прошел торжественный парад, гремел салют, а в Национальной библиотеке накрыли роскошные столы, дабы по достоинству чествовать авторов памятника и тех, кто принимал участие в этом грандиозном строительстве.

Из государственной казны на создание памятника потратили свыше 300 000 рублей, но в долгосрочной перспективе это обернулось по-настоящему выгодной инвестицией: даже через много лет после открытия монумента тысячи жителей и гостей города с восхищением приходят посмотреть на один из самых видных памятников Старого Петербурга.

Интересные факты

В память о первом «Царскосельском проекте» в Царском селе был установлен монумент, аналогичный тому, что стоит на площади Островского — размером примерно в 1/16 величины того.

Согласно некоторым источникам, в 1930-х годах правительство советского Ленинграда намеревалось снести памятник, заменив его статуей Владимиру Ленину.

Вместо девяти фаворитов Екатерины, соответственно, планировалось расположить на постаменте членов Политбюро. Однако, эти планы так и остались планами, и памятник стоически пережил даже блокаду Ленинграда.

В середине 1960-х здешний гранитный Суворов лишился своей шпаги, которую потом пришлось реставрировать.

Композиция памятника следующая: Екатерина, одетая в горностаевую мантию, сжимает в руках символ власти — скипетр и символ триумфа лавровый венок, а у ног ее находится корона Российской империи.

Строгая и спокойная, Екатерина молча взирает на город с высоты почти в четыре с половиной метра, а в подножье сидят те, кто был обязан ей своим высоким положением при дворе и оставил немаловажное место в истории Российской империи.

Всего среди членов «екатерининского кружка» девять фигур…

Григорий Потемкин-Таврический — основатель Днепропетровска, Севастополя и Николаева, по слухам, являлся тайным супругом Екатерины Великой.

Александр Суворов — величайший русский полководец, ославивший Россию в триумфальных военных компаниях.

Гавриил Державин — русский поэт и государственный деятель, принимавший участие в подавлении восстания Емельяна Пугачева.

Екатерина Дашкова — одна из приближенных Екатерины Великой, ее подруга, которая, в частности, принимала участие в перевороте 1762 года, позволившем Екатерине взойти на российский престол.

Александр Безбородко — русский государственный деятель, выступивший инициатором раздела Польши.

Иван Бецкой — секретарь императрицы и президент императорской Академии Искусств.

Алексей Орлов-Чесменский — видный русский деятель и полководец, который за свое триумфальное участие в Чесменском бою получил приставку к своей фамилии. 

Фавориты Екатерины окружены различными атрибутами военного дела, художеств, наук, земледелия. Среди всего этого находится большая книга, на которой выведено слово «закон» и сделана надпись «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II, 1873 год». Так Александр почтил заслуги императрицы перед последующими поколениями.

Источник: http://Peterburg.center/maps/pamyatnik-ekaterine-vtoroy.html

Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге: описание, фото :

Вторая половина XVIII века в городе на Неве — время правления «просвещенной» императрицы. Этот период стал одним из основополагающих для формирования облика Северной столицы. И памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге — это памятник целой эпохе.

Екатерина Великая: личность и вклад в историю

Австрийская принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, призванная в Россию Елизаветой Петровной, дочерью Петра I и самодержицей Всероссийской, для того, чтобы стать супругой Великого князя Петра Федоровича, стала истинно русской императрицей Государства Российского. Но путь, который она прошла до престола, а потом и до признания, был долог и труден.

Первый шаг — отречение от своей веры и принятие православия — продвинул ее по пути налаживания взаимопонимания с русским народом.

Тем более что шаг этот был сделан неформально: Екатерина стала действительно истинно православной и глубоко верующей императрицей, полностью принявшей и выполнявшей все церковные догматы, придерживавшейся всех православных канонов.

Благодаря императрице в Санкт-Петербурге и России возводилось большое количество православных церквей, причем многие финансировались на средства меценатов — соратников Екатерины.

Второй шаг — внимательное отношение к проблемам простого народа, неподдельный интерес к его традициям, стремление хоть чем-то облегчить жизнь каждого бедного и нуждающегося, сирого и убогого.

Третий шаг — политические и экономические реформы, направленные на упрочение позиций России на международной арене, в том числе успешное ведение войн с Турцией, Польшей, Пруссией, отвоевание и развитие Одесского порта.

Важнейшими экономическими реформами стали: введение высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары, отмена пошлин на внутреннюю торговлю, введение особых привилегий для дворян, чтобы они имели возможность торговать излишками продуктов со своих имений, модернизация системы перевозки товаров внутри государства — в Петербурге это создание буянов на островах невской дельты, где товары с глубокоосадочных судов разгружались в амбары, а затем распределялись по мелкоосадочным лихтерным судам. Все это дало толчок к развитию отечественной промышленности и торговли, а также экономики в целом.

Четвертый шаг — проведение важных реформ в сфере культуры и образования. О них мы еще будем говорить более подробно дальше.

Место для монумента

Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге был установлен возле Александринского театра (театра драмы им. А. С. Пушкина) на площади Островского возле главной городской магистрали — Невского проспекта. Место это было выбрано неслучайно. Вокруг находятся сооружения, которые так или иначе отражают основные вехи жизни и деятельности Екатерины Великой в России и для России.

Фигура Екатерины Великой повернута в сторону Невского проспекта, как аллегория того, что Ее Величество денно и нощно печется о своем народе и следит за жизнью в столице своего государства.

А поскольку Невский проспект — главное место в городе, где встречаются иностранные титулованные особы с российскими аристократами и чиновниками высокого ранга для решения важных государственных дел в непринужденной обстановке, то и за жизнью всей империи.

Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге: общие сведения

Монумент был установлен на площади перед театром к юбилейной дате — 110-летию правления Екатерины Великой.

Событие это состоялось 25 ноября 1873 года, а ровно сто десять лет назад — 25 ноября 1763 года Екатерина II, свергнув с престола законного наследника Петра Федоровича (императора Петра III), узурпировала трон при поддержке большого количества русских дворян и гвардейцев всех полков, приближенных к трону: Преображенского, Семеновского, Измайловского, Конной гвардии. Ей на верность присягнули Сенат и Синод. Церковь узаконила акт возведения на престол, провозгласив Екатерину Алексеевну законной императрицей, а ее сына Павла Петровича — наследником престола.

На памятнике можно прочитать надпись: «Императрице Екатерине II в царствование Императора Алексанра II». Начало реализации идеи совпало со столетней годовщиной восшествия на престол блестящей Екатерины, но создание растянулось на десять лет.

Сам памятник отлит из бронзы и установлен на гранитный постамент. Вес сооружения — 270 кг, а высота всего монумента — 14,2 м. Это один из самых крупных монументов Северной столицы.

Автор памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге не один, а целая группа петербургских мастеров.

Образ «просвещенной» императрицы

Основное описание памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурга сводится, прежде всего, к описанию его персонажей. Гигантский перевернутый колокол венчает стоящая в полный рост «просвещенная» императрица в облике римской богини Правосудия Минервы.

Плечи ей укрывает тяжелая мантия, через грудь перекинута орденская лента, на груди — орденский знак, на голове — лавровый венок — символ Победы, в правой руке императрица держит посох с гербовой символикой как символ власти над страной и ее подданными, в левой руке — опущенный вниз лавровый венок — символ мира и победы.

У ног Екатерины возлежит большая императорская корона на медальоне с вензелем Ея Величества и гирляндой из лавровых листьев, прикрепленной с двух сторон к завиткам декоративного элемента — волюты.

Снизу медальон обрамляют листья греческого растения аканта — симолический знак триумфа и преодоления испытаний. Скульптор памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге — Михаил Осипович Микешин.

Окружение Екатерины II в памятнике

У ног Вседержительницы сюжетными группками расположились особо приближенные дворяне, которые внесли огромный вклад в историю Отечества. Среди них:

  • Фельдмаршал Александр Васильевич Суворов, любимый полководец Екатерины II, командовал русской армией — воевал в Польше, на Украине, одержал множество славных побед, поднял тактику и стратегию боя на небывалую высоту.
  • Фаворит и, по некоторым предположениям, тайный муж Екатерины светлейший князь Григорий Александрович Потемкин, генерал-фельдмаршал и создатель Черноморского флота, внес неоценимый вклад в ход военной кампании по присоединению к России Таврии (Крыма), в результате чего был завоеван выход в Черное море, а сам князь получил вторую фамилию и стал именоваться Потемкин-Таврический.
  • Подруга императрицы Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, которая сопровождала будущую императрицу в ходе дворцового переворота, а история сохранила ее в своих анналах как первую женщину-директора Российской Академии наук.
  • Поэт Гаврила Романович Державин, участник пугачевского бунта, блестящий мастер стихосложения, он воспел восхождение на престол «блестящей» императрицы знаменитой «Одой о Фелице».
  • Фельдмаршал Петр Александрович Румянцев, выпускник Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса, блестящий стратег и тактик, доблестный воин, командовал русской армией в русско-турецкой войне и прославился своими героическими поступками в битвах при Кагуле и Ларге, за что получил вторую фамилию и стал именоваться Румянцев-Задунайский.
  • Граф Алексей Григорьевич Орлов, генерал-аншеф, возглавлял морской флот России в русско-турецкой войне, прославился острым умом и дальновидностью в принятии решений, имел прямое отношение к поимке княжны Таракановой, один из сподвижников Екатерины, сопровождавший ее на всем пути царствования от дворцового переворота, в котором принимал непосредственное участие. За победу флота под его командованием в битве при Чесме получил титул Чесменский.
  • Граф Иван Иванович Бецкой, личный секретарь Екатерины II, основатель Смольного Института благородных девиц, Воспитательного дома, реформатор системы образования, Президент и реформатор Академии трех знатнейших художеств.
  • Канцлер Александр Андреевич Безбородко, граф и светлейший князь, член малороссийского государственного суда и видный военный деятель, сопровождавший П. А. Румянцева в битвах при Ларге и Кагуле и проявивший себя доблестным воином.
  • Василий Яковлевич Чичагов, величайший русский мореплаватель, адмирал русского флота, командовал Кронштадтским и Ревельским портом, отрядом Донской флотилии в русско-турецкой войне.
Читайте также:  Литературные сообщества санкт-петербурга

Вокруг монумента

Территория вокруг памятника Екатерины 2 в Санкт-Петербурге на фото хорошо просматривается: справа расположились корпуса Российской Национальной библиотеки, авторами которых стали архитекторы К. И. Росси и С. Соколов (угловое здание Невского пр. с ул. Садовой.

), слева — северный павильон Аничкова дворца — прежней усадьбы фаворита Елизаветы Петровны Алексея Григорьевича Разумовского, архитектор все тот же Росси, сзади уходящая к мосту Ломоносова улица из двух одинаковых домов — улица Зодчего Росси, в одном из зданий которой разместилась Академия классического танца им.

Агриппины Яковлевны Вагановой и Театральный музей с театральной библиотекой, в другом здании раньше находилось Управление императорскими театрами.

Зеленая зона вокруг монумента — Екатерининский (в народе — Катькин) сад. Автором архитектурного ансамбля, который в основном сложился в середине XIX века, был Карл Иванович Росси, итальянский архитектор. Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге — центральный акцент этой блестящей композиции.

Легенды и мифы Петербурга о памятнике Екатерине II в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург — город, в котором живут и множатся мифы и легенды. Многие из них зафиксированы в книгах историка и петербурговеда Синдаловского.

В одной из таких легенд говорится о том, что под памятником захоронены огромные сокровища — перстни с драгоценными камнями невероятной стоимости, которые бросили в яму под фундамент петербургские аристократки во время заложения монумента.

Также бытует мнение, что вокруг царицы все скульптуры мужчин — изображения ее фаворитов, однако на самом деле это не так — фаворитом из них был только Г. А. Потемкин.

Существует и гипотеза про то, что большевики хотели демонтировать памятник Екатерине как прославляющий эпоху царской России и возвести на этом месте монумент Владимиру Ильичу Ленину — вождю пролетариата как символ победы над царизмом и капитализмом.

Памятник и современные петербуржцы

Памятник Екатерине II часто подвергается разорению со стороны вандалов: у скульптуры Суворова отламывают шпагу, у вельмож спиливают ордена, а у самой императрицы — цепь.

Но есть и положительные примеры внимания петербуржцев к монументу Правительницы. Екатерининский сад — это любимое место прогулок горожан, а у входа юные и не очень живописцы и графики демонстрируют свой талант прохожим, пишут их портреты и виды Санкт-Петербурга.

Около памятника устраиваются традиционные фестивали. Так, в апреле здесь состоялось открытие фестиваля света, несколько лет подряд проходил фестиваль мороженого, ежегодный фестиваль «Петроджаз», мотофестиваль и т.д. Такая популярность — подлинная оценка памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге.

Источник: https://www.syl.ru/article/329173/pamyatnik-ekaterine-v-sankt-peterburge-opisanie-foto

Памятник Екатерине Второй в Санкт-Петербурге

Местоположение: Санкт-Петербург, площадь Островского. Памятник Екатерине Второй расположен между Александринским театром и Невским проспектом.

Ближайшие станции метро: Гостиный двор

Режим работы, часы работы: ежедневно с 07:00 до 22:00

Памятник Екатерине Второй находится в самом центре Петербурга между станцией метро Гостиный двор и Аничковым дворцом. С одной стороны от памятнике Екатерине II находится Александринский театр драмы, с другой стороны от памятника простилается Невский проспект.

Фотография памятника Екатерине Второй и Екатерининского сквера.

Фотография демонстрирует всю красоту Екатерининского сквера, в котором установлен памятник Екатерине Второй. Екатерининский сквер, в народе называют, Катькин сад по имени русской императрицы, чей памятник расположен в центре сквера.

Фотография памятника Екатерине Второй. На заднем плане главный фасад Александринского театра.

На фотографии представлено сразу две достопримечательности Санкт-Петербурга. Первая, разумеется, это памятник Екатерине II на фоне второй достопримечательности — Александринский театр. Это старейший театр Санкт-Петербурга.

Памятник императрице Екатерине II (Екатерине Великой) создавался под руководством русского художника М.И. Микешина и скульптора М.А. Чижова. Торжественное открытие памятника состоялось 24 ноября 1869 года, в день святой Екатерины. Освящение памятника произошло в 1873 году. Высота памятника Екатерине II составляет 15 метров, вес — 30 тонн.

У подножия памятника Екатерине II скульптор разместил фигуры величайших военных, политических и общественных деятелей.

Скульптуры памятника Екатерине Второй

Имя Фамилия Отчество Годы жизни Чем прославился
Александр Васильевич Суворов 1730 — 1800 Величайший полководец в истории России, учитель М.И. Кутузова, генералиссимус.
Пётр Александрович Румянцев-Задунайский 1725 — 1796 Великий русский полководец и государственный деятель, победитель прусской армии короля Фридриха II в войне, продолжавшейся на протяжении 7 лет. Одержал победу над турками в войне 1768-1774 годов. Ввёл в состав России полуостров Крым.
Гаврила Романович Державин 1743 — 1816 Величайший русский поэт, основоположник национальной поэзии.
Иван Иванович Бецкой 1704 — 1795 Выдающийся русский общественный деятель, Президент Академии художеств в Петербурге, создатель школьного образования в России.
Екатерина Романовна Дашкова 1743 — 1810 Инициатор создания Российской Академии Наук (РАН). Первая женщина в мире, ставшая главой управления Академии наук.
Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский 1737 — 1807 Выдающийся российский государственный деятель, полководец и флотоводец. Возглавлял российский флот во время побед при Наварине и Чесме.
Александр Андреевич Безбородко 1746 — 1799 Выдающийся русский государственный деятель.
Григорий Александрович Потёмкин-Таврический 1739 — 1791 Выдающийся русский государственный и военный деятель. Тайный морганатический супруг Екатерины Великой. Основатель российского флота в Чёрном море, выдающийся градостроитель.
Василий Яковлевич Чичагов 1726 — 1809 Великий русский мореплаватель, адмирал. Одержал победу над шведами в войне 1789-1790 годов.

Достопримечательности Санкт-Петербурга поблизости: Александринский театр, Невский проспект, Аничков дворец

Все достопримечательности Санкт-Петербурга

Источник: http://AllPeterburg.ru/PamyatnikEkaterine_II.php

Памятник Екатерине II, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге был установлен на Александринской площади (сегодня это пл. Островского). Автором монумента является художник М. Микешин. Ему помогали архитекторы Д. Гримм и В. Шретер.

Идея установить памятник великой императрице появилась в 1860 году, спустя 100 лет после того, как Екатерина II заняла российский трон. Чтобы доставлять с берегов Ладожского озера гранитный материал под пьедестал, от пристани Летнего сада, специально, были проложены железнодорожные пути.

Колоссальная фигура императрицы, высотой 4, 35 м, выполненная известным скульптором М. Чижовым, облачена в длинную мантию, ниспадающую тяжелыми складками. Памятник изготавливался в несколько этапов. Монтаж проводился несколько лет, с 1862 по 1873 годы.

До церемонии освящения, которая прошла в ноябре 1873 года, монумент добавляли фигурами приближенных императрицы. Среди них: А. Орлов-Чесменский, поэт Г. Державин, полководец А. Суворов, Г. Потемкин и другие видные деятели. Фигуры вокруг постамента выполнены в разных масштабах.

 Среди величественных изваяний, обращает на себя внимание фигура А.В.Суворова, который изображен живо и непосредственно, каким он и был в настоящей жизни.

На первых моделях изваяния были представлены не все фигуры, которые есть сейчас. В 1871 году, 15 февраля, модель осмотрел Александр II, и принял решение добавить число скульптур на пьедестале. В итоге, были установлены изваяния знаменитых флотоводцев.

В руках императрицы скипетр и венок из лавра, у ног уложена корона Российской империи, на ее груди – орден Андрея Первозванного.

На торжественной закладке монумента, которая состоялась в день Святой Екатерины, 24 ноября 1869 года, присутствовал Александр II со своими приближенными. В основание монумента был уложен небольшой ящик с монетами из золота и бронзы. Слух об этом едва не стал причиной раскопок под монументом.

В начале 30-х годов, уже при Советской власти, памятник хотели разобрать, а на место императрицы установить скульптуру Ленина, а вокруг него  вмонтировать фигуры 9 сподвижников вождя, но все остались на своих местах.

В 1988 году Екатерининский сквер был взят под охрану государства. В начале 2000 года была проведена реконструкция сада, которому возвратили  планировку 1878 года.

Чтобы увидеть памятник Екатерине II, необходимо доехать до ст. метро «Гостиный двор».

Фото достопримечательности: Памятник Екатерине II

 

Памятник Екатерине II на карте:

Источник: http://www.1000mest.ru/pamyatnik_ekaterina_2

Памятник Екатерине II

Фото памятника Екатерине II

Бронзовая статуя Екатерине II на площади Островского в Петербурге является памятником архитектуры федерального значения и объектом культурного наследия России.

С момента открытия скульптуры в 1873 году вокруг нее образовалось огромное количество мифов и легенд, памятник стал частью петербургского фольклора.

Например, в народе говорили, что под постаментом статуи зарыт драгоценный перстень, брошенный одной из фавориток Екатерины II в котлован при заливке фундамента.

Легенда оказалось настолько стойкой, что в советское время вполне официально разрабатывался план раскопок с целью найти клад.

Памятник императрице облюбовали вандалы: за годы его существования у Екатерины II неоднократно пропадала корона, у скульптур знаменитых сподвижников императрицы, расположенных вокруг пьедестала, исчезали шпаги, ордена и цепи.

Впервые о необходимости установки в Петербурге памятника императрице заговорили в 1860-ом году, в год празднования 100-летия с момента восшествия Екатерины на престол.

Работа была поручена художнику и скульптору М. Микешину. На сооружение статуи из казны было выделено 316 тыс. рублей. Еще 456 тыс.

рублей было потрачено на обустройство окружающей территории, церемонию открытия и памятные медальоны.

Изготовление памятника и его монтаж заняли у скульптора 11 лет. Пьедестал статуи соорудили из редкого гранита, добытого на Карельском перешейке и доставленном в Петербург по Неве. К месту строительства материал подвозили на поезде.

Высота статуи царицы составляет 4,35 метра. В правой руке Екатерина держит скипетр, в левой – венок из лавровых веток, ее плечи покрыты мантией, у ног находится символ власти в царской России – имперская корона. На лице государыни – легкая улыбка.

У пьедестала Микешин разместил девять статуй знаменитых людей, внесших вклад в русскую историю и искусство во времена правления Екатерины II. Это А. Суворов, Г. Державин, Е. Дашкова, А. Безбородко, А. Орлов, В. Чичагов, И. Бецкой, П. Румянцев и Г. Потемкин. Под каждой статуей – фамилия человека, ставшего ее прототипом.

Микешин планировал увеличить количество бронзовых монументов известных деятелей екатерининских времен, но война с Турцией помешала реализации этой идеи. Известно, что скульптор хотел водрузить на пьедестал памятника А. Сумарокова, Д. Фонвизина и Ф. Ушакова.

В 1930-х годах над памятником нависла угроза уничтожения. Планировалось, что вместо Екатерины II на пьедестал будет водружён Ленин, а скульптуры Суворова и прочих планировалось заменить на 9 статуй членов собранного вождем мирового пролетариата политбюро. К счастью, проект не был реализован.

Читайте также:  Варшавский экспресс в санкт-петербурге - покупки на любой вкус

В 1988 году Екатерининский сад и окрестности стали особо охраняемым государственным объектом. В 90-е годы стартовала масштабная реконструкция памятника и сквера рядом с ним. В результате этих работ ансамблю в полной мере был возвращен изначальный облик.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/pamyatniki/pamyatnik-ekaterine-ii/

Памятник Екатерине II

Памятник Екатерине II был установлен в центре сквера перед зданием Александринского театра 24 ноября 1873 года.

Первоначальный эскиз значительно отличался от осуществленного памятника. Художник М.О. Микешин представил Екатерину в образе обаятельной женщины, с непринужденной грацией держащей в руках венок и лиру – символы славы и искусства. На четырехгранном постаменте должны были разместиться медальоны с портретами Румянцева, Суворова, Потемкина и Державина.

Модель памятника была отлита в бронзе на заводе Шопена и даже участвовала во Всемирной выставке в Лондоне, где ее высокое техническое качество отметили медалью. Памятник понравился Александру II, и в 1862 году модель установили в Царскосельском саду, отметив тем самым столетний юбилей восшествия Екатерины на престол.

В 1863 году петербургский генерал-губернатор князь А.А. Суворов, внук прославленного полководца, обратился с ходатайством к императору соорудить памятник Екатерине II не в Царском Селе, а в столице. Было обозначено и место для памятника  —  в сквере перед Александринским театром.

В июне 1863 году художник Микешин создает новый проект памятника. Высота монумента увеличилась до 21 аршин (около пятнадцати метров), изменена форма постамента, вырастающего на массивном, круглом в плане и суживающемся кверху основании.

На сторонах постамента предполагалось поместить уже не медальоны, а  круглые статуи, причем в число сподвижников Екатерины, был включен еще и И.И. Бецкий, так что общее число фигур увеличилось до пяти.

Проект был рассмотрен в Академии художеств, где пришли к мнению, что памятник не должен быть выше 15 аршин.

Микешин создал другой вариант, где вновь был изменен постамент (вернулись к четырехсторонней форме), причем на трех сторонах предполагалось поместить по два медальона с портретами. Число сподвижников также увеличилось: выбрали также А.

Г. Орлова, В.Я. Чичагова и княгиню Е.Р. Дашкову. Тем не менее, академики высказали очень резкое суждение об этом памятнике. Несмотря на это, Микешин продолжал работу, шлифуя свой проект и не уступая в основных позициях своего замысла.

Модель памятника Екатерине II выполнил по рисунку Микешина его ближайший помощник  — Матвей Афанасьевич Чижов. Утверждение модели памятника последовало 4 февраля 1865 года. Началась работа по лепке из глины и отливке в гипсе больших фигур. В результате проблем с финансированием проекта, работы по созданию памятника затянулись.

3 февраля 1867 года была закончена четырехметровая статуя Екатерины, вылепленная М.А. Чижовым, и после внесения различных исправлений по замечаниям академических профессоров в июне этого же года фигура была отлита из гипса. Первыми выполненными из гипса фигурами для постамента оказались Державин и Дашкова, их приняли в апреле 1868 года.

К декабрю завершили работы над фигурами Румянцева и Суворова, которые, как и остальные портреты сподвижников Екатерины, выполнил Александр Михайлович Опекушин.

15 февраля 1871 года, когда модель  осматривал император Александр II, было принято решение увеличить число скульптур на постаменте.

На стороне монумента, обращенной к Александринскому театру, художник предполагал поместить медальон с надписью, но в итоге вместо нее решили установить изваяния флотоводцев.

Тем временем на площади перед Александринским театром под руководством профессора Давида Ивановича Грима уже велись строительные работы. Для устройства фундамента для постамента вынималась земля в диаметре девяти сажень (около двадцати метров) и на глубину до пяти аршин (три с половиной метра).

Торжественная закладка памятника состоялась в присутствии императора 24 ноября 1869 года, в день Святой Екатерины. В основание памятника положили ящичек с золотыми и бронзовыми монетами и медалями.

Перед началом работ по отливке статуй в бронзе 14 июня 1872 года, гипсовые модели еще раз осмотрел император Александр II. По совету царя, около фамилий сподвижников Екатерины были поставлены их графские и княжеские титулы.

С июня 1872 по май 1873 года все бронзовые деатли памятника были отлиты на литейном заводе Кохуна, принадлежавшем торговой фирме «Никольс и Плинке». Бронзы на памятник ушло почти пятьдесят тонн. Общая высота памятника, как и задумывал Микешин, -пятнадцать метров.

Осенью 1873 года шли работы по шлифовке постамента и установке бронзовых деталей монумента. Наконец, 24 ноября памятник Екатерине II был торжественно открыт.

Источник: http://opeterburge.ru/sight/pamyatnik-ekaterine-ii.html

Памятник Екатерине II

В Санкт-Петербурге немало исторических достопримечательностей. Но есть среди них такие, мимо которых не вправе пройти ни один турист. И памятник Екатерине II – как раз из этого списка. Это 10-метровый монумент на площади Островского, установленный в конце XIX века, в год столетия начала правления великой императрицы.

История возведения

Идея установить памятник Екатерине витала в воздухе еще во времена ее правления. Некоторые из придворных были настолько влюблены в свою императрицу, что хотели навсегда увековечить ее образ в граните и бронзе. Но сама она была категорически против. Считала, что негоже при живой Самодержице делать ее каменную копию.

Вернулись к этой задумке лишь спустя 60 лет после смерти Екатерины – в 1862 году, когда исполнилось 100 лет со дня восшествия императрицы на престол. Инициатором того, чтобы возвести памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге, выступил барон Фредерикс, который входил в близкое окружение Александра Второго.

Чтобы определить, как будет выглядеть будущий памятник Екатерине Второй, был объявлен конкурс, который в результате выиграл скульптор Михаил Микешин.

На тот момент этот мастер был весьма знаменит, так как по его проекту в Великом Новгороде был воздвигнут архитектурный комплекс «Тысячелетие России». И эта работа даже получила награду на международной выставке в Лондоне.

Кстати, если посмотреть на памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге, фото его будет чем-то напоминать новгородскую скульптуру, все-таки сказывается рука одного мастера.

Хоть проект и принадлежал М.Микешину, всеми работами по производству монумента руководил академик Давид Гримм. Он же придумал, как будет выглядеть постамент и орнамент в виде лаврового венка вокруг него. Помимо этого в творческую группу вошли:

  • скульптор Александр Опекшин – он создал фигуры приближенных императрицы, которые окружают постамент;
  • скульптор Матвей Чижов – изваял сам памятник Екатерине 2;
  • архитектор Виктор Шрётер – трудился над фонарями, которые окружают скульптуру.

На изготовление монумента у этих людей ушло 10 лет, работы были завершены только в 1873 году. Пьедестал делали из гранита, который специально привозили в столицу с Карельского перешейка. А сам памятник Екатерине Великой, фигуры ее сподвижников и многочисленные декоративные элементы выполнены из бронзы. Было потрачено порядка 50 тонн этого металла.

Внешний вид

Рассматривая памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге, описание его можно поделить на две части – сама императрица и пьедестал с великими людьми того времени.

При общей высоте монумента 10 метров фигура Самодержицы занимает почти половину (4,5 м).

Скульпторы постарались изобразить Екатерину не железной леди, которую боялась вся Европа, а прежде всего женщиной и этакой «матерью народа российского». Именно поэтому бронзовая императрица даже немного улыбается.

У фигуры присутствуют все необходимые символы власти. На плечи накинута мантия из горностая, перед ногами корона, в одной руке держава, а в другой – лавровый венок. И довершает образ великой и мудрой царицы Орден Апостола Андрея Первозванного.

Что же до фигур других участников композиции, то их 9. И все – люди, которые внесли существенный вклад в процветание страны при Екатерине Второй:

  • Александр Суворов – величайший полководец;
  • Григорий Потемкин – государственный деятель, основатель Севастополя и Днепропетровска;
  • Петр Румянцев-Задунайский – управлявший в свое время Малороссией;
  • Гавриил Державин – знаменитый поэт;
  • Александр Безбородко – руководил всей внешней политикой;
  • Иван Бецкой – президент Российской академии художеств и секретарь императрицы;
  • Екатерина Дашкова – президент Российской академии;
  • Александр Орлов-Чесменский – полководец;
  • Василий Чичагов – полярный исследователь.

По изначальной задумке, памятник Екатерине 2 на площади Островского, а точнее территорию вокруг него должны были дополнить еще 29 скульптур других видных деятелей XVIII века. Но этим планам помешала русско-турецкая война.

Факты и легенды

Существует несколько городских легенд, с которыми связан памятник Екатерине II, Санкт-Петербург передает их из поколения в поколение. По одной из них, под постаментом скрыты огромные сокровища. Рассказывают, что при рытье котлована, одна из зрительниц бросила в яму драгоценное кольцо, а после примеру последовали и остальные женщины.

Еще одна легенда связана с фигурами на постаменте. Ходит мнение, что все эти люди были любовниками Екатерины. Хотя исторически доказана связь императрицы только с Григорием Потемкиным, его даже называют «тайным мужем».

Но что точно правда – так это печальная слава памятника, как самого несчастного в городе. Дело в том, что у него постоянно пропадают какие-то декоративные детали. Их просто крадут охотники за металлами.

Особенно много таких случаев было в 90-х, когда народ пытался заработать чем только возможно. Например, у скульптуры Александра Суворова неоднократно воровали шпагу. И ее пришлось заменять другой.

Так что некоторые элементы гораздо моложе самого памятника, хотя внешне этого не определишь.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/pamyatniki/pamyatnik-ekaterine-ii/

Ссылка на основную публикацию