Морская набережная санкт-петербурга как олицетворение морской столицы

Санкт-Петербург — морская столица России

Санкт-Петербург — это город, рожденный великой идеей выхода России в море. Открыть выход к Балтийскому морю, к Европейским странам — основная цель затяжной Северной войны, длившейся двадцать один год, которую начал Петр I со шведским королем Карлом XII.

В октябре 1702 года русскими войсками штурмом был взят Нотебург, а в мае 1703 года пала крепость Ниеншанц (являвшаяся главным укреплением шведского города Ниен, швед. Nyen, или Ниенштадт, который находился на территории нынешнего Санкт-Петербурга — Охтинский мыс, при впадении реки Охта в Неву, в настоящее время — район Красногвардейской пл. Санкт-Петербурга).

Взятие последней было первой морской победой Петра I в Северной войне. Теперь нужно было укрепить свои позиции, построив на берегах Невы новую крепость.

В мае 27 числа 1703 года на Заячьем острове, в устье Невы в основание крепости Петр заложил первый камень.

Так, под ружейные залпы, крепость, в честь Святого апостола Петра, была именована в Санкт-Петербурх.

В 1721 году Петр I добился окончательной победы, «окно в Европу» было прорублено, а Санкт-Петербург вырос из небольшого форта в столицу империи (в 1712 году был произведен официальный перенос стольного града).

И город, и флот на его верфях строила вся страна. «Петербургские призывы» строителей и мастеров со всей европейской России решали проблему и кадров, и населения «юного града».

Градостроительная идея и уличная сеть формировались на основе гидрографического фактора, царские дворцы и резиденции располагались непременно у воды — набережная Невы, Петергоф, Стрельна, Дубки.

Левобережье Невы, вся территория вокруг Адмиралтейства, было отдано флоту — строителям кораблей и «морского флота служителям».
Не следует забывать и о том, что два скрещенных якоря, морской и речной, являются главным элементом исторического герба Петербурга.

И того, что одним из символов нашего города является кораблик на шпиле Адмиралтейства, летящий на всех парусах над вечно родным для него городом!

Морские фестивали в Санкт-Петербурге и Ленобласти

Поддерживая статус морской столицы России, в Санкт-Петербурге регулярно проводится множество морских фестивалей:

  • В конце мая — начале июня проходит Балтийский морской фестиваль (территория Ленэкспо), который собирает передовых производителей и дилеров маломерных судов из России, Финляндии, Эстонии и других стран. Здесь представляются яхты, катера, оборудование и материалы для яхтсменов, спортсменов, рыболовов. Уже 20 лет выставка является смотром предприятий малого судостроения Санкт-Петербурга. Также в рамках фестиваля проводятся водно-моторные соревнования, соревнования по парусному спорту, яркие шоу и многое другое.
  • День Военно-Морского Флота Российской Федерации отмечается в нашей стране в последнее воскресенье июля.  В Санкт-Петербурге и по всей стране проходит множество памятных и торжественных мероприятий, военные парады и встречи ветеранов.
  • В середине августа у стен Петропавловской крепости проходит  Санкт-Петербургский международный морской фестиваль, который служит ярким завершением Большой Санкт-Петербургской парусной недели. Фестиваль проводится Санкт-Петербургским парусным союзом совместно с Правительством города и Яхт-клубом Санкт-Петербурга. Это один из немногих праздников, где можно помимо современных судов увидеть исторические большие парусники. Обширная программа фестиваля включает соревнования на гичках, мастер-классы по яхтенному спорту, музыкальные, театрализованные и водные шоу, выставки и различные конкурсы.Одно из наиболее зрелищных событий фестиваля — абордаж брига «Триумф».
  • В конце августа в Ломоносове проходит «Ораниенбаумский морской фестиваль» — ежегодные соревнования в Ломоносове среди катамаранов и яхт, концерт, пёстрые воздушные змеи в небе, мастер-классы по грилю и копчению мяса и рыбы, соревнование по финской ходьбе «Морская миля», выставки судомоделистов и авиамоделистов, морское шоу «Абордаж», тест-драйвы катеров и лодок, пленэр художников-акварелистов, летние кафе и аттракционы.

Исторические проекты

Фрегат  «Штандарт»
300 лет назад по указу царя Петра и приказу Губернатора Меньшикова заложили на Олонецкой верфи корабли для флота Российского. Флагманом стал фрегат «Штандарт» — «первенец флота», как его называл царь Петр. Воссоздан в наши дни. Читать далее ->

Малый флот «Штандарта» в Петербурге – капитанские гички. Верфь и мастерская исторического судостроения. На этих лодках любой желающий может выйти в Финский залив, пойти в поход, и поучаствовать в соревнованиях!

Проект «Полтава» — достоверное воссоздание в музейных целях первого крупного корабля Российского военно-морского флота, спущенного на воду в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, начат по инициативе председателя Совета директоров ОАО «Газпром» Алексея Борисовича Миллера и реализуется Яхт-клубом Санкт-Петербурга при его поддержке. Читать далее ->

Источник: http://siluett.spb.ru/sankt-peterburg-morskaya-stolica-rossii.html

02.10.2014 Петербург – морская столица России

И город этот, и флот на его верфях строила вся страна. Страна, уподобившаяся, по образному выражению Пушкина, «спущенному на воду ко­раблю». «Петербургские призывы» строителей и мастеров со всей евро­пейской России решали проблему и кадров, и населения «юного града».

Морское побережье, река, водная стихия стали источником энергии этого города.

Его градостроительная идея и уличная сеть формировались на основе гидрографического фактора, царские дворцы и резиденции располагались непременно у воды — набережная Невы, Петергоф, Стрельна, Дубки.

Левобережье Невы, вся территория вокруг Адмиралтейства, было отдано флоту — строителям кораблей и «морского флота служителям».

Адмиралтейская верфь при Петре I

Кроме главной, Адмиралтейской верфи, появились и другие центры судостроения: верфи Галерная, Охтинская, Партикулярная. Нева была основной «магистралью», главным «проспектом» Петербурга.

На огромной акватории Невы торжественно праздновались триумфы военных побед, а в обычные дни, в повседневной жизни река представляла удивительное зрелище: корабли всех рангов, военные и торговые, с живописными палубными надстройками, с дивной геометрией рангоута, сотни лодок, яхт, парусных и гребных, сновали по реке во всех направлениях — город «распахнулся» к воде, открылся ей всей своей красотой, всей своей необычностью…

Напомним, что именно тогда, когда в Петербург, которому и десяти лет еще не исполнилось, переносилась из Москвы столица России, Петр намеревался центр этой новой столицы расположить на острове Котлин, совсем посреди залива. Есть столицы, расположенные на островах, но остров, превращенный в столицу…

Остров Котлин на гравюре петровского времени

Первый «пласт» населения Петербурга связан или непосредственно, профессионально и житейски, с морем, или с обслуживанием этого «морского люда». И первым регулярным учебным заведением новой столицы становится переведенная из Москвы и в Петербурге радикально преобразованная Морская академия.

Морским кадетским корпусом, Морским училищем, а ныне Морским институтом Петра Великого начинается великолепная история петербургского образования, петербургской педагогики — морской, военной и гражданской.

А в конце XVIII века созданием при Павле I в 1798 году Училища корабельной архитектуры закладываются основы отечественного кораблестроительного образования.

До революции Петербург с его высшими морскими учебными заведениями, с Морской академией и Училищем торгового мореплавания был единственным в России центром высочайшей по качеству подготовки кадров морских офицеров и кораблестроителей.

Из здешних учебных заведений выходили все те, кто побеждал в морских сражениях, кто совершал удивительные по своим профессиональным и научным результатам долгие кругосветные плавания, кто своими научными трудами обогащал мировую науку о море — навигацию, гидрографию, океанографию. Те, кто открывал Антарктиду и внес неоценимый вклад в изучение и освоение Арктического бассейна.

Вся богатейшая русская морская литература вырастает из «петербургского корня».

Здесь работал Морской Ученый комитет, здесь в 1848 году родился и вот уже 156-й год издается (без какого-либо перерыва!) «Морской сборник» — единственный отечественный журнал, сохранивший за полтора века не только свое название, но и свое направление.

Во второй половине XIX века журнал этот был одним из самых прогрессивных, влиятельных и читаемых изданий в России, его передовая роль в общественной жизни формировалась участием в нем знаменитых моряков, выдающихся ученых и первоклассных литераторов и публицистов.

Первый номер «Морского сборника»

В самом центре Петербурга — в Адмиралтействе — с петровского времени размещалось Управление Российским флотом: Адмиралтейств-коллегия, Морское министерство и Адмиралтейств-совет. И главной базой Балтийского флота были Петербург и его «младший и любимый брат» — Кронштадт.

И здесь родились, отсюда «отпочковались» все другие российские флоты — и Черноморский, и Тихоокеанский и — уже в советское время — Северный. Здесь, в Петербурге-Петрограде-Ленинграде, сформировалась российская морская идеология, национальная морская доктрина.

И — что чрезвычайно существенно — здесь на протяжении всех трех веков истории нашего города постепенно вырабатывалась отечественная морская культура.

Она стала важнейшей гранью, неотъемлемой составной частью того феномена мировой цивилизации, который мы называем петербургской культурой. Корпоративный дух моряков, высокий профессионализм и великолепная «образованность природой» этой профессии, охватывающей практически все науки, точные и гуманитарные, и все стороны практической жизни и человеческих отношений.

И вряд ли покажется натянутым утверждение, что эта универсальная и в тоже время специфическая «морская культура» является одной из важнейших частей петербургской «культурной конструкции» в целом.

«Морской дух», осознание, самоидентификация петербуржцами себя жителями морской столицы, особое настроение, атмосфера, возникающая из этого самосознания, — один из «столпов», на которых стоит Петербург.

Моряки представляют одну из самых образованных корпораций в стране — корпорацию, из которой вышли многие выдающиеся люди.

Очень заметное в истории Петербурга, в его жизни морское сообщество, не замыкавшееся в себе, а «прораставшее» в различные ячейки научной и общественной жизни столицы, даже сама праздничность морской формы, пресловутый «морской шик» всегда были непременной — и очень важной — частью культурного бытия Петербурга-Ленинграда, парадного и повседневного…

Да и сам город всегда очень дорожил всем, что выявляло его «морскую сущность», хранило его «морскую память». Здесь и крупнейшие флотские культурные очаги: Центральный военно-морской музей, военно-морские архивы и знаменитая Военно-морская библиотека. Здесь памятники русским морякам — адмиралам, «плавателям вокруг света» и подвигам простых моряков.

Здесь морские храмы и потрясающий своим архитектурным совершенством Николо-Богоявленский собор, более известный под именем Никольского морского, и Пантелеймоновская церковь, сооруженная в честь победы молодого Балтийского флота при Гангуте, и Чесменская церковь.

И отмеченные изображением якорей надгробия на могилах русских моряков на разных кладбищах Петербурга.

Николо-Богоявленский собор

Не следует забывать и о том, что два скрещенных якоря, морской и речной, являются главным элементом исторического герба Петербурга. И того, что одним из символов нашего города является кораблик на шпиле Адмиралтейства, летящий на всех парусах над вечно родным для него городом!

Таковы обоснования весьма важного для нас утверждения о том, что Петербург — не просто морская столица России, но, может быть, единственный приморский город в мире, в котором сосредоточены все без исключения грани этого многозначного понятия, все разнообразные функции его определяющие. Петербург не просто был и жил рядом с морем — Петербург сросся с проникшим в него морским духом, настроением.

Приходится, однако, отметить, что в нынешнем Петербурге многое из этой «морской столичности» утрачено. Город как бы «отвернулся от воды» — от стихии, ради которой он и был триста лет назад замыслен и рожден.

Далеко на запад переместилась главная база Краснознаменного Балтийского флота. Совершенно опустела акватория Невы, прежде самая оживленная часть города. Пока что нет у города и «морского фасада».

Имеющий великолепные традиции петербургский парусный спорт переживает нынче очень нелегкие времена.

И очень обидно бывает идти по тротуару Дворцовой набережной, почти не встречая и не обгоняя других прохожих — набережные Невы в обычное, непраздничное время стали самым пустынным местом в городе, если не считать, разумеется, сотни автомашин, несущихся мимо тебя по мостовой, вдоль пустынной реки.

Нева, ее рукава и притоки, старинные каналы как-то перестали быть «главными проспектами и улицами» Петербурга, ушли из контекста повседневной жизни, оставшись лишь приметами «парадного», «плакатного» Петербурга, сюжетом для открыток.

И хотя есть в Петербурге Морской совет, работают музеи и благополучно проходит каждый год прием в разнообразные морские учебные заведения Петербурга — академии и высшие училища, университеты, единственное в стране Нахимовское училище и Морской кадетский корпус в Кронштадте, — все же утрата «морского духа», его «выветривание» из повседневной жизни города, разобщение «морского сообщества» ощущаются явственно.

Это и грустно, и тревожно. Город, рожденный великой идеей выхода России в море, не может этой идеи ни забыть, ни исказить. Недаром ведь его осеняет золоченый кораблик, парящий над ним на свежем балтийском ветру, дующем в тугие паруса.

Густав Богуславский

Читайте также:  Василий демут-малиновский - скульптор и декоратор

Источник: https://www.postkomsg.com/history/200732/

Морская столица

Санкт-Петербург — город морской славы и признанная морская столица нашей страны, центр судостроения и подготовки морских кадров.

Это значение закреплено в гербе города, на котором со скипетром скрещены морской и речной якоря. А городское пространство Северной столицы предельно насыщено морской символикой.

Один из главных морских символов города — Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова. У их подножия находятся статуи — архитектурные символы русских рек Волги, Днепра, Невы и Волхова.

На самих колоннах расположены ростры (носы кораблей) — символ морских побед. Когда-то Ростральные колонны служили маяками для приходивших в город кораблей.

Сегодня по большим праздникам на их вершине, как и прежде, горит путеводный факел.

Еще один знаменитый морской символ города — кораблик на шпиле Адмиралтейства. В любую погоду позолоченный парусник указывает направление ветра.

И так уже почти 300 лет, за которые он (как и золотая игла, увенчанная им) стал одним из “брендов” Санкт-Петербурга.

Придумал этот знаменитый петербургский знак голландский архитектор Харман ван Болос, по его проекту здание Адмиралтейства перестраивалось в 1719 году.

Не менее знаменит и крейсер “Аврора”. Правда, из его истории большинство из нас знает только эпизод с холостым выстрелом, давшим сигнал к взятию Зимнего в роковой день 25 октября 1917 года в 21:45 и перевернувшим историю России.

Но в истории корабля, сошедшего со стапелей завода “Новое Адмиралтейство” в 1900 году, были и более славные страницы. “Аврора” в составе второй Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рождественского участвовала в Русско-японской войне 1904—1905 годов.

С 1909 по 1912 год она совершила несколько дальних походов с экипажем гардемаринов. В годы Великой Отечественной войны башенные орудия “Авроры” демонтировали и использовали для защиты Ленинграда. При советской власти крейсер “Аврора” стал учебным и почитался как один из символов революции.

А после нескольких капитальных ремонтов корабль встал на вечный прикол напротив Нахимовского училища.

Подводная лодка “Народоволец” была построена на Балтийском заводе в 1927—1931 годах. В 1930-е лодка находилась в составе Северного флота, в годы Великой Отечественной войны принимала участие в боевых действиях на Балтике и до 1957-го входила в состав краснознаменного Балтийского флота.

С 1957 по 1987 год использовалась в качестве учебно-тренировочной станции. В 1989-м лодка “Народоволец” по инициативе ветеранов-подводников установлена на берегу Финского залива как памятник.

После ремонтно-восстановительных работ в 1994 году она стала музеем, в котором экскурсантам приходится пролезать в горизонтальные и вертикальные люки, карабкаться по крутым узким лестницам.

Неподалеку от здания Горного института, на набережной Лейтенанта Шмидта, пришвартован один из самых необычных музеев Северной столицы, единственный в мире действующий ледокол-музей — легендарный ледокол “Красин”. Судно водоизмещением свыше 10 тыс. тонн и мощностью 10 тыс. л. с.

было построено в 1916 году фирмой “Армстронг” на верфях Ньюкасла по заказу российского Министерства торговли и промышленности. При рождении судно получило звучное и яркое имя “Святогор” и долгое время (вплоть до появления атомных ледоколов) являлось одним из самых мощных ледокольных судов в мире.

Однако Российской империи “Святогор” прослужил недолго: вскоре после революции 1917 года, во время борьбы с иностранной интервенцией, ледокол затопили. После чего англичане легко подняли корабль и увели. Несколько лет он ходил под британским флагом. А потом благодаря стараниям Леонида Красина, бывшего в то время советским полпредом в Англии, корабль вернулся на родину.

И даже был переименован в честь своего “освободителяˮ. Прежде чем превратиться в музей, ледокол “Красин” более 80 лет бороздил северные моря, проводя сквозь толщи льдов исследовательские и торговые суда. Экипаж судна принимал участие в многочисленных спасательных экспедициях — например, вызволял из ледового плена пассажиров парохода “Челюскин”.

Ну а всемирно знаменитым “Красин” стал в конце 1920-х благодаря двум спасательным операциям: его экипаж спас команду дирижабля “Италия”, потерпевшего аварию у Северного полюса, а также немецкий пароход “Монте Сервантесˮ с 318 членами команды и 1500 пассажирами на борту.

День Военно-морского флота по традиции отмечают в последнее воскресенье июля, которое в этом году приходится на 30-е число. Ежегодно праздник сопровождают обширная культурная программа, спортивные соревнования, праздничные гулянья, концерты с участием звезд. Главным же событием является традиционный военно-морской парад. В этом году он пройдет на рейде Кронштадта. Ожидается, что в нем примут участие 36 боевых кораблей всех четырех флотов России. Среди них тяжелый атомный подводный ракетный крейсер “Дмитрий Донской”, тяжелый атомный ракетный крейсер “Петр Великий” и ракетный крейсер “Маршал Устинов”. Компанию им составят всемирно известные российские парусники “Седов”, “Мир” и “Крузенштерн”.

Источник: http://where.ru/spb/magazine/one/708

Петербург без моря

Морская набережная — центр большинства портовых городов, любимое место горожан и туристов. В Петербурге её нет.

На морской набережной швартуются лодки местных жителей, здесь расположены рестораны и сувенирные лавки, молодёжь катается на роликах и скейтах, влюблённые парочки любуются лучами заходящего солнца, старики выходят подышать свежим морским бризом, а целые семьи совершают вечерний променад и смотрят на плывущие вдали белоснежные океанские лайнеры.

Так происходит во многих приморских городах мира — европейских и латиноамериканских, российских и зарубежных, основанных совсем недавно и уходящих корнями в глубь веков. Но в Петербурге всё совсем не так.

Вот человек прогуливается летним днём по набережной Фонтанки.

Он идёт в западном направлении, минует Старо-Калинкин мост, бывший «Рускомплект», какие-то склады… Вот он уже чувствует лёгкий запах моря, над его головой кричат чайки, лицо приятно освежает прохладный ветерок, и впереди вырастает стена. Пятиметровый кирпичный забор «Адмиралтейских верфей» надёжно защищает горожан от моря, а море — от горожан.

То же самое случится и в прочих уголках петербургского исторического центра, да и не только его. Гуляешь ты по Мойке или Пряжке, предпочитаешь Васильевский или Крестовский — моря видно не будет или почти не будет.

Пожалуй, особенно обидно людям, лет 30 назад купившим квартиры в новостройках на западе Васильевского острова. Многие из них намеренно выбрали «видовые» квартиры, из которых был виден залив.

И хотя морская набережная в ту пору большей частью представляла собой неблагоустроенный пустырь, плавно переходящий в Балтийское море, всегда оставалась надежда на то, что её доведут до ума.

Здесь можно было даже купаться.

За этот небольшой срок Морская набережная Васильевского успела «сняться» в нескольких фильмах — в частности, в культовом «Брате» Алексей Балабанова (сцена перестрелки). При всей своей непрезентабельности в 1990-е она стала таким же символом города, как и строящаяся тогда дамба.

Но в 2000-е Васильевский уже во второй раз с 60-х годов «намыли» — и из окон счастливых обладателей прежнего «Морского фасада» теперь виден не залив, а тривиальные панельные многоэтажки, которые успели построить уже в XXI веке.

И это при том, что 5-10% рыночной цены квартиры — это плата за вид из окна. А самым престижным считается именно вид на воду: так, одни из самых дорогих квартир исторической части Петербурга — это апартаменты на набережных Мойки, Фонтанки и канала Грибоедова.

Теперь квартиры «с видом на море» продают в новых зданиях, построенных уже на намыве. А потом построят ещё.

Так вспомнят ли когда-нибудь проектировщики, что Петербург — это всё-таки ещё и город на Финском заливе? Тут мнения экспертов разделились.

«Есть мнение, что ЗСД испортил вид на Финский залив, но мне такой взгляд видится ретроградским, — рассказал «Луне» кандидат экономических наук, доцент СПбГЭУ Андрей Песоцкий.

— Западный скоростной диаметр, который недавно соединил север и юг нашего города — это, безусловно, достижение градостроительства.

Петербург должен развиваться, и ему жизненно необходимы скоростные магистрали».

Также следует учесть, что в тяжёлой экономической ситуации последних лет власти едва ли пойдут на полноценный переезд «Адмиралтейских верфей», уверен Песоцкий. Ведь перевод индустриальных мощностей расположенных на Матисовом острове заводов требует немалых затрат, которых сейчас в бюджете города явно не найдётся.

А вот урбанист Александр Минаков уверен, что вывести заводы и фабрики из центра Петербурга было бы разумно. Правда, случится это нескоро.

«Думаю, что Морская набережная появится на Васильевском острове уже в рамках освоения намыва, — рассуждает эксперт.

— Кроме того, есть предпосылки для создания набережной на Юго-Западе и в районе Лахта-Центра.

Это сделает Петербург похожим на Нью-Йорк, где также нет океанского променада — зато есть Брайтон Бич, который больше похож на наш парк 300-летия — он тоже далеко от центра и покрыт песком».

Поскольку Петербург основан Петром I, хорошим тоном будет спросить: а как первый российский император отнёсся бы к теперешнему положению вещей?

Вероятно, Пётр восхитился бы, что его детище стало крупнейшим европейским мегаполисом в столь северных широтах. Вполне возможно, что и грандиозные сооружения последних лет — дамба, кольцевая, стадион «Крестовский» и небоскрёб «Лахта-Центра» — привели бы самодержца в восторг. Но то, что Морской набережной в Петербурге нет, Петра I наверняка бы возмутило.

Ведь он намеренно начал строить Петропавловскую крепость ниже по течению Невы, чем располагался шведский Ниеншанц. Для этого пришлось пожертвовать даже удобством горожан — в отличие от Охты, значительная часть петербургского центра расположена в изначально низменных местах, которые и по сей день заливает в ходе наводнений.

И это при том, что за 314 лет уровень суши здесь сильно поднялся.

Более того, хорошо известно, что петровский указ о запрете мостов через Неву действовал ещё долго и после смерти императора — закон был призван развивать частное судоходство, чтобы у каждого жителя была лодка для переправы из Адмиралтейской части на Васильевский и Петербургскую сторону, где поначалу располагался городской центр.

Многие исторические планы развития Северной Столицы, от Леблона до позднесоветских проектов, поступательно развивали город и в западном направлении — к береговой линии залива.

В наши дни некоторые урбанисты связывают надежды на появление полноценных морских набережных с постепенным благоустройством уже новых районов города.

«Такую набережную планируют в будущем организовать на западной оконечности намыва Васильевского острова, — рассказал координатор движения «Красивый Петербург» Стив Каддинс.

— Также какое-то подобие набережной должны благоустроить в начале Ленинского проспекта на юго-западе города, это тоже намывные территории.

В очень далёкой перспективе, через несколько десятилетий, она могла бы появиться и на месте нынешнего порта и прибрежных территорий Кировского завода.

Но город на Неве не одинок в этой проблеме, напомнил Каддинс. Ведь в целом ряде европейских городов-портов, переживших промышленную революцию XIX-XX вв.

, значительная часть прибрежной зоны была отведена под склады и заводы.

Просто где-то (Барселона) процесс вывода промышленных предприятий и благоустройства береговой линии был запущен ещё в 1990-е и близится к завершению, а где-то (Осло) он только начинается.

Однако вывод с насиженного места «Адмиралтейских верфей» в ближайшее десятилетие едва ли возможен, считает редактор портала Restate.ru в Петербурге, урбанист Алексей Шишкин. В первую очередь, по макрофинансовым причинам. А вот шансы увидеть благоустроенные для граждан набережные по Финскому заливу у петербуржцев всё же есть.

«Во-первых, это реализация проекта Golden City, разработанного голландцами, для намывных территорий Васильевского острова, — объясняет специалист. — Во-вторых, редевелопмент промышленных и складских зон. Самый вероятный кандидат тут — Канонерский остров, который формально уже готов к тому, чтобы стать приморским парком.

Третья надежда на морскую набережную — Лахта с башней «Газпрома». Там с большой вероятностью появятся общедоступные пространства высокого класса с выходом к воде, это вопрос статуса.

 В Петербурге давно идёт процесс преобразования бывших заводских цехов, газгольдеров и складов в модные лофты, коворкинги и галереи, но до порта он пока не добрался.

Читайте также:  Москва - петербург: начало противостояния

Так уж получилось, что Петербург по «типажу» это не Хельсинки или Генуя, а скорее Рига, Гданьск или Гамбург. Города с крупными грузовыми портами индустриальной эпохи часто бывают отделены от моря обширными промышленно-складскими зонами.

В таких городах доступ к морю в центре города, как правило, перекрыт.

Какие-то участки бывших портовых зон урбанисты «отвоёвывали» на рубеже ХХ и ХХI столетия, в основном же в морских городах этого типа реальным и общедоступным «Морским фасадом» становятся пригороды-курорты: Юрмала, Сопот… Зеленогорск».

Пока же петербуржцам и гостям города остаётся довольствоваться морскими набережными на периферии «Большого Петербурга»: новыми, в районе «Балтийской жемчужины» и Парка 300-летия, и старыми — в Петергофе и Кронштадте. Ехать до них из центра города — не меньше часа.

Дмитрий Витушкин

Источник: http://luna-info.ru/discourse/sealess-spb/

Город Морской славы

  • Главная
  • Экскурсии
  • Обзорные экскурсии по Санкт-Петербургу

Петербург и море связаны неразрывно. Отсюда началась великая история флота Российского, здесь блистали легендарные флотоводцы, покрывшие себя бессмертной славой. Петербург неразрывно связан с морской славой России. Город возник во время войны за выход России к просторам Балтики, поэтому с морем связано множество памятных мест в Петербурге. Все великие города рождены реками.

Каждая сообщает им свой характер, ритм волн, порывы ветров. Нева одарила Петербург особой мощью, широтой дыхания, пространственным размахом, гордой морской душой. В любое время года, во всякий час дня и ночи, парит над Санкт-Петербургом золотой кораблик с вымпелами, прорезанными Андреевским крестом, поднятый иглой Адмиралтейства.

Окрыленный парусами адмиралтейский кораблик не случайная декоративная фантазия архитектора. Это отличительный знак, пожалованный Петром Великим Петербургу, как столице российского флота. Молодой царь на Плещеевом озере (вблизи Переяславля-Залесского, Владимирской обл.) положил начало отечественному судостроению.

Знаменитое озеро было только купелью, в которой «крестили» новорожденный флот. Лишь Нева стала колыбелью и матерью морского военного флота, а город на ее берегах — его духовной и государственной столицей. Мысль о создании морской державы не могла не возникнуть у Петра, характер которого был родственен морской стихии. Родство Петра и моря воплотил скульптор Э.

Фальконе, создав постамент конного памятника основателю российского флота в виде взметенной морской волны, вырубленной из гранитного монолита. Петербург начинался как морская крепость, передовым редутом которой стал Кронштадт.

Пушкин в своем труде «История Петра Великого» писал: «Посреди самого пылу войны Петр Великий думал об основании гавани, которая открыла бы ход торговли с северо-западной Европой и сообщение с образованностью». Именно здесь в творческом порыве Петра органично вошло в русскую речь голландское слово — флот, которое тотчас во всей реальности было принято всеми сословиями.

Олицетворением единства новой строящейся столицы с флотом явился сам Петр. Державный властитель, он детально знал все тонкости морского дела, на практике овладел искусством вождения всех типов судов-кораблей, фрегатов, яхт, галер, проявил талант флотоводца в морских сражениях и лишь постепенно, по заслугам, принимал морские чины.

Свой опыт Петр обобщил в написанном им и изданным в 1720 году уставе. Петр также был искусным кораблестроителем. Он изучил корабельную архитектуру, сам проектировал суда и исполнял их чертежи, для примера работал на стапелях топором, как умелый плотник. Должность «главный корабельный мастер» была не почетной, а действительной.

Записи в «Журнале Петра» свидетельствуют, что находясь в Петербурге, царь почти ежедневно посещал Адмиралтейскую верфь, лично участвовал в спуске судов со стапелей в Неву, посещал корабли, шел на них в Кронштадт, катался на яхте по Финскому заливу, Неве, Ладожскому озеру. Рождение каждого нового корабля отмечалось торжественной пушечной пальбой, военной музыкой и пиром.

Две ипостаси Петра как императора и флотостроителя сказались в коренном двуединстве Санкт-Петербурга, который рос и укреплялся, как державная столица и как духовная и фактическая столица российского флота. Это значение отражается в гербе Санкт-Петербурга, скомпонованного из двух скрещивающихся якорей (морского и речного) и скипетра.

Наглядное проявление феномена Петербурга, как морской столицы, проявилось в устройстве на левом берегу Невы, в одном ряду с Летними и Зимними палатами Петра Адмиралтейства.

По чертежу Петра в 1704 году заложили и построили комплекс адмиралтейских строений, который включал крепость, верфь, причал, помещение для хранения корабельных моделей и, собственно, Адмиралтейство — здание в котором собирались высшие флотские командиры — адмиралы.

С 1717 года здесь находилась адмиралтейская коллегия, спустя сто десять лет преобразованная в Адмиралтейский совет. Значение титула морской столицы державы было очень велико для нашего, тогда еще молодого, города.

Сам факт того, что в новом городе строятся корабли, а, следовательно, и есть все возможности для этого, давал городу огромное преимущество в сотрудничестве и развитии отношений с зарубежными и российскими коллегами по этому делу перед остальными городами, в т.ч. и перед Москвой. Позднее из Санкт-Петербурга корабли уходили как в морские сражения, так и в научные экспедиции. Балтийские матросы сыграли большую роль в революционных событиях начала XX века, а в суровые блокадные годы неувядаемой славой покрыли себя экипажи кораблей, защищавшие город. В боях на суше участвовали кадровые бригады морской пехоты и подразделения моряков с кораблей, вставших на прикол в Кронштадте и Ленинграде. Корабельная и береговая артиллерия (345 орудий калибром 100−406 мм, в случаях необходимости вводилось более 400 орудий) эффективно подавляла батареи противника, содействовала отражению сухопутных атак, поддерживала наступление войск.

Во время обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу вы увидите Галерную гавань, Адмиралтейство, а также ледокол «Красин», крейсер «Аврора», подводную лодку «Народоволец» — прославленные корабли, ставшие памятниками. Также вы сможете посетить Центральный военно-морской музей, хранящий множество флотских реликвий. Экскурсия будет интересна как для взрослых, так и для школьников.

По закону РФ №152-ФЗ от 27.06.06г. обращаем Ваше внимание на то, что без предоставленных персональных данных заявка-подтверждение в дальнейшем обрабатываться не будет!

Транспортное обслуживание

Услуги гида

Входные билеты в музеи

Компания оставляет за собой право менять последовательность показа экскурсионных объектов.

Информация о средствах размещения, местах питания, музеях предоставлена с официальных сайтов. Сайты указанны в интернет — ссылках по тексту договора с официальных интернет — страниц партнеров. За информацию, размещенную на сайтах партнеров компания ответственности не несет.

По закону РФ №152-ФЗ от 27.06.06г. обращаем Ваше внимание на то, что без полностью предоставленных персональных данных заявка-подтверждение в дальнейшем обрабатываться не будет!

Источник: https://paradisetours.ru/trips/obzornye/gorod-morskoy-slavy/

Лучшие морские виды Петербурга

Знаменитый мол-пристань, на котором впоследствии будет построен старейший деревянный маяк, был сооружён ещё в 1709 году. Будущую Купеческую гавань оборудовали для стоянки военного флота. А пирс служил для неё своеобразным ограждением.

Потом, когда места даже для военных судов в Кронштадте стало не хватать, Пётр первый вместе с инженером Лейном спроектировали ещё несколько крупных гаваней.

Рядом находится знаменитая Петровская пристань, где до сих пор стоят военные корабли и куда приходят туристические суда из Петергофа и Петербурга.

Она же Петербургская. Её построили вместе с новыми кронштадтскими гаванями на излёте Петровской эпохи. Именно до неё ходили суда из Петербурга. Её построили уже после того, как Россия победила в Северной войне, и Кронштадт на время стал мирным городом. В настоящий момент пристань уже давно не функционирует. Зато отсюда открывается лучший морской вид на Петербург.

В столицу фонтанов по морю ходили буквально с самого её основания.

Для этих нужд и была воздвигнута Петродворцовая пристань, аккуратно выложенная валунами, окружённая старинными зданиями эпохи барокко, с примыкающим к небольшой Петродворцовой гавани Морским каналом, который вёл прямо от фонтана «Самсон». На залив можно взглянуть и в районе Марли. С этой возвышенности открывается великолепный вид на остров Котлин и водную гладь залива с волнами-барашками и чайками.

  • АдресНижний парк в Петергофе

Лучший вид на залив в относительном центре Петербурга. На огромной и пока ещё пустующей намывной территории есть только причал для кораблей, отходящих за границу. А так можно прогуливаться, смотреть на чаек, которые летают над водой, и наслаждаться видом одновременно на Кронштадт, Петергоф, Сестрорецк. А какой открывается вид с окрестных домов!

Во-первых, это отличное место для отдыха в жаркие дни: тёплая вода, в которой можно купаться, сносная инфраструктура и остановки всех возможных видов транспорта неподалёку. Кроме того, это и лучший вид на залив со стороны Курортного района. Просматривается и берег до Зеленогорска, и Кронштадт, и Сестрорецк. Красота, прямо как на юге.

Когда рядом достроят стадион и Западный скоростной диаметр, всё будет вообще замечательно. Ну а пока можно наслаждаться красотой островов напротив, уютным и чистым пляжем, многочисленными лодочками и яхтами, проплывающими вокруг. А когда на море шторм, здесь можно вовсю насладиться стихией: волны тут особенно высокие. Одна беда — укрыться негде.

  • Адресокончание Приморского проспекта

Залив прекрасен с земли. Но ещё лучше он выглядит с воздуха. Подняться на вертолёте обойдётся в несколько тысяч рублей в час, но, поверьте, оно того стоит.

Источник: https://www.fiesta.city/spb/routes/luchshie-morskie-vidy-v-peterburge/

Экскурсия «Санкт-Петербург — морская столица России»

Экскурсия «Санкт-Петербург — морская столица России»Морская столица России – один из многочисленных титулов Санкт-Петербурга. И этот громкий статус нельзя назвать формальным: Петр I задумал новый город как будущий порт для торговых связей с европейскими государствами. Удобное транспортное расположение по отношению к Европе (на берегу Балтийского моря) предопределило бурное развитие Петербурга. Сегодня северный мегаполис сохраняет статус морской столицы: через петербургский порт происходит 50% импорта и экспорта в России со странами Евросоюза.Экскурсия «Петербург – морская столица России» поведает не только об истории развития легендарного города, но и даст возможность увидеть самые значимые объекты, которые позволили ему получить такой титул:

  • Военно-морской музей (самый крупный морской музей в мире, в экспозиции представлено свыше 800 тысяч единиц);
  • Стрелка Васильевского острова (здесь находился первый торговый порт);
  • Памятник «Петр-плотник»;
  • Ледокол-музей «Красин» (единственный ледокол-музей в мире);
  • Подводная лодка «Д-2» («Народоволец»);
  • Морской фасад Петербурга на Васильевском острове;
  • Медный всадник;
  • Адмиралтейство (первая российская верфь);
  • Николо-Богоявленский морской собор;
  • торговый порт и другие тематические достопримечательности.

Возможно посещение некоторых музеев по предварительному запросу участников. Программа рассчитана на маршрут комфортабельного экскурсионного автобуса. Предполагается несколько остановок с осмотром интересных объектов. Экскурсию ведет опытный гид. Участников ожидает увлекательный рассказ об истории развития Петербурга как морской столицы, любопытные факты о достопримечательностях и перспективах.Так, например, в нашем городе планируется строительство 6 ледоколов, упрощается визовый режим для пассажиров на круизных лайнерах. Петербург продолжает оправдывать звание морской столицы. И, возможно, уже через 3 года через порты Северной столицы в сезон будет прибывать около 8 миллионов туристов.Так, например, в нашем городе планируется строительство 6 ледоколов, упрощается визовый режим для пассажиров на круизных лайнерах. Петербург продолжает оправдывать звание морской столицы. И, возможно, уже через 3 года через порты Северной столицы в сезон будет прибывать около 8 миллионов туристов.Содержание экскурсии будет интересно участникам любого возраста. Приглашаем совершить увлекательное путешествие и ощутить морской дух, так присущий Петербургу.

  • Смотрите:  экскурсия «Памятники военных побед»

Источник: http://www.cit-service.ru/ekskursii_v_sanktpeterburg/ekskursii_v_sankt_peterburg/sanktpeterburg_morskaya_stolica_rossii/

Как Петербург становился морской столицей

Почему именно в Петербурге долгое время находилось единственное военно-морское учебное заведение в стране, как сюда приплывали иностранцы и отчего петербургский флот служил «украшением» для российских императоров?

Историк Лев Лурье рассказал «Бумаге», что флот значил для Петербурга в царские и советские времена и почему сегодня День ВМФ — важный городской праздник.

Историк

Кронштадт, адмиралы и морской корпус: был ли Петербург военно-морским городом

Город Санкт-Петербург действительно был создан как база военно-морского флота на Балтике. И он случайно стал городом, а потом столицей. Петр хотел основать столицу, как известно, в Таганроге.

Но в результате Прутского похода, в котором русская армия потерпела поражение, берега Русского моря оказались у турок.

Петр думает: куда же мне перенести столицу? Оказалось, что есть только одно место, — Петербург.

Военно-морским городом Санкт-Петербург особенно никогда не был. Главная морская база находилась в Кронштадте (с 1720-х — прим. «Бумаги»), а потом, с присоединением Финляндии, ей стал Гельсингфорс (сейчас Хельсинки — прим. «Бумаги»). А также Ревель и Або (сейчас Таллин и Турку — прим. «Бумаги»).

Так что вплоть до 1917 года здесь швартовались только императорские яхты. И все адмиралы в Петербурге — это были люди уже не плавающие, вышедшие в отставку, ставшие государственными деятелями, вельможами. Как, например, Врангель или Крузенштерн. Или пошедшие на придворные должности, как адмирал Нилов, любимый адъютант Николая II, или морской министр Меншиков.

Читайте также:  История транспорта санкт-петербурга

Но важно сказать, что флот считался одним из самых аристократичных родов войск. Морские офицеры выпускались только одним учебным заведением в стране — это был Морской корпус, который сейчас называется Морской корпус Петра Великого, а раньше — Фрунзенское училище. Брали туда в основном наследственных моряков — это был такой клан.

Острова, гавани и укрепления Кронштадта. Середина XIX века

Петербургский большой сезон открывался в главном морском корпусе, где Наташи Ростовы танцевали с гардемаринами в присутствии матушек, батюшек и большого света. А императоры (по крайней мере, начиная с Николая I) считали честью проводить [открытие сезона] на императорских яхтах.

Так что казармы Гвардейского экипажа, который обслуживал эти яхты, находились на нынешнем канале Грибоедова (тогда — Екатерининском) рядом с Никольским морским собором — главным собором военного флота в России.

Поэтому этот романтический кусочек Коломны, где протекает действие «Белых ночей» Достоевского, связан с такой красивой частью [жизни] русского флота, как некого потешного флота русских царей.

Так продолжалось примерно до 1905 года, когда флот — но теперь уже матросы — показал свое страшное лицо. Было кровавое восстание в Кронштадте с убийством офицеров. Затем февраль 1917-го, когда сотни морских офицеров были убиты во всех базах флота и в том числе Петрограде.

Затем попытка кронштадтских «братишек» захватить Петроград в июле 1917 года. И наконец, октябрь 1917-го, захват «Авроры», захват района города, который относится к нынешней Английской набережной.

Крюковские казармы, где сейчас Военно-морской музей, были центром этой пиратской банды.

«Бриллианты в короне императоров»: зачем Петербургу был нужен флот

Петербург в значительной степени использовал военно-морской флот как украшение, бриллианты в короне русских императоров. И поэтому для Петербурга всё это чрезвычайно важно: Адмиралтейство, биржа, вода.

Для Петербурга, в отличие, например, от Севастополя, флот — это больше светский элемент, чем элемент повседневной жизни. Те офицеры и адмиралы, которые служили на кораблях, в Петербурге не жили: они здесь учились, бывали, но частью городского быта не были. Скорее частью петербургской жизни были гвардейские офицеры — пехотные или кавалерийские.

С военно-морским флотом больше связан советский Ленинград. Именно здесь в сталинские годы открыли огромное количество военно-морских училищ — имени Дзержинского, подводного плавания. В 1944 году открывается Нахимовское училище. Именно тогда появляются парады в День Военно-морского флота.

В годы моего детства и юности морской офицер был гораздо более обычной частью пейзажа, чем сейчас. В советское время морские офицеры отличались большой элегантностью и интеллигентностью — больше, чем сухопутные. Потому что математика, языки и так далее.

У них была прекрасная черная форма с золотыми пуговицами, бортиками.

И все высококлассные рюмочные около Адмиралтейства были заполнены этим прекрасным военно-морским людом — вежливым, встававшим, чтобы уступить место женщинам, и вообще задававшим некий тон в советское время.

Эсминец «Новик». Спущен на воду в 1911 году

Сейчас [роль военно-морского флота] в значительной степени изменилась. Отчасти в связи с изменением флота вообще, которое идет с хрущевских времен: повышается роль подводного флота. Естественно, главными флотами являются северный и тихоокеанский, а значение Балтийского и Черноморского падает.

Путешественники и зарубежные порты: как в Петербург приезжали пассажирские корабли

К Петербургу больше имел отношение пассажирский или грузовой флот. Петербург был крупнейшим портом России: здесь всё перегружалось, а потом, когда уже прорыли Морской канал, шло на Запад. Например, зерно.

До 1850-х годов, до появления железной дороги в Европу, которая шла через Варшаву, главным портом, откуда отправлялись в Петербург пассажирские пароходы, был Любек — ближайший немецкий порт. Это могла быть и Рига, и Данциг (сегодня — Гданьск — прим. «Бумаги»), но, как правило, был почему-то Любек. Все путешественники — барон де Кюстин, Александр Дюма — плыли оттуда.

Потом пассажирское сообщение по воде уже не имело большого значения: оно осуществлялось по железной дороге. [Путешествие на пассажирских судах] стало экзотикой, как и сейчас. «Титаник» сюда не ходил. Но можно вспомнить «философский пароход» 1922 года, на котором цвет петроградской интеллигенции отправили за границу в ссылку. Это тоже был пароход.

Троицкий мост, середина XIX века. Неизвестный литограф по рисунку Л.-Ж. Арну

Верфи и день ВМФ: что создает образ Петербурга как морского города сегодня

Конечно, с точки зрения имиджа образ морского города имеет значение, потому что командование ВМФ Российской Федерации находится в Петербурге. Это единственный род войск, которым руководят не из Москвы. Петербург — крупнейший речной порт в России и один из крупнейших в Европе. Потому что корабли типа Волго-Балт идут через Волгу, Ладогу в Западную Европу и обратно.

Кронштадт остается петербургской военно-морской базой, хотя главный центр Балтийского флота — город Балтийск, бывший Пиллау в Калининградской области.

Морской салон проходит в Петербурге, а День Военно-морского флота — это всем известный и важный городской праздник, который президент России часто отмечает здесь.

Понятно, что Петербург отчасти присвоил себе эту морскую славу, а отчасти действительно с ней связан.

Кронштадт не слишком ухоженная часть Петербурга, но там больше чем достаточно возможностей для флота. У нас есть роскошные верфи — в значительной степени работающие и могущие стать замечательными индустриальными музеями.

Они очень красивые, и выход из Мойки и Фонтанки в Финский залив через Адмиралтейский завод — это одна из самых красивых и недооцененных туристических возможностей Петербурга.

Собственно, там снимали «Шерлока Холмса»: прекрасные красные заводские корпуса, доки, стапеля и неожиданная ширь Финского залива.

Источник: https://paperpaper.ru/marine/

Мегаполис на воде: почему Петербург не похож на другие морские города?

Очередной петербургский парадокс: мы – «морская столица», но с «речным менталитетом». Почему так – пытался разобраться Павел Никифоров.

Павел Никифоров, корреспондент: «Самый конец Фонтанки, последние номера домов, а моря даже и близко не видно. Всё идёшь по ней, идешь, а выйти к морю невозможно…

Великий французский просветитель Дени Дидро всегда восхищался Петром Первым, но при этом недоумевал, как можно новую столицу построить не в центре, а на самой границе страны, у самого моря.

Он даже для Петербурга придумал специальный термин: «Сердце на кончике пальца»».

Вот так и живём, вроде у моря, но в тоже время пока дойдешь до этого самого моря успеешь заблудиться в промзонах и на окраинах. И какой бы мы город-порт ни вспомнили: от Ялты до Владивостока, от Севастополя до Марселя или Находки — там море в самом центре города, а не где-то на их периферии. Один из первых заметивших эту особенность стал главный библиограф Петербурга Никита Елисеев.

Никита Елисеев, ведущий библиограф Российской национальной библиотеки: «Петербург единственный морской город в мире, который отвернулся от моря, центр которого не у моря, а центр которого на берегу огромной реки, которая сама по себе является озером».

И ведь, правда, Пётр Первый заложил крепость, с которой и начался Петербург, не на взморье, а укрыв её на островке в шести километрах выше устья Большой Невы. И всё последующее строительство только закрепляло обращенность Петербурга не к морю, а внутрь. Писатель и филолог Андрей Аствацатуров давно заметил, что в петербургских текстах практически нет морских героев или чисто морских тем.

Андрей Аствацатуров, писатель: «На мой взгляд, это связано с тем, что море Петербурга оно не столь значительно, оно мелкое, в нём никогда не бывает бурь, того, что бывает, например, у Владивостока.

Здесь не бывает цунами, каких-то мощных катаклизмов. Действительно, что его воспевать, ну тина, ну какая-та мелкая рыбёшка. Другое дело Нева — Петербург действительно речной город. Во-первых, Нева очень сильно опресняет Маркизову лужу.

Во-вторых, Нева очень сильно травмировала наш город на протяжении 200 лет».

Нева, а не Балтийское море — вот наша стихия. Семь процентов всего Петербурга — это вода. 282 километра — протяжность всех рек и каналов города. 60 набережных. И вот, например, как выглядела самая первая петербургская набережная.

Павел Никифоров, корреспондент: «Деревянная набережная петровских времен на пляже Петропавловской крепости. Подобных свай в петербургские берега вбито сотни и сотни тысяч.

И если города по всему миру заново приходят к деревянным набережным, то Петербург с них начался.

В 1715 году Пётр Первый подписал специальный указ, по которому каждый владелец дома выходящего на набережную должен был укрепить берег таким количеством свай, сколько столбов найдётся во дворе».

Зная все эти цифры, перестаешь удивляться и таким картинам: это сняла на телефон моя коллега, проходя мимо Крюкова канала. Мужчина в хорошем деловом костюме вычерпывает воду после ночи из своей лодки, куда он отправится дальше, на бизнес-встречу или в офис дальше по течению?

Петербург – родина яхтного спорта. Именно на Неве по приказу Петра Великого появился первый в мире яхт-клуб – «Невская потешная флотилия». И сегодня потомок тех первых капитанов, мастер международного класса по парусному спорту Сергей Тимошков, сидя на носу яхты с говорящим названием «Русь», объясняет — почему, в отличие от того же Стокгольма, наш город отвернулся от моря.

Сергей Тимошков, генеральный директор Международного балтийского парусного центра: «Ну, если глубоко забирать — то проблема в ментальности. Мы — не морская нация.

Вот, несмотря на наши огромные успехи в мореплавании, в мировой культуре морской, мы все равно внутренне остаёмся не морской нацией.

И надо сказать, что когда царь Пётр начал строить Петербург, он искренне хотел решить именно эту задачу в первую очередь. Не будем говорить о методах…».

А зря, методы были невероятными — всем знатным особам, перебравшимся в Петербург, Пётр дарил лодки, но с одним условием — чтобы те всё время катались на них по рекам города.

Особы указ Петра игнорировали, подтверждая сегодняшнюю мысль Сергея.

Ну, хорошо, а как же Морской фасад, огромный пассажирский порт на намывной территории в западной части Васильевского острова? Вот же доказательство нашей именно морской, а не речной сути.

Архитектурный критик Мария Элькина идёт босиком по главной невской пустыне — по намыву, который меньше всего напоминает Петербург, и сильно похож на условный Дубай.

Где-то вдалеке виднеется порт — наша морская гордость, куда ежедневно приходят океанские лайнеры.

Эта картина напоминает город-курорт, но стремительно приближающиеся к берегу спальные и невзрачные жилые комплексы эту иллюзию уничтожают на корню.

Мария Элькина, архитектурный критик: «К сожалению, да, то, что происходит — катастрофа. То, что мы видим — это спальный район, и может быть даже чуть хуже, чем спальный район. Мы, к сожалению, пошли по пути наименьшего сопротивления».

«Катастрофа» — это, конечно, чересчур сильное слово. Просто намыв отгораживается, отворачивается от моря с помощью этих Жилых Комплексов — и это очень естественно для нас.

Даже герб Петербурга — это два перекрещенных якоря — морской и речной. Мы находимся у моря, но мы – город рек. И это важно понять для самоидентификации.

Мы «сердце на кончике пальца», и это намного точней «самого умышленного города».

Источник: https://topspb.tv/programs/stories/464614/

Ссылка на основную публикацию