М.ю.лермонтов — дуэль на черной речке в петербурге как предопределение

Лермонтовские места: Лермонтов в Петербурге. — Журнал «Культурная Столица»

Главная › Каталог статей › Культурная Столица › ДостопримечательностиЛермонтовские места: Лермонтов в Петербурге.

Памятник Лермонтову на Лермонтовском проспекте у здания бывшего Николаевского кавалерийского училища.

… Увы! как скучен этот город, С своим туманом и водой! . . Куда ни взглянешь, красный ворот, Как шиш, торчит перед тобой; Нет милых сплетен – все сурово, Закон сидит на лбу людей; Все удивительно и ново – А нет не пошлых новостей! Доволен каждый сам собою, Не беспокоясь о других, И что у нас зовут душою,

То без названия у них!..

М.Ю.Лермонтов. 1832 Перевод в Петербургский университет разрешили не иначе, как с условием, чтобы проситель начал сызнова, то есть выдержал вступительный экзамен. Такое требование рассердило Лермонтова; он с досады поступил в юнкерскую школу.

Гвардейская школа помещалась тогда у Синего моста в огромном доме, принадлежавшем когда-то Чернышевым, а потом перестроенным во дворец великой княгини Марии Николаевны. Бабушка наняла квартиру в нескольких шагах от школы, на Мойке же, в доме Панскова.

Она не захотела расстаться со своим любимцем, и потому решили, чтобы он был зачислен полупансионером, – следовательно, каждый вечер возвращался бы домой.

Внутренний порядок был заведён тот же, который существовал в полках, но вместе с тем сюда вошли и распоряжения, общие всем военно-учебным заведениям.

Так, подпрапорщики поднимались барабанным боем в 6 часов утра и, позавтракав, отправлялись в классы от 8 до 12 часов, далее один час длились строевые занятия, а с 3 до 5 – вечерние занятия. По воспоминаниям А.М.

Миклашевского обращение в школе было самое гуманное, никакого особенного гнёта они не испытывали. Молодые люди все считались на действительной службе, пользовались привилегиями и относительно большою свободою.

“В юнкерской школе Лермонтов был хорош со всеми товарищами, хотя некоторые из них не очень любили его за то, что он преследовал их своими остротами и насмешками за всё ложное, натянутое и неестественное, чего никак не мог переносить”, – пишет А.М. Меринский.
Почти у каждого в школе было прозвище.

Лермонтова прозвали Маёшкой, уменьшительной от Маё – название одного из действующих лиц бывшего тогда в моде романа Notre Dam de Paris .

Маё этот изображен в романе уродом, горбатым, а Лермонтов был немного кривоног из-за удара, полученного в манеже от лошади в первый год пребывания его в юнкерской школе, а также сутуловат и неуклюж.

В конце 1834г Лермонтов окончил школу, был произведен в корнеты и отправлен служить в Царское село. Такое место службы давало Лермонтову возможность часто наведываться в Петербург то на бал, то на премьеру, то на маскарад. Лермонтов вступил в большой свет. Лермонтовские места: Лермонтов в Петербурге

“Шумною и довольною толпою зрители спускались по извилистым лестницам к подъезду . . . внизу раздавался крик жандармов и лакеев. Дамы, закутавшись и прижавшись к стенам, и заслоняемые медвежьими шубами мужей и папенек от дерзких взоров молодежи, дрожали от холоду – и улыбались знакомым.

Офицеры и штатские франты с лорнетами ходили взад и вперед, стучали – одни саблями и шпорами, другие калошами . . . Купцы и простой народ проходили другими дверями.

Это была миньятюрная картина всего петербургского общества”, – так описал Лермонтов театральный разъезд в неоконченном романе “Княгиня Лиговская”. (1836)

Вот один из забавных эпизодов жизни Лермонтова этой поры. Однажды в Царском Селе шел пир горой. Пелись песни при громчайшем хохоте и звоне стаканов. Между тем соскучившаяся по Лермонтову бабушка прислала из Петербурга нарочного с приказом привезти внука к ней. Решено было ехать всем вместе.

“Лермонтову пришло на ум дать на заставе записку, в которой каждый должен был расписаться под вымышленной фамилией иностранного характера.

Булгаков подхватил эту мысль и назвал себя французом маркизом де Глупиньон, вслед за ним подписались испанец Дон Скотилло, румынский боярин Болванешти, грек Мавроглупато, лорд Дураксон, барон Думшвейн, итальянец сеньор Глупини, пан Глупчинский, малоросс Дураленко и, наконец, российский дворянин Скот-Чурбанов (имя, которое дал себе Лермонтов)”, – пишет П.А. Висковатов. В.П. Бурнашев продолжает: “По дороге нужно было сменить одну из лошадей, и мы остановились в пустом торговом балагане, снарядили что-то вроде столов и стульев из найденных досок и приступили к корзине с провизией. Тут было решено в память нашего пребывания написать на стене все наши псевдонимы, но в стихах, с тем чтобы каждый написал один стих.” Получилось следующее (часть Бурнашев забыл): Гостьми был полон балаган, Болванешти, молдаван, Стоял с осанкою воинской Болванопуло было грек, Чурбанов, русский человек, Да был еще поляк Глупчинский…

Так, в гусарских пирушках и, тем не менее, в творческом труде (Лермонтов написал поэму “Мцыри”, “Сашка”, “Боярин Орша”, две редакции драмы “Маскарад”, начал работу над романом “Княгиня Лиговская”) проходили годы службы в Царском, а фактически пребывания в Петербурге.

Но в январе 1837г трагическая смерть Пушкина пробудила весь Петербург от апатии. Под свежим влиянием истинного горя и негодования, возбужденного в нем этим святотатственным убийством, Лермонтов в один присест написал несколько строф, разнесшихся в два дня по всему городу.

Лермонтову приходило даже на мысль вызвать убийцу и мстить за гибель русской славы. Первоначально стихотворение заканчивалось словами “И на устах его печать”. Но после жаркого спора с камер-юнкером Н.А. Столыпиным (братом Столыпина-Монго) Лермонтов дописал всем теперь известное окончание “А вы, надменные потомки…”.

Дело было так: Лермонтов утверждал, что государь накажет виновников интриги и убийства, Столыпин же говорил, что тут затронута честь, что судить Дантеса и Геккерна по русским законам нельзя, что иностранцам дела нет до поэзии Пушкина и т. д. (такого мнения, кстати, придерживались многие в большом свете).

Тогда Лермонтов прервал его, крикнув: “Если над ними нет закона и суда земного, если они палачи гения, так есть Божий суд”. Эта мысль вошла почти дословно в последние 16 строк стихотворения. «Навряд ли еще когда-нибудь в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление. Разве что за 20 лет перед тем “Горе от ума” (В.В.

Стасов). Сначала (до прибавленных строк) власти не обратили особого внимания на стихи Лермонтова, тем более, что шеф жандармов граф Бенкендорф был лично знаком с бабушкой Лермонтова.

Но после того как русская аристократия на себя примерила слова “А вы, надменные потомки”, после того как государь получил анонимное письмо с последними строчками и подписью “Воззвание к революции”, делу нельзя было не дать ход. Лермонтова арестовали и провели обыск на квартире в Царском селе.

Под арестом к Лермонтову пускали только камердинера, приносящего обед. Поэт велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько стихотворений – “Когда волнуется желтеющая нива”, “Я, матерь божия, ныне с молитвою”, “Кто б ни был ты, печальный мой сосед”, “Соседка”.

Лермонтова перевели в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, а С.А. Раевского за распространение стихов посадили под арест на месяц и отправили на службу в Олонецкую губернию.

Известны такие слова Николая I по поводу стихотворения “Смерть поэта”: “Приятные стихи, нечего сказать: Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону”. Через год, в 1838г, после многочисленных прошений бабушки Лермонтову разрешено вернуться в Петербург.

“Я пустился в большой свет. В течение месяца на меня была мода, меня наперерыв отбивали друг у друга. Все те, кого я преследовал в своих стихах, окружают меня теперь лестью. Тем не менее я скучаю. Просился на Кавказ – отказали, не хотят даже, чтобы меня убили”, – пишет Лермонтов об этом периоде М.А. Лопухиной.

В это время Лермонтов создает новую редакцию “Демона”, поэма имеет огромный успех. Княгиня Щербатова, например, говорит поэту: “Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака”. А красавица М.И.

Соломирская, танцуя с поэтом, сообщает: “Знаете ли, Лермонтов, я вашим Демоном увлекаюсь: Его клятвы обаятельны до восторга: Мне кажется, я могла бы полюбить такое могучее, властное и гордое существо, веря от души, что в любви, как и в злобе, он был бы действительно неизменен и велик”.

Однако недолго суждено было Лермонтову наслаждаться блестящим обществом столицы. 16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль сын французского посланника Эрнест де Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Современники называют три возможных причины. Соперничество из-за княгини М.А.

Щербатовой (Лермонтов ей посвятил стихотворение “На светские цепи…”), борьба за прекрасные глазки жены русского консула в Гамбурге г-жи Бахерахт и, наконец, политическая ссора – Баранта интересовал вопрос, бранит ли Лермонтов в стихотворении “На смерть поэта” всю французскую нацию или же только убийцу Пушкина. Дуэль произошла на Черной речке и кончилась мирно. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в сторону. В результате Лермонтов и Столыпин (секундант Лермонтова) были посажены под арест, а Баранта отец срочно отправил в Париж.

Под арестом к Лермонтову пускали только камердинера, приносящего обед. Поэт велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько стихотворений – “Когда волнуется желтеющая нива”, “Я, матерь божия, ныне с молитвою”, “Кто б ни был ты, печальный мой сосед”, “Соседка”.

Весной 1840г по резолюции государя Лермонтова переводят служить на Кавказ в Тенгинский пехотный полк. Но уже в феврале 1841г Лермонтов приезжает в Петербург в отпуск. Это его последний приезд. “Три месяца, проведенные тогда им в столице, были самые счастливые в его жизни.

Он утром сочинял какие-нибудь прелестные стихи и приходил к нам читать их вечером. Веселое расположение духа проснулось в нем опять в этой дружеской обстановке, он придумывал какую-нибудь шутку или шалость, и мы проводили целые часы в веселом смехе благодаря его неисчерпаемой веселости,” – пишет Е.П. Ростопчина.

В это время он закончил “Героя нашего времени”, написал множество стихов, в том числе “Родину”, о которой Белинский отозвался так: “…что за вещь! Пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”. В этот период в повести “Штосс” возникает образ Петербурга в прозе, столь же серовато-мрачный, как в поэзии: “Сырое ноябрьское утро лежало над Петербургом.

Мокрый снег падал хлопьями, дома казались грязны и темны, лица прохожих были зелены; извозчики на биржах дремали под рыжими полостями своих саней; мокрая длинная шерсть их бедных кляч завивалась барашком; туман придавал отдаленным предметам какой-то серо-лиловый цвет.

По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, – да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивной лавочке, когда оттуда выталкивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке”.

Лермонтов мечтал об отставке и о литературной деятельности. За несколько дней до отъезда на Кавказ Лермонтов посетил известную в Петербурге ворожею, жившую у “пяти углов”, ту самую, которая предсказала Пушкину смерть от белого человека.

Поэт спросил у нее, будет ли выпущен в отставку и останется ли в Петербурге. В ответ он услышал, что в Петербурге ему больше не бывать и ожидает его отставка, “после коей уж ни о чем просить не станешь”. Последний вечер Лермонтов провел у Карамзиных.

Лермонтов, к удивлению собравшихся, очень долго разговаривал с Н.Н. Пушкиной, вдовой поэта, хотя раньше демонстративно ее избегал..

Источник

Источник: http://kstolica.ru/publ/kulturnaja_stolica/dostoprimechatelnosti/lermontovskie_mesta_lermontov_v_peterburge/13-1-0-937

Михаил Лермонтов, командир спецназа

?Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
2013-11-27 21:19:00Колотун-Бабай
v_murza
2013-11-27 21:19:00Раз — это было под Гихами,Мы проходили темный лес;Огнем дыша, пылал над намиЛазурно-яркий свод небес.Нам был обещан бой жестокий.

Из гор Ичкерии далекойУже в Чечню на братний зовТолпы стекались удальцов.Над допотопными лесамиМелькали маяки кругом;И дым их то вился столпом,То расстилался облаками;И оживилися леса;Скликались дико голосаПод их зелеными шатрами.

Едва лишь выбрался обоз

В поляну, дело началось…

(М.Ю.Лермонтов, Валери́к, 1840)
Действия Чеченского отряда 6-14 июля 1840 г.

Читайте также:  Архитектор земцов михаил григорьевич - биография, фото, творения

«Глядя в его тёмные глаза, смотрящие на меня с портрета, через столько лет я задаю ему беззвучный вопрос: «Зачем?» – и не слышу в ответ ничего, как будто загадочная душа оставила нам тайну, разгадать которую не сможет никто» (источник цитаты ).

«Кто кончил жизнь трагически, — тот истинный поэт! А если в точный срок — так в полной мере…». Моя френдесса silva2103 недавно вспомнила печальную историю гибели Михаила Юрьевича Лермонтова и высказывание Ивана Бунина «Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб двадцати семи лет».

Версий ухода из жизни поэта на сегодня наберется несколько десятков. Есть даже книга-сборник — «Тайны гибели Лермонтова. Хрестоматия версий». Особо урожайными были советские времена, в коих литературоведы повсюду искали тайных врагов.

Додумались до того, что организатором заказного убийства был Николай I, а киллером был некий казак, спрятанный в кустах. Вот так вот, Император – первый дворянин великой державы, отец Отечества, спавший на простой солдатской койке, заказывает убийство фронтового поручика.

Тут, как говорится, furiosus furore solo punitur – безумец наказан самим своим безумием. Но уже в начале XXв. стали говорить о том, что дуэль Лермонтова – замаскированное самоубийство. И эту мысль ярче всех выразил А.Блок в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910 г.

): «Так или иначе, лиловые миры захлестнули и Лермонтова, который бросился под пистолет своей волей…».

В будущем году исполнится 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Эта дата не пройдет для страны бесследно (о чем ниже). Наверное, появятся новые предположения о причинах гибели поэта.

В этой связи хочется вспомнить об одной странице его жизни на Кавказе в 1840-1841 гг., которая тесно переплелась с такой же полузабытой страницей истории российского казачества.

КОМАНДИРОВКА В ГОРЯЧУЮ ТОЧКУ

Кровь загорелася в груди!Все офицеры впереди…Верхом помчался на завалыКто не успел спрыгнуть с коня…Ура — и смолкло.— Вон кинжалы,В приклады!— и пошла резня.И два часа в струях потокаБой длился. Резались жестокоКак звери, молча, с грудью грудь,Ручей телами запрудили.Хотел воды я зачерпнуть…(И зной и битва утомилиМеня), но мутная волна

Была тепла, была красна…

Эпизод из сражения при Валерике. Акварель М.Ю.Лермонтова и Г.Г.Гагарина, Русский музей, СПб

18 февраля 1840 г. в Петербурге на Черной речке происходит дуэль Лермонтова с Э.Барантом, сыном французского посланника. Не зря поэт говорил своему однокашнику по Школе гвардейских подпрапорщиков Горожанскому: «Я ненавижу этих искателей приключений. Эти Дантесы и де Баранты — заносчивые сукины дети!».

Дуэль стала причиной второй ссылки поэта на Кавказ. 10 июня 1840 г. Лермонтов приезжает в Ставрополь, представляется командующему войсками на Кавказской Линии ген.-адъютанту П.Х. Граббе, который сразу направил его в живое «дело» — прикомандировал к Чеченскому отряду под командованием ген.-лейтенанта А.В.Галафеева.

Кавказская война была самой продолжительной и одной из самых жестоких войн в истории России. Она несла несправедливость с обеих сторон. Горцы защищали свою землю. Русские солдаты и офицеры выполняли приказы, порою бесчеловечные. Как всегда, страдали ни в чем не повинные люди.

Лермонтов был назначен при Галафееве офицером по особым поручениям, или адъютантом. Это рискованная и опасная должность — адъютант реализует замысел командира в войсках в ходе боя. Успех или неуспех операции во многом зависит от его смекалки и личного мужества.6 июля 1840 г.

отряд выступил из крепости Грозной к аулу Большой Чечень, уничтожая по пути встречные селения и сжигая уже созревшие хлеба. 10 июля отряд дошел до селения Гехи. Дальнейший путь лежал к селению Ачхой, дорога к которому лежала через Гехинский лес и пересекала речку Валерик.

Повстанцы, предугадав путь отряда, заранее соорудили на берегах Валерика засеки и завалы. Подпустив отряд на расстояние выстрела, они открыли ураганный ружейный огонь.Этот бой ярко и детально описан в прекрасном стихотворении «Валерик», цитированном выше.

Из письма Лермонтова к А.А.

Лопухину с описанием битвы при Валерике: «У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2 000 пехоты, а их до 6 тысяч, и всё время дрались штыками.

У нас убыло 30 офицеров и до 300 рядовых, а их 600 тел осталось на месте, — кажется хорошо! — вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела еще пахло кровью.
Когда мы увидимся, я тебе расскажу подробности очень интересные, — только бог знает, когда мы увидимся… Я вошёл во вкус войны и уверен, что для человека, который привык к сильным ощущениям этого банка, мало найдется удовольствий, которые бы не показались бы приторными…».

Вот еще строки, написанные после этого сражения:

Я думал: жалкий человек.Чего он хочет!..

небо ясно,Под небом места много всем,Но беспрестанно и напрасноОдин враждует он — зачем?Галуб прервал мое мечтанье,Ударив по плечу; он былКунак мой: я его спросил,Как месту этому названье?Он отвечал мне: Валерик,А перевесть на ваш язык,Так будет речка смерти: верно,Дано старинными людьми.

— А сколько их дралось примерноСегодня? — Тысяч до семи.— А много горцы потеряли?— Как знать? — зачем вы не считали!Да! будет, кто-то тут сказал,Им в память этот день кровавый!Чеченец посмотрел лукаво

И головою покачал.

За дело при Валерике Галафеев представил поручика Лермонтова к ордену Св. Владимира 4-й степени с бантом. В Штабе корпуса снизили статус награды до ордена Св. Станислава 3-й степени. Отставка от награждения ссыльного офицера была датирована 30-м июня 1841 г., за месяц до его гибели.

ОСОБАЯ СОТНЯ

После сражения при Валерике Лермонтов возглавил особую сотню казаков — «охотников».

Ее отбирал «под себя» Руфин Дорохов, лихой командир, любимец всей Терской линии, один из самых колоритных персонажей Кавказской войны (прототип Долохова у Толстого в «Войне и мире»). Казаки обожали Дорохова, а он был влюблён в горы и битвы.

В одном из его писем признание: «Завидую вам — вы опять увидите горы, опять услышите свист чеченских пуль и умрете, может быть, от острой шашки чеченца…».

В ходе боев Дорохов был ранен в ногу. Он пишет: «В последнюю экспедицию я командовал летучею сотнею казаков… По силе моих ран я сдал моих удалых налётов Лермонтову …

Мы с ним подружились и расстались со слезами на глазах. Какое-то черное предчувствие мне говорило, что он будет убит. Да что говорить — командовать летучею командою легко, но не малина.

Жаль, очень жаль Лермонтова, он пылок и храбр, — не сносить ему головы…».

Основу особой сотни составляли пластуны-кубанцы, были в ней и кабардинцы, и татары-мусульмане. О пластунах, казачьем спецназе, надо рассказать подробнее.Их название происходит от украинского глагола «пластувати» — ползать, прижимаясь к земле. Это слово отражает и принцип ведения операций: незаметно для противника, сливаясь с окружающей обстановкой.

Еще запорожцы залегали пластом в днепровских камышах, высматривая неприятеля и совершая разведовательно-диверсионные операции. В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. боевая выучка пластунов достигла столь высокого уровня, что им был присвоен статус особого подразделения в рядах Черноморского казачьего войска.

Подразделения пластунов принимали активное участие и в Кавказской войне. Задачей их службы являлось предотвращение внезапных нападений горцев на казачьи станицы.

Они вели постоянное наблюдение за кордонной линией из замаскированных укрытий, залегали в «засеках» и «залогах», а также совершали рейды по территории неприятеля, патрулировали берега Кубани, исследуя реку на наличие скрытых бродов и своевременно обнаруживая признаки подготовки врага к нападению.

А еще пластуны наносили «точечные» удары по отрядам горцев, уничтожая их лидеров, угоняя лошадей, тем самым ограничивая возможности противника к передвижению. Манеру действия пластунов современники характеризовали выражением «волчья пасть и лисий хвост», что обозначает хитрость, незаметный тихий подход и внезапное нападение.

В 1842 г. в штатные расписания подразделений Черноморского войска были включены пластунские роты от 60 до 90 чел. Именно пластуны первыми получили дальнобойные штуцера с притыкаемыми штыками. Им же платилось более высокое жалование.Но это произошло уже после гибели Лермонтова.

А при его жизни особая сотня на привале выглядела так:

«Между спутанными конями, пестрой группой лежали люди в самых разнообразных костюмах. Изодранные черкески порою едва прикрывали наготу членов. Дорогие шемаханские шелки рядом с рубищами, доказывали полное презрение владельцев к внешнему своему виду. Во многих замечалось богатое и отлично держанное оружие.

Оправы шашек и кинжалов блестели на ярком утреннем солнце… Лица, загорелые и смуглые, выражали бесшабашную удаль, носили общий отпечаток тревожной боевой жизни и ее закала. Тут были казаки, кабардинцы — люди всех племен и верований, встречающихся на Кавказе, были и такие, что и сами забыли, откуда родом, принадлежали они к конной команде охотников…

Все они сделали войну ремеслом своим. Опасность, удальство, лишения и разгул стали их лозунгом».

Вот как характеризует отряд Лермонтова историк Тенгинского пехотного полка Д.Ракович: «Лермонтов принял … начальство над охотниками, выбранными … из всей кавалерии.

Эта команда головорезов, именовавшаяся «лермонтовским отрядом», рыская впереди главной колонны войск, открывала присутствие неприятеля, как снег на головы сваливаясь на аулы чеченцев и, действуя исключительно холодным оружием, не давала никому пощады.

Лихо заломив белую холщовую шапку, в вечно расстегнутом и без погон сюртуке, из-под которого выглядывала красная канаусовая рубаха, Лермонтов на белом коне не раз бросался в атаку на завалы.

Минуты отдыха он проводил среди своих головорезов и ел с ними из одного котла, отвергал излишнюю роскошь, служа этим для своих подчиненных лучшим примером воздержания. Современник говорит, что Лермонтов в походе не обращал внимания на существовавшую тогда форму — отпустил баки и бороду и носил длинные волосы, не зачесывая их на висках».

Быть может, небеса востокаМеня с ученьем их ПророкаНевольно сблизили. ПритомИ жизнь всечасно кочевая,Труды, заботы ночь и днем,Все, размышлению мешая,Приводит в первобытный видБольную душу: сердце спит,Простора нет воображенью…И нет работы голове…

Зато лежишь в густой траве,И дремлешь под широкой теньюЧинар иль виноградных лоз,Кругом белеются палатки;Казачьи тощие лошадкиСтоят рядком, повеся нос;У медных пушек спит прислуга,Едва дымятся фитили;Попарно цепь стоит вдали;

Штыки горят под солнцем юга.

26 сентября 1840 г., отряд Галафеева выступил из Грозной к Аргуну через Ханкальское ущелье. В этом походе поручик Лермонтов с отрядом первый подвергался выстрелам горцев и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. Вот строки из очередного наградного представления:

«12 октября на фуражировке за Шали… Лермонтов бросился с горстью людей на превосходного числом неприятеля и неоднократно отбивал его нападения на цепь наших стрелков и поражал неоднократно собственной рукой хищников».

Через три дня он «с командою первый прошёл Шалинский лес, обращая на себя все усилия хищников, покушавшихся препятствовать нашему движению, и занял позицию в расстоянии ружейного выстрела от опушки. При переправе через Аргун он действовал отлично… и, пользуясь выстрелами наших орудий, внезапно кинулся на партию неприятеля, которая тотчас же ускакала…».

28 октября при переходе через Гойтинский лес, он «открыл первый завалы, которыми укреплялся неприятель и, перейдя тинистую речку, вправо от упомянутого завала, он выбил из леса значительное скопище… и гнал его в открытом месте и уничтожил большую часть».

«30 октября… поручик Лермонтов явил новый опыт хладнокровного мужества, отрезав дорогу от леса сильной партии неприятельской… и только малая часть неприятеля уцелела, а остальная уничтожена».

В.С.Голицын, командующий конницей у ген.-адъютанта П.Х.Граббе, представил Лермонтова к золотой сабле «За храбрость», что предполагало возвращение в гвардию. Это награждение, увы, было отклонено по личному указанию Императора Николая I. 14 января 1841 г. Лермонтов отправился в отпуск в Петербург с надеждой на отставку. Отставку ему не дали, наоборот, потребовали скорейшего возвращения в действующую армию. Генерал Главного штаба П.А.Клейнмихель передал предписание командиру Отдельного Кавказского корпуса ген.от инфантерии Е.А.Головину о запрещении царя отпускать поручика Лермонтова от фронта в Тенгинском полку, то есть, от неотлучной строевой службы, чтобы не давать повода «отличиться». Кольцо вокруг поэта сужалось.Последним актом его военной судьбы стала дуэль с отставным майором Н.С.Мартыновым.
М.Ю.Лермонтов на Кавказе в 1840х гг. Гравюра с карандашного рисунка бар. Д.Палена, сделанного во время экспедиции ген.Галафьева в Малую Чечню за Сулак

ЧЕЧЕНСКИЙ СИНДРОМ (ПТСР)

«Если долго всматриваться в бездну – бездна начнет всматриваться в тебя», – это высказывание, кажется, принадлежит Ницше. Тяжёлое психическое состояние, возникающее в результате повторяющихся психотравмирующих ситуаций — военных действий, угрозы смерти, называется по-научному посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Существование ПТСР было признано ассоциацией американских психиатров только в 1980 г., после чего, как водится, его реальность была признана во всем мире.У нас ПТСР называют «чеченским синдромом». Самое опасное в нем – отсроченность. Могут пройти десятки лет, пока какой-нибудь толчок переведет травму из подсознания на сознательный уровень. Тогда что-то (жалость к себе, к сгинувшим в войне друзьям, иное) вдруг захлестывает, и человек накидывает петлю на шею. Доказано, что каждый 4-й страдающий чеченским синдромом – патологический суицидент.

Крутя лениво ус задорный,Ты вспоминаешь стук пиров;Но берегися думы черной,—

Она черней твоих усов.

(М.Ю.Лермонтов. Гусар)

Я далек от переноса реалий сегодняшнего дня на просвещенный и цивилизованный XIX век. Ростки одичания и озверения тогда еще только пробивались, узок был круг носителей этих качеств, и страшно далеки они были от народа. Но смерть заразна. «Ты смотрел смерти в лицо, в ее глаза. Ты ее никогда не забудешь, и она не отпустит тебя, как бы ты не старался».

Вот эти строки Лермонтова невозможно читать без внутреннего содрогания:

И видел я, как руки костяныеМоих друзей сдавили,- их не стало -Не стало даже призраков и теней…Туманом облачился образ смерти,И — так пошел на север. Долго, долго,Ломая руки и глотая слезы,

Я на творца роптал, страшась молиться!

(Ночь. II)

Тайна навсегда останется тайной. Думаю, что боевой офицер, прошедший партизанскую войну и великолепно стрелявший (Лермонтов клал «пулю в пулю»), мог уничтожить отставного майора при любом дуэльном раскладе.

Но командир спецназа был еще великим поэтом и великим провидцем

Не смейся над моей пророческой тоскою;Я знал: удар судьбы меня не обойдет;Я знал, что голова, любимая тобою, С твоей груди на плаху перейдет;Я говорил тебе: ни счастия, ни славыМне в мире не найти; настанет час кровавый, И я паду, и хитрая враждаС улыбкой очернит мой недоцветший гений; И я погибну без следа Моих надежд, моих мучений,Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый; Пускай толпа растопчет мой венец: Венец певца, венец терновый!..

Пускай! я им не дорожил.

P.S. Юбилейные даты Лермонтова почему-то тяжелым эхом отзываются на судьбе страны: 100 лет со дня рождения – 1914 г. – началась Первая мировая война;100 лет со дня смерти – 1941 г. – началась Вторая мировая война;150 лет со дня рождения, октябрь 1964 г. – в Большом театре шел торжественный вечер, но из президиума вдруг стали уходить ответственные партийные работники – сняли Хрущева;150 лет со дня смерти – 1991 г. – распад СССР;200 лет со дня рождения – 2014 г. … дай Бог, чтобы все обошлось.

Основные источники:
А.Б.Галкин. Военная судьба М.Ю. Лермонтова. А.Скуратов. Казачий сотник Михайло Лермонтов., Станица. Общеказачья газета, № 50. 2008 г.

В.А.Захаров. Дуэль М.Ю.Лермонтова: как это было.

Ю.П.Калюжин. Гибель М.Ю.Лермонтова: убийство или скрытое самоубийство? Труды конференций АРСИИ им.Г.Р.Державина.

Источник: https://v-murza.livejournal.com/117540.html

Возвращение Лермонтова в Петербург

Поэт вернулся в столицу 1838 году. Жизнь вошла в прежнее русло. Служба в привилегированном полку особых хлопот Лермонтову не доставляла. Кавказский период открыл перед ним двери литературных салонов. Он хорошо принят друзьями А. Пушкина В. Жуковским, П.

Вяземским, А. Тургеневым, читает им свое «Бородино». Важную роль в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова сыграло знакомство с А. Краевским — издателем журнала «Отечественные записки». М. Лермонтов становится известным писателем, которого охотно публикуют толстые журналы.

В первый год пребывания в столице при содействии В. Жуковского М. Лермонтов публикует в «Современнике» поэму «Тамбовская казначейша», а в «Отечественных записках» — «Песню про купца Калашникова», которая по своему жанру является романтической балладой.

Таким образом, автор показал, что его творческие возможности при выборе тем и характеров значительно шире кавказской темы. И все же именно она стала основой поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени».

В этих значительных произведениях Лермонтов по-разному решает проблему исключительной личности: в поэме — в романтических традициях, в романе — на основе реалистического метода.

В лермонтовском творчестве взаимодействовали две традиции, два взгляда на мир и человека: одну тему или образ он мог рассматривать как через призму романтизма, так и реализма.

В июле 1838 г. произошла встреча Лермонтова с Варварой Лопухиной. Чувство полузабытое ними вспыхнуло с новой страстью. Поэт посвятил ей шестую редакцию своей поэмы «демон», как и когда-то в прошлом начальный его вариант.

Данное произведение можно с уверенностью назвать вершиной «высокого» романтизма в поэзии русской литературы и трудом всей жизни Лермонтова. Еще в 9 лет он задумал эту поэму, а к концу жизненного пути создал 7 ее редакций.

Романтический образ Демона — обладатель вселенского зла – притягивал к себе поэта. Однако он по-новому взглянул на широко известный в литературе образ. Лермонтов увидел в Демоне страдающую душу, которая жаждет только любви.

Его любовь к Тамаре – это искупление перед Богом и попытка уйти от вечного одиночества.

Внутренняя трагедия Демона в том, что он создан как источник и носитель зла. Искренняя любовь Демона разбивается о предназначение, намеченное ему Богом-отцом: поцелуй любви становится для Тамары поцелуем смерти. Законы мироздания оказались сильнее желания гордой личности переродиться.

В редакции, посвященной Варваре, Тамара умирает и становится беззащитной жертвой Демона. Но в окончательном варианте поэмы ее невинную душу ангел забирает на небо.

И это еще больше уязвляет гордую и сильную личность. Поскольку его проклятая душа не может приблизиться к воротам рая.

Демон обречен, быть вечным скитальцем во Вселенной, призирать этот мир и его Создателя и искать ответ на вопрос — кто во всем виноват?

В жизни Лермонтова наступает сложный период. Он принят светом, пользуется популярностью, но при этом понимает всю пустоту и бездуховность высшего общества. Вот строки из его письма начало 1839 г.: «Я несчастный человек…

Я пустился в большой свет. На меня влияла мода, меня разыскивали наперерыв… Людей, которых я оскорблял в своих стихах, засыпали меня ласкательством, самые лучшие женщины просят моих стихов и после хвастаются моим вниманием.

Но мне не легче, а просто стыдно».

Намечается круг основных тем творчества. В романтических произведениях — это одиночество и тоска по идеалу, в реалистических — тема Родины и России, рассуждения о своем поколении и назначении поэта в современном обществе.

1 января 1839 г. Михаил Юрьевич пишет «Думу», а уже в феврале публикуется стихотворение «Поэту». Лермонтов принимает участие в кружке шестнадцати. Это был клуб молодых аристократов, которые осмеливались, открыто собираться и обсуждать общественные и политические события, нередко выступая с критикой первых лиц государства. Уже само существование такого клуба расценивалось как вольнодумство, и в эпоху Николая І было просто недопустимо. «Высокое» положение не спасло участников кружка, почти все они оказались в немилости императора и были высланы из столицы.

Однако Лермонтов пользуется особым расположением императрицы. Она была в восторге от поэмы «Демон», которую Михаил Юрьевич прочел ей лично, переписывала строки из его «Молитвы» в свой интимный дневник.

В декабре 1839 г. Лермонтов был представлен к чину поручика. Ситуация неумолимо двигалась к логическому финалу. Необходима была последняя капля, явный повод для повторной ссылки. Этим поводом послужил дуэль Лермонтова с сыном французского посланника де Баранта Эрнестом.

Причин у дуэли было две: осуждение иностранцев в элегии «Смерть поэта» и соперничество в ухаживании за дамой. 18 февраля 1840 г. дуэлянты дрались на Черной речке вначале на рапирах, а после того, как рапира Лермонтова сломалась, взялись за пистолеты. Барант промахнулся, Лермонтов разрядил свой пистолет в воздух.

Хотя противники примирились, по столице поползли слухи.

10 марта Лермонтова арестовали за недонесение о дуэли и отправили на гауптвахту. Арестованный ожидает приговора военного суда и одновременно много читает, делает переводы, пишет новые стихи. В это время состоялась его встреча с Белинским, после которой критик назвал Лермонтова Иваном Великим и будущим русской литературы.

В суде мнения разделились, поскольку действия Лермонтова в деле с Барантом можно было истолковать как выступление патриота и гражданина своей страны. Тогда 13 апреля сам Николай І вынес приговор: поручик Лермонтов был переведен в Тенгинский полк пехоты, где он должен принять участие в боевых действиях.

Царь в целом не одобрял, как мы помним, творчество Лермонтова и считал, что тому следует писать стихи в духе героико-патриотического «Бородино». Примечательно высказывание Николая І в письме к императрице: «Счастливый путь ждет Лермонтова, пусть он прочистит себе голову в местах, где сможет завершить характер своего капитана, если конечно он способен его обрисовать и постичь».

Лермонтов перед отъездом провел последний вечер в доме Карамзиных и, находясь в удрученном настроении, написал стихотворение «Тучи», где рассуждает о противоборстве в жизни человека свободы и необходимости. В мае он заезжает в Москву, где встречается с Гоголем, читает своего «Мцыри»

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/vozvrashchenie-lermontova-v-peterburg.html

В этот день пушкин не смог застрелить дантеса

?Карл Кори (karhu53) wrote,
2017-02-08 20:21:00Карл Кори
karhu53
2017-02-08 20:21:00В этот день пушкин не смог застрелить дантеса«Погиб Поэт, невольник чести, пал, оклеветанный молвой»
М.Ю. Лермонтов

Сегодня «Черный день русской литературы», ведь в этот день состоялась последняя дуэль Пушкина.

Знали бы мы о ней, если бы Пушкин Дантеса застрелил? Да ничуть… но все случилось наоборот. Увы.

Дуэль на пистолетах между великим русским поэтом камер-юнкером Александром Пушкиным и поручиком бароном Жоржем де Геккерном (Дантесом), состоявшаяся (27 января) 8 февраля 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Черной речки близ Комендантской дачи завершилась трагедией для поэта.

Дуэль была спровоцирована анонимными письмами, намекавшими на неверность жены Пушкина.

Французский кавалергард, приемный сын нидерландского посланника в Петербурге барона Луи Геккерна, в глазах светского общества Дантес, красивый блондин, предстал блестящим молодым офицером. Он часто бывал на балах, где и познакомился с Натальей Николаевной, женой поэта.Пушкин же придворной жизни не любил и не вызывал теплых чувств у влиятельных светских людей.

Дантес же пользовался успехом у женщин, ему приписывалось много романов.Ходили слухи в обществе и о взаимности чувств красавицы Натальи Пушкиной к молодому офицеру, и о том, что Дантес уже добился победы. Усугублялось положение дел и тем, что поэту (уже в ноябре 1836 года) стали приходить анонимные письма, в которых содержался «намек» на данную любовную связь.

А надо сказать, что для разворачивания конфликта возникшая молва в то время играла не меньшую, а то и большую роль, чем реальное положение дел. Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль. На дворе стояла осень 1836 года. Но через неделю после вызова Жорж сделал предложение Екатерине Гончаровой – сестре Натальи Николаевны и, соответственно, свояченице Пушкина.

Однако ухаживания за Натали не прекратились.Поэтому дуэль пришлось отложить (сыграла роль и аудиенция, данная Пушкину Николаем I, и посредничество В.А. Жуковского), но иметь какие-либо отношения с Дантесом Александр Сергеевич отказывался, что, конечно же, приводило к дальнейшему обострению ситуации и новым конфликтам.Пушкин ревновал Натали. Он сватался к ней когда ей было только 16 лет.

И взял в жены в 17. Ему в то время было уже 30. О том что она его любит он и не надеялся и не ожидал такого фурора во дворе с ее появлением. Гончарову заметил сам император и даже стал ухлестывать за ней. Пушкину же приходилось тратиться на платья (она желала вести «светскую жизнь») и ревновать.

Впрочем, возможно, не будь Натали, Пушкин писал бы меньше )) ведь литература был главный источник его доходов.

На последнюю дуэль своей жизни не Пушкин вызвал Дантеса. Причиной всему явилось дерзкое письмо Пушкина отчиму Дантеса, голландскому посланнику пидорасу фон Геккерну. Тот и вызвал Пушкина на дуэль, но представлять себя доверил дантесу (удобно).

Настоящей причиной дуэли явилась шутка Дантеса по поводу «мозолей» Натали, а она обиделась и пожаловалась мужу. Скорее всего к тому времени Дантес уже устал ухаживать за ней, а от «любви» до ненависти, как известно, расстояние небольшое.

Как ни смешно и не странно, но трагическая дуэль состоялась из-за «мозоли». Дантес «родил» каламбур в пушкинском стиле. К Натали приезжал «мозольных дел мастер» делать педикюр. И Дантес в разговоре с Натали обмолвился, что по словам мастера, мозоль жены Пушкина прекраснее чем у Екатерины.

Пикантность в том, что «мозоль» и «тело» по-французски звучали одинаково. Вроде бы грубый комплимент на уровне спины))), но Натали пожаловалась мужу. Натали и Дантес были ровесники, хотя для общества он еще молодой женатый повеса, а она мать четверых детей…

Пушкина все это «околонатальное» уже достало и в январе 1837 он пишет оскорбительное письмо Геккерну, где чрезвычайно резко отозвался о нем как об отце, нелестно охарактеризовал его приемного сына и «отказал им от дома».

Поэт знал, что письмо носит явно оскорбительный характер и скорее всего приведет к новой дуэли. В тот же день Луи Геккерн через секретаря письмом объявил Пушкину, что он делает ему вызов и представлять его будет Дантес.

Пушкин не сразу смог найти секунданта и даже предлагал д,Аршираку (секунданту Дантеса) выбрать ему секунданта на свое усмотрение, но тот отказался. к своему лицейскому другу Данзасу он обратился лишь в день дуэли.

О дуэли в свете знали. Жуковский Василий Андреевич сделал всё что от него зависело, чтобы ее предотвратить. Он взывал к Пушкину: «Ради Бога, одумайся. Дай мне счастие избавить тебя от безумного злодейства, а жену твою от совершенного посрамления».Жуковский был уверен, что Пушкин, с его репутацией отчаянного бретера и меткого стрелка, совершит это «безумное злодейство» — т.е.

убьет Дантеса на дуэли. И, так как Дантес был кавалергардом, а, значит, подчинялся Императору, Жуковский даже обратился к Николаю I с мольбой остановить намечавшуюся дуэль между его офицером и первым народным поэтом, но в данном случае царь предпочел не вмешиваться.

Условия дуэли были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам, они должны были стреляться с расстояния двадцати шагов друг от друга, барьер составлял десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру.Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник К.К.

Данзас, секундантом Дантеса – сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак.(27 января) 8 февраля 1837 года под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.Ответным выстрелом он легко ранил Дантеса в правую руку.

С места дуэли поэта привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12, где в мучениях он прожил два дня. И, несмотря на усилия врачей под руководством Н.Ф. Арендта, скончался (29 января) 10 февраля 1837 года от перитонита. Позднее М.Ю. Лермонтов посвятил памяти Пушкина стихотворение «Смерть Поэта», а Ф.И.

Тютчев – стихотворение «29-е января 1837»: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!…».На месте дуэли, в сквере у пересечения Коломяжского проспекта и железнодорожной линии Сестрорецкого направления (район Черной речки), установлен памятный обелиск.

Рекомендую пост lenarudenko Тайна дуэли Пушкина. Светские интриги

В этот день, смертельно раненный Пушкин позвал к себе Жуковского. В течение почти двух суток он выпускал бюллетень о здоровье умирающего поэта.29 января 1837 года Александр Сергеевич Пушкин скончался от раны, защищая свою честь и честь жены. Это была трагедия всей России и последняя дуэль Пушкина…Натали на похоронах не присутствовала, у нее началась «белая горячка».

Впервые она посетила могилу Пушкина, которого похоронили в Псковской губернии в Святогорском монастыре рядом с матерью, лишь два года спустя.Император оплатил все долги поэта и выплатил 10 000 руб сверху. Кроме того, семье было дано право на получение всех доходов от собраний сочинений поэта, изданных за казенный счет. При дворе Натали появилась лишь спустя 6 лет.

И сразу нашла себе мужа — спустя год она стала женой генерала Петра Ланского. Ей было всего 32 года — женская зрелость. В этом браке она родит еще двоих детей и умрет от простуды в 1863 году…Барона фон Геккена и Дантеса выслали из страны лишив чинов. Вместе с ним поехала и сестра Натали Екатерина. После дуэли они больше не общались.

Некоторые посты о Пушкине:

Про Пушкина, стихи и первую дуэль

Как Жуковский был ангелом-хранителем Пушкина…
Сколько зарабатывал Пушкин
Про Анну Керн, Пушкина и редкие строки
Пушкин, Тургенев и традиция…
Если бы Пушкин жил сегодня…

Основа инфы © Calend.ru

Источник: https://karhu53.livejournal.com/22739493.html

Так ему и надо? За что Лермонтова убили на дуэли

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был человеком, которому словно суждено было погибнуть на дуэли.

Причиной этого был характер литератора, описанный его последним секундантом, князем Александром Васильчиковым: “В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых”.

Лермонтов в мундире Гусарского полка

Заносчивость и задорность, помноженная на колоссальный литературный талант, не могла не приводить к сильнейшим обидам, которые он наносил окружающим.

При этом, в отличие от своего ближайшего предшественника — как по степени одарённости, так и по степени конфликтности — Александра Сергеевича Пушкина, Лермонтов обладал некоторой мрачной упёртостью характера.

И если многочисленные дуэли, фигурантом которых становился Пушкин, как правило, не доходили ни до чего серьёзного, то с Лермонтовым шансы на это были куда меньше.

Собственно, Михаилу Юрьевичу хватило всего двух дуэлей, чтобы закончить жизнь так же, как его кумир (есть сведения о большем количестве поединков с его участием, но достоверно о них ничего не известно).

Адриан Волков, “Последний выстрел Пушкина”

Первый раз Лермонтов стрелялся с молодым сыном французского посла Эрнестом де Барантом в феврале 1840 года. Самому поэту тогда было 25 лет.

В этой дуэли просматривается множество параллелей с последней дуэлью Пушкина: соперником тоже был француз, он тоже был сыном иностранного посла, и даже место схватки было выбрано рядом с Чёрной Речкой, где погиб русский поэт №1.

Причина ссоры достоверно не известна, но в заключении комиссии по расследованию сказано, что Лермонтов “вышел на дуэль не по одному личному неудовольствию, но более из желания поддержать честь русского офицера”.

Пистолетной дуэли предшествовал поединок на шпагах. Барант легко ранил Лермонтова в правый бок, а клинок поэта сломался, после чего было решено перейти на огнестрельное оружие. Француз стрелял первым и промахнулся, после чего Михаил Юрьевич разрядил пистолет в воздух. Противники помирились.

В то время дуэли в Российской империи были уголовно наказуемы, так что поэта ждало судебное разбирательство. Лермонтова приговорили к трёхмесячному заключению и последующей отправке в одну из армейских частей. Император Николай I отменил тюремный срок, но велел отправить поэта на Кавказ, где в то время шла война против горцев, причём использовать его строго на передовой.

Николай I

Так Лермонтов, подобно герою его недавно вышедшего романа Печорину, стал активным участником боевых действий и сразу же отличился “мужеством и хладнокровием”, как следует из офицерского донесения.

Он принял активное участие в сражении на реке Валерик, которое описал в своём одноимённом стихотворении, а после этого возглавил диверсионно-разведывательный отряд, прославившийся своей безбашенной удалью.

Поэт сразу завоевал авторитет у солдат, разделив с ними их суровый быт и не требуя себе никаких поблажек. Кроме того, подобно своему литературном герою, Лермонтов отличался ярко выраженным своеволием и пренебрежением к армейским порядкам.

По воспоминаниям его сослуживца Константина Мамацева: “Даже в этом походе он никогда не подчинялся никакому режиму, и его команда, как блуждающая комета, бродила всюду, появляясь там, где ей вздумается, в бою она искала самых опасных мест”.

Лермонтов после боя на Валерике. Рисунок Д. П. Палена

Помимо обретения воинской славы, Лермонтову суждено было повторить ещё одну деталь биографии Печорина — сразиться в дуэли на Кавказе.

Дуэль Печорина и Грушницкого на иллюстрации Михаила Врубеля

Противником его стал отставной майор Николай Мартынов, которого он знал ещё по совместной учёбе в Школе гвардейских прапорщиков в Петербурге, где они часто фехтовали друг с другом на эспадронах. Они встречались и после, но никаких свидетельств о предшествующих ссорах не существует. Роковыми стали именно их взаимоотношения на Кавказе в 1841 году.

Николай Мартынов

По словам Мартынова, данным им на следствии, «с самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счёт — одним словом, всё, чем только можно досадить человеку».

Мартынов утверждал, что неоднократно просил поэта прекратить злословить в его адрес, но в конце концов получил такой ответ: “Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно, ты никого этим не испугаешь”. После этого соперник и принял решение о дуэли.

“Дуэль”. Рисунок Лермонтова

Данный разговор состоялся, когда оба выходили с вечера в доме местного генерала. Дочь хозяина дома рассказала, как всё произошло.

В разговоре с ней Лермонтов шутил над Мартыновым, называя его “горцем с большим кинжалом” (потому что тот действительно носил кинжал и одевался в черкесскую одежду). В этот момент в зале вдруг смолкла музыка, и окончание фразы услышали все присутствующие.

Побледневший Мартынов подошёл к Лермонтову и произнёс: “Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах”, после чего вышел.

Подобные показания давали и другие люди. Так, сослуживец Лермонтова Николай Лорер тоже вспоминал, что Мартынов носил черкесский костюм и “тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех”. По словам Лорера, Мартынов пытался вразумить Лермонтова, “но жёлчный и наскучивший жизнью человек не оставлял своей жертвы”.

Николай Лорер был одним из тех, кто нёс гроб с телом поэта

В общем, сомнений в том, что Лермонтов действительно насмехался над Мартыновым, практически нет, хотя существуют экзотические версии о причинах дуэли, вовлекающие в заговор против поэта даже императора Николая I.

В конце концов, 15 июля 1841 года у склона горы Машук состоялся поединок на пистолетах, и поэт был убит выстрелом навылет.

После инцидента началось следствие. Из показаний Мартынова и двух секундантов следовало, что Лермонтов свой выстрел произвести не успел. Однако современные исследователи сходятся во мнении, что поэт либо выстрелил в воздух, либо готовился это сделать. Во всяком случае, факт его отказа стрелять в противника считается практически доказанным.

Мемориал на месте дуэли

Таким образом, несмотря на желчность и злословие, на обоих своих дуэлях Лермонтов проявил благородство и не пытался убить оппонента. Это наталкивает на мысль, что он будто бы испытывал судьбу и даже искал смерти, подобной той, которая настигла любимого им Пушкина.

Так этот или нет, но он её нашёл, и русская литература потеряла двух своих величайших поэтов убитыми после глупых бытовых ссор с интервалом всего в четыре с небольшим года. Первого — в 37 лет, а второго — в 26.

Пожалуй, таким результатом не может похвастаться ни одна мало-мальски значимая литература в мире.

Портрет Лермонтова в гробу

Источник: https://www.anews.com/p/71154005-tak-emu-i-nado-za-chto-lermontova-ubili-na-duehli/

Ссылка на основную публикацию