Литературные сообщества санкт-петербурга

Литературные клубы Петербурга — Когита!ру

Следить за литературными новостями и акциями можно, например, здесь, а также здесь.

Музей Ахматовой (нефиксированные дни,кр. пн, вход в музей — 50 рублей) — Литейный пр., 53, под арку, через сад. Для справок — 579-72-39. Сайт-http://www.akhmatova.spb.ru/index.php

Музей Блока (нефиксированные дни, вход в музей — 80 рублей) — Ул. Декабристов, 57. Телефоны: 713-86-31, 713-86-27. Сайт -http://www.spbmuseum.ru/blokmuseum/

Борей-Арт (нефиксированные дни (кр вс и пн), вх своб) — Литейный пр., 58. Сайт — http://www.borey.ru/

Буквоед на Восстания (нефиксированные дни, вх своб) — Лиговский пр. 10 (в помещении гостиницы «Октябрьская»), М. пл. Восстания. Справки о вечерах по тел./факсу (812) 346 5327 доб.231. Сайт — http://bookvoed.ru/

Буквоед на Невском 46 (Парк культуры и чтения) (нефиксированные дни, вх своб) — Невский пр., 46. Ст. М. Невский пр./Гостиный двор. Справки о вечерах по тел./факсу (812) 346 5327 доб.231. Сайт — http://bookvoed.ru/

Книжный магазин Все свободны — Мойка 28 / Волынский 4, 2 двор в обоих случаях. Для входа с Мойки код 482 !!!.

Клуб Грибоедов — Воронежская ул, 2А, ст. м. Лиговский пр.

Музей Державина — Наб. р. Фонтанки, 118.

Галерея «DO» — ул.Чайковского, д. 10, кв. 61, вход через двор д.8. Куратор галереи — Елена Тюнина. Тел. 932-35-32 или 273-24-06

Дом книги (нефиксированные дни, автограф-сессии и круглые столы, вх своб) — Невский пр., 28. М. Гостиный Двор. Сайт — http://www.spbdk.ru/

Дом Писателя — Звенигородская ул. 22. Ст.м. Пушкинская, Звенигородская. (нефиксированные дни, вх своб)Сайт — http://dompisatel.ru/

Музей Достоевского (куратор ежемесячных литературных встреч — Юлиан Фрумкин-Рыбаков, начало в 18 часов) — Кузнечный пер., 5/2. Сайт -http://www.md.spb.ru/

Еврейский общинный центр (литературные вечера из цикла «Треугольник» — куратор Борис Григорин — проводятся 1 раз в месяц по вторникам, начало в 18.30, вх своб) — ул. Рубинштейна, 3.Сайт — http://www.litvstrechi.narod.ru

Европейский Университет — Гагаринская ул., 3. М.Чернышевская. Сайт — http://www.eu.spb.ru/

Арт-клуб «Жук» / Книжный магазин «Дом на Жуковского» -наб. Канала Грибоедова, 42. (книжный магазин, в котором проходят вечера поэзии, презентации книг, акустические концерты)

Редакция журнала «Звезда» — Моховая ул., 20. Сайт http://www.zvezdaspb.ru

Пресс-клуб «Зеленая Лампа» — Банковский пер, д. 3. М.Сенная пл./ Невский пр. Сайт http://green-lamp.spb.ru/ 

Музей Зощенко (2 раза в месяц в 18.30 проводятся вечера из цикла «Встречи у Зощенко», кураторы — Алексей Сёмкин и Дарья Суховей) — Малая Конюшенная ул., д. 4/2, кв. 119, вход с Чебоксарского переулка во двор, 3 этаж. Ст. М. Гостиный двор. Сайт — http://museum-xxvek.ru/

Книги и кофе (концерты, литературные вечера) — Гагаринская ул., 20 Сайт — http://bookcoffee.ru/events.php/

Книжный клуб на Австрийской (литературные вечера, презентации книг) — Каменноостровский пр., 13/2. М. Горьковская. т.232-33-07.

Бар мистераКокошки Разъезжая ул., 26-28, жёлатя решёточка.

Театр «Куклы» — ул. Жака Дюкло, д. 6. М. Политехническая. т. 297-26-89. При посещении вечеров имейте с собой сменную обувь.

Книжная лавка писателей (встречи с писателями, презентации книг, иногда — днём) — Невский пр., 66. Ст. м. Гостиный двор. Сайт — http://lavka-pisateley.ru/afisha/

Библиотека им. Лермонтова (в библиотеке и филиалах проводятся вечера и утренники современных писателей и презентации книг) — Литейный пр., 19. М. Чернышевская. Сайт — http://lermontovka-spb.ru/afisha/

Радужный клуб «Малевич» (вечера и концерты, вход платный) — Московский пр., 109/3. Ст. м. Московские ворота.

Клуб «Манхэттен» — наб. р. Фонтанки, 90. Ст. м. Сенная пл. или Пушкинская Сайт — http://www.manhattanclub.ru/

Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина) (нефиксированные дни, вх на вечера своб; как правило, тематика вечеров связана с наследием первого русского авангарда) — ул. Профессора Попова, д. 10. М. Петроградская. Сайт — http://www.spbmuseum.ru/matyushin/

Библиотека им. Маяковского (Литературные и литературно-музыкальные вечера в разные дни — кураторы Инна Игрунина и Ася Шнейдерман) — наб.р. Фонтанки, д. 46, отдел литературы на иностранных языках. Сайт — http://www.pl.spb.ru

Музей Набокова — Большая Морская ул., 47. т. 315-47-13. Сайт — http://www.nabokovmuseum.org/ 

Российская национальная библиотека (раз-два в месяц проводятся вечера современных писателей и презентации книг) — Садовая ул. 18. М. Гостиный двор. Новое здание — Московский пр., 165/2. М.Парк победы. Сайт — http://www.nlr.ru/news/plan.htm

ПЕН-клуб (нефиксированные дни, вх своб) — Думская ул., д. 3, 5 этаж. М. Невский проспект.

ПирОГИ на Фонтанке (Питер-ОГИ) (нефиксированные дни, концерты, дискуссии) — наб. р. Фонтанки, 40. Т. 275-35-58. М. Гостиный двор. Сайт -http://www.piterogi.ru/

Подвал Бродячей Собаки (нефиксированные дни, вход часто бывает платным, о чём предупреждаем) — Пл. Искусств, 5. М. Невский пр. Тел. 315-77-64. Сайт — http://vsobaka.ru/content/archive_news.php

Книжный магазин «Порядок слов» (презентации книг, встречи с авторами, кинопоказы начинаются обычно в 19.30) — Наб. р. Фонтанки, 15. Работает с 11 до 21, вс с 12 до 20, в дни вечеров и кинопоказов — до конца мероприятия; книжный киоск на «Ленфильме», Каменноостровский пр., 10, все дни с 14 до 21.30, в пн с 16 до 21.30. Сайт — http://wordorder.ru

Библиотека им. Пушкина Петроградского района (в библиотеке и филиалах проводятся презентации книг) — Большой пр. Петроградской стороны, 73, во дворе. М. Петроградская. Сайт — http://lib-pushkina.ucoz.ru/

Музей Пушкина — Наб. р. Мойки, 12. М. Гостиный двор. Сайт — http://www.museumpushkin.ru/ 

Cаммербар — Наб. канала Грибоедова, 49. М. Сенная площадь.

Книжный магазин «Cвои книги» — 1 линия, 42. М. Василеостровская.

Литературная гостиная мини-отеля «Старая Вена» (чаще всего четверги, начало в 19.00, куратор Арсен Мирзаев, вход, как правило, по пригласительным билетам, вручаемым непосредственно на входе) — Малая Морская ул., 13 / Гороховая ул., 8 (вход с Гороховой улицы).(812) 312-93-39, 314-35-14, 974-87-03. Сайт — http://vena.old-spb.ru/rus/evenings/

Бар «Стирка» (литературные вечера чаще всего по уик-эндам, вх своб) — Казанская ул. 26. т. 314-53-71. М. Невский пр./ Гостиный двор, Сенная пл./Садовая. Сайт — http://40gradusov.ru/

Кинозал филологического факультета СПбГУ — Университетская наб., 11, по двору направо. Вход на территорию Университета — по документам, удостоверяющим личность.

Актовый зал филоcофского факультета СПбГУ — Менделеевская линия, д.5. Вход на территорию Университета — по документам, удостоверяющим личность.

Клуб «Fish Fabrique Nouvelle» — (изредка литературные вечера и окололитературные концерты, вход чаще всего платный) Пушкинская ул., 10. Вход с Лиговского пр., 53. 

ЦБС Василеостровского района (проводятся презентации книг) — Сайт — http://cbs-vo.spb.ru/news/

ЦВЗ «Манеж» (ежегодно в январе проводятся поэтические чтения в рамках выставки современного петербургского искусства «Арт-Петербург», вход по билетам на выставку) — Исаакиевская пл., 1. Сайт — http://www.manege.spb.ru/ 

Центр современной литературы и книги — Наб Адм. Макарова, 10. М. Василеостровская, тел. 328-67-08. Сайт — http://litcenterspb.ru/

Музей современного искусства «Эрарта» — 29-я Линия В.О., д. 2. Транспорт от ст. М. Василеостровская. Сайт — http://www.erarta.ru/.

Лофт-проект «Этажи» — Лиговский пр., 74. М. Лиговский пр. т. 458-50-05. Сайт — http://www.loftprojectetagi.ru/.

Информацию подготовила Дарья Суховей.

Источник: http://www.cogita.ru/news/klubnye-novosti/literaturnye-kluby-petreburga

Поэтические бары Петербурга

Сергей Гончаров

Поэзия — один из немногих ненадуманных брендов города (это вам не «Мистический Петербург»). Со времен Державина и Пушкина Петербург является центром поэзии России. Хотя, конечно, Пушкин неместный: он москвич, но, как говорится, у всех свои недостатки.

Большинство российских поэтов, вне зависимости от места рождения, сформировалось все-таки в Петербурге. Лермонтов, Блок, Гумилев, Ахматова, Бродский… Их прибежищами и одновременно литературными мастерскими стали страшноватые богемные заведения, где поэты проводили вечера, выпивая и пытаясь вспомнить трещащими шестеренками в голове начало и конец своих произведений.

Ахматова вместе с другими акмеистами ходила в «Подвал бродячей собаки», Хармс с ОБЭРИУтами «посещал» грязноватую пивную напротив дома Зингера (что потом ему предъявляли на допросах как общение с контрреволюционерами), а Бродского можно было часто встретить в рюмочной «Щель» у гостиницы «Астория».

В последние пять лет поэзия снова переживает подъем, и собираются поэты, конечно, в барах и кафе. В этой подборке я выделил основные места, где можно застать людей разных поэтических тусовок и услышать стихи.

«Ионотека»

Зачем идти: послушать совсем молодых авторов или попытаться выиграть 10 000 рублей за читку стихов

Проблема «Ионотеки» заключается в том, что ее можно включать совершенно в любую подборку творческих мест. Не важно, это обзор лучших шаверм города, концертов панковских групп, рэп-баттлов, мест, где танцуют «винишко-тян» (новая субкультура девочек с цветными волосами, в очках и с томиком Кафки наперевес — прим. ред.

) или мест, где читают стихи. Все равно в этот список попадет «Ионотека» как центр всей движухи. Там проходят поэтические вечера «Поэтическая солянка» и соревнования Bang Bang Poetry, на которых можно выиграть до 10 000 рублей.

Последний конкурс был 14 января, стихи читали Евгения Старова и Артур Коньков, а судил их Андрей из группы «Эхопрокуренныхподъездов». Иногда эти поединки судит сам Леха Никонов (который, наверное, является лучшим современным поэтом Петербурга). Недавно я был на мероприятии, где он читал.

Удивительно, но вся «Ионотека» стояла пингвинами до самого входа, потому что зал забит до отказа. Обычно конкурсы стихов тут оценивают музыканты Иван Курочкин из «Электрофореза», Тесли из «Щенков», Mc Fallen и т.д.

К слову, эти группы я действительно знаю и даже понимаю почему у «винишек» (главных потребителей современной поэзии) они популярны. И это для меня более понятно, чем то, почему «винишки» называются так, хотя постоянно пьют вишневый «Блейзер».

пр. Лиговский, 50, корп. 16
Лиговский ПроспектПерейти на страницу заведения

DEAD POETS

Зачем идти: послушать стихи популярных авторов в приличной обстановке

Это самый знаменитый поэтический бар в городе. Даже чуждые литературы люди, которые не вспомнят наизусть и первых пары страниц из «Евгения Онегина», знают, что на Жуковского есть такой бар, там читают стихи и проводят лекции по культуре. На мой взгляд, для поэтического места «Дедпоетс» слишком приличный.

Все же поэзия — это более богемное явление… А улица Жуковского явно не для богемы. Наверное, именно поэтому среди моих знакомых нет ни одного поэта, который бы ходил туда читать стихи. С другой стороны, это скорее говорит о знакомых, чем о баре. Недавно здесь выступал Олег Гаркуша, солист группы «АукцЫон», до этого поэтесса Стефания Данилова и поэт Андрей Некрасов.

Так что если вам нужен приличный поэтический бар, то вам явно сюда.

ул. Жуковского, 12
Маяковская, Площадь ВосстанияПерейти на страницу заведения

«Ператехники»

Зачем идти: петь под гитару с поэтами с разных концов страны и мира

Когда я в прошлый раз писал про «Ператехники», это было только что открывшееся заведение. А сейчас тут можно встретить авторов со всей страны. И в плане поэтических баров многие ставят его на первое место в городе.

В этом крошечном заведении на третьем этаже «Голицын-лофта» с позднего вечера до раннего утра постоянно кто-то либо поет свои песни, аккомпанируя на гитаре, либо декламирует свои стихи.

Буквально месяца полтора назад, когда я пришел к ним в полшестого утра на «рюмку чая», то встретил бренчащего на гитаре пьяного лидера группы «Нервы» (а это вообще Украина). И кстати, очень удобно, что у барменов под рукой всегда пара гитар для гостей.

наб. реки Фонтанки, 20
Гостиный Двор, ЧернышевскаяПерейти на страницу заведения

«Репин»

Зачем идти: слушать и читать самому стихи на Петроградке

Бар находится на Петроградской стороне, что говорит о многом. В этой части города проблема с барами была всегда: еще в нулевые, после экзаменов магистратуры ЛЭТИ я мучился вопросом, куда пойти отмечать… И понимал, что ближайшее интересное заведение будет возле Спаса на Крови. И, по-моему, проблема с барами на этой стороне так и не решена.

Но «Репин» интересен прежде всего тем, что здесь выступает джазовый ансамбль Валерия Георгиевича (В.Г. Петров — известный петербургский музыкант и джазмен, сейчас ему 74 года, — прим. ред.), чье творчество меня поражает уже многие годы. И здесь же проходят поэтические вечера Дмитрия Пруткова, бывшего пиарщика издательства «Питер».

Дмитрий раньше проводил встречи для молодых поэтов в популярных творческих барах «Тайна», «Нико», «Мука» и «Темнеет». Теперь он обосновался здесь. На его мероприятиях может выступить любой желающий поэт. Кстати, Дмитрий иногда проводит в библиотеке Лермонтова читку стихов для самых маленьких, от 7 до 17 лет.

Кто воспитывает молодых поэтов, рекомендую.

ул. Большая Пушкарская, 50
СпортивнаяПерейти на страницу заведения

Читайте также:  Финляндский железнодорожный мост в санкт-петербурге

«Подвал бродячей собаки»

Зачем идти: отметиться в культовом месте Серебряного века

Арт-кафе было главным заведением Серебряного века, где собиралось окружение Ахматовой и Гумилева. Поэты читали стихи и выпивали, приходить сюда за деньги было не принято. Заведение просуществовало всего несколько лет и закрылось с началом Первой мировой войны.

В нулевых кафе вернулось на прежнее место, но атмосферы повторить не удалось. Сейчас здесь уже актеры читают стихи поэтов Серебряного века и действительно стараются, чтобы публика, заплатившая 800-1200 рублей за вход, получила эстетическое удовольствие.

Например, в «Бродячей собаке» актриса Светлана Крючкова регулярно декламирует произведения Ахматовой. Публика в основном возрастная.

пл. Искусств, 5/4
Невский Проспект, Гостиный ДворПерейти на страницу заведения

Кафе в галерее «Борей»

Зачем идти: за дозой истинной петербургской интеллигентности

Тем, кто хоть как-то соприкоснулся с культурной средой города, не надо объяснять, что такое «Борей» (и в данном случае я не имею в виду греческого бога ветра, которого знает каждый школьник). Уже четверть века это название для всей литературной интеллигенции Петербурга означает основное место встреч. Часто люди видятся на вернисажах.

Буквально недавно наблюдал своеобразный перформанс на открытии выставки: полуголый мужик в бочке с водой исполнял речитативы. Другое место встреч здесь — кафе, которое не знающему человеку будет довольно сложно заметить.

Но оказавшись внутри, не забудьте заказать кофе у «Маруси» — это такая странная святящаяся кофемашина, которая откликается на голос.

Как и «Подвал бродячей собаки», кафе при галерее «Борей» не молодежное, а скорее 40+.

Стандартный маршрут тусовки для поэтов старшего поколения — это посиделки в кафе «Борей», потом на какое-нибудь творческое мероприятие в Фонтанный дом, затем просмотр выставок в галерее «Свиное рыло», а дальше на вечерне-ночные посиделки (часто с поэзией) в кулуар «Реставрация нравов» на Биржевой линии. Выполнив эту программу, вы точно сможете считать себя петербургским интеллигентом.

пр. Литейный, 58
МаяковскаяПерейти на страницу заведенияФотографии заведения скоро появятся

Зачем идти: познакомиться с авторами старой школы

Еще одно заведение из серии мест, где встречаются авторы старшего поколения. Например, перед Новым годом здесь выступал культовый петербургский поэт Михаил Еремин. А ему, к слову сказать, уже 81 год. Боюсь, что всякие «винишко-тян» даже не слышали о таком.

В «Старой Вене» творческие вечера проходят пару раз в месяц уже много лет, организовывает их еще один петербургский поэт Арсен Мирзаев. Можно сказать, что здесь образовалась своя поэтическая субкультура среди петербургских интеллигентов 40+.

Место определенно очень интересное, но мне в мои 30 с хвостиком ходить сюда рановато.

ул. Гороховая, 8
АдмиралтейскаяПерейти на страницу заведения

Зачем идти: слушать джаз и стихи теперь по новому адресу

Уже ставший культовым, джазовый бар «Нико», полгода назад переехал с родной Коломенской улицы на Лиговский проспект. И вместе с ним переехали традиционные для «Нико» мероприятия. Поэзия здесь, как и джаз, идет без остановки.

Периодически тут читает стихи Джамиль Нилов и прочие модные поэты. Но лично я уже много лет хожу в «Нико» на поэтические представления Ады Дакар под аккомпанемент Антона Гончаренко.

Даже человеку, совершенно не увлекающемуся современной поэзией, такие мероприятия должны понравиться.

пр. Лиговский, 66
Лиговский ПроспектПерейти на страницу заведения

Fish Fabrique

Зачем идти: поучаствовать в «свободном микрофоне» по четвергам

Один из старейших баров Петербурга. Как поет в своей культовой песне «Наливайя» группа «Текиладжаз»: «Пойду для начала куда привык: сперва в «Грибоедов», потом в «ФишФабрик». И действительно, целое поколение привыкло ходить в «ФишФабрик».

Он в последнее время расширился и разделился, и теперь концерты рок-музыкантов проходят в новом большом зале во дворе «Пушкинской, 10», а старый зал остался для более камерных мероприятий вроде поэтических вечеров или акустических концертов. «Свободный микрофон» по четвергам.

Пару раз в году тут выступает один из самых знаменитых питерских поэтов Рома Гонза.

пр. Лиговский, 53
Маяковская, Площадь ВосстанияПерейти на страницу заведения

«Встретились поговорили»

Зачем идти: читать самому и слушать участников «свободного микрофона» по вторникам

Приблизительно во время переезда «Нико» с одного место на другое, часть поэтической тусовки переместилась вслед за организатором и поэтом Эдом Князевым на Рубинштейна, 23. Сюда заходят модные авторы Анна Ошарина, Труба, Арс-Пегас, Оля Жданкина и другие.

По сути, часть культуры «Нико» переехала на Рубинштейна, что, конечно, было некоторым шоком для поэтов. Заведение ориентировано на крафтовое пиво, и многим тут не хватает крепкого алкоголя, но близость двора Довлатова и бара «Цветочки» этот недостаток слегка компенсируют.

«Открытый микрофон» для поэтов тут каждый вторник с 20:30.

ул. Рубинштейна, 23
Владимирская, ДостоевскаяПерейти на страницу заведения

Чтобы узнавать все новости о ресторанах Петербурга первыми, подписывайтесь на наш телеграм-канал . 

Источник: https://www.restoclub.ru/review/top/pojeticheskie-bary-peterburga

Литературный Петербург

Литературный Петербург [entries|friends|calendar]
Литературный Петербург
История петербуржца — Дмитрий Бобров [06 Jun 2013|06:42pm]
ns_dima_schultz

Оригинал взят у ns_dima_schultz в История петербуржца»У каждого жителя Северной столицы есть возможность принять участие в литературном конкурсе «Неизвестный Петербург», приуроченном к 310-летию города на Неве» — услышал я два месяца назад по громкой связи, спускаясь по эскалатору станции Лиговский проспект Санкт-Петербургского метрополитена. Петербуржцам предлагалось присылать свою художественную прозу и исторические сочинения по электронной почте газеты «Петербургский дневник», а победителям конкурса обещали крупную денежную сумму и возможность участия в специальной телепередаче. Не корысти ради, но чтобы почтить родной город я принял решение об участии в конкурсе. К сожалению, о судьбе моего эссе устроители ничего не сообщили, равно как и не вышли на связь со мной, хотя подозреваю, что я всё-таки нарушил сроки и потому к конкурсу допущен не был по причинам формального характера. И странно было коль меня номинировали бы в губернаторском конкурсе, учитывая мою крайне сложную биографию. Публикую сегодня моё краткое эссе здесь.Дмитрий Бобров

История петербуржца

Первым моим адресом в Ленинграде была улица Красная (ныне ей возращено историческое название — Галерная), дом 4. Вероятно, это единственная из петербургских улиц, начинающаяся под аркой — под аркой здания Сената и Синода.

Впрочем, вру — другой такой улицей является Большая Морская, ведущая своё начало от Арки Генерального штаба, по образу и подобию которой, по повелению императора Николая I, и было выстроено в первой половине 19 века здание двух крупнейших государственных учреждений Российской Империи.

( Read more…Collapse )

Лиговка [26 Mar 2013|11:33am]
darwa

Всем добрый день. Правда, не такой уж он добрый. Наш Город ломают. Он принесён в жертву золотому тельцу. Один за другим сносят наши с вами дома.

Вполне ремонтопригодные, по европейским меркам даже молодые. Просто интересы инвесторов куда больше этажности застройки исторических районов.Я пишу об этом. Написан уже целый сборник. Открываю людям глаза.

Санкт-Петербург не только город белых ночей, разведённых мостов, дворцов, ангелов и прочей красоты, о которой принято писать в литературных сообществах, дабы не быть в них персоной нон-грата. Это ещё и город жутких, вымороженных расселёнок, город зелёных парусов, на которых уплывают в Вечность наши с вами дома.

Которые мы так любили.Позвольте опубликовать пару своих текстов. Можете удалить, если моя позиция идёт вразрез с админской. Но я считаю, что в нашем городе беда. ЛИГОВКА Убегает Лиговка фракталом — Пёстрой чередой своих дворов. Я её пока ещё застала: Робкую, заплаканную, в кровь Где-то разодравшую ладони…

Ты бежишь от света фонарей. А твои колодцы всё бездонней, Небо в них вращается быстрей…

( Read more…Collapse )

«Чужое, злое имя «Ленинград»!» [22 Nov 2011|04:10pm]
ns_dima_schultz

Чужое, злое имя «Ленинград»!В том городе, где жили исполины, –Теперь пигмеи радостно галдятУ красного подножья гильотины.

Там льется много крови и… чернил.Все кружится в безумно-быстром темпе…И сатана с улыбкой приложилНа лбы людей пятиконечный штемпель.Стал город славы – кладбищем химер,Стал призраком чужим и нереальным.Там каждый семилетний пионерПридавлен днем суровым и печальным.Уродливый, нелепый, жуткий быт,В котором нет друзей и нет любимых…

Никто не сыт, но каждый много бит.И в каждом зверь. И боль непоправима…А «Допры», где палач, от крови пьян,»Работает» в усердье озверелом.Где паклей забивают рты крестьян,Чтоб не могли кричать перед расстрелом.

А за пайком голодные хвосты!А в золоте зубов ухмылка Нэпа!О, Господи, помилуй и простиРабов покорных подлого Совдепа!Грузину, не татарам, платят дань.Где гордость? Где любовь к родному краю?Ах, «почему же мы такая дрянь?» –Чужую фразу снова повторяю.Российский город славы и побед, –Ты выдержишь и это потрясенье.

Увидим вновь мы пышный твой расцвет –Плоды трудов иного поколенья.Былую мощь твою и красотуНе видела, но верю, что увижу.О них в отцовских книгах я прочтуИ «Ленинград» сильней возненавижу…………………………..Санкт-Петербург, твой искаженный ликНазвали по-другому в эти годы.Но все пройдет.

И будешь ты велик,Столица величайшего народа!И гениальный русский драматург,Который душу нации прославит,Названием старинным «Петербург» –Чудесную поэму озаглавит!1932

Марианна Колосова

[07 Sep 2010|02:06am]
vogelfrei

Я иду по воде, я топлю в ней обрывки тени.Ветви каменных улиц знакомы мне от и до.В Петербурге дождит.

В Петербурге который деньбессердечная осень свивает себе гнездо.Я считаю минуты, монеты, шаги и шансы.Рваный маятник сердца гулко стучит в груди.Я молчу об одном: если некуда возвращаться,значит, незачем уходить.Город тихой воды затирает мои следы.Дождь смыкает ряды.

Всюду осень и дым,дым,

дым…

Мой дом (Мой Петербург) [12 Jul 2010|06:44pm]
tobico

Ночь, засидевшись нынче допоздна,Скользнула в переулки молчаливо.Встречаю утро в доме у окна – У побережья Финского залива.

Уютный мрак растаял без следа,Рассвет наполнил комнаты и залы – Восстания, Островского, ТрудаИ Площадь у Балтийского вокзала.Мой дом открыт, в него свободный вход;И вот, быть может, незнакомый кто-тоОднажды в арку Нарвскую войдетИль постучит в Московские ворота.

Проспектом Большеохтинским пройдя,На шумной Стрелке посидит устало,Прислушается к шелесту дождяНа мостиках Обводного канала.Мы будем пить в Михайловском садуГорячий чай иль крепкий черный кофе,Негромко поболтаем на ходуНа узеньких тропинках Петергофа.

Мы обойдем аллеи, пустыри – А если в доме сумерки сгустились,Зажжем витрины, окна, фонариИ отблеск Петропавловского шпиля.А в час, когда огромным кораблямСвои объятья гавани открыли,Увидим – город надвое деля, Дворцовый мост вздымает к небу крылья.

© tobico

Виктор Фет [27 Feb 2010|10:20am]
zhzh

1825привиделось ему в горячечном огне что начинается нева со слова не тогда своей рукой очистив лёд от снега о нега написал он озеро онега но нега тоже с не и небо тоже с не точней сказать нельзя чем видится во сне господь сказал что пётр сиречь гранит небес не бес но и не бог не с богом и не без когда из-подо льда покажется вода быть может не невы заменится на да? вскрывается ли лёд? скрывается ли рок? Нева течёт вперёд. Пётр смотрит поперек.

Виктор Фет

А. Кофанов ПЕТЕРБУРГ [17 Feb 2010|02:39am]
alexey_kofanov

Каждый вечер я покидаю свой дом.

Я растворяюсь в тебе, Петербург, словно капелька крови в каменных артериях улиц.Я не знаю, зачем, только каждый вечер вновь и вновь я погружаюсь в тебя, Петербург.

Припев:

Синяя Нева легла измятым плащом, далёкие окна – словно расплескавшееся солнце.Плачут алебастровые птицы, роняя с крыльев капли реки, радостно сияет золото куполов.Я иду, куда глядят глаза, как будто перечитываю любимую книгу, исполненную неисчерпаемых сокровенных богатств.Если приходит горький час, ты один умеешь исцелять серую скорбь души, Петербург.15 августа 1995

слушать эту песню

Морозам вопреки [24 Jan 2010|11:06am]
sapsalev

В свете морозов, сковавших в последние дни Петербург, вспомнилось мне коротенькое стихотворение, написанное еще прошлой весной. Дабы поднять настроение, подавленное холодами, публикую его.

Вербное воскресенье

Город мой — прозрачно-серый,Словно с долгого похмелья,Вдруг почуяв запах вербы,Встрепенулся, встал с постели.Расчехлили дамы ножки.Ветки выпучили почки.Побелеют скоро ночи,Под окном завоют кошки.И Нева девчонкой шустройСбросит платье льда игриво,Побежит, сверкая руслом,

Прямо к Финскому заливу.

Георгий Чернобровкин, ГОРОД [18 Dec 2009|04:12pm]
zhzh

* * * И города уже такого нет, и нет страны — прошла, как Атлантида.

Такая, видно, выпала планида моей стране: своих не помнить лети всё забыть. И площадей разбег, и лёгкий шаг по вытертым аллеям, где истуканов на зиму, жалея, вколачивали в ящики. Ковчег отплыл без нас. Мы на семи ветрах качаемся — отринутые тенибез голоса и без благословлений — забытые при сборах впопыхах.

Хранители музейной тишины, встающие на цыпочки подростки, нам высоки котурны и подмостки, оставшиеся от родной страны. Нас волны бьют, а мы «ужо тебе!» пытаемся прошевелить губами. И царь летит, и ангелы над нами незримые играют на трубе. И всадники (четыре!) от моста торопятся на ангельские трубы.

И Ленинград обветренные губы прикладывает к золоту креста.

( Далее…Collapse )

[29 Nov 2009|02:13am]
pestni_poputnye

Во тьме ночной свой монолог шептала зря Луна На зимнем пологе небес была она одна…

А под ногами город спал, свернувшийся как пес, И царь на вздыбленном коне привычно вахту нес. И в лунном свете возносил Исакий купола, И вечный ангел раскрывал два золотых крыла…Там высоко, над Питером, колючий бриз морской…

Луну-шептунью обнимал

холодною рукой…

Программа фестиваля «Петербургский Текст Сегодня» [19 Oct 2009|10:45am]
genefis_gbr

( Read more…Collapse )

Два [16 Oct 2009|02:51pm]
sapsalev

***Я шагал, глотая влажный воздух.Морось.Купол неба – розов.Вновь внутри меня метаморфозыСобирают в рифмы строчки прозы.

На часах уже почти что полночь.Полно,Ну, вернулся поздно…Ну, уснули, как обычно, порознь…Ведь никто не обещал, что будет просто!И ни ты, ни я не будем против:В окнаЗаползает полночь,Сигаретный дым и рома горечь,И измятая застиранная простынь.Ты опять смолчишь, смотря с упреком.

КротокБуду словно отрок.Виновато улыбнусь и сноваТы простишь, не проронив и слова.***На Петроградской стороне — Фасады в ряд,И тусклый свет в её окне…Я даже рад,Что нынче есть куда идти,К кому спешить,И даже, Господи прости,Кого любить.На Петроградской сторонеДома впритык.

Я нынче к ней, она — ко мне,

И нечем крыть.

Банановый Петербург 2010. Письмо академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. [05 Oct 2009|05:33am]
a_lushnikov

            Осень 2009 года.

Совсем немного остается до начала второго десятилетия 21-ого века. В Петербурге  «власть и культура» – это как шекспировское «быть? или не быть?». Мелькают годы, а суть явления не меняется. Люди пытаются сохранить историческое наследие своей Родины.

Это их естественная реакция на принятое властью города решение о строительстве «Охта-центра» с его четырехсотметровой высотной отметкой. В виде открытых писем об этом уже высказались известные петербуржцы и интеллигенция. Их оценки понятны и достойны уважения.

Их надежды наивны и немного романтичны.  Но именно эта романтичность и подтолкнула меня к этим строчкам…

            Я знал человека, который умел убедить власть не совершать роковых ошибок. Пусть это будет письмо покойному академику Лихачеву….

Уважаемый Дмитрий Сергеевич!

( Продолжение статьи…Collapse )

Питерское, 2009 [01 Jul 2009|04:13pm]
ex_innersun857
Философия_Крыш [20 Jun 2009|04:08am]
vogelfrei

Философия крыш. Невралгия души. Перекрестье мостов чьи-то судьбы крушит. Расписание смерти на карте руки.

сколько-раз-мне-еще-выживать-вопреки Философия крыш в духе нового дня. Чужеродное солнце сжигает меня. Открываю отсчет и считаю до ста. эта-осень-расставила-все-по-местам Философия крыш. Стынет небо у ног. Петербург, Петербург, мы с тобой заодно. Я терзаю слова, я срываюсь на крик.

рецессивное-солнце-разлито-внутри Философия крыш на обрывке листа. Между загнанных строк высота, высота. До чего же легко потеряться в тебе… закрываю-глаза-начинаю-разбег Бесконечный полет по чужой полосе. Петербург, Петербург, ты один против всех! Поцелуй на удачу, как выстрел в упор…

неизбежность-свидания-мой-приговор

(с) Вивиан

*мой_Петербург

Алексей Лоскутов. Баллада о Петре, получеловеке [27 May 2009|05:01pm]
loskutoff

Петр, получеловек,Красной чащи сивый мерин,У весенних диких рекПрипадает на колениИ, напившись, лает онНа дома сырых окраин,Псы ему со всех сторонБеззаветно помогают.Он хватает дуба ветвь,Лезет вверх, животно стонет,Хвост его, как будто плетьИзвивается в ладонях.Петр садится у избы,Кровь и мясо меж зубами,Ветер сер стал и избитЕго рыжими руками,Дождь им скручен пополам,И столбы вдоль косогораРаскидались по полямСилой огненного взора.Он приехал в ПетроградНа своем велосипеде.Каждый камень ему рад,Аплодируют медведиВ зоопарке. В эту ночьПетр играет на баяне,И тоска уходит прочь:Петр отныне горожанин!Он ночует под водойВ ложе Крюкова каналаИ в пучине городскойРоет норы, строит планы.Сжившись с городом большим,Петр скучает и зеваетИ домой по выходнымПод водою уплывает.Там опять он ест собакИ тоскует по земному.Смысл жизни был бы радОбнаружить он, но сноваВ нем гудит его душа,Петр прыгает бессильноИ пытается достатьЖелтый диск луны ванильной,Но, сорвав лишь пару звезд,Петр воет от досады.Только смерч, старинный гостьРазделяет его злость -Пьяные, они поют

Громовые серенады…

Источник: https://litpeterburg.livejournal.com/

Литературный Петербург

«Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать…» — писал о родном городе Бродский, запомнивший послевоенный Ленинград голодным, полуразрушенным, но возвышенным и удивительно благородным. «Смесь красоты и подавленности» — опишет позднее свои детские ощущения поэт.

Улицы Питера помнят шаги многих литературных знаменитостей: здесь творили Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов и Тургенев. Действия самых значительных романов Достоевского происходит в знаменитых дворах-колодцах, способных любого свести с ума.

Анна Ахматова просиживала вечерами у окошка петербургского жилища, с тревогой всматриваясь в улицу, а Есенин рассказывал петербуржцам о кабацкой Москве. Мы предлагаем вам совершить путешествие по литературным достопримечательностям Санкт-Петербурга.

Начнём с Всероссийского музея Пушкина на Мойке, 12 (м. Невский проспект, Гостиный двор).

Это последний адрес поэта — здесь он жил перед трагической гибелью и здесь же скончался в январе 1837 года, после дуэли с Дантесом.

Старинное здание в стиле классицизма не сразу стало музеем: вещи Александра Сергеевича разошлись по друзьям, особняк был перестроен в доходный дом (снимать квартиры на сутки в Санкт-Петербурге было и тогда выгодно).

Первое подобие музея было организовано лицеистами — товарищами Пушкина по лицею в Царском Селе, о нём вы могли читать в статье «Пригород Петербурга».

В середине прошлого века даже высказывались идеи превратить Царское Село в «город Пушкина», по аналогии с «городом Шекспира» в Англии.

Музей, как и сам поэт, долгое время кочевал по Питеру, пока не закрепился окончательно в этом доме в 1996 году.

К музею Пушкина относится и лицей в Царском Селе, и музей-дача там же. Именно на даче поэт написал знаменитое «Письмо Онегина к Татьяне», здесь из-под его пера вышла «Сказка о царе Салтане». На даче Александр Сергеевич организовал «литературный кружок», в который входил другой знаменитый житель Петербурга — Н.

В. Гоголь. Впервые Николай Васильевич приехал в столицу 19- летним юношей. Блистательная столица встретила грязью, нищетой и неуютом. Однако молодой человек не стушевался, познакомился с Пушкиным и продолжил свои литературные пробы. Вскоре появились на свет петербургские детища: «Невский проспект» и «Шинель».

Гоголевский Петербург заманивает, двоится и кружит голову. Гороховую улицу, на которой жил писатель, в те годы называли «Невским для народа». Кстати, можно снять квартиру на сутки в Питере именно на этой улице. Если, разумеется, есть желание примерить на себя роль писателя.

В северной столице от Гоголя, в итоге так и не понятому большинством, остались лишь памятник «Носу» (Вознесенский проспект, 11, м. Спасская, Садовая, Сенная площадь) да памятник самому Гоголю на М. Конюшенной
(м. Невский проспект, Гостиный двор).

В великолепном Санкт-Петербурге 28 лет жил Ф. М. Достоевский. Сменил он 20 квартир, так и не заведя собственной. Проживал писатель в самых обычных доходных домах, чаще всего они располагались на перекрёстках. Населяли доходные дома личности разного плана, их черты можно найти в героях произведений писателя.

В 60-е годы прошлого века в одном из домов, где жил Достоевский, в Кузнечном переулке 5/2, был открыт литературно-мемориальный музей Достоевского, ставший одним из шести российских музеев писателя.

Вообще Санкт-Петербург с почтением чтит память великого соседа: с 2010 года 3 июля официально отмечается день Достоевского.

В этот день писателя можно встретить на Кузнечном, где он читает «Преступление и наказание» вместе с горожанами.

Анна Ахматова называла Питер просто — «город моей жизни». Родилась она в Одессе, но в 1890 переехала в Царское село, где училась в гимназии.

В доме 17 в Тучковом переулке поэтесса жила вместе со знаменитым мужем — Н. Гумилёвым. Однако самое известное ахматовское здание находится на Литейном, 35 (м. Гостиный двор, Маяковская).

Это знаменитый Фонтанный дом, в котором с 1989 года находится музей Ахматовой.

Вообще Фонтанный дом — это дворец Шереметевых, о дворцах рассказывает статья «Дворцы Питера». Музей гордится богатой коллекцией подлинных материалов, среди которых рукописи и фотографии. Похоронена Анна Андреевна в Комарово, там же, где когда-то была их совместная с Гумилёвым дача.

Сюда не приезжают туристы, арендующие квартиры посуточно в Петербурге, а ведь в Комарово находится памятник-стена, который сын Ахматовой — Лев Гумилёв — сам начал строить в память о своей матери. Ещё один музей «Анна Ахматова «Серебряный век» находится на Автовской улице, 14 (м.

Кировский завод, Автово).

В Петербурге написал свои самые страстные строчки Александр Блок — 687 стихотворений входит в цикл о «Прекрасной даме», и посвящены все они одной и той же женщине. Офицерскую улицу, на которой поэт прожил последние 9 лет своей жизни, по праву называют «Блоковской».

Здесь он встретил взаимную любовь, здесь жила его мать, здесь был театр, в котором сам Мейерхольд поставил блоковский «Балаганчик», прошедший с невероятным успехом. Сегодня в доме 57 по улице Декабристов (современное название улицы Офицерской) открыт музей-квартира А. Блока.

Здесь представлены Кабинет поэта, его столовая и спальня с подлинной обстановкой.

В 1899 году в Петербурге родился великий человек, называвший себя американским писателем, рождённым в России. Дом номер 47 на Большой Морской (м. Спасская, Садовая) Владимир Набоков называл своим единственным домом. Писатель так и не смог обзавестись своим жилищем, предпочитая гостиницы и постоялые дворы.

В отеле «Монтре Палас», например, Набоков прожил долгих 20 лет. Именно этот дом на Б. Морской, где прошли самые счастливые детские годы писателя, он позднее описал в автобиографии «Другие берега» и «Память, говори».

Сегодня на Б. Морской, 57 находится музей Владимира Набокова. К сожалению, от подлинной обстановки в доме мало что сохранилось — лишь некоторые личные вещи Набокова и коллекция бабочек, которые писатель рисовал своей жене.

В послевоенном Петрограде молодой Михаил Зощенко успел освоить множество рабочих специальностей: был он и плотником, и сапожником, и телефонистом, и даже кролиководом! Последние годы писателя-сатирика прошли в центре, где, кстати, довольно часто арендуют квартиры на сутки в Санкт-Петербурге. На М. Конюшенной 4/2 (м.

Невский проспект, Гостиный двор) он жил в небольшой двухкомнатной квартире. После смерти писателя здесь был организован музей, в котором представлены личные вещи Михаила Михайловича и сохранена подлинная обстановка. Улица эта расположена совсем рядом с Невским, где бывает, пожалуй, каждый гость северной столицы.

Подробнее о Невском читайте в статье «Невский проспект».

Закончит наше повествование рассказ об арт-кафе «Бродячая собака» на площади Искусств, 5. Это место, объединившее многих участников нашей литературной летописи. Искусство первого десятилетия прошлого века было «кабаретным» — поиски новых форм проходили в экспериментах и игре.

В первую январскую ночь нового 1912 года в Петрограде открылось богемное арт-кафе «Бродячая собака». Это был художественный клуб, братство элиты — у них был свой гимн, своя геральдика, ритуалы и строгое членство. Основателями и посетителями были сплошь знаменитые литераторы и люди от искусства: А. Толстой, Б. Пронин, Вс. Мейерхольд, В.

Хлебников, О. Мандельштам, Н. Гумилёв и прочие, прочие.

В небольшом подвальном помещении, оформленном с элементами кубизма, они устраивали капустники, театральные представления, гала-концерты, диспуты и доклады. Многие участники, кстати, арендовали квартиры посуточно в Санкт-Петербурге, в домах по соседству.

Закат кафе случился после экспромта Маяковского, обвинившего завсегдатаев подвала в гражданском бездействии в смутное время Первой мировой войны. Кафе закрыли, во время Великой Отечественной здесь было бомбоубежище.

Реинкарнация состоялась в 2011 году, на волне интереса к Серебряному веку и дореволюционной истории в целом — сегодня арт-кафе «Подвалъ Бродячей Собаки» находится на улице Итальянской, 4 (м. Невский проспект, Гостиный двор).

Закончился Серебряный век, ушли поэты и писатели, оставив после себя одни лишь легенды. Нам же, современникам, остаётся только гадать, что принесет будущее, и с лёгкой грустью вспоминать прошлое, тщательное хранимое в блистательном Санкт-Петербурге.

Источник: https://spb.sutochno.ru/info/literaturnij_peterburg

Молодежный литературный форум: чем живут молодые писатели Петербурга

В первый день весны в городе на Неве собрались писатели и поэты, блогеры и журналисты, деятели науки и искусства, издатели и бизнесмены, чтобы обсудить актуальные вопросы российской и мировой литературы, а также поделиться своим опытом.

Открыла форум председатель Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Рената Абдулина. Она подчеркнула, что этот форум появился благодаря инициативе молодой петербурженки Анастасии, которая победила на всероссийском форуме «Таврида».

«Конечно, в городе великих писателей и поэтов, городе романтичных мостов и уютных двориков, в самом читающем городе нашей страны обязательно должен проходить молодежный литературный форум. Мы постарались подготовить для Вас насыщенную, интересную программу.

Возможно, на этом форуме у вас появятся новые идеи. Мы с Вами их с удовольствием доработаем, поддержим, а может разовьем в масштабные новые проекты.

На площадке под названием «АРТМУЗА» я желаю вам вдохновения и найти свою музу, которая поможет вам творить долгие годы на благо Санкт-Петербурга», — сказала Рената Абдулина.

К дискуссии присоединились эксперты литературного сообщества, которые рассказали об основных тенденциях в развитии мировой и российской литературы, отношении к молодым русским писателям за рубежом, необходимости продвижения русского языка и отечественной литературы в молодежной среде.

Петербургский молодежный литературный форум за один день представил 4 образовательные секции: «Я – писатель», «Я – читатель», «Я – оратор», «Я – издатель» и 8 обучающих площадок. Мероприятие посетили 200 участников и 16 спикеров из Москвы и Санкт-Петербурга.

Гости мероприятия смогли принять участие в образовательных мастер-классах и лекциях. Секции были сконцентрированы на практических решениях главных вопросов и проблем, возникающих на пути начинающих авторов.

Так, Влад Маленко, поэт и автор басен, основатель и руководитель Московского театра Поэтов, художественный руководитель поэтической лаборатории «Есенин – центр», член Союза Писателей и Союза театральных деятелей России провел мастер-класс по актерскому мастерству.

Он рассказал о том как театр и литература соприкасаются, показал приемы разных театральных школ, полезных для начинающих авторов, и рассказал как держаться перед аудиторией, чтобы зрители и слушатели почувствовали именно ту эмоцию, что автор хотел передать.

А еще рассказал о том, как подготовить книгу к изданию и выстроить работу с редактором.

Дмитрий Миропольский, российский предприниматель, прозаик и киносценарист, поделился собственными рекомендациями по созданию авторской версии сюжета произведения.

Как правильно читать и выбирать книги, рассказала Ольга Косогор, руководитель Отдела культурных программ Центральной городской публичной библиотеки имени В.В. Маяковского.

Саша Филипенко, белорусский прозаик, автор романов «Красный крест», «Травля», «Бывший сын» и «Замыслы», лауреат «Русской премии» поделился своей истории успеха и становления профессиональным писателем.

О том, где искать вдохновение и как правильно вести личный блог говорили Надежда Делаланд и Мария Сухобская.

Особенностями поэтической грамотности и методиках скорочтения обучали участников Наталья Романова и Анастасия Клюшина.

Игорь Малышев, Алена Агрикова и Лиза Зорина, провели лекции на темы того, как работать с иллюстрациями и правильно выбирать издательство, как стать успешным оратором и преуспевающим сценаристом.

Особое внимание образовательных секций было уделено молодежным проектам в российской культуре и опыту их реализации. Об этом рассказала поэтесса и литературовед Стефания Данилова.

Также на форуме говорили о технологических решениях в литературе, web-проектах и мобильных приложениях для читателей и писателей –своим опытом поделились Юлия Добровольская и представители издательства Acta Diurna.

Даниэль Орлов, писатель, издатель, член Союза писателей Санкт-Петербурга, президент фонда «Русский текст», рассказал об апологии современного романа, зачем, о чем и, главное, для кого стоит писать книги.

Эксперты поговорили о книжных новинках, о том, что действительно стоит включить в школьную программу по литературе, как стать успешным писателем в России и насколько реально жить только на доходы от написания книг.

На главной сцене форума выступили современные российские поэты и писатели.

В холле музея современного искусства «АРТМУЗА» прошла художественная выставка, где ученики и студенты образовательных учреждений Санкт-Петербурга представили свои иллюстрации к литературным произведениям.

Петербургский молодежный литературный форум послужил эффективной площадкой для плодотворного взаимодействия и живого общения студентов и молодых авторов с опытными российскими писателями и успешными издателями.

Форум организован Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.

Все вопросы можно задать по тел.: 8(921)638-22-60 или e-mail: anyakryuk@gmail.com — пресс-секретарь форума Анна Крюк.

Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/kpmp/news/130593/

10 книг о Петербурге, которые должен знать каждый горожанин

Книга из разряда тех, что должен прочитать каждый думающий и чувствующий человек. Это переиздание широко известного ещё с советских времён произведения об одном из самых страшных периодов истории нашей страны. Полная версия «Блокадной книги» вышла только к 70-летию освобождения Ленинграда от блокады.

Это повествование о городе-мученике, городе-герое, о людях-мучениках и людях-героях, основанное на большом количестве фактического материала — на живых свидетельствах блокадников, на документах из архивов, письмах, дневниках и фотографиях.

В книгу входит также глава «Ленинградское дело», повествующая уже о послевоенной расправе над выстоявшим городом. «У этой правды есть адреса, номера телефонов, фамилии, имена. Она живёт в ленинградских квартирах», — так начинается книга.

Она откровенна и иногда шокирует.

Кстати, в 2009 году вышел фильм Александра Сокурова «Читаем „Блокадную книгу“». Несколько десятков петербуржцев разных возрастов и профессий, в том числе и многие знаменитые люди, перед камерой в телестудии читают «Блокадную книгу», каждый по одному-двум отрывкам. Читающие почти не вкладывают своих эмоций в прочтение, так как отрывки сами по себе содержат то, что трогает зрителя.

Сколько дней длилась блокада Ленинграда? В чью честь назван Васильевский остров? Настоящий ли крейсер «Аврора»? Правда ли, что Есенина убили? Если вы думаете, что легко ответите на все эти и другие вопросы о Санкт-Петербурге, то автор готов с вами поспорить.

Эта книга противоречит городским легендам. Шерих безжалостно разрушает все те мифические истории, которые сложились вокруг города начиная со времени его основания.

При этом автор не просто выдвигает свою точку зрения по каждому вопросу, но и подтверждает её архивными документами, заключениями экспертов и даже математическими подсчётами.

Когда Лев Успенский начал писать книгу мемуаров, ему было за 60. Ему, ровеснику своего века (он родился в 1900 году), было что вспомнить и было о чём рассказать другим. Не идя в первых рядах советских писателей, он тем не менее был хорошо известен современникам как мемуарист и популяризатор науки, как замечательный знаток и летописец ленинградской жизни.

В своих «Записках старого петербуржца» Лев Васильевич рассказывает о многих событиях, произошедших впервые: об установке первых телефонов, о первом публичном полёте, о запуске первых городских трамвайчиков, делится личным восприятием каждого поворотного момента в истории города на Неве. Это увлекательное чтение, ведь каждый из нас смотрит на происходящие вокруг события не с высоты времени, а через личные переживания и истории друзей и знакомых.

Известный историк XIX века Михаил Иванович Пыляев большую часть своей жизни отдал изучению истории и бытописанию петербуржцев. В 1887 году вышла его книга «Старый Петербург» с подзаголовком «Рассказы из былой жизни столицы».

Если вы хотите узнать, какие народы жили на земле, где потом вырос прекрасный город, как развивалось само поселение и почему улицы имеют именно такие названия, то прочитать эту книгу стоит обязательно.

Книга рассказывает и о нравах общества, культуре общения, об отдельных судьбах, о блистательных красавицах и именитых дворянах, чьи жизни вплелись в историю Санкт-Петербурга. То, что можно прочитать в этой книге, не найти ни в одном учебнике истории.

Автор не придерживается строгой хронологии событий, он пытается рассказать и о простых людях, и об именитых горожанах, и о царственных особах, причём с большой долей юмора и с использованием анекдотов того времени.

Книга составлена из очерков авторитетного краеведа Александра Марголиса, разных жанров и разного времени, но все вместе они — посвящение любимому городу.

Здесь есть и философические рассуждения о Петербурге как объекте всемирного культурного наследия, и размышления о местах захоронений жертв красного террора, и рассказы о дворцах и особняках Романовых, и описания петербургских тюрем, и описание «феномена коренного петербуржца» — всего не перечесть.

Два сборника нескучных зарисовок автора Сергея Носова об известных и не очень каменных городских символах: от «Девушки с рельсом» в парке Победы и памятника Дмитрию Ивановичу Менделееву до Носа майора Ковалёва на Вознесенском проспекте, от памятника слепой девочке возле «Новочеркасской» до уже несуществующей «Башни мира» на Сенной. Писатель, лауреат литературной премии «Национальный бестселлер — 2015», ищет место памятникам, не столько исследуя их мистическую историю, сколько вписывая изваяния в контекст повседневной городской жизни, смотрит на них глазами заинтересованного обывателя.

Петербургский краевед, писатель и журналист Лев Лурье знает о городе всё. Его книга, посвящённая Петербургу Достоевского, — это путеводитель с пятью разными маршрутами по тому городу, где жил знаменитый писатель и где обитали герои его романов. В целом книга охватывает период с 1837-го по 1881 год.

Каждый маршрут рассчитан на двух-трёхчасовую пешеходную экскурсию. Маршрут «От замка — к крепости» посвящён Петербургу 1840-х годов — времени ученичества и литературного дебюта Достоевского. Он проходит вдоль Фонтанки и заканчивается осмотром Петропавловской крепости. Прогулка «С Раскольниковым по окрестностям Сенной» уводит в мир «Преступления и наказания».

«Последнее десятилетие (по обе стороны Невского)» — рассказ о конце 1870-х годов — времени, когда Достоевский достиг настоящей славы. Маршрут «Память о Достоевском» пролегает от музея-квартиры писателя до места его захоронения.

И, наконец, «Город, который не любил Достоевский» охватывает парадный центр города и рассказывает о Петербурге времён жизни здесь писателя как об административной, военной и культурной столице России.

Блестящий юрист, известный общественный деятель и великолепный оратор, Анатолий Кони прославился публичными лекциями и уникальными мемуарами.

В своих воспоминаниях о Петербурге автор изображает золотую пору Северной столицы, рисует яркие портреты современников: писателей, артистов, политиков. Рассказы о встречах с Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, А. П.

Чеховым содержат множество любопытных деталей и раскрывают секреты создания знаменитых литературных произведений. 

Кони приглашает читателя совершить увлекательную прогулку по улицам и площадям старого Петербурга, почувствовать атмосферу прошлого, стать свидетелем и участником важнейших городских событий.

Уникальный путеводитель по живому, непарадному, нескучному Петербургу. Полезен для тех, кто считает, что изучил город вдоль и поперёк. Эта книга открывает город с новой, необычной стороны. Здесь нет классического содержания из путеводителей или текстов из рассказов экскурсоводов.

Это неформальная прогулка с человеком, который знает и любит свой город, по самым известным и самым тайным местам и районам.

Из этой книги можно узнать, к примеру, о том, где в летнее время собираются байкеры, как открыть тайну бессмертия с помощью «Башни грифонов», в каком месте в советское время можно было достать оливки и с какой стороны правильно смотреть на статую Ленина на Московской площади. И даже про Купчино автор рассказывает так, что там хочется навеки поселиться.

Совершенно уникальный поэтический рассказ о Петербурге, воспетом поэтами и писателями, жившими здесь в течение двух веков.

Написанная аж в 1919–1922 годах, эта книга стала гимном величественному городу, сложенным потомственным интеллигентом-украинцем.

В «Душе Петербурга» автор размышляет о роли города на Неве в истории России, рассказывает о литературных героях, связанных с Петербургом, показывает его собирательный образ как душу живого персонажа.

Анциферов пишет: «Кто посетил Петербург в эти страшные, смертные годы 1918–1920, тот видел, как вечность проступает сквозь тление. Разом провалилось куда-то „чрево“ столицы. В городе, осиянном небывалыми зорями, остались одни дворцы и призраки. Истлевающая золотом Венеция и даже вечный Рим бледнеют перед величием умирающего Петербурга».

Источник: https://www.fiesta.city/spb/live/10-knig-o-peterburge-kotorye-dolzhen-znat-kazhdyy-gorozhanin/

Ссылка на основную публикацию