История первого русского автомобиля

История создания первого автомобиля в России

Любое событие, которое так или иначе дало толчок развитию принципиально нового вида деятельности, рано или поздно рассматривается как историческое. Чтобы установить его подлинность и точное время свершившегося, обычно опираются на документальные доказательства.

Общественность России сравнительно недавно отметила 100-летие со дня появления первого отечественного автомобиля с двигателями внутреннего сгорания.

Но прежде чем отмечать круглую дату события, давшего начало автомобилестроению в России, нужно было бы собрать информацию, которая позволила бы с уверенностью утверждать факт, время и место этого события.

К сожалению, долгое время исследования развития автомобилестроения в нашей стране не велись. Во всяком случае, публикаций на эту тему было мало, и они носили случайный характер.

В конце 40-х годов внимание отечественных историков привлекли факты первенства отечественных ученых и техников.

Тогда стало очевидным, что страна, ставшая великой мировой державой в век научно-технического прогресса, должна в этой области располагать достойной биографией, которая создавала бы фундамент образа великой державы.

В 1899 году в Москве появился первый автомобиль.

Началом работы в этом направлении стала статья А.М. Креера, опубликованная в журнале «Автомобильная и тракторная промышленность» № 6 за 1950 г.

, в которой впервые за послереволюционный период были названы имена 39 русских инженеров, изобретателей, предпринимателей, сыгравших важную роль в становлении и развитии отечественных автомобильной промышленности и транспорта, а также создателей первого русского автомобиля: Евгения Александровича Яковлева (1857-1898 гг.) и Петра Александровича Фрезе (1844-1918 гг.).

В дальнейшем Н.А. Яковлев (1955 г.), А.С. Исаев (1961 г.), В.И. Дубовской (1962 г.), Л.М. Шугуров (1971 г.), А.И. Оношко (1975 г.), Н.Я. Лирман (1976 г.), В.Н. Беляев (1981 г.) и Я.И. Пономарев (1995 г.) проводили исследования в этом направлении. Особого внимания заслуживает находка сотрудника государственного архива Горьковской области А.

И. Оношко. Среди стеклянных негативов М.П. Дмитриева, фотолетописца Поволжья, он обнаружил достаточно четкий негатив фотографии автомобиля Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе, по которому впоследствии независимо друг от друга В. И. Дубовской, Ю.А. Долматовский, Л.М. Шугуров и Е.С.

Бабурин графоаналитическим методом определили размерные соотношения конструкции и масштаб. Это позволило определить размеры деталей и в 1996 г. построить действующую копию автомобиля. Его база -1370 мм, колея — 1230 мм спереди и 1290 сзади, длина — 2180 мм, ширина-1530 мм, высота — 1440 мм (при сложенном верхе).

Анализ показал, что они заметно отличаются от размеров моделей «Вело» и «Виктория» фирмы «Бенц».

В настоящее время известен еще один снимок первого русского автомобиля, помещенный А. Шустовым в альбоме «Иллюстрированный вестник культуры и торгово-промышленного прогресса России 1900-1901 гг.».

Описание керосиновых двигателей Е.А. Яковлева, которые выпускались с 1891 г. на его заводе в Санкт-Петербурге (Б. Спасская ул., д.

28), публиковалось на страницах журнала «Вестник Императорского технического общества» (вып. XI, 1891 г.).

Подробное же описание самого автомобиля было помещено в «Журнале новейших изобретений и открытий» (№ 24, 1896 г.), вышедшем перед открытием Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, которое состоялось 27 мая (9 июня) 1896 г.

Император Николай II, как следует из его дневника, осматривал экспонаты выставки три дня и 2(15) августа осмотрел экипажный отдел, где ему демонстрировали автомобиль в действии. («Смотреть не на что, за границей лучше».)      Сказанное царем, помазанником Божьим, воспринималось как истина в последней инстанции. Император не оценил первый автомобиль России. 

    На Нижегородской ярмарке рухнули надежды создателей первого российского автомобиля.

Двигатель системы Яковлева принес конструктору серебряную награду, экипаж фирмы «Фрезе и К» был также отмечен серебряной медалью, а о главном их экспонате — автомобиле почти нигде не упоминалось. Будто его и не было на выставке.

Возможно, раздражение и обида, отсутствие поддержки подтолкнули Евгения Яковлева и Петра Фрезе к мысли избавиться от своего творения.

Изобретение первого автомобиля

История первого российского автомобиля началась в 1893 году в Чикаго, на всемирной выставке, где демонстрировался автомобиль «Бенц» модели «Вело». Он и привлек внимание двух петербуржцев, представляющих здесь свою продукцию. Что интересно: впервые встретились они только на выставке.

Это были владелец завода керосиновых и газовых двигателей Евгений Александрович Яковлев и управляющий фабрики конных экипажей Петр Александрович Фрезе. Решение изготовлять совместными усилиями аналогичный «самобегательный экипаж» напрашивалось само собой.

И через три года, в 1896 году, первый российский серийный автомобиль был представлен широкой публике.

Нетрудно догадаться, что двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса — фабрикой Фрезе.

Естественно, эта машина была очень похожа на конструкцию Бенца и по внешнему виду, и по конструктивным решениям. Однако она была не повторением немецкой конструкции, а своей оригинальной разработкой.

Чертежей не сохранилось, и параметры автомобиля историки восстанавливали по имеющимся фотографиям и описаниям.

Что же представляла из себя эта конструкция?

Как по внешнему виду, так и по конструкции первый российский автомобиль сильно напоминал «Бенц-Вело», а также производимый во Франции по лицензии фирмы «Бенц» автомобиль «Ришар-Дюк».

В оборудование машины входили складной кожаный верх, гудок с резиновой грушей, фонари со свечами. Для поворота служил установленный вертикально перед сиденьем рулевой рычаг на колонке.

Компоновка — заднемоторная. Двигатель — мощностью 2 л. с., четырехтактный, с одним горизонтально расположенным цилиндром. (У «Бенца» мощность была 1,5 л. с.) Для охлаждения цилиндра служила вода, а теплообменниками являлись две латунные емкости, размещенные вдоль бортов в задней части машины.

Зажигание смеси было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча), в то время как на многих двигателях тех лет применялась калильная трубка. Карбюратор был простейшим, так называемого испарительного типа (в отличие от современных карбюраторов распылительного типа). Его корпус в виде высокого цилиндра находился в заднем левом углу кузова.

Как и на всех других двигателях Яковлева, выпускной клапан имел механический привод, а впускной клапан действовал, как тогда говорили, «автоматически» т.е. от разряжения.  Перед двигателем (он располагался у задних колес) под сидением водителя и пассажира проходил поперечный ведущий вал с дифференциалом.

Насаженные на его концы звездочки через цепи передавали вращение ведомым звездочкам, соединенным со спицами задних ведущих колес шестью стремянками каждая. Судя по отношению диаметров цепных звездочек, видимых на сохранившихся снимках русского автомобиля, передаточное число главной передачи составляло около 5,45. Машина имела два тормоза.

Ручной тормоз (от рычага, расположенного у левого борта кузова) действовал на шины задних колес, прижимая к ним крохотные тормозные колодки. Именно этот тормоз по современной терминологии являлся рабочим, а другой — ножной — выполнял вспомогательную роль и действовал на ведущий вал трансмиссии.

 Автомобиль «Руссо-Балт» модели 1910 года в Государственном политехническом музее в Москве.

 Коробка передач — аналог бенцовской, однако кожаные ремни заменены на более надежные, выполненные из многослойной прорезиненной ткани. Имелось две передачи вперед и режим холостого хода. Задняя передача отсутствовала. Особенности ременной передачи позволяли обойтись без сцепления.

Трансмиссия представляла собой очень необычную с современной точки зрения конструкцию. От коробки усилие передавалось на дифференциал с поперечными приводными валами, от которых посредством двух цепных (велосипедных) передач и вращались ведущие колеса. То есть межколесный дифференциал находился не между колес, а несколько перед ними. Тормоза было два.

Основной (ножной) действовал на ведущий вал коробки передач. Другой (ручной) прижимал резиновые бруски к шинам задних колес. Передачи включались рычажками, помещенными на стойках слева и справа от рулевой колонки, передача заднего хода отсутствовала.

Машина Яковлева и Фрезе не была просто копией немецкой модели, несмотря на то, что к 1896 году по Петербургу уже ездили четыре «бенца»: две — модели «Вело» и две — «Виктория». Справедливости ради следует отметить разницу между русской и немецкой машинами в двигателе рулевом управлении, в конструкции колес и других деталей.

Кроме того, первый «Бенц-Вело» поступил в Петербург в мае 1895 года, когда даже подробное знакомство с его устройством не могло повлиять на конструктивные основные решения Яковлева и Фрезе.

Ходовая часть автомобиля, выполненная фабрикой Фрезе, имела очень много общего с конными экипажами. Кузов был двухместный, открытый, с откидным матерчатым верхом. Вообще, вся конструкция очень напоминала пролетку без облучка (места, где сидел ямщик) и по внешнему виду, и по устройству. В подвеске использовались полные эллиптические рессоры (их еще называют «каретными»).

Колеса — деревянные, задние — больше передних, с цельными резиновыми шинами. Ступицы колес крепились на подшипниках скольжения — классическое тележное решение! Переднюю и заднюю ось связывал подрамник, образуя своеобразное шасси, к которому при помощи рессор и крепился кузов. Очень оригинально было выполнено рулевое управление.

Передние колеса поворачивались на шкворнях вместе с рессорами.

Машина весила около 300 кг и могла развивать скорость до 21 км/ч. Запас бензина позволял двигаться 10 часов. Длина составляла 2,2 метра, ширина — 1,5 метра.

Первый русский автомобиль демонстрировался на Нижегородской выставке в 1896 году, где совершал демонстрационные поездки. К сожалению, он не вызвал интереса у официальных лиц Российской империи, и создатели конструкции могли рассчитывать только на самих себя. Но и Яковлев, и Фрезе были не фанатиками-изобретателями, а промышленниками.

И уже в 1897 году в газете «Новое время» появилось рекламное объявление следующего содержания: «Завод Е. А. Яковлева предлагает самодвижущиеся экипажи с быстрым выполнением заказов и по умеренным ценам». Сейчас уже невозможно установить, сколько автомобилей было изготовлено.

Одно можно сказать точно: конструкция Яковлева — Фрезе была создана именно как серийный, коммерческий автомобиль.

Первый русский автомобиль выполнил роль своеобразного тарана, который пробил стену, стоявшую между российским предпринимательством и зарождавшимся в мире автомобилестроением. Немало энергичных людей взялись за это, на их взгляд, перепективное и выгодное дело.

В одной лишь столице Санкт-Петербурге появилось десятка полтора фирм и энтузиастов: экипажные фабрики «П. Д. Яковлев». «Ив. Брейтигам», «Победа», акционерное общество «Г. A. Лесснер», а еще Скавронский, Мейзе, Крюммель, Рогозин, Романов и некоторые другие. В Москве П. Ильин возглавил группу, начавшую строить автомобили в Каретном ряду.

За постройку «моторов» принялись в Риге, Варшаве, Ярославле, Нахичевани, даже в Благовещенске. 

Источник: http://seite1.ru/obzory-i-sovety/istoriya-sozdaniya-pervogo-avtomobilya-v-rossii/.html

7 первых русских автомобилей

Летом 1896 года на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде была представлена первая модель отечественного автомобиля, совместного проекта экипажной фабрики Петра Фрезе и машиностроительного завода Евгения Яковлева.

Первые 20 лет для нашего автопрома оказались куда более бурными и плодотворными, чем последующие эпохи.

Инженеры первой самодвижущейся коляски планировали пустить ее в серийное производство, однако смерть одного из них, Евгения Яковлева, поставила крест на затее. Его компаньоны посчитали производство автомобилей делом бесперспективным и прекратили сотрудничество с фабрикой Фрезе.

Тот был вынужден закупать двигатели за рубежом, а затем продал предприятие Руссо-Балтийскому заводу, на котором стали выпускать первые серийные автомобили. Идея собрать и выпустить в России автомобиль пришла Фрезе и Яковлеву еще в 1893-м году на выставке в Чикаго.

Там они увидели машину Карла Бенца, которая поразила их простой и эффективной конструкцией. Русские промышленники потратили три года для того, чтобы обойти патентные преграды и изобрести коляску на собственном ходу заново. Вес готовой модели составил 300 кг.

Бензиновый двигатель заключал в себе две лошадиные силы, позволял проехать без дозаправок 10 часов и мог разгоняться до скорости в 21 км в час. Передач было всего две: вперед и режим холостого хода.

Через 3 года после появления первого бензинового двигателя появился и первый электродвигатель. И первый электромобиль. Его создал Ипполит Романов, дворянин из Одессы. Автомобиль Романова был гораздо быстрее, но и тяжелее автомобиля Яковлева-Фрезе. Он разгонялся до 37 км в час при весе в 750 кг. Примечательно, что практически половину массы машины составлял аккумулятор.

Был он одноразовым, подзарядке не подлежал и работал всего 65 км: в среднем его хватало на два-три часа езды. Кроме легковых автомобилей, энтузиаст Романов разработал модель омнибуса, рассчитанного на 17 человек, который мог разгоняться до 19 км в час.

Увы, в серийное производство электромобили Романова запущены не были: инженер не смог найти финансовой поддержки, хотя и получил государственный заказ на 80 моделей.

Не только на бензине и электричестве, но и на пару ездили российские автомобили. Да не просто ездили, а по всем параметрам оставляли позади и электрических и бензиновых собратьев. Они казались современникам изящными, были сравнительно бесшумными и более быстрыми.

Читайте также:  Храм спаса на крови в петербурге

Первый паромобиль (или, как еще его называли, локомобиль) был собран на предприятии «Дукс». В двигателях локомобилей было от 6 до 40 лошадиных сил. Компания выпускала не только легковые модели, но также мотоциклеты, омнибусы, железнодорожные дрезины, аэросани.

Гоночная модель «Дукса» могла развивать скорость до 140 км в час! Изобретателю и предпринимателю Юлию Меллеру, владевшему компанией «Дукс» всего этого было недостаточно, и с 1910 года он начинает выпускать самолеты и дирижабли.

Постепенно, с развитием самолетостроения, автомобильная составляющая предприятия отходит на второй план. А в 1918 году «Дукс» был национализирован и превращен в «Государственный авиационный завод №1».

В том же 1902 году в России появился первый мотоцикл, который был назван «Россия». Собрал его рижский промышленник Александр Лейтнер. Первый мотоцикл был усовершенствованным велосипедом, оборудованным мотором.

Мотор был объемом в 62 кубических сантиметра, потреблял 3,5 литра топлива на 100 километров пути и развивал максимальную скорость в 40 км в час — при 1,75 лошадиных силы. Стоил первый мотоцикл втрое дороже велосипеда: 450 рублей против, к примеру, 135 — за велосипед «Дукса».

Однако эта цена была в 10 раз ниже цены легкового авто: недорогие «Рено» стоили 5 тысяч рублей, российские модели — еще дороже.

Дешевизна в сравнении с легковыми автомобилями относительна, ведь 450 рублей — это почти полугодовой доход россиянина со средним достатком. поэтому торговля первыми мотоциклами шла вяло, по десять единиц в год, и к 1908-му году прекратилась совсем.

Что там омнибус или мотоцикл — в 1904-м году в России появилась первая пожарная машина. Изготовили ее на фирме «Лесснер» по заказу Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербурга. Ее конструктор — уже на тот момент известный в России и за рубежом Борис Луцкий.

Еще в апреле 1901-го года два его пятитонных грузовика и одна легковая машина устроили тест-драйв по Невскому проспекту и были продемонстрированы императору. Однако именно двухтонный пожарный «Ласснер» считается первым автомобилем, полностью собранным по чертежам Луцкого в России.

Модель была рассчитана на 14 человек пожарной команды и развивала скорость до 25-ти километров в час.

Другой «Лесснер», темно-зеленый лимузин 1907-го года, стал одним из обитателей густонаселенного гаража Николая Второго, страстно любившего автомобили. Из-за сходства конструкции и внешнего вида эту машину называли «Русским мерседесом».

Самой популярной маркой автомобилей в царской России стал «Руссо-Балт», впервые выпущенный в 1909-м году. Основных можелей было две: С и К. Первая — покрупнее, помощнее, с расчетной мощностью двигателя в 24 лошадиные силы. Второй — поменьше, с двенадцатью лошадьми под капотом.

«Руссо-Балты» были автомобилем мирового класса. Об этом свидетельствуют, к примеру, победы на гонке Санкт-Петербург — Монако в 1912-м и 1913-м годах, а также тот факт, что «Руссо-Балт» стал первой машиной, покорившей Везувий. Вообще автомобиль оказался одним из самых надежных в мире.

.

Автомобили в нашей стране собирали и до Ивана Пузырева, но именно он задался целью собрать полностью российский автомобиль, чтобы каждая деталь его была произведена не за рубежом, а у нас.

Правда, и этого Пузыреву было недостаточно: он с нуля разработал собственную конструкцию, правда, все-таки взяв за основу американский «Case». В отличие от конкурентов, инженер-энтузиаст не гнался за выгодой, а все производство подчинял поставленной цели, созданию собственного, отечественного автомобиля.

Он усовершенствовал коробку передач, сделав ее более надежной в сравнении с другими — в том числе, зарубежными — аналогами.

Из-за производственных затрат цена автомобиля «Пузырев-28-35» составила восемь тысяч рублей, что превысило даже цену недешевых «Руссо-Балтов». Машина была надежной, но громоздкой. Все это не прибавляло ей популярности. Да и в прессе патриотический автомобиль невзлюбили: называли его кустарщиной и сравнивали с худшими иностранными моделями.

К неудачам на рынке прибавилось невезение. В январе 1914-го года на заводе Пузырева случился пожар, уничтоживший восемь собранных машин и пятнадцать комплектов деталей, приготовленных для сборки. А в сентябре инженер-патриот умер.

Источник: http://russian7.ru/post/7-pervyx-rossijskix-avtomobilej/

Первый русский автомобиль

Первый русский автомобиль

Конец XIX века ознаменовался масштабным техническим прогрессом во всем мире.

Однако многие новинки отечественных изобретателей не были восприняты современниками как прорыв в будущее, хотя и обеспечили стране достойное место в истории науки и техники.

В числе таких новинок оказалась и «самодвижущаяся машина» либо, как ее еще называли в то время, «бензиномотор» — первый в стране и один из первых в мире автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

14 июля (2 июля по старому стилю) 1896 года на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде была представлена «самодвижущаяся машина» конструкции Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе. На выставке присутствовали мэтры российского бизнеса и высокопоставленные лица, сам царь Николай II лично осмотрел новейшие достижения отечественного производства в различных областях.

«Бензиномотор» Яковлева и Фрезе был представлен к осмотру среди парадных карет экипажного отдела выставки, и непонятная экзотическая новинка затерялась среди массы прочих экспонатов, не произведя особого впечатления на царя. Лишь через столетие соотечественники смогли по достоинству оценить вклад этого изобретения в мировое автомобилестроение и восстановить модель в точности, благодаря одной единственной сохранившейся фотографии.

«Бензиномотор» в тот день запечатлел на фоне центрального павильона Нижегородской ярмарки фотограф Максим Петрович Дмитриев, получивший официальное разрешение фотографировать визит царя на главную общероссийскую выставку.

Дмитриев сделал несколько фотографий автомобиля, но до наших дней большинство из них не уцелело.

Еще одно маленькое изображение первого русского авто сохранил «Иллюстрированный вестник культуры и торгово-промышленного прогресса России», выпущенный в 1900 году.

Появлению на свет первого отечественного автомобиля предшествовало знакомство талантливых русских предпринимателей, состоявшееся тремя годами ранее Нижегородской выставки на аналогичной выставке в Чикаго, где они принимали участие каждый со своим изобретением. Евгений Яковлев, будучи отставным лейтенантом военно-морского флота, являлся владельцем небольшого машиностроительного и меднолитейного завода, а горный инженер по образованию Пётр Фрезе владел в Петербурге известной экипажной фабрикой.

На выставке в Чикаго оба русских изобретателя получили бронзовые медали — Яковлев за свои газовые двигатели, а Фрезе за совершенные образцы конных повозок. Но кроме того, на этой выставке любознательные и предприимчивые русские изобретатели познакомились с немецким инженером Готтлибом Даймлером, создателем первого запатентованного мотоцикла на двигателе внутреннего сгорания.

Также общее внимание Яковлева и Фрезе привлек первый в мире автомобиль, который демонстрировал Карл Бенц. Модель больше напоминала безлошадную карету и называлась Benz Victoria. Русские изобретатели тщательно изучили эти новинки и решили сделать более совершенное «авто».

Прежде всего их «самодвижущаяся машина» или «бензиномотор» была приспособлена не только к езде по городским мостовым, но и к движению по бездорожью и плохим дорогам.

Автомобиль Фрезе и Яковлева оснастили большими колесами — передние радиусом 780 мм и 836 мм задние.

Серийного производства металлических колес подобного размера в то время ещё не было, и «бензиномотор» получил специально созданные ширококолейные колеса из дерева, обтянутые резиной.

Рессоры поместили рядом с колесами, чтобы они поворачивались вместе с ним. Каркас автомобиля был связан с балкой передней оси через поперечину, на ней же крепилась рулевая ось. Цепная главная передача заставляла вращаться задние колеса.

Длина авто составляла всего 2 метра 45 см, масса — 300 кг. Получился компактный и маневренный для своего времени автомобиль с хорошими техническими характеристиками. При мощности мотора в две лошадиных силы, он развивал скорость около 20 км/ч, что являлось очень неплохим показателем для тех времен.

Четырехтактный двигатель Евгений Яковлев сконструировал более легким, чем имевшиеся европейские образцы, со сложной системой охлаждения. Вода постоянно кипела и испарялась, и только часть её охлаждалась, поступая в конденсатор. Поэтому воду необходимо было постоянно подливать, и, как все первые авто, машина Фрезе-Яковлева возила с собой запас воды — 30 литров в двух боковых латунных баках.

Ременная трансмиссия была сходной по конструкции с аналогичной деталью в автомобиле Карла Бенца. Рычаги двухступенчатой коробки передач располагались сбоку от руля. Примечательно, что в машине стояло электрическое зажигание.

В итоге автомобиль Фрезе-Яковлева имел стоимость вдвое ниже существовавших тогда в Европе и Америке единичных аналогов, не уступая им по техническим характеристикам. Таким образом, день 14 июля 1896 года свидетельствует, что Россия по праву является одним из первопроходцев мирового автомобилестроения.

Далее в рубрике Шестой сталинский удар13 июля 1944 года началась Львовско-Сандомирская операция Красной Армии. Битва завершилась освобождением Западной Украины с выходом советских войск на территорию польской Силезии

Источник: http://rusplt.ru/wins/pervyiy-russkiy-avtomobil-27318.html

Первый русский автомобиль. Первые русские автомобильные заводы

Пора затронуть и столь популярный вопрос: первый русский автомобиль, а также, кто и когда его изобрел. Мы уже узнали кто изобрел первый автомобиль в мире, но наши умельцы отстали от Генри Форда и Готлиба Даймлера всего лишь на 10 лет.

Самый первый русский автомобиль создали два изобретателя, живущие тогда в Петербурге – Яковлев Евгений Александрович, отставной лейтенант российского военного флота, и Фрезе Пётр Александрович, горный инженер.

Именно в Петербурге и был создан первый в России самоходный экипаж. На всеобщее обозрение он был представлен на Всероссийской художественно-промышленной выставке, что состоялась в июне 1896 года в Нижнем Новгороде.

Как утверждают сами создатели первого российского автомобиля, они создали его чуть раньше – в мае этого же года.

Но следуя букве закона известно, что все его увидели именно в июне на выставке в 1896 года. Это подтверждает сообщение в петербургской газете «Новое время», которое появилось 8 июня 1896 года. Так же известно, что первый российский автомобиль был оснащен кузовом для двух пассажиров, при этом весил 300 кг и мог развивать скорость до 20 км/ч.

Яковлев в 1891 году основал в Санкт-Петербурге на Большой Спасской улице «Первый российский завод газовых и керосиновых двигателей Е. А. Яковлева», сейчас он носит название «Вулкан». А Петр Фрезе владел Акционерным общество, которое производило экипажи «Фрезе и Ко». Оно находилось по адресу С-Петербург, Эртелев переулок дом 10 (сейчас это улица Чехова)

Е. Яковлев сделал для первого российского автомобиля двигатель, имеющий один горизонтальный цилиндр, и трансмиссию, состоявшую из дифференциала и двухступенчатой коробки передач.

Двигатель имел мощность в 2 лошадиных силы. Производя эти изобретения Яковлев использовал опыт Карла Бенца.

Стоит отметить что так же делали и другие создатели автомобилей тех лет из Франции, США, Германии и многих других стран.

Интересный факт: первым автомобилем на петербуржских улицах стал «Бенц», четырехместная модель «Виктория».

Первые русские автомобильные заводы

На заре роста автомобилестроения в России почти не было автомобильных заводов полного цикла. Почти все заводы производили только шасси и моторную основу. Для того, чтобы получить полный автомобиль надо было купить шасси и доставить его на фабрику по производству экипажей, где с учётом ваших пожеланий создавали кузов автомобиля. В то время кузов называли «кароссери».

Однако стоит сказать, что русские кароссери высоко ценились даже за рубежом. Кузова производства русских фабрик много раз получали высшие награды на престижных международных выставках автомобилей в период с 1907 по 1913 года проходивших в России.

К примеру, на первой из таких выставок, проходившей в 1907 году, большой золотой медалью были удостоены автомобильные кузова фирмы «П. Д. Яковлева». А на 4ой Международной автомобильной выставке 1913го года (Петербург) был представлены полдюжины автомобилей «Мерседес», имеющих кузова экипажной фабрики «Брейтигам» города Петербург.

Среди самых лучших экипажных фабрик звучали такие имена, как «Победа», «Фрезе», «П. Д. Яковлев», «Пузырёв» и «Отто». Но среди них только фабрика «Фрезе и Ко» пыталась наладить выпуск грузовых и легковых автомобилей.

В начале ХХ века она создала несколько десятков автомобилей с трансмиссией и двигателем «Де Дион Бутон», а так же первый троллейбус и поезд с электротрансмиссией.

Но все эти изобретения так и не были развиты до полных итоговых образцов.

Первый русский автомобильный завод Пузырева

Натурально первый русский автомобильный завод был основан в 1909 году. Он назывался «Русский автомобильный завод И. П. Пузырёва». Его создатель хотел и сделал завод, который все части для автомобилей делал сам из русских материалов, руками русских рабочих под руководством отечественных инженеров.

Так же у этого завода была цель – придумать и сделать автомобиль для российских дорог. И вскоре он был создан: модели носили названия «28-35» (1911г) и «А28-40» (1912г). Эти автомобили были просты по устройству. В них был заложен большой запас прочности, но они были немного тяжеловаты.

Читайте также:  Город зеленогорск ленинградской области

Они имели большую проходимость, благодаря высокому дорожному просвету – 320мм.

На автомобилях, производства завода Пузырева, впервые во всем мире передачи в трансмиссии переключались с помощью кулачковых муфт – это собственное изобретение завода. Все рычаги для переключения передач были размещены внутри кузова. А все картеры двигателя, дифференциала и коробки передач были созданы из алюминия. Двигатель развивал мощность до 40 л.с.

На уже упомянутой нами, IV Международной автовыставке в Петербурге (весна 1913г.) Пузырев представил 3 машины – закрытый пятиместный лимузин и открытый семиместный автомобиль с кузовом торпеда, а также первый российский гоночный автомобиль с верхнеклапанным двигателем и спортивным шасси.

Источник: http://caretro.ru/history/pervyi-russkij-avtomobil.html

Первый Русский Автомобиль сообщение доклад сочинение

Все вы знаете, что первый автомобиль в мире изобрел, тот самый Карл Бенц. Но отсюда возникает вопрос: А как же первое русское авто, кто его создал. как она выглядела и т.п? Но, пока, давайте, разберёмся, что же такое автомобиль.

Автомобиль — транспорт, движущийся по безрельсовым путям. Первый русский автомобиль вышел на свет в 1896 году, и представили публике на Нижегородской выставке. Это был первым русским авто, у которого имелась двигатель внутреннего сгорания.

Машина называлась так: автомобиль Фрезе и Яковлева. Почему именно так? Секрет в том, что двигатель изобрели на заводе Яковлева, а остальная часть (ходовая, корпус и остальное) на фабрике Фрезе. Тип кузова был фаэтон, открытый вид кузова легковых автомобилей.

Машина имела 2 сидящих мест, и по современным меркам была заднеприводным, в то время такой автомобиль называли заднемоторной. Двигатель был бензиновым, объём составлял 1000 кубических сантиметров, а максимальная мощность же — 2 лошадиных сил, на сегодня эти данные, кажутся, смешным.

Автомобиль имел только 1 цилиндр, максимальная скорость доходила до 20 км/ч, а охладительная система была связано с водой, в то время, даже не было знакомо понятие антифриз. Коробка была механической, двухступенчатый, т.е имела две передачи: холостой ход и вперед.

Машина с полным запасом бензина могла двигаться 10 часов, по тогдашним меркам, это было даже очень хорошо.

Автомобиль имел два тормоза: ручной и рабочий. Колеса же были деревянными, с резиновыми шинами. На сегодняшний день невозможно точно сказать, сколько машин было выпущено. Максимальная масса — 300 кг. Но после Яковлев скончался, его завод переименовали по функции, и Фрезе, пришлось брать двигатели из Европы.

А, спустя некоторое время, а точнее в 1910 году, и сам Фрезе продал свою фабрику, а история первого русского автомобиля завершилась. В 1996 году решили воссоздать копию легендарного автомобиля, и тот экземпляр, сейчас хранится в Политехническом музее в городе Москве. По модели машина была очень похожа на «Бенц Вело».

Но автомобиль Яковлева и Фрезе уступала «Бенц Вело» по многим параметром. Если у русского автомобиля мощность составляла 1000 куб сантиметров, то «Бенц Вело» была на 50 куб сантиметров больше. По массе же превышала на 150 лишних килограммов. Были отличия и в коробке передач. Русский автомобиль был двухступенчатым, а иностранный — трёхступенчатым.

Всем огромное спасибо за внимание.

← Первый Русский Автомобиль↑ Техника

Источник: http://sochinite.ru/otvety/technika/pervyj-russkij-avtomobil-soobshchenie

История отечественного автомобилестроения

Капиталистический Запад опередил Россию и в массовом автомобилестроении. Не на много правда — разница где-то 10 лет. Так в 1885 году в Германии Карл Бенц продемонстрировал трехколесную «повозку с  двигателем на бензине. В тот же год Готлиб Даймлер собрал велосипед с мотором, а через год — «повозку» на моторе.

Возможно и в царской России в то же время уже были умельцы, которые сделали приблизительно то же самое, но остались не известны (о них будут еще сноски в этой статье).

Первое отечественное авто было представлена широкой публике как и положена — на престижном форуме (как выразились бы теперь), а именно в 1896 году на Нижегородской выставке. Авторами разработки были Евгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фрезе.

 Точнее мы не знаем, были ли авторами именно они. Но знаем точно, то они были фабрикантами. У первого была фабрика керосиновых и газовых двигателей, у второго — общество по постройке экипажей.

 Кузов и ходовка соответственно были изготовлены на фабрике Фрезе, а завод Яковлева работал  двигатель и трансмиссию.

Это сейчас достаточно просто зайти на сайт, заказать кучу деталей, из которых потом можно собрать целый агрегат. Инструкции по сборке — там же, в Интернете. Тогда же собирали из чего могли и как умели, а писать инструкции у них вероятно даже времени не было.

И похож автомобиль Яковлева и Фрезе был на обычный экипаж:

  • развивал скорость до 21 км в час,
  • весил 300 кг
  • мощностью двигателя ВНИМАНИЕ — 2 л.с

Император Николай II как-то не придал особого значения данной разработке, хотя и видел её. Тем не менее, самодвижущаяся повозка Яковлева и Фрезе выпускалась серийно.

Позже возникло мелкосерийное производство автомобилей и в других точках большой страны. такими были заводы Лесснера, «Дукс». На них появилась автомобильная марка «Руссо-Балт».

Теоретики отечественного автомобилестроения

У отечественного автотранспорта есть вполне определенная дата рождения — 11 сентября 1896 г. тут историки постарались. Они определили, что в этот день вышло Постановление Министра путей сообщения князя М.И.Хилкова “О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах”.

Напрашивается вывод, что тому были предпосылки более весомые, чем автомобиль Яковлева и Фрезе. Очевидно, что самоделкины в России были и о их разработках господин Хилков знал.

Сама же концепция  дорог со специальным покрытием, по которым будут перемещаться самодвижущиеся повозки, была предложена еще в 1836 году Василием Петровичем Гурьевым. Он рассматривал единую концепцию: “автомобиль — водитель — дорога — экономический эффект”.

Гурьев не был конструктором автомобилей, но он внес немалый вклад в развитие самой стратегии автомобилизма. Автомобильные дороги, по предположению В.П.Гурьева, следовало покрывать деревянной торцовой мостовой, что для своего времени являлось идеей весьма прогрессивной. Он также уделял должное внимание безопасности перевозок пассажиров и грузов, подготовке водительских кадров.

Колесные самоходные экипажи как основа для создания автомобиля

А теперь как раз о самоучках. Крепостной крестьянин из Нижегородской губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков был известным механиком. Создал он в частности самобеглую коляску из стали.

 Коляска была представлена в Петербурге 1 ноября 1752 г.: она была четырехколесной и приводилась в движение мускульной силой двух человек через устройство, напоминающее ворот. Коляска могла развивать скорость до 15 км в час.

Для пассажиров предназначалось два места.

Аналогичный колесный самоходный экипаж разработал один из самых известных русских конструкторов Иван Петрович Кулибин. Свой экипаж он показал также в Петербурге в 1791 г.

Сначала Кулибин работал над четырехколесной коляской, а затем, стремясь максимально облегчить экипаж и упростить управление им, создал трехколесный вариант самокатки.

Его самоходный экипаж имел трехколесное шасси, переднее сиденье для двух пассажиров и место сзади для стоящего человека, управляющего ножными педалями — “туфлями”.

Человек держался за ручку, закрепленную в спинке сиденья, и силой своего веса попеременно давил то на одну педаль, то на другую.

Педали через рычаги и тяги действовали на храповой механизм (собачку с зубчаткой), закрепленный на вертикальной оси специального маховика; последний был расположен под рамой коляски, выравнивал толчки от храпового механизма и поддерживал, таким образом, непрерывное вращение оси. От вертикальной оси маховика вращение передавалось парой зубчаток на продольный горизонтальный вал, на заднем конце которого находилась зубчатка, цеплявшаяся за один из трех зубчатых венцов барабана, закрепленного на оси задних ведущих колес.

Таким образом, конструкция русского механика содержала почти все основные узлы будущего автомобиля, многие из которых были введены впервые — перемену передач, тормозное устройство, рулевое управление, подшипники качения.

Машины с паровыми двигателями

Другте русские изобретатели ставили задачу соединить колесную тележку с механическим двигателем, то есть стремились создать самодвижущейся экипаж для безрельсовой дороги.

Так, на основе разработок паровых двигателей И.И.Ползунова, П.К.Фролова, Е.А. и М.Е.Черепанова в 1830 г. русский лафетный мастер К.

Янкевич со своими двумя товарищами-механиками вплотную подошел к созданию колесного самоходного экипажа с паровым двигателем.

“Быстрокат”, как было названо это изобретение, должен был развивать скорость до 30 верст в час, иметь способность быстрого торможения, ускорения и замедления хода.

Принципиальной особенностью быстроката являлся паровой котел, состоявший из 120 трубок и использовавший в качестве топлива древесный уголь (по замыслам изобретателей — сосновый). Предполагалось, что эта машина может быть использована как на летнем (колесном), так и на зимнем (с полозьями) ходах.

В конструкции быстроката были предусмотрены также места для пассажиров и водителя, расположенные в крытой повозке, отапливаемой посредством системы тепловых трубок.

Конструктивная особенность быстроката Янкевича заключалась еще и в оригинальном оформлении связи между корпусом повозки и ее задней осью. Изобретатель отошел от общепринятого способа расположения оси под корпусом: он пропустил ось непосредственно через корпус, что сместило центр тяжести повозки и существенно повысило ее устойчивость против опрокидывания.

Однако, работы русских техников по созданию колесного самохода с механическим двигателем показали, что громоздкие и тяжелые паровые установки не позволяют получить компактную и простую машину.

Первые отечественные автомобили с двигателем внутреннего сгорания

Изобретение бензинового двигателя внутреннего сгорания дало основу и повод для развития техники, в том числе автомобильной. Он позволил найти относительно небольшой источник движущей силы для автомобиля.

По сведениям некоторых исследователей, первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающем на жидком топливе, был построен в 1882 г. группой русских инженеров во главе с Путиловым и Хлобовым в небольшом городке на Волге. Однако, достаточных документальных подтверждений этого пока нет.

Самым «официальным» первым отечественным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания считается именно упомянутый ранее самодвижущийся экипаж Яковлева-Фрезе. Вероятно, так сложилось ввиду того, что эта конструкция была на Всероссийской промышленно-художественной выставке, а о других слышали немногие.

Использованный источник

Похожее

Источник: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/istoriya-otechestvennogo-avtomobilestroeniya.html

Первый Российский автомобиль — DRIVE2

На выставке Олдтаймер галерея в Крокусе был представлен первый немецкий автомобиль (копия конечно) Карла Бенца и компании. В 1891 году на улицах Одессы, он лихо промчался по Дерибасовской с мотором в три лошадиные силы. Через три года такую же приобрел как забавную игрушку один из московских купцов, а затем первые автомобили появились и в Санкт-Пебербурге.

Но я хочу рассказать как появился первый отечественный автомобиль в России,Русский автомобиль, по словам известного нашего историка автотранспорта, кандидата технических наук Олега Курихина был создан Е.А. Яковлевым и П.А. Фрезе в 1896 году.

Евгений Александрович Яковлев был морским офицером, одна¬ко в чине лейтенанта вышел в отставку и на деньги приданого жены приобрел в Москве по Большой Спасской улице, 28, земельный участок площадью 100 га. Именно здесь в апреле 1891 года и был основан Машиностроительный, чугунно и медеплавильный завод Е.А. Яковлева.

Помимо литейного цеха здесь был механический, где делали нефтяные двигатели внутреннего сгорания.У коренного петербуржца Петра Александровича Фрезе, по образованию горного инженера, после переезда в Москву тоже образовалось свое дело — мастерская конных экипажей.

Два предпринимателя волею случая познакомились на Колумбийской выставке в США, где демонстрировали достижения своих фирм.

Рядом с российским павильоном красовался германский, где новые знакомые и увидели самоходный экипаж с двигателем внутреннего сгорания марки «Виктория», который представляла немецкая фирма «Бенц и К°».

Обсуждая техническую новинку, Яковлев и Фрезе задумались о постройке такого же экипажа, но только вполне русского, из отечественных материалов, с российским мотором и без участия иностранцев (сейчас к сожалению всё с точностью наоборот).

Но, вернувшись на родину, новые друзья занялись прежде всего текущими делами, отодвинув осуществление своего замысла. Возможно, он бы вообще никогда не осуществился, если бы император Александр III не утвердил в октябре 1893 года «Положение о художественно-промышленной выставке», которая должна была начать свою работу три года спустя.

Подготовку этого грандиозного мероприятия поручили министру финансов и выдающемуся государственному деятелю С.Ю. Витте. В число руководителей двадцати отделов были выбраны писатель Д.В. Григорович, почвовед В.В. Докучаев, географ П.П. Семенов-Тян-Шанский и другие знаменитые люди страны.

Читайте также:  Доступность невского проспекта санкт-петербурга

В проекте выставки значились 200 павильонов, объединенных внутренней электрифицированной железной дорогой, связанной с ярмаркой и городом.Так вот, согласно положению, каждый ее экспонат должен был быть исключительно отечественным: спроектированным и изготовленным гражданами России. Победителям полагались внушительные призы, их ждала общероссийская, а то и международная слава.

А по¬тому тысячи предпринимателей, заводчиков и ремесленников включились в процесс подготовки экспонатов к этой выставке. Вспомнили о своем проекте отечественного автомобиля и Е.А. Яковлев с П.А. Фрезе.И вот ранней весной 1896 года очевидцы стали замечать, как в окрестностях Петербурга начал разъезжать неведомый ранее, безлошадный экипаж.

Его пассажиры выдавали себя за изготовителей этой машины и клялись, что все до последнего винтика сделано тут отечественными мастерами.Выставка открылась 27 мая 1896 года. Но поскольку самоход Яковлева и Фрезе, а также некоторые другие важные экспонаты до¬ставили в Нижний Новгород с некоторым запозданием, показ их императору Николаю II со свитой назначили на 1 июля.

Запечатлеть уникальный экспонат поручили знаменитому фотографу М.П. Дмитриеву.Однако на царя самоходная русская новинка не произвела сильного впечатления. Видимо, это повлияло и на решение технической комиссии, никак не отметившей первый русский автомобиль.

После закрытия выставки машину, построенную с большим трудом и огромными затратами, вернули в столицу, где она и канула в Лету. Сохранилась лишь единственная ее фотография.

О технической части сохранилось следующее: масса около 300кг, мощность двигателя 2л.с. скорость 20 вёрст в час, трансмиссия две передачи для движения в перёд.

И если бы не энтузиасты реставрационного технического центра Авторевю воссоздавшего этот автомобиль по одной фотографии и скудному описанию, мы бы его ни когда не увидели.

Источник: https://www.drive2.ru/b/288230376152073027/

Как создали первый русский автомобиль

В этот день 119 лет назад на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде публике был представлен первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, изготовленный в России. Создателями первого отечественного автомобиля были Евгений Яковлев (1857–1898) и Петр Фрезе (1844–1918). 

Конец XIX века – эпоха бурного развития автомобильной промышленности во всем мире.

К примеру, в том же 1896 году Генри Форд совершил первую поездку на своем «квадрицикле», Эдуард Мишлен оборудовал несколько сотен автомобилей пневматическими шинами, немецкая фирма «Бенц» изготовила 181 автомобиль, а в Англии отменили закон о человеке с красным флагом, который должен был бежать впереди любого безлошадного экипажа.

Генри Форд на своем «квадрицикле»

В России 1896 год ознаменовался введением правил дорожного движения и созданием первого отечественного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Его конструкцию русские инженеры обдумывали давно, тщательно изучая зарубежную информацию о достижениях науки и техники вообще и экспериментах с самодвижущимися экипажами во Франции и Германии в частности.

Так, известный московский пропагандист технического прогресса Петр Энгельмейер еще в 1883 году встречался в Германии с Карлом Бенцем, а в 1893-м Евгений Яковлев и Петр Фрезе побывали на Всемирной выставке в Чикаго, где подробнейшим образом исследовали экспонируемый там автомобиль «Бенц-Виктория».

Автомобиль Бенца поразил воображение конструкторов, и они решили построить подобную машину вместе.

Создатели первого русского автомобиля следовали традициям легких конных колясок. У последних в те времена были деревянные колеса со сплошными резиновыми шинами. Они плохо поглощали дорожные толчки, поэтому колеса приходилось делать как можно большего диаметра (1200–1500 мм).

Вращались они не на шариковых подшипниках, а на бронзовых втулках.

Рамы на легких конных колясках часто не было вовсе. Передняя и задняя балки шарнирно соединялись двумя продольными тягами, образуя, как говорили тогда, «ход». Поворот осуществлялся передними колесами.

При этом они заходили под так называемый «гусь» (передок кузова), и их приходилось делать диаметром меньше, чем задние.

Двигатель и трансмиссию первого русского автомобиля разрабатывал Яковлев. Он пошел по пути Бенца, но при этом исправил некоторые его ошибки и сделал двигатель более легким. Моторы Бенца развивали мощность 1,5 л. с. У Яковлева мощность составляла 2 л. с.

Двигатель Яковлева

Четырехтактный двигатель первого русского автомобиля был снабжен испарительной системой охлаждения. При его работе вода постоянно кипела, пар поступал в конденсатор, где охлаждался и конденсировался в воду. При этом значительная часть воды испарялась.

К примеру, автомобиль «Бенц-Виктория» с аналогичной системой охлаждения расходовал на 100 км пути 21 л бензина и 150 л воды. Яковлев разместил запас воды (около 30 л) в двух боковых латунных баках.

Сам же конденсатор в виде горизонтального длинного цилиндра помещался за спинкой сиденья.

Для зажигания смеси на многих двигателях в то время применялась калильная трубка. У Яковлева зажигание было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча).

Фрезе занимался созданием шасси. Он тоже внимательно изучил патент Бенца, выданный ему в 1893 году, и внес в него собственные изменения. Фрезе поместил рессоры передней подвески рядом с колесами, как у задних, не поворачивающихся колес.

Коляска была сравнительно легкой – 320 кг, и ее можно было оснастить колесами велосипедного типа (как и у Бенца). Но булыжная мостовая требовала прочности – и Фрезе решил сделать колеса деревянными с обычными сплошными резиновыми шинами.

Автомобиль Яковлева–Фрезе

В итоге немецкий и русский автомобили имели почти одинаковую колесную базу и сходную конструкцию. Но русский автомобиль получился шире по колее, был тяжелее на 50–70 кг (он весил около 300 кг) и комплектовался складным кожаным верхом. Он имел двухместный кузов и два тормоза. Максимальная скорость первого русского автомобиля составляла 20 верст в час.

14 июля 1896 года создатели впервые продемонстрировали его посетителям Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде. Конструкторы продолжали работу над «самодвижущимися экипажами». Но все же выпуск машин на заводе был прекращен – новый владелец завода автомобилями не увлекался.

Источник: https://rostec.ru/news/4516927/

7 ПЕРВЫХ РУССКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

8 июня — красный день в календаре русского автопрома.

В этот день 1896 года на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде была представлена первая модель отечественного автомобиля, совместного проекта экипажной фабрики Петра Фрезе и машиностроительного завода Евгения Яковлева.

Первые 20 лет для нашего автопрома оказались куда более бурными и плодотворными, чем последующие эпохи.

ЯКОВЛЕВ-ФРЕЗЕ (1896)

Инженеры первой самодвижущейся коляски планировали пустить ее в серийное производство, однако смерть одного из них, Евгения Яковлева, поставила крест на затее: его компаньоны посчитали производство автомобилей делом бесперспективным и прекратили сотрудничество с фабрикой Фрезе. Тот был вынужден закупать двигатели за рубежом, а затем продал предприятие Руссо-Балтийскому заводу, на котором стали выпускать первые серийные автомобили.

Идея собрать и выпустить в России автомобиль пришла Фрезе и Яковлеву еще в 1893-м году на выставке в Чикаго. Там они увидели машину Карла Бенца, которая поразила их простой и эффективной конструкцией. Русские промышленники потратили три года для того, чтобы обойти патентные преграды и изобрести коляску на собственном ходу заново.

Вес готовой модели составил 300 кг. Бензиновый двигатель заключал в себе две лошадиные силы, позволял проехать без дозаправок 10 часов и мог разгоняться до скорости в 21 км в час. Передач было всего две: вперед и режим холостого хода.

РОМАНОВ (1899)

Через 3 года после появления первого бензинового двигателя появился и первый электродвигатель. И первый электромобиль. Его создал Ипполит Романов, дворянин из Одессы. Автомобиль Романова был гораздо быстрее, но и тяжелее автомобиля Яковлева-Фрезе. Он разгонялся до 37 км в час при весе в 750 кг.

Примечательно, что практически половину массы машины составлял аккумулятор. Был он одноразовым, подзарядке не подлежал и работал всего 65 км: в среднем его хватало на два-три часа езды. Кроме легковых автомобилей энтузиаст Романов разработал модель омнибуса, рассчитанного на 17 человек, который мог разгоняться до 19 км в час.

Увы, в серийное производство электромобили Романова запущены не были: инженер не смог найти финансовой поддержки, хотя и получил государственный заказ на 80 моделей.

ДУКС (1902)

Не только на бензине и электричестве, но и на пару ездили российские автомобили. Да не просто ездили, а по всем параметрам оставляли позади и электрических и бензиновых собратьев. Они казались современникам более изящными, были сравнительно бесшумными и более быстрыми. Первый паромобиль (или, как еще его называли, локомобиль) был собран на предприятии «Дукс».

В двигателях локомобилей «Дукс» было от 6 до 40 лошадиных сил. Компания выпускала не только легковые модели, но также мотоциклеты, омнибусы, железнодорожные дрезины, аэросани. Гоночная модель «Дукса» могла развивать скорость до 140 км в час!

Изобретателю и предпринимателю Юлию Меллеру, владевшему компанией «Дукс» всего этого было недостаточно, и с 1910 года он начинает выпускать самолеты и дирижабли. Постепенно, с развитием самолетостроения, автомобильная составляющая предприятия отходит на второй план. А в 1918 году «Дукс» был национализирован и превращен в «Государственный авиационный завод №1″.

ЛЕЙТНЕР, МОТОЦИКЛ «РОССИЯ» (1902)

В том же 1902 году в России появился первый мотоцикл, который был назван «Россия». Собрал его рижский промышленник Александр Лейтнер. Первый мотоцикл был усовершенствованным велосипедом, оборудованным мотором.

Мотор был объемом в 62 кубических сантиметра, потреблял 3,5 литра топлива на 100 километров пути и развивал максимальную скорость в 40 км в час — при 1,75 лошадиных силы. Стоил первый мотоцикл втрое дороже велосипеда: 450 рублей против, к примеру, 135 — за велосипед «Дукса».

Однако эта цена была в 10 раз ниже цены легкового авто: недорогие «Рено» стоили 5 тысяч рублей, российские модели — еще дороже.

Дешевизна в сравнении с легковыми автомобилями относительна, ведь 450 рублей — это почти полугодовой доход россиянина со средним достатком. поэтому торговля первыми мотоциклами шла вяло, по десять единиц в год, и к 1908-му году прекратилась совсем.

ЛЕССНЕР (1904)

Что там омнибус или мотоцикл — в 1904-м году в России появилась первая пожарная машина. Изготовили ее на фирме «Лесснер» по заказу Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербурга. Ее конструктор — уже на тот момент известный в России и за рубежом Борис Луцкий.

Еще в апреле 1901-го года два его пятитонных грузовика и одна легковая машина устроили тест-драйв по Невскому проспекту и были продемонстрированы императору. Однако именно двухтонный пожарный «Ласснер» считается первым автомобилем, полностью собранным по чертежам Луцкого в России.

Модель была рассчитана на 14 человек пожарной команды и развивала скорость до 25-ти километров в час.

Другой «Лесснер», темно-зеленый лимузин 1907-го года, стал одним из обитателей густонаселенного гаража Николая Второго, страстно любившего автомобили. Из-за сходства конструкции и внешнего вида эту машину называли «Русским мерседесом».

РУССО-БАЛТ (1909)

Самой популярной маркой автомобилей в царской России стал «Руссо-Балт», впервые выпущенный в 1909-м году. Основных можелей было две: С и К. Первая — покрупнее, помощнее, с расчетной мощностью двигателя в 24 лошадиные силы. Второй — поменьше, с двенадцатью лошадьми под капотом.

«Руссо-Балты» были автомобилем мирового класса. Об этом свидетельствуют, к примеру, победы на гонке Санкт-Петербург — Монако в 1912-м и 1913-м годах, а также тот факт, что «Руссо-Балт» стал первой машиной, покорившей Везувий. Вообще автомобиль оказался одним из самых надежных в мире.
ПУЗЫРЕВ-28-35 (1911)

Автомобили в нашей стране собирали и до Ивана Пузырева, но именно он задался целью собрать полностью российский автомобиль, чтобы каждая деталь его была произведена не за рубежом, а у нас.

Правда, и этого Пузыреву было недостаточно: он с нуля разработал собственную конструкцию, правда, все-таки взяв за основу американский «Case». В отличие от конкурентов, инженер-энтузиаст не гнался за выгодой, а все производство подчинял поставленной цели, созданию собственного, отечественного автомобиля.

Он усовершенствовал коробку передач, сделав ее более надежной в сравнении с другими — в том числе, зарубежными — аналогами.

Из-за производственных затрат цена автомобиля «Пузырев-28-35″ составила восемь тысяч рублей, что превысило даже цену недешевых «Руссо-Балтов». Машина была надежной, но громоздкой. Все это не прибавляло ей популярности. Да и в прессе патриотический автомобиль невзлюбили: называли его кустарщиной и сравнивали с худшими иностранными моделями.

К неудачам на рынке прибавилось невезение. В январе 1914-го года на заводе Пузырева случился пожар, уничтоживший восемь собранных машин и пятнадцать комплектов деталей, приготовленных для сборки. А в сентябре инженер-патриот умер.
russian7.ru/2013/06/7-pervyx-rossijskix-avtomobilej/Всё и обо всём Обзор. 21 век …
Есть что почитать Новости, обзоры, факты…

Источник: https://banallex.livejournal.com/750714.html

Ссылка на основную публикацию