Храм спаса на крови в петербурге

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Спаса-на-Крови

Фото Спаса-на-крови

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец  И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.

Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек.

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание,  для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено.

Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор».

После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Внешний вид храма Спас-на-крови  в Санкт-Петербурге

Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами.

С западной части — двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом.

В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами  обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года).

Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой — главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора.

Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху – изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая  цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол  и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола.

 В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.

Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе.

В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра.

Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция,  которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.

Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом  надвигающейся революции.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_454.htm

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Ин. название: англ. Church of the Savior on Blood

Храм Воскресения Христова, более известный под названием Храм Спаса на Крови — православный собор, построенный в Санкт-Петербурге на месте убийства царя Александра II.

В настоящее время это действующий храм (проводятся отдельные богослужения) и одна из самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга.

История

1 марта 1881 году император  Александр II был смертельно ранен в результате нападения революционеров-народовольцев. Место ранения на набережной Екатерининского канала сразу приобрело особое, святое значение, и было огорожено в тот же вечер.

Уже на следующий день депутаты городской Думы обратились к императору Александру III с просьбой увековечить память отца строительством церкви или часовни. Император провозгласил решение возвести на месте гибели Александра II храм-памятник. На время его строительства была поставлена временная часовня.

В том же, 1881 году, был объявлен конкурс на лучший проект храма. Победителем стал русский архитектор Альфред Парланд. Строительство собора по его проекту было завершено в 1907 г.

В годы советской власти с 1930 года храм использовался властями как склад, что нанесло серьезный ущерб его декоративному убранству. В 1970 году решено провести реставрацию Спаса на Крови и сделать его филиалом музея «Исаакиевский собор». С 1997 года после завершения реставрации собор вновь открыт для посетителей.

Храм Воскресения Христова — уникальный памятник русского мозаичного искусства. Разноцветные мозаики и мозаичные панно покрывают полностью стены, своды и купола храма. В нем представлено самое большое в Европе собрание мозаики общей площадью 7050 квадратных метров.

Панно выполнены по рисункам Васнецова, Нестерова и других русских художников. В мозаичной технике также созданы иконы «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель», украшающие иконостас.

В западной части храма есть место, на котором было совершено трагическое покушение на царя Александра II. Под сенью (покровом) над местом гибели хранятся части мостовой и ограждения, на которые упал истекающий кровью император.

Стоимость посещения Спаса на Крови:

  • 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
  • 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
  • 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
  • бесплатно — дети до 7 лет.

Можно также взять в аренду аудиогид за 200 рублей. Цены приведены по состоянию на февраль 2017 года.

Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.

Как добраться до храма Спас на Крови

Добраться до храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге можно на метро, ближайшая станция — «Невский проспект». Выход — на канал Грибоедова.

Также в этом направлении следуют маршруты автобусов №3, 7, 22, 27, троллейбусов №1, 5, 7, 10, 11, 22.

Храм Спаса на Крови входит в маршрут двухэтажного экскурсионного автобуса Hop on Hop off, на котором за полтора часа можно увидеть все основные достопримечательности города.

Источник: https://byvali.ru/russia/sankt-peterburg/dostoprimechatelnosti/hram-spasa-na-krovi

История храма Спаса на крови

Необычайно оригинальный храм Спаса на крови фото в Питере которого указывают на то, что достопримечательность представляет собой яркий образец исконно «русского стиля», сигнализирует о зарождении на территории России приблизительно в 1830 годах во времена заката классицизма, а также начала популярности эклектики.

Национальное возрождение России тогда подразумевалось, как укрепление православного древнего духа, превозносившего по-настоящему чистую христианскую веру, а также полное возвращение к патриархальному укладу. Церковная постройка грани девятнадцатого — двадцатого веков сегодня является популярной туристической достопримечательностью России.

Перед тем как ознакомиться с историей храма Спаса на крови, стоит немного узнать о его внешнем облике. Силуэт храма вырастает прямо над водной гладью известного канала Грибоедова.

Его светящийся золотом, многогранной мозаикой, а также красочной эмалью свод стоит на четырех опорах, которые представляют собой столбы. Поверх него находится пять глав, среди которых выделена средняя шатровая, а также луковичные по бокам.

Место по центру занято 8-мигранным шатром, который представляет собой ярко выраженный высотный доминант. Именно он визуально создает впечатление своеобразной нацеленности вверх.

Купол шатра по габаритам значительно уступает куполам на боковых главах и того, что на колокольне, из-за чего создается впечатление, что шатер разрезает небесное пространство. Поэтому обычно несложно узнать, где находится храм Спаси на крови, поскольку изящное строение видно издалека.

История Спаса на крови

Праздничный вид строения еще ни о чем не говорит, ведь построено оно на месте одного из самых главных трагических происшествий российской истории, на месте, где был смертельно ранен Александр II во время теракта, совершенного народовольцем И.И. Гриневицким.  когда он направлялся на парад войск на Марсово поле.

Тогда Россию потрясло это трагическое происшествие.  Великий храм на этом месте был воздвигнут по приказу Александра III, сына убитого Царя, народом он стал называться «Спас на крови».

Внутри этой церкви должны были регулярно совершать службы по убиенному, она считается важным местом собрания паломников, где они молились о душе Александра II.

Благодаря традиции русского зодчества церковные сооружения строили, как память о важных исторических событиях.

Представители «русского стиля» старались воссоздать национальный исконно русский стиль, который был укоренен древнерусским зодчеством, а также народным искусством, глубочайшими традициями самобытности народа. Внешний вид храма Спаса на крови в Питере буквально завораживает.

Знаменитые архитекторы Питера А.И. Томишко, И.С.Китнер, В.А. Шретер, и. С. Богомолов участвовали в первом конкурсе по созданию проекта. Проекты были поданы на рассмотрение в «византийском стиле», который не отвечал характеру требуемого «русского церковного творчества».

Александр III не выбрал ни одного из них, выразив пожелание построения храма в русском вкусе и, чтобы его создание служило своеобразной метафорой приближения Петербурга к заветам, диктованным старомосковской Русью.

Постройка должна была символизировать единство Царя и государства, народа и его непоколебимой веры, напоминая потомкам о династии Романовых, стать памятником самодержавию России.

По результатам второго конкурса высокое одобрение получила совместная работа архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице- Сергиевой пустыни под Питером, и архитектора А.А. Парланда. Этот проект больше всего понравился новому императору, удовлетворив все его требования.

После того, как Парланд внес корректировки, значительно изменив начальный облик церкви, проект был в 1887 году утвержден. Архимандрит Игнатий внес предложение освятить будущий храм- памятник во имя Воскресения Христова.

если рассматривать фото храма Спаса на крови в Питере, можно понять, что тут четко прослеживается идея заключалась в глубоком осмыслении преодоления смерти, утверждая связь между смертью Александра II и жертвой Спасителя в искуплении.

место ранения, повлекшего за собой смерть самодержца- освободителя, должно было восприниматься как «Голгофа для России». Собор Воскресения Христова торжественно заложили 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы: Александра III и Марии Федоровны, и митрополита Исидора, который составил план церемониала.

В честь этого внутрь основания будущего престола заложили закладную доску с выбитой специально для этого печатью.  Император Александр III заложил лично первый камень. Обагренные кровью фрагмент решетки канала, часть булыжной мостовой и гранитные плиты предварительно сняли, упаковав внутрь ящиков, занесли для хранения в часовню на Конюшенной площади.

 Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты.

Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова.

В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры.

Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.

Читайте также:  Египетские сфинксы петербурга

Особенности оформления

Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ, посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами.

Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала.

За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души.

Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.

Оба крыльца объединены под одним шатром. Они прикомпонованы к колокольне со стороны севера и юга, а также представляют собой парадные входы. Двуглавые орлы венчают покрытые разноцветной черепицей шатры, в тимпанах крылец — композиции из мозаики, выполненные по оригинальным эскизам В.М. Васнецова «Страсти Христовы»

Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ, объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора.

  Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга.

Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.

Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Churches/Spas-na-krovi/

История Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови, история строительства которого началась с трагедии 1 марта 1881 года, ныне считается одним из самых необычных соборов России. И дело здесь не только в красочной архитектуре, не свойственной для Петербурга, но и во множестве символичных совпадений, мистицизме, пронизывающем всю историю существования храма.

Спас на Крови: история создания

Яркий и необычный для стольного Петербурга храм располагается непосредственно над каналом Грибоедова, близ Михайловского сада. 1 марта 1881 года здесь произошла трагедия – в результате теракта погиб император Александр II.

А на месте его трагической гибели было решено возвести храм, вот почему Спас на Крови получил свое название раньше, чем началось строительство. Несмотря на быстрое принятие решения Городской думой, реализация проекта долгое время откладывалась.

Причиной тому служило отсутствие подходящего проекта, к которому новый император, Александр III предъявлял очень серьезные требования: собор должен был соответствовать чертам традиционной русской архитектуры, напоминать соборы Москвы и Ярославля, а один из его приделов обязательно должен увековечить память императора, погибшего мученической смертью.

Как проводились конкурсы на проект Спаса на Крови, история кратко рассказывает: предлагали свои варианты лучшие архитекторы тех времен – Бенуа, Шретер, Богомолов и другие. А победу одержал молодой и перспективный Альфред Парланд, заручившийся поддержкой архимандрита Игнатия. Но и ему пришлось еще 5 лет потратить на доработку проекта.

Все черты русской архитектуры в одном соборе

Спас на Крови архитектор Парланд задумал грандиозным: он должен был объединить все черты традиционного русского зодчества – изразцы и керамическую черепицу, купола и шатры, мозаику и живопись Васнецова и других художников.

Пять из 9 куполов было решено покрыть эмалью, которая доселе применялась исключительно в ювелирном искусстве. Площадь покрытия составила более 1000 квадратных метров – это рекорд использования горячей эмали, который никто смог повторить и поныне.

Именно яркие, многоцветные купола, декорированные ювелирным составом, нередко приводят к сравнению Спаса на Крови с Собором Василия Блаженного в Москве.

Благодаря оригинальному декору фасадов храма, строительство продлилось еще на 10 лет. Использован в нем был целый ряд художественных техник:

  • Керамические изразцы в квадратных углублениях стен;
  • Примыкающие к фасаду сени в виде резных теремов;
  • Окна фасадов и шатров получили удлиненную форму с кокошником сверху и были украшены резными наличниками;
  • Главенствующее место заняла в декоре фасадов Спаса на Крови мозаика, созданная в частной мастерской Фролова по эскизам художников 19 века.

Высоко, под самым куполом колокольни ею выложены слова молитвы Василия Великого, а перед входом в храм разместились мозаичные иконы из мрамора, посвященные святым, хранившим императора Александра II – Зосиму Соловецкому и Евдокии.

Над ними и сводом полукруглого окна расположилась грандиозная мозаичная композиция «Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном». Мозаикой выложены и гербы всех областей Российской Империи, и изображения святых у каждого из входов в храм.

Всего на фасад Спаса на Крови в Питере было израсходовано более 650 квадратных метров мозаики.

Она и стала причиной долгого пребывания собора в окружении лесов, с которыми связана и еще одна городская легенда: достраивался храм во времена гибели императорской власти в России, а когда леса сняли во второй раз – развалился СССР.

Спас на Крови стиль русского зодчества не просто выдержал, а соединил в себе культуру и особенности архитектуры сразу четырех столетий. Яркий и необычный, словно резной терем с изразцами, он и сегодня издалека привлекает внимание среди однообразного строгого классицизма петербургской архитектуры.

Иконы Спаса на Крови

Внутреннее убранство собора не уступает его великолепной «внешности». Это настоящий музей камня и мозаики, поражающий великолепным убранством и искусностью работы мастеров:

  • Над местом гибели императора в соборе стоит сень, выполненная из алтайской яшмы;
  • Спас на Крови внутри еще больше поражает искусством мозаики – своды храма и проемы окон, самые масштабные библейские сюжеты здесь выполнены из миниатюрных мраморных и золотых пластинок;
  • Иконы приделов выложены мозаикой, а рамы покрыты позолотой.

Удивителен и тот факт, что Спас на Крови в Санкт-Петербурге, история которого выпала на самые тяжелые для христианства годы, сумел сохранить всю эту роскошь. Собственно, это объясняют еще одной городской легендой.

В день, когда в стенах храма были высверлены отверстия под взрывчатку и власти собирались уничтожить собор, началась Великая Отечественная Война.

Перемещение крестов на дно Грибоедовского канала позволило отвлечь внимание фашистов и атеистов и сохранить первозданную красоту собора.

По одной из легенд, в Спасе на крови хранится чудесная икона, на которой отображены самые значимые для России даты – падение царской власти, начало Великой Отечественной Войны, распад СССР. Самым мистическим образом на ней недавно стали проявляться и новые цифры, которые священнослужители связывают с будущим и хранят в секрете.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/istoriya-spasa-na-krovi/

Храм Спаса на Крови — несокрушимая святыня Санкт-Петербурга

1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге в результате двойного террористического акта погибает император Александр II.

В народе его называли «Освободителем», в связи с отменой крепостного права в 1861 году и победой в Русско-турецкой войне (1877—1878).

Ответственность за террористический акт взяла революционная организация «Народная воля», выступающая за проведение демократических реформ в России.

Впоследствии, подражателями «народовольцев» станут два брата — Александр Ульянов, участвующий в покушении против сына Александра II — императора Александра III («Миротворец»), и Володя Ульянов (Ленин) — главный революционер XX века, террорист, идейный вдохновитель большевиков, организатор расстрела внука Александра II — императора Николая II и всей царской семьи…

Но вернемся к Александру II и его гибели. Императору предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным.

Покушение было совершено на набережной Екатерининского канала (ныне «канал Грибоедова»). Теракт произошел, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. Террористов было двое.

Об этом событии коротко и очень интересно рассказывает петербуржец Алексей Пашков — популярный гид-экскурсовод:

Почему «храм Спас на крови» так называется…

Итак, «Спас на крови» — уникальный памятник архитектуры 19 в. Возведен на том самом месте, где был смертельно ранен император Александр II. Официальное название храма — «Храм Воскресения Христова», но в народе прочно закрепилось именно «Спас на крови».

Происхождение названия храма лишено таинственности и загадочности. Все очень просто: значение слова Спас — самый распространенный эпитет, присваиваемый Иисусу Христу (Спаситель). А на крови, потому что храм был воздвигнут на том самом месте, где была пролита кровь императора.

Примечательно, что сегодня в западной части храма, прямо под колокольней с большим золотым куполом, можно увидеть сохраненную часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика.

Источник фото: skyscrapercity.com

Несокрушимый храм

Судьба храма была непростой. Петербуржцы и экскурсоводы при упоминании храма обожают употреблять слово «заговоренный» или несокрушимый, и этому есть свое объяснение.

Сразу после революции, как и все православные храмы, а также объекты символизирующие царскую эпоху правления, его предполагалось взорвать или разрушить. Но по непонятным причинам он был всего лишь разграблен — серебро и эмалевые росписи были украдены, а большая часть мозаики пострадала от рук вандалов.

В ноябре 1931 года.

комиссией по вопросам культов было принято решение разобрать храм по частям, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности», однако это решение по необъяснимым причинам было отложено, вплоть до 1938 года, когда этот вопрос был снова поднят этой же комиссией. Решение было принято — взрыв храма было запланировано на лето 1941 года. В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговорённым. Позднее храм стали использовать как овощехранилище, а ещё позже — как склад театральных декораций. В те времена была уничтожена большая часть интерьера.

Следующая попытка советских властей избавиться от храма была предпринята в 1956 году. Причина — он мешает строительству новой магистрали. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход. Но и это попытка не увенчалась успехом, очевидно уникальный памятник архитектуры отстояли историки и архитекторы.

В 1970 году советскую власть удалось окончательно разубедить раз и навсегда сносить один из самых исторически важных и культурно значимых объектов Санкт-Петербурга. В 1971 году храм был передан на баланс музея «Исаакиевский собор». В это же время началась реставрация храма, растянувшаяся на десятилетия. Горожане и туристы привыкли к виду храма, окружённого лесами.

В 1986 году была очень популярна песня Александра Розенбаума «Налетела грусть», воспевающая Питер. В ней упоминается также и храм Спас на Крови, и желание скорее увидеть его обновлённым: «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса на Крови».

В середине 80-х пошли разговоры о пророчестве: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.

В 1997 году Спас-на-Крови открылся для посещения, а в 2004 году в нём была отслужена литургия, восстановившая его православную сущность. Сегодня — это одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

В этом храме все пронизано символикой, историей. Предлагаю вашему вниманию замечательный рассказ, наполненный удивительными историями и фактами о несокрушимой святыне Санкт-Петербурга. Очень интересно. Рекомендую!

Источник фото на превью: vladorlando

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: https://moiarussia.ru/hram-spasa-na-krovi/

Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Храм-памятник

Когда гуляешь по Невскому проспекту, то собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, открывающийся взгляду в глубине набережной канала Грибоедова, заставляет еще и еще раз остановиться. Есть что-то в нем притягательное.

Так было не один раз, когда судьба забрасывала меня в северную столицу. Но еще ни разу не удавалось заглянуть внутрь. И вот в этот раз многолетняя мечта осуществилась! И мне удалось побывать внутри этого чудесного храма-памятника. И надо сказать, что внутреннее убранство собора столь же восхитительно, как и внешнее. Но обо всем по-порядку.

Читайте также:  Легенда о призраке аничкова дворца в санкт-петербурге

Страшное место

Шла последняя четверть XIX века, уже отменили крепостное право и провели серию «великих реформ». Инициатором тех масштабных преобразований стал император Александр II.

Казалось бы, результатом реформ должно было стать не только ускорение экономического развития страны, но также улучшение общественного благополучия и сплочение подданных вокруг своего монарха.

Однако в действительности последствия реформ не только не остановили, но еще более стимулировали революционное движение, передовым отрядом которого в то время были народники. Они ратовали за свержение монархии и социализм.

Поскольку монархия не шла ни на какие демократические уступки, то революционеры пошли по пути ужесточения методов борьбы с властью. Закономерным итогом этого стало провозглашение индивидуального террора как главного метода действия, а целью — физическое устранение монарха.

В конце 1870-х годов была создана революционная организация «Народная воля» и по стране прокатилась серия политических убийств. Началась охота на царя. Первые два покушения не дали результата, третье же завершилось убийством Александра II. Произошло это 1 марта 1881 года на Екатерининском канале, который сейчас носит имя А.С. Грибоедова, в том месте, где сейчас стоит церковь Спаса-на-Крови.

В этот день царь направлялся в Зимний дворец из Манежа. У него была назначена важная встреча, и Александр II торопился. Руководительница покушения народоволка Софья Перовская расставила четырех бомбистов у поворота от набережной Екатерининского канала на набережную Мойки. Они должны были бросить снаряды в царскую карету по ее сигналу – взмаху платка.

Когда экипаж поравнялся с первым из террористов Николаем Рысаковым, тот кинул приготовленную бомбу. Однако царь не только не был убит, но даже не пострадал. Он вышел из кареты, чтобы увидеть человека, желавшего его смерти. И в этот самый момент был смертельно ранен вторым участником покушения: Игнатием Гриневицким, который остался незамеченным охраной.

Террорист фактически взорвал себя вместе с царем. Одновременно с ними погибли казак А.Малеичев и случайный прохожий – 14-летний мальчик Коля Захаров, служивший в мясной лавке и относивший заказ покупателю. И еще 17 человек были ранены.

Александра II отвезли в Зимний, где он вскоре умер. Гриневицкого доставили в Конюшенный госпиталь, где он скончался почти одновременно с человеком, которого убил. Остальные террористы – первомартовцы были схвачены и вскоре после суда повешены.

Храм-памятник

По древней русской традиции на месте знаковых событий возводятся храмы. Совсем недавно нам удалось побывать в одном из них, который находится в Екатеринбурге на месте Ипатьевского дома, где в 1918 году была расстреляна царская семья Николая II.

И вот теперь, в Питере мы снова стоим возле храма Спаса-на-Крови. Его полное название Собор Воскресения Христова на Крови.

А решение об увековечении памяти убитого царя и возведения на месте его гибели храма-памятника было принято в 1883 году. Так имена Александр и Спас-на-Крови оказались неразрывно связанными.

Строительство собора длилось 24 года, и он был освящен 19 августа 1907 года. На этой церемонии присутствовал другой император: Николай II, который через десятилетие повторит мученический подвиг своего царственного предшественника Александра II.

Драматические годы

До революции Спас-на-Крови был действующим храмом со своим приходом.

После событий 1917 года, установления советской власти и провозглашения государственного атеизма финансирование прихода прекратилось.

Но, несмотря на это, службы здесь проводились до 1930 года, когда было принято решение храм закрыть. Постановили, что памятники «царского режима» теперь никому не нужны  и собор следует разобрать.

История Воскресенского собора далее складывалась драматично. До войны его разрушить не успели, но в годы блокады он был превращен в морг. Сюда привозили умерших от голода.

После войны в соборе располагался склад для декораций Малого оперного театра.

В начале 1960-х годов Спас-на-Крови опять чуть было не погиб. Теперь причина была в немецком 150-килограммовом фугасном снаряде, который, не разорвавшись, застрял в перекрытии одного из куполов. Его обнаружили совершенно случайно в 1961 году.

Фактически один из самых необычных памятников Ленинграда находился под угрозой взрыва в течение 18 лет. Операция по извлечению фугаса и его вывозу на Пулковские высоты, где он был взорван, вошла в историю саперного дела.

За более чем 50 лет бездействия храма и отсутствия в нем отопления внутреннее убранство оказалось на грани гибели. Особенно разрушительными были годы блокады Ленинграда и складированиz здесь театральных декораций.

Вновь для посетителей храм-памятник открылся 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения. А первая литургия была отслужена лишь 23 мая 2004 года.

Архитектура собора

Этот собор необычен для Петербурга – имперской столицы России. Ее стройная, парадная и немного чопорная архитектура явно тяготеет к европейскому стилю. Это не случайно, ведь Петр I – основатель города «прорубил окно в Европу» и вывел нашу страну в число основных мировых держав.

И вдруг в этом самом европейском городе России возводится собор в традиционном стиле. На первый взгляд Питер и Спас-на-Крови кажутся не сочетаемыми друг с другом. Но это не так. Новый император Александр III, по велению которого и был возведен храм, был ярым русофилом, считавшим интересы своей страны более важными по сравнению с международными делами.

Спас-на-Крови в СПб  – это затейливая игра резных пилястр, наличников и кокошников, ярких главок 9 живописно скомпонованных куполов, узорчатой каменной резьбы, что вызывают прямую ассоциацию с Собором Василия Блаженного на Красной площади.

Интересно, что проектировали это сооружение два человека. Первый – Альфред Парланд, русский шотландец, второй – Игнатий Малышев, священник и настоятель Троице-Сергиевой пустыни. Сочетание европейского рационализма, который привнес в Спас-на-Крови архитектор Парланд, и русского религиозного чувства, вероятно, позволили возвести столь необычный памятник.

Внутреннее убранство храма

Когда мы вошли внутрь храма, то первое что увидели – это часть решетки Екатерининского канала и кусочек мостовой в том месте, где упал сраженный бомбой царь.

Она находится ниже уровня пола

и над ней возведен небольшой купол и горит лампада. Общая высота сооружения 14 метров.

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II выполнена из драгоценных и поделочных камней: родонита, яшмы и змеевика. Удивительно, что на создание такой богатой отделки сени было потрачено почти столько же средств, сколько на создание всего остального храма.

На мраморном полу располагается более 45 мозаичных «ковров», каждый из которых имеет свой оригинальный узор.

Общая площадь этого драгоценного покрытия более 600 кв.м.

Самое поражающее, что есть в Спасе-на-Крови внутри — это великолепные мозаики, в числе авторов которых были В.Васнецов и М.Нестеров.

Они покрывают все стены от пола до потолка. Просто дух захватывает от такой красоты!

Как нам было рассказано, мозаика в храме имеет площадь более 7 тысяч кв.м.

Мозаичные картины можно рассматривать бесконечно. Все евангельские сюжеты выглядят удивительно живо.

И даже под куполами храма сверху на нас смотрят удивительно живые глаза с мозаичных икон.

И еще одной достопримечательностью Собора Спаса-на-Крови, безусловно, является его резной иконостас.

Кажется, что он деревянный, но на самом деле изготовлен из цветного итальянского мрамора. Его оттенки подобраны настолько точно, что даже вблизи очень трудно поверить, что это не резьба по дереву, настолько естественны цвета и тонко выполнена работа.

Над резными кокошниками (над вратами) со временем будут установлены 3 креста из горного хрусталя, похожие на те, которые были здесь  до революции. В настоящее время идут работы по их воссозданию.

Царские врата удивляют . По бокам располагаются по 3 резных колоны, каждая из которых имеет свой неповторимый узор.

Киоты на иконостасах украшены удивительными цветочными узорами из яшмы.

Свет, проникающий через многочисленные окна, отражается в кусочках цветной слюды, из которой составлены мозаичные панно, и это создает не трагичное, а очень светлое настроение.

Спас на крови – это не памятник смерти, а мемориал, дающий надежду на жизнь.

Украшение Петербурга

Сейчас Спас-на-Крови – это один из самых посещаемых музеев города. Практически, любые экскурсионные программы включают эту достопримечательность к обязательному посещению для туристов.

Но проще всего, конечно, сделать это самостоятельно. Как добраться до Спаса-на-Крови? Очень просто!

Нужно доехать на метро до станции «Невский проспект» и выйти на канал Грибоедова. Небольшая прогулка по его набережной и Вы — у цели. Точный адрес собора: набережная канала Грибоедова, д. 2-А.

Храм-музей работает ежедневно (кроме среды) с 10.30 до 22.30. Стоимость билета 250 руб. (данные на лето 2015 года). Также здесь есть музей камня, в который можно попасть за 100 руб. Во второй музей мы не пошли: мало было времени, да еще остались яркие впечатления от авторской коллекции камней в Екатеринбурге, где мы побывали 2 месяца назад.

Время пребывания в храме неограниченно. Можно воспользоваться аудиогидом (за 100 руб.) и ходить самостоятельно.  Мы же решили воспользоваться услугами экскурсовода. Его стоимость включена в билет. По мере формирования группы посетителей возле входа, к ней «прикрепляется» экскурсовод, который водит по храму и рассказывает об истории и архитектуре.

Не стоит забывать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – это не только памятник, но и действующий храм. Для тех, кто планирует его посещение нужно знать, что во время службы экскурсии не проводятся. А те, кто хочет бесплатно попасть внутрь, наоборот, могут узнать расписание богослужений.

На карте места в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где уже удалось побывать.

Источник: http://otpusk-zdorovo.ru/sobor-spasa-na-krovi-v-sankt-peterburge-hram-pamyatnik/

Спас на Крови Санкт Петербург что нужно знать перед визитом

Всем привет!

Знаете ли Вы, что известный во всем мире Собор Спас на крови скрывает множество загадок и таинственных исторических событий? Я хотел бы поделиться с читателями интереснейшими сведениями об этой удивительной достопримечательности Северной столицы.

Спас на крови Санкт Петербург преподносит на ладони каждому туристу и жителю города, а те, в свою очередь, не устают восторгаться величием этого памятника культуры.

Позвольте рассказать мне о возведении этого Собора, о том, как с ним связан великий император Александр II, раскрыть таинственный занавес некоторых загадок строения.

Также я поделюсь всей необходимой информацией, которую нужно знать, чтоб посетить Спас на крови.

Спас на крови, как символ гибели российского императора

Этот Собор, на первый взгляд, как будто кукольный, как будто только что сошел с открытки. Но на самом деле – это символ смерти и трагического восьмого покушения на Александра II.

На заре 1 марта 1881 года российский император проезжал около Екатерининского канала (сегодня это канал Грибоедова, где находится Спас на крови в наши дни), когда в карету царя неизвестный кинул какой-то сверток.

Произошел взрыв, однако осколки никого не зацепили.

Интересно то, что Александру II ранее пророчили, что роковым для царя станет именно восьмое покушение.  Я уверен, что известие о гибели императора потрясло всю Россию, и уже на следующий день сын убитого, наследник престола Александр III, приказал возвести храм на месте гибели отца.

Долгих 24 года строители работали над созданием шедеврального Спаса на крови. Вырос храм только в 1907 году.

Убранство Спаса на крови

Возможно, Вам покажется, что Спас на крови имеет общие сходства с московским собором Василия Блаженного? Спешу заверить Вас, что эта мысль может возникнуть лишь после первого, мимолетного взгляда на сооружения.

Архитектор отталкивался от всех приемов отечественного церковного зодчества, а в результате ему удалось создать некий собирательный образ православного храма.  Пестрый колорит, обильная лепка и детали, щедрость в палитре используемых материалов – все это делает собор уникальным.

Несмотря на то, что храм возводили как память о трагическом событии, незнающий человек никогда такого не сказал бы. Убедиться в том, что я не обманываю, Вы можете, глядя на фото собора.

Внимание приковывают различные кокошники, изразцы и пояски, по-настоящему праздничное убранство глав и крестов. Мне, как и другому человеку, хоть раз увидевшему Спас на крови, так и хочется потрогать этот пряничный домик в центре Петербурга.

Легенды и мифы вокруг живописного собора

Я сам не единожды слышал различные рассказы, которые таинственной аурой окутывают Спас на крови. Хотелось бы поделиться некоторыми из них.

  1. История гласит, что в этом храме храниться священная икона, в которой зашифрованы все значимые даты для России: Год Октябрьской революции, начало Второй мировой войны, смерть Сталина и другие знаменательные события. Поговаривают, что на иконе можно рассмотреть и другие даты, которые предвещают важные повороты судьбы для государства.
  2. Вторая легенда не настолько древняя. Всем известно, что во время правления советской власти, к Спасу на крови относились неподобающе, варварским способом превратив святыню в обычный склад. В 70-х годах взялись за реставрацию храма, в последствии здесь должен был расположиться музей керамики. Соответственно, вокруг собора построили леса, но реставрация тянулась не одно десятилетие, некоторые считали, что она уже никогда не будет завершена. Тогда люди поговаривали, что советская власть будет править до того времени, пока будут стоять леса вокруг храма. Возможно, это совпадение, но в 1991 году конструкцию разобрали, а в августе того же года Союз был развален. Я не верю в совпадения. А Вы?
  3. Во время блокады в Петербурге тела погибших людей хранили именно в этом соборе. За время войны ни один снаряд не попал в Спас на крови. Даже после страшных событий, уже в эпоху Хрущева, когда храм хотели снести как м множество других церквей в округе, это место обошли стороной. Говорят, что этот объект «заговоренный», освященный кровью умерших местных жителей, которая образно и буквально пропитала каждую стену здания.
Читайте также:  Рок-музыкант виктор цой

Посещение Спаса на крови

Для того, чтобы очаровываться этим собором, не достаточно просто послушать восторженные отзывы посетителей. Я считаю, что каждый хотя бы единожды в жизни должен «встретиться» со Спасом на крови лично.

Туристу легко сориентироваться, так как это место отмечено на карте, как одна из величайших достопримечательностей города. Не секрет и как добраться к месту, ведь каждый житель Петербурга любезно подскажет правильную дорогу.

Расположен Спас на крови на канале Грибоедова. Чтоб туда доехать, нужно выходить на станции метро «Гостиный двор» или «Невский проспект». Вам необходимо пройти вдоль канала, на котором часто располагаются различные картинные выставки. Сориентироваться на местности легко – маяком для желающих увидеть собор послужат его величественные купола.

Информация для посетителей

Часы работы: 10:30 – 18:00
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова 2Б, корп А. (проехать до станции Невский проспект.
Цена билета: Посмотреть внешнее убранство – бесплатное удовольствие. Также здесь возможна экскурсия внутри.  За вход следует заплатить 250 рублей.

Кстати, с 1 мая по 30 сентября в вечернее время (с 18:00 до 22:30) здесь действует экскурсия «Спас на крови в белые ночи». Такое удовольствие стоит 400 рублей. Пенсионеры, школьники и студенты могут пройти по льготным билетам — 50 рублей.

Официальный сайт: spas.spb.ru, но если вас интересуют билеты и график посещения, то тогда вам на сайт cathedral.ru/ceni_na_bileti

Полезно знать

Посещать этот собор лучше в обеденное время, когда студенты и школьники на учебе, а для взрослых людей рабочий день в самом разгаре. Тогда можно не сомневаться: посетителей будет немного, экскурсовод ответит на все вопросы лично Вам, и никто не закроет собой Ваш взор от прекрасных видов Спаса на крови.

Также рекомендую бороться с очередями в кассу собора на входе при помощи банковской карточки и осведомленности. Пока основная очередь к билетеру исчислялась сотней-другой посетителей, к окошку электронного аппарата мы были максимум десятые.

Мне бы хотелось с удовольствием посетить Спас на крови с каждым читателем, который после моего рассказа, захочет отправиться смотреть эту достопримечательность.

Я поделился с Вами своими знаниями об этом месте, но также расскажу еще много интересного о других объектах культуры.

Для того, чтобы быть в курсе новостей, Вы можете подписаться на обновления.

Источник: http://samivkrym.ru/sobor-spas-na-krovi-samyj-zagadochnyj-sobor-sankt-peterburga.html

Спас на Крови в Санкт-Петербурге: почему так называется, история собора

Нарядный, как пряничный домик, Спас на Крови или собор Воскресенья Христова на Крови, очень узнаваем и любим как жителями Петербурга, так и туристами.

История храма

Если в названии церкви есть это немного зловещее «на крови», то знайте, возведена она там, где было совершено убийство царя. И пролилась святая для русского человека царская кровь. Ведь в сознании народа царь всегда присутствовал как связующее звено между Богом и Отечеством.

Спас на Крови один из трех таких, построенных на месте пролитой царской крови, храмов. Самый ранний был построен еще в 17 веке на месте загадочной гибели царевича Дмитрия, последнего из наследников Ивана Грозного. Храм Во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге, там, где были расстреляны последний российский император Николай II и его семья, освящен уже в 2003 году.

Храм Спаса на Крови Санкт-Петербург знает, как храм-памятник, поставленный в том месте, где император Александр II был смертельно ранен народовольцами, поэтому нельзя рассказать о храме, не сделав при этом некий краткий экскурс в российское прошлое. Из курса истории известен тот факт, что Александра II, называемого освободителем и реформатором, убили народовольцы, члены партии «Народная воля», тоже стремившиеся к переустройству российских порядков того времени.

Цветные купола Спаса

Почему же они его убили?

Марсово поле в Санкт-Петербурге

Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.

Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти.

С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.

Террористический акт 1 марта 1881 г.

Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник.

Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю.

Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».

На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого.

В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа.

Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.

Храм во имя Воскресения Христова

Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова.

У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика.

Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.

Мозаичное распятие

На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.

Следует знать.Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.

Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая.

Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда.

Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».

Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.

Храм со стороны канала

Судьба храма в советское время

В советское время храм Спаса на крови в Питере рассматривался, как памятник самодержавию в целом, поэтому и художественное значение его оценивали с осторожностью, и даже негативно.

Представители власти считали, что городу лучше всего избавиться от собора с таким неоднозначным толкованием: в 30-х годах его хотели не уничтожить, нет — разобрать, мозаичные фрагменты внутреннего убранства передать в музеи, а редкие минералы вновь использовать для строительства.

Колокола были сброшены и в январе 1931 года все 14 колоколов отправлены в переплавку.

В конце 30-х советская власть решила, что этот памятник архитектуры лишен всякой художественной и исторической ценности и было принято постановление о взрыве неугодного строения.

Уже были сделаны в стенах специальные ниши для взрывчатки, как вдруг начавшаяся война стала спасением. Подрывникам пришлось заняться другой работой, и о разрушении церкви забыли. В городе бытовало поверье: разрушить этот храм невозможно.

Интересно! Во время немецких артобстрелов его не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил». Чудесная стойкость — характерная черта Спаса на Крови.

Действительно, даже фугас, массой около 150 кг не причинил ему особого вреда и пролежал целых 20 лет в стропилах центральной башни. Он был обнаружен только при реставрации.

А в блокадную зиму храм в шутку стал называться «Спас на картошке», поскольку там было овощехранилище. За массивными стенами могли прятаться и живые, и мертвые. Сюда свозили тела ленинградцев, умерших от голода.

Бомбы и снаряды каким-то волшебным образом облетали церковь, абсолютно лишенную всякой маскировки.

После войны памятное сооружение на канале Грибоедова опять мешает: его надо убрать с карты города, чтобы построить транспортную магистраль.

В 1956 году власти заговорили об уничтожении здания для спрямления автомобильной дороги вдоль канала, но общественные протесты предотвратили снос. И только в 1968 году собор обретает статус памятника архитектуры.

Обветшалый, находящийся в аварийном состоянии, он становится филиалом Государственного музея «Исаакиевский собор». Теперь началась новая история возрождения.

Храм в лесах

Сень над местом убийства

Никольский собор в Санкт-Петербурге

Строительные леса стояли возле Спаса на Крови так невозможно долго и так ленинградцы хотели, чтобы их наконец, убрали, и храм засиял прежней красотой, что они стали легендой и достопримечательностью города. За годы запустения и надругательства сильно было разрушено главное место храма — Сень — покров над местом, где лежал смертельно раненый царь.

За золоченой решеткой видно булыжную мостовую, плиты тротуара и часть решетки канала. По преданию, до закрытия в 1930-м, здесь еще можно было увидеть следы царской крови. У Сени всегда молились о душе погибшего императора, сейчас эта традиция возобновлена. Здесь читают проповеди, служат панихиды, проводят службы, посвященные памяти царя-мученика.

Самым трудоёмким для реставраторов оказался процесс восстановления мозаики: она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. Художники создавали сначала специальные живописные оригиналы для последующего мозаичного воспроизведения. Сами мозаики выполнены в разных стилях такими художниками, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин.

Следует знать. В соборе более двухсот изображений святых, наиболее почитаемых на Руси. В своде главного купола лик Господа Вседержителя, его взор устремлен прямо на нас, перед Ним раскрытое Евангелие со словами «Мир вам».

Господь Вседержитель

Мозаичная икона небесного покровителя царя — Святой Александр Невский выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Святой изображён молящимся в домовой церкви. Часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.

Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и выполненные на фасаде гербы русских городов и уездов, жители которых передавали на возведение храма свои личные сбережения.

Гербы русских городов и уездов

19 августа (по новому стилю) 1997 года в день Преображения Господня собор был открыт, как музей.

C тех пор прошло много лет, кровля оказалась в аварийном состоянии, возникла угроза намокания несущих конструкций шатра, кладка кокошников пострадала от питерской непогоды, а покрытый эмалью купол «пестрел» сколами и трещинами.

Сейчас специалисты очищают поверхность шатра от столетней пыли и копоти и укрепляют дошедшую до наших дней историческую эмаль.

Полностью заменить ее реставраторы не могут: чтобы нанести новое покрытие и обжечь его в печи, необходимо демонтировать купол. После завершения работ на главном куполе реставраторы займутся и остальными, затем дойдут и до фасада.

В прошлом году Спас на Крови, как государственный музей вошел в рейтинг наиболее знаменитых культурных объектов мира и стал самой популярной достопримечательностью России.

Дополнительная информация

Телефон собора Спас-на-Крови
+7 (812) 315-16-36, +7 (812) 314 — 40 — 96

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова,

Официальный сайт.

Как доехать: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Режим работы: с 10:30 до 18:00, выходной день среда.

Расписание богослужений: по воскресным и праздничным дням богослужения начинаются в 7:00, всенощная литургия по субботам в 18:00.

В высокий туристический сезон, а именно в период с 1 мая по 30 сентября, музей работает до 22:30. Кассы закрываются на 0,5 часа раньше.

С 27 апреля по 30 сентября с 18:00 до 22:30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на крови в белые ночи». Стоимость билета составляет 250 рублей* для взрослых и 50 рублей для детей, студентов и пенсионеров. Можно также взять в аренду аудиогид.

* Цены указаны на август 2018 года.

Спас на Крови — это собирательный образ православного храма, ориентированного на образцы Ярославля и Москвы XVI-XVII веков. На его облик большое влияние оказала архитектура знаменитого собора Василия Блаженного в Москве, поэтому он и не похож на строгие, величественные дворцы и церкви Петербурга, построенные по правилам классицизма.

Источник: https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/spas-na-krovi.html

Ссылка на основную публикацию