Федор гордеевич гордеев – великий учитель и скульптор

ГОРДЕЕВ

Федор Гордеевич (1744, Царское Село, ныне г. Пушкин — 23.01.1810, С.-Петербург), скульптор, мастер монументально-декоративной пластики. Из семьи придворного служителя (скотника), занимал должность писаря Царскосельского вотчинного управления. В 1759-1767 гг.

учился в АХ сначала по классу живописи, затем в скульптурном классе члена АХ в Париже акад. Н. Ф. Жилле. Вместе с Ф. И. Шубиным Г. принадлежал к старшему поколению скульпторов — учеников АХ. Удостоен медалей в 1763 и 1765 гг.- малых серебряных за рисунок и лепку с натуры, в 1766 г.

— малой золотой за рельеф «Убиение Олегом Аскольда и Дира» (не сохр.), в 1767 г.- малой золотой за рельеф «Мирное утверждение между российским князем Олегом и греческими царями Львом и Александром пред стенами константинопольскими» и аттестата 1-й степени на звание классного художника. Один из первых пенсионеров АХ в Париже (1767 — авг.

1769), где учился у Ж. Б. Лемуана, мастера скульптуры в стиле рококо, с 1768 г. ректора и директора Королевской академии живописи и скульптуры. Под рук. Лемуана Г. исполнил барельефы «Жены-мироносицы и ангел», «Диоген в бочке перед Александром Македонским».

Интерес к динамичной, контрастной барочной пластике проявился в скульптурной группе «Прометей» (бронза, 1769, Московский музей-усадьба «Останкино», ГТГ, ГРМ), за к-рую по возвращении в Россию Г. получил звание «назначенный».

Ф. Г. Гордеев. «Поклонение волхвов». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 — сер. 1807 г.
Ф. Г. Гордеев. «Поклонение волхвов». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 — сер. 1807 г.

В 1769-1772 гг. Г. жил в Риме, посещал Геркуланум и Помпею. С 1773 г.

преподаватель в скульптурном классе АХ, с 1777 г. его руководитель после отъезда Жилле на родину. 17 окт. 1776 г. удостоен звания академика за рельеф «Меркурий отдает новорожденного Бахуса нимфам на воспитание» (не сохр.), с 13 авг. 1779 г. адъюнкт-профессор, с 25 янв. 1780 г.

член академического совета, с 1782 г. первый рус. профессор скульптуры, с 1794 г. адъюнкт-ректор, в 1795-1797 гг. исполняющий обязанности директора АХ, с 1802 г. ректор скульптуры. По выражению Шубина, Г.- «главный надзиратель, свидетель над другими скульпторами», его учениками были рус. ваятели И. П.

Прокофьев, П. П. Соколов и др.

Ф. Г. Гордеев. «Поклонение пастырей». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 — сер. 1807 г.
Ф. Г. Гордеев. «Поклонение пастырей». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 — сер. 1807 г.Загруженность преподавательскими и адм. делами не позволила Г. создать значительное число произведений.

Наиболее ярко он проявил себя в области мемориальной пластики, став первым рус. скульптором художественных надгробий. Для памятника-стелы Н. М. Голицыной (1780, ГНИМА) характерны классицистические черты — уравновешенность композиции, строгость и спокойное величие.

Рельеф плакальщицы, склонившейся к урне и держащей медальон с вензелем княгини, восходит к мотивам античных мраморных стел, использованных, в частности, франц. скульптором Ж. Гудоном. Черты классицизма сочетаются с барочной пышностью в многофигурных пирамидальных композициях надгробий князей А. М. Голицына (1788, при участии Прокофьева, мрамор, Гос. музей городской скульптуры, С.

-Петербург, Благовещенская ц. Александро-Невской лавры) и Д. М. Голицына (1799, мрамор, ГНИМА) для московской Голицынской больницы. Надгробие А. М. Голицына, первый скульптурный памятник в храме, представляет собой обелиск с барельефом князя в медальоне, на высоком постаменте, с воинскими трофеями на 2-м плане.

Справа — аллегорическая фигура Добродетели, показывающая одной рукой на изображение фельдмаршала на обелиске, а другой — на щит с княжеским гербом и короной сверху, покрытый львиной шкурой. Слева — скульптура крылатого гения войны, к-рый сидит облокотившись на щит с изображением взятия Хотина (рус. солдат держит за волосы плененного тур. пашу). Памятник Д. М.

Голицыну исполнен в виде обелиска с горельефным бюстом (скульптор Ф. Цаунер, Вена), с фигурами плакальщицы («Щедрость, оплакивающая своего подражателя») и Утешения, или Веры, левая рука к-рой покоится на Евангелии. Они олицетворяют состояния скорбящей человеческой души — горе и примирение с мыслью о неотвратимости смерти и грядущем воскрешении.

Уравновешенное пластическое решение свойственно рельефам Г. для зданий АХ (рельефы в вестибюле (Минерва) и на фасаде, композиция «Аполлон и Минерва, покровительствующие художествам» на фронтоне, 1784) и Старого Эрмитажа («Прощание Гектора с Андромахой», «Фетида с младенцем Ахиллом», «Минерва — покровительница искусств», львиные маски, 1786).

Сюжеты 13 фризов Останкинского дворца в Москве (1794-1798), особенно близких к стилистике классицизма и античной традиции, заимствованы из греч. мифологии («Свадебное шествие Амура и Психеи», «Жертвоприношения Зевсу и Деметре»); здесь же присутствуют аллегорические изображения поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки. Особого искусства Г. достиг в передаче драпировок в скульптуре.

С 1774 г. Г. служил в Конторе домов и садов и руководил скульптурными работами в С.-Петербурге и пригородных дворцовых садах, в частности изготовлением и установкой памятников Петру I («Медный всадник», скульптор Э. М. Фальконе; 1778-1782), для к-рого он вылепил змею под ногами коня, служащую опорой для статуи, и А. В. Суворову (скульптор М. И. Козловский).

Для постамента последнего памятника (архит. А. Н. Воронихин) Г. исполнил барельеф с фигурами Славы и Мира. Г. участвовал в проектировании монумента Полтавской битвы в Полтаве, был одним из организаторов литейной лаборатории в АХ. С 1776 г. вместе с литейщиками В. Екимовым и В.

Можаловым выполнил большое количество восковых моделей античных статуй, по к-рым были сделаны бронзовые отливки для пригородных дворцов и парков.

Вершина творчества Г.- барельефы из пудостского камня на сев. фасаде Казанского собора в С.-Петербурге (1804-1807). Из списка сюжетов, определенных архит. собора Воронихиным в 1803 г., Г. принял к исполнению 4. «Благовещение» и «Бегство в Египет» выполнены в окт. 1804 — апр. 1806 г.

«Поклонение пастырей» и «Поклонение волхвов», исполненное вместо ранее предполагавшегося «Собора Богородицы», созданы в 1806 — сер. 1807 г. Иконография барельефов каноническая, в художественном решении преобладает стилистика раннего классицизма.

Произведения отличаются единством с архитектурой здания и строго выверенной композицией.

В 80-90-х гг. XVIII в. Г. жил в собственном доме на 3-й линии Васильевского о-ва, 12 (в наст. время перестроен). Погребен на Смоленском правосл. кладбище; захоронение пострадало вслед. наводнения 1824 г. и было восстановлено с надгробием в виде рустованной известняковой колонны; утрачено после 1917 г.

Лит.: Ромм А. Г. Ф. Г. Гордеев, 1744-1810. М.; Л., 1948; Рогачевский В. М. Ф. Г. Гордеев, 1744-1810. Л.; М., 1960 [Библиогр.]; Нетунахина Г. Д. Памятники XVIII в. и 1-й пол. XIX в. // Ермонская В. В., Нетунахина Г. Д., Попова Т. Ф. Рус. мемориальная скульптура. М., 1978. С. 69-70; Кириллов В. В. Скульптура // Очерки рус. культуры XVIII в. М., 1990. Ч. 4. С. 70-110; Эрнст С. Р. Гордеев // РБС. Т.: «Гоголь-Гюнэ». М., 1999. С. 334-335; Художники народов СССР: Биобиблиогр. слов. СПб., 2002. Т. 3. С. 117-118; Рязанцев И. В. Скульптура в России, XVIII — нач. XIX в. М., 2003. С. 269-271, 278; Художественное надгробие в собр. Гос. музея гор. скульптуры: Науч. кат. СПб., 2004. Т. 1. С. 47-48; Берташ А., диак., Талалай М. Г. Библейские сюжеты в камне и бронзе: Петербургское гор. убранство. СПб., 2005.

Читайте также:  Церкви, соборы и храмы санкт-петербурга

Источник: http://www.pravenc.ru/text/166191.html

100 великих скульпторов

Фёдор Гордеевич Гордеев родился в 1744 году в семье дворцового скотника из Сарской мызы (позднее Царское Село, ныне Пушкин). В пятнадцать лет его приняли в Академию художеств. Он стал одним из первых её воспитанников. Фёдор учился скульптуре у французского мастера Н. Жилле одновременно с Федотом Шубиным.

Учащиеся работали с натуры и вместе с тем изучали и копировали классические произведения скульптуры и живописи. Они создавали также барельефные композиции на мифологические и исторические темы. Некоторые учащиеся выполняли также и статуэтки жанрового характера на сюжеты, взятые из самой жизни.

Гордеев вылепил «Сбитенщика со сбитнем».

В 1763 и 1765 годах его награждали серебряными медалями за рисунок. В 1766 году Гордеев получил малую золотую медаль за программный барельеф «Убиение Аскольда и Дира Олегом», а в следующем году — Большую золотую медаль за барельеф «Заключение мира Олегом с греческими царями Львом и Александром пред стенами константинопольскими».

Гордеева включают в состав первых пенсионеров Академии художеств, командированных за границу для совершенствования своего мастерства. По пути в Любек «фортуна учинила им расправу», — как писал Гордеев в Академию. Высадившись в Померании, пенсионеры добрались сухим путём до Парижа.

Гордеев начал заниматься у ректора Парижской академии Ж.-Б. Лемуана. Под руководством опытного наставника он копирует классические образцы, лепит натурщиков и компонует барельефы на исторические темы «для свободной привычки к композициям». В 1768 году молодой скульптор исполняет барельефы: «Жёны-мироносицы и ангел» и «Диоген в бочке перед Александром Македонским».

В коллективном рапорте Петербургской академии пенсионеры отмечали: «В этих композициях Гордеев пользовался натурой как для платья, так и для тела, чем господин Лемуан чрезвычайно был доволен». В том же году Гордеев начал лепить своего «Прометея».

Трагедия Прометея, обречённого богами на вечные мучения за попытку принести людям свет, в его представлении — это трагедия личности, стремившейся облегчить жизнь народа, просветить его и погубленной за это власть имущими. Глубоко осмыслив суть прекрасного греческого мифа, создав выразительный образ его героя, Гордеев сделал этот образ созвучным передовым идеям своего времени.

Скульптор создал запоминающийся силуэт, эффектный разворот обеих фигур, установив их пластическую взаимосвязь. Показав сдержанное, при этом чётко выраженное движение, Гордеев сумел достичь общей выразительности образа. «Прометей» примечателен как по значительности содержания, так и по композиции и напряжённой экспрессии.

После двухлетнего пребывания в Париже Гордеев вместе с Семёном Щедриным и братьями Ивановыми выехал по распоряжению Петербургской академии в Италию.

Судя по рапорту, представленному пенсионерами в 1771 году, больше всего времени у них уходило на «рассматривание как в Риме, так и около изрядных и примечания достойных мест… Через что оное время употреблено было в пользу науки», то есть на изучение античного и нового искусств. В 1772 году по окончании срока пенсионерства Гордеев вернулся в Россию.

Здесь деятельность Гордеева оказалась неразрывно связана с Академией художеств. В 1773 году он получает звание «назначенного в академики» за «Прометея».

Молодого скульптора причисляют к Академии художеств, где он начинает преподавать. Ещё через три года Гордеева за барельеф «Меркурий отдаёт Вакха на воспитание нимфе» возвели в академики.

А ещё через три года он становится профессором, затем — адъюнкт-ректором и, наконец, в 1802 году — ректором.

Понятно, что Гордеев играл значительную роль в жизни Академии. Большинство крупных начинаний по монументальной скульптуре, относящихся к этим десятилетиям, проходили под наблюдением Академии художеств, где ответственность возлагалась по большей части на Гордеева.

По выражению Шубина, Гордеев являлся «главным надзирателем… свидетелем над другими скульпторами». Так, например, он осматривал мавзолей, над которым работал Шубин. Или, скажем, Гордеев осуществлял надзор за бронзовыми украшениями монумента Полтавской битвы, воздвигавшегося по проекту Томона в скульптурном оформлении Ф. Щедрина.

Гордеев занимался и административной работой. В 1776 году скульптор занимал должность помощника директора Академии, ведавшего административными делами, а в 1795–1797 годах находился на должности директора. Быть может, этим и объясняется то, что Гордеев был наименее плодовитым из всех видных скульпторов конца XVIII века.

Первым крупным произведением Гордеева, исполненным им после возвращения из-за границы, стало надгробие Н. М. Голицыной (1780). Скульптор создал один из лучших образцов русской мемориальной скульптуры.

Как пишет В. М. Рогачевский:

Тема страдания претворена сходным образом и в других надгробиях Гордеева, причём всего явственнее звучат скорбные ноты в наиболее позднем из них — памятнике Д. М. Голицыну.

Всего замечательнее здесь трактовка одеяния плакальщицы, ясность и изящество композиции. Эту особенность Гордеева отметил Реймерс в 1807 году: «Гордеев — художник большого ума и вкуса, сказавшихся особенно в композиции барельефов и расположении складок, он в этом смысле является последователем античных скульпторов».

Задачу другого порядка и большей сложности пришлось решать Гордееву в надгробии генерал-фельдмаршалу князю А. М. Голицыну (1788) в Александро-Невской лавре.

Ему предстояло увековечить память полководца, победившего пруссаков в Семилетней войне, разгромившего турецкую армию под Хотином. Гордеев создал произведение, вполне созвучное высокопарным одам той эпохи.

Гордеев применяет здесь пирамидальную композицию. Это сделано для того, чтобы объединить разнородные части своего монументального ансамбля, связать его со стеной, придать ему архитектоническую стройность.

Фигура фельдмаршала полна торжественности, поза его естественна и спокойна, на его мужественном, суровом лице задумчивая печаль и как бы упрёк судьбе. Этой фигуре немногим уступает «Добродетель».

Последней мастер придал черты, присущие оригиналу, — двойной подбородок, необычный разрез глаз, пухлая нижняя губа. В миловидном личике этой женщины XVIII столетия нет ничего торжественного и величавого. К тому же причёска и одеяние, лишь наполовину античные, сильно напоминают моды того века.

Композиция трёхфигурной группы надгробия Д. М. Голицыну (1799) взята в смелом и красивом развороте. Надгробие отличается сложностью контрастных движений, обилием переходов и светотеневых оттенков и вместе с тем неоспоримой цельностью.

Читайте также:  Как пострадал петербург в годы войны

Гордеев принял известное участие в большинстве крупных работ того времени — строительстве новых дворцов в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Гатчине. В Павловском парке, например, была поставлена его копия с Аполлона Бельведерского, а две другие его работы заняли видное место в парковом ансамбле Царского Села.

Но его неотъемлемые качества — изощрённый вкус, художественная культура и в особенности композиционное мастерство — выступают всего отчётливее в конце жизни в барельефах, исполненных для Останкинского дворца и Казанского собора. Среди них встречаются подлинные шедевры.

В скульптурном украшении Останкинского дворца Гордееву удалось решить задачу большого композиционного масштаба. Тринадцать фризов и панно опоясывают здание, дополняя превосходную архитектуру, оттеняя её стройные членения.

В 1804 году Гордеев участвует в украшении Казанского собора. Среди работ для собора особый интерес представляет композиция «Благовещение».

Смиренная до самоунижения, гордеевская Мария принимает повеление архангела безропотно, хотя и безрадостно. Согбенная фигура Марии кажется ничтожной по сравнению с грандиозным, неумолимо властным архангелом, повелительно простёршим руку.

Гордеев скончался 23 января (4 февраля) 1810 года.

Показать оглавление Скрыть оглавление

Источник: https://epubknigi.ru/b/sergej-musskij/100-velikih-skulptorov/26138/fyodor-gordeevich-gordeev-1744-1810/50

Творчество скульптора Федора Гордеева

Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810)

В числе воспитанников русской Академии художеств в первые годы после ее основания значились Федот Шубин и Федор Гордеев. Вместе учились они в классе Н. Жилле, вместе путешествовали по Франции и Италии. Юноши дру­жили между собой, в Риме их можно было встретить вся­кий день в филиале Французской академии, где они рабо­тали с натуры и копировали античные статуи.

Импульсив­ность творческой натуры Шубина, казалось, смягчалась под воздействием более спокойного и рассудительного товарища. В 1772 году Гордеев вернулся в Россию. Шубину пришлось задержаться в Италии, и друзья встретились только через год. Но в их отношения уже закрадывалась неприязнь, пере­шедшая впоследствии в открытую вражду. Разошлись и их пути в искусстве.

Талантливый портретист Шубин держался независимо, он работал над светскими заказами, и Академия художеств была ему не указ. Гордеев же всю свою жизнь связал с Академией.

Федор Гордеевич Гордеев переступил порог этого «храма искусств» еще мальчиком. Он был сыном дворцового скот­ника из Сарской мызы (ныне город Пушкин).

В Академии изучал и копировал антики, пробовал силы в рельефе и статуях классицистического толка, неоднократно награж­дался медалями за программные работы и был включен в состав первых заграничных пенсионеров. В Париже зани­мался у Ж. Б. Лемуана — (барочного скульптора-монумента­листа.

Снова и снова копируя классиков, Гордеев вырабаты­вал благородную и сдержанную манеру в свободной лепке человеческого тела и артистической трактовке драпировок.

Первым его самостоятельным произведением явился «Про­метей» (1769). В своей композиции Гордеев изобразил в сильном пластическом движении юношу, терзаемого, соглас­но мифу, орлом. В какой-то мере образ Прометея, древне­греческого героя, добывшего людям огонь, был символом свободы и просвещения, и работа Гордеева нашла живой отклик у передовых современников.

Надгробие Н. М. Голицыной

Из других скульптур Гордеева известны надгробия Н. М., А. М. и Д. М. Голицыным, решенные в классицистическом духе с введением в композицию аллегорических фигур и различных атрибутов.

Их отличают изысканный вкус, боль­шая художественная культура, мастерство в пластической передаче обнаженного тела и одеяний. Ко времени создания этих работ Федор Гордеевич Гордеев был уже профессором Академии художеств, затем адъюнкт-ректором, а с 1802 го­да ректором.

На него целиком ложилась ответственность за многие крупные начинания в области монументальной скульптуры.

Он устанавливал памятник Петру I Фальконе на Сенатской площади, руководил работами по украшению Казанского собора (1804), исполнял рельефные фризы для Останкинского дворца и принимал участие в ряде других работ по оформлению дворцов и парков Петербурга.

Академическую карьеру Гордеева можно было назвать «блестящей». Однако история изрекла свои оценки, согласно которым его имя стоит далеко позади имени гениального русского скульптора Федота Ивановича Шубина. А в жизни последний к концу дней своих терпел большую нужду и оказался в тягостной зависимости от презираемой им ранее Академии и ее всесильного ректора.

Полезная информация: В разделе продажи домов портала SibEstate.ru представлены дома в Кемерово. В базе данных по недвижимости Кемерово имеется большое количество предложений, здесь вы можете выбрать и купить дом.

Источник: http://www.artcontext.info/articles-about-art/1400-gordeev.html

Биография Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810)

Биография

Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810)

Фёдор Гордеевич Гордеев родился в 1744 году в семье дворцового скотника из Сарской мызы (позднее Царское Село, ныне Пушкин). В пятнадцать лет его приняли в Академию художеств. Он стал одним из первых её воспитанников. Фёдор учился скульптуре у французского мастера Н. Жилле одновременно с Федотом Шубиным.

Учащиеся работали с натуры и вместе с тем изучали и копировали классические произведения скульптуры и живописи. Они создавали также барельефные композиции на мифологические и исторические темы. Некоторые учащиеся выполняли также и статуэтки жанрового характера на сюжеты, взятые из самой жизни.

Гордеев вылепил «Сбитенщика со сбитнем».

В 1763 и 1765 годах его награждали серебряными медалями за рисунок. В 1766 году Гордеев получил малую золотую медаль за программный барельеф «Убиение Аскольда и Дира Олегом», а в следующем году — Большую золотую медаль за барельеф «Заключение мира Олегом с греческими царями Львом и Александром пред стенами константинопольскими».

Гордеев был включён в состав первых пенсионеров Академии художеств, командированных за границу для совершенствования своего мастерства. Гордеев начал заниматься у ректора Парижской академии Ж.-Б. Лемуана.

Под руководством опытного наставника он копирует классические образцы, лепит натурщиков и компонует барельефы на исторические темы «для свободной привычки к композициям».

В 1768 году молодой скульптор исполняет барельефы: «Жёны-мироносицы и ангел» и «Диоген в бочке перед Александром Македонским». В том же году Гордеев начал лепить своего «Прометея».

Скульптор создал запоминающийся силуэт, эффектный разворот обеих фигур, установив их пластическую взаимосвязь. Показав сдержанное, при этом чётко выраженное движение, Гордеев сумел достичь общей выразительности образа. «Прометей» примечателен как по значительности содержания, так и по композиции и напряжённой экспрессии.

После двухлетнего пребывания в Париже Гордеев вместе с Семёном Щедриным и братьями Ивановыми выехал по распоряжению Петербургской академии в Италию.

В 1772 году по окончании срока Гордеев вернулся в Россию. Здесь деятельность Гордеева оказалась неразрывно связана с Академией художеств. В 1773 году он получает звание «назначенного в академики» за «Прометея».

Молодого скульптора причисляют к Академии художеств, где он начинает преподавать. Через три года Гордеева за барельеф «Меркурий отдаёт Вакха на воспитание нимфе» возвели в академики.

Читайте также:  Парк 300-летия петербурга

Ещё через три года он становится профессором, затем — адъюнкт-ректором, а в 1802 году — ректором.

Гордеев играл значительную роль в жизни Академии. По выражению Шубина, Гордеев являлся «главным надзирателем… свидетелем над другими скульпторами».

Первым крупным произведением Гордеева, исполненным им после возвращения из-за границы, стало надгробие Н.М. Голицыной (1780). Скульптор создал один из лучших образцов русской мемориальной скульптуры.

Задачу другого порядка и большей сложности пришлось решать Гордееву в надгробии генерал-фельдмаршалу князю А.М. Голицыну (1788) в Александро-Невской лавре.

Ему предстояло увековечить память полководца, победившего пруссаков в Семилетней войне, разгромившего турецкую армию под Хотином.

Фигура фельдмаршала полна торжественности, поза его естественна и спокойна, на его мужественном, суровом лице задумчивая печаль и как бы упрёк судьбе.

Гордеев принял известное участие в большинстве крупных работ того времени — строительстве новых дворцов в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Гатчине. В Павловском парке была поставлена его копия скульптуры Аполлона Бельведерского, а две другие его работы заняли видное место в парковом ансамбле Царского Села.

Но его неотъемлемые качества — изощрённый вкус, художественная культура и композиционное мастерство — выступают всего отчётливее в конце жизни в барельефах, исполненных для Останкинского дворца и Казанского собора.

Среди них встречаются подлинные шедевры. В скульптурном украшении Останкинского дворца Гордееву удалось решить задачу большого композиционного масштаба.

Тринадцать фризов и панно опоясывают здание, дополняя превосходную архитектуру, оттеняя её стройные членения.

В 1804 году Гордеев участвует в украшении Казанского собора. Среди работ для собора особый интерес представляет композиция «Благовещение».

Эти последние и наиболее зрелые произведения Гордеева заставляют отнести его к особому типу художников, чьё дарование медленно разгорается, чьи конечные и поздние успехи бывают обусловлены многолетним опытом и трудом, неизменной приверженностью к искусству».

Гордеев скончался 23 января (4 февраля) 1810 года.

Источник: http://murzim.ru/jenciklopedii/100-velikih-skulptorov/18440-fedor-gordeevich-gordeev.html

Источник: http://dereksiz.org/biografiya-fedor-gordeevich-gordeev-1744-1810.html

Гордеев Фёдор Гордеевич

Гордеев Федор Гордеевич Гордеев Федор Гордеевич [1744, Царское Село, ныне г. Пушкин (?), — 23.1(4.2).1810, Петербург], русский скульптор. Сын скотника. Учился в петербургской АХ (1759—67) у Н. Ф. Жилле, в 1767—72 — в Париже у Ж. Б. Лемуана и в Риме.

В 1776 получил звание академика, с 1782 профессор, с 1802 ректор АХ. Раннее произведение «Прометей» (гипс, 1769, Третьяковская галерея; бронза — Русский музей, Ленинград) отличается драматичностью композиции в духе барокко и напряжённой экспрессией лепки. Позднее Г.

тяготел к простоте, ясности и спокойствию, характерным для классицизма. Тонкой пластической разработкой, образующей мягкие светотеневые переходы, и величавой грацией ритма отмечены рельефы Г.

(для фасадов и интерьеров Останкинского дворца в Москве, 1794—98; для фасадов Казанс…

Гордеев Фёдор Гордеевич (1744—1810), скульптор. Учился в АХ (1759—67, академик с 1776); преподавал там же (с 1773, ректор скульптурного отделения с 1802). Мастер монументально-декоративной пластики, автор многий надгробий.

От драматических композиций в духе барокко («Прометей», бронза, ГРМ) перешёл к ясным и спокойным образам, характерным для классицизма: рельефы для здания Старого Эрмитажа, северного портика Казанского собора, надгробие А. М. Голицына (1788, Музей городской скульптуры).

Руководил отливкой бронзовых статуй для фонтанов Петергофа (ныне Петродворец) и установкой памятника Петру I (см. Медный всадник) и А. В. Суворову.

Гордеев Федор Гордеевич`Биографический словарь`

Гордеев, Федор Гордеевич — скульптор (1744 — 1810), учился в Академии Художеств (с 1759 по 1767 год у Жилле ), совершенствовался в Париже под руководством Лемуана, в Риме — через изучение антиков. По возвращении вылепил группу «Прометей», за которую, в 1769 г.

, был признан назначенным в академики и определен состоять при академии. В 1776 г., за барельеф «Меркурий отдает Бахуса нимфам» получил звание академика, в 1777 г. сделан адъюнкт-профессором, в 1782 г. возведен в звание профессора, в 1794 г. получил должность адъюнкт-ректора академии по разряду скульптуры и, наконец, с 1802 г.

по конец жизни, был ректором. Из его произведений известны: памятник княгине Н.М. Голицыной (1780) в старом соборе Донской Божьей Матери в Московском Донском монастыре, памятник князю Д.М.

Голицыну (Московская Голицынская больница), «Прометей» (1769, музей Александра III ) и барельефы на фасаде Казанского собора в Петербурге: «Благовещение», «Бегство в Египет», «Покров Пресвятой Богородицы» и «Рождество Хрис…

Гордеев Федор Гордеевич`Энциклопедия Брокгауза и Ефрона`

Гордеев Федор Гордеевич скульптор, один из первых питомцев Императорской академии художеств (1744-1810). Он учился в академии с 1759 по 1767 г.

, а затем, будучи отправлен за границу в качестве пенсионера Академии, совершенствовался в искусстве в Париже под руководством Лемуана и в Риме — через изучение антиков. По возвращении своем в Петербург вылепил группу «Прометей», за которую в 1769 г. был признан назначенным в академики и определен состоять при академии. В 1776 г.

за барельеф «Меркурий отдает Бахуса нимфам» получил звание академика, в следующем году был сделан адъюнкт-профессором, в 1780 г. стал заседать в академическом совете, в 1782 г. возведен в звание профессора, в 1794 г. получил должность адъюнкт-ректора академии по разряду скульптуры и, наконец, с 1802 г. по конец своей жизн…

Гордеев Федор Гордеевич`Большой энциклопедический словарь`ГОРДЕЕВ Федор Гордеевич (1744-1810) — российский скульптор. От драматических композиций в духе барокко («Прометей», 1769) перешел к классицистическим произведениям (рельефы дворца в Останкине, 1794-98, надгробие Н. М. Голицыной).

Гордеев Федор Гордеевич`Исторический словарь`Гордеев, Федор Гордеевич — скульптор (1744 — 1810), учился в Академии Художеств (с 1759 по 1767 год у Жилле ), совершенствовался в Париже под руководством Лемуана, в Риме — через изучение антиков. По возвращении вылепил группу «Прометей», за которую, в 1769 г.

, был признан назначенным в академики и определен состоять при академии. В 1776 г., за барельеф «Меркурий отдает Бахуса нимфам» получил звание академика, в 1777 г. сделан адъюнкт-профессором, в 1782 г. возведен в звание профессора, в 1794 г. получил должность адъюнкт-ректора академии по разряду скульптуры и, наконец, с 1802 г.

по конец жизни, был ректором. Из его произведений известны: памятник княгине Н.М. Голицыной (1780) в старом соборе Донской Божьей Матери в Московском Донском монастыре, памятник князю Д.М.

Голицыну (Московская Голицынская больница), «Прометей» (1769, музей Александра III ) и барельефы на фасаде Казанского собора в Петербурге: «Благовещение», «Бегство в Египет», «Покров Пресвятой Богородицы» и «Рождество Хрис…

Источник: http://endic.ru/enc_art/Gordeev-fdor-gordeevich-3975.html

Ссылка на основную публикацию