Египетский дом в санкт-петербурге

История загадочного дома в центре Петербурга, который оформлен в египетском стиле

«Египетский дом» на Захарьевской 23 в Санкт-Петербурге. Парадный вход.

Дом на Захарьевской, 23 – настоящий учебник египтологии.

По сторонам подъезда стоят огромные статуи – скульптуры бога солнца Ра (подобные изваяния египтяне ставили у гробниц фараонов), на его голове – солнечный диск, который обвивает священная кобра.

В египетской мифологии одни змеи олицетворяли доброе, хорошее начало, другие – символизировали зло, с которым приходилось сражаться Ра, богу Солнца. В руках бога Солнца символ жизни – «анх» или «ключ Нила». Такой знак надевали на шею маленькому ребенку, чтобы он предохранял его от бед.

Над входом в дом помещен барельеф Ра – крылатый солнечный диск. Чуть выше крылатого диска – изображение богини неба Хатор, или, как говорят – «богини с коровьими ушами». Ликами небесной богини любви, повелительницы четырех сторон света, украшены капители колонн.

«Египетский дом» на Захарьевской 23 в Санкт-Петербурге. Колоны.

Творение действительно прекрасно. Его можно занести в список самых эксцентричных проектов северной столицы. Заказчица требовала чего-то оригинального, и проект получился именно таким. Сегодня экскурсоводы не проходят мимо этого дома, а фотографы делают потрясающие снимки.

«Египетский дом» на Захарьевской 23 в Санкт-Петербурге, фото 1910-х гг.

Говорят, что Сонгайло пришлось немало потрудиться, чтобы создать что-то действительно загадочное и мистическое. И в своих поисках он пришёл к египетской теме. Ведь мистика была тогда весьма популярна.

«Египетский дом» на Захарьевской 23 в Санкт-Петербурге. Шахта лифта.

Когда здание было готово, оно вызвало нестоящий фурор. Люди часами стояли и любовались необыкновенной красотой, внимательно всматриваясь в детали, пытаясь разгадать тайны барельефов. Фасад дома вызывал мистический трепет, ведь вход в здание напоминал вход в гробницу — по обеим сторонам от него стояли статую бога Ра.

«Египетский дом» на Захарьевской 23 в Санкт-Петербурге. «Стражник Ра».Колонны «Египетского дома».

Сегодня останавливаясь перед этим домом, можно почувствовать себя Ларой Крофт или Индианой Джонсом. Для большей загадочности на входа можно было бы повесить кодовый замок, еженедельно меняя код — вот это было бы интересно! А как иначе? Вход в этот храм должен быть только для избранных.

«Египетский дом» на Захарьевской 23 в Санкт-Петербурге. Лестничное ограждение.

Не запамятовал Сонгайло и про дочь солнечного бога — Хатхор. Дабы сохранить спокойный сон жителей постройки, он наказал ей следить за небом в городе. Но еще Хатхор заряжает жилище своей энергией плодородия, красотой и женственностью, танцами и весельем.

Энергетика у дома такая, что скучать точно не приходится. Вот только на эсэсовцев эта энергия никак не действовала, видимо, была слишком мягкой для них, поэтому во времена блокады дом приходилось оберегать всеми возможными силами. На крыше здания возвели небольшую башенку, из которой поливали свинцовым дождем поданных фюрера. К счастью, здание удалось сохранить.

«Египетский дом» на Захарьевской 23 в Санкт-Петербурге. Арка дома (вид на улицу).

У «Египетского дома», как и положено любому приличному дому в Питере, есть легенды. Одна из них, например, дает рецепт любовного счастья.

Всем, кто мечтает о вечной любви, нужно обязательно нужно поцеловаться с любимым в арке этого дома.

И больше можно ни о чём не переживать, ведь этот брак действительно будет заключён на небесах, и за его благополучием проследит сам Бог Ра. Верить или не верить — решать каждому. Но почему бе не попробовать?

«Египетский дом» на Захарьевской 23 в Санкт-Петербурге. Арка дома (вид во двор).

Осип Мандельштам в 1913, когда увидел этот дом, посвятил ему стихотворение «Египтянин». Вот они, эти известные строки…

Источник: https://homsk.com/trombon/istoriya-zagadochnogo-doma-v-tsentre-peterburga-kotoryy-oformlen-v-egipetskom-stile

Египетский дом на Захарьевской. Его история, легенды, интересные факты и адрес. Поцелуй вечной любви

?alkopona (alkopona) wrote,
2017-10-02 19:01:00alkopona
alkopona
2017-10-02 19:01:00

С какими только извращенными просьбами не обращались заказчики к архитекторам того времени. Хочу грифона на крыше. Хлоп! Строят дом с грифоном. Хочу на закате лицезреть на мускулистых атлантов с маленькими писюнами.

Бах! И вот уже они стоят подпирают балкон, робко заглядывая в княжеское окно. Или я такая романтичная натура, что хочу чтоб ангелочки со стрелами над балюстрадой стреляли в проходящих мимо людей из лука. Шлеп! И вот уже эти купидоны рассеивают флюиды любви на каждого встречного.

Так, наверное, и супруга известного адвоката Нежинского — Лариса Ивановна обратилась к архитектору, со словами героини клипа Ленинград — Сумка: «Я хочу чтоб все было мистически, романтически… Эм, шикарно, изысканно«.

Не знаю как у вас, но лично у меня, когда я вижу перед собой архитектурный шедевр Сонгайло, который в народе с любовью называют «Египетский дом», перед глазами всплывает именно этот клип.

Египетский домНет, дом не ужасен, наоборот. Он прекрасен! Это один из самых оригинальных и необычных домов во всем модерне Петербурга. К нему можно водить экскурсии, рассказывать придуманные вчера на кухне в пьяном угаре тайны, а фотографы-хипстеры смогут выловить сюжет для фоточки в инстаграм, которая соберет тысячи лайков и пару восторженных комментариев выраженных профилями средства от прыщей. Все из-за того, что у архитектора был вкус и он, как и другие творческие деятели тех времен, был помешен на мистике и загадках.2.Так как госпожа Нежинская требовала нечто «оригинальное», то архитектор Сонгайло искал редко встречающиеся в городе мотивы. Страсть к мистике, оккультизму и другим загадкам, тайными тропами привела его к Египту. «Да будет вечным священный Ра!», — вскрикнул он и построил что-то необычное в центре нашего города.3.Ну а так как, в те времена почти каждый горожанин был повернут на заговорах и масонских знаках, происхождение которых в то время приписывали и египетскому Богу мудрости — Тоту, то архитектор со знанием дела черпал знания из этого мистичного египетского колодца, царапая странные символы на фасад. 4.

О, Боги!

Публика приняла дом в овации! Стояла часами разглядывая все детали да и просто фланерствуя мимо него пыталась разыскать несуществующие загадки.5.Вход в дом, аки в гробницу, Сонгайло украсил статуями Бога Ра.

С тех пор каждый житель дома может почувствовать себя брутальным Индианой Джонсом или сисястой (в старом добром оригинале) Ларой Крофт. Я бы даже ради атмосферной составляющей усложнил бы вход.

На месте их ТСЖ, я бы ежедневно менял код на замке и вывешивал загадку в предбаннике. Не решишь — не войдешь, ибо не достоин глупый раб ночевать в этом храме.6.

Не забыл архитектор и про дочку Бога Солнца, про египетскую красавицу Хатхор.

Дабы жителям хорошо спалось она следит за городским небом, а так же несет ответственность за женственность, красоту, плодородие, веселье и танцы проживающих в доме.

7.

В блокадном Ленинграде пришлось прибегать и к дополнительным средствам защиты, на немецких фашистов не действовала магия древнеегипетской богини. Поэтому, на крыше дома соорудили огневую башенку, с которой из пулемета угощали немецких бомбардировщиков свинцовыми гостинцами, передавая теплый привет от Хатхор.

8.

Поцелуй вечной любви

По легендам, которые мне рассказывали местные, в арке этого дома необходимо поцеловать свою возлюбленную, ведь только тогда ваш союз утвердят в небесной канцелярии Ра, его секретарь поставит нужные штампы в ваше дело и после этого сам Бог солнца поцелует вас в темечко, соединив влюбленные сердца навечно.

Читайте также:  А.чернов и н.павлов – самосуд, дуэль или ритуальное убийство?

Такой способ надежнее чем выстрел стрелой купидона в филейное место. 9.Как итог, этот архитектурный шедевр начала 1910-х годов настолько полюбился жителям, что не остался незамеченным творческими деятелями.

Вот и Осип Мандельштам, подключив фантазию, по изображенным на фасаде мотивам, сотворил своего «Египтянина»:

Я выстроил себе благополучья дом,Он весь из дерева, и ни куска гранита,И царская его осматривала свита,В нем виноградники, цветник и водоем.10.

Чтоб воздух проникал в удобное жилье,Я вынул три стены в преддверьи легкой клети,И безошибочно я выбрал пальмы этиКраеугольными – прямые, как копье.Кто может описать сановника доход!Бессмертны высокопоставленные лица!(Где управляющий? Готова ли гробница?)В хозяйстве письменный я слушаю отчет.

Тяжелым жерновом мучнистое зерноПриказано смолоть служанке низкорослой,Священникам налог исправно будет послан,Составлен протокол на хлеб и полотно.В столовой на полу пес, растянувшись, лег,И кресло прочное стоит на львиных лапах.Я жареных гусей вдыхаю сладкий запах —

Загробных радостей вещественный залог.

(с) 1913 год, Мандельштам.11.

[Где это?]
Египетский дом
Адрес: Захарьевская улица, 23.
Время работы: Круглосуточно
Стоимость: Бесплатно12.

Жертва египетских Сфинксов Несостоявшийся бал Гитлера Нехорошая квартира

Подписаться на обновленияЯ в других социальных сетях:Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Источник: https://alkopona.livejournal.com/189456.html

Египетский дом в Санкт-Петербурге — Санкт-Петербург — все о северной столице России

Недалеко от станции метрополитена Чернышевская по улице Захарьевская находится дом под номером 23.

Никто из жителей города при упоминании этого здания не называет его точный адрес, стоит только сказать «египетский дом», и все сразу всем становиться ясно.

При одном на него только взгляде сразу возникают ассоциации с загадочными пирамидами и с гробницами фараонов, легендами и мифами древнего мира, сфинксами.

Постройка этого дома началась еще в 1911 году. Супруга статского советника Нежинская Л. Заказала архитектору М. Сагайло дом, и хотя изначально он был предназначен для обычной сдачи внаем, заказчица с мужем, непременно, желали что-то оригинальное, которое поразит всех. М.

Согайло был истинным приверженцем модерна и неоклассицизма, к тому же, как и другие люди искусства, проявлял некий повышенный и характерный интерес к оккультизму, мистике, учения древности, масонским символам, знакам. В 1913 году строительство наконец-то было закончено.

Как и желала госпожа Нежинская, это произвело огромный фурор, и стало большим событием в жизни Санкт-Петербурга.

Дом являлся передовым на то время – с рационально правильно и продуманной планировкой, автоматизированным подъемным лифтом системы «Штиглер», но больше всего он все-таки удивлял всех своим внешним видом.

На сегодняшний день он до сих пор остается уникальнейшим образцом русского модерна, его величают не по имени создателя, а по своим характерным особенностям. Фасад обустроен выступающими высокими колоннами с ликом богинь.

В самом центре размещена арка, которая ведет во внутренний двор, стены и потолок арок везде украшены изображениями солнечных крылатых дисков, и летящих птиц. По обе стороны от арки – два одинаковых симметричных подъезда, возле каждой двери стоят статуи Ра (бога солнца) со скрещенными руками, в набедренных повязках.

Фасад весь полностью украшен барельефами богинь, с жизненными сценами, в основном, работы связанные с сельским хозяйством, диски с мифическими существами, пилястрами, полуколоннами.

От парадного фасада внутренний двор имеет большие отличия, это обыкновенный и мрачный питерский двор — колодец.

Хоть и стены тоже украшены разнообразными элементами декора, фризами, напротив арки – довольно таки массивные царицы и царя, обе стороны лифта.

В 2007 году, фасад отреставрировали, а вот двор остался в том же ужасном состоянии, отваливается штукатурка целыми кусками, появляются трещины, вообще постепенно идет разрушение.

Дом, можно сказать, сохранился в первоначальном своем виде, только на цокольном этаже появились окна. Можно долго стоять и смотреть с противоположной стороны улицы, вблизи рассматривать мифические лица, впитывая в себя дыхание истории, и уноситься мыслями к «священным берегам Нила». На даны момент это жилое элитное здание, на первых этажах находятся магазины, офисы, кафе.

Где находится Египетский дом СПБ

Источник: http://vivaspb.com/visit/house/1339-egipetskij-dom.html

Египетский дом в Санкт-Петербурге на улице Захарьевской: описание и фото

Посетившие северную столицу и желающие взглянуть на Египетский дом могут спросить адрес у прохожих. Горожанам он хорошо известен: улица Захарьевская, дом 23.

Это одно из немногих зданий, которое именуется не по имени архитектора, а по характерным особенностям постройки.

Очень возможно, что эта достопримечательность — самая необычная и оригинальная в Санкт-Петербурге. Да, в этом городе множество красивых зданий, но только при взгляде на Египетский дом даже у непосвященного человека неизбежно возникнут ассоциации с древним миром, фараонами, сфинксами, гробницами и египетскими богами.

Первый камень

Очень интересна история этого здания. Началась она в 1911 году. К известному петербургскому архитектору Михаилу Сонгайло обратилась вдова адвоката и действительного статского советника Александра Семеновича Нежинского. После смерти супруга Лариса Ивановна, получившая, видимо, немаленькое наследство, пожелала вложиться в строительство очередного доходного дома в городе.

И ничего бы необычного в этом желании не было, если бы не одно требование клиентки. Будущее здание, сказала она, должно быть не просто типовым домом для сдачи жилых помещений внаем, а таким, которое само по себе произведет фурор у местной публики. Требовалось архитектурное событие, нечто такое, что указывало бы на оригинальность постройки. Тайна, которую хотелось бы лицезреть.

Что и говорить, дом поражал своим внешним видом. А кроме того, он обладал рациональной продуманной планировкой. В нем имелось даже техническое новшество — автоматизированный лифт с кнопочной системой управления миланского завода «Штиглер».

Каков же он — Египетский дом на Захарьевской улице, 23?

Особенности строения

Это пятиэтажный жилой дом с мансардной надстройкой и полуподвалом. Весь дом, включая фасадную часть и внутренний двор-колодец, украшают барельефы и другие «архитектурности» в египетском стиле. Вернее будет сказать — фантазии на эту столь модную в начале XX века тему.

Главным украшением фасада служат монументальные колонны, верхняя часть которых украшена барельефными ликами богинь. В центре расположилась арка, которая ведет во внутренний двор-колодец. Он особых восторгов не вызывает, поскольку это мрачное и довольно обычное для питерских доходных домов место. Хотя под карнизами имеются фризы — архитектурные декоративные кладки в виде полос.

Читайте также:  Дуэли михаила лунина

Кроме того, во дворе у входа над лифтом стояли скульптурные изображения фараона Рамзеса II и его благородной жены Нефертари. Лифт в настоящее время, конечно, модернизирован, но все остальное в сохранности.

Оформление и интерьер

С обеих сторон арки имелись два симметричных подъезда. У каждого из них, словно около древнеегипетской гробницы, архитектор поставил две статуи бога Ра со скрещенными руками в набедренных повязках. Такие изваяния ставились древними египтянами у входов в их знаменитые гробницы.

Рука каждой из статуи Бога солнца сжимает символ анх (Коптский крест). У него было множество и других наименований: «ключ Нила», «ключ жизни», «узел жизни» и др.

Известно, что анх помещали в гробницу вместе с фараонами, чтобы те, вручив его Анубису, могли продолжить свою жизнь в загробном мире.

Прямо над входом словно парит, расправив крылья, солнечный диск. Подобные украшения можно увидеть по стенам и потолку арки. По всему фасаду, включая наличники, имеются другие «египетские» элементы декора, а также барельефные сценки из египетской жизни.

Кстати, благодаря большому количеству изображенных на фасаде змей, Египетский дом в Санкт-Петербурге называют «самым змеиным зданием» в городе.

Над аркой можно увидеть декоративный балкон, капителями колонн служат лики древнеегипетской богини любви, женственности и красоты Хатхор.

Двери, как они были сделаны изначально — с переплетенным тростником и иероглифами, к сожалению, не сохранились. Вместо них поставили обычный новодел.

В целом, своим фасадом дом отдаленно напоминает внешнюю стену храма Хатхор в Дандаре (городе на западном берегу Нила), если бы не явный перебор с деталями.

Египетскому стилю подчинена и большая часть интерьера — от решетки ворот до перил в подъезде.

История дома

До Первой мировой войны в здании размещались посольства Румынии и Бельгии. Затем — редакционный совет журнала «Искусство Ленинграда».

После революции дом был национализирован, и большая часть здания была отдана под коммунальное жилье.

Кроме того, в 1939 году (тогда улица уже была переименована в честь революционера И. Каляева) в Египетском доме располагалось Почтовое отделение, в 70 годах — клуб «Лира» (при одном из ЖЭКов Дзержинского района).В то время заботиться о сохранности здания как исторического объекта, конечно, не приходило в голову.

Известно, что в 1941 году на крыше Египетского дома был установлен пулемет с целью обстрела немецких бомбардировщиков, совершающих авиаудары по городу. Самое удивительное, что при этом сам дом за всю войну не подвергся каким-либо значительным разрушениям. Некоторых приверженцев мистики этот факт даже навел на мысль об особых магических свойствах строения.

Реставрация дома

Здание было отреставрировано еще в 2007 году. Средства для этого нашлись благодаря городской программе реставрации исторических фасадов.

Есть сведения, что первоначально реставрация проводилась с явными нарушениями, поскольку крепления строительных лесов вбивались прямо в элементы барельефных украшений. Благодаря вмешательству специалистов, тактика ремонтных работ была пересмотрена и стала более щадящей.

Но до внутреннего двора-колодца тогда руки так и не дошли. Его внешний вид оставлял желать лучшего: продолжала отваливаться штукатурка, шло образование трещин.

Настоящее время

Сегодня внутренний двор приведен в надлежащий вид. Прямо напротив арки виден вход в современный лифт. Фараон с супругой, «охранявшие» старый Штиглер, остались на месте.

В глубине двора осталась застекленная шахта — видимо, это часть старого лифта, которой уже не пользуются.

Египетский дом в СПб сегодня считается элитным жилым строением. В нем проживают обеспеченные люди. Во двор можно зайти, полюбопытствовать, а вот по подъездам побродить не удастся.

Облик здания полностью сохранен со времен постройки, если не считать появившихся в цоколе нескольких окон.

Часть помещений в полуподвале сданы под оружейный магазин и кафе. Центральный вход служит проходом в какую-то нотариальную контору. Часть здания занимает отель.

Крыша Египетского дома не так давно была очень любима питерскими романтиками и экстремалами, совершающими экскурсии по питерским крышам, но посещения пресекли, и окно чердака, через которое совершались эти вылазки, забили (в целях безопасности и сохранения спокойной обстановки).

Источник: https://autogear.ru/article/398/102/egipetskiy-dom-v-sankt-peterburge-na-ulitse-zaharevskoy-opisanie-i-foto/

Египетский дом

Египетский дом расположен неподалеку от станции метро Чернышевскaя нa Зaхaрьевской улице.

Египетский дом нельзя перепутать с другими домами, при первом взгляде на него становится ясно, что это тот самый Египетский дом.

По обеим сторонам подъезда – статуи бога солнца Ра, напоминающие изваяния, стоящие у гробниц фараонов, над входом – барельеф Ра в виде крылатого диска солнца. Еще выше – богиня неба Хатор.

Здание строилось по заказу жены статского советника, Ларисы Нежинской по проекту архитектора Михаила Сонгайло. М. Сонгайло был приверженцем весьма популярного среди выпускников Академии Художеств в начале 20 в. стиля неоклассицизм. Михаил Сонгайло – уроженец царства польского. В 1921 г. он эмигрировал в Литву, где встал во главе архитектурного департамента Каунасского университета.

Несмотря на то, что здание, заказанное архитектору, предназначалось для сдачи внаем, Л. Нежинская вместе со своим мужем хотели, чтобы дом был оригинальным, чтобы поразить всех. Кроме того, в начале 20в.

большинство людей искусства проявляло повышенный интерес ко всему, что было связано с мистикой и оккультизмом, и Сонгайло тоже не был исключением. Особо, кстати, здесь пришелся Египет.

Популярностью пользовались различные масонские знаки, другие символы тайных древних учений.

Строительство дома длилось с 1911 по 1913 г. Желание Нежинской было исполнено – ее дом привел в восторг петербургскую публику. Осип Мандельштам в «Египтянах» в 1913 г. написал: «Я выстроил себе благополучья дом».

Египетский дом был в то время одним из самых передовых. С подъемным автоматизированным лифтом «Штиглер», тщательно продуманной планировкой. Но особое впечатление, конечно же, производил его внешний вид.

Обилие элементов декора, которые перекликаются с древнеегипетской тематикой, сделали этот дом выдающимся произведением русского модерна.

А пропорции здания абсолютно точно позволяют отнести его к неоклассицизму.

Фaсaд здания украшают высoкие выступaющие кoлoнны с ликaми бoгинь. В центре фасада находится aркa, которая ведет вo внутренний двoр. Ее стены и потолок укрaшены изoбрaжениями крылaтых сoлнечных дискoв и летящих птиц. Пo oбеим стoрoнам oт aрки расположены двa симметричных пoдъездa.

Стaтуи бoгa Рa со скрещенными руками в нaбедренных пoвязкaх стоят возле каждой двери. Фaсaд здания обильно украшают бaрельефы со сценами из жизни, преимущественно сельскохозяйственными работами египтян, изoбрaжениями бoгинь, пилястрами, полуколоннами, дискaми с мифическими существaми.

Внутренний двoр сильно контрастирует с парадным фасадом здания. Не смотря на то, что стены его тоже украшают фризы, различные декoрaтивные элементы, а нaпрoтив aрки по обе стороны от лифта располагаются фигуры цaря и цaрицы, в целом это традиционный мрачный петербургский «колодец».

В начале Великой Отечественной войны на один из углов здания была установлена башенка с пулеметом, чтобы обстреливать немецких бомбардировщиков. Во время войны дом совершенно не пострадал.

До Первой Мировой войны в здании располагались посольства Румынии и Бельгии. Позже здесь находилась редакция «Искусства Ленинграда».

В 2007 г. в рамках программы реставрации фасадов дом был отреставрирован.

Но ремонт велся с грубыми нарушениями, леса крепили прямо к барельефам, что не могло не вызвать недовольство архитектурных комитетов, которые отвечают за сохранность зданий.

Под их давлением ремонт начали производить с использованием более щадящих методов. Но стены Египетского дома, которые обращены во двор, продолжают разрушаться, а выполненные из фактурной штукатурки барельефы осыпаются на глазах.

Читайте также:  История транспорта санкт-петербурга

После того, как дом расселили и сделали ремонт внутренних помещений, он стал элитным. Его внутренний двор охраняется. Сейчас в Египетском доме соседствуют оружейный магазин, кафе, офисы нескольких фирм, здесь расположены учебные аудитории «Центра технических средств для антитеррористической и оперативно-розыскной деятельности».

Источник: http://tudanado.ru/egipetskij-dom/

Три египетских дома Петербурга

Петербург принято называть Северной Венецией, однако достаточно часто здесь встречаются и египетские мотивы.

Скульптуры сфинксов и барельефы в виде лотосов встречаются не только в оформлении набережных, но и в декоре трех петербургских доходных домов, построенных в начале 20 века.

Впервые мода на Египет в петербургском городском дизайне возникла в начале XIX века, после похода Наполеона в эту страну. Тогда-то появились сфинксы на Университетской набережной и Египетский мост на набережной Фонтанки.

Петербург принято называть Северной Венецией, однако достаточно часто здесь встречаются и египетские мотивы. Скульптуры сфинксов и барельефы в виде лотосов встречаются не только в оформлении набережных, но и в декоре трех петербургских доходных домов, построенных в начале 20 века.

Впервые мода на Египет в петербургском городском дизайне возникла в начале XIX века, после похода Наполеона в эту страну. Тогда-то появились сфинксы на Университетской набережной и Египетский мост на набережной Фонтанки.

В начале XIX века традиция была продолжена, однако, по мнению экспертов, в это время использование египетской символики скорее можно рассматривать как проявление повышенного интереса к мистике, оккультизму, масонским знакам, символам и тайным учениям древности.

Сфинксы на Университетской набережной в Петербурге

Фараоны, сфинксы, лотосы…

Как бы там ни было, но «египетский» дом на Захарьевской улице, построенный архитектором Михаилом Сонгайло, стал одной из вершин русского архитектурного модерна. В первую очередь благодаря необычному внешнему виду, который в 1913 году на современников произвел неизгладимое впечатление. Впрочем, и сейчас он не может оставить равнодушными ценителей архитектуры.

«Египетский дом» на Захарьевской, 23

Не заметить этот дом не возможно и практически все, кто проходит мимо, останавливаются для того, чтобы полюбоваться неповторимым фасадом.

Слегка выступающие из стены колонны украшены изваяниями голов молодых египтянок, над входом в дом помещен крылатый солнечный диск, являющийся олицетворением бога солнца Ра. Чуть выше — барельеф с изображением лика богини Хатхор — дамы приятной во всех отношениях, но с ушами коровы.

Два главных входа сторожат четыре статуи фараонов, которые держат кресты, увенчанные кольцами — символы вечной жизни в египетской мифологии: эти статуи являются аналогами скульптур, украшавших входы в заупокойные храмы египетских фараонов.

Египетской символикой насыщен даже типичный для Петербурга двор-колодец, стены которого тоже украшены фризами и разнообразными декоративными элементами. По обе стороны лифта, шахта которого находится во дворе, высятся гигантские скульптуры царя и царицы.

То ли фурор, который своим появлением вызвал дом на Захарьевской у публики, то ли это было просто веяние времени, но в том же 1913 году, практически одновременно с домом на Захарьевской, в Петербурге на Петроградской стороне появляются еще два жилых здания, в архитектуре которых были использованы древнеегипетские мотивы. Это — доходный дом М. И. Грибкова на Зверинской, 31, построенный по проекту инженера Николая Никонова, и дом Виноградова (архитектор Александр Барановский) на Большом проспекте, 65.

Некоторые эксперты считают, что оба эти творенья выглядят лишь бледной тенью дома на Захарьевской, но лично я с таким мнением абсолютно не согласна. Точно так же как и первый «египетский» дом, оба здания щедро декорированы египетской, месопотамской и масонской символикой, хотя и в значительно более строгой и аскетичной манере.

Статуй ни в том, ни в другом доме нет вообще, однако барельефы разбросаны по всему фасаду как на Зверинской, так и на Большом, 65. В доме на Зверинской почти нет изображений людей, однако в достатке представлены мифологические животные — сфинксы, диковинные птицы и змеи.

Дом на Большом, 65, изобилует барельефами, представляющими египетские растения — лотосы, цветки папируса, виноградные лозы.

Зверинская, 31

Впрочем, некоторые детали декора и в том, и в другом доме были явно позаимствованы у мэтра Сонгайло. К примеру, рельеф над дверью является точной копией рельефа над входом в дом на Захарьевской.

Ценовой парадокс или просто магия?

В 90-х годах все три дома расселили. Дом на Зверинской и Большом проспекте, 65, лишь частично, здание же на Захарьевской сегодня полностью можно отнести к категории элитных объектов.

Между тем, как это ни странно, стоимость «квадрата» в доме на Захарьевской значительно ниже, чем в «египетских» домах, расположенных на Петроградской стороне. Так, четырехкомнатная квартира площадью 110 кв.

м на четвертом этаже в доме на Захарьевской оценивается в 12 млн рублей, соответственно стоимость квадратного метра не превышает 109 тыс. рублей. В то же время квартира на Зверинской, так же состоящая из четырех комнат, но меньшей площадью (всего 92,1 кв. м) и на первом этаже, в листинге ГдеЭтотДом.

РУ выставлена за 10,5 млн рублей. То есть, «квадрат» площади составляет уже 114 тыс. рублей.

По совсем уж немыслимой цене в этом доме продается одиннадцатиметровая комната в коммунальной квартире — за 1, 45 млн рублей. То есть, «квадрат» стоит 123,9 тыс. рублей.

Владельцы объекта на Большом проспекте, 65, тоже явно не продешевили — восьмидесятиметровая «двушка» в этом доме в сентябре была реализована за 10 млн рублей. Соответственно, за квадратный метр площади владельцы запросили 125 тыс. рублей. И, что самое интересное, без особых проблем их получили. Мистика? Вполне возможно.

Так ведь и дом не простой. И, кто знает, может это магические египетские растения, украшающие фасад здания, способствовали успешному ходу этой сделки.

Большой проспект, 65

Обозреватель ГдеЭтотДом.РУ в Петербурге Татьяна Шубина

Источник: https://spb.gdeetotdom.ru/articles/1876733-2012-10-10-tri-egipetskih-doma-peterburga/

Египетский дом

Фотографии, опубликованные в статье, продаются поштучно и по подписке.

      С Египтом у Петербурга давние связи: сфинксы на набережных Невы, ворота в Царском Селе, Египетский мост, отдельные детали украшений домов: змеи-уреи, диски, жуки-скарабеи и другие египетские детали. Всё это составляет привычный сейчас слой в городской среде.

      Египетский дом на Захарьевской был построен в 1911-1913 годах Михаилом Сонгайло для Ларисы Нежинской – жены известного в городе юриста, действительного статского советника. Хотя целый набор египетских мотивов можно найти на зданиях Петроградской стороны, но Египетский дом – единственный в своем роде, так как здесь все насыщено египетской символикой.

      Дом похож на учебник по египтологии: по сторонам подъезда стоят огромные статуи – скульптуры бога солнца Ра, подобные изваяния египтяне ставили у гробниц фараонов, на его голове – солнечный диск, который обвивает священная кобра. В египетской мифологии одни змеи олицетворяли доброе, хорошее начало, другие – символизировали зло, с которым приходилось сражаться Ра, богу Солнца.

В руках бога Солнца символ жизни – «анх» или «ключ Нила». Такой знак надевали на шею маленькому ребенку, чтобы он предохранял его от бед. Над входом в дом помещен барельеф Ра – крылатый солнечный диск. Чуть выше крылатого диска – изображение богини неба Хатор, или, как говорят – «богини с коровьими ушами».

Ликами небесной богини любви, повелительницы четырех сторон света, украшены капители колонн.

      Перед Первой мировой войной в Египетском доме находились бельгийское и румынское посольства. Впоследствии здесь размещалась редакция журнала «Искусство Ленинграда». Фасад не претерпел особых изменений, разве что весь цоколь теперь прорезан окнами. Отчасти утрачена разнообразная авторская расстекловка, и, конечно, пострадали элементы металлического декора.

      В 1921 году «уроженец царства Польского» Михаил Сонгайло уехал в Литву, где возглавил архитектурный департамент Каунасского университета. Mykolas Songaila стал в Литве одним из лидеров неоклассического направления. Построил несколько зданий для банков в разных городах Литвы.

      В 1941 году на одном из углов дома появилась башенка – там был установлен пулемет, обстреливавший немецкие бомбардировщики. Удивительно, но дом не пострадал от авианалетов, хотя район обстреливался особенно методично.

      История и виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу»: Захарьевская улица.

Источник: http://amacumara.ru/2013/03/egipetskij-dom/

Ссылка на основную публикацию