Архитектура санкт-петербурга 19 века: территория классицизма

Классицизм в Петербурге

С приходом к власти в России императрицы Екатерины II за несколько лет господствующее долгое время барокко сменилось модным в Европе классицизмом.

С приходом к власти в России императрицы Екатерины II за несколько лет господствующее долгое время барокко сменилось модным в Европе классицизмом. Утверждение и развитие классицизма в России началось с двух столиц – Москвы и Петербурга.

Архитектура классицизма в Петербурге получила свое развитие не только из-за философских наклонностей императрицы, общавшейся с великими мыслителями того времени, хотя это влияние несомненно, но и из-за возросших задач зодчества в условиях бурно развивающегося города.

Великолепие барочных дворцов нельзя было распространить на «казенные дома» — торговые ряды, присутственные места, здания школ, больниц, судов, тюрем и т.д. – это было не только неуместно, но и сложно в техническом исполнении, поскольку строительство должно было вестись быстрыми темпами, чтобы удовлетворить нужды молодого города.

Язык классицизма оказался универсален: он позволял строить как дворцовые и храмовые сооружения, так и государственные и общественные учреждения, частные дома-усадьбы. Поэтому классицизм быстро получил широкое признание в России.

Вместе с классицизмом в Санкт-Петербурге утверждались и новые методы строительства.

Если при строительстве сооружений Растрелли, мастера резали и крепили элементы декора, гармонизируя строение прямо по месту, то в период классицизма закреплялось разделение труда: архитектор отвечал за замысел, разработку чертежей, которые во всех деталях отражали будущее здание, а за строительство отвечали подрядчики.

Предшествующее классицизму барокко было стилем индивидуальным, а новый стиль, благодаря определенному набору требований к форме и декору, стал унифицированным.

Создавались проекты-образцы, выполненные известными архитекторами, их размножали и рассылали в разные города страны.

Стиль позволил расширить возможности строительства, более широко использовать образы исторических и литературных персонажей, которые были представлены в скульптурах на фасадах зданий и памятных сооружениях.

Скульптуры на здании Адмиралтейства в Петербурге. Это аллегорические изображения времен года, четырёх стран света, огня, воды, земли, воздуха, Урании — музы астрономии, Изиды – покровительницы корабельщиков и другие.

Петербургский классицизм, начало которому положила Екатерина, отвечал представлениям об абсолютистской власти монарха, а также идеям просвещения и демократизации, поскольку позволял строить в одном стиле людям разных сословий и достатка. По мнению историков, здания в стиле классицизм в исполнении известных зодчих, создавали новое архитектурное единство, нередко подчиняя строения, построенные в других стилях, становились центром городской композиции.

Например, Адмиралтейство после перестройки архитектором Захаровым своей монументальностью архитектурно подчинило себе систему центральных площадей. Перестраивая Главное Адмиралтейство, архитектор комплексно решил сложные градостроительные и архитектурно-художественные задачи.

Главное Адмиралтейство является центром архитектурной композиции.

Биржа перетянула на себя фокус внимания, ранее приходившееся на Петропавловскую крепость.

Специалисты объясняют это явление тем, что здания, построенные в стилях, предшествующих классицизму, не были рассчитаны на определяющую роль в ансамбле городских сооружений.

Они создавались как самостоятельные и самодостаточные строения. В отличие от них здания в стиле классицизм возводились архитекторами как постройки, рассчитанные на компоновку городского ансамбля.

Здание Биржи – композиционный центр ансамбля Стрелки Васильевского острова.

Для частного строительства в Петербурге конца 18 века тоже присущи классические формы и декор. Обычно у частных домов делали невысокий фундамент, устанавливали двух- или четырехколонные портики, фронтоны с окнами, строгие оконные наличники, украшенные рельефом. Окраска зданий чаще двухцветная – светло-зеленый или охровый сочетается с белым.

Архитекторы, создававшие сооружения в стиле петербургского классицизма

Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800гг.): Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 — костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.

Малый Эрмитаж на Невском проспекте, арх. Жан-Батист Валлен-Деламот. 1729-1800гг.

Ю. М. Фельтен (1730-1801гг.): Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской, (1771—1776 гг.), Старый Эрмитаж (1771 — 1787гг. ) и переход в Эрмитажный театр. Ограда Летнего сада, одно из зданий Воспитательного дома близ Смольного. Архитектор также участвовал в сооружении гранитных набережных Невы.

Старый Эрмитаж.

В. И. Баженов (1737-1799 гг.): Дом Теплова (Свердловская набережная, 40) , Михайловский (Инженерный) замок, Второй дворец Павла I.

Дом сенатора и ученого Г.Н. Теплова.

А. В. Квасов (1718-1772гг.): cоздал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Участвовал в застройке Адмиралтейской части.

И. Е. Старов (1745-1808 гг.): завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Фасады Аничкова дворца.

Собор во имя Святой Троицы в Александро-Невском монастыре (лавре) 1776-1790 гг.

Н. А. Львов (1751-1803гг.): Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны). Зодчий перестроил дом Г. Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке).

Дом Державина на Фонтанке.

Д. Кваренги (1744-1817гг.): Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Английская церковь, Иностранная коллегия, дом №4 на Дворцовой набережной, усадьба Безбородко (Свердловская набережная, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и “Серебряные ряды” (Невский пр.

31-33), Ассигнационный банк с оградой (ул.

Садовая, 21), Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице) , Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39, Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др.

Здание Академии наук.

А. Ринальди (1710-1794 гг.): Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, ряд зданий на Большом проспекте П. С. (Петроградской стороны).

Мраморный дворец. Дворцовая набережная, 6. арх. А. Ринальди. 1710-1794 гг.

Классицизм Петербурга вызывал как восторг гостей северной столицы, так и удивление. Не все воспринимали соединение русских национальных традиций и интернационального классицизма, основанного на античных формах.

Некоторые иностранные путешественники удивлялись сочетанием античных статуй на фасадах домов и колоннад с суровым климатом, образом жизни людей, их одеждой, манерами, религиозными традициями и национальным зодчеством.

Их поражал, например, контраст колоннады под античность, греко-римские портики храмов с крестами над ними, как в архитектуре храмов Александро-Невской Лавры (архитектор И. Е. Старов, 1776—1790 гг.) Тем не менее, петербургское направление стиля никого не могло оставить равнодушным.

автор: Марина Калабухова

Источник: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/klassicizm_v_peterburge/

Архитектура Петербурга первой половины XIX века

Архитектура Петербурга первой половины XIX века.

В первой трети девятнадцатого века создаются ни с чем не сравнимые шедевры архитектуры высокого классицизма, ансамбли красивейших площадей Петербурга. При Александре первом господствовал упрощённый, лишённый фантазии стиль. Как и в восемнадцатом веке, в девятнадцатом в основу был взят принцип регулярности застройки.

С особой силой проявляется значение Невы как главной артерии и основной композиционной образующей в центре Санкт-Петербурга. Почти всё пространство, занимаемое в настоящее время Петербургом, в середине девятнадцатого века уже вошло в черту города и было застроено.

Были возведены важнейшие здания, сохранившиеся до наших дней с небольшими изменениями. Частных построек было мало. Прокладывались новые улицы, обстраивались площади. Улицы мостились крупным булыжником.

(Адмиралтейская набережная, Ботанический сад, Голландская церковь, Здание Главного штаба, Исаакиевский собор, Казанский собор, Новый Эрмитаж, Сфинксы на Университетской набережной, Ямской рынок).

§ Андрей Воронихин: русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.

Строгановская дача на Большой Невке, по-строенная вслед за отделкой Строгановского дворца на Мойке, была первой работой Воронихина, где он является уже не просто хорошим мастером, а крупным, самобытным, ни на кого не похожим зодчим. Казанский Собор, его самое известное творение.

Это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе. Воронихин много строил в окрестностях Петербурга, соорудил колоннады в Петергофском саду, террасу в Стрельне и произвел ряд построек в Гатчине, Павловске и других местах.

Из этих загородных построек бесспорно лучшей надо считать фонтан на Пулковой горе, сооруженный в 1806 году. Архитектурные формы и композиция фонтана отличаются простотой и монументальностью. Совершенный по пропорциям, он принадлежит к числу лучших памятников декоративно-парковой архитектуры начала XIX века.

Так же известна Ограда у Казанского Собора. Ограда площади перед западным фасадом Казанского собора наряду с оградой Летнего сада — одно из лучших достижений русского декоративного искусства.

Ограда сооружена в 1811–1812 годах.

§ Андреян Захаров: русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Говоря о Захарове, приходится говорить главным образом о здании санкт-петербургского Адмиралтейства — бессмертном создании его гения.

В этом произведении вылились не только все лучшие идеи мастера, но в нем, как в фокусе, отразилась и вся архитектурная эпоха; изучая его, изучаешь александровский стиль. Вот почему Захарову должно быть отведено среди художников александровской эпохи одно из первых мест.

Из других работ Захарова самой замечательной нужно считать неисполненный проект провиантских «магазинов» на Неве.

Здесь мы имеем дело с задачей, подобной той, которую ему пришлось решать при постройке Адмиралтейства, но, очевидно, в условия задания входило возможное упрощение и экономия, в силу которых он вынужден был отказаться от портиков, колонн и скульптуры. Для этого большого мастера задача оказалась под силу.

Три центральных площади Санкт-Петербурга — Дворцовая, Сенатская площадь и Исаакиевская — с расположенными на них Зимним дворцом, Главным штабом, Адмиралтейством, Исаакиевским собором и другими зданиями образуют единый пространственный организм на берегу Невы. Ансамбль центральных площадей сформировался и приобрел свой современный облик в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений русских зодчих.

§ Карл Иванович Росси: российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. После нескольких незначительных работ в Павловске Росси строит в 1818 году, в качестве архитектора Кабинета, павильоны Аничкова дворца.

Первой большой работой Росси был Елагин дворец. Дворец этот, по распоряжению императора Александра I, для вдовствующей императрицы Марии Феодоровны перестроен Росси в 1818—1822 годах из ранее существовавшего небольшого здания. Таким образом, эта работа еще не дает настоящего представления об архитектуре Росси.

Несовершенство в общих делениях фасада, неудачный прием окон третьего этажа, сами пропорции окон и многое другое, видимо, случайно и совершенно несвойственно Росси.

Зато общая планировка дворца, прилегающих служб и парка с очаровательными садовыми павильонами и прекрасная внутренняя отделка дворца сразу доказали всем, и императору Александру I в особенности, какого большого мастера получил Петербург в лице Росси.

И вслед за этой работой Росси получает от императора одну за другою самые крупные работы в городе(дворец для великого князя Михаила Павловича, Дом Главного Штаба, Александрийский театр, Здание Сената и Синода, Михайловский дворец).

Читайте также:  История первого русского автомобиля

Эклектика в русской архитектуре XIX века.

Эклектика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике.

Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках.

Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:

первый этап:

Быковский, Михаил Дормидонтович

Тон, Константин Андреевич

Штакеншнейдер, Андрей Иванович

второй этап:

Быковский, Константин Михайлович

Каминский, Александр Степанович

Клейн, Роман Иванович

Парланд, Альфред Александрович

Померанцев, Александр Никанорович

Чичагов, Дмитрий Николаевич

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.

Архитектура Петербурга первой половины XIX века.

В первой трети девятнадцатого века создаются ни с чем не сравнимые шедевры архитектуры высокого классицизма, ансамбли красивейших площадей Петербурга. При Александре первом господствовал упрощённый, лишённый фантазии стиль. Как и в восемнадцатом веке, в девятнадцатом в основу был взят принцип регулярности застройки.

С особой силой проявляется значение Невы как главной артерии и основной композиционной образующей в центре Санкт-Петербурга. Почти всё пространство, занимаемое в настоящее время Петербургом, в середине девятнадцатого века уже вошло в черту города и было застроено.

Были возведены важнейшие здания, сохранившиеся до наших дней с небольшими изменениями. Частных построек было мало. Прокладывались новые улицы, обстраивались площади. Улицы мостились крупным булыжником.

(Адмиралтейская набережная, Ботанический сад, Голландская церковь, Здание Главного штаба, Исаакиевский собор, Казанский собор, Новый Эрмитаж, Сфинксы на Университетской набережной, Ямской рынок).

§ Андрей Воронихин: русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.

Строгановская дача на Большой Невке, по-строенная вслед за отделкой Строгановского дворца на Мойке, была первой работой Воронихина, где он является уже не просто хорошим мастером, а крупным, самобытным, ни на кого не похожим зодчим. Казанский Собор, его самое известное творение.

Это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе. Воронихин много строил в окрестностях Петербурга, соорудил колоннады в Петергофском саду, террасу в Стрельне и произвел ряд построек в Гатчине, Павловске и других местах.

Из этих загородных построек бесспорно лучшей надо считать фонтан на Пулковой горе, сооруженный в 1806 году. Архитектурные формы и композиция фонтана отличаются простотой и монументальностью. Совершенный по пропорциям, он принадлежит к числу лучших памятников декоративно-парковой архитектуры начала XIX века.

Так же известна Ограда у Казанского Собора. Ограда площади перед западным фасадом Казанского собора наряду с оградой Летнего сада — одно из лучших достижений русского декоративного искусства.

Ограда сооружена в 1811–1812 годах.

§ Андреян Захаров: русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Говоря о Захарове, приходится говорить главным образом о здании санкт-петербургского Адмиралтейства — бессмертном создании его гения.

В этом произведении вылились не только все лучшие идеи мастера, но в нем, как в фокусе, отразилась и вся архитектурная эпоха; изучая его, изучаешь александровский стиль. Вот почему Захарову должно быть отведено среди художников александровской эпохи одно из первых мест.

Из других работ Захарова самой замечательной нужно считать неисполненный проект провиантских «магазинов» на Неве.

Здесь мы имеем дело с задачей, подобной той, которую ему пришлось решать при постройке Адмиралтейства, но, очевидно, в условия задания входило возможное упрощение и экономия, в силу которых он вынужден был отказаться от портиков, колонн и скульптуры. Для этого большого мастера задача оказалась под силу.

Три центральных площади Санкт-Петербурга — Дворцовая, Сенатская площадь и Исаакиевская — с расположенными на них Зимним дворцом, Главным штабом, Адмиралтейством, Исаакиевским собором и другими зданиями образуют единый пространственный организм на берегу Невы. Ансамбль центральных площадей сформировался и приобрел свой современный облик в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений русских зодчих.

§ Карл Иванович Росси: российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. После нескольких незначительных работ в Павловске Росси строит в 1818 году, в качестве архитектора Кабинета, павильоны Аничкова дворца.

Первой большой работой Росси был Елагин дворец. Дворец этот, по распоряжению императора Александра I, для вдовствующей императрицы Марии Феодоровны перестроен Росси в 1818—1822 годах из ранее существовавшего небольшого здания. Таким образом, эта работа еще не дает настоящего представления об архитектуре Росси.

Несовершенство в общих делениях фасада, неудачный прием окон третьего этажа, сами пропорции окон и многое другое, видимо, случайно и совершенно несвойственно Росси.

Зато общая планировка дворца, прилегающих служб и парка с очаровательными садовыми павильонами и прекрасная внутренняя отделка дворца сразу доказали всем, и императору Александру I в особенности, какого большого мастера получил Петербург в лице Росси.

И вслед за этой работой Росси получает от императора одну за другою самые крупные работы в городе(дворец для великого князя Михаила Павловича, Дом Главного Штаба, Александрийский театр, Здание Сената и Синода, Михайловский дворец).

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x7c3e.html

Классицизм в архитектуре Петербурга 18 века

А.Н.Воронихин.

Казанский собор (1801-1811)

Строительство «Северной Пальмиры» — Петербурга, а также его пригородов — Царского Села и Павловска — связано с именами таких знаменитых зодчих, как Растрелли, Росси, Ринальди, Фельтона, Кваренги.

Камерона, Тома де Томона, Старова, Воронихина, Захарова и многих других. Многие из них были иностранцами, но у себя на родине были совершенно неизвестны или вовсе ничего не строили. Россия дала возможность осуществляться их дарованиям.

В это время в архитектуре более всего были распространены два стиля: «барокко» и «классицизм».

«Барокко» — художественный стиль, буквально с итальянского «причудливый, вычурный». Художественная задача — ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.

«Классицизм» — художественный стиль, в переводе с латинского «образцовый», взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождения. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.

Это последний великий стиль в изобразительном искусстве. В архитектуре он предполагает строгость, четкость линий и форм, гармонию всех частей сооружения.

Архитекторы используют в своих постройках элементы античного зодчества: колонны, фронтоны, арки, портики, П-образную планировку зданий.

Однако, видимо под воздействием русского ли характера или русской природы, даже иностранные архитекторы привносили в эти европейские стили что-то особенное, какую-то русскую самобытность.

Уже в первые годы строительства Петербурга возник его композиционный центр -Петропавловская крепость и Адмиралтейство, построенные в стиле классицизм. Золотые шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ. Д. Трезини.

В 1712 году по проекту архитектора Доменико Трезини началось сооружение Петропавловского собора на небольшом острове Заячьем. Этот остров являлся крепостью, которая защищала строящийся город и порт Петербург.

Петропавловский собор с высокой колокольней и стройным золоченым шпилем (122,5м) является уникальным памятником архитектуры в стиле [qtip:классицизм|.Также по проекту Трезини были выстроены мощные, двойные стены крепости из кирпича.

На территории крепости были построены Инженерный деловой двор, Комендантский дом, здания Монетного двора, Гауптвахта и другие.

На протяжении двух веков Петропавловская крепость служила политической тюрьмой, в мрачных застенках которой томились многие известные люди. Ныне это крепость — музей, пользуется огромной популярностью и является украшением Петербурга.

АДМИРАЛТЕЙСТВО. Андреян Дмитриевич Захаров.

Перестройка велась в стиле классицизма в 1812 году. В результате перестройки здание приобрело вид, сохранившийся до наших дней. Длинное, как бы стелющееся по земле, низкое сооружение состоит из нескольких, соединенных между собой, корпусов.

Крылья главного и двух боковых фасадов украшены колоннами, белый цвет которых четко выделяется на желтом фоне стены. Горизонтальная линия фасадов еще больше подчеркивается мощным взлетом центральной башни, увенчанной позолоченным шпилем с корабликом на конце. В нижней части башни сделана арка, служащая проездом.

По бокам ее помещены скульптурные группы нимф, поддерживающих небесные сферы. Верхняя часть башни кажется изящной и легкой, неудержимо стремящейся вверх.

Адмиралтейство. Классицизм. А.Захаров.ЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ШТАБА (1819). Карл Иванович Росси.

Стиль «ампир» («империя») , художественный стиль, возник в эпоху Наполеона, как поздний классицизм. Он предполагает помпезность, использование военной символики. Его называют поздний классицизм.

Гениальным художником являлся архитектор Карл Иванович Росси, приехавший в Россию еще ребенком и проживший в ней всю жизнь. Он построил много блистательных творений, памятников архитектурного зодчества в Петербурге.

Одним из самых замечательных его произведений является Здание главного штаба, построенного в 1819 году на Дворцовой площади. Центральная часть здания представляет собой однопанорамную триумфальную арку. Внизу и вверху по обеим ее сторонам помещены так называемые трофеи, т.е. изображения военных доспехов, щитов, копий.

Читайте также:  Пригороды и достопримечательности петербурга: приозерск, стрельна, ладога

На уровне второго этажа между колоннами установлены статуи воинов в римских доспехах. Венчает здание колесница и крылатая фигура Победы — Нике. Использование в архитектуре изображений военных трофеев, военных доспехов стало модным в начале 18-го века.

Здание Главного Штаба должно было увековечить победу России в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальная арка с военными доспехами. Ампир. К.Росси.СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ (1808). Джакомо Кваренги

В 1808 году в Петербурге было построено еще одно замечательное сооружение — здание института для благородных девиц.

Построено оно итальянским зодчим Джакомо Кваренги в стиле классицизма. Это здание имеет более 220 метров в длину. Архитектура его отличается поразительной торжественностью. Выдвинутый вперед центр с восемью колоннами придает сооружению величие, завершенность.

После революции и до сих пор в здании размещаются официальные органы власти.

КАМЕРОНОВА ГАЛЕРЕЯ. Чарльз Камерон

Стиль классицизм. В 1779 году в Россию приезжает из Англии очень талантливый архитектор Чарльз Камерон.

Одно из лучших его творений — галерея Екатерининского дворца в Царском Селе (г.Пушкин). Она была названа в честь создателя Камероновой галереей.

Это необычная, изящная постройка, которая как бы одновременно принадлежит и дворцу и парку — построена в стиле классицизма.

Вход в Камеронову галерею

Источник: https://obiskusstve.com/968847981772802117/klassitsizm-v-arhitekture-peterburga-18-veka/

Поиск по тегам: XIX век

Дом Домонтовичей на Гороховой

Адрес: Гороховая ул., 66

Среди жилых домов второй половины XIX века, входивших в застройку Гороховой улицы от Фонтанки до Загородного проспекта, выделяется своим обликом, характерным для архитектуры русского позднего классицизма, дом Домонтовичей, построенный в начале 1820-х годов.

Читать дальше

Участок для постройки дома на Михайловской площади был отведен в 1822 году генерал-лейтенанту Голенищеву-Кутузову. Своим главным фасадом дом обращен на площадь Искусств. Фасад создан архитектором К. Л Росси в процессе разработки проекта ансамблевой застройки площади перед Михайловским дворцом.


Читать дальше

Адрес: Фурштадская ул., 24

На Фурштадтской улице стоял особняк, построенный в начале XIX века по проекту выдающегося русского архитектора Д. И. Гримма. Известно, что во второй половине XIX века здание принадлежало М. А. Волконской и М. А. Стенбок.

В 1908–1909 годах на этом участке по проекту архитектора Р. Ф. Мельцера был построен дом для князя В. С. Кочубея.

Читать дальше

Адрес: Спасский переулок, 11

Дом купца Дехтерева построен в начале XIX века. Автор проекта здания не установлен. По расположению на участке и решению фасада, обращенного на улицу, дом характерен для русской гражданской архитектуры конца XVIII — начала XIX веков.

Читать дальше

Дом Булатова

Адрес: ул. Рылеева, 1

Трехэтажный жилой дом на улице Рылеева, связанный с именем декабриста А. М. Булатова, построен в первой четверти XIX столетия.

Характерны для архитектуры этого времени мотив центрирующего главный фасад дома шестиколонного ионического портика, поставленного на аркаде первого этажа, треугольный фронтон, применение лепных масок на замковых камнях и скульптурных панно, оживляющих суровую гладь стен.

Читать дальше

Дом Шмидта

Адрес: переулок Гривцова, 3

В середине XVIII века участок в Демидовом переулке (ныне переулок Гривцова) от набережной реки Мойки до Большой Мещанской (ныне Казанская улица) занимала обширная городская усадьба Н. А. Демидова с великолепным дворцом, садом, павильонами и различными служебными и хозяйственными постройками.

Читать дальше

Адрес: пл. Искусств, 4

Дом Виельгорского расположен на юго-восточном углу площади Искусств. Первым владельцем дворового участка был полковник Ланкри.

Внешний облик дома аналогичен находящемуся напротив него, на другой стороне площади, дому Жако. Как для одного, так и для другого проекты фасадов разработал К. И. Росси.

Читать дальше

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/monuments/category/136

Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

Вступление

Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство.

Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города.

К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры—настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.

Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не только громадным политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но и великим общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетии национальным делом русского народа было созидание и укрепление Москвы.

Классицизм, как система международной художественной культуры

Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять — семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено классицизмом; конец 1750-х — еще время расцвета первого, середина 1760-х — уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего художественного потенциала.

Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Растянувшаяся на столетия эпоха культурного одиночества русской архитектуры закончилась.

Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, кроме увлечения образованного слоя российского дворянства рассудочными просветительскими утопиями были и причины практические, связанные с расширением круга задач зодчества.

Развитие промышленности и рост городов вновь, как и в петровское время, вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни.

Но для торговых рядов или присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти не умело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город. Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален.

Его можно было использовать и при сооружении импозантнейших дворцовых построек и для «обывательских» жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков на окраинах.

Перемены в круге архитектурных форм затронули, прежде всего, декор. По-новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.

Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утверждались новые методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже не при «размере-1 и основания» и не на строительных лесах (где сотрудники Растрелли по месту лепили или резали из дерева элементы декора), на работе над проектным чертежом.

Тем самым окончательно залеплялось разделение труда, сменившее былую «артельность».

Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора (хотя к этому не скоро привыкли за пределами профессии, из-за чего и осталось так много вопросов, связанных с авторством произведений раннего классицизма, включая крупнейшие, как Пашков дом и дворец Разумовского в Москве или Инженерный замок в Петербурге).

Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему.

Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани.

Последнее оказалось возможным потому, что классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре.

Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России.

Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла роль слова в формировании архитектурного образа. Связь его с образами историческими и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим кругом чтения и книжных знаний).

Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельмож и ограниченных в средствах небогатых дворян

Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной «государственной» культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам. Здесь влияние народной «вне стилевой» культуры на профессиональную деятельность архитекторов не ощутимо.

Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами.

Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей.

Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.

Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783-1789). Отвергнув анфиладные системы барокко, мастер, в соответствии с рационалистической логикой классицизма, объединил помещения в функциональные группы.

Прием пространственной организации целого, где развитые боковые крылья, связанные переходами с мощным центральным объемом, образуют глубокий парадный двор, исходит от палладианских вилл.

Расположением парадных зал выделена глубинная ось композиции, однако, гигантская Большая галерея вытянута параллельно фасаду, что сняло элементарную простоту контраста.

Фасады освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки и лопатки, — зодчий уже не следует примерам французской архитектуры середины века, как-то делали петербургские мастера времени, переходного от барокко к классицизму (и как делал сам Старов в ранних произведениях).

Гладкие белые колонны решительно выступающих строгих дорических портиков впервые в русской архитектуре действительно несут антаблементы. Они выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных проемами без наличников. Контраст подчеркивает тектонику стены из оштукатуренного кирпича.

«Четырежды восемнадцать» колонн в двойных колоннадах Большой галереи имели греко-ионические капители (замененные потом Л. Русска на привычные римские) — один из первых для русского классицизма примеров обращения к эллинскому наследию.

Державин написал о здании Таврического дворца: «древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно». Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания — петербургского, русского и вместе с тем европейского.

Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад, о чем сообщили Персье и Фонтен в тексте изданного ими увража «Лучшие королевские дворцы мира».

Читайте также:  Варшавский экспресс в санкт-петербурге - покупки на любой вкус

Основные этапы развития классицизма

Так Зимний дворец, не смотря на весь растреллиевский блеск своих форм и на бесспорно доминирующее значение этого здание в центре столицы, оказался в архитектурном отношении подчиненным зданию Главного Штаба.

Не потому, что классические (или «ампирные») формы этого последнего «сильнее» барочных форм дворца, а потому что Росси построил против Зимнего дворца не только какое-то новое большое сооружение, но и создал новое архитектурное целое, новый ансамбль, новое архитектурное единство.

В этом новом единстве, организованном по законам Росси, а не Растрелли, произведение последнего казалось включенным в новую композицию и в итоге подчиненным зданию Росси, а не наоборот, хотя не приходиться говорить о каком-либо формальном «превосходстве» Росси над Растрелли, Главного штаба над Зимним дворцом.

Так захаровское Адмиралтейство стало «держать» в своих монументальных руках весь пространственный организм центральных петербургских площадей. Так сравнительно невысокое здание Биржи притянуло к себе узловую точку этого центра, ранее находившуюся в высотном объеме Петропавловской крепости.

Так, далее, монументальные постройки Кваренги оказались включенными в новые ансамбли и подчиненными им: Государственный банк—в орбите архитектурного воздействия Казанского собора, Конногвардейский манеж—в ансамбле Сенатской площади, созданной Захаровым, Росси и Монферраном; Академия наук, Екатерининский институт, Мальтийская капелла также целиком подчинены новому архитектурному окружению. Произошло это не потому, что все эти здания, сооруженные выдающимися мастерами большой классической формы, менее значительны, чем-то, что раньше или позднее создавалось по соседству с ними, а потому, что по своей архитектурной природе они не были рассчитаны на организующую роль в ансамбле и на ансамбль вообще. Сопоставление Биржи, сооружавшейся по проекту Кваренги, с Биржей, построенной Томоном, наглядно демонстрирует различие этих двух архитектурных подходов к проблеме города: в одном случае—самодовлеющая архитектурная композиция здания, почти не считающаяся со своим будущие окружением, в другом—здание, компонующее городской ансамбль.

В период завершения пространственных композиции основных частей Петербурга, в течение первых десятилетий XIX века, как бы синтезируются архитектурные искания всего XVIII века, синтезируются и подчиняются новым формам, новому стилю, властно накладывающему свою печать на весь облик города.

К этому времени Петербург приобретает свой «строгий, стройный вид», по слову Пушкина.

И как бы мы ни оценивали в качественно-формальном отношении достижения позднего петербургского классицизма по сравнению с достижениями Растрелли, или Кваренги, или Ринальди, мы должны признать именно за этим, завершающим, периодом значение важнейшего градостроительного этапа в развитии Петербурга.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/

Источник: https://works.doklad.ru/view/iGmiBVV_Its.html

Классицизм в архитектуре Петербурга Гаврилова Марина Юрьевна, Санкт-Петербург. — презентация

1 Классицизм в архитектуре Петербурга Гаврилова Марина Юрьевна, Санкт-Петербург<\p>

2 В годы 18 века начинается поворот европейской культуры, в т.ч. архитектуры, на путь классицизма. Свое название классицизм получил от латинского classicus- образцовый. В истории искусства классика- эпоха наивысшего развития античного искусства, время расцвета древнегреческих городов-полисов. Классицизм- художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования основ античности. В авангарде развития стояла Франция.<\p>

3 Концепция классицизма заключалась в использовании античных элементов, наполненных новым содержанием. Классицизм стимулировал археологические исследования.<\p>

4 Черты классицизма. 1. Четкость композиции, строгость. 2. Торжественность зданий. 3. Симметричность композиции.<\p>

5 Черты классицизма. 4. Важнейший элемент- портик- колоннада, расположенная у стены здания, завершенная фронтоном. 5. Использование светлых (пастельных тонов). 6. Создание ансамблей.<\p>

6 Черты классицизма. 7. Господство ордерной системы. Ордер- порядок, определенное сочетание несомых и несущих частей конструкции здания. 8. Использование скульптуры, созданной по античным образцам (квадриги, кентавры, статуи Аполлона). 9. В оформлении интерьеров также использовались античные мотивы и скульптура.<\p>

7 Ордерная система. Архитектурные ордеры существовали с древнейших времен, в Древней Греции они сложились в классическую систему. Классические ордеры – дорический, ионический и коринфский получили свои названия от областей Древней Греции ( Дорика, Ионика, Коринф).Планировочное и пространственное решения здания одинаковы для каждого ордера, различия заключаются в форме колонн и антаблементов, в определенном соотношении между несомыми и несущими частями здания.<\p>

8 Ордерная система. Архитектурные ордеры. А.Дорический.Б.Ионический. В.Коринфский. Несущие части колонны: 6- база, 5- ствол, 4- капитель. Несомые части: антаблемент ( 1-карниз, 2- фриз, 3- архитрав) и фронтон.<\p>

9 Ордерная система. А. Дорический ордер. Является самым простым, строгим, наиболее массивным, самый древний ордер. Его сравнивают с мужской фигурой, несущей тяжести. Он не имеет базы. Использован в здании Горного института, Конногвардейского манежа. Является самым простым, строгим, наиболее массивным, самый древний ордер. Его сравнивают с мужской фигурой, несущей тяжести. Он не имеет базы. Использован в здании Горного института, Конногвардейского манежа.<\p>

10 Ордерная система. Б. Ионический ордер. Имеет легкий характер, изящные пропорции, капитель с 2-мя завитками- волютами. Ионическую колонну сравнивают с грациозной женской фигурой. Использован в здании Академии наук, Публичной библиотеки и др. Имеет легкий характер, изящные пропорции, капитель с 2-мя завитками- волютами. Ионическую колонну сравнивают с грациозной женской фигурой. Использован в здании Академии наук, Публичной библиотеки и др.<\p>

11 Ордерная система. В. Коринфский ордер. Появился позже других, имеет изящные пропорции, капитель пышная в виде листьев аканта. Эту колонну сравнивают с фигурой молодой девушки. Использован в здании Александринского театра, Казанского собора, Михайловского дворца и т.д. Появился позже других, имеет изящные пропорции, капитель пышная в виде листьев аканта. Эту колонну сравнивают с фигурой молодой девушки. Использован в здании Александринского театра, Казанского собора, Михайловского дворца и т.д.<\p>

12 Классицизм имел длительную историю и прошел 3 этапа ( периода): 1. Ранний классицизм ( переходный период) годы. 2. Строгий (зрелый) классицизм годы. 3. Высокий классицизм ( ампир) годы.<\p>

13 1.Ранний классицизм ( переходный период) годы. Принципы классицизма с его ясностью и рационализмом сочетались с живописностью барочных форм, это переход от одного стиля( барокко) к другому стилю (классицизму). Важное место занимают творения архитекторов: Ринальди, Валлен- Деламота, Фельтена. Принципы классицизма с его ясностью и рационализмом сочетались с живописностью барочных форм, это переход от одного стиля( барокко) к другому стилю (классицизму). Важное место занимают творения архитекторов: Ринальди, Валлен- Деламота, Фельтена.<\p>

14 Ранний классицизм ( переходный период) годы. А. Ринальди, Мраморный дворец<\p>

15 В его становлении важную роль сыграло обращение к наследию великого итальянского зодчего Палладио. Эталоном русской классики стали: Старов, Кваренги, Баженов, Бренна, Львов. В его становлении важную роль сыграло обращение к наследию великого итальянского зодчего Палладио. Эталоном русской классики стали: Старов, Кваренги, Баженов, Бренна, Львов. 2.Строгий ( зрелый)классицизм годы<\p>

16 Строгий ( зрелый)классицизм годы И. Старов, Таврический дворец<\p>

17 Строгий ( зрелый)классицизм годы Баженов, Бренна, Инженерный ( Михайловский) замок<\p>

18 Строгий ( зрелый)классицизм годы Д. Кваренги, Конногвардейский Манеж<\p>

19 3.Высокий классицизм ( ампир) годы Прославлял могущество России, выражал патриотические чувства. В этот период усилилась тяга к торжественности, парадности, монументальности, на первый план выходит строительство крупных общественных зданий. Зодчие ампира: Воронихин, Монферран, Росси- мастер создания ансамблей.В этот период архитекторы увлекались строительством триумфальных арок, колонн и обелисков. Прославлял могущество России, выражал патриотические чувства. В этот период усилилась тяга к торжественности, парадности, монументальности, на первый план выходит строительство крупных общественных зданий. Зодчие ампира: Воронихин, Монферран, Росси- мастер создания ансамблей.В этот период архитекторы увлекались строительством триумфальных арок, колонн и обелисков.<\p>

20 Высокий классицизм ( ампир) годы А. Воронихин, Казанский собор<\p>

21 Высокий классицизм ( ампир) годы А. Захаров, Адмиралтейство<\p>

22 Высокий классицизм ( ампир) годы К. Росси, Михайловский дворец (Русский музей) К. Росси, здание Главного штаба<\p>

23 Высокий классицизм ( ампир) годы К. Росси, улица Зодчего Росси и Александринский театр<\p>

24 Высокий классицизм ( ампир) годы О. Монферран, Исаакиевский собор О. Монферран, Дом Лобанова- Ростовского<\p>

25 Высокий классицизм ( ампир) годы В. Стасов, Троицкий собор<\p>

26 Высокий классицизм ( ампир) годы Тома де Томон, Биржа<\p>

27 Проверочный тест I. дорическийионическийкоринфский база ствол капитель<\p>

28 Проверочный тест II. Узнай здание и назови архитектора<\p>

29 Проверочный тест III. Узнай здание и назови архитектора<\p>

30 Проверочный тест IV. Верите ли вы, что… Верите ли вы, что… 1. Колонна имеет 4 части? 2. Капитель- верхняя часть колонны? 3. Для классицизма свойственно создание ансамблей? 4. Портик- треугольник, образованный 3-мя скатами крыши? 5. Архитектура Петербурга заимствовала из Греции ордерную систему? 6. Колонна ионического ордера не имеет базы? 7. Колонну дорического ордера сравнивают с мужской фигурой? 8. Названия ордеров произошли от названий местностей Петербурга? 9. Классицизм родился в России? 10. Все колонны принадлежат к определенному ордеру?<\p>

31 Проверочный тест V. Выбери слова, относящиеся к классицизму. Выбери слова, относящиеся к классицизму. Петропавловский собор, база, Кикины палаты, Росси, люкарны, жемчужина, Растрелли, Строгановский дворец, колонна, пилястры, классицизм, Никольский собор, ионический, окна с мелкой расстекловкой, атланты, строгость, пышность, плафоны, обилие декора, Зимний дворец, Михайловский дворец, Биржа, барокко, ордер, Бренна, Кваренги, Чевакинский. Петропавловский собор, база, Кикины палаты, Росси, люкарны, жемчужина, Растрелли, Строгановский дворец, колонна, пилястры, классицизм, Никольский собор, ионический, окна с мелкой расстекловкой, атланты, строгость, пышность, плафоны, обилие декора, Зимний дворец, Михайловский дворец, Биржа, барокко, ордер, Бренна, Кваренги, Чевакинский.<\p>

32 Ключ к тесту дорически й иониче ский коринфск ий базанетдада стволдадада капите ль трапецие видная завитк и- волют ы листья аканта 1. Александринский театр, Росси 2. Михайловский замок, Баженов, Бренна 3. Биржа, Тома де Томон 4. Мраморный дворец, Ринальди I II III 1.Троицкий собор, Стасов 2.Арка Главного штаба, Росси 3.Михайловский дворец, Росси 4.Исаакиевский собор, Монферран<\p>

33 Ключ к тесту IV 1. Нет 2. Да 3. Да 4. Нет 5. Да 6. Нет 7. Да 8. Нет 9. Нет 10. Да Росси, база, колонна, классицизм, атланты, строгость, плафоны, Михайловский дворец, Биржа, ионический, ордер, Бренна, Кваренги Росси, база, колонна, классицизм, атланты, строгость, плафоны, Михайловский дворец, Биржа, ионический, ордер, Бренна, Кваренги V<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/602569

Ссылка на основную публикацию