Воскресенский новодевичий монастырь в санкт-петербурге

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге :

Среди крупных храмов в Северной столице особенно выделяется Воскресенский Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург ежегодно принимает тысячи туристов, которые приезжают посмотреть на его достопримечательности. И всех их поражает изумительная архитектура храма, привлекая на праздничные богослужения не только жителей города, но и гостей.

История создания

Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург), основанный еще в 1748-м году во время царствования Елизаветы Петровны, изначально располагался там, где стоит Смольный, однако в силу разных причин в нем не удалось создать общину, поэтому к 1797-м году храм был закрыт.

В середине девятнадцатого столетия, несмотря на то, что на Руси наблюдалось распространение женского монашества, Санкт-Петербург не имел ни одной подобной обители. Поэтому по просьбе княгини Ольги Николаю I был представлен доклад о целесообразности создания в тогдашней российской столице монастыря. Государь предложение поддержал.

Первоначально Новодевичий монастырь (СПб) разместили на Васильевском острове на территории Благовещенской церкви, но уже в 1848-м году императором под него были подарены обширные угодья, находящиеся у Московской заставы. А уже после окончания строительства новых корпусов туда переехала и монашеская община.

Первой настоятельницей обители являлась Феофания, которая являлась бывшей личной пансионеркой царицы Марии Федоровны во время обучения ее в Екатерининском институте. Монахиня была известна в Петербурге своим благочестием и достаточно активной деятельностью, которую проявляла в Горицком храме.

Архитектура

Кельи этой святой обители исполнены в псевдорусском стиле. Они выстроены в форме буквы «П».Непосредственно в центре находится Воскресенский Новодевичий монастырь, а по бокам расположены ныне действующая Афонская церковь и в настоящее время закрытая на реставрацию Церковь Трёх Святителей. Все здания выкрашены в нежные желто-розовые цвета.

Окна комплекса имеют стрельчатую арочную форму, характерную для данного русского архитектурного направления. В 1854-м году освятили и небольшую Афонскую церквушку во имя иконы Божией Матери. Здесь установили список, который был прислан Серафимом Святогорцем с чудотворного образа, находящегося на Горе Афон.

Спустя год в монастыре были освящены сразу три церкви в честь трех Святителей.

На фоне келий особенно выделяется двухэтажное здание Воскресенского собора, построенного в русско-византийском архитектурном стиле. Вход в него сделан в виде арочного высокого портала.

Он выходит к Московскому проспекту. Венчает Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург) пятиглавие с позолотой, а в его куполах, которых всего четыре, устроены звонницы.

Внутри собора, соответственно, располагаются пять престолов.

О малых церквях

Новодевичий монастырь, фото которого свидетельствует о том, что данная святая обитель не совсем типична для классического зодчества Северной столицы, расположен у метро «Московские ворота».Этот соборный комплекс имеет две внешне абсолютно одинаковые малые церкви — Афонскую и Трёх Святителей.

Они расположены по двум сторонам от Воскресенского собора. Их построили архитекторы Ефимов и Сычев. Афонскую церковь называют еще Ватопедской или же «Отрада и утешение».

Вторая — во имя Трёх Святителей — была возведена на средства крестьянина Чижова и изначально предназначалась для обслуживания больницы монастыря.

В Санкт-Петербурге существует несколько достопримечательностей, которые не вписываются в единую архитектуру города. Они более близки к московскому стилю. Одна из них — Новодевичий монастырь. Фото его золотых куполов и зеленых башенок настолько непривычно для Северной столицы, что кажется, будто это снимок совершенно другого города.

До революции

Все последующие после Феофании настоятельницы монастыря тоже внесли свой вклад в созидание данной обители. Игумения Евстолия добилась того, что был позолочен купол собора и приведено в порядок захоронение. Ее же силами был организован приют для девочек, при котором функционировало восьмиклассное училище.

Игумения Валентина (1888-1904 гг.) стала той настоятельницей, при которой учредили церковно-приходскую Князь-Владимирскую школу с домовой церковью и скитами. При Антонии (1904-1916 гг.

) воздвигли колокольню, созданную по проекту Цейлера и Бенуа. Незадолго до революции была построена и каменная церквушка Казанской иконы Божьей матери. Она была возведена по проекту архитектора В.

Косякова в стиле византийской архитектуры.

К 1917-му году Новодевичий монастырь (Петербург) имел уже более 400 насельниц, из которых семьдесят пять были монахинями, а остальные — штатными послушницами и сестрами «на испытании».

При обители имелось добротное хозяйство — конюшня с коровником, птичьим двором, свинарником, пчельником и фермой. Здесь функционировали знаменитая иконописная, а также золотошвейная, квасоварня и ковровые мастерские.

Значительную часть монастырского капитала обитель расходовала на благотворительную деятельность — на содержание детского приюта, больницы и богадельни.

После революции

Эту святую обитель постигла та же участь, что и многие храмы и соборы, которыми славился Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий монастырь тоже принял на себя удары от богоборческой власти. Вся тяжесть гонений обрушилась и на Игумению Феофанию (1918-1935 гг.), ставшую в те годы не только заботливой матерью для монашек, но и ярым защитником своей обители.

В 1929-м года было закрыто сразу три храма, первый из которых — разрушенная впоследствии деревянная церковь во имя иконы Казанской Богоматери. К осени того же года эта участь постигла часовни, которые разобрали по кирпичикам. Были разрушены и церковь Трех Святителей, а также кладбищенские часовни.

В апреле 1932-го года в Новодевичьем монастыре арестовали практически всех монашек и сестер, оставив лишь престарелых и больных послушниц, которые уже были не в состоянии двигаться. А в мае того же года Леноблисполкомом приняли постановление, по которому Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге был ликвидирован. Здание Воскресенского собора начали перестраивать под универмаг.

Через несколько месяцев была разобрана и высокая ограда, снесены купола и шатры, уничтожена звонница и внутреннее убранство. В некоторых строениях расположился НИИ Электромашиностроения.

Возрождение

Восстановление комплекса началось в 1996-м году с приходом сестринской общины. Она поселилась в двухэтажном строении рядом, в здании, где не было никаких удобств.Постепенно власть стала возвращать общине монастырские храмы и корпуса, а также иконы Новодевичьего монастыря. Однако все строения находились в разрушенном состоянии.

Сначала в одноименном храме вновь была установлена обновленная и сияющая икона Казанской Божией Матери. С годами потемневший образ решили отреставрировать, однако произошло настоящее чудо. В праздник иконы — день «Всех скорбящих Радость» — она сама чудесным образом обновилась.

Другое чудесное обретение — список с иконы «Отрада и Утешение» — произошло сразу после того как в Успенском монастыре выставили в 2014-м для поклонения Дары Волхвов.

Сегодня

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге получил новую жизнь. В настоящее время уже отреставрированы храмы — Казанский и Афонский, отстроена часовня, возрождается и Воскресенский Собор.

Сегодня при монастыре существует детский приют, богадельня, успешно функционирует Свято-Владимирская школа, недавно был открыт благотворительный центр по диагностике онкологии у женщин, работают швейные мастерские и лавка. В обители находят кров многочисленные паломники.

Ныне Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге вновь постепенно получает свое прежнее предназначение. Усилиями игумении Софии были начаты реставрационные работы, потихоньку налаживается и монашеская жизнь. Вообще, обитель сегодня духовно расцветает.

Новодевичье кладбище

За монастырем расположено одно из самых привилегированных кладбищ Северной столицы — Новодевичье. Здесь, несмотря на то что большая его часть снесена, все еще осталось много интересных надгробий и памятников.

Здесь похоронено много известных людей: врач С. Боткин, контр-адмирал Ворожейкин, художник Врубель, такие поэты, как А. Майков и Ф. И. Тютчев, а также Н. Некрасов. На Новодевичьем кладбище покоится шахматист М. И.

Чигорин и многие другие знаменитости.

Богослужения

Часы работы монастыря, как и большинства православных храмов города, следующие: с восьми утра до пяти тридцати вечера. В будни ежедневная утренняя служба начинается в половине десятого, а вечерняя — в семнадцать часов. По субботам Божественную литургию можно послушать с девяти, а всенощное бдение — в 17.00.

Для туристов

Посетить Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге интересно будет не только верующим горожанам, но и тем, кого интересует архитектура и история. Удивительная по красоте Казанская церковь поражает своими архитектурными решениями. Туристы могут увидеть старинные склепы и памятники, полюбоваться изделиями мастериц, продающимися в лавке, а также отведать домашние пирожки в трапезной-кафе.

Источник: https://www.syl.ru/article/187612/new_voskresenskiy-novodevichiy-monastyir-v-sankt-peterburge

Воскресенский Новодевичий женский монастырь в Санкт-Петербурге

Женская обитель обязана своим появлением государыне Елизавете I. По преданию, императрица собиралась провести в монастыре свои последние дни, приняв постриг в старости. Много испытаний выпало на долю обители. Сегодня она возродилась, но нуждается в масштабных восстановительных работах.

История обители

Царица Елизавета I отдала в 1748 году свой летний дворец Смольный под обустройство девичьей обители. Но, в то время, государство переживало тяготы Семилетней войны. Процесс строительства затянулся.

Только в 1764 году в обитель заселились пять монахинь под предводительством настоятельницы.

Когда на престол села Екатерина II, на базе монастыря было организовано училище, в котором предполагалось обучать девушек из дворянского сословия.

Воскресенский Новодевичий женский монастырь в Санкт-Петербурге

Чуть позже учебное заведение переросло в Смольный институт. В то же время крепкую монашескую общину сформировать не получилось. К 1822 году в обители не осталось ни одной насельницы. Монастырь расформировали.

Ситуация изменилась с приходом к власти царя Николая I. Его дочь, княжна Ольга, обратилась с предложением о возобновлении Новодевичьего монастыря к обер-прокурору Святейшего Синода, Н. А. Протасову.

В свою очередь, Протасов переговорил об этом с государем, и Николай Павлович счёл такую идею уместной. На тот момент в каждом крупном городе страны имелись женские обители.

В Санкт-Петербурге же не было ни одной.

Изначально для возобновления монастыря был выбран Васильевский остров. Однако место показалось монахиням не слишком подходящим. Здание бывшей Униатской коллегии находилось в центре города. К тому же через Неву начали строить мост, проходящий как раз рядом с поселением монахинь. В результате сам император взял на себя хлопоты по поиску подходящего места для устройства обители.

Начало строительства

Выбор пал на земельные угодья вблизи Московских Триумфальных ворот, вдоль Царскосельской дороги. После окончательного утверждения нового места, началось возведение церкви Казанской иконы Божией Матери. Она строилась из дерева, и в 1849 году её уже освятил митрополит Никанор.

В этом же году состоялась закладка главного сооружения всего ансамбля монастыря — собора Воскресения Христова. Николай I присутствовал со своей семьёй на этом торжестве и сам лично заложил первый камень.

Его строили до 1861 года под руководством архитектора Н. Ефимова. На покупку материалов значительную сумму пожертвовала купеческая семья Громовых. Также поступало финансирование из государственной казны.

Монахини прибыли на новое место жительства лишь в 1854 году и заняли каменный корпус.

Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря

С течением времени монастырский комплекс разрастался. На его территории появились новые храмы, мастерские, трапезная.

Сёстры активно занимались хозяйственными делами: появились коровник, птичник, свинарник, пчельник, огороды и сады. Работы насельниц Воскресенского монастыря обрели популярность и пользовались спросом как по всей России, так и за её пределами.

При обители удалось создать детский приют. Через некоторое время начала действовать воскресная Князь-Владимирская школа.

Советское время

С приходом большевистского режима начались печальные изменения в жизни монастыря. В 1925 году его ликвидировали и принялись активно изымать всё имущество.

Некоторое время сестры с игуменьей оставались в родных стенах. Матушка пыталась спасти монастырь и подписала с властями договор об аренде помещения.

Но это не помогло и, в конце концов, 126 монахинь арестовали вместе с настоятельницей и отправили в Башкирию.

В течение тридцатых годов церкви, собор и келейные корпуса варварски разграбили и подвергли разрушению. Купола сняли, колокольню взорвали, жилые помещения грубо перепланировали. В 1935 году на месте монастыря обосновался НИИ электромашиностроения.

Современное состояние

Процесс возрождения обители начался в 1989 году, с момента передачи Казанской церкви в ведение РПЦЗ. Уже в 1995 году монастырь возобновил действующий юридический статус. В ходе восстановительных работ обители вернули полуразрушенные корпуса, где находились кельи, мастерские, трапезная и библиотека. И всё же часть помещений продолжал занимать НИИ электромашиностроения.

В 2001 году состоялась передача воскресной школы, а через несколько месяцев, осенью, утвердили решение вернуть монастырю всё имущество, которым он владел до революции. Это послужило толчком к началу масштабных реставрационных работ. С 2002 года приступили к реставрации Воскресенского собора.

На заметку! Полностью восстановлена Афонская церковь, в которой уже ведутся богослужения.

Читайте также:  Невский проспект в санкт-петербурге, история невского проспекта

Южный корпус обители также действует. Северную часть начали восстанавливать в 2008 году.

И, хотя, былое благолепие возвращается к монастырю, на фоне высотных современных построек он немного затерялся и выглядит не так величественно.

Интерьер Казанского храма Воскресенского Новодевичьего монастыря

Время от времени в обитель привозят святыни из монастырей Афона. Так, в 2011 году верующие выстаивали огромные очереди, чтобы приложиться к поясу Пресвятой Богородицы.

А в 2014 году из монастыря святого Павла были привезены дары волхвов. В этот период двери для паломников были открыты круглые сутки.

Архитектура монастыря

Келейные корпуса имеют П-образную форму и обращены закрытой стороной к Московскому проспекту. Стилистика построек — псевдорусская. Двухэтажные здания с арочными окнами выкрашены в пастельные тона розового цвета. В центре комплекса возвышается Воскресенский собор, некогда восхищавший своим великолепием жителей Санкт-Петербурга.

Историки считают, что прототипом для такой организации территориального пространства Новодевичьего монастыря послужила Николаевская богадельня в селе Измайлово.

С юга и севера к собору примыкают две церкви одинакового вида — Афонская и Трёх Святителей. Изюминку ансамблю придает церковь иконы Казанской Богоматери, которая строилась в начале XX века. Её спроектировали в византийском стиле.

До периода богоборчества в монастыре, помимо вышеуказанных, действовали следующие храмы:

  • церковь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость»;
  • церковь пророка Илии;
  • церковь преподобного Исидора Пелусиота.

На заметку! С восточной стороны расположено кладбище, где нашли покой многие известные личности, среди которых Ф. Тютчев, М. Врубель, С. Боткин и другие.

Расписание богослужений

В обычные дни попасть в монастырь можно с семи часов утра, когда начинается утренняя служба и до 20:00, когда завершаются вечерние богослужения.

Богослужение в Казанском храме Воскресенского Новодевичьего женского монастыря

Литургия совершается в храмах обители с 9:00. В праздничные и воскресные дни посетить Литургию можно в 7:00 и 9:40. Всенощное бдение и вечерня начинаются с 17:00. Более подробное расписание можно найти на официальном сайте монастыря.

Деятельность прихода

Воскресенский Новодевичий монастырь занимается активной просветительской и духовной деятельностью.

При обители работает Князь-Владимирская воскресная школа, в которой воспитанники изучают Закон Божий и осваивают хоровое пение. Каждое утро в домовой церкви дети вместе с родителями и педагогами посещают службу.

Так начинается день маленьких христиан. Также школьники принимают активное участие в театральных постановках на детских площадках.

Приют «Благодать» оказывает поддержку молодым мамам с детьми, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. В основном сюда попадают женщины, которые выпустились из приютов города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Их истории разные, но всех объединяет то, что в их жизни возникли трудности, преодолеть которые в одиночку почти невозможно. Строгих ограничений по сроку пребывания в приюте нет.

Кто-то возвращается к самостоятельной жизни спустя пару месяцев, а кому-то требуются годы.

В богадельне немощные женщины преклонного возраста и престарелые сестры получают должный уход и кров над головой.

Важно! В медицинском центре «Белая Роза» женщины имеют возможность на бесплатной основе пройти обследования по выявлению онкологических заболеваний. Вовремя обнаружив опасность для здоровья, они получают необходимое лечение и восстанавливаются.

С 2003 года здесь также проводят мероприятия, направленные на помощь алкоголикам и наркозависимым людям. Группу самопомощи курирует духовник.

Святыни

В монастыре хранятся многочисленные иконы Богородицы, которые с большим благоговением почитаются в православном мире. Среди них: Ахтырская, Казанская, «Отрада и утешение», афонская с частицей мощей. Также здесь находится частица пояса Приснодевы Марии с частицами мощей праведных Иоакима и Анны.

Икона Божией Матери «Отрада и Утешение» в Новодевичьем монастыре

В обители можно приложиться к мощам Матроны Московской, Марии Гатчинской, великой княгини Ольги, Иоанна Дамаскина.

На кладбище находится чудотворный скульптурный образ Христа. Кроме того в монастыре пребывает частица Животворящего Креста Господня.

Престольные праздники

Главным праздников Воскресенского собора является Воскресение Христово. В других храмах почитаются следующие даты:

  • 12 февраля — день Вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого;
  • 15 января, 1 августа — дни памяти преподобного Серафима Саровского;
  • 21 июля, 4 ноября — икона Казанской Божией Матери;
  • 15 марта — икона Богородицы «Державная»;
  • 3 февраля — икона Богоматери «Ватопедская».

Как добраться

Нынешнее местоположение Воскресенского женского монастыря: город Санкт-Петербург, проспект Московский, д. 100.

Доехать можно на метро до станций «Московские ворота» и «Фрунзенская». В первом случае следует идти влево от станции, во втором — направо.

В наше время обитель продолжает реставрироваться, но при этом активно помогает мирянам и щедро делится своими духовными дарами с верующими. Остаётся надеяться, что в скором будущем удастся полностью восстановить утраченное величие Новодевичьего монастыря, который в прошлые века был главным религиозным украшением города.

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/voskresenskij-novodevichij-monastyr-v-sankt-peterburge.html

Воскресенский Новодевичий монастырь в городе Санкт-Петербург

Адрес: Московский проспект, д. 100.

Предыстория

Предшественником Воскресенского Новодевичьего монастыря стал Смольный воскресенский Новодевичий монастырь, основанный в 1764 году по указу императрицы Елизаветы Петровны с намерением удалиться в него в старости.

Мечты императрицы о монашестве так и не сбылись, и монастырь был упразднён с кончиной последних монахинь. Там действовал только Смольный институт благородных девиц — первое женское дворянское учебное заведение в России.

В 1849 году императором Николаем I был основан новый Воскресенский Новодевичий монастырь. Для него было отведено временное место на Васильевском острове при Благовещенской церкви. Между тем для него строились здания на Царскосельской дороге, близ Московских ворот. В 1854 году монастырь переехал на новое место. Ещё до этого, в 1845 году там было основано Новодевичье кладбище.

Первой монастырской постройкой стала деревянная Казанская церковь, построенная по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. Этот храм простоял 80 лет, хотя сильно обветшал к концу XIX века.

3 ноября 1849 года в присутствии Царской Фамилии состоялась закладка пятипрестольного Воскресенского собора. Первый кирпич заложил лично Николай I. Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. 2 июля 1861 года он был освящён.

Без названия — spbpda @ Flickr

Архитектура монастыря

Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом. Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле.

Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном».

Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны). В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В. А. Косяковым.

Воскресенский Новодевичий монастырь упоминается в поэме А. А. Блока «Возмездие»:

Шаблон:Цитата

Без названия — spbpda @ Flickr

Воскресенский собор

Шаблон:Main

Пятиглавый двухэтажный Воскресенский собор — архитектурная доминанта ансамбля; построен в русско-византийском стиле и напоминает Владимиро-Суздальские храмы XV века.

Архитектор — Н. Е. Ефимов. Строился в 1849—1861 годах. Вход в собор находится в высоком арочном портале, выходящем на Московский проспект. Северный и южный фасады собора украшают декоративные аркады, поддерживаемые парами колонн.

Собор венчает пятиглавие с позолоченными чешуйчатыми луковичными куполами, расположенными на высоких барабанах. В четырёх малых куполах располагаются звонницы. Каждый барабан опоясывает аркада с проёмом в каждой второй арке.

Внутри у собора имеется 5 престолов: центральный во имя Воскресения Христова, правый во имя Успения Пресвятой Богородицы, левый во имя Архангела Михаила, правый на хорах во имя Всех Святых, левый во имя Николая Чудотворца.

В 1874—1875 годах по проекту архитектора Г. И. Карпова в подвале собора был построен ещё один придел, освящённый во имя Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.

Росписи и образа собора выполнены монастырскими живописцами и монахинями. Особенно красив был находившийся в алтаре полукруглый пятиярусный иконостас.

В Успенском приделе хранился образ Смоленской Божией Матери Одигитрия, написанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным.

Келейные церкви

Западный келейный корпус прерывается двумя церквами, расположенными, соответственно, к югу и к северу от Воскресенского собора: церковь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери (к югу) и церковью Трёх Святителей Вселенских (к северу). В настоящий момент действует только Афонская церковь.

Живописная Афонская церковь была заложена 10 июля 1850 года и строилась по проекту Н. Е. Ефимова и Н. А Сычёва. 28 июля 1854 года она была освящена в присутствии дочери Николая I Великой княжны Марии Николаевны во имя Афонской (Ватопедской) иконы Божией матери «Отрада и Утешение».

Архитектором иконостаса церкви был придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер. Церковь Трёх Святителей была построена теми же архитекторами симметрично Афонской в больничном корпусе монастыря. Заложена она была также в 1850 году, в 1855 году — достроена и освящена.

Она особенно почиталась монахинями за находившуюся там икону Божией Матери «Благоухающий Цвет».

Обе церкви одинаковы по внешнему виду. Они обе пятиглавые с шатровой одноярусной колокольней.

Луковичные купола позолочены, шестигранный шатёр колокольни покрашен в зелёный цвет, его завершением является позолоченная луковичная главка с крестом. Фасад сверху завершают полукруглые закомары.

Передний фасад изобилует арками. На каждой грани шатра прорезаны слуховые окна. В восточной части обеих церквей имеется алтарная апсида.

Новодевичье кладбище

Новодевичье кладбище на территории монастыря было основано в 1845 году, ещё до возобновления самого монастыря. Оно находится в восточной части монастыря. Там похоронены многие известные люди: Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, С. П. Боткин, П. И. Багратион, Н. А. Римский-Корсаков и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н. Е. Ефимов.

Церковь Марии Магдалины

3 июля 1884 года южнее монастырского ансамбля была заложена новая церковь. Она строилась по проекту архитектора Н. А. Мельникова. 16 сентября 1884 года она была освящена. К церкви примыкал монастырский скит, вокруг был расположен сосновый лес. В конце 1920-х годов церковь была снесена.

Монастырская колокольня

В 1895 году рядом с Воскресенским собором была возведена грандиозная четырёхъярусная монастырская колокольня. Она напоминала Колокольню Ивана Великого в Московском кремле. В первом ярусе находился парадный арочный вход в монастырь.

Во втором ярусе находилась надвратная церковь Святого Исидора Пелусиота, небесного покровителя правившего тогда митрополита Исидора. В двух верхних ярусах колокольни находились звонницы. Как и на барабанах куполов собора, оба верхних яруса опоясывала аркада, в каждой второй арке которой находился проём.

Венчал колокольню объёмный луковичный купол. Колокольня была взорвана в конце 1920-х годов в связи с расширением Московского проспекта.

Без названия — spbpda @ Flickr

Кладбищенская церковь Илии Пророка

У входа на кладбище находилась каменная церковь, облицованная глазурованным кирпичом, Святого Илии Пророка. Она была построена в 1888 году по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в московском стиле. Церковь была пятиглавой с луковичными куполами.

Над карнизом здания находились закомары. Алтарная апсида была увенчана луковичной главкой с крестом. Внутри церковь была богата своим убранством. Там находился резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь. Они были созданы в петербургских ювелирных мастерских.

В 1925 году церковь была закрыта, в 1930 — снесена.

Кладбищенская церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

В центре кладбища была расположена церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она была возведена в 1856 году над могилой командира Александрийского гусарского полка А. Н. Карамзина, сына русского историографа и писателя Н. М.

Карамзина, отчего получила второе название — «Карамзинская». Позже там была похоронена его жена. В церкви имелась вырезанная из слоновой кости икона Воскресения Христова, считавшаяся одной из самых красивых в Петербурге. Церковь была закрыта в июне 1925 года, в 1930 году — снесена.

При разрушении церкви была уничтожена и могила Карамзиных.

Казанская церковь

Новая кирпичная Казанская церковь была заложена 8 июня 1908 года и строилась по проекту архитектора В. А. Косякова. В 1912 году строительство окончено, была проведена отделка храма. Приземистый кирпичный пятиглавый двухэтажный храм стал превосходным образцом неовизантийского стиля. Внешне он напоминает Софийский собор в Константинополе.

Читайте также:  Музей «вселенная воды» в санкт-петербурге: расписание, часы работы, цена билетов и адрес музея воды в петербурге

Каждый купол храма расположен на низком барабане, опоясанном аркадой, создающей урезы на куполе. Купола были покрыты особой черепицей, как в Греции. (Историческое черепичное покрытие уничтожено при последней реставрации и заменено медным листом). В каждой арке находится окно. Порталы, в которых располагаются входы, образованы массивными пилонами со сводами, украшенными резьбой.

Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном. Окна фасада также имеют большой размер и полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму.

Верхняя часть барабана декорирует живописная мозаика сине-голубых тонов.

Внутри трёхпрестольный храм отделан в русском стиле и выглядит весьма величественно. Росписи выполнены художником Ф. Р. Райляном. В 1910—1915 он же выполнил темперой живописные работы, большей частью сохранившиеся до наших дней. Круглый в плане церковный зал разделён на три нефа.

Центральный зал напоминает ротонду, окружённую колоннадой, образованной колоннами из красного мрамора с позолоченными капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа, заканчивающиеся иконостасами боковых приделов.

Таким образом боковые иконостасы отделены от центрального стенами. Под каждым из малых куполов устроены хоры. Особенную ценность представляют три пышных позолоченных иконостаса — двухъярусный в основном престоле и одноярусные — в боковых. Киоты икон также позолочены.

Слева от алтаря между колоннами стоит рака с частью мощей святого Иллариона.

В 1912 году строительство храма было закончено, но освятить его не удалось, и росписи так и не были закончены.

Без названия — spbpda @ Flickr

В 1929 году в церкви расположился склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под машиностроительный цех.

В 1950-е годы было принято решение о взрыве церкви, в стене были подготовлены шурфы, однако в связи с техническими трудностями это намерение осуществлено не было. В 1989 году церковь, находившаяся в запустевшем, недействующем монастыре, была передана приходу заграничной православной церкви.

В 1992 году в церкви освятили придел во имя Державной иконы Божией Матери. В 1995 году церковь была отдана восстанавливаемому монастырю. Она реставрировалась с 2002 по 2004 год.

История монастыря

После основания при монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник.

В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др.

При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Советское время

В 1918 году монастырь был упразднён; но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности.

В 1927—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского).

В 1937 году церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась.

В половине 1930-х годов весь внешний облик монастырского ансамбля был варварски уничтожен. Полностью были снесены купола и колокольни Воскресенского собора и келейных церквей.

В том числе для расширения Московского проспекта была взорвана и грандиозная Свято-Исидоровская колокольня. Были снесены все часовни, а кроме того две церкви — Скорбященская и Святого Илии Пророка, располагавшиеся на Новодевичьем кладбище.

Внутренние помещения монастырских зданий были полностью перестроены, после чего их занял НИИ электромашиностроения.

Постсоветское время

С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён.

К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля.

В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда либо ему принадлежавших.

Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви.

На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителй по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием, однако за много лет на фоне современного Московского проспекта он заметно утратил свою величественность, как и из-за окружающей застройки, так и из-за потери колокольни.

Ссылки

Шаблон:Commonscat

Без названия — spbpda @ FlickrБез названия — spbpda @ Flickr

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Voskresenskiy-Novodevichiy-monastyr-2143

Православный Воскресенский Новодевичий женский монастырь

История

Предшественники обители
Первоначально женский Воскресенский монастырь предполагалось устроить на месте Смольного двора на Неве.

30 октября (10 ноября) 1748 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны был заложен Смольный девичий монастырь. Однако строительство обители затянулось по причине продолжавшейся Семилетней войны.

Только в 1764 году сюда были назначены настоятельница и пять монахинь. Своё существование монастырь прекратил в 1822 году, когда в нём не осталось ни одной монахини.

Первоклассный женский монастырь в Санкт-Петербурге был возобновлён 14 (26) марта 1845 года по указу Николая I. Насельницы были размещены на Васильевском острове в бывшем доме упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии. А службы для них совершались в нижнем храме соседней Благовещенской церкви.

Место на Васильевском острове не устраивало монахинь. В связи с этим для монастыря была выделен казённый лесной участок у Московских ворот. Здесь митрополит Никанор (Клементьевский) 3 [15] ноября 1849 года совершил закладку обители. Первый кирпич заложил император Николай I. За 4 года до этого здесь было основано и кладбище.

Первой игуменьей монастыря была Феофания (Готовцова).

Строительство комплекса велось по проекту архитектора Н.Е. Ефимова, при участии К.И. Реймерса, Л.Л. Бонштедта и Н.А. Сычёва. Среди жертвователей были графиня А.А. Орлова-Чесменская и вюртембергская королева Ольга Николаевна. Кроме того, ежегодно на постройку монастыря казна выделяла 25000 рублей.
В 1854 году монахини переселились в отстроенный комплекс.

После основания при монастыре действовали различные мастерские: иконописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, ковровая, башмачная, просфорная, поварня, квасоварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1901 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др.

При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа.
К 1917 году в монастыре проживали 77 монахинь и 66 послушниц.

Четырежды в год (в годовщину основания монастыря, день Всех святых, празднование Казанской иконы Божией Матери и Успения Пресвятой Богородицы) вокруг обители устраивался крестный ход.

В январе 1883 года Новодевичьему монастырю были подарены 6,5 десятин леса в деревне Вохоново Царскосельского уезда для устройства скита. Он был учреждён в 1884 году, но уже в 1889 году Мариинский скит был обращён в общежительный заштатный монастырь.

Советский период
В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности. В конце 1919 года монашествующие создали трудовую общину вокруг прихода Воскресенского собора.

В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского).

На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в феврале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.

В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята.

В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню.

Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка).

В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный Научно-исследовательский институт электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.

Современное состояние
С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён.

К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля.

В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда-либо ему принадлежавших.

Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви.

На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием. Вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён.

Вместо этого, несмотря на протесты общественности против изменения «высотного регламента» (то есть предела высоты построек, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём.

На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём многоэтажных зданий с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге ещё более утратил свою величественность.
С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне.

В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным. С 14 по 17 января 2014 года в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.

Архитектура монастыря Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект.

В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом.

Образцом для архитектурного решения женской обители послужила созданная в 1840-х годах Николаевская военная богадельня в подмосковном селе Измайлове: её корпуса были пристроены, один с севера, другой с юга, к пятиглавому Покровскому соборому XVII века.

Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

Читайте также:  Таврический сад в санкт-петербурге

По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны).

В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В.А. Косяковым.

До ликвидации в монастыре действовали следующие храмы: собор Воскресения Христова, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Ватопедской (Афонской) иконы Божией Матери, церковь Трёх святителей, церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (кладбищенская), церковь пророка Илии (кладбищенская) и церковь преподобного Исидора Пелусиота.

Действующие храмы Новодевичьего монастыря

  • Храм Казанской иконы Божией Матери.
  • Храм Афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».
  • Храм Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому.
  • Домовый храм преподобного Серафима Вырицкого.
  • Домовая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  • Часовня преподобного Сергия Радонежского и святой равноапостольной Нины.

Новодевичье кладбище Новодевичье кладбище на территории монастыря было основано в 1845 году, ещё до возобновления самого монастыря. Оно находится в восточной части монастыря. Там похоронены многие известные люди: поэты Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, врач С.П. Боткин и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н.Е. Ефимов.

Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы, находится могила обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева, похороненного там по своему завещанию в 1907 году, а также его жены, умершей в Ленинграде в 1932 году.

Социальное служение
Работа с наркозависимыми
При монастыре с 2003 года действует Группа самопомощи для зависимых. Работает по программе «12 шагов». В группу анонимных алкозависимых входят около 20 человек. Группу анонимных наркозависимых посещают 50 человек. Помощь оказывается еженедельно. Духовник — иерей Евгений Горянчик.

Святыни

  • чудотворная икона Божией Матери «Ахтырская»
  • Казанская икона Божией Матери
  • икона Божией Матери «Отрада и Утешение»
  • афонская икона Божией Матери XV века с частицами мощей
  • ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей правв. Иоакима и Анны
  • частица Честного Животворящего Креста Господня
  • ковчег с мощами сщмч. Илариона (Троицкого)
  • облачение сщмч. Илариона (Троицкого)
  • крест с частицами мощей ап. Павла, мц. Цицилии, прав. Анны и частицей колонны Бичевания
  • шуйца (левая рука) прп. Иоанна Дамаскина
  • ковчег с мощами блж. Матроны Московской
  • ковчег с мощами прп. Марии Гатчинской
  • ковчег с мощами равноап. вел. кн. Ольги
  • чудотворный скульптурный образ Спасителя (Новодевичье кладбище)

Как добраться
Проезд: от ст. метро «Московские ворота» идти налево, от ст. метро «Фрунзенская» — направо.

Адрес: 196084, Санкт-Петербург, Московский проспект, 100
Тел.

: 8 (812) 252-37-59 (Дом паломника, с 09:00 до 17:00); 8 (901) 305-58-04 (группа самопомощи для зависимых)
E-mail: vnmpalomnik@gmail.com

Богослужения в Новодевичьем монастыре
С понедельника по субботу с 07:00 совершаются утренние богослужения. В субботу Литургия с 09:00, в праздничные и воскресные дни — с 09:40. Начало всенощного бдения в 17:00.

Источник: http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/monastiri-hrami/sankt_peterburg/sankt_peterburg/voskresenskij_novodevichij_zhenskij_monastyr/10567-1-0-42299

Колокольня новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге

в поддержку проекта ради доброго дела

Сайт разработан веб-студией PRANA

Воссоздание утраченной колокольни объекта культурного наследия федерального значения

«Монастырь Воскресенский Новодевичий» по адресу Санкт-Петербург, Московский пр-т, д.100

При поддержке правительства

города Санкт-Петербург

…На этом месте воссоздается некогда разобранный Советской властью уникальный объект «Исидоровская колокольня» Воскресенского Новодевичьего монастыря. Эта постройка была воздвигнута в 1892-1895 гг.

по проекту петербуржских архитекторов Лаврентия Николаевича Бенуа и Владимира Петровича Цейдлера. Она сразу стала не только градостроительной доминантой Московского проспекта нашего любимого города, но и неотъемлемой частью ансамбля монастыря.

Высота колокольни по верху креста достигает 55,5 м.

Звон колоколов с верхних ярусов был слышен на обширной территории, призывая верующих на утренние и вечерние молебны, церковные праздники.

Каждый из вас может оказать посильную поддержку в воссоздании поруганной святыни!

Современный проект воссоздания Колокольни опирался на архивные чертежи, сохранившиеся исторические фотографии, очерки современников того времени, аналогичные проекты авторов. Также архитекторы тесно сотрудничают с ярославским колокольным заводом (г. Тутаев), который делится своим ценным опытом по устройству колоколен.

Проектом заложено вернуть помещение церкви преподобного Исидора Пелусиота над проездом со Святыми воротами, сохранить устройство нижнего и верхнего звонов с колоколами по историческому описанию «Колокола были отлиты на средства жертвователей и самих монахинь. Первоначальный набор составили десять колоколов весом от 18 до 104 пудов.

Воссоздание утраченной колокольни объекта культурного наследия федерального значения

«Монастырь Воскресенский Новодевичий» по адресу Санкт-Петербург, Московский пр-т, д.100

Вид Новодевичьего Монастыря со стороны Забалканского проспекта. ФотоМатвеева. 1900-х. РНБ

Воскресенский Новодевичий Монастырь. Вставка воссоздаваемой колокольни в фотографию 1900-х годов.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ПРОЕКТА:

17 сентября 2016 года в день принесения мощей прп. Силуана Афонского в Новодевичий монастырь митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил чин на основание монастырской колокольни у Воскресенского собора.

КАК СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ?

Вид Новодевичьего Монастыря со стороны

осковского проспекта. Фото 1932 г.

Разборка колокольни Новодевичьего Монастыря во времена Советской Власти. Фото ЦГАКФФД 1933 г.

Монастырь при СССР.

Фото ЦГАКФФД. 1955 г.

«Если кто хочет подавать милостыню монахиням, пусть подает. Подающий милостыню им получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным. Могущий подавать милостыню монахиням получит от Бога награду и венец великие».  Прп. Исидор Пелусиот

Каждый из вас может оказать посильную помощь в воссоздании святыни.

«Монастырь продолжает восстанавливаться, еще многое предстоит сделать. Наша скромная монашеская община сосредоточена, прежде всего, на молитвенном делании, стараясь в меру сил соблюдать евангельские заповеди и монастырские уставы.»

Торжественная закладка камня состоится 17 сентября в 10.00 на территории Новодевичьего монастыря.

Торжественные мероприятия по закладке камня. Встреча митрополита и губернатора Санкт-Петербурга. Освящение закладного креста и камня. Торжественная закладка камня. Подпись закладной грамоты губернатором.

Источник: http://xn—-ctbahftaikakbomcbibb5opezc.xn--p1ai/

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге пропитан духом истории. Посетив эту святыню, можно получить умиротворение, испросить Божественной помощи и благословения, созерцая знаменитые православные иконы.

В монастыре находится много святых мощей. Примечательно кладбище монастыря — многие уцелевшие памятники представляют собой шедевры, способные удовлетворить эстетические потребности человека. Не оставит равнодушным и архитектура корпусов и внутрицерковное убранство.

История монастыря

Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга — первая обитель, появившаяся в городе. Сегодня она находится рядом с Московскими воротами Санкт-Петербурга, но так было не всегда.

К строительству девичьего монастыря приступили в 1748 году согласно указу императрицы Елизаветы Петровны в месте расположения Смольного двора. Стройку заморозили из-за начавшейся Семилетней войны, и лишь в 1764 году у монастыря появились настоятельница с 5 монахинями. Монастырь упразднили в 1822 году.

Возобновил деятельность женского монастыря Николай I, вняв просьбе своей дочери — великой княгини Ольги — в 1845 году. Новое расположение на Васильевском острове стало неудобным, так как службы проводились в Благовещенской церкви, стоящей по соседству. Для монастыря выделили участок под строительство у Московской заставы.

Первый камень в 1849 году заложил лично государь Николай Павлович. Возводился монастырь на казенные деньги и средства состоятельных жертвователей. Уже в 1854 г. монахини заселились в Новодевичий монастырь. Монастырское кладбище основали еще до начала строительства обители — в 1845 году — в восточной части комплекса.

В обители до революции процветало большое хозяйство. Имелись собственные конюшня, свинарник, птичник, коровник, пасека, квасоварня. Славились мастерские монастыря: ковровая, золотошвейная, иконописная.

Большая часть вырученного капитала тратилась на содержание находящихся здесь же больницы, богадельного дома, приюта для детей, поддерживалась благотворительная деятельность. После революции Воскресенский Новодевичий монастырь официально упразднили, но деятельность продолжалась полулегально вплоть до 1930-х годов.

Начиная с этого периода, последовали массовые аресты священнослужителей, была взорвана Свято-Исидоровская колокольня, лишен куполов Воскресенский собор, стерты с лица земли 2 кладбищенские церкви, уничтожены часовни.

Одну из красивейших церквей — Казанскую, возведенную в византийском стиле незадолго до свержения царской власти, в 1950-х годах решили взорвать. Но технические трудности не позволили привести план в исполнение.

В годы советской власти на территории монастырского комплекса работал универмаг, затем после перестройки зданий обосновался НИИ электромашиностроения. Возрождаться монастырь начал с 1996 года. Советская эпоха оставила после себя разруху, все требовало основательного ремонта.

Первое чудо свершилось в день чествования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Потемневший образ Казанской иконы Божией Матери хотели реставрировать, но чудесным образом он обновился сам, сделавшись ярче и красочней в день празднования. Произошло это 6 ноября 1996 г.

На сегодня отремонтированы Казанский, Афонский храмы, церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы, реставрируется Воскресенский Собор. Построена новая часовня в честь святой равноапостольной Нины и преподобного Сергия Радонежского.

Функционируют приют для детей, богадельня, церковная школа, лавка, центр диагностики онкологии у женщин на благотворительной основе, дом паломника, трапезная, швейные мастерские.

Новодевичье кладбище

Неизгладимое впечатление производят уцелевшие памятники Новодевичьего кладбища XIX-начала XX веков. Здесь встречаются захоронения состоятельных и знаменитых особ Санкт-Петербурга: государственных деятелей, знатных представителей дворянства и именитого купечества, поэтов, общественных активистов.

Надгробные сооружения из редкого мрамора и гранита выполняли лучшие скульпторы, архитекторы и художники: Васнецов В.М., Рерих Н.К., Клодт П.К. Большинство из них представляют настоящие произведения искусства.

В те долгие годы, когда религия была под запретом и все храмы закрыты, верующие собирались помолиться на кладбище перед бронзовой скульптурой Христа на могиле Вершининой А.А. (из генеральского рода). Она была бездетной и, переживая, что ее могилу не будут посещать, перед смертью попросила мужа соорудить такой памятник.

Тот выполнил ее просьбу, и по сей день могила женщины не остается без внимания, притягивая к себе паломников и прихожан. Похоронена на кладбище блаженная старица Дарьюшка, завещавшая перед смертью подвижницам читать над ее бренными останками «Богородице Дево, радуйся!».

Всего, начиная с 1849 и по 1934 год, на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга упокоилось около 26 тысяч человек.

Что можно с собой взять из монастыря?

На территории Новодевичьего монастыря расположена церковная лавка с огромным выбором православной литературы, церковной утвари, икон, сувениров. Также здесь можно приобрести чай, продукцию пчеловодства.

В текстильной лавке можно выбрать прядильно-ткацкие товары для дома, мирскую, погребальную, церковную одежду, авторские изделия с ручной вышивкой.

Также на территории имеется пекарня, где производится хлеб, пироги, печенье. В трапезной для паломников и прихожан можно попить монастырский квас, горячий чай, сбитню, попробовать выпечку.

Расписание и контакты

Утренние богослужения начинаются в 7:00, в субботу — в 9:00, по воскресеньям и праздникам — в 9:40. Исповедь совершается во время вечерних богослужений (в 17:00) и перед литургией. Вопросы по крещению, соборованию, венчанию, отпеванию можно уточнить в свечной лавке.

Проехать до Воскресенского Новодевичьего монастыря можно на метро до ст. Фрунзенская или ст. Московские ворота. При выходе со ст. Фрунзенская необходимо повернуть направо, а со ст. Московские ворота — налево, пройдя около 850 м вдоль Московского проспекта.

Адрес монастыря: Санкт-Петербург, Московский проспект, 100.

Источник: http://GidPoLetu.ru/chto-posmotret/novodevichij-monastyr-v-sankt-peterburge.html

Ссылка на основную публикацию