Таврический дворец в санкт-петербурге

Таврический дворец

Таврический дворец – историко-архитектурный памятник конца 18 века, объект культурного наследия России. Усадьбой владел Григорий Потемкин — главный фаворит царицы Екатерины II и талантливый военачальник, присоединивший к Российской империи Тавриду (Крым).

Строительство дворца проходило с 1783 по 1789 годы под руководством архитектора И. Старова. За два с лишним века своего существования здание неоднократно переделывалось.

Внешний вид Таврического дворца лаконичен и прост: в этом плане строение сильно контрастировало с роскошными замками екатерининской элиты.

Дворец – яркий представитель русского классицизма. Три двухэтажных корпуса соединены в единую композицию флигелями. Над главным фасадом расположен купол, вход во дворец образован шестью белоснежными колоннами. Внешняя простота здания компенсировалась роскошью внутреннего убранства: дорогой мебелью, огромными коврами, гобеленами, зеркалами, множеством картин в позолоченных рамах.

Во дворце Потемкина проходили самые шикарные балы в Петербурге. Один из балов князь организовал, желая возвратить благоволение императрицы, которая в ту пору увлеклась другим мужчиной. Мероприятие в стиле «Тысячи и одной ночи» надолго запомнилось петербуржцам, но царица все-таки не вернулась к Потемкину.

Князь был редким гостем в Таврическом дворце. В основном, он приезжал сюда на светские рауты.

Потемкин – выходец из небогатой дворянской семьи. Недюжинный ум и природная смекалка позволили Григорию Александровичу сделать блестящую карьеру, взобравшись к самым высотам российской власти.

В 1782 году князь был назначен генерал-губернатором юга Российской империи. Когда Потемкин приезжал в столицу, он останавливался в Зимнем дворце. Такая ситуация казалась князю унизительной, и он решил построить собственный дворец.

На месте нынешнего Таврического дворца в 18-ом веке находилась военная слободка Красногвардейского полка. Потемкину эти места были хорошо знакомы: именно в Красногвардейском полку началась его блестящая армейская карьера.

Своего друга, архитектора И. Старова, князь попросил сосредоточить основные усилия не на внешнем лоске, а на внутреннем убранстве. Во дворе Таврического Потемкин повелел установить скульптуру Екатерины II.

Обязанности генерал-губернатора заставляли князя проводить в южных регионах страны очень много времени. Дворец в столице стал его финансово тяготить, и в 1790 году Потемкин расстался с этой недвижимостью, продав ее государству.

Однако, здание не собиралось отпускать своего первого владельца. После взятия Измаила императрица заявила князю, что Таврический дворец снова переходит в его распоряжение. Строение стало центром торжеств в честь победы русского оружия. В мероприятиях участвовало 3000 человек, на праздник пускали простых петербуржцев, для которых были установлены столы с яствами и вином.

Через семь месяцев после взятия Измаила князь Потемкин скончался. Наследники Светлейшего продали Таврический дворец Екатерине II.

Во времена Павла I здание было передано под казармы Конногвардейского полка. В зимнем саду были оборудованы конюшни, в залах установлены койки для гвардейцев. Конечно, такое обращение привело к ускоренному разрушению внутреннего убранства дворца.

При Александре I полк был переведен в другое место, а Таврический дворец прошел реставрацию. В 19-ом веке в здании квартировал знаменитый историк Карамзин. Сохранился кабинет, в котором он писал «Историю государства российского».

Таврический дворец сыграл важнейшую роль в политической жизни страны: именно в нем Николай II разместил первый российский парламент – Государственную думу. В 1917-ом во дворце находился штаб Временного правительства, затем – петербургского Совета большевиков.

В наше время в Таврическом дворце находится ассамблея стран СНГ. Туристов на входе обязательно проверяют металлоискателем. В здании работает Музей российского парламентаризма, экспозиции редкой живописи и антикварных книг.

В Купольном зале Таврического дворца находится огромный орган, построенный в Испании. Здесь регулярно проходят концерты органной музыки. Стоимость билетов: от 400 до 1400 рублей.

Таврический дворец, несмотря на внешнюю простоту, стал важнейшим явлением в русском архитектурном искусстве. Здание стало считаться эталоном дворянской усадьбы: дома с похожим фасадом помещики начали возводить по всей России.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/tavricheskij-dvorec/

Штаб-квартира МПА СНГ — Таврический дворец

Уже больше 20 лет со дня своего основания Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ работает в Таврическом дворце. Он расположен в центре Петербурга, по адресу: Шпалерная улица, д. 47. МПА СНГ — молодая организация, и она, естественно, не первый обитатель этого здания.

Таврический дворец буквально пропитан духом царской России и ароматом эпохи зарождения российского парламентаризма. Его история уже насчитывает не одну сотню лет.  Дворцу пришлось пережить свои взлеты и падения. В нём устраивали масштабные праздники, создавали законы и… содержали лошадей.

Ансамбль Таврического дворца – один из самых выдающихся памятников архитектуры, садово-паркового искусства, истории и культуры Санкт-Петербурга.

В его создании и преобразовании участвовали лучшие архитекторы XVIII – первой половины XIX века: И. Е. Старов, Ф. И. Волков, Л. Руска, К. Росси, П. Висконти, превосходные художники-декораторы: Ф. Д. Данилов, Ф. А. Щербаков, Д.

-Б. Скотти, садовый мастер В. Гульд, замечательные скульпторы и портретисты.

Дворец, первоначально носивший название «Конногвардейский дом», был построен как загородная резиденция для всесильного вельможи XVIII века, фаворита и ближайшего помощника императрицы Екатерины II Григория Александровича Потемкина.

Родившись в небогатой дворянской семье, Потемкин, благодаря случаю и незаурядным способностям, смог сделать быструю и блистательную карьеру.

Он был выдающимся государственным и военным деятелем, талантливым дипломатом и ко времени строительства дворца находился на вершине славы: после императрицы Потемкин считался самым влиятельным человеком в государстве.

Возведение дворца началось в 1783 году на обширном участке, ограниченном ведущей к Смольному монастырю Воскресенской улицей, названной во второй половине XIX века Шпалерной, и проложенными в ходе строительства Таврической и Потемкинской улицами.

Согласно проекту архитектора И. Е. Старова, Конногвардейский дом, главным фасадом обращенный в сторону Невы, был построен на русский манер «покоем», то есть в виде сильно растянутой буквы «П».

Симметричная композиция дворца, выполненного в стиле классицизма, включает три основные части: увенчанный куполом центральный двухэтажный корпус, спроектированный в глубине участка застройки, выходящие на Воскресенскую улицу боковые двухэтажные корпуса и объединяющие их с центральным корпусом одноэтажные переходы.

Пространство, ограниченное крыльями дворца образует подъездной парадный двор. Центральный корпус отмечен сильно выступающим за линию фасада шестиколонным портиком дорического ордена, соответствующим главному входу.

Фасады боковых корпусов, обращенные в сторону парадного двора, также имеют портики, но более скромные, четырехколонные и без завершающих фронтонов.

С лаконично решенными фасадами дворца контрастировало богатое убранство и оригинальное расположение парадных залов центрального корпуса. В отличие от других архитекторов своего времени И. Е.

Старов спроектировал анфиладу парадных залов не вдоль главного фасада, а на поперечной оси дворца.

Открывалась она квадратным вестибюлем, за ним следовал восьмиугольный Купольный зал, которому снаружи соответствовал пологий купол на невысоком барабане, прорезанном большим количеством прямоугольных окон для освещения зала.

За Купольным залом была спроектирована многоколонная, небывалых размеров, галерея с закругленными торцевыми стенами – Екатерининский зал, за протяженной колоннадой которого располагался зимний сад.

Все парадные помещения были богато украшены живописными полотнами, гравюрами в золоченых рамах, коврами, гобеленами, роскошной мебелью.

В 1789 году строительство Конногвардейского дома было завершено, а уже в 1792 году, через год после кончины его первого владельца, он был переименован Екатериной II в Таврический дворец и вместе с садом отошел в казну в счет погашения долгов покойного князя Потемкина.

После смерти Екатерины II в 1796 году трон унаследовал Павел I, который 11 апреля 1799 года издал указ о передаче Таврического дворца под казармы лейб-гвардии Конного полка. В считанные дни дворец был разорен, а роскошная галерея превращена в конюшни и манеж.

Казалось, Таврический дворец, от былого великолепия которого не осталось и следа, закончил свое существование в качестве царской резиденции. Однако восшествие на престол Александра I ознаменовало его возрождение к новой жизни. Летом 1802 года из дворца был перемещен лейб-гусарский полк, и Александр I издал указ о восстановлении Таврического дворца в прежнем виде.

В XIX веке после завершения ремонтно-реставрационных работ дворец использовался царской семьей в основном для устройства различных празднеств, а также для приема высокопоставленных гостей и послов.

Так, в ходе дипломатических визитов в Россию в Таврическом дворце останавливались персидский принц Хосров Мирза, шведский и норвежский наследный принц Франц Иосиф. Здесь же, бывая в Петербурге, жил герой Отечественной войны 1812 года граф П. Х.

Читайте также:  Экскурсия петербург достоевского

Витгенштейн, а в 1826 году во дворце поселился писатель Н. М. Карамзин, в то время работавший над окончанием «Истории государства Российского».

В конце XIX – начале XX века Таврический дворец был известен прежде всего как место проведения крупнейших выставок того времени: Международной выставки садоводства (1899), Всероссийской кустарно-промышленной выставки (1902), Историко-художественной выставки русских портретов (1905) и др. Здесь же в 1899 году с невиданным размахом проводились юбилейные торжества по случаю столетия со дня рождения А. С. Пушкина.

В 1905 году решением императора Николая II Таврический дворец был предоставлен для работы Государственной думе, что повлекло за собой значительную реконструкцию помещений: зимний сад был изолирован стеной от Екатерининского зала и оборудован под зал заседаний с амфитеатром и трибунами.

В дальнейшем, начиная с 1917 года, в Таврическом дворце размещались Временное правительство и Петроградский Совет рабочих депутатов, заседал Всероссийский центральный исполнительный комитет советов, собирались члены Учредительного собрания, устраивались партийные съезды.

В 1918 году здесь располагались краткосрочные курсы агитаторов, затем на их базе – Первый рабоче-крестьянский университет, преобразованный в 1921 году в Высшую партийную школу, которая просуществовала в Таврическом дворце вплоть до 1991 года, когда был создан Северо-Западный кадровый центр, получивший статус Северо-Западной академии государственной службы. Сейчас Таврический дворец является штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств.

Источник: http://iacis.ru/about/tauride_palace/

Таврический дворец

Великолепный Таврический дворец — гордость не только Таврического сада, но и Петербурга — расположен на территории бывшего в Петровский период подворья и построен практически на берегу Невы.

До сих пор можно найти милые открытки с историческим видом на Таврический дворец с противоположной стороны Невы (в нынешнее время такого вида нет). Я долгое время не придавала никакого значения дворцу, предпочитая прогуливаться по саду, если заносили меня дела в тот район.

Да и тем более со стороны сада он закрыт деревьями (пышной зеленью в теплое время года, когда я обычно там и прогуливаюсь), а с другой — ограда. Однако эта шкатулочка хранит много чего интересного внутри!

Б. Патерсон. Вид Таврического дворца со стороны Невы

Как добраться

В отличие от некоторых закрытых для глаз и посещений особняков и любопытных исторических построек, дворец открыт и радушен, найти его просто.

От метро «Чернышевская» идите направо, далее по улице Фурштатская следуйте до Таврического сада, затем вверх по Потёмкинской улице и направо уже до дворца: вход внутрь со стороны Шпалерной улицы. Как вариант: пересечь сад по диагонали и, выйдя к Таврической, подойти ко входу на Шпалерной. Со стороны сада входа во дворец нет.

История дворца

История начинается во второй половине XVIII века строительством загородной усадьбы для князя Г. А. Потёмкина, архитектором которой выступил его знакомый И. Е. Старов. Дворец состоял из вестибюля, Купольного зала, Большой галереи, считавшейся одной из самых больших среди дворцовых, зимнего сада с ротондой, где была помещена статуя Екатерины II.

Потёмкин устраивает здесь званные пышные балы в дни своего пребывания в Петербурге, но из-за постоянных военных поручений, требующих присутствия на Юге страны, проводит все меньше времени в своей усадьбе. Вскоре он продает дворец правительству и отправляется в сторону Крыма.

Через некоторое время, весной 1791 года, дворец снова возвращается во владения князя Потёмкина за заслуги в Крымской войне, к этому прибавляется титул князя Таврического (за заслуги в Крыму, историческое название которого — Таврида).

К сожалению, через полгода светлейший князь умирает, и Екатерина II в очередной раз выкупает дворец на сей раз у наследников, реставрирует его и дает название дворцу — Таврический.

Вы удивитесь: а что, до этого дворец был сам по себе при Таврическом саде и князе Таврическом? Во времена Потёмкина усадьба именовалась Конногвардейским домом, так как ранее эта территория и принадлежала Конногвардейскому полку, где и начинал военную карьеру известный хозяин.

Реставрацией дворца занимается известный архитектор Ф. И. Волков. С легкой руки Екатерины II в воплощении архитектора появляются церковь и театр, кроме того императрица перевозит часть скульптур в дополнение к имеющейся.

От Невы прорывается канал, за счет которого вода в пруду становится на уровень ниже и теперь не затапливает полы здания — также задумка Екатерины II. Дворец был дополнен портиком у главного входа и красивой оградой парадного двора, добавлено несколько мостиков через протоки.

Так, Таврический приобретает второе дыхание и снова цветет.

В правление Павла I всё, увы, приходит в упадок. Здесь размещается Конногвардейский полк.

В начале XIX века Александр I занимается восстановлением и реставрацией Таврического дворца и сада, привлекая К. Росси, Дж. Б. Скотта, Д. Феррари. Дворец снова «поднимается» и принимает известных гостей. Одно время здесь даже хранилась часть вещей, перевезенных из Зимнего после пожара. В середине века вид на Неву из усадьбы закрывают новые постройки: водонапорная башня и прочие здания.

Серьезные изменения начинаются в начале XX века, когда в Таврическом дворце проводится первый съезд Государственной думы, а в 1917 г.

именно здесь разместится Временное правительство, затем переехавшее в Москву, а на его место во дворец придет Высшая партийная школа. И перестройки, перестройки дворца…

В таких условиях исторический шарм и дух Таврического, каким он был при Потёмкине и Екатерине II, можно считать, утрачен (это на мой взгляд).

Современные реставрационные работы проводились по сохранившимся рисункам и копиям, но, конечно, это уже совсем «не то пальто». Сейчас во дворце на постоянной основе функционирует штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи стран-участниц СНГ.

Этим я завершаю исторический экскурс и предлагаю подробнее ознакомиться с тем, что сейчас можно увидеть и услышать в Таврическом дворце.

Наши дни

В наши дни здание успешно выполняет культурно-просветительскую функцию. Здесь открыты как постоянные, так и временные экспозиции, также опытные экскурсоводы дворца проводят необычайно интересные экскурсии (обзорные и тематические), время от времени здесь организуют живую музыку — органную или оркестровую, в зависимости от вечера.

Посещение

Что необходимо знать при каждом посещении дворца:

  1. записываться заранее по прямому телефону (+7(812)-326-69-11) или через турфирмы (стоимость входного будет выше);
  2. иметь при себе паспорт для предъявления при входе (не забываем про статус размещенной штаб-квартиры Межпарламентской Ассамблеи СНГ).

Экскурсии в Таврическом проводятся по будням и только по предварительной записи. Они очень познавательные и вовсе не скучные, а атмосфера истории и событий прошлого так и обволакивает всех посетителей легкой дымкой.

Стоимость посещения — 400 рублей (у турфирм стоимость выше на 40-80 %) на данный момент, со временем цены меняются (как правило, растут), не забывайте эту милую особенность экономики :).

По своему опыту, советую заложить на посещение дворца минимум 1 час (я медлительная и люблю дополнительно рассматривать, воображать, как было раньше, поэтому могу и все 3 часа провести в таком дворце, как Таврический).

Также очень рекомендую концерты: будь то классическая музыка (в исполнении симфонического оркестра) или органная (инструмент с 2011 года является постоянным жильцом дома).

Стоимость входа на такие события — от 600 рублей и выше, а билеты можно приобрести в киосках театральных касс, щедро рассыпанных по всему городу. Там же можно уточнить информацию о музыкальных мероприятиях, своего сайта в дворца пока нет.

Нынешний орган был изготовлен с учетом особенностей Купольного зала дворца (как нетрудно догадаться, название зала происходит от формы потолка) несколько лет назад «взамен утраченного» оригинального инструмента.

Органные вечера стали традиционными в Таврическом дворце: кроме самого звучания знаменитого инструмента, вы услышите и увидите прекрасных оперных исполнителей и в качестве аккомпаниаторов — другие музыкальные инструменты.

В 2013 году в Таврическом дворце возродили одну из замечательных традиций — проведение новогодних ёлок. Как сообщает история, первую ёлку здесь провели в 1824 году! Что же, отличная традиция, не только Кремль пусть будет знаменит таким сказочным событием. На праздник прежде всего приглашают детей из многодетных семей (дружной компанией!) и детей с ограниченными возможностями.

Кстати, залы дворца предоставляются для аренды для проведения в них масштабных мероприятий как личного, так и корпоративного характера. По-моему, это невероятно здорово: мысленно вообразить себя на балу во дворце князя Потёмкина! Хотя бы разок!..

Читайте также:  Северный модерн в архитектуре санкт-петербурга - связь с суровой северной природой

Предисловие в конце

Притягательная атмосфера, классическая музыка, восстановленные интерьеры, экскурсии — полноценная программа культурного обогащения каждого, кому небезразлична история нашей страны и всем, кому она просто интересна.

Возможно, вы не услышите звон бокалов пышных балов времени первого хозяина, князя Потёмкина, но вполне вероятно услышите или увидите нечто другое, попробуйте переключиться на волну истории и встретиться с Екатериной, представить, как прогуливался по залам Карамзин, услышать топот коней Конногвардейского полка времен Павла или же вообразить Ленина, выступавшему здесь век тому назад… Прогуляйтесь по залам!

Пожалуй, это всё, что я хотела бы рассказать вам о Таврическом дворце. Не проходите мимо, откройтесь подлинной истории.

Источник: http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/tavricheskiy-dvorets

Таврический дворец

Возведена в стиле классицизма в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова.

Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.

Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом.

Дворец получил своё название по титулу князя Таврического, который был пожалован временщику в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Тавриды).

Одним из его украшений была античная статуя Венеры Таврической, привезённая в Россию при Петре I.

В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой оградой (1792-1793, архитектор Ф. И.

 Волков), расположен центральный двухэтажный корпус с шестиколонным портиком, увенчанный плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор.

Первоначально Таврический дворец был открыт к Неве, от которой шел канал, завершавшийся гаванью-ковшом. Эта архитектурная перспектива, входившая в панораму невских берегов, существовала до постройки в 1858-1863 годах напротив дворца водонапорной башни и других сооружений Центральной городской водопроводной станции (архитекторы И. А. Мерц, Э. Г. Шуберский).

В архитектурный комплекс Таврического дворца входит также так называемый дом садового мастера, построенный в 1793-1794 (архитектор Ф. И. Волков) для В. Гульда. Главный фасад двухэтажного центрального корпуса отмечен дорическим портиком, садовый фасад — полуротондой с круглым в плане балконом; два небольших флигеля увенчаны купольными башнями.

В 1783-1800 годах позади дворца садовым мастером В. Гульдом был разбит Таврический сад.

При императоре Павле I здесь разместился Конногвардейский полк. Зимний сад стал конюшней, а залы дворца переоборудовали под манеж и казармы. Разумеется, при таком использовании дворец быстро начал разрушаться.

Император Александр I отреставрировал Таврический дворец. В начале 19 века здесь жил и умер историк Карамзин.

Также в усадьбе долгое время гостили персидский принц Хосров Мирза и шведский и норвежский принц Франс Иосиф.

В начале XX века Таврический дворец стал местом проведения заседаний Государственной думы. Для этой цели внутренние интерьеры пришлось вновь перестроить, а Зимний сад превратить в Зал заседаний.

В феврале 1917 года здесь размещался Временный комитет Государственной думы, затем Временное правительство, далее возник Петроградский совет рабочих депутатов, до переезда в Смольный заседал ВЦИК Советов.

В 1918 году в Таврическом дворце собиралось Всероссийское учредительное собрание, проходил Третий Всероссийский съезд Советов, Седьмой съезд РКП(б). В 1930-х годах здесь помещался Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет.

Дворец был отреставрирован после Великой Отечественной войны, сюда переехала Ленинградская высшая партийная школа (проект приспособления здания — архитектор И.Г. Капцюг, школа занимала помещения дворца до 1990 года).

Источник: http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/196851/

Таврический дворец. Таври́ческий дворе́ц в Санкт-Петербурге выдающееся произведение русского классицизма конца XVIII века. — презентация

1 Таврический дворец<\p>

2 Таври́ческий дворе́ц в Санкт-Петербурге выдающееся произведение русского классицизма конца XVIII века.<\p>

3 План Таврического дворца<\p>

4 Был построен в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова. Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад. СТАРОВ Иван Егорович русский архитектор<\p>

5 В настоящее время дворец является штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств. В нём находится также петербургский филиал Межгосударственной телерадиокомпании «Мир». Адрес: Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 47, Таврический дворец, Малый купольный зал Станция метро: «Чернышевская» Автобусы: 22, 46, 54, 74, 105, 136.<\p>

6 Таврический дворец был построен для светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического в гг. по проекту архитектора И. Е. Старова.<\p>

7 Комплекс Таврического дворца В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой оградой ( , архитектор Ф. И. Волков), расположен центральный двухэтажный корпус с шестиколонным портиком, увенчанный плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор.<\p>

8 Комплекс Таврического дворца Первоначально Таврический дворец был открыт к Неве, от которой шел канал, завершавшийся гаванью-ковшом. Эта архитектурная перспектива, входившая в панораму невских берегов, существовала до постройки в годах напротив дворца водонапорной башни и других сооружений Центральной городской водопроводной станции (архитекторы И. А. Мерц, Э. Г. Шуберский).<\p>

9 Внутреннее убранство Изысканная скромность и простота фасадов Таврического дворца контрастировали с исключительной роскошью и великолепием внутреннего убранства. За главным вестибюлем богато украшенная лепниной ротонда, объединённая широким проёмом с Белоколонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад. Парадные помещения (Картинный зал, Гобеленовая гостиная, Диванная, Китайский зал) частично сохранили художественную отделку (полихромная роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи).<\p>

10 Резиденция Потемкина Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку дворца было затрачено около рублей золотом. Дворец получил своё название по его титулу Князь Таврический, который был пожалован ему в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Таврии). От названия Таврического дворца происходят наименования Таврического сада, Таврической улицы и Таврического переулка. Императрица Екатерина Вторая<\p>

11 После Екатерины После смерти Потёмкина Таврический дворец взят в казну, был одной из любимых резиденций Екатерины II. В 1797 году по указу Павла I имущество Таврического дворца перенесено в Михайловский замок, а сам дворец передан Конногвардейскому полку. В 1801 году Таврический дворец был восстановлен как одна из резиденций императоров.<\p>

12 Государственная дума В годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов). Зал заседаний Государственной думы в Таврическом дворце, Санкт- Петербург<\p>

13 Таврический дворец сегодня<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/76783/

Таврический дворец в Санкт-Петербурге

Одной из самых знаменитых достопримечательностей города на Неве по праву считается Таврический дворец. Он располагается неподалеку от Смольного института и Смольного монастыря и до сих пор привлекает тысячи туристов со всей России и из-за рубежа роскошью внутреннего убранства и строгостью внешних форм.

История Таврического дворца

Появление Таврического дворца в Санкт-Петербурге связывают с командиром русской армии в Русско-турецкой войне – Григорием Потемкиным. Благодаря его стратегическому таланту к Российской империи была присоединена Таврида – полуостров Крым.

Легендарному фавориту Екатерины II была прибавлена приставка Таврический к фамилии. Для удобства своего пребывания в Санкт-Петербурге граф приказал построить дворец в 1782 году.

Для возведения Таврического дворца архитектором был выбран Иван Старов, с которым Потемкин свел близкое знакомство еще во время учебы в гимназии. А уже с 1783 г. и по 1789 г. велось строительство, для чего был выбран участок на берегу Невы в отдалении от центра города.

Во дворце проводились роскошные балы, вечера, концерты, ужины. После смерти Потемкина, Екатерина II выкупила Таврический дворец и сделала его своей резиденцией. Павел I отдал великолепное сооружение под конюшни для Коногвардейского полка, из-за чего дворец пришел в упадок.

Однако при Александре I его восстановили благодаря усилиям архитектора Л.Руска и художника Д. Скотти. С 1907 г – по 1917 г здесь проводила свои заседания Государственная Дума. Кстати, весной 2013 года закончилась реставрация Думского зала Таврического дворца по облику, который был у него в начале XX века.

Во время революции там обосновался Временный комитет, затем Временное правительство. При советской власти во дворце была Ленинградская высшая партийная школа. Сегодня здесь располагается штаб МПА СНГ, проводятся конференции, съезды, политические мероприятия.

Таврический дворец: стиль и архитектура

По проекту Старова Таврический дворец строился на популярный русский манер – в виде растянутой буквы «П» и был обращен фасадом к реке. Являясь прекрасным образцом строгого классицизма, здание поражает своей простотой и в то же время основательностью.

От его центрального двухэтажного корпуса отходят два симметричные боковые двухэтажные крыла, соединенные одноэтажными переходами. Все это пространство в целом образует обширный подъездный парадный вход, в глубине которого располагается римско-дорический портик с шестью колонами. Основная часть здания украшена куполом.

Практически отсутствие украшений с снаружи компенсируется роскошной обстановкой внутри дворца. За вестибюлем квадратной формы находится восьмиугольный Купольный зал. Екатерининский зал Таврического дворца располагается сразу же за ним и представляет собой галерею с множеством колон и закругленными торцевыми стенами.

Затем следует Зимний сад – помещение со стеклянными стенами и крышей, где круглогодично выращивались экзотические растения.

Практически каждое помещение украшено роскошным паркетом из дорогих пород дерева, росписью по стенам, великолепными полотнами, коврами, мебелью.

Таврический дворец: экскурсии

Посетить величавый дворец и восхититься его убранством может каждый желающий в рабочие дни. Улица Шпалерная, 47 – это адрес, где располагается Таврический дворец. Режим работы с 9 утра до 6 вечера. Посетителям демонстрируют Екатерининский, Купольный и Думский залы.

Между прочим, имеется в Таврическом дворце органный зал: в Купольном зале в 2011 г. расположили органный инструмент. Им заменили инструмент меньшего размера самого графа Потемкина.

Поэтому нередкими являются концерты в Таврическом дворце, где звучит музыка, написанная великими композиторами — Григом, Бетховеном, Генделем, Бахом.

Гостям Санкт-Петербурга также будет интересно посетить и другие дворцы: Юсуповский, Михайловский, Шереметьевский, а также достопримечательности его пригорода.

Источник: https://womanadvice.ru/tavricheskiy-dvorec-v-sankt-peterburge

Таврический дворец

Даже в наши дни Таврический дворец в Санкт-Петербурге впечатляет своими масштабами, а в конце XVIII века оно было крупнейшим сооружением не только в стране, но и Европе.

Сравнительно невысокое здание (12 метров) протянулось главным фасадом более чем на четверть километра и занимает огромную территорию. Центр дворца отмечен прекрасным шестиколонным портиком. Парадный замкнут боковыми флигелями. В годы создания усадьбы еще не существовало здания водопроводной станции, поэтому массив дворца хорошо воспринимался с простора Невы и противоположного берега.

Совсем по-иному выглядел район дворца в XVIII веке.

В те далекие времена на нынешней Шпалерной улице к востоку от реки Фонтанки размещался один из важнейших промышленных центров Петербурга: Литейный двор, Пушечный двор и Артиллерийская канцелярия, а также Шпалерная мануфактура (отсюда старое название Шпалерная улица), изготовлявшая гобелены для царского двора. Неподалеку располагались рабочие слободы, а также казармы войск, охранявших «покои» царской столицы.

К 1780-м годам за рекой Фонтанкой образовались военные городки.

В районе где находились казармы Преображенского, Артиллерийского, Конногвардейского и Кавалергардского полков, в 1783-1789 годах для фаворита Екатерины II, князя Потемкина-Таврического (вторую, почетную фамилию этот полководец получил за присоединение к России Крыма «Тавриды») строится дворец, проект которого принадлежал архитектору И. Е. Старову. Дворец до сих пор называется по именем своего первого владельца.

Знаменитый Таврический дворец в Санкт-Петербурге одна из характерных городских усадеб конца XVIII века. Сравнительно строгий внешний облик дворца контрастировал с пышным интерьером.

Главный вход, украшен яшмой и гранитом, богато декорирован Купольный зал, который служит своеобразным преддверием главного зала дворца. Колоссальный, овальный в плане центральный Екатерининский зал украшен идущими в два ряда 36 колоннами.

Это монументальное помещение с прекрасными росписями было воспето русским поэтом эпохи Просвещения Державиным.

Одновременно с дворцом создавался прекрасный сад, планировкой и устройством которого руководил известный в то время садовый мастер Вильям Гульд. Постройка Таврического дворца стоила казне около 400 тысяч рублей золотом, что составляло для того времени громадную сумму. Еще большие средства шли па обслуживание сановного владельца дворца.

Помещения специально отделывали для придворных празднеств, официальных приемов и увеселении. Достаточно привести такую цифру: для изготовления свечей во время одного из празднеств было закуплено только воска на 70 тысяч рублей. На балах играл оркестр роговой музыки. Каждый из 50 крепостных музыкантов мог извлекать из своего инструмента лишь одну раз и навсегда заданную ноту.

И всё же общее звучание такого оркестра была изумительной.

Но торжественно-парадный облик дворцовых покоев сохранился недолго. Занявший после смерти Екатерины II престол Павел I с ненавистью преследовал всё, что напоминало о фаворитах его матери.

Он предал поруганию и Таврический дворец. В 1799 году по императорскому указу здесь разместилась казармы. В воспетом Державиным Екатерининском зале была устроена конюшня.

На протяжении всего XIX века дворец находился в запустении.

После первой русской революции Таврический дворец получил новое назначение. Во дворце расположилась Государственная Дума первый российский парламент. Превращённый в зал заседаний Зимний сад стал центром политической жизни.

Во время Февральской революции в 1917 году здесь начал собираться Совет рабочих и солдатских депутатов. Сегодня Таврический дворец в это штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи СНГ, при которой работает музей истории парламентаризма в России.

Вы можете увидеть дворец а одной из наших обзорных экскурсий по Петербургу.

Источник: http://tourcentrum.ru/petersburg-ekskursii/dostoprimechatelnosti/tavricheskiy-dvorec

Таврический дворец ул. Шпалерная, д. 47 в Санкт-Петербурге

В конце XVIII века в отдаленном от центра города малонаселенном районе, близ казарм полка Конной гвардии, возник новый архитектурный ансамбль — дворец всесильного временщика екатерининского царствования Г. А. Потемкина-Таврического.

На обширном участке на левом берегу Невы, ниже Смольного монастыря, архитектор И. Е. Старов возвел монументальное здание дворца, названного Таврическим. Перед дворцом была вырыта гавань (ковш), соединенная каналом с Невой.

На прилегающей территории распланирован большой пейзажный сад. В начале 1790-х годов Воскресенская, ныне Шпалерная, улица была продолжена до площади перед Смольным монастырем. Она ограничила территорию дворца с севера.

Восточная и западная границы ансамбля определились в результате прокладки двух новых улиц — Таврической и Потемкинской.

Архитектор Ф. И. Волков построил на участке дворца несколько новых зданий: оранжерею, теплицы, дом садовника, несохраиившийся садовый павильон «Адмиралтейство» и несколько мостов через протоки между прудами дворцового сада.

В конце 1790-х — начале 1800-х годов к югу от усадьбы Таврического дворца возник военный городок — казармы Преображенского полка. Решенные в формах зрелого классицизма, казарменные корпуса Преображенского полка образуют с ансамблем Таврического дворца единый комплекс, определяющий художественно-выразительный и целостный облик городского района, сливающегося с ансамблем Смольного.

Оба ансамбля неразрывно связаны в народной памяти с событиями Февральской и Октябрьской  революций. В дни Февральской революции 1917 года здесь открыл свои заседания Совет рабочих и солдатских депутатов.

В истории русской архитектуры конца XVIII века Таврический дворец занимает важное место. Основные архитектурные идеи русского классицизма воплощены в нем в высокохудожественной форме. Строительство дворца начато И. Е. Старовым в 1783 и закончено в 1789 году.

Композиция здания отличается ясностью и простотой. Центральный двухэтажный корпус, включающий ряд парадных залов, увенчан плоским куполом на невысоком барабане и объединен одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий двор. Сооруженная Ф. И. Волковым в 1792- 1793 годах ограда отделяет парадный двор от улицы.

Главный вход во дворец оформлен монументальным шестиколонным портиком в центре главного фасада. Ему отвечают четырехколонные портики боковых корпусов.

Гладкие плоскости стен центрального корпуса, лишенные каких-либо декоративных украшений, прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. С суровой простотой фасадов контрастирует торжественное убранство парадных залов.

За главным вестибюлем следует ротонда, объединенная широким проемом с великолепным колонным залом. К нему примыкал зимний сад, отделявшийся от колонного зала открытой двойной колоннадой.

Источник: https://Peterburg2.ru/restplaces/tavricheskiy-dvorec-3712.html

Ссылка на основную публикацию