Свято-троицкая сергиева приморская мужская пустынь в санкт-петербурге

Стрельна-Сергиево-Красное Село — Радио «Град Петров»

Приглашаем на экскурсию в Стрельну (Троице-Сергиеву пустынь), Сергиево и Красное Село на 1 день 

Гид — Елена Захарова

Даты поездок:  и далее

Приглашаем на экскурсию в Стрельну (Троице-Сергиеву пустынь), Сергиево и Красное Село.  Мы посетим Троице-Сергиеву пустынь, настоятелем которой был святитель Игнатий Брянчанинов.

Там нашли упокоение архитектор Алексей Горностаев, княгиня Зинаида Юсупова и дочь Суворова – Наталья Зубова. В посёлке Сергиево мы увидим храм Андрея Критского и часовню «Всех скорбящих Радость».

Узнаем, как она связана с судьбой Николая Второго.

В Красном Селе побываем в храме Александра Невского. Помолимся у образа Симеона Богоприимца, почитаемого царской фамилией.

Троице-Сергиева Приморская пустынь в Стрельне входила в перечень пяти мест, рекомендуемых к посещению паломникам, приезжающим в дореволюционный Санкт-Петербург.
Она была основана в 1734 году в честь прп. Сергия Радонежского.

Императрица Анна Иоанновна передала земли на берегу Финского залива своему духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (Василию Высоцкому).
Здесь будущий преподобный Герман Аляскинский пробыл здесь пять лет послушником, после чего ушёл на Валаам.

Расцвет пустыни начался в 1834 при архимандрите Игнатии (Брянчанинове). Монастырским хором руководил духовный композитор протоиерей Пётр Турчанинов.

На монастырском кладбище хоронили представителей знатных фамилий: Апраксины, Мятлевы, Строгановы, Ольденбургские, Потемкины, Шереметевы, Зубовы, Энгельгардты, Нарышкины, Опочинины, Голенищевы-Кутузовы, Разумовские и др.

В церкви преподобного Сергия Радонежского (1854—1856, арх. А. М. Горностаев, действующая) в приделе мученицы Зинаиды покоилась княгиня Зинаида Ивановна Юсупова.

Сергиево (быв. пос. Володарский). Получил своё имя от расположенной неподалёку Приморской Свято-Троицкой Сергиевой пустыни.
Храм св. прмч. Андрея Критского освящен 14 июля 1903 года св. Иоанном Кронштадтским, под патронатом которого существовал местный странноприимный дом.

Храм-часовня «Всех Скорбящих Радость» была построена в 1904 году в честь благодарного воспоминания милости Божией о сохранении цесаревича Николая.  В японском городе Отсу на него было совершено покушение местным солдатом, который нанес ему сабельное ранение в голову.

О даровании цесаревичу скорого выздоровления православный народ молился образу Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Поэтому часовня была освящена в честь чудотворной иконы.

Красное Село — одно из красивейших пригородных районов С-Петербурга с богатой историей.

Всего менее ста лет назад Красное Село поражало гостей роскошными парками, царскими дворцами, знаменитым театром, на сцене которого выступали самые выдающиеся артисты того времени, ипподромом, описанным Л. Н. Толстым в романе «Анна Каренина».

 Но главное,  на летние месяцы оно становилось военной столицей Российской Империи. Именно здесь проходили масштабные манёвры с привлечением кавалерии, пехоты и артиллерии.

Прошли годы… История не пощадила эти места. Но все же сохранились: летний дворец вел. кн. Михаила Павловича, церковь св.

Александра Невского, построенная для Первой гвардейской пехотной дивизии, церковь Святой Троицы, заложенная при Екатерине II (деревянная), здание вокзала в Дудергофе (1899 г.

) и красивейшее здание — «больница для бедных людей», построенное общиной Святого Георгия на пожертвования Николая II и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, имеющее романтический, средневековый и несколько сказочный вид.

В церкви св. Александра Невского хранится чудотворный образ св. Симеона Богоприимца, обретенный во вновь забившем источнике в 1800 г. Его почитали и перед ним молились представители императорских фамилий.
Мы обязательно увидим красивейшие пейзажи дудергофских озер, Нагорный парк, Воронью и Ореховую горы (максимальные высоты Петербурга), увидим часовню на месте обретения чудотворной иконы св. Симеона.

Дудергофские высоты — памятник природы, группа холмов ледникового происхождения на юго-западе Санкт-Петербурга. Две самые высокие точки — Ореховая гора (176 м над уровнем моря) — самая высокая точка Санкт-Петербурга. И гора Воронья (147 м), откуда открывается вид на Санкт-Петербург, восточнее Ореховой горы располагается гора Кирхгоф (170 м).

Программа поездки:
12.30 — отъезд из СПб (Московский пр., д. 189 (ст. м. «Московская», выход на Авиационную улицу).
Стрельна. .
Сергиево (быв. пос. Володарский).

 Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Красное Село, Скачки и Дудергофские высоты. Обзорная экскурсия. Посещение храмов (храм Св.

Троицы, храм Александра Невского), знакомство с историей Красного Села, архитектурные и природные достопримечательности. Всенощное бдение по желанию.

19.00 Возвращение к ст. метро «Московская».

В программе (1150/1200): туристический автобус, сопровождение гидом, экскурсионное сопровождение.

Однодневные поездки: +7 (812) 982-40-19

Зарубежные и многодневные поездки по России: +7 (812) 985-49-33

Корпоративные клиенты и прием групп в Санкт-Петербурге: +7 (812) 984-32-05

Время работы: 11-19, будни. Время визита просим оговорить заранее.

Форма «ЗАПИСЬ НА ПОЕЗДКУ» http://www.grad-petrov.ru/palom/  «+» слева

Наша группа ВКОНТАКТЕ: http://vk.com/palomgradpetrov

Контакты

Источник: http://www.grad-petrov.ru/palom/odnodnevnye-poezdki/strelna-sergievo-krasnoe-selo/

Санкт-Петербург. Троицкая Сергиева Приморская пустынь

Жемчужиной русской истории, архитектуры и духовной культуры называли пустынь историки Петербурга.

Она была основана здесь в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива, на землях переданных императрицей Анной Иоанновной в 1734 году ее духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (в миру Василию Высоцкому).

В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Освящение состоялось 12 мая 1735 года.

Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. В июне 1735 г. Анна Иоанновна посетила пустынь и пожаловала в новопостроенный храм богослужебные книги. В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиева монастыря. Управлял юной пустынью ее основатель архимандрит Варлаам.

Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 года и был погребен в основанной им обители. Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь считалась приписанной Троице-Сергиевой Лавре.

Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей. Внешнее устройство пустыни производилось на средства Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры.

В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделялась от Троице-Сергиевой Лавры и возводилась во 2-й класс. 4 мая 1764 года из конторы Св. Синода последовал указ, в котором говорилось: «Состоящую при С.

-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии».

Постепенно мужской монастырь стал застраиваться по планировочному проекту, разработанному П. А. Трезини. По этому проекту были отделаны две угловые башни, весь двор вымощен камнем. В 1760 г. по проекту Ф. Б. Растрелли построены настоятельские кельи.

В них была картинная галерея, в которой в числе других находились два редких портрета Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Центром ансамбля стал построенный в 1756 – 1760 годах под смотрением Б.-Ф. Растрелли по проекту П. А.

Трезини каменный пятиглавый храм во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя святых Апостолов Петра и Павла и во имя Святых Праведных Захария и Елисаветы. Он был невелик, вмещал всего 600 человек, снаружи обильно украшен барочными колоннами и пилястрами, а внутри – высоким золоченым иконостасом.

Строгим изяществом были отмечены его пять свободно расставленных куполов, декорированных легкими колоннами. Собор послужил прототипом для многих церковных сооружений, возведенных в два последующих десятилетия. (В 1919 году собор был закрыт.

Великолепный Троицкий собор погиб — закрытый и приспособленный под хозяйственные нужды, он пострадал во время Великой Отечественной войны и был взорван летом 1962 года, хотя уже был готов проект реставрации этого памятника архитектуры XVIII века.)

Архитектор Луиджи Руска в 1805 — 1809 годах построил Инвалидный дом в западной части монастыря с церковью святого мученика Валериана. Храм был освящен в июне 1809 года, а инвалидный дом начал работать через пять лет. В храме была могила Валериана Зубова, георгиевского кавалера и кавалера ордена Андрея Первозванного, покорителя Дербента.

Церковь с богадельней для увечных воинов была построена его братьями графами Дмитрием, Платоном и Николаем Александровичами Зубовыми. В крипте церкви впоследствии были похоронены и сами Николай, Дмитрий и Платон (князь Римской империи) Зубовы, а также дочь и внук А. В. Суворова – Наталья Александровна Зубова и Александр Аркадьевич Суворов, дети и внуки графов Зубовых.

При перестройке церкви в советское время все эти захоронения были уничтожены.

В 1833 году настоятелем пустыни становится 27-летний святитель (канонизирован церковью в 1988 году) Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов). Пустынь была переведена в I класс, выросла в образцовый монастырь и стала известна не только в России, но и далеко за её пределами.

При нем в монастыре были выстроены поминальные церкви – Покрова Богородицы и Григория Богослова, часовни, кельи для монахов, Святые ворота. Главный объем по проектированию новых построек и переделке старых пришелся в этот период на долю архитектора Алексея Максимовича Горностаева.

Две часовни – Покровская и Спасская – перед монастырем, построенные Горностаевым из красного гранита в 1845 году, сохранились до нашего времени. Обе нарядные, с завершающими их килевидными киотами, образами и крестами, не мешают панораме монастырских сооружений, распахнувшейся в сторону Большой Петергофской дороги. За часовнями и оградой А. М.

Горностаев в 1859 — 1863 годах возвел Святые ворота с кельями, высокой шатровой башней и домовой церковью св. Саввы Стратилата, устроенной на средства штаб-ротмистра М. В. Шишмарёва в память деда его жены Саввы Яковлевича Яковлева, умершего в 1784 году и похороненного в Троице-Сергиевой пустыни. Церковь по неизвестным причинам так и не была освящена.

В 1899 году на башне над Святыми воротами были установлены часы, а затем корпус надстроен. Церковь и кельи выстроены в кирпиче, красивы и живописны в зеленом окружении и сказочны в зимнее время. Их оригинальный силуэт в постоянно меняющемся ракурсе созвучен пейзажному окружению.

Дело своего наставника продолжал в 1857 — 1897 годах новый настоятель пустыни архимандрит Игнатий (Иван Васильевич Малышев), который, будучи художественно одаренным человеком, украсил пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Самым крупным сооружением в монастыре в тот период надо назвать постройку А. М.

Горностаевым церкви Преподобного Сергия Радонежского. Первую каменную церковь на месте прежней деревяннойпоставили в 1758 году, а горностаевский храм был сооружен в 1854 — 1859 годах и освящен в сентябре 1859 г. Внешний облик церкви не представляет собой ничего необычного.

Это трехэтажное, в 18 сажень длиной здание с алтарной апсидой на востоке, пятью главами, двумя церквами: нижней и верхней. Входной портал находится в центре южного фасада и отмечен гранитными колоннами. Лучковые формы фронтонов окон, тройные пилястры, обработанные рустами, словно повторяют декор стоящих рядом трапезной и настоятельского корпуса.

Внутреннее же пространство храма не повторяло ни одного из построенных в России. Здание церкви представляет собой базилику с тремя нефами и двумя рядами тёмно-красных гранитных колонн высотой пять метров, поддерживающих хоры. Колонны имеют различные по рисунку капители.

Высокие арки, послушно следуя за колоннами, ритмично вторят этому плавному движению, направляя молящихся к алтарю. Вмещающий 2000 человек храм получает свет из высоких полуциркульных окон-витражей, расположенных на южной и северной стенах. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, был перекрыт деревянными балками. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по эскизам М. Н.

Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент. Алтарную часть церкви отделял невысокий византийского типа двухъярусный иконостас, выполненный из мрамора со вставками из малахита, ляпис-лазури и мозаики. Образа в Царских вратах исполнили академик Н. А. Лавров, автор фресок, и М. Н. Васильев.

В боковых нефах находились небольшие мраморные иконостасы, инкрустированные цветными камнями. Плоскости стен, соединяющие церковь с трапезной, были расписаны художником Беляковым и Игнатием Малышевым. Над западной частью церкви были устроены хоры. Мозаичный пол, выполненный по проекту Горностаева, представляет собой многоцветную орнаментальную композицию.

Нижняя, поминальная, церковь была устроена по типу древних крипт или христианских катакомб и имела многочисленные захоронения. В приделе, освященном 4 июля 1857 г. во имя Христа Спасителя, находилась усыпальница графов Апраксиных с 20 захоронениями. Придел во имя мученицы Зинаиды, освященный 28 апреля 1861 года, где был иконостас из розового кипариса, имел 33 захоронения Юсуповых.

Кроме того, в нижней церкви нашли свой последний приют князья Чернышевы, Шишмаревы, Карцевы, Строгановы, Волконские, Щербатовы, граф Клейнмихель, барон Фредерикс. Ныне церковь является единственным действующим храмом на территории монастыря. Закрытый в 1919 году, частично разрушенный и перестроенный, храм восстанавливается и украшается. Восстановлена лепнина фасадов церкви, восстанавливаются росписи интерьеров.

Освященная в мае 1857 года церковь Святителя Григория Богослова («Кушелевская») находится в северо-восточной части обители. Она была возведена в 1855 – 1857 годах по проекту придворного архитектора А. М.

Читайте также:  Таврический сад в санкт-петербурге

Штакеншнейдера в русско-византийском стиле над могилой любимца Павла I, генерал-лейтенанта графа Григория Григорьевича Кушелева на деньги его вдовы Екатерины Дмитриевны. В церкви был двухъярусный иконостас, образа которого написаны на золотом фоне. В центре храма – спуск в усыпальницу, облицованную белым мрамором.

Церковь эта была закрыта в 1919 — 1920 годах. Одно из лучших творений архитектора А. И. Штакеншнейдера сохранилось, хотя и в переделанном виде.

Поминальная церковь Покрова Пресвятой Богородицы («Кочубеевская»), знаменитая своим флорентийским куполом, располагалась справа от Святых ворот. Она была заложена в июле 1844 года над могилой княгини Марии Ивановны Кочубей, урожденной княжны Барятинской.

Это было однокупольное восьмигранное здание, облицованное шотландским камнем, в котором свет падал через круглые окна. Церковь строилась в 1859 — 1863 годах по проекту архитекторов Р. А. Кузьмина и Г. Э. Боссе на деньги князя Михаила Викторовича Кочубея. Освящена церковь в 1863 году архимандритом Игнатием (Малышевым).

Храм действовал до ноября 1931 года. В середине 1960-х годов он был взорван.

Часовня во имя Тихвинской иконы Божией матери была возведена близ алтаря Троицкого собора над могилой первого настоятеля Пустыни архимандрита Варлаама на деньги монастыря по проекту А. М.

Горностаева в 1864 году, уже после смерти архитектора, скончавшегося в 1862 году. В ней же был похоронен сподвижник Игнатия Брянчанинова схимонах Михаил (Чихачев).

В ноябре 1931 года, после закрытия «Кочубеевской» церкви, часовня стала приходским храмом. Закрыли её в 1935 году. Здание часовни не сохранилось.

Часовня во имя Рудненской иконы Божией Матери была сооружена на одном из островов пруда в восточной части монастыря. Проект часовни, освященной в 1876 году, был выполнен архитектором Д.И. Гриммом. Здание часовни не сохранилось.

По проекту архимандрита Игнатия (Малышева) и архитектора А. А. Парланда в 1872 – 1884 годах в пустыни возвели церковь Воскресения Христова. Здание церкви было возведено на месте стоявшей здесь ранее церкви Святого Апостола Иакова, построенной в 1791 году.

Новый храм был пятиглавым, с куполами и фасадами, решенными в духе форм и мотивов позднего византийского зодчества. В нижнем этаже была расположена церковь Святого Архистратига Михаила, созданная в память погребенного здесь вице-адмирала князя М. П. Голицына, вдова которого и пожертвовала средства на строительство.

Престол церкви был освящен в 1884 году одновременно с алтарём главного помещения Воскресенского собора в верхнем этаже здания. Здание отмечали великолепное мастерство исполнения, сочетание уступчатых высоких фронтонов и арочного венчания куполов.

На фасаде из разноцветного кирпича были большие барельефы с изображением Спасителя, шествующего по водам, и русских святых всех веков. Золоченые царские врата поддерживали посеребренные ангелы. Все образа в Царских вратах написаны на перламутре, а в иконостасе – на золотом фоне. Архимандрит Игнатий (Малышев) написал для собора около 70 икон.

Церковь сыграла важную роль в формировании ансамбля сооружений Троице-Сергиевой пустыни. В усыпальнице выстроенного им собора и был похоронен И. В. Малышев. Храм был закрыт в 1919 году, его здание — первое творение архимандрита Игнатия и архитектора А. А.

Парланда (по их совместному проекту позже в С-Петербурге будет возведен великолепный «Спас-на-Крови» на месте смертельного ранения Александра II) — снесено в 1968 году. Летом 1998 года мощи архимандрита Игнатия были обретены под землей на месте бывшего Воскресенского собора и перенесены в храм Преподобного Сергия Радонежского.

Троице-Сергиева пустынь была закрыта в 1931 году, насельники монастыря были арестованы и отправлены в ссылку. Варварски и планомерно уничтожалось кладбище монастыря, в XIX веке считавшееся одним из самых красивых в Европе.

С екатерининских времен на нем, подобно кладбищам Александро-Невской лавры, Донского и Симонова монастырей в Москве, хоронили умерших из знатных родовитых семей: Апраксиных, Мятлевых, Строгановых, Дурасовых. Здесь были похоронены архитекторы А. М. Горностаев и А. И. Штакеншнейдер.

Архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой пустыни серьезно пострадал вначале в ходе варварских перестроек 1930-х годов, а затем в результате разрушений в период Великой Отечественной войны. В 1960-х годах снесены полуразрушенные войной храмы обители.

К сожалению, не сохранились растреллиевско-трезиниевский Троицкий собор, церковь Покрова, построенная в пустыни архитекторами Р. И. Кузьминым и Г. Э. Боссе и церковь Воскресения. С 1964 года на территории монастыря находилась специальная средняя школа милиции.

В 1973 году как в насмешку, всего через несколько лет после того как были снесены вышеперечисленные храмы, архитектурный комплекс монастыря поставлен под охрану государства.

В марте 1993 года в обители возобновилась монашеская жизнь. Шесть лет насельникам монастыря приходилось делить территорию пустыни со школой милиции, которая наконец-то в 1999 году освободила здания обители. Ныне богослужения проходят в восстанавливаемой церкви Сергия Радонежского.

Сохранился также храм Григория Богослова, правда приведение его в порядок потребует значительных средств.

Данные взяты по большей части из книги «Митрополит Санкт-Петербургский Владимир. Жизнь и труды». (СПб. 2000 г. ) и из описания обители, в ней распространяемой.

Троице-Сергиева пустынь, 1 класса, в 19 верстах от Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива, близ железнодорожной станции Сергиево. Основана в 1734 году духовником императрицы Анны Иоанновны, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, архимандритом Варлаамом. До 1764 года приписана была к Александре-Невской лавре. Пятиглавый Троицкий собор сооружен в 1756 году на средства Лавры.

Здесь находится особо чтимая икона пр. Сергия Радонежского, а при ней крест с частицею святых мощей его. В соборном храме во имя пр. Сергия, построенном в 1859 году, находится ковчег с частицами святых мощей Египетских пустынников. Третий, соборный храм Воскресения Христова, — византийской архитектуры, пятиглавый; освящен в 1884 году.

Он разделяется на 2 храма: нижний, имеющий усыпальницы строителей и благотворителей, и верхний, предназначенный для постоянных богослужений. Пред входом в храме, у дверей направо и налево, помещены два изваяния Спасителя и первых насадителей в нашей стране христианства, равнопрестольной княгини Ольги и мучеников Федора и сына его Иоанна.

При входе в собор видно в окнах восточной алтарной стены несколько прозрачных, приготовленных из цветного стекла икон весьма художественной работы. Иконостас выделяется тою особенностью, что имеет только две небольшие местные иконы: Спасителя и Божией Матери, в киотах, богато исполненных из мрамора и других ценных минералов.

Между иконами находятся два бронзовых посеребренных изваяния архангелов, сидящих, как стражи святыни, у входа в алтарь. Бронзовые золоченые двери необыкновенно низки, так что через них алтарная стена почти вся оказывается на виду. На солее пред иконостасом поставлены 2 драгоценных многосвещника, которые бесподобны по высоко художественному исполнению.

Дорогая ляпис-лазурь и золоченая бронза составляют материал, из которого они исполнены. Стенное письмо внутри собора, в большей части, принадлежит кисти почившего настоятеля и строителя собора архимандрита Игнатия.

По его же мысли, по обеим стенам собора, на так называемом поясе, изображены все святые, прославленные российскою православною Церковью, начиная с X века, от равноапостольных великих князей Ольги и великого князя Владимира и кончая XIX веком, до новопрославленных святых угодников: Иннокентия, Митрофана и Тихона.

На острове Иорданского пруда находится часовня с особо чтимой древней иконой Пресвятой Богородицы, нарицаемой Руденскою. Ежегодно 5 июля и 25 сентября совершается вокруг монастыря крестный ход. С 1892 года в память 500-летия кончины преподобного Сергия ежегодно 25-го сентября совершается обществом трезвости крестный ход в пустынь из Покровской братской церкви в Санкт-Петербурге. При пустыни двухклассная школа, инвалидный и странноприимный дом и больница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00734

Свято Троицкая Сергиева Приморская пустынь в Стрельне

Фото Сергиево Приморской пустыни

Время: 08:00–21:00.

Стоимость: бесплатно.

Сергиева Приморская пустынь – православный мужской монастырь в Стрельне (Санкт-Петербург). Архитектурный комплекс в неовизантийском стиле входит в перечень объектов культурного наследия нашей страны.

Основателем монастыря стал настоятель Троице-Сергиевой лавры Варлаам. Строительство обители началось в 1734 году на участке рядом с побережьем Финского залива, подаренном лавре императрицей Анной Иоанновной.

Строили монастырь монахи Троице-Сергиевой лавры. Обитель окружили деревянной оградой с башнями по углам. Анна Иоанновна повелела перевезти в монастырь церковь Успенья Богородицы из имения своей матери Прасковьи Федоровны. Деревянный храм разместили в центральной части обители, рядом с монашескими кельями и каменным домом настоятеля.

Императрица подписала указ о выделении Сергиевой Приморской лавре трех деревень с землей в 219 десятин и всеми жителями. Поначалу в пустыни не было монахов, имеющих право на проведение богослужений. Службы проводились братией из лавры. Самостоятельным учреждением монастырь стал в 1764 году.

Настоящий расцвет Сергиева Приморская пустынь пережила в 1834 году при наместничестве архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Были построены новые корпуса для послушников, отремонтированы все здания. Монахи стали вести хозяйство чрезвычайно эффективно, производя животноводческую и растительную продукцию, за которой приезжали люди из Петербурга.

В 1857 году под руководством нового настоятеля, архимандрита Игнатия (Малышева), на территории пустыни была возведена красивейшая каменная церковь.

В Сергиевой Приморской пустыни была собрана крупнейшая монастырская библиотека, насчитывающая свыше 6 тыс. томов. При обители находились богадельня, сиротский приют, церковно-приходская школа и больница. Все эти учреждения работали исключительно на благо народа, любой мог обратиться за помощью к монахам из Сергиевой пустыни, моральный и духовный авторитет которых достиг невероятных высот.

Финансовое состояние обители также было образцовым: накануне революции капитал монастыря оценивался в 350 тыс. рублей. Количество постоянно проживающих в монастыре монахов достигло 100 человек.

В 1931 году новые власти начали репрессии против духовенства. Сергиева Приморская пустынь была закрыта, братия и настоятель монастыря — репрессированы. Большевики уничтожили располагавшееся при обители кладбище, на котором находились могилы архитекторов А. Горностаева, А. Штакеншнейдера и дипломата А. Горчакова, учившегося в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным.

На территории монастыря находилось семь невероятно красивых соборов, жемчужин русской архитектуры. Четыре из них были уничтожены в советское время, сохранилось три церкви — Церковь преподобного Сергия Радонежского, Церковь Святителя Григория Богослова и Церковь Саввы Стратилата.

Возрождение Сергиевой Приморской пустыни началось в 1993 году. Здесь снова живут монахи, в церкви Сергия Радонежского проводятся богослужения.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/interesnoe/svyato-troickaya-sergieva-primorskaya-pustyn-v-strelne/

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь Епархиальный мужской монастырь

1730-1740 годы – время правления родной племянницы Петра I, Анны Иоанновны, которая в делах просвещения и миссионерской деятельности сделала очень многое в интересах Русской Церкви.

В  1732 году был подписан указ о передаче Приморской дачи, что по Петергофской дороге, «Троицкому Сергиеву монастырю и Архимандриту Варлааму, и кто по нем, в оной обители, Архимандриты будут в вечное владение».

Архимандрит Варлаам (Высоцкий), духовный отец Анны Иоановны, был достойным наместником Троице-Сергиевой Лавры под Москвой. Основанная им Сергиева пустынь, имела положительное значение и для Петербургской епархии, и для всей Русской Церкви.

Скромная обитель занимала небольшой, почти квадратный, участок со стороной около 140м. Она была обнесена деревянной оградой с наугольными башнями. На центральной площади стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, освещенная в честь преподобного Сергия Радонежского.

По обеим сторонам церкви – монашеские кельи и каменный дом настоятеля. Обремененный многими церковными делами, Архимандрит Варлаам не так часто посещал обитель, но похоронить себя завещал именно здесь. Над его могилой была воздвигнута деревянная часовня Тихвинской Божией Матери.

Читайте также:  Стокгольм из петербурга - экономно, в швецию из санкт-петербурга

Подъезжая из столицы к Стрельне, паломник уже издали замечал среди зелени окружающих садов и полей золотые кресты и главы, разноцветные стены и крыши монастыря, который на 19-й версте Петергофской дороги основал в 1732 году архимандрит Варлаам (Высоцкий), настоятель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры — царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Меклен-бург-Шверинской.

Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трези-ни кельи в 1756-1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом.

Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых «Аскетических опытов».

Уже через год он объединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П.

И. Турчанинов, который в 1836-1841 был священником в соседней Стрельне.

  • 1732 — основание монастыря, подчинен Троице-Сергиевой Лавре.
  • 1735 — освящен деревянный храм прп. Сергия Радонежского.
  • 1756-1758 — перестроен храм прп. Сергия.
  • 1760 — воздвигнут пятиглавый Троицкий собор (под смотрением Б.Растрелли).
  • 1764 — монастырь стал самостоятельным.
  • 1805 — заложен храм св.мч. Валериана с инвалидным домом
  • 1809 — освящен храм св.мч. Валериана
  • 1844 — заложен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
  • 1854 — храм преп. Сергия полностью перестроен в византийском стиле.
  • 1855 — заложен Григорьевский храм.
  • 1859 — заложен надвратный храм сщмч. Саввы Стратилата
  • 1857 — освящен Григорьевский храм.
  • 1877 — заложен храм Воскресения Христова.
  • 1884 — освящен храм Воскресения Христова.
  • 1919 — монастырь закрыт, но богослужения продолжались еще более 10 лет. Закрыт храм мч. Валериана
  • 1920-е — закрыт храм Воскресения Христова.
  • 1962 — взорван Троицкий собор.
  • 1964 — уничтожено кладбище, взорван Покровский храм.
  • 1968 — снесен храм Воскресения Христова.
  • 1973 — архитектурный комплекс монастыря поставлен под государственную охрану.
  • 1993 — принято решение о поэтапной передаче уцелевших монастырских строений епархии.
  • 1994 — открытие монастыря. 

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-troitskaya-sergieva-primorskaya-muzhskaya-pustyn/

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская Пустынь :

Архимандрит Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. Кельи в 1756-1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 на углах стен появились башни. В том же году монастырь отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом

1730-1740 годы – время правления родной племянницы Петра I, Анны Иоанновны, которая в делах просвещения и миссионерской деятельности сделала очень многое в интересах Русской Церкви.

В  1732 году был подписан указ о передаче Приморской дачи, что по Петергофской дороге, «Троицкому Сергиеву монастырю и Архимандриту Варлааму, и кто по нем, в оной обители, Архимандриты будут в вечное владение».

Архимандрит Варлаам (Высоцкий), духовный отец Анны Иоановны, был достойным наместником Троице-Сергиевой Лавры под Москвой. Основанная им Сергиева пустынь, имела положительное значение и для Петербургской епархии, и для всей Русской Церкви.

Скромная обитель занимала небольшой, почти квадратный, участок со стороной около 140м. Она была обнесена деревянной оградой с наугольными башнями. На центральной площади стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, освещенная в честь преподобного Сергия Радонежского.

По обеим сторонам церкви – монашеские кельи и каменный дом настоятеля. Обремененный многими церковными делами, Архимандрит Варлаам не так часто посещал обитель, но похоронить себя завещал именно здесь. Над его могилой была воздвигнута деревянная часовня Тихвинской Божией Матери.

В царствование Елизаветы Петровны монастырь преобразился. Ко времени ее правления относится немало замечательных памятников зодчества: Зимний Дворец в Петербурге, Большой Дворец в Петергофе, Большой Царскосельский Дворец, собор Смольного монастыря и др. Все эти шедевры были созданы В.В. Растрелли.

Один из его первоначальных вариантов строительства Смольного собора использовал архитектор П. А. Трезини. По его проекту в 1756 году на месте старой церкви был заложен пятиглавый Свято-Троицкий собор, в 1756-58гг.

– церковь преподобного Сергия Радонежского, а также новые монашеские кельи, каменные, вместо деревянных, стены и башни.

В Троицком соборе в особом киоте стоял прекрасный образ Пресвятой Троицы, написанный К.П. Брюлловым.

Главной святыней храма была привезенная из Троицкой лавры основателем пустыни чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. В ризнице хранились два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары.

Собор был освещен во имя Пресвятой Троицы в 1763 году в присутствии императрицы Екатерины II и ее сына.

Для самой Екатерины Алексеевны Сергиева пустынь имела особое значение, с пустынью были связаны незабываемые переживания. В дни государственного переворота 1762 года гвардейские войска под предводительством Екатерины II и Е.Р. Дашковой дошли в походе на Петергоф до монастыря и остановились за его стенами.

В покоях настоятеля Екатерина Алексеевна дождалась ответ на свой ультиматум: император Петр III дал согласие на отречение от престола. В тот же час в пустыне состоялось самое первое богослужение по случаю счастливого исхода опасного предприятия. С тех пор Екатерина II щедро одаривала монастырь и ежегодно в памятный день справляла в его храме благодарственный молебен.

Здесь же она хотела обрести и земное успокоение. В архивных источниках сохранилась ее записка следующего содержания: «Ежели  умру в городе, положить меня в Александро-Невском монастыре, в Соборной церкви, мною построенной. Ежели в Царском Селе – на Софийском кладбище, у Казанской Богородицы. Буде в Петергофе – в Сергиевой пустыни».

Похоронили императрицу, как и положено, в Петропавловском соборе, но это ее завещание, хоть и не было воспринято при дворе всерьез, не забылось.

В 1764 году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом. Однако из-за частой смены настоятелей время процветания монастыря сменилось долгими годами упадка.

Но не забыты духовные подвиги таких настоятелей, как архимандрита Амвросия (Протасова), известного талантливого проповедника (1798-1800 гг.), ставшего наместником Александро-Невской лавры, а позднее – епископом Тульским, Казанским, Тверским. Настоятель монастыря в 1802-1804 гг.

Евгений (Болховитинов) собрал и оставил богатый научный литературный материал, значимый не только для церковной русской истории, но вообще для истории русской литературы: «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви», «Словарь светских русских писателей, соотечественников и чужестранников, писавших о России» и др.

Расцвет пустыни начался в 1834 году, когда ее наместником был назначен Игнатий Брянчанинов. Потомственный дворянин, блестящий воспитанник Инженерного училища, обладающий незаурядными поэтическими дарованиями, он отказался от блестящих перспектив и посвятил себя монашескому подвигу.

Более 20 лет (с 1834 по 1857 годы) Игнатий Брянчанинов был наместником монастыря и выполнил пожелание императора Николая I: «Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтобы ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей».

Огромными трудами настоятеля Сергиева пустынь действительно встала в один ряд с Донским, Симоновым монастырями, Александро-Невской лаврой. Сам  Государь неоднократно приезжал и просил благословения на свои начинания у святителя. Советов и наставлений искали у Игнатия Брянчанинова Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский.

Одно из произведений Н.С. Лескова было посвящено Игнатию Брянчанинову.

Согласно самой идее христианского монашества, существование монастырей, праведная жизнь их обитателей – это пример истинного благочестия.

Молитвы монахов, как «земных ангелов», должны были смягчать «гнев Божий», причина которого – постоянное нарушение людьми нравственных заветов Иисуса Христа. Историк В.О.

Ключевский писал о том, что русское монашество – это отречение от мира во имя идеалов, ему непосильных; cтремление покидать мир усиливалось не от того, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы.

Игнатий Брянчанинов, ученик иеромонаха Леонида, (Оптинского старца в 1829-1841 гг.), начал восстановление обители с возрождения строгого устава монашеской жизни и упорядочения богослужения, введения «практики умного делания», ежедневной исповеди, как в Оптиной пустыни.

Путь стяжания духовного опыта – молитва, и первым шагом на этом пути является пение, как своего рода «телесная молитва».

По поводу  пения Игнатий Брянчанинов заметил в одном из своих писем (собраны и опубликованы игуменом Марком Лозинским в 1995 году): «…от этой молитвы, сопровождаемой сильною наружною ревностию, также плотскою, переходит человек к сердечному и умственному вниманию, причем ревность действует с тихостию и благообразием». В соответствии с этим формировался и строй жизни Троице-Сергиевой пустыни.

Постижение искусства молитвы начиналось с клиросного пения, и все новоначальные иноки, придя в пустынь, получали послушание в братском хоре. Лучшие церковные композиторы того времени П.И. Турчанинов, А.Ф.

Львов (гимн «Боже, царя храни») писали  свои музыкальные произведения для монастырского хора, который в 1840 годы был возведен на степень первого в России монашеского хора.

Особенно прославился сподвижник Игнатия Брянчанинова духовный композитор схимонах Михаил (Чихачев).

Пение как врачевание, как путь разрешения от земных скорбей – один из символов культуры XIX века. При этом Троице-Сергиева пустынь, находясь на перекрестке культуры и религии, была местом притяжения музыкантов, композиторов. Кроме П.И. Турчанинова, А.Ф.

Львова, здесь бывал также М.И. Глинка, прибегая, как и многие другие, к духовным советам отца Игнатия. За духовным советом к святителю Игнатию приезжали великие князья и княгини, в беседах с ним искали вдохновения Н.И. Гнедич, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков, А.С.

Пушкин.

Другим перекрестком культуры и религии того времени была Оптина пустынь, центр притяжения, прежде всего, литературных кругов (Н.В. Гоголь, И.В. и П.В. Киреевские, В.С. Соловьев, Ф.М. Достоевский). В Оптиной пустыни не раз бывал Л.Н. Толстой, в том числе и в последние трагические дни своей жизни (вблизи Оптиной пустыни, в Шамординском монастыре, жила сестра Толстого – Мария Николаевна).

Игнатий Брянчанинов также прославился своими литературными трудами. Он собрал и изложил аскетически-богословное учение Церкви о борьбе с грехом, о возрождении человека путем покаяния и молитвы. Читая знаменитые «Аскетические опыты», понимаешь глубокий духовный смысл появления на русской земле «пустынничества», этой древнейшей формы монашества.

Достойным продолжателем дел настоятеля Игнатия Брянчанинова стал его бывший келейник Игнатий (Малышев) в течение следующих 40 лет (1857-1897 гг.) Он учился в Императорской Академии художеств у К.П. Брюллова, М.И. Скотти. Многие иконы были выполнены им для монастыря, а сама обитель превращена в образец архитектурного искусства.

  При нем была завершена архитектором А.М. Горностаевым перестройка храма преподобного Сергия Радонежского, закончен Братский корпус с надвратной церковью во имя Св. Саввы Стратилата. Другой известный архитектор А.И. Штакеншнейдер руководил (1855-1857гг.) последней при Игнатии Брянчанинове постройкой церкви Григория Богослова над могилой графа Г.

Г. Кушелева.

В 1884 году вместе с профессором Академии художеств А.А. Парландом был возведен Храм Воскресения Христова. Выполненный в византийском стиле, вмещающий до 2 500 человек, этот храм стал украшением Сергиевой пустыни. Также совместно с А.А. Парландом, Игнатием Малышевым был создан проект знаменитого «Спаса на Крови», храма-памятника на месте смертельного ранения императора Александра II.

Заботясь о внешнем украшении, настоятели монастыря не забывали о внутреннем созидании, поддерживали высокий духовный авторитет. В 1867 году в пустыни числилось братии 46 человек и 25 человек проживали на богомолье. Количество насельников постепенно увеличивалось. В 1916 году здесь насчитывалось до 100 человек монашествующих и 7 храмов.

Жизнь монахов проходила по строго установленному порядку.

О монашеском Уставе известно следующее: «Желающие поступить в монастырь предварительно испытываются, к какому послушанию более способны – к клиросному, письменному, хозяйственному и прочему, и, по принятии, поручаются для приобучения к иноческой жизни вообще, и, в частности, к избранному роду послушания опытным, в том и другом, старцам…Затем необходимо, по крайней мере, 3 года, чтобы принятый в иноки послушник, мог быть, если окажется достойным, пострижен в монахи». В дальнейшем из монашеской братии пустыни по существующей традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

Читайте также:  Юсуповский дворец в санкт-петербурге

По ходатайству настоятеля Игнатия Брянчанинова пустынь была наделена лесным участком в 50 десятин.

Земля была заболочена, но после многих трудов полевое монастырское хозяйство поднялось на очень высокий уровень.

Достаточно сказать, что  в 1882 году в России на выставке хлеборобов Сергиевой пустыни была присуждена большая серебряная медаль за семена ржи, две медных медали – за семена пшеницы и ячменя.

Монастыри всегда были средоточием духовной жизни, добрых дел, благотворительности. В пустыни действовал инвалидный дом, школа, больница для бедных, странноприимная (ежедневный приют для 15-20 странников), госпиталь во время войны.

При монастыре существовала первая Российская Сергиевская школа трезвости, основанная игуменом Павлом (Горшковым).

Основатель Александро-Невского общества трезвости отец Александр Рождественский ввел в обычай крестные ходы трезвенников в Троице-Сергиеву пустынь в одно из летних воскресений.

Помогала пустынь духовным школам. С 1866 года осуществлялись пожертвования на содержание Санкт-Петербургской Духовной семинарии и духовного училища. Архимандриту Игнатию Брянчанинову были пожалованы ордена св. Владимира и св. Даниила за деятельное участие в построении нового храма в городе Сараево (пожертвование всего иконостаса).

О высоком уровне духовной жизни говорит и то, что к концу 1901 года библиотека монастыря насчитывала более 6000 книг, выписывались журналы: «Вера и Церковь», «Миссионерское обозрение», «Душеполезное чтение», «Исторический вестник», «Вера и разум», «Друг трезвости», «Отдых христианина», «Русский паломник».

Пустынь с ее строгим уставным богослужением и прекрасным пением монахов, самоотверженным подвигом любви привлекала потоки богомольцев. Жители Петербурга любили свою Сергиеву пустынь. А знать Петербурга, еще со времен Екатерины II, выбрала пустынь местом погребения своих родных, устраивая фамильные склепы под храмами или рядом с ними. В 1804г.

графы Зубовы избрали Троице-Сергиеву пустынь местом захоронения героя суворовских войн, генерала от инфантерии, члена Государственного совета, директора 2-го Кадетского корпуса В.А. Зубова. На средства Зубовых в 1809 году был построен на 30 человек «увечных воинов» Инвалидный дом с церковью Святого великомученика Валерьяна.

В подземной части этой церкви – фамильный склеп (27 погребений).

Среди погребенных на монастырском кладбище – представители таких семей, как: Адлерберги, Апраксины, Зубовы, Голицыны, Кочубеи, Кушелевы, Мятлевы, Нарышкины, Перовские, Строгановы, Толстые, Чичерины, Юсуповы, Яковлевы и многие другие.

Почетным по своему статусу считалось погребение «Его Императорского Высочества герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, князя Романовского». Здесь также были похоронены канцлер Российской империи А. М. Горчаков; министр народного просвещения А. С. Норов; выдающийся общественный и культурный деятель принц П. Г.

Ольденбургский; военные губернаторы Петербурга; выдающиеся архитекторы А.И. Штакеншнейдер и А.М. Горностаев; потомки  А. В. Суворова и М. И. Кутузова.

Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Территорию обители украшали изящной архитектуры ротонды и оранжереи – усыпальницы: ротонда-усыпальница семьи Толстых, оранжерея-усыпальница семьи принцев Ольденбургских.

Из безжалостного разграбления в 30-е, а особенно в 60-е годы, спасти удалось немногое. В фонды Русского музея из родовой усыпальницы Зубовых были переданы бронзовые и мраморные бюсты работы С. Кампиони, Н. Пименова, П. Ставассера.

В Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры были перенесены художественные надгробия А.А. и Ф.А. Баташевых, Ф.А. Яковлева.

Последним перед революцией настоятелем монастыря был архимандрит Сергий, духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, живущих в Стрельне и часто молящихся в пустыни. В 1937 году архимандрит был расстрелян, причислен к лику святых Русской Православной Церковью За Границей.

Пустынь закрылась в 1919 году, но богослужения еще продолжались. Число братии, тем не менее, постепенно сокращалось, последнее пострижение в монашество было в 1926 году. Около десяти монахов-стариков жили среди воспитанников детской колонии «Труд», открытой на территории обители.

В 1931 году монастырь прекратил свое существование. Перед войной здесь открыли школу переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941г. вплоть до снятия блокады в январе 1944г.

на территории бывшего монастыря находились оккупанты, фашистский штаб армии. Отсюда велась корректировка артобстрела Ленинграда. Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов.

В послевоенные годы начались реставрационные работы.

Архитектор А.А. Кедринский восстановил Настоятельский корпус и трапезную. И.Н. Бенуа составила проект реставрации Троицкого собора. К сожалению, в 1962г. собор сняли с государственной охраны и снесли. На его месте устроили плац для открытой на территории бывшего монастыря Средней школы милиции.

Несколько ранее та же участь постигла церковь Воскресения Христова и другие церковные постройки. Надгробные памятники, чудом уцелевшие до лета 1964 года, в один день были снесены бульдозером. Правда, два памятника оставили: фамильный склеп Чичериных (возможно, из уважения к наркому иностранных дел в правительстве Ленина Г.В.

Чичерину), и мраморный крест на могиле известного архитектора А.М. Горностаева.

В 1993г. территория бывшего монастыря возвращена Санкт-Петербургской епархии. Это знаменательное событие положило начало возрождению обители. Идут восстановительные работы своими силами и пока медленно, ведь средств не хватает.

Часть надгробий сегодня восстановлена при деятельной помощи монастыря, его настоятеля, отца Николая и благочинного, отца Варлаама.

Неоценима помощь в этих добрых делах библиотекаря монастыря Онуфрия, научного сотрудника-археолога Виктора Абрамовича  Коренцвита, а также замечательных по своему сердцу Игоря Михайловича  Евсеенко, Эльвиры Федоровны Авдеевой, многих других хороших людей.

Идут сегодня богослужения в храме преподобного Сергия Радонежского. Светлые идеалы подвижника Сергия о христианской любви к людям будут всегда с нами, как и благоговейная память об ушедших. Память традиций, рода, собственной человеческой истории и благодарность к тем, кто был в ней до тебя – необходимая ступень нравственной зрелости каждого из нас.

Источник: http://www.zdravrussia.ru/monasteries/severozapadnyj/?nnew=456

Сергиева Приморская пустынь

План Введение

1 Храмы монастыря

2 История
3 Церковь во имя преподобного Сергия
4 Как добраться
5 Фотографии

Введение

Свя́то-Тро́ицкая Се́ргиева Примо́рская пу́стынь; Троице-Сергиева пустынь ; Сергиева пустынь — православный мужской монастырь (пустынь), сейчас формально находится на территории посёлка Стрельна, исторически — посёлок Володарский, ныне в черте города Санкт-Петербурга. Основан в 1734 году; до 1918 года имела статус первоклассной обители; с 1819 года до 1834 находилась в ведении Петербургских викариев епископов Ревельских.

Адрес: Санкт-Петербург, Стрельна, Петербургское шоссе, д. 15

1. Храмы монастыря

· Церковь Сергия Радонежского (арх. А. М. Горностаев, 1854).

· Придел Христа Спасителя

· Придел Спаса Происхождения Честных Древ.

· Придел мученицы Зинаиды

· Церковь Григория Богослова

· Церковь Саввы Стратилата

· Часовня Покрова Пресвятой Богородицы (арх. Д. И. Гримм, 1873).

2. История

В 1734 году императрица Анна Иоанновна передала земли в 19 верстах от Петербурга на берегу Финского залива своему духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (Василию Высоцкому). Ранее на этих землях была мыза («Приморская дача») сестры Анны Иоанновны — царевны Екатерины.

Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756—1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом.

Около 1773 года в пустынь поступил послушником в возрасте 16 лет будущий преподобный Герман Аляскинский и пробыл здесь пять лет, после чего ушёл на Валаам.

Расцвет пустыни начался в 1834, когда её наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых «Аскетических опытов».

Уже через год он объединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привёл в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нём руководил известный духовный композитор протоиерей П.

И. Турчанинов, который в 1836—1841 был священником в соседней Стрельне.

Дело архимандрита Игнатия продолжал в 1857—1897 архим. Игнатий (Малышев). Большой известностью пользовался в то время в столице духовник братии иеромонах Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году.

С 1915 года до конца 1918 настоятелем был архимандрит Сергий (Дружинин) (впоследствии епископ); с начала 1919 до своей кончины в январе 1930 года — игумен Иоасаф (Меркулов); последний настоятель до закрытия — архимандрит Игнатий (Егоров).

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

В 1931 году пустынь была закрыта, насельники отправлены в ссылку, монастырское кладбище уничтожено.

На последнем, ещё с екатерининских времен, подобно кладбищам Александро-Невской лавры, Донского и Симонова монастырей в Москве, хоронили умерших из знатных родовитых семей: Апраксиных, Дурасовых, Мятлевых, Строгановых и многих других.

Здесь были похоронены архитекторы А. М. Горностаев и А. И. Штакеншнейдер. Свято-Троице-Сергиева пустынь серьёзно пострадала в 1930-х годах, а также в период Великой Отечественной войны.

Пустынь была вновь открыта в 1993 году.

3. Церковь во имя преподобного Сергия

12 мая 1735 архим. Варлаам освятил во имя прп. Сергия первую церковь в пустыни, подарив ей серебряные сосуды. Она была деревянной и привезена из усадьбы царицы Параскевы Феодоровны на Фонтанке, где именовалась Успенской.

В 1756—1758 эту церковь заменили новой, разместив на первом этаже в северном флигеле. Иконостас и утварь были в неё перенесены из прежней постройки; Иконы написал М. Довгалев. После новой отделки это помещение освятил 18 июня 1822 епископ Ревельский Григорий, а 26 апреля 1852 в подвале, в усыпальнице кн. Чернышёвых, был освящён «пещерный» придел Спаса Происхождения Честных Древ.

Опираясь на денежную помощь кн. 3. Н. Юсуповой, арх. А. М. Горностаев в 1854 году приступил к полной перестройке храма в византийском стиле.

Он сделал его пятиглавым и двухэтажным, внизу разместив приделы — Христа Спасителя с усыпальницей Апраксиных (освящён 4 июля 1857) и мц. Зинаиды (освящён 28 апреля 1861) с могилами кн. Юсуповых, где стоял иконостас из розового кипариса.

Освящение главного придела произвел 20 сентября 1859 митрополит Григорий в присутствии великих князей Константина Николаевича и Николая Константиновича.

Вмещавший 2000 человек храм освещался двумя рядами романских окон с витражами. Внутреннее его пространство делилось на нефы восемью колоннами из полированного тёмно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, был перекрыт деревянными балками. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по эскизам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент.

Иконостас был сделан по рисунку А. М. Горностаева, с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней. Образа в царских вратах из золочёной бронзы исполнили акад. Н. А. Лавров, автор фресок, и М. Н. Васильев.

А. Н. Муравьёв, видный духовный писатель, пожертвовал в 1861 храму серебряный ковчежец с частицами святых мощей, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в следующем году А. С. Норов — мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны. Из золочёного серебра была сделана дарохранительница.

Храм был закрыт в 1920-е годы; сохранился, но сильно переделан. Вновь открыт в 1993 (первая служба состоялась в праздник Введения 1993 года).

4. Как добраться

· От ж.д.ст. Сергиево пешком или автобусами 229, 359.

· От ст. метро «Автово» — трамвай 36, автобусы 200, 210, 229.

· От ст.м. Ленинский проспект или «Кировский завод» — маршрутные такси, идущие в Петергоф и Ломоносов.

5. Фотографии

· Владимир Котляров . Троице-Сергиева пустынь Петроградской епархии (Исторический очерк). — Ленинград, 1958.

· Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Обитель Северной столицы Свято-Троицкая Сергиева пустынь. Исторический очерк. — СПб: Сатисъ, 2002. — 232 стр. ISBN 5-7373-0233-4

· Сойкин П. П.

Источник: http://MirZnanii.com/a/319670/sergieva-primorskaya-pustyn

Ссылка на основную публикацию