«светоч» в санкт-петербурге – факел просвещения и свободы

Карагандинский комитет содествия

Общество «СВЕТОЧ» не религиозная, так же как не этническая и не политическая организация, но руководствуется нравственными ценностями православия, принципами веротерпимости и интернационализма.

Нашей основной задачей является помощь в подготовке будущих высокопрофессиональных специалистов для Казахстана и развитие научного и культурного сотрудничества между Казахстаном и Россией и с другими странами. За прошедшее время Общество «СВЕТОЧ» наладило прочные связи с 39 ведущими университетами России.

Нами организован информационно-методический центр с целью оказания помощи при подготовке в выбранный абитуриентом вуз. Подготовка ведется для учеников 9-10-11 классов, по математике, физике, истории России, обществознанию и русскому языку.

Ежегодно, с марта по апрель, «СВЕТОЧ» совместно с вузами России проводит выездные олимпиады и тестирование для желающих обучаться в российских высших учебных заведениях.

Таким образом, за 15 лет работы, более 6000 талантливых казахстанских детей разных национальностей и вероисповедания стали студентами элитарных учебных заведений Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, Омска, Екатеринбурга, Новгорода, Таганрога и т.д.

     17 и 18 ноября 2018 года  в обществе «Светоч» пройдет встреча

с представителями  Сибирского государственного университета геосистем и технологий (СГУГиТ), 
г. Новосибирск
 — http://sgugit.ru/

    Начало встречи:
17 ноября (суббота) в 14.00, ауд. 304;
18 ноября (воскресение) в 13.00, ауд. 304.

    Тел.: 8 (7212) 42-13-14, 8 (701) 55-05-205,
8 (777) 652-10-84, 8 (701) 539-57-35.
    Адрес: г. Караганда, бульвар Мира, д. 35.

     10 и 11 ноября 2018 года в обществе «Светоч» пройдет встреча

с представителями  Томского государственного университета (ТГУ)http://www.tsu.ru/

    Начало встречи:
10 ноября (суббота) в 14.00, ауд. 304;
11 ноября (воскресение) в 13.00, ауд. 304.

    Тел.: 8 (7212) 42-13-14, 8 (701) 55-05-205,
8 (777) 652-10-84, 8 (701) 539-57-35.
    Адрес: г. Караганда, бульвар Мира, д. 35.

     Набираем группы учащихся 7 и 8 классов 
для занятий ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

     Записаться можно по телефону, сообщением ВК (фамилия, имя, предмет, телефон) или непосредственно в «Светоче».

     Адрес: г. Караганда, бульвар Мира, д. 35
    Подробная информация по тел.: 8 (7212) 42-13-14,
8 (777) 652-10-84, 8 (701) 55-05-205,
8 (701) 539-57-35.

     28 октября (воскресение) 2018 г. в 14.00 (ауд. 408)

в обществе «Светоч» пройдет встреча 

с представителями Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) —  

https://www.nspu.ru/

    Тел.: 8 (7212) 42-13-14, 8 (701) 55-05-205,
8 (777) 652-10-84, 8 (701) 539-57-35.
    Адрес: г. Караганда, бульвар Мира, д. 35.

     27 и 28 октября 2018 года 

в обществе «Светоч» пройдет встреча

с представителями Новосибирского государственного университета (НГУ) — https://www.nsu.ru/n/,

г. Новосибирск. 

    Начало встречи
27 октября (суббота) в 18.00, ауд. 304;
28 октября (воскресение) в 13.00, ауд. 304. 

    Тел.: 8 (7212) 42-13-14, 8 (701) 55-05-205,
8 (777) 652-10-84, 8 (701) 539-57-35.
    Адрес: г. Караганда, бульвар Мира, д. 35.

     Используйте каникулы, чтобы поближе познакомиться с будущим местом обучения! Приглашаем посетить Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК,
г. Новосибирск)  http://www.sibupk.su/  выпускников 11 классов с 29 октября по 4 ноября 2018 года.

    Ежедневная экскурсия по СибУПК – это то, что вам нужно! Вы сможете побеседовать с представителями кафедр, факультетов, приемной комиссией.

    Своими глазами увидеть научно-инновационные центры СибУПК, такие как: научно-исследовательская лаборатория экспертизы товаров, лаборатория технологий пищевых производств, кабинет бизнес-проектирования коммерческой деятельности, бизнес-инкубатор и др. Вам будут продемонстрированы передовые возможности Центра сервисных компетенций СибУПК, созданного для комплексной инновационной подготовки специалистов в сфере сервиса, общественного питания и производства продуктов питания.

    Для гостей из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана с 1 по 4 ноября 2018 г. ежедневно организовано участие в открытой университетской олимпиаде для абитуриентов «Яркая жизнь» по предметам вступительных испытаний.

    Экскурсия начинается ежедневно в 12:00, сбор на третьем этаже Учебного корпуса №1, каб. 324. Заявки принимаются по телефонам: 8(383)346-17-13, 8(999)463-20-55 (ватсап). Можно написать 54sibupk@gmail.com. Укажите в заявке: ФИО, страну и город места проживания, телефон.

    Если Вы нуждаетесь в общежитии, то дополнительно — пол, даты заезда и выезда (в том числе сопровождающих лиц).

    Приезжайте, не пожалеете!

     21 октября (воскресение) 2018 года
в обществе «Светоч» пройдет встреча-презентация
с представителями Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева (СНИУ) — https://ssau.ru/, г. Самара. 

    Начало встречи в 13.00, ауд. 304.

    Тел.: 8 (7212) 42-13-14, 8 (701) 55-05-205,
8 (777) 652-10-84, 8 (701) 539-57-35.
    Адрес: г. Караганда, бульвар Мира, д. 35.

     Общество «Светоч» в 2018-2019 уч. г. продолжает проводить профориентационные встречи и содействовать проведению пробных вступительных испытаний и олимпиад в следующие вузы Российской Федерации:

• Алтайский государственный технический университет (АлтГТУ), г.Барнаул.
• Балтийский федеральный университет (БФУ),
г. Калининград. 

• Глазовский государственный педагогический институт (ГГПИ), г. Глазов.

 
• Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ),
г. Новосибирск. 

• Новосибирский государственный университет (НГУ), г. Новосибирск. 
• Омский государственный технический университет (ОмГТУ), г. Омск.

 
• Санкт-Петербургский электротехнический университет (ЛЭТИ),
г. Санкт-Петербург. 

• Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ), г. Архангельск.
• Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), г. Омск.


• Сибирский государственный университет геосистем и технологий (СГУГиТ), г. Новосибирск. 
• Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК),
г. Новосибирск.

• Томский государственный университет (ТГУ), г. Томск.

 
• Уральский государственный аграрный университет (УрГАУ),
г. Екатеринбург. 

• Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ),
г. Екатеринбург.

     Ведутся переговоры с вузами Самары и другими.

     Мы находимся по адресу: г. Караганда, бульвар Мира, д. 35, к. 318. Ежедневно с 10.00 до 15.00, в воскресенье — с 10.00 до 16.30.

     Тел. 8 (7212) 42-13-14. 

     P.S. В течение года возможна корректировка списка вузов.

     √Продолжается набор групп учащихся 5, 6, 7 и 8 классов для занятий ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

    Готовим для поступления в вузы России
и Казахстана на бюджет. Набираем группы учащихся
9, 10 и 11-х
классов для консультаций по следующим предметам:
русский язык;
математика; ♦ физика;

♦ химия;

♦ биология;
♦ обществознание;
♦ история России.

    Занятия с учащимися 5-8 классов начнутся по мере формирования групп.

    Записаться можно по телефону, сообщением ВК (фамилия, имя, предмет, телефон) или непосредственно в «Светоче».

     Адрес: г. Караганда, бульвар Мира, д. 35
    Подробная информация по тел.: 8 (7212) 42-13-14, 8 (777) 652-10-84,
8 (701) 55-05-205, 8 (701) 539-57-35.

Набираем группы учащихся 5, 6 и 7 классов для занятий ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

    Занятия с учащимися 5-7 классов начнутся по мере формирования групп.
    Записаться можно по телефону, сообщением ВК (фамилия, имя, предмет, телефон) или непосредственно в «Светоче».

     Адрес: г. Караганда, бульвар Мира, д. 35
    Подробная информация по тел.: 8 (7212) 42-13-14, 8 (777) 652-10-84, 
8 (701) 55-05-205, 8 (701) 539-57-35.

Источник: http://svetochkrg.kz/

Светоч | Россия | Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ»

Please reload

Уважаемые коллеги, друзья и единомышленники!

Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» 26 августа 2018 года отметил свой пятый день рождения.

У нас произошли следующие изменения:

Мы изменили организационно-правовую форму на автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования;

Местом регистрации и нашим юридическим адресом стал Санкт-Петербург;

Избран новый генеральный директор — Переверзев Александр Геннадьевич;

Я Муханова Светлана Николаевна, автор и учредитель Центра музейной педагогики «СВЕТОЧ», как руководитель высшего органа организации, назначена Председателем педагогического Совета Центра;

Создано Молодежное движение «СВЕТОЧИ РОССИИ». Командир — Александра Кондратенко;

Создано родительское собрание Молодежного движения «СВЕТОЧИ РОССИИ». Кондратенко Элена Ионасовна;

Акция «Память сердца: блокадный Ленинград» изменила свой статус на Международную историческую программу «Память сердца: блокадный Ленинград». Руководитель Программы — житель блокадного Ленинграда, Председатель Ассоциации жителей блокадного Ленинграда ВАО Москвы Эльза Серафимовна Штабская. 

Создан Союз общественных объединений «Ленинградская битва». Председатель — Игнатьев Сергей Александрович.

Создан литературный клуб «Данко». Руководитель Носов Алексей Николаевич, командир отряда Гораздова Алина, ученица ГБОУ «Школа № 887» города Москвы.

Более подробную информацию можно найти на страницах нашего портала.

В 2018-2019 учебном году мы с вами будем отмечать две великие даты – 75 лет снятия блокады Ленинграда и 30 лет вывода советских войск из Афганистана.       

Методистами Центра музейной педагогики «СВЕТОЧ» компилирована единая историческая программа «Последний легион империи», которая на примере изучения героики событий и боевого пути 201 мотострелковой Гатчинской дважды Краснознаменной дивизии, сформированной в 1943 году для снятия блокады Ленинграда, прошедшей войну в Афганистане и Таджикистане. В рамках  Программы с 12 сентября по 19 октября 2018 года  пройдет Международная инновационная, историческая телеконференция «Последний легион империи», посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда и 30-летию вывода Советских войск из Демократической Республики Афганистан.

Читайте также:  Район озерки санкт-петербург — островок нетронутой природы в шумном мегаполисе

Приглашает ВАС принять участие в подготовленных нами мероприятиях. Все мероприятия традиционно проводятся на безвозмездной основе в заочной и заочно-очной форме.

       С уважением 

          Муханова

Светлана Николаевна

ПЛАН РАБОТЫ на 2018-2019 учебный год

Источник: http://www.centrsvetoch.ru/

История слов, Светоч — читать, скачать

СВЕТОЧ

История значений слова тесно связана не только с переходом, с переключением этого слова из одной социально-языковой (сословной, профессиональной, групповой) системы в другую, но и с его морфологическими переразложениями, с его стилистической переквалификацией, с его блужданиями по разным стилям литературной речи.

Слово светоч в современном русском языке относится к книжно-риторическому стилю и употребляется по большей части в переносном смысле – применительно к тому, кто или что является источником просвещения, свободы, высоких идей. Ср. выражения: светочи науки, светочи христианства, светоч демократизма.

Но в русском литературном языке XVIII и первой половины XIX в. без резкого оттенка высокого, патетического стиля слово светоч могло выражать и свое прямое значение: «свеча, факел, светильник». Так, у И. И. Лажечникова в романе «Басурман» (ч. 2, гл. 6): «…дверь отворилась и – перед ним старик, белый, как лунь.

Светоч, который он держал в руке, освещал на лице его грустную заботливость». Ср. там же: «…вырывают светочи из рук холопов…»; «Мужчины спрашивали друг друга о причинах тревоги, зажигали светочи, толкали друг друга» (Лажечников 1858, 5, с. 131, 119, 117). Ср.

у Пушкина в стихотворении «Андрей Шенье»:

Твой светоч, грозно пламенея,

Жестоким блеском озарил

Совет правителей бесславных;

Твой бич настигнул их, казнил

Сих палачей самодержавных…

Ср. у И. И. Лажечникова в рассказе «Гримаса моего доктора (Из походной записной книжки 1813 года)»: «Печать Бога резко означалась на высоком челе, в глазах горел светоч ума и благородства…» (Лажечников 1858, 7, с. 353).

Любопытно, что слово светоч определяется в словарях Академии Российской как «фонарь», в «Общем церковно-славяно-российском словаре» П. И. Соколова как «фонарь, факел», в «Словаре церковнославянского и русского языка» 1847 г. как «большая свеча, факел» и не сопровождается никакой пометой.

Это говорит о том, что в то время слово светоч считалось принадлежностью простого и среднего стилей. Та же позиция в отношении слова светоч поддерживается и «Толковым словарем» В. И. Даля, но здесь указывается своеобразный оттенок употребления этого слова.

«Светоч м, большая свеча или факел, смолевая горелка. Похороны со светочами» (1882, 4, с. 161). Даль указывает и производное слово светочник – факелоносец, факельщик. Ср. там же попытку Даля сопоставить со словом светоч слово светчий – свадебный чин, дружка.

Это неправильное сближение. Ср. ловчий, кравчий и т. п.

Очевидно, в русском литературном языке второй половины XIX в. слово светоч в своем прямом значении становится устарелым. Оно вытесняется синонимом факел. Но в риторическом стиле оно употребляется в переносном смысле (ср. «светильник науки» и т. п.).

В «Малом толковом словаре русского языка» П. Е. Стояна слово светоч толкуется таким образом: «I) яркий светильник; факел; большая свеча. 2) гениальный поэт, философ, мыслитель». Ср. в «Дневнике» Ел. Дьяконовой («Дневник на Высших женских курсах», 1805 г.

) в передаче содержания лекции проф. И. М. Гревса: «Интеллигентный человек для своего развития должен заниматься наукой. Может ли масса действительно служить обществу, как свет? (Сумма интеллигентных факторов в обществе – то, что по-франц.

называется светочами – les lumiéres)» (Дьяконова, с. 194).

Нельзя сомневаться в том, что слово светоч русское, не заимствованное. Вместе с тем морфологический состав этого слова кажется странным, непонятным. Древний суффикс -очь в словах мужского рода в русском литературном языке не сохранился.

Правда, такой суффикс, несомненно, существовал в давней славянской языковой системе. Проф. Г. А.

Ильинский в своей «Праславянской грамматике» возводил суффикс –очь (-оcь) к древнейшей общеславянской системе словообразования (примеры: blьvocь «плевок», laskocь «adulator», «льстец») (Ильинский, Праслав. грамм., с. 378).

Если отнести слово светочь к этому древнейшему типу отглагольного словообразования, то оно было бы единственным его остатком в составе русского языка. Вместе с тем нет никаких оснований подозревать здесь русское заимствование хотя бы из старославянского языка или вообще из южнославянских языков. Слово светоч является исконным русизмом.

Однако в современных русских говорах и в древнейших памятниках русской письменности пока не отмечено слово светоч. Правда в «Словаре белорусского наречия», составленном И. И. Носовичем, указано слово светоч как широко распространенное в белорусской народной речи: «Светоч, а, с. м. Светец. Лучинка выпала с светоча.

Посвеци мне! – Я не светоч тобе, што буду свециць» (с. 576). Но в «Словаре украинского языка» Б. Д. Гринченка (т. 4) слово свiточ не отмечено. В современном «Русско-украинском словаре» под редакцией акад. М. Я. Калиновича (М.

, 1948) для слова свiточ указывается только переносное значение, что свидетельствует о позднем заимствовании его из русского литературного языка (с. 621).

Вместе с тем есть указания на то, что форма светочь могла возникнуть в результате фонетического видоизменения другого народного русского суффикса. Можно думать, что этот процесс морфологического преобразования состава слова произошел в конце XVII – начале XVIII в. на почве акающих говоров.

В самом деле, в древнерусском языке отмечено слово свѣтычь в значении «фонарь, светильник». В «Материалах» И. И. Срезневского (3, с. 297) приведен такой пример из «Хождения за три моря Афанасия Никитина»: «А ѣздять на конехъ да въ доспѣсехъ, да у всѣхъ по свѣтычю». В той же форме известно это слово и в языке XVII в.

Например, в Ратном Уставе (2, 42): «Возити въ ней свѣтычь желѣзной съ острымъ петникомъ желѣзнымъ» (cл. 1867–1868, 4, с.223).

В современных народных говорах также известно слово светыч. В. И. Даль считает это слово западным, т. е. типичным преимущественно для говоров, близких к белорусскому и украинскому языкам: «Светильна ж. прм. вят. светыч зап. а вообще светец м.

коза, род шандала для лучины: железный, пониже аршина, треножник, с лещедкой или рассошкой, для вложенья горящей лучины; деревянный столбик в донце с железными ушами, с вилкою вверху (сл. Даля, 1882, 4, с. 161). В украинском языке также есть слово свитыч (Тимченко, т. 2, с. 156).

В «Опыте сравнительного словаря русских говоров (Галицко-бойковский говор)» Ил. Свенцицкого (Живая старина, 1900, вып. 1–2, с. 227) отмечено: в украинских и севернорусских говорах «Светич (Либ. Т. С.), род шандала для лучины; (Яс.), длинная жердь с свечкой на конце, служащая для зажигания свечей в церкви».

Впрочем, как указано выше, в украинский литературный язык из русского языка вошло и слово свiточ (см. Рос-укр. сл., с. 717). Слово свiточ и там употребляется лишь в переносном смысле.

Таким образом, семантическая история слова светоч становится более или менее ясной. Древнерусскому языку, во всяком случае его феодально-областным разновидностям, было свойственно слово свѣтычь. Оно обозначало источник света или прибор, приспособление для освещения.

Понятно, что материальный вид, внешние формы и технические свойства светыча были различны в разной среде, в разных условиях материальной культуры. Светычь – и примитивное сооружение для лучины, факел, и несомая в руках свеча, но никогда не лампа и не лампада. Слово светычь вошло и в московский государственный язык.

Оно имело все основания для того, чтобы стать общенациональным. Однако суффикс -ычь, легко выделяемый при наличии такой основы, как свет –, выдавал его диалектную и архаическую природу. Он имел слишком яркую народную, демократическую окраску.

В русском литературном языке не было однородного суффикса с той же функцией: суффикс -ич (и его варианты -ович и отсюда просторечное -ыч) указывает на лиц, обозначаемых по их семейным или общественно-территориальным отношениям. Слово светычь оставалось одиноким, изолированным.

Этим объясняется его фономорфологическая деформация в светоч. В этой форме слово светоч теряет стилистические черты просторечия или простонародности. Оно уже в литературном языке XVIII в. входит в норму среднего стиля. Вместе с тем оно отрывается от своей бытовой базы. Оно перестает быть названием обиходного предмета.

Его значение становится отвлеченным, книжным и одновременно в узком профессиональном кругу специализируется применительно к погребальным факелам. Весь этот антураж содействует последовавшему в середине XIX в. переходу слова светоч в сферу высокого литературно-риторического стиля.

Читайте также:  Музей кошки в санкт-петербурге, "республика кошек": расписание, часы работы, цена билетов и адреса музеев

Таким образом, история слова светоч представляет яркий пример резких стилистических перемещений слова, связанных с изменениями морфологического облика слова и его семантической структуры, его фразеологического окружения.

Вместе с тем эта история заставляет допустить для древнейшей эпохи истории славянских языков суффикс -уcь (-ычь) рядом с -укъ (-ыкъ). Ср. jezykъ (совр. язык), kamykъ (камыкъ), kremykъ (кремыкъ); voldyka (ст-слав. владыка), motyka (мотыка) (ср.: Ильинский Г. А. Указ. соч., с. 379).

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/istorija-slov/252

Цгалс спб — архивы санкт-петербурга

С ноября 2011 года — Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга» (ЦГАЛС СПб)

2008 — 2011 — Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга» (ЦГАЛС СПб)

1999 — Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга» (ЦГАЛС СПб)

В начале 1990-х годов после распада СССР и в связи с ликвидацией органов управления, а также учреждений и предприятий союзного и республиканского подчинения проблема обеспечения сохранности документов по личному составу стояла чрезвычайно остро. У многих ликвидируемых организаций не было правопреемников. Если управленческая, научная и техническая документация подлежала сдаче в государственные архивы, то документы по личному составу оставались бесхозными.

Вопрос о создании государственного архива, специализирующегося на приёме документов по личному составу, с 1993 года прорабатывался в Комитетах Мэрии, а позднее и в Администрации Санкт-Петербурга. Решение было принято только через несколько лет.

В марте 1999 года издано Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга (№ 244-р от 11.03.

1999 года) о создании Центрального государственного архива документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга (ЦГАЛС СПб).

Устав ЦГАЛС СПб был зарегистрирован 25 мая 1999 года, им определялись основные задачи Архива:

  • Осуществление приёма на государственное хранение документов по личному составу ликвидированных организаций.
  • Обеспечение сохранности принятых документов.
  • Организация использования документов в целях удовлетворения запросов граждан.

Функционировать архив начал с 01 июня 1999 года и на 01.01.2000 года уже было принято 57 фондов, 14109 единиц хранения.

В августе 2004 года в структуре ЦГАЛС СПб появился отдел по работе с нотариальными документами по адресу Сиреневый бульвар, д. 18. В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.

2004 года № 545 в ЦГАЛС СПб были переданы на государственное хранение документы бывшего Центрального нотариального архива Управления юстиции Санкт-Петербурга, который вошел в структуру архива, а его сотрудники были приняты на работу в ЦГАЛС СПб.

В сентябре 2006 года в структуре ЦГАЛС СПб появился отдел с местонахождением на Галерной улице, д.35.

По этому адресу располагался Объединенный архив Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Центр «Сервис-Мода». Все документы Объединенного архива были переданы, а сотрудники приняты на работу в ЦГАЛС СПб.

В 2012 году помещение на Галерной ул., д.35 возвращено КУГИ, а документы перемещены в архивохранилище ЦГАЛС СПб на Таврическую ул., д.39.

С 01 апреля 2007 года в структуре ЦГАЛС СПб появился отдел на Мучном пер, д.2, лит.Г.

, в архивохранилище которого были перевезены документы бывшего архива Комитета по потребительскому рынку, образованного как Центральный архив предприятий торговли Ленинграда согласно приказу Главного управления торговли Ленгорисполкома от 28.01.1971 года № 13. Помещение ЦГАЛС СПб на Мучном пер, д.2, лит.

Г. является объектом культурного наследия «Большой железный ряд или Кожевенная линия» (здание построено в конце XVIII века), входящего в состав объекта культурного наследия «Малый Гостиный Двор».

Основную часть поступающих запросов составляют социально-правовые запросы (о заработной плате, об общем и о льготном стаже работы).

К тематическим относятся запросы о подтверждении сведений о проживании, информация о родственниках, работавших на предприятиях, документы которых находятся в архиве, и др. Кроме этого, к тематическим относятся все запросы по нотариальным документам: подтверждение подлинности завещаний, поиск договоров и доверенностей, подготовка дубликатов, изготовление копий документов и др.

За 1999-2017 годы исполнено 371219 запросов от граждан и организаций, в т.ч. 55579 запросов по нотариальным документам.

Запросы в ЦГАЛС СПб поступают: на приеме граждан, почтой, факсом, электронной почтой (cgals-zapros@ak.gov.spb.ru), через интернет-портал Архивного комитета Санкт-Петербурга.

Ознакомиться с Уставом ЦГАЛС СПб можно здесь.

Источник: https://spbarchives.ru/cgals

Фурштатская, 58

№58.
Домъ купца Спиридонова.

Использование материалов сайта только с согласия автора.

Пожалуйста, окажите помощь сайту для продолжения исследований переведя возможную для Вас сумму на карту 
Сбербанка 4276 6200 1252 8331  другие варианты помощи — здесь 

На обратном пути от Таврического дворца мы свернули на какую-то улочку. В центре ее был сделан бульвар. Улочка очень понравилась. Да и название какое — Фурштатская! Сразу перед глазами возник сценарий возникновения этого названия: Петр I велит учредить тут Фурштат, ну а позднее и образовавшуюся тут улицу стали называть этим именем. Ну оказалось немного по другому.

Место, где возникла эта улица, было одним из первых регулярно застроеных в Петербурге. Но при Петре I она носила номерное название — «4-я от Невы реки линия» (почти как на Васильевском острове). Позже тут возникла Пушкарская слобода и улица стала «3-й Артиллерийской». В 1806 году ее переименовали в Фурштадскую — слово «Фурштадт» обозначало полковой обоз.

Он, полковой обоз лейб-гвардии Преображенского полка расположился примерно там, где сейчас дом №19. Название до революции писалось черз «д» — «Фурштадтская» — так ближе к немецкому оригиналу слова.     Большинство строений на улице – дорогие доходные дома, но попадаются и особняки.

Об одном из них, в который благодаря любезности работников, удалось попасть внутрь, и будет мой рассказ.

Главный фасад дома.  Строение выполненно в стиле эклектики господствовавшем в те годы, и сделан очень пышно — руст, атланты, колонны, ангелочки, богатые фризы, большой балкон. и при этом главный дом — тот что на фото — строго симмтиричен.  

В описаниях дома часто встречается сочитание «курьезные атланты» — они действительно забавны. но чтобы не портить картину от особняка, я не буду их показывать крупным планом.   

В конце XVIII века участком дома №58 по Фурштатской улице владел серебряных дел мастер с хорошей такой шведской фамилией Карлсон.
В 1830-х участок приобрела Вера Петровна Василькова, вероятно купеческого звания.

Она заказала архитектору Фрейбергу проект дома и в 1838 году тот выстроил здесь одноэтажный деревянный дом. Т.е. как мы понимаем, не слишком богата была наша мадам Василькова. Однако дела шли не плохо, и в 1852 году другой архитектор, Н. А. Сычёв, построил для нее во дворе хозяйственные постройки — конюшню, склады.

Между господским домом и хозпостройками находился небольшой сад. В 1894-м году наследники умершей к тому времени Веры Петровны Васильковой продали дом коллежскому советнику Николаю Владимировичу Спиридонову.

Новый владелец приобрел скорее участок земли под застройку, так как находившийся на этом месте обветшалый одноэтажный деревянный дом не соответствовал ни статусу нового владельца, ни окружающим его к тому времени домам. Новый особняк в 1895-1897 годах был построен профессором архитектуры Александром Никаноровичем Померанцевым.

 Архитектор Померанцев прежде всего известен как автор Торговых рядов на Красной площади (ГУМа) в Москве. Интерьеры пышного особняка оформлял Василий Федорович Свиньин — все, кроме одного — зимнего сада, который устроил И.С. Китнер. Но обо все по порядку.

Часть коринфской колонны и надоконное украшение, явно символизировавшее изобилие .
фото с сайта www.citywalls.ru  

Прекрасные металлические ворота находятся по правую руку от главного здания особняка и к счастью сохранились поностью. Долгое время отсутствовал только вензель «НС» на верху, но и он сейчас возвращен на место. в  

По левую руку — не менее красивая решетка с калиткой огораживают небольшой внутренний садик.  

Вот этот дворик.  

Как я сказал, двери особняка неожиданно оказались раскрыты и никто не помешал насладится его внутренним убранством. А оно того стоит. Вот что пишет об интерьерах дворца сайт wikipedia: «Особняк Спиридонова имеет мастерски продуманную планировку дворцового типа.

Парадные гостиные с Танцевальным залом в центре располагаются вокруг объёма главной лестницы. Благодаря двум особым узловым переходам, примыкающим к углам лестничного объёма, весь особняк просматривается насквозь». Я не помню этих узловых переходов.

Я просто ходил и рассматривал красоту

Сначала попадаешь в широкий вестибюль с тремя высокими арочными дверьми, отделяющими его от главной лестницы.  

Этот же вестибюль в 1970-м году.  

Помещение перед лестницей украшено зеркалами  

Пока мы не поднялись на второй этаж, еще несколько слов о первом. Здесь были жилые, не парадные помещения — спальни, детские, гардеробные, ванные комнаты. Был и подвальный этаж, использовавшийся для хозяйственных нужд.

Главная лестница невероятно красивая.  

Поднявшись, мы попадаем на второй этаж, где заключены все архитектурные богатства особняка Спиридонова. Но пока остановимся, чтоб узнать кем был наш герой.  

Николай Владимирович Спиридонов.
(фото с сайта sakura.spb.ru)  

Николай Владимирович Спиридонов родился в 1851 году, в семье военных. В 1877 он окончил Военно-юридическое училище, после чего был прикомандирован в распоряжение Главного Военно-Ссудного управления. Затем был переведен на службу в Канцелярию Статс-секретаря, где служил при принятии прошений на Высочайшее Имя.

Читайте также:  Литературный салон одоевского в санкт-петербурге

Затем перешел в Министерство Земледелия и Государственных имуществ, а во второй половине 1880-х Высочайшим приказом был назначен Попечителем детского приюта при петербургской церкви Св. Мефодия, что находилась на Суворовском проспекте. В это время он имел ранг коллежского советника. 
За свою службу Н. В. Спиридонов был награжден многими орденами – Св. Владимира IV-й степени, Св.

Владимира III-й степени (1906) Св. Анны III-й (1897) и II-й истепеней, Св. Станислава II-й степени и Св. Станислава I -й степени (1909). Кроме того он был отмечен памятной медалью в память царствования Александра III. За 24 года Николай Владимирович прошел карьерный путь от коллежского секретаря до генеральской должности действительного статского советника.

Этот чин давал ему право на потомственное дворянство и оно было даровано ему в 1906 году, с внесением в третью часть родословной книги. Тогда же был дарован и родовой герб. Родовой герб Спиридонов сочинил сам — на нем изображен лев с факелом в лапе на черном поле и щит, увенчанный дворянской короной и рыцарем с мечом в руке.

«Лев символизирует силу и энергию,- писал Спиридонов в «Объяснении моего герба», – светоч (факел) изображает просвещение. Рыцарь в нашлемнике изображает доблесть и свидетельствует о том, что предки мои были военными. Эмблемы эти я выбираю как соответствующие моему девизу – «Сила в свете и доблести» – и главной моей деятельности, направленной на просвещение».

Действительно, главным его делом было именно попечительство о различных образовательных структурах. Помимо Санкт-Петербурга, Николай Владимирович занимался просветительской деятельностью и в провинции. Так, в двух своих имениях в Псковской губернии он учредил сельскохозяйственные школы — в имеии Вязье  в 1900-м году и в имении Марьина Дубрава — в апреле 1903 года.

 В Вязье Николай Владимирович сам организовал школу — от него она получила 68 десятин земли, где разместились учебный огород в одну десятину с ягодными кустарниками, фруктовый питомник и ботанический сад. Школе были выделены лошади, инвентарь, для практической работы организовано девятипольное земледелие. С октября 1901 года Вязьевской сельскозяйственной школе было присвоено имя А. С.

Пушкина. К 1904 году у школы было уже 100 десятин. Учащиеся школы производили кирпич, дренажные трубы (все школьные десятины были оборудованы дренажной системой), марсельскую черепицу, плитку для скотных дворов и полов. Для этого были закуплены американские и немецкие машины.

Ученики обучались работе на передовых по тем временам сельскохозяйственных орудиях — паровой мельнице, молотилке и зерносушилке. Школа давала образование в пределах начальных народных школ. Пожелав расширить дело образования, Спиридонов отдает другое свое имение — Марьина Дубрава — под нужды школы, которую открывает Губернское земство. Школа получила название — Спиридоновская.

Официально это называлось Правительственная сельскохозяйственная школа I разряда с одним подготовительным классом и тремя специальными. Главная цель школы – распространение в народе основных знаний по сельскому хозяйству, домоводству и необходимым для него ремеслам, преимущественно путем практических занятий. Интересно что в этой школе обучались девочки.

Пройдемся по открытым залам…  

*ru.wikipedia  

Этот зал называется Штофным залом.  

Штофный зал в прошлом веке.
фотография с сайта www.pwh.ru  

В нем сохранился раскошный камин.  

По обе стороны камина — портреты владельцев особняка — Николая Владимировича Спиридонова и его супруги, Марии Афанасьевны.  

Следующий зал — в стиле барокко, пышная лепнина и великолепная потолочная роспись.  

Фотография подписана как банкетный зал, но думаю это уже советское наименование.
фотография с сайта www.pwh.ru  

Ну а это главная достпримечательность — Танцевальный зал, самый большой в особняке. И самый роскошный.  

Эти три окна выходят на балкон, выходящий на Фурштатскую, который мы видели на фото фасада. Тот самый, что поддерживается «курьезными атлантами»).  

Как я говорил, часть интерьеров особняка проектировал возможно сам Померанцев, а основные — архитектор Свиньин. Но вот один из наиболее интереных интерьеров был сделан Иеронимом Севастьяновичем Китнером (1839-1929).

Примерно в те же годы, в которые возводился особняк Спиридонова, Китнер закончил строительство Пальмовой Оранжереи в Ботаническом саду, на Аптекарском острове. Ну вот возможно с этой оранжерейной идеей он и появился в особняке Спиридонова, придумав соорудить висячий зимний сад между домом и служебным флигелем.

 Николаю Владимировичу идея понравилась. Так и появился тут этот зимний сад, площадью около 80 кв.м.

Но прежде чем попасть в него, попадаешь в турецкую комнату  

 — этакий сераль в миниатюре, переходящий в висячие сады Семирамиды. Опять же в миниатюре.  

фотография с сайта www.citywalls.ru  

Архитекторский эксиз оранжереи в особняке Спиридонова.
фотография с сайта sakura.spb.ru  

Оранжерея в доме Спиридонова. Видно, что она действительно расположена над проездом во внутренний двор и служит соединением двух крыльев — основного и правого крыла.  

Правое крыло украшено нишей в которой стоит ваза со львиной мордой.
фото с сайта  www.citywalls.ru  

Помимо самой семьи Спиридоновых в доме проживала и челядь, во флигелях, в том числе вероятно и управляющий Николая Владимировича, Александр Григорьевич Рябинин. Николай Владимирович Спиридонов прожил здесь до самой смерти в 1914 году.

Потом домом владела его вдова, Мария Афанасьевна (урожденная Вилинбахова) вместе с дочерью, Марией Николаевной Спиридоновой.

Дочь вышла замуж за Кирилла Владимировича Кушелева, в 1909 бывшего поручиком II-й кавалерийской бригады лейб-гвардии Конного полка, а затем штаб-ротмистра, состоявшего в распоряжении Военного министра. Сын Н. В.

Спиридонова, Владимир Николаевич Спиридонов, служил в лейб-гвардии Кирасирского полку.

 

Источник: http://sergekot.com/furshtatskaya-58/

Светоч — это… что такое светоч?

  • СВЕТОЧ — История значений слова тесно связана не только с переходом, с переключением этого слова из одной социально языковой (с ословной, профессиональной, групповой) системы в другую, но и с его морфологическими переразложениями, с его стилистической… …   История слов

  • светоч — светильник, свеча, факел Словарь русских синонимов. светоч см. светильник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • СВЕТОЧ — муж. большая свеча или факел, смолевая горелка. Похороны со светочами. Светочный, к сему относящийся. Светочник, факелоносец или факельщик. Светцовый, к светцу относящийся. Светлица, личка: светёлка, светелочка, горница с красными (не волоковыми) …   Толковый словарь Даля

  • СВЕТОЧ — СВЕТОЧ, а, муж. 1. В старину: большая свеча, факел. 2. перен., чего. Носитель высоких идей свободы, истины, просвещения (высок.). С. мира. С. разума. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Светоч —       (Большая Пушкарская улица, 10), фабрика беловых товаров, входит в производственное объединение «Бумага». Выпускает бумажно беловую продукцию (тетради, альбомы для рисования, черчения, записные книжки, блокноты, календари и т. д.). Основана… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • светоч — неистомный (В.Иванов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913 …   Словарь эпитетов

  • «Светоч» — (Большая Пушкарская улица, 10), фабрика беловых товаров, входит в производственное объединение «Бумага». Выпускает бумажно беловую продукцию (тетради, альбомы для рисования, черчения, записные книжки, блокноты, календари и т. д.). Основана в 1871 …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Светоч — В Викисловаре есть статья «светоч» Светоч  светильник, также: человек, божественное существо, являющееся общепризнанным источником истины, просвещения, свободы (книжн.). Свет …   Википедия

  • светоч — (иноск.) освещение; свет, данный чему либо, (собств.) факел Ср. Гордись и радуйся поэт: Твой светоч, грозно пламенея, Жестоким блеском озарил Совет правителей бесславных; Твой бич настигнул их, казнив Сих палачей… А.С. Пушкин. Андрей Шенье. См …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • светоч — а, м.    1. Большая свеча, факел, светильник.    2. О том, что является источником истины, правды, свободы (переносн.).    ► Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. // Лермонтов. Стихотворения // / …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1018114

Ссылка на основную публикацию