Строительство гранитных набережных

Как строились первые гранитные набережные Санкт-Петербурга

Разоблачаем ещё одну фальшивку официальной истории: построение первых гранитных набережных Санкт-Петербурга во второй половине 18-го века.Набережная Невы у Летнего сада»Одним из первых указов вступившей на российский престол Екатерины II учреждалась «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».

В задачу комиссии входило «привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние, которое соответствовало бы столице столь пространного государства».

К середине 18 века все самые большие и красивые здания столицы строились вдоль берегов Невы, сами же невские набережные по-прежнему оставались деревянными.

Поэтому в первую очередь Комиссия занялась разработкой проекта облицовки набережных Невы камнем. Был издан специальный указ, в котором говорилось: «Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные». Общее руководство этими работами легло на плечи архитектора Ю. Фельтена.

В 1762 году закончилось строительство Зимнего дворца, и первая каменная набережная была сооружена именно здесь. Затем строительство продолжилось вверх по течению Невы.

Далее, цитирую книгу «Набережные Невы», написанную в 1954 году В. И. Кочедамовым. http://www.russianlaw.net/files/art/kochedamov/nab_nevy_web.pdf

«Ни один из городов мира в XVIII и XIX веках не знал столь значительных градостроительных мероприятий по укреплению берегов рек и каналов, как Петербург. Наряду с набережными Невы возводятся гранитные берега Екатерининского (теперь Грибоедова) и Крюкова каналов, рек Фонтанки и Мойки, осуществляется облицовка гранитом стен Петропавловской крепости и т. д. Только за 25 лет, в 60–80-е годы XVIII столетия, было построено свыше 30 км гранитных набережных.

Для этого понадобилось расчистить русла рек, вырыть новые каналы, укрепить берега сотнями тысяч свай, уложить десятки тысяч кубических метров гранита и еще больше бутовой плиты. Объём работы и на сегодняшний день грандиозный! На стр. 27 вышеуказанной книги вы может увидеть схему укрепления берегов и вбитые сваи в разрезе.

Если учесть, что все грандиозное строительство производилось вручную, представляется картина поистине титанической работы, в которой созидателем выступает народ.

Тысячи крепостных, отпущенных помещиками «на оброк», в неимоверно тяжелых условиях нещадной эксплуатации подрядчиками возводили сложнейшие по тому времени сооружения.

Много изобретательности и умения проявили инженеры и мастера-умельцы, в особенности при устройстве свайных оснований набережных.

В этой книге, как и во всей официальной истории, не упоминается о применении каких-либо механизмов, станков, оборудования, машин, технологий, транспортных средств, без которых построение гранитных набережных не представлялось бы технически возможным.

Если упомянуть эти механизмы, станки и оборудование, то немедленно встаёт вопрос: а на какой энергии они все работали? А поскольку разглашение источников энергии было под строжайшим запретом, то есть никаких источников энергии в те времена официально не существовало, то логично, что имеханизмов, работающих на несуществующей энергии, тоже не существовало!

В исследованиях, посвященных архитектуре Ленинграда, как пра-вило, не уделяется должного внимания гранитным набережным го-

рода.

(Зачем уделять пристальное внимание построению гранитных набережных во второй половине 18-го века, ещё нарвёшься на неприятные вопросы, ответа на которые у официальной истории не существует.) Между тем значительная часть их построена во время расцвета

русского классицизма, и они являются прекрасным примером инже-нерных сооружений, которые благодаря единству конструкции и ар-хитектурной формы стали выдающимися произведениями зодчества.

Подготовка к строительству велась энергично.

Не только в Пе-тербурге, но и в Москве, Ревеле, Новгороде и Выборге производилсянаем «работных людей», которые из-за спешки в строительстве ночами вынуждены были работать при свечах: «работные люди работы свои производят подсделанными шатрами часу до десяти вечера при свечах»Свайная бойка под набережную первой дистанции началась в фев-

рале 1763 года. За полмесяца забивается свыше 1 500 свай.

Открытым текстом говорится, что для построения гранитных набережных привлекались случайные , необученные, малограмотные крепостные, которые буквально вручную создали небережные, которые являются произведением искусства!

Художественные качества гранитной стенки набережной Невы на-столько совершенны, что она воспринимается как выдающееся пла-

стическое произведение.

Тяжелый и плотный материал — гранит

приобрел искусные формы полукруглых спусков, причем сохраняетсяощущение большого веса сооружения и его надежной устойчивости,с одной стороны, силе прибоя невской волны, с другой — напорумассы земли берега. Построенная во второй половине XVIII века, на-бережная является одним из ранних памятников архитектуры русскогоклассицизма.

Набережная левого берега Невы сооружена из серого крупнозер-нистого выборгского гранита. Высота стенки 3, 5 – 3, 6 м. Длина еевместе с мостами (Эрмитажным, Нижне-Лебяжьим и Прачечным) — 3780 м (без Адмиралтейской набережной). Гранитный парапет разме-ром 85 х 45 см. Примерно через каждые 125 м были расположеныспуски и съезды к воде.

До нашего времени сохранилось 18 спусков и3 съезда«Один только гранит, — указывал Росси, — может придать вели-чавый характер и обеспечить это исключительное преимущество. По-этому следует применять этот материал для всех частей сооружения,подвергающихся воздействию воздуха».

Где находились каменоломни по добыче гранита для построения набережных в Санкт-Петербурге?Книга даёт ответ на этот вопрос: «Близ Выборга были созданы специальные гранитные разработки.»»Вы́борг — город в России, административный центр Выборгского муниципального района Ленинградской области.

Находится в 68 км к северо-западу от административной границы и в 122 км от исторического центра Санкт-Петербурга.»(Википедия).

Добытый в выборгской каменоломне гранит надо было транспортировать до места строительства 122 км! Каким образом это происходило? На это официальная история ответит без запинки: конечно, запрягали лошадей!Это сколько ж надо лошадей запрячь, чтобы в течение 20 лет доставляли необходимое для постройки 30 км.

набережных количество гранита!Железных дорог в те времена, согласно официальной истории, не существовало. Первая российская железная дорога была открыта только в 1837 году и соединяла Петербург и Царское Село.Вот такую комичную фальшивую историю про набережные Санкт Петербурга преподносят нам официальные историки. Чтобы убедиться, насколько эта придуманная официальная история лжива и не имеет под собой никакой реальной почвы, давайте посмотрим, как в наше время добывается, транспортируются и обрабатываются гранитные блоки, чтобы убедиться в том, что вручную строить набережные невозможно!

Добыча гранита в карьерах:

Добыча и обработка гранитаДобыча натурального природного камня. Гранит, габбро.Как добывают гранит

Посмотрите, как ведётся погрузка и выгрузка гранитных блоков, а заодно обратите внимание, на каких транспортных средствах ведётся их транспортировка.

Погрузка каменных блоков гранита, габбро.Выгрузка гранитных блоков с помощью манипулятора

Какие механизмы существуют в наши дни для резки прямой и фигурной резки гранита:

Резка гранитных блоковОбработка гранита и габбро в цеху.Станок канатный для распиловки мраморных и гранитных блоковТросовик для фигурной и прямой резки камня

А вот так забивают сваи:

Забивка свай на пирс

Как мы видим, сочинения своры официальных историков не имеют абсолютно ничего общего с реальностью! Вот бы собрать вместе всех господ официальных историков и заставить их вместе построить хотя бы сотню метров набережной из гранита, чем они хуже тех крепостных?

Источники:Сооружение гранитных набережных

http://www.opeterburge.ru/history/sooruzhenie-granitnykh-naberezhnykh.html

В.И Кочедамов «Набережные Невы»

http://www.russianlaw.net/files/art/kochedamov/nab_nevy_web.pdf

Источник: https://mylnikovdm.livejournal.com/145910.html

Гранитные набережные

?handemade_ilia (handemade_ilia) wrote,
2016-02-23 23:22:00handemade_ilia
handemade_ilia
2016-02-23 23:22:00Друзья , мне безумно интересно , с помощью каких технологий в 18/19 веке обрабатывали гранит . Конечно на первом месте по шедеврам гранитного зодчества в России это Санкт-Петербург .

Колонны и первые этажи домов оставим до лучшего случая , а сейчас читаем о набережных . Основной вопрос по ним , возникающий у сторонников альтернативной истории , это как при Екатерине было зашито в гранит столько километров берега .На видео человек без сверла , использую только молоток и зубило , лихо делит на две части камень .
«…

С ростом города были изданы первые правительственные распоряжения об устройстве набережных. Владельцы домов на набережных, согласно специальному указу 1715 г., должны были приготовить к сентябрю «каждый против своего дома паженые сваи (шпунтовые, т. е. одна свая входит продольным гребнем в паз другой. — Прим. ред.

) для обивки берегов, мерою трёхсаженные, числом сколько против каждого двора оных бы столбов могло пойти». Одновременно с укреплением берегов на Адмиралтейской стороне и Васи-льевском острове сооружали небольшие гавани для причала судов и лодок.

После наводнений 1720 и 1721 гг.

, когда набережные были основательно разрушены, вновь последовали указы об их ремонте и строительстве, повторявшиеся вплоть до сооружения «каменного берега» во второй половине ХУШ столетия С начала 60-х гг. строились уже гранитные набережные «от Галерного двора до Литейного дома». В 1764-1790 гг.

созданы набережные Екатерининского канала, затем Крюкова канала, реки Фонтанки, в 1798-1811 гг. — реки Мойки и т. д. На набережных, декорированных гранитом, сооружали парапеты и чугунные решётки. В XIX в. были облицованы камнем берега Васильевского острова. Всего до 1917 г. на Неве построили почти 10 км гранитных набережных.

Строительство набережных возобновилось после наводнения 1924 г. Появились новые типы набережных: терраса на стрелке Елагина острова на естественном основании; одно- и двухъярусные набережные откосного типа, мощённые булыжником, диким камнем, брусчаткой; монолитные и сборные железобетонные; с навесной гранитной облицовкой и др.

Сейчас в городе около 150 км укреплённых набережных…»

То есть речь о том , что основная масса гранитных набережных была сделана в советское время . Безусловно , 10 км гранитного берега это тоже очень не мало . Но согласитесь , 10 и 150 это всё-таки разные вещи .

И как наглядное свидетельство технологий 20 века фотографии с места обрушения гранитных плит у литейного моста .

Читайте также:  Университетская набережная петербурга - одна из красивейших в европе

Ссылочка на ЧП http://karpovka.net/2011/09/09/26849/
И инфа о самом мосте http://opeterburge.ru/bridges/litejnyj-most.html он безусловно прекрасен , как и многое в Петербурге .

И я не знаю «литой» это гранит или тесаный , НО для создания тротуаров и проезжей части бюджет особенно не раскошеливался . (далее снова цитата)

«…Кроме наказа местным жителям Петр распорядился брать каменную дань с корабелов: судно должно было сдать в порту 30 диких камней, лодка — 10. Путешествующие по суше платили 3 камня с телеги. Несмотря на такое количество материала, первые мостовые из булыжников в городе клали кое-как, и улицы находились в состоянии перманентных ремонтных работ. Сначала мостовые появились на Березовом (ныне Петроградском) острове в 1710 году. До того местные жители пользовались исключительно грунтовыми дорогами.

Со временем самодеятельность заменили профессионалами, и в городе появились улицы, вымощенные гранитными брусками. Импульсивного Петра сменила вдумчивая Екатерина II, собравшая специальную комиссию по благоустройству города, которая взялась за систематизацию наследия основателя имперской столицы.

В 1824 году, например, появилась рекомендация производить мощение улиц «рядовой стилкой одномерных булыжных камней». В 1826 году на Невском были установлены деревянные колеи для колес карет. В этот период дерево потеснило камень: спустя 6 лет изобретатель Гурьев предложил для борьбы с надоедливым шумом мостить улицы деревянными торцами.

Затея понравилась императрице — опыт на Невском проспекте прошел успешно. Идею переняли в Европе, однако в самой Северной столице от нее в итоге пришлось отказаться: дерево не слишком хорошо реагировало на капризную петербургскую погоду.

Существуют официальные данные, что находилось в ведении городского управления к 1882 году: в проезжей части — 674 000 квадратных метров булыжных мостовых, 9605 торцовых, 138 000 шоссе, 1015 асфальтового покрытия; тротуаров — 40 290 плитных, 76 385 гранитных, 7040 деревянных, 7002 грунтовых.

(Прим ред. Что весьма не мало)В 1909 году дума установила типы покрытий для улиц. Проезжая часть должна была быть булыжной, асфальтовой или белым шоссе, пешеходная — асфальтовой или замощенной лещадной плитой.Тотальным асфальтированием Петербург обязан, разумеется, экономным большевикам, несмотря на то, что журналист Николай Иванович Греч еще в середине XIX века отмечал: «Асфальт оказался неудобным по нашему климату: он трескается зимою от замерзания просачивающейся в него воды». Попытка, о которой упоминает Греч, случилась в 1839 году и, между прочим, это был один из первых опытов асфальтирования в Европе. В 1871 году, несмотря на первый блин комом, было решено повторить попытку. И первый асфальтированный участок дороги появился на набережной Фонтанки, между Симеоновским и Пантелеймоновским мостами. Строители осмелели и продолжили эксперименты, которые имели место быть вплоть до революции.

После свержения царского режима город погряз в бездорожье. Оказалось, что 90% дорог держали в приличном состоянии домовладельцы, однако война 1914 года помешала многим из них в этом нелегком деле. Когда в семнадцатом году большевики пересчитали площади, они выяснили, что им досталось почти 700 000 квадратных метров, требующих немедленного ремонта дорог.

Источник: https://handemade-ilia.livejournal.com/3633.html

Гранит и габбро для облицовки набережных

25.09.2018

Практически любой природный камень (прежде всего гранит, производство которого на каменном рынке примерно равно мраморному и в десятки раз превосходит все прочие) применяется в десятках строительных и архитектурных направлений.

Одним из них является укрепление набережных – как малых, так и больших рек, а также иных природных и искусственных водоемов. Однако переход с деревянной обшивки (традиционно использовавшейся еще со времен Древнего Рима) на прочный и водостойкий камень произошла далеко не сразу.

Причем в Европе «пионером» в этой области стал Париж, а несколько позднее – выстроенный Петром I Санкт-Петербург.

Облицовка набережных российских рек

Первыми крупными реками, в пределах городов «одеваемых» в гранит, вполне предсказуемо должны были стать Нева и Москва-река. Указ об этом был подписан уже не Петром, а Екатериной Великой, однако на практике коснулся лишь северной столицы.

Причиной тому стала как маловодность московской речной артерии (с суточным объемом почти в 400 раз меньшим, чем у Невы), так и сложность с доставкой больших объемов камня.

В окрестностях Питера месторождений было больше, и многие из них – что было  очень кстати – добывали самый оптимальный для постоянного контакта с водой габбро диабаз.

В результате уже в 1762 году первый гранит габбро покрыл часть набережной напротив Зимнего (поскольку именно эта часть города была наиболее насыщена дворцами знати, а плитка габбро и гранита на цоколях их зданий красовалась уже несколько десятков лет).

Несмотря на отсутствие современной техники, монтаж плит продвигался довольно быстро, и всего за 12 лет участок Невы вверх и вниз по течению был практически полностью готов. Более того, параллельно с облицовкой берегов, проводилось и мощение камнем верхних частей набережных.

На тротуары вдоль реки укладывались плиты мощения габбро, на дорожную часть – булыжник (элитная брусчатка здесь появилась значительно позже, лишь при Александре I), к воде оборудовались удобные спуски, а на определенном отдалении друг от друга – причалы.

Статус Санкт-Петербурга, как новой столицы, повлиял и на дальнейшее продолжение каменного строительства именно в этом городе – и следующей идеей императрицы стало желание облицевать набережные невских притоков (Фонтанки, Мойки и речушек поменьше).

Более того, черный гранит из Карелии использовался и на строительстве бесчисленного количества мостиков и арок – благо, незначительная ширина это позволяла.

В итоге к концу 18 века по количеству использованного в архитектуре камня Питер перегнал даже Париж, Лондон и Амстердам, став самой «гранитной» столицей Европы.

До водной артерии нынешней столицы очередь каменной облицовки дошла лишь в 1930-х. Правда, как и все в СССР, работы начались проводиться с размахом – и Москва-река полностью оделась в гранит и габбро уже в 1938-м.

К тому же, в отличие от тогдашнего Ленинграда, здесь куда чаще применялся уже и уральский, а также украинский гранит – в основном традиционные серые, серо-голубые, розовые и красные его разновидности.

Пешеходные зоны вдоль реки также не оставались в стороне – многочисленные широкие тротуары мостились плитами, которые отделяли от проезжей асфальтовой части каменные бордюры ГП, набережные активно озеленялись и снабжались красивейшими парапетами.

Большинство крупных рек в других городах СССР также частично были оснащены гранитными набережными еще в 1930-х, хотя основная масса строительства пришлась уже на более поздний, послевоенный период.

Малые реки и города подобных набережных практически не получали, хотя укрепление откосов все равно велось с использованием гранитов.

Только вместо дорогостоящих плит использовался куда более дешевый бутовый камень, укладываемый блоками с оцинкованной сеткой в качестве ограничителя.

К списку новостей

Источник: http://www.valitovkamen.ru/granit-i-gabbro-dlya-oblicovki-naberezhnyx/

Что определяет архитектурный фасад города у воды? Гранитная набережная!

По словарю Ожегова, набережная – это укрепленный бетоном, деревом или гранитом берег реки и идущая вдоль него улица.

Однако это сухое толкование не передает и сотой доли того, что на самом деле значит настоящая набережная для жителей и гостей города. Одетые в гранит берега служат наглядным показателем благосостояния города.

По набережным с удовольствием гуляют и местные жители, любуясь плещущими волнами, и гости мегаполисов.

На набережных чаще всего организовывают различные культурные мероприятия и концерты. Сюда, на речной или морской берег стекаются многочисленные мамочки с колясками, чтобы вдоволь нагуляться с малышом и подышать свежим воздухом. И, наконец, именно набережная может стать ключевым элементом в архитектурном ансамбле города, обрамляя собой городскую застройку.

Первые набережные России

Первые набережные в Санкт-Петербурге строили владельцы особняков, расположившихся на берегу Невы. В 1719 году был издан указ, обязывающий хозяев привести берега в порядок и соорудить причалы.

Взошедшая на престол Екатерина продолжила дело своих предшественников и издала указ об отделке берегов камнем.

Так появилась невероятной красоты гранитная Дворцовая набережная, которая протянулась от Зимнего дворца до Лебяжьей канавки.

В Москве, укреплять берега рек начинали примерно в это же время – XVIII век. Сначала крепили деревянными бревнами, затем, через несколько десятков лет, сменили их на камень-песчаник. В 1930 году было принято решение использовать для этих целей гранит. Сейчас в столице замощено гранитом более ста километров прибрежной территории.

Строительство каменных набережных в других российских городах началось в основном в XIX веке и получило активное развитие в советскую эпоху, сопровождавшуюся индустриализацией и ростом городов.

Некоторые берега облицовываются камнем и в наши дни: так, два года назад была открыта Набережная Цесаревича во Владивостоке, а в черноморском Геленджике до сих пор растет набережная, признанная самой протяженной в мире.

Вечные, гранитные набережные

В силу своих природных особенностей, гранит является лучшим материалом для мощения набережных. Этот камень рождается в результате естественного охлаждения магмы, поднявшейся из глубины земли.

Он вызревает тысячелетиями, взаимодействуя с иными породами и горячими водными растворами, привносящими необходимые компоненты в его состав и вымывающие все лишние химические элементы. В результате на свет появляется крепчайшая в мире порода, которой не страшны никакие атмосферные явления и перепады температур.

Преимущества гранита неисчислимы, но самыми важными являются:

  • Долговечность. Первые признаки разрушения можно заметить только после 500-600 лет эксплуатации.
  • Износостойкость. Даже при большой проходимости поверхность гранита не повреждается и не истирается.
  • Природная красота. Структура камня уникальна и невероятна красива. Оттенки и цвета гранита не теряют своей яркости даже через 500 лет активной эксплуатации, ведь рисунок камня не нанесен на поверхность, а пронизывает массив насквозь.
  • Устойчивость к воздействию окружающей среды. Ни вода, ни снег, ни град не оказывают значимого негативного влияния, на разрушение гранита требуются целые века. Поэтому на облицовке набережных разумнее всего не экономить и отделывать берега именно гранитом.
Читайте также:  Стадион петровский в санкт-петербурге

Виды гранитной продукции для набережных

Для того чтобы создать единый архитектурный ансамбль из потрясающей красоты и прочности камня, используются практически:

  • Облицовочная плита. Используется для отделки парапетов на набережной, облицовки подпорных стен. все строительные виды гранитной продукции.
  • Брусчатка. Элементы мостовой, которые используются для укладки на пешеходные зоны набережной.
  • Бордюр. Бортовой камень, отделяющий тротуар от проезжей части.
  • Ступени. Плиты, выточенные из цельной гранитной пластины, точно по ширине лестничного пролета.
  • Балясины. Вертикальные стойки, на которые опираются перила лестницы. Вытачиваются по индивидуальному размеру и форме.
  • Перила. Вертикальные поручни, обеспечивающие точку опоры при спуске или подъеме.
  • Уличная мебель: скамьи, которые вытачиваются из гранитных деталей и соответствуют общей архитектуре набережной; а также урны, обычно изготавливаемые из гранитных плит, закрепленных на металлический каркас. Уличная мебель устанавливается вдоль пешеходной части набережной и великолепно вписываются в единый стилистический ансамбль.
  • Гранитные фонтаны. Набережная, оборудованная фонтанами, смотрится особенно роскошно. Для облицовки фонтанов используются гранитные плиты, а также специально изготовленные закругленные и радиусные элементы.

Создать что-то действительно шедевральное можно в том случае, если тщательно подобрать все составляющие ансамбля, выдержать единое архитектурно-стилистическое решение с учетом объектов, которые будут окружать набережную. Такой целостный проект обычно носит название «морской (речной) фасад города». Поэтому для гранитной набережной, нужно подбирать элементы, которые органично вольются в общую картину и придадут ей законченный вид.

Наша компания поставляет все вышеперечисленные виды гранитной продукции со склада и под заказ по привлекательным для клиентов ценам! По вопросам приобретения гранитных изделий обращайтесь по тел. 8-800-700-85-45 (звонок по России бесплатный), (495) 766-13-30 (тел. в Москве) или (423) 276-19-76 (тел. во Владивостоке)

Источник: https://ascent-import.ru/articles/chto-opredelyaet-arxitekturnyj-fasad-goroda-u-vody-granitnaya-naberezhnaya/

«Береговой его гранит»

КАТАЛОГ ГРАНИТА

Сегодня представить себе Санкт-Петербург без знаменитых гранитных набережных довольно затруднительно. Кажется, что они были здесь всегда, что волны Невы с давних времен бились о прочный надежный красноватый гранит. На самом деле, дела обстояли совсем по-другому.

До середины XVIII века набережные оставались деревянными. Даже несмотря на то, что по берегам Невы уже строили роскошные дворцы и особняки, оформление реки оставляло желать лучшего. К тому же деревянные набережные были небезопасны: дерево при соприкосновении с водой быстро ветшало, к тому же процесс ускорялся непростым Петербургским климатом.

Начало перемен

Екатерина II взошла на престол в 1762 году, и одним из первых её указов стало создание Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Задача была сформулирована так: «Привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние, которое соответствовало бы столице столь пространного государства».

В свою очередь первым масштабным проектом строительства стало оформление набережных камнем. После завершения строительства Зимнего дворца возле него появилась и первая каменная набережная города. А затем стали обновляться берега вверх по течению Невы.

Многолетние работы

Первоначально для облицовки использовался не гранит, а известняк. Но это — достаточно мягкий камень, который тоже относительно быстро приходил в негодность. Поэтому со временем мастера стали осваивать прочный и долговечный гранит.

Работа на набережных была непростой и небыстрой. Более двадцати лет берега Невы представляли собой строительную площадку. Первым делом болотистые берега нужно было укрепить с помощью свай. Затем все пространство между ними заполняли булыжниками и землей, а кое-где и вовсе приходилось достраивать берега (например, у Летнего Сада).

Даже в самом первом проекте берега делались высокими, чтобы защитить город от наводнений. После укрепления, наступало время облицовки камнем. Кстати, в камень одевалась не только Нева, но и малые реки и каналы, которые в те времена были важными транспортными путями Петербурга.

Откуда родом петербургский гранит?

В основном, гранит, который использовался и используется для отделки набережных, добывали на карельских и выборгских каменоломнях. Это, действительно, оптимальный вариант для отделки набережных, так как камень способен выстоять перед невзгодам погоды и природы, атаками вандалов и другими опасностями, которые поджидают набережные.

Правда, со временем ветшает даже этот прочный минерал. Поэтому и в наши дни то тут, то там можно увидеть, как реставрируют прекрасные набережные Петербурга, чтобы придать им пышный, сдержанный облик, украшающий Северную столицу.

Подготовлено компанией «ГРАНИТ-ПЛИТА»

Источник: https://granit-plita.ru/articles/beregovoj-ego-granit/

Набережные | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Силуэт гор, у подножия которых разместились городские кварталы и микрорайоны, широкая озелененная пойма реки, пересекающая город, вносят своеобразный природный акцент в ландшафтную организацию территории.

Крупные водные и озелененные пространства (водно-зеленый диаметр) являются не только эстетическим местом отдыха населения, но и выполняют важнейшую оздоровительную функцию, будучи источником свежего воздуха.

 

Набережные-бульвары создают благоприятные условия для пешеходов, и их зеленые коридоры, соседствуя с водой, стимулируют проветривание городской застройки. Облик городов, размещенных на берегах крупных рек, водохранилищ, морей, во многом зависит от привлекательности набережных.

К наиболее распространенным естественным водоемам в городах относятся реки.

Для защиты прибрежных территорий от разрушений, вызываемых волнами, течениями, от оползневых явлений проводят берегоукрепительные работы и строят регулирующие гидросооружения, влияющие на состояние русла реки.

Строительство набережных ведется с учетом будущего градостроительного использования окружающей территории, а планировка набережной увязывается с архитектурно-планировочным решением всего городского района.

Объективным фактором, влияющим на построение городского ландшафта, является величина и конфигурация акватории.

Использование пластических свойств природных достоинств местности, сохранение Ценных ландшафтных территорий, умелая дополнительная посадка зеленых насаждений позволяют создать взаимосвязанную систему озелененных и водных пространств, способствующую образованию цельных архитектурно-выразительных городских ансамблей.

В современном градостроительстве главная роль отводится ансамблю, а не отдельному сооружению. Поэтому, разбивая протяженные набережные на отдельные участки для придания им разнообразия, подчеркивая наиболее интересные природные достоинства, преобразуя неблагоприятные участки, необходимо учитывать общее архитектурно-пространственное решение всей набережной.

Для замыкания перспектив набережных на их концах целесообразно создавать акценты, придающие набережной законченность и архитектурную выразительность. Большие возможности перед проектировщиками открываются при оформлении участков набережных на излучинах.

Следует учитывать панорамное восприятие города через протяженную водную поверхность как с противоположного берега, так и с воды.

На берегах нешироких рек целесообразно использовать пространственную застройку, создавая зеленые отступы, разрывы, организуя разнообразные поперечные перспективы, обогащая архитектурные композиции набережных.

Набережная с вертикальной стенкой (вариант): 1 — крепление дерном; 2 — зеленый газон; 3 — монолитные бетонные плиты покрытия прогулочной аллеи; 4 — сборная железобетонная подпорная стенка; 5 — обратный фильтр; 6 — карьерная мелочь; 7 — гибкий железобетонный тюфяк высотой 20 см

В зависимости от величины водного пространства и его очертания, расположения, протяженности набережной и ее функциональной необходимости, последняя может иметь вид бульвара с ландшафтным озеленением или вид парадной регулярной экспланады.

Мировую известность приобрели набережные Ленинграда. С начала заложения города и до наших дней водные просторы Невы остаются главной природной доминантой архитектурно-планировочного построения города, а тихие набережные каналов изящны и привлекательны. 

Городская территория вдоль берега крупных водоемов может выполнять функции:

набережных, используемых для подъезда к жилым и общественным зданиям, размещенным вдоль водоема;

прогулочных набережных городских парков или спортивных комплексов;

набережных, используемых для хозяйственных или транспортных нужд.

Берега набережных в пределах городской территории укрепляют. Выбор типа конструкции зависит от архитектурно-планировочного решения и функционального назначения прилегающей территории.

Форма и конструкция набережной во многом определяется линией регулирования водоема — линией пересечения плоскости зеркала водоема при отметке меженного горизонта или при отметке постоянного подпора с плоскостью берегового склона или подпорной стенкой набережной.

Расстояние между линией регулирования реки и красной линией городской застройки — береговая полоса. Расстояние между верхней бровкой откоса и красной линией городской застройки — набережная.

Иногда зона берегового склона исчезает, слившись в одну линию с подпорной стенкой набережной. Очертания набережной в плане могут быть самыми разнообразными: прямолинейными, криволинейными, а поперечный профиль подпорных стенок вертикальным или наклонным.

По верху стенок устанавливают ограждения, как правило, чугунные решетки с тумбами или сплошной каменный парапет.

В зависимости от горизонта меженных и высоких вод и высоты берега набережные могут быть одно-, двух- и многоярусные. Одноярусные набережные устраивают при высоте стенки до 5—5,5 м.

Сооружения более высоких стенок с архитектурной точки зрения нецелесообразно (они очень громоздки).

В этом случае исходя из инженерных и экономических соображений набережным следует придать ярусные очертания с вертикальными стенками или сочетанием стенки с откосом, имеющим уклон 1:1 — 1:1,5 и укрепленным камнем или озелененным.

Планировка берегового откоса в несколько ярусов нередко используется при устройстве парковых набережных.

Одноярусные набережные имеют верхнюю отметку минимум на 0,5 м выше горизонта высоких вод, т. е. они незатопляемы.

Двухъярусные и многоярусные набережные проектируют таким образом, что прогулочные аллеи, проходящие по ярусам, могут затапливаться во время половодья при горизонтах воды менее расчетного уровня, а отметка верхнего яруса обеспечивает незатопляемость самой территории.

Зеленые насаждения на набережной размещают с учетом общего архитектурно-планировочного решения территории, которое зависит от функционального назначения набережной, ее формы и размеров, конструкции береговых откосов и подпорных стенок. Их размещают симметрично, по сторонам проезжей части, или асимметрично, как правило, с преобладанием посадок, устройством бульвара непосредственно у воды (Фрунзенская набережная в Москве).

Если набережные превращены в транспортные артерии, они должны иметь плотное защитное озеленение со стороны жилой застройки. В этих условиях необходимо предпринимать все возможные меры к тому, чтобы это вынужденное решение минимально влияло на прибрежный ландшафт, а в перспективе использовать набережные в основном для отдыха городских жителей.

Благоустройство набережных включает создание пешеходных аллей и транспортных дорог, озеленение и освещение, прокладку подземных коммуникаций, устройство защитных дренажных сооружений и т. д. Удаление талой и дождевой воды с набережной осуществляется за счет уклона — создания в лотках проезжей части пилообразного профиля с расстоянием между водораздельными гребнями 40—50 м.

Читайте также:  Стокгольм из петербурга - экономно, в швецию из санкт-петербурга

Главная роль в оформлении набережных отводится зеленым насаждениям. Озеленение набережных проводится с сохранением существующих взрослых деревьев и кустарников рядами, отдельными деревьями или группами свободных очертаний с тем, чтобы насаждения не мешали обзору водоема, а обрамляли и подчеркивали открывающиеся перспективы на водную гладь.

На набережной следует создавать условия для кратковременного отдыха и прогулок среди зелени у воды, на площадках отдыха, с которых открываются наиболее выразительные живописные панорамы городского ландшафта.

При подборе зеленых насаждений следует обращать внимание на высоту деревьев и кустарников, их форму, на окраску листвы и изменения ее цвета, на время цветения. Ассортимент деревьев, кустарников, цветов и их композиции в сочетании с газонами, малыми архитектурными формами могут быть самыми разнообразными.

Газоны и цветники широко применяют при оформлении откосных набережных, создавая плотный зеленый ковер с яркими пятнами цветов.

Проектный профиль Фрунзенской набережной. Москва. Архит. М. И. Прохоров
Озеленение набережной с береговым откосом
Поперечные профили набережных: а — с бульваром вдоль застройки; б — с бульваром у реки; в — с  проездами в разных уровнях; г — без бульвара с местным транспортным проездом; д — с проездами и аллеями на трех террасах высокого берега

При озеленении набережной необходимо учитывать ее ориентацию. На набережных, обращенных на юг, необходимо создавать затененные участки. На прогулочных аллеях зеленые насаждения размещают с внутренней стороны аллеи.

Прогулочные набережные в парках являются наиболее привлекательным местом отдыха в городе. Большой популярностью пользуется набережная в ЦПКиО им. Горького в Москве.

Она хорошо озеленена, ее украшают декоративные гроты с каскадами, беседки, павильоны, скульптура. Система пандусов и лестниц связывает нижнюю аллею с верхней.

Созданы смотровые площадки, в подпорных стенах откосов на набережной у Нескучного сада встроены скамьи.

Гармонично вписанные и художественно выполненные причалы, сходы к воде, парапеты, ограды, ротонды, скамьи, декоративные вазы дополняют архитектуру набережных, придавая им живописное своеобразие. Лестницы со смотровыми площадками не только соединяют прогулочные аллеи, проложенные на разных уровнях склона, или связывают набережную с водой, но и являются украшением набережных.

Набережные на судоходных реках должны иметь пристани. Когда водоемы создаются на ручьях, речках, в оврагах, во избежание затопления берега талыми и ливневыми водами бровка берега должна возвышаться над нормальным уровнем на 1 м.

Такие водоемы создаются при помощи плотин, как правило, земляных. По верху плотины устраивается проезд для связи берегов. Земляные плотины сооружаются из местных достаточно водонепроницаемых грунтов или с водонепроницаемым экраном и ядром.

Откосы плотин — от 1:1,5 до 1:3,5.

Водоемы с водосливными сооружениями обеспечивают сохранение отметки зеркала воды на заданном уровне, а также возможность пропуска паводковых вод.

В создании неповторимого своеобразия приморских городов существенное место отводится живописности набережных. Им уделяется много внимания еще и потому, что они являются любимым местом прогулок городских жителей, а в курортных городах — отдыхающих, превращаясь по существу в хорошо благоустроенную городскую рекреационно-парковую зону.

При формировании морского силуэта города следует учитывать, что протяженность берега, его очертания существенно влияют на его восприятие с моря. Морской фасад должен представлять собой пространственно завершенную цельную композицию из отдельных взаимосвязанных элементов застройки.

Вогнутая конфигурация рельефа позволяет воспринимать доминанты в развернутом виде как с воды, так и с суши, выпуклая — снижает видимость. Крутые холмистые берега вносят разнообразие в панораму города, естественно расчленяя ее на пространственные составляющие. Магистрали, подходящие к набережным, организуют выход жилых районов к воде и архитектурно-планировочную связь с жилой застройкой.

В приморских городах действия волн, приливы и отливы, морские течения разрушают берега. Целесообразность проведения берегоукрепительных работ может быть обоснована только после детального изучения динамики берега. Море в течение даже одного шторма может разрушить все, что создавалось годами.

Примером могут служить события, произошедшие на черноморском побережье Кавказа. Мыс Пицунда образован наносами гальки из горной речки, которая подводным течением постоянно перемещается на юг в направлении мыса.

Линия берега находилась в состоянии динамического равновесия, так как избыточная галька исчезла в глубоком подводном каньоне, находящемся недалеко от берега.

При строительстве гостиничного комплекса за счет сокращения естественной ширины пляжа была создана благоустроенная набережная. Из-за нарушения равновесия море стало поглощать берег, в результате чего приходится постоянно проводить дорогостоящие мероприятия по предотвращению этого процесса.

Типы тонких подпорных стен на набережных: а — безанкерная; б — заанкерованная тягами за плиты, работающие на выпор; в — то же, на сдвиг; г — заанкерованная тягами за свайные козловые опоры; д — то же, за вертикальные сваи; е — заанкерованная наклонными сваями; ж — двуханкерная неразрезная; з — двуханкерная разрезная; и — парусная
Профили озелененных набережных: Ленинград: а, б — набережная Обводного канала; в — Адмиралтейская набережная; г — бульвар Коммунаров; Москва: д — Кремлевская набережная; е — Фрунзенская набережная
Пример решения общественного центра поселка на набережной. Проект
Сход с поворотом на набережной в зоне отдыха у устья р. Качи (Красноярск). Проект. Архит. М. Ф. Денисов
Сход с высокого берега (Ярославль). Проект
Профиль вертикальной стенки набережной  (Семипалатинск): 1 — сланцы; 2 — дренаж;  3 — дренажная труба; 4 — щебеночное основание; 5 — русло; 6 — бетонные блоки; 7 — тротуар; 8 — бортовой камень
Берегоукрепления из тетраподов: 1 — кладка из тетраподов массой 7,5 т; 2 — наброска из тетраподов массой 1,5 т; 3 — камень крупностью 30…35 см; 4 — однослойный обратный фильтр; 5 — мелкозернистый песок; б — намыв откоса за стенкой; 7 — крепление сборным железобетоном
Примеры решения профиля набережной в зависимости от высоты берега

В.А. Горохов

Источник: http://landscape.totalarch.com/node/25

Облицовка и ограждение, набережных рек и каналов Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург уже невозможно представить без его великолепных гранитных набережных.

Безупречные и надежные, они хранят историю прошлых лет: пышных балов, восстаний, наводнений и суровых зим, царской эпохи и советских лет.

Набережные города на Неве запечатлены в строках поэтов и писателей, в полотнах художников, восхищавшихся их стройными формами, гранитными элементами, отраженными в глади многочисленных рек и каналов.

Казалось, что так было всегда, но, как бы не было удивительно, очень долго многие каналы города были одеты в гораздо более скромные наряды из дерева и известняка, и даже имели земельные берега. Натуральный известняк — материал довольно недолговечный.

Именно поэтому быстро приходивший в негодность и обветшание, известняк постепенно был полностью заменен на гранит, который добывался в карельских и выборгских каменоломнях.

Доставка материала и облицовка набережных натуральным камнем шла медленно из-за трудоемкости процесса, потому известняк полностью покинул последнюю подпорную стену у Казанского собора только в семидесятых годах 20 века.  И теперь большинство набережных в нашем городе облицованы и укреплены натуральными гранитом и габбро диабазом.

При создании набережных, пространство между вбитыми в берега реки сваями заполняли землей и крупными булыжниками, саму землю обязательно дополнительно укрепляли, часто приходилось формировать линию берега по-другому, подсыпая широкие полосы грунта там, где это было необходимо.

  Так, например, было сделано с набережной Невы возле Летнего сада и на Васильевском острове.  Так же, нужно было учитывать угрозу наводнений, именно поэтому набережные делались, по возможности, высокими, чтобы быть максимально устойчивыми против натиска стихии.

Отделка камнем набережных наиболее активно шла в 18 веке, когда натуральным  гранитом, кроме берегов Невы, были облицованы  Екатерининский канал, Фонтанка и берега Мойки.

В те времена они были очень важными  транспортными артериями города, именно поэтому на них так много спусков к воде и причалов, которые тоже выполнены из природного гранита.

Говоря о набережных, невозможно не упомянуть так же и их элегантные ограждения. Выполненные из натурального гранита, они выгодно подчеркивают и формируют неповторимый образ города на Неве.

В настоящее время, в связи с активизацией проведения строительных работ в прибрежных зонах рек, вероятность разрушения береговой линии многократно увеличивается.

Именно поэтому очень важно провести все необходимые работы по укреплению берега качественно, облицовка же его добавит финальный штрих к надежности и долговечности созданного.

ООО «Монолит» располагает  достаточным опытом в области облицовки набережных рек и каналов Санкт-Петербурга, а так же всеми необходимыми ресурсами и собственными производственными мощностями для выполнения отделки и облицовки берегов рек качественно, надежно и в максимально короткие сроки.

Источник: http://piter-kamen.ru/katalog/oblicovka-i-ograzhdenie-naberezhnyx-rek-i-kanalov-sankt-peterburga

Ссылка на основную публикацию