Строгий классицизм — «стройный» облик санкт-петербурга

Презентация на тему: «Строгий, стройный вид Петербурга»

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчёркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь.

И плавно прилегают воды

К седым гранитам городским —

Большие замыслы природы

К великим замыслам людским.

Д.Самойлов «Над Невой»

Крупнейший центр классической архитектуры — Петербург

Архитектурный облик

официальность

торжественность

близость

К Западной

Европе

Мастера: Ж.Б. Леблон

Д.Трезини

А.Ринальди

И.Е. Старов

Д.Кваренги

Таврический дворец

И. Старов

Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.

Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина.

В феврале 2010 г. был подписан контракт с органной фирмой Gerhard Grenzing S. A. (Барселона) об изготовлении большого органа и установке его в Таврическом дворце, в Белом купольном зале. В настоящее время орган установлен.

Его внешний вид решен в стиле инструментов эпохи барокко с учетом архитектуры зала. Инструмент высотой 6 м, шириной 5 м, имеет 23 регистра. 2 мануала.

Орган подходит как для исполнения старинной французской и немецкой музыки, так и органной музыки современных авторов.

1783-1789

Исаакиевский собор

О.Монферран

1818-1858

В 1816 году начальник Комитета А. Бетанкур предложил и Монферрану .попробовать свои силы. Монферран представил двадцать четыре варианта собора в одном альбоме, используя различные исторические стили: клас­сический, ренессансный, романский, готический, византий­ский, даже индийский и китайский.

Среди технических достижений Монферрана одно из самых главных — это широкое применение металла в строительстве. Купол Исаакия, состоящий из сборных металлических конструкций, был по тем временам совершенно новым словом в архитектуре, изумлявшим европейскую общественность.

К.Росси

Здание министерств и

арки Главного штаба на Дворцовой площади

Основные сведения

Страна

 Неаполитанское королевство

 Российская империя

Дата рождения

29 декабря 1775 (9 января 1776)

Место рождения

Неаполь, Неаполитанское королевство

Дата смерти

18 (30) апреля 1849 (73 года)

Место смерти

Санкт-Петербург, Российская империя[1]

Работы и достижения

Работал в городах

Москва, Санкт-Петербург, Павловск, Торжок, Тверь

Архитектурный стиль

ампир, классицизм

Важнейшие постройки

Михайловский дворец

Здание Главного Штаба

Александринский театр

Здание Сената и Синода

Здание Главного штаба

Александрийский театр

Здание Сената и Синода

Михайловский дворец

Собор Казанской иконы Божией Матери

А.Н.Воронихин 1801-1811

После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

С 1991 года — действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

А.Д. Захаров

Адмиралтейство 1806-1823

Адмиралтейство соединило в себе функции судостроения, обороны и управления флотом.

Скульптура Адмиралтейства отличается многообразием. Две монументальные группы, симметрично установленные по обе стороны от въездной арки центральной башни Адмиралтейства, называются «Нимфы, несущие небесную сферу».

Ф.Ф.Щедрин

Морские нимфы у главных ворот

Ресурсы:

1. http://litresp.ru/chitat/ru/ С/ samojlov-david-samojlovich/stihotvoreniya/35

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Монферран, Огюст

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Росси,_Карл_Иванович

4. http://mirchudes.net/architecture/1237-mihaylovskiy-dvorec.html

Источник: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-na-tiemu-stroghii-stroinyi-vid-pie.html

Разработка урока по МХК «Строгий, стройный вид Петербурга»

10

Вступление к уроку:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу пробудить окно.

Прошло сто лет, и юный град

Полноценных стран краса и диво,

Из тьмы лесов из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

Из поэмы А.С. Пушкина

«Медный всадник»

  1. – Ребята, скажите, пожалуйста, — из какого произведения данные строки? (А.С. Пушкина «Медный всадник»)

1 слайд: «Медный слайд» (скульптура французского скульптора Фальконе Этьена Мориса (1716 – 1796 г.г.))

2. – Ребята, о чем говорится в этом отрывке?

(Петр I стоял на берегу Невы и думал о выходе России в Балтийское море и связях с передовыми странами Европы).

  1. Какой город вознесся из «тьмы лесов и топи блат» (Санкт-Петербург, основан 26 мая 1703 г.)

2 слайд: вид Петербурга.

– Ребята, давайте подумаем, какова тема нашего урока? О каком городе мы будем говорить? (Санкт-Петербурге).

Тема урока: «Строгий, стройный вид» Петербурга.

Эта тема вытекает из вашей большой темы: Шедевры классицизма в архитектуре России.

Эпиграф: Люблю тебя, Петра творенье

Люблю твой «строгий, стройный вид»,

Невы державное теченье

Береговой её гранит…

А.С. Пушкин.

Ребята, мы с вами проведем урок-исследование классицизма в архитектуре XVIII – нач. XIX в. на примере архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге XVIII – нач. XIX в.

Цели урока:

  • активизировать известные обучающимся знания о классическом стиле в архитектуре, в процессе урока вести работу по выявлению признаков классицизма;
  • формировать у ребят умения выделять основные черты классицизма на примере архитектурных сооружений;
  • заинтересовать школьников изучением дополнительной литературы;
  • оказать помощь обучающимся в создании проекта – исследования классического стиля в архитектурных сооружениях;
  • воспитывать уважение к историческим истокам;
  • воспитывать гуманность и милосердие;
  • воспитывать любовь к своей Родине, к её городам и культуре.

Оборудование:

  • компьютер, проектор и экран;
  • стенд: «Санкт-Петербург»;
  • учебник Г.И. Данилова Мировая художественная культура от XVII – до современности, Москва, 2008 г.

Литература:

  • Школьная энциклопедия: история нового времени.
  • Толковый словарь
  • Брошюры: Петродворец: (дворец – Марли, дворец – Коттедис, Большой дворец в Петергофе, «Русский музей» составитель А.И. Ким, Лениздат – 1985 г.)

Опережающее задание: завести папку проекта – исследования, оформить титульный лист, подготовить биографии и творчество архитекторов, создавших шедевры классических сооружений в Санкт-Петербурге, подготовить стихи и цитаты о Санкт-Петербурге как историческом памятнике архитектуры.

Основные понятия: архитектура, классицизм, барокко, ризалит, ампир.

Ход урока.

Слово учителя:

Петербург – великий город, обладатель великой судьбы. Он «победил» болота, выстоял в блокаду, сумел сохранить человеческую теплоту. В Петербурге, в красоте его улиц и зданий ясно видна человеческая воля.

С начала XVIII века он становится центром классической архитектуры.

План.

  1. Вступительное слово.

  2. Объяснение новой темы:

а) Знакомство с жизнью и творчеством великих архитекторов Санкт-Петербурга;

б) Просмотр слайдов архитектурных сооружений в стиле классицизма;

в) Блокадный Ленинград.

  1. Закрепление нового материала:

а) Экскурсия по Санкт-Петербургу;

б) Создание проекта-исследования по теме урока и подведение итога;

в) Знакомство с дополнительной литературой;

г) Дополнительная литература в учебнике.

  1. Домашнее задание.

  2. Оценивание выступающих.

Ребята, давайте вспомним, что такое классицизм?

(Название «классицизм» происходит от латинского слова и означает «образцовый», «первоклассный»).

Стиль классицизм зародился в XVII в. в Европе и проявляется не только в архитектуре, но и в искусстве, музыке, театре и литературе.

Образцовыми, достойными подражания считались прекрасные, гармоничные произведения искусства Древней Греции и Рима.

Так в литературе драматические произведения подчинялись правилам трех единиц: времени, места и действия.

Классическая музыка – это музыка прошлого, выдержавшая испытания временем и имеющая современную публику, зародилась в XVII – XVIII вв.

Классицизм существовал параллельно с барокко как его художественная оппозиция завершился началом романтизма.

Наряду с великолепием, помпезностью и мегаломанией барокко строгая организованность классицизма была востребована европейскими абсолютическими монархиями.

3 слайд. Древнегреческие постройки и древнеримские архитектурные сооружения.

Посмотрите, ребята, на экран, что вам бросается в глаза? (колонны, много разных колон, здания с центральным входом).

это ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущую на всю высоту здания.

Архитектура – искусство проектирования и строение зданий, сооружений.

Петр I создавал Петербург сам по европейскому образцу, по единому плану.

Вот почему северную столицу отличает, по словам А.С. Пушкина «Строгий, стройный вид» четкие линии улиц, геометрическая прямота старых кварталов, европейская архитектура зданий.

Ученица 1.

Весь город в главных разворотах,

И лишь подчеркивает даль

В проектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь.

И плавно прилегают воды.

К седым гранитам городским –

Большие замыслы природы

К великим замыслам людским.

Д. Самойлов «Над Невой».

Архитектурный облик Петербурга складывался благодаря творениям замечательных мастеров – зарубежных и отечественных.

О некоторых из них мы расскажем и на примере их сооружений выявим признаки классицизма.

4 слайд. В.В. Растрелли. Собор Смольного монастыря 1748 г., строился 14 лет.

Ребята, скажите, можно Собор Смольного монастыря отнести к классическому стилю.

Нет, это здание построено в стиле барокко.

— Вспомним откуда произошло это название и признаки барокко.

Барокко (португальские моряки так обозначали бракованные жемчужины неправильной формы). В архитектуре барокко – это обилие пышных декоративных украшений, искажение классических пропорций, преобладание сложных криволинейных форм (желание удивить, восхитить зрителя), кокошники вокруг луковичных глав, наличники окон и дверей, пилястры белого цвета, выделяющиеся на ярко-красном или синем фоне.

А теперь рассмотрим сооружения в классическом стиле.

5 – 6 слайды.

Ученица. Доменико Трезини (1670- 1734; ансамбль Петропавловской крепости, Невские ворота «ворота смерти» через них выводили узников на казнь, Петропавловский собор (в честь апостолов св. Петра и Павла) 1712 – 1733 гг.

Новый собор (каменный) поражал своей строгой торжественностью. В старом, деревянном соборе 1710 г. венчался Петр I с Екатериной. Петр I умер 28 января 1725 г., в этом соборе нашли свое упокоение все Романовы.

Петровские ворота украшены двуглавым орлом со скипетром и державо в когтях (весит более тонны).

7 слайд. Здание Двенадцати коллегий. 1722 – 1742 гг.

Под одной крышей архитектор разместил двенадцать одинаковых зданий-секций с общими стенами, протяженностью в 9 окон, центральная часть в три окна – ризалит выступает вперед. Чувствуется рациональность планировки, строгость пропорций, деловитость. Выделяются наличники окон и дверей.

8 слайд. А. Ринальди (1710 – 1794)

9 слайд. Мраморный дворец (1768 – 1785). Дворец строился по велению Екатерины II для своего фаворита графа Г.Г. Орлова. Памятник Александру III перенесен в 1994 г. Название дворца объясняется тем, что облицовка фасада сделана в духе раннего классицизма, но в отделке интерьеров Ринальди следовал традициям барокко.

10 слайд. Андрей Дмитриевич Захаров (1761 – 1811).

Биография.

1805 г. был назначен главным архитектором Морского ведомства. Первым проектом стала перестройка здания Адмиралтейства.

11 слайд.

Ученица 2. Преодолев ветров злодейство

И вьюг крутящуюся мглу,

Над городом Адмиралтейство

Зажгло бессмертную иглу.

Чтоб в громе пушечных ударов

В Неву входили корабли,

Поставил Андреян Захаров

Маяк отеческой земли.

И этой шпаги острый пламень,

Прорвав сырой туман болот,

Фасада вытянутый камень

Приподнял в дерзостный полет.

В. Рождественский

Адмиралтейство было построено в 1738 году архитектором И.К. Коробовым.

Захаров выполнял работы в 1800 – 1823 г., протяженность главного фасада 407 м, находится в центре города, башня со шпилем высотой 72 м венчает кораблик, шпиль старый, созданный архитектором И.К. Коробовым. Это величайший архитектурный памятник в стиле ампир.

12 Слайд. Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814) родился в русско-пермяцкой семье крепостных графа Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова.

Талант юноши привлек внимание Строганова, и в 1777 г. граф отправил Воронихина учиться в Москву, его учителями были великие зодчие В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге. С 1785 года Воронихин отпущен на волю.

Учился за границей четыре года во Франции и Швейцарии. Ранние его работы – это отделка интерьеров Строгановского дворца 1793 г., пышные барочные формы, предложенные Растрелли Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом.

В 1802 году стал профессором Академии художеств.

Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге (с 1801 – 1811 г.). По случаю освещения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией. Его другие работы – это здание Горного института, дворец в Гатчине и другие. Зодчий скончался 21 февраля 1814 года в Петербурге.

Читайте также:  Троллейбус санкт-петербурга

13 Слайд. Казанский собор. Воронихину было 40 лет, когда Павел I решил выстроить собор похожий на собор Святого Петра в Риме. Высокий купол диаметром 17 м, 144 колонны в четыре ряда, колонны и своды блещут и переливаются полированным гранитом, мрамором и золоченой бронзой. Казанский собор – одно из высших достижений русского классицизма.

– Ребята, давайте выделим признаки классического стиля на примере Казанского собора:

  1. строгость, величавость, пропорционально выделяется ризалит в 6 колонн, колоннада.

  2. гармоничны и легки пропорции центрального портика главного здания, украшенного шестью колоннами, высокий треугольный фронтон.

14 Слайд. Карло Росси родился 29 декабря 1775 г. в Неаполе. С 1787 г. вместе с матерью балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим.

В 1795 г. Росси поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертежником.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей.

Выдающиеся архитектурное и градостроительное мастерство воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающим к нему садом и площадью (1819 — 1825).

15 Слайд.

Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного штаба и триумфальной аркой.

Михайловский дворец – русский музей (1895 г.), в нем насчитывается 350 тыс. экспонатов отражающих тысячелетнюю историю отечественного искусства.

16 Слайд. Александрийский театр (1828 – 1832 г.) назван в честь жены Николая I. На уровне второго и третьего этажа здание украшает лоджия с коринфской колоннадой и парящей над ней квадригой, управляемой Аполлоном.

И.Е. Старов (1745 – 1808 гг.). Таврический дворец (1783 – 1789 гг.) среди нетронутых лесных массивов по велению Екатерины II монументальное здание дворца для генерала – фельдмаршала князя Потемкина – Таврического в стиле строгого классицизма.

17 Слайд. Шостакович Дмитрий Дмитриевич (12(25).09.1906 – 09.08.1975 гг.) – композитор, педагог, общественный деятель.

Родился в Петербурге, начальное музыкальное образование получил у матери, затем учился в музыкальной школе И. Гляссера (1916 – 1918 гг.). В 1919 г. поступил в Петроградскую консерваторию. В 1925 г. написал 1-ю (из 15-ти) симфонию. В 1927 году за исполнение своих произведений на 1-ом Международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве был награжден почетным дипломом.

В 1936 году в газете «Правда» появились в его адрес критические статьи, после которых он перестал писать музыку. Преподавал композицию в Ленинградской консерватории. Блокадному Ленинграду была посвящена 7-я симфония.

Радиообращение Дмитрия Шостаковича

Передача из блокадного Ленинграда 16 сентября 1941

Сочинялась композитором в 1941—1942 годах. Первые три части написаны им в доме Бенуа в Ленинграде (закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда).

Финал симфонии, завершенный в феврале 1942 года, композитор дописывал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года.

Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде

9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром оркестра Ленинградского Радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг.

Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.

Послевоенное творчество Шостаковича разнообразно по жанрам концерта для фортепьяно, для скрипки. Шостакович был членом Советского и Всемирного комитетов защиты мира.

Слайды о блокадном Ленинграде и как защищали от бомбежек архитектурные памятники.

Блокадный Ленинград. Блокада длилась 900 дней и ночей, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. В блокадные дни, перенося с другими ленинградцами все тяготы Д.Д. Шостакович написал знаменитую седьмую симфонию.

Закрепление нового материала.

а) Слово учителя.

Ребята, попробуйте совершить экскурсию по нашему небольшому стенду: «Санкт-Петербург».

Покажите на открытках те здания, которые были на уроке показаны и назовите стиль, в котором строились.

Ученик–экскурсовод работает у стенда.

б) А теперь продолжим работу над нашими проектами.

Что нужно для проекта – папки?

  1. Название проекта.

  2. Определение понятия классицизм.

  3. Признаки классицизма.

  4. Зодчие – архитекторы, творившие в Санкт-Петербурге в стиле классицизма.

  5. Архитектурные сооружения Санкт-Петербурга в стиле классицизма.

  6. Подведение итогов.

Для нашей работы разделимся на три группы, выберем в каждой группе себе руководителя, который будет защищать свой проект.

Я вам раздам необходимый материал. Вы должны выбрать то, что касается вашей темы.

Вывод: Санкт–Петербург с начала XVIII века является центром классической архитектуры. Санкт-Петербург как архитектурный памятник находится под защитой государства и общественных организаций.

в) Знакомство с литературой.

  • Словарь русского языка С.И. Ожегов, М., 1990 г.
  • Венок славы Ленинград.
  • Брошюры: «Русский музей» А.И. Кий, Лениздат. 1985 г.
  • Петродворец: «Большой дворец», «Дворец Марли», «Дворец — Коттедж» Внешторгиздат, 1985 г.
  • учебник стр. 65

г) Вопросы для закрепления: учебник стр. 64.

4. Домашнее задание: Прочитать §6, ответить на вопросы стр. 64.

Продолжить пополнять свой проект, где будете в городах, фотографируйте здания в стиле классицизм.

5. Оценивание работы на уроке обучающихся 11 класса.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/mhk/uroki/razrabotka-uroka-po-mkhk-stroghii-stroinyi-vid-pietierburgha

Т ема : к лассицизм в архитектуре р оссии. (2- я часть ) «строгий, стройный вид» петербурга. — презентация

1 Т ЕМА : К ЛАССИЦИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ Р ОССИИ. (2- Я ЧАСТЬ ) «Строгий, стройный вид» Петербурга.<\p>

2 П ЛАН : 1.Проверка домашнего задания. 2.Общий обзор выдающихся творений классицизма в Санкт-Петербурге. Здание «12 коллегий». Адмиралтейство. Казанский собор.<\p>

3 Архитектурный облик Петербурга складывался благодаря творениям замечательных мастеров: Ж.Леблона, Д.Трезини, И.Старова, Д.Кварнеги, А.Ринальди, А.Захарова, Тома де Томона и др. С начала 18 века Петербург, как новая столица России должен был стать примером показа, как изменилась столица империи и сама империя. Связано это было с именами правителей России от Петра Великого, до Екатерины Великой, ставшими воплощением самой эпохи классицизма в облике города.<\p>

4 А НТОНИО Р ИНАЛЬДИ. Мраморный дворец гг. «Китайский дворец» в Ораниенбауме.<\p>

5 Н.А.Л ЬВОВ<\p>

6 Д.К ВАРЕНГИ Александровский дворец<\p>

7 Ч.К АМЕРОН. Камеронова галерея в Царском селе Дворец в Павловске.<\p>

8 К АРЛ Р ОССИ Александровский театр гг. Арка Генштаба<\p>

9 Д РУГИЕ ТВОРЕНИЯ КЛАССИЦИЗМА П ЕТЕРБУРГА. О.Монферран, Исакиевский собор Михайловский дворец К.Росси.<\p>

10 Доменико Андреа Трезини , ) архитектор и инженер, швейцарец по происхождению. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт- Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. По проектам Трезини заложены Кронштадт (1704) и Александро-Невская лавра (1717), в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду ( ), Петровские ворота (деревянные 1708, каменные ) и Петропавловский собор ( ) в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий ( ) теперь главное здание Петербургского университета, Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий (Гостиный Двор на Васильевском острове, 2-й Зимний дворец и др.).<\p>

11 Здание начато строительством в 1722 г. при Петре I по проекту Д. Трезини (первый этаж) и Т. Швертфегера (верхние этажи). Композиция его складывается из двенадцати самостоятельных идентичных трехэтажных корпусов, примыкающих друг к другу торцами. В гг. с западной стороны пристроена » двухэтажная галерея во всю длину здания (Дж. Трезини). » Восточный фасад вытянувшегося почти на 400м сооружения со строгой равномерностью членится на двенадцать частей выступами ризалитов, увенчанных фигурным аттиком. Плоские лопатки объединяют два верхних этажа. Из интерьеров первого периода строительства сохранился » Петровский зал со скульптурным декором стен, потолка и каминов (1736, мастер И.Росси). В первой половине XIX в. в связи с передачей здания Двенадцати коллегий университету была проведена перестройка внутренних помещений (А. Ф. Щедрин).<\p>

12 Андреян (Адриан) Дмитриевич Захаров (8(19) августа августа (8 сентября) 1811, Санкт-Петербург) русский архитектор, представитель стиля ампир, разновидности стиля классицизма. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.<\p>

13 Андрей Никифорович Воронихин русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 г., окончены работы были в 1811 г. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией.<\p>

14 П ИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС УРОКА !!! Как воплощен «строгий, стройный вид Петербурга» в выдающихся памятниках архитектуры 18-начала 19 века?<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/601050/

Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

Вступление Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города.

К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры-настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.

Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не только громадным политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но и великим общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетии национальным делом русского народа было созидание и укрепление Москвы.

Классицизм, как система международной художественной культуры

Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять — семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено классицизмом; конец 1750-х — еще время расцвета первого, середина 1760-х — уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего художественного потенциала.

Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Растянувшаяся на столетия эпоха культурного одиночества русской архитектуры закончилась.

Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, кроме увлечения образованного слоя российского дворянства рассудочными просветительскими утопиями были и причины практические, связанные с расширением круга задач зодчества.

Развитие промышленности и рост городов вновь, как и в петровское время, вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни.

Но для торговых рядов или присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти не умело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город. Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален.

Его можно было использовать и при сооружении импозантнейших дворцовых построек и для «обывательских» жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков на окраинах. Перемены в круге архитектурных форм затронули, прежде всего, декор. По-новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил.

Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.

Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утверждались новые методы творчества.

Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже не при «размере-1 и основания» и не на строительных лесах (где сотрудники Растрелли по месту лепили или резали из дерева элементы декора), на работе над проектным чертежом. Тем самым окончательно залеплялось разделение труда, сменившее былую «артельность». Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора (хотя к этому не скоро привыкли за пределами профессии, из-за чего и осталось так много вопросов, связанных с авторством произведений раннего классицизма, включая крупнейшие, как Пашков дом и дворец Разумовского в Москве или Инженерный замок в Петербурге).

Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему.

Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани.

Последнее оказалось возможным потому, что классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре. Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов.

Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России. Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще.

Возросла роль слова в формировании архитектурного образа. Связь его с образами историческими и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим кругом чтения и книжных знаний).

Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельмож и ограниченных в средствах небогатых дворян Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной «государственной» культуры.

Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам. Здесь влияние народной «вне стилевой» культуры на профессиональную деятельность архитекторов не ощутимо. Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е.

Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.

Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783-1789). Отвергнув анфиладные системы барокко, мастер, в соответствии с рационалистической логикой классицизма, объединил помещения в функциональные группы.

Прием пространственной организации целого, где развитые боковые крылья, связанные переходами с мощным центральным объемом, образуют глубокий парадный двор, исходит от палладианских вилл. Расположением парадных зал выделена глубинная ось композиции, однако, гигантская Большая галерея вытянута параллельно фасаду, что сняло элементарную простоту контраста.

Фасады освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки и лопатки, — зодчий уже не следует примерам французской архитектуры середины века, как-то делали петербургские мастера времени, переходного от барокко к классицизму (и как делал сам Старов в ранних произведениях).

Гладкие белые колонны решительно выступающих строгих дорических портиков впервые в русской архитектуре действительно несут антаблементы. Они выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных проемами без наличников. Контраст подчеркивает тектонику стены из оштукатуренного кирпича. «Четырежды восемнадцать» колонн в двойных колоннадах Большой галереи имели греко-ионические капители (замененные потом Л. Русска на привычные римские) — один из первых для русского классицизма примеров обращения к эллинскому наследию. Державин написал о здании Таврического дворца: «древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно». Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания — петербургского, русского и вместе с тем европейского. Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад, о чем сообщили Персье и Фонтен в тексте изданного ими увража «Лучшие королевские дворцы мира».

Основные этапы развития классицизма Так Зимний дворец, не смотря на весь растреллиевский блеск своих форм и на бесспорно доминирующее значение этого здание в центре столицы, оказался в архитектурном отношении подчиненным зданию Главного Штаба.

Не потому, что классические (или «ампирные») формы этого последнего «сильнее» барочных форм дворца, а потому что Росси построил против Зимнего дворца не только какое-то новое большое сооружение, но и создал новое архитектурное целое, новый ансамбль, новое архитектурное единство.

В этом новом единстве, организованном по законам Росси, а не Растрелли, произведение последнего казалось включенным в новую композицию и в итоге подчиненным зданию Росси, а не наоборот, хотя не приходиться говорить о каком-либо формальном «превосходстве» Росси над Растрелли, Главного штаба над Зимним дворцом.

Так захаровское Адмиралтейство стало «держать» в своих монументальных руках весь пространственный организм центральных петербургских площадей. Так сравнительно невысокое здание Биржи притянуло к себе узловую точку этого центра, ранее находившуюся в высотном объеме Петропавловской крепости.

Так, далее, монументальные постройки Кваренги оказались включенными в новые ансамбли и подчиненными им: Государственный банк-в орбите архитектурного воздействия Казанского собора, Конногвардейский манеж-в ансамбле Сенатской площади, созданной Захаровым, Росси и Монферраном; Академия наук, Екатерининский институт, Мальтийская капелла также целиком подчинены новому архитектурному окружению. Произошло это не потому, что все эти здания, сооруженные выдающимися мастерами большой классической формы, менее значительны, чем-то, что раньше или позднее создавалось по соседству с ними, а потому, что по своей архитектурной природе они не были рассчитаны на организующую роль в ансамбле и на ансамбль вообще. Сопоставление Биржи, сооружавшейся по проекту Кваренги, с Биржей, построенной Томоном, наглядно демонстрирует различие этих двух архитектурных подходов к проблеме города: в одном случае-самодовлеющая архитектурная композиция здания, почти не считающаяся со своим будущие окружением, в другом-здание, компонующее городской ансамбль.

В период завершения пространственных композиции основных частей Петербурга, в течение первых десятилетий XIX века, как бы синтезируются архитектурные искания всего XVIII века, синтезируются и подчиняются новым формам, новому стилю, властно накладывающему свою печать на весь облик города.

К этому времени Петербург приобретает свой «строгий, стройный вид», по слову Пушкина.

И как бы мы ни оценивали в качественно-формальном отношении достижения позднего петербургского классицизма по сравнению с достижениями Растрелли, или Кваренги, или Ринальди, мы должны признать именно за этим, завершающим, периодом значение важнейшего градостроительного этапа в развитии Петербурга.

Классицизм в Петербурге

    Антонио Ринальди1710-1794
    Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П.С.
    Жан-Батист Валлен-Деламот1729-1800
    Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 — костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.
    Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного.
    Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец Павла I
    Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской части, определил дугу Дворцовой площади.
    Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и Сиверцах, Фасады Аничкова дворца
    Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны), церковь Святой Екатерины в Мурино, перестроил дом Г.Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке)
    Джакомо Кваренги1744-1817
    Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба Безбородко (на Свердловской набережной, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и «Серебряные ряды» (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой на Садовой улице, 21. Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице), Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39. Александровский дворец (село Кваренги). Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др.
    Казанский собор, создал ажурную ограду со стороны Казанской улицы. Памятники Кутузову и Дарклан-де-Толии.Работал в Павловске, колоннады в нижнем Парке Петергофа, интерьеры Строгановского дворца, здание Горного института.
    Капитально перестроил здание Адмиралтейства.
    Жан Тома де Томон1760-1813
    Создатель ансамбля стрелки Васильевского острова (Биржевая площадь) с храмоподобной биржей, спусками к Неве и Ростральными колоннами. Мавзолей Павла I в Павловском парке, фонтаны в Пулково, Московском парке Победы и у Казанского собора; особняк Лаваль на Английской набережной, 4.

Список использованной литературы

1. Д.Е. Аркин «Образы Архитектуры и Образы Скульптуры» Москва «Искусство», 1990

2. А.В. Иконников «Тысяча лет Росской архитектуры»

Москва «Искусство», 1990

3. Компьютерная сеть Интернет

4. Большая Советская Энциклопедия

Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/arts/architecture/arxitektura-xvii-xix-vekov/referatyi-2462/klassiczizm-v-arxitekture-sankt-peterburga/

Классицизм в архитектуре Петербурга 18 века

А.Н.Воронихин.

Казанский собор (1801-1811)

Строительство «Северной Пальмиры» — Петербурга, а также его пригородов — Царского Села и Павловска — связано с именами таких знаменитых зодчих, как Растрелли, Росси, Ринальди, Фельтона, Кваренги.

Камерона, Тома де Томона, Старова, Воронихина, Захарова и многих других. Многие из них были иностранцами, но у себя на родине были совершенно неизвестны или вовсе ничего не строили. Россия дала возможность осуществляться их дарованиям.

В это время в архитектуре более всего были распространены два стиля: «барокко» и «классицизм».

«Барокко» — художественный стиль, буквально с итальянского «причудливый, вычурный». Художественная задача — ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.

«Классицизм» — художественный стиль, в переводе с латинского «образцовый», взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождения. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.

Это последний великий стиль в изобразительном искусстве. В архитектуре он предполагает строгость, четкость линий и форм, гармонию всех частей сооружения.

Архитекторы используют в своих постройках элементы античного зодчества: колонны, фронтоны, арки, портики, П-образную планировку зданий.

Однако, видимо под воздействием русского ли характера или русской природы, даже иностранные архитекторы привносили в эти европейские стили что-то особенное, какую-то русскую самобытность.

Уже в первые годы строительства Петербурга возник его композиционный центр -Петропавловская крепость и Адмиралтейство, построенные в стиле классицизм. Золотые шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ. Д. Трезини.

В 1712 году по проекту архитектора Доменико Трезини началось сооружение Петропавловского собора на небольшом острове Заячьем. Этот остров являлся крепостью, которая защищала строящийся город и порт Петербург.

Петропавловский собор с высокой колокольней и стройным золоченым шпилем (122,5м) является уникальным памятником архитектуры в стиле [qtip:классицизм|.Также по проекту Трезини были выстроены мощные, двойные стены крепости из кирпича.

На территории крепости были построены Инженерный деловой двор, Комендантский дом, здания Монетного двора, Гауптвахта и другие.

На протяжении двух веков Петропавловская крепость служила политической тюрьмой, в мрачных застенках которой томились многие известные люди. Ныне это крепость — музей, пользуется огромной популярностью и является украшением Петербурга.

АДМИРАЛТЕЙСТВО. Андреян Дмитриевич Захаров.

Перестройка велась в стиле классицизма в 1812 году. В результате перестройки здание приобрело вид, сохранившийся до наших дней. Длинное, как бы стелющееся по земле, низкое сооружение состоит из нескольких, соединенных между собой, корпусов.

Крылья главного и двух боковых фасадов украшены колоннами, белый цвет которых четко выделяется на желтом фоне стены. Горизонтальная линия фасадов еще больше подчеркивается мощным взлетом центральной башни, увенчанной позолоченным шпилем с корабликом на конце. В нижней части башни сделана арка, служащая проездом.

По бокам ее помещены скульптурные группы нимф, поддерживающих небесные сферы. Верхняя часть башни кажется изящной и легкой, неудержимо стремящейся вверх.

Адмиралтейство. Классицизм. А.Захаров.ЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ШТАБА (1819). Карл Иванович Росси.

Стиль «ампир» («империя») , художественный стиль, возник в эпоху Наполеона, как поздний классицизм. Он предполагает помпезность, использование военной символики. Его называют поздний классицизм.

Гениальным художником являлся архитектор Карл Иванович Росси, приехавший в Россию еще ребенком и проживший в ней всю жизнь. Он построил много блистательных творений, памятников архитектурного зодчества в Петербурге.

Одним из самых замечательных его произведений является Здание главного штаба, построенного в 1819 году на Дворцовой площади. Центральная часть здания представляет собой однопанорамную триумфальную арку. Внизу и вверху по обеим ее сторонам помещены так называемые трофеи, т.е. изображения военных доспехов, щитов, копий.

На уровне второго этажа между колоннами установлены статуи воинов в римских доспехах. Венчает здание колесница и крылатая фигура Победы — Нике. Использование в архитектуре изображений военных трофеев, военных доспехов стало модным в начале 18-го века.

Здание Главного Штаба должно было увековечить победу России в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальная арка с военными доспехами. Ампир. К.Росси.СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ (1808). Джакомо Кваренги

В 1808 году в Петербурге было построено еще одно замечательное сооружение — здание института для благородных девиц.

Построено оно итальянским зодчим Джакомо Кваренги в стиле классицизма. Это здание имеет более 220 метров в длину. Архитектура его отличается поразительной торжественностью. Выдвинутый вперед центр с восемью колоннами придает сооружению величие, завершенность.

После революции и до сих пор в здании размещаются официальные органы власти.

КАМЕРОНОВА ГАЛЕРЕЯ. Чарльз Камерон

Стиль классицизм. В 1779 году в Россию приезжает из Англии очень талантливый архитектор Чарльз Камерон.

Одно из лучших его творений — галерея Екатерининского дворца в Царском Селе (г.Пушкин). Она была названа в честь создателя Камероновой галереей.

Это необычная, изящная постройка, которая как бы одновременно принадлежит и дворцу и парку — построена в стиле классицизма.

Вход в Камеронову галерею

Источник: https://obiskusstve.com/968847981772802117/klassitsizm-v-arhitekture-peterburga-18-veka/

Строгий, стройный вид» Петербурга

Шедевры классицизма в архитектуре России

Русский классицизм — одна из самых ярких страниц в исто­рии мирового зодчества. Он прошёл несколько этапов в своём развитии и достиг небывалого расцвета в период правления Екатерины II (1762-1796).

Россия, ещё совсем недавно воспри­нявшая европейский художественный язык, оказалась страной, особенно богатой на талантливых архитекторов.

Совместную творческую деятельность русских и иностранных мастеров от­личали высокий профессионализм и следование принципам классицизма, дававшее им богатые возможности для воплоще­ния новых общественных и художественных идеалов.

Русская архитектура классицизма включала об­щественные здания, дворцы, городские и загород­ные усадьбы, жилые дома. Основными художественными цент­рами по-прежнему были Петербург и Москва. В каждом из этих городов развивалась своя архитектурная концепция, предопре­делённая особенностью планировки и творческой манерой от­дельных мастеров.

Строгий, стройный вид» Петербурга

Крупнейшим центром классицистической архитектуры стал Петербург — новая столица Российского государства.

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчёркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь… Д. Самойлов. «Над Невой»

Архитектурный облик Петербурга, отличающийся офици­альностью, торжественностью и близостью к западноевропей­ской школе, складывался благодаря творениям замечательных мастеров: Ж. Б. Леблона (1679—1719; застройка Васильевского острова), Д.

Трезини (1670—1734; ансамбль Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий), А. Ринальди (1710— 1794; Мраморный дворец), И. Е. Старова (1745—1808; Тавриче­ский дворец), Д.

Кваренги (1744—1817; Эрмитажный театр, зда­ние Академии наук, Смольный институт благородных девиц).

Одним из наиболее известных произведений эпохи зрелого, или строгого, классицизма является Таврический дворец , со­зданный Иваном Егоровичем Старовым . Большая городская усадьба Г. А.

Потёмкина, построенная в честь победы в русско- турецкой войне, предназначалась для торжественных празднич­ных приёмов. Своим каре парадного двора она была раскрыта к Неве, по другую сторону дворца находился парк.

Ансамбль дворца состоит из главного, увенчанного куполом двухэтажного здания и двух выступающих боковых флигелей с внутренними двориками. Центральная часть подчёркнуто строгого фасада дворца выделена глубоким портиком с высоким фронтоном.

Гладкие стены, почти полностью лишённые украшений, расчле­нены прямоугольными окнами без наличников. Несмотря на ла­конизм и простоту ордерной композиции, здание выглядит на­рядно и торжественно, о чём писал поэт Г. Р. Державин:

«Пространное и великолепное здание не из числа обыкновен­ных… Наружность его не блистает ни резьбою, ни позоло­тою, ни другими какими пышными украшениями: древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величест­венно».

Планировка дворца отличалась достаточной сложностью. Центральная часть, павильоны, жилые и хозяйственные корпу­са были соединены многочисленными переходами; в боковых объёмах также располагались гостиные, танцзалы, концертный зал.

По сравнению со сдержанными фасадами интерьеры дворца были необычайно богаты и парадны. Главное украшение дворца — огромный зал с белыми колоннами, способный вместить пять тысяч человек, предназначался для торжественных празднеств.

О его красоте восторженно писал Г. Р. Державин:

Великолепные чертоги

На столько расстоят локтях,

Что глас трубы в ловецки роги

Едва в их слышится концах.

Над возвышенными стенами,

Как небо, наклонился свод;

Между огромными столпами

Отворен в них к утехам вход.

Композицию центральных залов завершал великолепный зимний сад с ротондой. Следуя за обширной галереей, торжест­венно украшенной по периметру колоннадой, он являл собой подлинное произведение искусства.

«С первого взгляда усом­нишься и помыслишь, что сиё есть действие очарования… там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоёмы.

Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удо­вольствии» (Г. Р. Державин).

Прекрасным дополнением архитектурного облика столицы служили ансамбли классицизма в пригородах Петербурга: Александровский дворец в Царском Селе Д. Кваренги, Камеро­нова галерея в Царском Селе и дворец в Павловске Ч. Камерона (40-е гг. XVIII в. — 1812 г.).

К выдающимся творениям классицизма относятся сооруже­ния начала XIX в.: здания АдмиралтействаА. Д. Захарова (1761— 1811), российской биржи Тома де Томона (1760—1813), Ка­занский собор и здание Горного института А. Н.

Воронихина (1759—1814), Михайловский дворец, Александринский театр, здания министерств и арки Главного штаба на Дворцовой пло­щади К. И. Росси (1775—1849), Исаакиевский собор О. Монферрана (1786—1858).

Невозможно рассказать о каждом из этих гениальных творений, а поэтому обратимся лишь к некоторым из них.

В Петербурге начала XIX в. на первое место выдвигаются градостроительные задачи — создание архитектурных ансамб­лей и площадей. Большая протяжённость фасадов зданий, укра­шенных скульптурными композициями, простота ордерных форм существенно изменили облик города.

Официальным цент­ром Петербурга становится Дворцовая площадь, образованная зданиями Зимнего дворца, Главного штаба с триумфальной ар­кой (К. Росси) и Адмиралтейства (А. Д. Захаров). Торговый центр города перемещается на Стрелку Васильевского острова (Тома де Томон). Мемориальным центром становится ансамбль площади Казанского собора (А. Н.

Воронихин), выходящий на Невский проспект — главную магистраль города.

Одной из главных достопримечательностей, визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства , к которому вели три главные магистрали города. Мечта Петра I о том, что «все флаги в гости будут к нам», вскоре стала реально­стью: корабли «…со всех концов земли к богатым пристаням» стремились.

К началу XIX в. здание Адмиралтейства об­ветшало, требовалась его капитальная реконст­рукция. В 1805 г. Андреян Дмитриевич Захаровбыл назначен главным архитектором Адмирал­тейства.

Свои задачи он видел в бережном сохра­нении первоначальной структуры здания, в раз­работке и уточнении плана архитектурного комп­лекса, приведении его в стройную систему, в едином внешнем оформлении.

Захаров сохранил два П-образных корпуса, между которыми неког­да проходил канал от Невы.

Главный фасад протяжённостью в 406 м (!) имел небольшую высоту — 16 м. Чтобы избежать монотонности и однообразия, Захаров разбивает фасад на пять частей. Его центром остаётся башня с золочёным шпилем «адмиралтейской иглы», вознёсшейся на высоту 72 м.

Кораблик, венчающий шпиль, стал своеобразным символом горо­да — столицы морской державы. Первый ярус башни представляет собой монолитный куб, слу­жащий основанием для лёгкой и изящной колон­нады.

Главный въезд осуществлялся через цент­ральную башню, он был оформлен в виде триум­фальной арки в честь русского флота.

По обе стороны от центральной башни распо­ложены два двенадцатиколонных портика, вы­держанных в спокойном дорическом стиле. Им вторят дополнительные выступы — ризалиты, украшенные шестью колоннами.

Таким образом, строгая гладь стен, сочетающаяся с колоннадами, образует единый ритм фасада. Часть здания, вы­ходящую к Неве, Захаров украшает двумя па­вильонами.

Перед одним из них дремлют львы — олицетворение силы и власти, перед другим лежат античные амфоры — символ вечной красоты и гар­монии.

А.Д.Захаров тщательно продумал скульптур­ные украшения архитектурного комплекса. Они также были призваны оживить общий вид мону­ментального здания. Для этих целей были привле­чены лучшие скульпторы того времени.

Феодосий Фёдорович Щедрин (1751-1825) изваял две груп­пы морских нимф,поддерживающих небесную сферу, — символ русского мореплавания, охватившего все оке­аны Земли. Им же были созданы 450 аллегорических масок над окнами.

Иван Иванович Теребенев(1780-1815) украсил зда­ние двумя летящими фигурами Славы со окрещёнными знамё­нами, осеняющими корабли русского флота.

Ему принадлежит аллегорическое панно с изображением Нептуна, передающего Петру I трезубец — символ владычества над морями. В целом все скульптурные украшения были призваны прославлять мор­скую державу России.

Казанский собор— одно из самых грандиозных по замыс­лу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Ни­кифоровича Воронихина . Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора, до сих пор является украше­нием Петербурга. А. Н. Воронихину было сорок лет, когда Па­вел I принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери.

Император пожелал, чтобы но­вый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания. Став победителем в конкурсе проектов, Воронихин не собирался механически переносить итальян­ское творение на невские берега. Его оригинальный замысел от­личался смелостью решения и выверенностью научных расчё­тов.

Гармоничны и легки пропорции центрального портика глав­ного здания, украшенного шестью коринфскими колоннами и огромным треугольным фронтоном.

Высокий купол (диаметр — 17 м) идеально соизмерен с размерами и пропорциями всего зда­ния. Он не подавляет, а торжественно венчает барабан, проре­занный удлинёнными и узкими окнами.

При сооружении купо­ла были впервые в строительстве применены металлические конструкции из железа и чугуна.

Главным украшением собора является колоннада из 144 ко­лонн, расположенных в четыре ряда. Она естественно перехо­дит в широкую площадь, сливающуюся с главной магист­ралью Санкт-Петербурга — Невским проспектом.

Мерный и сдержанный ритм колоннады с обеих сторон завершается ши­рокими проездами (около 7 м), напоминающими античные триумфальные арки. Современники сомневались, смогут ли ко­лонны выдержать тяжесть массивного свода, но их опасения оказались напрасными.

Блестящий проект Воронихина был без­упречен не только с художественной, но и с технической точки зрения.

Ощущение торжественности и гармонии не только сохраня­ется, но и усиливается внутри здания. Стройные ряды парных колонн, высеченных из монолитных блоков розового гранита, разделяют пространства трёх нефов.

Несмотря на скупость деко­ративного внутреннего убранства, стены, колонны и высокие своды собора блещут и переливаются полированным гранитом, мрамором и золочёной бронзой. К сожалению, А. Н.

Воронихи­ну не удалось завершить строительство собора, но и то, что он ус­пел сделать, свидетельствует о выдающихся способностях мас­тера.

Желание царя Александра I (1777—1825) превратить Петер­бург в величественный имперский город, «мировую столицу», прославляющую русского императора, было осуществлено заме­чательным зодчим Карлом Ивановичем Росси (1775—1849), со­здавшим ряд монументальных творений в стиле ампир.

Среди них — дворцово-парковый комплекс на Елагином острове (1818—1822), ансамбль площади со зданием Михайловского дворца (ныне Русский музей, 1819—1825), ансамбль Дворцовой площади со знаменитой аркой Главного штаба (1819—1822), ан­самбль Театральной площади с Александринским театром (1828—1839), здания Сената и Синода (1829—1834), определив­шие ансамбль Сенатской площади. Основной идеей архитектора стало прославление величия России, отражение её побед в Оте­чественной войне 1812 г. Планируя отдельное сооружение, Рос­си оформляет не только площадь перед ним, но и близлежащие строения в единый комплекс, который включает в цепь ансамб­лей города. Творения К. И. Росси по праву считаются вершиной русского градостроительства XIX в.

Источник: https://studlib.info/kulturologiya/195697-strogiy-stroynyy-vid-peterburga/

Ссылка на основную публикацию