Северный модерн в архитектуре санкт-петербурга — связь с суровой северной природой

Архитектура Петербурга модерна

На рубеже XIX—XX вв. в Петербурге распространился стиль северный мо­дерн, родственный архитектурным традициям Скандинавских стран. Прообраз финской архитектуры. Его отличает подчёркнутая строгость от­делки.

Мастера использовали грубую кладку из неотёсанного камня (серо­го карельского гранита) в сочетании с цементной штукатуркой, поверх­ность которой напоминала болотные мхи. Постоянный спутник северного модерна — скульптурный рельеф. Он украшал не только фасады домов, но и интерьеры.

Самыми популярны­ми были растительные мотивы и изображения птиц: сов, филинов, ца­пель. На лестничных клетках архи­текторы нередко помещали витражи с изображением цветов, листьев, ди­ковинных птиц, грифонов. Дворы-колодцы, темные, суровые, готические элементы.

Нет стилизации, внешняя строгость, рационалистичность. Строгая симметрия, монументализм, классические формы, колонны.

В Петербурге одним из основных архитектурных типов стал доход­ный дом, обычно в пять — семь эта­жей. На первом этаже размещались магазины, на втором — конторы, с третьего до мансарды — квартиры, сдававшиеся внаём. Они были раз­личного качества и цены: чем выше, тем дешевле. Доходные дома соот­ветствовали новой, деловой жизни города и придавали ему европей­ский вид.

Возводились в Петербурге так­же изысканные частные дома. Особ­няк знаменитой балерины Матиль­ды Кшесинской на Кронверкском проспекте построен Александром Ивановичем Гогеном в 1904—1906 гг.

К двухэтажному жилому корпусу примыкает од­ноэтажный с анфиладой комнат: вестибюлем, парадными залами, сто­ловой, зимним садом.

Высокое вы­пуклое окно зимнего сада объеди­няет пространство особняка с внешней средой.

Одним из ведущих петербург­ских архитекторов рубежа веков был Фёдор Иванович Лидваль. (Азовско-Донской банк 1907-1909). Он ро­дился в Петербурге в семье шведско­го подданного. Лидваль окончил Училище технического рисования, учился в Академии художеств.

Он строил банки, учебные заве­дения, доходные дома, гостиницы, особняки. Самое известное произве­дение мастера — доходный дом на Каменноостровском проспекте (1899—1904 гг.), принадлежавший его матери Иде Лидваль.

Это комп­лекс корпусов разной высоты с боль­шим парадным двором, открываю­щимся на улицу. Лидваль придал криволинейные очертания карни­зам и оконным завершениям; на фасаде дома шестиугольные окна, характерные доя северного модерна.

В оформлении здания использованы разнообразные отделочные мате­риалы: штукатурка, грубооколотый камень кофейных тонов и гладкая керамическая плитка.

Гостиница «Астория» — здание на Иссакиевской площади в стиле неоклассицизм. В коипозиции фасадов отчетливо прослеживается деление на три яруса: нижние этажи облицованы красным гранитом, средние оштукатурены под камень и объединены широкими пилястрами. Верхний шестой этаж украшен рельефными вазонами. Первый этаж оформлен застекленными арками со скульптурными масками на замковых камнях.

Доходный дом А Ф. Циммермана на Каменноостровском проспекте (1906—1908 гг.) очень живописен. Местоположение дома на пересече­нии двух улиц Лидваль подчеркнул тем, что угловую часть здания сделал выше и увенчал её декоративной ба­шенкой. Контраст светлой штукатур­ки и яркой коричневой глазурован­ной плитки в облицовке первого этажа усиливает общее праздничное впечатление.

В так называемом «Шведском доме» на Малой Конюшенной ули­це (1904—1905 гг.) — шестиэтаж­ном здании с просторным концерт­ным залом, которое принадлежало евангелическо-лютеранской церкви Святой Екатерины, — наиболее ин­тересен главный фасад.

Его общий спокойный строй нарушен в цент­ре лоджией с группой эркеров, бал­конов, башен, связанных между со­бой криволинейным фронтоном.

Сочетание в облицовке гранитной поверхности, светло-жёлтой плитки и зернёной штукатурки придаёт зданию элегантность и благород­ную красоту.

На рубеже XIX—XX вв. в Петербурге распространился стиль северный модерн, родственный архитектурным традициям Скандинавских стран. Прообраз финской архитектуры. Для этого стиля характерно:

• подчёркнутая строгость отделки.

• грубая кладка из неотёсанного камня (серого карельского гранита) в сочетании с цементной штукатуркой, поверхность которой напоминала болотные мхи.

• использование скульптурного рельефа (Он украшал не только фасады домов, но и интерьеры.)

• самыми популярными были растительные мотивы и изображения птиц: сов, филинов, цапель.

• на лестничных клетках архитекторы нередко помещали витражи с изображением цветов, листьев, сказочных птиц, грифонов. Дворы-колодцы, темные, суровые, использование готических элементов

• нет стилизации,

• внешняя строгость, рационалистичность.

• строгая симметрия

• монументализм

• классические формы, применение колонн.

Живопись модерна в России.

Модерн , ар-нуво (фр. «новое искусство»), югендстиль (нем.

«молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны).

Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Основная идея нового художественного движения — сотворение прекрасного, которого нет или мало в действительности, что ведет к искусству для искусства, к эстетству, либо к преобразованию окружающей жизни красотой.

Модерн в архитектуре в России — это первый буржуазный стиль, даже в большей мере купеческий, явление, впервые наблюдаемое в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и вполне вызревшее в России на рубеже XIX-XX столетий.

Модерн на новом историческом этапе как бы повторяет развитие новой русской архитектуры от барокко, с обращением к древнерусской архитектуре, до классицизма, с преодолением романтизма достигшей высоты ренессансной классики в Золотой век русской культуры. Внедрение искусства в жизнь, преобразование среды обитания человека по законам красоты в России носит чисто ренессансный характер.

Серов, Левитан, Серебрякова основывают свое творчество на природе, выявляя ее красоту, как и в жизни человека. Этой же эстетики придерживался Чехов. Недаром ведущим архитектором русского модерна явился Ф.О.Шехтель.

Модерн как умонастроение художественной интеллигенции, что заключало в себе особое настроение утонченной поэзии и грусти в восприятии природы и явлений искусства (мирискусники), вплоть до болезненной меланхолии (Борисов-Мусатов) или высших устремлений (Врубель) критика и публика воспринимала как декаданс, кто с критикой, кто с узнаванием своего мироощущения.

Модерн — это панэстетизм, отголосок Золотого века русской культуры, дворянского периода ее развития, с ощущением его конца, — о чем заявил Дягилев на устроенной им грандиозной выставке исторических портретов в Таврическом дворце в 1905 году, — с зарождением и развитием демократической и буржуазной культуры, соотношение между которыми в России совершенно иное, чем в странах Западной Европы.

Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.

Читайте также:  Спасо-преображенский собор в санкт-петербурге

Признаками стиля модерн считаются особая плавность форм, вытянутые фигуры, подчёркнутые контуры, чёткие одноцветные поверхности.

В живописи модерна эффект глубины имел второстепенное значение, всё изображение выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным аппликациями стенным ковром.

Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетались в причудливый узор, в котором иногда появлялись фигуры женщин или фантастических существ.

Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические сюжеты ( война, смерть, грех, любовь), мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти (трепет, игру, вихревое движение). Благодаря таким качествам живописный язык модерна нередко использовали символисты для воплощения своих идей и образов.

С живописью модерна связаны М. Врубель, В. Васнецов, Е. Поленовой, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов в России.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x7bdd.html

Презентация к уроку (мировая художественная культура, 11 класс) по теме: Презентация по теме «Модерн в Санкт-Петербурге»

Слайд 1

Петербургский модерн 1890-е — 1910-е годы

Слайд 2

Отличительные черты: асимметрия фасадов, свободная планировка, подражание природе, у которой нет прямых линий, установилась мода на криволинейные силуэты, живописные ограды и детали, иногда непосредственно включавшие символический растительный и животный орнамент . Строились сложные в плане здания, имевшие украшенные скульптурами и узорами дверные и оконные проемы.

Широко применялись сравнительно новые по тем временам материалы: сталь, широкоформатное стекло , бетон и железобетон , которые в известной степени и позволили создавать ажурные, воздушные конструкции. На фасадах использовались рустика , мозаика , майолика , витражи , металл.

Интерьеры зданий также отличали элементы модерна в виде скульптур, орнаментов, забежных лестниц, перил.

Слайд 3

Здание торгового товарищества «Братья Елисеевы » на Невском проспекте 1902-1903, архитектор Г. В. Барановский

Слайд 4

Дом компании «Зингер» на Невском проспекте 1902-1904, архитектор П. Ю. Сюзор

Слайд 5

Торговый дом Гвардейского экономического общества — ДЛТ Большая Конюшенная ул., 21-23 Волынский пер., 3 Архитекторы: Виррих Э. Ф. Кричинский С. С. Падлевский И. В. Год постройки: 1907-1909

Слайд 7

Здание Витебского вокзала 1901-1904, архитекторы С. А. Бржозовский, С. И. Минаш

Слайд 9

Народный дом. Оперный зал — Кинотеатр «Великан» — Мюзик-Холл Александровский парк, 4 Архитекторы: Люцедарский Г. И. Год постройки: 1900-1912

Слайд 10

северный модерн Сохраняя основные черты модерна, фасады этих зданий напоминали о суровой северной природе ! Характерно: остроугольные крыши , эркеры, гранитная отделка в сочетании со штукатуркой, шестиугольные окна, стилизованные барельефы на скандинавские темы. Одним из первых зданий в этом стиле стал доходный дом И. Д. Лидваль (Ф. И. Лидваль , 1899—1904, Каменноостровский проспект, 1-3). В стиле северного модерна работали также А. Ф. Бубырь , Н. В. Васильев , Р.-Ф. Мельцер , И. А. Претро и другие

Слайд 11

Гостиница » Астория » Большая Морская ул., 39 Вознесенский пр., 12 Архитекторы: Лидваль Ф. И. Козлов Н. П. Эйлерс К. Г. Год постройки: 1911-1912

Слайд 12

Доходный дом графа М. П. Толстого . (по наб . Фонтанки) «Толстовский дом» Рубинштейна ул., 15-17 Фонтанки наб ., 54 Архитекторы: Лидваль Ф. И. Год постройки: 1910-1912

Слайд 14

Решетка Михайловского сада у храма Воскресения Христова 1903-1907 архитектор А. А. Парланд

Слайд 17

Жилые дома

Слайд 19

Дача Гаусвальд на Каменном острове

Слайд 20

ДАЧА МЕСМАХЕРА в Парголове

Источник: https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2014/04/15/prezentatsiya-po-teme-modern-v-sankt

Северный модерн

Данный стиль является своеобразным воплощением национального романтизма, истоками которого является шведская и финская архитектура.

В архитектуре русского модерна стиль активно проявляет себя в начале XX столетия в Санкт-Петербурге благодаря активизации экономических отношений России, Швеции и Финляндии, а также одновременно проявлению интереса к русскому народному творчеству, архитектурным творениям русского Севера.

Внешние отличительные признаки северного модерна выражены практически идеальным, искусным сочетанием материалов отделки, выгодным взаимным дополнением искусственных и природных материалов. Архитектурные сооружения внешне выглядят весьма массивно без использования малых декоративных элементов. Фасады подобны северным скалам, либо массивным сооружениям средневековья.

Северный модерн в Финляндии

С конца XIX столетия в финской культуре развивается национальный романтизм, в основе которого — обращение к национальным традициям, фольклору, что в свою очередь привело к формированию и развитию стилистики модерна.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В 1900 году в Париже состоялась Всемирная выставка, благодаря которой авторский проект финского павильона (Э. Сааринен, А. Линдгрен, Г. Гезеллиус) стал воплощением уникальной и необычной финской архитектуры и завоевал международное признание. Проект удачно объединил формы деревянных финских строений, древних церковных сооружений из камня и популярного на то время стиля арт-нуво.

Рисунок 1. Мастерская архитекторов «Виттреск». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К 1910 году направление получило свое признание и последующее развитие в Финляндии, о чем свидетельствует ряд строений в различных городах страны, в том числе и Хельсинки. Собственный дом и мастерская архитекторов «Виттреск» (Рис.

1), дом страхового общества «Похьюола», здание Национального музея Финляндии, жилые дома на полуострове Катаянокка, здания вокзалов в Хельсинки являются яркими свидетельствами архитектурной стилистики северного модерна в Финляндии.

Замечание 1

Церковь Каллио в Хельсинки, Михайловский собор в Турку, кафедральный собор в Тампере, принадлежащие творению архитектора Ларса Сонка, а вместе с тем и множество коммерческих и жилых сооружений являются примером национального романтизма в Финляндии.

Финский модерн отличает отсутствие насыщенной декоративности и роскоши, присущей эклектике, симметричности и повторяемости классицизма.

Стилистика основана на функциональности композиционных решений, динамике объемов с использованием мотивов древней романской и архитектуры народности.

Остроконечные башни и крыши с легкостью вписывались в окружающую среду и гармонировали с природой. Дерево и гранит традиционно применялись в строительстве, что только подчеркивало природные истоки стиля.

Особенности стилистики проявляются в оформлении дверных проемов и форм зданий, а также использование зрительно отличающихся друг от друга оконных форм (около 7 видов), барельефы и фигуры отражают взаимосвязь с флорой и фауной. Грубо обработанный гранит сочетается с гладкой фактурой, цементная штукатурка имитировала мох и соседствовала с гладкой структурой кирпича.

Читайте также:  Царское село в пушкине (санкт-петербург)

Северный модерн в Санкт-Петербурге

Шведская и финская архитектурная неоромантика оказала активное влияние на развитие северного модерна в Санкт-Петербурге.

Основоположником стиля является шведский архитектор Федор (Фридрих) Лидваль, по проектам которого были построены некоторые здания. Жилой комплекс на Каменноостровском проспекте — яркий и качественный пример стиля, удачная альтернатива другим вариантам модерна того времени, а именно австрийскому и немецкому.

Замечание 2

На архитектурное творчество Лидваля оказали влияние видные представители неоромантизма в Швеции — И. Г. Классон и Ф. Боберг.

Формирование стиля модерна в Санкт-Петербурге происходит также под влиянием творчества Роберта Мельцера, по проектам которого созданы особняки на Каменном острове.

В дальнейшем модерн развивается под влиянием более вызывающей финской архитектуры.

Знаковыми сооружениями времени (1907 год) становятся творения архитектора Ипполита Претро (дом Путиловой на Большом проспекте Петроградской стороны) и архитектора Г.

Гимпеля (здание страхового общества «Россия» на Большой Морской улице. Несмотря на наличие заимствований из творений финских архитекторов, здания обладают достаточно высокими художественными особенностями.

Рисунок 2. Дом архитектора И. Претро в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Северный модерн становится приоритетным архитектурным направлением Петербурга у молодых архитекторов второй половины десятилетия.

Самостоятельная интерпретация стиля принадлежит работам Николая Васильева, поклонника романтизма (Соборная мечеть, в архитектурном облике которой восточные мотивы уступают место северной архитектурной стилистике, а также фасадная часть дома Алексея Бубыря). Ярким примером стиля является дом Бажанова, принадлежащий авторству архитектора Павла Алешина.

В дальнейшем стилистика северного модерна испытывала на себе достаточно резкую критику, носящую временами националистический оттенок. В то время северный модерн унизительно именовался «чухонский модерн» и противопоставлялся неоклассике, которая считалась истинно национальным стилем.

Вопреки этому, появляются новые архитектурные сооружения, лишенные мелкого декора и скульптурных форм, но сочетают в себе пластику и крупные объемные фасадные формы (эркеры). Наиболее характерными примерами являются доходные дома, построенные согласно проектам Алексея Бубыря в 1910-1912 гг.

, среди них дом Капустина в панораме реки Фонтанки.

Северный модерн не получил широкого признания. В стилистике северного модерна неразрывно связаны и прекрасно сочетаются архитектуры средневековья и северных народов, природные материалы — дерево и камень, архитектурное сооружение и природное окружение.

Ведущими российскими представителями северного модерна являются: Ипполит Претро, Фёдор Лидваль, Николай Васильев, Владимир Апышков, Алексей Бубырь, Георгий Макаев, Александр Зеленко.

Источник: https://spravochnick.ru/onearticle/severnyy_modern/

Северный модерн

Не скажу ничего нового, лишь сто пятьдесят первый раз повторю:

«Санкт-Петербург — удивительный город!»

Ходишь порой по одним и тем же улицам в центре, казалось бы, целую вечность и перестаешь замечать многое, углубляясь в свои мысли и заботы. Но стоит в какой -то момент перейти на другую сторону, просто поднять голову и «вах!» — все проблемы на какое -то мгновение испаряются, потому что перед тобой абсолютно невиданный до сих пор вид.

Бывает ощущение, что фасады домов скрывают свою истинную красоту, приберегая ее на особенный случай.

И вот, в какое то мгновение, когда свет ли упадет под определенным углом, или небо перестанет, наконец, быть серым и отразится в темных окнах глубоким голубым цветом, то ли просто состояние души такое,что готово воспринимать только прекрасное, но именно тогда здания преображаются совершенно фантастическим образом. Город вдруг меняется, восторг переполняет, и начинаешь понимаешь, он — странный, мистический,  великолепный, и он — лучший.

 

И только в Санкт-Петербурге и еще немного в Выборге вы можете познакомиться с суровой элегантностью такого явления в истории архитектуры, как «Северный  модерн».

Дом Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3) , архитектор Фридрих Лидваль.

Этот стиль появился в начале ХХ столетия, в некоторой степени, под влиянием архитектуры  Финляндии и Швеции, где национальный романтизм с его увлечением сюжетами древних сказаний, обращением к своей культуре, традициям и истории стал в то время  одним из основных направлением в искусстве этих стран.

Pohjola, здание, архитектуры Герман Гезеллиус, Армас Линдгрен и Элиэль Сааринен (Herman Gesellius, Armas Lindgren and Eliel Saarinen) , Хельсинки

Россию же познакомил современной культурой «северных соседей» не кто иной , как Сергей Дягилев. Этот человек , поистине — титаническая фигура в российской культуре, поражает размах его деятельности, вкус  и страсть к искусству.

В 1897 Дягилев организовал в училище технического рисования барона А. Л. Штиглица  году выставку скандинавских художников. Возможно этим, он открыл перед архитекторами  суровую поэзию нового для того времени направления, и в начале века  в Петербурге стали возводиться дома в стиле «Северного модерна».

Дом Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3) , архитектор Фридрих Лидваль. Фото Решетова.

Одним из первых   и архитекторов этого стиля стал  представитель шведской диаспоры Петербурга Федор (Фридрих) Лидваль.

Его посторойки  в период с 1901 по 1907 год, в том числе  жилой комплекс  самой семьи Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3), стали классикой Северного Модерна.

Дом Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3) , архитектор Фридрих Лидваль.

В 1898 году участок на Каменноостровском проспекте купила мать архитектора Федора Лидваля Ида Бальтзаровна. Для архитектора эта постройка стала первой самостоятельно работой.

Дом Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3) , архитектор Фридрих Лидваль.

Архитектор воздвиг целый комплекс зданий разной этажности. Но несмотря на асимметрию,  архитектурное сооружение, в целом, кажется единой стройной композицией.

Ему же принадлежит  новшество, ранее не встречавшиеся в  архитектуре Петербурга. Он спроектировал большой парадный двор, выходящий навстречу улице. Благодаря чему, в квартиры попадало много дневного света.

  Это был совершенно нетрадиционный вариант  доходного дома . В основном постройки Санкт-Петербурга  имели «дворы-колодцы».

Небольшие внутренне пространства, в которых каждый звук был слышан даже на самом высоком этаже.

Декор фасада несет все черты стиля модерн. Рельефная надпись «1902» украшает центральный портал, год постройки. По сторонам от надписи, начинается самое интересное, присущее только северному модерну — почти сказочные изображения природы. Птица, прилетевшая и севшая на сосновую ветку, рядом заяц, а за ним еще один выбегает из леса.

В этом доме  на 3 этаже занимала до 1915 года сама хозяйка – Ида Лидваль, а в соседних квартирах на этом же этаже жили ее сыновья Эдуард Лидваль и Федор Лидваль. Из известных жильцов там некоторое время жил художник Кузьма Петров-Водкин.

Читайте также:  Туристическая фирма для инвалидов - колясочников в санкт-петербурге

Здание страхового общества «Россия» на Большой Морской улице,1907, 

архитектор Г. Гимпель

Если вы однажды прохаживаясь по Большой Морской , и наслаждаясь началом  сезона Белых ночей, вдыхая влажный воздух холодного питерского лета,поднимите голову и можно обнаружите, что  серое здание внизу облицованное грубым камнем под номером 35, устремилось вверх чистыми и удлиненными формами, заканчиваясь тремя фронтонами. Фриз здания декорирован сказочными панно, на которых витязи стройными рядами  проходят вдоль карниза в суровые походы.

Одна из особенностей Северного модерна, разнообразие текстур облицовки. Стены здания покрыты светло-серым гранитом. Первый этаж дома облицован блоками красного гангутского гранита. Дымчато-розовый гранит из месторождения Ковантсари — это облицовочный материал верхних этажей.

Сочетание черного, красного и светлого серовато-розового камня нарядный вид.  Но самым эффектным элементом декора выступают майоликовые композиции на тему «русский север», выполненные по рисункам Н. К. Рериха. Верхний майоликовый мозаичный фриз погиб в годы блокады Ленинграда.

Сохранились только три небольшие вставки над окнами второго этажа.

В 2009 г. майоликовый фриз воссоздали специалисты фирмы «Полиформ-Р», под руководством А. В. Олейника.

Дом с совами, дом Путиловой на Большом проспекте Петроградской стороны, 1907, архитектор Ипполит Претро

Большой проспект П.С., 44

Совы венчают портал здния из этого он был прозван в народе «Дом с совами» .  Архитектор Ипполит Претро – одним из основных представителей северного модерна в Петербурге построил этот дом для купчихи Путиловой, владевшей магазином на  Васильевском острове.

Поначалу здание приковывает внимание тем художественным беспорядком, в котором разбросаны окна, выполненные в разных формах: тут они шире, а здесь, наоборот, уже и протяженнее. Следом за этим взор падает на ступенчатый шаг эркеров и обилие орнаментов, при создании которых архитектор вдохновлялся образами из северного фольклора, флоры и фауны.

Дом стал одним из самых ярких примеров стиля Северный модерн, который стал делать первые шаги в Петербурге и архитекторы были  в некотором поиске.

В 1912 году   Претро был награжден серебряной медалью на городском конкурсе лучших фасадов, что по тем временам было высшей наградой для архитектора.

Дом Бубыря

Стремянная улица, 11

В начале XX столетия петербургский зодчий Алексей Бубырь приобрел на Стремянной улице участок с постройкой и в компании с архитектором Николаем Васильевым возвел для себя доходный дом. В нем он планировал поселиться вместе с семьей, а остальные комнаты и квартиры отдавать в аренду горожанам.

Это здание стало становится новой достопримечательностью из-за диковинных рисунков, обильно украшающих фасад здания. Какие только существа не спускаются по его стенам: вороны, рыбы, растения, малопонятные существа из легенд и сказок.

Отдельное место в декоративном оформлении занимает образ солнца, который компенсирует обращенную на север основную часть фасада.

Строительство нового дома продолжалось  два года.  1907 год -дата окончания строительства.  На последнем, шестом этаже, стал проживать  Бубырь и его семья.

Бубырь владел домом до 1919 года, а вскоре после революции вынужден был уехать на Украину, где его жизнь оборвалась трагическим образом.

Фасад дома на Стремянной наполнен  изображениями стилизованных змей, рыб, человеческих голов, символов солнца. Парадный подъезд «охраняют» вырубленные каменные птицы.

Этот причудливый  декор сочетается с  потемневшим от времени стенами этого несимметричного здания . Дом на Стремянной 11 считается одним  из лучших образцов  северного модерна в Санкт-Петербурге.

Весь декор продуман до мелочей, включая решетку ворот и перила лестничных маршей.

Публика в доме проживала . В свое время рядом с Бубырем обитал еще один его партнер по архитектурным проектам Лев Ильин, после революции ставший главным архитектором Ленинграда и умерший в блокаду. Николай Васильев в 1917 году также недолго прожил под этой крышей, но затем отправился в Крым, оттуда — в Константинополь, а затем в Америку.

Вскоре свой дом покинул и Бубырь, лишившийся всех частных заказов. Маршрут вел на Украину, но оборвался на полпути. Есть сведения о том, что архитектора расстреляли бандиты.

По одному из преданий, вдова Бубыря, дочь владельца фортепьянной фабрики Diederichs Freres, обнаружила семейный чемодан у одного священника. Тот признался, что нашел его рядом с двумя обобранными до нитки трупами.

Обычное дело для Гражданской войны.

Лиговский пр., 2/ Свечной пер., 27

Это здание одно из самых интересных и самых поздних памятников северного модерна в Петербурге. Доходный дом был построен по проекту архитектора А. Л. Лишневского, при участии архитектора А. Л. Берлина и гражданского инженера Н. Н. Аистова, по заказу врача А. Л. Сагалова, директора частного родильного дома.

Некоторые считают, что много в композиции и декоре  заимствованно у другого архитектурного обьекта — дома Пиетинена в Выборге, на вокзальной площади, сооруженный в 1908 году архитекторами Юнгом, Бомансоном и Линдгреном, (о котором речь пойдет ниже).

Поверхность стен декорирована весьма скупо, только пилоны нижних этажей оштукатурены под каменную щепу. Тем большую роль играют украшающие дом рельефы.

Центральным элементом фасада, выходящего на Лиговский проспект, является лестничная клетка, выделенная гигантским обрамлением с аттиком. Это достаточно редкий для Петербурга элемент. Обычно лестничные клетки старались ориентировать во двор.

Фасад, выходящий на Свечной переулок, заметно длиннее, и декорирован более разнообразно. На нем есть два эркера, лоджии, центральное место занимают три эффектные львиные маски.

Черты «северного модерна» проявлялись и в ряде далеких от него творений. Суровый северный модерн преобладает над восточными мотивами в здании Соборной мечети. «Шведский дом» интересен главным фасадом, лоджией с группой балконов, эркеров и башен, которые связаны криволинейным фронтоном между собой.

 Выборг

Напротив железнодорожного вокзала можно увидеть большое здание в стиле национального романтизма. Это — бывший дом Пиетинена.

Дом был построен в 1906-1908 годах по заказу мебельного фабриканта Матти Пиетинена.

Проект дома разработали архитекторы Бертель Юнг и Оскар Боманссон.

Cеверный модерн — уникальное явление в русской архитектуре.

Соединив в себе суровость и элегантность, ассиметричную композицию, сдержанную цветовую гамму, комбинацию текстур, игру свет и тени рельефных декоров, а иногда ярких вставок в виде мозаичных панно.

 Невероятный стиль задает уникальную атмосферу городу. Эти здания Санкт-Петербурга как одетые в серую замшу денди всегда сдержаны и полоны утонченного шика.

Источник: http://www.lafrimeuse.com/ru/severnyj-modern/

Ссылка на основную публикацию