Почему родион раскольников все время возвращается на одну и ту же площадь?

Духовное воскресение родиона раскольникова по роману ф. м. достоевского «преступление и наказание»

ДУХОВНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА (ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»)

Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…

Ф. М. Достоевский

В творческой мастерской писателя складывается сложный сюжетный замысел, который включает в себя наболевшие вопросы современной морали, философии. О замысле романа «Преступление и наказание» в сентябре 1865 года Достоевский извещает редактора журнала «Русский вестник» М. Н.

Каткова, сообщая ему в письме полный план задуманного произведения: «Действие современное, в нынешнем году.

Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения.

Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты». Почти месяц он проводит после убийства до окончательной катастрофы. Никаких подозрений нет и не может быть. Тут-то и начинается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы встают перед убийцей, неожиданные чувства мучают его сердце.

Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы, хотя погибнуть на каторге, но вернуться опять к людям; чувство разъединенности с человечеством, которое он ощутил по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое… Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свою вину.

Смысл страданий Родиона в том, что совесть и разум вступили в борьбу между собой. Разум судорожно отстаивает возможность для Раскольникова быть человеком «высшей породы». Герой всецело полагается на свой рассудок, на свои «теоретические опоры».

Но его подавленный энтузиазм трагически угасает, и герой романа, решительно не совладавший с собой в момент совершения преступления, сознает, что он не старушонку убил, а «самого себя». Совесть оказалась гораздо сильнее разума и, нужно сказать, что еще до убийства процентщицы она оказывала на его поведение большое влияние.

Вспомним хотя бы размышления Раскольникова после «подготовительного» визита к Алене Ивановне: он вышел от нее в смущении, несколько раз останавливался на лестнице и уже на улице воскликнул: «О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно.

— И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..»

Так где же настоящий Раскольников — до или после убийства? Сомнений никаких быть не может: и теория, и попытка ее осуществления — это временное заблуждение Раскольникова.

Интересно, что повышенная тяга к «делу» у него появилась после письма матери, где она рассказывает о намерении его сестры выйти замуж за Лужина.

В конце письма она спрашивает: «Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего?»

В письме матери Раскольникова в общих чертах определяется идея вины и возмездия, которая в конечном итоге представляет собой вопрос — с Богом ты или нет? И отсюда уже определяется путь героя — вина, возмездие, раскаяние, спасение.

Достоевский ищет резервы исцеления своего героя не только во внешнем воздействии на него (Соня, Разумихин, сестра, Порфирий Петрович), но и в нем самом, в его жизненном опыте, в том числе и религиозном, сформировавшем его совесть и нравственность.

После страшного сна о зверском убийстве лошади пьяными мужиками он обращается к Богу с настоящей молитвой: «Боже! — воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп…

буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором…

Господи, неужели?» И в этом же внутреннем монологе несколько далее он вновь взывает к Богу: «Господи! — молил он, — покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей».

Став убийцей, Раскольников почувствовал себя разъединенным с людьми, оказавшимся вне человечества. Он настороженно и даже виновато смотрит в глаза людям, а иногда начинает их ненавидеть.

Убийство, которому он хотел придать идейный вид, сразу же после его совершения предстало перед ним как достаточно обыкновенное, и он, заболев всеми обычными тревогами и предрассудками преступников (вплоть до их притяжения к тому месту, где совершено преступление), начинает лихорадочно пересматривать свои философские выкладки и проверять крепость своих моральных опор. Его напряженные внутренние монологи с бесконечными «за» и «против» не освежают и не успокаивают его, психологический процесс приобретает в нем огромный накал.

Достоевский через страдания очеловечивает героя, будит его сознание. Раскольников знакомится с Лужиным и Свидригайловым, видит на их примере возможный путь своего нравственного развития, окажись он сильной личностью, и наконец писатель направляет Раскольникова на путь более близкий его душе — знакомит с Соней Мармеладовой, носительницей мирового страдания и идеи Бога.

В. С.

Соловьев дает в одной из статей о Достоевском четкую психологическую схему духовной эволюции Раскольникова, учитывая влияние на героя многих внешних и внутренних факторов:  «Но вот вдруг то дело, которое он считал только нарушением внешнего бессмысленного закона и смелым вызовом общественному предрассудку, — вдруг оно оказывается для его собственной совести чем-то гораздо большим, оказывается грехом, нарушением внутренней нравственной правды».

Страдания преступной совести у Родиона Раскольникова — это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Причем в это же время энергия самозащиты у него иссякает. С удивительным мастерством Достоевский раскрывает эту двойственность души героя, добавляя все новые и новые признаки победы совести над разумом.

Любое общение с людьми ранит его все больше и больше, но все сильнее его тянет к Богу.

После посещения Разумихиным Раскольников восклицает: «Господи! скажи ты мне только одно: знают они обо всем или еще не знают? А ну как уж знают и только прикидываются, дразнят, покуда лежу, а там вдруг войдут и скажут, что все давно уж известно и что они только так… Что же теперь делать? Вот и забыл, как нарочно; вдруг забыл, сейчас помнил!..»

После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова. Не отказавшись от своей «идеи», он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня.

Вспомним несколько эпизодов из романа, происшедших с Раскольниковым после поминок Мармеладова, где происходило его первое общение с Соней.

«Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение».

Это настоящее начало воскресения Раскольникова. Соня вернула ему веру в жизнь, веру в будущее. Раскольников впервые получил урок бескорыстной христианской любви, любви к грешникам. Впервые какое-то время он жил божественной стороной своей натуры.

Окончательная духовная перестройка Раскольникова еще впереди, еще много раз ему нужно соприкоснуться с такой любовью, освещенной божественным светом. Правда, душевное просветление героя длилось недолго — разбуженная жизненная энергия ушла во тьму его заблуждений.

Вот реакция Раскольникова на все происшедшее:

«Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе со старою старухой! Царство ей небесное и — довольно, матушка, пора на покой!»

После знакомства Раскольникова с Соней Мармеладовой ее образ стремительно вырастает в своей моральной яркости. Драма ложной мысли постепенно завершается надеждой на искупление и успокоение совести ценой страдания.

Настоящей героиней романа становится Соня — носительница истинно христианских идей милосердия, любви, смирения и святости страдания.

Великая религиозная мысль скрывается в этой «отверженной» девушке с бледным и худеньким личиком.

И что чрезвычайно важно, что определяет дальнейшую судьбу Родиона Раскольникова и что единственно могло лишить его теоретических идей и подавляющей зачастую власти разума над ним — общение с Соней.

Оно в дальнейшем заставляет Раскольникова смотреть на свое преступление не как на предмет юридического разбирательства, не как на реализацию социально-философских выдумок, а как на нарушение нравственных норм, нарушение божественных установок.

Постепенно происходит своеобразное «обезоруживание» бесовского рационального начала у героя.

Нужно сказать, что Раскольников двойственно относился к жертвенности Сони. Логика его рассуждений была проста — Соня понапрасну умертвила себя, ее жертва и вера в помощь Бога совершенно бессмысленны.

Но в процессе диалога на эту тему у Раскольникова возникает ощущение, что Соня знает что-то такое, чего ему не понять, его своеобразное злорадство по поводу ее жизни и религиозных представлений было нужно ему самому — это его сопротивление духовному воздействию Сони, его стремление отстоять свои прежние позиции, но вдруг, возможно, неожиданно для него самого происходит какая-то необъяснимая «сдачапозиций»:

«Он все ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу…

— Что вы, что вы это? Передо мной! — пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце. Он тотчас же встал.

— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»

Поклонение страданию человеческому — это уже христианское движение души, поклонение «твари дрожащей» — это уже не прежний Раскольников.

Наиболее значимым эпизодом «Преступления и наказания» является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову описание одного из главных чудес, совершенных Христом, описываемых в Евангелии, — о воскрешении Лазаря.

«Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет, и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек.

Веришь ли сему?» Соня, читая эти строки, думала о Раскольникове: «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же». Раскольников, совершивший злодеяние, должен уверовать и покаяться.

Это и будет его духовным очищением, «воскресением из мертвых». Дрожа и холодея, повторяла Соня строки из Евангелия; «Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь, иди вон. И вышел умерший».

Именно после этого эпизода Раскольников предлагает Соне «идти вместе», совершает покаяние на площади, является с повинной.

Только на каторге Родион Раскольников нашел «свою веру» в спасительной для человечества любви и уже отсюда — в необходимости и спасительности духовного совершенствования каждого отдельного человека. Любовь привела его к Богу.

Вот этот эпизод, который заключает путь Раскольникова из преступного настоящего в новое будущее: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла.

В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»

Достоевский «преодолевает» время в момент раскаяния и начала перерождения Раскольникова, когда семь лет каторги, большой срок, делаются кратким мгновением в ожидании свободы и новой жизни.

Таким образом, поэтика романа подчиняется одной главной и единственной задаче — воскресению Раскольникова, избавлению «сверхчеловека» от преступной теории и приобщению его к миру остальных людей.

Как опытный проводник, знающий единственную и верную дорогу, ведет Достоевский читателей через лабиринт совести Раскольникова. И надо быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении «Преступления и наказания», обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит Достоевский.

Достоевского давно нет в живых. Но все им написанное остается достоянием человечества. Мировая литература немыслима без Достоевского, многое в его творчестве обращено в будущее, к духовному возрождению всего человечества.



Читайте также:  Бартоломео карло растрелли - архитектор, художник, скульптор

Источник: https://scribble.su/work/seria/36.html

Теория Раскольникова в системе авторских опровержений

Теория Раскольникова
В системе авторских опровержений

«Преступление и наказание» — это одно из величайших философско-психологических произведений. Главного героя романа никак нельзя назвать обычным преступником. Молодой человек с философским складом ума, готовый в любую минуту прийти на помощь, всегда анализирующий свои мысли и поступки,— таков Родион Раскольников.

Попытаемся уяснить себе вопрос: ради чего, почему Раскольников пошел на преступление? Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников — бывший студент, находящийся в крайней степени бедности.

Он был автором теории о разделении людей на «сильных личностей» и «тварей дрожащих», то есть на людей, способных переступить через допустимую нравственную границу, и тех, кого можно уничтожить для достижения собственных целей.

Раскольников когда-то написал статью, в которой развивает свою теорию.

Возникает Теория Раскольникова, по которой все люди делятся на два класса: «обыкновенные» и «необыкновенные». Обыкновенные — это материал, они нужны только для того, чтобы воспроизводить себе подобных.

Необыкновенные — это, по Теория Раскольникова, те, которые наделены выдающимися способностями и «имеют талант сказать в среде своей новое слово».

Обыкновенные люди должны жить в послушании, необыкновенный же человек имеет моральное право устранять все препятствия (в том числе и других людей), если только они мешают ему «сказать новое слово». Но тут возникает проблема: как отличить обыкновенного человека от необыкновенного?

Всем романом автор пытается опровергнуть теорию и доказать, что Теория Раскольникова, лежащая в ее основе, неверна. Достоевский считал Теорию Раскольникова ошибочной прежде всего потому, что она противоречит религиозным представлениям о нравственности, а автор был глубоко религиозным человеком.

Раскольников, пытаясь проверить свою теорию, убивает старуху процентщицу; совершив одно злодейство, Родион собирается сделать потом много добрых дел, пользуясь деньгами старухи.

Но, убиз ее, он даже ограбить как следует не сумел: набил карманы недорогими побрякушками и незначительной суммой денег, не посмотрев, что в комоде лежало несколько тысяч рублей.

Раскольников не совершил ни одного доброго дела на деньги старухи, он испугался обыска и закопал вещи под камнем, чтобы никогда ими не воспользоваться. Раскольников пошел на преступление ради «униженных, оскорбленных», бедных людей, как он сам считал вначале.

По замыслу главного героя, Лизавета могла быть одной из тех, кому бы он помог; но у Раскольникова не выдержали нервы, и он убил Лизавету. Он многое забыл сделать из-за волнения, например, сменить шляпу на менее заметную, закрыть дверь во время убийства. Уже эти факты показывают, что сам Раскольников не может быть отнесен к сильным личностям.

В Теории Раскольникова можно найти противоречия. Главный герой отрицательно относится к Лужину и Свидригайлову. Лужин — делец, который использует других людей лля своей выгоды, не гнушаясь ничем. Свидригайлов — развратник, погубивший несколько человек, бывший шулер.

Но если присмотреться, то видно, что их клеи — тот же наполеонизм, то есть та же теория, что и у Раскольникова. Конечно, нельзя сказать, что Теория Раскольникова захватила их полностью, в них осталось и что-то доброе, например, Свидригайлов помогает Соне и детям Катерины Ивановны.

Родион верит своей теории, но отвергает другие истолкования той же теории. А это уже противоречит логике.

Основным проводником авторской позиции в романе, несомненно, является Соня Мармеладова. Теория Раскольникова наталкиваются на ее простые, но сильные возражения. «Это человек-то вошь?!» — восклицает она. Соня считает, что Еикакие будущие добрые дела не могут оправдать убийство; грех может быть искуплен только чистосердечным раскаянием.

Софья Семеновна — падшая женщина, которая пошла на панель из-за бедности, царившей в семье. Но при этом она сумела сохранить чистоту сердца и благородство души. С ее помощью Раскольников «воскресает», снова обретая веру в себя и в людей.

Хотя Родион Романович утверждал Порфирию, что верит в Бога, на самом деле он верит не сердцем, а умом, поэтому в нем не было истинного раскаяния. Раскольников страдал из-за того, что его план не удался, он не смог доказать себе, что он «сильная личность», а не «тварь дрожашая», как все.

Главный герой пошел признаваться не потому, что раскаялся, а от полного одиночества («он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего»).

Совершая преступление, Раскольников не задумался о «натуре»; он хотел проверить себя («Вошь ли
Я?»). После преступления он остался один и мучился, что оказался «тварью дрожащей». Его подвела «натура» («солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»), следователь Порфирий Петрович по одной только «натуре» логическим путем вычислил убийцу, не имея никаких фактических улик.

Родион Раскольников совершил убийство ради будущих благих начинаний, но это преступление причинило ему только страдания. Недаром, описывая сцену убийства, Ф. М. Достоевский подчеркивает: когда главный герой убил старуху процентщицу, он ударил обухом топора, то есть острие его было направлено в него самого.

Теория, которую проповедует Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», в том, что никогда нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Это было полной противоположностью теории, под названием Теория Раскольникова.

Достоевский был против насилия, и романом «Преступление и наказание» он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью — «призвать Русь к топору». Путь Достоевского — путь смирения и самосовершенствования при соблюдении православных заповедей.

Источник: http://historylib.net/teoriya-raskolnikova-v-sisteme-avtorskix-oproverzhenij/

Сочинение на 5.Ру

Сочинение на тему: В чем был прав и в чем ошибался Родион Раскольников?

В чем был прав и в чем ошибался Родион Раскольников?

Роман Достоевского «Преступление и наказание» отражает главные проблемы общества 60-к годов XIX века. Он как в зеркале показывает нам судьбу многих людей и общую атмосферу царившую в то время в России. Это время, когда положение дел в стране было весьма угнетающим.

Многочисленные реформы потрясали население, и главной из них была отмена крепостного права. Произошло резкое обнищание масс и, следовательно, рост преступности. В Петербург, так же как и в другие города, приехала масса молодых людей, которые оказались без всяких средств к существованию.

Это были одинокие, беспомощные люди, о которых государство не позаботилось, и им предстояла жестокая схватка с жизнью. Желание как- то состояться в жизни и невозможность что-либо сделать отнимали у людей последние духовные силы. Действительность обрушивалась на них, и в результате они ощущали полную безысходность.

По этой причине возник кризис общества, выражавшийся в упаднических настроениях, сильно возросла преступность.

В романе Достоевский открывает новый мир ощущений, ставит вопросы, о которых читатель, может, никогда бы и не задумался. Ведь действительно, далеко не все люди размышляют над тем, можно ли убивать безнаказанно.

Герой романа — несчастный бедный студент, который придумал теорию, допускающую убийство человека. В некоторых его размышлениях есть здравый смысл, по саму идею можно назвать только антигуманной.

Сначала следует сказать о причинах, побудивших Раскольникова создать свою теорию. Во-первых, у него была очень тяжелая жизнь. Иногда он не имел денег даже для того, чтобы купить хоть что-нибудь поесть. Он каждый день видел страдания близких ему людей, которые заслуживали совсем иной участи.

Но больше всего его угнетало то, что он ничего не мог для них сделать, не мог им помочь. Состояние Раскольникова было близко к состоянию человека, находящегося на грани, когда подчиняешься не уму, а инстинктам, побуждающим делать вещи, которые нормальному человеку кажутся безумными.

Раскольникову ведь очень плохо, он страдает и заводит себя своими же мыслями в тупик.

Убивать людей безнаказанно, проливать кровь по совести, а потом помогать людям средствами убитого… Раскольников только не подумал, что благородные люди не возьмут таких денег, грязных денег, из-за которых пострадал один, пусть даже самый жестокий и страшный, человек. Так вот, первое, в чем ошибался Раскольников, -это то, что люди смогут спокойно убивать, а второе, — что другие возьмут деньги, за которые была пролита кровь.

Для осуществления его теории людям надо было бы попрощаться со своей совестно и честью, со всем добрым и человечным, что есть у человека в душе.

Раскольников разделил всех людей на две группы, причем основную массу он назвал тварями дрожащими, а единицы — «право имеющими. Страшно даже вообразить себе такое общество, страшно и невозможно.

Общество не может дать согласие на убийство, даже если это убийство человека крайне неприятного. Старуха-процентщица ведь не была, по сути дела, преступницей, она никого не убивала.

Да, она была ужасным человеком, несла людям зло, делала только хуже, такой тип иногда называют «кровопийцами», но это все же не дает право лишать ее жизни.

Каким бы ни был человек отвратительным, не нам судить его за его поступки.

Побуждения Раскольникова были, безусловно, благородны: он хотел помочь людям, сделать их жизнь лучше, облегчить страдания. Совсем другое дело — средства, которыми он хотел достичь цели.

Стремление помочь людям всегда похвально, но, убив старуху-процентщицу, вряд ли можно сделать окружающих счастливее. Никакое благое дело не может быть до.

— стигнуто преступными средствами, нельзя нести добро, осуществляемое злом, оно потеряет свою суть.

Проливая «кровь по совести», люди приравнялись бы к Богу, а это невозможно. Очень опасно давать человеку неограниченную власть — это приводит к трагическим последствиям. Бог дает жизнь человеку, и только он может ее забрать, мы не в праве решать, кому жить, а кому нет.

Раскольникова очень жаль. Он хороший человек, заведенный в тупик, много страдавший и видевший страдания других. Однако я не принимаю теорию Раскольникова. Она пришла ему в голову от отчаяния и безысходности.

И Достоевский дал ему возможность вернуться в мир людей, обретя новые для него истины, которые человечество знало давно: «Ни убий» и «Возлюби ближнего своего». Раскольников совершил страшное преступление, но тем не менее его душа оставалась чистой, потому что он страдал.

Иногда и благородный человек может совершить ужасный поступок под влиянием обстоятельств. При этом сам он будет переживать огромный эмоциональный стресс и корить себя. Раскольников сострадал людям, и мир распахнулся перед ним, дал возможность духовно очиститься.

Он прав в том, что нужно любить и сострадать. Для Раскольникова жизнь сердца оказалась важнее, вина же его в том, что он доверился не своей душе, а теории.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

Источник: http://sochinenie-na5.ru/v-chem-byl-prav-i-v-chem-oshibalsya-rodion-raskolnikov-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskij/

Почему страдает Раскольников

В.Г Перов. Портрет Ф.М.Достоевского

«Тварь я дрожащая или право имею? – вот главный вопрос, который мучает Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Роман написан  в 1866 г.  В это время над умами мыслящих молодых людей в России властвовала идея нигилизма – всеобщего отрицания.

Эта идея состояла в следующем: всё, чем жило человечество до них, устарело, лишилось смысла и перспективы.

Укреплению этой идеи в душе Раскольникова способствовал тот мир, который его окружал – мир страданий, лишений, мир пугающий и страшный, в котором жизньчеловеческая теряет всякий смысл.

Родион Раскольников

Раскольников. Иллюстрация И.Глазунова к роману Достоевского «Преступление и наказание»

Раскольников – бывший студент юридического факультета Петербургского университета.

Отзывчивый, добрый по натуре, принимающий близко к сердцу чужую боль, он вместе с тем необычайно горд и убеждён в своей исключительности.

Размышляя о том, как избавить человечество от страданий, он создаёт свою теорию, которую хочет испытать в виде «пробы». Именно с этой теории начинается у Раскольникова путь к убийству.

Теория Раскольникова

Свою теорию Раскольников подробно изложил в статье, которую опубликовали в журнале «Периодическая речь». Суть теории в следующем. Люди, по мысли героя романа, делятся на два разряда: бессознательную, бесправную толпу («тварь дрожащую») и на героев, которым всё дозволено («власть имеющих»).

Два имени среди последних особенно волнуют Раскольникова: Магомет и Наполеон. Имя французского императора не только будоражило умы, но и стало символом, знаком – для него нет ничего невозможного, запретного в этой земной жизни.

Читайте также:  Кресты – музей на арсенальной набережной санкт-петербурга

Любовь юношества к Наполеону постепенно превращается в культ: ведь он же смог!

Раскольникова интересует не столько судьба Наполеона, сколько его «моральный кодекс»: завоевал Европу, пролил столько крови! Был капралом – стал императором! Раскольников рассуждает: «Чем этот человек отличается от меня? Тем, что посмел».

Так постепенно  теория Раскольникова начинает воплощаться в жизнь. Он решает убить старуху-процентщицу не потому, что беден – Раскольников так и не воспользовался украденными вещами, деньгами, а Соне говорит: «Знаешь, Соня…что я тебе скажу, если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь…счастлив был! Знай ты это!»

Таким образом, бедность – не главная причина убийства.

Не является главной причиной убийства и желание помочь таким образом матери: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!..не столько деньги мне нужны были, как другое…»

Так что же привело Раскольникова к убийству?

Увлечение идеей сильной личности. Сильная личность, по мнению Раскольникова, может позволить себе всё. И он захотел стать ею.

Но сначала необходимо было проверить себя – кто он? Убийство как раз и было для Раскольникова самопроверкой: способен ли он «переступить» через нормы нравственности тех, кого он называет «твари дрожащие».

А дальше была цель, о которой он говорит Соне: «Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» Он думал убить и остаться спокойным.

Но совесть его не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Он страдает оттого, что «переступить-то он переступил, да на этой строке и остался». Раскольников понял, что он – обыкновенный, как все: «вошь, тварь дрожащая».

Возможен ли для Раскольникова путь назад?

К вере и любви через страдание…

Итак, Раскольников страдает не потому, что совершил убийство, и даже не одно. Его страдание связано с тем, что «проба» показала, кто он есть на самом деле, а также непреодолимо отделила его от мира людей: «Разве я старуху убил? Я себя убил!»

Но это осознание и даже внешнее покаяние не изменило направление мыслей героя. Даже на каторге он не желает отступить от своей теории. Он думает, что просто у него, именно у него, не получилось. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».

Но идея неподсудности героя ещё живёт в нём. Внутреннее покаяние в его душе ещё не произошло. В эпилоге романа Достоевский даёт  надежду на «возвращение Раскольникова». Но это всего лишь надежда…

Источник: http://100-000-pochemu.info/id/1023

Бунт раскольникова

Автор: Достоевский Ф.М.

Идея романа «Преступление и наказание» зародилась в эпоху больших перемен, когда в обществе произошёл социальный перелом и возникли новые мировоззрения. Многие люди оказались перед выбором: новая ситуация требовала существенных изменений в духовных ориентирах, так как героем времени становился человек деловой, а не духовно богатый.

Главный герой романа, бывший студент Родион Раскольников, находится в поиске ответа на философско-нравственный вопрос о свободе личности, о ее «суверенности» и, в то же время, о внутренних границах этой свободы. Движущей силой поиска становится взращённая им идея о сильной личности, обладающей правом вершить историю по своему усмотрению.

Идея Раскольникова вырастает из глубины исторического разочарования, пережитого молодым поколением после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий. Его яростный бунт одновременно и наследует силу социального отрицания шестидесятников, и отпадает от их движения в своем сосредоточенном индивидуализме.

К Раскольникову сходятся все нити повествования. Все окружающее (горе, беды и несправедливости) он впитывает в себя: именно в этом смысл первой части «Преступления и наказания».

Мы видим, как человеческие трагедии, крушения – и совсем дальние (девочка на бульваре), и такие, которые серьезно входят в его жизнь (семья Мармеладовых), и самые близкие ему (история Дуни) – заряжают героя протестом, переполняют решимостью.

Это происходит с ним не только сейчас: способность вобрать в свою душу боль другого существа, ощутить ее как собственное живое горе Достоевский открывает в герое с детства (знаменитый потрясающий каждого читателя сон Раскольникова о забитой лошади).

Всей первой частью романа писатель ясно дает понять: для Раскольникова проблема не в поправлении собственных «крайних» обстоятельств.

Конечно, Раскольников не из множества тех, кто способен «потянуть свое кое-как куда следует». Но этого мало: он не смиряется не только за себя одного, но и за других – за уже смиренных и сломленных. Для Раскольникова послушно принять судьбу, как она есть, значит отказаться от всякого права действовать, жить и любить.

В главном герое нет той эгоцентрической сосредоточенности, которая целиком образует в романе личность Лужина. Раскольников – натура из тех, которые в первую очередь не берут от окружающих, а дают им.

Чтобы чувствовать себя сильным человеком, он должен ощущать, что кто-то нуждается в нем, ждет его защиты, что ему есть кому отдать себя (вспомним прилив счастья, который испытал он после благодарности Полечки). В Раскольникове есть эта способность нести огонь другим.

Однако он готов это делать и не спрашивая – диктаторски, против воли другого человека. Энергия добра готова перейти у него в своеволие, «насилие добра».

В романе не раз возникает речь о том, что, преступление есть протест против ненормальности социального устройства – и только, и ничего больше.

Эта идея слегка затронула и Раскольникова: недаром он «рассеянно» отвечает Разумихину, что вопрос о преступлении – «обыкновенный социальный вопрос», а еще раньше на том же основании успокаивает себя тем, «что задуманное им – не преступление…».

И разговор в трактире, подслушанный им (мнение студента), развивает ту же мысль: устранить вошь, подобную Алене Ивановне, не преступление, а как бы поправка неправильного современного хода вещей.

Но эта возможность переложить ответственность на внешний «закон обстоятельств» приходит в противоречие с требованием гордой индивидуальной самостоятельности.

Раскольникова в общем не прячется в эту лазейку, не принимает оправдания своего поступка общей социальной ненормальностью, поставившей его в безвыходное наложение.

Он понимает, что за все содеянное он должен отвечать сам – пролитую им кровь «взять на себя».

У преступления Раскольникова не один мотив, а сложный клубок мотивов. Эта, конечно, отчасти социальный бунт и своего рода социальная месть, попытка выйти из предначертанного круга жизни, ограбленной и суженной неумолимой силой общественной несправедливости. Но не только. Глубинная причина преступления Раскольникова, конечно, «разлаженный», «вывихнутый» век.

В краткой и жесткой схеме заданные условия эксперимента Родиона Романовича Раскольникова – положение, что в мире абсолютного зла, царящего вокруг, действует толпа, стадо неразумной «дрожащей твари (как виновников, так и жертв этого зла), которая покорно влачит иго любых законов.

И есть (единицами на миллионы) вершители жизни, гении, которые законы устанавливают: время от времени ниспровергают прежние и диктуют человечеству другие. Они-то и являются героями своего времени. (На роль такого героя, конечно, с тайной мучительной надеждой и претендует сам Раскольников.

) Круг заведенной жизни гений прорывает напором личного самоутверждения, которое основано на освобождении себя не от одних негодных норм социального общежития, а от тяжести норм, совокупно принятых на себя людьми, вообще: «если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь.» Экспериментальным материалом для Раскольникова служит его собственная жизнь и личность.

В сущности, трудоемкому процессу отделения добра от зла – процессу, который человек не только познает, но и переживает всю жизнь и всей своей жизнью, а не одним рассудком, — герой предпочитает энергичное «одноактное» решение: встать по ту сторону добра и зла. Совершая это действие, он (следуя своей теории) намерен выяснить, принадлежит ли он лично к высшему человеческому разряду.

Как же выдерживает эксперимент Раскольникова его натура, его личность? Первая реакция его на совершенное уже убийство – это реакция натуры, сердца, реакция нравственно истинная. И то мучительное чувство отъединения от людей, которое вспыхивает в нем сразу после убийства, — это тоже голос внутренней правды.

Очень важен в этом смысле большой, многозначный эпизод на мосту, где Раскольников получает сперва удар кнутом, затем милостыню и оказывается (единственный раз в романе) лицом к лицу с «великолепной панорамой» столицы.

Убийство поставило его не только против официального закона, уголовного кодекса, имеющего параграфы и пункты, но и против другого, более глубокого неписаного закона человеческого общества.

В свое преступление Раскольников уходит один; вернуться к жизни он может только вместе с другими, благодаря им. «Воскресение» Раскольникова в эпилоге – итог человеческого взаимодействия едва ли не всех героев романа. Особую роль здесь играет, на самое важное место поставлена Соня Мармеладова.

Она добивается от Раскольникова очень простого и страшно трудного: перешагнув через гордыню, обратиться к людям за прощением и принять это прощение.

Но автор показывает неспособность народа понять внутренний порыв героя, так как случайно оказавшиеся на площади люди воспринимают его действия как странную выходку пьяного человека.

Всё же сила для воскресения в Родионе есть. То, что в основе всей программы было все-таки стремление к благу людей, позволило ему, в конце концов, суметь принять их помощь.

Скрытое, искаженное, но присутствующее в нём самом гуманистическое начало и настойчивость Сони, которая строит мостик к нему от живых людей, неприметно идут навстречу друг другу, чтобы, соединившись, подарить герою внезапное озарение уже в эпилоге.

Источник: http://MirZnanii.com/a/357517/bunt-raskolnikova

Готовые школьные сочинения

Авг 02 2015

Как и за что наказан Родион Раскольников?

…Оа и совершит это постыдное дело, и мысль его нечистая тотчас делом становится.

А как совершит, да коли, несмотря на свою порочную жизнь, все еще не забудет в себе всего человека, коли осталось в нем сердца хоть на сколько-нибудь, так оно тотчас ныть примется, кровью обливаться начнет… Достоевский издавал свой роман в очень трудных условиях и в трудное для России время. Это была эпоха 60—70-х годов. В это время в стране обостряются социальные противоречия.

Это пора стремительного развития капиталистических отношений, что приводит к росту благосостояния верхов и к обнищанию народных масс. Все это заставляет многих людей задумываться над улучшением жизни широких масс населения.

Они ищут пути преобразования общества. В это время готовится новый подъем общественного движения, но в результате появляются различные мысли, теории, идеи, которые далеки от революционно-демократических взглядов.

И на этой исторической почве возникает теория Раскольникова.

«Преступление и наказание» — социально-психологический роман. Автор раскрывает внутренний мир не только отдельных героев, но и психологию разных кругов общества. Он затрагивает внутреннее состояние обездоленных низших слоев населения, которые живут в нужде и постоянных унижениях. Достоевский не забывает показать и дельцов, которые преуспевают во всем.

Писатель ставит острые задачи в своем романе, затрагивает социальные проблемы общества, нравственные и философские вопросы. В романе множество противоречивых идей, взглядов. На всем протяжении хода романа Достоевский пытается вместе с читателями найти решение этим проблемам. Раскольников — сын этого трудного времени.

В нем автор воплощает идеи, взгляды многих молодых людей той эпохи. Достоевский рассказывает о преступлении Раскольникова на фоне Петербурга, который является не просто фоном, но даже как бы «действующим лицом» романа, создавая ощущение, образ той серой, хмурой атмосферы, в которой произошло преступление.

Вот какую характеристику автор дает столице, на которую мы смотрим глазами самого Р. Раскольникова: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

Читайте также:  Малый драматический театр в санкт-петербурге, мдт в петербурге

Такими же отвратительными рисуются дома и комнаты-гробы, в которых живут герои.

И эта обстановка, и душная, давящая атмосфера неразрывно связаны с героями, их поступками.

Так, самому Раскольникову больше по душе Сенная площадь, где живут бедняки, а не, например, мост, с которого открывается величественная невская панорама: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…» Образ Петербурга становится символом этого страшного, равнодушного мира, где обездоленному, слабому нет жизни, где торжествует пошлость, обман, зло, где все продается и покупается.

И вот в такой-то среде под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория.

Раскольников мучительно, но упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества и, наконец, приходит к мысли, что человечество делится на две основные группы: на обыкновенных людей, которых большинство, которые вынуждены зависеть и подчиняться второй группе — людей необыкновенных, которые подчиняют себе первых, имеют власть над ними и которым «все дозволено». В этой теории отразились и характер героя, и взгляды на жизнь, и чувства его. Раскольников долго обдумывает свой замысел, мучается в сомнениях, и все-таки совершает преступление, преступление самое страшное — убийство.

К тому же его подталкивают различные случайности, которые прямо или косвенно помогают ему утвердиться в своем решении. Раскольников убивает старуху, никому не нужную, бессовестную, «маленькую, гаденькую» старуху-процентщицу.

Убивает самым жестоким образом. Но даже не заглядывает в кошелек и не использует деньги и вещи ростовщицы.

Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу другим людям, мечтая за счет процентщицы устроить общество, помочь людям.

Большое место в романе занимает не само преступление, а осуществление наказания, которое начинается буквально сразу же после совершения убийства. Но, с другой стороны, оно начинается еще до преступления.

Оно выражается в том, что Раскольников мучается мыслью, которая терзает его душу: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет сочинение с аллсоч.

ру © 2005 никаких сомнений во всех этих расчетах…

» Но особенно сильно наказание проявляется уже после преступления. Можно увидеть, как постепенно усугубляется наказание Раскольникова. И Достоевский очень четко раскрывает также и крушение самой теории Раскольникова.

После преступления Раскольников начинает испытывать нравственные мучения, но он еще верит в свои идеи.

Он еще считает, что власть — это главное, что имеют необыкновенные люди, власть «надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником!

» Достоевский показывает, что любое преступление влечет за собой последующее. И поэтому опять случайность: Раскольникову приходится убить Лизаве-ту, которая случайно стала свидетелем первого убийства. Лизавету он убивает случайно, бессознательно, а старуху-процентщицу — сознательно, обдумав все детали преступления. Убийство Лизаветы только подчеркивает суть совершенного.

К тому же Раскольников ведь не страдает от того, что убил Лизавету, это беззащитное, ни в чем не повинное существо. Он больше страдает от убийства старухи-процентщицы. В этом тоже особенность Раскольникова. Все чаще и чаще Раскольникова терзают сомнения.

Он мучается, задумываясь снова и снова над вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Но чем чаще он думает об этом, тем лучше понимает, что он и принцип свой убил, и оказался «вошью», а не Наполеоном. И он начинает понимать, что не вправе был убивать ни эту несчастную старушонку, ни кого-либо еще.

Очень хорошо мы ощущаем внутреннее состояние героя в разговорах с Порфирием Петровичем.

Раскольников находится буквально на грани нервного срыва, в смятении, боится выдать себя чем-либо в то время, когда чувства и мысли Порфирия Петровича никак не может угадать, они от нас скрыты, как и от самого Раскольникова.

Мы видим, что автор любит своего героя, он переживает вместе с ним, пытается поставить его на правильный путь, сочувствует ему, но отправляет на наказание, иначе без наказания он просто не выживет от этих терзаний.

Раскольников переживает сильнейшую душевную драму: К тому же он понимает, что его теория очень соответствует убеждениям тех людей, к которым он питает отвращение, — Лужина и Свидригайлова.

И опять мы видим противоречивость: Раскольников хочет оградить униженных и обездоленных людей от таких, как Свид-ригайлов и Лужин, а получается, что его теория сближает его с ними. И поэтому Раскольников мучается все сильнее и сильнее, понимая, что его теория заключает в себе какую-то неисправимую ошибку.

Он уже никому — ни себе, ни Соне не может объяснить, почему и зачем убил, понимает, что человек — не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил», — объясняет он Соне, сознавая, что никуда ему теперь не уйти от этих мук.

Он понимает, что, убив старуху, он теперь никогда не избавится от этих страшных мыслей, они будут его сопровождать и мучить на протяжении всей жизни. И Раскольников неимоверно страдает, испытывает глубокую душевную боль.

Он страдает и от того, что любит окружающих людей, любит мать, сестру, друзей, но понимает, что недостоин быть любимым ими. Он сознает, что виноват перед ними, не может смотреть им в глаза.

Герой находит родственную душу в Соне, дочери покойного чиновника Мармела-дова. Он понимает, что она тоже «переступила», и Раскольников хочет ее понимания, ее сострадания, потому что видит в ней чистоту души, хоть она и грешница. Он понимает, что она очень любит людей и готова бесконечно жертвовать для них.

И после всего, что она знает о Раскольникове, она его не отвергает. Автор специально вводит героя в разные положения, сводит с различными людьми, что дает возможность глубже раскрыть его внутренние противоречия, борьбу, страдания, которые он не может преодолеть.

Перед ним встают неразрешимые вопросы, его мучают неожиданные чувства, о которых он не подозревал.

Раскольников принужден сам донести на себя, потому что он не может пережить отчуждения от людей, он хочет опять вернуться к жизни. Раскольников не вызывает у читателей отвращения, как обычный преступник. В нем мы видим человека, который очень чутко воспринимает чужую боль и несчастья.

Он, рискуя жизнью, спас из огня детей, поделился последними деньгами с семьей умершего Мармеладова, хотел защитить девочку от негодяя, дал ей денег. Он горд, необщителен, очень одинок, потому что был уверен в своей исключительности. Это одаренный и пытливый юноша, наделенный острым умом. И он вызывает больше сочувствие, чем отвращение.

Задумывая преступление, он не учел, не знал, что будет так мучиться, что в нем все-таки живут человеческие чувства, что он не сможет пережить общения с людьми, которые его любят, верят в него. В этом его главная ошибка. Он думал, что сумеет исправить общество к лучшему, но ошибся.

И теория его рушится. Мы видим, что Раскольников наказан не столько за само преступление, сколько за его замысел и решение осуществить задуманное, за то, что он посчитал себя «имеющим право» на это преступление. Главное в наказании — это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки, страдания, психологические травмы.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Как и за что наказан Родион Раскольников? . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/kak-i-za-chto-nakazan-rodion-raskolnikov/

Родион Романович Раскольников

Книги

Data: 27.03.2010 15:32 | Автор: Administrator

Родион Романович Раскольников — главный действующий персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Источник: роман «Преступление и наказание».

Автор: А.Ф.Достоевский

Вид: персонажи романа «Преступление и наказание», До убийства Раскольников — бывший студент, живущий в большой нищете в Санкт-Петербурге, у него есть мать и сестра. Нищета и разработанная Родионом Раскольниковым «Теория исключительности» толкают его на убийство старухи-процентщицы.

По Раскольникову, люди, бескомпромиссно идущие по головам других людей, достигают морального и материального успеха — нужно лишь отбросить веру и запреты. Как следствие, он замышляет убийство, которое должно стать первой ступенью его на пути к моральным и материальным вершинам.

Раскольников — человек замечательного ума, он глубоко и тонко чувствует, способен к постоянному интеллектуальному анализу своих и чужих поступков. Он — яркий пример интеллигента, чересчур увлекшегося размышлениями и рефлексиями. В итоге, он теряет всякий ориентир в своей жизни — способность видеть все и вся насквозь не помогает его самоопределению.

Он готов к осознанию своей ничтожности, обнаружить себя песчинкой на берегу жизни, но все время надеется, что окажется «избранным». Достоевский неоднократно подчеркивает физическое совершенство Раскольникова, что символизирует его богатые духовные ресурсы, но, подобно нравственным идеалам, это качество «обезображено» нищетой и мучительным поиском смысла жизни.

Но он ставит цель — стать прекрасным полноценно душой, разумом и телом, что требует от него прохождение сквозь всяческие страдания и изыскания.

В голове Раскольникова созревает идея, по его мнению, неопровержимая — все люди делятся на две категории: «обыкновенные» — те, кому просто приходится плыть по течению жизни, не пытаясь ничего изменить; и «необыкновенные» — как Наполеон, те, кому всё дозволено, даже убийство. Раскольников долго не решается на преступление.

Он уверен, что зная все тонкости убийства и, относя себя к людям «необыкновенным», будет способен переступить через себя и продолжить спокойную, счастливую жизнь, уничтожив «вошь» (речь идет о старухе-процентщице), мешающую всем жить. Его план тонко продуман, как ему самому кажется, до мелочей.

Убийство Убил старуху-процентщицу топором по голове, старался не запачкаться в крови, вытащил ключ из верхнего правого кармана, открывал укладку, срезал кошель с шеи. Услышав как кто-то вскрикнул, вернулся в комнату и обнаружил Лизавету. Затем также убил её топором. После убийства Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя.

Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех.

Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте.

Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство.

Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом.

Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей». Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении.

Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая». В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

Источник: http://www.fanbio.ru/litertura/91-2010-03-27-15-36-14.html

Ссылка на основную публикацию