Петербургские адреса в героев романа «княгиня лиговская»

Княгиня лиговская

Лермонтов Михаил Юрьевич. Княгиня Лиговская.

список книг / Княгиня Лиговская

Москва, Издательство «Правда», 1986 г.

Аудио формат романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Княгиня Лиговская» позволяет отнести его к современной серии книг «Нигде не купишь». Роман озвучен по тексту 4-го тома Сочинений в 4-х томах М. Ю. Лермонтова.

Роман был начат сразу после окончания драмы «Два брата» — оттуда Лермонтов перенёс образы князя Лиговского и его жены Веры, судьба которых списана, в известной мере, с В. А. Лопухиной и её мужа Н. Ф. Бахметева. Автобиографические мотивы сказались и в создании образа Негуровой, прообразом которой послужила Е. А. Сушкова.

В романе нашли отражение многолетние отношения Лермонтова с Сушковой, которые привели Лермонтова к разочарованию, увидев в ней лишь кокетку, ищущую жениха. В основе романа лежит конфликт между бедным чиновником Красинским и гвардейским офицером, аристократом Печориным. Тема в то время, сравнительно новая, остросоциальная.

Родоначальником был Пушкин, разрабатывалась им в «Станционном смотрителе», затем получила развитие в петербургских повестях Гоголя. Она займёт важное место в 1840-е годы у писателей натуральной школы. Таким образом, Лермонтов в своей прозе выходит на магистральные пути русской литературы.

Пушкинское начало в романе подчёркнуто эпиграфом: «Поди! — поди! раздался крик!» Обращение к Пушкинскому роману «Евгений Онегин» здесь не случайно ещё и потому, что родословная главного героя -Печорина — непосредственно связана с образом пушкинского Онегина. Печорин в романе «Княгиня Лиговская» — первый абрис будущего героя романа Лермонтова «Герой нашего времени».

Роман впервые издан в «Русском вестнике», в 1882 году, т. 157, № 1. В рукописи поставлено ударение на последнем слоге фамилии героини. Роман писался в 1836 году и не был окончен. Из письма Лермонтова к его другу С. А. Раевскому известно, что роман создавался совместно.

Доля участия Раевского неизвестна. Предполагается, что он помогал в создании образа Красинского, поскольку Раевский был служащим Департамента государственных имуществ и хорошо знал жизнь и быт столичных чиновников. По сообщению биографа В. Х.

Хохрякова, Раевский на вопрос о соавторстве ответил: «Писал только под диктовку Лермонтова».

Аудио неоконченный роман Михаила Лермонтова «Княгиня Лиговская», глава 1, 21 декабря 1833 года, 4 часа пополудни. В главе знакомимся с двумя главными героями — молодым чиновником департамента и 23-х летним Григорием Александровичем Печориным, проживавшим на Фонтанке, в богатом доме. Кучер чуть не задавил бедного чиновника, мчась по Вознесенской…Аудио роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Княгиня Лиговская, глава 2, В Александринском театре, в «Фениксе». Печорин явился в Александринский театр, где давали Фенеллу. После первого акта Печорин, с двумя товарищами, пошёл в ресторацию Феникс провести время антракта. В кругу офицеров зашёл разговор о лошадях. Печорин рассказал давешнюю историю с…Аудио роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Княгиня Лиговская», глава 3 — характеристика Лизаветы Николавны Негуровой. Родители её принадлежали и к старому и к новому веку. Отец Николай Петрович. Матушка Катерина Ивановна (пятидесяти пяти лет), дама не глупая (по мнению чиновников из канцелярии мужа), женщина хитрая и лукавая (по мнению других…Аудио роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Княгиня Лиговская», глава 4, в которой дана характеристика княгини Веры Дмитриевны Лиговской. Получив у Негуровых отказ быть принятым, так беспечно подстроенный им самим, Печорин сразу направился на Морскую в дом князя Лиговского, чтобы увидеть женщину, которая была его постоянною мечтою в продолжение…Аудио роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Княгиня Лиговская», глава 5, в которой рассказывается о беспечной юности главного героя — Печорина и его знакомстве с Верочкой Р… в Москве. «До девятнадцатилетнего возраста Печорин жил в Москве. С детских лет он таскался из одного пансиона в другой и, наконец, увенчал свои странствования вступлением в…Аудио роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Княгиня Лиговская», глава 6 — Званый обед у Печориных. Князь Лиговской с супругою были в числе приглашенных. В главе найдём описание столовой, одежды и причёсок гостей, разговор в продолжение обеда. Из характеристик героев романа дано подробное описание внешности, характеров и рода занятий князя Степена…Аудио роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Княгиня Лиговская», глава 7, Печорин на квартире Красинского. «На другой день Печорин был на службе, провёл ночь в дежурной комнате и сменился в двенадцать часов утра… Когда он приехал в департамент, где служил чиновник Красинский,.. Печорину дали его адрес, и он отправился к Обухову мосту…» в 49…Аудио роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Княгиня Лиговская», глава 8 — Красинский у князя Лиговского. Красинский весь день готовился к вечернему визиту к князю Лиговскому. Он наблюдал за франтами как у тех повязан галстук и на сколько пуговиц застегнут жилет. У князя Лиговского было несколько гостей-родственников, когда Красинский взошёл в…Аудио роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Княгиня Лиговская», 9 глава — бал у баронессы Р… «Баронесса Р… была русская, но замужем за курляндским бароном, жила на Мильонной в самом центре высшего круга. С одиннадцатого часа вечера стали съезжаться кареты. Среди зевак был и Красинский. «Чем я хуже их? — думал он, — эти лица, бледные,…

Источник: http://myaudiolib.ru/books/195

Княгиня Лиговская — история русской литературы первой половины 19 века

Княгиня Лиговская.

Становление психологизма (роман «Княгиня Литовская»)

Роман «Княгиня Литовская» Лермонтов не закончил. Причин тому много, и это причины как личного свойства, так и творческого.

Начало работы над романом датируют 1836 г. В нем нашли отражение факты личной судьбы поэта: автобиографична линия «Печорин — Негурова», любовь Лермонтова к Варваре Лопухиной послужила основой коллизии «Печорин — Вера Литовская», некоторые повороты лермонтовской судьбы угадываются в биографии главного героя (необходимость сменить студенческий сюртук на военный мундир).

Откровенный автобиографизм служил препятствием для публикации романа.

Но такова была особенность лермонтовского мышления: взглянуть на себя со стороны, заострив, воплотить в образе героя ту особенность своей внешности, характера, судьбы, которые вызывали страдание в душе поэта.

Поэтому и его Вадим (одноименный роман) не просто некрасив, но уродлив; также некрасив и несчастен в любви Печорин (в «Княгине Литовской»); распря отца и бабушки становится причиной смерти героя драмы «Люди и страсти» и т.д.

Но есть все же более глубокие причины, которые побудили Лермонтова к прекращению работы над романом. Препятствием стал сам тип конфликта, обозначившийся в произведении.

В романе намечаются две сюжетные линии: любовная и социальная. А вместе с тем два героя начинают занимать равноправное, самостоятельное положение в конфликте произведения.

 И каких героя! Печорин представитель светского Петербурга, знатный и богатый от рождения, сочетающий в себе цинизм, умение манипулировать чужими судьбами и способность болезненно любить, страдать.

Он наделен незаурядным аналитическим умом, позволяющим видеть скрытые мотивы поступков людей и противодействовать им, манипулировать толпой, вместе с тем это герой одинокий, страдающий, непонятый.

И Красинский — «маленький человек» с непомерными социальными амбициями, «мономан», захваченный идеей пробиться на высшие ступени социальной лестницы. Каждая из этих фигур тянула за собой особую цепь конфликтов и характеров.

В процесс создания произведения вмешались также и сторонние обстоятельства. В 1837 г. Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», а затем сослан на Кавказ.

«Княгиня Литовская» будет опубликована лишь в 1882 г., на современный Лермонтову литературный процесс она влияния оказать не могла.

Можно только поражаться тому, как опередил свое время Лермонтов, как предвосхитил те пути, по которым будет развиваться Русская литература начиная с 40-х годов XIX в., поэтому невозможно переоценить роль этого произведения в становлении лермонтовского психологизма.

Именно в этом романе сформировались повествовательная техника, стиль, способы психологического изображения, которые Лермонтов позже использует в «Герое нашего времени».

В чем же состоит своеобразие лермонтовской психологической манеры?

Лермонтов явно отталкивается от пушкинских способов психологического изображения. В «Повестях Белкина», например, движения души героев отчетливо проступают через поступок. Каждый жест, шаг героя есть следствие тех эмоций, которые он испытывает. В эпизоде с деньгами действия Самсона Вырина отражают то, что происходит в его душе.

Вот эту-то прямую связь внутреннего и внешнего и нарушает Лермонтов. Его психологизм вырастает из несоответствия поступка и переживания. Лиза Негурова получает анонимное письмо, глубоко ее оскорбившее, разрушившее все надежды на замужество. Но чувства героини не прорываются наружу.

Лермонтов подчеркивает нетипичность реакции Негуровой на письмо («с другою сделалась бы истерика»).

Единственное действие, в котором проявляется ее реакция на содержание письма, т его сожжение. Сдержанность в проявлении чувств ведет к невозможности понять, что же действительно происходит с героиней в настоящий момент, отсюда замечания повествователя:«…если б вы стояли у ее изголовья, то подумали бы, что она спит спокойно и безмятежно».

Наблюдатель не мог бы угадать подлинный ход переживаний Негуровой. Подобная скупая форма проявления чувств приобретается навыком светского притворства. Еще не раз Лиза продемонстрирует это умение не выдать своих переживаний, спрятать чувства под маской светской учтивости.

Этот навык приобретается мучительно, но, если человек принужден жить в свете, он вынужден им овладеть в совершенстве. Примечательно, что Вера Литовская после опасного разговора с Печориным во время обеда ищет уединения, чтобы справиться с волнением.

Только наедине с собой она может дать волю чувствам, но И здесь вклинивается оглядка на свет: «…она плакала, горько плакала, покуда ей не пришло в мысль, что с красными глазами неловко будет показаться в гостиную». К моменту появления стороннего человека (сестры Печорина Вареньки) она уже полностью овладевает собой.

Вера лишь входит в петербургский свет, ей еще предстоит освоить все тонкости светского этикета, привычка «властвовать собой» у нее еще не доведена до автоматизма.

Светская беседа в «Княгине Литовской» становится не фоном, на котором происходит объяснение героев, а прикрытием, позволяющим им высказываться, спорить, не переходя при этом к прямому объяснению, выяснению отношений (так возникает скрытый диалог).

Оказывается, что из-за бессодержательности, пустоты светского разговора ему можно придать любой смысл, использовать как ширму для тонкого психологического поединка.

И если традиционная светская болтовня мгновенно забывается из-за несущественности ее содержания, то скрытый в ней диалог, напротив, надолго западает в сознание героев, не отпускает их; к его продолжению они будут вновь и вновь возвращаться.

Светский разговор характеризуется фрагментарностью, логической несвязанностью частей, калейдоскопичностью. Как правило, он развивается толчками и постоянно стремится к затуханию, прекратиться может в любой момент.

Скрытый диалог, несмотря на его внешнюю разорванность, представляется цельным, имеющим свою логику развития, но его динамика — это движение не к какому-то концу, а скорее движение по кругу.

Как видим, источником психологизма становится несоответствие слова и чувства, движений души и поступка, он обусловлен также текучестью переживаний.

Внутренний мир человека Лермонтов изображает как смену разнообразных, зачастую противоположных душевных состояний. Лермонтовский человек пристально «вглядывается» в себя, в свою душу. Он фиксирует динамику своих чувств, открывает в себе неожиданные для себя самого душевные движения. Он стремится понять себя.

Самоанализ соотносится с взглядом повествователя, его комментарием, мнением толпы. Так намечается множественность точек зрения на один и тот же поступок, на одну и ту же эмоцию (впоследствии этот принцип постижения характера Лермонтов использует в «Герое нашего времени»).

Так формируется тот тип психологизма, который позднее назовут «аналитическим».

В «Княгине Литовской» Лермонтов использует два принципиально отличных принципа создания характеров. Характеры таких героев, как Печорин, Негурова, Красинский, Вера, он разрабатывает всесторонне, стремится показать движения их души, внутренний мир, понять причины, которые сформировали характер.

Другая группа героев — представители светской толпы — рисуется иными красками. Эти герои лишены имен, развернутых портретных характеристик. Каждого из них Лермонтов наделяет одной-двумя яркими внешними чертами, которые исчерпывают внутреннее содержание.

«Рыжий господин, увешанный крестами», «дама лет тридцати, чрезвычайно свежая и моложавая, в малиновом токе, с перьями, и с гордым видом» («неприступная добродетель»), «старушка, разряженная как кукла, с седыми бровями и черными пуклями», «дипломат, длинный и бледный, причесанный a la russe и говоривший по-русски хуже всякого француза» — перед читателем предстают маски, а не люди. Искусственность, бездушность усиливается тем, как они реагируют на внешние воздействия. Чаще всего «раздражителем» оказывается слово, которое будто «оживляет» маску, приводит ее в движение, но это движения автоматичные, повторяющиеся, «затухающие» постепенно, сами собой: «При слове «старая сплетница» разряженная старушка затрясла головой и чуть-чуть не подавилась спаржею»; «молчаливая добродетель пробудилась при этом неожиданном вопросе, и страусовые перья заколыхались на берете» и т.д. Так создается образ мира, в котором человек оказывается бездушной марионеткой. По его законам принуждены жить и те, кто наделен душой. Этот способ создания образов также будет использован Лермонтовым в «Герое нашего времени» при описании «водяного общества» (драгунский капитан, «толстая дама, осененная розовыми перьями» и т.д).

Читайте также:  Лайфиндастеры - кто они?

Как видим, «Княгиня Литовская» — произведение уникальное. В нем Лермонтов свой личный опыт светского общения претворяет в художественный текст. В нем он впервые изображает внутренний мир человека как мир изменчивый, текучий (предвосхищая «диалектику души» Толстого).

Впервые Лермонтов показывает Петербург не только как «город пышный», но и как «город бедный» (во дворе-колодце обитает Красинский). Впервые в образе Красинского намечается такой тип героя, к которому позже обратится Достоевский.

Но главное – этот роман — преддверие «Героя нашего времени», в нем формируются лермонтовские принципы психологического изображения, появляется герой, основные черты которого затем воплотятся в Григории Александровиче Печорине.

Однако Печорин из княгини Лиговской и из героя нашего времени – два разных персонажа.



Источник: https://scribble.su/work/history/33.html

Читать

Поди! — поди! раздался крик!

Пушкин

В 1833 году, декабря 21-го дня в 4 часа пополудни по Вознесенской улице, как обыкновенно, валила толпа народу, и между прочим шел один молодой чиновник; заметьте день и час, потому что в этот день и в этот час случилось событие, от которого тянется цепь различных приключений, постигших всех моих героев и героинь, историю которых я обещался передать потомству, если потомство станет читать романы. — Итак, по Вознесенской шел один молодой чиновник, и шел он из департамента, утомленный однообразной работой, и мечтая о награде и вкусном обеде — ибо все чиновники мечтают! — На нем был картуз неопределенной формы и синяя ваточная шинель с старым бобровым воротником; черты лица его различить было трудно: причиною тому козырек, воротник — и сумерки; — казалось, он не торопился домой, а наслаждался чистым воздухом морозного вечера, разливавшего сквозь зимнюю мглу розовые лучи свои по кровлям домов, соблазнительным блистаньем магазинов и кондитерских; порою подняв глаза кверху с истинно поэтическим умиленьем, сталкивался он с какой-нибудь розовой шляпкой и смутившись извинялся; коварная розовая шляпка сердилась, — потом заглядывала ему под картуз и, пройдя несколько шагов, оборачивалась, как будто ожидая вторичного извинения; напрасно! молодой чиновник был совершенно недогадлив!.. но еще чаще он останавливался, чтоб поглазеть сквозь цельные окна магазина или кондитерской, блистающей чудными огнями и великолепной позолотою. Долго, пристально, с завистью разглядывал различные предметы, — и, опомнившись, с глубоким вздохом и стоическою твердостью продолжал свой путь; — самые же ужасные мучители его были извозчики, — и он ненавидел извозчиков; «барин! куда изволите? — прикажете подавать? — подавать-с!» Это была пытка Тантала, и он в душе глубоко ненавидел извозчиков.

Спустясь с Вознесенского моста и собираясь поворотить направо по канаве, вдруг слышит он крик: «берегись, поди!..» Прямо на него летел гнедой рысак; из-за кучера мелькал белый султан, и развевался воротник серой шинели.

 — Едва он успел поднять глаза, уж одна оглобля была против его груди, и пар, вылетавший клубами из ноздрей бегуна, обдал ему лицо; машинально он ухватился руками за оглоблю и в тот же миг сильным порывом лошади был отброшен несколько шагов в сторону на тротуар… раздалось кругом: «задавил, задавил», извозчики погнались за нарушителем порядка, — но белый султан только мелькнул у них перед глазами и был таков.

Когда чиновник очнулся, боли он нигде не чувствовал, но колена у него тряслись еще от страха; он встал, облокотился на перилы канавы, стараясь придти в себя; горькие думы овладели его сердцем, и с этой минуты перенес он всю ненависть, к какой его душа только была способна, с извозчиков на гнедых рысаков и белые султаны.

Между тем белый султан и гнедой рысак пронеслись вдоль до по каналу, поворотили на Невский, с Невского на Караванную, оттуда на Симионовский мост, потом направо по Фонтанке — и тут остановились у богатого подъезда, с навесом и стеклянными дверьми, с медной блестящею обделкой.

Ну, сударь, — сказал кучер, широкоплечий мужик с окладистой рыжей бородой, — Васька нынче показал себя!

Надобно заметить, что у кучеров любимая их лошадь называется всегда Ваською, даже вопреки желанию господ, наделяющих ее громкими именами Ахилла, Гектора… она всё-таки будет для кучера не Ахел и не Нектор, а Васька.

Офицер слез, потрепал дымящегося рысака по крутой шее, улыбнулся ему признательно и взошел на блестящую лестницу; — об раздавленном чиновнике не было и помину… Теперь, когда он снял шинель, закиданную снегом, и взошел в свой кабинет, мы свободно можем пойти за ним и описать его наружность — к несчастию, вовсе не привлекательную; он был небольшого роста, широк в плечах и вообще нескладен; казался сильного сложения, неспособного к чувствительности и раздражению; походка его была несколько осторожна для кавалериста, жесты его были отрывисты, хотя часто они выказывали лень и беззаботное равнодушие, которое теперь в моде и в духе века, — если это не плеоназм. — Но сквозь эту холодную кору прорывалась часто настоящая природа человека; видно было, что он следовал не всеобщей моде, а сжимал свои чувства и мысли из недоверчивости или из гордости. Звуки его голоса были то густы, то резки, смотря по влиянию текущей минуты: когда он хотел говорить приятно, то начинал запинаться, и вдруг оканчивал едкой шуткой, чтоб скрыть собственное смущение, — и в свете утверждали, что язык его зол и опасен… ибо свет не терпит в кругу своем ничего сильного, потрясающего, ничего, что бы могло обличить характер и волю: — свету нужны французские водевили и русская покорность чуждому мнению. Лицо его смуглое, неправильное, но полное выразительности, было бы любопытно для Лафатера и его последователей: они прочли бы на нем глубокие следы прошедшего и чудные обещания будущности… толпа же говорила, что в его улыбке, в его странно блестящих глазах есть что-то…

В заключение портрета скажу, что он назывался Григорий Александрович Печорин, а между родными просто Жорж, на французский лад, и что притом ему было 23 года, — и что у родителей его было 3 тысячи душ в Саратовской, Воронежской и Калужской губернии, — последнее я прибавляю, чтоб немного скрасить его наружность во мнении строгих читателей! — виноват, забыл включить, что Жорж был единственный сын, не считая сестры, 16-летней девочки, которая была очень недурна собою и, по словам маменьки (папеньки уж не было на свете), не нуждалась в приданом и могла занять высокую степень в обществе, с помощию божией и хорошенького личика и блестящего воспитания.

Григорий Александрович, войдя в свой кабинет, повалился в широкие кресла; лакей взошел и доложил ему, что, дескать, барыня изволила уехать обедать в гости, а сестра изволила уж откушать… «Я обедать не буду, — был ответ: я завтракал!..» Потом взошел мальчик лет тринадцати в красной казачьей куртке, быстроглазый, беленький, и с виду большой плут, — и подал, не говоря ни слова, визитную карточку: Печорин небрежно положил ее на стол и спросил, кто принес.

— Сюда нынче приезжали молодая барыня с мужем, — отвечал Федька, — и велели эту карточку подать Татьяне Петровне (так называлась мать Печорина).

— Что ж ты принес ее ко мне?

— Да я думал, что всё равно-c!.. может быть, вам угодно прочесть?

— То-есть, тебе хочется узнать, что тут написано.

— Да-с, — эти господа никогда еще у нас не были.

— Я тебя слишком избаловал, — сказал Печорин строгим голосом, — набей мне трубку.

Но эта визитная карточка, видно, имела свойство возбуждать любопытство… Долго Жорж не решался переменить удобного положения на широких креслах и протянуть руку к столу… притом в комнате не было свеч — она озарялась красноватым пламенем камина, а велеть подать огню и расстроить очаровательный эффект каминного освещения ему также не хотелось. — Но любопытство превозмогло, — он встал, взял карточку и с каким-то непонятным волнением ожидания поднес ее к решетке камина… на ней было напечатано готическими буквами: князь Степан Степаныч Лиговский, с княгиней. — Он побледнел, вздрогнул, глаза его сверкнули, и карточка полетела в камин. Минуты три он ходил взад и вперед по комнате, делая разные странные движения рукою, разные восклицания, — то улыбаясь, то хмуря брови; наконец он остановился, схватил щипцы и бросился вытаскивать карточку из огня: — увы! одна ее половина превратилась в прах, а другая свернулась, почернела, — и на ней едва только можно было разобрать Степан Степ

Печорин положил эти бренные остатки на стол, сел опять в свои креслы и закрыл лицо руками — и хотя я очень хорошо читаю побуждения души на физиономиях, но по этой именно причине не могу никак рассказать вам его мыслей.

В таком положении сидел он четверть часа, и вдруг ему послышался шорох, подобный легким шагам, шуму платья, или движению листа бумаги… хотя он не верил привидениям… но вздрогнул, быстро поднял голову — и увидел перед собою в сумраке что

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=103106&p=1

Княгиня Лиговская

Печатается по автографу — ГПБ, Собр. рукописей М. Ю. Лермонтова, № 5, лл. 1—57.

Рукой Лермонтова написана треть автографа (около 19 лл.

): от начала произведения, кончая словами «вот как это случилось»; глава IV от слов «Княгиня разными вопросами», кончая «держа в руке газеты»; глава VI от слов «Помилуйте в ваши лета», кончая «а он чуть не засмеялся вслух»; от слов «рука ее, державшая стакан с водой», кончая словами «удалилась в комнату Вареньки»; глава VIII от начала до слов «и это была первая моя откомандировка»; от слов «и продолжал неуверенным голосом» до конца главы; от слов «Тут могли бы вы также встретить», кончая «прочитав одну его статью»; от слов «глаза покрылись какою-то» до конца произведения. Остальной текст написан, очевидно, под диктовку Лермонтова С. А. Раевским, за исключением двух небольших отрывков: глава VII от начала, кончая словами «он бы скорей нашелся, нежели теперь», и от слов «Она была одета со вкусом» до слов «вызвала краску на нежные щеки ее», написанных рукою А. П. Шан-Гирея. В тексте, написанном С. А. Раевским и А. П. Шан-Гиреем, имеются правки рукой Лермонтова. Слова «Глава IX» написаны дважды: внизу л. 51 рукописи и в начале л. 52. Автограф, по-видимому, состоял из нескольких тетрадей. На верху л. 13 рукой Лермонтова — «тетрадь II (продолж. III-ей главы)». Заглавие «Княгиня Лиговская» было, по-видимому, приписано позднее: сначала Лермонтов вместо заглавия написал большими буквами «Роман».

На полях автографа имеются рисунки Лермонтова (скачущая лошадь, л. 8 об. и голова пожилого человека с длинным носом и мрачными глазами под сросшимися бровями, л. 3 об.).

Роман впервые опубликован в «Русск. вестнике» (1882, т. 157, январь, стр. 120–181) с искажениями.

Судя по эпизодам автобиографического характера, Лермонтов начал писать «Княгиню Лиговскую» в 1836 году, после драмы «Два брата». В конце апреля или в начале мая 1836 года С. А. Раевский, принимавший участие в работе над романом (см. выше описание автографа, ср.

также: Из записок Инсарского. «Русск. архив», 1879, № 1, стр. 527), временно переселился к Лермонтову и у него жил до своей ссылки в 1837 году. В это время и создавались дошедшие до нас главы произведения.

В начале 1837 года (не позднее января) писание романа прервалось в связи с арестом Лермонтова за стихотворение «Смерть Поэта» и ссылкой обоих друзей.

8 июня 1838 года Лермонтов писал Раевскому: «Роман, который мы с тобою начали, затянулся и вряд ли кончится, ибо обстоятельства, которые составляли его основу, переменились, а я, знаешь, не могу в этом случае отступить от истины».

Таким образом, по собственному свидетельству Лермонтова, роман имеет до некоторой степени автобиографический характер. В лице князя Лиговского и его жены Веры (ср. те же имена в драме «Два брата», писавшейся в январе 1836 года) Лермонтов, по всей вероятности, изобразил В. А.

Лопухину и ее мужа Н. Ф. Бахметева, о чем можно судить по письмам Лермонтова к А. М. Верещагиной и М. А. Лопухиной 1834–1835 годов. В письме к А. М. Верещагиной, написанном весной 1835 года, Лермонтов рассказывает историю своих отношений с Е. А.

Сушковой, которая послужила прототипом для Елизаветы Николаевны Негуровой в романе «Княгиня Лиговская» (см.: Е. А. Сушкова-Хвостова. Записки. Изд. «Academia», М., 1928; Е. Н. Михайлова. Роман Лермонтова «Княгиня Лиговская». Ученые записки Института мировой литературы им. А. М.

Читайте также:  Белые ночи в санкт-петербурге

Горького, т. I, Изд. АН СССР, М., 1952, стр. 260–261).

В литературе указывалось также на прототипы некоторых других лиц. В лице Горшенкова Лермонтов изобразил дельца и афериста Н. И. Тарасенко-Отрешкова, состоявшего негласным сотрудником III Отделения (см.: Н. О. Лернер.

Оригинал одного из героев Лермонтова. «Нива», 1913, № 37, стр. 731–732; М. А. Белкина. «Светская повесть» 30-х годов и «Княгиня Лиговская» Лермонтова. В кн.: «Жизнь и творчество Лермонтова», сборник 1, М., 1941, стр. 546).

Роман «Княгиня Лиговская» — начальный этап в творческих исканиях Лермонтова на пути создания социально-психологической и реалистической прозы.

Замысел Лермонтова изобразить в лице главного героя повести Печорина типического представителя своего поколения был позднее осуществлен в «Герое нашего времени».

В духе молодой «натуральной школы» задуман Лермонтовым образ бедного чиновника Красинского. Материалы для характеристики Красинского, служившего в Департаменте государственных имуществ, могли быть получены Лермонтовым от С. А. Раевского, столоначальника в том же Департаменте, хорошо знавшего быт и нравы чиновников.

Трудно сказать, как ставил Лермонтов ударение в фамилии Лиговских. Вернее всего, что Лермонтов связывал ату фамилию с местностью Лuгово и ставил ударение на первом слоге. Поэтому отступление от привычного ударения в реплике малограмотного человека подчеркнуто особо — знаком ударения: «…жандарм крикнул, и долговязый лакей повторил за ним: „карета князя Лиговскoва!“».

Окончание «ой» в именительном падеже фамилии Лиговской по орфографии того времени одинаково возможно как при ударении на окончании, так и при ударении на основе (ср. Красинской).

«Поди! — поди! раздался крик!». Эпиграф к роману взят из «Евгения Онегина» Пушкина (глава I, строфа XVI).

«Спустись с Вознесенского моста», «по канаве», «вдоль по каналу, поворотили на Невский, с Невского на Караванную, оттуда на Симионовский мост, потом направо по Фонтанке». Лермонтов детально описывает маршрут Печорина и Красинского от места службы к месту жительства.

Печорин, служивший в лейб-гвардии Конном полку, квартировавшем недалеко от манежа на Конногвардейском бульваре, едет по Вознесенской улице (ныне пр. Майорова) через Вознесенский мост, вдоль «по канаве», т. е.

по Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова), по Невскому, по Караванной ул. (ныне ул. Толмачева), через Симеоновский мост (ныне мост Белинского) и направо по Фонтанке.

Красинский, служивший в Департаменте государственных имуществ, который помещался в здании Главного штаба на Невском, идет со службы пешком по Вознесенской улице к Обухову мосту.

Строки «…тут остановились у богатого подъезда, с навесом и стеклянными дверьми, с медной блестящею обделкой». Печорина Лермонтов помещает в доме № 33 (ныне 32) по Фонтанке. Дом принадлежал Григорию Григорьевичу Кушелеву (род.

в 1803 году), гвардейскому офицеру, участнику русско-турецкой войны, получившему в 1831 году чин полковника. Комнаты его, как и у Печорина, помещались во втором этаже, куда вела широкая лестница (см. «Русск. старина», 1901, кн. 3, стр. 561). Сохранилось воспроизведение акварели Л. О.

Премацци с изображением кабинета Кушелева, в некоторых деталях напоминающего кабинет Печорина (см. «Столица и усадьба», 1916, № 51, стр. 8).

«Лицо его ~ было бы любопытно для Лафатера». Лафатер Иоганн-Каспар (1741–1801) — швейцарский писатель физиономист, определявший характер по чертам лица.

Строки «…сослуживцев, погулявших когда-то за Балканом». В 1828–1829 годах во время русско-турецкой войны русскими войсками был совершен переход через Балканы.

Строки «…на мраморном камине стояли три алебастровые карикатурки Паганини, Иванова и Россини». Паганини Никкол? (1784–1840) — итальянский скрипач и композитор, прославившийся виртуозной игрой.

Россини Джоаккино (1792–1868) — популярный итальянский оперный композитор, составивший эпоху в развитии итальянской музыки. Иванов Николай Кузьмич (1810–1880) — знаменитый в Европе русский певец из крестьян. В 1830 году он уехал вместе с М. И.

Глинкой для усовершенствования в Италию и не вернулся в Россию.

Строки «…он, как партизан Байрона назвал ее портретом Лары». Лермонтов изображает Печорина приверженцем (партизаном) Байрона. Лара — герой одноименной поэмы Байрона, возглавивший восстание против феодалов.

«Как угль, в горниле раскаленный». Цитата из Ломоносова (Ломоносов. Собрание разных сочинений в стихах и в прозе, ч. 1, СПб., 1803, ода № 9, стр. 29).

Строки «…я лучше этого говорю по-русски — я не монастырка». Монастырками называли воспитанниц воспитательного общества благородных девиц, которое помещалось в здании Смольного женского монастыря. Воспитанниц общества (Смольного института) заставляли говорить по-французски, и они плохо знали бытовую русскую речь.

«Давали „Фенеллу“ (4-ое представление)». Опера Обера «Немая из Портичи» шла в Петербурге в Александрийском театре под названием «Фенелла» с 18 января 1834 года (в исполнении немецкой труппы).

Лермонтов имеет в виду 4-е представление не с начала постановки оперы, а с начала ее постановок в течение сезона 1836–1837 годов, т. е. 24 января. Опера была очень популярна. В Петербурге в 1834 году был издан клавир этой оперы.

Лермонтов играл по клавиру увертюру оперы; приятель Печорина Браницкий насвистывает арию из «Фенеллы».

Строка «…ходят пить чай к Фениксу». Трактир «Феникс», существовавший с 1832 года, помещался «против Александрийского театра почти рядом с подъездом дирекции (на той стороне, где теперь Аничков дворец, в самом углу)… Это было нечто в роде „артистического клуба“». (Воспоминания актера А. А. Алексеева. Изд. книжного магазина журнала «Артист», М., 1894, стр. 31–32).

Строки «…вы все с громом вызывали Новицкую и Голланда». Новицкая Настасья Семеновна (1797–1822) — первоклассная танцовщица, ученица Карла-Людовика Дидло, прославившаяся легкостью в танце и выразительностью мимики.

Голланд — рижский певец, тенор, исполнявший роль Фиорелло, брата немой из Портичи, в опере Обера «Фенелла».

Именем Фиорелло в русской переделке оперы заменено имя Мазаньелло, действительного вождя народного восстания в Неаполе (1647 год).

«Невский монастырь» — Александро-Невская лавра.

«Такая горничная ~ подобна крокодилу на дне светлого американского колодца» — ср. «Вадим».

Строка «…несколько времени он напрасно искал себе пьедестала» — ср. в письме Лермонтова № 17 к А. М. Верещагиной.

«Серьги по большей мере стоили 80 рублей, а были заплочены 75. Печорин нарочно сказал 150, это озадачило князя».

В рукописи первые две цифры зачеркнуты карандашом и вместо них неизвестной рукой надписаны 280 и 175; затем 280 переправлено в 250. В цифре 150 зачеркнута 1. Таким образом получилось: 250, 175 и 50.

Исправление, по-видимому, произведено в редакции «Русск. вестника» с намерением объяснить смущение князя чрезмерно низкой оценкой его подарка.

«Он получил такую охоту к перемене мест» — реминисценция из «Евгения Онегина»: «Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест» (глава VIII, строфа XIII).

«В Москве, где прозвания еще в моде, прозвали их „la bande joyeusе“» («веселая шайка»). Группа товарищей Лермонтова по университету получила прозвище — «la bande joyeuse».

Строки «…лазили на площадку западной башни». На площадке западной башни Симонова монастыря, основанного в XIV веке, наблюдательный пункт, с которого следили за движением крымцев по Каширской дороге.

Строки «…последний Новик открыл так поздно имя свое и судьбу свою и свое изгнанническое имя».

Новиками в Петровскую эпоху назывались молодые люди из дворян либо детей боярских, начинавшие свою службу во дворце без определенного назначения и соответствующего оклада.

Последний Новик — герой одноименного романа Лажечникова, сын царевны Софьи и Голицына, впоследствии изгнанник, открывший свое имя Екатерине I, («Последний Новик», часть четвертая, М., 1833, стр. 279–280).

«После взятия Варшавы». 8 сентября 1831 года русская армия под командованием Паскевича вступила в Варшаву. 20-тысячная армия польских инсургентов перешла прусскую границу.

Строка «букли a la Sevigne». Мария Севинье (1626–1696) — французская писательница, прославившаяся своим эпистолярным стилем. Прическа, как у госпожи Севинье, состояла из обруча, стягивающего волосы на темени, и из буклей, начинающихся очень пышно над ушами и падающих узкими трубочками на плечи (см.: Р. Larousse. Dictionnaire universel du XIX siecle, t. IV. Paris, стр. 56, рис. № 17).

«У мужчин прически a la jeune France, a la russe, a la moyen age, a la Titus». «Молодой Францией» (jeune France) называлась в 30-х годах XVIII века группа романтически настроенных французских писателей, которые носили особый костюм и отпускали длинные волосы.

Прической по-русски (a 1а russe) назывались коротко остриженные в кружок волосы. Прическа, как в средние века (a la moyen age), состояла из челки и длинных до плеч волос. Прическа, как у Тита (римского императора), была в моде в начале директории.

Она заменила парики и отличалась очень короткой стрижкой волос.

Строка «какая смесь одежд и лиц» — стих из поэмы Пушкина «Братья разбойники», ставший поговоркой.

Баронесса Штраль. Ср. в драме «Маскарад».

Строки «картина К. Брюлова „Последний день Помпеи“ едет в Петербург. Про нее кричала вся Италия, французы ее разбранили». Картина «Последний день Помпеи» написана художником в Италии в 1830–1833 годах. В Риме и в Милане она получила высокую оценку, и Брюллов удостоился звания члена Миланской Академии («Сев. пчела», 1834, № 13, стр. 51).

В марте 1834 года картина была выставлена в Париже. Отношение французской прессы к картине было противоречиво (см. «Библ. для чтения», 1834, кн. 1, отд. «Науки и художества»; кн. 3, отд. «Смесь»; кн. 4, отд. «Смесь»; «Сев. пчела», 1834, № 184, стр. 735–736).

Наряду с хвалебными отзывами, в которых отмечались грандиозность замысла и богатство колорита, картина вызвала и грубую критику. Так, например, Ф. Планш бранил художника за неверность освещения, вульгарность и бессилие кисти («Сев. пчела», 1834, № 248, стр. 992; Р. Larousse. Dictionnaire universel du XIX siecle, t. II. Paris, стр. 13–42).

В первой половине августа 1834 года картина была привезена в Петербург и выставлена в Эрмитаже.

Строка «…копия с Рембранта или Мюрилла». Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) — знаменитый голландский живописец и гравер. Мурильо Бартоломе Эставан (1617–1682) — знаменитый испанский художник, глава севильской школы. Лермонтов воспроизводит французское произношение его имени (Murillo).

Строки «…из-за галстуха его выглядывала борода a 1а St.-Simonienne». Сенсимонисты, последователи французского социалиста-утописта Сен-Симона (1760–1825), во главе с Анфантеном, Базаром и другими отпускали длинные волосы и носили бороду в виде узкой полоски, обрамляющей бритые щеки и подбородок.

Строка «…подобное числу 666 в Апокалипсисе». Цифра 666 в книге откровений евангелиста Иоанна толковалась как мистическое обозначение антихриста. В первые века христианства эта цифра отождествлялась с римским императором Нероном, в эпоху наполеоновских войн — с Наполеоном.

«„Легчайший способ быть всегда богатым и счастливым“ сочинение Н. П., Москва, в тип. Н. Глазунова, цена 25 копеек». Заглавие этой книжки является стилизацией популярных поучительных брошюрок с сенсационными заглавиями, которые выпускались типографией Глазунова, как, например, «Искусство быть счастливым. Соч. Дроза, СПб., 1831, 55 коп.».

Строки «…скоро ль тебе выйдет награждение? у нас денег осталось мало». Дубенский Николай Порфирьевич, управляющий Департаментом государственных имуществ в 30-е годы XIX века, имел особую систему распределения жалованья мелким чиновникам.

Он не давал им сразу всего жалованья, полагающегося по штату. Из остатков образовывалась сумма, из которой он выдавал награждения особо достойным. Таким образом жалованье составляло ничтожную часть той суммы, какая требовалась для удовлетворения жизненных потребностей (см.: Из «Записок» В. А.

Инсарского. Русск. архив, 1873, кн. 1, стлб. 515–516).

«Кто объяснит, кто растолкует Очей двусмысленный язык». Источник цитаты не установлен.

«Вкус, батюшка, отменная манера». Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (действие II, явление V).

Источник: http://mirror2.ru.indbooks.in/?p=741143

Краткое содержание Лермонтов Княгиня Лиговская

Действие происходит в Санкт-Петербурге в 1833 году. Один бедный молодой чиновник на улице попадает под лошадь. Повозка уезжает, однако пострадавший успевает заметить лицо своего обидчика. Это молодой и состоятельный военный Григорий Александрович Печорин.

Вернувшись домой, Печорин узнает от своей сестры Вареньки, что в их дом с визитом приходили князь и княгиня Лиговские. Это имя вызывает у молодого человека большое волнение. Несколько лет назад он влюбился в Верочку Р., и она ответила ему взаимностью.

Печорин настолько увлекся своими чувствами, что не смог сдать экзамены. Он поступил на военную службу, а затем отправился на фронт, в действующую армию. Там Печорин показал свою храбрость. По окончании кампании, он узнал, что Верочка вышла замуж за князя Лиговского.

Это глубоко ранило молодого человека.

В столице Печорин ведет активную светскую жизнь. От скуки он ухаживает за засидевшейся в девушках Елизаветой Негуровой и, наконец, решает прекратить эту игру. Печорин пишет Негуровой анонимное письмо, в котором сообщает, что ей не на что надеяться.

Вечером Печорин отправляется в театр. Там он видит интересную молодую женщину, чьего лица не может разглядеть, а также Негурову, которая проявляет к нему внимание.

Читайте также:  Дачи дурново и «со львами» - архитектурные жемчужины свердловской набережной санкт- петербурга

В ресторане у Печорина происходит неприятный разговор с одним молодым человеком, который оказывается именно тем самым сбитым чиновником. Чиновник считает себя униженным, ему кажется, что над ним посмеялись, а он считает, что богатство не дает права принижать и оскорблять других людей.

Печорин предлагает решить дело посредством дуэли, но чиновник отказывается, ссылаясь на то, что заботится о пожилой матери.

Печорин наносит визит вежливости Лиговским и понимает, что вчерашняя дама в театре – это княгиня Вера. Сам князь – недалекий человек, который женился лишь потому, что так захотели его родные.

Мать Печорина устраивает большой обед, приглашая на него и Лиговских. За столом княгиня Вера сидит недалеко от молодого человека, который в беседе делает неприятные ей намеки.

Бедная женщина расстроена до слез. Князь Лиговской жалуется, что его тяжба в суде затянулась, а делом занимается чиновник по фамилии Красинский.

Печорин вызывается найти этого человека и попросить уделить больше внимания делу князя.

В поисках Красинского молодой человек отправляется в бедные кварталы. Наконец, он находит нужную квартиру, где его встречает пожилая женщина. Вскоре выясняется, что Красинский – это тот самый сбитый чиновник, который встречает Печорина холодно, но обещает прийти к князю. Действительно, он появляется в доме Лиговских, и княгиня Вера представляет его своим гостям.

На балу у баронессы Р. Печорин встречается как с Верой, так и с Елизаветой Негуровой. Последняя холодна с ним, потому что уже прочла анонимное письмо. Ее сердце разбито, так как девушка успела полюбить Печорина.

Произведение осталось незаконченным автором, однако, можно проследить несколько основных мыслей, заложенных им. Во-первых, это изображение жизни, типажей и нравов высшего света. Во-вторых, образ «маленького человека» — нищего чиновника Красинского, который ненавидит богачей и хочет мстить им, но сам жаждет богатства и власти.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Тургенев ПровинциалкаАлексей Ступендьев, чиновник 48 лет живет в небольшом уездном городке со своей молодой женой, Дарьей. Речь в комедии идет лишь об одном дне их жизни.
  • Краткое содержание Булгаков Жизнь господина де МольераВеликий комедиограф, повлиял на жизнь и творчество Михаила Булгакова в такой сильной степени, что известный писатель решил написать книгу, посвященную этой неординарной и талантливой личности.
  • Краткое содержание басни Крылова Волк и ягненокОднажды маленького ягненка одолела жажда. Он пошел к ручью, чтобы испить водицы. Недалеко от водоема пробегал волк. Он был очень голодным. Хищник заметил ягненка, и решил им пообедать.
  • Краткое содержание Зощенко Бедный ФедяВ послевоенное время Федя жил в детском доме. Ему было десять лет, он никогда не улыбался и не играл с детьми. Один раз учительница попросила Федю прочитать строки из книги.
  • Краткое содержание Абэ Чужое лицоГлавный герой, исследователь в области высокомолекулярной химии, повреждает лицо жидким кислородом. Кожа лица покрывается рубцами. Ему приходится забинтовывать лицо на людях. Герой чувствует себя изгоем.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/lermontov/knyaginya-ligovskaya-kratko

Марина Яковлева: Я не согласна с тем, что Лермонтов не любил Петербург

За семь лет проживания Лермонтова в Петербурге, адреса его литературных героев и самого поэта стали частью города. Как повлиял Петербург на Лермонтова, и где можно встретить героев его произведений, Город+ узнал у сотрудника МЦБС им. М.Ю. Лермонтова, куратора программ проекта «Лермонтов: Наследие» Марины Яковлевой.

Источник изображения:vk.com

Сколько лет Лермонтов прожил в Петербурге?

В общей сложности семь лет. Но постоянно он здесь не жил, все время можно разделить на периоды. Впервые в Петербург он приехал в 1832 году, чтобы поступить в училище кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков на Исаакиевской площади.

Выбрав военную службу, он не считал, что поэзия – это  главное его призвание?

Первый человек, который попытался доказать, что литература – это тоже гражданское поприще, которое может приносить постоянный доход, был Пушкин. Именно благодаря ему творчество поэтов стало официально признанным делом.

Безусловно, Лермонтов был очень одаренным человеком, прожившим короткую жизнь. Вероятно, сам он понимал, что ему мало отпущено, поэтому литературный дар, талант в нем проснулись очень рано. Что интересно, раньше литературного таланта в нем проснулся талант живописца.

Он очень хорошо рисовал и писал настоящие картины.

Если он был еще и хорошим художником, почему же сегодня он остался в нашей памяти только как поэт?

Потому что поэтический талант был, конечно, сильнее. Его работы как художника мы все же просматриваем с точки зрения поэтического таланта и подразумеваем, что для поэта он рисовал очень хорошо. Говорят, если рассматривать Лермонтова как художника, то он принадлежит больше к школе Карла Брюллова.

С чем были связаны последние годы жизни Лермонтова в Петербурге и его отъезд?

Все его отъезды были связаны с ссылками. Первый арест Лермонтова был в 1837 году за стихотворение «На смерть поэта», посвященное Пушкину. Так как он служил в гусарском полку (привилегированные войска), его перевели в пехотный полк Тенгинского, который находился на Кавказе.

Ссылали Лермонтова за стихотворения, за дуэль с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. Правда, у Лермонтова была покровительница – его бабушка. Женщина древнего рода Арсеньевых, к которой прислушивались даже члены императорской семьи. Каждый раз ей удавалось вытащить внука с Кавказа в Петербург или Тарханы.

Она жила в Тарханах, но всегда пыталась быть ближе к внуку.

Источник изображения:vk.com

После последней ссылки, хотел ли Лермонтов вернуться в Петербург?

Петербург всегда был светским, а что такое армия на Кавказе? В чем-то Лермонтов всегда был Печориным (прим. Город+: литературный герой романа «Герои нашего времени»). Он также как и Печорин высмеивал провинциальное общество, сравнивая его с аристократичным петербургским обществом. Не случайно в романе он выделяет княжну Мэри, в которой не было той провинциальности, как у других.

Лермонтова тянуло в Петербург, здесь были писатели, поэты, публикации, редакторы, популярный журнал «Отечественные записки» — другой уровень и другой круг общения. Здесь были салоны и балы, например, салон Екатерины Андреевны Карамзиной (прим. Город+: вдова историографа Николая Карамзина).

Лермонтов был с ней в дружеских отношениях и любил посещать ее литературный салон. Там он впервые начал читать отрывки из поэмы «Демон». Там, по воспоминаниям людей, которые входили в этот салон, поэт, глядя в окно, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!».

Ему нужны были люди, которые его понимали, ведь он был непростым человеком.

Кто в Петербурге повлиял на творчество и жизнь Лермонтова?

Безусловно, повлиял Пушкин. Если говорить про людей, не из Петербурга, то это Шекспир, Гете, Гейне. Очень хорошая статья есть у Анны Ахматовой – «Все было подвластно ему». В ней она пишет, про мальчика (она его называет мальчиком), который хотел подражать всем. Получилось так, что все сами захотели подражать ему, но никому не получается это сделать до сих пор.  

Какие адреса связывают поэта с Петербургом? 

Ежегодно в октябре, в день рождения Лермонтова, у нас проходят «Лермонтовские дни». Наша библиотека известна своими хорошими печатными изданиями, и мы обязательно к этому дню что-то издаем. Например, два года назад издали литературный путеводитель «По следам литературных героев Лермонтова в Петербурге».

На основе этого путеводителя мы проводили автобусную экскурсию. Также каждому предложили принять участие в фотоконкурсе, в котором на основе предложенных литературных адресов Лермонтова нужно было представить свое видение героев.

Каждая фотография должна была быть прокомментирована строкой из произведений поэта.

Источник изображения:vk.com

Путеводитель начинается с самого известного произведения Лермонтова «Маскарад». Действие пьесы начинается в Доме Энгельгардта (Невский проспект, дом 30)  (прим. Город+: известен как центр музыкальной жизни Петербурга). Там проходили первые публичные маскарады. Сами Энгельгардты в доме не жили и все помещения сдавали в наем.

Там была и гостиница, и магазины, а также залы на втором этаже, которые и сейчас можно увидеть, придя в филармонию. Раньше все маскарады проводились среди знакомых, а этот бал отличался тем, что на него мог прийти любой человек с улицы, билеты продавали там же. У многих до сих пор возникает вопрос, почему Лермонтов своих героев приводит именно на этот маскарад.

Возможно, потому, что под маской все чины равны, у маски ни души, ни звания нет.

Заканчивается путеводитель адресом, который меньше всех изучен. В неоконченной повести Лермонтова «Штосс» упоминается баронесса Р**, которая проживала на Миллионной улице. К сожалению, сам дом не сохранился, поэтому мы примерно предположили, где он мог находится.  

Еще в одной неоконченной повести упоминается трактир «Красный кабачок», он находился на Петергофской дороге, но не сохранился. В незавершенном романе «Княгиня Лиговская» мы попытались найти предполагаемый дом Печорина. (прим.

Город+: образ литературного героя Печорина Михаил Лермонтов перенес в роман «Герои нашего времени»). Отмечу, что самое петербургское произведение у Лермонтова – это «Княгиня Лиговская».

Примерный адрес Печорина — набережная реки Фонтанки, дом 32.

Героев романа Лермонтов приводит и в Александринский театр.

В романе написано, что Печорин занимает место поближе к выходу, который вел к заднему подъезду Александринского театра, чтобы быстрее можно было выйти и пойти в трактир «Феникс».

Трудно было определить, где же находились задние подъезды, но нам помогли  воспоминания артиста Александринского театра Алексеева. Он писал, что рядом с подъездом дирекции на стороне Аничкова дворца был трактир, похожий на «Феникс».

Также есть удивительное место в городе, которое притягивает и привлекает к себе — это район Какушкина моста. Гоголь, Лермонтов, Пушкин, Достоевский — все помещали туда своих героев. Опять этот мост упоминается в неоконченной повести Лермонтова «Штосс». В этой же повести упоминается дом самого Штосса.

Вы рассказали про литературные адреса, а какие адреса в городе связаны с самим Лермонтовым?

Один я уже называла — это Исаакиевская площадь, где он учился. Потом улица Садовая, дом 61 — злополучный адрес, где поэт написал стихотворение «На смерть поэта». Уже много лет дом пытаются привести в порядок и создать мемориальную зону.

Сотрудники библиотеки разработали путеводитель «С Лермонтовым по Литейной части». На Сергиевской улице, 20 жила бабушка Лермонтова. Я уже говорила, что она всегда хотела быть с ним рядом.

Источник изображения:vk.com

В 1842 году из дома по адресу Шпалерная, 33 Лермонтов должен был отправится в ссылку на Кавказ. Долго считалось, что бабушка из-за весенней распутицы не смогла приехать и проститься с внуком. Но мы нашли документы, которые свидетельствуют, что именно по этому адресу в тот год бабушка приезжала к нему и простилась. С 1841 года Лермонтов больше не возвращался в Петербург.

Сотрудники библиотеки к году Лермонтова в Петербурге разработали карту с адресами поэта. Презентация пройдет в июне. Что это за карта?

В карте обозначены адреса, то есть это путеводитель без текста. 14 июня весь день можно будет гулять по этой карте и посещать места Лермонтова на Невском проспекте.

На карте будут указаны точки (адреса), где всех желающих будут ждать волонтеры, которые и расскажут, как адрес связан с судьбой Лермонтова.

В карте будет указана редакция «Отечественных записок» (Невский, 20), Дом Энгельгардта (Невский, 30), литературное кафе Вольфа и Беранже (угол Мойки), где впервые прозвучало стихотворение «На смерть поэта». После карту можно будет приобрести в Центральной библиотеке имени Лермонтова на Литейном, 19.

Источник изображения:vk.com

А как сам город отразился в творчестве Лермонтова?

Есть такое мнение, что Лермонтов Петербург не любил. Мы с этим совершенно не согласны. Конечно, он прожил всего семь лет в Петербурге и учился в училище, где запрещали писать стихи, — положительно это не сказалось. Все, что делал Лермонтов, было вопреки всем.

У Лермонтова есть строки — «Увы! как скучен этот город, С своим туманом и водой!». На основе этого и сложилась мнение, что поэт не любил Петербург. Но вот в стихотворение «Тучки небесные» поэт воспевает север.

У Лермонтова было много стихотворений, посвященных городу, просто изучаем почему-то другие.   

Как, на ваш взгляд, повлиял Петербург на судьбу и творчество Лермонтова?

Безусловно, повлиял. Петербург — непостижимый город – холодный, фантасмагоричный. Южане клянут город и сетуют, что жить здесь не могут. Но все время приезжают сюда и создают  лучшие произведения. На Лермонтова повлиял тот культурный пласт, присущий городу, без которого он не мог существовать.

Беседовала Анастасия Голубничая

Источник: http://www.gorod-plus.tv/blog/135.html

Ссылка на основную публикацию