Памятник николаю i на исаакиевской площади в санкт-петербурге

Памятник Николаю I

Памятник императору Николаю I в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Исаакиевской площади в 1856-1859 годах. Автор конной скульптуры — П. К. Клодт, общее руководство проектом осуществлял Огюст Монферран, также в работе над скульптурными композициями принимали участие Р. К. Залеман и Н. А. Ромазанов.

Интересные факты:

Памятник представляет собой конную статую императора в мундире Лейб-гвардии Конного полка, которая стоит на гранитно-порфиро-мраморном постаменте.

Вокруг основания расположено 4 барельефа с изображениями важнейших событий царствования Николая I — восстание декабристов 1825 года, холерный бунт на Сенной площади 1831 года, награждение М. М.

Сперанского за «Свод законов Российской Империи» и открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году.

Кроме того, пьедестал памятника украшают четыре женские фигуры, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру», причем, лица фигур обладают портретным сходством с женой императора Александрой Федоровной и дочерьми — Марией, Александрой и Ольгой. На постамент нанесена надпись «Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й».

Памятник содержит в своей конструкции оригинальное инженерное решение — он стоит всего на двух точках опоры, задних ногах коня. Благодаря этому приему памятник считался чудом технической мысли и не был демонтирован в советское время. Во время реставрации монумента были обнаружены металлические прутья в ногах коня, которые и удерживают памятник в таком положении.

Вокруг памятника установлены очень красивые фонари и литая чугунная ограда.

Памятник Николаю I и памятник Петру I (Медный всадник) стоят на одной оси, причем Николай как бы следует за Петром, который повернут к нему спиной. Такое расположение монументов стало причиной многочисленных народных шуток, типа — «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает!», «Коля Петю догоняет, да Исакий мешает!», «Медный всадник и чугунный задник» и т.п.

Еще одна легенда гласит о том, что дочь Николая I — Мария — в свое время отказалась селиться в Мариинском дворце, так как ее отец повернут к его фасаду спиной.

Общая высота памятника — 16,3 метра, высота конной статуи — 6 метров.

Памятник Николаю I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Культурные новости

Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/monuments/monument-nicholas-i/

Установка памятника Николаю I на Исаакиевской площади

В 1855 году умер Николай I. Сменивший отца на российском престоле Александр II пожелал, чтобы на площади между Исаакиевским собором, строительство которого завершалось, и Мариинским дворцом был сооружен памятник Николаю I.

Работу над проектом памятника император лично поручил архитектору О. Монферрану, по проекту которого на Дворцовой площади столицы была воздвигнута Александровская колонна, увековечившая имя и дела императора Александра I.

Кроме того, именно Монферран руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города.

Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Монферран умер в 1858 году, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств. В работе над монументом приняли участие скульпторы Р. Залеман и Н.

Рамазанов, самую же главную часть памятника — конную статую — создавал скульптор Петр Клодт.

По замыслу Монферрана всадник должен был находиться на высоком постаменте, украшенном барельефами, которые и повествовали о важнейших событиях тридцатилетнего царствования Николая I. Вот перечень этих событий:

 1825 год — император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания декабристов и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II);

 1831 год — император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого «холерного бунта»;

 1832 год — император награждает М. Сперанского орденом за издание «Полного собрания законов Российской империи»;

1851 год — император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.

Барельефы постамента, аллегорические декоративные статуи и орнаменты выполняли скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов.

Перед Клодтом же, известным к тому времени мастером, автором любимых всеми «Укротителей коней» на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача. Вначале скульптор задумал изобразить Николая II на неподвижно стоящем коне.

Эскиз этого памятника сохранился и позволяет судить о том, что фигура всадника, его поза очень естественны и реалистичны, даже сделана попытка передать психологический сходство с оригиналом. Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана.

Появился новый вариант скульптуры, где главное — стремительное и в то же время изящное движение коня, встающего на дыбы, и неподвижно — торжественная, в чем-то даже суровая фигура всадника.

Критики впоследствии отмечали недостатки памятника: ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями. Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства.

Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание по сегодняшний день привлекает мастерство П.

Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры и закрепить ее на двух точках — двух задних ногах вставшего на дыбы коня без какой-либо дополнительной опоры.

Памятник был торжественно открыт в июне 1859 года. А через шестьдесят лет, после революционных потрясений начала 20 века, всерьез заговорили о том, что следует уничтожить все памятники царям. Со Знаменской площади (нынешней пл.

Восстания) убрали памятник Александру III, нависла угроза и над памятником на Исаакиевской площади.

Те, кто понимал настоящую ценность работы Монферрана и Клодта, сумели найти самый убедительный тогда аргумент: памятник спас именно точный инженерный расчет Клодта, сумевшего «закрепить» всадника на двух точках опоры. Памятник Николаю I не тронули.

Сегодня, приходя на Исаакиевскую площадь, мы можем долго рассматривать сюжеты барельефов на постаменте памятника, а можем обойти его со всех сторон и еще раз убедиться в том, что всадник на вздыбленном коне со всех точек смотрится по-разному, но со всех сторон видится удивительным образцом совершенства.

Источник: http://opeterburge.ru/history/ustanovka-pamyatnika-nikolayu-i-na-isaakievskoj-ploshchadi.html

Памятник Николаю 1 в Петербурге на Исаакиевской площади

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в советское время хотели снести – потому что памятнику жестокому гонителю свобод и просвещения не место в самом центре революционной столицы! Но, к счастью, эта идея не была реализована; и мы имеем возможность вспомнить основные события николаевского царствования, узнать о семейной жизни грозного императора, и отдать должное инженерному таланту Петра фон Клодта.

Напомню, что памятник этот был открыт в 1859 г. и уникален тем, что громадная фигура Николая I на вздыбленном коне установлена всего лишь на две точки опоры – в отличие от Медного всадника, который, как известно, хитрит и опирается еще и на хвост.

Легенда гласит, что император Александр II, в царствование которого этот памятник появился, долгое время не верил, что такая скульптура будет устойчивой, и сомневался, стоит вообще ли разрешать установку памятника – а вдруг он упадет? Тогда скульптор фон Клодт сделал вот что (продолжение — на видео):

Памятник Николаю Первому — вовсе не первый

Любопытно также, что этот памятник стал вторым в мире конным памятником на двух точках опоры. Опередили нас, увы, американцы – в 1852 г. в Вашингтоне был создан памятник Эндрю Джексону, восьмому президенту США. Президент поднимает коня на дыбы прямо перед Белым домом. Таким образом, американцы опередили нас на семь лет.

Источник изображения

Давайте теперь приглядимся к памятнику поближе. Прежде всего посмотрим на самого императора, который гарцует на вздыбленном коне.

По воспоминаниям современников, Николай был прекрасным наездником, и его посадка была идеальной.

Изображен он в парадном мундире конногвардейского полка, на голове – парадный шлем, украшенный двуглавым орлом. Сами конногвардейцы ласково называли этого орла «голубком».

На постаменте памятника установлены четыре фигуры – это аллегории. Изображают они Мудрость, Власть, Справедливость и Веру. Попробуем разобраться — где какая?

С верой дела обстоят проще всего – в одной руке у нее крест, а в другой – книга (имеется в виду, естественно, Библия). Со Справедливостью тоже проблем не возникнет. В руке она держит весы. Как вы, вероятно, знаете, Справедливость очень часто изображают с весами, на которых она взвешивает дурные и хорошие поступки людей.

В другой же руке у Справедливости меч, который можно трактовать следующим образом: меч – благородное оружие, оружие рыцарей, в обязанности которых входило оберегать справедливость и защищать слабых. Мудрость изображена с зеркалом в руках – это традиционный ее атрибут. Методом исключения находим оставшуюся аллегорию – Власть, которая представлена с копьем и щитом.

Действительно, могущественная власть должна быть хорошо вооруженной.

Можно считать, что мы разобрались с аллегориями? Еще не совсем. Мало того, что аллегорические фигуры представляют качества, присущие хорошему правителю; в данном случае, они являются еще и портретами членов семьи Николая I.

Про Николая рассказывают, что, будучи императором грозным, властным и даже жестоким, он в то же время был прекрасным семьянином, любящим мужем и заботливым отцом, обожавшим своих детей. Видимо, в память об этом в памятник решили включить портреты его жены и трех дочерей.

Интересно, что, хотя во всех источниках говорится о том, что аллегории представляют собой именно портреты, однако почти нигде не упоминается о том, какая конкретная фигура кому соответствует. Давайте попробуем разобраться в этом, сравнив скульптуры с портретами жены и дочерей Николая.

Мы сразу столкнемся с проблемой: дело в том, что дочери Николая I очень похожи между собой, и при этом они все похожи на мать, императрицу Александру Федоровну. У всех вытянутый овал лица, большие выразительные глаза и прямой «греческий» нос, так что соотнести их со скульптурами непросто.

Вероятно, в образе Веры изображена младшая дочь Николая I, Александра – тут портретное сходство бросается в глаза. Видимо, этот выбор не случаен. Судьба этой девушки была крайне печальной – Александра умерла от чахотки в 19 лет, причем умерла, будучи беременной, что стало для семьи двойным ударом.

Поэтому Вера-Александра, изображенная с крестом в руке и молитвенно поднимающая глаза к нему, выступает как бы символом надежды ее родных на то, что в загробном мире ей уготована участь лучше, чем на земле; и на то, что им еще предстоит встретиться с ней на небесах. С другими же статуями все сложнее.

Согласитесь, они похожи; и при этом обе похожи на мать, Александру Федоровну. По моей версии, в образе Мудрости изображена жена, Александра Федоровна; Власть – старшая дочь Мария, которая, по воспоминаниям современников, отличалась почти что мужским, прямым и властным характером; ну а Справедливость – Ольга.

Впрочем, вы можете с этой версией поспорить.

Прекрасные портреты дочерей Николая I есть в Эрмитаже. А любимой резиденцией этого императора был Петергоф (кстати, туда я тоже вожу экскурсии).

Четыре барельефа — четыре истории

А теперь давайте опустим взгляд и посмотрим на барельефы, украшающие постамент памятника. Изображают они значимые события из царствования Николая. На переднем барельефе – восстание декабристов.

Источник изображения

Вернее, само восстание на барельефе отсутствует, ведь для той эпохи декабристы были государственными преступниками. Вместо этого здесь изображен Николай I с наследником, Александром (тогда еще маленьким мальчиком) на руках, выходящий к народу и верным войскам, которые с большим энтузиазмом приветствуют правителя.

Со стороны Невского – барельеф, изображающий открытие Николаевской железной дороги – напомню, эта железная дорога, соединившая Петербург и Москву, была открыта в 1851 г.

Источник изображения

Согласно легенде, во время открытия железной дороги произошел казус. На одном из участков, по которому должен был пройти поезд, не в меру ретивым начальством за ночь до открытия были выкрашены рельсы.

Краска не успела высохнуть, и поезд, который должен был на этом участке подниматься в гору, начал пробуксовывать. Колеса крутились на свежей краске, однако состав не двигался.

Читайте также:  Мост александра невского в санкт-петербурге

Николаю пришлось выйти из поезда и ждать, пока краску поспешно соскребали с рельс. Не этот ли момент изображен на барельефе?

Сзади, со стороны Мариинского дворца – награждение Сперанского за составление Полного свода законов Российской империи.

Источник изображения

Михаил Сперанский, государственный деятель, который прославился проектами либеральных реформ еще в царствование Александра I, при Николае I получил ответственное задание – составить Полный свод законов, что он успешно и выполнил.

Работа была проделана гигантская – свод состоит из нескольких десятков томов. Рассказывают, что по этому поводу граф Александр Меншиков (потомок знаменитого А.Д. Меншикова) однажды сострил.

В ответ на вопрос: «Как вы думаете, граф, в какой стране люди счастливее – в России или во Франции?» – он ответил: «Естественно, в России, причем в 33 раза». «Почему именно в 33?» –удивился собеседник.

«Ну как же, во Франции один том Кодекса Наполеона, а у нас целых 33 тома свода законов. Чем больше законов, тем народ в стране счастливее». Глубокая острота, актуальная и по сей день.

Наиболее интересен четвертый барельеф. Он изображает подавление холерного бунта 1831 года.

Источник изображения

Петербург в этот год поразила страшная эпидемия холеры. Лечить ее тогда толком не умели, заболевших свозили во временные больницы, которые были оборудованы в нескольких частях города, однако смертность в них была чрезвычайно высокой.

В какой-то момент в народе прошел слух, что доктора специально травят народ в больницах и якобы забирают туда здоровых, которые там и заражаются, ну и так далее. Начался обычный русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Толпа собралась на Сенной площади, где находилась одна из больниц.

Больница была буквально взята штурмом, многие врачи были убиты, а больных выпустили «на свободу». Вот как описывает сюрреалистичную сцену холерного бунта один из очевидцев:

«Нет никого, кто бы одушевил народ и возбудил в нем доверие к правительству. От этого в разных частях города уже начинаются волнения.

Народ ропщет и по обыкновению верит разным нелепым слухам, как, например, будто доктора отравляют больных, будто вовсе нет холеры, но ее выдумали злонамеренные люди для своих целей, и т.п. Кричат против немцев лекарей и поляков, грозят всех их перебить.

Правительство точно в усыплении: оно не принимает никаких мер к успокоению умов.<\p>

В час ночи меня разбудили с известием, что на Сенной площади настоящий бунт.

Генерал сказал, что войска и артиллерия держат в осаде Сенную площадь, но что народ уже успел разнести один лазарет и убить нескольких лекарей. Три больницы разорены народом до основания. Возле моей квартиры чернь остановила сегодня карету с больными и разнесла ее в щепы.

— Что вы там делаете? — спросил я у одного мужика, который с торжеством возвращался с поля битвы.

— Ничего, — отвечал он, — народ немного пошумел. Да не попался нам в руки лекарь, успел, проклятый, убежать.

— А что же бы вы с ним сделали?

— Узнал бы он нас! Не бери в лазарет здоровых вместо больных! Впрочем, ему таки досталось камнями по затылку, будет долго помнить нас». (Никитенко А.В. Дневник).

Согласно нескольким описаниям, Николай I лично выехал для подавления бунта на площадь – в открытой коляске, в сопровождении всего лишь нескольких адъютантов.

Николай встает во весь свой огромный рост перед бушующей толпой (а император был не только высоким, широкоплечим и физически сильным, к тому же обладал хорошо поставленным командирским голосом) и рявкнул на людей, приказывая им разойтись.

Харизма Никола настолько сильна, что восставшие упали перед своим государем на колени, шапки слетели с их голов, после чего толпа разошлась. Впрочем, это официальная версия событий.

Скорее всего, все было немножко не так – вероятно, большая часть восставших была сначала разогнана войсками и только потом Николай появился перед оставшимися, но уже присмиревшими людьми. В любом случае, в петербургской мифологии это событие осталось как пример личного героизма императора и именно так его в данном случае скульптор и запечатлел.

Теперь вопрос на засыпку. Посмотрите на барельеф и скажите, что изменилось на Сенной площади с того времени? В помощь вам – современная фотография.

Источник изображения

Ответ очевиден: сейчас на Сенной нет церкви, которая хорошо видна на заднем плане барельефа и которая называлась церковь Спаса на Сенной. Вот как она выглядела. Церковь эта была уничтожена в советское время, во время хрущевской антирелигиозной кампании.

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

Источник: http://peterburg-blog.ru/pamyatnik-nikolayu-1-v-peterburge-na-isaakievskoy-ploshtadi/

Памятник «Николаю I» в Санкт-Петербурге

Предыдущий пост | Следующий пост

Памятник Николаю I был торжественно открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 г.Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом, который как известно, «делал лошадей лучше чем сами жеребцы».

Памятник знаменит тем, что опирается только на две точки опоры — ноги коня. Ранее считалось, что такой конный памятник (с двумя точками опоры) единственный в Петербурге, но недавно выяснили, что и  «Медный всадник» опирается лишь на две точки (змея служит лишь для уменьшения парусности).

Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Обратите внимание на надпись — Николай 1. Единичка не римская, а наша, арабская.

Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург — Москва (1851).

Общая высота памятника — более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе. Макет памятника сейчас находится в Русском музее Петербурга.Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор. В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».В 1930-х годах памятник Николаю I собирались демонтировать. В советское время в Ленинграде памятнику императору не было места.

Сохранить эту достопримечательность удалось в том числе за счёт придуманной искусствоведами истории об уникальности памятника, имеющего всего две точки опоры.То есть его описывали не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров.

Считается, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.Чудо на лихом коне… ниже…С памятником связана еще одна интересная история.

 «Хулиганы», которые метили памятники, существуют не только в наше время, но и были в далеком прошлом. Существует легенда, что на памятнике отлито слово ЙУХ (наоборот только). Якобы его пытались даже убрать при последней реставрации, но до конца этого так и не сделали.Более того, такое же слово отлито и на памятнике «Тысячелетия Руси» в Новгороде.Надписи невозможно увидеть невооруженным глазом.

Нужен бинокль или фотоаппарат с хорошей оптикой. На памятнике в Новгороде буквы расположены над фигурой Нестора, первого русского летописца, автора «Повести временных лет». Символично, однако… ведь он как раз и нес русские слова в народные массы.Где расположены буквы на памятнике Николаю I, мне не ведомо. Очень хотелось бы посмотреть.

Самое интересное, что время, когда отливали памятники примерно совпадает. Может быть, кто-то знает еще памятники с такой же «народной» меткой? Впрочем, может быть все это только легенда…Вид сзади )))Но летом на фоне синего неба, памятник особенно красив, но и зимой когда идет снег прекрасен…Зимним вечером памятник выглядит так.

Зимние вечерние фото ноября 2016 года.

Памятник «Николаю I» летом со всех сторон

Инфа цинично (С) http://walkspb.ru, «Легенды Петербурга» и др. места инета.

Метки блога:

Источник: https://pantv.livejournal.com/357088.html

Памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади и его история :

Сразу после смерти царя был поставлен вопрос об увековечивании его памяти. Сын усопшего Александр II распорядился установить памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади.

Проектирование и открытие

Создание монумента было поручено Огюсту Монферрану. Этот французский архитектор уже был известен в России своими проектами Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге, а также участием в восстановлении московского Царь-колокола.

Специалист не успел закончить замысел, над которым работал несколько лет. Он скоропостижно скончался в 1858 году. Его начинание продолжил Петр Клодт, который также был известен многочисленными шедеврами по всей стране (скульптуры храма Христа Спасителя в Москве, памятник князю Владимиру в Киеве и т. д.).

Специалист не только руководил работами, но и сам выполнил фигуру Николая. Памятник был торжественно открыт в 1859 году, четыре года спустя после смерти монарха. Кроме всего прочего его ансамбль включал в себя великолепные торшерные фонари, а первые годы рядом с монументом находился важный часовой пост.

Памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади находится между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором. Он является частью архитектурного ансамбля в центре Санкт-Петербурга. Интересно, что другой символ города – Медный всадник – находится на одной оси с памятником самодержцу. Единственное, что отделяет их, – это Исаакиевский собор.

Скульптура царя

Сохранились рабочие наброски, которые свидетельствуют, что первоначально Петр Карлович хотел показать императора, сидящего на спокойном коне, однако скоро отказался от этой идеи.

Вместо этого памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади был выполнен в виде гарцующего коня и вытянувшегося в струнку царя на нем. Самодержец изображен в парадной форме конного гвардейца.

Его фигура по-военному спокойна и строга, что не мешает памятнику выглядеть не только грациозно, но и помпезно.

Для того времени создать такой монумент было крайне тяжело по техническим причинам: еще не существовало общепринятого способа установки подобных скульптур на двух точках опоры.

Для того чтобы композиции не угрожало обрушение, было решено добавить две железные подпоры, каждая из которых весила больше 50 пудов и отливалась в Олонецкой губернии.

Итоговые затраты на производство статуи составили около 750 тысяч серебряных рублей и 20 тонн металла, в том числе бронзы, из которой создана фигура императора.

Постамент

Проект содержал и богато украшенный пьедестал, который включал в себя множество барельефов и фигур. Над ними работали скульпторы Роберт Залеман и Николай Ромазанов.

Каждый из барельефов был посвящен одному из ярких событий правления царя.

Так, памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади включает в себя сюжеты о восстании декабристов, открытии Веребьинского моста, награждении реформатора Сперанского и Холерном бунте на Сенной площади.

Женские фигуры, украшающие пьедестал, имеют лица трех дочерей и жены Николая. Согласно задумке скульпторов, они олицетворяют четыре столпа, на которых основывалось правление этого самодержца, – силу, правосудие, мудрость и веру.

Между двумя из них также находится государственный герб Российской империи, утвержденный как раз во время царствования Николая Павловича.

В целом постамент выполнен из гранита и мрамора, который привозили из самых разных европейских стран: Финляндии, Италии и т. д.

Читайте также:  Таврический дворец в санкт-петербурге

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади и его судьба

Как и другие многочисленные свидетельства о царской эпохе, этот монумент находился под угрозой демонтажа в советскую эпоху. Памятники российским императорам сносили повсеместно. Такая судьба постигла скульптуры Александра II, Александра III и т. д.

Особенно культурные объекты страдали в 30-е годы, когда что-то продавали за рубеж, а что-то уничтожали по идеологическим причинам. Однако памятник на Исаакиевской площади удалось отстоять не в последнюю очередь из-за уникальных инженерных решений, благодаря которым скульптура удерживалась на двух точках опоры.

Пострадала только оригинальная ограда, которая была демонтирована. Ее восстановили уже после развала СССР.

Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади чудом пережил Великую Отечественную войну и 900 дней блокады, когда Ленинград постоянно находился под бомбардировками. Так как такой массивный объект было невозможно перенести в более безопасное место, было решено закамуфлировать его. Это помогло: немецкие бомбардировщики ничего не задели.

Значение

Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге быстро стал одним из многочисленных символов Северной Пальмиры. Он дополняет образ Исаакиевской площади, которая благодаря множеству важных культурных объектов является главной в городе наравне с Дворцовой.

Этот изящный памятник часто используется в филателии и разных видах искусства как лицо Петербурга. Панорама площади со скульптурой и собором остается одним из самых красивых видов в городе.

Источник: https://www.syl.ru/article/204274/new_pamyatnik-nikolayu-na-isaakievskoy-ploschadi-i-ego-istoriya

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

На Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге находится бронзовый памятник Николаю I работы Огюста Монферрана и П. фон Клодта. Статуя была установлена по распоряжению Александра II – сына императора Николая I.

В качестве места для памятника была выбрана площадка неподалеку от Исаакиевского собора и Мариинского дворца.

Скульптура расположена на одной линии с Медным Всадником, два знаменитых памятника оказались разделены Исаакием.

Это вызвало среди простого люда множество шуток, самой популярной из которых стало выражение: «Дурак пытается умного догнать, да Исаакий не дает». Императора Николая I в народе не очень любили.

Памятник является одной из немногих в мире конных статуй с опорой на две точки – задние копыта коня. Скульптору П.

фон Клодту пришлось немало потрудиться, прежде чем он смог обеспечить устойчивость макета. Для этого под копыта коня были подведены дополнительные стойки из металла, тянущиеся до фундамента монумента.

Кроме того, в круп лошади по приказу Клодта засыпали около 100 килограммов дроби.

Сначала Клодт предложил усадить императора на неподвижного коня, но Монферрану эта идея не понравилась. Он хотел сделать памятник более динамичным и экспрессивным. В итоге решено было изобразить Николая I сидящим на гарцующем коне. Монумент должен был стать последним объектом в архитектурном ансамбле Исаакиевской площади, его завершающим штрихом.

Александр I, осмотрев макет, остался доволен, но попросил сделать козырек каски значительно меньше, чтобы лицо императора было лучше видно.

К отливке памятника Монферран и Клодт должны были приступить в 1858 году, но форма взорвалась от расплавленной бронзы. Александру I пришлось отправить на реализацию проекта дополнительные средства, за счет которых была сделана новая форма. На этот раз попытка отлить монумент завершилась успехом.

Возведение памятника О. Монферран и П. Клодт начали в 1859 году, в этом же году состоялось его открытие. Скульпторы отразили характер неуступчивого, резкого и жестокого царя: Николай I горделиво восседает на вздыбленной лошади, лицо императора сурово и надменно.

Высота монумента – 6 метров. Царь изображен в мундире Лейб-гвардии.

Шедевром архитектуры является и пьедестал памятника, который изготовили Н. Ефимов и А. Пуаро. Пьедестал украшен скульптурами женщин, символизирующих Силу, Веру, Правосудие и Мудрость. Лица женщин похожи на супругу Николая I и его дочерей.

На пьедестале закреплены бронзовые горельефы, изображающие основные вехи правления императора, начиная от восстания декабристов и заканчивая строительством железнодорожных мостов.

Постамент изготовлен из редких и дорогих разновидностей мрамора, порфира и гранита. Отдельного внимания заслуживают четыре фонаря вокруг монумента, которые многие признают лучшими в Петербурге.

В 1917 году большевиками был поставлен вопрос о демонтаже памятника, но многие представители новой власти выступили против. То, что памятник нельзя сносить, заявляли и ведущие искусствоведы страны, ссылавшиеся на уникальность скульптуры и ее историко-архитектурную значимость.

В наше время памятник внесен в реестр особо охраняемых объектов культурного наследия.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/pamyatniki/pamyatnik-nikolayu-i-na-isaakievskoj-ploshhadi/

Памятник императору Николаю I

Конная статуя императору России Николаю Павловичу Романову, вошедшему в историю под именем Николая I, находится в центре Исаакиевской площади с 25 июля 1859 года. Она продолжила череду конных памятников российским монархам, начатую Медным всадником Петра Великого и продолженную Павлом I.

Этот красивый и сложный монумент сильно рисковал в советское время из-за противоречивой личности императора, запомнившегося, в основном, усмирениями, подавлениями и военной муштрой. Однако вовремя выдуманный миф об уникальности памятника, имеющего всего 2 точки опоры (ноги коня), помог отговорить функционеров от культуры от планов по его сносу.

(Во время реконструкции выяснилось, что тонкий математический расчет основательно подпирают два металлических столба, связывающих копыта с постаментом).

16-метровый памятник выполнен в виде фигуры всадника на пьедестале. В отличие от Медного всадника, он представляет собой не цельную каменную глыбу, а композитную конструкцию из разных пород: в облицовке архитекторы Н. Ефимов, А. Пуаро и скульпторы Р. Залеман, Н. Рамазанов использовали мрамор, шокшинский порфир, красный финский и темно-серый сердобольский гранит.

Для создания скульптуры коня к проекту был привлечен Петр Клодт, ранее создавший известную скульптурную группу Аничкова моста. Разработкой проекта руководил француз Огюст Монферран, к тому времени уже несколько десятков лет проведший в России в работе над такими достопримечательностями и символами Санкт-Петербурга, как Александринская колонна и Исаакиевский собор.

Всадник в форме Кавалергардского полка, как считается, передает некоторые черты характера императора Николая I: гордая и властная посадка на вставшем на дыбы коне (нередко символизировал Россию в целом), присущее ему при жизни тщеславие, нашедшее выражение в стремлении быть во всем похожим на своего предка – Петра Великого (расположение двух памятников на одной линии не случайно). В свете некоторой претензии, сквозившей в фигуре, а также общего впечатления о годах правления Николая I скорое появление известной характеристики не кажется безосновательной: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Барельефы на пьедестале запечатлели главные исторические достижения, которые, по мнению современников, отличали правление императора, например: подавление восстания декабристов (1825 год), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831 год), награждение М. Сперанского по случаю составления первого свода законов (1832 год), торжественное открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург-Москва (1851 год). С каждой стороны памятника поставлено по высокому фонарю, которые завершают ансамбль.

Это место в Петербурге чрезвычайно богато на достопримечательности. Кроме собора и памятника, на Исаакиевскую площадь также выходит Мариинский дворец, Манеж, гостиница «Астория». Напомним также, что большая часть площади является Синим мостом, который считается самым широким в Петербурге (93 метра).

Ближе к набережной Невы расположено бывшее здание Сената и Синода (ныне здесь располагается Конституционный Суд РФ и Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина) и Медный всадник. Передохнуть от изучения всего этого великолепия можно в разбитом в 60-е годы XIX века перед Исаакиевским собором сквере.

Источник: http://www.iPetersburg.ru/pamyatnik-imperatoru-nikolayu-i/

Памятник Николаю I

20.11.2018 Алексей Пашков Санкт-Петербург нет комментариев

Памятник Николаю I, установленный в 1859 г. в центре Исаакиевской площади, – не самый известный  памятник в Санкт-Петербурге. Но люди, впервые увидев его, обычно ахают.

И неудивительно: ведь  при создании памятника свои усилия объединили два «титана» петербургского искусства – скульптор Петр Клодт и архитектор Огюст Монферран.

С самого начала памятник как бы «напрашивался» на сравнение с Медным всадником: и расположены рядом, и решение схожее. Творение Клодта и Монферрана конкуренцию выдерживает достойно.

От Монферрана в этом памятнике – сложность силуэта, богатство декора и, самое главное, изощренный  постамент. Монферран как архитектор всегда сочетал в себе тягу к мощным, могучим формам и страсть к декоративности, иногда даже к «украшательству». Эта двойственность ярко проявилась в памятнике.

Проектируя солидный, «имперский», насыщенный символикой монумент, Монферран в то же время создает почти самостоятельное произведение архитектуры, изящное по форме и тонкое по колориту.

Оцените сами, как красный финский гранит перекликается с красным же шокшинским порфиром, а бронза, оттененная белым мрамором, гармонирует с серым – сердобольским – гранитом.

От Клодта – главного скульптора-анималиста в Петербурге того времени – памятнику досталась «искра жизни». Никто лучше не смог бы передать порыв вздыбленного коня, вложить столько энергии и правдоподобия в это грациозное животное! А вот фигура самого императора, по иронии судьбы, не относится к лучшим произведениям мастера.

Во-первых, Николай находится слишком высоко, и толком его не разглядишь. А во-вторых, Клодту при создании фигуры просто «не дали развернуться»: его заказчиков не интересовала ни психологическая достоверность, ни индивидуальность памятника. Нет, им нужен был обобщенный образ, образ правителя, победоносного триумфатора.

Что ж, Клодт создал то, что от него требовали.

И хотя прочтение памятника современниками могло быть двусмысленным (ведь в конце царствования Николая I Россия приближалась к катастрофическому поражению в Крымской войне, так что на роль триумфатора император этот точно не подходил), власти остались памятником более чем довольны.

Тем более, памятник этот стал настоящим триумфом русской инженерной мысли.

Ведь это первый конный памятник в Европе, установленный на двух точках опоры (единственный памятник такого рода, созданный ранее — памятника президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в столице США).

Казалось бы, в теории все просто: задняя часть тела коня заполнена металлом, центр тяжести смещен, благодаря чему фигура приобретает устойчивость. Однако на практике выполнить расчеты и точно сбалансировать скульптуру было невероятно сложно.

Отсюда легенда: якобы Клодт, желая убедить власти в правильности своих расчетов, обещал после установки лечь перед памятником, так что если бы фигура рухнула, она бы погребла своего создателя. Достоверность легенды под вопросом; важно то, что памятник до сих пор стоит – не шелохнется.

Стоит он в центре Исаакиевской площади, лицом к собору. Спиной же Николай развернулся ко дворцу одной из своих дочерей – Марии Николаевны (отсюда еще одна легенда: мол, Мария не любила жить в этом дворце, вид из окна ее оскорблял).

Кстати, четыре аллегорические фигуры на постаменте памятника, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру», одновременно являются портретами жены императора, Александры Федоровны, и трех его дочерей, Ольги, Марии и Александры.

Четыре же барельефа, расположенные чуть ниже, изображают четыре главные события царствования Николая I: восшествие на престол в 1825г. (на восстание декабристов, разумеется, ни единого намека), подавление холерного бунта 1831г.

, награждение Сперанского за составление Полного свода законов и открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году.

С противоположной стороны Исаакиевского собора, в центре Сенатской площади, расположен другой известный памятник – Медный всадник. Так что Петр I с Николаем I стоят на одной линии, лицом в одну сторону. Отсюда старая петербургская присказка про памятник Николаю: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Действительно, об умственных способностях Николая и современники, и многие историки были невысокого мнения. А вот о памятнике этого не скажешь: его достоинства неоспоримы!

Источник: http://chicherone.com/pamyatnik-nikolayu-i/

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге

Памятник Николаю I – одно из самых значимых скульптурных сооружений Санкт-Петербурга. Он расположен на одной из главных площадей северной столицы и служит ее великолепным украшением. Напоминая внешне знаменитый «Медный всадник», он, тем не менее, имеет свои оригинальные черты, в первую очередь, с инженерно-технической точки зрения, а также отличается от него внешним видом.

Памятник Николаю I был воздвигнут по инициативе его преемника и сына Александра II. Автором был О. Монферран, вернее, последний спроектировал композицию и создал пьедестал, а саму фигуру императора придумал и отлил П. Клодт.

Отливка и создание длились три года, а открытие состоялось в 1859 году. При его постройке использовались ценные материалы, например итальянский мрамор.

Первоначально скульптор планировал сделать фигуру правителя на спокойно стоящем коне, однако этот проект был отвергнут Монферраном, желавшим в композиции соединить две части площади, которые были решены в разных архитектурных стилях.

В результате памятник Николаю I приобрел тот вид, который существует теперь. Император восседает на коне, находящемся в движении, которому противопоставлена спокойная фигура всадника.

Читайте также:  Музеи-заповедники санкт-петербурга: ораниенбаум, павловск - расписание, часы работы, цена билетов и адреса музеев

Скульптурная композиция расположена на площади между Исаакиевским собором и Мариинским театром. Она находится на одной оси со знаменитым «Медным всадником», что является своего рода аллегорией: ведь известно, что император при жизни стремился подражать Петру I, и такое расположение, очевидно, должно было подчеркивать эту преемственность в политике.

Однако следует также учитывать тот факт, что создатели стремились превратить площадь в единый культурно-археологический ансамбль, и для этого решили поставить монумент именно на данном месте. Для окончательного оформления пространства на указанном месте и был поставлен памятник Николаю I на Исаакиевской площади.

Санкт-Петербург, таким образом, был украшен еще одной скульптурной композицией, посвященной одному из императоров.

Внешний вид

С первого взгляда новая композиция очень напоминает знаменитую статую Петра I, которому Николай Павлович очень хотел подражать в годы своего правления. Именно поэтому композиция имеет явные отсылки к этому монументу, но вместе с тем и отличается от него. В первую очередь это относится к позе всадника.

На первой композиции царь изображен в динамике: он сидит с протянутой рукой, его корпус устремлен вперед, а поворот головы символизирует устремленность в будущее. Памятник Николаю I, напротив, представляет его спокойным и величественным, что особо подчеркивается также и парадным пьедесталом, на котором расположена фигура.

Сам царь представлен в мундире Конного полка, что также подчеркивает официальный характер скульптуры, в то время как «Медный всадник» больше имел символическое значение. Он выполнен в духе просветительских идеалов и должен был знаменовать победу разума и прогрессивность петровских реформ.

Но памятник Николаю I на Исаакиевской площади олицетворял мощь и величие императорской власти. Это вполне соответствовало духу правления этого царя, который заботился об усилении абсолютизма.

Украшения

Отдельно следует сказать об аллегорических образах, расположенных на пьедестале монумента. В первую очередь, это четыре женские фигуры, которые символизируют силу, мудрость, правосудие и веру. Их лица являются портретными изображениями императрицы и дочерей этого царя. Автором их является Р. Залеман. Между двумя фигурами расположен герб.

Также следует упомянуть про барельефы, которые изображают наиболее значимые события николаевского царствования: восстание декабристов, холерный бунт, награждение Сперанского за издание свода законов и открытие императором железнодорожного моста. Три барельефа выполнил Ромазанов, один – Залеман.

Поначалу памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге не имел ограды, но впоследствии она была пристроена.

Технические достоинства

Скульптура является уникальной с инженерной точки зрения. Дело в том, что статуя стоит на постаменте, опираясь всего лишь на две точки, – это задние ноги коня. Это был единственное сооружение подобного рода в Европе. Аналогичная конструкция была применена только в США при возведении скульптуры Э. Джексона.

Поначалу предполагалось, что памятник Николаю I в Санкт-Петербурге устойчив за счет того, что в статую лошади была положена металлическая дробь для того, чтобы утяжелить точку опоры. Однако при проведении реставрационных работ в советское время ничего подобного обнаружено не было.

Выяснилось, что сооружение устойчиво за счет специальных тяжелых металлических брусов, которые были заказаны скульптором на одном из лучших заводов.

Дальнейшая судьба

В советское время встал вопрос о том, чтобы снести памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Вместо него планировалось поставить скульптуру одного руководителей Красной армии: Фрунзе или Буденного.

Однако при обсуждении вопроса учли то немаловажное обстоятельство, что конструкция является уникальной с технической точки зрения, и что демонтировать ее будет очень непросто, и в связи с этим решили оставить сооружение. Впоследствии также отклонили проект заменить его другим сооружением.

Была убрана только ограда, которая, впрочем, была восстановлена через некоторое время.

Значение

Памятник, выполненный в стиле необарокко, стал действительно связующим звеном всей площади. Дело в том, что на ней расположено несколько зданий, выполненных в разных стилях, и проект был призван создать некоторую гармонию и единство в данном пространстве.

Эта композиция отличается одновременно и легкостью, динамизмом и в то же время ей присущи монументальность, величественность, спокойная торжественность. Такое удачное соединение нескольких разных архитектурных черт позволило композиции стать завершающим элементом на площади.

Кроме того, явное сходство с «Медным всадником» является своеобразной отсылкой с предыдущим строениям, что должно было связать все культурное пространство данного места в единое целое. Эта задача была в полной мере решена создателями нового проекта.

Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге, адрес которого — Исаакиевская площадь (от станции «Адмиралтейская», по Морской улице), стал очень удачным архитектурным решением его автора по завершению общего облика не только данного места, но и всего города в целом. Известно, что он является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей как благодаря композиции, так из-за красивых фонарей вокруг нее.

Источник: https://autogear.ru/article/251/635/pamyatnik-nikolayu-i-na-isaakievskoy-ploschadi-v-peterburge/

В петербурге началась масштабная реставрация памятника николаю i на исаакиевской площади

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 сентября. /ТАСС/. Первая за всю историю комплексная реставрация памятника императору Николаю I, открытого летом 1859 года на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга, началась в пятницу.

Как сообщили ТАСС в пресс-службе комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, специалисты начали устанавливать ограждения для проведения работ, которые не смогли начать накануне из-за штормового ветра.

«Вокруг памятника Николаю I сегодня начали устанавливать ограждения. Это будет первая за всю историю его комплексная реставрация», — сообщили в пресс-службе. По оценке специалистов, памятник находится в плохом состоянии, но масштаб предстоящих работ еще предстоит оценить, поскольку не сохранилось исторических чертежей.

На выполнение дополнительных обследований, реставрацию и ремонт фонарей и ограды, возведение силовых лесов для поддержания благоприятного температурно-влажностного режима и исключения дальнейшего разрушения памятника из бюджета выделено 50,8 млн руб.

В первом полугодии 2019 года по результатам дополнительных обследований планируется выполнение проекта, предусматривающего максимальное сохранение аутентичных материалов, во втором полугодии — начало реализации проектных решений.

Реставрацию предполагается продолжить в 2020 году.

Специалисты до сих пор не установили, каким точно образом памятник закреплен, поэтому только по результатам дополнительного научного исследования примут решение о демонтаже или проведении реставрации на месте. Для своего времени памятник считался техническим чудом: это была первая в Европе конная статуя, поставленная на две точки опоры (задние ноги коня).

Конная скульптура находится в аварийном состоянии: сквозная трещина на основании у подножия фигуры, утраты бронзы по месту трещин, заплаты. Поверхности барельефов имеют отдельные утраты деталей, а два передних фонаря у памятника со стороны Исаакиевского собора получили значительные повреждения в результате ДТП в 2014 и 2015 годах.

Памятник императору Николаю I является доминантой Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге и был торжественно открыт 25 июня (7 июля) 1859 года.

Монумент создан архитектором Огюстом Монферраном при участии скульпторов Петра Клодта, Роберта Залемана, Николая Рамазанова по заказу Александра II в память об отце.

Конная статуя представляет собой шестиметровую бронзовую скульптуру императора Николая I в кирасе и парадном мундире Кавалергардского полка, верхом на вздыбленном коне. На отливку статуи ушло около 1300 пудов (21,3 тонны) металла.

Источник: https://tass.ru/v-strane/5617575

Памятники Николаю I

Памятник Николаю I в Киеве. Снесен в 1920 г.

В Российской империи было установлено около 15 памятников Николаю I. Многие из них были поставлены в честь пребывания императора в определенных местах Российской империи и представляли собой обелиски, колонны или стелы.

<\p>

Но в годы советской власти все они были уничтожены, кроме одного: конный монумент в Санкт-Петербурге скульптора П.К. Клодта, который был открыт 26 июня 1859 г. В 1930 г. лишь демонтировали ограду, но она была восстановлена в 1992 г. В настоящее время он существует в первозданном виде.

Кроме этого памятника, существуют еще два памятника императору Николаю I. О них мы и расскажем в нашей статье.

Конный монумент на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга

Памятник Николаю I в Петербурге

Памятник установлен на Исаакиевской площади Петербурга в 1859 г. Начали его строить после смерти императора по проекту архитектора О.Монферрана в 1856 г.

6-метровую конную статую Николая I выполнил известный скульптор П.К. Клодт.

Император Николай I изображен в парадном мундире Лейб-гвардии конного полка. Конная фигура расположена на постаменте с четырьмя барельефами (авторы: М. Ромазанов и Р. Залеман).

На барельефах – изображение важнейших событий, произошедших во время правление Николая I: восстание декабристов 1825 г.; холерный бунт на Сенной площади 1811 г.; награждение М.М.

Сперанского (подробнее о нем читайте на нашем сайте: Сперанский: жизнь и деятельность; «План» Сперанского) и открытие моста железной дороги Петербург-Москва в 1851 г.

Пьедестал памятника создал архитектор О. Монферран. Пьедестал изготовлен из красного гранита, темно-малинового порфира и белого мрамора. Цоколь пьедестала – из сердобольского гранита.

На пьедестале с четырех сторон – аллегорические фигуры женщин (автор: Р. Залеман), которые олицетворяют Силу, Веру, Мудрость и Правосудие (это портретные изображения супруги Николая I и троих его дочерей). Между статуями в центральной части находится государственный герб, а под ним надпись: «Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й».

Памятник был уникальным техническим сооружением для своего времени: впервые в Европе памятник имел только две точки опоры (задние ноги коня). Он был признан инженерным шедевром, что и спасло его в советское время от уничтожения: несколько раз вопрос о сносе памятника оставался нереализованным в связи с его уникальностью.

Во время Ленинградской блокады памятник был закамуфлирован.

Петр Карлович Клодт (1805-1867)

Неизвестный художник «Портрет П.К. Клодта»

Русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург.

Из семьи военных. Его отец участвовал в Отечественной войне 1812 г., прославленный генерал. П.Клодт родился в Москве, но детство провел в Омске, где служил отец. С детства ему нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование, хотя готовили его к военной карьере.

Поступив в артиллерийское училище, он не переставал заниматься скульптурой. Особенно занимали его лошади. Он наблюдал их, изучал их позы, аллюры и повадки.

Получив чин подпоручика, он до 24 лет оставался в армии, а затем ушел с военной службы и полностью посвятил себя скульптуре, став вольнослушателем Академии художеств. Начав со статуэток лошадей, он постепенно стал получать большие заказы.

Оформлял Нарвские ворота (колесница), создал  украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной, скульптуры на Аничковом мосту, памятник Николаю I и др.

Бюст Николая I в Петербурге (Витебский вокзал)

Бюст Николая I на парадной лестнице Витебского вокзала в Петербурге

Бюст Николая I скульпторов В.С. и С.В. Ивановых, архитектора Т.Л. Торича был открыт 19 мая 2003 г. Бюст высотой 2 нат.в., из тонированного гипса. Постамент выполнен из гранита, высотой 350 см. Установлен на парадной лестнице Витебского вокзала в Петербурге.

Бюст Николая I в Технологическом институте (Петербург)

Бюст Николая Iв Технологическом институте в Петербурге

Здание Технологического института 28 ноября 2011 г. украсил бюст Николая Первого. Именно этот император и основал знаменитое учебное заведение.
Памятник царю-основателю выполнил скульптор Александр Пальмин, ректор Художественной академии имени Штиглица.

При Николае I были заложены основы современного инженерного образования в России. 28 ноября 1828 г.

указом императора был учреждён Санкт-Петербургский Практический Технологический институт с целью «приготовить людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками или отдельными частями оных». Сейчас институт является одним из ведущих российских вузов в области химии, химической технологии, кибернетики и техники.

С 1896 по 1917 гг. институт носил имя Николая I  и назывался Санкт-Петербургский практический технологический институт им. императора Николая I.

На его постаменте написано: «Основателю от благодарных потомков, 28 ноября 2011».

Николай I на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Источник: https://www.rosimperija.info/post/1340

Ссылка на основную публикацию