Памятник м.и. кутузову в санкт-петербурге

Памятник Кутузову у Казанского собора

13 июня 1813 года состоялись похороны Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга, в склепе у западной стены северного придела.

После захоронения Кутузова, в окружении боевых трофеев победоносной армии, храм на Невском проспекте по праву стал считаться памятником всенародного подвига в Отечественной войне 1812 года. Поэтому, когда встал вопрос о месте установки монумента выдающемуся полководцу, двух мнений не было.

14 мая 1818 года скончался генерал-фельдмаршал М.Б. Барклай-де-Толли, под командованием которого русские войска завершили освобождение Европы от наполеоновского владычества и в марте 1814 года с победой вошли в Париж. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что Михаил Богданович Барклай-де-Толли «лучший генерал Александра, непритязательный, настойчивый, решительный и полный здравого смысла».

Работа над памятниками Кутузову и Барклаю-де-Толли была поручена малоопытному молодому скульптору Э. Шмидту фон дер Лауницу. В 1822 году с ним был подписан контракт, согласно которому в течение пяти лет Лауниц должен был создать портретные статуи в рост Кутузова и Барклая-де-Толли.

В середине 1827 года Лауниц представил рисунки моделей памятников. Однако все варианты были отвергнуты, было вынесено заключение, что скульптор не справился с заказом. Исполнение заказа было передано Академии художеств.

В августе 1827 года академией был объявлен конкурс на проекты статуй полководцам, в котором предложили принять участие таким известным скульпторам, как И.П. Мартос, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов и Н.А. Токарев.

Лауниц также был приглашен участвовать в конкурсе, но на общих основаниях. Не надеясь на успех, он отклонил это приглашение. Отказался от участия в конкурсе и Мартос, ссылаясь на загруженность другими заказами.

Остальные скульпторы старались всячески уклониться от конкурсной работы, хотя прямо и не отказывались от нее.

Главная причина затруднений скульпторов заключалась в категорическом условии конкурса, столь необычном для того времени, — изобразить полководцев в современных им форменных мундирах, с полагавшимся холодным оружием и фельдмаршальскими жезлами в руках.

Прошло полгода со дня объявления конкурса, а ни одного эскиза так и не было представлено. Тогда в середине 1828 года из Рима были вызваны в Петербург для участия в конкурсе выпускники академии С.И. Гальберг и Б.И. Орловский. Лишь двое этих скульпторов и приняли участие в новом конкурсе 1829 года на лучший проект памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором.

Поскольку Гальберг категорически возражал против реалистической трактовки образов полководцев, исход конкурса был предопределен. Его победителем стал талантливый скульптор, бывший крепостной Орловской губернии Борис Иванович Орловский.

16-летним юношей он отправился на оброк в Москву, где поступил в мастерскую «каменных дел мастера» С. Кампиони. В 1816 году Борис Иванович перебрался в Петербург к скульптору П. Трискорни, где его работу увидел ректор Академии художеств И.П. Мартос.

Он понял, что перед ним одаренный, сильный и самобытный мастер, и добился в 1822 году освобождения Смирнова от крепостной зависимости с фамилией Орловский (в память о его родине) и зачисления в Академию художеств.

Через восемь месяцев Орловского отправили в Рим совершенствоваться в скульптурном мастерстве, откуда он и был отозван через шесть лет.

Эскизы Орловского были одобрены, и скульптор принялся за работу.

Ему предстояло решить три основные задачи: найти конкретно-исторические формы воплощения основной идеи памятников в сочетании с их эмоциональным содержанием; впервые в русской монументальной скульптуре реалистически решить художественные образы; отыскать принципы архитектурно-пространственного решения памятников для создания единого ансамбля с Казанским собором.

Орловский добился, чтобы проектирование постаментов было поручено архитектору В.П. Стасову. Стасов прекрасно справился с ответственной задачей. Проекты, выполненные им в 1830 году, были утверждены в мае 1834 года.

Кстати, именно Стасову принадлежала первоначальная идея установки памятников перед портиками, замыкающими восточное и западное крылья колоннады Казанского собора, отраженная еще в его эскизах 1814 года.

Замысел Стасова, включая соразмерность торцовых портиков колоннад с памятниками, установленными на фоне их проемов, и продуманность фигур, в основном совпадал с более поздними решениями Орловского, который, однако, вряд ли был знаком с эскизами архитектора.

В 1830 году Орловский выполнил второй вариант моделей, лишь немного уточнив конкурсные варианты. Тогда же, продолжая совершенствовать композицию, Орловский приступил к созданию глиняной модели статуи Кутузова в натуральную величину и уже в следующем году закончил ее. Гипсовый вариант будущей статуи встретил всеобщее одобрение.

В 1835 году опытный литейный мастер Василий Петрович Екимов отлил из отпущенных 450 пудов (7 371 килограмм) меди статую Кутузова. Статуя Барклая-де-Толли была отлита в 1836 году.

К весне следующего года бригада каменщиков мастера С.К. Суханова закончила сооружение постаментов, к июню на них были установлены бронзовые фигуры полководцев.

Надзор за всеми работами по сооружению памятников осуществлял архитектор К.А. Тон.

25 декабря 1837 года, в 25-летнюю годовщину изгнания наполеоновских завоевателей из пределов России и победоносного завершения Отечественной войны 1812 года, состоялось торжественное открытие памятников, сопровождавшееся артиллерийским салютом и военным парадом.

А всего за девять дней до этого знаменательного события на 45-м году жизни скончался создатель первого монументального памятника Кутузову в России Б.И. Орловский. Нескольких месяцев не дожил до открытия памятников и прославленный литейных дел мастер Академии художеств В.П.

Екимов.

Памятники полководцам размещены на середине расстояния между собором и осью Невского проспекта. Такая установка обеспечила их самостоятельность при одновременном композиционном единстве с архитектурным ансамблем окружающей площади.

Этому же способствуют как умело выбранные общие размеры памятников, так и соотношение величины статуй и их пьедесталов (5:6). Гранитные пьедесталы в классической форме параллелепипеда вырублены из цельных глыб.

Их слегка выступающие карпизы и двухступенчатые базы на массивных круглых основаниях, чуть приподнятых над землей и служащих как бы стилобатами, хорошо гармонируют с колоннадой северной соборной площади, как бы продолжая ее в сторону Невского проспекта.

Никаких элементов украшения на постаментах нет, только на лицевых гранях выбиты лаконичные надписи: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому. 1812» и «Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли. 1812 г., 1813 г., 1814 г. и 1815 г.».

Для создания исторически достоверного портрета Кутузова скульптор использовал парадный портрет полководца в рост работы Д. Доу для Военной галереи Зимнего дворца.

Однако Орловский в известной степени идеализировал фигуру Кутузова, придав ей более энергичное звучание. Нет в скульптуре и строгого портретного сходства с лицом полководца.

Основное внимание в изображении полководца было обращено на его воинственную позу и жест победителя.

В правой руке Кутузов сжимает шпагу, в повелительно указывающей левой — фельдмаршальский жезл. У ног победителя не развернувшееся французское знамя с обломанным древком и прижатым к земле навершием в виде одноглавого наполеоновского орла.

Этой деталью и указанием в подписи на постаменте только одного 1812 года Орловский стремился подчеркнуть главенствующую роль Кутузова в Отечественной войне. Как и требовали условия конкурса, фигура полководца облачена в форменный мундир, украшенный звездами высших степеней российских орденов.

Тщательно выделаны боевые награды, генеральские эполеты, шитье на воротнике и обшлагах, даже темляк на шпаге. И все же наряду с перечисленными реалистическими чертами просторный плащ, обильно драпирующий фигуру полководца, очень напоминает римскую тогу — неотъемлемую деталь классических статуй.

Статуя Кутузова явилась первым шагом к исторической конкретности и жизненной достоверности образа в русской монументальной скульптуре, первым шагом в этом жанре искусства от классицизма к реализму.

Эти же особенности присущи и памятнику Барклаю-де-Толли, в трактовке которого еще ярче проступают реалистические черты. Он составляет целостную композицию с памятником Кутузову. В то же время каждый памятник — вполне самостоятельное творение ваятеля и зодчего.

Чтобы подчеркнуть их идейное единство, Орловский использовал известный в парной скульптуре прием взаимных контрастов: если фигура Кутузова развернута справа налево, то Барклая-де-Толли — слева направо; если у Кутузова плащ прикрывает левое плечо, то у Барклая-де-Толли — правое; если у Кутузова голова слегка повернута влево, то у Барклая-де-Толли — вправо; даже орлы поверженных наполеоновских знамен под ногами полководцев повернуты друг к другу головами. Но в отличие от Кутузова Барклай-де-Толли у Орловского наступил на полураспущенное вражеское знамя, орел на древке которого слегка приподнят над основанием, орел же у ног Кутузова словно втоптан в землю.

Читайте также:  Жертвы и последствия невской стихии в рассказах современников

В суровую годину Великой Отечественной войны памятник Кутузову стал для ленинградцев символом твердости, героизма и уверенности в победе. Он был одним из трех памятников в городе (два другие — Суворову на Марсовом поле и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором), которые не были укрыты мешками с песком в дни блокады, а воодушевляли его защитников.

По материалам А.А. Смирнова

Источник: https://aPeterburg.com/places/122862

Памятник М.И. Кутузову

Бронзовая скульптура изображает полководца в парадном мундире, верхом на коне, как бы осматривающим поле боя.

В скульптурной композиции представлены 26 фигур офицеров, солдат, ополченцев — участники боевых действий против французов. Они воплощают образы конкретных исторических лиц, передавая портретное сходство с героями 1812 года.

Среди них генералы П.И.Багратион, А.П.Ермолов, М.И.Платов, Н.Н.Раевский, партизан и поэт Д.В.Давыдов.

Надпись на постаменте гласит: «Михаилу Илларионовичу Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812-го года».

Михаил Кутузов

Михаил Илларионович Кутузов (светлейший князь Голенищев-Кутузов) — генерал-фельдмаршал, один из величайших русских военачальников. Он родился в семье военного инженера, учился в Артиллерийской и инженерной школе.

Командовал ротой в Астраханском пехотном полку, был адъютантом ревельского генерал-губернатора. В 1770 году был переведен в 1-ю армию и принимал участие в русско-турецкой войне под началом Александра Васильевича Суворова.

Тогда он принял участие в решающих сражениях при Ларге и Кагуле и за отличие в боях был произведен в премьер-майоры. В 1772 году перешел во 2-ю Крымскую армию. В Крыму Кутузов был ранен в висок и правый глаз, после чего несколько лет лечился за границей.

Вернувшись в Россию, вновь служил в Крыму, в войсках Суворова. Чин генерал-майора он получил в 1784 году.

В Русско-турецкой войне 1787–1791 годов Кутузов охранял юго-западные границы, участвовал в боях под Очаковом, потом под Аккерманом, Бендерами. Отличился при взятии Измаила и был произведен в чин генерала-поручика, а также назначен комендантом этой крепости.

Помимо талантов военачальника, который постоянно разрабатывал новые тактики и маневры, Кутузов проявлял недюжинные дипломатические способности. В 1792-м он как чрезвычайный посол в Турции разрешил в пользу России ряд важных вопросов и значительно улучшил взаимоотношения с этой страной.

Не менее успешно он провел дипломатическую миссию в Пруссии: привлек Берлин на сторону России против Франции. Также некоторое время Кутузов был военным губернатором — литовскими и петербургским.

В 1802 году, попав в опалу, он ушел из армии, однако уже спустя три года вернулся — был назначен главнокомандующим одной из армий, направленных в Австрию против Наполеона.

Как раз тогда Кутузов предпринял знаменитый стратегический ход: сначала отступательный марш-маневр от Браунау к Ольмюцу, затем разгром Мюрата под Амштеттеном и Мортье под Дюренштейном, и, в итоге, вывел войска из окружения, чтобы дождаться подкрепления и перейти в контрнаступление. Однако союзные армии перешли в наступление сразу и в Аустерлицком сражении потерпели неудачу, ответственность за которую была возложена на Кутузова.

После этого он был направлен сначала военным губернатором в Киев, два года спустя — командиром корпуса в Молдавскую армию, и вскоре стал ее главнокомандующим. В ходе очередной русско-турецкой войны Кутузов сумел заключить выгодный для России Бухарестский мирный договор 1812 года, обеспечив безопасность юго-западных границ.

К началу Отечественной войны 1812 года Кутузов был начальником Петербургского ополчения, потом Московского, и наконец, в ходе боевых действий был назначен главнокомандующим всей русской армией.

Превосходящим силам противника Кутузов пытался противопоставить маневрирование и оборону, сохраняя боеспособность армии до накопления резерва для контрнаступления.

Получив небольшое подкрепление, дал сражение под Москвой, при Бородино, исход которого позволил переломить ход войны, хотя армии и пришлось оставить столицу.

Наполеону был закрыт путь в южные районы, а русские войска срочно пополнялись за счет ополчения и смогли перейти к активным действиям, в то время как французы все больше ослабевали от частых столкновений с партизанами и сурового климата. В итоге Наполеон ушел из Москвы и вынужден был отступать по прежде разоренной им же Смоленской дороге. Французские войска были разгромлены на реке Березина, уцелевшие части бежали к границе.

Кутузов был награжден высшим боевым орденом Георгия 1-й степени и получил титул светлейшего князя. Однако его здоровье было подорвано, и вскоре, в 1813 году, он скончался в Силезии. Его тело было забальзамировано, отправлено в Петербург и погребено в Казанском соборе.

Памятник полководцу

Спустя сто лет, в 1912 году, Кружок ревнителей памяти Отечественной войны поднял вопрос о сборе средств на памятник Кутузову в Москве. Через год был собран Кутузовский комитет из числа членов Военно-исторического общества под председательством генерала Д. Зуева.

Его фонд формировался при штабе Московского военного округа, сбор пожертвований продолжался более трех лет, однако средств оказалось недостаточно, а вскоре начавшаяся революция и гражданская война отложили этот вопрос уже до окончания Великой отечественной войны в 1945 году.

В 1962 году, после открытия на Кутузовском проспекте музея-панорамы «Бородинская битва», было решено установить памятник Кутузову именно там.

Выступая спустя 11 лет на его открытии, скульптор Томский подчеркивал, что это памятник не только одному из величайших российских полководцев, но и пламенному патриотизму всего народа.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/4845/pamyatnik-m-i-kutuzovu

Памятник М. И. Кутузову

Памятник известному русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. И. Кутузову в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Казанской площади в 1837 году в честь 25-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Автор скульптуры — Б. И. Орловский, постамента — В. П. Стасов, архитектурное руководство — К. А. Тон.

Интересные факты:

Появление памятника Кутузову перед Казанским собором было далеко не случайным.

Именно отсюда полководец отправился в 1812 году командовать русскими войсками, именно в этом храме фельдмаршал был похоронен с высшими воинскими почестями в 1813 году, поэтому собор очень быстро стал приобретать роль мемориала русской воинской славы.

Уже через 6 лет после победы над Наполеоном император Александр I издал указ о сооружении монументов в честь М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли, но только в 1827 году, уже при Николае I, было решено установить памятники этим двум фельдмаршалам, героям Отечественной войны.

Сначала скульптурный заказ поступил немецкому мастеру Э. Лауницу, но его эскизы не удовлетворили заказчика, и в 1829 году заказ перепоручили русским скульпторам — Б. И. Орловскому и С. И. Гальбергу, первый из которых и выиграл конкурс.

После утверждения эскизов и отливки статуй встал вопрос о выборе основания. В итоге, в качестве пьедестала утвердили гранитный постамент авторства В. П. Стасова.

В 1837 году, к 25-летнему юбилею победы русской армии над французской, состоялось торжественное открытие монумента, это мероприятие сопровождали военный парад и салют.

Читайте также:  Почему родион раскольников все время возвращается на одну и ту же площадь?

Бронзовая фигура М. И. Кутузова, исполненная портретного сходства, изображена в маршальском мундире, в правой руке он держит шпагу, в левой — маршальский жезл. У ног полководца лежат знамена поверженной армии Бонапарта.

На лицевой стороне основания монумента золотыми буквами написано: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому 1812», на обратной стороне: «Скульптор Б. Орловский».

Изображение военачальника в современном мундире, а не в античном одеянии, впервые в русском монументальном искусстве было использовано именно здесь.

Памятник Кутузову упрочил значение Казанской площади как места русской воинской славы, а сам памятник стал символом стойкости русского народа. Именно поэтому в годы Ленинградской блокады памятник не снимали с постамента и не укрывали мешками с песком. Открытая и непокоренная фигура М. И. Кутузова вселяла в жителей города надежду на скорую победу.

Высота самого памятника составляет 4,1 метра, высота пьедестала — 3,5 метра.

Памятник М. И. Кутузову включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Культурные новости

Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/monuments/monument-kutuzov/

Памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову

г. Санкт-Петербург, Казанская площадьНевский проспект, Гостинный двор

Через 25 лет после великой победы России в Отечественной войне 1812 года на Казанской площади появился памятник полководцу Михаилу Кутузову. Собственно, государь Александр I издал указ о его сооружении еще в 1818 году, так почему же понадобилась четверть века, дабы монумент занял свое место?

После захоронения фельдмаршала Кутузова в Казанском соборе вопрос с местом установки монумента был решен – только на Казанской площади. Но кому доверить изготовление памятника? Выбор пал на скульптора Эдуарда Шмидта фон дер Лауница.

Его задача осложнялась тем, что монумент должен быть выполнен в полный рост, в парадном мундире фельдмаршала, с кинжалом, жезлом и иметь портретное сходство с Михаилом Илларионовичем. Представленные скульптором в 1827 году эскизы памятника признали негодными.

Комиссия решила, что Лауниц не справился с заданием, и объявила конкурс.

Однако, из-за довольно жестких требований к внешнему виду монумента, желающих поучаствовать в отборе не находилось. Наконец, в 1828 году из Рима был выписан скульптор-самородок Борис Смирнов.

Талантливый юноша, уроженец Орловской губернии, за свое прилежание и мастерство был выкуплен из крепостной зависимости под фамилией Орловский и отправлен в Италию совершенствоваться в скульптурном искусстве.

Приняв за основу парадный портрет Кутузова, выполненный английским художником Джорджем Доу, Орловский уже в 1830 году представил эскизы будущего памятника. Они получили одобрение, и скульптор приступил к изготовлению глиняной модели. Созданная в дальнейшем гипсовая модель также была одобрена.

В это же время к проектированию постамента приступает архитектор Василий Стасов. Гранитный пьедестал, имеющий высоту 3,5 метра, по его проекту высекает Самсон Суханов. Отлив бронзовой фигуры доверили опытному мастеру Василию Екимову. На статую высотой 4,1 м ушло более 7 тонн меди. Летом 1837 года памятник занял свое место на постаменте.

Монумент открыли в декабре 1837 года в торжественной обстановке. Открытие было приурочено к 25-летию победы России над армией Бонапарта. Кутузова изобразили в фельдмаршальском мундире, на котором скульптор тщательно вылепил награды, эполеты, парадное шитье. В правой руке полководца – шпага, левой он держит фельдмаршальский жезл.

К ногам героя брошены знамена поверженной французской армии. Орловский несколько приукрасил фигуру Кутузова, придав ей больше энергии и воинственности. С лицевой стороны на постаменте золотом высечена надпись: “Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому 1812”, на обратной стороне — “Скульптор Б.Орловский”.

Металлические ограждения вокруг памятника появились в 1838 году.

Всего девять дней не дожил до открытия монумента Борис Орловский, на несколько месяцев раньше скончался Василий Екимов.

Во время Великой Отечественной войны памятник Михаилу Кутузову стал для жителей города символом стойкости и героизма. Во время блокады монумент не снимали с пьедестала и не укрывали мешками с песком. Он получил небольшие повреждения и после войны был полностью отреставрирован.

Источник: http://Peterburg.center/maps/pamyatnik-mihailu-illarionovichu-kutuzovu.html

Памятник Кутузову у Казанского собора в Петербурге

«Чтобы спасти Россию нужно сжечь Москву». Это самое цитируемое выражение М.И. Кутузова. Его имя знакомо тем, кто интересуется историей и просто хорошо учился в школе. Конфликты с Турцией, вторжение Наполеона, Отечественная война 1812 года — везде он участвовал и показывал свою военную гениальность.

Любители литературы знают авторский взгляд Л.Н. Толстого на эту историческую личность, изложенный в романе «Война и мир». Оставил внушительный багаж стратегий ведения боя и побед! В честь героя Отечественной войны — Михаилу Илларионовичу Кутузову был возведен памятник у Казанского собора в северной столице.

История создания

Задумка создания памятника Михаилу Кутузову принадлежит императору Александру I. Был издан соответствующий указ, но его исполнение откладывалось. Причина в том, что скульпторы Императорской Академии искусств не горели желанием браться за эскизы монумента.

В то время было принято не бороться за портретное сходство и реалистичность. Памятники несли скорее символическую нагрузку. Например, в Боге войны Марсе вряд ли можно узнать генералиссимуса А.В. Суворова. Для памятника Кутузову задача была поставлена иная. Император хотел максимального внешнего сходства.

Облачением должен был стать парадный военный мундир.

Император Александр I

Автор памятника Кутузову

К реализации идеи Александра I Вернулся его приемник и брат Николай I. Только в 1829 году объявляется конкурс на лучший проект. Основными претендентами на победу стали Б.И. Орловский и С.И.

Гальберт. В конце концов, работы Орловского были одобрены и приняты. Соответственно, автором памятника Кутузову был Б.И. Орловский.

 Все заявленные требования выполнились на высочайшем художественном уровне.

Портрет английского художника Джорджа Доу использовался для достижения максимального сходства. Поза была достаточно воинственная и агрессивная. В одной руке Кутузов держит шпагу, а другой поднял фельдмаршальский жезл.

Вся его поза говорит о решимости и уверенности в победе над врагом. Началась подготовка глиняного и гипсового макетов. К 1831 все модели были завершены и одобрены. В 1832 статую отлил в бронзе великий мастер В.П. Екимов.

Для сооружения постамента предлагались:

  1. Красный гранит, украшенный бронзовыми барельефами.
  2. Северный гранит.
  3. Полированный гранит.

Последний вариант был утвержден Николаем I как окончательный. Принято решение высечь буквы на самом камне, а не использовать накладные.

В 1837 году состоялась торжественная церемония открытия. Дата выбрана не случайно. В этот же год праздновалась 25 годовщина победы в Отечественной войне 1812 года.

Памятник Кутузову перед Казанским собором

Место для памятника символичное и даже, можно сказать, сакральное. И вот почему:

  1. Именно с этого места Кутузов отправился бороться с врагом в 1812 году.
  2. Казанский собор стал местом его погребения.

Все эти события, установка памятника упрочили за Казанской площадью звание «место воинской славы». Эффект усиливают и знамена поверженных войск французов, лежащие у ног Светлейшего князя. Одна из самых значимых побед навеки вписала его имя в список героев Отчизны.

Читайте также:  Ленинский район санкт-петербурга - района нет, достопримечательности остались!

Интересные факты о памятнике

За время существования монумента многое происходило как с ним самим, так и у его подножья. Приведем наиболее интересные факты и истории:

  1. Во время блокады Ленинграда все памятники жители защищали от разрушения мешками с песком и заграждениями. Только этот памятник оставался не загроможденным. Он вселял в людей веру и решимость! Был поврежден, но после окончания войны реставрирован до первоначального вида.
  2. Внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
  3. Постамент возвышается на 3,5 метра от земли. Высота самого памятника — 4,1 метр.
  4. После установки городские шутники подметили, что Кутузов без шапки. И составили острое четверостишие. В нем говорилось, что сначала Кутузов морозил французов, а теперь сам без шапки на морозе стоит.
  5. По соседству установлен памятник еще одному герою Отечественной войны Барклею-де-Толли.

Художественная и историческая ценность этого объекта делает его обязательной остановкой любого гостя города. Великий сын своего народа, даже после стольких лет, продолжает излучать невероятную силу воли, уверенность в победе.

Источник: https://vpitergo.ru/pamyatnik-kutuzovu-v-sankt-peterburge/

Памятник Кутузову Михаилу Илларионовичу в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске

Кутузов Михаил Илларионович — полководец, вошедший в историю как военачальник, разгромивший армию Наполеона, которая до этого сумела завоевать почти всю Европу. Более 50 лет он верой и правдой служил своей Родине, сражаясь за ее интересы и защищая от захватчиков всех мастей.

Благодарные потомки по достоинству оценили подвиги и военные заслуги генерала-фельдмаршала. В частности, в 1837 году был установлен памятник Кутузову у Казанского собора. Позже монументы были установлены в Москве и в Смоленске.

Предыстория создания петербургского памятника Кутузову

Великий полководец завершил свой жизненный путь в 1813 году. Смерть настигла его в небольшом прусском городке Бунцлау через несколько дней после того как войска, которыми он командовал, вышли к Эльбе. Забальзамированное тело военачальника доставили в Санкт-Петербург и 13 июня похоронили в Казанском соборе.

Через 5 лет скончался еще один герой Отечественной войны — М. Барклай-де-Толли. Вскоре после этого было решено воздвигнуть перед Казанским собором памятники этим двум полководцам.

Несколько раз объявлялся конкурс на проекты для этих монументов, но представленные работы отвергались, так как ни один из известных скульпторов того времени не мог выполнить главное условие — создать фигуры в обмундировании, в котором народ привык видеть своих героев.

Сегодня это сложно понять, но мастера ваяния того времени привыкли создавать композиции, подражающие классическому искусству, когда мужчин и женщин изображали в римских тога и туниках.

Памятник Кутузову у Казанского собора: как создавался

Единственным, кому удалось представить реалистичный проект, оказался бывший крепостной Б.И. Орловский. Окончательные варианты эскизов были утверждены в 1830 году, а в 1835 произвели отливку фигуры Кутузова, потрачено на это было 7 371 килограмм меди. Еще пара лет понадобилась на строительство постамента, проект которого разработал архитектор В. Стасов.

Внешний вид

Памятник Кутузову был открыт в декабре 1837 года. Это событие было приурочено к 25-й годовщине изгнания Наполеона из России, и сопровождалось салютом и грандиозным военным парадом.

Для создания реалистичного образа М. Кутузова был использован парадный портрет великого полководца работы Д. Доу. Однако скульптор несколько идеализировал его фигуру, придав ей большую энергетику. При этом он уделил основное внимание позе полководца, которая должна была выражать его воинственный настрой и стремление к победе.

В правой руке М. Кутузов сжимает шпагу, а в левой — фельдмаршальский жезл. У ног фигуры лежит не развернувшееся французское знамя, у которого обломано древко. Его навершие в виде наполеоновского орла прижато к земле. Все это символизирует поверженность французской военной мощи перед гением русского военачальника.

Фигура полководца, как и требовали условия конкурса, облачена в форменный мундир, который украшен орденами. Скульптор с особой тщательностью изобразил генеральские эполеты, темляк на шпаге и шитье на обшлагах и воротнике.

Тем не менее, он не смог до конца отойти от принятых в то время канонов, и плащ Кутузова очень напоминает римскую тогу.

По мнению специалистов, это произведение стало первым шагом в переходе от классицизма к реализму в русском искусстве.

Памятник Кутузову в Смоленске

Заслуги великого полководца не были забыты в советский период. В частности, в 1954 году в Смоленске был воздвигнут памятник Кутузову работы скульптора Г. Мотовилова и архитектора Л. Полякова.

Открытие монумента состоялось в 1954-м году, местом для его установки была выбрана территория рядом с Успенским собором.

Памятник стал дополнением к ряду других мемориальных сооружений Смоленска, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Описание

Памятник Кутузову в Смоленске отлит из бронзы. Он представляет собой фигуру полководца во весь рост на строгом постаменте из розового гранита. Фельдмаршал изображен с непокрытой головой и в парике.

У него большой лоб, нос с горбинкой, невидящий правый глаз, глубокие складки у рта, обильные морщины и двойной подбородок. Кутузов одет в военный мундир и его грудь украшена боевыми наградами.

При этом правая рука полководца сжимает рукоять обнаженной шпаги, опущенной к земле, а левой рукой он придерживает плащ.

Подольский памятник

Кутузов Михаил Илларионович прославился во многих сражениях и операциях. В частности, всем известен его Тарутинский маневр, который был произведен на подольской земле. Как свидетельствуют исторические документы, он не был заранее спланирован, и решение было принято интуитивно, исходя из ситуации. Как бы то ни было, маневр достиг своей цели и помог ослабить армию Наполеона.

В 20 веке на месте, где останавливалась армия под предводительством Кутузова, построили микрорайон. Он был назван в честь прославленного полководца. В 1994 году по инициативе местных властей начались работы, в результате которых появилась стела с барельефом генерал-фельдмаршала. Кроме того, в 2012 году был также установлен и большой памятник Кутузову.

В Подольске, точнее, на территории одноименного района его можно увидеть, если отправиться на центральную площадь поселения Краснопахорское. Выбор места неслучаен, так как именно там после Бородинского сражения находился штаб полководца. Автор памятника — скульптор Александр Рожников. Он изобразил Михаила Илларионовича в наброшенной на плечи шинели, смело шагающим навстречу испытаниям.

Памятник М.И. Кутузову в Москве

Этот величественный конный монумент установлен на проспекте, который назван в честь генерала-фельдмаршала. Идея его установки родилась еще в 1945 году, когда праздновалось 200-летие со дня рождения Кутузова.

Однако окончательное решение не было принято, и памятник полководцу в столице появился лишь в 1973 году. Его автором стал Н. Томский, который до этого создал несколько известных скульптурных изображений Ленина и Сталина.

Среди его наиболее удачных работ можно также назвать памятник Ломоносову на Воробьевых горах.

Кроме фигуры самого Кутузова, Томский занялся созданием скульптурных изображений героев Отечественной войны Багратиона, Ермолова, Платова, Раевского и Давыдова. Их разместили на выступе постамента, на котором присутствует благодарственная надпись.

Теперь вы знаете, как создавался памятник Кутузову в Петербурге и знакомы с описанием скульптурных композиций, посвященных полководцу в столице, в Подольске и в Смоленске. Они являются выражением благодарности русского народа одному из величайших своих сынов, посвятившему всю свою сознательную жизнь защите интересов Родины.

Источник: https://autogear.ru/article/260/497/pamyatnik-kutuzovu-mihailu-illarionovichu-v-moskve-sankt-peterburge-smolenske/

Ссылка на основную публикацию