Москва — петербург: третий рим или четвертый?

Откуда пошло выражение «Москва – Третий Рим»?

Известная всем со школьной скамьи фраза «Москва — Третий Рим» появилась на Руси в первой половине XVI века. Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства. Ее автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей.

В посланиях 1523—1524 годов дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III он говорил о роли «Рима земного», которую должна была занять Москва.

Эта идея, получившая в науке название translatio imperii (с лат. «переход империи»), впервые появилась еще в античных источниках и кочевала из эпохи в эпоху.

«Первый» Рим, прозванный современниками caput mundi (с лат. «столица мира»), был центром цивилизации, носителем верховной власти на земле. После распада Западной Римской империи в результате нашествия варваров новым, «вторым», Римом стал Константинополь.

В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе как Восточная Римская империя, эта философия пополнилась христианскими смыслами. Новый центр мироздания стал местом паломничества жаждущих отмолить грехи и получить прощение.

Но и «второму» Риму было не суждено существовать долго: в 1453 году турки-османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской власти. Вновь возник вопрос — кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле.

В интеллектуальной среде православных народов стали возникать прообразы центра — хранителя заветов православия: сербы, например, считали будущим «третьим Римом» Белград, болгары — Великое Тырново.

Однако во второй половине XV века большинство этих территорий находилось под властью Османской империи. Единственным независимым православным царством оставалось Русское государство.

На тот момент оно сбросило ярмо монголо-татарского ига и постепенно становилось мощным централизованным государством.

Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать».

Этот тезис на словах закреплял за Москвой статус последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобного самопровозглашения, формулу «Москва — Третий Рим» приняли многие.

Укреплявшееся Русское государство должно было политически закрепиться на мировой арене. С религиозным «переходом империи» от Константинополя к Москве возникла потребность и в политической преемственности от Византии.

Возникали легенды о происхождении Рюриковичей от брата римского кесаря Августа; о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором; о белом клобуке, ведущем свою историю от Константина Великого. Все это подкреплялось браком Ивана III и племянницы последнего византийского императора — Софьи Палеолог, принятием им царского титула и византийского герба.

Само самодержавие строилось на концепции «Москва — Третий Рим»: государь всея Руси не только был политическим лидером, но и гарантировал сохранение православных церковных канонов и чистоты нравов.

Также статус Третьего Рима означал для Москвы и ряд «вселенских» обязанностей, которые были выгодны в том числе и западному христианскому миру.

Русь в качестве защитницы христианской веры становилась ответственной за христиан, находившихся в подданстве Османской империи, а потому должна была активно включиться в борьбу с турками-османами, покорявшими одну за другой территории Европы.

Позднее идеи монаха Филофея канули в лету и оказались вновь востребованными только в середине XIX века. Тогда концепцию «Москва — Третий Рим» стали использовать славянофилы. Они обосновывали ею отличный от Запада и Востока исторический, «третий», путь России.

Источник: https://www.culture.ru/s/vopros/msk-tretiy-rim

Рим или Санкт-Петербург — где лучше отдыхать? Сравнение Рима и Санкт-Петербурга по ценам, погоде, инфраструктуре и отзывам 2018

И Рим, и Санкт-Петербург одинаково подходят для поездки с ребенком: имеющаяся инфраструктура и пляжи ориентированы на детей и создают комфортные условия для отдыха всей семьёй.

Всего 30-60 минут езды на общественном транспорте из центра Рима — и вы попадете на морские курорты Остио, Анцио, Сперлонгу. Пляжи чистейшие, с развитой инфраструктурой.

На большиснтве пляжей рядом с Римом песчаных пологий вход в море, волны бывают редко.

Пляжей в Санкт-Петербурге много, но купаться на них запрещено. В 30 км от города расположено озеро Безымянное, где можно не только позагорать, но и поплавать. Пляж на озере песчаный, на территории расположены биотуалеты, скамейки, «грибки», кафе и игровая зона для детей.

Заходить в озеро можно лишь со стороны оборудованного пляжа, спуск в воду пологий, есть мелководье.

Путешествие в Рим дешевым не назовешь. Обед на двоих — минимум 20 EUR, ужин в ресторане и вовсе выйдет 40-60 EUR на двоих. Поездка на такси — от 10 EUR, апартаменты — 40 EUR в сутки.

Туристам Санкт-Петербург предлагает большой выбор жилья – от шикарных гостиничных комплексов до скромных мини-отелей. Ночь в хостеле стоит порядка 800-1000 RUB. Проживание в отеле 3* – от 3000 RUB. Обед в столовой – 150-250 RUB, фастфуд – от 200 RUB. Стоимость входного билета в Эрмитаж – от 400 RUB.

Нескончаемые толпы туристов приезжают в Рим весь год. Зима тут прохладная и дождливая, лето — жаркое и влажное. Поэтому лучшими месяцами для тура в Вечный город являются апрель-май и сентябрь-октябрь, когда температура воздуха колеблется в пределах +18-26С.

Разглядеть красоту Санкт-Петербурга можно в любое время года, все же мы рекомендуем ехать в город с мая по сентябрь, когда устанавливается теплая погода – 20-25°С, и есть возможность увидеть белые ночи, они идут с мая до середины июля. Не забудьте взять с собой зонт, осадки здесь выпадают довольно часто.

Столица Италии — Рим — крупнейший город страны, где живет почти 3 млн человек.

Красоту и величие Рима омрачают невообразимые толпы туристов возле главных экскурсионных объектов. Будьте готовы по полдня провести в очередях.

Санкт-Петербург по праву носит звание культурной столицы России – шутка ли, здесь около восьми тысяч культурных объектов, которые находятся под охраной государства и ЮНЕСКО. Великолепные здания утопающие в туманах, белые ночи, сотни мостов и каналов – это все Петербурге – городе, где проживает более 5 млн. человек.

Летом в Санкт-Петербурге ходят толпы, огромные толпы туристов из разных стран мира. Здесь нужно не только заранее бронировать жилье, но и пораньше занимать очередь в Эрмитаж, ведь, чтобы увидеть Георгиевский зал и «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи, многим приходится отстаивать перед кассой по 2-3 часа.

Во время пребывания в Риме не нужно терять бдительность, особенно в метро и в районе вокзалов. Карманные кражи, грабежи, мошенничество — обычное явление в итальянской столице.

Путешествуя по Санкт-Петербургу, нужно быть очень бдительным, потому что воры и карманники с успехом обчищают зазевавшихся туристов в толпе. В вечернее время не гуляйте по малознакомым районам – заблудиться в череде дворов легко, а найти дорогу обратно – не просто.

КомментарийОценка
Достопримечательности Осмотреть все достопримечательности Рима за один визит вряд ли удастся. Если вы едете в Вечный город впервые, советуем посетить самые популярные — Колизей, Капитолийский холм, Площадь Испании, Пантеон, Римский форум, Сикстинскую капеллу, базилику Санта-Мария-Маджоре, Площадь Св. Петра, Термы Каракаллы. 5,0
Кафе и рестораны Единственная проблема с питанием в Риме — сложно выбрать, в какое же из десяти тысяч заведений общественного питания пойти на обед. Вполне предсказуемо, что в туристических местах цены выше, а сервис хуже. Более приятные цены и уютная атмосфера в ресторанчиках колоритного района Трастевере. 5,0
Клубы и бары После захода солнца Рим преображается. К барам и дискотекам подтягивается молодежь, в основном из числа туристов. Местные предпочитают веселиться в четверг-субботу. Самые веселые и демократичные клубы работают в районе Террачина. 3,0
Смотреть всю таблицу
Фестивали и карнавалы Шумные гуляния сопровождают главный праздник города — День основания Рима (21 апреля). Повсюду царит атмосфера древней могучей цивилизации, имеющей когда-то колоссальное мировое влияние. На улицах проходят карнавалы, шествия красивых мужчин в костюмах легионеров, организованы турниры, концерты и ярмарки. 5,0
Активный отдых Если у путешественников, приехваших в Рим, еще остаются силы после экскурсий и знакомства с итальянской кухней, в городе предлагаются такие виды активного отдыха как поездки на велосипедах (обычных и тандем), катание на роликах и гироскутерах. 2,0
Шоппинг В плане покупок столица Италии даст фору многим модным городам мира. Элитные бутики ищите на улицах, расположенных вокруг площади Испании, одежду и обувь среднего ценового сегмента — на ул. Via Cola di Rienzo, для желающих сэкономить — магазины на Via Nazionale. 5,0
КомментарийОценка
Достопримечательности Санкт-Петербург – это сокровищница российской истории и культуры. Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, Михайловский дворец – это лишь малая часть того, чем способен удивить и восхитить Петербург. В городе огромное количество музеев, парков, памятников и церквей. 5,0
Кафе и рестораны Рестораны высокой кухни, бюджетные столовые, уютные кофейни, ароматные блинные – в Санкт-Петербурге есть заведения на любой вкус. Туристы могут попробовать традиционно русские блюда, европейские и восточные. В рыбном ресторане обязательно закажите корюшку – эту рыбу здесь любят и готовят очень вкусно. 5,0
Клубы и бары Репутация самого культурного города России не мешает Петербургу быть одним из главных центров ночной жизни страны. В городе несметное количество баров и ночных клубов, уровень которых соответствует столичным заведениям. Веселье на танцполах начинает разгораться в пятницу и не утихает до воскресенья. 5,0
Смотреть всю таблицу
Фестивали и карнавалы Праздников и фестивалей в Санкт-Петербурге так же много, как и достопримечательностей. Из главных – Алые Паруса, День Военно-Морского флота и День открытия фонтанов Петергофа. На протяжении года в городе проходят различные фестивали, посвященные музыке, кино, балету и театральному искусству. 5,0
Активный отдых Любителям активного отдыха в Санкт-Петербурге однозначно будет, чем себя занять – туристы катаются по Неве на лодках и катерах, посещают веревочные парки, сплавляются на каяках, ездят на джипах по бездорожью, заказывают конные экскурсии, летают на учебных самолетах и вертолетах. 5,0
Горные лыжи В 77 км от Санкт-Петербурга находится один из лучших горнолыжных комплексов Ленинградской области – «Игора». На его слонах проложено 10 трасс – синие, красные, черные, есть сноупарк и хайфпайп. К услугам отдыхающих – 9 подъемников, пункт проката спортивного снаряжения, кафе и рестораны, отели, каток и экстрим-парк. 3,0
Шоппинг В торговых комплексах Санкт-Петербурга и на Невском проспекте вы найдете отделы со всеми известными европейскими брендами. В магазинах города в большом ассортименте представлены товары различных категорий – от дизайнерской одежды до антиквариата. 5,0

Источник: http://travelask.ru/questions/1100073-rim-ili-sankt-peterburg-chto-luchshe

Почему Москва – не «Третий Рим»

(Друкуємо мовою оригіналу)

«Москва – Третий Рим, а четвертому – не бывать» – это фраза, которую обронил псковский монах Филофей в начале 16-го века, и которая до сих пор является национальной идеей России.

Кто и когда придумал эту мифологему и как ее аргументировал? Почему это – манипуляция? И изменится ли самосознание россиян после предоставления Украинской церкви автокефалии? Об этом в эфире Радио Донбасс.

Реалии говорили историк, координатор проекта «Лікбез – Історичний фронт» Кирилл Галушко и российский политолог, доктор философских наук Игорь Чубайс.

– Кирилл, в источнике, откуда появилось выражение «Москва – Третий Рим», цитируют фрагмент так.

Читайте также:  Город тихвин ленинградской области

Это псковский монах Филофей в 1523 (или 1524) году написал письмо великокняжескому дьяку: «Так знай, крестолюбец и боголюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам. Это и есть Римское царство, ибо два Рима пали, а Третий стоит, а четвертому – не бывать». Что имел в виду монах Филофей?

Кирилл Галушко: По поводу того, что он имел в виду, специалисты спорят долго. Есть два послания Филофея, то, что вы назвали, и второе, великому князю московскому Василию.

В 1453 году, за полвека до того, как он это написал, пал Константинополь, его захватили мусульмане. В результате на тот момент Московское государство оставалось единственным суверенным и независимым православным государством. Часто эту фразу вырывают из контекста, а это всего лишь кусочек того, что он излагал.

Старец переживал по поводу роста греховности в Московском княжестве. В послании великому князю это все было в контексте, например, распространения мужеложства, то есть содомии, не только среди мирян, а и среди священников. Поскольку оставалось одно единственное православное царство, то надо было беречь его святость.

– Когда Филофей писал эти строки, имел ли что-либо подобное на то, как мы смотрим на эту мифологему в 2018 году?

Кирилл Галушко: Так глобально он не имел в виду. То есть, как для средневекового священника, у него был взгляд глобальный, в предчувствии конца света, который может наступить, если в Московском государстве будет что-то не так. Поэтому «Третий Рим стоит, а четвертому – не бывать», это была риторическая фраза, которая взывала к ответственности властителя.

Понятно, что потом сама фраза использовалась в разное время по-разному.

Что-то актуализировалось во времена Екатерины Второй, у которой был греческий проект, возрождение Византийской империи, поэтому она своего первого сына назвала Константином.

Если бы русские войска дошли до Константинополя-Стамбула, возродилась бы Византийская империя, ее бы возглавил дом Романовых и, например, сын Екатерины.

Потом это было переиздано во времена Александра Второго в средине 19-го века, когда была очередная фаза активности Российской империи. Крымская война на самом деле была Восточной из-за претензий России на святые места – Палестину. Надо было возобновить, переосмыслить идеологические претензии на Ближний Восток.

И нельзя забывать, Петр Первый, когда становился всероссийским императором, упомянул, что император Священной Римской империи Максимилиан называл того самого Василия, к которому обращался Филофей, как императора россов. То есть это были прецеденты борьбы за наследие Византийской империи.

Российская империя пыталась протянуть ниточку через Мономаха до максимальной современности, чтобы это давало исторические прецеденты для экспансии.

Кирилл Галушко, историк, координатор проекта «Лікбез – Історичний фронт»

– К максимальной современности. До сих пор, эта фраза, идеологема – одна из столбов российской национальной идеи. Вы согласны, что она актуальна?

Кирилл Галушко: Я согласен, потому что общественное сознание россиян и их видение исторического пути России, ее корней, происхождение ее власти, монархии и так далее, опирается на ряд мифов и мифологем.

В этом есть какие-то факты, а есть идеология, которая вводилась в определенное время. Это, прежде всего, мессианство. Великая историческая миссия Российского государства, которое в своем великодержавии, великой культуре, воздействии на мир, геополитических претензиях является наследником как минимум Киевской Руси, «мы все вышли из киевской купели» и «Киев мать городов русских».

Памятник Киевской княгине Ольге, которая в 957 году приняла христианство, Святому Апостолу Андрею Первозванному и создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию, Киев

– А в чем мессианство русских?

Кирилл Галушко: В этом возникает его главная проблема, потому что оно для внутреннего потребления.

У Советского Союза в его мессианстве была одна из ведущих мировых идеологий, коммунистическая, которая представляла свой рецепт общественного развития.

Достаточно гуманный, идеалистический, с практикой тоталитарного Советского Союза далеко не все сталкивались. Было много людей, которые симпатизировали этому социалистическому и коммунистическому проекту.

После 1991 года предложить нечего, потому что Америка, Запад и так далее, могут манипулировать такими словами, как борьба за демократию, права человека, свободу и так далее, имея для этого определенные рецепты.

А российская идеология в последние 20 лет очень обеднела, потому что нечего предложить, кроме расширения пределов России, опираясь на какие-то исторические претензии. Но что дать тем людям, которые будут присоединены, неизвестно. Поэтому сейчас идеология Третьего Рима рассчитана прежде всего на россиянина. Кроме исторических аргументов, нет программы на будущее.

– Игорь, слышите ли вы еще эту формулировку «Москва Третий Рим, четвертому – не бывать»? Жива ли она в народной памяти россиян?

Игорь Чубайс: Эта формула не забыта, но в последнее время упоминается крайне редко и никакого отношения не имеет к тому, что сегодня происходит в нашей стране.

​Я бы сказал, что кроме всего прочего, в России сейчас глубочайший идейный кризис. Тоталитарная, авторитарная власть существует тогда, когда она выдвигает какой-то миф.

У Гитлера была идея Третьего Рейха, у Ленина идея мирового коммунизма. У нынешней власти сохраняется авторитаризм, но идеи никакой нет. Хотя ее кусочки существуют.

Например, такими фрагментами является миф о тотальных врагах. Но этот миф сегодня умирает.

Особенно серьезные изменения произошли после вбрасывания тезиса о реформе пенсии. На самом деле, о лишении права целой возрастной группы на пенсию. Многие люди поняли, что эта власть их не поддерживает и против них. Этот идейный кризис хорошо осознается и вне России, и внутри России. Поэтому после 1991 года мы видим постоянные отпады разных прежних систем, которые существовали.

Игорь Чубайс, российский политолог, доктор философских наук

– Недавно была опубликована статья Владислава Суркова «Одиночество полукровки», ее резюме в том, что «Россия 4 века шла на Восток, 4 на Запад, ни там, ни там не укоренилась и теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизаций, третьего мира, Третьего Рима». Суть в том, чтобы идти по какому-то особому своему пути. Разве это не идея?

Игорь Чубайс: Нет, это конечно не идея. Это не путь. Мы 70 лет жили по принципу «весь мир идет не в ногу, а мы в ногу». Это привело к катастрофе, которая еще не забыта.

Снова выстраивать, аргументировать такую стратегию, это пережевывать уже съеденное.

Тем более, теряется не только структура, теряется наш русский язык, теряются фундаментальные ценности из которых складывается цивилизация.

Кирилл Галушко: Вопрос на каком пространстве оно работает. В самой России это работает очень хорошо, потому что это опирание на те шаблоны, которые использовались разными формами российской государственности. Никого не удивляет синтез православия и сталинизма. Хотя одна доктрина атеистическая, другая является конфессией.

​С православием ситуация аналогичная внешнеполитическим проблемам России. Поскольку РПЦ является элементом государственной идеологии, государственной структуры повторяет абсолютно зеркально то, что делает Путин.

Вселенские патриархаты, в том числе Константинополь, у которого практика игры на этом поле на тысячу лет дольше. Второй Рим не совсем умер.

Когда идет претензия со стороны Московской патриархии на главенство в православном мире, Второй Рим начинает нервничать.

Президент Украины Петр Порошенко и вселенский патриарх Варфоломей во время встречи в Константинополе / Стамбуле. Турция, 9 апреля 2018

– Кирилл, не станет ли противостояние «Второго» и «Третьего» Римов – томос, который ожидает украинская православная церковь, началом переосмысления самих россиян?

Кирилл Галушко: Главная проблема в отношениях Украины и России, которая будет продолжаться очень долго, что Киев мать городов русских. Весь образ прошлого, который есть у россиян, начинается в Киеве. Но после 1991 года Украина продолжает изучать свою историю на своей территории, а Россия изучает историю в школе начиная с украинской территории.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

​(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

НА ЦЮ Ж ТЕМУ:

Філарет розповів про процедуру отримання томосу про автокефалію в Україні

Томос наближається: на що піде РПЦ?

Томос для України: погрози Кремля нашкодили самій Росії

Вселенський патріарх підтвердив рішучість надати автокефалію Україні – ЗМІ

У Московського патріархату немає власності в Україні – Єленський

Вселенський патріарх Варфоломій I під час вшанування пам’яті жертв Голодомору-геноциду в Україні 1932–33 років. Київ, 26 липня 2008 року

Источник: https://www.radiosvoboda.org/a/donbass-realii/29519436.html

«Москва — Третий Рим»: история спекуляции

Планы завоевания Константинополя, борьба староверов с Никоном, церковные интриги, мечты славянофилов, национальная идея и другие последствия трех слов из письма монаха XVI века в изложении американского историка

Успенский собор Московского Кремля (фрагмент фотографии) © Wikimedia Commons

Выражение «Москва — Третий Рим» известно всем еще из школьного кур­са истории: якобы под этим девизом Иван III собирал русские земли, а его преемники расширяли и укрепляли православную власть. В дей­ствительности значимость и широкую известность доктрина приобрела лишь в середине XIX века.

Американский историк Маршалл По в 2001 году написал статью «Изобре­тение концепции „Москва — Третий Рим“» («Moscow, the Third Rome: The Origins and Transformations of a „Pivotal Moment“»), в которой проследил развитие идеи от первого упоминания в письмах псковского монаха Филофея в XVI веке до ее сегодняшнего восприятия как поворотного момента в истории России. Arzamas приводит основные положения этого исследования, демонстрирующего, как строчка из письма псковского монаха стала национальным мифом.

«Осевой момент» и ошибки историков

Любой человек, обращающийся к истории Нового времени, неизбежно стал­кивается c историографическим феноменом «осевого момента».

Такой момент случается в «решительный час», «на перекрестке истории», когда «нация» или «эпоха» лицом к лицу сталкивается с каким-то набором исторических путей и выбирает лишь один.

Поворотные события не просто возникают в потоке исторических материалов, они открываются учеными, которые порою слиш­ком эмоционально изображают историческую драму.

Более того, хотя такие «поворотные моменты» и считают ключом к «корням» современного мира, они часто являются результатом слишком усердного поиска удаленных исторических истоков. Российская история дает превосход­ный пример того, к чему приводит неумеренное обращение к логике «осевых моментов».

Несомненно, формирование доктрины «Москва — Третий Рим» — это один из самых известных и неверно истолковываемых эпизодов российской истории.

Уже более столетия рождение доктрины Третьего Рима описывали и описывают в монографиях, обзорах и популярной литературе как фундамен­тальный перелом в исторической эволюции России.

Монах Филофей открывает Третий Рим

Нет никаких свидетельств тому, что Москва или Русь именовались Третьим Римом в каком-либо славянском тексте до первой половины XVI века. Псков­ский монах Филофей был первым, кто обнаружил Третий Рим в Московии.

В первые десятилетия XVI века он написал одно или более писем, содержащих упоминание о «третьем Риме». Филофей ввел свою идею в обращение, написав в 1523–1524 годах письмо великокняжескому дьяку.

В большинстве сохранив­шихся копий этот ключевой фрагмент звучит так:

Об истинном смысле послания Филофея

Слова из письма монаха часто толкуются как триумфальная ода государю новорожденной вселенской империи. Но если интерпретировать доктрину в общем контексте письма, возникает совершенно иная картина намерений Филофея. Даже поверхностное знакомство с письмом показывает, что, хотя Филофей и упоминает «третий Рим», он не предлагает расширенного толкова­ния этой доктрины.

Его послание — детальное описание зол астрологии и като­лицизма «Послание на звездочетцев» Филофея было ответом на популярное в Европе астрологическое предсказание мирового потопа в 1524 году. Пропагандой астрологии и католических догматов занимался немецкий врач Николай Булев, живший при дворе Василия III. Скорее всего, именно с ним в заочный спор и вступил Филофей..

Читайте также:  Университетская набережная петербурга - одна из красивейших в европе

Поэтому мы вправе рассматривать письмо как преимуще­ственно увещевательное: власти, полагал Филофей, должны уничтожить ереси и защи­тить Церковь. Захват греческой империи мусульманами означал лишь перемещение Рима в Россию, но упадок Русской церкви должен был означать конец света, поскольку «четвертому Риму не бывать».

Филофей успешно трансформировал лесть в предупреждение.

Доктрина Филофея в XVI веке

Идея Филофея приобрела заметную популярность в церковных кругах, но она определенно не стала краеугольным камнем московской идеологии. Концеп­ция Третьего Рима проникает в московские сказания, например в «Повесть о новгородском белом клобуке» (ок.

1600) В «Белом клобуке» Константинопольский патриарх посылает Новгородскому архиепископу одеяния, символизирующие покровительство церкви, поскольку узнает во сне, что «земля Руси» есть «Третий Рим».. В этих сказаниях исчезает апока­ли­птический контекст — нигде не встречается важная для Филофея идея, что «четвертому [Риму] не бывать».

Сказания полны предчувствий яркого буду­щего Третьего Рима, а не ощущений надвигающейся катастрофы. Московские власти, в свою очередь, игнорировали имперские коннотации теории Третьего Рима.

Третий Рим на службе староверов

Титульный лист «Повести о новгородском белом клобуке». 1861 год © Wikimedia Commons

Если в XVI веке Русская церковь и счи­тала идею Третьего Рима полезной, то она переменила свою точку зрения к 1667 году, когда Церковный совет запретил «Белый клобук».

Причиной запрета стало то, что секты схизмати­ков использовали идеи из «Белого клобука» для сопротивления реформам Никона, приведшим к церковному рас­колу. Эти группы (впоследствии эволюционировавшие в староверов) рассуждали следующим образом: письма Филофея и «Белый клобук» называли Россию Третьим Римом, поскольку ее церковь была чище греческой, которая «предалась агарянам» То есть туркам.

От греч. «Агарь» — побочная жена Авраама, мать Измаила, от которого, по легенде, произошли арабы.. Принятие идеи Третьего Рима староверами — это важный момент в ее истории. Они были первыми, кто уже в XVII веке расценил идею Третьего Рима как «осевой момент» в русской истории.

Староверы ясно продемонстрировали свою веру в идею Филофея: когда у власти в право­славной церкви стал «антихрист» Никон, они ушли сами и унесли идею Треть­его Рима в удаленные и дикие места; эту идею они продолжали исповедовать еще в XVIII — начале XIX века.

Третий Рим, о котором все забыли

В отличие от староверов, для политической элиты конец междоусобицы, присоединение Новгорода или коронование Ивана IV на царство были гораздо более важными событиями, чем формирование идеи Третьего Рима.

Хотя в экспан­сионистской политике Петра и Екатерины многие историки были склонны видеть влияние доктрины Филофея, представляется, что она была совершенно забыта имперской элитой. Сравнение Российской империи с Римской не редкость в ту эпоху, но ссылок на доктрину Третьего Рима мы не встретим.

Так, в 1697 году греки братья Лихуди поднесли Петру Великому оду, в которой описывали царя как наследника трона в Константино­поле, но ни в этой оде, ни в других подобных произведениях формула «Третий Рим» не появляется.

Эта формула остается малоизвестной за пределами староверских обществ и в 1‑й половине XIX века. Даже в текстах славянофилов, ряд которых верили, что Москва превзошла и Рим, и Константинополь, нет указания на идею Филофея.

В 1819 году в популярной серии исторических документов была опубликована «Грамота об учреждении в России патриаршеского престола» В 1589 году на прошение об учреждении Московского патриархата архиепископ Константипольский и Вселенский патриарх Иеремия II ответил согласием.

Одобрив идею, он снадбил ее таким комментарием: «Воистину от Бога таковая благочестивый царь, великое Российское царство, Третий Рим, благочестием всех превзыде». Представляется очень вероятным, что московские иерархи вложили в его уста импонировавшую им доктрину. Патриарх, вероятно, не был знаком с посланиями Филофея, хотя бы потому, что не мог читать или говорить по-русски.

, сделавшая доктрину доступной читающей публике. Например, Николай Карамзин отмечал, что упоминание Третьего Рима имело целью поддержать создание патриархата, и далее в своих толкованиях не шел: в этом контексте доктрина не выглядела чем-то существенным.

Интерпретация доктрины в церковных кругах

Без всякого сомнения, многие священнослужители были осведомлены о суще­стве идеи Третьего Рима.

Но церковные исторические работы и мис­сионер­ские пособия, которые содержали указания на эту идею, не раскрывали ее под­робно: упоминание Третьего Рима обнаружило бы связь между взглядами раскольников и доминирующим во многих православных церковных текстах XVI века антигреческим настроением и тем самым легитимизировало бы раскольническую теологию.

Характерно, что в историческом словаре церков­ных писателей, составленном в 1827 году, о Филофее говорится как об авторе «Послания на звездочетцев» и отмечаются прежде всего его заслуги в деле развенчания «предрассудка» гадания по звездам. Критика Филофеем греческой церкви, равно как и его теория о трех Римах, не упоминаются вовсе.

Возникновение интереса к Третьему Риму

Интерес к Третьему Риму стал заметным фактом интеллектуальной жизни после восхождения на престол в 1855 году Александра II. В этот период было опубликовано несколько источников, содержащих упоминание об идее Третьего Рима.

В 1861 году вышло новое издание «Послания на звездочетцев», в комментарии утверждалось: Филофей выступал со своей идеей против «бытовавшей тогда веры об осквернении христианской церкви в странах, захваченных неверными», но никак не против греческой церкви.

Тем самым смягчалось еретическое звучание доктрины.

Первая философская интерпретация

Несколько лет спустя после публикации работ Филофея историк Владимир Иконников предложил радикально новую интерпретацию доктрины. Его толкование в дальнейшем окажет определяющее влияние на восприятие истории Московского княжества.

Иконников предложил рассмотреть кон­цепцию Третьего Рима в контексте развития имперской идеологии России, а не в рамках церковной дискуссии о проблемах греческой православной церкви под иноверным контролем.

Появление доктрины Филофея в начале XVI века было истолковано Иконниковым как свидетельство рождения новой московской идеологии: Византия пала, Москва заняла ее место, а Филофей выразил новое понимание русским двором места Московии в системе мировых отношений в качестве третьей исторической империи.

По его мнению, отрицание возможности существования четвертой исторической империи было знаком нарождающегося московского мессианства, а не просто пророче­ством. Прочтение Иконниковым идеи Третьего Рима как идеи мировой империи — спасительницы человечества получит вскоре широкое распространение.

Растущая популярность Третьего Рима

Наилучшим индикатором популярности концепции в последней четверти XIX века может служить появление упоминаний о ней в многотиражных исторических обзорах и энциклопедиях.

Читатели могли узнать из научно-популярных работ, что построение огромного Российского государства было вдохновлено верой московитов в наследование римской имперской и эсхато­логической миссии.

К 1900 году концепция Третьего Рима была неразрывно связана в умах образованной русской публики с Московским периодом русской истории. Тем не менее немногие усматривали возможность влияния этого исторического наследия на современные судьбы России.

Исключением из пра­ви­ла были сторонники панславизма в 1870–1880-е годы. Для обоснования своих призывов к защите «славянских братьев» и даже к завоеванию Константинополя панслависты использовали идею Третьего Рима.

Расцвет Третьего Рима: третий путь, русская идея

Доктрина Филофея становится все более влиятельной в царствование Алек­сандра III. Во время коронационного банкета новый император восхвалялся как защитник славян, продолжатель дел Константина и правитель Третьего Рима. Идея оказала определяющее влияние на формирование взглядов наследников идей панславизма и славянофильства — идеалисти­ческих философов конца XIX — начала XX века.

Владимир Соловьев широко использовал данную доктри­­ну в своих трудах, объясняя с ее помощью концепцию христианского универсализма. Центральным его аргументом была идея об особом предназна­чении России в деле сближения Востока и Запада и создания мирового органи­ческого единства.

Доктрина Третьего Рима как нельзя более подходила к этой системе историко-философских взглядов: она утверждала исторические корни особой русской миссии и являлась метафорой «русской идеи». Согласно Соловьеву, Россия была не только третьей в числе наследников античного Рима, но также олицетворяла собой «третий принцип», в силу бескорыстия которого возможно объединение Востока и Запада.

В 1914 году вышла книга Ивана Кириллова, в которой впервые описывалась история развития концеп­ции Третьего Рима.

По мнению Кириллова, эта доктрина стала свидетельством пробуждения самосознания русской нации: до Филофея Россия не имела цели, он предоставил Московскому государству и русскому народу видение собствен­ного предназначения; раскольники, представляя собой интуитивно-народное понимание «русской идеи», боролись с чужеземными искажениями доктрины; в петровское время интеллигенция была отделена от народа, и доктрина Треть­его Рима была предана забвению в образованной среде до сороковых годов XIX века, а затем была возрождена славянофилами, которые были первыми представителями образованного русского общества, понявшими «русскую идею». Кирилловская публикация завершила трансформацию доктрины Третьего Рима от смутного пророчества, высказанного псковским монахом, к «осевому моменту» в русской истории.

Третий Рим в Советском Союзе

Кремль. Фотография Михаила Прехнера. 1930-е годы © Мультимедиа-арт-музей

Возрождение русского национализма в сталинские годы оказало известное влияние на понимание доктрины Третьего Рима в Советском Союзе.

В серии документов 1930-х годов партийное руководство осудило Михаила Покров­ского Покровский Михаил Николаевич — историк-марксист, один из главных советских историков 20-х годов, член партии большевиков с 1905 года, инициатор так называемого «академического дела» — уголовного дела против членов академии наук, результатом которого стала чистка в рядах старой профессуры. «Школа Покровского» — последователи профессора, рассматривающие историю согласно марксистскому учению. «Школа Покровского» была разгромлена, в свою очередь, в конце 30-х годов. за чрезмерное пренебрежение имперским прошлым. Советские историки были вынуждены признать прогрессивной роль Московского царства в собирании русских земель и инородцев под эгидой того, чему суждено будет стать первым в мире социалистическим государством. В фильме Сергея Эйзен­штейна «Иван Грозный» царь завершал свою пронзительную речь об объедине­нии земель русских высокопарной цитатой из Филофея: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». О значении доктрины для истории страны писал и историк Николай Чаев в статье «„Москва — Третий Рим“ в по­ли­тической практике московского правительства XVI века». Однако советское научное руководство быстро постановило, что данное понимание этой доктри­ны было ошибочным: доказывалось, что доктрина имела хождение только в среде духовенства и не влияла на внешнюю и внутреннюю политику государства.

Современность

Хотя многие специалисты считают, что доктрина никогда не обладала суще­ственным влиянием в древнерусский период, и сейчас все еще можно встре­тить утверждения о статусе доктрины Филофея как официальной идеологии Московского царства. Особенно часто подобные утверждения встречаются в учебниках истории.

Многие русские ищут в идеях Филофея основание для развития постсоветской «русской идеи». Просоветские и русские национали­сти­ческие группы восприняли концепцию Третьего Рима как знак русского возрождения. На Западе доктрина приводится как исторический контекст «русского мессианизма» и «экспансионизма» в газетных публикациях, книж­ных обзорах и передовицах.

Даже западные политические лидеры находят порой корни современной российской политики в идеях Филофея.

Маршалл По © Wikimedia Commons

Попытки отыскать корни современ­ных событий в «осевом моменте» отда­лен­ного прошлого опасны, неизменно ведут к «открытию» аналогий и приво­дят к анахронизмам и другим ошибкам.

Со второй половины XIX века многие ученые, философы и публицисты открывали для себя в письменном наследии Филофея «корни» того, что они считали основными характери­стиками «русской идеи».

Владимир Ламанский обнаружил там истоки панславизма, Владимир Соловьев нашел корни христианского универ­сализма, Николай Бердяев открыл происхождение большевизма, а идеологи холодной войны — основа­ния советского «экспансионизма».

Но анализ ранней истории доктрины поз­воляет заключить, что Филофей не мог помыслить ни одной из этих поздних инкарнаций созданного им образа «третьего Рима»: «третьерома­низм» — это результат проецирования современной идеи, а именно идеи «русской миссии», на внешне схожую концепцию раннего Нового времени. 

Источник: https://arzamas.academy/materials/324

❶ Почему Москва — третий Рим

Выражение «Москва – третий Рим» давно превратилось в крылатое. Однако далеко не все знают, почему Москву стали так называть. Для того чтобы разобраться в происхождении этого утверждения, необходимо уделить внимание некоторым историческим моментам, связанным с российской столицей.

Древний Рим считался вечным и непобедимым, а в 313 году христианство было признано в этой стране официальной религией. Империя стала называться христианской, вместо одного царя появилось два – духовный и светский. Но, как известно, у каждого великого государства обязательно находятся свои враги.

В 410 году варвары вплотную подошли к вратам Западной Римской империи и осадили ее. И хотя римские воины сражались до последнего, город был захвачен и наполовину разрушен. Слава и величие римского государства, которое считалось главным оплотом христианства, дало трещину.

Следующее нападение на Рим произошло в 455 году. Вторжение вандалов было очень разрушительным и жестоким, это была одна из самых кровавых страниц в истории города. Два последующих десятилетия страна находилась в агонии, а в 476 году случилось падение Западного Рима.

Великая Священная Римская империя – символ незыблемости христианского мира, пала.

В процессе разделения Великого Рима на Восточную и Западную империи в 395 году произошел раскол и в церкви. Православный Восток и латинский Запад стали противостоять друг другу. После крушения Западной империи Византия явилась законной исторической и культурной преемницей Великого Рима.

Главенствующими представителями христианской церкви стали считаться константинопольские патриархи. Константинополь превратился в мировой центр христианства. Спустя тысячелетие произошел закат и этой державы.

Читайте также:  Ленинский район санкт-петербурга - района нет, достопримечательности остались!

Это случилось в 1453 году, когда Константинополь, или Царьград, как его называли на Руси, был захвачен турками-османами.

О том, что Два Рима пали, третий незыблемо стоит, а четвертому не бывать, написал в своем письме старец Филофей псковского Елеазарова монастыря. Послание было адресовано великому князю Василию III.

Согласно популярной исторической теории В.С. Иконникова, мысль, гласящая, что Москва – третий Рим, была высказана впервые именно в письмах Филофея. Данная идея была очень близка Руси, считавшейся наследницей Византии. Данное утверждение стало главной политической концепцией государства Российского в XV-XVI веках.

Процесс формирования новой идеологии сопровождался царствованием Ивана Грозного, затем превращением Русской Церкви в Патриаршество. Вера в духовную непобедимость Святой Руси наложила на государство важную миссию: сохранять православие и защищать его от посягательств врагов.

Таким образом и сложилось незыблемое представление о том, что Москва – это третий Рим.

Распечатать<\p>

Почему Москва — третий Рим

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-251218-pochemu-moskva-tretiy-rim

Почему Москву называют Третьим Римом

Каждому, кто учился в российских школах, известно, что Москва — это Третий Рим, и четвёртому не бывать. Однако мало кто знает, что значит это утверждение и как его придумали.

Возникновение концепции третьего Рима

Корни идеи о том, что Москва — это Третий Рим лежат отнюдь не в России. И изначально речь шла вовсе не о Москве. Концепция Третьего Рима возникла в XIVв. на Балканах, где постепенно разваливалась Византийская империя.

Сербские и болгарские правители, освободившись от власти слабеющей Византии, использовали эту идею, основанную на концепции переноса империи, для легитимизации собственных претензий относительно византийского наследия и консолидации сил против вторжения турок.

Поэтому изначально под Третьим Римом или новым Константинополем у болгар, например, подразумевался город Тырново, бывший в то время столицей Болгарии.

Однако консолидации сил так и не произошло. Осколки империи продолжали бороться между собой, пока Османская империя поглощала их один за другим.

После падения Константинополя и окончательного завоевания Балканского полуострова османами, из осколков Византийской империи началось массовое бегство знати и интеллигенции.

Многие из них отправились в Италию, где спровоцировали Возрождение, привезя туда огромное количество литературы, недоступной ранее в Западной Европе.

Однако Западная Европа была католической, поэтому те, кто не желал жить в католическом государстве и принимать католичество, бежали в последнюю, остававшуюся независимой православную страну — Россию.

Часто эта эмиграция носила дипломатический характер: знать покорённых государств пыталась найти союзников в борьбе с вторжением османов, чтобы освободить свои страны и вернуть власть.

Подстегнуть усиливавшееся Московское княжество к войне с турками хотели и те, кто уже входил в антитурецкую коалицию: Папа Римский, император Священной Римской империи германской нации и венецианский дож.

Их странам Османская империя уже угрожала напрямую, поэтому они вместе с византийскими дипломатами были совсем не прочь подстегнуть амбиции русских князей, предложив им идею о новой Римской империи и переносе Рима в Москву.

Восприятие концепции в России

Однако Москва на тот момент была слишком занята консолидированием русских земель вокруг себя, так что война с турками, которые на тот момент были очень далеки от сферы её влияния, не входила в её планы и интересы. Поэтому в России на концепцию Москвы как Третьего Рима практически не обратили внимания. Информация о ней, вероятно, сохранялась только в церковных кругах.

«Святая Русь». Картина Михаила Нестерова
Источник: Wikimedia.org

Первыми русскоязычными текстами, в которых появляется эта концепция, являются два послания старца Филофея, написанные в XVI веке: «О неблагоприятных днях и часах» и «Послание Великому князю Василию, в котором об исправлении крёстного знамения и о содомском блуде».

В первом документе слова о том, что Москва — это Третий Рим, а четвёртому не бывать, встречаются лишь в самом конце, а само послание посвящено совершенно иной теме.

Дело в том, что дьяк Михаил Григорьевич Мунехин, которому адресовано послание, был образованным и знакомым с западной наукой и жизнью человеком. Он увлёкся вошедшей в моду на Западе астрологией и попросил Филофея истолковать одно из сочинений на эту тему.

Филофей же доказывал ему, что астрология — это ересь, и жизнь человеческая зависит не от движения звёзд, а от воли божьей.

Поэтому Мунехину, который был дьяком при псковском наместнике и управлял многими делами Пскова, не следовало опираться в своих решениях на предсказания астрологов. Филофей говорит о том, что Русское царство — это Третий Рим, христианское царство, и жизнь его и величие в руках Бога.

Ту же мысль высказывает он и в послании князю Василию, в котором концепция Москвы как Третьего Рима занимает уже более важное место и играет иную роль. В нём Филофей предостерегает государя от того, чтобы царство его впало в грех и ересь.

По его словам, Русь — это последнее прибежище христиан,под Римом подразумевается исключительно правоверное христианское государство. В связи с этим сохранение чистоты обряда и борьба с грехом имеют крайне большое значение.

Первые два Рима пали именно из-за того, что впали в ересь и стали греховны, так что и люди их потеряли свой шанс на спасение. Единственное место, где ещё сильна истинная вера, — это Русское царство. Там живут последние праведники, тогда как остальной мир, по мнению Филофея, погрузился во грех. Но и эти праведники в опасности.

Филофей говорит о том, что на Руси люди неправильно крестятся, обеднела церковь и распространился содомский грех, так что последнему истинно христианскому царству тоже угрожает неминуемая гибель, если князь Василий этого не исправит.

Идея о том, что Москва — это Третий Рим упоминается в посланиях Филофея лишь вскользь и не имеет особой важности. Кроме того, она носит исключительно религиозный, а не политический характер.

Филофей ожидает конца света, и православное государство в его сознании является чем-то вроде ковчега для праведников, последнего оплота истинной веры.

Поэтому и четвёртому Риму уже не бывать — если последний оплот веры падёт, то новому уже неоткуда появиться.

Однако послания Филофея также остались незамеченными в светской среде, и о них знали только в среде церковной.

После реформ патриарха Никона, который перенял обновлённые греческие обычаи, тексты Филофея были признаны еретическими, поскольку одним из пунктов его критики Запада и двух «старых Римов» было именно искажение обряда.

Новый греческий обряд для него, как и для старообрядцев, был ересью, ставшей одной из причин падения Константинополя.

Возрождение

На некоторое время концепция «Москва — Третий Рим» вновь оказалась забыта, и вновь о ней вспомнили только во второй половине XIX века.

К тому моменту церковь существенно ослабла, и на передний план общественной жизни вышли вопросы нации, идентичности и отношений с Европой. Россия искала национальную идею.

Кроме того, у Российской империи наконец появились претензии в отношении Балканского полуострова.

«Святая Русь». Картина Михаила Нестерова
Источник: Wikimedia.org

Ирония в том, что столицей России был на тот момент Санкт-Петербург, само название которого отражает претензию города на статус нового Рима.

Поэтому, когда были переизданы несколько источников, содержащих упоминания концепции Москвы как Третьего Рима (среди них были и послания Филофея), они вызвали большой интерес русской интеллигенции и аристократии.

В отличие от Филофея, требовавшего сохранения чистоты веры, новые интерпретаторы использовали идею о Третьем Риме для обоснования притязаний России на роль защитницы всех православных.

Эту идею стали приписывать ещё Ивану III, собиравшему русские земли вокруг Московского княжества, обосновывая таким образом высшую миссию русского царя.

Эта концепция сохранилась и в советское время. Её отзвуки слышны даже в идее Третьего интернационала, сохранявшего чистоту социалистических идей после неправильной их интерпретации и поражения Первого и Второго интернационала. Но наибольшую известность фразе «Москва — Третий Рим» придал режиссёр Сергей Эйзенштейн, вложивший её в уста Ивана Грозного в одноимённом фильме.

Источник: https://sciencepop.ru/pochemu-moskva-eto-tretij-rim/

Почему Москва – третий Рим?

Всё большее распространение получало христианство в Древнем Риме. Государство это считали вечным и непобедимым. И когда в 313 году эту религию официально признали в Риме, вместо одного государя появились два — светский и духовный. А империю теперь называли христианской и признавали отражением царства небесного на земле. Но, как известно, ничто не вечно.

Итак, на дворе 410 год. Западная Римская империя едва сдерживает нашествие варваров. Готы, возглавляемые вождем Аларихом, подошли к воротам Вечного города и осадили его.

Римлянам поставлены позорные условия: они должны отдать всё своё имущество, рабов, золото в обмен на… Жизнь. И хотя горожане, ослабленные голодом и болезнями, уже готовы сдаться, вождю вскоре надоело ждать. Город был захвачен, разорён и наполовину разрушен.

Величие и слава римского государства, считавшегося главным оплотом христианства, дали трещину.

В 455 году Рим снова был захвачен. На этот раз вандалами. Вторжение было разрушительным и жестоким и настолько потрясло римлян, что стало одной из самых кровавых страниц в истории древнего города.

Последующие два десятилетия страна находилась в агонии. Она уже не способна была защитить своих жителей и стала беззащитна перед врагами. Наконец, в 476 году произошло Падение Западного Рима. Священная Римская империя — залог незыблемости христианского мира, представительница истинного царствия на земле, пала.

Законный наследник

Во время разделения Великого Рима на Западную и Восточную империи в 395 году раскол произошёл и в церкви. Началось противостояние православного Востока и латинского Запада.

После крушения Западной Римской империи, Византия стала законной исторической, культурной и цивилизационной преемницей Великого Рима. Главными представителями христианской церкви теперь считали константинопольских патриархов.

Отныне Константинополь стал мировым центром христианства.

Однако, спустя десять столетий существования, наступил закат и этой державы. Крах Византийской империи произошёл в 1453 году после захвата Константинополя турками-османами во главе с султаном Мехмедом II.

Новая надежда

«Два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не быть».

Это отрывок из письма старца Филофея псковского Елеазарова монастыря, формально адресованное великокняжескому дьяку Михаилу Мисюрю, однако фактически предназначавшееся для князя Василия III.

Согласно наиболее популярной в исторической науке теории, изложенной в трудах В. С. Иконникова, мысль о том, что Москва — это третий Рим, впервые была высказана именно в посланиях Филофея.

Идея «Москва — III Рим» была очень близка Руси, которую считали наследницей Византии. Она стала главной политической концепцией Российского государства XV—XVI вв.ека. Процесс формирования новой идеологии сопровождается принятием титула царя Иваном Грозным, а позднее — восхождением Русской Церкви на степень Патриаршества.

Новые представления о роли и значении России вскоре стали смысловой основой общественно-политических устремлений правящей элиты российского государства. Народ верил в духовную непобедимость Руси, и потому её называли Святой. На Святую Русь возложили важную миссию: хранить православную веру и защищать её от посягательств врагов.

Надо сказать, что наследниками Константинополя в XIV веке объявляли себя также Болгария и Сербия. Бенито Муссолини называл Третьим Римом фашистскую Италию. Однако сегодня это звание принадлежит прекрасной Москве.

Суждено ли появиться четвёртому Риму? Всё в ваших руках, россияне!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/46774/

Ссылка на основную публикацию