Литейный мост в санкт-петербурге

Литейный мост. История и мистические легенды

У Литейного мостаЯ поймал в Неве кита,Спрятал за окошко,

Съела его кошка…


И.И. Демьянов

Литейный мост — самый мистический мост Санкт-Петербурга.

На старинных картах видно, что еще до основания города в районе существующего моста существовала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг.

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был построен второй в городе плашкоутный мост, получивший название «Воскресенского».

Затем его перенесли к Летнему саду а прежнем месте был построен новый наплавной мост, который наводился вплоть до 1849 года.

Постоянный пост, своим появлением обязан трагедии. 4 апреля 1865 года наплавная переправа у Литейного проспекта была снесена бурным ледоходом. Для изучения причин аварии создали специальную экспертную комиссию.

Необходимость создания постоянного моста стала очевидной.

Однако, дело продвигалось неспешно.

Четыре года в Городской думе спорили, выбирая место будущего моста, наконец, решили, что он должен соединять Литейный проспект и Выборгскую сторону, и еще через два года объявили конкурс проектов.

Конкурс выиграл проект под девизом «Вестминстер», авторы получили премию, и Дума вынесла решение приступить к строительству моста. Но… — интриги… расследования…Особая комиссия Министерства путей сообщения заявила, что проект слишком дорогостоящий.

И цели своей достигла — проект-победитель был отвергнут, а сделать новый, «экономичный» проект «попросили» инженера-полковника А.Е. Струве (слева на картинке). Струве, кстати, сам был членом Особой комиссии. Совпадение ИМХО знаковое…Струве любезно согласился и обещал закончить строительство в четырехлетний срок. И закончил, но какой ценой.
Строительство Литейного моста.

Кессон быка № 3 по установке его в грунт, 1 июля 1877, Гофферт И.К.Спешка, как известно, в первую очередь сказывается на безопасности. 16 сентября 1876 года пять человек погибли при подводных работах, когда из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон. Через год, 9 сентября, произошла еще одна катастрофа.

При сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять рабочих были убиты. Массивный потолок кессона отбросило на десятки метров. Работы по ликвидации аварии длились около года, но к сроку успели.1 октября 1879 года состоялось торжественное открытие моста и награждение лиц, принимавших участие в строительстве. Струве был пожалован чин генерал-майора.

Стоимость работ превысила сметную в два раза, и в полтора раза — стоимость работ по отвергнутому проекту «Вестминстер»… обычное для России дело… Мост был разводным, но поворотным!Разводка крыла производилась при помощи ворота, приводимого в действие восемью рабочими. Позже его заменили водяную турбину и проход для судов открывался за 20 минут.

«Вид на Литейный мост в Петербурге», П. П. Верещагин, 1870-е гг.Мост изначально был назван Александровским (в честь императора Александра II).  Однако название Александровский не прижилось, и позже он был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы).

Мост проходит над самым глубоким местом Невы — глубина реки в этих местах достигает 24 метра.

Старый мост прослужил 85 лет — с 1879 по 1964 гг. Ныне у моста САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ В МИРЕ разводной пролёт, массой более 3200 тонн при длине более 50 метров. При разводе он поднимается под углом 67 градусов за две минуты.

С мостом этим связано много мистических легенд. Это место считалось заколдованным, согласно легендам, на дне реки расположен «кровавый» валун, прозванный в народе Древним Атаканом.Историки утверждают, что в глубокой древности этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы племена, обитавшие когда-то в устье Невы.

Пленных, захваченных во время войн, убивали и окропляли их кровью этот камень. И тогда пленники стали молиться Неве, просили, чтобы та спасла их от страшной смерти. И пот легенде, река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, теперь оказался на дне.

По другой версии, когда Петр I начал строить новую столицу, камень был сброшен строителями в Неву, в районе Литейного моста. Хотя зачем это надо было делать, когда каждый камень был наперечет не понятно.Гуггл уверяет, что Атакан выглядел примерно так, но я что-то сомневаюсь…

Но какой бы ни была версия, главным было то что Атакан начал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности какой-нибудь моряк окажется за бортом корабля и гибель людей при строительстве связывали с этим….Сегодня точное число жертв строительства моста назвать сложно.

Эта цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно.Многочисленные трагедии с человеческими жертвами заставляли мостостроителей искать объяснение происходящему. Появлялись самые фантастические версии, догадки, слухи.

Черный водоворот. Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял «мост-оборотень».

Говорили, что под этим «оборотнем» в безлунные ночи вдруг появлялся черный водоворот, который затягивал в себя людей, оказавшихся возле реки. А из водоворота потом «вылазила всяка нечисть», которая измывалась над прохожими, «поганые рожи корчила да срамные слова кричала». И, словно магнит, притягивал к себе этот водоворот всех петербургских самоубийц…

Существует легенда, что мост-оборотень видели еще до начала его строительства. Мол один приезжий ямщик утопил бричку с барином в Неве. А на допросе в полиции заявил, что своими глазами видел в этом месте большой каменный мост через Неву и хотел по нему проехать.

Говорят, призрак моста на этом месте видел даже сам император Всероссийский. Старожилы, знавшие немало петербургских тайн, говорили, что мост этот мог в мгновение ока окутываться туманом и заводить неведомо куда-одинокого пешехода: в иные времена, иные земли, откуда нет возврата.

Возможно, этот мост был входом в другое измерении?

Призраки. Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить еще в XXI веке. Тут видели русалок, леших, разнЫю прочую нечисть. Видели даже умерших  императоров, но это все до исторического материализма.

А вот уже после революции, тут был замечен призрак вождя мирового пролетариата В.И. Ленина.

Однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности.

Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто.А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто.

Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен). Затем он вышел на Литейный мост и… исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрака…

И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту.«Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.

Загадочное число.

Астрологи считают, что мистика заключена уже в длине моста, точнее, в ее числовом выражении — 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом, то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун, отвечающей за тайны, мистику, все иррациональное, интуицию. А в мифологии Нептун — это царь водной стихии.

Возможно, для того чтобы мост «прижился» здесь, само провидение позаботилось о соответствии его параметров с данной местностью, полной загадок. Подобное притягивается к подобному. Обратимся к фактам. Как известно, они вещь упрямая.

На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв.Один из последних случаев поражает своей жестокостью.

Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений.

Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте, кстати, глубина Невы достигает 24 метров!). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.

В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, мост был реконструирован.Произошло увеличение ширины мостового полотна на 10 м, что требовала дорожная обстановка. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перемещён на более глубоководное место
Танки проверяют прочность пролетов моста.

Перильное ограждение на постоянных пролетах полностью использовано от старого моста постройки 1879 г., выполненное по рисунку архитектора К. К. Рахау.На разводном пролете установлено перильное ограждение из алюминия (для уменьшения веса, он и так самый тяжелый в мире).
«Литейный мост», А. М. Семенов, 1982 год.Ныне длина моста равна 396 метров, а ширина — 34 метра. Масса всех металлических пролетных строений моста составляет 5902 тонны.

Как разводят «Литейный мост» Петербурга? Репортаж из «брюха моста»

Проишествия, тайны, интриги, расследования… 16 августа 2002 года около 4 часов утра с опорой Литейного моста столкнулся сухогруз «Каунас» 1957 года постройки, следовавший из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката. Судно затонуло, мост выдержал.

В ночь с 13 на 14 июня 2010 года на мосту состоялась художественная акция арт-группы «Война». Акция заключалась в изображении фаллоса на дорожном полотне разводной части моста таким образом, что после развода моста 65-метровый рисунок поднялся напротив «Большого дома» — здания управления ФСБ по Санкт-Петербургу.

Эти фото мне подарил Дима с Москвы (который был в составе десанта) светлая ему память…Акция «Х*й в плену у ФСБ!»  прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары. Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. Ночью при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ в СПб.

Понаехало с МосквыПротестующих с «Войны»Так протест тот получился,

Что «Литейный» возбудился… (мАё)

Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды. Краску выливали на проезжую часть из канистр. Мост разрисовывало 9 человек. Граффити безуспешно пытались смыть из брандспойтов двух пожарных машин.

7 апреля 2011 года данная акция была отмечена премией «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» министерства культуры Российской Федерации)))) не фейк — 400 000 рубликов отвалили.Даже марки выпустили посвященные этому эпохальному событию (но в Норвегии)))) на фото слева.На премию народ тут же откликнулся стихами (отрывок из поэмы):

Нынче у моста развязки и тоннели… имеются широкие спуски к Неве с двух сторон.Длина современного моста после реконструкций 394 м, ширина моста между перилами 34 м, из них ширина проезжей части 28,0 м и два тротуара по 3,0 м.Далее еще фото современного Литейного моста.Вид с моста зимним вечером.

Вид с Литейного моста

Основной источник: «Тайны ХХ века, №4, февраль 2010», «Легенды Питера», цифры с Вики. Часть фото (С) pastvu.com и интернет.

Источник: https://pantv.livejournal.com/467420.html

Литейный мост в Санкт-Петербурге — Мостотрест

Литейный мост через Неву соединяет Центральный и Выборгский районы Санкт-Петербурга. Мост шестипролетный, его длина — 394,3 метра, ширина — 34,6 метра.

Левобережный пролет сталежелезобетонный разрезной балочный. Правобережные пролеты перекрыты четырехпролетной неразрезной сталежелезобетонной балкой. Разводной пролет однокрылый раскрывающегося типа, длина — 55,4 метра, масса — 3325 тонн. При разводке моста он поднимается под углом 67 градусов за 4 минуты.

Читайте также:  Сонька золотая ручка – королева преступного мира петербурга xix столетия

Чугунное перильное ограждение отлито по проекту архитектора Карла Рахау. В центре каждой секции перил изображен картуш — щит с гербом города, его держат две русалки, а их хвосты вплетены в растительный орнамент. Решетка Литейного моста включена в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения.

История моста

Литейный — второй постоянный мост, построенный в Санкт-Петербурге. Еще до основания города на этом месте была переправа, соединяющая левый берег Невы с правым, новгородскую дорогу и путь на Выборг. Это был путь из России в Швецию.

Свое название мост получил от Литейного двора, основанного в 1711 году на левом берегу Невы. С 1786 года Литейную часть города с Выборгской стороной связывал Воскресенский наплавной мост.

Он находился в створе Воскресенского проспекта (ныне проспект Чернышевского). В 1849 году был разобран Литейный двор и Литейный проспект был выведен к Неве.

Воскресенский мост перевели в створ Литейного проспекта и назвали Литейным.

В апреле 1865 года наплавная переправа была сорвана после бурного ледохода. Специальная экспертная комиссия предложила соорудить постоянную переправу. И в 1869 году на заседании Городской Думы было принято решение о строительстве нового моста между Литейным проспектом и Выборгской стороной.

На конкурс проектов Литейного моста было представлено 17 работ, в том числе несколько иностранных. В декабре 1872 года Городская Дума отдала первое место проекту под девизом «Вестминстер», выполненному английской фирмой. Однако Министерство путей сообщения не согласилось с таким выбором и создало свою собственную комиссию.

В итоге победителем был признан проект инженер-полковника А.Е. Струве и инженер-капитана А.А. Вейса. Он предусматривал шесть пролетов с поворотным крылом у левого берега Невы. Работы планировалось завершить за четыре года. Закладка новой переправы состоялась 30 августа 1875 года.

Условия строительства были крайне сложными. Именно здесь Нева имеет наибольшую глубину — 24 метра. Дно реки покрыто глубоким слоем илистой глины. Зато Литейный мост стал одним из самых современных на то время инженерных сооружений.

Так, материалом для несущих конструкций была выбрана сталь, а не чугун, как при строительстве Благовещенского моста. Высокая прочность стали позволила увеличить пролеты арок в полтора раза. Настоящим прорывом в развитии мостостроения стала новая конструкция разводного механизма.

Поначалу разводка осуществлялась при помощи простейшего ручного механизма, который приводился в действие бригадой из 8 человек. Однако вскоре здесь установили водяную турбину мощностью 35 лошадиных сил, подсоединенную к городскому водопроводу. Такая система была единственной в мире.

Путь для судов открывался всего за 20 минут.

Литейный мост стал первым в мире постоянным мостом, который освещался электричеством. На нем были установлены фонари с электрическими «свечами» — изобретение Павла Яблочкова.

Мост был сооружен шестипролетный. Разводной пролет находился у левого берега и представлял собой однорукавную симметричную поворотную систему. Ширина Литейного моста составила 24,5 метра, ширина разводного пролета — 19,8 метров. Масса металлических пролетных строений — 5902 тонны.

Чугунные перила моста отлили на заводе Кахуна по проекту архитектора Карла Рахау. Рисунок решетки олицетворяет Санкт-Петербург как морскую державу. На разводном пролете установили металлические кованые перила простого рисунка.

Торжественное открытие Литейного моста состоялась 30 сентября 1879 года. Стоимость строительства составила 5 100 000 рублей, что в полтора раза превысило сумму, заложенную в проекте. Однако за проведенную работу инженер-полковник Струве был произведен в чин генерал-майора, все участники строительства получили награды.

В 1903 году в связи с празднованием 200-летия Санкт-Петербурга переправу переименовали в мост Императора Александра II, а в 1917 году вернули прежнее название.

В годы Великой Отечественной войны в один из пролетов попала авиабомба, однако не взорвалась, а лишь пробила его.

В 1964 году завершилась реконструкция Волго-Балтийского водного пути, что потребовало более удобного сообщения по Неве. Литейный мост необходимо было перестроить. Проект обновленного моста разработала группа инженеров института «Ленгипротрансмост» под руководством инженера Л.А. Вильдгрубе и архитектора Ю.И. Синицы.

Реконструкция моста проходила в 1966-1967 годах. В процессе ремонта перестроили верхнюю часть опор и установили новые металлические пролетные строения. Также перестроили огромный бык у разводного устоя, на который опиралась прежняя конструкция. Прочные дубовые сваи опор было решено не заменять — их просто обрамили железобетоном.

Старый поворотный разводной пролет заменен раскрывающимся и перемещен ближе к центру, где Нева глубже. Увеличена длина разводного пролета, также выросла и его масса. Обновленный мост стал на 10 метров шире. 

Перила пяти пролетов после реконструкции остались прежними, а для разводной секции были отлиты копии исторической решетки из легкого сплава. Установлены новые фонари, гармонирующие с рисунком ограды.

На левом берегу перильное ограждение завершается гранитными парапетами с памятными досками.

Вдоль набережной под мостом оборудованы пешеходные дорожки, устроены гранитные спуски к Неве, а на подходах к мосту построены двухуровневые транспортные развязки.

Летом 2016 года на мосту выполнен ремонт асфальтового покрытия.

Дополнительная информация

16 августа 2002 года с опорой Литейного моста столкнулся сухогруз «Каунас», следовавший из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката. Судно накренилось и пошло ко дну носом вниз. Судоходство по Неве было восстановлено только 23 августа, когда была извлечена рубка сухогруза.

Литейный мост — Видео

Источник: https://Mostotrest-spb.ru/bridges/litejnyj

Литейный мост в Санкт-Петербурге :

Санкт-Петербург неспроста называют городом мостов, ведь в нем их насчитывается около 350. Многие из этих сооружений являются шедеврами мирового зодчества. Каждое имеет свой уникальный стиль и историю.

Литейный мост, пожалуй, один из наиболее изящных образцов архитектурного искусства не только в России, но и во всем мире.

Кроме того, о нем сложено множество легенд и поверий, благодаря чему мост получил славу самого таинственного и мистического в городе.

Немного истории

Строительство моста началось в 1875 году и проходило в очень сложных условиях, поскольку глубина Невы в этом месте составляет 24 метра. Главным инженером был назначен А. Е. Струве.

Что примечательно, при возведении моста был применен кессонный метод, а также другие технические новшества, не существующие на то время нигде в мире.

Суть метода заключалась в том, что на дно реки погружались металлические ящики и под давлением из них выкачивалась вода. Затем рабочие спускались в кессоны и работали, копая грунт и забивая сваи.

Литейный мост вошел в историю как первый освещенный электричеством архитектурный памятник. Связано это с тем, что русский физик Павел Яблочков изобрел первую в мире электрическую лампочку. И подрядчики, строившие мост, решили опробовать его изобретение.

Несмотря на многие препятствия и трагические события, которые постоянно происходили на мосту, он был сдан в срок и торжественно открыт в 1879 году. За период его существования его несколько раз переименовывали, лишь после революции 1917 года название Литейный мост закрепилось за ним окончательно.

Художественное литье

Несмотря на то что художественные качества сооружения не столь велики, стоит отметить его необычайной красоты перила. Часть их выполнена из металла с легким рисунком, а часть — из чугуна методом высокохудожественного литья по проекту архитектора К. К. Рахау.

В центре каждой решетки изображены две русалки, держащие в руках щит с гербом Северной столицы. Всего таких изображений насчитывается 546. По обе стороны от русалок боковые просветы между чугунными решетками-столбиками заполнены изображениями невиданных морских животных.

Каждому туристу будет интересно посетить Литейный мост и рассмотреть, сфотографировать столь необычное литье.

Мистический мост

Это сооружение привлекает не только внешней красотой, но и загадочностью, ведь с ним связано много мистических легенд и странных происшествий. Так, согласно поверью, место у моста считалось заколдованным. Когда-то, в древние времена, здесь располагалось языческое капище.

И на дне Невы расположился валун «Атакану», которому поклонялись и приносили жертвы племена, жившие в устье реки.

Считалось, что камень мстил людям, проплывавшим над ним: тонули баржи, «по случайности» моряки вдруг падали за борт, смерть людей во время строительства тоже связывают с его воздействием.

Существует таинственная закономерность, связанная с тем, что Литейный мост в Петербурге привлекает людей, решивших свести счеты с жизнью. Водолазы, ежегодно занимающиеся поиском утопленников, рассказывают о том, что чаще всего именно с этого сооружения прыгают те, кто решил покончить жизнь самоубийством.

Знавшие немало петербургских тайн старожилы рассказывали о том, что в этом месте когда-то находился мост, ведущий в другие измерения. Он мгновенно окутывал густым туманом и заводил пешехода в неведомые земли, откуда нет возврата.

Литейный мост в Санкт-Петербурге: интересные факты

  • Ограждение моста включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
  • Узор решеток сооружения стал одним из символов Петербурга.
  • Когда-то разводной пролет моста открывали вручную. В середине 20 века он подвергся серьезной реконструкции. Механизм разводки стал поднимающимся для удобства прохода массивных судов. К декору моста добавили фонари с изображением, аналогичным литью на решетках.
  • Один из пролетов был пробит попавшей в него авиационной бомбой. Было это во время Великой Отечественной войны. К счастью, она не взорвалась.

Развод моста

Поскольку город стоит на островах, мосты здесь — не просто украшение, а насущная необходимость. Многие из них стали визитными карточками Санкт-Петербурга. В том числе и Литейный мост (фото представлено в статье). Развод мостов — удивительное зрелище, которое должен увидеть каждый.

Лучше всего наблюдать за процессом в центре города. Все мосты разводят поочередно, с интервалом примерно в 10 минут, подстраиваясь под движение судов. Разводка Литейного моста осуществляется примерно в 01.40 ночи, правда, поднимают только одну секцию.

Это, конечно, выглядит не так эффектно, как развод, например, Дворцового моста.

На сегодняшний день, несмотря на 130-летие сооружения, его внешний вид вполне современен. Его пролеты укреплены стальными балками и имеют форму полукруглых линий. Опоры одеты в нежно-розовый гранит. В целом это классическое инженерное сооружение эпохи капитализма, когда даже к столь масштабным проектам не предъявлялись высокие художественные требования.

Источник: https://www.syl.ru/article/212121/new_liteynyiy-most-v-sankt-peterburge

Литейный мост

Шестипролетный Литейный мост, являясь одним из главных мостов на Неве, соединяет центральные районы Петербурга с Выборгской стороной, и перекинут через главное русло реки в самой глубокой его части, достигающей практически 24 метра.

Перпендикулярно мосту, от Невского проспекта, начинается Литейный проспект, прямым продолжением которому и служит выстроенный мост. Далее, на Выборгской стороне, с моста можно попасть на улицу Академика Лебедева, которая вскоре заканчивается в заводских кварталах.

Чуть раньше, направо от этой  улицы, при желании, можно попасть на Финляндский вокзал.    

Длина Литейного моста равна 396 метров, а ширина  — 34 метра. Масса всех металлических пролетных строений моста составляет 5902 тонн.

Свое название мост получил от Литейного двора, основанного в 1711 году на левом берегу Невы. Решение о сооружении моста было принято на самом высоком государственном уровне.

Необходимость в этом возникла тогда, когда в конце 19 века Выборгская сторона приобрела статус быстро развивающегося центра фабричной и заводской жизни, и существовавший в то время наплавной мост стал катастрофически не справляться с увеличившимся во много раз объемом грузопотока.

Такое положение дел заставило принимать срочные меры, и вот 22 августа 1869 года городская Дума Петербурга вынесла свой вердикт: «Быть новому мосту!». С этого момента был объявлен большой конкурс, в котором участвовали многое иностранные инженерные и архитектурные гении, представившие свои проекты.

Из 17-ти предъявленных на конкурс, победу одержал проект  русского военного инженера А.Е.Струве, который предложил самое экономичное и элегантное решение.

Так, в 1875 году, 30 августа,  и были начаты работы по строительству нового моста, руководить которыми был назначен  А.Е.Струве, а помогали ему в этом инженеры Баторский, Мазинг Вратновский, и Альберт. Нужно отметить, что впервые в России при сооружении этого моста был применен кессонный метод строительства.

Читайте также:  Бартоломео карло растрелли - архитектор, художник, скульптор

Заключался он в том, что на дно Невы, достигающее в этом месте своей максимальной глубины, опускались большие металлические ящики. Затем, под большим давлением из них выкачивалась вода, после чего в кессоны могли спускаться рабочие, чтобы копать грунт и забивать сваи.

На этом,  технические новинки, не встречавшиеся в мире до того времени, и примененные в строительстве Литейного моста, не заканчивались. Широкое и смелое применение стали в качестве материала при изготовлении несущих элементов пролетных строений, было в те дни настоящей сенсацией. Кроме того, Литейный мост стал первым в мире мостом, освещенный электричеством.

Случилось это благодаря русскому физику Павлу Яблочкову, который изобрел первую в мире электрическую лампочку, названную свечой Яблочкова. После того, как ученый запатентовал свое изобретение в Европе, он вернулся в Россию и открыл электротехнический завод, надеясь наладить свое дело. Но, вот странность, консервативные соотечественники не торопились покупать новинку.

Ситуацию спасли, подрядчики, строившие мост, которые решили опробовать изобретение. Так, Литейный мост вошел в мировую историю инженерных сооружений и архитектуры.

Нельзя не отметить, что при строительстве моста не обошлось и без трагичных моментов. Дело в том, что неблагоприятные условия при подводных работах, привели к человеческим жертвам.

Так, 16 сентября 1876 года пять человек погибло, когда жидкий грунт со дна Невы хлынул в кессон из-за резкого оседания опоры.

Еще девять жизней рабочих было унесено взрывом в одном из кессонов, когда производились работы по закладке фундамента под речные опоры. 

Не смотря на эти неудачи, сооружение моста было закончено в намеченный срок, и 30 сентября 1879 года, спустя 4 года с начала работ, мост был торжественно открыт. Приятно, что все участники строительства были удостоены наград, а сам Струве получил  чин генерал-майора.

Решением городской Думы, новому сооружению было присвоено имя императора Александра II, но петербуржцы окрестили его по-своему – Литейный. Так, не прижившееся название кануло в лету,  да и по правде сказать, народное название моста звучит гораздо органичнее.

               

Возведенный мост предстал шестипролетным сооружением. Пять пролетов его перекрывали арочные клепанные металлические пролетные строения, а шестой пролет с разводным механизмом, располагающийся у левого берега Невы, перекрывался поворотной решетчатой фермой, так же сделанной из металла.

При разводке моста, эта ферма вращалась на вертикальной оси, располагающейся на первой массивной и широкой речной опоре.

Интересно, что разводка моста, предназначенная для свободного пропуска судов, приводилась в действие при помощи простейшего механизма, который функционировал с помощью восьми сильных рук рабочих.

Со временем, разводное устройство моста было модернизировано и заменено на водяную турбину, мощностью 36 литров, питавшуюся от городского водопровода. К слову сказать, Литейный на тот период времени, был единственным мостом, имеющим такую систему разводного пролета.

Ограждением моста послужили перила двух видов. На разводном пролете были установлены металлические, кованные и с простым рисунком перила, которые казались легкими, почти прозрачными. На остальном протяжении конструкции моста перила тяжелые, с чугунными литыми секциями между такими же стойками.

Справедливым будет отметить, что перила Литейного очень красивы и представляют собой по истине высокохудожественное литье, выполненное по рисункам архитектора  К.К. Рахау. В центре их секций изображены очаровательные невские русалки, держащие герб Петербурга —  щит с двумя якорями, морским и речным.

Хвосты речных чаровниц изящно вплетены в фигурный растительный орнамент, побеги которых искусно  завиты в спирали. Просветы между боковыми плоскостями чугунных столбиков заполнены морскими животными фантастического вида, которые стремятся в водную пучину.

Замечательно, что в рисунке решетки перил проступает тенденция, характерная  для архитектуры 2-й половины 19 века —  смешение стилей. Например, меандр, окаймляющий каждое ее звено, по праву считается излюбленным мотивом античности, то пышные листья, заполняющие решетку, напоминают стиль барокко.

Во время Великой Отечественной войны мост пострадал от попадания бомбы, которая буквально пробила его. Поэтому, а так же  в целях улучшения плавания судов, в 1966-1967 годах мост был практически обновлен и реконструирован по проекту архитектора Ю. И. Синицы и инженеров Н. Д. Шипова, К. П. Клочкова, Л. А. Вильдгрубе.

Руководить этим процессом был назначен инженер Ю. Р. Кожуховский. В ходе реконструкции были заменены металлические строения, а разводной пролет, ставший раскрывающимся, перенесен к более глубокой части русла Невы.

Необходимость такого совершенствования возникла из-за того, что прежний разводной пролет был мелок и тесен для крупных морских судов, которые в большом количестве стали приходить в Петербург  из Волго-Балтийского канала.

Ширина моста также существенно изменилась – ее увеличили на 10 метров, благодаря чему на мосту появилась возможность организовать трехрядное движение транспорта.

Разводное крыло моста достигло 55 метров и рекордного в мировой практике веса, а разводной механизм, снабженный гидроприводом, стал поднимать разводное пролетное строение, массой в 3225 тонн всего за 2 минуты.

Реконструкция коснулась и внешнего вида моста, например, исчез огромный бык, расположенный вблизи берегового устоя, ранее служивший основой для вращения разводной части и так не вписывающийся в общий силуэт сооружения. Не остались без внимания и ограждения, которые были сохранны в первоначальном виде, и фонари, которые были заменены на новые, оформленные в духе художественных особенностей самой ограды. Одновременно, под мостом, были выложенные пешеходные дорожки, имеющие гранитные спуски к воде. На обоих берегах реки, на въездах на мост,  были сделаны развязки движения транспорта в двух уровнях.

На сегодняшний день, облик Литейного моста в некоторой степени перекликается с контурами своего предшественника, но выглядит вполне современно. Пролеты его перекрыты стальными балками, очертаниями которым служат плавные кривые линии.

Опоры моста одеты в нежный, светло-розовый гранит.

Тем не менее, Литейный мост представляет собой типичное инженерное сооружение эпохи развития капитализма, когда даже к таким масштабным объектам градостроительной архитектуры, не предъявлялись особые художественные требования.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Источник: http://opeterburge.ru/litejnyj-most.html

Литейный мост в Санкт-Петербурге

Литейный мост – один из первых постоянных переправ через Петербургскую Неву, который расположился над самым глубоким местом реки. Он первым в мире засиял светом электрического освещения, первым получил мистическую славу из-за необъяснимых происшествий, которые регулярно пугают и одновременно привлекают туристов и сегодня.

Краткая история строительства моста

Строительство второй постоянной переправы, которая соединила центральную часть Санкт-Петербурга с улицей академика Лебедева началось в 1875 году. Авторами сложной работы по строительству Литейного моста стали военный инженер А.Е. Струве и А.А. Вейса.

Очень трудная, изматывающая и приведшая к человеческим жертвам постройка моста длилась 4 года. Стоимость возведения значительно превысила смету и составила более 5 миллионов рублей. В итоге горожане и гости Петербурга 30 сентября 1879 года получили стальной мост длиной в 396 метров и шириной в 34 метра. 

За более чем 100-летнюю историю Литейный мост один раз реконструировался. В 1967 году мост полностью обновили. Были заменены металлические конструкции, разводная часть моста сдвинулась к более глубокой части русла, но перила не были затронуты.

Загадки моста

Еще до основания постоянной переправы жители города старались обходить стороной места вблизи Литейного двора. Что в давние времена, что в последние годы с названием мота ассоциируются десятки несчастных случаев, трагедий и непонятных происшествий.

По словам историков, ранее на месте моста находился Древний Атакан – огромный камень, который омывали кровью захваченных пленных племена, обитавших в устье Невы.

Самые загадочные истории, связанные этим мистическим местом:

  • Во время лунного затмения на Литейном проспекте, совсем рядом с мостом появляется мост-двойник. Говорят, что под ним в водоворотах пропадают корабли.
  • Строительство моста понесло множество человеческих жертв: одни источники дают информацию о 40, другие – о 100 смертельных случаях. Не понятно, то ли это связано со спешкой, в которой происходило строительство, то ли с мистической историей об кровавом Атакане, который по прошествии сотен лет все так же требует жертвоприношений.
  • По статистике, наибольшее количество самоубийств происходит именно на Литейном мосту. Согласно одной из легенд, во времена правления Анны Иоанновны в стену моста заживо вмуровали ведьму, смех которой слышно после очередного самоубийства.

Большинство историй, связанных с Литейным мостом – печальные и пугающие, но это только привлекает к себе туристов и жителей города.

Источник: http://excava.ru/liteyniy-bridge/

Литейный мост

Разводной мост через реку Неву в Санкт-Петербурге. Первый деревянный плашкоутный (наплавной) мост соединил берега Невы вблизи этого места в 1786 году.

В 1875-1879 годах построили постоянную переправу в виде пятипролетного металлического арочного моста с шестым поворотным пролетом по проекту А. Е. Струве.

В 1966-1967 годах мост подвергся глобальной реконструкции с заменой опор, пролетных строений и разводного пролета на вертикальный, позже неоднократно проводились плановые ремонтные работы.

Интересные факты:

Первый плашкоутный мост назывался Воскресенским по Воскресенскому проспекту, в створе которого он находился. Постоянный мост своим названием обязан Литейному двору, ранее располагавшемуся на левом берегу реки Невы.

В 1903 году, когда отмечалось 200-летие Санкт-Петербурга, Литейный мост был переименован в мост императора Александра II. Но после революции 1917 года, на волне борьбы с наследием царизма, мосту вернули название Литейный.

Конкурс на разработку проекта моста был объявлен в 1871 году, в нем победил проект английских инженеров «Вестминстер». Однако, министерство путей сообщения выступило с критикой английского проекта, поэтому инженер А. Е. Струве разработал свой собственный проект, который и лег в основу Литейного моста, заложенного в 1875 году.

Строительство моста велось очень тяжело, в этом месте Нева имеет максимальную глубину, поэтому возведение опор потребовало много времени, денег, и сопровождалось частыми человеческими жертвами. Закончен мост был только в 1879 году.

Получившаяся мостовая конструкция состояла из 6 пролетов: 5 постоянных и одного шарнирного поворотного, предназначенного для прохода судов.

Литейный стал вторым постоянным мостом через реку Неву (после Благовещенского). С его возведением вся Выборгская сторона, на пути из России в Швецию, получила твердое сообщение с остальной частью города, а промышленные районы — надежный канал для перевозки продукции.

При строительстве Литейного моста использовались многие революционные инженерные решения: в возведении опор (кессоны), в устройстве пролетов и шарнирного механизма. Также этот мост стал первым в мире постоянным мостом с электрическим освещением.

Декор моста — чугунные стойки и решетки перил — были выполнены методом высокохудожественного литья. В центре рисунка был изображен щит с гербом города: перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых вплетены в растительный орнамент, а в просветах чугунных столбиков — морские животные.

В середине XX века Литейный мост подвергся серьезной реконструкции, для удобства прохода массивных судов разводной пролет перенесли ближе к центру и заменили разводной механизм на поднимающийся.

Кроме того, усилили конструкцию опорных быков и стальных пролетов, оформили гранитные спуски к воде.

Вместе с тем на мосту сохранили ценную декоративную решетку, добавив к ней аналогичные опоры фонарей освещения.

Длина моста — 407,8 м, ширина — 34 м.

Ограждение Литейного моста включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/bridges/liteyny-bridge/

Литейный мост

Литейный мост (ранее – Александровский) расположен в створе Литейного проспекта и улицы Лебедева. До строительства постоянного моста здесь существовал наплавной мост, который был расположен не по оси постоянного, а выше по течению – против проспекта Чернышевского (ранее – пр.

Читайте также:  Легенды кунсткамеры в санкт-петербурге

Воскресенского) – и назывался Воскресенским. Он был наведён в 1786 году для связи центра города с Выборгской стороной.

После разборки Литейного двора – Арсенала, который располагался по оси Литейного проспекта и закрывал выход на реку Неву, Воскресенский наплавной мост был переведён на Новую трассу в створе Литейного проспекта и стал называться Литейным.

На протяжении многих лет этот наплавной мост был единственным средством сообщения между центральными районами города и развивающимися тогда промышленными районами Выборгской и Петроградской сторон. Жители этих районов испытывали неудобства передвижения, так как дважды в год связь через реку Неву прерывалась.

Литейный наплавной мост наводился до начала сооружения постоянного моста, то есть до 1875 года и был переведён на прежнее место, после чего вновь стал называться Воскресенским. Он просуществовал до конца строительства постоянного Литейного моста.

В 1871 году был объявлен конкурс на проект Литейного моста, в котором приняли участие 16 проектов, из которых 3 получили премии, но ни один не был принят к осуществлению.

В 1874 году была создана новая конкурсная комиссия, после чего инженер-полковнику А.Е. Струве было предложено разработать новый проект в 2-х вариантах. Императором был одобрен вариант арочного моста.

В 1875-1879 годах был сооружён постоянный Литейный мост по проекту инженера А.Е. Струве и его помощника А.А. Вейса.

Мост 6-ти пролётный, пять из шести пролётов перекрыты 2-х шарнирными металлическими клёпанными арками с ездой поверху, а пролёт у левого берега – разводным пролётным строением, представляющим собой однорукавную поворотную систему.

Отличительной особенностью разводного пролётного строения был привод в виде водяной турбины мощностью 35 л.с., работающей от городского водопровода. Такая система не имела аналогов в мире. Величина разводного пролёта в разведённом состоянии составляла 19.8 метра.

Правобережный устой массивный из монолитного бутобетона на свайном основании, облицован гранитом. Левобережный устой был сооружён на свайном и кессонном основании, облицован гранитом. Все промежуточные опоры сооружены на кессонном основании.

На мосту было установлено чугунное перильное ограждение высокохудожественного литья по рисунку архитектора К.К. Рахау.

  В центре секции решётки изображен картуш – щит с гербом Петербурга – перекрещённые скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых композиционно вплетены в фигурный растительный орнамент в виде спиралевидных побегов. Перильное ограждение моста является памятником истории и культуры и находится под охраной КГИОП.

Покрытие на постоянных пролётах представляло собой торцевую мостовую, на разводном пролёте – выполнено из дерева. Перила на разводном пролёте установлены металлические кованные простого рисунка.

На мосту также были установлены столбы с электрическими фонарями – со «свечами» Яблочкова. Это был первый мост, освещённый при помощи электричества.

Длина моста в те годы составляла 407.8 метра, ширина – 24.42 метра, в том числе два тротуара по 3.2 метра.

Работами по строительству моста руководили инженеры: Вратновский, Баторский, Мазинг и Альберт.

В 1903 году, в связи с празднованием 200-летия Петербурга, Литейный мост был переименован в Александровский в честь императора Александра II, а после революции вновь стал называться Литейным. Мост просуществовал почти 90 лет.

В связи с открытием Волго-Балтийского пути и увеличением интенсивности движения наземного транспорта было принято решение о реконструкции Литейного моста.

Ленгипротрансмостом был составлен комплексный проект на реконструкцию моста, куда входили работы по сооружению транспортной развязки на правом берегу реки Невы, строительство подпорных стенок с лестничными сходами и спусками к воде на обоих берегах. На правом берегу протяжённостью 415.0 метров, на левом – 324.0 метра.

Авторами комплексного проекта были инженеры Ленгипротрансмоста Л.А. Вильдгрубе, Н.Д. Шипов, К.П. Клочков и архитектор Ю.И. Синица. Указанные работы по реконструкции Литейного моста были выполнены в период с 1966 по 1967 год.

Мост остался 6-ти пролётным металлическим, но вместо постоянных арочных клёпанных пролётных строений были установлены сталежелезобетонные пролётные строения переменной высоты балочно-неразрезной системы и с добавлением постоянного левобережного пролёта, перекрытого сталежелезобетонным пролётным строением.

Однорукавный поворотный разводной пролёт был заменён на однокрылый, раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения и гидроприводом. Расположен со стороны левого берега.

Пролётное строение разводного пролёта цельносварное, состоит из шести металлических балок двутаврового сечения, объединенных ортотропной плитой, включенных в работу главных балок. Величина разводного пролёта в свету составляла 50.0 метров. В закрытом состоянии пролётное строение разводного пролёта представляло собой разрезную балку.

Постоянные пролётные строения представляли собой неразрезную 4-х пролётную сталежелезобетонную балку переменной высоты с клёпанными монтажными стыками и сваями на высокопрочных болтах.

Величина речных пролётов определялась положением существующих опор, которые были использованы при реконструкции моста. Основание всех промежуточных опор – кессонное.

Правобережный устой был полностью использован с перестройкой только верхней части. Левобережный устой был перестроен до основания. Новый устой массивный из монолитного железобетона на свайном основании. Новая опора разводного пролёта была частично сооружена на старом кессонном основании и новом опускном колодце.

Покрытие на постоянных пролётах – асфальтобетонное по железобетонной плите, на тротуарах уложен песчаный асфальт. Покрытие на разводном пролёте – асфальтобетонное по ортотропной плите.

Перильное ограждение на постоянных пролётах осталось прежним, на разводном пролёте было установлено новое – из облегчённого сплава. Длина моста в те годы составляла 394.6 метра, ширина – 34.0 метра, в том числе два тротуара по 3.0 метра.

Работы по реконструкции Литейного моста осуществлял МО-11 «Мостостроя-6» под руководством главного инженера Ю.Р. Кожуховского и старшего прораба П.П. Васиенко с привлечением мостопоездов № 428, 801, 806. Технический надзор вели инспектора «Дирекции ТС» – Б.А. Голубков и Г.Ф. Шишилов.

В 2006 году были выполнены работы по усилению металлоконструкций коробок противовесов и замене связей главных балок из уголка на трубчатые.

Выполнено усиление дефектного места оси вращения главной балки № 5 в хвостовой части разводного пролёта, усиления мест прикрепления штоков гидроцилиндров к конструкциям разводного пролёта.

Работы выполнял «Мостоотряд № 11», инженерное сопровождение осуществлял Научно-Производственный Центр мостов.

В 2007 году силами «Мостоотряда №11» были выполнены работы по замене конструкций планок деформационных швов хвостовой части разводного пролётного строения и плит перекрытия опоры № 1.

В 2010 году силами ЗАО «Пилон» по проекту института «Стройпроект» были начаты работы по устройству проезда вдоль набережной правого берега и перекрытой частью моста. Техническую приемку работ осуществляла Дирекция транспортного строительства.

В ходе работ были выполнены реконструкция и ремонт помещений правобережного тоннеля, реконструкция системы водоотвода, устройство в шестом пролёте моста (в связи с расширением набережной) двух лестничных спусков, а также разборка правобережных лестничных спусков, примыкающих к устою.

Все работы были завершены в сентябре 2011 года.

Источник: http://krti.gov.spb.ru/mosty-sankt-peterburga/litejnyj-most/

Литейный мост — Санкт-Петербург — все о северной столице России

Литейный мост является вторым постоянным мостом на Неве, который соединяет центральные районы Санкт-Петербурга и выборгскую сторону. Это сооружение проходит через максимально глубокую часть реки, глубина в этой части достигает двадцати пяти метров. Название Литейный, мост получил от Литейного двора.

В далеком 1971 году, Городская управа объявила конкурс, самого лучшего проекта моста, в котором победителями стали: А.Е. Струве и А.А. Вейс. После чего, 30 августа 1875 года был торжественно заложен Литейный мост.

Строительство переправы длилось четыре года, в 1870 году – шестипролетный мост был открыт. В возведении были задействованы все новшества, которые существовали на то время, к ним можно отнести, изготовленные из стали – арочные конструкции, позволившие удлинить мост в полтора раза.

Металлические конструкции, перекрыты металлическими арками, а шестой пролет, который расположен около реки – с разводным механизмом. Ост имел перекрытие одной фермы, которая вращалась по вертикальной оси и установлена на массивной опоре.

Литейный мост – это единственное на то время сооружение, которое имеет оснащение такого типа механизма.

Художественным оформлением моста, занимался архитектор Рахау. Перила пяти пролетов он украсил чугунными литыми фигурами, а шестая секция, не имела особой художественной секции.

В центре каждой секции, на перилах пролетов он изобразил щит, на котором виднелся Герб Петербурга, с мифическими морскими животными по бокам.

Литейный мост стал первым, на котором были установлены электрические фонари.

В период Отечественной войны Литейный мост пробили авиабомбой, а после войны он был полностью восстановлен.

В шестидесятых годах, когда стало активно развиваться судоходство, появилась необходимость полной перестройки Литейного моста.

Ширина его разводного пролета составляла около двадцати метров, что стало сложностью для многих высоких и широких кораблей. Плюс ко всему, время разводки длилось на протяжении двадцати минут, что доставляло массу неудобств.

В 1967 году открылся обновленный, перестроенный Литейным мост, который вследствие реконструкции, стал шире на десять метров. Поворотный механизм был заменен на раскрывающийся. А ранее расположенный у левого берега Нивы шестой разводной пролет, был перенесен в наиболее глубокую часть.

При разводке пролетного строения, достаточно всего двух минут. Угол наклона при поднятии составляет 67 градусов, с проезжей части такой наклон создает впечатление, что перед тобой вертикальная стена. А старые электрические фонари, заменили новыми.

На сегодняшний день, этот мост имеет внешность своего предшественника, однако выглядит современнее.

Источник: http://vivaspb.com/visit/mosty/1254-litejnyj-most.html

Литейный мост

Шестипролетный Литейный мост через Неву — это одна из самых старинных достопримечательностей Северной столицы. Перпендикулярно нему идет Литейный проспект, кроме того, с моста можно попасть на улицу Академика Лебедева и на Финляндский вокзал.

Созданный известным архитектором Струве, ставшим по окончании строительства генерал-майором, мост по оси Литейного проспекта соединяет центр Петербурга с его Выборгской стороной. До его возведения в городе был лишь один постоянный мост, Благовещенский. Весит Литейный мост почти шесть тонн, а в длину он составляет около четырехсот метров.

Он стал первым в Санкт-Петербурге мостом, освещенным электричеством. Под сооружением отмечается наивысший уровень Невы, в двадцать четыре метра.
Постоянный мост арочного типа был возведен в 1879 году, до этого времени использовали наплавной. Впервые в нашей стране был применен кессонный метод строительства. При изготовлении использовались материалы из Англии и Германии.

Разводка моста изначально осуществлялась механизмом, который приводили в движение несколько рабочих. Впоследствии его оснастили водяной турбиной. Перила сооружения украшают русалки, каждая из которых держит в руках герб Санкт-Петербурга, а всего изображений герба на мосту 546. Кроме того, мост украшен фигурами несуществующих морских животных. Это литье выполнено по рисункам архитектора Рахау.

Вдоль набережной под мостом имеются дорожки для пешеходов со спусками к Неве.

Некоторое время, до революции 1917 года, мост носил имя императора Александра II. Место, на котором он расположен, имеет богатую историю, состоящую не только из фактов, но и из легенд.

Еще до того, как был основан Петербург, в районе находящегося поблизости временного моста пролегала переправа на пути между Швецией и Россией.

Это место считали наделенным магической силой, верили, что поблизости на дне реки лежит огромный валун, которому в древние времена приносились человеческие жертвы. По прошествии многих столетий, согласно поверьям, камень притягивал к себе людей.

Именно с этим связывали трагические происшествия в ходе строительства моста, при которых погибали люди. И сейчас по городу ходят слухи, будто мост притягивает к себе самоубийц, открывая им ворота в параллельный мир, из которого уже нельзя вернуться.

Во время Великой Отечественной войны на мост упала, пробив его, бомба. В 60-е годы XX века Литейный мост был отремонтирован и расширен, в результате существенно улучшилась его пропускная способность. Разводка моста теперь производится с помощью гидропривода.

Общая информация

Адрес ул. Академика Лебедева, 4 Санкт-Петербург Россия

Были здесь? Добавьте свой отзыв!

Фотографии

Смотреть все →

Источник: https://miroved.com/countries/rossiia/sankt-peterburg/places/liteinyi-most

Ссылка на основную публикацию