Лермонтов и петербург

Лермонтов в Санкт-Петербурге: адреса

«Нет, я не Байрон»: петербургские адреса Михаила Лермонтова. Москвича в восемнадцать лет завела нелегкая в Петербург, с этого дня его жизнь, военная служба и слава были неразрывно связаны с Северной столицей.

Кто знает, не прибудь Лермонтов в 1832-м году в Петербург, быть может, жизнь его сложилась бы совершенно иначе и не оборвалась так рано и так трагично.

Рассказываем, с какими петербургскими адресами связана жизнь и творчество Михаила Лермонтова.

«Вдруг становлюсь воином» — переезд в Петербург

В 1832-м году 18-летний Михаил Лермонтов – «еще неведомый избранник» — бросает Московский университет и отправляется в Петербург, рассчитывая продолжить обучение в Петербургском университете. Сложно сказать, почему поэт принял такое решение: то ли перспектива учиться в столице прельщала его больше, то ли в город муз потянул поэта «мятежный» творческий дух.

Так или иначе, в переводе из одного вуза в другой Лермонтову отказали. Это и предопределило его дальнейшую военную карьеру и, возможно, роковой исход жизни. Близкий друг Лермонтова Столыпин тогда посоветовал несостоявшемуся студенту держать экзамен в школу кавалеристских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков, куда спустя несколько недель и был зачислен молодой поэт.

Кстати, практически в это же время в эту же школу поступил и Мартынов – тот самый, с кем спустя 9 лет Лермонтов сойдется в последней дуэли. А живет юный гусар в это время в двухэтажном особняке своего двоюродного деда Никиты Арсеньева.

В своем прежнем виде этот дом с садовым участком не уцелел: в 1912 году его перестроили, сделав шестиэтажным, но на лестнице со стороны улицы Союза Печатников и сегодня можно заметить выступающие аркады. Размышляя над неожиданным поворотом судьбы, он так писал своей возлюбленной М.

Лопухиной: «Я до сих пор предназначал себя для литературного поприща и принёс столько жертв своему неблагодарному кумиру и вдруг становлюсь воином». Впрочем, воином Михаил Юрьевич стал лишь формально, до конца жизни так и оставшись верным литературе.

улица Союза Печатников, д. 8/10а

«Циничный горбун» — учеба в школе прапорщиков

В этом доме на современной улице Союза Печатников в течение нескольких лет протекала жизнь юного гусара.

Должно быть, Петербург со всеми его светскими вечерами и развлечениями все-таки не удовлетворял в полной мере неугомонный дух поэта: известно, что Лермонтов был горяч, сильно превосходил сверстников по уровню интеллекта и эрудированности и всегда стремился к риску и опасностям.

Результатом одного авантюрного пари стала пожизненная хромота: Лермонтов поспорил, что легко справится с необъезженной лошадью, после чего провел две недели в лазарете и заслужил прозвище «маюшка»: в романах, которыми увлекались в высшем военном свете, так называли «циничного горбуна», отчаянного и решительного. Именно такую репутацию и заслужил Михаил Юрьевич в школе прапорщиков, которая сейчас носит название Николаевское кавалерийское училище.

Лермонтовский проспект, д. 54.

Дом княгини Шаховской

В 1836 году Лермонтов снял квартиру для своей бабушки на улице Садовой, куда вскоре переехал и сам. Сейчас это здание, исторически известное как дом княгини Шаховской, имеет пять этажей, хотя изначально было трехэтажным.

В этой квартире Лермонтов написал роман «Княгиня Лиговская».

Здесь же до него дошло известие о трагической дуэли Александра Пушкина с Дантесом, и, вероятно, первые строфы знаменитого стихотворения «Смерть поэта» родились в квартире на Садовой, д. 61.

Садовая улица, д. 61.

«Погиб поэт» — заключение в здании Главного штаба

Стихотворение Лермонтова, написанное за одну ночь, в мгновение разлетелось по Петербургу. Современники вспоминали, что оно переписывалось от руки, заучивалось наизусть и передавалось из уста в уста.

Уже спустя сутки о нем твердил весь Петербург.

Но вместе с поэтической славой к молодому Лермонтову пришла и расплата: спустя неделю после смерти Пушкина, он дописал последнюю строфу «А вы, надменные потомки…», которая и определила его дальнейшую судьбу.

Стихотворение на смерть Пушкина, провокационно переименованное кем-то из завистников в «Воззвание к революции», попало к Николаю I, который велел провести обыск в квартире смутьяна на Садовой улице и взять его под арест.

Как и полагалось офицерам, Лермонтова содержали под стражей в здании Главного штаба, на самом последнем этаже.

Говорят, Николай I настолько возмутился прочитанным, что велел одному из докторов внимательно осмотреть автора – не помешан ли он?

За свой поэтический вызов Лермонтов был лишен возможности писать что-либо, находясь в заключении: у него изъяли чернила и бумагу, однако это не помешало ему записать на клочках хлебной бумаги с помощью вина, сажи и спичек бессмертные стихотворения «Узник», «Сосед», «Когда волнуется желтеющая нива…» В 1837 году Лермонтова перевели в Нижегородский драгунский полк, где он пребывал вплоть до февраля 1837 года, когда его возвратили из ссылки в Петербург.

Главный штаб, Дворцовая площадь

«Глубокий и могучий дух» — последняя зима в Петербурге

Но заключение под стражей и ссылка не стали уроком для поэта-бунтаря. Лермонтов, никогда не отличавшийся сдержанностью, не стал скрывать своих убеждений и на этот раз. За дуэль с французским послом де Барантом в 1840-м году он был заключён в Ордонанс-гауз — Петербургскую офицерскую тюрьму, где сейчас располагается военная комендатура.

Известно, что в заключении Лермонтова посетил Белинский, после чего написал следующие строки: «… Недавно я был у него в заточении и в первый раз разговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух.

Как верно он смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура».

Вскоре Лермонтов переведен на Арсенальную гауптвахту. В этом же году он собирался выйти в отставку и снова вернуться к своему «неблагодарному кумиру» — литературе. Но бабушка мечтала видеть внука состоявшимся военным чиновником, и поэт, для которого она значила так много, не решился перечить.

Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Мартыновым, с которым и состоялась последняя дуэль.

По официальной версии, во время поединка Лермонтов, сам спровоцировавший дуэль, выстрелил вверх, тогда как пуля противника попала точно в цель.

Садовая улица, д. 3

Памятник в Петербурге

На Лермонтовском проспекте перед домом N54, в которое была переведена в начале 1840 года школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, находится памятник М.Ю.Лермонтову.

Открытие его было запланировано на 1914-й год, но помешала Первая мировая война.

Бронзовая скульптура поэта c изображением воинских доспехов, а также самых известных произведений была установлена на гранитном пьедестале в 1916-м году к 75-летию со дня смерти поэта. В этом же году проспект был переименован в Лермонтовский.

Лермонтовский проспект, д. 54

Источник: http://petersburglike.ru/2015-04-09/lermontov-v-sankt-peterburge-adresa/

Лермонтов в Петербурге

Для Лермонтова Петербург — город ранней зрелости и творческого расцвета. Сюда он приехал в 1832 году. Здесь связал свою судьбу с военной службой. Здесь он создал свою лучшую драму «Маскарад». Когда был убит Пушкин, из этого города на всю Россию прозвучал гневный приговор убийцам — стихотворение «Смерть поэта».

В этом городе в 1840 году вышли в свет роман «Герой нашего времени» и единственный прижизненный сборник «Стихотворения М. Лермонтова». В Петербурге состоялась памятная встреча поэта с В. Г. Белинским. Последнее пребывание Лермонтова в столице в 1841 году — один из самых напряженных и творчески вдохновенных периодов в его жизни. В конце июля или в самом начале августа 1832 года М. Ю.

Лермонтов, вынужденный после нескольких столкновений с реакционными профессорами оставить словесное отделение Московского университета, приехал вместе с бабушкой, Е. А. Арсеньевой, в Петербург. Известно, что, приехав в столицу, Лермонтов хотел вначале поступать в университет, но ему отказались зачесть два года, проведенных в Московском университете.

К тому же, именно с этого года в университетах вводился четвертый курс. Лермонтову предстояло, таким образом, учиться целых четыре года. Он не знал, что ему делать. В это время и оказался рядом с ним А. Г. Столыпин. Он открыл перед своим молодым родственником заманчивую возможность: через два года стать офицером и не зависеть от помощи бабушки.

Повлияло на решение, принятое Лермонтовым, отчасти и то, что в Школу юнкеров должны были поступить некоторые из его родственников и друзей: Н. Поливанов, Н. Юрьев.

Петербург не сразу завладел вниманием юного поэта. Многое ему здесь было чуждо и не по душе. Разъезжая по северной столице, знакомясь с ней и ее окрестностями, Лермонтов постоянно мысленно возвращался в Москву. По приезде в Санкт-Петербург Лермонтов жил в доме Ланского на набережной Мойки у Синего моста (не сохранился).

Дом этот стоял на месте, занимаемом теперь домами № 84 на Мойке и № 15 по переулку Пирогова. В то время это было большое здание; оно выходило фасадом на Мойку. Прошло лишь несколько лет, и Лермонтов понял, что Петербург многолик. Императорская столица, город департаментов и казарм, была в то же время очагом передовой культуры, противостоящей державной власти.

3 октября, в день своего 18-летия, Лермонтов сообщил М. А. Лопухиной о решении поступить в военную школу. 4 ноября 1832 года он успешно выдержал экзамены в Школу гвардейских прапорщиков и кавалергардских юнкеров.

Пребывание Лермонтова в Школе в течение «двух ужасных годов» отразилось на его творческой продуктивности. Он писал меньше, тайком от начальства, урывками, по вечерам, уединившись в одном из самых отдаленных классов школы.

Одним из наиболее близких друзей Лермонтова был сосед по койке в дортуаре Василий Вонлярлярский, который славился в кругу юнкеров забавными рассказами.

Между Вонлярлярским и Лермонтовым завязалась шутливая, остроумная переписка, которая, к сожалению, не сохранилась.

Смерть Пушкина вызвала ряд стихотворных откликов, в том числе таких поэтов, как Жуковский, Вяземский, Кольцов. «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта — Лермонтова», — вспоминал писатель и мемуарист В. А. Соллогуб.

В это трагическое для России время Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», поразившее всю страну и получившее восторженные отклики многих известных писателей того времени. Это стихотворение разгневало Николая I, и судьба Лермонтова была очень быстро решена.

19 марта 1837 года поэт выехал из Петербурга через Москву на Кавказ.

В конце 1837 года настойчивые хлопоты Е. А. Арсеньевой о прощении внука увенчались успехом. 15 февраля 1838 года поэт сообщил Лопухиной, что приехал в Петербург и живет у Пантелеймоновского моста на Фонтанке, напротив Летнего сада, в доме Венецкой.

К осени 1838 года Лермонтов был едва ли не самым известным молодым поэтом России, но он не был профессиональным литератором, как Пушкин, хотя каждый год стремился порвать с военной службой и даже стал издавать собственный журнал.

Незадолго до отъезда поэта на Кавказ во вторую ссылку, в середине апреля 1840 года, в Петербурге вышло первое отдельное издание романа «Герой нашего времени». В последний приезд в Петербург Лермонтов встречался с Растопчиной у Карамзиных и других общих знакомых. 15 июня 1842 года поэт был убит на дуэли с Мартыновым.

Источник: http://www.sochuroki.com/lermontov-v-peterburge/

Жизнь М.Ю. Лермонтова в Петербурге

Санкт-Петербургский комитет образования

Средняя школа 83

Реферат

По литературе:

«Жизнь М.Ю.Лермонтова в Петербурге»

Выполнила ученица 9 Б класса

Власова Кристина.

Санкт Петербург

2004г.

Оглавление:

1. Введение:

Краткая хроника жизни.

2. Основная часть:

Жизнь М.Ю.Лермонтова в Петербурге.

3. Заключение.

4. Список литературы.

Лермонтов Михаил Юрьевич — гениальный русский поэт. Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г.

По преданию, русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Жоржа Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и с 1613 года числившегося на «государевой службе», владевшего поместьями в

Читайте также:  Легенды кунсткамеры в санкт-петербурге

Галичском уезде (ныне Костромской губернии). Еще более дальние кровные узы связывали русского поэта с Байроном.

Мать Лермонтова умерла весной 1817 года, оставив в воспоминаниях сына смутные, но дорогие воспоминания. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери и страстно к нему привязалась, но тем хуже стала относиться к зятю.

Распри между ними приняли такой обостренный характер, что уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден, был покинуть сына и уехать в свое поместье.

Он лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой, каждый раз пугая ее своим намерением забрать сына к себе.

До самой смерти его длилась эта взаимная вражда, и ребенку она причинила очень много страданий. Лермонтов сознавал всю неестественность своего положения, и все время мучился в колебаниях между отцом и бабушкой.

В драме «Menschen und Leidenschaften» отразилось болезненное переживание им этого раздора между близкими ему людьми.

Арсеньева переехала вместе с внуком в имение «Тарханы», Пензенской губернии, где и протекало все детство поэта.

Окруженный любовью и заботами, он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти.

Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесенной им тяжелой болезни, которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству; сам Лермонтов сильно подчеркивает ее значение в юношеской неоконченной «Повести», где рисует свое детство в лице Саши Арбенина: «Он выучился думать…

Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонница, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души… Вероятно, это раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению».

Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь и неразрывно слившееся с первыми подавляющими впечатлениями Кавказа, который он читает своей поэтической родиной («Горы Кавказа для меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас, да о небе»). Первыми учителями Лермонтова были какой-то беглый грек, больше занимавшийся скорняжным промыслом, чем уроками, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ. Из них наиболее заметное влияние оказал на него последний, сумевший внушить ему глубокий интерес и уважение к «герою дивному» и «мужу рока». По смерти Капэ был взят в дом французский эмигрант Шандро, выведенный потом Лермонтовым в «Сашке» под именем маркиза de Tess, «педанта полузабавного», «покорного раба губернских дам и муз», «парижского

Адониса». Шандро скоро сменил англичанин Виндсон, знакомивший Лермонтова с английской литературой, в частности с Байроном, который сыграл в его творчестве такую большую роль.

В 1827 году Лермонтов вместе с бабушкой едет в Москву, где поступает в пансион. В этом же году он начал впервые писать стихи. Уже в 1828 году появились поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник».

Осенью 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение.

В студенческой среде Лермонтов не вращается, со студентами не сходится; он больше тяготеет к светскому обществу.

Впрочем, кое-что из надежд и идеалов лучшей тогдашней молодежи находит отражение в его творчестве, например, в драме «Странный человек»
(1831), главный герой которой, Владимир, — воплощение самого поэта.

В Московском университете Лермонтов пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Он не захотел остаться на второй год на том же курсе и переехал в Петербург вместе с бабушкой. Незадолго до этого умер его отец; впоследствии, в часы горестных воспоминаний, поэт оплакал его в стихотворении: «Ужасная судьба отца и сына».

В Петербургский университет Лермонтов не попал: ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс.

По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда и был зачислен приказом от 10 ноября 1832 года в звании унтер-офицера. Почти в одно время с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н.С.

Мартынов, в биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».

В 1834 году Лермонтов получил звание юнкера и был отправлен в Царское Село на службу. Много времени он проводил в столице — Петербурге. Именно тогда сформировалось отношение Лермонтова к жизни как к пустой, ненужной вещи. Отражением его взглядов стала драма «Маскарад». Любовная интрига с

Варварой Лопухиной была описана в «Княгине Лиговской».

Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта.

Петербург не был в числе ведущих тем в творчестве Лермонтова, но этот
«непостижимый город» все же не оставил его равнодушным. Им создан один из лучших романтических пейзажей Петербурга:

Над городом таинственные звуки,

Как грешных снов нескромные слова,

Неясно раздавались, и Нева,

Меж кораблей, сверкая на просторе,

Журча, с волной их уносила в море.

Задумчиво столбы дворцов немых

По берегам теснилися, как тени,

И в пене вод гранитных крылец их

Купалися широкие ступени…

Но Петербург предстает в стихах Лермонтова не только в белую ночь, полную неясного томления. Например, стихотворение «Соседка» он написал в доме Ордонанс-гауза (комендантского управления), расположенного на углу
Инженерной и Садовой улиц:

Не дождаться мне, видно, свободы,

А тюремные дни, будто годы;

И окно высоко над землей!

И у двери стоит часовой!

В Ордонанс-гаузе, на третьем этаже, Лермонтов содержался после дуэли с сыном французского посла де Барантом.

Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение «На смерть поэта», а через неделю — заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу «о непозволительных стихах».

Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: «Узник», «Сосед», «Молитва», «Желанье». Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству — 25- летию Бородинского сражения.

Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение «Поле Бородино», и появляется «Бородино», опубликованное в «Современнике» в 1837. Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом.

Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе «Герой нашего времени» (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова-одаренного живописца. В начале января 1838 г.

поэт приехал в Петербург и пробыл здесь до половины февраля, после этого поехал в полк, но там прослужил меньше двух месяцев: 9 апреля он был переведен в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в «большой свет», снова играет в нем роль «льва»; за ним ухаживают все салонные дамы: «любительницы знаменитостей и героев».

Но он уже не прежний и очень скоро начинает тяготиться этой жизнью; его не удовлетворяют ни военная служба, ни светские и литературные кружки, и он то просится в отпуск, то мечтает о возвращении на Кавказ. «Какой он взбалмошный, вспыльчивый человек, — пишет о нем А.Ф. Смирнова, — наверно кончит катастрофой… Он отличается невозможной дерзостью.

Он погибает от скуки, возмущается собственным легкомыслием, но в то же время не обладает достаточно характером, чтобы вырваться из этой среды. Это — странная натура». Под Новый год 1840 г. Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании.

Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, — говорит Тургенев, — что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества».

Как известно, этим маскарадом и навеяно его полное горечи и тоски стихотворение «Первое января». На балу у графини Лаваль (16 февраля) произошло у него столкновение с сыном французского посланника, Барантом. В результате — дуэль, на этот раз окончившаяся благополучно, но повлекшая для Лермонтова арест на гауптвахте, а затем перевод (приказом 9 апреля) в Тенгинский пехотный полк на Кавказе.

Во время ареста Лермонтова посетил Белинский . Они познакомились еще летом 1837 г. в Пятигорске, в доме товарища Лермонтова по университетскому пансиону Н. Сатина , но тогда у Белинского осталось о Лермонтове самое неблагоприятное впечатление, как о человеке крайне пустом и пошлом. На этот раз Белинский пришел в восторг «и от личности и от художественных воззрений поэта».

Лермонтов снял свою маску, показался самим собою, и в словах его почувствовалось «столько истины, глубины и простоты». В этот период петербургской жизни Лермонтова он написал последний, пятый, очерк «Демона» (первые четыре — 1829, 1830, 1831 и 1833 года), «Мцыри», «Сказку для детей», «Герой нашего времени»; стихотворения «Дума», «В минуту жизни трудную», «Три пальмы», «Дары Терека» и др.

В день отъезда из Санкт- Петербурга Лермонтов был у Карамзиных. Стоя у окна и любуясь тучами, плывшими над Летним садом и Невою, он набросал свое знаменитое стихотворение «Тучки небесные, вечные странники». Когда он кончил читать его, передает очевидец, «глаза его были влажны от слез». По дороге на Кавказ Лермонтов остановился в Москве и прожил там около месяца.

9 мая он вместе с Тургеневым, Вяземским , Загоскиным и другими присутствовал на именинном обеде у Гоголя в доме Погодина и там читал своего «Мцыри». 10 июня Лермонтов уже был в Ставрополе, где находилась тогда главная квартира командующего войсками Кавказской линии.

В двух походах — в Малую и Большую Чечни — Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда «расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством» и был представлен к награде золотою саблею с надписью: «за храбрость». В половине января 1841 г. Лермонтов получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург. На другой же день по приезде он отправился на бал к графине Воронцовой-Дашковой.

«Появление опального офицера на балу, где были Высочайшие Особы», сочли «неприличным и дерзким»; его враги использовали этот случай как доказательство его неисправимости. По окончании отпуска друзья Лермонтова начали хлопотать об отсрочке, и ему разрешено было остаться в Санкт-Петербурге еще на некоторое время.

Надеясь получить полную отставку, поэт пропустил и этот срок и уехал лишь после энергичного приказания дежурного генерала Клейнмихеля оставить столицу в 48 часов. Говорили, что этого требовал Бенкендорф , которого тяготило присутствие в Петербурге такого беспокойного человека, как Лермонтов.

На этот раз Лермонтов уехал из Петербурга с очень тяжелыми предчувствиями, оставив родине на прощание свои изумительные по силе стихи: «Прощай немытая Россия». В Пятигорске, куда он приехал, жила большая компания веселой молодежи — все давнишние знакомые Лермонтова. «Публика — вспоминает князь А.И. Васильчиков , — жила дружно, весело и несколько разгульно…

Время проходило в шумных пикниках, кавалькадах, вечеринках с музыкой и танцами. Особенным успехом среди молодежи пользовались Эмилия Александровна Верзилина, прозванная «розой Кавказа». В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за «напускной байронизм», за «страшные» позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся «вечно печальной» дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял «в сей миг кровавый, на что он руку поднимал». Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение об его смерти гласило: «15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю.

Лермонтов». По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: «туда ему и дорога».

Читайте также:  Строгий классицизм - "стройный" облик санкт-петербурга

Весною 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. По сложности и богатству своих мотивов поэзия Лермонтова занимает исключительное место в русской литературе. «В ней, — по выражению

Белинского, — все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия: несокрушимая мощь духа, смирение жалоб, благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного общества, картины мировой жизни, укоры совести, умилительное раскаяние, рыдание страсти и тихие слезы, льющиеся в полноте умиренного бурею жизни сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов, пламенная вера, мука душевной пустоты, стон отвращающегося от самого себя чувства замершей жизни, яд отрицания, холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающею силою рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева — все, все в этой поэзии: и небо, и земля, и рай, и ад».

Еще при жизни Лермонтова консервативная критика объявила его талант
«протеистическим» собирательным, заключающим в себе отголоски различных влияний, отказывала ему в оригинальности. В противовес этому прогрессивная критика и широкая публика вслед за В. Г. Белинским и Н. Г. Чернышевским восприняли поэзию Лермонтова как явление глубоко самобытное.

Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность «перевоплощаться» — в Максима Максимыча, в Казбича, в Азамата, в Бэлу, в княжну Мери, в Печорина, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности — свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного. насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.

Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Прощай,немытая Россия,

Страна рабов,страна господ,

И вы,мундиры голубые,

И ты,им преданный народ.

М.Ю.Лермонтов

[pic]

Краткая хроника жизни:

1814, 3(15) октября — М. Ю. Лермонтов родился в Москве. Воспитывался в имении Тарханы Пензенской губернии у своей бабки по матери — Арсеньевой.

1828 — поступил на 4-й курс Благородного пансиона (при Московском университете), начинает писать стихи.

1830-1832 — учился на нравственно-политическом отделении Московского университета.

1832 — оставляет университет и поступает в юнкерскую школу в Петербурге.
1837 — пишет стихотворение «Смерть поэта», за которое сослан на Кавказ, где провел около года.

1840 — вторичная ссылка на Кавказ, участие в военных действиях.

1841, 15(27) июля — убит на дуэли Н. С. Мартыновым в Пятигорске.

1842 — тело М. Ю. Лермонтова привезено из Пятигорска и захоронено в
Тарханах.

[pic]

Литература:

1. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в 2-х томах.

Москва, Издательство «Правда» 1988г.

2. Лермонтовская энциклопедия.

Москва,1981г.

3. М.Ю.Лермонтов.Живопись,акварель,рисунки.

Москва,1980г.

4. А.Закржевский.Лермонтов и современность.

Киев,1915г.

Сайты в интернете:

. www.red.by

. www.hrono.ru

Источник: http://diplomba.ru/work/98074

Марина Яковлева: Я не согласна с тем, что Лермонтов не любил Петербург

За семь лет проживания Лермонтова в Петербурге, адреса его литературных героев и самого поэта стали частью города. Как повлиял Петербург на Лермонтова, и где можно встретить героев его произведений, Город+ узнал у сотрудника МЦБС им. М.Ю. Лермонтова, куратора программ проекта «Лермонтов: Наследие» Марины Яковлевой.

Источник изображения:vk.com

Сколько лет Лермонтов прожил в Петербурге?

В общей сложности семь лет. Но постоянно он здесь не жил, все время можно разделить на периоды. Впервые в Петербург он приехал в 1832 году, чтобы поступить в училище кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков на Исаакиевской площади.

Выбрав военную службу, он не считал, что поэзия – это  главное его призвание?

Первый человек, который попытался доказать, что литература – это тоже гражданское поприще, которое может приносить постоянный доход, был Пушкин. Именно благодаря ему творчество поэтов стало официально признанным делом.

Безусловно, Лермонтов был очень одаренным человеком, прожившим короткую жизнь. Вероятно, сам он понимал, что ему мало отпущено, поэтому литературный дар, талант в нем проснулись очень рано. Что интересно, раньше литературного таланта в нем проснулся талант живописца.

Он очень хорошо рисовал и писал настоящие картины.

Если он был еще и хорошим художником, почему же сегодня он остался в нашей памяти только как поэт?

Потому что поэтический талант был, конечно, сильнее. Его работы как художника мы все же просматриваем с точки зрения поэтического таланта и подразумеваем, что для поэта он рисовал очень хорошо. Говорят, если рассматривать Лермонтова как художника, то он принадлежит больше к школе Карла Брюллова.

С чем были связаны последние годы жизни Лермонтова в Петербурге и его отъезд?

Все его отъезды были связаны с ссылками. Первый арест Лермонтова был в 1837 году за стихотворение «На смерть поэта», посвященное Пушкину. Так как он служил в гусарском полку (привилегированные войска), его перевели в пехотный полк Тенгинского, который находился на Кавказе.

Ссылали Лермонтова за стихотворения, за дуэль с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. Правда, у Лермонтова была покровительница – его бабушка. Женщина древнего рода Арсеньевых, к которой прислушивались даже члены императорской семьи. Каждый раз ей удавалось вытащить внука с Кавказа в Петербург или Тарханы.

Она жила в Тарханах, но всегда пыталась быть ближе к внуку.

Источник изображения:vk.com

После последней ссылки, хотел ли Лермонтов вернуться в Петербург?

Петербург всегда был светским, а что такое армия на Кавказе? В чем-то Лермонтов всегда был Печориным (прим. Город+: литературный герой романа «Герои нашего времени»). Он также как и Печорин высмеивал провинциальное общество, сравнивая его с аристократичным петербургским обществом. Не случайно в романе он выделяет княжну Мэри, в которой не было той провинциальности, как у других.

Лермонтова тянуло в Петербург, здесь были писатели, поэты, публикации, редакторы, популярный журнал «Отечественные записки» — другой уровень и другой круг общения. Здесь были салоны и балы, например, салон Екатерины Андреевны Карамзиной (прим. Город+: вдова историографа Николая Карамзина).

Лермонтов был с ней в дружеских отношениях и любил посещать ее литературный салон. Там он впервые начал читать отрывки из поэмы «Демон». Там, по воспоминаниям людей, которые входили в этот салон, поэт, глядя в окно, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!».

Ему нужны были люди, которые его понимали, ведь он был непростым человеком.

Кто в Петербурге повлиял на творчество и жизнь Лермонтова?

Безусловно, повлиял Пушкин. Если говорить про людей, не из Петербурга, то это Шекспир, Гете, Гейне. Очень хорошая статья есть у Анны Ахматовой – «Все было подвластно ему». В ней она пишет, про мальчика (она его называет мальчиком), который хотел подражать всем. Получилось так, что все сами захотели подражать ему, но никому не получается это сделать до сих пор.  

Какие адреса связывают поэта с Петербургом? 

Ежегодно в октябре, в день рождения Лермонтова, у нас проходят «Лермонтовские дни». Наша библиотека известна своими хорошими печатными изданиями, и мы обязательно к этому дню что-то издаем. Например, два года назад издали литературный путеводитель «По следам литературных героев Лермонтова в Петербурге».

На основе этого путеводителя мы проводили автобусную экскурсию. Также каждому предложили принять участие в фотоконкурсе, в котором на основе предложенных литературных адресов Лермонтова нужно было представить свое видение героев.

Каждая фотография должна была быть прокомментирована строкой из произведений поэта.

Источник изображения:vk.com

Путеводитель начинается с самого известного произведения Лермонтова «Маскарад». Действие пьесы начинается в Доме Энгельгардта (Невский проспект, дом 30)  (прим. Город+: известен как центр музыкальной жизни Петербурга). Там проходили первые публичные маскарады. Сами Энгельгардты в доме не жили и все помещения сдавали в наем.

Там была и гостиница, и магазины, а также залы на втором этаже, которые и сейчас можно увидеть, придя в филармонию. Раньше все маскарады проводились среди знакомых, а этот бал отличался тем, что на него мог прийти любой человек с улицы, билеты продавали там же. У многих до сих пор возникает вопрос, почему Лермонтов своих героев приводит именно на этот маскарад.

Возможно, потому, что под маской все чины равны, у маски ни души, ни звания нет.

Заканчивается путеводитель адресом, который меньше всех изучен. В неоконченной повести Лермонтова «Штосс» упоминается баронесса Р**, которая проживала на Миллионной улице. К сожалению, сам дом не сохранился, поэтому мы примерно предположили, где он мог находится.  

Еще в одной неоконченной повести упоминается трактир «Красный кабачок», он находился на Петергофской дороге, но не сохранился. В незавершенном романе «Княгиня Лиговская» мы попытались найти предполагаемый дом Печорина. (прим.

Город+: образ литературного героя Печорина Михаил Лермонтов перенес в роман «Герои нашего времени»). Отмечу, что самое петербургское произведение у Лермонтова – это «Княгиня Лиговская».

Примерный адрес Печорина — набережная реки Фонтанки, дом 32.

Героев романа Лермонтов приводит и в Александринский театр.

В романе написано, что Печорин занимает место поближе к выходу, который вел к заднему подъезду Александринского театра, чтобы быстрее можно было выйти и пойти в трактир «Феникс».

Трудно было определить, где же находились задние подъезды, но нам помогли  воспоминания артиста Александринского театра Алексеева. Он писал, что рядом с подъездом дирекции на стороне Аничкова дворца был трактир, похожий на «Феникс».

Также есть удивительное место в городе, которое притягивает и привлекает к себе — это район Какушкина моста. Гоголь, Лермонтов, Пушкин, Достоевский — все помещали туда своих героев. Опять этот мост упоминается в неоконченной повести Лермонтова «Штосс». В этой же повести упоминается дом самого Штосса.

Вы рассказали про литературные адреса, а какие адреса в городе связаны с самим Лермонтовым?

Один я уже называла — это Исаакиевская площадь, где он учился. Потом улица Садовая, дом 61 — злополучный адрес, где поэт написал стихотворение «На смерть поэта». Уже много лет дом пытаются привести в порядок и создать мемориальную зону.

Сотрудники библиотеки разработали путеводитель «С Лермонтовым по Литейной части». На Сергиевской улице, 20 жила бабушка Лермонтова. Я уже говорила, что она всегда хотела быть с ним рядом.

Источник изображения:vk.com

В 1842 году из дома по адресу Шпалерная, 33 Лермонтов должен был отправится в ссылку на Кавказ. Долго считалось, что бабушка из-за весенней распутицы не смогла приехать и проститься с внуком. Но мы нашли документы, которые свидетельствуют, что именно по этому адресу в тот год бабушка приезжала к нему и простилась. С 1841 года Лермонтов больше не возвращался в Петербург.

Сотрудники библиотеки к году Лермонтова в Петербурге разработали карту с адресами поэта. Презентация пройдет в июне. Что это за карта?

Читайте также:  Расточитель серебряных рублей - александр политковский

В карте обозначены адреса, то есть это путеводитель без текста. 14 июня весь день можно будет гулять по этой карте и посещать места Лермонтова на Невском проспекте.

На карте будут указаны точки (адреса), где всех желающих будут ждать волонтеры, которые и расскажут, как адрес связан с судьбой Лермонтова.

В карте будет указана редакция «Отечественных записок» (Невский, 20), Дом Энгельгардта (Невский, 30), литературное кафе Вольфа и Беранже (угол Мойки), где впервые прозвучало стихотворение «На смерть поэта». После карту можно будет приобрести в Центральной библиотеке имени Лермонтова на Литейном, 19.

Источник изображения:vk.com

А как сам город отразился в творчестве Лермонтова?

Есть такое мнение, что Лермонтов Петербург не любил. Мы с этим совершенно не согласны. Конечно, он прожил всего семь лет в Петербурге и учился в училище, где запрещали писать стихи, — положительно это не сказалось. Все, что делал Лермонтов, было вопреки всем.

У Лермонтова есть строки — «Увы! как скучен этот город, С своим туманом и водой!». На основе этого и сложилась мнение, что поэт не любил Петербург. Но вот в стихотворение «Тучки небесные» поэт воспевает север.

У Лермонтова было много стихотворений, посвященных городу, просто изучаем почему-то другие.   

Как, на ваш взгляд, повлиял Петербург на судьбу и творчество Лермонтова?

Безусловно, повлиял. Петербург — непостижимый город – холодный, фантасмагоричный. Южане клянут город и сетуют, что жить здесь не могут. Но все время приезжают сюда и создают  лучшие произведения. На Лермонтова повлиял тот культурный пласт, присущий городу, без которого он не мог существовать.

Беседовала Анастасия Голубничая

Источник: http://www.gorod-plus.tv/blog/135.html

Лермонтов Михаил Юрьевич — биография поэта и писателя, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги

Михаил Лермонтов — один из самых известных русских поэтов, и признание к нему пришло еще при жизни. Его творчество, в котором сочетались острые социальные темы с философскими мотивами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на поэтов и писателей XIX–XX веков. «Культура.РФ» рассказывает о личности, жизни и творчестве Михаила Лермонтова.

Московская юность

Михаил Юрьевич Лермонтов родился ночью со 2 на 3 октября (15 октября по новому стилю) 1814 года в доме напротив площади Красных Ворот — той самой, где сегодня стоит самый известный в России памятник поэту.

Матери Лермонтова на тот момент не было и семнадцати, а отец имел репутацию привлекательного, но легкомысленного человека. Настоящая власть в семье была в руках бабушки поэта — Елизаветы Арсеньевой. Именно она настояла, чтобы мальчика назвали не Петром, как того хотел отец, а Михаилом.

Молодой Лермонтов не отличался ни крепким здоровьем, ни веселым нравом.

Художник неизвестен. Портрет Михаила Лермонтова. 1820–1822. Институт русской литературы, Санкт-Петербург

Все детство он болел золотухой. Субтильный мальчик с расстройством питания и сыпью по всему телу вызывал у сверстников пренебрежение и насмешки.

«Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе…» — писал Лермонтов в одной из автобиографических повестей. Чем чаще недомогал Лермонтов, тем более усиленно бабушка занималась его лечением и образованием.

В 1825 году она привезла его на Кавказ — так в жизни Лермонтова возник самый важный для него топоним. «Горы кавказские для меня священны», — писал поэт.

С сентября 1830 года поэт учился в Московском университете — сначала на нравственно-политическом, а затем на словесном отделении. Позже вслед за Кавказом Лермонтов назовет и Университет своим «святым местом».

Правда, дружбы сокурсников Михаил не искал, участия в студенческих кружках не принимал, споры манкировал. Среди «проигнорированных» Лермонтовым был и Виссарион Белинский: впервые они пообщались значительно позже — во время первого ареста поэта.

В конце второго курса на репетиции экзаменов по риторике, геральдике и нумизматике, Лермонтов продемонстрировал начитанность сверх программы и… почти полное незнание лекционного материала. Возникли пререкания с экзаменаторами.

Так в записях администрации напротив фамилии Лермонтова появилась пометка на латыни: consilium abeundi («посоветовано уйти»). После этого юноша переехал в Петербург.

Петербургское студенчество

Город на Неве Лермонтов невзлюбил, и это чувство оказалось взаимным. Санкт-Петербургский университет отказался засчитывать Лермонтову два московских года обучения — ему предложили снова поступать на первый курс. Лермонтов оскорбился и по совету друга выдержал экзамен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Накануне поступления Лермонтов написал стихотворение-кредо «Парус». Однако вместо «бури» поэта в школе ждали только муштра и рутина. Здесь «не позволялось читать книг чисто литературного содержания». Лермонтов называл годы учебы «страшными» и «злополучными».

В Школе подпрапорщиков поэт получил прозвище Маюшка (по созвучию с французским «doigt en maillet» — «кривой палец»). Лермонтов действительно был сутул, но точность прозвища заключалась не только в этом. Второе его значение — отсылка к персонажу романов по имени Мае — цинику и остряку.

На курсе поэт действительно держался независимо и дерзко, при этом в учебе был среди лучших студентов.

В записях сокурсника Николая Мартынова (того самого, который вызвал поэта на последнюю дуэль) Лермонтов характеризуется как человек, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».

В петербургский период поэт начал исторический роман на тему пугачевщины («Вадим»), писал лирику (стихотворения «Молитва», «Ангел»), поэму «Боярин Орша», работал над драмой «Маскарад».

27 января 1837 года на Черной речке состоялась дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. Еще до его гибели по Петербургу распространились слухи о смерти поэта — они дошли и до Лермонтова. Уже 28 января первые 56 стихов «Смерти поэта» были кончены, и сочинение стало стремительно распространяться в списках.

Литературный критик Иван Панаев писал: «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми».

7 февраля Лермонтов написал 16 заключительных строк стихотворения (начиная с «А вы, надменные потомки // Известной подлостью прославленных отцов»), в которых наряду с «убийцей» виновными в смерти поэта называл высший петербургский свет и приближенных к «трону».

В конце февраля Лермонтова взяли под арест. Разбирательство проходило при личном участии императора Николая I.

За Лермонтова вступились пушкинские друзья (прежде всего Василий Жуковский) и бабушка самого Лермонтова, также имевшая светские связи.

В результате его «с сохранением чина» перевели в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе. Из Петербурга Лермонтов уезжал скандальной знаменитостью.

Литературная слава

Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри» и «Демоном», знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска с его «водным обществом» и поездка в Тифлис. Во время ссылки юношеская веселость поэта почти исчезла, он стал еще более замкнутым, часто пребывал в «черной меланхолии».

Хлопотами бабушки в 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургский свет. Его приняли в круг литературной элиты: Петр Вяземский, Василий Жуковский, Николай Карамзин. Лермонтов стал одним из самых популярных писателей столицы. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского выходил с новыми стихотворениями поэта.

Однако уже через два года, после очередного участия в дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, — Лермонтов снова оказался на Кавказе. Ему предписали находиться в действующей армии. Лермонтов принял новое наказание с азартом: он участвовал во многих сражениях, в том числе битве на реке Валерик. Этому бою он посвятил стихотворение «Валерик».

На Кавказе поэт работал над романом «Герой нашего времени», первые главы которого были созданы за несколько лет до этого. Произведение печатали отрывками в журнале «Отечественные записки», а позже выпустили отдельной книгой — раскупили ее очень быстро. В том же, 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова.

В начале февраля 1841 года Лермонтов добился короткого отпуска в Петербург.

В записной книжке поэта в тот момент уже были записаны хрестоматийные «Утес», «Сон», «Пророк», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» и «Выхожу один я на дорогу».

В столице Лермонтов хлопотал о публикации поэмы «Демон» и обдумывал план издания собственного журнала. Однако этим проектам не суждено было сбыться: в апреле поэт получил приказ в течение 48 часов выехать из города обратно в полк.

Ссора с Николаем Мартыновым случилась по пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Находясь в самом язвительном и меланхоличном своем настроении, Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора — и тот вызвал его на дуэль.

Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По свидетельствам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие.

Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Единственным прижизненным сборником Лермонтова стали «Стихотворения М. Лермонтова», опубликованные в 1840 году тиражом 1000 экземпляров. В сборник вошли две (из 36) поэмы автора и 26 (из 400) стихотворений.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8188/mikhail-lermontov

Лермонтов в Петербурге

Взялась за эту книгу в надежде узнать что-то новое о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Надежды частично оправдались. Автор затронул аспекты жизни поэта, напрямую связанные с Петербургом, и практически не коснулся событий, произошедших вне этого города.

Лермонтов и Петербург. Что может быть лучше для читателя, любящего творчество Михаила Юрьевича и прекрасный город на Неве! Автор дает возможность побродить по улицам северной столицы, увидеть людей и события 1830-х годов глазами поэта.

Петербург был воспринят Лермонтовым без восторга. Напротив, он, любящий Москву, видит в жизни светского общества северной столицы много порока и лицемерия. Поэту скучно. Он пишет М.А. Лопухиной: «Как только я приехал, я посещал — и признаюсь, довольно часто — родственников, с которыми я должен был познакомиться, но в конце концов я убедился, что мой лучший родственник — я сам…».

Лишь спустя некоторое время поэт начинает осознавать всё величие города, значимость таких известных людей, живущих там, как Пушкин и Гоголь, и происходящих в то время событий. Лермонтов формировался под влиянием творчества своего старшего современника — Пушкина.

Приехав в Петербург, Михаил Юрьевич предполагал сначала поступить в университет, но ему отказались зачесть два года, проведённые в Московском.

Таким образом Лермонтов принял решение поступать в школу юнкеров, где кроме военных дисциплин он изучал и общеобразовательные предметы.

Став офицером лейб-гвардии Гусарского полка, он был уже разносторонне образованным человеком, обладавшим достаточно широким кругозором.

Из всех удовольствий, которым предавались офицеры, Лермонтов по-настоящему любил только цыган с их песнями и плясками.

Автор книги подробно останавливается на вопросах, связанных с дарованиями Лермонтова, такими как: поэзия, проза, рисунок, скульптура, музыка, а также его увлечениями театром и балетом.

Помимо всего прочего, автор проводит подробный анализ жизни светского общества первой половины 19 века (музыкальные и литературные предпочтения, балы-маскарады, технический прогресс — первые опыты езды по железной дороге).

Создавая «Маскарад», Лермонтов проявляет себя как драматург. В романе «Княгиня Лиговская» он большое внимание уделяет топографии Петербурга, упоминание которой имеет социальный смысл.

Стал неожиданно новой информацией тот факт, что Михаил Юрьевич присутствовал на похоронах Пушкина:

Многое поражает в судьбе Михаила Юрьевича. Фаталист в «Герое нашего времени» был написан им неслучайно. Как сказал капитан Тушканов о смерти Вулича: «Как после этого не поверить в фатум? От пули уберёгся, чтобы через пару часов быть зарубленным».

Но суждено ему было погибнуть иначе…

Любимым созданием поэта был мятежный образ Мцыри, а также непреклонный Демон.

Поручику Михаилу Лермонтову уже не суждено было когда-либо появиться на улицах Петербурга.

Источник: https://www.livelib.ru/work/1002563880/reviews-lermontov-v-peterburge

Ссылка на основную публикацию