Легенды кунсткамеры в санкт-петербурге

Легенды города: нечисть Кунсткамеры

По приказу Петра I в 1714 году был создан удивительный музей редкостей, носящий название Кунсткамера. Вполне очевидно, что такое собрание удивительных вещей и природных чудес не могло обойтись без различных аномальных феноменов. По слухам, музей богат не только на призраков и нечистую силу, но и множество зловещих магических артефактов.

Ходят разговоры о том, что царем в музее было устроено бесовское скопище, а каждый экспонат содержит на себе печать Антихриста. Некоторым предметам из Кунсткамеры приписывают свойство не держать свою тень. Как только на них попадает свет, тень начинает самостоятельно перемещаться, отделяясь от предмета.

Первое время народ боялся посещать музей. Ситуация немного нормализовалась лишь после того, как Петр сделал вход бесплатным, мало того, приказал подносить каждому посетителю штоф водки, а в случае если человек не пил, то кофе.

С 1718 года музей стал размещаться в Кикиных палатах. Это здание раньше принадлежало экс-главе Адмиралтейства Кикину Александру Васильевичу, которого колесовали по подозрению в заговоре против царя. Вскоре работники Кунсткамеры стали жаловаться на то, что по коридорам бродит призрак Кикина.

В присутствии его бесплотной тени сами по себе гасли свечи, более того якобы начинали оживать чучела и человеческие уродцы. Иногда приведение писало на стенах: «Государь Алексей I».

А если фантому удавалось коснуться кого-либо из служителей, то его непременно начинали преследовать всяческие напасти.

В 1727 году Кунсткамера переехало в новое здание, которое было построено специально для нее на Васильевском острове. Однако и здесь, по заверениям служителей, продолжала бедокурить нечисть.

Именно из-за нее якобы и случился в 1747 году пожар, во время которого была уничтожена большая часть экспонатов. Восстановительные работы начали лишь через 7 лет, в 1754 году, по приказу императрицы Елизаветы Петровны.

Однако их пришлось прервать в 1759 году, так и не закончив. Некоторые опять обвинили в этом нечистую силу.

Над незаконченной башней Кунсткамеры в лунные ночи стали появляться неясные тени. Они отправлялись летать по всему Петербургу, а с рассветом возвращались назад.

А сразу после революции в Кунсткамере прописался очередной призрачный обитатель. Среди экспонатов был скелет огромного по размерам человека. Во время революционной неразберихи некоторые экспонаты, череп великана в том числе, пропали. С тех пор служащие говорят, что скелет-фантом бродит ночами по коридорам в поисках своего черепа.

А самая любопытная из баек питерской Кунсткамеры – об идущих назад часах. Они выполнены в корпусе из красного дерева и были привезены из далекого похода одним офицеров. Механизм у часов оказался нерабочим.

Но иногда стрелки начинают двигаться, правда, в обратном направлении. Они всегда доходят до 9:45, а затем останавливаются. И если это случается, то скорая смерть обязательно ждет одного из сотрудников музея.

Экспонаты с подобными, магическими свойствами хранятся в особой кладовой за черной дверью. Есть среди них бронзовая кошка, про которую рассказывали, что если она моргнет, то свидетель этого обязательно умрет.

Также есть история об одном студенте, бывшим убежденным материалистом, который вызвался переночевать в той кладовой и доказать, что все ее чудеса один лишь выдумки. Вместе с товарищами он подкупил сторожей, вошел в кладовку, после чего за ним закрыли дверь.

А наутро за дверью никого не оказалось, лишь зловещая ухмылка застыла на морде у бронзовой кошки. А студента больше никто не видел, он попросту испарился.

Однако, Кунсткамера не единственный музей Петербурга, в котором замечено присутствие «нечистой силы». К примеру, в здании Эрмитажа, который когда-то назывался Зимним дворцом и был официальной резиденцией для российских императоров, часто встречались двойники царственных особ.

А незадолго до своей смерти Екатерина I (жена Петра I) сообщила своей статс-даме Эльзе Глюк о том, что видела своего двойника, который сидел рядом с кроватью и пел на ее родном латышском языке колыбельные песни.

А ночами в октябре 1740 года по коридорам и залам Зимнего расхаживал призрачные двойник императрицы Анны Иоанновны. Часовых перепугало то, что приведение не реагировало на обращения, и они решили вызывать фаворита государыни Бирона. Тот сразу догадался, что видит призрака, и стал прогонять его.

Однако внезапно подошла сама Анна. Она посмотрела на фантома и сказала не трогать его, так как это «смерть моя!». А на следующий день императрица умерла.

А сейчас, по слухам, в Эрмитаже появляется призрак императора Николая I. Фантом появляется в залах ближе к полуночи, одетый в офицерский мундир с эполетами. У него идеально прямая осанка и холодный взгляд. Причем все кто его встречал, сразу понимали, что перед ними царственная особа.

На самом деле музейные приведения далеко не редкость. А тем более в Питере, который давно приобрел славу мистического города. Удивляться тут нечему. Лучше попытаться научиться сосуществовать с потусторонними сущностями, тогда они не станут приносить вреда.

No related links found

Источник: http://tainy.net/29685-legendy-goroda-nechist-kunstkamery.html

Страшные тайны Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Кунсткамера – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Так традиционно принято называть Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. С ним связано немало шокирующих фактов.

Название «Кунсткамера» произошло от немецкого «куншт» — «редкость». Первые экспонаты музейной коллекции были выкуплены в 1714 году Петром I у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйши. В основном это были заспиртованные образцы различных физических патологий, например, двухголовые младенцы и прочие носители врожденных уродств.

Впервые экспозицию открыли для всеобщего обозрения в Зеленом кабинете Летнего сада, а в 1718 году ее перевели в Кикины палаты на Васильевском острове. Но народ не очень-то стремился рассматривать редкости.

Ходили слухи, что на них лежит печать Антихриста, а в помещении музея и вовсе водится нечистая сила. Говорили, например, что тени экспонатов отделяются от предметов и самостоятельно передвигаться по залу.

Дабы заманить в музей посетителей, император распорядился не брать плату за вход и подносить каждому гостю штоф вина или водки, а ежели кто не употребляет, то чашку кофе.

Уже после кончины Петра, в 1734 году, для Кунсткамеры выстроили новое просторное здание. Но в 1747 году там приключился пожар. Многие экспонаты были уничтожены. Часть их, спасая от огня, служители выбросили на улицу, где музейное добро безвозвратно растащили прохожие. Впоследствии в народе придумывали, что пожар устроили опять же хозяйничающие в музее потусторонние силы.

Какое-то время при Петре служил в должности гайдука француз Николя Буржуа. Он был великаном: рост этого человека составлял 226,7 сантиметра. В 1724 году Буржуа умер от апоплексического удара, и его скелет, а также сердце заняли место в Кунсткамере.

Одна из легенд гласит, что во время пожара у скелета Буржуа пропала голова и впоследствии к нему приставили другой череп. С тех пор призрак гиганта бродит по залам, разыскивая утраченную часть тела.

А карлик Федор Игнатьев и вовсе прожил при Кунсткамере 16 лет в качестве экспоната. Рост Федора составлял 126 сантиметров, к тому же он был уродцем: на правой руке и на ногах у Игнатьева имелось всего по два пальца. Казалось, что это не человеческие конечности, а клешни. По рассказам, царь Петр, появляясь в Кунсткамере, всегда лично здоровался с карликом за руку.

Существует несколько преданий о хранящихся в Кунсткамере артефактах, обладающих мистической силой. Например, там есть часы в корпусе из красного дерева, стрелки которых обычно стоят, но якобы порой они вдруг начинают двигаться назад, останавливаясь всегда на одной и той же позиции – 9 часов 45 минут. И после этого, как правило, умирает кто-то из сотрудников музея.

Еще один «проклятый» экспонат – статуэтка бронзовой кошки. Говорят, что время от времени она моргает, и если при этом кто-нибудь присутствует, то его ждет скорая смерть. Так, один студент решил переночевать в кладовой рядом с пресловутой статуэткой, а наутро в кладовке никого не нашли, только кошка зловеще ухмылялась. Больше молодого человека никто никогда не видел.

Еще одно предание гласит, что некогда в запасниках Кунсткамеры имелись два стеклянных сосуда, в каждом из которых в спиртовом растворе находилась человеческая голова.

Одна якобы принадлежала чиновнику и любовнику Екатерины I Виллиму Монсу, казненному Петром I, другая — экс-фаворитке Петра I Марии Гамильтон, которой отрубили голову за то, что она убила собственного ребенка, рожденного, правда, не от царственного возлюбленного, а от его денщика Ивана Орлова. Гамильтон также, будучи камер-фрейлиной императрицы, крала ее драгоценности.

В конце XIX столетия историк Михаил Семевский пытался отыскать емкости с головами в подвалах Кунсткамеры, но безуспешно. По одной из версий, они были захоронены по приказу Екатерины II.

Источник: http://russian7.ru/post/strashnye-tayny-kunstkamery-v-sankt-pe/

7 лучших экспонатов Кунсткамеры по версии Disgusting Men

Петербург — это не просто город белых ночей и трех революций, где безостановочно разводят мосты и пьют винишко на крышах. Настоящих ценителей изящной культуры Питер радушно встречает обилием музеев и выставочных залов, где полной грудью можно надышаться красотами. Благо имеется повод, чтобы лишний раз припасть к высокому искусству.

31 января 1714 года, 304 года назад, по указу Петра I в Санкт-Петербурге был создан «Государев кабинет», более известный как Кунсткамера. Сегодня это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, где на одном квадратном метре собрано максимальное количество удивительной дичи и поражающих воображение экспонатов со всего мира.

В честь этого знаменательного события, Отвратительные мужики собрали для вас топ-7 интересных диковинок, которые вам точно стоит увидеть. Помимо заспиртованных мутантов, разумеется.

Ладья небесная. Китайская заводная игрушка
Едва ли не старейший экспонат Кунсткамеры

Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э.

Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.

Саму игрушку русские послы приобрели в 1720 году в Пекине. После пожара 1747 года считалось, что экспонатов петровской эпохи в Кунсткамере практически нет, однако эту ладью все же удалось откопать из закромов, отреставрировать и теперь она радует глаз гостей музея.

Астролябия Г. Арсениуса
Работа гениального механика

Живший в XVI веке фламандский мастер Гуалтерус Арсениус оставил после себя 21 искусно сделанную астролябию. Одна из них принадлежала Альбрехту Валленштейну, одному из видных австрийских полководцев времен Тридцатилетней войны. Именно эта астролябия была подарена Императорской Публичной библиотеке, после чего перекочевала в Кунсткамеру.

Помимо изящного оформления, этот экспонат имел практическую ценность. Астролябия Арсениуса демонстрировала зевакам, как при помощи математики можно вычислять положение небесных светил и ориентироваться в пространстве. Среди знати прошлого такие изящные технические штучки, как астролябии, хранились вместе с драгоценностями и являлись признаком особой зажиточности.

Флейта из человеческой кости
…Из бедра девственницы

В тибетской традиции флейта носит название Ганлин. Изготавливалась из бедренной человеческой кости, обработанной таким образом, чтобы можно было извлекать из нее звук. Шаманы считали, что самым лучшим материалом является часть ноги девочки-подростка из семьи брахманов, хотя подходящими были и кости преступников, погибших насильственной смертью.

Шаманы из Монголии использовали флейту для вызова духов трех миров, при этом дуть в инструмент просто так категорически запрещалось.

Скелет Николя Буржуа
Двухметровый телохранитель Петра I с чужой головой

Известно, что Петр I был тем еще затейником и любил путешествовать по загранице. Любознательный император привозил в Россию не только необычные предметы и анатомические коллекции, но и неординарных людей.

Так случилось и с Николя Буржуа, которого Петр I встретил в одном из путешествий. Этот гигант поразил царя своим масштабом: рост Буржуа был 226,7 см.

Петр сразу же нанял здоровяка себе на службу, а когда тот скончался, его скелет стал неотъемлемым экспонатом Кунсткамеры.

Пожар 1747 года сказался и на этой диковине: пламя сожгло череп Буржуа, так что голову пришлось прикрепить от другого человека. Поговаривают, что дух обезглавленного француза до сих пор пугает смотрителей музея.

Пропавшая голова Марии Гамильтон
…Которую Петр I поцеловал после того, как ее уже отрубили

Еще одна таинственная история, в которой фигурирует отрубленная голова… которой нет в экспозиции. Любовница Петра I Мария Гамильтон была обвинена в детоубийстве и обезглавлена, после чего, по легенде, император поцеловал отрубленную голову в губы. Череп женщины якобы остался на хранении в Кунсткамере, однако пьяные английские моряки его оттуда похитили и уплыли на родину.

Читайте также:  Летний сад в санкт-петербурге

Слегка идиотская интерпретация событий

Самого экспоната в музее нет, однако легенда давно уже стала частью истории о призраках в Кунсткамере.

Индонезийский кинжал крис
Инструмент черной магии и просто чудо кузнечного ремесла

Кинжал крис, национальное холодное оружие из Индонезии. Представляет из себя изогнутый несколько раз клинок с ассиметричной пятой, расширенной возле рукояти. Крис имел скорее ритуальное, нежели практическое назначение: в поздней культуре Явы кинжал не рекомендовалось вытаскивать из ножен без необходимости. А указывать острием на человека было вовсе запрещено.

Кажется, я видел такой в Dark Souls. Правда, размером с рельсу.

Готторпский глобус
Еще одна работа гения-инженера

Один из самых знаменитых экспонатов Кунсткамеры за авторством небезызвестного Адама Олеария. Шар диаметром около 3 м, снаружи которого нарисована карта Земли, а внутри — небо и звезды, в свое время был самым большим глобусом в мире.

Готторпский глобус, названный так в честь епископа-администратора Готторпского герцогства Кристиана Августа, был передан в 1713 году Петру Великому в виде дипломатического подарка. Шар, переживший пожар, блокаду и реставрацию, находится на четвертом этаже Кунсткамеры.

Нынешняя коллекция петровского музея полна самых разнообразных и удивительных вещей, которые следует увидеть. За более чем 300 лет работы Кунсткамера превратилась из собрания диковинок в масштабную коллекцию самых интересных предметов человеческой культуры, со своими легендами и преданиями. И заспиртованными мутантами, разумеется.

Тех, кому не хватает интерактива и хочется посетить петровскую коллекцию, наверняка увлечет виртуальный тур по Кунсткамере. Осторожнее: можно залипнуть и пропасть на весь рабочий день!

Источник: https://disgustingmen.com/history/kunstkamera-7-best-exhibits

Кунсткамера в Санкт-Петербурге: страшные тайны

Кунсткамера — одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Так традиционно принято называть Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. С ним связано немало шокирующих фактов.

Печать Антихриста

Название «Кунсткамера» произошло от немецкого «куншт» — «редкость». Первые экспонаты музейной коллекции были выкуплены в 1714 году Петром I у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйши. В основном это были заспиртованные образцы различных физических патологий, например, двухголовые младенцы и прочие носители врожденных уродств.

Впервые экспозицию открыли для всеобщего обозрения в Зеленом кабинете Летнего сада, а в 1718 году ее перевели в Кикины палаты на Васильевском острове. Но народ не очень-то стремился рассматривать редкости.

Ходили слухи, что на них лежит печать Антихриста, а в помещении музея и вовсе водится нечистая сила. Говорили, например, что тени экспонатов отделяются от предметов и самостоятельно передвигаться по залу.

[С-BLOCK]

Дабы заманить в музей посетителей, император распорядился не брать плату за вход и подносить каждому гостю штоф вина или водки, а ежели кто не употребляет, то чашку кофе.

Уже после кончины Петра, в 1734 году, для Кунсткамеры выстроили новое просторное здание. Но в 1747 году там приключился пожар. Многие экспонаты были уничтожены. Часть их, спасая от огня, служители выбросили на улицу, где музейное добро безвозвратно растащили прохожие. Впоследствии в народе придумывали, что пожар устроили опять же хозяйничающие в музее потусторонние силы.

Великаны и карлики

Какое-то время при Петре служил в должности гайдука француз Николя Буржуа. Он был великаном: рост этого человека составлял 226,7 сантиметра. В 1724 году Буржуа умер от апоплексического удара, и его скелет, а также сердце заняли место в Кунсткамере.

Одна из легенд гласит, что во время пожара у скелета Буржуа пропала голова и впоследствии к нему приставили другой череп. С тех пор призрак гиганта бродит по залам, разыскивая утраченную часть тела.

А карлик Федор Игнатьев и вовсе прожил при Кунсткамере 16 лет в качестве экспоната.

Рост Федора составлял 126 сантиметров, к тому же он был уродцем: на правой руке и на ногах у Игнатьева имелось всего по два пальца. Казалось, что это не человеческие конечности, а клешни.

По рассказам, царь Петр, появляясь в Кунсткамере, всегда лично здоровался с карликом за руку. [С-BLOCK]

Экспонаты, приносящие несчастье

Существует несколько преданий о хранящихся в Кунсткамере артефактах, обладающих мистической силой. Например, там есть часы в корпусе из красного дерева, стрелки которых обычно стоят, но якобы порой они вдруг начинают двигаться назад, останавливаясь всегда на одной и той же позиции — 9 часов 45 минут. И после этого, как правило, умирает кто-то из сотрудников музея.

Еще один «проклятый» экспонат — статуэтка бронзовой кошки. Говорят, что время от времени она моргает, и если при этом кто-нибудь присутствует, то его ждет скорая смерть. Так, один студент решил переночевать в кладовой рядом с пресловутой статуэткой, а наутро в кладовке никого не нашли, только кошка зловеще ухмылялась. Больше молодого человека никто никогда не видел.

В Кунсткамере хранились человеческие головы

Еще одно предание гласит, что некогда в запасниках Кунсткамеры имелись два стеклянных сосуда, в каждом из которых в спиртовом растворе находилась человеческая голова.

Одна якобы принадлежала чиновнику и любовнику Екатерины I Виллиму Монсу, казненному Петром I, другая — экс-фаворитке Петра I Марии Гамильтон, которой отрубили голову за то, что она убила собственного ребенка, рожденного, правда, не от царственного возлюбленного, а от его денщика Ивана Орлова.

Гамильтон также, будучи камер-фрейлиной императрицы, крала ее драгоценности.

В конце XIX столетия историк Михаил Семевский пытался отыскать емкости с головами в подвалах Кунсткамеры, но безуспешно. По одной из версий, они были захоронены по приказу Екатерины II.

Источник: https://news.rambler.ru/other/40596549-kunstkamera-v-sankt-peterburge-strashnye-tayny/

Кунсткамера | Культурный каталог Санкт-Петербурга. SPBMY.ru

Первый русский музей – Кунсткамера (в переводе с немецкого – “кабинет редкостей”) – был создан на основе личных коллекций Петра I. Среди экспонатов музея были анатомические и биологические редкости, предметы искусства, редкие книги, археологические находки.

С 1704 по 1714 годы это собрание хранилось в Москве, а в 1714 году было перевезено в Санкт-Петербург и размещено в Летнем дворце. Хранение коллекций императора было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально “надсмотрителем редкостей и натуралиев” Иоганну Шумахеру.

В то время музей еще не был доступен для широкой публики.кой публики.

В 1718 году Петр I решил сделатьиз Кунсткамеры общедоступный музей. И уже в 1719 году экспонаты музея были размещены в конфискованных казной палатах Кикина у Смольного двора. Это помещение, однако, было временным: во-первых, не хватало места для размещения всех экспонатов; во-вторых, палаты были слишком удалены от центра города.

Ко времени открытия музея количество коллекций, выставленных для обозрения, поражало не только россиян, но и европейцев. За новыми экспонатами отправлялись знаменитые “академические” экспедиции в Европу, где по распоряжению Петра I приобретались “редкости” для Кунсткамеры. В первые годы существования музея в нем были даже живые “экспонаты”: уроды, карлики, великаны.

Здание Кунсткамеры, строившееся с 1718 по 1734 год, принадлежит к числу немногих хорошо сохранившихся памятников архитектуры первой четверти 18 века. Первоначальный проект здания был разработан архитектором Г. Матарнови, а осуществляли строительство архитекторы Н. Гербель, Г. Киавери и М. Земцов.

Кунсткамера состоит из двух равных по внешнему облику трехэтажных корпусов, которые соединены центральным корпусом сложной конфигурации. Над центральным корпусом возведена многоярусная башня.

Восточный корпус с двухэтажным залом предназначался для библиотеки, западный с точно таким же залом – для музейных коллекций. В центральном корпусе и башне, которую первоначально венчала деревянная вышка, размещались анатомический театр и обсерватория.

В круглом зале третьего этажа был размещен Готторпский глобус-планетарий. Этот уникальный глобус, созданный в 17 веке в Германии, был привезен в Петербург в 1717 году в качестве подарка Петру I. Диаметр глобуса составлял 3,1 метра.

Снаружи были изображены все известные тогда страны, моря и реки, а внутри глобуса располагался первый в мире планетарий.

Кунсткамера переехала в новое здание уже в 1727 году. Согласно указу Петра I, вход в музей был бесплатным. В музее работали служители, которые встречали и водили посетителей по всем комнатам, показывая “редкости” с краткими пояснениями. В 1741-1745 годах были опубликованы двухтомный каталог Кунсткамеры и иллюстрированный путеводитель по музею на немецком и русском языках.

В 1747 году в здании музея случился пожар. Погибла большая часть этнографических коллекций, пострадал Готторпский глобус, сгорела деревянная вышка на башне. Восстанавливал здание в 1754-1758 годах архитектор С. Чевакинский, который значительно упростил первоначальный облик Кунсткамеры.

До нашего времени сохранилась лепная барочная обработка сводов первого этажа Кунсткамеры, выполненная в 1760-х годах.

В 1777-1779 годах, когда отмечалось 50-летие Академии наук, помещения музея были оформлены скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся ученых, из которых сохранились два гипсовых барельефа – “Россия” и “Празднующая Европа” – работы скульптора М. Павлова. Из скульптурных портретов уцелел барельеф с изображением великого математика 18 века Л. Эйлера.

В конце 18-начале 19 века этнографические коллекции Кунсткамеры пополнялись многими знаменитыми путешественниками, среди которых были Дж. Кук, И. Крузенштерн, Ю. Лиснянский, Ф. Беллинсгаузен, Н. Миклухо-Маклай.

В 20-30-е годы 19 века на базе Кунсткамеры были созданы самостоятельные академические музеи – Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабинет Петра I. Часть этих музеев располагалась в здании Кунсткамеры, часть – в двух соседних зданиях на берегу Невы.

До конца 18 века в здании музея также размещались некоторые учреждения основанной Петром I Академии наук.

В 1903 году, в связи с 200-летием, музею было присвоено имя “Музей антропологии и этнографии имени императора Петра Великого”.

Во время Великой Отечественной войны музей был закрыт. Но уже в 1946 году его открыли для широкой публики. В 1947-1948 годах архитектор Р. Каплан-Ингель восстановил верхнюю часть башни Кунсткамеры.

В наши дни в залах музея, помимо антропологических и этнографических коллекций, экспонируются предметы, которые находились в Кунсткамере еще при Петре I. В помещениях башни расположен музей М. В. Ломоносова, в котором хранится знаменитый Готторпский глобус, восстановленный после пожара 1747 года.

Историческая справка
1704-1714 гг. – экспонаты будущей Кунсткамеры хранятся в Москве.
1714-1719 гг. – коллекции перевезены в Санкт-Петербург и размещены в Летнем дворце.
1718 г. – начато строительства здания для Кунсткамеры на стрелке Васильевского острова.

1719 г. – Кунсткамера открыта для публичного обозрения в Кикиных палатах.
1727 г. – Кунсткамера переезжает в новое здание.
1743 г. – завершено строительство нового здания Кунсткамеры.
1741-1745 гг.

– опубликованы двухтомный каталог Кунсткамеры и иллюстрированный путеводитель по музею на немецком и русском языках.
1747 г. – пожар в здании музея.
1754-1758 гг. – здание восстановлено по проекту С. Чевакинского.
1766 г. – окончание ремонта в здании музея.

1820-1830-е гг. – создание на базе Кунсткамеры самостоятельных академических музеев.
1903 г. – в связи с 200-летием музею присвоено новое название: “Музей антропологии и этнографии имени императора Петра Великого”.
1946 г. – музей открыт для посетителей после окончания войны.

1947-1948 гг. – архитектор Р. Каплан-Ингель восстановил деревянную вышку над башней Кунсткамеры.

Легенды и мифы

Когда Кунсткамера только открылась для посещения, генерал-прокурор Сената Павел Ягужинский предложил для изыскания средств на пополнение коллекции брать с посетителей плату за вход.

Петр I, однако, лучше знал своих подданных. Желая привить россиянам тягу к просвещению, царь приказал каждого посетителя угощать чаем, кофе, венгерским вином или водкой, а на закуску давать бутерброд.

Со зданием Кунсткамеры связана еще одна легенда. Однажды, гуляя по Васильевскому острову, Петр увидел редкую сосну, у которой ветка вросла в ствол, образуя полукольцо. “Вот так дерево-монстр!” – воскликнул восхищенный царь… и велел срубить сосну, а на ее месте заложить новое здание Кунсткамеры.

Адрес: Университетская наб., 3
Телефон: (812) 328-1412
Часы работы: 11:00-17:45
Выходной день: понедельник, последний вторник каждого месяца
Станция метро: Василеостровская, Гостиный двор, Невский проспект

Как Добраться: Выйти на станции метро “Невский проспект”, перейти по подземному переходу на противоположную сторону и сесть на автобус 7 или троллейбусы 1, 10, 7 и доехать до остановки “Стрелка Васильевского острова”.

Источник: http://katalog.spbmy.ru/?cat=13

Призраки Кунсткамеры

?Кот Ученый (lenarudenko) wrote,
2015-02-25 20:02:00Кот Ученый
lenarudenko
2015-02-25 20:02:00О первом здании Куснсткамеры я писала в посте «Кикины палаты». Теперь о нынешней Кунсткамере, достроенной специально для «диковинного музея» в 1727 году.

Однако нечисть не унималась и будто переехала вместе с экспонатами на новую квартиру. В Кунсткамере Петр приказал поместить голову своей казненной фаворитки Марии Гамильтон. Потом к ней добавилась голова Вильяма Монса, казненного любовника Екатерины — жены Петра.

Подобные деяния не находили в народе понимания.Царь Петр не дожил до открытия нового здания музея

Говорили, что каждый предмет музея носит «печать антихриста», не отбрасывает тень и оживает по ночам.

По легенде, в Кунсткамере есть потайное хранилище, где собраны опасные магические артефакты.

Например, в хранилище Кунсткамеры находятся сломанные часы, которые иногда начинают идти назад, потом стрелки останавливаются на 9:45. Это предвещает смерть одного из смотрителей музея.Другой таинственный экспонат — фигурка бронзовой кошки. Говорили, что она моргает, тот кто видел это — вскоре умирал. В музее были не только заспиртованные, но и живые «придворные уроды».

Таким был Николя Буржуа, рост которого достигал 226 см. Скелет Буржуа остался в музее после его смерти.В 1747 году в здании Кунсткамеры случился пожар, говорили, что без шуток нечистого не обошлось. Многие экспонаты сгорели в огне, большую часть удалось спасти. Восстановить здание попытались только через семь лет, но спустя два года работы снова были прерваны.

Читайте также:  Расточитель серебряных рублей - александр политковский

Во время пожара пропал череп скелета гиганта Буржуа. Потом был найден новый череп. Говорят, скелет бродит ночами по Кунсткамере, ищет свою голову.С Кунсткамерой связана история Марии Гамильтон. Она была фавориткой Петра, которую жена царя Екатерина I обвинила в краже своих драгоценностей.

Также царю сообщили, что Мария изменяла ему с денщиком, от этой связи родился ребенок, которого она умертвила. Гамильтон была приговорена к смертной казни за кражу и детоубийство. Екатерина I, не желавшая сопернице смерти, просила Петра смягчить приговор. Император, полагал, что убитый младенец мог быть его ребенком, поэтому отказался отменить казнь.

Отягчающим обстоятельством также стало, что накануне Петр издал закон против дискриминации незаконнорожденных. Мария Гамильтон была обезглавлена. Денщика-соперника царь Петр помиловал.

Описание казни свидетелем:

«Когда топор сделал своё дело, царь возвратился, поднял упавшую в грязь окровавленную голову и спокойно начал читать лекцию по анатомии, называя присутствовавшим все затронутые топором органы и настаивая на рассечении позвоночника. Окончив, он прикоснулся губами к побледневшим устам, которые некогда покрывал совсем иными поцелуями, бросил голову Марии, перекрестился и удалился».

Голову казненной заспиртовали и хранили в Кунсткамере.Мария Гамильтон перед казнью

Вскоре в народе появилась легенда о зверствах царя-антихриста«…при государе Петре I жила необыкновенная красавица, которую как царь увидел, так тотчас и повелел обезглавить. Голову поместили в спирт в кунсткамере, дабы все и во все времена могли видеть, какие красавицы родятся на Руси»

Потом в Кунсткамеру попала голова Вильяма Монса — неосторожного любовника Екатерины I. Царь Петр быстро решил судьбу соперника.

Предполагаемый портрет Вильяма Монса Записи очевидца:

«16-го, в 10 часов утра, объявленные накануне казни совершены были против Сената, на том самом месте, где за несколько лет повесили князя Гагарина.

Бывший несчастный камергер Монс, по прочтении ему приговора с изложением некоторых пунктов его вины, был обезглавлен топором на высоком эшафоте…»«Все присутствовавшие при этой казни не могут надивиться твердости, с которою камергер Монс шел на смерть.

По прочтении ему приговора он поклоном поблагодарил читавшего, сам разделся и лег на плаху, попросив палача как можно скорей приступать к делу.

Перед тем, выходя в крепости из дому, где его содержали, он совершенно спокойно прощался со всеми окружающими, при чем очень многие, в особенности же близкие знакомые его и слуги, горько плакали, хотя и старались, сколько возможно, удерживаться от слез».

«На обратном пути из дома графа Толстого высокие гости (императрица, принцессы и проч.) проезжали как мимо того места, где лежало на колесе тело камергера Монса, так и мимо того, где голова его взоткнута на шест».

Тело Монса лежало на эшафоте несколько дней.В годы царствования Екатерины II голова Гамильтон пропала. В краже заподозрили английских моряков, которые пообещали вернуть голову. Они вернулись через год и привезли три головы басмачей, власти приняли эту компенсацию.

По другой версии, голова Марии Гамильтон была похоронена по указанию императрицы Екатерины II.Проверяя счета, Екатерина Дашкова — директор Петербургской Академии, заметила солидные расходы на смену раствора «экспонатов», которыми оказались две головы — мужская (Вильяма Монса) и женская (Марии Гамильтон).

Дашкова узнала истории казненных и рассказала императрице. Говорили, будто Мария Гамильтон явилась к Екатерине II во сне и попросила успокоения. Императрица исполнила ее просьбу, голова была похоронена. Также похоронили голову Вильяма Монса.

Здание в годы блокадыВ годы блокады подвалы Кунскамеры использовались как морг, здесь лежали тела найденных на улице ленинградцев, которых потом отвозили на кладбище.В 2010 году накануне «Ночи музеев» сотрудники Кунсткамеры наблюдали паронормальное явление.

Корреспондент Гульназ Ахметшина, рассказывала:

«Во все эти истории про полтергейст в кунсткамере я не верила, пока сама не увидела то, что зафиксировали камеры слежения музея. Однажды в субботу к нам забежал охранник и сообщил, что накануне вечером камеры слежения зафиксировали привидение. Мы ему не поверили.

Тогда служащий позвал нас взглянуть на вчерашнюю запись. Но пока он доставал ее для демонстрации, на видеокамере, которая снимала онлайн залы, привидение появилось вновь. В общем, увидели его не в записи, а вживую. Это был белый шлейф, колыхающийся, как маятник, под потолком».

Призрак появился и на следующий день:

«Я решила спуститься к парадной лестнице музея, где оно висело, и посмотреть на него вблизи. К сожалению, в зале его я не увидела. Просто было жутко там стоять.

И я даже песенку полтергейсту спела – чтобы его успокоить. А вот мои коллеги, которые наблюдали за мной на камере слежения, видели и меня, и привидение.

Причем, когда по ступенькам лестницы начала подниматься экскурсия, привидение исчезло».

Охранник музея пояснил, что подобные явления происходят регулярно.

Оглавление блога

Источник: https://lenarudenko.livejournal.com/243481.html

Кунсткамера: необычные экспонаты, фотографии, история коллекции

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Петербургская Кунсткамера (ныне Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) была основана, судя по всему, в 1714 году. Точный день ее основания неизвестен — возможно, это произошло именно 31 января.

Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять. В ХХ веке, превратившись в музей Академии наук, она стала еще интересней. Вот семь удивительных экспонатов из ее коллекции.

Детский скелет с двумя головами

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша.

Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу.

В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама — и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Готторпский глобус

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса — 3 метра, так что сидеть в нем удобно.

Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий.

В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей — Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел — сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть — именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Ладья небесная

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа — корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Палеолитическая Венера

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности — грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры — это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой — обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, — возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Бюст Андрея Боголюбского

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений.

Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году.

В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси — ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы — Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя — и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали.

В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов.

Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России — только одна.

Инструмент, созданный в 1568 году, принадлежал знаменитому полководцу Альбрехту фон Валленштейну. Навершие астролябии украшает изображение Фавна и Фавны — в античной мифологии обладавших даром предвидения. В XIX веке ею владела великая княгиня Елена Павловна, из собрания которой она попала в музей.

Гейша О-Мацу

В 1890–1891 годах великий князь, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) отправился в долгое путешествие(черный дракон с красным брюхом — на правом предплечье), четыре шрама от сабельных ударов (из-за нападения фанатика самурая) и множество диковинок, часть которых пополнили коллекцию Кунсткамеры. Среди них — кукла размером в человеческий рост, портрет гейши, звавшейся Морока О-Мацу.

С ней цесаревич свел знакомство в одном из увеселительных заведений Киото. И она — как доложили японскому императору Мэйдзи — очень понравилась молодому человеку.

Гостеприимный хозяин попросил знаменитого скульптора по имени Кавасима Дзимбей II выполнить портрет гейши.

Куклу подарили Николаю перед отплытием из Японии, но в Петербурге он ее в своих покоях почему-то не оставил, передав в Кунсткамеру с другими сувенирами.

Источник: https://www.culture.ru/materials/78977/sem-neobyknovennykh-eksponatov-kunstkamery

Экспонаты питерской Кунсткамеры, которые, считается, несут проклятие

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук (МАЭ РАН) в Санкт-Петербурге больше известен как Кунсткамера. Его экспозиция представляет собой собрание редких вещей и чудес природы. Неудивительно, что некоторым экспонатам приписывают мистические и даже зловещие свойства.

«Бесовское скопище»

Учреждена была Кунсткамера Петром I более 300 лет назад, 31 января 1714 года. В основу коллекции «кунштов» (редкостей), легла экспозиция по анатомии и эмбриологии, выкупленная некогда первым российским императором у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйша.

Она представляла собой емкости с заспиртованными образцами биологических и анатомических отклонений. В частности, это были эмбрионы и младенцы, появившиеся на свет с различными патологиями.

Также царь обещал денежное вознаграждение тем, кто сможет принести интересные экспонаты для коллекции.

Первоначально экспозиция была выставлена в Зеленом кабинете Летнего сада, куда Петр перевез экспонаты из Аптекарской канцелярии в Москве. В 1718 году коллекция переехала в Кикины палаты на Васильевском острове. Прежний владелец их, вельможа Александр Кикин, был казнен за причастность к делу опального цесаревича Алексея.

Поговаривали, что царь устроил в музее «бесовское скопище», и на каждом экспонате стоит печать Антихриста. Мол, в Кунсткамере есть предметы, которые не держат свою тень. Как только свет на них попадет – тень отделяется и начинает самостоятельно двигаться туда-сюда…

В первые годы существования музея народ боялся туда ходить. Тогда Петр велел сделать вход бесплатным и угощать каждого посетителя штофом водки или вина, а непьющим подносить кофе.

Кунсткамера размещалась в Кикиных палатах вплоть до 1728 года. Новое, отдельное здание для нее выстроили лишь к 1734 году, когда Петра I уже не было в живых.

5 декабря 1747 года в помещении Кунсткамеры случился пожар. Причиной вроде бы стало неисправное отопительное оборудование. Полностью сгорела деревянная башня у западного крыла галереи, в котором располагалась обсерватория. Так, от знаменитого Готторпского глобуса сохранились только дверца и металлический остов. Было также уничтожено несколько шкафов с этнографическими коллекциями.

Опасаясь, что огонь перекинется на все здание, служители выбросили часть документов, книг и экспонатов на улицу, и их растащили прохожие. Оставшиеся экспонаты перевезли в находившиеся неподалеку дома Демидова и Строганова. Лишь в конце 1766 года здание удалось отремонтировать и экспозиция вернулась на свое законное место.

А башня была восстановлена заново только через 200 лет с момента пожара…

Кстати, во всех этих неприятностях винили как раз потусторонние силы, якобы обитающие в экспонатах Кунсткамеры. Говорили, что в особой кладовой за черной дверью хранятся магические артефакты, которые являются опасными для людей. Вот некоторые легенды.

Читайте также:  Мраморный дворец петербурга

Часы, идущие назад

Эти часы в корпусе из красного дерева привез из заграничного военного похода один офицер. Механизм оказался неисправен.

Но порой стрелки начинают двигаться назад. Они останавливаются всегда на 9:45. И как только это случается, кто-нибудь из сотрудников музея умирает.

Бронзовая кошка

О лежащей в запасниках статуэтке бронзовой кошки ходило предание, что если она моргнет, то присутствующий при этом человек умрет.

Как-то раз один студент, убежденный материалист, вызвался провести ночь в кладовой с экспонатами, чтобы доказать, что никаких чудес там не происходит. Подкупив сторожей, студенты проникли в помещение.

Смельчак вошел в кладовку, товарищи закрыли за ним дверь и удалились, обещав утром вернуться. Но наутро за черной дверью никого не оказалось. Лишь на морде бронзовой кошки застыла зловещая ухмылка.

А студент больше нигде не объявлялся – он просто исчез…

Флейта из человеческой кости

В древности монгольские шаманы изготавливали музыкальные инструменты из бедренных костей человека. Использовались они для вызова духов. Материал, из которого был изготовлен инструмент, служил своего рода жертвоприношением. Рассказывают даже, что для этого шаман использовал собственную бедренную кость.

И если ему удавалось сделать такую флейту, это поднимало его на очень высокий уровень. При этом просто играть на флейте, вне магических ритуалов, было строго запрещено. Сегодня такая флейта хранится среди музейных экспонатов.

Если кто-то попытается использовать ее, по назначению или нет, то, скорее всего, человека не ждет ничего хорошего.

Статуя ракшаса

Ракшасами в индуизме и буддизме называют злых демонов. Однако их изображения могут защищать от темных потусторонних сил. Для этого их устанавливают у дверей жилища или храма. Высота скульптуры может составлять от полутора до шести метров.

Высота статуи ракшаса у входа в Кунсткамеру – более 3 метров. Изготовлена она была в XIX столетии на Шри-Ланке и представляет собой деревянную фигуру с лицом, похожим на звериное.

Лицо и конечности демона окрашены темным цветом, на руках и ногах – длинные когти.

В правой руке ракшас держит деревянный меч, в левой – человеческую голову… В 1905 году экспонат передали в подарок музею сотрудники Русского географического общества.

Говорят, что функция скульптуры ракшаса – оберегать Кунсткамеру от злых духов, которые могут вселиться в экспонаты. Недавно ее отправили на реставрацию.

Источник: https://suharewa.ru/eksponaty-piterskoj-kunstkamery-kotorye-schitaetsya-nesut-proklyatie/

Кунсткамера — центр науки Императорской России

Посетить Кунсткамеру входило в мои планы ещё в период планирования моей поездки в Санкт-Петербург. Безусловно музей мне понравился. Представляю Вашему вниманию мой отчет о посещении Кунсткамеры, в котором я расскажу про историю создания Кунсткамеры и покажу фотографии Кунсткамеры сделанные мной в мае, когда собственно я и посетил этот прекрасный музей.

Одной из достопримечательностей Петербурга, несомненно, является Кунсткамера. Это один из самых старых музеев России. Он был построен по указу Петра Первого для того чтобы собрать и исследовать уникальные творения человека и природы. На сегодняшний день музей содержит больше миллиона экспонатов и по праву является одним из самых интересных музеев во всем мире.

История создания Кунсткамеры

Существует легенда, что Петр Первый увидел на Васильевском острове березу, у которой наблюдалось явное уродство: ствол врос в основание рядом стоящего дерева. Петр решил, что необходимо создать музей, в котором бы хранились подобные экземпляры.

В 1714 году была основана Кунсткамера. Именно в этом оду, коллекция Петра была перевезена в Летний дворец из Москвы.

Петром был издан указ, что в музей необходимо приносить все свидетельства анатомического уродства. Для первых лет существования музея характерно наличие живых экспонатов: уродливых людей, карликов, великанов. Они были на полном содержании и жили в стенах музея. Коллекция пользовалась огромной популярностью среди населения.

Спустя 4 года все экспонаты были перевезены в Кикины палаты, так как места во дворце им уже стало катастрофически не хватать, да и посмотреть на экспонаты мог не любой желающий. После переезда доступ к коллекции мог получить любой.

Великий ученый М. В. Ломоносов работал в этом музее в период с 1741 по 1765 годы. Башня здания служила планетарием и астрономической обсерваторией. Здесь находится коллекция приборов 18-19 веков.

В Круглом зале размещен планетарий, который построили в 17 веке. Планетарий имеет вид глобуса, снаружи которого изображена поверхность планеты Земля, а внутри – карта звездного неба.

В Глобусе располагается стол и скамейка, рассчитанные на 12 человек. Глобус был подарен Петру Первому немцами.

Спустя некоторое время Кунсткамера опять меняет место дислокации. Для нее специально строится сооружение на Васильевском острове.

В период правления Петра, музей был самым лучшим в Европе. Посмотреть коллекцию мог абсолютно любой человек без оплаты билета. В наше время, самую старую коллекцию можно рассмотреть в зале Барокко.

1830 год внес изменения в структуру музея. Коллекция в этот год была разделена на части. Появились музеи: Минералогический, Этнографический, Зоологический и Ботанический.

Сейчас в здании кунсткамеры находится Мемориальный музей М.В.Ломоносова.

Интерьер Кунсткамеры

Музей располагается в 2 зданиях: непосредственно в Сооружении Кунсткамеры и в Музейном флигеле. Флигель пристроили к основному зданию в 1887 году. 

Здание Кунсткамеры возвели в стиле барокко. Башня этой постройки – символ Солнечной системы. Место для постройки здания выбирал сам Петр 1. Проект разрабатывался архитекторами совместно с царем. М.

Земцов в 1734 году завершил работы. Постройка имеет 2 корпуса, они практически одинаковые. Объединяет их центральный объем, который заканчивается многоярусной башней, а она, в свою очередь, сферой.

Пожар 1747 года разрушил деревянную башню. Восстановили ее только спустя 200 лет. При реставрации были внесены изменения. По проекту Р. И. Каплана-Ингеля башню украсила всеми известная армиллярная сфера.

После пожара сделали декоративную отделку ряда залов. Так, к примеру, в 1757 году Д. Джанни, сделал лепной узор, а спустя некоторое время скульптором М. Павловым созданы Триумф России и Празднующая Европа.

В общем и в целом — Кунсткамера это тот музей в Питере, который должен войти в программу посещения туриста, который приехал в Санкт-Петербург для того чтобы понять этот город, проникнуться историей, увидеть как рождалась империя!

Источник: http://russoturista.ru/peterburg/kunstkamera/

История возникновения и коллекция музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Главная > Россия > Санкт-Петербург > Экспонаты музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Северная столица России — Санкт-Петербург — уже несколько веков носит звание культурного и интеллектуального центра страны. В городе находится много научных учреждений, музейных коллекций, художественных галерей и интерактивных выставок. Одним из самых ярких, этнографических и антропологических собраний считается Кунсткамера СПб, в народе часто именуемая музеем уродов.

Анатомический раздел музея, несмотря на огромную коллекцию экспонатов со всего земного шара, является наиболее посещаемым туристами отделом собрания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.

Фото музея, согласно правилам учреждения, опубликованным на сайте, туристы могут делать только с помощью непрофессиональной фототехники.

Однако, по негласному правилу работников заведения, съёмка внутри помещения анатомического раздела запрещена.

Что такое кунсткамера и история её возникновения в Петербурге

Первоначально, кунсткамера называлась комнатой искусств, в которой знатные особы и монархи хранили редкие произведения живописи, скульптуры, литературы. Немного позже под этим понятием стали понимать собрание всех редких экспонатов. Появление кабинетов редкостей относят к XVI — XVII столетию.

В Россию понятие кунсткамеры привёз Пётр Первый, который увидел подобные собрания во время своей дипломатической миссии 1697­–1698 годов в городах Англии и Голландии. Монарху так приглянулось коллекционирование редких экспонатов, что он лично скупал у европейских собирателей их собрания. Вернувшись в Россию. Император приказал основать такой же музей на родине.

Согласно легенде, место строительства Палат Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры было выбрано тоже неслучайно.

Прогуливаясь по Васильевскому острову, император заметил две причудливо сросшиеся сосны. Он приказал спилить деревья с максимальной осторожностью и добавить их в качестве экспоната в коллекцию.

На месте их произрастания и было заложено здание, в котором ныне располагается музей.

В 1747 году в здании произошёл пожар, уничтоживший башню здания и наиболее известный экспонат коллекции — Готторпский глобус, подаренный Петру Первому в качестве дипломатического подарка епископом-администратором Готторпского герцогства. Позже он был восстановлен.

Наиболее известные экспонаты музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Собрание музея обладает уникально большим количеством экспонатов, рассказывающих об истории, культуре и быте многих народов мира, анатомических аномалиях и редкостях. Однако, среди разнообразия коллекции несколько выставочных экземпляров всё же выделяются:

  • Готторпский глобус. После восстановления глобуса-планетария, от которого после пожара остался только механический корпус, в 1752 году он стал носить название Большого Академического. Специально для того, чтобы где-нибудь разместить громадную конструкцию для неё был построен «Глобусный домик». В 1901 году глобус был перевезён в Царское Село, откуда его похитили нацисты во время Второй мировой войны. Спустя три года после окончания войны его вернули на родину, где, специально под глобус была восстановлена башня Кунсткамеры.
  • Небесная ладья. Механическая игрушка в виде кораблика, скорее всего, была приобретена русским послом в Пекине в начале XVIII столетия. На редком по красоте кораблике из янтаря создано божество в окружении слуг и танцовщиц. После того, как механизм заводят с помощью механического ключа, все люди на палубе начинают танцевать, а корабль – двигаться.
  • Палеолитическая Венера. Возраст этого экспоната музея в Питере приблизительно равен 21-23 тысячам лет. Женская фигура, вырезанная из бивня мамонта, представлена с гипертрофированными ягодицами и грудью, которые высоко ценились среди мужчин пещерного века – считалось, что такие «красотки» наиболее пригодны к деторождению и продолжению рода.
  • Скелет сиамских близнецов. Фото одного из первых экспонатов Кунсткамеры заставляет содрогнуться даже при его просмотре в сети. Детский скелет с двумя головами был выкуплен у голландского анатома Фредерика Рюйша ещё Петром Великим. Именно коллекция нидерландского учёного стала основой зарождающейся Кунсткамеры.
  • Астролябия Гуалтеруса Арсениуса. Несмотря на то, что подобные приборы были изобретены ещё в Древней Греции и с успехом производились на Востоке, в Европе создавать астролябии начали только в XVI веке. Экспонат в Петербурге принадлежит руке фламандского мастера Гуалтеруса Арсениуса.
  • Гейша О-Мацу. Как свидетельствует история, куклу в натуральный рост князю Николаю Александровичу подарил японский император, прознавший, что русской царской особе приглянулась одна из гейш в Киото. Японский владыка приказал изготовить точную копию девушки и передал её будущему императору России. По приезде на родину, цесаревич передал экспонат в Кунсткамеру.

Другие экспонаты коллекции

Многочисленные этнографические экспонаты музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге удобно распределены по отделам, соответствующие определённым событиям, тематикам, частям света или странам:

  • Музей Ломоносова. На самом деле, этот отдел объединяет сразу три отдела — сам музей великого учёного, отделение, посвящённое истории русской науки и самой Кунсткамеры, а также выставку Большого Академического глобуса.
  • Латинская Америка. В этой коллекции собраны вещи, наглядно иллюстрирующие жизнь и быт коренных народом региона. Самые ранние экспонаты датируются второй половиной XVIII столетия. Среди наиболее примечательных образцов — рубашки индейцев, использовавшиеся в ритуалах, парадные одеяния вождя индейцев из Бразилии, костюм шамана, произведения искусства разных народов Латинской Америки, в том числе Мексики и Гватемалы.
  • Северная Америка. Отделение музея представляет быт и культуру коренных народов материка от Аляски до Калифорнии. Наиболее интересные экспонаты — алеутские и эскимосские головные уборы, байдарки, гарпуны, лыжи и даже жилища.
  • Африка. Гордостью сотрудников отдела являются бронзовые фигурки правителей Бенина и их родственников, представлены также предметы быта из Эфиопии, верховьев Нила, центральной части материка.
  • Индокитай. В отделе собраны одежда, музыкальные инструменты, посуда, театральные маски, скульптуры и парадное оружие из таких стран, как Таиланд, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Бирма.
  • Ближний и Средний Восток. В этом разделе музея посетители знакомятся с оружием, печатными и рукописными изданиями Корана, шелками и другими произведениями искусства арабских стран, а также Афганистана, Турции, Ирана.
  • Анатомический отдел. Именно здесь собраны редкостные экземпляры генетически неправильных человеческих организмов.
  • Отдельные разделы санкт-петербургского музея Кунсткамера посвящены культуре и быту таких стран, как Китай, Индия, Монголия, Индонезия, Япония, Корея.

Заключение

Экспозиция Музея антропологии и этнографии настолько обширна, что полностью её осмотреть за один день вряд ли удастся. Поэтому лучше ознакомиться с перечнем экскурсий и туров по Кунсткамере на официальном сайте учреждения, и выбрать для себя наиболее интересные.

Музей Кунсткамера

Источник: https://turisti.guru/rossiya/sankt-peterburg/eksponaty-muzeya-kunstkamera.html

Ссылка на основную публикацию