Князь-владимирский собор в санкт-петербурге

Князь-Владимирский собор

Пять куполов и 57-метровая башня колокольни собора Святого равноапостольного князя Владимира хорошо видны от выхода станции метро “Спортивная” на Петроградской (бывшей Петербуржской) стороне по улице Блохина.

Княже Владимира собор, или как любовно называют его питерцы Князь-Владимира, был освящён в 1789 году в память о равноапостольном князе Владимире — крестителе Руси.

В разные периоды истории разработкой проектов этого здания занимались известные российские архитекторы Доменико Трезини, Земцов, Антонио Ринальди.

Завершил создание комплекса собора архитектор Иван Егорович Старов, которого называли архитектором золотого екатерининского века.

По его же эскизам был создан великолепный резной деревянный иконостас в стиле ампир — шедевр главного алтаря, искусно выполненный русскими мастерами.

Сегодня, в 21 веке, храм остаётся действующим и одним из самых посещаемых петербуржцами. Его история — неотъемлемая часть истории создания и развития самой Северной столицы.

История возникновения

Места эти начали застраиваться в новом городе одними из первых. Здесь, вдоль берега Малой Невы, на запад от Петропавловской крепости располагался Городской остров со слободой первостроителей и небольшой деревянной церквушкой святого Николы «на Мокрушах», поставленной в 1708 году.

Интересный факт. Название «Мокруши» — мокрая, болотистая местность — очень точно говорит об условиях, в которых жили и возводили «град Петров» его первые граждане.

Вначале все сооружения ставились деревянными, кое-где — глинобитными или «мазаными» — бревенчатый каркас обмазывался раствором глины вперемешку с соломой.

Естественно, в болотистой местности дельты Невы такие строения быстро разрушались.

Случилось так и с церковью святого Николы, которую уже через пару лет из сгнившей деревянной начали перестраивать в мазанковый храм, главный престол которого – Успенский – в 1719 году был освящён в присутствии самого Пётра I. Новой, уже Успенской церкви, превосходившей размерами и числом пределов (всего – 3) другие тогдашние храмы города —Троице-Петровский, Исаакиевский, Петропавловский — был присвоен статус собора. 

Но и этот собор не простоял долго. В 1740 году правящая на тот момент Анна Иоановна повелела перестроить разрушающийся мазаный храм на каменный. Работы поручили архитектору Земцову, а после его смерти – Пьетро Трезини.

Интересный факт. В ходе строительства каменного храма оказалось, что алтарь в нем ориентирован на юг, а не восток, как принято у православных. Скорее всего, досадную ошибку сделал архитектор, но работы приостановили ввиду несоответствия церковным канонам.

Возвдение Княже-Владимирского собора

В 1742 году на престол взошла Елизавета Петровна – дочь Петра I. На продолжение строительства величественной каменной церкви денег не было. И лишь через 23 года — в 1765-м по велению следующей императрицы Екатерины ІІ — вновь стали отстраивать будущую Успенскую церковь по примеру 5-тиглавой церкви Успения Пресвятой Богородицы московского Кремля.

Разработал проект и руководил возведением нового храма Антонио Ринальди, который выиграл конкурс на строительство среди лучших архитекторов того времени.

Интересный факт. Особенно оригинальным детищем Ринальди стали кресты на маковках собора. Они несколько не вписываются в традиционное изображение русского православного креста, но являются не только интересным художественным решением, но и ориентиром для кораблей, входящих из Финского залива в Малую Неву.

Здание самого храма создавалось в стиле раннего классицизма, однако содержит элементы барокко в виде овальних окон и лучкових фронтонов в экстерьере. В интерьере стены украшают пилястры дорического ордера. А пилоны – характерные для классицизма элементы – делят храм на 3 нёфа.

В 1772 году, кода собор был почти готов, он сгорел во время случившегося пожара. Но главный Успенский придел освятили и стали вести богослужения в недостроенной церкви. Завершить строительство императрица Екатерина поручила своему любимому архитектору из Александро-Невского монастыря Ивану Егоровичу Старову.

В момент освящения отстроенного храма в 1789 году его посвятили не Успению Богоматери, как велось ранее, а Святому Равноапостольному князю Володимиру.

Интересный факт. Объяснение заключается в том, что в 1782 году Екатериной был учреждён орден святого Владимира, 8-миконечный крест которого в щите как раз напоминали контуры наверших крестов на куполах нового храма, созданного Ринальди.

Кроме того, освещение новой городской церкви последовало за присоединением к России крымского Ханства, которое стало Таврической губернией и получило герб в виде византийского орла опять же с 8-миконечным Владимирским крестом.

Так уже теперь Князь-Владимирский собор ознаменовал собой обретение Россией купели православного крещения.

В 1845 году Николай I своим указом определил Князь-Владимирский собор храмом Кавалеров Ордена Князя Владимира. В связи с этим над главным входом собора появился знак Ордена, который поддерживают два ангела.

Жизнь духовная и общественная

Собор равноапостольного князя Владимира во все времена являл собой не только религиозный, но и общественный центр Петербурга. В конце 18 – начале 19-го века при храме действовало приходское общество благотворительности, заботами которого был создан сиротский приют. С началом Первой мировой войны благотворительное общество организовало церковный лазарет для раненых на 16 коек.

С приходом советской власти храм оставался единственным действующим культовым очагом на Петроградской стороне. В горе и радости шли сюда прихожане, чтобы не только обратиться к Богу, но и поддержать друг друга.

Интересный факт. В 1922 году большевики развернули компанию по изъятию церковных ценностей. Прихожане собора выступили на защиту храмовых святынь. Отстоять удалось далеко не всё. Через 11 лет – в 33-ем году – храм лишили колокольных звонов. Колокола убрали и сдали в переплавку.

Но собору повезло: в 1935 году ему была передана бесценная икона Успения Божией Матери – список с древнего образа  Василеостровского Киево- Печерского подворья. В клеймах оклада изображён и святой князь Владимир. Осенью 1940-го года собору передают и чудотворную храмовую икону Казанской Божией Матери.

В годы Отечественной войны и блокадные дни чудотворный лик Казанской Божией матери был главным оберегом Ленинграда и духовной твердыней его защитников.

В годы военного лихолетья церковный совет при Князь-Владимирском соборе принимал самое активное участие в патриотической работе. От прихожан и духовенства собирались пожертвования на военные нужды и в пользу Красного Креста. В послевоенный период Князь-Владимирский собор – активный участник миротворческой миссии и межцерковных связей РПЦ.

Сохраняя преемственность поколений и отдавая дань значимости собора в духовной и общественной жизни страны, в 1989 году в честь 200-летнего юбилея освящения храма была выпущена памятная медаль об этом событии.

Источник: http://Peterburg.center/maps/knyaz-vladimirskiy-sobor

Князь-Владимирский собор

Я очень люблю величественный Князь-Владимирский собор, который находится на ул. Блохина (Петроградская сторона) северной столицы и надеюсь, что знакомство с ним будет интересно для всех гостей нашего города.

Именно с этим храмом связана цепь исторических событий, происходящих в Северной столице, соединяющая своими звеньями период от времени царствования Петра I до наших дней.

Кроме того, Князь-Владимирский собор соединил духовной связью Санкт-Петербург, первопрестольную Москву и древний град Киев.

Предлагаю мой рассказ об этом удивительном храме, воплотившем в себе красоту русского церковного зодчества и полноправном участнике всех перипетий истории Петербурга.

История собора

В начале XVIII века один из первых участков, предназначенных для жилых кварталов в строящемся Санкт-Петербурге, располагался западнее Петропавловской крепости. В народе он получил название «Мокруша» в силу того, что частенько подвергался наводнениям. В России было принято на территориях, которые только начинают осваиваться для жительства, сразу возводить храмы.

И вот уже в 1708 году здесь появляется маленькая Никольская церковь. В 1719 её сменяет мазанковый Успенский храм, имевший три придела: Никольский, Иоанна Предтечи и Успения Богородицы.

По волеизъявлению Петра I он получает статус соборного, так как духовно напоминал о Большом Успенском соборе, расположенном в Московском Кремле, подчёркивая «столичный статус» зарождающегося города на Неве, так сказать, преемника златоглавой Москвы.

В престольные праздники сам царь непременно бывал здесь на службах. Хочу отметить, что традиция строительства соборов в честь иконы «Успение Богородицы» восходит к Киевской Руси (1073 г.

— Великая церковь в Киево-Печорском монастыре), откуда переходит во Владимир и Москву.

В 1740 году Анна Иоановна повелевает заложить близ Успенского собора на Мокруше каменный храм (архитектор Трезини), но строительство прервал дворцовый переворот, поднявший на престол России Елизавету Петровну.

О соборе «дщерь Петра» вспомнила семью годами позже, повелев создать его не одноглавым подобно Петропавловскому, как было задумано, а пятикупольным, подобно как в Москве.

Правда, новый проект увидел свет уже лишь при Екатерине II, в 1765 году (мастре Ринальди). А сам собор возводят к 1772 году, и теперь он занимает парадное место в панораме, открывающейся из окон Зимнего дворца.

Его колокольня служила в то время ориентиром для проходящих из залива в Неву судов.

1772 году сгорает старый Успенский собор. А его каменный последователь пока так и не имеет внутренней отделки… Шло время. Россия вышла к берегам Чёрного моря, что вновь оживило память о великом князе Владимире, введшем Киевскую Русь в состав христианских государств.

31 мая 1783 г. Екатерина II возжелала, чтобы давно уже начатая на Петербургской стороне каменная церковь всё же была закончена. Строительство возобновляется под началом зодчего И. Е. Старова.

1 октября в 1789 году собор, исполненный в стиле, соединявшем барокко и классицизм, освятили теперь не в честь Успения Богородицы, как задумывалось ранее, а во имя доблестного Св. князя Владимира, напоминая России о её крещении. Так исторические события повлияли на полученное им название.

До 1917 года собор продолжает преображаться. Два придела были освещены как Никольский и Успенский, в соответствии с названиями храмов-предшественников.

С 1806 года здесь открывается духовное училище.

В 1845 году собор становится капитульным (то есть учреждением, ведавшим вручением некоторых высоких наград) ордена Святого Владимира, и орденский праздник стал отмечаться 22 сентября. Именно в этом храме теперь вручали столь высокую награду.

Также здесь было создано благотворительное общество и находился приют для сирот.

С 1870 года начинается облагораживание территории вокруг храма. Соборную площадь украсили две часовни (не сохранились).

В 1886 году ближе к Тучкову мосту появляется ещё одна часовня в честь Александра Невского (архитектор Ковригин).

А между ней и собором разбили сквер.

Собор в советское время

Для нас с вами не будет секретом то, что советское время было не просто сложным, а, прямо скажем, трагичным периодом для верующих людей всех конфессий. C особой яростью репрессии коснулись православия, и храмы разделили участь своих прихожан.

Судьба петербургского Князь-Владимирского собора тесно переплетена со всеми историческими событиями XX века. Интересно то, что он, в отличие от других церквей, практически не закрывался (был лишь краткий момент в 1926–1927 гг.).

Этот величественный собор напоминает мне воина, отстаивающего право людей на духовную жизнь и поддерживающего их в самых сложных обстоятельствах, особенно в военное лихолетье во время блокады.

Начну рассказ по порядку. Несмотря на начало репрессий против церкви, 22 июня 1918 г. в Князь-Владимирском храме впервые празднуется День всех святых в земле Российской просиявших.

Службу возглавляли митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), ныне причисленный к лику священномучеников, и епископ Нарвский Геннадий (Туберозов). 6 декабря 1920 г. в соборе освящен одноименный придел. (В 2005 г. он, после своего упразднения, вновь восстановлен и освящен в качестве крестильного храма).

В 1926 г. из-за причин, связанных с расколом, храм закрыли, но в 1927 году он вновь возвращается к истинной Патриаршей церкви. Кстати, тогда же его смогли ещё и отремонтировать силами прихожан.

В 1934 году собор стал единственным на Петроградской стороне, в силу того, что другие храмы оказались к тому времени закрытыми или полностью уничтоженными.

В 1933 г. произошло разорение колокольни. Колокола были сброшены и сданы на переплавку.

В 1937 году было расстреляно несколько священнослужителей собора. Для меня петербургский Князь-Владимирский собор олицетворяет собой спасителя чудотворных Образов Богородицы в период советской борьбы с религией и вот почему:

  • в 1935 году сюда переносят чудом уцелевший Образ Успения Пресвятой Богородицы из Киево-Печёрского подворья, которое позже, в 1961 году, превратят в крытый каток, где станут тренироваться Белоусова и Протопопов;
  • накануне Великой Отечественной войны в собор была также помещена Казанская икона Божией Матери, перенесённая сюда из Казанского собора;
  • а незадолго до этого, в 1938 году, из закрывшегося Троице-Измайловского собора в Князь-Владимирский удается передать и чудотворный образ, привезённый в Россию с греческого Афона, Скоропослушницу, которая сегодня является одной из основных святынь Александро-Невской лавры и называется «Невская Скоропослушница».

Именно к этим Образам в дни жестоких военных годин ленинградцы несли свои надежды и прошения. И все 900 блокадных дней Князь-Владимирский собор становится мощной духовной опорой для города-фронта.

Как бы ни было тяжело, голодно и опасно из-за бомбёжек, молитва здесь не угасала никогда.

Вычитывались кипы записок о здравии и упокоении, служились молебны за воюющих на фронтах и панихиды по погибшим. Собор был таким же бойцом, как сами люди.

Каждый день здесь произносилась молитва о даровании нашей стране Победы. В первую Пасхальную ночь блокады фашисты особо жестоко бомбардировали город.

Впоследствии протоиерей именно Князь-Владимирского собора Николай Ломакин будет свидетельствовать на Нюрнбергском процессе об ужасающем уроне, причинённом гитлеровцами церквям Ленинграда.

Читайте также:  Туристическая фирма для инвалидов - колясочников в санкт-петербурге

В военное лихолетье и служители, и паства Князь-Владимирского собора много сил отдавали для помощи фронту. На военные нужды для Красного Креста было передано более 3,5 млн рублей.

Недаром в 1943 году священники этого храма были удостоены почётных медалей «За оборону Ленинграда».

После войны гонения на церковь ослабевают. Священники Князь-Владимирского собора включаются в активную миротворческую работу и также занимаются укреплением межцерковных связей РПЦ. В 1946 г. над городом на Неве вновь зазвучали его колокола.

Летом в 1989 году собор торжественно отпраздновал 200-летие своего освещения именем князя Владимира. Торжества возглавлял митрополит Ленинградский и Новгородский, будущий патриарх Алексий II. В честь этого события была выпущена юбилейная медаль.

Собор сегодня

В Санкт-Петербурге нет подобного храма, в коем за все годы его существования (за исключением периода 1926–27 гг.) не прерывались бы службы.

Когда входишь внутрь храма, то явно ощущаешь атмосферу намоленности. Сегодня собор представляет собой живой организм, в основание которого положена идея чтения молитвы. Но и сама внешняя деятельность храма очень разнообразна и богата.

Так, священство Князь-Владимирского собора содействует духовному окормлению Военно-воздушной Академий им. А. Ф.

Можайского, Вагановского балетного училища, Горного университета и Дома ветеранов сцены, в котором создан храм Николая Чудотворца.

Ведётся тесное сотрудничество с гамбургской общиной церкви апостола Петра, просветительская и миссионерская деятельность.

На территории храма действуют народный (взрослый) хор, участвующий в церковных службах. Также создан детский песенный коллектив «Горчичное зёрнышко», постоянный участник и победитель различных музыкальных конкурсов и фестивалей.

Здесь существует воскресная школа, библиотека, кинолекторий, центр для паломников «Княже Владимире», ведётся большая работа с учителями, преподающими в общеобразовательных школах инновационный факультатив «Основы православной культуры». Я сама с интересом узнала о замечательных начинаниях Князь-Владимирского собора, проводимых для молодёжи.

Сегодня здесь действуют отряды витязей. Девочки и мальчики изучают историю своего Отечества, принимают участие в походах, в паломнических и трудовых поездках, в которых сами помогают восстанавливать разрушенные храмы.

Летом для ребят действует палаточный лагерь «Кутузовский», который уютно расположился близ деревни Теребени, места родовой усадьбы М. И. Кутузова. Девушки могут заниматься вышивкой бисером, жемчугом и лентами. Их работы украшают храм, служат подарками венчающимся в соборе, а также продаются на благотворительных выставках.

Кроме дружины витязей при Князь-Владимирском храме, начиная с 2009 года, существует и футбольная команда «Княжичи». Среди игроков есть и студенты Академии им. Можайского.

Также при храме создан свой молодёжный клуб. В соборе составляется архив данных о жертвах гонений за веру, в 1999 г. опубликован синодик с их именами. Здесь готовится к изданию книга, повествующая об истории самого собора. Настоятелем храма с 1997 года является профессор, заслуженный протоиерей Владимир Сорокин.

В 2001 году знаменитая Казанская икона возвращена Казанскому Кафедральному собору Петербурга, а в Князь-Владимирском храме сегодня находится её копия.

В 2015 году впервые проведена реставрация крестов, которые изготовлены были ещё в 1766 году.

«Всероссийский помянник»

Мне хочется отметить особый проект Князь-Владимирского храма — «Всероссийский помянник». Он создаётся с целью сохранения памяти о гражданах России, которые способствовали умножению её боевой и духовной славы.

Сегодня в него внесено более 600 000 имён ленинградцев, умерших в блокаду, 11,5 млн солдат и офицеров, оставшихся на полях Великой Отечественной войны и более 2,5 млн мучеников, погибших в годы репрессий.

В списки входят имена героев-подводников, участников великой битвы под Сталинградом, жертв Чернобыля, воинов, не вернувшихся из Афганистана, которые выполняли там свой интернациональный долг.

Помянник постоянно пополняется.

Храм на Левашовском кладбище

Я отношу этот проект также к числу особо значимых в обширной общественной деятельности Князь-Владимирского собора. В период с 1937 по 1954 гг. на Левашовском кладбище было похоронено более 50 000 людей (только по официальным данным): священников, монахов, мирян…

Попечительский совет возглавляет настоятель Князь-Владимирского собора священник Владимир Сорокин.
При желании о проекте подробнее можно прочитать здесь.

Книжная лавка и издания собора

В храме с целью культурно-просветительской и миссионерской деятельности есть своя книжная лавка. Среди прочей литературной продукции здесь имеются и непосредственно издания Князь-Владимирского собора.

Я хочу отметить синодик «В узах невинно пострадавших» церковнослужителей и мирян XX века, «У нас, на Руси» (сборник православных рассказов одного из моих любимых писателей Лескова).

Также в лавке можно приобрести аудиозаписи детской хоровой студии «Горчичное зёрнышко».

Мне особенно хочется вам рассказать об одной удивительной, на мой взгляд, книге, изданной в 2013 г. ко Дню Победы. Она так и называется «Ключ к победе. Уроки жизни — воспоминания победителей». Это сборник воспоминаний детей блокадного Ленинграда, составленный моей знакомой, филологом Светланой Ференцевной Щукиной.

В качестве редактора в проекте участвовал настоятель собора, отец Владимир. 12 мая 2013 г. в храме прошла торжественная, широко освещаемая СМИ встреча авторов, среди которых была и моя свекровь, пережившая ребёнком блокаду Ленинграда.

После праздничного молебна беседу с настоятелем собора за чаепитием украсило выступление детей из семейного дома «Васильки».

Второе издание книги, также выпущенное Князь-Владимирским собором и дополненное отзывами современных школьников, называлось «Дети — детям. Ключ к Победе».

Оно получило Патриаршую грамоту на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве в 2015 г. в конкурсе «Лучший издательский проект года».

И очень символично то, что чтения в тот год проводились в русле темы «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».

Я думаю, что трогающие до слёз детские воспоминания о блокадном городе, семейные черно-белые фотоснимки тех лет и отклики на эти рассказы наших современных школьников будет полезно почитать как детям, так и родителям. Первое издание этой удивительной книги также можно приобрести в книжной лавке собора.

Как добраться

Князь-Владимирский собора находится по адресу: ул. Блохина, 26. Добраться сюда очень просто. Воспользуйтесь самым удобным общественным транспортом Северной столицы – метро. Вам нужна будет станция «Спортивная» (1).

При выходе из метрополитена вы сразу увидите храмовые купола (2).
Расписание богослужений можно посмотреть здесь.

Часы работы

Пара слов о посещении:

  • собор встречает всех желающих ежедневно, начиная с момента утренней службы, с 8:00 до 20:00. Вход внутрь — свободный. Телефон для справок: 498-03-04.
  • библиотека, в которой представлено более 3 500 книг и имеется читальный зал, работает ежедневно (10:30–17:00).
  • лавка собора открыта ежедневно — с 10:30 до 19:00.
  • в понедельник и среду в 15:00 все желающие приглашаются в кинолекторий.

Резюмируя

Я буду очень рада, если вас заинтересует мой рассказ об этом уникальном соборе-воине на Петроградской стороне Санкт-Петербурга, который сегодня является памятником архитектуры и охраняется государством.

Храм располагается в центре города, потому, если во время своей прогулки вы захотите внести его посещение в личную карту путешественника, это будет верным решением.

Ведь именно здесь было произнесено множество молитв за времена второй мировой войны и продолжает возноситься в наши дни.

Именно здесь свято чтут память павших героев России и воспитывают новое поколение достойным своих героев-отцов. И я уверена, что благодатную атмосферу этого храма просто невозможно не почувствовать!

Источник: http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/knyaz-vladimirskiy-sobor

Князь-Владимирский собор Санкт-Петербург

Князь-Владимирский собор — пожалуй, самое величественное культовое сооружение Санкт-Петербурга эпохи раннего классицизма. Колокольня возвышается на 57 метров. Парящее на 30-метровой высоте мощное пятиглавие хорошо видно со стороны Зимнего дворца. Два придела собора, Успенский и Никольский, — это своего рода напоминание о двух предшествовавших нынешнему храму церквях.

Князь-Владимирский собор входит в число самых посещаемых храмов Петербурга.

Князь-Владимирский храм менее известен, чем, например, петербургский Исаакиевский собор или московский собор Василия Блаженного. Но для русского зодчества он представляет собой, безусловно, знаковое явление, обозначая целый явленный в камне архитектурный период, который называют либо «ранним екатерининским классицизмом», либо — условно — «переходом от барокко к классицизму».

Интересно отметить применение барочных элементов (еще не архаизирующих, а, скажем так, «преемствообразующих») в этом здании, в целом уже принадлежащем следующей эпохе.

Итак, при всей строгости и сдержанности декора — можно сказать, утрированной строгости и сдержанности! — наметанный глаз сразу отмечает барочный лучковый фронтон на плоскости фасада вместо обязательного в классицизме треугольного фронтона над портиком, и такие же сандрики, которые уже через десять-двадцать лет будут казаться немыслимо фривольными.

Вытянутая по горизонтали овальная люкарна над входом — тоже типичное барокко. Но фасады Князь-Владимирского собора уже строго членены, барабаны увенчаны полусферами куполов — добро пожаловать в классицизм.

Таким образом, на примере всего одного здания хорошо видно, что переход к новому стилю в России происходил не одномоментно даже в столице.

Можно с какими-то допущениями считать это временем «междустилья», хотя вернее будет охарактеризовать период шестидесятых — семидесятых годов XVIII века как стилистический поиск русского классицизма на фоне изживания барокко.

Дело в том, что классицизм появился на нашей почве не столько в результате долгого ее «возделывания», сколько в результате разового социально-политического «заказа».

Новая эпоха — отечественное Просвещение, новые вкусы, новое видение истории, мира и человека в нем, нарастающее могущество империи — плюс, разумеется, обращение к опыту прогрессивного западного искусства, «припавшего» к идеалам античности. Вот что породило новый для России архитектурный стиль.

«Техзадание» было дано, форма определена изначально, и дальше зодчие занялись ее наполнением по факту, выработкой чего-то своего в рамках предложенной им данности. Логическая ясность, регулярность, ордерность, монументальность — это все уже присутствует в самых ранних произведениях русского классицизма, еще находящегося в той или иной степени под влиянием барочной стилистики. Екатерине II удалось то, чего не удалось Петру: волевым усилием изменить архитектурный облик страны.

Источник: http://posmotrim.by/article/knyaz-vladimirskij-sobor-sankt-peterburg.html

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Князь-Влади́мирский собо́р (официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира) в Санкт-Петербурге — православный храм, находящийся в квартале, ограниченном проспектом Добролюбова, Храмовым переулком, улицей Блохина и переулком Талалихина (напротив станции метро «Спортивная»)

Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Петроградского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Владимир Сорокин.

История

Первые храмы

Первая деревянная церковь Святого Николая на этом месте была построена в 1708 году. Затем в 1713—1719 годах здесь строилась мазанковая Успенская церковь.

Эта церковь имела три придела: центральный Успенский и боковые Никольский и Предтеченский. Службы в Никольском и Предтеченском приделах начались в 1717 году. Успенский придел был освящён 5 апреля 1719 года.

По царскому повелению церковь получила статус собора.

В 1740 году рядом с Успенским собором по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен одноглавый каменный храм (архитекторы М. Г. Земцов и П. А. Трезини). Здание вывели под своды, но при восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1742 году строительство было заморожено.

Строительство каменного собора

В 1765 году архитектором А. Ринальди был разработан новый проект уже пятиглавого собора с трёхъярусной колокольней. Перестройка храма велась в 1766—1773 годах.

В 1772 году разразился пожар, уничтоживший деревянный Успенский собор и повредивший ещё не достроенный каменный.

8 сентября 1772 года освятили Успенский придел. На этом в строительстве собора опять наступил перерыв, и только в 1783 году оно вновь возобновилось под руководством архитектора И. Е. Старова, который внёс изменения в оформление фасадов. 1 октября 1789 года новый собор освятили в честь святого князя Владимира.

Храм — памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Главный объём собора увенчан мощным пятиглавием, интерьер разделен пилонами на три нефа, стены расчленены пилястрами дорического ордера.

1790—1917 годы

В 1823 году устроены хоры и переделан в ампирном стиле иконостас.

С 1845 году собор стал капитульным храмом ордена Святого Владимира.

В 1859—1866 годах боковые Успенский и Никольский приделы перенесены в боковые нефы. Успенский занял место справа, а Никольский — слева от главного алтаря.

В 1872—1873 годах архитектором Н. Ф. Брюлловым построена ограда с двумя часовнями.

В 1882—1886 годах на пожертвования прихожан была по проекту архитектора Н. Н. Ковригина построена часовня святого Александра Невского на углу Большого проспекта Петроградской стороны. Часовня была освящена 2 июня 1886 года.

После 1917 года

С июля 1922 по август 1923 года собор был обновленческим, затем до 14 июня 1927 года принадлежал группе «Живая церковь», будучи возглавляемым протопресвитером Владимиром Красницким.

С 8 ноября 1926 года по 21 ноября 1927 года собор был временно закрыт; затем передан в пользование общине Патриаршей Церкви.

С 1938 по 1941 год — кафедральный собор, резиденция митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

В 1940—2001 годах здесь находилась икона Казанской Божией Матери (ныне возвращена в Казанский собор).

В 1989 году была выбита юбилейная медаль в честь 200-летия собора.

Галерея

  • Вид со стороны проспекта Добролюбова

Источник: https://tropki.ru/rossiya/leningradskaya-oblast/sankt-peterburg/knyaz-vladimirskiy-sobor

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Адрес и режим работы, как добраться и официальный сайт Князь-Владимирского собора

Фото Князь-Владимирского собора

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге – один из любимых петербуржцами  храмов. Назван в честь равноапостольного князя Владимира, имя которого связано с крещением Руси. Внутреннее убранство делает храм уютным и располагает душу к молитве. Является действующим православным храмом, памятником архитектуры 18 века.

Читайте также:  По следам рыжего эрика на самый большой остров планеты - в гренландию из санкт-петербурга

История  создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая.

В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть «Успение на Мокрушах». По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский).

Поэтому временно получает статус соборного  храма.

К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов).

Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен.

Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.

Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства  было поручено И.Е. Старову.

Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси.

Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.

22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом  четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св.

Владимира I степени следовал  непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм.

В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.

В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились  ценные иконы из закрывающихся храмов.

В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери.

Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.

В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.

Наружное убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Храм во имя князя Владимира является одним из шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Пятикупольное здание с 57-метровой колокольней восхищает красотой и изяществом.

Храм оформлен в переходных от барокко к классицизму формах. Облик здания выглядит строгим и сдержанным. Но в некоторых деталях прослеживаются мотивы барокко: лучковые фронтоны, овальные окна.

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. По предположениям автором является К. Брюллов. На западной стороне храма мы видим копии картин «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе и «Преображение» Рафаэля. Стены храма украшены пилястрами дорического ордера.

С сентября 1940 года  в храме находилась Казанская икона Божьей Матери.  3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место — в Казанский кафедральный собор. В храме на ее месте теперь находится копия.

Справа расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву. Выполнен в стиле ампир  по проекту И.Е. Старова.

В алтаре находится копия росписи Киевского Владимирского собора композиция «Святая Евхаристия» (работа В. Васнецова).

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_458.htm

Князь-Владимирский собор | Культурный каталог Санкт-Петербурга. SPBMY.ru

Князь-Владимирский собор – один из самых любимых храмов петербуржцев. В начале 18 века на месте собора была построена небольшая мазанковая церковь, которая официально называлась Успенской, а в народе больше была известна как “Успение на Мокрушах”, поскольку находилась в болотистой местности.

Уже к 30-м годам 18 века эта церковь обветшала, и в 1740 году на ее месте по приказу императрицы Анны Иоанновны архитектор М. Земцов начал возводить новый каменный храм. Смерть императрицы приостановила строительство собора. В 1766 году завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди.

Был разработан новый проект, по которому планировалось возвести не одноглавую церковь, а пятиглавую, согласно древнему российскому обычаю. Пожар помешал воплотить эту идею в жизнь, и строительство храма вновь было приостановлено до 1782 года.

По преданию, императрица Екатерина Великая однажды увидела недостроенный храм, и это зрелище настолько возмутило ее, что она приказала немедленно возобновить работы. Строительством заведовал архитектор И. Старов.

Храм был закончен к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства, а 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь собора во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Киевской Руси.

Князь-Владимирский собор признан одним из шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Пятикупольное здание с 57-метровой колокольней восхищает четкостью пропорций и изяществом силуэта. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов, которые, по одной из версий исследователей, могут принадлежать кисти К. Брюллова.

Собор украшен копиями с картин “Оплакивание Христа” Паоло Веронезе и “Преображение” Рафаэля, размещенными на западной стороне храма. Ранее в соборе находилась Казанская икона Божьей Матери, которая считается чудотворной.

3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место – в Казанский кафедральный собор, а в Князь-Владимирском соборе на ее месте теперь находится великолепно выполненная копия. Справа от нее расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас собора, выполненный в стиле ампир, является шедевром художественной резьбы по дереву.

В алтаре расположена большая композиция “Святая Евхаристия” – копия росписи Киевского Владимирского собора кисти В. Васнецова. Еще одно украшение храма – большой запрестольный образ-витраж Спасителя, исполненный в 1910 году.

В 1845 году,по указу императора Николая I, Князь-Владимирский собор был сделан храмом Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней. Знак Ордена находится над главным входом в собор. Девиз ордена – “Польза, честь и слава”.

Князь-Владимирский собор был одним из немногих храмов города, который действовал во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города черпали здесь силы и надежду в самые страшные для Петербурга дни.

Сюда передавались ценные иконы из закрывающихся храмов: так, с 1935 года в Князь-Владимирском соборе хранится копия главной святыни Киево-Печерской лавры – иконы Успения Божьей Матери, переданная в храм из закрытого подворья лавры в Санкт-Петербурге.

Еще одна реликвия собора – Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, пожертвованное самой императрицей Елизаветой Петровной.

Как добраться

Адрес: Блохина ул., 26
Телефон: (812) 232-7625
Станция метро: Спортивная

Доехать до станции метро “Спортивная” и перейти на противоположную сторону проспекта Добролюбова. Купола Князь-Владимирского собора видны сразу при выходе из метро.

Историческая справка

Начало 18 в. – построена небольшая мазанковая церковь, названная Успенской.
1740 г. – по приказу императрицы Анны Иоанновны рядом со старой церковью архитектор М. Земцов начинает возводить каменный храм.
1766 г. – утвержден новый проект собора, строительство поручается архитектору А. Ринальди.

1772 г. – собор сильно поврежден пожаром, строительство приостановлено.
1782 г. – императрица Екатерина Великая приказала достроить храм.
1 октября 1789 г. – освящен главный алтарь собора во имя святого равноапостольного князя Владимира.
1845 г.

– собор был сделан храмом Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней.
1910 г. – создан большой запрестольный образ-витраж Спасителя.
1935 г. – в собор передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры – иконы Успения Божьей Матери.
3 июля 2001 г.

– из Князь-Владимирского собора в Казанский собор перенесена чудотворная Казанская икона Божьей Матери.

Легенды и мифы

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда чудотворная Казанская икона Божьей Матери находилась в Князь-Владимирском соборе.

Ходят легенды, будто, когда русские войска готовились к прорыву блокады, был дан приказ вынести икону из собора, отвезти ее на фронт и пронести по всем воинским частям, несмотря на принципы атеизма, распространявшиеся в советском государстве.

Верующие люди полагают, что именно чудотворная икона помогла советским войскам в январе 1944 года.

Источник: http://katalog.spbmy.ru/?p=371

Князь-Владимирский собор

Ранний классицизм

Князь-Владимирский собор построен в 1741 – 1742 годах по проекту известного зодчего М.Г. Земцова. Строительными работами по сооружению храма руководил Доменико Трезини.

В дальнейшем многие крупнейшие архитекторы Санкт-Петербурга  принимали участие в перестройке собора и его высокой колокольни.

Князь-Владимирский собор был построен на месте деревянной церкви, возведенной еще в 1708 году, и решен в переходных от барокко к классицизму формах.

В 1772 году храму пришлось пережить сильный пожар. Работами по восстановлению собора руководил архитектор И.Е. Старов, и в 1789 году храм вновь был открыт. В целом облик здания выглядит строгим и сдержанным, однако в некоторых деталях прослеживаются мотивы барокко: лучковые фронтоны, овальные окна. Внутренняя отделка здания также классически строга и проста.

Центральный барабан и стены храма украшены пилястрами дорического ордера. Собор назван в честь равноапостольного князя Владимира, имя которого связано с крещением Руси. В соборе имеется великолепный иконостас, выполненный по проекту И.Е. Старова. Главной святыней Князь-Владимирского собора является икона Казанской Божией Матери., перенесенной сюда из Казанского собора.

Одна из самых почитаемых икон на Руси принадлежала Ивану Грозному. Чудотворная икона была с русскими войсками на полях сражений с наполеоновской армией в 1812 году. Она также путешествовала по фронтам в годы Великой Отечественной войны. Молебны перед нею проводились в осажденном Ленинграде, на Сталинградском фронте, перед штурмом Кенигсберга (ныне Калиниград).

Икноу перенесли в Князь-Владимирский собор в сентябре 1940 года.

22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». С приданием в 1845 году нового статуса ордена Св. Владимира, храм стал кавалерским.

По ходатайству кавалеров ордена в Князь-Владимирском соборе возникла традиция отмечать орденский праздник 22 сентября архиерейской службой, с молебным пением святому просветителю Руси. К столетию учреждения ордена храм был отреставрирован.

Орденский праздник, отмеченный в 1916 году, к сожалению, оказался последним.

В 1875 – 1918 годах при храме действовало приходское благотворительное общество, которое продолжило традиции церковной благотворительности, прерванные в царствование императрицы Екатерины II. Собор практически все время был действующим, закрылся он только один раз – в 1925 – 1926 годах. С весны 1938 по весну 1941 года храм даже имел статус кафедрального собора Ленинградской митрополии.

После Великой Отечественной войны Князь-Владимирский собор становится участником миротворческой деятельности и межцерковных связей Русской Православной церкви. В 1989 году храм отметил 200-летие своего посвящения святому князю Владимиру. Сегодня при храме ведется работа по сбору и обработке материалов о жертвах большевистских гонений на веру и верующих.

Кроме того, готовится к публикации книга по истории самого собора. в летописи которого так много достопамятных имен и дат. Князь-Владимирский собор является великолепным памятником русской церковной архитектуры, и имеет неповторимый художественный облик.

Храм удивительно гармоничен, очень уютен внутри и располагает душу к молитве, поэтому, наверное, не одному поколению петербуржцев Князь-Владимирский собор особенно дорог.

Источник: http://opeterburge.ru/sobry-sankt-peterburga/knyaz-vladimirskij-sobor.html

Санкт-Петербург. Собор Владимира равноапостольного

Статью добавил(а): Вадим Павлов,  7 ноября 2004

Каменный пятиглавый Владимирский собор — характерный пример монументального культового сооружения XVIII века.

Собор, первоначально называвшийся Успенской церковью, построен близ того места, где в 1712 году была заложена мазанковая церковь «Успения на Мокруше». Строительство каменного здания началось в 1741 году по проекту М. Г. Земцова.

Работами с 1742 года руководил архитектор П. Трезини. В 1742 году основной массив здания был возведен вчерне.

Собор предполагался одноглавым. Однако в 1747 году последовало распоряжение о достройке церкви «о пяти главах по древнему российскому обычаю». В разработке проектов достройки собора приняли участие почти все крупнейшие архитекторы Петербурга 1750-1760 годов.

В 1766 году был утвержден проект, исполненный архитектором А. Рипальди. Строительными работами с 1766 по 1772 годы руководил инженер А. А. Дьяков. 12 июня 1772 года произошел пожар, причинивший зданию значительный ущерб.

С 1783 года работы возобновились под наблюдением архитектора И. Е. Старова.

1 октября 1789 года собор был открыт. Есть основания предполагать, что Старов несколько видоизменил обработку верхнего яруса колокольни и разработал проект соборного иконостаса, переделанного в 1823 году.

настоятель Князь-Владимирского собора отец Владимир (Сорокин). Сайт: http://www.kvsobor.orthodoxy.ru

Читайте также:  Летний сад в санкт-петербурге

Статью добавил(а): Алексей Кротов,  14 июня 2018

Царь Пётр I закладывал новую столицу с расчётом поскорее превратить Россию в полноправную морскую державу. В Невской дельте, как грибы после дождя, вырастали новые районы.

Одним из первых стали заселять берег Малой Невы, западнее Петропавловской крепости, — даже несмотря на то, что эту местность часто заливало во время наводнений, вследствие чего район получил название «Мокруши». Где селились люди — неизменно тут же ставили храм.

В 1708 году уже появилась первая небольшая церковка во имя святителя Николая на Мокрушах. А через два года началось строительство предшественницы Князь-Владимирского храма — мазанковой церкви о трёх престолах. Первыми были достроены и освящены приделы — Никольский и Предтеченский.

В 1717 году в них уже совершались богослужения. Двумя годами позже распахнул свои двери и главный храм. Его посвятили Успению Пресвятой Богородицы. Освятил новую церковь Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский).

Царь лично присутствовал на церемонии и даровал храму статус собора, ведь по размеру и количеству престолов он превосходил другие петербургские соборы — Петропавловский и Исаакиевский. Между прочим, храм получил своё посвящение не случайно. Это была своего рода отсылка к Успенскому собору Московского Кремля. Петербург таким образом обозначал своё «преемничество» по отношению к древней столице.

Там же, на Мокрушах, рядом с собором, устроили подворье Местоблюстителя, после чего Петербург стал центром не только государственного, но и церковного управления. Пётр любил бывать здесь. В храм он приезжал, по крайней мере, несколько раз в год, в дни престольных праздников — с 1719 по 1724 год.

В 1740 году уже новая царица — Анна Иоановна — распорядилась поставить рядом с деревянным каменным храм на три тысячи молящихся. Проект поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини. Он предполагал построить одноглавую церковь, похожую на собор Петропавловской крепости. Стройка началась, здание возвели под своды и…

законсервировали: дворцовый переворот, Елизавета Петровна на престоле, конец финансирования. Небогатый приход взять на себя оставшиеся расходы попросту не мог. Лишь через семь лет императрица повелела всё-таки достроить собор; правда, она пожелала увидеть на нём пять глав — «как в Москве на Успенском соборе». Окончательный план утвердили только при Екатерине II.

Тогда победил проект Антонио Ринальди — мастера из плеяды замечательных итальянских зодчих, работавших в России, он является автором многих запоминающихся построек в Петербурге, Гатчине, Царском Селе, Ораниенбауме.

Новый собор отстроили вчерне за шесть лет. К 1772 году он дополнил городскую панораму, открывавшуюся из окон Зимнего дворца, а его колокольня, превратилась в ориентир для судов, заплывавших в Малую Неву. Оставалось выполнить внутреннюю отделку храма, но произошёл пожар — сгорела стоявшая рядом изрядно обветшавшая старая Успенская церковь.

Поэтому для богослужений наскоро приспособили притвор новой постройки — 8 сентября в нём освятили Успенский придел. А потом на десять лет опять забросили строительство — на первое место вышли внешнеполитические задачи: такие, как, например, борьба за выход России к Чёрному морю.

В начале апреля 1783 года Крымское ханство было включено в состав Российского государства, превратившись в Таврическую губернию. В качестве её герба утвердили византийского орла со щитом и крестом на нём. Этот крест служил напоминанием о князе Владимире, который, как известно, именно в древнем городе Корсуни (Херсонесе) принял крещение.

А в мае матушка Екатерина вспомнила о долгострое Успенского храма (ведь с момента его закладки прошло уже более сорока лет).

Императрица захотела, чтобы «начатая давно уже на Петербургской стороне церковь Успения Пресвятой Богородицы приведена была к окончанию», и повелела передать строительство в ведение архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова).

Достраивал церковь архитектор Иван Егорович Старов (параллельно он занимался разработкой городских планов Причерноморского края). Помощник Старова М. Е. Мелентьев взял на себя всё руководство отделочными работами внутри храма. Строительство ожило в 1783 году.

Через три года освятили Никольский придел, а в 1789 году и главный престол — во имя святого равноапостольного князя Владимира. «Днём рождения» ордена святого князя Владимира можно считать 22 сентября 1782 года. Награду эту учредила Екатерина Великая по инициативе князя Г. А. Потёмкина «в поощрение службы военной и гражданской». Он имел четыре степени и девиз: «Польза, честь и слава». По степени престижности орден святого Владимира считался вторым после ордена святого Андрея Первозванного.

Собор «на Мокрушах» посвящённый святому Владимиру, через полвека получил статус капитульного собора ордена святого князя Владимира. Это значило, что отныне он ведал изготовлением и вручением данной награды.

Вместе с тем зародилась традиция отмечать орденский праздник архирейской службой, сопровождавшейся молебном в честь равноапостольного князя Владимира.

К столетнему юбилею учреждения награды собор отреставрировали, и осенью 1882 года на орденский праздник в его стенах собрались духовные и светские владимирские кавалеры. С ещё большим размахом спустя несколько лет отмечали 900-летие Крещения Руси.

Основные торжественные церемонии проходили, разумеется, в Князь-Владимирском соборе. В него свезли особо почитаемые иконы со всей столицы. После литургии устроили общегородской крестный ход. Процессия тогда растянулась на две версты. В Князь-Владимирском соборе хранятся орденское знамя, списки орденоносцев и орденские регалии.

Первая богадельня при Владимирском соборе (тогда Успенском) открылась в 1721 году. Позже, в царствование Екатерины Великой, традиции церковной благотворительности как-то сошли на нет.

Возродились они в 1875 году, когда при соборе появилось благотворительное общество, упразднённое в 1918 году. На Поместном соборе 1917-1918 годов одним из решений учредили новый праздник: Всех святых, в земле Российской просиявших.

Отмечать этот день стали с лета 1919 года, причём первый молебен очевидцы описывали как «торжественное благолепное служение в соборе святого князя Владимира».

Совершили его митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), очень любивший Князь-Владимирский собор, и епископ Нарвский Геннадий (Туберозов). На следующий год у собора появился новый придел — его освятили в притворе храма в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших.

В начале 1920-х годов большевики «изъяли» у собора огоромное количество церковных ценностей, а препятствующего изъятию батюшку — протоиерея Михаила Союзова вместе с паствой, старавшихся отстоять святыню, привлекли к суду, после которого батюшка был приговорён к трём годам тюремного заключения.

В 1922 году Князь-Владимирский собор передали обновленцам. Однако уже через год, благодаря усилиям митрополита Сергия (Страгородского), Московскую Патриархию удалось «легализовать», вновь был сформирован Синод. После легализации Князь-Владимирский собор «отошёл» к общине верующих канонической Церкви.

Его переосвятили, сделали капитальный ремонт, на который деньги собирали всем приходом.

Так получилось, что к середине 1930-х годов, когда гонения на Церковь возобновились с новой силой, храм во имя князя Владимира остался единственным действующим на всей Петроградской стороне. Во время Великой Отечественной войны утренние и вечерние богослужения ни разу не отменялись. За каждой литургией читалась особая молитва — о даровании победы.

Во всём Санкт-Петербурге вряд ли удастся найти ещё один собор, службы в котором почти никогда не прерывались (храм не функционировал лишь несколько месяцев в 1926-1927 годах). Более того, в лихие тридцатые на всей Петроградской стороне не действовал ни один храм, только Князь-Владимирский выстоял. В послевоенное время в жизни Князь-Владимирского собора происходили важные события.

Собор активно участвовал в установлении межцерковных связей. В 1946 году над окрестностями снова поплыл колокольный звон — главный колокол Владимирского собора привезли из Финляндии. Стоит отметить, что Князь-Владимирский собор, что на Петроградской стороне, всегда был особенным храмом среди всех петербургских церквей.

Он — словно зеркало русской истории и архитектуры, а заодно — символ преемственности двух столиц: Москвы и Петербурга.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам» Выпуск №141, 2015 г.

Статью добавил(а): Алексей Кротов,  15 июня 2018

Князь-Владимирский храм менее известен, чем, например, петербургский Исаакиевский собор или московский собор Василия Блаженного.

Но для русского зодчества он представляет собой, безусловно, знаковое явление, обозначая целый явленный в камне архитектурный период, который называют либо «ранним екатерининским классицизмом», либо — условно — «переходом от барокко к классицизму».

Интересно отметить применение барочных элементов (ещё не архаизирующих, а, скажем так, «преемствообразующих») в этом здании, в целом уже принадлежащем следующей эпохе.

Итак, при всей строгости и сдержанности декора — можно сказать, утрированной строгости и сдержанности! — намётанный глаз сразу отмечает барочный лучковый фронтон на плоскости фасада вместо обязательного в классицизме треугольного фронтона над портиком, и такие же сандрики, которые уже через десять-двадцать лет будут казаться немыслимо фривольными.

Вытянутая по горизонтали овальная люкарна над входом — тоже типичное барокко. Но фасады Князь-Владимирского собора уже строго членены, барабаны увенчаны полусферами куполов, всё это типично для классицизма.

Таким образом, на примере всего одного здания хорошо видно, что переход к новому стилю в России происходил не одномоментно даже в столице (а что говорить о провинции, где эта трансформация затянулась на десятилетия и породила порой весьма архитектурные шедевры!).

Можно с какими-то допущениями считать это временем «междустилья», хотя вернее будет охарактеризовать период шестидесятых — семидесятых годов ХVIII века как стилистический поиск русского классицизма на фоне изживания барокко.

Дело в том, что классицизм появился на нашей почве не столько в результате долгого её «возделывания», сколько в результате разового социально-политического «заказа».

Новая эпоха — отечественное Просвещение, новые вкусы, новое видение истории, мира и человека в нём, нарастающее могущество империи — плюс, разумеется, обращение к опыту прогрессивного западного искусства, «припавшего» к идеалам античности. Вот что породило новый для России архитектурный стиль.

Ротонда и купола — это ещё заря классицизма, законодатели стиля — в «творческом поиске». В массивных ротондах можно усмотреть веяние барокко (центральный барабан с его пилястрами и фронтончиками вообще кажется будто «снятым» с барочного храма), но купола развеивают сомнения.

Барабаны все — световые, но лишь главная раскрывается в основной объём собора, в нём восемь окон. Боковые барабаны, заметно завышенные, «довольствуются» четырьмя окнами по сторонам света. Оригинальной формы кресты Князь-Владимирского собора — «фирменный почерк» Ринальди.

Не совсем привычные для православного храма, они, меж тем, весьма характерны для творчества этого архитектора, так что можно говорить о своего рода «автографе», им оставленном. Наследие барокко: фронтон, изогнутый в виде натянутого лука, отсюда и название. В классицизме будут использовать более «правильную» форму равнобедренного треугольника. Интересно, кстати, решены окна второго света: их маленькие фронтончики как бы вписаны в большие луковичные фронтоны, венчающие плоскости фасадов. Люкарна, как бы «положенное набок» овальное окошко на фасаде храма — характерная черта барокко. Карниз-сандрик над ним вторит формам лучковых фронтонов. Этот распространённый в первой половине ХVIII века элегантный приём смотрится необычно на скупо декорированных классических фасадах.

Как известно, в ХХ веке Князь-Владимирский собор на некоторое время попал «под обновленцев», а потом, в 1926-1927 годах, стоял закрытым. Но то был лишь краткий период безвременья, вскоре храм вновь распахнул двери для православных. Соответственно, удалось избежать тотального дикого расхищения, сохранить уникальные интерьеры.

Окончательная отделка храма относится к 1780-м годам и принадлежит блистательному И. Е. Старову, достраивавшему здание после пожара. Решение интерьера Князь-Владимирского собора весьма оригинально и в полной мере соответствует выдающемуся таланту этого зодчего.

Первое, что бросается в глаза, — это отсутствие стенописи, только в парусах под барабаном главного купола — традиционные изображения евангелистов, предположительно принадлежащие кисти Карла Брюллова.

Стены изнутри покрашены в тёмно-голубой цвет, оживляемый белыми пилястрами дорического ордера, этими пилястрами зрительно усилены могучие пилоны, делящие прямоугольное в плане здание на три нефа.

Благодаря такому решению собор изнутри выглядит ещё строже, чем снаружи! На этом «скупом» фоне неожиданно ярким и красочным мазком смотрится деревянный иконостас — настоящее украшение храма, замечательное произведение художественной резьбы. Иконостас моложе самого храма (1823 год), а по стилистике — это чистый ампир.

Его авторы, согласно господствовавшим в ХVIII — конце ХIХ века вкусам, демонстративно дистанцировались от русской традиции ХVII столетия — так называемого «высокого икностаса» — и обратились к теме относительно низкой «алтарной преграды», характерной более для Западной Европы: с двумя колоннами, антаблементом и развитым фронтоном над царскими вратами. Иконостасы приделов отделены от центрального пилонами, на которых покоится главный купол. Интересно, что помимо традиционных икон интерьер храма украшают картины. Так, в алтаре находится реплика росписи В. Васнецова «Святая Евхаристия» из Князь-Владимирского собора Киева, а на стенах — копии «Преображения» Рафаэля и «Оплакивания Христа» Паоло Веронезе.

Владимирский собор входит в число самых посещаемых храмов Санкт-Петербурга. Колокольня возвышается на 57 метров. Парящее на 30-метровой высоте мощное пятиглавие хорошо видно со стороны Зимнего дворца. Два придела собора, Успенский и Никольский, — это своего рода напоминание о двух предшествовавших нынешнему храму церквях.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №141, 2015 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01401

Ссылка на основную публикацию