Где в санкт-петербурге находится дом прототипа старой графини из «пиковой дамы» а.с. пушкина?

Сохранился ли дом пушкинской «пиковой дамы» в Питере?

Один из любимых туристических и экскурсионных маршрутов по Северной столице — литературный. В одном из красивейших городов Европы проживало и гостило немало героев книг, стихотворений и пьес.

Одна из точек литературного маршрута — дом Пиковой дамы в Петербурге, расположенный по адресу: ул. Малая Морская, д.10. По соседству, на Большой Морской 26/14 в 1832-1833 годах проживал А.С. Пушкин.

Говорят, что он бывал в том самом доме, а портрет своей героини написал с княгини Натальи Петровны Голицыной, которую еще называли «усатой княгиней» (Princesse moustache).

Подробнее: cityguide-spb.ru

Трагедия куртизанок. Дама с камелиями Успех парижской куртизанки Мари Дюплесси сиял ярко, но недолго. Она скончалась от туберкулеза в 1847 году в возрасте 23 лет.

Одним из поклонников… Трагедия куртизанок.

Вероника Франко — венецианская ведьма Прекрасные куртизанки, которые покоряли высший свет и королей, их очарование не поддавалось объяснению, их ненавидели и боготворили, им подражали и…

Подробнее: lenarudenko.livejournal.

com

На месте дома №10 по Малой Морской улице (№10 по Гороховой улице) в 1730-х годах находился дом неаполитанца Мира Пьетро (Адама Педрилло), скрипача оркестра придворного театра и комик-буффа итальянской труппы.

При дворе императрицы Анны Иоанновне он стал Козьмой Петровым Педрилло и как шут нажил солидное состояние. Дом итальянца, равно как и большинство построек Морской слободы, сгорел в пожарах 1736-1737 годов.

Сегодня. Вулкан Мутновская сопка. Камчатка На Камчатке много дыщащих вулканов, один из них — Мутновская сопка. В 2012 г. он просыпался, поломал ледник, успокоился. Здесь много ярких… Доходный дом В. М. Давыдова. Невский пр., 170 Доходный дом, Невский пр., 170/Исполкомская ул., 2/Конная ул., 21 Весь этот район сформировался вокруг дороги к Александро-Невской лавре.…

Подробнее: vladimirtan.livejournal.com

В апреле 1834 года Александр Сергеевич Пушкин записал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».

Подробнее: www.etovidel.

net

Восстановление пароляВведите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию НовостиМестаАфишаАкцииОбразованиеМаршрутыОбзорыВходРегистрацияОбзорыМистические места Санкт-Петербурга, где легенды переплетаются с реальностьюРассказы о пиковой даме, легенда о зеркале Дракулы и магические опыты в подвалах Елагина дворца — мы собрали легенды и истории о местах в Петербурге, где живут мистика или реальность.

Подробнее: www.fiesta.city

Сегодня погуляем по Малой Морской улице, посмотрим какая она сегодня, и какой была раньше, в разные годы.  А улица существует очень много лет. Если идти от начала Невского, то это первая улица, отходящая от него. Начинается она вот с этого дома.  Правый фасад идет по Невскому проспекту, а левый — по Малой Морской.  Правда, так он выглядел некоторое время назад.

Подробнее: alfa-delta.livejournal.com

После смерти Голицыной дом был куплен казной для военного министра А. И. Чернышёва.В 1839-1840 гг. для  Чернышева дом был перестроен — арх. Тон А. А.

Тон оставил без изменения первый этаж, увеличил окна бельэтажа и сделал всё здание выше, чтобы сохранить пропорции.

Был изменён характер наличников, на фасаде появился скульптурный пояс и чугунная золочёная решётка, на фронтоне герб, поскольку дом оставался казённым. Внутренняя планировка и отделка тоже изменилась.

Подробнее: www.citywalls.ru

Все мы читали повесть Александра Пушкина «Пиковая дама», и даже те, кто не особенно любят литературу, помнят знаменитую формулу «Тройка, семерка, туз» — волшебные карты, которые помогут выиграть любому. Но мало кто знает, что эта повесть основана на реальных событиях, и у Пиковой дамы имелся прототип — княгиня Голицына…

Подробнее: www.chronoton.ru

Пушкин поэтизирует и воспевает не только Петербург — город, но и быт, и сословные отношения в самом городе. В «Пиковой даме», «Домике в Коломне» и других «петербургских» его произведениях — описания улиц, частей города настолько точны, что следуя им, можно отыскать те места или дома, где волей автора оказываются его герои.

Наталья Петровна Голицына, ур.Чернышова © / Commons.wikimedia.org В Шереметевском дворце Петербурга открылась выставка «Серебро и золото Пиковой дамы». Организаторы попытались раскрыть тайну княгини Натальи Петровны Голицыной (1744-1837), ставшей прообразом пушкинской героини.  Запретная любовь. Как граф Шереметев взял в жены крепостную певицу

Подробнее: www.spb.aif.ru

2 Дом на Малой Морской улице, дом княгини Натальи Петровны Голицыной, которая, по мнению критиков, послужила прообразом графини в «Пиковой даме».В этом доме Голицына прожила до глубокой старости и умерла в возрасте 94 лет. Сам Пушкин жил по соседству, на Большой Морской.

Семнадцатого сентября 1829 года графиня Фикельмон записала в дневнике: «С 12-го мы поселились в доме Салтыкова – он красив, обширен, приятен для житья.

У меня прелестный малиновый кабинет (un cabinet amarante)[444], такой удобный, что из него не хотелось бы уходить. Мои комнаты выходят на юг, там цветы – наконец все, что я люблю.

Я начала с того, что три дня проболела, но это все ничего, у меня хорошее предчувствие, и я думаю, что полюблю свое новое жилище.

Подробнее: biography.wikireading.ru

Источник: http://www.chsvu.ru/soxranilsya-li-dom-pushkinskoj-pikovoj-damy-v-pitere/

Адрес Пиковой Дамы

Вокруг Пушкина

Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама» — это настоящий шедевр пушкинской прозы. Благородно локаничная, ювелирно точная, она была принята современниками на ура, хотя в это время в моде было романтическое многословие Бестужева-Марлинского.

Повесть сразу стала истинно петербургской, национальной, и обросла собственными мифами.

В частности, целых два адреса в Петербурге носят название Дом Пиковой дамы. Это дом на углу Гороховой и Малой Морской, и дом на Литейном, 42, особняк княгиги Юсуповой. Пожалуй, в пользу последнего адреса говорит только его загадочная затейливость. Дом на Малой Морской более строг и скучен.

Давайте разберемся, что говорит об этом сам Пушкин:

Что мы узнали из этого отрывка? Одна из главных улиц Петербурга — это какая?

Давайте взглянем на эту карту Петербурга 1840 года, где красным отмечен Литейный проспект.  Петербург еще не велик. По существу, располагается он на левом берегу Невы и в восточной части Васильевского острова. А на левом берегу Невы до реки Фонтанки.

Дальше, к югу и востоку, начинается то, что называется окраиной, полудачные места. Так Таврический дворец был построен для Потемкина в таком дачном загородном месте. Во времена Пушкина Литейный проспект уже был застроен особняками, но это был район новостроек.

Одной из главных улиц Петербурга Литейный в те годы еще не был.

Идем дальше. Пушкин называет дом, перед которым остановился Германн, домом старинной архитектуры. Старинной, это какой? Архитектура 19 века для Пушкина не старинная. Значит, этот дом должен относиться к 18 веку.

Дворец княгини Юсуповой таким образом отпадает, тем более, что и построен он уже после смерти Пушкина.

А что с этим адресом на Малой Морской? Кому принадлежал этот дом?

Прототип старой графини известен хорошо, Пушкин не делал из этого тайны. Это была княгиня Наталья Голицына, легендарная особа. Она была древней старухой еще при жизни Пушкина и пережила его почти на год.

Родилась она в 1741 или в 1744 году. Была дочерью знаменитого сподвижника Петра I, графа Петра Чернышева, бывшего денщика, которого император женил на своей любовницу Ржевской и дал кучу денег в приданое.

В царствование Елизаветы семья Чернышевых взлетела в самые высокие российские круги. Елизавета особо привечала всех, кто был близок ее отцу. Графа Чернышева она отправила послом в Англию. Там и родились в семье графа дочери. Получили прекрасное европейское образование, говорили на нескольких языках, но русского не знали — незачем!

Дальше Петру Чернышеву пришлось стать послом во Франции, и выросшие дочери-невесты заблистали на балах Версаля. Среди них самой красивой считалась Наталья.

В 60-х годах семья вернулась в Россию. Наталья Чернышева стала придворной дамой Екатерины II и поразила весь петербургский свет своими изысканными манерами и грацией. И простодушный красавец князь Владимир Голицын потерял голову. Их замужество было обставлено в Петербурге с отменной роскошью. Сама Екатерина II собирала любимую фрейлину к венцу.

Молодые супруги много лет прожили в Париже, куда уехали, чтобы дать детям образование. Это весьма обидело императорскую семью, и слава фрейлины померкла.

Зато в Париже Наталью Голицыну называли «московской Венерой». Там она была как дома, Россия всегда была для нее чужой.

В 1790 году обстановка во Франции стала угрожающей. И Екатерина II разослала соотечественникам требование вернуться на родину от греха подальше.

Так Голицыны вернулись в Петербург и купили дом на фешенебельной Малой Морской улице, 10. Построен он был в 40-х годах 18 века и принадлежал князю Гагарину, потом перешел к Степану Апраксину, был унаследован его сестрой, которая к концу 80-х годов заложила его и не смогла выкупить.

Так этот дом достался князьям Голицыным. Умер Владимир Голицын, и княгиня Наталья осталась доживать в этом доме свой век, весьма уважаемая и почитаемая. В 1832 году неподалеку, на Большой Морской 26 поселился и Пушкин с семьей. По некоторым воспоминаниям современников ему случалось бывать в доме «усатой княгини», как теперь величали бывшую «московскую Венеру».

А в этом окне, возможно, и увидел герой повести Германн воспитанницу старой графини Елизавету Ивановну.

Продолжение цикла:  Судьба Пушкинской музы (Анна Керн)

Источник: http://olgaveiga.ru/adres_pikovoi_dami/

Дом Пиковой дамы и другие дома по Гороховой улице

Первоначально улица имела название Средняя перспектива, соответственно Невский проспект — Большая перспектива, а Вознесенский проспект — Малая перспектива. С середины XVIII века у улицы было сразу три имени — 2-й Адмиралтейский проспект, 2-я Перспективная улица, Адмиралтейская улица.

Нынешнее название улица получила после 1756 года, когда, по легенде, английский купец Гаррах, прозванный в народе Горох и Горохов, построил на ней каменный дом и открыл лавку. С того времени велось длительное «состязание» между официальным названием Адмиралтейская, и бытовым — Гороховая. На городских планах нередко указывали двойное название Адмиралтейская, или Гороховая улица.

После революции переименования улицы продолжились. Так как здесь, в доме №2, после революции находилась Всероссийская чрезвычайная комиссия Совета народных комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которую возглавлял Ф. Э. Дзержинский, улицу переименовали в Комиссаровскую, а затем в 1927 году — в улицу Дзержинского. Прежнее название — Гороховая — вернули в 1991 году.

По улице сохранилось много интересных домов, привлекающих внимание не только отделкой, но и своими владельцами, легендами и тайнами. Вот тот же самый дом под №2, построенный в конце 18 века в стиле классицизм по проекту Джакомо Кваренги, называется Дом Фитингофа.

Барон Иван Федорович Фитингоф был видным деятелем Просвещения из остзейского (немецкого, прибалтийского) рода Фитингофов, отец естествоиспытателя Б. И. Фитингофа и знаменитой баронессы Криденер.

Известен тем, что в елизаветинское время участвовал в кампаниях против Швеции и Пруссии, а в екатерининское был назначен сенатором и главным директором Медицинской коллегии.

Его дом играл немаловажную роль в формировании ансамбля исторического центра Санкт-Петербурга.

Надо сказать, что Джакомо Кваренги оставил много работ не только в столице, но и в Москве, и в других частях Российской империи.

Он был едва ли не самый плодовитый представитель палладианства (строгое следование симметрии, учет перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима) в русской архитектуре.

 Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора ее величества».

В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе, здания Эрмитажного театра, Академии наук, Ассигнационного банка, Иностранной коллегии в Санкт-Петербурге. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко.

Кваренги был родом из селения близ Бергамо. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру.

Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене. Несмотря на признание таланта постоянной работы Джакомо Кваренги не имел до 30 лет.

В это же время Екатерина II оказалась разочарованной во французских зодчих и решила пригласить в Россию итальянского мастера.

Архитектор был известен среди современников как высоко эрудированный и образованный человек. Вместе с тем, он обладал непривлекательной внешностью, из-за чего часто становился объектом карикатур.

«Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу». В 1812 году перед походом Наполеона на Россию итальянский король приказал всем итальянцам вернуться на Родину.

Кваренги данному приказу не последовал, из-за чего был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Таким образом, Джакомо Кваренги потерял возможность вернуться на историческую Родину, но обрел новую.

Победное возвращение русской армии в Санкт-Петербург в 1814 году пожилой архитектор отметил строительством триумфальных Нарвских ворот.

Читайте также:  Григорий распутин - загадочная смерть загадочной личности

Дом под №3 в неоклассическом стиле был когда-то доходным домом Второго российского страхового от огня общества, открытого в 1835 году.

Дом №4 известен своими жильцами. Здесь в 30-40-х годах прошлого столетия жили: артистка балета Ваганова А. Я., композитор Дунаевский И. О., певец Ершов И. В., певица Преображенская С. П., балерина Уланова Г. С.

Фасад облицован гранитом с двумя симметричными двухъярусными эркерами. Другие элементы фасада: гирлянды, венки, маски, медальоны с женскими фигурами из белого мрамора, рога изобилия.

Над въездом во двор помещено изображение саламандры, как отличительный знак первого хозяина этого доходного дома — страхового общества «Саламандра».

Объектом культурного наследия России является дом №8. Сейчас в здании находится мини-отель «Старая Вена», но не столь давно, на протяжении многих десятилетий, здесь находился ресторан «Вена». Он был открыт хозяином дома, предпринимателем Ф. И. Ротиным еще в 1870-х годах.

А еще раньше здесь располагался «Венский трактир». Так что «венская» традиция не была утрачена здесь. При ресторане был открыт в 1884 году шахматный клуб, что добавило популярности заведению. Постоянными посетителями ресторана были писатели А. Т. Аверченко, Л. Н. Андреев, М. Горький, А. И. Куприн, А. Н.

Толстой, поэты А. А. Блок, С. М. Городецкий, певец Ф. И. Шаляпин и др. В буфетной по стенам были развешаны рисунки и автографы знаменитых посетителей. Каждый день в «Вене» завтракало до 500 и обедало до 600 человек. В штате ресторана находилось около 180 человек.

С началом 1-й мировой войны «Вену» петербуржцы патриотически называли «Ресторан Ивана Соколова». После октября 1917 года он был закрыт, и возрожден под прежним названием в декабре 1993 года.

В настоящее время на месте ресторана «Вена» расположен мини-отель «Старая Вена», все номера в котором посвящены поэтам и писателям Серебряного века. Также в отеле проводятся поэтические и литературные вечера и мероприятия.

Дом №10 называют Домом пиковой дамы. Его построил А.А. Тон, один из трех братьев архитекторов, для княгини Натальи Петровны Голицыной, фрейлины «при дворе пяти императоров». По мнению литературоведов, именно княгиня Н. П. Голицына послужила для А. С. Пушкина прообразом старухи-графини в «Пиковой даме».

Она прожила до глубокой старости и умерла в возрасте 94 лет в этом доме. Описание дома в повести соответствуют реальной обстановке в доме. «Просторный вестибюль. Парадная мраморная лестница ведёт к камину на площадке. Над ним высокое полуциркульное зеркало, а в нем небольшие круглые часы. Полустершиеся римские цифры на циферблате.

Внизу надпись: Leroy Paris.»

Дом №11 по Гороховой или №25 по Большой Морской улице известен под названием Дом Комедии Зигмунта. После пожаров 1730-х годов на этом месте хотел построить дом обжигальщик кирпичных заводов Гаврила Дмитриевич Полунин.

Но что-то у него не сложилось, и это место было отдано под строительство одного из первых в городе театральных зданий. Приехавший в Петербург немецкий артист Яган Христофор Зигмунт просил отвести это место под театральный дом. На гравюрах Стокгольмской коллекции дом Комедии Зигмунта был значительных размеров.

Построен дом в 1745 году в чертах барокко в духе ранних работ Растрелли. Истинный автор его, однако, неизвестен.

В 1750 году Зигмунт умер, а его вдова Мария Елизавета заложила дом, да так и не выкупила. Дом начал менять владельцев как перчатки. Некоторое время дом принадлежал вдове подполковнице Марфе Кирилловне Елагиной.

Затем дом принадлежал купцам Василию Портеру, Луи Фоконье, у которого в 1781 году его приобрела фрейлина Наталья Львовна Нарышкина, вышедшая замуж за полковника Славянского гусарского полка Ивана Антоновича Соллогуба. В 1820-х годах дом принадлежал богатейшему в Петербурге купеческому роду Кусовниковых.

Тогда же в доме был открыт музыкальный магазин Рихтера. Десятилетие спустя дом приобрел глазной врач В. В. Лерх. И наконец, в 1840-х годах дом перешел во владение Елисеевых и принадлежал им до революции 1917 года. В 1840-1841 годах в доме Лерха, в кв. 21, жил писатель Герцен А. И.

А в настоящее время, перекликаясь с тем давним событием, здесь находится Герцен Хаус Отель. Участок дома №13 в 1736 году был отведен тайному советнику Василию Яковлевичу Новосильцеву. Последующие владельцы надстраивали дом и дворовые флигеля, так, что к середине XIX века дом был уже 4-х этажным.

С 1860-х дом принадлежал герою русско-турецкой войны 1877—1878 годов, генералу от инфантерии Ивану Федоровичу Тутолмину.

Дом №15, так же как и дом №13 изначально принадлежал Новосильцеву. Дом перепродавался многократно. В историю он вошел как торговый дом «Эсдерса и Схейфальс» в стиле модерн.

В 1905 году бельгийский подданный С. Эсдерс и нидерландский подданный Н. Схейфальс подали прошение о разрешении построить пятиэтажное с мансардой здание для их торгового дома на месте дома № 15.

Здание было построено в 1906 году по проекту архитекторов Владимира Александровича Липского и Константина Николаевича де Рошфора. Основу здания составлял металлический каркас, вес которого достигал 70 000 пудов. Здание украшает обильный штукатурный декор. Над окнами четвертого этажа изображены кувшинки, на простенках – спускающиеся от медальонов гирлянды.

Фасад со стороны Гороховой улицы завершался невысоким аттиком с именами владельцев. Срезанный угол создает плавный переход от улицы к набережной. Угловая башня с куполом и шпилем была воссоздана уже в нашем веке. Фирма занималась продажей готового женского и мужского платья.

Здесь же разместился универсальный магазин, получивший наименование «Au pont rouge» — «У Красного моста».

Согласно постановлению совнархоза Северного района от 23 июля 1919 года в здании торгового дома бельгийской компании «Эсдерс Схефальс» образована Центральная государственная фабрика производства одежды им. В. Володарского.

Улицу пересекают река Мойка, канал Грибоедова и река Фонтанка. Через Мойку проложен Красный мост, назван так по цвету окраски, существующей с 1778 года (до этого назывался Белый, также по цвету окраски).

Это единственный чугунный мост через Мойку из мостов, у которого сохранился исторический внешний вид. Сначала это был деревянный разводной мост, затем он неоднократно перестраивался для пропуска мачтовых судов. В 1808—1814 годах мост был заменен однопролетным, чугунным, арочным по проекту инженера В. И. Гесте.

Пролетное строение его состояло из чугунных коробок по типу Зеленого, Певческого и т. д. Металлические конструкции моста изготавливались на уральских заводах Н. Н. Демидова. В 1953—1954 годах чугунные конструкции моста заменили стальными арочными по проекту инженера В. В. Блажевича. Длина моста — 42 м, ширина — 16,8 м. Чугунный свод заменен сварными арками.

Сохранены старинные перила, ограждающие тротуары от проезжей части.

Источник: https://www.yourguide.biz/blog/dom-pikovoj-damy-i-drugie-doma-po-gorokhovoj-ulitse

Санкт-Петербург, Малая Морская, 10

      Дом княгини Голицыной

      Читатели этой заметки, которые с творчеством великого классика знакомы исключительно по Лукоморью и гуляющему коту на цепях, с трудом узнают эти строки:

      «Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещённому подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился.

      — Чей это дом? — спросил он у углового будочника.
      — Графини ***, — отвечал будочник.
      Германн затрепетал».2.

      Некоторые из моих читателей захотят усомниться в правильности выбранного адреса, точно ли дом известной княгини Голицыной описан в этом великом произведении? Почему свою Пиковую даму классик расквартировал именно здесь? Отвечу вам просто, недаром Пушкин в своём дневнике оставил запись: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».

      Эта пометка значит, что задуманная гением отсылка получилась, трюк удался и у нас не может быть сомнений в правильности выбранного дома.3.

      Сегодня вы легко сможете прикоснуться к элементам этого дома, заметить сходства, которые описывал Пушкин в своих строках, и взглянуть украдкой на просторный вестибюль.

Чуть сложнее вам будет оценить роскошь парадной мраморной лестницы, ведущей к камину на площадке, ну и только избранные, как Нео, смогут увидеть винтовую лестницу, по которой выходил из дома Пиковой дамы Германн после свидания с Лизой.

      Тройка, семёрка, туз

      Мистики же и загадочности в моё повествование добавит история создания повести. Перед её написанием автор жил совсем недалеко от этого дома и дружил с племянником княгини. Вот именно он и рассказал Пушкину магическую легенду, как после одного из его проигрышей одна известная нам старушка поведала ему про тайну трёх карт, а той в свою очередь эту историю поведал известный на весь Петербург маг и чародей ─ граф Сан-Жермен.4.
фото с сайта http://citywalls.ru/

      Александр Сергеевич настолько впечатлился этой небылицей, что решил её записать для потомков. В связи с полным отсутствием в те годы подходящих для нас инструментов в виде Живого Журнала и других площадок для блогеров, он сделал единственным удобным способом, схватился за перо и написал повесть, которая впоследствии вышла в топ и разлетелась по всему миру.

5.
фото с сайта https://u.livelib.ru/

      Магия числа три

      Княгиня в жизни была очень суеверной и её образ идеально вписался в концепцию великого произведения, да настолько запомнился современникам, что её смерть также внесла долю загадочности в этот мир. Поговаривают, что к ней явился призрак чёрного офицера и увёл её тело в могилу за собой, оставив в доме лишь неприкаянную душу.6.      Её безмятежный дух не остался незамеченным и другим великим творцом ─ Чайковским, ведь именно он сложил свою оперу на мотив вышеупомянутого произведения. Многие захотят возразить, что Пётр Ильич начинал писать её во Флоренции, да, но вспомните, что умирая от холеры, последние дни своей жизни он провёл в доме, окна которого выходили прямо на этот таинственный особняк, в квартире своего брата Модеста.7.

      Совпадение ли это? Есть ли тайная магия в этом «числе три»? Ответить на эти вопросы я не смогу, и тут уже решать вам, но знайте, что упомянутые в моём рассказе гении умерли ровно через три года после выхода в свет такой мистичной «Пиковой Дамы». Пушкин – в 1837, при этом повесть вышли из тиража в 1834, а Чайковский в 1893, опера которого впервые была поставлена в 1890…

[Где это?]
Дом Пиковой дамы
Адрес: Малая Морская, 10.Сегодня здесь Поликлиника №1, Медико-санитарная часть, Главное управление МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Источник: https://pushkinskij-dom.livejournal.com/356814.html

Пиковая дама

Ирина Федотова / Разное / 15 марта 2010 / 3024 /Один из самых легендарных домов, неотделимых от литературных персонажей, — дом Пиковой дамы, или дом княгини Голицыной на Малой Морской, 10.

Произнося «Пиковая дама», мы тотчас же вспоминаем тайну трёх карт: тройку, семёрку и туза; отчаяние Германа после проигрыша, 17 номер Обуховской больницы, где закончил свою жизнь сошедший с ума Герман.В памяти воскресают декорации с горбатым мостиком над Зимней канавкой… но это уже впечатления от одноимённой оперы Чайковского «Пиковая дама». К слову, дом, где скончался П.И.

Чайковский, находится напротив дома княгини Голицыной. Вот такие странные сближения бывают в истории…Фрейлина и статс-дама при дворе пяти русских императоров, кавалерственная княгиня Наталья Петровна Голицына олицетворяла преемственность и незыблемость царской власти. К ней являлись, как важному начальству, и юнкер, и важный генерал.

Прежде, чем вывести в свет девицу, её показывали Наталье Петровне Голицыной. В доме княгини на Малой Морской показывались иной раз и члены царской семьи. Сын Натальи Петровны – московский генерал-губернатор князь Дмитрий Голицын – вытягивался перед грозной матушкой, как перед государем.

Суровый нрав Голицына унаследовала от своего деда Ушакова, начальника тайной сыскной канцелярии при Анне Иоанновне, известного палача. Отцом княгини был видный дипломат граф Пётр Григорьевич Чернышёв.Наталья Петровна Голицына и в молодости не отличалась особой красотой. К старости она стала весьма непривлекательной. За глаза её называли «усатой княгиней».

Читайте также:  Куприн в петербурге

В литературе мы не находим свидетельств личного знакомства А. Пушкина с Голицыной, но кто в Петербурге не знал княгиню и её дом на Малой Морской?Конечно, в облике литературного героя чаще всего отражаются черты характера и биографии не одного, а нескольких реальных людей. Персонаж книги, как правило, — собирательный образ.

Близкий друг Пушкина Павел Воинович Нащокин отмечал, что в образе старой графини из повести «Пиковая дама» нашли воплощение черты ещё одной великосветской дамы, фрейлины и дальней родственницы жены Пушкина Натальи Кирилловны Загряжской. К моменту написания повести её было уже 87 лет, как и старой графине.

Пушкин любил подолгу беседовать с Натальей Кирилловной, узнавая многие любопытные подробности из эпохи Екатерины I и Павла I.Но вернёмся на Малую Морскую, 10. При Голицыной дом был менее нарядным, чем сейчас. Не было балкона над входом, иным был рисунок окон в центре фасада. Но в основном и внешний, и внутренний облик дома сохранился достаточно хорошо.

На фронтоне дома можно увидеть остатки лепки герба. Войдя в дом, мы сразу попадём в просторный вестибюль. Парадная лестница ведёт как и прежде к камину на площадке, над которым – высокое полуциркульное зеркало и в нём небольшие круглые часы. Полустёршиеся римские цифры на циферблате. Внизу надпись: «Leroy Paris».

Любопытно, что Германну, когда он шёл по дому Пиковой дамы, повстречались столовые часы работы «славного Leroy».Записка Лизы служила Герману путеводителем: «Ступайте прямо на лестницу… Из передней ступайте налево, идите всё прямо до графининой спальни.

В спальне за ширмами увидите две маленькие двери: справа в кабинет, куда графиня никогда не входит, слева в коридор, и тут же узенькая витая лестница: она ведёт в мою комнату».Следуя указанным маршрутом, мы и сегодня, войдя в дом княгини Голицыной, увидим парадную мраморную лестницу, с камином и старинными часами фирмы «Leroy» на площадке.

На втором этаже, как раз над вестибюлем, — приёмный зал, где сегодня расположилась одна из городских поликлиник. Раньше этот зал соединился с другими анфиладой, что шла вдоль Малой Морской. Из приёмного зала можно было пройти вслед за Германом к сохранившейся угловой комнате. Сегодня из-за перепланировки внутренних покоев дома Голицыной так пройти невозможно.

Сегодня войти в бывшую опочивальню княгини можно через узкий коридор, минуя винтовую лестницу. Два окна опочивальни выходят на Гороховую, три – на Малую Морскую улицы. Сохранился камин из белого мрамора у наружной стены. Альков, глубокий и широкий, на внутренней стене комнаты, подсказывает место нахождение кровати княгини. По обе стороны от алькова – две маленькие двери.

Та, что правее, ведёт в маленькую комнату, служившую ранее кабинетом графини.Дверь левее алькова связывает спальню княгини с узким коридором, через который сегодня можно попасть в спальню графини.Удивительное сходство интерьеров, вплоть до мельчайших подробностей, с описанным А.С. Пушкиным! Несомненно, что А.С. Пушкин бывал в доме Голицыной.

Каким образом поэт мог быть знакомым с особенностями расположения и меблировки графининой спальни, куда могла быть допущена только прислуга или ближайшие родственники, остаётся только догадываться…За полгода до создания «Пиковой дамы» А.С. Пушкин в квартале от дома старой графини арендовал квартиру в доме Жадимировского, что на углу Большой Морской и Гороховой улиц. Большая и Малая морские улицы располагались в центре аристократического Петербурга. Конечно, поэт не раз проходил мимо дома княгини и той полицейской будки, что стояла на углу Малой Морской и Гороховой. Вот как описывает дом княгини А.С. Пушкин:

«…очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, карета одна за другою калились к освещённому подъезду. Из карет поминутно вытягивалась то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился.

— Чей это дом? – спросил он у углового будочника.

«Графини ***, — отвечал будочник».История с тремя картами взята из жизни. Внук Голицыной Сергей Григорьевич Голицын, имевший в высшем свете прозвище Фирс, был приятелем Пушкина. Фирс был не чужд поэзии, музыке, пробовал себя в сочинительстве в этих областях. Но самой большой страстью Фирса были карты. Однажды после крупного проигрыша он пришёл просить денег у своей богатой бабки. Скупая Наталья Петровна вместо денег дала внуку совет поставить на три карты и таким образом отыграться. Какие именно карты были названы Голицыной, — неизвестно. Но одно несомненно: Фирс, поставив на названные карты, не только отыгрался, но и увеличил свой куш!Эта история, анекдот, как называли подобные были в 19 веке, стала известна А, Пушкину и была им использована в своей повести «Пиковая дама».Для учёных-пушкинистов весьма сомнителен факт знакомства Н.П. Голицыной со знаменитым авантюристом Сен-Жерменом, от которого она могла узнать тайну трёх карт…Отчего всё же именно эти карты? Тройка. Семёрка. Туз?Тройка связывается в нашем представлении с тремя заповедями Германа. Всю жизнь он ставил на три верных карты: расчёт, умеренность, трудолюбие.Если проследить ставки Германа во время игры, то легко обнаружить скрытые в них тройку и семёрку. Они заложены самими правилами игры в банк (штос, фараон).У А.С. Пушкина в эпиграфе повести читаем:

«А в ненастные дни

Собирались они
Часто;
Гнули – бог их прости!-
От пятидесяти
На сто…»Правила игры в банк были выгодны банкомёту и толкали его противника-понтёра, если он проигрывался, на удвоение ставки («от пятидесяти на сто».) Доходило иногда до шестнадцатикратного увеличения первоначальной ставки. Это называлось «игра на пароли».Первоначальная ставка Германа была 47 тысяч рублей. Первый выигрыш приносит ему ещё 47 тысяч. На второй день игры Герман ставит уже 94 тысячи. Выигрыш на семёрку даёт ему ещё 94 тысячи. Впереди последняя, третья ставка. Она обещает Герману удвоение поставленных 188 тысяч рублей, т.е. 376 тысяч!Во всех этих расчётах обнаруживаются тройка и семёрка. В результате второго выигрыша Герман получает утроенный первоначальный капитал, а после третьего должен был увеличить его в семь раз относительно первоначальной ставки. На полях повести «Пиковая дама» автор проделал все эти расчёты. Они имели для Пушкина принципиальное значение. В третий вечер игры, когда Герман вместо Туза обнаруживает пиковую даму, его поражает необыкновенное сходство последней со старой графиней. «В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась», — читаем у А.С. Пушкина.Германн понимает, что его дама убита. Он променял Лизу на карты. Он и не собирался выполнять условие, поставленное старухой: жениться на её бедной воспитаннице. Герман всё поставил на карту. И не стал Тузом.Тройка и семёрка – любимые цифры в русских народных сказках. И в произведениях Пушкина, основанных на русском фольклоре, мы помним и трёх девиц под окном, семь богатырей в «Сказке о мёртвой царевне», и бессмертных 33 богатырях в «Сказке о царе Салтане».В повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» причудливо переплелись фантазия поэта и действительность. Поэт отлично знал мир московских и петербургских картёжников, что помогло ему так реалистично и живо отразить его в своей повести.Наталья Петровна Голицына прожила удивительно долгую по меркам и нынешнего времени жизнь. Она скончалась на 98-м году жизни и была похоронена в родовой усыпальнице князей Голицыных в Донском монастыре. Дом Пиковой дамы на Малой Морской был подарен Николаем I в вечное и потомственное владение военному министру Чернышёву. Тогда же, в середине ХIХ века, был частично перестроен, на фронтоне появился герб князей Чернышёвых и балкон с ажурной решёткой на фасаде, выходящем на Малую Морскую улицу. При перестройках опочивальня старой графини и соседние с ней помещения остались в прежнем виде.Это позволяет, конечно, создать музейный уголок в этой части дома, если было бы на то желание нынешних арендаторов, городской поликлиники. В настоящее время в интерьере опочивальни находится ординаторская.Ещё один памятный адрес повести «Пиковая дама» — Обуховская больница. Именно здесь в 17-м номере оказывается Германн.Старая Обуховская больница у Обухова моста на набережной реки Фонтанки была общедоступной. Её иногда называли простонародной. Открывшаяся в 1780 году больница первоначально размещалась в нескольких деревянных зданиях и была рассчитана на 60 коек. Чуть позже на том же месте было построено обширное здание по проекту Д. Кваренги.Здание Обуховской больницы, украшенное мощным белоколонным портиком, и ныне используется как медицинское учреждение и служит украшением набережной реки Фонтанки.К слову в этой же больнице закончил свой жизненный путь и ещё один литературный персонаж – Левша, герой повести Н.С. Лескова.

Поделиться Поделиться Поделиться

Источник: http://www.iPetersburg.ru/blog/pikovaya-dama

Дом Пиковой дамы в Санкт-Петербурге

Один из любимых туристических и экскурсионных маршрутов по Северной столице — литературный. В одном из красивейших городов Европы проживало и гостило немало героев книг, стихотворений и пьес.

Одна из точек литературного маршрута — дом Пиковой дамы в Петербурге, расположенный по адресу: ул. Малая Морская, д.10. По соседству, на Большой Морской 26/14 в 1832-1833 годах проживал А.С. Пушкин.

Говорят, что он бывал в том самом доме, а портрет своей героини написал с княгини Натальи Петровны Голицыной, которую еще называли «усатой княгиней» (Princesse moustache).

Дом Пиковой дамы и его загадочная хозяйка

Особняк был возведен в 1740 годах, согласно новому плану застройки на месте сгоревшего дома придворного шута императрицы Анны Иоанновны. В течение 18 века дом неоднократно перестраивался и расширялся, попутно меняя владельцев.

В 1790 году в нем поселилась чета Голицыных, перебравшихся в Петербург из Франции после революции. Сама княгиня Голицына выросла в богатой, но не знатной семье, являясь потомком денщика самого Петра Великого.

Она сделала блестящую партию, выйдя замуж за князя Владимира Борисовича Голицына, потомка московских князей. Наталья Петровна служила фрейлиной и была статс-дамой при пяти российских императорах. Она бывала при дворе Екатерины II и других правителей, до самого Николая I.

Княгина создала себе прекрасную репутацию, в ее особняке любили бывать именитые гости, включая членов царской фамилии.

В доме на Малой Морской улице она прожила до глубокой старости, покинув этот мир в 94 года в 1837 году и став прообразом старухи-графини легендарного пушкинского произведения.

Дом Пиковой дамы в СПб в наше время

Пушкин описал в книге реальные детали обстановки дома: просторный вестибюль, широкую мраморную лестницу, спускающуюся к камину на площадке. Над камином — высокое полуциркульное зеркало, в которое вмонтированы небольшие круглые часы.

В произведении упоминаются полустершиеся римские цифры на циферблате с надписью внизу: Leroy Paris. После смерти княгини дом был выкуплен казной для военного министра Чернышёва, и в очередной раз перестроен. После революции 1917 года, в доме проживали сотрудники Красного креста, а позже открылась ведомственная поликлиника.

В наши дни здесь располагается городская поликлиника № 1 MСЧ ГУВД Санкт-Петербурга.

гуляя по Северной столице, направляясь к Исаакиевскому собору и Дворцовой площади, обратите внимание на дом №10 по Малой Морской улице, ничем особенно не выделяющийся в ряду строгих особняков и вообразите, как взволнованный Германн сбегал по лестнице после свидания со старухой, раскрывшей ему страшный и притягательный секрет…

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/arkhitektura/dom-pikovoy-damy-v-sankt-peterburge/

Засекреченная графиня

В доме Пиковой дамы сегодня лечатся милиционеры

Продолжаем рассказ об адресах известных литературных героев. Сегодня наши корреспонденты отправляются по следам Пиковой дамы.

На Малой Морской улице, в доме № 10, где когда-то жила легендарная княгиня Голицына, ставшая прототипом Пиковой дамы, оказалось казенное заведение. А именно — поликлиника № 1 МСЧ ГУВД. Я вошла робея, ведь сотрудники органов известны мне лишь по сериалам о ментах.

Внутри помещение поразило в первую очередь захватывающей красотой лестниц, потолков, люстр, лепнины, завораживающей перспективой залов. А во вторую — убогостью полинявших стен, осыпающихся жалких интерьеров, отсылающих память отнюдь не к блестящим балам пушкинской эпохи, а к тоске советских казенных заведений.

Казалось, что далекое и близкое прошлое законсервированы в этих стенах, а настоящее сюда не проникает, только один глянцевый листик рекламы с загорелой девушкой… В тесных коридорчиках под выцветшими плакатами понуро сидели посетители.

Сначала мне показалось, что разговаривать о Пушкине и «Пиковой даме» с людьми, у которых такие серые и сосредоточенные лица, как-то неделикатно. Наконец я все же решилась и, выбрав самую здоровую на вид посетительницу, спросила, знает ли она, с каким литературным персонажем связано это здание.

Читайте также:  Музей кошки в санкт-петербурге, "республика кошек": расписание, часы работы, цена билетов и адреса музеев

Женщина этого не знала, а узнав от меня, очень удивилась и поспешила поделиться новостью с медсестрой. На что медсестра ответила, что ей прекрасно известно и про Голицыну, и про Пиковую даму.

Обрадовавшись, я освоилась и решила попросить медсестру рассказать, что же именно она знает и из какого источника, но медработник неожиданно отказалась и сбежала от диктофона, как от нацеленного на нее оружия, будто я требовала от нее выдать военную тайну.

Я посетила несколько кабинетов, оторвала от работы нескольких врачей — и не зря: оказалось, все они прекрасно знают историю здания и Пушкина читали, однако говорить об этом с прессой не могут… без разрешения заведующей.

Так что назвать по именам засекреченный медперсонал поликлиники № 1 я не могу, но, заверяю вас, и врачи, и медсестры читают классическую литературу, в чем очень приятно было убедиться. Что же такое известно заведующей, о чем не знал Александр Сергеевич, осталось загадкой.

Да, много тайн унесла с собою старая графиня…

Войдя во вкус, я решила выловить хотя бы одного грамотного посетителя. Подходила к очереди, ожидающей приема, задавала свой вопрос, и тут пациенты оживлялись, лица их розовели, они начинали переглядываться, совещаться, как игроки «Что? Где? Когда?», но верного ответа я так и не получила.

Уже на выходе заметила невысокую худенькую женщину, решительно шагавшую к двери, остановила ее, бросившись наперерез, и задала свой сокровенный вопрос. Вместо ответа женщина строго переспросила название газеты, взяла в руки мое удостоверение, тщательно с ним ознакомилась и только потом ответила, что здесь жила Наталья Голицына, прототип пушкинской Пиковой дамы.

Моему восторгу не было предела, радостно поблагодарив посетительницу-эрудитку, я попросила ее представиться.

— Наталья, следователь, — сухо ответила она.

Стало понятно, почему, прежде чем дать ответ, она подвергла меня допросу. Что ж, грозная тень Пиковой дамы, как видно, не покинула это здание и по сей день — иначе как объяснить чрезмерную осторожность в общении с прессой даже при ответе на такой невинный вопрос? А ведь люди здесь работают и даже не подозревают, что «гений места» — это не просто слова.

Справка

Дом номер № 10 на углу Малой Морской и Гороховой улиц был построен во второй половине XVIII столетия и сочетает в себе черты стиля барокко и раннего классицизма. Именно здесь до своей смерти в 1837 году жила знаменитая княгиня Наталья Петровна Голицына, ставшая прототипом пушкинской Пиковой дамы.

Фрейлина и статс-дама при дворе пяти русских императоров, кавалерственная княгиня Наталья Голицына отличалась умом и крутым нравом, в ее доме на Малой Морской появлялись и члены царской семьи. Так что со стороны Александра Сергеевича было смелым и бесшабашным поступком узнаваемо запечатлеть ее в образе старухи графини.

Но, к счастью, как записал Пушкин в своем дневнике, при дворе не рассердились.

Во времена княгини дом выглядел несколько иначе, он не был так наряден: отсутствовал балкон над входом, иной формы были окна. Но в общем дом сохранил свой первоначальный облик. Перестройка была произведена в 1839 — 1840 годах архитектором А. А.Тоном для военного министра А. И.Чернышева.

После смерти княгини дом отошел государству, а впоследствии был передан Чернышеву в вечное владение к 25-летию его службы. Перестраивая здание, Тон оставил без изменений первый этаж, но увеличил окна бельэтажа и сделал здание выше для сохранения пропорций. Изменилась форма наличников, появились чугунная позолоченная решетка и скульптурный пояс на фасаде.

Изменились внутренняя планировка и отделка.

Но до сегодняшнего дня неизменными остались просторный вестибюль, мраморная парадная лестница, которая ведет к камину на площадке, над ним высокое полуциркульное зеркало, небольшие круглые часы с полустершимся циферблатом и надписью «Leroy Paris» — все это соответствует обстановке дома, описанной Пушкиным в повести. Эти столовые часы встречались Германну, когда он шел по дому графини.

Во время войны в доме был госпиталь, а с послевоенных времен здесь располагается поликлиника ГУВД. В спальне графини теперь — комната отдыха врачей поликлиники, и пройти в нее через анфиладу комнат, как шел Германн, уже невозможно. Зато сохранилась винтовая лестница, по которой Германн выходил из дома после свидания с Лизой.

Подготовила Виктория АМИНОВА, фото автора

Важно: Правила перепоста материалов

Источник: http://www.vppress.ru/stories/4832

Секрет Пиковой дамы

Фрейлина-графиня

17 (28) января 1741 года у графа Петра Григорьевича Чернышева родилась дочь, названная Натальей. Ей было суждено прожить жизнь, полную ярких событий и удивительных встреч… Семья Чернышевых относилась к самым богатым в России. Дед Натальи Петровны был денщиком Петра I, и российский император принимал самое деятельное участие в судьбе своего любимца.

К моменту смерти царя Чернышев уже обладал несметным количеством душ и деревень. Как это ни странно, преемники Петра тоже ласково обходились с семьей царского фаворита и приумножали его и без того немалое состояние.

Детство Натальи прошло в изысканной роскоши, она училась у самых лучших учителей и одевалась у самых лучших портных. Ее особое положение еще более усиливало то, что она была придворной фрейлиной — и одной из самых красивых и любимых…

За свою красоту Наталья Петровна даже получила на одном из балов персональную золотую медаль, на которой было высечено имя графини. Сейчас эта медаль хранится в Эрмитаже.

Красота, блестящее образование, незаурядный ум и значительное состояние привлекали к ней мужские сердца. В результате графиня могла «в женихах как в сору копаться».

И выбрала среди претендентов на ее руку и сердце самого родовитого и богатого, принадлежавшего к наиболее известной и родовитой фамилии — князя Владимира Борисовича Голицына.

Они поженились в 1766 году, и молодая княгиня быстро взяла все бразды правления в свои руки — именно она распоряжалась богатым имением и городским домом.

У четы Голицыных родились три сына и две дочери. Мать со всей строгостью подходила к их воспитанию — и не даром. Все ее дети в будущем достигли больших высот и положения. Все труды окупились — в том числе и поездка за границу, предпринятая для того, чтобы младшие Голицыны получили самое лучшее европейское образование.

Голицыны отправились во Францию, где купили роскошный особняк и зажили светской жизнью. Княгиня Наталья Павловна была принята при дворе Марии Антуанетты. Она получила прозвище «Московская Венера» и покорила множество сердец — в том числе и королевских. Английский король Георг II в знак восхищения подарил Наталье Петровне свой акварельный портрет с любезной надписью.

Вернувшись на родину, княгиня в своем петербургском доме на углу Гороховой и Малой Морской попыталась устроить такой же великосветский салон, какой был у нее во Франции, и вполне преуспела в своих начинаниях — все самые знатные и известные люди стремились попасть к ней…

По воспоминаниям современников: «К ней ездил на поклонение в известные дни весь город, а в день ее именин ее удостаивала посещением вся царская фамилия.

Княгиня принимала всех, за исключением государя императора, сидя и не трогаясь с места. Смотря по чину и знатности гостя, княгиня или наклоняла только голову, или произносила несколько более или менее приветливых слов.

И все посетители оставались, по-видимому, весьма довольны».

И еще одно упоминание о княгине «Вчера было рождение старухи Голицыной. Я ездил поутру ее поздравить и нашел там весь город. Приезжала также императрица Елизавета Алексеевна. Вечером опять весь город был, хотя никого не звали. Ей вчера, кажется, стукнуло 79 лет, а полюбовался я на ее аппетит и бодрость».

В имении Голицыных так же постоянно бурлила светская жизнь — балы, приемы, спектакли… Ее «карьера» придворной дамы тоже вполне удалась — почести и награды следовали одна за другой. Она получила несколько орденов, звание статс-дамы.

Голицына пережила пятерых русских царей и ни при одном из них не потеряла своего особого положения. К старости Голицына внешне стала весьма непривлекательной — из-за выросших усов ее называли «усатая княгиня».

Но своего крутого характера она не утратила до последних дней.

После ее смерти, последовавшей в декабре 1837 года, остались несметные богатства, множество крепостных душ, земель, деревень. И легенда о тайне, которой владела княгиня….

Загадка Сен-Жермена

В 1834 году, когда княгиня была еще жива и по-прежнему оставалась самой влиятельной дамой Петербурга, вышла «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина. Вскоре поэт написал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».

Действительно, свет быстро обнаружил похожесть Голицыной на старуху из повести Пушкина. Поэт, конечно, кое-что изменил, чтобы сходство совсем уж не бросалось в глаза, но догадаться все равно было очень легко.

Вот как описывает Пиковую даму ее внук: «Надобно знать, что бабушка моя, лет шестьдесят тому назад, ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть la Vénus moscovite (московскую Венеру); Ришелье за нею волочился, и бабушка уверяет, что он чуть было не застрелился от ее жестокости».

Это прямое указание на события, происходившие с княгиней Голицыной… Пушкин дружил с внуком княгини Сергеем Григорьевичем Голицыным и тот однажды рассказал ему интересную историю…

Как-то раз молодой Голицын проиграл в карты огромную сумму. Он пожаловался на эту беду своей бабке и попросил у нее денег — чтобы отыграться. Денег она не дала, но открыла внуку секрет, позволивший ему отыграться…

Голицына рассказала внуку, как много лет назад крупно проигралась в Париже, а денег для выплаты долга не имелось. И ей помог…  граф Сен-Жермен, загадочная личность, алхимик, изобретатель эликсира бессмертия. Пушкин записал эту историю и так родилась «Пиковая дама».

Вот как он рассказал о событиях, случившихся с княгиней Голицыной в Париже: «С нею был коротко знаком человек очень замечательный. Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного.

Вы знаете, что он выдавал себя за вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня, и прочая. Над ним смеялись, как над шарлатаном, а Казанова в своих «Записках» говорит, что он был шпион; впрочем, Сен-Жермен, несмотря на свою таинственность, имел очень почтенную наружность и был в обществе человек очень любезный…

Бабушка знала, что Сен-Жермен мог располагать большими деньгами. Она решилась к нему прибегнуть. Написала ему записку и просила немедленно к ней приехать. Старый чудак явился тотчас и застал в ужасном горе. Она описала ему самыми черными красками варварство мужа и сказала наконец, что всю свою надежду полагает на его дружбу и любезность.

Сен-Жермен задумался. «Я могу вам услужить этой суммою, — сказал он, — но знаю, что вы не будете спокойны, пока со мною не расплатитесь, а я бы не желал вводить вас в новые хлопоты. Есть другое средство: вы можете отыграться».

«Но, любезный граф, — отвечала бабушка, — я говорю вам, что у нас денег вовсе нет». «Деньги тут не нужны, — возразил Сен-Жермен: — извольте меня выслушать».

Тут он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал»…

Так княгиня вернула свое состояние, и с тех пор ей всегда везло в картах. В «Пиковой даме» старая княгине никому не открывала секрет Сен-Жермена, но в действительности младший Голицын все же узнал ее тайну, поставил на эти карты и отыгрался, но никогда больше не играл — такое условие перед ним поставила Голицына…

Это история кажется фантастической, но, тем не менее, Голицына в действительности встречалась в Париже с Сен-Жерменом и в самом деле однажды сумела вернуть состояние, проигранное ее мужем…

Источник: http://www.chronoton.ru/bio/golitsyna-pikovaya-dama

Ссылка на основную публикацию