Фабриканты фальшивок — бывшие пушкины

Поиски «фабрики фальшивок»

?

В начале 1920-х годов многие европейские страны и обосновавшиеся в них различные белогвардейские эмигрантские организации развернули яростную пропагандистскую кампанию против СССР, призывая к его политической и экономической изоляции на международной арене.

При этом активно использовалась публикация в средствах массовой информации Запада антисоветских измышлений и фальшивок. Все это наносило заметный ущерб международному престижу СССР, мешало развитию его внешних связей, торгово-экономических отношений.

Выявлять на территории иностранных государств антисоветские организации, ведущие подрывную деятельность против нашей страны, было поручено Иностранному отделу Объединенного Государственного политического управления (ОГПУ) при СНК СССР – внешней разведке органов государственной безопасности.

Об одной из успешных операций разведчиков того периода и пойдет речь.

«ПИСЬМО ЗИНОВЬЕВА»

На состоявшихся в Великобритании в конце 1923 года парламентских выборах сенсационную победу одержали лейбористы, сформировавшие правительство, которое возглавил Джеймс Рамсей Макдональд. Правда, к власти они пришли лишь благодаря коалиции с либералами, так как не располагали в парламенте большинством.

Однако Макдональд и его правительство продержались у власти недолго – всего девять месяцев. Либералы разорвали коалицию и отказали лейбористам в поддержке. На 29 октября 1924 года в стране были назначены новые выборы.
Джеймс Рамсей Макдональд (справа) на Даунинг-стритОдержимые идеей реванша, английские консерваторы рвались к власти.

Заинтересованные в этом сторонники консерваторов не брезговали никакими средствами. За несколько дней до выборов ведущие английские газеты опубликовали так называемое письмо Коминтерна, подписанное председателем его исполкома Григорием Зиновьевым и адресованное якобы британским коммунистам.

Сообщалось, что это письмо-инструкция было обнаружено в чемодане видного английского коммуниста, члена исполкома Коминтерна А. Мак-Мануса. В письме фактически излагался план вооруженного восстания левых на Британских островах. И хотя многие английские политические деятели открыто сомневались в его подлинности, фальшивка сделала свое дело.

Лейбористы потеряли 40 мест в парламенте. К власти в Великобритании пришло правительство консерваторов, которое возглавил Стэнли Болдуин. В составе нового правительства оказалось немало сторонников быстрейшего разрыва англо-советских дипломатических отношений.

В конце 1990-х годов английское правительство рассекретило ряд документов, которые наглядно свидетельствовали о том, что «письмо Зиновьева» действительно являлось подделкой, сфабрикованной белоэмигрантским центром в Германии, работавшим на ряд западноевропейских разведок.

А начались поиски фабрикантов фальшивок практически сразу же после появления «письма» именно советской внешней разведкой.

«Письмо Зиновьева» в выпуске Daily MailВ начале 1920-х годов в зарубежной прессе стали появляться «документальные материалы» о зловещих планах ОГПУ и Коминтерна, направленных якобы на потрясение политических и экономических устоев западного мира.

Публикации спровоцировали бурю негодования западной общественности и привели в отдельных случаях к тяжким, порой трагическим последствиям: казням болгарских коммунистов, будто бы готовивших по заданию Коминтерна взрыв собора в Софии; налетам немецкой полиции на советское торгпредство в Берлине; захвату английской полицией в Лондоне представительства российского кооперативного общества «Аркос» и последующему разрыву дипломатических отношений с СССР. В рамки этих дезинформационных мероприятий, направленных в первую очередь против СССР, вписывались и «письмо Зиновьева», и потрясшие США публикации о том, что советское правительство якобы подкупило американских сенаторов Бора и Норриса, для того чтобы они выступили за признание Соединенными Штатами Советского Союза.Документы якобы исходили из Москвы, но советское руководство знало, что это фальшивки, хотя и изготовленные квалифицированно, со знанием дела. Но кем? Где? Разведка получила задание – дать ответ на эти вопросы.

РАЗВЕДЧИК НИКОЛАЙ КРОШКО

Решающая роль в реализации данной операции принадлежала кадровому советскому разведчику, бывшему эмигранту, эсеру-савинковцу, поручику Николаю Николаевичу Крошко. Как же он попал в разведку?
Николай Крошко. Берлин, 1927 год.Николай Крошко родился в 1898 году на Тамбовщине в бедной мещанской семье.

Несмотря на постоянную нужду, родители стремились дать сыну достойное образование. Гимназию он окончил с серебряной медалью. В 1918 году из оккупированного немцами Киева Крошко выехал на Дон, в армию Деникина. Затем последовало бегство в Польшу, где он сблизился с Савинковым. Одновременно молодой человек обзавелся обширными связями в эмигрантских кругах.

Тем не менее очень скоро Крошко разочаровался в эсеровских идеалах и в эмигрантской жизни вообще. Именно тогда Николай Крошко попал в поле зрения одной из прибалтийских резидентур Иностранного отдела ОГПУ.
Сотрудники ИНО ОГПУ, 1927 год.

Предложение о сотрудничестве с разведкой молодого советского государства он принял без колебаний, подчеркнув, что «уже давно отделил себя незримой чертой от бывших коллег по белой армии и эмиграции».Николай Крошко к головой окунулся в напряженную разведывательную работу. Основная его деятельность была связана с берлинской резидентурой ГПУ.

Крошко удалось проникнуть в ряд эмигрантских организаций и выяснить подлинную направленность их деятельности и связь с разведками европейских стран. Так, в Берлине в те годы активно действовала белоэмигрантская организация «Братство Белого Креста» (ББК), которой руководил бывший лейтенант царского флота Павлов.

Крошко сумел войти в доверие к Павлову и стать его ближайшим помощником. Разобравшись в «кухне» ББК, разведчик наладил противодействие антисоветской деятельности «Братства».Сотрудничая с Павловым в ББК, Крошко завел обширные знакомства среди немцев.

В частности, в 1923 году он присутствовал на съезде партии национал-социалистов и организации «Стальной шлем», активно участвовал в дружеских попойках делегатов, чем значительно расширил круг своих связей.

Молодой, элегантный поручик оказался вхож и к руководителям Русского общевоинского союза (РОВС) – самой активной и агрессивной организации белоэмигрантов, созданной из офицеров разгромленной врангелевской армии, и к монархическим вождям.

В частности, изучая деятельность русских монархистов, Крошко познакомился и близко сошелся с секретарями великого князя Кирилла Владимировича бароном Медемом и князем Казем-беком.

Навещая в Париже своих «друзей» – обедневших аристократов, которые были не прочь выпить за чужой счет, он проник в канцелярию организации и сфотографировал около сотни находившихся в сейфах документов.
Участники трёхсторонней конференции русских фашистов в Берлине (1933 год): в центре
(с галстуком-бабочкой) — П.Р.Бермондт-Авалов, слева от него — А.Л.Казем-Бек, справа — А. А.Вонсяцкий)
Там же, в Париже, разведчик собрал обширную информацию о связях эмигрантских организаций с французскими правительственными кругами. Вернувшись в Берлин, Крошко однажды вечером сумел вывезти из военной миссии Деникина–Врангеля в резидентуру два чемодана с документами. Задания Центра и резидентуры Крошко выполнял настолько успешно, что вскоре был зачислен в штат советской разведкипод оперативным псевдонимом Кейт.

КЕЙТ НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ

Однако вернемся к заданию, поставленному советским правительством перед разведкой, – выявить источники антисоветских фальшивок. После тщательных поисков Кейту удалось выйти на первоисточник – обосновавшуюся в Берлине белогвардейскую организацию, именовавшую себя «Братством русской правды» (БРП).

Разведчик, работавший с позиций берлинской резидентуры, кропотливо собирал сведения об организации и о ее руководителе. Им оказался многоопытный и опасный враг, в царское время – следователь по особо важным делам, а затем – начальник врангелевской разведки и контрразведки, действительный статский советник Владимир Григорьевич Орлов.
Владимир Орлов, 30-е годы.

О его истинной деятельности, естественно, знал в БРП весьма ограниченный круг лиц. Кейту, обладавшему умом, смелостью и решительностью, удалось проникнуть сначала в саму организацию «, а затем и в окружение Орлова.

Здесь сказались и блестящие характеристики, данные Кейту Савинковым и Павловым, и специально установленные дружеские отношения с полковником Кольбергом – приятелем и единомышленником Орлова.Со временем Орлов стал доверять разведчику и привлекать его к выполнению отдельных поручений.

В качестве эмиссара Орлова Кейт даже побывал в СССР, перейдя нелегально советско-финскую границу. Кейт без происшествий прибыл в Москву, подробно доложил в Центре о связях эмигрантских группировок в Хельсинки и Выборге с финской полицией и о том, кто и как готовил и осуществлял его переброску через границу.

Перед отправкой в обратный путь Кейта в Центре снабдили «информационными материалами», которые должны были заинтересовать белую эмиграцию и его друзей из западных спецслужб.Орлов остался очень доволен поездкой Кейта и предложил ему полностью переключиться на работу в БРП. Вскоре Кейт стал у Орлова особо доверенным лицом.

Ему удалось выяснить, что помимо финской Орлов сотрудничает с английской, французской и немецкой разведками, а также с политической полицией Берлина. Однако для решения основного задания – получения полной информации относительно «фабрики фальшивок» – разведчику потребовалось еще некоторое время.

Летом 1927 года Орлов по просьбе финских спецслужб предложил Кейту вновь совершить поездку в СССР. Новая нелегальная вылазка оказалась очень успешной. А главное – Орлов наконец полностью доверился Кейту.Однажды Орлов пригласил Кейта для серьезного разговора.

«Все, что мы с вами делаем, – явки, переходы через границу, сбор информации – это неплохо, но не главное, – подчеркнул Орлов. – Если мы хотим нанести настоящий вред Советам, надо рассорить их со всем миром. У меня для этого есть средства, и я кое-что делаю».

Орлов рассказал Кейту о ранее запущенных фальшивках, а также о новых «проектах», направленных против советских представительств за границей. А затем показал свою «фабрику». Разведчик с удивлением разглядывал обширную картотеку, штампы, печати, дубликаты наиболее злостных фальшивок, образцы подписей, фото- и химическую лаборатории, набор пишущих машинок с разными шрифтами и другие приспособления. Завершилась «экскурсия» предложением Кейту принять участие в работе «фабрики».Вскоре Орлов познакомил Кейта со своим главным подручным – бывшим сотрудником ВЧК–ОГПУ Яшиным-Сумароковым, проживавшим в Берлине по выданным ему немцами документам на имя Павлуновского, а также с ближайшей помощницей – агентом берлинской полиции Дюмлер.

ЭПИЛОГ

Задание Центра было выполнено. В руках нашей разведки оказались неопровержимые доказательства преступной деятельности Орлова и его «фабрики». Наступило время принимать контрмеры. Некоторые представители Центра предлагали просто разгромить и сжечь «фабрику». Но это только на время приостановило бы ее работу. К тому же все прошлые фальшивки остались бы неразоблаченными.Резидентура предложила другое решение. Кейт сделал слепки с ключей от квартиры, лаборатории, сейфов и шкафов с документами и изготовил по ним дубликаты. А когда Орлов на некоторое время покинул Берлин, он проник в помещение «фабрики» и изъял копии, черновики и заготовки фальшивых документов, образцы штампов и печатей. Среди изъятых были и заготовки двух фальшивок, за которыми особенно охотился разведчик, – о мнимом подкупе советским правительством американских сенаторов.Советская разведка по своим каналам довела эти документы до сведения правительства США. Получив убедительные данные о том, как и кем были изготовлены фальшивки, Вашингтон потребовал от Берлина суда над их авторами. К этому требованию присоединилась и Москва.27 февраля 1929 года Орлов и его подручные – Яшин-Сумароков, Павлуновский, агент полиции Дюмлер и полковник Кольберг – были арестованы немецкой полицией и преданы суду. На суде были разоблачены и другие фальшивки, изготовленные на «фабрике» белогвардейцев. После отбытия наказания все они были высланы из Германии.Николаю Крошко пришлось тоже срочно покинуть Германию. На пароходе «Герцен» он отбыл на родину. Крошко еще находился в море, когда во многих европейских газетах появились сообщения о «таинственно исчезнувшем поручике» и пропавших из сейфа документах.
«Герцен» (Граф Строганов → 1909, Строганов → 1919, Трибунал → 1920)По разным причинам роль Николая Крошко в разоблачении Орлова стала известна на Западе и послужила основой для сенсационных публикаций в газетах под броскими заголовками: «Король кремлевских шпионов», «Коллекционер ротозеев», «Человек, который проходит сквозь стену». Он стал знаменит во всем мире, кроме… своей страны, где о его делах долгие годы хранилось полное молчание.Николай Николаевич Крошко дожил до глубокой старости, до конца своих дней принимая активное участие в воспитании молодых советских разведчиков.автор: Владимир Сергеевич Антонов

Источник: https://picturehistory.livejournal.com/1440919.html

Про Воронеж, бывших Пушкиных и фальшивые ассигнации

Про Воронеж, бывших Пушкиных и фальшивые ассигнации [Jul. 23rd, 2014|06:36 am]Города и веси России
[]

Дети воронежского Губернатора А.М. Пушкина – Михаил и Сергей — очень нуждались в деньгах. Жизнь, которую они принуждены были вести — платье от парижских портных, обеды в ресторациях, три бала ежегодно и прочая, и прочая, и прочая – требовали немалых расходов. А великим богатством Господь их не наградил.Впрочем, братья Пушкины были людьми жовиальными и смышлёными. Они полистали книжки, послушали умных людей и решили: всем хороша Отчизна, но вот денег в ней для полного счастия не хватает.
01Поехали братья в имение. Крепостные живо изладили печатный станок; Фома, управляющий имением, достал бумагу и краску и, казалось, оставалось только сушить свежие ассигнации да радоваться. Ан нет. Самого главного – штемпеля — у них не было. И никто из крепостных вырезать его не смог, поскольку не обучены-с.

02

Делать нечего, отправился Сергей Алексеевич в Венецию. Сначала ему изготовили штемпель для ассигнации в 25 рублей. На ней изящным шрифтом было выведено: «Объявителю сей государственной ассигнации платит московский банк двадцать пять рублей ходячею монетою. 1769 года. Санктпетербургъ». А уже потом вырезали штемпель для сторублёвой.

03

Налюбовавшись, брат Пушкин один штемпель отправил с венецианским торговым кораблём кружным путём — через Тавриду и далее по Дону, а другой укутал потеплее и повёз с собой. На границе Империи его и взяли с этой страшной уликой.

04

Приговор суда гласил: «Сергея Пушкина, который для делания штемпеля ездил в чужие края и с оным при обратном пути в границу пойман, следовательно более других заботился о произведении сего вреднаго государственному кредиту дела, лишить чинов и дворянства и взвести на эшафот, где над ним преломить шпагу, и поставить на лбу букву В, заключить его вечно, как вреднаго обществу человека, в какую ни есть крепость. Михаила Пушкина, как сообщника сего дела, лишить чинов и дворянства и сослать в ссылку в дальния сибирския места. Имение же всех сих отдать ближним по их законам наследникам».

05

Сергей отбывал ссылку в Пустозёрске, затем на Соловках. Михаил же препровождён был в Тобольск. К нему вскорости приехала его жена, Наталия Абрамовна, урождённая княжна Волконская.

Сие обстоятельство наделало много шуму в свете и сделалось предметом разговоров. Через полвека, после событий на Сенатской площади, этот факт был вытащен на свет как пример беспримерной супружеской верности и кое-кто из жён т.

н. «декабристов» даже последовал ему.

06

Но никто не знал, что Наталия Абрамовна поехала в Тобольск не с пустыми руками. В своём багаже она везла толстый фолиант в кожаном переплёте с медными застёжками. Книга принадлежала перу некоего феррарца и, судя по названию, обещала дивные подробности путешествия в Элизиум.

07

В книге же, в вырезанном посреди страниц кармане, покоился штемпель для печатания ассигнаций на 25 рублей ходячею монетою.Съёмка — сентябрь 2012 года

Источник: https://russiantowns.livejournal.com/4204886.html

Книга Аферы века. Содержание — Фабриканты фальшивок

Сообщение одесских газет об аресте князя Туманова — Церетели оказалось для горожан подобным взрыву бомбы. Утренние газеты моментально раскупались. Это событие оттеснило для одесситов на задний план все, что происходило в мире, даже информацию с фронта. Горожане интересовались только личностью афериста: как он жил, каким был в быту, как относился к женщинам и, наконец, как грабил.

Словом, одесская публика хотела знать все о знаменитом аферисте.

Особенный ажиотаж вызвал арест у представительниц прекрасного пола. Замужние женщины, грустно вздыхая, повторяли, с презрением глядя на мужей: «Вот это был настоящий мужчина — интересный, смелый и властный».

Романтичные барышни были огорчены тем, что не сумели в свое время познакомиться с этим таинственным князем Тумановым — Церетели.

Проще говоря, и без того большая популярность князя в Одессе после его ареста возросла в десятки раз.

Событиям, связанным с арестом Церетели и его прошлым, посвятили большие статьи столичные газеты — аферист особенно много навредил коммерческим банкам Петрограда. Не отставали в этом плане киевские издания и газеты других российских городов.

Читая материалы, невольно задаешься вопросом: как могли журналисты уже в день ареста поместить подробные сведения не только об аферах Церетели в дни, предшествовавшие его разоблачению, но и о его делах более раннего периода? Ответ, очевидно, один: Церетели в начале 1915 года в своих авантюристических операциях в Петрограде зарвался, потерял чувство меры и был под колпаком петроградской сыскной полиции.

Он не учел, что его розыском занимался сам начальник столичного сыскного отделения В. Г.

 Филиппов, пользовавшийся мировой известностью и даже получивший за свою блестящую работу по борьбе с преступностью французский орден Почетного легиона.

Несмотря на малочисленность сотрудников, видимо, из-за недостатка финансирования (в Петрограде их было 75 человек, тогда как в Париже сыск состоял из 1200 агентов), Филиппов добился почти полной раскрываемости совершаемых преступлений.

Так получилось, что безусловно весьма талантливый аферист М. В. Церетели был разоблачен не менее талантливым профессионалом В. Г. Филипповым.

Фабриканты фальшивок

В 1910 году правительство России, стремясь исключить из денежного оборота страны появившиеся в большом количестве фальшивые купюры кредитных билетов сторублевого достоинства, произвело выпуск кредиток нового образца такого же достоинства.

Хотя первый выпуск сторублевок нового образца составлял всего 20 тысяч экземпляров, вскоре Министерство финансов, к своему огромному удивлению, обнаружило в кассах Госбанка и его филиалах необычно большое количество таких купюр, при внимательном рассмотрении оказавшихся хорошо изготовленными фальшивками.

Такое положение могло нанести сильный удар по денежному обращению России, поэтому вся российская полиция была поставлена на ноги.

Высокое качество фальшивых кредиток сразу же натолкнуло власти на мысль об их иностранном происхождении. Наиболее вероятным местом их изготовления была признана Англия, полиграфическая промышленность которой часто выполняла заказы многих стран по изготовлению ценных бумаг, в том числе и бумажных денег.

В связи с этим в этой стране действовали снисходительные карательные законы к подделывателям иностранной валюты. Поэтому на туманный Альбион был послан один из опытнейших российских агентов по борьбе с фальшивыми кредитками.

Он провел крупномасштабную проверку «почерка» многих английских граверов, но выполненные ими пробы рисунков денежных знаков ничего общего не имели с обнаруженными фальшивыми сторублевками в России.

Государственный кредитный билет достоинством 100 рублей образца 1910 года (лицевая и оборотная стороны).

Поиском места изготовления фальшивок занялись, правда с совершенно иной целью, и российские жулики всех рангов. По своим международным каналам связи они узнали, что фальшивки, скорее всего, поступают из Франции, в которой, по сравнению с другими странами, было обнаружено полицией наибольшее количество таких экземпляров.

Они, не теряя времени, поехали во Францию, где рассчитывали по дешевке закупить фальшивки, с тем чтобы в России реализовать их в качестве настоящих кредитных билетов. Незнание французского языка да и их своеобразная внешность не внушали к ним доверия у сбытчиков фальшивок, и они, израсходовав только напрасно деньги, вернулись в Россию без «товара».

И все же жулики не теряли духа, и их изворотливый ум придумал новую аферу — они пустили слух, что во Франции полно фальшивок и у них полно этого «товара».

Сами же стали успешно продавать за большую цену жадным до наживы петербуржцам вместо пачек фальшивых денег так называемые «пушки» — пачки хорошо подрезанных и упакованных бумажных листов, накрытых сверху неподдельными кредитными билетами.

В то же время произошел курьезный случай с двумя петербургскими жуликами, которые все же сумели найти сбытчика фальшивых кредиток. Подделки он продавал по очень высокой цене — по 60 рублей за сторублевку, да еще ставил условия сбыта их где угодно, только не во Франции. Потому жулики купили всего несколько купюр.

Однако желание быстрого заработка привело их в Ниццу, где они остановились на два дня в шикарном отеле для поиска жертвы. Во время картежной игры они, как говорится, «спустили» благополучно две фальшивые сторублевки действительному статскому советнику Никонову, который проходил лечение на курорте.

На следующий день этот больной господин отправился для размена одной бумажки в «Лионский кредит» — один из коммерческих банков во Франции. Как нарочно, в том банке, как в никаком другом, зная о появлении фальшивых сторублевок, очень внимательно относились к приему таких купюр.

Российские сторублевки не только просматривались на свет, но даже чуть ли не обнюхивались и облизывались. Кроме того, здесь всегда записывали данные посетителей, чем ставили в неловкое положение туристов.

После задержания и снятия показания важного господина отпустили, а полиция по полученным приметам бросилась искать петербургских жуликов, и вскоре они были арестованы и признались в содеянном. Так появился, хотя и не очень ясный, след ко фальшивомонетчикам.

В 2 часа ночи 28 августа 1910 года на пограничную станцию Александрово прибыл поезд. Пассажиры вынесли свои вещи для осмотра на платформу. Когда очередь дошла до респектабельного господина Дунаевского, то внимание таможенника привлекло в его сундуке не наличие каких-то запретных вещей, а большое количество предметов дамского туалета.

На естественный вопрос, чьи это вещи, господин ответил, что они принадлежат даме, которая путешествует с ним, но в его загранпаспорт не вписана и едет в другом вагоне. Опытному таможеннику все это показалось странным и подозрительным. Об этом он доложил своему начальству, а сам стал повторно проводить особо тщательный досмотр.

Когда он добрался до дна сундука, то ему показалось, что под ним имеется второе дно. И это подтвердилось.

Верхнее дно было сорвано, и из тайника были вынуты пачки сторублевых кредитных билетов.

Дунаевский не растерялся и заявил, что боялся перевести большую сумму денег через банк, а так как за ним следили какие-то злоумышленники, то он вынужден был применить такой метод хранения денег.

Когда же при внимательном исследовании деньги были признаны фальшивыми, он, опять не растерявшись, заявил, что кредитки перевозил по просьбе знакомых. Ему, конечно, не поверили.

В сундуке оказалось 14 пачек, в каждой из которых по 100 штук фальшивых сторублевок. Кроме того, при обыске у него в чулке была найдена еще одна пачка в 99 штук — видно, одну фальшивку Дунаевский сумел кому-то сплавить. Таким образом, были обнаружены фальшивые кредитные билеты на огромную сумму в 150 тысяч рублей.

Как впоследствии выяснилось, в том же поезде ехало еще несколько человек с фальшивыми кредитными билетами. Один из них, некто Рохлин, который вез на такую же сумму фальшивок, прошел благополучно таможенный досмотр. Однако когда узнал о задержании Дунаевского, то так испугался, что решил от всего «товара» избавиться.

Причем он не мог придумать ничего лучшего, как выбросить все привезенные с опасностью и трудом пачки сторублевок в пристанционный туалет. Как всегда обычно и бывает, через день этот туалет начали чистить, а нечистоты отвезли на свалку — любимое место игр александровских мальчишек.

Можно себе представить радость детей и их родителей, получивших ни с того ни с сего, как с неба, огромное количество денег (они считали их настоящими). Когда на место происшествия прибыли жандармы, то в их руки попало всего 559 бумажек. Остальные около 1000 бумажек так или иначе попали в денежный оборот.

Сам Рохлин, пожив некоторое время у родителей в Гомеле, боясь заслуженной кары, с большими предосторожностями бежал в Америку и скрылся среди нью-йоркской массы разноликих эмигрантов. Это событие явилось началом разгрома шайки фальшивомонетчиков.

Источник: https://www.booklot.ru/genre/spravochnaya-literatura/entsiklopedii/book/aferyi-veka/content/2659819-fabrikantyi-falshivok/

Как Пушкины стали «бывшими Пушкиными»

Любопытная история произошла с родственниками Александра Сергеевича Пушкина во времена правления Екатерины Второй. Рассказал ее поэту троюродный дядя Александр Михайлович Пушкин, отец и дядя которого стали участниками данного «воровского умысла».

Братья Михаил и Сергей Пушкины были людьми далеко не бедными. Старший, Михаил, еще до начала царствования Елизаветы, служил офицером в Преображенском полку, а младший был курьером в том же полку и часто бывал за границей. В петербургском обществе слыли братья людьми образованными и приятными в общении.

Вот только была у них одна слабость: любили поиграть в карты, причем, не всегда удачно. Отсюда и начались все их беды.

Михаил Пушкин проиграл в 1760 году приличную сумму и занял деньги у французского посла маркиза Лопиталя для погашения долга. А когда подошел срок возврата, лихой гвардеец избил посланника и спустил его с лестницы.

Спас его князь Дашков: уплатил долг хулигана, да еще и сверху добавил, чтобы задобрить француза.

Младший брат тоже времени зря не терял: во время поездки в Париж заложил в ломбард 2 000 казенных рублей и ушел в «загул». Выкупать бедолагу пришлось уже российскому правительству. Правда, наказания он по счастливой случайности избежал.

На русский трон вступила императрица Екатерина Вторая, и щедро наградила гвардейских офицеров, помогавших ей занять престол. Сергей Пушкин не только не был наказан, а еще и повышен в должности: получил хорошее место в Мануфактур-коллегии.

Но разгульная жизнь братьев требовала все больше и больше средств. А в конце 1768 года Екатерина издала Указ о выпуске в обращение бумажных ассигнаций.

У братьев возник гениальный план: закупать в Голландии бумагу, которая использовалась в производстве ассигнаций и в собственной подпольной типографии печатать поддельные банкноты.

Вскоре, братья нашли себе достойного компаньона: бывшего французского католического священника Луи Бротара, скрывавшегося в Петербурге от парижской полиции, которая разыскивала его за подделку документов.

Аппетиты мошенников росли не по дням, а по часам. Михаил решил привлечь к делу даже своего непосредственного начальника, вице-президента Мануфактурной коллегии Федора Сукина, который и написал на преступную компанию донос. В начале 1772 года любители легкой наживы были арестованы и отданы под суд.

Братьев Пушкиных приговорили к смертной казни, но Екатерина проявила, как сказано в Указе, «милосердие к человечеству».

Учитывая, что преступное дело находилось в начальной стадии, и не успело нанести «действительного вреда», приговор был смягчен. Михаил и Сергей были лишены дворянства и отправлены в Сибирь «как негодные и навсегда вредные».

Более того, императрица запретила им впредь именоваться Пушкиными, повелев называть их «бывшими Пушкиными».

С Пушкиными обошлись еще довольно мягко, больше всех не повезло последнему члену шайки. Прыткого француза, который сбежал от правосудия в Голландию, русские приставы достали даже за границей и секретно переправили в Россию, где тот получил по заслугам. В назидание другим Луи Бротара сперва били плетьми, затем вырвали ноздри и, заклеймив, сослали на вечную каторгу.

Источник: http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/3413709_kak_pushkiny_stali_byvshimi_pushkinymi

Бронза с самоцветами на заводе К. Верфеля

История предприятия
Лучшая продукция
Клейма завода Верфеля

История знаменитой фабрики началась в 1842 году с того, что бронзовщик Федор Верфель организовал собственное предприятие совместно с Иоганном Гессерихом. В 1857 году Верфель ушел из жизни, оставив фабрику своему партнеру, который за год до этого стал купцом.

Одновременно с этим Гессерих был назначен опекуном одиннадцатилетнего сына Верфеля Карла Федоровича.

Новый владелец фабрики позаботился о том, чтобы юный Карл получил хорошее образование сначала в гимназии и Императорской академии художеств Санкт-Петербурга, а затем в Германии.

С 1873 года молодой человек стал владельцем фирмы и переименовал ее в «К.Ф. Верфель». Именно при нем предприятие достигло наивысшего расцвета и стало известным далеко за пределами Санкт-Петербурга.

Полный энергии молодой человек довольно активно развивал свою фабрику. В 1880 году на ней трудилось восемьдесят человек, а продукции выпускалось на 160 тыс. рублей в год.

Большим преимуществом предприятия было то, что оно занималось как бронзолитейным делом, так и камнерезными работами.

Такое сочетание позволяло на одной фабрике выпускать комбинированные предметы из бронзы и самоцветов, не обращаясь за посторонней помощью.

В итоге всего за несколько лет фабрика Верфеля стала узнаваемой не только в России, но и в ряде других стран. На московской выставке 1882 года фабрикант получил золотую медаль за выполненные из камня изделия.

Его работы были известны в Англии, Германии, США, что было большой редкостью для камнерезных заводов России.

Активное участие на международных выставках обеспечило Верфеля заказами от именитых и даже царских особ других стран.

В России завод Верфеля также был в почете. В 1895 году Верфель получил статус придворного поставщика Императорского двора, что считалось большой честью.

Помимо комбинированных изделий завод выпускал бронзовую кабинетную пластику, крупные архитектурные детали и фурнитуру. Верфель заключил контракты с лучшими скульпторами, а также обеспечивал их обучение за рубежом, что в значительной степени способствовало расцвету фабрики. Такие известные фигуры, как Фаберже и Картье, регулярно заказывали у Верфеля камнерезные работы.

В 1914 году заводом Верфеля стал распоряжаться Фаберже, а сам Карл Федорович четыре года спустя еще состоял в Комиссии производительных сил Академии наук. После Октябрьской революции все фабрики Фаберже были национализированы, а его запасы драгоценных камней, металлов и выпущенных изделий перешли к советской власти.

Лучшая продукция

Комбинированные изделия

В первые годы работы фабрики, когда ею управлял Федор Верфель, производство было нацелено в основном на изготовление утилитарных изделий.

На фабрике производили полезные в быту предметы, такие как часы, светильники и прочую утварь. Изделия делали в основном из бронзы и малахита.

На выставке 1849 года эксперты обратили внимание на продукцию Верфеля и отметили, что она выполнена вне веяний существующей моды, а «соображаясь с назначением вещей».

Фабрике Верфеля пришлось конкурировать с такими известными российскими предприятиями, как завод Шопена и заведение Морана. Чтобы встать на один уровнем с лучшими заводами, Верфель нанял известных мастеров, однако и это не давало получать продукцию такого же превосходного качества, что и у конкурентов.

Фабрикант не мог конкурировать с ними по самому качеству бронзового литья, что отмечали эксперты на выставках. Например, на выставке 1882 года, прошедшей в Москве, Верфель выставил бронзовые изделия, отлитые по моделям известных скульпторов Позена, Либериха и Грачева, а также каменные и комбинированные изделия.

Специалисты отметили, что отлитые на фабрике Верфеля скульптуры уступают по качеству изделиям заводов Морана и Шопена.

В то же время комбинированные изделия были оценены выше, чем работы конкурентов. Поняв свое преимущество, фабрикант начал выпускать бронзу на каменных подставках.

Те же самые анималистические или жанровые скульптуры, установленные на подставки из мрамора, яшмы, агата, оникса или других камней, оказывались более востребованными, чем простая бронза.

То же самое относилось и к кабинетной скульптуре, где бронза сочеталась с самоцветами.

Копия вазы «Салонной», созданной на заводе Верфеля в 1840-е годы. Золоченая бронза, малахит, литье.

С ростом объемов производства увеличивался и список камней, которые обрабатывала фабрика. Например, на выставке 1876 года в Филадельфии Верфель представил работы из яшмы, нефрита, лазурита, малахита и ряда других камней.

Печать Александра III. Завод К. Верфеля. Яшма, малахит, золото, алмазы. Конец 19 века.

Кабинетная бронза

В 1860-70-х годах фабрика Верфеля начала выпуск мелкой пластики. Кабинетная скульптура во второй половине 19 века стала набирать все большую популярность.

Образованные русские аристократы часто путешествовали по стране и в другие страны, живо интересовались искусством и нередко собирали в своих домах целые коллекции разнообразных произведений.

Особой популярностью в этот период пользовалась кабинетная бронза, позволяющая продемонстрировать вкус и достаток хозяина. Завод Верфеля в этом смысле следовал за конкурентами и предлагал клиентам в первую очередь изделия в так называемом русском стиле.

Бронзовая скульптура «Крестьянин на санях». Завод К.Ф. Верфеля. Россия.

Очень распространенной в это время была анималистическая скульптура, выражающая большой интерес к жизни животных. Например, Либерих, работы которого отливал Верфель, поражал ценителей искусства разнообразными сценами из жизни медведей, собак, лошадей, охотничьих сцен.

Многие скульпторы этого жанра брали работы Либериха за образцы. В анималистических работах Грачева выразилась большая любовь к лошадям и отличные познания их повадок. Оберу хорошо удавалось передать хищную природу львов, показать натуру собак, лошадей и других зверей.

Борзая за зайцем. А.Л. Обер.
Фабрика К. Верфеля.

Также большое распространение в кабинетной скульптуре получила военно-историческая тема. Самые разнообразные эпизоды из жизни казаков, черкесов, древних народов ярко передавали эмоции, которые переживали воины в бою или обыденной жизни, показывали драматизм боя, жизни и смерти.

Скульптура «Казак с шашкой». В.Я. Грачев. Завод Верфеля.

Конец 19 века.

Скульптура «Казак лейб-гвардии атаманского полка». Отлита на заводе
К. Верфеля. 19 век.

Многие мастера, сотрудничавшие с заводом Верфеля, любили изображать исторических личностей.

У Либериха это была царица амазонок Пенфесилея, гетман Мазепа, у Грачева Иван Грозный, у Баха целая плеяда известных художников, писателей и композиторов, у Обера императрица Екатерина II и так далее.

Каждый мастер изображал то, что волновало его, поэтому нельзя сказать, чтобы работы этого жанра были идентичны друг другу.

«Николай II». Автор А. Обер. Бронза. Завод К.Ф. Верфеля. 1913 г.

Скульптура «Соколиная охота Ивана Грозного» Автор Грачев. Отливка фабрики Верфеля.

Скульптура Александра III. Автор А.В. Вернер. Отлита на заводе К.Ф. Верфеля. 1895 г.

Начиная с 1860-х годов при изготовлении художественной бронзы стали применять искусственное патинирование.

Этот прием был особенно востребован в малой пластике, так как позволял придавать миниатюрным скульптурам новый вид. Патинирование подчеркивало объемную фактуру и красоту изделия, а также придавало ему вид раритетной вещи.

Завод Верфеля активно осваивал такие приемы, что делало изделия современными и все более повышало их качество.

Однако некоторые приемы приводили к обратному результату. В частности, переход с ручного выпуска работ известных скульпторов к массовому тиражированию привел к ухудшению качества бронзовых изделий. Фабриканту приходилось уменьшать размеры, упрощать качество самого литья, из-за чего в растиражированной продукции исчезали значительные детали.

Бюсты и памятники

Помимо кабинетной бронзы завод Верфеля создавал монументальные работы. Это были крупные архитектурные детали для соборов, мраморные изделия для музея Александра III, изделия из малахитовой мозаики для Исаакиевского собора. Мастера завода обладали большим опытом обработки камня и отливки бронзы, что привлекало крупных заказчиков.

В конце 19 века Карл Верфель обратил внимание на молодого художника Роберта Баха, который к тому моменту представлял свои работы на выставках и получил звание художника II степени.

Верфелю понравились бюсты известных деятелей культуры, созданные Бахом, поэтому он предложил скульптору заключить с ним контракт по отливке его гипсовых моделей в бронзе.

Так родились бронзовые версии популярных скульптурных портретов писателей Гоголя, Лермонтова, Жуковского, Островского, Достоевского и других известных личностей.

Бронзовый бюст М.Ю. Лермонтова на мраморном основании. Р. Бах. Завод К.Ф. Верфеля. 19 век.

Бах брал за основу известные образы деятелей культуры и создавал их бюсты в классическом стиле. Его работы свидетельствуют о высоком навыке скульптурного мастерства. Эксперты отмечали, что бронзовые бюсты, отлитые по моделям Роберта Баха, хороши по индивидуальности характера и энергетической манере.

Бронзовый бюст А.Н. Островского. Р. Бах.
Отливка завода К. Верфеля.

Бах постоянно пополнял свой ряд бюстов-портретов новыми работами, что позволило ему охватить довольно широкий круг писателей, поэтов, композиторов и других деятелей искусства.

Верфель отливал работы Баха как в натуральную величину, так и делал маленькие копии высотой порядка двадцати сантиметров. Позже эти же бюсты в чугуне стал отливать Каслинский завод, составив значительную конкуренцию заводу Верфеля.

Изделия из чугуна стоили дешевле бронзовых работ и охотно раскупались любителями искусства.

В то же время с середины 19 века, когда на Каслинский завод перевели с другого предприятия опытных чеканщиков и формовщиков, качество каслинского чугуна стало на один уровень с бронзовым и было отмечено золотыми наградами на международных выставках.

Также на заводе Верфеля отливали памятники известным людям. Например, памятник Александру Сергеевичу Пушкину, созданный известным скульптором Ф.И. Ходоровичем, был отлит в бронзе и открыт в 1892 году. Пьедестал к этой работе создавали в Тифлисе в мастерской Пиладжи.

Памятник А.С. Пушкину в Тбилиси.
Отливка на заводе Верфеля.

Еще в конце восемнадцатого века стали появляться первые миниатюрные копии монументальных скульптур. В 19 веке уменьшенные копии уже стали серийной продукцией. Верфель неоднократно выполнял такие работы, которые затем охотно пополняли ряды кабинетной бронзы. Не всегда это были памятники, которые уже стояли в парках.

Например, в 1902 году скульпторы представили на суд комитета, отвечающего за строительство в Москве памятника Гоголю, свои проекты. Среди них была работа Роберта Баха, который изобразил Гоголя сидящим в кресле.

Комитет не одобрил ни одну из представленных работ, однако Верфель сделал уменьшенную бронзовую копию этой работы и не ошибся в своих прогнозах, так как в дальнейшем она пользовалась популярностью. В последующие годы ее неоднократно отливали на Каслинском заводе.

Клейма завода Верфеля

В клеймах предприятия К.Ф. Верфеля встречается как упоминание завода, так и фабрики. Объясняется это тем, что в 1893 году предприятие из фабрики было переименовано в завод. Несмотря на то, что официально фирма называлась «Гессерих и Верфель», в клеймах фигурирует только имя самого Верфеля.

Клейма на русском языке ставили в сокращенном варианте и в более длинном. В первом случае указывалась только фамилия фабриканта: «Зав. К.Ф. Верфель». Во втором — полное или сокращенное название города: «Зав. К.Ф. Верфель СПБ», «фабрика. К.Ф. Верфель. Ст. Петербургъ».

Верфель отливал в бронзе скульптуры таких известных мастеров, как Обер, Либерих, Грачев, Напс, Бах и некоторых других. Их имена также можно встретить в клеймах рядом с фамилией Верфеля.

Верфель, как и другие именитые российские фабриканты, представлял лучшие работы на внутренних и зарубежных выставках, что способствовало росту известности завода. На лучших скульптурах, предназначенных для таких выставок, ставили клейма на иностранном языке. Среди клейм также встречаются сокращенный и длинный варианты: «FABR.C.F.WOERFEL» или «FABR.C.F.WOERFEL. S.T. PETERSBOURG.».

В 19 веке распространилась мода кроме клейма с указанием фабрики ставить круглое патентное клеймо от российского министерства финансов. Это веяние пришло из Франции и помогало избавиться от любителей подделок.

Наличие клейма подразумевало, что фабрикант приобретал на десять лет патент, дающий эксклюзивное право на отливку конкретной скульптуры. Само клеймо представляет собой расположенную внутри круга надпись: «ОТЪ МФ НА 10 ЛЪТЪ», внутри которой ставилась дата отливки модели.

Завод Верфеля также приобрел патенты на то, чтобы бы быть единственным производителем ряда скульптур.

Другой защитой для фабрикантов был договор, который запрещал скульптору передавать формы для отливки другим заводам. Однако на практике мастера все равно сотрудничали с другими фабрикантами, но под чужими именами. В частности, предположительно, что под фамилией Напса, работы которого отливал Верфель, скрывался сам Е.А. Лансере, связанный договором с заводом Шопена.

Так как Верфель был Поставщиком двора императора, на его работах также встречается соответствующее клеймо с государственным гербом.

Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/bronza-s-samotsvetami-na-zavode-k-verfelya/

Встреча с потомками известных текстильных фабрикантов

Великое прошлое русского текстиля, мануфактур, фабрик, заводов, вместе с интереснейшей историей становления этих производств, именами их основателей и фамилиями купеческих династий составляют неотъемлемую часть относительно недавнего прошлого нашего Отечества и, в частности, родного Подмосковья.

Столетие — не такой уж большой срок, чтобы напрочь забыть о былой славе нашего текстиля.

Старинные краснокирпичные индустриальные гиганты в Орехово-Зуеве, Фрянове, Павловском Посаде, Фрязине, Александрове, и многих других городах и посёлках северо-востока Подмосковья до сих пор являются исключительным украшением местности, доминируя над нередко совершенно унылым и утилитарным пейзажем городской и сельской среды, созданным современностью.

Память о людях, участвовавших в создании текстильной индустрии страны в дореволюционное время всё ещё жива благодаря их потомкам, бережно сохранвшим память и вещественные следы тех времён. Так, 9 декабря 2014 года в Центральной библиотеке  им. В.О. Ключевского (Таганский р-н, г. Москва) краеведческий клуб «Таганка в лицах» (председатель Т.С. Шандорина) совместно с Фряновским историко-краеведческим музеем устроил встречу с потомственными жителями Таганки: правнуками и праправнуками крупных текстильных фабрикантов Залогиных и Ставровских, Зубовых и Брашниных, Птицыных и Капцовых. 

Председатель клуба Тамара Сергеевна Шандорина открывает встречу.

Директор Фряновского музея рассказала собравшимся о роли купцов Залогиных и Ставровских в судьбе подмосковного Фрянова и его усадьбы, в которой в наши дни располагается музей, о Фряновской шерстопрядильной фабрике братьев Залогиных, снабдив выступление показом редчайших фотографий, сохранившихся в семьях потомков, копии которых недавно поступили в музейный фонд. 

Потомки Залогиных поделились с собравшимися новейшими и крайне любопытными материалами по фамильному древу предков.

Огромная скрижаль свидетельствует о глубокой, продуманной работе над атрибуцией фотографий из архивов различных ветвей семьи, о сопоставлении огромного количества, нередко противоречивых данных, касающихся линий родства и датировок жизни различных членов семества, но, главное, — о высоком стремлении сохранить эти данные для следующих поколений. 

Ближайшая родственница Залогиных и купцов Зубовых (Товарищество мануфактуры В.П. Зубова в г. Александров), Мария Васильевна Зубова любезно преподнесла нам прекрасно изданный, очень редкий фолиант, посвящённый семейной хронике фабрикантов [Зубов В.П. Семейная хроника. Зубовы и Полежаевы. -М., 2010]. 

Надеемся, благодаря изложенным в нём свидетельствам мы сможем уточнить, дополнить и поправить свои наработки относительно трудовой деятельности представителей этой династии. На страницах нашего журнала мы обращались к этому вопросу до сих пор лишь единожды [см. тут].

Потомок орехово-зуевской династии Брашниных (Торговый дом братьев Брашниных), связанных узами кровного родства с фрязинскими фабрикантами Капцовыми (которые, в свою очередь были родственниками Залогиных) Елена Николаевна Будько представила интереснейшую коллекцию ценных предметов вышивки и рукоделия с монограммами Анны Михайловны Капцовой (урожд. Залогиной, основательницы и владелицы текстильной фабрики в подмосковном г. Фрязино) и представителей семьи Брашниных [о купеческой семье Брашниных мы пока ничего не писали на страницах нашего журнала, упоминая их лишь в двух статьях, здесь и здесь. Попытаемся, по мере сил, в скором времени исправить этот недочёт].

Монограмма Анны Михайловны Капцовой из коллекции Е.Н. Будько. Фотография: А.Ю. Послыхалин, 2014 г.

Монограмма NP. Надежда Полякова из коллекции Е.Н. Будько.

Платочек без подписи из коллекции Е.Н. Будько.

Фрагмент из коллекции Е.Н. Будько.

Увы, исследованность объектов текстильной индустрии на территории Подмосковья и их истории в до-советское, и, особенно, советское время,не то чтобы недостаточна. Эта часть нашего общего прошлого уже не стоит у роковой черты забвения. Хуже.

Она стремительно, с каждым днём, растворяется в болотных туманах полной и окончательной запамятованности.

Редкие всплески музейной деятельности последних лет, всё же, знакомят интересующихся с образцами удивительных образцов текстильной старины, но ничто не возместит нам уходящую личную память потомков тех, кто участвовал в создании этой индустрии, некогда, без преувеличений, известной на весь цивилизованный мир. Поэтому такие встречи, поистине бесценны не только для музейщиков и любителей прошлого, но и для тех, кто стремится сохранить своё достоинство и в очень непростом настоящем.

А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.

Источник: http://trojza.blogspot.com/2014/12/blog-post_9.html

Фабриканты, о которых позабыли: как сложилась их судьба

В недалёкие годы с конвейера талант-шоу «Фабрика звезд» сошла масса одарённых исполнителей, для которых участие в проекте стало этаким трамплином в мир отечественного шоу-бизнеса. Но, кроме тех немногих, кому удалось закрепиться на сцене, большинству участников пришлось вернуться к своей обычной жизни и забыть о свалившейся на их головы славе.

fabrikazvezd-6.ucoz.ru

Мы решили вспомнить участников «Фабрики звёзд», о которых в своё время говорила вся страна и чьи имена теперь трудно вспомнить. Так как же сложилась их судьба?

1. Алекса

starhit.ru

Эта девушка пришла на проект совсем юной и очень быстро стала кумиром девочек-подростков по всей стране. Её романтичный образ и сладкий голос создавали впечатление хорошо воспитанной юной леди.

На сцене и на фотосъёмках Алекса часто появлялась с мягкими игрушками, что гармонично дополняло её образ и стало её визитной карточкой. К тому же, в те годы как раз процветала мода на нюдовые блески для губ и велюровые спортивные костюмы.

В далёком 2004 Алекса пользовалась дикой популярностью, но уже спустя пару лет после окончания «Фабрики» о ней никто и не вспоминал. Она предпринимала попытки вернуться на сцену, подписав контракт с продюсером Яной Рудковской.

Алексе даже удалось выпустить альбом и снять клип на песню «Вендетта», но они очень быстро позабылись слушателям. Некоторые критики связывают неудачи девушки с её изменениями во внешности: на смену велюровым костюмам пришли короткие вызывающие платья и яркий макияж.

К тому же Алекса прибегла к помощи пластических хирургов и увеличила губы, которые и без постороннего вмешательства были достаточно пухлыми. В настоящее время Алекса живёт обычной жизнью и получает отклики фанатов лишь тогда, когда выкладывает видео со своим пением на страничке в «Инстаграм».

2. Настя Кочеткова

starhit.ru

Появившись в четвёртом сезоне «Фабрики звёзд», дерзкая Настя Кочеткова вмиг завоевала популярность у зрителей. Её образ и тембр с хрипотцой подарили девушке признание публики и известность.

Вскоре она стала частью группы «Банда», которые в те годы весьма успешно выступали по всей стране и выпускали клипы. К тому же в коллективе Настя была единственной девушкой, что только подчёркивало её образ хулиганки с пробивным характером.

Во время одного из своих выступлений Кочеткова встретилась глазами с мужчиной, который не сводил с неё взгляда. Им оказался режиссёр Резо Гигинеишвили, в скором времени ставший мужем Анастасии. Но спустя три года пара разошлась, и девушка перестала быть предметом обсуждений.

Как известно, сейчас 26-летняя Анастасия воспитывает восьмилетнюю дочь, она практически перестала поддерживать общение со бывшими коллегами по сцене и редко появляется на публике.

3. Антон Зацепин

alexorg.ru

Голубоглазый блондин Зацепин мгновенно заработал популярность, благодаря особому тембру голоса и образу, которые подарили ему третье место в четвёртом сезоне «Фабрики звёзд».

После окончания проекта ему ещё удавалось несколько лет продержаться на сцене, но, как и многие бывшие фабриканты, он вскоре зажил обыкновенной жизнью.

В своё время его хиты «Книжки о любви» или «Широка река», последний из которых даже удостоился премии «Золотой граммофон», мог напеть едва ли не каждый, однако те довольно быстро забылись, как и сам Антон.

В 2008 году Зацепин снова решил заявить о себе и выпустил клип на песню «Улетаю», но это не помогло ему вернуться на большую сцену. Годы спустя Антон ещё раз попытался напомнить о себе новой песней «Ты знаешь» и даже подписал контракт со звукозаписывающим лейблом, благодаря чему возобновил свои гастроли по стране. Но критики утверждают, что на своих концертах он собирает лишь тех, кто интересовался его творчеством во времена «Фабрики».

4. Александра Балакирева

infinitiv.ru

Миниатюрная рыжеволосая Саша Балакирева прославилась, благодаря яркому образу и сильному голосу. Её участие в пятом сезоне «Фабрики звёзд» сыграло важную роль в её творческой карьере.

На проекте девушка смогла завоевать сердца многих зрителей и подружиться с Викторией Дайнеко. Но после окончания талант-шоу ей не удалось надолго задержаться в отечественном шоу-бизнесе.

Несколько лет она ещё гастролировала с группой «КуБа», которая выпустила пару хитов, но в 2009 распалась. Время от времени Александра выступает на небольших мероприятиях, чаще всего связанных с творчеством её подруги Дайнеко, но новыми песнями пока не радует.

В будущем девушка планирует записать свой первый сольный альбом, однако пока Балакирева ассоциируется только с теми хитами, которые исполняла на «Фабрике»: «Про маленького мальчика» и «Я сделаю все».

5. Елена Кукарская

pln-pskov.ru

Зажигательной блондинке с пышными формами удалось пробиться на «Фабрику звёзд», во многом благодаря Алле Пугачёвой, которая заприметила её на кастингах. Примадонна лично настояла, чтобы девушке дали шанс и позволили участвовать в шоу.

Песни, которые Елена исполняла на проекте, быстро стали хитами и надолго закрепились в различных хит-парадах, а некоторые из них до сих пор охотно поют в караоке. По окончании проекта над Кукарской взял шефство продюсер Макс Фадеев, который заключил с ней контракт и подарил ей множество песен.

Это помогло Елене задержаться в шоу-бизнесе и выступать на одной сцене с Валерием Сюткиным, Витасом, Сосо Павлиашвили и прочими именитыми исполнителями. Но вскоре Кукарская решила попробовать себя в актёрской карьере и снялась в телесериале «Любовь не шоу-бизнес» канала Муз-ТВ.

В 2009 году срок действия контракта Елены с Максимом Фадеевым истёк, и о ней как о певице начали потихоньку забывать. Её часто приглашают в качестве члена жюри на различные конкурсы, но новых хитов артистка уже давно не выпускала. Сейчас девушка ведёт обычный образ жизни и воспитывает сына Фёдора. Кто знает, возможно, в будущем нам ещё удастся о ней услышать.

6. Мария Ржевская

bigcitystar.ru

Многие из конкурсантов после окончания проекта решали сменить область своей деятельности – кто-то пробовал себя в актёрской среде, кто-то в модельном бизнесе. Мария Ржевская не стала исключением.

Странный сценический образ и своеобразная манера исполнения в своё время принесли ей славу, а хиты «Зачем я ждала тебя», «Бай-бай» и «Когда я стану кошкой» до сих пор помнят зрители проекта. Однако ничего нового после завершения «Фабрики звёзд» нам от неё не удалось услышать.

Пока двоюродная сестра Марии Ксения Ларина активно гастролирует в качестве артистки мюзиклов, Ржевская пробует себя в кинематографе. Девушка успела сняться в нескольких американских короткометражках, а в ближайшем будущем ожидается выход полнометражного фильма с её участием.

Как и все киноленты, в которых снялась Мария, «Let the Die Be Cast: Initium» можно отнести к артхаусному кино.

7. Юрий Титов

starhit.ru

В своё время участник четвёртого сезона «Фабрики звёзд» завоевал зрительскую любовь, благодаря хитам «Навсегда» и «Понарошку», которые и сейчас можно услышать на некоторых радиостанциях.

Многие до сих пор помнят этого артистичного и скромного парня, который быстро прославился на проекте, однако творческая карьера Юрия Титова в какой-то момент прервалась.

Время от времени парень ещё пытался напомнить о себе, но каждый раз вернувшаяся известность оказывалась мимолётной.

Не так давно Юрий принял участие в кастинге талант-шоу «Главная сцена» и попытался придать своему исполнению джазовый оттенок, однако такой эксперимент не удался и Титов не прошёл отбор. Музыкальный редактор проекта даже пошутил на этот счёт: «Юра, ну сколько можно ходить по кастингам? Зачем тебе это?» На что Титов ответил, что это его образ жизни и по-другому он не может.

8. Тутси

theplace.ru

К созданию коллектива из выпускниц третьего сезона «Фабрики» в своё время приложил руку продюсер Виктор Дробыш. В состав группы тогда вошли Мария Вербер, Ирина Ортман, Анастасия Крайнова, Олеся Ярославская и Софья Кузьмина. Правда, дочь Владимира Кузьмина покинула коллектив ещё до его появления на сцене.

Песня «Самый-самый» в те годы стала настоящим хитом и визитной карточкой «Тутси», подарив им популярность и признание публики. Однако одноимённый альбом группы стал не таким успешным, как планировалось. Песню «Самый-самый» ещё долго можно было услышать в эфире различных радиостанций страны, благодаря этому хиту, девушек часто приглашали выступить на корпоративах.

Но к 2006 году о «Тутси» начали понемногу забывать. Новые песни группы отличались недвусмысленным текстом, что не раз отмечали музыкальные критики. Видимо, поэтому заново завоевать зрительскую симпатию коллективу так и не удалось, из-за чего в 2012 он прекратил своё существование.

Леся Ярославская и Ирина Ортман ещё пытаются проложить себе путь в отечественный шоу-бизнес, время от времени выпуская клипы и песни, но пока эти попытки не увенчались особым успехом.

Источник: Starhit.ru

Красавицы 90-х тогда и прямо сейчас. Как изменилась жизнь любимых знаменитостей?

24 судьбы: что стало с детьми знаменитых советских актеров

Источник: https://fabiosa.ru/zabytye-fabrikanty-1/

Ссылка на основную публикацию