Архитектор антонио ринальди — биография, фото, творения

Антонио Ринальди

Родился около 1709 — 1710 годов
скончался 10 февраля 1794 года в Риме

Биография

Сведений о детстве Антонио Ринальди почти нет. Он родился в 1709 или 1710 году на юге Италии, скорее всего в Неаполе. Учился у Луиджи Ванвителли, представителя позднего итальянского барокко. Вместе с другими учениками Ринальди участвовал в строительстве порученных Ванвителли объектов. За время работы в Италии Ринальди приобрёл некоторую известность.

В 1751 году архитектор был приглашен на службу в Россию. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров.

В 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть входит в ближайшее окружение цесаревича Петра III. По предложению наследника престола архитектор начинает свою работу в Ораниенбауме.

Там он строит дворец Петра III, Оперный дом, ансамбль Собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой.

Работая в Ораниенбауме, Ринальди уже называл себя «архитектором великой княгини», таким образом завоёвывая доверие будущей Екатерины II.

После восшествия на престол Екатерины II Ринальди стал ведущим архитектором Санкт-Петербурга. Одной из его первых петербургских работ стал костёл Святой Екатерины на Невском проспекте, начатый уехавшим из России архитектором Валлен-Деламотом. В 1766 году под руководством архитектора начинается перестройка Князь-Владимирского собора.

Спустя два года Ринальди начал строить Мраморный дворец, ещё через два года — новое здание Исаакиевского собора. Тогда же архитектор строил дворец в Гатчине. Позже по проекту Ринальди было возведено здание Тучкова буяна. Существует версия, что Ринальди спроектировал дом Мятлевых на Исаакиевской площади.

По проекту Антонио Ринальди был построен Большой театр на Театральной площади, на месте которого позже построили здание Консерватории.

В 70-е годы 18 века архитектор работал в основном в Царском Селе. Здесь он создал Китайские театр и павильон. Кроме этих строений Антонио Ринальди спроектировал Чесменскую и Морейскую ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымскую колонну.

Антонио Ринальди разработал проект комплексного оформления дорог, ведущих из Санкт-Петербурга в Царское Село и Петергоф. Согласно этому плану вдоль дорог были установлены мраморные верстовые столбы, некоторые из которых сохранились до наших дней.

На всех зданиях спроектированных Антонио Ринальди можно увидеть его фирменный автограф — скрещённые пальмовая и лавровая ветви.

Примечательной особенностью в его работе является использование редко применяемых в оформлении зданий материалов. Так при строительстве Мраморного дворца он использовал русский мрамор, добываемый в карьерах близ Ладожского озера.

При постройке дворца в Гатчине был применён пудожский известняк, что придало строению оригинальный запоминающийся облик.

Антонио Ринальди проработал в России более 30 лет. Его активную деятельность прервал несчастный случай — архитектор упал со строительных лесов возводимого им здания Большого театра. Из-за травмы он не смог продолжать работу.

Архитектору назначили пожизненную пенсию, Ринальди распродал все свое имущество в Петербурге и в 1784 году уехал в Рим. Пенсию зодчему регулярно выплачивали через русское посольство. Последние 10 лет Антонио Ринальди занимался систематизацией своих проектов и рисунков.

Архитектор умер 10 февраля 1794 года в Риме.

Основные творения:

  • Князь-Владимирский собор
  • Мраморный дворец
  • Римско-католический собор Св. Екатерины
  • Дворец Петра III в Ломоносове
  • Китайский дворец
  • Павильон Катальной горки

Источник: https://guida-spb.com/rinaldi-antonio.html

Книга 100 великих архитекторов. Содержание — АНТОНИО РИНАЛЬДИ (1709—1794)

Как это ни парадоксально, но именно Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.

28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая, что его стиль барокко стал немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию.

Через год он возвращается с тайной надеждой, что опять вернется к работе. Но за время его отсутствия ситуация ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке.

23 октября 1763 года Екатерина II принимает решение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона – тысяча рублей в год.

В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону завершать и отделывать начатый им когда-то дворец. Почти год он проработал в Митаве и Руентале.

Но вскоре сын Эрнста Иоганна Бирона Петр, который теперь управлял всеми делами, дал понять, что хочет взять молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли. Он, правда, в это же время попробовал предложить свои услуги прусскому королю Фридриху II.

Однако барочные дворцы Растрелли не входили в планы практичного короля, которого интересовали только финансы, политика и военное дело. 13 февраля 1767 года умерла жена Растрелли. Он прожил с ней вместе свыше тридцати лет.

В феврале 1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию с коммерческой целью – купить там картины итальянских живописцев с тем, чтобы потом перепродать их в Петербурге. Хоть таким образом он мог позволить себе просуществовать какое-то время без заботы о хлебе насущном.

Нет никаких известий, насколько удачной была эта коммерческая акция, но известно другое – прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер.

Своими творческими поисками Ринальди вместе с другими современными ему зодчими России вырабатывал принципы нового архитектурного стиля – классицизма, отразив одновременно тенденции барокко, переплавленные эстетикой классицизма в новую архитектоническую систему, в новые композиционные приемы и новый декор интерьеров.

Вместе с тем Ринальди оставался мастером с ярко выраженной индивидуальностью. Его почерк виден сразу, легко узнается и читается в ринальдиевском каноне трактовки ордера, в свойственной только ему прорисовке деталей.

Не случайно в литературу вошло такое выражение, как «цветок Ринальди». Велико значение творчества Ринальди в использовании синтеза искусств.

Можно утверждать, что ему принадлежит наиболее видное место среди архитекторов-современников.

Антонио Ринальди родился около 1709 года в Италии. Вероятнее всего, Антонио принадлежал к достаточно почтенному дворянскому роду. Место его рождения неизвестно, но можно предположить, что он был уроженцем юга страны, ибо его учитель Л. Ванвителли, работавший в Неаполе, брал учеников из близлежащих мест. Именно Неаполь сыграл значительную роль в развитии Ринальди как архитектора.

Антонио вместе с другими учениками участвовал во многих постройках Ванвителли – в этом заключался метод обучения мастера. Уже сформировавшимся архитектором в 1740—1745 годах Ринальди руководил в Пезаро строительством собора для монастыря Св. Магдалены, спроектированного Ванвителли. Участвовал Ринальди и в возведении монастыря Св. Августина в Риме.

Самое значительное произведение Ванвителли – дворец в Казерте. Это сооружение вошло в историю архитектуры как одно из выдающихся произведений позднего итальянского барокко.

Ринальди сотрудничал с Ванвителли, причем, по его просьбе, на начальном этапе проектирования ансамбля в Казерте.

Это говорит о том, что Ванвителли уже тогда высоко ценил Ринальди и находил у него полное понимание своих замыслов.

Ринальди стал одним из первых представителей новой волны итальянских зодчих, которые во второй половине 18-го столетия нашли в России свою творческую родину. Об условиях, выдвинутых Ринальди, можно узнать из письма графа М. Воронцова к графу Вьельке, отправленного в январе 1751 года.

Из контекста письма явствует, что Вьельке охарактеризовал Ринальди как «искусного архитектора», достойного поступить на службу к гетману Малороссии К. Разумовскому, брату всесильного фаворита Елизаветы Петровны. Контракт состоял из шести пунктов.

Он определял срок службы – семь лет, обязанность Ринальди обучать русских учеников архитектуре, годовой оклад в тысячу двести рублей, оплату проезда в Россию и на родину в случае возвращения. Согласно второму пункту контракта, Ринальди брал на себя обязательства отправиться на Украину «…для выполнения построек, которые ему будут поручены».

Воронцов просил передать Ринальди, что «…он может надеяться на особые милости гетмана, по мере того как он даст последнему доказательства своего искусства и своего хорошего поведения».

До своего отъезда в Россию Ринальди побывал в Англии. Архитектор приехал в Батурин в 1752 году для почетной и ответственной работы: он должен был создать новую столицу обширного и богатого края. Здесь же архитектору надлежало возвести резиденцию для правителя Украины. Одновременно с постройкой резиденции в Батурине Ринальди проектирует каменный дворец Разумовского в Глухове.

Исследователь русской архитектуры Г.К. Лукомский не без основания отметил в своей статье «Два таинственных дворца Разумовских»: «Обзор архитектурного наследия, оставленного членами семейства гр. Разумовских, может составить лучшую страницу в истории зодчества России. В Черниговском крае сохранилось особенно много памятников искусства».

В круг украинских произведений Ринальди входит и храм Воскресения Христова в Почепе.

Созданное Ринальди в различных городах России хотя и отмечено присущим ему талантом и мастерством, однако не является главным в его творчестве. Лучшие произведения, которые определили значение зодчего в истории русской и мировой архитектуры, были созданы в Петербурге куда он приехал, зарекомендовав себя работой у графа Разумовского.

Здесь он тотчас получил интересные и перспективные заказы. В 1754 году Ринальди становится архитектором «малого двора», как тогда именовалось ближайшее окружение наследника престола – будущего императора Петра III, по предложению которого Ринальди начинает большие работы в Ораниенбауме, продолжавшиеся более двух десятилетий.

Цикл первых ораниенбаумских работ стал прелюдией всего петербургского периода творчества зодчего.

Как явствует из письма Ринальди, в 1761 году он уже обладал прочным положением первого придворного архитектора наследника престола. Следует отметить, что он называл себя архитектором великой княгини, то есть будущей Екатерины II.

Архитектор в то время, по его словам, получал 1500 скуди в год, имел карету, прислугу, дом «…и великолепные подарки, в зависимости от обстоятельств».

Именно поэтому Ванвителли в письме, датированном 1762 годом, отмечал, что смерть Елизаветы Петровны «очень большая удача для Сеньора Антонио Ринальди, так как Великая Княгиня, которой он тоже служил, и есть Царица наследница, которая сейчас правит, она молода и будет жить много лет».

После воцарения Екатерины II Ринальди становится ведущим архитектором Петербурга. Он проектирует и возводит дворцы, триумфальные колонны, арки, храмы, театральные здания и другие сооружения.

При этом Ринальди проявляет себя в равной степени и как создатель законченных дворцово-парковых ансамблей в Ораниенбауме, Гатчине, и как крупный градостроитель, сооружения которого стали определяющими доминантами композиционного развития центральных районов столицы.

43

Источник: https://www.booklot.ru/genre/dokumentalnaya-literatura/biografii-i-memuaryi/book/100-velikih-arhitektorov/content/282539-antonio-rinaldi-17091794/

Творчество Антонио Ринальди (стр. 1 из 2)

Творчество Антонио Ринальди изучено не полностью, хотя с его работами в России связан ряд важных проблем становления классицизма. Сведения о жизни зодчего очень скудны: даже даты его рождения и кончины точно не выяснены.

Можно лишь сказать, что Антонио Ринальди родился около 1709 году в Италии. Вероятнее всего, Антонио принадлежал к достаточно почтенному дворянскому роду.

Место его рождения неизвестно, но можно предположить, что он был уроженцем юга страны, ибо его учитель Л. Ванвителли, работавший в Неаполе, брал учеников из близлежащих мест.

Именно Неаполь сыграл значительную роль в развитии Ринальди как архитектора.

Он был учеником Луиджи Ванвителли – одного из ведущих мастеров позднего итальянского барокко и непосредственных предшественников классицизма.

Для памятников барокко, рассчитанных на острое эмоциональное воздействие, были характерны динамика и напряженность, декоративность и живописность, а также крупные криволинейные формы. Щедро применяемые скульптура и живопись, изменяя и дополняя архитектуру, иллюзорно деформировали ее, способствовали еще большей насыщенности и пышности оформления.

Однако итальянская архитектура первой половины XVIII века представляла собой позднее барокко. Для него становятся характерными классицистические тенденции – обращение к античной архитектуре в поисках более спокойных, уравновешенных и строгих форм.

Одно из крупнейших дворовых сооружений Европы – Замок Казерта (1752) близ Неаполя, созданный архитектором Ванвителли для неаполитанского короля и характерный совмещением форм барокко и чертами классицизма, строился с участием Антонио Ринальди – ученика, а, возможно, и помощника зодчего.

Это сооружение вошло в историю архитектуры как одно из выдающихся произведений позднего итальянского барокко. Ринальди сотрудничал с Ванвителли, причем, по его просьбе, на начальном этапе проектирования ансамбля в Казерте.

Это говорит о том, что Ванвителли уже тогда высоко ценил Ринальди и находил у него полное понимание своих замыслов.

Антонио вместе с другими учениками участвовал во многих постройках Ванвителли — в этом заключался метод обучения мастера. Уже сформировавшимся архитектором в 1740-1745 годах Ринальди руководил в Пезаро строительством собора для монастыря Св. Магдалены, спроектированного Ванвителли. Участвовал Ринальди и в возведении монастыря Св. Августина в Риме.

В Россию Ринальди был приглашен в 1751 году. Середина XVIII века в Русской архитектуре отмечена именами создателей русского барокко – Растрелли, Ухтомского, Чевакинского.

Новые архитектурные принципы получали всесторонниее развитие в творчестве Баженова, Старова, Казакова.

Широкое распространение и дальнейшее углубление их наблюдалось в последнее тридцатилетие XVIII века в постройках Кваренги, Камерона, Соколова и других зодчих периода строгого классицизма.

Таким образом, Ринальди прибыл в уже сформировавшийся мир русского классицизма. Он чутко чувствовал настроения России. Мы с полным основанием можем назвать этого иностранца русским зодчим.

Ринальди стал одним из первых представителей новой волны итальянских зодчих, которые во второй половине 18-го столетия нашли в России свою творческую родину. Об условиях, выдвинутых Ринальди, можно узнать из письма графа М. Воронцова к графу Вьельке, отправленного в январе 1751 года.

Из контекста письма явствует, что Вьельке охарактеризовал Ринальди как «искусного архитектора», достойного поступить на службу к гетману Малороссии К. Разумовскому, брату всесильного фаворита Елизаветы Петровны. Контракт состоял из шести пунктов.

Он определял срок службы — семь лет, обязанность Ринальди обучать русских учеников архитектуре, годовой оклад в тысячу двести рублей, оплату проезда в Россию и на родину в случае возвращения. Согласно второму пункту контракта, Ринальди брал на себя обязательства отправиться на Украину «…для выполнения построек, которые ему будут поручены».

Читайте также:  Лермонтов и петербург

Воронцов просил передать Ринальди, что «…он может надеяться на особые милости гетмана, по мере того как он даст последнему доказательства своего искусства и своего хорошего поведения».

До своего отъезда в Россию Ринальди побывал в Англии. Архитектор приехал в Батурин в 1752 году для почетной и ответственной работы: он Должен был создать новую столицу обширного и богатого края. Здесь же архитектору надлежало возвести резиденцию для правителя Украины. Одновременно с постройкой резиденции в Батурине Ринальди проектирует каменный дворец Разумовского в Глухове.

Творчество Ринальди принадлежит периоду строгого классицизма. Ринальди был одним из тех русских зодчих, чье творчество ознаменовало поворот от барокко к классицистическому направлению. Рядом с ним шли Кокоринов, Деламот, Фельтен, Львов и другие.

Воспитанный на лучших образцах итальянского зодчества, Ринальди еще до приезда в Россию в совершенстве овладел искусством архитектуры. Сорок лет работы в России превратили его из приезжего иностранного мастера в художника, не только тонко чувствующего национальное своеобразие русской архитектуры, но и создающего ее шедевры.

На Ринальди не могли не повлиять русская культура, мастера русского изобразительного искусства, трудившиеся в Петербурге, памятники древнего зодчества и сама архитектура молодой русской столицы, сочетающей принципы регулярной (прямолинейной планировки) с живым чувством природы и со свойственным русскому зодчему свободой и мощью грандиозных пространственных композиций.

Ринальди внес большой вклад в развитие русского зодчества. Легкость вхождения зодчего в русскую архитектуру и успех его были не случайны, потому что для русского барокко, в отличие от европейского, с его сложными пространственными композициями, били характерны большая простота и четкость решения.

Поэтому при переходе от барокко к классицизму в русском зодчестве не приходилось преодолевать чуждые классицизму сложные и изломанные композиции.

Ринальди нашел в России благоприятную почву для работы. Если же он зачастую предпочитал более сложное пространственное решение интерьеров, чем Растрелли, то в этом проявлялось своеобразие вкуса и дарования Ринальди.

Ему было уже сорок три года, когда гетьман Малороссии К. Г. Разумовский пригласил его в свои владения, намереваясь создать административный центр гетьманства – город Батурин.

Этот грандиозный замысел не был осуществлен. Через три года, построив для Разумовского лишь один дворец, Ринальди в 1754 году отправляется в Петербург.

В первое десятилетие пребывания Ринальди в Петербурге его творческие интересы сосредоточены на строительстве в Ораниенбауме дворца Петра III, Оперного дома и ансамбля Собственной дачи с его главными постройками – Китайским дворцом и Катальной горкой.

Следующее десятилетие – период наиболее напряженный в творческой деятельности архитектора. В эти годы он одновременно ведет три крупных строительства: Мраморный дворец и Исаакиевский собор в Петербурге и дворцово-парковый ансамбль в Гатчине.

В 1770-х годах Ринальди в основном работает в Царском Селе, где по его проектам создается «сюита» мемориальных сооружений, посвященных прославлению воинских подвигов русской армии и флота.

Это последний этап его творчества. И можно утверждать: он раскрывает нам Ринальди как архитектора, всецело проникнутого духом России, сроднившегося с ее жизнью и историческими устремлениями.

В Царском Селе Ринальди создает «сюиту» парковых сооружений в так называемом духе «шинуазри». Причем Ринальди осмысляет «китайщину» не только в характере, свойственном всему европейскому искусству, но и привносит в нее некую специфику, окрашенную русским восприятием культуры Востока.

В переходные периоды, подобные эпохе раннего классицизма, подлинные таланты создавали произведения исключительной художественной ценности. Таким художником был, бесспорно, Ринальди. Он отходит от основных принципов барокко, но, прокладывая пути к строгому классицизму, еще тесно связан с предыдущей архитектурной эпохой.

В творчестве художника не может не быть эволюции. Была она и у Ринальди.

Всем произведениям Ринальди свойственны черты переходного стиля. В них соседствуют элементы уходящего барокко и нарождающегося классицизма.

Для сооружений Ринальди характерна любовь к закругленным линиям, стремление к смягчению строгих архитектурных форм, что придавало им особую живописность.

У Ринальди были и характерные черты. Например, это характерная для орнаментики Ринальдо деталь, так называемый «цветок Ринальди» из особым образом переплетающихся стеблей лилий и колосьев. Но Ринальди, используя его, никогда не повторялся и привносил новые черты.

Правомерно предположить, что монументальные сооружения Ринальди (памятники, дворцы), выполненные в естественном камне, в большей степени отмечены чертами классицизма, нежели его камерные постройки. Изысканность и сложность композиционных решений, характерная для барокко, присуща в основном его парковым павильонам и небольшим дворцам.

Обычно Ринальди характеризуют прежде всего, а иногда и только как мастера внутреннего убранства. Но анализ произведений зодчего говорит о нем как о крупном, своеобразном и разностороннем архитекторе.

Этот архитектор по праву занимает почетное место в галерее русских зодчих. Тонко прочувствовав русскую атмосферу, Ринальди проникся ею и создал замечательнейшие произведения искусства, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.

Ринальди очень легко вошел в русскую архитектурную традицию, так как для русского барокко были характерны большая простота и четкость композиционных решений, что облегчило переход к классицизму.

В этом направлении Ринальди как нельзя более органично вписался в русскую культуру и оставил потомкам множество великолепнейших памятников архитектуры.

Своими творческими поисками Ринальди вместе с другими современными ему зодчими России вырабатывал принципы нового архитектурного стиля – классицизма, отразив одновременно тенденции барокко, переплавленные эстетикой классицизма в новую архитектоническую систему, в новые композиционные приемы и новый декор интерьеров.

Источник: http://MirZnanii.com/a/128239/tvorchestvo-antonio-rinaldi

Антонио Ринальди

Антонио Ринальди родился около 1709 году в Италии. Вероятнее всего, Антонио принадлежал к достаточно почтенному дворянскому роду. Место его рождения неизвестно, но можно предположить, что он был уроженцем юга страны, ибо его учитель Л. Ванвителли, работавший в Неаполе, брал учеников из близлежащих мест. Именно Неаполь сыграл значительную роль в развитии Ринальди как архитектора.

Антонио вместе с другими учениками участвовал во многих постройках Ванвителли — в этом заключался метод обучения мастера. Уже сформировавшимся архитектором в 1740-1745 годах Ринальди руководил в Пезаро строительством собора для монастыря Св. Магдалены, спроектированного Ванвителли. Участвовал Ринальди и в возведении монастыря Св. Августина в Риме.

Ринальди стал одним из первых представителей новой волны итальянских зодчих, которые во второй половине 18-го столетия нашли в России свою творческую родину. До своего отъезда в Россию Ринальди побывал в Англии.

Архитектор приехал в Батурин в 1752 году для почетной и ответственной работы: он должен был создать новую столицу обширного и богатого края. Здесь же архитектору надлежало возвести резиденцию для правителя Украины.

Одновременно с постройкой резиденции в Батурине Ринальди проектирует каменный дворец Разумовского в Глухове.

В 1754 году Ринальди становится архитектором «малого двора», как тогда именовалось ближайшее окружение наследника престола — будущего императора Петра III, по предложению которого Ринальди начинает большие работы в Ораниенбауме.

Первое десятилетие пребывания Ринальди в Петербурге, его творческие интересы были сосредоточены на строительстве в Ораниенбауме дворца Петра III, Оперного дома и ансамбля Собственной дачи с его главными постройками — Китайским дворцом и Катальной горкой.

В 1768 году Ринальди начал возводить грандиозный Мраморный дворец, завершенный в 1785 году. Архитектор решил, что Мраморный дворец будет привлекать внимание не только размерами, благородством форм и пропорций, но и красотой каменных облицовок, выполненных из полюбившихся ему русских мраморов, которые добывали в карьерах вблизи Ладожского и Онежского озер.

Одновременно с Мраморным строился Гатчинский дворец. Надпись над Иорданским подъездом паркового фасада гласит: «Заложен 1766 майя 30, окончен 1781 года». В Гатчинском дворце Ринальди проявил не только мастерство зодчего, но и большое поэтическое чутье, понимание русской природы, красоты неброского на первый взгляд северного камня.

В 1770-е годы Ринальди в основном работал в Царском Селе, где предстал профессионалом-виртуозом. Среди китайских сооружений, созданных в Царском Селе, следует, прежде всего, упомянуть проекты Китайского театра и Китайского павильона.

Но высшим творческим взлетом Ринальди в Екатерининском парке Царского Села является уникальный ансамбль сооружений, имеющих исключительную историко-архитектурную ценность -Чесменская и Морейская ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымская колонна. Эти мемориальные сооружения дополняют знаменитые Орловские ворота и стоящий невдалеке от Кагульского обелиска небольшой памятник Ланскому.

В 1772 году по проекту зодчего завершают возведение монументального каменного здания пеньковых складов на Тучковом буяне. Эта постройка — пример того, как мастерски решил Ринальди в свое время сложнейшую задачу строительства здания утилитарного назначения.

Через два года после утверждения проекта складов на Тучковом буяне, в 1766 году, получает одобрение созданной зодчим проект достройки Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне.

Собор с его крупными и в то же время легкими куполами — один из первых образцов пятигл авия в Петербурге.

Невдалеке от Исаакиевской площади на одном из лучей, идущих от Адмиралтейства, с большим тактом и мастерством Ринальди в 1770-е годы построил церковь Вознесения.

Более тридцати лет жизни Ринальди в России были наполнены интенсивной и разнообразной творческой деятельностью.

Несмотря на преклонный по тем временам возраст, он был полон энергии и мог бы еще многое построить, если бы не трагический случай, который произошел во время осмотра возводимого по его проекту Большого театра в Петербурге: Ринальди упал с лесов.

Продав дом, он в 1784 году уехал в Рим. Архитектору была назначена пенсия — тысяча рублей в год, которую выплачивали ему пожизненно, пересылая через российского консула в Риме.

Десять последних лет жизни, проведенных Ринальди в Риме, где он жил под опекой своего племянника Сантино Ринальди, зодчий посвятил систематизации своих проектов и рисунков. Ринальди умер 10 февраля 1794 года в Риме.

Источник: http://biozvezd.ru/antonio-rinaldi

Ринальди Антонио – выдающийся итальянец в России XVIII века

Искусство и развлечения 12 мая 2016

Ринальди Антонио – итальянский архитектор, работавший в России во второй половине XVIII века. Его авторству принадлежат многочисленные постройки в Гатчине, Ораниенбауме, Царском селе и, конечно, в самом Петербурге. С его именем связан переход от барокко к классицизму в русской архитектуре.

Ринальди Антонио: краткая биография

О молодости архитектора известно очень немного. Под вопросом даже год и место рождения. Скорее всего, это был Неаполь. Принято считать, что именно на юге Италии и прошло детство Ринальди Антонио. Биография его пестрит белыми пятнами, но, вероятно, он принадлежал к дворянской фамилии.

Такие предположения строятся, исходя из того, что будущий архитектор учился у мастера Л. Ванвителли (который, кстати, был ненамного старше его), а тот брал в свою мастерскую юношей из окрестностей Неаполя с хорошим происхождением. Наставник был одним из самых известных в Италии архитекторов эпохи позднего барокко.

Под руководством учителя молодой мастер выполнил свои первые работы.

Ринальди приехал в Россию в 1951 году. Перед этим он побывал в Англии и Германии, и германская архитектура оказала большое влияние на будущие постройки. В России на тот момент классицизм уже практически сменил барокко. Популярностью пользовались такие архитекторы, как Соколов, Растрелли, Камерон.

Согласно контракту, Ринальди должен был провести 7 лет на службе у графа Разумовского, гетмана Малороссии. Планировалось, что он примется за обустройство будущего административного центра края – города Батурина. Грандиозному проекту не суждено было завершиться.

Для гетмана архитектор построил только один дворец, после чего в 1954 году отправился в Петербург.

В столице архитектор плодотворно трудится над заказами императора Петра III. Он возводит комплекс сооружений в Ораниенбауме, строит Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, работает в Царском Селе.

Ринальди занимается третьим, самым скандальным, проектом Исаакиевского собора, который позже был перестроен Монферраном.

Одна из последних работ архитектора – Католическая церковь святой Екатерины, где он долгое время был старостой прихода.

Архитектор был полон творческих планов, но трагическая случайность помешала им сбыться. Во время строительства Большого Театра в Петербурге он оступился на лесах и упал. Работать он больше не мог.

Мастеру определили пожизненную пенсию и, когда он отправился на родину, исправно передавали ее через консула. Последние годы жизни архитектор систематизировал и наводил порядок в своих проектах и чертежах.

Умер Ринальди Антонио в Риме, в 1974 году.

Итальянский период

Перед поездкой в Россию на родине архитектор провел около 40 лет. Этот период был отмечен непосредственным влиянием учителя, Луиджи Ванвителли. Часто обучение происходило на практике. Ринальди работал как ученик и помощник архитектора.

Он принимал участие в проектировании замка Казерта, одной из самых крупных европейских построек дворцового типа. Он предназначался для самого короля. Замок стал одним из прекраснейших образцов позднего итальянского барокко.

При этом в нем уже четко просматриваются некоторые черты классицизма.

Строительство монастыря святого Августина в Риме тоже проходило при участии Антонио Ринальди. Архитектор здесь по-прежнему работал в команде. А вот собор в монастыре святой Магдалены в Пезаро он проектировал уже самостоятельно. Ринальди проявил себя как зрелый сформировавшийся мастер. Именно тогда на него обратили внимание и пригласили в Россию.

Видео по теме

Гатчина

На Украину Ринальди Антонио попал благодаря брату фаворита Елизаветы Петровны, Кириллу Разумовскому. На тот момент он был гетманом Малороссии и очень влиятельным человеком. С архитектором заключили контракт и велели приступить к проектированию резиденции гетмана в Батурине.

Читайте также:  Мраморный дворец петербурга

Планировалось сделать этот город столицей края, возвести еще несколько пышных зданий и провести перепланировку улиц. Параллельно с проектированием резиденции Ринальди строит дворец для Разумовского. Кирилл Григорьевич был неплохим управленцем, но не чурался взяток и поборов.

В 1754 году его вызвали в Москву для отчета о вверенной территории, после которого финансирование и полномочия гетмана были существенно ограничены. Планы по переустройству Батурина свернули и от услуг архитектора отказались, выплатив компенсацию.

В том же году он отправляется в Санкт-Петербург.

Ораниенбаум

В Петербурге Ринальди приняли на службу при дворе Петра III. Когда его правление закончилось, Екатерина II сделала мастера придворным архитектором, и в этой должности он состоял до 1784 года. Первый императорский заказ был на строительство комплекса сооружений в Ораниенбауме.

Здесь Ринальди возвел Дворец Петра III, павильон катальной горки, Оперный дом, а позже – Китайский дворец. Петровский дворец не был предназначен для жилья, скорее он являлся павильоном для отдыха. Миниатюрное двухэтажное здание весьма необычно в плане пространственного решения.

Он выстроен как квадрат, один из углов которого закруглен плавной дугой. За счет этого приема небольшая постройка кажется довольно внушительной. Китайский дворец предназначался для проживания Екатерины II в 1762–1768 годах.

В это время был в моде стиль шинуазри, эксплуатирующий китайскую тему, и несколько внутренних помещений были отделаны согласно веянию моды. После успешного завершения работ в Ораниенбауме, архитектору поручили руководить постройками в Царском Селе.

Царское село

Работы над царскосельскими постройками относятся к наиболее напряженному периоду работы Ринальди Антонио. Архитектор возводит здесь несколько павильонов, обелисков и памятников. Он проектировал и руководил постройкой Чесменской, Морейской, Крымской колонн, Кагульского обелиска, памятника Ланскому.

Все мемориальные сооружения прославляли мощь русского флота и армии. Китайский павильон и Китайский театр продолжали тему шинуазри. Европейскому стилю Ринальди придает русское звучание. Китайские мотивы прослеживаются как в интерьерах, так и снаружи – например, в оформлении загнутых углов крыши Китайского театра.

К сожалению, эта постройка была уничтожена во время войны и увидеть ее можно лишь на фотографиях.

Петербургские постройки

Мраморный дворец, выполненный в стиле зрелого классицизма, называют вершиной творчества Ринальди Антонио. Такое название он получил из-за стен, облицованных натуральным камнем.

На тот момент это было единственное здание в Петербурге с таким декором. Розовый мрамор использовался как в наружной отделке, так и в интерьерах. Дворец П-образной планировки стал настоящим украшением Невской набережной.

Сейчас здесь находится филиал Русского музея.

К другим петербургским постройкам мастера относятся Князь-Владимирский собор, колокольня храма Вознесения Господня, католическая церковь святой Екатерины на Невском проспекте и Тучков буян – комплекс складских помещений.

Архитектор принимал участие в работе над третьим Исаакиевским собором. В проекте Ринальди здание должно было венчаться пятью куполами и стройной высокой колокольней.

К моменту смерти Екатерины II оно было достроено до карниза, но завершить работу мастер не смог из-за травмы. Ринальди отправился в Рим, а на мраморном основании собора были спешно возведены кирпичный купол и приземистая колокольня.

Строительство вызвало большой резонанс в обществе, эпиграммы и остроты сыпались со всех сторон. Позже собор был перестроен в окончательном варианте.

Ринальди Антонио начал свою жизнь в Италии и окончил ее там же. Но период жизни в России был «сердцем» его биографии, ей он отдал весь свой талант и творческие силы. В формирование архитектурного облика Петербурга и его окрестностей Ринальди внес огромный вклад.

Источник: fb.ruОбразование
Разночинец — это новое сословие в России XIX века

В 40-х годах XIX века появляется новое сословие, игравшее заметную роль в культурной и социальной жизни Российской империи. Влияние этой прослойки населения в последующие годы было различным и по сферам воздействия, и…

Образование
внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича Романова. Политика России в XVII веке

Прозвище Алексея Михайловича Романова – Ти…

Искусство и развлечения
Почему живопись в 17 веке в России так важна для истории страны

Семнадцатый век является расцветом феодального периода в России. В это время происходит укрепление феодально-крепостного строя и попутное зарождение буржуазных связей в недрах этого же строя. Быстрое развитие городов …

Искусство и развлечения
Театр в России в 18 веке: история и люди

Издавна в нашей стране процветало театральное искусство. Скоморохи веселили народ песнями и плясками, а также разыгрывали смешные сценки. На ярмарках зазывали народ балаганщики. А на площадях бродячие артисты пели, та…

Искусство и развлечения
Театр в 17 веке в России. Придворный театр в 17 веке

Театр — национальное русское достояние, которое ведет свою историю с 17 века. Именно тогда началось формирование основных принципов театрализованных представлений и был заложен фундамент этого вида искусства в России….

Искусство и развлечения
Писатели Серебряного века. Литература Серебряного века в России

Литература Серебряного века в России, создаваемая на рубеже 19 и 20 столетий, представляет собой важную часть художественного наследия нашей страны. Для этого времени было характерно наличие множества разных направлен…

Мода
Мода 19 века в России

События мировой истории 19 века не могли не отразиться на развитии моды. В любую эпоху, будь то Средние века или современность, мода становится зеркалом, демонстрирующим обществу новые тенденции и реформы. За ней закр…

Новости и общество
Обмирщение культуры в XVII веке. Расширение культурных связей с Европой

XVII век – это переходное столетие для отечественной истории и культуры. Этот период принято считать временем. Именно тогда в нашей стране сформировались предпосылки для знаменитых петровских реформ. Главная сос…

Новости и общество
Экономическое развитие России в начале 20 века: таблица. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века.

Особенности экономического развития России на рубеже 19-20 веков

Экономическое развитие России в начале 20 века сопровождалось формированием капитализма.

Это было выражено в росте предпринимательства, совершенствовании производств, увеличении объема наемного труда, технологическом …

Новости и общество
Выдающиеся личности России: список. Выдающиеся личности в истории России

Наше столетие наступило совсем недавно, и поэтому сказать, кто именно выдающиеся личности России 21 века, мы пока не можем. Однако анализ прошлого даст нам возможность понять, чего же истинно великого мы можем ждать о…

Источник: http://monateka.com/article/122223/

Антонио РИНАЛЬДИ. РИНАЛЬДИ Антонио [1709/1710, близ Неаполя 10 апреля (по другим сведениям, 10 февраля), 1794, Рим], итальянский архитектор. С 1751 работал. — презентация

1 Антонио РИНАЛЬДИ<\p>

2 РИНАЛЬДИ Антонио [1709/1710, близ Неаполя 10 апреля (по другим сведениям, 10 февраля), 1794, Рим], итальянский архитектор. С 1751 работал в России. Его постройки в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) связаны с традициями архитектуры стиля рококо, в Петербурге с переходом к классицизму. Учился у известного архитектора Луиджи Ванвителли ( ), в постройках которого принимал участие. Наиболее известные из них собор монастыря св. Магдалины в Пезаро и Палаццо Реале в Казерте близ Неаполя выдающееся произведение позднего итальянского барокко. В 1754 Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть наследника престола и его супруги, будущей императрицы Екатерины II, после ее воцарения ведущим архитектором Петербурга. Работал Ринальди и в Царском Селе, где по его проектам были выстроены Китайский театр и Китайский павильон, а также сооружены монументы славы русского оружия: Чесменская колонна ( ), Орловские (Гатчинские) ворота ( ; решетка 1787, по проекту Дж. Кваренги) и др. Самым известным является памятник победы над турецким флотом ростральная Чесменская колонна. Строительство промышленного сооружения, пеньковых складов на Тучковом буяне ( ) заметная веха в творчестве мастера. По проектам Ринальди ставились и верстовые столбы. Их изготавливали из разноцветным мраморов и гранита в мастерских «Конторы строения Исаакиевской церкви». Они отличались разнообразием форм и гармоничными пропорциями. Более тридцати лет жизни отдал Ринальди русской архитектуре. Его отъезд был ускорен трагическим случаем он упал с лесов строящегося Большого театра в Петербурге. Продав дом и все имущество, в 1784 Антонио Ринальди навсегда покинул Россию. Поселился в Риме, где и скончался в Антонио РИНАЛЬДИ<\p>

3 Мраморный дворец, гг<\p>

4<\p>

5<\p>

6<\p>

7 Мраморный дворец Сооружался в годах А. Ринальди для графа Г. Г. Орлова, фаворита Екатерины II (впоследствии дворец перешел в собственность царской фамилии). Ринальди создавал образец строгого классицистического дворца. Со стороны набережной и с улицы – это единый прямоугольный блок с плоскими фасадами и ровным ритмом пилястр коринфского ордера, объединяющих два верхних этажа. Цокольный этаж, выложенный гранитом, подчеркивает статичность композиции. Итальянское происхождение Ринальди сказалось и в построении фасадов, напоминающих римские палаццо XVII века, и в пристрастии к естественному камню, который впервые заменил столь распространенную в Петербурге штукатурку. Плоскости стен облицованы гранитом, на его фоне выделяются выполненные из разных сортов мрамора пилястры, наличники, рельефные панно и другие детали. Виртуозное сочетание разных пород камня выявляет структуру фасадов, придает им особое благородство и импозантность, утонченную и богатейшую по оттенкам гамму (со временем яркая полихромия отделки несколько потускнела). Вход во дворец вел с восточной стороны, где в XVIII веке протекал Красный канал. Завершению часовой башенки и обрамлениям окон приданы мягкие криволинейные очертания. В этой части здания Ринальди словно возвращается к стилю барокко. Сложный запутанный план дворца, возможно, стал результатом разных этапов проектирования. Существует легенда, будто его наметила сама Екатерина II. Первоначальная отделка уцелела только на парадной лестнице и в Мраморном зале. Эти интерьеры отмечены несравненными изяществом и рафинированностью, свойственными почерку Ринальди.<\p>

8 Гатчинский дворец,<\p>

9<\p>

10<\p>

11 Чесменская колонная в Царском Селе<\p>

12 Исаакиевский собор<\p>

13 В в Петербурге на вновь созданной городской площади был сооружен первый Исаакиевский собор главный собор новой столицы. Ринальди выполнил превосходную модель собора, которая хранится в музее Академии художеств. Строительством руководил архитектор В. Ф. Бренна (не завершен; в построен новый по проекту А. А. Монферрана).<\p>

14 Князь-Владимирский собор<\p>

15 Пятиглавый собор с ярусной колокольней – ведущая доминанта юго-западной части Петроградской стороны. Хроника его строительства была долгой и сложной. Постройку начал в 1741 году М. Г. Земцов, продолжил П.-А. Трезини. В 1747 году императрица Елизавета распорядилась заменить одну главу пятью, «по древнему российскому обычаю», но переработанный вариант Трезини не был осуществлен. Храм достраивали по проекту А. Ринальди в годах, а окончил его уже в годах И. Е. Старов. В результате получилось сооружение, принадлежащее и к барокко, и к раннему классицизму. Двойственным стилевым решением оно обязано больше всего Ринальди. Пластика объемов, «пучки» пилястр, лучковые фронтоны и сандрики – все это черты барокко. Классицистический характер выражен в спокойной монументальности, сдержанном рисунке фасадов, больших плоскостях стен. К основному пятиглавому объему примыкают с запада притвор и колокольня, встроенная в массив здания на его продольной оси. Такая схема близка структуре русских церквей XVII века, решенных «кораблем».<\p>

16<\p>

17<\p>

18<\p>

19<\p>

20<\p>

21<\p>

22<\p>

23<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1169569/

Поиск по тегам: Антонио Ринальди

Объемно-пространственным композициям его произведений присуща определенная ясность. Фасады его зданий лишь оживлены пилястрами и колоннами, декоротивные элементы подчинены общей, в основном спокойной композиции. Они сдержанны по прорисовке и рельефам.

В произведениях Ринальди многое еще напоминает об уходящем с арены мировой архитектуры барокко.

Об этом говорят как отдельные архитектурные элементы в композиции фасадов, так и скульптурные украшения и декоротивные вазы, причудливой лентой обрамляющие парапеты ринальдиевских дворцов.

В особенности же это чувствуется в интерьерах, насыщенных изящной орнаментальной лепкой. Но обо всем этом мастер говорит своеобразным, более сдержанным по своим эмоциональным качествам архитектурным языком. Произведения Ринальди приковывают внимание зрителя и своим композиционным замыслом, и гармоническим единством декоративного убранства с архитектурой.

Возведенные искусными руками талантливых мастеров, которые были большими самостоятельными художниками, они являются гордостью русской культуры XVIII века. Вместе с Ринальди работали русские живописцы Федор Данилов, Иван Акимов, Григорий Молчанов, один из интересных итальянских орнаменталистов Серафино Бароцци и известный мастер декоративной живописи Стефано Торелли.

Крупнейшим представителем венецианской школы XVIII века Джованни Баттиста Тьеполо был исполнен великолепный плафон «Отдых Марса». Художественный образ Мраморного дворца во многом был предопределен сотрудничеством Ринальди с замечательными русскими скульпторами Козловским и Шубиным.

Каждый из них, используя мифологические и исторические сюжеты, воплотил героические и патриотические идеи своего времени.

Читать дальше

XVIII век открыл все богатейшие месторождения русских цветных камней. Русский камень — мрамор с Урала.

Мраморы и граниты с тивдийских и рускольских ломок Карелии, необыкновенно разнообразные по структуре и по цвету, использует Ринальди и во внешнем облике и в интерьерах зданий. Надо заметить, что Ринальди впервые покрывал стены мрамором.

Широкое применение этого приема началось позднее, лишь в эпоху строгого классицизма Ринальди первый облицевал стены здания пудожским камнем. Так отделан Гатчинский дворец.

Незаслуженно забытый, этот камень мог бы и теперь украшать фасады новых зданий, в первую очередь в самой Гатчине.

Читать дальше

В мировом декоративном искусстве русскому художественному паркету XVIII—XIX веков принадлежит одно из первых мест. Он оригинален как по форме, так и по технике исполнения. Значительный интерес представляют паркеты, сделанные по рисункам Ринальди. Нам известно более сорока ринальдиевских паркетов.

В их композиционном строе нашли свое определенное выражение черты стиля рококо. Это проявилось и в преобладании множества длинных и коротких изогнутых линий, и в мягких переходах тонов, и в том, что композиция многих паркетов построена по схеме эллипса.

И все же в рисунках ринальдиевских паркетов заметны уже переходные черты. Для их орнаментики характерна как бы замкнутая в себе и более уравновешенная динамика, чем в безоговорочно рокайльных произведениях.

При всем разнообразии и живописности этим паркетам уже присуща ясная, классицистическая композиционная система, в основу которой положен принцип симметрии.

Читать дальше

Одной из характерных черт русской архитектуры была органическая связь архитектурного сооружения с природой.

Умело вписать здание в окружающую среду, сохраняя свободу замысла, — это та традиция, которой надо следовать. Именно архитектура сооружений, созданных Ринальди, органически слитая с природным окружением, придает ему особую значимость.

Ринальди решал парадные интерьеры по принципу анфилад, которые были необходимы во дворцах, где проходили приемы и празднества. Но анфилады во дворцах Ринальди не создавали впечатления бесконечной галереи, столь характерной для дворцов барокко.

Не стремился зодчий и к полному единству внутреннего декоративного убранства здания. Каждый зал его анфилад имел свой, неповторимый облик, соответствовавший функциональному назначению.

Парадные залы в произведениях Ринальди при всей насыщенности декоративными элементами подкупали своей строгостью и простотой.

Читать дальше

Всем интерьерам работы Ринальди в равной степени присущи черты переходного времени. Если в композиции ряда залов Гатчинского и Мраморного дворцов введен ордер, то он имеется и в Овальном зале Китайского дворца, и в проектах парадных залов, относящихся к разным годам.

Черты рококо и обилие декоративных приемов и средств также характерны для интерьеров Ринальди, созданных на протяжении всего его творческого пути.

В одних они, в соответствии с назначением помещения, достигали полноты своего звучания, в других носили более камерный характер.

Даже характерная для орнаментики Ринальди деталь, так называемый «цветок Ринальди», как контрапункт в музыке, проходит в оформлении Гатчинского и Мраморного дворцов и «расцветает» на фасаде костела св. Екатерины, к достройке которого Ринальди приступил в 1775 году.

Читать дальше

В переходные периоды, подобные эпохе раннего классицизма, подлинные таланты создавали произведения исключительной художественной ценности. Таким художником был, бесспорно, Ринальди. Он отходит от основных принципов барокко, но, прокладывая пути к строгому классицизму, еще тесно связан с предыдущей архитектурной эпохой.

Читать дальше

Среди чертежей отдела рисунка Государственного Эрмитажа обращает на себя внимание принадлежащий Ринальди проект торжественной Триумфальной арки. Г. Г.

Гримм, не связывая этот проект с Орловскими воротами, высказал суждение о том, что эта арка, возможно, предполагалась для установки где-либо в Екатерининском парке Царского Села.

Но, может быть, этот проект скорее следует рассматривать как еще один вариант Орловских ворот? В нем встречаются декоративные элементы (овальные венки, гирлянды, и особенно арматура), известные нам по другому памятнику Ринальди, связанному также с именем Орлова, — Мраморному дворцу. Представляется возможным, что использование одинаковых декоративных элементов было продиктовано желанием Ринальди объединить общей художественной тональностью сооружения, связанные одним и тем же адресом.

Читать дальше

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/monuments/category/2064

Ринальди Антонио (1709 — 1794)

императора Петра III

императрицы Екатерины II

Марса, Венеры, Дианы, а также Ротонды, Пирамиды, и в первую очередь — знаменитого Палладиева моста, для которого В. И. Неелов скопировал из путеводителя фасад.

Неелову было предложено и несколько проектов «готических» зданий поскольку к готике Екатерина испытывала в этот период оса пристрастие. Некоторые из этих проектов так и остались на бумаге.

Другие, будучи осуществленными, не сохранились.

И если для Неелова в качестве источников были указаны парковые павильоны, то для Ринальди отправными точками могли стать другие мотивы Стоу, такие как Триумфальные ворота, Ростральная колонна, обелиск, отсылавшие к античным прототипам, посвященным военным победам.  Вероятно, именно они подсказали зали идею Орловских ворот, Чесменской колонны, Катульского обелиска.

Ринальди сочинил для Царскосельского сада также проекты Китайского и Готического павильонов, создал серию проектов небольших плотин и каскадов, выполнил рисунки внутренней отделки Грота, которая если и была выполнена Растрелли из морских раковин и камней, то оказалась значительно поврежденной.

Легкий и нарядный лепной декор Грота, исполненный «каменного и квадраторного дела мастером» М. Кеза с группой лепщиков в 1771 году, обладает присущей творчеству Ринальди изысканностью рисунка и цвета.

Характер отделки, ее мотивы — пветы, гирлянды, раковины — напоминают о том, что Ринальди был даровитым учеником Луиджи Ванвителли — виднейшего представителя итальянского рококо.

В 1770 году Екатерина получила копию недавно опубликованная труда о парке Кью — возможно, это была книга У. Чемберса «Планы, фасады, разрезы и перспективные виды садов и построек в Кью в Суррее». Увлечение просвещенной монархини архитектурными идеями Чемберса сказалось на появлении в императорском саду многочисленных китайских затей.

Царскосельский «китайский» ансамбль образовал удивительный сплав «китайшины в 1740-х и 1770-х годов. Вероятно, это объясняется тем, что проекты из старых увражей Халфпенни, Райта и Овера были в это время вновь взяты на вооружение и наравне с проектами Чемберса и другими новейшими образцами появились во Франции в альбомах Ж.-Л.

Ле Ружа, которыми активно пользовались архитекторами Екатерины.

Увлечение Чемберсом наиболее явственно проявилось в сооружении Китайской деревни. Постройка подобных «деревенек» стала развлечением для коронованных особ, по своей функции близкой придворному барочному саду.

В числе возможных авторов проекта Китайской деревни называют имя Ринальди, в связи с тем, что к этому времени архитектор уже создал в близкой стилистике некоторые интерьеры Китайского дворца в Ораниенбауме.

Высказывается мнение, что «Ринальди в начале 1770-х годов сделал для императрицы деревянную модель Китайской деревни, которая включала повторение знаменитой пагоды в Кью», и что именно он «вовлек» В. И. Неелова в разработку этого проекта.

Известно, что в 1772 году русскому посланнику в Лондоне А. С. Мусину-Пушкину были посланы деньги на модель китайского строения (вероятно, именно «кевской» пагоды).

Тогда же Кабинетом были ассигнованы средства на оплату работ по изготовлению «Китайской модели», которая исполнялась в мастерских Конторы строений домов и садов мастерами, работавшими под началом Ринальди в Ораниенбауме.

Увлекший Екатерину в 1770 году масштабный замысел со временем не только потерял актуальность, но и оказался таким дорогостоящим, что она не сочла возможным воплотить его в первоначальном виде — с восьмиярусной башней-пагодой по образцу фарфоровой пагоды в Нанкине, с легкой руки Чемберса ставшей символом «англо-китайского» сада, и другими эффектными затеями, при том что отделка китайских домиков продолжалась, по мере выделения средств, до самой смерти императрицы.

Учитывая, что Ринальди создал себе репутацию работами по разбивке сада на Собственной даче императрицы в Ораниенбауме, возможно принять во внимание предположение Д. А.

Кючарианц о том, что ему же принадлежит глубоко продуманный выбор места дпя Большого каприза и Китайской (Скрипучей) беседки в Царскосельском саду, композиционно включенных в ансамбль китайских сооружений, целостность которого предполагает одного автора.

Архивные данные похволяют допустить участие Ринальди и в разработке проекта Скрипучей беседки, называвшейся первоначально «Китайским домом», хотя в указе 1778 года о ее постройке автором проекта назван Ю. М. Фельтен. Обстоятельства исполнения проекта до сих пор не выяснены в деталях.

Путаница имен не приходится удивляться — ведь императрица, создавая свой сад, стремилась добиться воплощения образов, уже обозначившихся в ее воображении, и, выбирая наиболее подходящий из нескольких вариантов различных авторов, сама правила эскизы.

При этом известно, что нередко она теряла чертежи.

Более определенно можно говорить о причастности Ринальди к разработке проекта Китайского театра. Сохранилось семь его чертежей: планы первого и второго этажей, главный фасад, два поперечных разреза (на одном листе) и плафон зрительного зала.

  Проект Ринальди предусматровал обработку фасадных стен неглубокими нишами и росписи стен китайскими мотивами. Вероятно, именно ему следовал И. В. Неелов, осуществивший постройку здания.

К моменту начала строительства относится записка императрицы: «Китайский снаружи театр в назначенном квадрате строить против Зверинца: буде отыщу план, пришлю, а буде нет, то надлежит план делать, взяв за основание внутренне расположение Ораниенбаумского театра».

Проектирование английского сада в Царском Селе совпало с начатом Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, а его строительство — с разгромом турок.

Победа в этой войне имела огромное политическое значение для России, повысила ее статус на европейской арене и привлекла к ней всеобщее внимание в Европе, eщe не забывшей, какую серьезную угрозу представляли турки в течение предшествовавших двух столетий, когда «весь христианский мир пребывал в страхе и бил тревогу».

Сад доносит отзвуки военных и дипломатических успехов Екатерины Великой, результатом которых современникам представлялся «небывалый подъем международного значения России», когда «держава второго класса стала считаться первою военною державою в Европе» и «морским государством».

Идею российского триумфа можно было выразить, лишь обратившись к величественным формам древней классики. Возникла необходимость в создании памятников торжественных и в то же время благородно-сдержанных. Так с памятников, посвященных победам над Турцией, началась «царскосельская античность».

Вдохновивишись этой задачей, Ринальди воздвиг монументы, в которых продемонстровалал свое чувство формы и декоративное чутье.

Именно они определили мемориальный аспект Царскосельского сада, в значительной части посвященного военной славе России, и увековечили победы, имевшие огромное значение для укрепления ее авторитета, «небывалого подъема международного значения».

Екатерина знала возможности Ринальди как тонкого декоратора, знатока классических форм и оценила присущее ему чувство камня. Особое художественное чутье при работе с этим материалом, вероятно, сформировалось у Ринальди еще на родине, где он часто видел облицованные мрамором стены и усвоил унаследованные от античности декоративные традиции и навыки применения камня в архитектуре.

С ассортиментом и цветовой гаммой русских мраморов и гранитов архитектор познакомился, занимаясь строительной практикой в Санкт-Петербурге и Гатчине, возводя по собственным проектам дворцы и сооружая новую Исаакиевскую церковь, при которой производилась заготовка и обработка цветного мрамора также и для Царского Села.

Постоянно применяемый А.

Ринальди нежно-розовый доломитовый мрамор Тивдии с Белой горы из южной Карелии, имеющий в полировке глубокий теплый тон, является одним из самых замечательных декоративных материалов российского происхождения и наиболее удивительным камнем царскосельских построек. Старинные каменоломни, ньше уже закрытые, давали замечательные плиты этого камня для внутреннего убранства дворцов и храмов. Академик А. Е. Ферсман писал, что «трудно найти материал более мягких и более нежных тонов».
 

Хотя авторство А. Ринальди до сих пор остается неподтвержденным для таких памятников, как Кагульский обелиск, Морейская и Крымская колонны, «Памятник заслугам», они несут на себе все особенности его художественного почерка.

Отмечая монументами победу за победой в первой Русско-турецкой войне, Екатерина весело сообщала в письме: «Если война сия продолжится, то царскосельский мой сад будет походить на игрушечку. После каждого воинского деяния воздвигнется в нем приличный памятник». Морским победам и победителям — братьям Орловым — Екатерина посвятила малую и большую ростральные колонны — Морейскую и Чесменскую.

Морейская колонна, поставленная в 1771 году в честь победы при полуострове Морея в Средиземном море в феврале 1770 года, стала I первым монументом царскосельского сада императрицы.Пропорции Морейской колонны, как и построенных вслед за ней Чесменской (бесспорно спроектированной Ринальди) и Крымской, соответствуют принятым для римско-дорического ордера.

В 1771-1772 годах по проекту Ринальди был воздвигнут Катульский обелиск — разработанный Ринальди памятник в честь побед русской армии под командованием фельдмаршала Н. Румянцева над турками при реке Кагуле (на юге нынешней Молдавии).

Местоположение всех трех монументов наводит на мысль, что, возможно, мжениям для каждого из них определялось с расчетом на географические аллюзии: Кагульский обелиск, посвященный победе при реке Кагул, был установлен на лугу, плавно спускавшемся к «прудкам», и воспринимался от дворца стоящим у «реки»; Морейская колонна в честь победы при полуострове Морея кажется стоящей на полуострове, Чесменская колонна, посвященная трем сражениям, разыгравшимся среди морских просторов, выступает на водной глади Большого озера.

Еще одним творением Ринальди считается Крымская колонна — памятник присоединения Тавриды, установленный в 1777 году за пределами сада, посреди находившегося здесь Запасного двора кордегардий, построенных в формах турецкой архитектуры, в честь заключения в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мира.

Особый монумент императрица посвятила своим «сотрудникам», заслуги которых она ценила и подчеркивала, что это является первейшим из ее основных правил.

«Кто не уважает заслуги, — писала ова в одной из ранних своих записок, — тот сам их не имеет; кто не старается отыскать заслугу и не открывает ее, тот не достоин в ней способен царствовать».

Мраморный «Памятник заслугам», созданный в начале 1770-х годов, также относят к творчеству Ринальди. 

Арка из гранита и мрамора — Гатчинские (Орловские) ворота, также спроектированная Ринальди, была сооружена в 1777-1782 годах.

В 1779 году, когда работы по сооружению Орловских ворот еще продолжались, Екатерина в письме Ф.-М. Гримму упомянула о падении Ринальди с лесов.

Архитектору было уже около семидесяти лет, и его деятельность в Царском Селе после этого прекратилась — развитие масштабных замыслов императрицы потребовало усилий новых, молодых архитекторов, благодаря творчеству которых царскосельский ансамбль вскоре достиг своего наивысшего расцвета.

В 1784 году Ринальди уехал в Рим, где через десять лет умер. Прекрасные творения архитектора сохраняются в Санкт-Петербурге и его пригородах как свидетельства славных лет екатерининской» царствования, а имя «одного из великих зодчих России» два столетия спустя сияет новым блеском.

Источники:

  • И. Степаненко. Ринальди. Сборник: Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб. : Аврора, 2010. — 303 с.
  • Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди. Л., 1976.
  • Петров А. Н. Пушкин: Дворцы и парки

Источник: https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/istorija-carskogo-sela-v-licah/rinaldi-antonio-1709—1794.html

Ссылка на основную публикацию