В каком месте петербурга происходит завязка драмы м.ю. лермонтова «маскарад»?

Загадочный «маскарад» м. ю. лермонтова

«Любил я часто, чаще ненавидел,
И более всего страдал!»

(Арбенин, «Маскарад»)

Он родился в ненастную ночь со 2 на 3 октября (по старому стилю) 1814 года, какая «звезда» была в эту ночь, что определила такой краткий, одинокий жизненный путь на Земле….

Много загадок и мистики связанны с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым — чего только стоит загадка его последней дуэли.

По смутным свидетельствам современников он предвосхитил «серебряный век», пытаясь уложить в одну кровосмесительную постель жизнь и искусство: разыгрывал ситуацию в реальности, а потом описывал ее в литературе или, наоборот, сначала описывал, а потом переводил через дорогу в реальность…

Сегодня поговорим об одной, связанной с пьесой «Маскарад», написанной когда ему было всего 21 год!

Глубоко неудовлетворенный казенно-патриотическим репертуаром театров, он задумал написать пьесу на тему из современной жизни.

Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество столицы и всей своей художественной системой противостоять благонамеренной официальной драматургии 30-х годов XIX. Замысел «Маскарада» возник у Лермонтова, по-видимому, в конце 1834 г. или в начале 1835 г.

В эти годы Лермонтов-офицер непосредственно познакомился с великосветским обществом Петербурга, посещавшим светские маскарады в доме Энгельгардта. Хорошо знал Лермонтов и театральную жизнь Петербурга.

Лермонтову, как известно, не дали разрешение поставить «Маскарад». Видимо, запрещение пьесы для постановки на сцене вселило мысль о безнадежности увидеть ее и в печати.

Если подлинный лермонтовский «Маскарад», хотя и с цензурными купюрами, через год после смерти поэта все же был напечатан, то для представления на официальной театральной сцене даже и в этом виде пьесу разрешили только в 1862 г.

«Я хорошо отомстил за слезы, которые меня заставило проливать 5 лет тому назад кокетство M-lle S.!» — резюмировал он сам всю эту историю в письме к Верещагиной весной 1835 г. «О, мы еще не расквитались! — продолжает он там же. — Она мучила сердце ребенка, а я только подверг пытке самолюбие старой кокетки…».

Нищий

У врат обители святойСтоял просящий подаяньяБедняк иссохший, чуть живойОт глада, жажды и страданья.Куска лишь хлеба он просил,И взор являл живую муку,И кто-то камень положилВ его протянутую руку.Так я молил твоей любвиС слезами горькими, с тоскою;Так чувства лучшие моиОбмануты навек тобою!1830.

Это стихотворение 16-летнего! поэта было посвящено 18-летней Екатерине Сушковой, первой возлюбленной Лермонтова, которая просто посмеялась над чувствами юноши.Спустя 5 лет, изобразив влюбленность в Екатерину Александровну, Лермонтов повел с нею расчетливую игру.

Не понимая этого, Сушкова, по ее словам, действительно в него влюбилась…В скандальной истории с Сушковой, кроме Лермонтова, замешан был друг его отрочества, Алексей Лопухин; почти уже объявленный женихом Сушковой, он в результате ухаживаний друга получает отказ.

Одновременно с осуществлением, наконец, желанной мести Лермонтов и задумывает свою трагедию мести — «Маскарад».

Кроме мести за старое, Лермонтовым руководила, действительно, и карьера модного тогда стендалевского героя (из «Красное и черное»), то за всей этой слишком жестокой выходкой могла крыться и какая-то третья, более благородная и поэтому умышленно утаенная Лермонтовым причина.

Он сам — Игрок.При чтении пьесы «Маскарад» понимаешь, как точно Лермонтов обыгрывает тебя. Да ведь Арбенин игрок, профессиональный картежник, шулер. Все смутно для него в мире, кроме зеленого сукна и рук на нем.

Эти руки на столе, отрезанные от человека, взятые крупным и сверхкрупным планом, суетящиеся, дрожащие, потирающие друг друга, раскрывающие и сдвигающие карточный веер…

Из игорного дома Арбенин и Звездич едут на Невский проспект, в дом барона Энгельгардта, где устраиваются аристократические костюмированные балы-маскарады и где постоянно бывает царь — Николай I.

Историческая справка: Энгельгардт Василий Васильевич (1785 — 1837) — полковник в отставке, широко известный в Петербурге богач, крупный игрок, весельчак и острослов. В молодости был дружен с А. С.

Пушкиным. Энгельгардт получил от правительства привилегию на проведение в своем доме на Невском проспекте публичных концертов и костюмированных балов. Вечера у Энгельгардта были чрезвычайно популярны.

Название пьесы символично: вся жизнь персонажей — это «пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад». С уст Арбенина звучит:
Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.
И если маскою черты ужасны,
То маску с чувств снимают смело.

Браслет из ”Маскарада”.Взяв сюжет «Отелло» для своего «Маскарада» (на маскараде, как в театре шекспировских времен; плоть дурачилась, выставлялась, скабрезничала).

Конечно, Лермонтов должен был выбрать другой символ ревности — и вместо платка он берет браслет, который «двадцати пяти рублей, конечно, не дороже» (сумма, впрочем, для Арбенина не существенная и для браслета — более чем скромная).

И поначалу кажется, что поступил Лермонтов совершенно опрометчиво: ни один мужчина, и самый ревнивый муж в том числе, не узнает недорогой браслет жены (таких у нее десятки) в руках постороннего. Но нет, Арбенин — игрок, который помнит до подробностей все руки, вырезанные, укрупненные, замещающие человека… , поэтому был им «сфотографирован» и случайный, невзрачный браслет Нины.

Развязка. Нина — образ, возможно, даже более романтизированный, чем образ Арбенина. В ее облике воплощен идеал прекрасной человеческой личности.

У нее живой, светлый ум, способность глубоко чувствовать и переживать, душевный такт, сознание своего человеческого достоинства. Она проста и естественна.

Встреча Арбенина с Ниной оказала на его душу целительное воздействие: «…черствая кора с моей души слетела, мир прекрасный моим глазам открылся не напрасно, и я воскрес для жизни и добра».

Но ревность позволила усомнится в светлом, скорее, ошибиться в масках «маскарада»…

Правила игры жестоки и неумолимы…

Что до мистики, то странным образом «играют» сами даты Лермонтова…Когда Россия собиралась широко отметить 100-летие поэта, то в этот год (1914) началась Первая мировая война.

Когда же к 100-летию гибели поэта сняли фильм «Маскарад», поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1941 году режиссером Сергеем Герасимовым, премьера которого состоялась 22 июня 1941г. Так же в театре им. Вахтангого состоялась премьера «Маскарада» тоже 21 июня 1941г… — а завтра была война.

Ну что же теперь — уж лучше вспомнить какую прекрасную музыку оставил нам Арам Хачатурян для этого спектакля. Позже, в сюиту вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.

Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньеКружилась я быстрей — и чудное стремленьеМеня и мысль мою невольно мчало вдаль,И сердце сжалося; не то, чтобы печаль,Не то, чтоб радость…»От злобы, ревности, мученья и стыдаЯ плакал — да!А ты не знаешь, что такое значит,Когда мужчина — плачет!О, в этот миг к нему не подходи:

Смерть у него в руках — и ад в его груди».

Источник: https://www.colors.life/post/1039230/

Анализ пьесы Лермонтова «Маскарад» Помощь по литературе

«Маскарад» — драматическая пьеса М. Ю. Лермонтова в стихах — произведение, которое поэт создал непосредственно для постановки на сцене, чего при жизни увидеть ему так и не удалось.

Пьеса была написана в 1835 году, изначально в трех действиях, и заканчивалась смертью главной героини. Однако, драматическая цензура во главе с шефом жандармерии Бенкендорфом, пьесу к постановке не допустила.

Причиной сему было посягательство поэта на костюмированные балы в доме влиятельных в ту пору Энгельгардтов, расцененное как вызов всему петербургскому великосветскому сообществу. История повторялась еще дважды, и так же дважды Лермонтов переделывал сюжет.

В итоге свет поэма увидела уже после смерти поэта, в 1842 году, в весьма сокращенном варианте, и только через 30 лет была напечатана полностью.

«Маскарад» не зря вызвал такую реакцию у чиновников от цензуры. Лермонтов хорошо знал сущность жизни русской аристократии и тематику театральных безлико-патриотичных постановок. Он создал произведение-вызов, обнажающее все те пороки, которые были присущи великосветскому обществу Петербурга начала 19 века.

Назвав пьесу «Маскарад», Лермонтов имел в виду не только момент костюмированного бала в доме у Энгельгардтов. Все происходящее в жизни общества он считал клубком завуалированных интриг, скрытых преступлений и замаскированных пороков, неприемля такой образ существования.

Свое отношение к происходящему в кругах петербургской знати, он вложил в образ главного героя, Евгения Арбенина.

Арбенин, будучи частью этого общества, — один из участников «маскерада» жизни с его лицемерием и эгоизмом, интригами и фальшью, карточными играми и костюмированными балами. Арбенина нельзя назвать положительным героем. Он — карточный шулер, разбогатевший на этом. Но сила его духа и ума позволяют вырваться из порочного круга, чтобы начать новую жизнь.

…я все видел, Все перечувствовал, все понял, все узнал, Любил я часто, чаще ненавидел, И более всего страдал! Сначала все хотел, потом все презирал я, То сам себя не понимал я, То мир меня не понимал.

Тем не менее, он реально ощущает невозможность достижения спокойствия и свободы души в мире, где смещены понятия черного и белого, и в этом его трагизм. Опыт предыдущей жизни навсегда поселяет в его душе неверие людям и недоверие ко всем, его окружающим, и жизни в целом. Он не любит общество «масок» . и оно пытается ответить ему тем же.

Под маской все чины равны, У маски ни души, ни званья нет, — есть…тело. И если маскою черты утаены, То маску с чувств снимают смело.

Евгений хочет уйти от реальности, забыв о карточных играх и пристав к тихой семейной гавани. После долгого соприкосновения с обществом порока и разгула, он боготворит свою юную жену, чистую и целомудренную Нину, он «воскрес для жизни и добра». Ныне он живет только одним — любовью к своей жене.

Ты молода летами и душою, В огромной книге жизни ты прочла Один заглавный лист, и пред тобою Открыто море счастия и зла.

Нина ангельски непосредственна, она по-детски обожает праздники, «и блеск, и шум, и говор балов» . и часто проводит время на них допоздна. Неудивительно, что именно бесхитростная Нина становится жертвой интриг и маскарадных сплетений судьбы.

Общество мстит Арбенину в лице окружающих его «масок», выискав его самое больное место и ударив по нему расчетливо и хладнокровно. Лицемерная баронесса Штраль, закрутившая трагическую интригу, пытаясь спасти свое положение в обществе, подставляет под удар Нину. Шприх, сущность которого Арбенин понял сразу

Улыбка злобная, глаза… стеклярус точно, Взглянуть — не человек, — а с чертом не похож.

мстит за помощь Евгения князю Звездичу. Бывший сокартежник Казарин, пытаясь вернуть Арбенина в карточные игры, как хорошего партнера, подливает масла в огонь, после чего Евгений окончательно разочаровывается в Нине:

Прочь, добродетель: я тебя не знаю, Я был обманут и тобой…

Черным демоном вьется вокруг Арбенина Незнакомец. Когда-то Евгений лишил его всех средств, выиграв по-крупному в карты и не простив долга. Много лет тот вынашивает план мести, который наконец-то претворен в жизнь. Именно он открывает Евгению глаза на то, что Нина невиновна.

Арбенин пытается освободиться от нравственных устоев окружающего его общества, но все же идет на поводу у него, поверив в измену Нины. Отравив ее, он не просто расплачивается с ней за якобы неверность, он мстит за крушение того единственного светлого в его жизни, что у него оставалось…

Мысли и действия Арбенина и других персонажей говорят о том, что автор своей пьесой не только пытался раскритиковать существующее светское общество, он предостерегал от нарастающего безраздельного царствования зла и самых низменных качеств и поступков.

«Маскарад» — самая зрелая драматическая пьеса Лермонтова, в ней прослеживается отточенное мастерство автора: богатый язык, меткие фразы, фактурные диалоги, глубина образов, конкретность проблематики, что заслуженно ставит пьесу в ряд лучших произведений русской драматургии.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/3427_analiz_pesy_lermontova_171_maskarad_187.htm

рама М. Ю. Лермонтова «Маскарад»: герои, сюжет

1. «Маскарад» — романтическая драма.

2. Характер Арбенина, его взаимоотношения с обществом и с женой.

3. Что хотел сказать М. Ю. Лермонтов, развивая основную сюжетную линию?

4. Кульминация драмы.

5. Творчество М. Ю. Лермонтова как зеркало темных сторон человеческой натуры.

Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» занимает особое место как в творчестве поэта, так и во всей русской драматургии. Эта социально-психологическая романтическая драма, основной сюжетной линией которой является конфликт лирического героя с обществом, условностями окружающей обстановки, а также с самим собой.

Евгений Александрович Арбенин — главный герой произведения. Он игрок — как по своей натуре, так и по способу обогащения. Сам герой характеризует свою жизнь, большая часть которой прошла за карточными играми, следующим образом:

Я здесь давно знаком; и часто здесь, бывало,

Смотрел с волнением немым, Как колесо вертелось счастья.

Один был вознесен, другой раздавлен им,

Я не завидовал, но и не знал участья: Видал я много юношей, надежд

И чувства полных, счастливых невежд

В науке жизни… пламенных душою,

Которых прежде цель была одна любовь…

Они погибли быстро предо мною…

Арбенин сожалеет о том, что его никто не смог уберечь от подобной жизни. Он не скрывает печали и горечи в разговоре с Звездичем:

…я был

Неопытен когда-то и моложе,

Как вы, заносчив, опрометчив тоже,

И если б… (останавливается) кто-нибудь меня остановил…

Для общества того времени это было падение. В начале драмы Арбенин уберегает Звездича от краха, помогая ему отыграться.

Однако, разбогатев с помощью карт, Арбенин решает перестать заниматься игрой, жениться и стать добропорядочным семьянином. Посватавшись, прежде всего «по размышленье зрелом», он сумел полюбить, и весьма сильно, свою юную жену.

Здесь Лермонтов раскрывает одну из основных мыслей, которая обозначена во многих произведениях. Это преображение человеческой натуры из-за любви, которая облагораживает героя.

Арбенин, не скрывая чувств, говорит о жене следующее:

Созданье слабое, но ангел красоты:

Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье…

Я человек: пока они мои,

Без них нету меня ни счастья, ни души,

Ни чувства, ни существованья!

Именно на маскараде происходит завязка основной сюжетной линии. Случайно ли это? Для Лермонтова маскарад является не только символом борьбы с окружающей действительностью, но противостояния скрытого, проходящего под маской, чужой личиной.

Именно здесь нивелируются разные социальные статусы («Под маской все чины равны…»), отметаются душевные особенности ( «У маски ни души, ни званья нет, есть тело»). Человек, надевший маску, становится более решительным и откровенным.

Арбенин отмечает:

И если маскою черты утаены,

Читайте также:  Мемориал зелёный пояс славы в санкт-петербурге

То маску с чувств снимают смело.

Маскарад — это демонстрация откровенности, настоящих чувств и действительности, не ограниченных этикетом и моралью. Но, с другой стороны, маска скрывает личность человека, дает ему возможность действовать не от своего имени, а инкогнито.

Главный герой Арбенин появляется на маскараде вместе с Звездичем. Он явно чужой здесь. Лермонтов, чтобы подчеркнуть это, даже не надевает на героя маску. Но и Арбенин невольно втягивается в круговорот маскарада.

Именно с этого вечера начинается разлад его с Ниной, появляется мучительное чувство ревности, которое впоследствии привело к несчастью. Именно здесь впервые появляется Неизвестный — загадочный персонаж, предрекающий Арбенину несчастье в праздничную зимнюю ночь.

Звездич, напротив, попадает в любовную интригу. Незнакомка дарит ему браслет в знак своей глубокой душевной привязанности.

В дальнейшем перед читателем стремительно, сменяя одну сцену за другой, разворачивается вся интрига. Звездич, уверенный, что загадочная дама — это Нина, решает написать ей письмо, скандальное содержание которого узнает почти весь светский Петербург. Арбенин еще больше убеждается в своих подозрениях.

В случившемся Арбенин видит злую усмешку судьбы. Ему ли, игроку, быть добродетельным семьянином?

О! кто мне возвратит… вас, буйные надежды,

Вас, нестерпимые, но пламенные дни!

За вас отдам я счастие невежды,

Беспечность и покой — не для меня они!…

Мне ль быть супругом и отцом семейства,

Мне ль, мне ль, который испытал

Все сладости порока и злодейства

И перед их лицом ни разу не дрожал?

Он решает отомстить как Звездичу, так и любимой жене Нине. Напрасно по сути завязавшая всю интригу баронесса Штраль предостерегает Звездича: «…ужасен в любви и ненависти он». Князь уверен в своей безнаказанности и судит о сопернике, исходя из своих понятий о чести и светском кодексе:

Ваш страх напрасен!…

Арбенин в свете жил, — и слишком он умен,

Чтобы решиться на огласку!

И сделать, наконец, без цели и нужды,

В пустой комедии — кровавую развязку.

А рассердился он,- и в этом нет беды:

Возьмут Лепажа пистолеты,

Отмерят тридцать два шага

И, право, эти эполеты

Я заслужил не бегством от врага.

Все эти понятия света о чести и долге — тот же маскарад. Люди, подчиняясь различным условностям, делают вид, что ничего не произошло, надевают маску безучастности.. Но Арбенин не таков. Он игрок и не подчиняется правилам света.

Полностью полагаясь на судьбу, главный герой ждет, когда она предоставит ему шанс отомстить. И вот случай сводит вместе Арбенина с князем Звездичем.

Провоцируя Звездича, главный герой задает ему вопрос: «А все играть с тех пор еще боитесь?» На это князь парирует «Нет, с вами, право, не боюсь», в сторону добавляя:

По светским правилам, я мужу угождаю,

А за женою волочусь…

Лишь выиграть бы там — а здесь пусть проиграю!…

Эта сцена наиболее ярко демонстрирует всю «маскарадность» светской условности.

В итоге Арбенин уличает Звездича в шулерстве, дает ему пощечину. Однако от предложенной дуэли герой отказывается. Арбенин отказывает князю в реализации еще одного светского правила — защите достоинства и чести. В итоге Звездич лишается возможности быть отомщенным, восклицая:

Да в вас нет ничего святого,

Вы человек иль демон?

Арбенин отвечает ему: «Я? игрок!» Этот поступок срывает со всех маски, обнажая истинные человеческие черты. Маскарад закончен.

Для главного героя итог печален — попытка изменить свою судьбу, найти новый смысл жизни — рухнула. Он лишается не только любимой жены и своего статуса в обществе. Арбенин теряет самое ценное для человека — разум.

В драме Лермонтова «Маскарад» отражаются все темные стороны человеческой души. Известный литератор и критик Д. С. Мережковский писал: «Лермонтов — ночное светило русской поэзии», поэт, «метафизически и религиозно утверждающей себя в несмиренности, несмиримости…».

Через все произведение красной нитью проходит мысль автора о том, что невозможно грешить, а потом стать примерным гражданином. Всегда необходимо расплачиваться за собственные ошибки.

Кроме того, Лермонтов, назвав свое поэму «Маскарад» и развивая основную сюжетную линию на фоне бала, подчеркивает тем самым «маскарадность» и неестественность светских правил и манер «высшего света», для которого принятые условности важнее и существеннее, чем истинные чувства людей, вынужденных не жить, а разыгрывать роли.

Источник: https://studopedya.ru/2-60263.html

Михаил Юрьевич Лермонтов1814-1841

Главная → Лермонтов М.Ю. → Пьеса «Маскарад»

Это первая пьеса, сочтенная автором достойной театра, а следовательно, и печати. В октябре 1835 года она была представлена в цензуру, которая усмотрела в ней «прославление порока» и возвратила автору. Лермонтов, дополнив пьесу сценой сумасшествия Арбенина, в январе 1836 года снова сдал ее в цензуру и опять получил отказ.

Следуя указаниям цензуры, он ослабил мелодраматичность пьесы: сумасшествие Арбенина заменил его отъездом, отравление Нины — мистификацией и т. д. В октябре 1836 года третья редакция пьесы была доставлена в цензуру уже под названием «Арбенин». Но и в этой редакции она не удовлетворила официальных ревнителей нравственности.

Впервые «Маскарад» опубликован в 1842 году, на сцене появился в отдельных эпизодах в сезоне 1852—1853 года, а полностью в 1862 году.

Тема «Маскарада» — петербургский свет, его люди и страсти и еще шире — человек и смысл его жизни. Идейный пафос пьесы — в обличении светского общества в игорном доме, маскараде, на балу, у гроба Нины. Его представители, проводящие время в пошлых любовных интригах, занятые наживой и карьерой, — черствые, жестокие себялюбцы, коварные завистники, сплетники.

В сцеплении образов «Маскарада» проглядывает и более глубокая его идея — разоблачение индивидуализма и эгоизма, утверждение человечности, гуманности, протест против условий, унижающих человека. Предельно ясные, глубоко обобщенные в своей сущности, герои «Маскарада» воспринимаются как социально-психологические символы. Казарин — игрок без чести и совести.

Смысл и цель жизни этого светского «Мефистофеля» — «и честь, и миллионы». Князь Звездич — бесхарактерный, безвольный, легкомысленный прожигатель жизни, соблазнитель светских дам, глупый жуир и фланер, по выражению баронессы Штраль, — «игрушка людей».

Шприх — ростовщик, продажная душа, сплетник, хамелеон и подхалим, проныра, способный вывернуться из любой переделки.

Среди действующих лиц «Маскарада» весьма оригинален образ баронессы Штраль. Будучи в плену лицемерных, индивидуалистических нравов и обычаев света, она, спасая себя, губит Нину. Но это все же не обычная светская дама.

Боясь света, она и ненавидит его. Ей принадлежат слова: «Век нынешний, блестящий, но ничтожный».

Она мучается своим поступком, пытается восстановить истину, спасти, оправдать Нину, а когда это ей не удается, «свет навеки покидая», удаляется в деревню.

Образ Нины обаятелен. Она непосредственна, умна, наивно чиста, доверчива, добра, мила, тактична. Ей свойственно сознание человеческого достоинства. Она далека от увлечения светской мишурой, готова ради любимого оставить свет, «скучную свободу».

Именно в ее душевной чистоте, в наивной непосредственности и свежести, таких далеких и чуждых светскому обществу, Арбенин нашел успокоение и отраду. Но эти достоинства все же не приобрели в образе Нины полной органической слитности, конкретности живого типа. Она в какой-то мере аморфна. Непонятны и условия, ее взрастившие.

Это, как указывалось в критике, «цветок, пересаженный на чуждую ему почву».

В калейдоскопе лиц-масок, выступающих в пьесе и рисующих собою среду, обычаи и нравы светского общества, главную роль играет Евгений Арбенин, образ которого дан романтически.

Это не конкретно-исторический тип, последовательно, до конца связанный с определенной социально-бытовой средой, а интеллектуально исключительная, могучая, «демоническая» личность, возвышающаяся над породившей его средой и поставленная в условия трагической безысходности. Весь его облик овеян загадочностью.

На протяжении всей жизни его сопровождает одиночество. Арбенин — и порождение светского общества, и одновременно его неистовый враг. По натуре и природе он не злодей. В юности его обуревали стремления к большой гражданской деятельности, светлые надежды и мечты.

Но условия светской жизни сделали его сатанински самолюбивым эгоистом, орудием зла. «С душой кипучею, как лава», он прошел все круги светского ада и стал самым отъявленным его дьяволом.

К каким преступлениям не причастен Арбенин, испытавший «все сладости порока и злодейства»? Но в своей порочности Арбенин оставался выше подавляющего большинства людей мишурного света. Он ненавидел их и мстил им за ничтожество влечений, чувств и дум. Презирая творимое им зло, он оставался страдающим эгоистом.

Любовь к Нине, в которой он нашел незнаемую им ранее душевную чистоту и красоту, возродила мертвую душу Арбенина, стала смыслом и целью его жизни. И он «воскрес для жизни и добра».

Перед Арбениным забрезжила надежда оживить все то, что «цвело в нем прежде», и осуществить «небесные мечты» юности. Но власть нравов и привычек, привитых Арбенину светом, козни и интриги оказались сильнее его порывов к добру.

В этом умном, гордом человеке, сохранившем проблески истинно человеческих чувств, побеждает не светлое, а темное начало, не вера в любимого человека, а недоверие к нему.

Раскрытию образа Арбенина, властного, мятущегося, одинокого, демонического, презирающего свет-маскарад, содействует и композиция пьесы. На протяжении всей пьесы Арбенин является как бы ее фокусом.

При этом его поступки наиболее активные, сценически напряженные, узловые в развитии пьесы. К.

Ломунов справедливо пишет, что композиция «Маскарада», подобно композиции романа «Герой нашего времени», напоминает «концерт солиста в сопровождении оркестра».

В гармонии с обликом ведущего героя, страдающего эгоиста применены романтические средства: эмоционально-драматический монолог и диалог, «рембрандтовский» контраст, острые переходы, сложная интрига, авантюра, тайна.

Здесь и таинственная маска (ее предостережения Арбенину на балу), и потерянная вещь (браслет Нины, случайно попавший к Звездичу), и письмо, случайно оказавшееся в других руках (Звездича к Нине у Арбенина), и невыслушанные слова (баронессы к Арбенину о невиновности Нины), и намеки и предсказания.

Воспроизводя драматическую сумятицу человеческих страстей, Лермонтов придает пьесе динамический характер. Ее эмоционально-психологическая напряженность начинается уже с экспозиции. Пьеса открывается сценой проигрыша Звездича, решающего его судьбу.

Совершенно неожиданно Арбенин, сочувствуя Звездичу, садится за игорный стол и возвращает проигрыш, тем самым спасая ему жизнь.

Вторая сцена еще более динамична быстрой сменой эпизодов: Звездич и завлекающая его маска; Арбенин и угрожающая ему маска; потеря браслета одной женской маской, его находит другая маска и передает на память о свидании Звездичу. В третьей сцене происходит завязка драмы.

Арбенин заметил отсутствие у Нины браслета, вспомнил его в руках Звездича и заподозрил жену в измене. Психологическое напряжение, достигшее в первом акте большой остроты, не снижается, а повышается в последующих актах. Кульминация пьесы — диалог Арбенина и Неизвестного: Арбенин убеждается в невиновности Нины. Развязка пьесы — сумасшествие Арбенина и торжество Неизвестного.

Социально-психологическое своеобразие персонажей пьесы выразительно раскрывается в их речевом строе. Казарину, Звездичу, Нине, Шприху, баронессе Штраль свойственны реально-бытовые особенности языка. Откровенный цинизм Казарина скрывается под маской иронии и шутки.

Для него, завзятого игрока, характерны «игровые» термины: «передернуть», «проиграл», «колода карт», «банк», «туз», «загребу», «гнуть».

Речь Шприха, проходимца, темного дельца, пестрит словами и выражениями вульгарного просторечия ( «чтоб у тебя засохла глотка», «красотка… чуть-чуть не отклепалась»), ростовщических операций ( «проценты вздорные», «даром», «тысяч», «агенты», «сладить», «купить») и лицемерного угодничества ( «Помилуйте-с», «Да-с»).

Князь Звездич, недалекий светский любезник, изъясняется по преимуществу салонно-манерными фразами: «Ах, никогда мне это не забыть», «небесные черты», «О будущем блаженстве», «Ласкали вы любви словами».

В речи Арбенина, освобожденной от реально-бытовых признаков, так свойственных другим персонажам, проступает отвлеченная лирико-философская лексика, пышная метафоричность и яркая афористичность фразеологии, эмоционально-патетический синтаксис, изобилующий восклицательно-вопросительными фразами, антитезами, параллелизмами, афоризмами, развернутыми периодами, сжатыми обращениями, анафорами, внутренними повторами тождественных слов и выражений. Для него, анализирующего, судящего себя и окружающих людей, свойственна ирония, нередко переходящая в сарказм.

«Маскарад» — весьма сложное произведение. Этой пьесе не чужды комедийные мотивы. В ней отчетливо звучит и трагизм (образ Арбенина). В своей ведущей тенденции «Маскарад», на наш взгляд, не драма, а романтическая трагикомедия с явно выраженными реалистическими элементами.

Ее реалистические признаки конкретно проявляются в изображении социальной среды, светского общества, в котором вращается главный герой пьесы — Арбенин. Над этой пьесой явно веет дух романтической драматургии, в особенности Шиллера ( «Разбойники», «Коварство и любовь»), Гюго ( «Эрнани», «Мария Тюдор») и реалистической комедии Грибоедова «Горе от ума».

Переклички между «Горем от ума» и «Маскарадом» весьма разнообразны. Вот некоторые из них. В «Маскараде», направленном против высшего света, имеются прямые обвинительные суждения. Уже в первом выходе 4-й понтер бросает реплику: «…кто нынче не гнется, ни до чего тот не добьется». Арбенин в какой-то мере напоминает Чацкого.

Он тоже испытывает горе от ума, хотя его муки совершенно иного свойства — морально-психологического. Несомненно сходство Шприха с Загорецким, объясняемое тождеством реального прототипа — Элькана, известного агента III отделения. В «Маскараде» то и дело слышатся прямые повторения, отголоски, реминисценции грибоедовских стихов: «Казарин. …И крест на шею получил. — Скалозуб. …мне на шею; Князь.

Нет, я ее сыщу на дне морском.— Фамусов. …Сыщу ее на дне морском; Князь. За два совета вам я благодарен вдвое. — Софья. А за старанье — вдвое; Казарин. …глядь! — Чацкий. …Глядь!» По примеру «Горя от ума», Лермонтов написал свою драму вольным-ямбом.

В январе 1836 года Лермонтов дописывал драму «Два брата». Морально-психологический конфликт этой пьесы состоит в любовном соперничестве родных братьев. Александр — сложный, противоречивый образ.

Это волевой бунтарь, восстающий против моральных предрассудков своего общества и религии. Это и человек, нравственно искалеченный своей средой, превратившийся в законченного злодея, для которого нет ничего святого.

Юрий, наоборот, олицетворение прекраснодушия.

Драма «Два брата», явно примыкающая к ранним, последовательно романтическим трагедиям Лермонтова, уступает в идейном и художественном мастерстве «Маскараду» и всем другим пьесам Лермонтова.

Сюжетная линия Юрия и княгини Литовской связывает эту драму с романом «Княгиня Литовская» и романом «Герой нашего времени». Монолог Александра: «Да!, такова была моя участь со дня рождения» — перенесен в роман «Герой нашего времени».

Драма «Два брата» впервые опубликована в 1880 году.

Лермонтов, потеряв надежду на цензурное разрешение «Маскарада», оставил поприще драматурга. Но то, что уже было создано им, с полной ясностью характеризует его как выдающегося драматурга прогрессивно-романтического направления, протестанта и бунтаря, ненавидящего блестящий свет, устремленного в будущее.

Отстаивая прогрессивно-романтические принципы, Лермонтов отчетливо осознавал их враждебность реакционно-романтической драматургии, официально признанной и всячески поддерживаемой правительством. Это он и выразил в эпиграмме на постановку трагедии Н. Кукольника «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский».

Реклама от Literature-XIX.Ru

Источник: http://www.literature-xix.ru/lermontov/maskarad/

«Маскарад»: краткое содержание. «Маскарад» Лермонтова :

Рассмотрим произведение, созданное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1835 году. Опишем его краткое содержание. «Маскарад» Лермонтова (фото автора представлено ниже) ‒ это стихотворная пьеса в 4-х действиях.

В начале произведения мы знакомимся с Арбениным Евгением Александровичем. Это не первой молодости человек, по роду деятельности и натуре игрок. Он решает, разбогатев на картах, изменить свою судьбу. Арбенин, герой, которого создал М.Ю.

Лермонтов («Маскарад»), хочет жениться и стать барином. Это в конце концов он и осуществляет.

Евгений влюбляется в свою жену

Однако жизнь вносит существенную поправку в прекрасный план героя, как отмечает М. Лермонтов («Маскарад»). Анализ его мотивов автор проводит, говоря что Евгений посватался «по размышленьи зрелом», хотя и не по прямому расчету.

Однако через некоторое время он влюбляется неожиданно для себя в свою юную супругу. А это с его кипучим как лава темпераментом и угрюмством не обещает душевного комфорта.

Евгений вроде бы причалил к тихой семейной пристани, однако ощущает себя брошенным вновь в бурное открытое море «изломанным челноком».

Настасья Павловна возвращается с бала

Безусловно, жена его ‒ ангел, однако она и годами, и душой дитя. Михаил Лермонтов отмечает, что она обожает по-детски все то, что блестит, а больше всего ‒ балы с их шумом.

Вот и сегодня развлекается Петербург, танцует где-то и Арбенина Настасья Павловна (Нина по-домашнему). Она обещала вернуться до полуночи, однако уже второй час. Наконец девушка является.

Она подкрадывается на цыпочках и, словно доброго дядюшку, целует своего мужа в лоб. Супруг устраивает Нине сцену, после которой они мирятся.

Евгений выручает Звездича

Евгений Александрович к тому же сегодня сам не без греха. Он нарушил данный им зарок: не садиться больше за карты. Он сел и выиграл много денег. Правда, предлог для этого был благовидный: надо было выручить из беды Звездича, проигравшегося князя.

Он едет с ним из игорного дома к Энгельгардту в маскарадный дом. Это необходимо ему для того, чтобы развеяться. Однако расслабиться не удается: Арбенин в праздной толпе чужой, зато очень красивый молодой гвардеец Звездич в своей стихии.

Он, конечно, мечтает о любовном приключении.

Любовное приключение

Сбывается мечта. Интригуя Звездича, таинственная дама с маской на лице признается ему в страсти. Гвардеец просит какой-нибудь символический предмет в память об этой встрече.

Читайте также:  Петропавловский собор в санкт-петербурге

Не рискуя отдать Звездичу кольцо, девушка в маске дарит ему браслет, потерянный кем-то. Князь показывает Арбенину маскарадный «трофей». Тот видел где-то похожий, но не помнит, где именно.

Ему сейчас не до Звездича: наговорив дерзостей, кто-то неизвестный предсказал только что несчастье Евгению, которое должно произойти именно в эту зимнюю ночь.

Арбенин обнаруживает пропажу браслета

У Арбенина, согласитесь, после столь бурного дня есть все основания для того, чтобы нервничать, ожидая свою супругу. Но умчалась гроза, не превратившись в бурю. Что с того, что супруга любит его иначе, чем он, ‒ играя чувствами, безотчетно? Главное, что она все-таки любит. В порыве нежности растроганный Евгений целует пальцы жены.

Михаил Лермонтов далее рассказывает о том, что герой обращает внимание на браслет на ее руке. Именно таким несколько часов назад хвастал Звездич. Браслеты парные, а на правом запястье его нет. Нина говорит, что потеряла браслет.

Всем домом по распоряжению Арбенина ищут потерю. Конечно же, ее не находят. Оказывается, что Нина задержалась не на домашнем балу у одного почтенного семейства, а у Энгельгардта на маскараде.

А туда зазорно ездить порядочной женщине без спутников.

Пораженный необъяснимым поступком супруги (неужели это только детское любопытство?), Арбенин подозревает, что у нее роман с князем. Правда, подозрение это пока не превратилось в уверенность.

Как возможно, что Нина предпочла Арбенину, зрелому мужу, смазливого пустого мальчишку?! Князь возмущает супруга Нины пока куда больше, чем жена. Тому, вероятно, было бы вовсе не до амурных шалостей, если бы Арбенин великодушно не отыграл его карточный проигрыш.

Супруги, до полусмерти устав от выяснения отношений, расходятся по комнатам в дурном расположении духа.

Нина рассказывает обо всем Звездичу

Нина на следующий день идет в ювелирный магазин. Она полагает, что муж перестанет злиться, если она подберет вместо утраченной безделушки такую же. Не купив ничего (браслеты эти штучной работы), девушка заезжает к своей светской приятельнице баронессе Штраль, молодой вдове. Она, встретив Звездича в гостиной, рассказывает ему простодушно о своей неприятности.

Гвардеец, решив, что Нина Арбенина и дама в маске ‒ одно и то же лицо, а сочиненная ей «сказочка» про потерянный браслет ‒ это намек, преображается тут же в пламенного любовника. Нина, остудив «крещенским холодом» его пыл, поспешно удаляется. Князь в досаде выкладывает баронессе всю историю. Вдова ужасается, так как это она подарила Звездичу на маскараде Нинин браслет.

Письмо Звездича

Однако, спасая собственную репутацию, вдова оставляет в заблуждении Звездича. Тот надеется запутать Нину и добиться тем самым своего. Он отправляет девушке предерзкое письмо, в котором говорится, что он скорее умрет, чем откажется от нее.

О содержании письма князь оповещает предварительно половину светского Петербурга. Скандальное послание в результате интриги оказывается в руках Арбенина. Евгений теперь убежден, что его жестоко обманули. Он видит кроме того и вещий знак в случившемся.

Тот, кто испытал в своей жизни все сладости злодейства и порока, не может мечтать о беспечности и покое.

Какой, в самом деле, из игрока муж, отец семейства? Однако Арбенин не может отомстить «соблазнителю» так, как следовало бы сделать «гению злодейства»: задушить его спящим. Союз с добродетелью изменил что-то в нем.

Госпожа Штраль пытается рассказать правду Арбенину. Наказание Звездича

Баронесса Штраль тем временем испугавшись того, что жизнь князя, которого она любит, находится в опасности, решает открыть истину Арбенину и предотвратить тем самым неизбежную, как считает она, дуэль. Не будем в подробностях описывать ее рассказ, составляя краткое содержание.

«Маскарад» Лермонтова можно кратко изложить, не вдаваясь детально в различные сцены. Отметим, что Арбенин, прокручивая варианты отмщения в своей голове, не слышит ее. В отчаянии госпожа Штраль. Но она напрасно волнуется: в планы Евгения не входит поединок.

Он намерен отнять у баловня судьбы вовсе не жизнь, а нечто большее: уважение общества и честь. Арбенину вполне удается хитроумное предприятие. Втянув в карточное сражение бесхарактерного князька, он придирается к пустякам и обвиняет его публично в мошенничестве.

Сказав, что Звездич подлец и шулер, он дает ему пощечину.

Дальнейшая интрига

Таким образом, провинившийся наказан. Однако продолжается интрига, в которую оказались вовлечены герои «Маскарада» Лермонтова. Теперь очередь за Ниной. Однако девушка ‒ это не безбожный и безнравственный князек. Суеверный, подобно всем игрокам, Арбенин медлит, ожидая, что подскажет своему верному и старинному рабу судьба.

Однако судьба крайне коварно обходится с ним. Она запутывает интригу, распутывая ее. После неудавшейся попытки объясниться с мужем подруги, госпожа Штраль, понимая, что ее светская карьера при любом повороте событий погублена безнадежно, решает отправиться в деревенское имение.

Женщина разъясняет Звездичу перед отъездом «разгадку» этой «шарады».

Уже переведенный на Кавказ по собственной его просьбе, князь задерживается в Петербурге для того, чтобы вернуть настоящей владелице ее злополучную безделушку и предостеречь Нину ‒ девушку, которая ему симпатична, о том, что ее муж злодей.

Однако он не находит лучшего способа поговорить с ней наедине, чем весьма неосторожно подойти к девушке на великосветском балу. Князь не решается говорить начистоту, и Нина его намеков не понимает.

Она не догадывается также о том, какое решение в это время созрело в голове Арбенина, наблюдавшего издалека эту сцену: он решает убить свою жену.

Убийство Нины

Страшным событием продолжается краткое содержание. «Маскарад» Лермонтова ‒ пьеса, в которой убийство Нины происходит в третьем действии.

Настасья Павловна, разгоряченная танцами и забывшая уже давно о смешном офицере, просит супруга принести ей мороженое. Тот послушно отправляется в буфетную и подсыпает в него яд, а затем подносит блюдечко жене.

Яд этот был проверенным и быстродействующим, поэтому в ту же ночь Нина умирает в страшных мучениях.

Евгений сходит с ума

Опишем четвертое действие, его краткое содержание. «Маскарад» Лермонтова завершается весьма эффектно. Друзья и знакомые приходят проститься с Ниной. Арбенин, предоставив слугам визитеров, бродит в мрачном одиночестве по опустевшему дому.

Звездич, а также неизвестный господин, предсказавший на маскараде несколько дней назад Арбенину несчастье, находят его в одной из комнат. Предсказавший ‒ его давний знакомый. Евгений Александрович его когда-то обыграл, разорив и пустив по миру.

Изведав на личном опыте, на что способен этот персонаж «Маскарада» Лермонтова, неизвестный при Звездиче открыто заявляет, что Арбенина умерла вовсе не своей смертью. Евгений в ужасе, потрясение на некоторое время отнимает у него дар речи. Звездич, воспользовавшись паузой, излагает в подробностях настоящую историю рокового браслета.

Он передает Евгению в качестве доказательства письменное свидетельство Баронессы. Евгений сходит с ума. Однако он успевает перед тем как погрузиться навеки в мрак безумия, бросить обвинение Богу в жестокости.

Звездич безутешен

Торжествует неизвестный: он отомщен. Однако Звездич безутешен. При нынешнем состоянии Евгения дуэль невозможна. Это значит, что Звездич, молодой, полный надежд и сил красавец, лишен навеки и чести, и спокойствия.

Так заканчивается драма М. Лермонтова «Маскарад» ‒ пьеса, рассказывающая о петербургском обществе 1830-х годов. Сегодня можно посмотреть балет по мотивам этого произведения. Музыка к драме Лермонтова «Маскарад» (вальс) была написана А.

Хачатуряном.

Источник: https://www.syl.ru/article/201211/new_maskarad-kratkoe-soderjanie-maskarad-lermontova

Идея рока в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад

На долю Михаила Юрьевича Лермонтова с раннего детства выпало такое сплетение трагических страстей, надрывающей душу любви и непримиримой ненависти, что тяжкая правда в них походила на кошмарный вымысел.

В самом начале тридцатых годов Лермонтов пишет много и увлеченно. То что «вызревало в безмолвном гневе» и «ложилось на сердце», где лично пережитое приобретает обобщенный характер и общественный смысл.

С наибольшей силой мучительные обстоятельства детской и юношеской жизни Лермонтова отразились в его ранних драмах, написанных до приезда в Петербург. Боль семейных распрей оборачивалась в них далеко не детскими переживаниями.

К театру Лермонтов приобщился сразу, как приехал в конце двадцатых годов в Москву из Пензенской губернии, где находилось имение Арсеньевой Тарханы. Бабушка, души не чаявшая в своем Мишеле, стремилась приобщить его к благородному обществу, к светским увеселениям. Она возила его на знаменитые детские вечера, на приемы к своим знатным родственникам, на театральные представления.

Лермонтов приезжает поступать в Петербургский университет, но его не приняли. Тогда он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

С самого начала душа его не приняла Петербурга, с «туманом и водой», с «торчащими повсюду полицейскими», с его столичным «бездушием» и законами, сидящими «на лбу людей».

После окончания в 1834 году училища он живет вместе с другом своим А.А.Столыпиным в аристократическом Царском Селе, где расположен их полк. Но Лермонтов часто бывает в Петербурге, куда наезжает бабушка.

«Гусар мой по городу рыщет, — с восторгом рассказывает она своей приятельнице, — и я рада, что он любит по балам ездить: мальчик молоденький в хорошей компании и научится хорошему, а ежели только будет знаться с молодыми офицерами, то толку не много будет!»

Одетый в расшитый золотом мундир корнет лейб-гвардии Гусарского полка Михаил Лермонтов погружается в мир фантасмагорического веселья, где, по словам Герцена, царит Николай I — «недоверчивый, холодный, упрямый, безжалостный, с душою недоступною высоким порывам и посредственный, как его приближенные. Возле него пониже находилось высшее общество, которое при первом ударе грозы, разразившейся над головой после 14 декабря , потеряла едва перед тем приобретенные понятия о чести и достоинстве…»

В годы приобщения Лермонтова к петербургскому свету, так называемое высшее общество продолжает рьяно веселиться на роскошных приемах, костюмированных и некостюмированных балах в аристократических особняках, царских и великокняжеских дворцах.

И в специально приспособленных для публичных маскарадов залах Большого театра, богато отделанного Благородного собрания на Мойке у Полицейского моста, в блистающем позолотой и хрусталем в доме внучатого племянника «светлейшего Потемкина В.В.

Энгельгардта на углу Невского проспекта и Екатерининского канала.

Изображению этого общества и посвятил Лермонтов свою новую, написанную в 1835 году петербургскую драму «Маскарад».

Поэт создает образ светского общества, мир петербургских гостиных и игорных домов. «Здесь господствует разврат, прикрытый внешним приличием и лицемерным благонравием, корысть и зависть, замаскированные показной приязнью».

Двойное употребление слова «маска» у Лермонтова связана с прямым указанием на двойную символику маскарадного «круга», которая, в первую очередь, обусловлена трактовкой маскарада как культурно-исторического феномена.

В «Маскараде» отражено широко распространенное в среде русского дворянства 1830-х годов увлечение карточной игрой. За картами завязывались знакомства, обсуждались партии, определялось продвижение по службе, игра в карты открывала доступ в свет людям, даже не причастным к нему. Карточная символика в драме имеет несколько значений.

Она отражает и сферу бытия людского общества, и связанные с ними понятия удачи, счастья, чести, и некое космическое вселенское бытие, которое непреодолимо вторгается в повседневность. Совсем не случайно пьесу открывает сцена игры в карты. Мир — «колода карт», она не поддается логическому объяснению, исключает она и нравственные теории.

Фальшь, лицемерие, духовная пустота — вот черты общества, точную характеристику которого дал в произведении поэт. Здесь нет места естественным и искренним чувствам, маска скрывает лица людей. Здесь жизнь — игра, маскарад.

Маскарадный праздник — «не обычный выезд в свет, а приключение». Чтобы вступить в маскарадный круг, нужно было решиться «на известную долю риска, но риска приятного, волнующего кровь».

Этот круг завораживал многочисленными неожиданностями и непредсказуемостью, невозможными в чопорном свете. В этом смысле маскарад можно расценивать как особый и самодостаточный мир, живущий по собственным внутренним законам. Владычица этого мира — Маска.

Она же — его творец и хранитель. Входят в маскарадный круг те, кто, как правило, обладает знанием его главного закона, — здесь чужая личина становится как будто собственным лицом.

Всем строем драмы «Маскарад» Лермонтов утверждает волю, свободу, действие, величие отрицания при ощущении непреложности законов мира.

Карточная символика в драме имеет несколько значений. Для литературы лермонтовской эпохи образ карточной игры, в которой проявляются романтические личности, достаточно традиционен. В этом плане мотив карточной игры соотносится с романтической концепцией жизни, в которой одной из ключевых является идея рока, судьбы. Игра в карты воспроизводит ситуацию «рокового поединка» человека и судьбы.

Образ карт как символ рока и игры человека с судьбой создается на протяжении всего действия: «Рок мечет — я играю» (Казарин); Арбенин хочет «испытать, что скажет судьба». Образ игрока, вступившего в поединок с судьбой, формируется в репликах персонажей.

В лирике, драматургии и прозе Лермонтова отразилось его особое понимание роли фатума. Можно даже сказать, что проблема рока выступает как одна из кардинальных проблем рока его творчества в целом.

В произведениях русских писателей 20-30-х годов XIX века рок многолик.

Это божественное провидение, непостижимая для человеческого ума благая воля творца; это слепая неумолимая необходимость, сметающая любое сопротивление личной воли.

Рок справедливый и милостивый, враждебный и злой, слепой и необоримый, рок в духе христианской религиозности и рок как воплощение скрытых исторических закономерностей — так разнообразно интерпретируется он русскими романтиками.

Власть фатума и борьба с ним особенно глубоко и многогранно воплощаются в драме «Маскарад» — вершинном произведении лермонтовской драматургии. Идея рока определяет развитие сюжета пьесы, характеры действующих лиц, символический смысл образов маскарада и карточной игры.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/deja-roka-v-drame-mJulermontova-maskarad.html

Маскарад М.Ю.Лермонтова как романтическая драма

«Маскарад»

(4 действия, в стихах)

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано — сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план.

Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море.

Жена его, спору нет, ангел, но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему — Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй… Наконец является.

Читайте также:  Петербургский метрополитен

Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся — только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок — «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл.

Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении.

Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в любви. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину.

Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!..

Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась.

Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, — безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они — парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» — «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины — роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.
На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет — с намеком, Звездич в миг преображается в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет! Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» — мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно котенка, — спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе. Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что — не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь — зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину. Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина — это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж — злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений — злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»). Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд — быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает дома. Арбенина до последнего и даже после смерти жены мучают сомнения в ее виновности. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин — в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

+ Есть еще Казарин, друг молодости Арбенина (вместе кутили), постоянно его сбивает на старый лад: выпить, погулять, поиграть.

Шприх – все время всем деньги дает в долг под «вздорные проценты».

«Маскарад» (1835-1836 гг.) — лучший образец драматургии Лермонтова. Над драмой он работал с большой настойчивостью, создав разные ее редакции. Желая видеть эту пьесу на сцене, Лермонтов отдал ее в Александринский театр, но цензура запретила постановку. Пьеса впервые появилась на сцене лишь в 1852 г.

«Маскарад» — своеобразный жанр драмы, сочетающий элементы романтизма и реализма (бунтарский дух и высокая патетика + остро критическое, иногда гротескное, изображение дворянского об-ва).

Романтические тенденции.

Сюжетная основа – конфликт между героем и средой. Евгений Арбенин, «странный человек», как называет его Нина, — богато одаренная натура, человек острого ума, горячего сердца и могучей воли. Но среда, к которой он принадлежит, и эпоха, в которую ему приходиться жить, обрекают его на пустое и ничтожное существование.

В образе Арбенина выступают черты, характерные для дворянской интеллигенции, испытавшей на себе последствия разгрома декабристского движения. Разочарование, пессимизм, бездеятельность, ставшие болезнью века, наложили печать и на лермонтовского героя. Арбенин – попытка Лермонтова дать в реально-бытовой обстановке тот характер, который аллегорически воплощен поэтом в образе Демона.

Герой «Маскарада» пережил внутренний разлад, решительно разошелся со средой, испытал глубокое страдание и в результате жизненного опыта сохранил только чувство презрения и ненависти ко всему ан свете. Подобно Демону, Арбенин в любви чистой и прекрасной женщины ищет возрождения, возвращения к положительным ценностям жизни. Арбенин близок к этому.

Но отвергнутое Арбениным светское об-во мстит ему, отравляя его светлое чувство ревнивым подозрением. Вера в Нину, а с нею и в добро и в жизнь рушится. Убийство жены и последовавшее за ним помешательство – печальный финал жизни Арбенина.

Предпосылки этого крушения лежали в том, что Арбенин, несмотря на критическое отношение к об-ву, был связан с ним кровными узами и не сумел преодолеть в себе ни эгоистического индивидуализма, ни безверия в положительные начала жизни.

Арбенин явно ощущает себя избранным среди людей. Он возвышается над толпой, над светской жизнью, исполненной низменных страстей. Он мыслит себя сверхчеловеком, имеющим право быть верховным судьей.

Он способен на разрушение, уничтожение жизни другого человека, да и всего остального мира, с которым он, будучи романтическим героем, находится в неизбежном конфликте.

За карточным столом он знаменит как безжалостный и ловкий игрок, среди женщин как неотвратимый покоритель многочисленных сердец…

Полное разочарование во всём на свете, столь типичное для романтического героя. Не надо думать, что Арбенин обольщался, женившись на Нине. Ему попросту опостылел разврат, которому он предавался многие годы. Но забрезжил свет: Арбенин поверил, что Нина — это ангел, который дан ему Богом за перенесённые страдания.

Но рефлектирующий романтический герой может верить в добро очень недолго. Его начинают мучить сомнения, которые в данном случае приводят к трагедии.

Нина юна, и Арбенин, который намного старше её, не доверяет её чувству. Точнее, оно для него не слишком подлинно. Во-вторых, как истинный романтический герой, Арбенин видит в жене и добро и зло.

Он полагает, что Нина осквернена злом мира, света. Считая себя сверхчеловеком, он берёт на себя право отнять у неё жизнь, убеждённый, что совершает подвиг и делает для Нины добро. Смертью он очищает её от зла и передаёт Богу.

Передаёт свободной от порока.

Трагедия Арбенина в том, что, узнав страшную правду (Нина не виновна), он не справился со своей ролью сверхчеловека, вершителя судеб мир.

И остаток дней ему суждено провести в безумии, как и положено истинному романтическому герою. Он так и не смог перейти на сторону света и добра.

Ему лишь на миг показалось, что он может отречься от своей прошлой жизни и обрести счастье в семье, с молодой женщиной, не ведающей порока.

Лермонтов создал произведение философского масштаба. Ключ к разгадке «Маскарада» не в сюжете, не в фабуле и не в характерах. Ключ — в символах и метафорах, которыми наполнена пьеса. А ключевой символ — в её названии.

Весь мир для Лермонтова — это мир игры, масок, маскарада. Маска скрывает истинное лицо человека, его чувства и желания. Маску носят все, кроме Нины. Есть персонажи, которые способны на миг сорвать личину, — баронесса Штраль, Звездич.

Есть те, кто никогда не снимает маски — Шприх, Неизвестный.

Символы и метафоры в драме «Маскарад» отражают основные конфликты эпохи. Мир — это маскарад. Мир — это карточная игра. Мир — конфликт случайности и закономерности.

Мир у поэта по-романтически разделён на мир низкого и высокого зла. Низкое зло — это мир игроков, мир маскарада, сплетни, интриги, шулерства. Низкое зло — это Казарин, баронесса Штраль, Шприх.

Арбенин же представляет собой высокое зло. Он — демонический персонаж, умеющий отличить порок от добродетели. Он стоит между Богом и дьяволом и восстаёт против мира низкого зла средствами зла.

Поэтому, желая восстановить справедливость, он хочет очистить Нину от скверны, которой подверг её мир низкого зла.

Сцена сумасшествия Арбенина — закономерный финал драмы, лишний раз доказывающий, что жизнь — это извечная борьба Бога и дьявола, а гармония недостижима. В здравом рассудке невозможно выдержать те муки, которые ниспосланы человеку. Только будучи сумасшедшим можно выжить в этом страшном мире.

«Маскарад» — типичная романтическая пьеса.

Реалистические тенденции.

Герой окружен современной бытовой средой.

Драму связывают с комедией Грибоедова «Горе от ума». И Арбенин и Чацкий находятся в антагонизме с дворянским об-вом.

Но герои Лермонтова и Грибоедова принадлежат к поколениям, разделенным 14 декабря 1825 г.

Если Чацкий полон общественного воодушевления, несмотря на переживаемую им драму, то испытавший глубокое разочарование Арбенин не выступает в качестве общественного борца и кончает трагически.

Сожалея о своем герое, Лермонтов беспощадно относится к погубившему его «свету». В «Маскараде» даны резко критические зарисовки ряда характеров, типичных для высшего дворянского об-ва (Звездич, в нем отразился «век нынешний, блестящий, но ничтожный»).Лермонтов дополняет грибоедовские картины Москвы зарисовками петербургского высшего света.



Источник: https://infopedia.su/9x10d77.html

Ссылка на основную публикацию