Сампсониевский собор в санкт-петербурге

Сампсониевский собор Петербурга. Расписание богослужений 2018, история

В настоящее время действующий православный собор, принадлежащий с 5 февраля 2017 года Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

Расписание богослужений 2018:

 Понедельник — Пятница.   09:00   Божественная литургия
 Суббота   10:00   Божественная литургия
  17:00   Всенощное бдение
 Воскресенье   10:00   Божественная литургия
  17:00   Акафист

Адрес:

Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр., д. 41

Телефон:  +7 (931) 223-80-83, (921) 447-67-30 

Метро:       «Выборгская»

Соборы Петербурга, список

История и фото Собора

Фотографии:

Сампсониевский собор в ПетербургеПамятник Петру I рядом с соборомПамятник первостроителям Петербурга

Исторический обзор

Собор:

Собор назван в честь Святого Сампсония Странноприимца и посвящён победе над Шведами в Полтавской битве 27 июня (8июля) 1709 года. Изначально первая церковь, построенная в 1710 году была деревянной.

И только к 1740 году храм был возведён в камне благодаря Государственной денежной  помощи императрицы Анны Иоанновны и стараниями зодчего Пьетро Антонио Трезини (предположительно). Родственником Знаменитого Доменико Трезини он не является.

Памятник Петру I

В честь празднования 200-летия победы в Полтавской битве 27 июня (8 июля)1909 г. на средства потомков Фельдмаршала, сподвижника царя, графа Бориса Петровича Шереметева был установлен памятник Петру I.

Автором этого произведения был известный в то время скульптор Марк Матвеевич Антокольский. Среди его работ есть ещё два памятника Петру I, в Таганроге и Архангельске. После революции, под предлогом расширения проспекта памятник был демонтирован.

В 2003 году копия статуи была возвращена на своё историческое место.

Памятник «Врагам Бирона»

27 июня 1740 г.,  день торжеств по поводу победы в Полтавской битве в Петербурге были казнены три известных и высокопоставленных общественных и государственных деятеля: А. П. Волынский, П. М. Еропкин и А. Ф.

Хрущов, выступавших против засилья иностранцев в кабинете при дворе императрицы Анны Иоанновны. А собирательным образом иностранцев стал Э. И. Бирон, один из чиновников высокого ранга тогдашней России. Похоронены они были на кладбище Сампсониевского собора.

И только в 1885 г. им был установлен памятник.

В историю Герцог Курляндии Бирон, Эрнст Иоганн (нынешняя Латвия) вошёл как человек очень не любившим  Русский народ, но скорее всего это образ нарицательный. Хотя  историки конца XVIII века его называли не иначе как » Злой Гений России».

Памятник Первостроителям Петербурга:

В 1995 г. скульптором Михаилом Михайловичем Шемякиным была создана скульптурная композиция «Первостроителям Петербурга». 17 октября того же года установлена в Сампсоньевском саду, рядом с собором.

Источник: https://1703piter.ru/sampsonievskii-sobor-v-peterburge-istoriya-pamyatniki/

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ САМПСОНИЕВСКИЙ СОБОР — Древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Санкт-Петербургский Сампсониевский собор

Собор во имя прп. Сампсона Странноприимца в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская епархия)

27 июня 1709 года, в день прп. Сампсона Странноприимца, Петр I одержал победу над шведским королем Карлом XII в битве под Полтавой. В благодарность Господу за эту победу, в конце 1709 года, по повелению Петра, был заложен, и в 1710 году освящен деревянный храм во имя прп. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне.

Церковь находилась далеко от центра города и при ней было устроено первое городское кладбище. До этого умершие погребались или у приходских церквей, или, даже, при собственных домах.

В 1714 году купеческий человек Емельян Яковлевич Москвин построил при церкви богадельню для 10 человек мужского пола. Не позднее 1722 года церковный староста Негодяев построил новые богадельни.

В 1733 году «канцелярия от строений» распорядилась построить при церкви две новые богадельни, вместо обветшалых. В 1734 году они были закрыты.

Когда деревянная церковь, в которой при Петре I, происходило ежегодное торжество в память о Полтавской победе, пришла в ветхость, то, в 1725 году, близ нее, был заложен каменный храм с двумя приделами.

В сентябре 1733 года были освящены приделы Архистратига Михаила и Иоанна Богослова. Здесь находились так называемые места «для сирых и убогих», огражденные возвышения на западе приделов. Скорее всего, они были предназначены для опоры и отдыха инвалидов и немощных обитателей приютов при соборе, которые не могли выстоять все богослужение на ногах.

Санкт-Петербургский Сампсониевский храм. Вид 1714 года

В 1737 году была разобрана старая церковь, а на месте ее престола поставлена каменная часовня, в ней находилась плита, на которой был вычеканен образ Пресвятой Троицы.

18 августа 1740 года был окончен и освящен главный престол во имя прп. Сампсона Странноприимца.

К 1761 году храм был перестроен: одноглавый купол был заменен пятиглавым, крыша была обшита железом. С 1761 по 1763 год проводились работы по внутренней отделке церкви.

В 1800 году по левую сторону от колокольни петербургским купцом Рыбарецким была устроена каменная часовня.

В 1830-е годы храм вновь ремонтировали.

В 1872 году Министерство внутренних дел обратилось к обер-прокурору Св. Синода с предложением «…утвердить чертежи на возобновление при Сампсониевской церкви колокольни и возведении каменной к ней пристройки». В этом документе отмечалось, что церковь «…отнесена к числу памятников, обновление коих может быть допускаемо не иначе, как с Высочайшего на то дозволения».

В 1885 году была открыта церковно-приходская библиотека, которой пользовались в основном бедные прихожане.

В 1899 году в приходе состояли 143 мужчины и 157 женщин.

В 1908 — 1909 годах, к 200-летию Полтавской победы, церковь была реставрирована и ей был присвоен статус собора.

Торжества завершились открытием напротив колокольни памятника Петру I работы М. Антокольского.

Тогда же на южном и северном фасадах колокольни были установлены мемориальные чугунные доски с текстами обращения Петра Алексеевича к воинам – участникам Полтавской баталии.

В этом же году, по проекту архитектора А.П. Аплаксина, была построена новая каменная часовня в «растреллиевском» стиле, на месте старой.

В годы советской власти

Часовня при Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга

С 1918 по 1938 годы собор находился в ведении управления заместителя патриаршего местоблюстителя в Москве и Ленинградского митрополита.

В 1932 году на собрании рабочих фабрики «Красный Маяк» было вынесено решение о закрытии церкви и размещении в ней магазина готового платья. Оно не было принято исполкомом Выборгского района города Ленинграда.

В 1933 году Ленгорсовет принял постановление о снятии колоколов с церквей города. С Сампсониевского собора было снято 13 колоколов общей массой 16 т 943 кг (за исключением главного колокола, который был взят на учет Главнаукой).

В 1935 году Сампсониевский собор был взят под охрану государством как исторический и мемориальный памятник.

В июле 1938 по решению административной комиссии Выборгского комитета города Ленинграда службы в соборе были прекращены. В августе этого же года собор становится филиалом Государственного Эрмитажа до 1943 года.

В декабре 1941 года в сторожку рядом с колокольней собора попала зажигательная бомба. Сгорели сторожка и часть колокольни.

10 февраля 1942 года прямое попадание 76-миллиметровго снаряда повредило главный купол и две главки с восточной стороны храма.

С 1947 по 1951 год здание собора арендует Библиотека Академии наук (БАН).

С 1951 по 1972 — Ленинградская оптово-закупочная база Главособунивермага (позднее Росхозторга).

В 1972 году был подписан акт о передаче Сампсониевского собора в качестве филиала Военно-историческому музею А.В. Суворова.

В марте 1982 года из музея А.В. Суворова возвращены 75 отреставрированных икон. Таким образом, для Сампсониевского собора были сохранены почти две трети его иконописных произведений.

В 1984 году был передан Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор».

Новейшее время

В 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник.

В мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения.

19 февраля 2006 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) впервые за долгие годы совершил архиерейскую Божественную литургию в Сампсониевском соборе в сослужении с духовенством города.

Архитектура

Санкт-Петербургский Сампсониевский собор. Общий вид интерьера

Архитектор собора неизвестен.

Собор представляет собой одноапсидный храм, построенный «кораблем», с ленточным бутовым фундаментом из лещадной плиты и известняковым цоколем, с кирпичными оштукатуренными стенами. В отделке фасадов использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон.

Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами. В южную стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты.

Вход в собор оформляет невысокий лестничный марш. Наружная входная дверь декорирована фронтоном с горельефом, изображающим ангелов с трубами (скульптор Гейдлих по рисунку Н.Е.

Лансере), и двумя полунишами с головками херувимов. С востока храм замыкает полукруглая апсида, над которой установлена маковка с крестом. Собор завершает восьмигранный барабан с ложными окнами, увенчанный пятиглавием.

Луковичные главки украшают богато золоченые кресты.

Автор проекта колокольни собора также неизвестен. Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, верхняя часть которой – восьмигранный шатер, завершенный главкой луковичной формы.

В первом ярусе колокольни находятся арочный проезд и боковые флигели-пристройки. На площадке третьего яруса колокольни – чугунный колокол XVIII века.

Лицевые фасады колокольни декорированы чугунными плитами, датируемыми 1909 годом.

Внутреннее убранство

Санкт-Петербургский Сампсониевский собор. Главный иконостас

В соборе сохранилась большая часть образов, датированных 1720 — 1760 годами.

Главный иконостас в стиле «аннинское барокко», отличающийся богатством орнаментальных мотивов, выполнен из сосны, его резной декор и скульптура – из липы. Композиционное построение представляет синтез древнерусских канонов с европейскими влияниями. В северном и южном приделах находятся малые четырехъярусные иконостасы, содержащие 18 и 22 иконы соответственно.

На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, датируемые концом XVII века.

В разное время на стенах и сводах церкви были исполнены сюжетные композиции, наиболее яркая их которых – роспись в главном нефе, изображающая Петра I победителем Полтавской баталии. На западной стене трапезной размещаются две зеркальные композиции «Символ Веры», на восточной стене алтарей малых иконостасов – «Бог Саваоф».

В центральном приделе храма находится посеребренное шестиярусное паникадило, изготовленное русскими мастерами из меди и бронзы.

Святыни

В конце XIX века в соборе находилась икона с частью Ризы Господней в серебрянном ковчежце и с частицами св. мощей в двух серебрянных крестах и двух серебряных ковчежцах, с надписью:

«В нижнем ковчеге хранится часть Ризы Господней, в большом кресте — части мощей святителя Моисея, Иоанна и Никиты Новгородских, преп.

Антония Римлянина, Макария Египетского, Евфимия Новгородского и Анастасия Персиянина; камень от стоп Господних, с горы Елеонския и земля вертепа, идеже Христос родился.

С правой стороны креста [мощи] Феодора Тирона, с левой — Евстафия Плакиды великомучеников; в малом кресте — святителей Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского и прочих святых мощи».

На самой иконе — лики тех угодников, мощи которых помещены в ковчегах и крестах.

Настоятели

См. также

Литература

  • Владимирский А., Краткое описание С-Петербургской Сампсониевской церкви с историей ее и прихода. К полуторастолетнему юбилею церкви. СПб., 1890
  • Романченко Н. Исторический очерк С.-Петербургского Сампсониевского собора. СПб., 1909

Использованные материалы

[1]  По другим данным, настоятель с 1929 года

[2]  http://www.globus.aquaviva.ru/people/malinin

Источник: https://drevo-info.ru/articles/19488.html

Сампсониевский собор

Меня саму всегда привлекал этот изящный храм в Санкт-Петербурге, о котором сейчас хочу поведать и вам.

Мой рассказ пойдёт о Сампсониевском соборе, расположенном на одноименном проспекте. Ранее здесь проходила Выборгская дорога. Если вы захотите посетить эту церковь в солнечный погожий день, то увидите, как гармонично сливаются его бело-голубые стены с небесной синью. Таким я сама увидела его впервые: кусочек неба на земле. Отмечу, что и в зимний день удивителен его заснеженный облик.

История появления храма

Думаю, что ни для кого ни секрет, что в России церковные здания часто возводились в честь каких-то исторических событий. Так произошло и с собором, с которым я приглашаю вас познакомиться.

Читайте также:  Санкт-петербургский государственный театр юных зрителей

Все мы ещё со школы слышали о победоносном сражении русской армии под предводительством императора Петра Великого, произошедшем под Полтавой. Случилось это 27 июня (10 июля по новому стилю) в 1709 году.

Вот Государь и пожелал увековечить сию дату постройкой нового храма в молодом Санкт-Петербурге. А день победы, совпавший с днём памяти святого преподобного Сампсония Странноприимца, и дал название рождающемуся собору.

Первый деревянный храм

Первая Сампсониевская церковь, заложенная уже в ноябре 1709 года и освященная в 1710 году, была деревянной. В начале XVIII века место её расположения было на окраине города.

Это сегодня Петербург разросся, и я могу сказать, что собор находится почти что в его историческом центре.

А тогда Выборгская дорога, близ которой храм был основан, провожала русские военные части на северо-запад, на Северную войну со Швецией. Пётр I решает основать близ собора городское кладбище и для россиян, и для иностранцев.

В принципе, мне кажется вполне логичным то, что земные странники, оканчивая свою стезю в этом мире, находили упокоение у Сампсония Странноприимца.

Назову несколько известных всем нам фамилий людей, похороненных именно здесь: Трезини, Растрелли, Леблон, врач Петра Великого – Блюментрост, фельдмаршал Миних. К сожалению, это кладбище до наших дней не дожило. Из всех могил сохранилась лишь «братская», где похоронены казнённые по обвинению в заговоре против Бирона А. Волынский, А. Хрущов и И. Еропкин.

Здесь в 1885 году Екатерина II повелела поставить памятник (авторы А. Опекушин и М. Шурупов). Но не только с покоем умерших была связана миссия Сампсониевского храма. Рядом с ним уже в 1713 году появился приют для странников, нищих, немощных и сирот.

Каменный собор

Воздвижение нового каменного собора близ ветшающей деревянной церкви началось в 1728 году. Отмечу, что подлинное имя архитектора нам с вами, к сожалению, не узнать. Есть мнения искусствоведов, что им мог быть или Трезини, или Земцов.

В силу различных причин строительство затянулось и окончено было уже при Анне Иоанновне, когда в 1740 года петербуржцы смогли восхититься стройным голубым собором и его трёхъярусной звонницей.

Как и многие храмы молодого Санкт-Петербурга, Сампсониевский сбор поначалу был однокупольным.

Но вот в 1761 году к нему были добавлены ещё четыре, в силу чего он получил традиционно русское пятиглавие. Само здание храма одноэтажное, расположено оно на крепком бутовом фундаменте. Стены выложены из кирпича.

Так как четыре дополнительных купола были добавлены уже после возведения основной постройки, то все пять «луковок» находятся на одном барабане, в центре крыши. Это придает строению довольно нетрадиционный вид.<\p>

Говоря о колокольне, отмечу, что она имеет три яруса.

В нижнем из них имеется проем для проезда, вымощенный плиткой, два других декорированы пилястрами тосканского ордена. Необычным в этой колокольне является то, что окна второго яруса не сквозные, а «глухие».

Колокола расположены лишь на верхнем ярусе. Венчает сооружение шатёр-восьмигранник с крестом на луковичной маковке.
Мне хочется обратить ваше внимание на то, что этот храм совмещает в себе смешанные архитектурные стили и является шедевром «Аннинского барокко». Это одно из старейших культовых зданий в Северной столице, сохранившееся с тех времён до сегодняшних дней.

Внутреннее убранство

В соборе существует три предела, для каждого из которых был создан великолепный иконостас. Главный из них, предназначенный для придела Св. Сампсония Странноприимца, представляет собой шедевр русского зодчества начала XVIII века.

Южный – в приделе Архистратига Михаила, и северный – в приделе Иоанна Богослова, более скромные, но также восхищают нас сегодня своим изяществом.

Оказавшись в соборе, вы можете увидеть черту, характерную для церковной архитектуры первой четверти XVIII века – слияние западной старинной русской школ зодчества.

Так в иконостасах Сампсониевского собора гармонично синтезированы архитектура, скульптура и храмовая живопись.

Храмовый ансамбль в 200-летие Полтавской битвы

Весь архитектурно-художественный комплекс Сампсониевского собора, о котором идёт мой рассказ, включает в себя непосредственно сам храм, колокольню и появившуюся рядом с ними в 1909 году часовню. Её построили в юбилейную 200-летнюю дату со дня победы России в битве под Полтавой на месте деревянной церкви – предшественницы собора.

Теперь автора, к счастью, я могу назвать. Это известнейший церковный архитектор А. П. Аплаксин. Стиль часовни отличителен от манеры постройки собораи звонницы. Его можно отнести к елизаветинскому барокко. По углам – стройные пары колонн. Округлый фронтон являет расположенную под ним художественную композицию «Божественное Всевидящее Око».

Овальная люкарна и купол луковичной формы.

Также к годовщине триумфа приурочили появление у Сампсониевского собора памятника Петру Великому (автор М. Антокольский), сторожки и «Юбилейного дома», в котором расположилась библиотека и квартиры для клира.

На фасадах звонницы установили памятные доски с обращением императора Петра I к русским войскам.

Таким образом, заканчивая свой рассказ о формировании окончательного вида этого уникального архитектурного ансамбля, подытожу, что оно произошло именно в год 200-летия Полтавской победы. Тогда же храм получает статус собора.

Сампсониевский собор в советские годы

Ведя репрессии против церкви, советские власти, тем не менее, всё же понимали, что храмовые строения представляют собой шедевры архитектуры и имеют историческую ценность. Правда, я с горечью подмечу, что «данное понимание» не помешало взорвать и уничтожить большинство из них.

Сампсониевскому собору в этом случае повезло. Он был взят под охрану государства, как памятник зодчества первой половины XVIII века уже в 1935 году.

Правда, за два года до этого замечательную звонницу лишили почти всех колоколов. Главный из них почему-то был «пощажен» и оставлен на своём месте. Просто «подавать голос» ему было запрещено.

С усилением антицерковных репрессий в 1938 году собор закрыли.

И на долгие годы этот великолепный храм, призванный при своём рождении возвещать о военной славе России, лишился главной цели своего существования – литургии. Здесь разместили овощной склад, потом магазины. Таким вот образом обошлись с «памятником, взятым под охрану государства». Отмечу, что памятник Петру I в 1940 году перевезли в Москву, в Третьяковскую галерею.

В Великую отечественную войну собор сильно пострадал от бомбёжек. После Победы полуразрушенное здание храма недолго использовалось для библиотечных нужд Академии Наук. В начале 50-ых годов собор отдан под оптово-закупочную базу главного универмага.

Собор чуть-чуть подреставрировали, да так и оставили. В начале 70-ых годов, видимо, власти опомнились. Ведь уничтожалось одно из редчайших зданий петровской эпохи. Сампсониевский собор передаётся в ведение суворовского музея.

Но вновь из-за нехватки финансирования планы по реконструкции пока оставались лишь на бумаге.

Новый «музейный» статус собора

Теперь расскажу о том, как храм превратился в «выставочный зал», что, впрочем, и спасло его от дальнейшего разрушения. В конце 80-ых годов прошлого века Сампсониевский собор был включен в систему Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

После ряда восстановительных работ он, в 290-ую годовщину победы России в Полтавской битве в 1999 году раскрыл двери для первых посетителей-туристов. В последующие три года восстанавливалась внутренняя роспись стен Сампсониевского придела. А в 2003 году у собора вновь появился памятник Петру. Правда, не подлинник, а копия.

Постепенно возрождалась и духовная жизнь собора, ради которой он-то и был когда-то, в принципе, построен. В день Св. Иоанна Богослова в 2002 году 21 мая здесь вновь прозвучала литургия.

Понадобилось ещё десять лет, чтобы Богослужения стали регулярными.

Так и сосуществовали вместе музей по билетам для туристов и храм, открытый для верующих, которые во время службы могли посещать его бесплатно.

Моя знакомая семья пела в церковном хоре Сампсониевского собора, имеющего замечательную акустику. Потому я также бывала в нём на службах, проводимых скромно в правом приделе.

Литургическая жизнь утверждается здесь в 2010 году. В день 305-летия победы в Полтавской битве здесь прошёл праздничный молебен, где присутствовали и высшее духовенство, и представители власти.

Так продолжается добрая традиция почитания великих исторических вех нашей страны.

«Полтавская Виктория» сегодня

В наши дни с февраля 2017 года Сампсониевский собор передан на 49 лет Русской православной церкви, её Санкт-Петербургской епархии.

Расскажу вам, что при тожественном акте передачи ключей от храма настоятелю архимандриту Серафиму директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Н. Буров сказал, что передаёт ключи от «Полтавской виктории» с чувством «глубокого удовлетворения».

Кстати, я хочу заметить, что для научных нужд музей получил большое новое здание в центре Санкт-Петербурга на Большой Морской улице. Владыка Серафим назвал этот день «исторической датой» и заверил, что сотрудничество церкви с музеем непременно будет продолжаться.

Сегодня мы вами можем совершенно свободно посещать этот «духовный мемориал», посвященный доблести русской армии, созданный талантливыми мастерами.

Как добраться до Сампсониевского собора

До Сампсониевского собора я сама добираюсь при помощи метро (очень люблю именно данный вид транспорта – без пробок и проблем с ожиданием).

Доезжаю я до станции «Фрунзенская (красная ветка)», а дальше дохожу пешком минут за пять, как показала на карте. Надо двигаться от метро (1) вдоль ул.

Смолячкова до Большого Сампсониевского пр. и повернуть налево к собору (2).

Находится храм по адресу: Большой Сампсониевский пр. д. 4.

Время работы и посещение храма

Сюда вы можете попасть ежедневно с 9.00 до 19.00
Все вопросы о Богослужениях разрешаем по телефону: 294-5751

Напоследок

Я буду очень рада, если вы заинтересовались этим уникальным собором – памятником федерального значения. Мы с вами живём в удивительное время, когда можно свободно посещать любые храмы, получая как духовную пользу, так и эстетическое удовольствие от созерцания красоты, созданной людскими талантами.

Кроме того, любая церковь в России – непременный памятник каким-то её историческим событиям. Посещая соборы и храмы, мы словно перелистываем страницы удивительной книги, повествующей о героической судьбе Отечества и наших предков.

Источник: http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/sampsonievskiy-sobor

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге

Сампсониевский собор — один из старейших по времени основания храмов Санкт-Петербурга. Небольшая деревянная церковь во имя преподобного Сампсона Странноприимца была заложена Петром I в память о Полтавской победе, одержанной 27 июня 1709 года — в день святого Сампсона.

Строительство существующего каменного храма было начато в 1728 году. В 1733 году были освящены боковые приделы, а в 1740 году — главный алтарь. Имя архитектора неизвестно.

Собор дошел до наших дней без значительных изменений. Он был закрыт в советское время, но его внешняя и внутренняя отделка практически не пострадали. Ныне храм входит в состав музея «Исаакиевский собор», являясь в то же время действующим православным храмом.

Здание Сампсониевского собора включает главный храм и примыкающую к нему с запада обширную трапезную с двумя приделами. С севера и юга главный храм окружен открытыми галереями, продолжающими плоскость стен трапезной, так что внешне собор производит впечатление прямоугольного в плане здания.

Главный храм перекрыт полуцилиндрическим сводом, над которым возведен глухой деревянный купол на высоком восьмигранном барабане с ложными окнами.

В 1761 году по сторонам барабана были пристроены четыре пилона, несущие маленькие боковые главки — такое решение церковного пятиглавия восходит к собору Смольного монастыря Ф. Б. Растрелли.

Архитектурное убранство Сампсониевского собора отличается скромностью. Его фасады расчленены лопатками (пилястрами без капителей), оконные наличники имеют самый простой рисунок. Паперть с пышным скульптурным барельефом была пристроена во время реставрации 1908—1909 годов.

Отдельно стоящая трехъярусная колокольня представляет собой редкое сочетание мотивов барочной архитектуры и древнерусского зодчества. Основная ее часть выполнена в европейском духе, но завершена архаичным каменным шатром с окнами-«слухами» и луковичной главкой.

Главной достопримечательностью собора являются великолепные иконостасы XVIII века.

Читайте также:  Чесменский дворец в санкт-петербурге

Иконостасы приделов относятся, вероятно, к 1720-м годам, но были реконструированы на рубеже XVIII—XIX веков. Главный иконостас создан в 1737—1739 годах и является подлинным шедевром русского барокко. Архитектор А. П.

Аплаксин писал о нем в начале XX века: «Все, что может дать декоративная архитектура, все нашло место в Сампсоновском иконостасе: карнизы с сплошным орнаментом, колонны полных композиционных орденов, кронштейны разных типов, поддерживающие, ползучие и другие, пышные иконные наличники, сандрики, отдельные орнаменты и гирлянды, неожиданные раскреповки поясков и прочее, и прочее, а вся эта масса декоративных элементов, снабженная к тому же отдельными головками ангелов, самостоятельными фигурами херувимов и бесплотных духов, представляет из себя дивную композицию, легко и свободно распределенную по всему полю иконостаса». Автор иконостаса неизвестен. В главном алтаре Сампсониевского собора сохранились также резной престол и резная надпрестольная сень первой трети XVIII века.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/13964/sampsonievskii-sobor-v-sankt-peterburge

Музей-памятник Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге

Molitva.Guru > Храмы > Музей-памятник Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге — памятник архитектуры и церковной православной культуры, дошедший до наших дней в первозданном виде. Храм воздвигнут в честь славной победы русских войск в Полтавской битве. Здание носит имя святого Сампсония, в день памяти которого была повержена шведская армия. Помимо прочих святынь, в храме хранится частица мощей преподобного Сампсония.

Краткая информация о храме

Храм выглядит очень изящно, привлекая взор своим утончённым обликом и изысканными решениями архитектора. Стиль собора — аннинское барокко. Внутри вы сможете увидеть огромный резной иконостас, поражающий своим величием. Иконы для него писали многие известные иконописцы XVII—XIX вв. Собор построен в строгом ярославском стиле и не имеет аналогов в Северной столице.

Долгое время храм входил в четвёрку петербургских церквей, объединённых сообществом музеев-памятников. Сампсониевский собор продолжает сотрудничество с гидами и экскурсоводами, однако, в настоящее время церковь имеет и постоянных прихожан.

Полезная информация о церкви:

  • архитектором храма принято считать Трезини, но до сих пор доподлинно неизвестно, кто создал проект колокольни;
  • храм построен в честь победы российской армии в Полтавской Битве, успех в которой стал ключевым моментом в Северной войне и позволил кардинально изменить ход кампании.

Условия посещения и расписание служб

Сампсониевский собор одновременно является и действующей церковью, и музеем-памятником. Поэтому посетители могут не только прийти сюда на службу, но и заказать экскурсию. Гид расскажет вам об истории строительства храма и особенностях собора, с точки зрения архитектуры. Храм ждёт посетителей и прихожан каждый день, кроме среды, в этот день у музея выходной.

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге, адрес которого Большой Сампсониевский проспект, 41, вы можете посетить в любое время года. Есть возможность каждый день посещать Сампсониевский собор: режим работы ежедневно с 10:30 до 18:00. Однако после 17:30 в храм уже не пускают.

Религиозные люди могут посещать все церковные службы собора. Если вы будете регулярно посещать сампсониевский собор, расписание богослужений можно уточнить в самом храме.

Церковь действующая, следовательно, при ее посещении следует соблюдать установленную форму одежды:

  • платье или длинная юбка, покрытая голова — для женщин;
  • классические брюки, непокрытая голова — для мужчин.

Вход бесплатный, фотосъёмка без вспышки разрешена. Использование вспышки запрещено. Услуги храма как музея оплачиваются отдельно.

История создания храма

Место для будущего собора выбрано не случайно. Выборгская дорога ведёт в сторону Швеции. В первые годы церковь была деревянной и не поражала красотой и масштабами, но во второй половине XVIII века началась её перестройка. Был возведен каменный храм. Строительство началось при Петре Великом и завершилось только при Анне Иоанновне.

После закладки фундамента собора при нём сразу же было решено организовать кладбище. На нём традиционно хоронили людей, имевших самое прямое отношение к искусству. Например, здесь похоронены такие известные люди, как Торелли, Растрелли и Леблон. К сожалению, в XX веке кладбище было реорганизовано в парк, поэтому большинство могил и памятников не сохранилось.

Строительство основного собора и колокольни при нём завершилось в 1740 году. Архитектор — Д. А. Трезини. Часовню при соборе достраивали уже в начале XX века, выдержав стиль аннинского барокко. Часовня имеет черты, характерные для многих проектов Растрелли, поэтому немного выделяется из основного ансамбля своей стилистикой.

В конце первой половины XX века, в 1938 году, храм решено было закрыть. Чуть позже были демонтированы и колокола. В помещении бывшего собора оборудовали лавку с платьями, затем — библиотеку Академии Наук, после — городской универмаг.

И только в начале нынешнего столетия собор был взят под надзор государства и превращен в историко-культурный музей с государственным статусом.

В праздничные и воскресные дни стали проводиться богослужения, которые впоследствии стали ежедневными.

Комплекс зданий собора

На сегодняшний комплекс Самосониевского собора включает три здания: основной храм, колокольню и часовню. Также на территории храма есть юбилейный домик и памятник.

Здание храма представляет собой одноэтажное здание высотой (вместе с куполом) более 35 метров. В центре крыши — луковичные купола, стоящие на единственном барабане. Здание выкрашено в нежные голубые тона.

Пилястры, наличники и карниз имеют белый цвет. Над аркой установлен фронтон с изображением трубящих ангелов, а рядом ниши с лепными херувимами.

Притвор соединён с зимней церковью, которая оформлена в стиле минимализма.

Колокольня состоит из 3 ярусов: нижнего, имеющего боковые постройки, и двух узких верхних. В середине первого яруса — арка и проезд. Верхние ярусы украшены многочисленными пилястрами.

Второй ярус украшен декоративными окнами, а третий — звонницей, на которой установлен колокол, сохранившийся в первозданном виде с XVIII века и являющийся одним из крупнейших подлинных колоколов Санкт-Петербурга.

На боковых фасадах выгравирована речь Петра Великого, произнесённая накануне Полтавской битвы. Колокольня также выкрашена в нежно-голубой цвет, купола окрашены — в тёмно-синий.

Часовня, будучи достроенной позже, выделяется на фоне остальных сооружений комплекса. Примечательно, что она построена на том самом месте, где изначально находилась старая деревянная Сампсониевская церковь.

Юбилейный домик сооружён в стиле петровского барокко. Он был возведён с целью переноса храмовой сторожки вглубь предоставленного участка. Памятник Петру у Сампсониевского собора расположен на противоположной стороне проспекта.

Сампсониевский собор

Источник: https://molitva.guru/hramy/muzej-pamyatnik-sampsonievskij-sobor-v-sankt-peterburge.html

Описание Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге, история, адрес, режим работы :

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге является удивительным объектом и одним из красивейших памятников российского зодчества восемнадцатого века. Этот комплекс, состоящий из собора, колокольни и часовни, имеет не только культурное значение, но и историческое.

Ведь созданию Сампсониевского собора предшествовали кровавые страницы истории нашей страны. За все время своего существования соборный комплекс часто претерпевал изменения и не единожды находился на грани полного уничтожения.

Но, к радости современных петербуржцев, он сумел сохраниться до наших дней и радует прихожан своей утонченной красотой и убранством.

Сампсониевский собор: начало великой истории

Начало восемнадцатого века — не самый лучший период в истории Российской империи. Война со шведами, которую вел Петр I, истощила страну и существенно подорвала воинский дух солдат. Простые россияне страдали от повышенных налогов, неурожайных лет и голода.

А война требовала все новых вложений, что приводило к росту недовольства не только среди простого люда, но и в кругах знати. Стране нужна была победа, которая переломила бы ход военных сражений. И это произошло. Под Полтавой российские войска разбили армию шведского короля. Случилось это знаменательное событие в день памяти Сампсония Странноприимца (27.06.

1709). Можно сказать, что в этот день началась история Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге.

Приказ о строительстве храма

Победа Петра I была столь значительной, что монарх решил увековечить ее для потомков. В те времена было принято строить триумфальные арки или другие подобные сооружения, но мудрый правитель рассудил иначе.

Он знал, что душа русского народа всегда тяготела к Богу и жила под Его благословением, поэтому Петр I решил, что лучшее, что может получить Санкт-Петербург, — церковь.

Приказ о ее строительстве был отдан лично царем сразу же после Полтавского сражения.

Название Сампсониевского собора органично вытекло из самого дня сражения, поэтому никому и в голову не приходило искать храму иное имя. Место строительства тоже было выбрано лично Петром I.

Он приказал поставить храм на Выборгской дороге, которая вела в сторону Швеции. Все солдаты, отправляющиеся на войну, проходили мимо этого храма и вдохновлялись победой российской армии под Полтавой.

Возведение храма заняло приблизительно год.

Кому принадлежит авторство проекта, современные историки так и не выяснили. Они выдвинули несколько возможных кандидатур, но архитектор собора остался неизвестен. Хотя, учитывая внешний вид сооружения, историки сделали предположение о том, что автором церкви все-таки был иностранец.

Санкт-Петербург: церковь деревянная

Первый храм был полностью построен из дерева. Это был самый распространенный строительный материал на Руси, поэтому церковь было решено возводить из него.

Сейчас сохранилось мало исторических сведений о том, как выглядел этот первый Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге, но известно, что колокольня была украшена чугунными пластинами с речами царя, которые тот произнес перед и после знаменательной битвы, принесшей победу над шведской армией. Эти пластины в большие праздники выносили на улицы города.

В годовщину Полтавского сражения возле храма собирался народ, а чугунные плиты устанавливались на площади. Несмотря на то что собор располагался практически за чертой города, он был весьма любим жителями Петербурга. Они часто приезжали сюда на церковную службу, а воины вообще считали Преподобного Сампсония своим покровителем.

Церковное кладбище

На следующий год после освящения собора было принято решение о создании первого официального городского кладбища в Санкт-Петербурге. Под место для него были отданы земли вокруг Сампсониевского собора. Ведь его расположение идеально подходило для данных целей. Ранее усопших горожан хоронили прямо во дворах местных церквушек.

Петр I постановил, чтобы у собора хоронили иностранцев, живших и работавших в России. В восемнадцатом веке количество иноземных граждан на территории нашей страны было весьма велико, и вопрос с их захоронением стоял очень остро.

Царь рассудил, что люди, покинувшие свою страну, могут считаться странниками, и для них нет лучшего места для упокоения тела, чем Сампсониевский собор. Архитектор Трезини Д. А. и знаменитый скульптор Растрелли были похоронены именно на этом кладбище.

Со временем здесь же стали хоронить российскую знать и аристократов, сделавших все необходимое для процветания своей страны. К сожалению, до наших дней не сохранился ни сам погост, ни его памятники, которые представляли собой настоящую историческую ценность.

Реконструкция храма: этапы

Со временем популярность церкви росла. Спустя три года после начала функционирования Сампсониевского собора при нем был открыт приют для нищих, или богадельня, как ее тогда называли. Часто сюда приходили странники и получали на несколько дней кров и пищу.

Количество прихожан росло с каждым годом, и собор уже не мог вмещать в себя всех желающих.

Тем более что со временем деревянная церковь под воздействием природных явлений начала разрушаться, ветшала сама конструкция и внешнее убранство.

Поэтому через девятнадцать лет после знаменательного Полтавского сражения было принято решение о возведении нового собора рядом со старой деревянной церковью.

Начать строительства помогли пожертвования мецената Лапшина, к которым добавились деньги, жертвуемые частными лицами. Архитекторами нового храма стали два человека — Дж. Трезини и Земцов В. Г. Но хотелось бы уточнить, что авторство храма отдано этим архитекторам по предположительным сведениям, так как более достоверной информации о проекте собора так и не было найдено до наших дней.

Читайте также:  Строганов александр сергеевич

Возведение церкви началось с западного крыла, которое было практически полностью закончено к началу тридцатых годов восемнадцатого столетия. На этом строительство остановилось, но храму все же суждено было появиться. Анна Иоанновна, вернув Санкт-Петербургу статус столицы и переехав сюда со всем своим двором, взяла под контроль возведение собора.

В итоге в августе 1740 года новое здание храма освятили. В первоначальный проект были внесены некоторые конструктивные изменения, и рядом с собором выросла красивая колокольня. Со временем единственный купол дополнился четырьмя малыми маковками, что сделало внешний вид сооружения более традиционным для Руси.

Ведь еще с пятнадцатого века было принято завершать церкви пятью куполами.

Памятник Петру I

К двухсотлетию со дня победы над Полтавой церковь просто преобразилась. В первую очередь напротив нее был установлен памятник Петру I. Над скульптурой работал талантливый мастер М. Антокольский, открытие памятника сопровождалось праздничными мероприятиями и народными гуляниями. Сампсониевский собор обновился и получил несколько дополнительных зданий.

Архитекторы смогли превратить церковь в настоящий комплекс и построили на месте первоначального деревянного строения часовню. Ее дополнили сторожкой и специальным зданием с комнатами для служителей храма. В нем же расположилась небольшая библиотека. В честь двухсотлетия Полтавской битвы его назвали «Юбилейным домом».

На фасады колокольни реставраторы установили чугунные плиты с речами Петра I.

Послереволюционная история собора

Революция семнадцатого года существенно изменила облик Петербурга, это коснулось и храмов. Многие из них были закрыты, но Сампсониевский собор продолжал функционировать вплоть до тридцатых годов прошлого века.

Практически перед началом Второй мировой войны Выборгский комитет постановил прекратить деятельность храма и закрыть его до особых распоряжений.

Чуть позже были сняты практически все колокола с колокольни, а памятник основателю храма перенесли в Третьяковскую галерею. Это была печальная страница в истории храма.

В здании собора разместили магазин готовой одежды, а спустя несколько лет отдали его под овощную базу. За это время собор заметно пострадал от деятельности человека. Во время войны в него даже попал снаряд, существенно повредивший самый главный колокол, остававшийся до этого времени на своем месте. Взрывной волной были снесены два купола, и церковь приобрела печальный и сиротливый вид.

Возрождение храма

В конце семидесятых годов Большой Сампсониевский проспект, где стоит храм, вызвал интерес у историков и краеведов. Администрация города выделила средства на частичную реконструкцию собора. Были восстановлены его фасады, купола и даже некоторые элементы отделки. Но до полной реконструкции здания было еще далеко.

Вторым рождением собора можно назвать присвоение ему особого статуса — «музей-памятник». Сампсониевский собор удостоился этой чести в 1984 году. С этого мгновения начали восстанавливать прежний облик культового объекта.

Конечно, денежных средств постоянно не хватало. Но выделенные бюджетом города деньги постоянно пополнялись пожертвованиями от жителей Санкт-Петербурга.

И чудо свершилось — в 1999 году, в очередную годовщину Полтавского сражения, собор открыл двери для первых посетителей. Музей начал свою работу через год, но Сампсониевский собор еще два года после этого находился в стадии реконструкции.

Шаг за шагом талантливые мастера кропотливо восстанавливали убранство храма по найденным эскизам и фотографиям различных элементов.

Возобновление богослужения в храме

После проведенной реконструкции в мае 2002 года в обновленном соборе было проведено первое богослужение, что стало большим праздником для всех православных верующих Санкт-Петербурга.

Копия памятника Петру I тоже заняла свое законное место напротив церкви. Через восемь лет в храме стали проводиться редкие праздничные богослужения.

Но постепенно в обществе стали ходить разговоры о необходимости возвращения собора в лоно православной церкви.

Сампсониевский собор сегодня

Совсем недавно случилось долгожданное событие — Сампсоновский собор был передан церкви на сорок девять лет, и в нем возобновились богослужения на постоянной основе. Сейчас в храм можно прийти в любое время и насладиться убранством собора и старинной атмосферой этого места, пережившего массу различных событий.

Местонахождение соборного комплекса

Если вы когда-нибудь окажетесь в Санкт-Петербурге, обязательно посетите Сампсониевский собор. Адрес этого исторического объекта можно отыскать в любом путеводители или справочнике. Да и большинство жителей города готовы будут рассказать вам, где находится храм.

Чтобы попасть на Большой Сампсониевский проспект, к д. 41, где и расположен соборный комплекс, лучше всего воспользоваться метро. Ближайшей станцией является «Выборгская», от нее вам нужно будет немного пройти пешком, и вы сразу же увидите синие купола и нежно-голубые фасады храма.

Сампсониевский собор: режим работы

Сейчас богослужения в храме проводятся ежедневно. На божественную литургию можно попасть с понедельника по субботу в девять утра, в воскресенье она начинается в десять утра.

В пятницу и субботу в пять часов вечера проходят вечерние богослужения, по субботам в это же время читают акафист. В дневное время двери храма открыты для всех посетителей.

Историческая ценность

Уникальность собора трудно переоценить, ведь данное здание — одно из немногих сохранившихся строений восемнадцатого века. К тому же Сампсониевский собор сочетает в себе несколько стилей.

Он соединил традиционное старославянское зодчество с европейскими тенденциями Петровской эпохи. Это особенно заметно во внешнем облике колокольни. Она венчается необычным восьмигранным куполом с несколькими окошками.

Данная традиция была характерна для церквей Ярославля семнадцатого века. Колокольня имеет несколько ярусов и напоминает своим видом шатер.

Все строения соборного комплекса имеют голубую окраску, что невероятно гармонично смотрится на фоне неба. Сам храм выстроен из кирпича, а все купола будто собраны на одном барабане, венчающем крышу. Это придает собору немного нетрадиционный вид, не совпадающий со старорусскими обычаями.

Как мы уже упоминали, колокольня поделена на несколько этажей. Нижний расширен двумя пристроенными зданиями, что придает ему основательности.

Оба верхних этажа украшены пилястрами, средний ярус имеет арку и «глухие окна». На третьем этаже расположена звонница.

До наших дней сохранился колокол, который был быть водружен на свое место еще в восемнадцатом веке. Сейчас он является гордостью соборного комплекса.

Часовня выстроена в стиле барокко Растрелли. Она очень сильно отличается от собора и колокольни, да и датируется началом двадцатого века, самым поздним периодом в истории строительства комплекса. Часовня украшена многочисленными колоннами, скругленными фронтонами и художественными композициями. Это сооружение выглядит более сложным и современным по сравнению с остальными подобными.

Внутреннее убранство храма

Самое главное сокровище храма можно увидеть, только войдя в Сампсониевский собор. Интерьер и убранство церкви были частично сохранены с восемнадцатого века, частично восстановлены современными мастерами. Но особую историческую ценность представляет золотой иконостас, выполненный из ценных пород древесины.

Он имеет в высоту одиннадцать метров и сочетает в себе все традиции старорусской резьбы по дереву. Все иконы храма написаны кистью мастеров восемнадцатого века — Баженова Т. и Поспелова А. Они создали великолепные образы для большого иконостаса и других частей собора.

Коллекция редчайших икон является гордостью Сампсониевского собора, таким собранием не может похвастаться ни одни храм в Санкт-Петербурге, да и в России в целом.

Реставраторы храма сумели в точности воссоздать украшения и элементы внутреннего убранства. Примечательно, что в советские годы бесценные образцы искусства пострадали от безалаберности людей, а не от злонамеренного разрушения. Поэтому собор удалось сохранить для потомков, и сейчас он предстает перед глазами горожан практически в своей первозданной красоте.

Существует в церкви и еще одна святыня — мощи Преподобного Сампсония. Часть их была перенесена под своды собора еще в конце девятнадцатого века. За время советского забвения мощи удалось сохранить, и сейчас они доступны для прихожан в часы работы храма.

Россия имеет массу памятников культуры, которые представляют огромную историческую ценность. Они были практически забыты и заброшены в советскую эпоху и девяностые годы прошлого века. Но сейчас культурное наследие нашей страны активно восстанавливается и занимает достойное место в сокровищнице России.

Источник: https://www.syl.ru/article/303042/opisanie-sampsonievskogo-sobora-v-sankt-peterburge-istoriya-adres-rejim-rabotyi

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Сампсониевского собора

Фото Сампсониевского собора

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге является одним из старейших памятников архитектуры в городе. Свое название он получил по имени святого Сампсония Странноприимца. Стиль строения храма часто называют анненским барокко, поскольку он достраивался при императрице Анне Иоанновне.

История создания Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

27 июня 1709 года, в день  святого Сампсония, русские войска выиграли сражение против шведской армии в битве под Полтавой. В память об этом событии Петр Первый повелел недалеко от дороги, ведущей на Выборг в сторону Швеции, заложить деревянную церковь во имя святого Сампсония Странноприимца.

В 1710 году храм был освящен. Поскольку церковь находилась в отдалении от города, здесь удобно было организовать кладбище. Рядом с церковью были похоронены известные мастера, создавшие достопримечательности Санкт-Петербурга — зодчие Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, скульптор К. Б.

Растрелли, живописцы Л. Каравак, С. Торелли. Это кладбище, к сожалению, не сохранилось. Осталась лишь братская могила А. Волынского, А. Хрущова и И. Еропкина. В 1885 году, по указу императрицы Екатерины II, на месте их захоронения был поставлен памятник (авторы — скульптор А. Опекушин и архитектор М.

Шурупов).

В 1728 году был заложен Сампсониевский собор. Полагают, что автором проекта является Д. Трезини.

Храм святого Сампсония, как и другие храмы города, пострадал после революции 1917 года и во время Великой отечественной войны.

В 1938 храм был закрыт, в его помещениях находился склад. В 1977 году была выполнена реставрация фасадов. С 2002 года в приделе проходят службы. От названия храма происходят наименования Сампсониевского Большого проспекта и Сампсониевского моста.

В 1999 году храм получил статус государственного музея-памятника.

Наружное убранство Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

В облике храма можно видеть элементы допетровской эпохи и европейской архитектуры.

Так колокольня храма завершается восьмигранным шатром с небольшими окнами и луковичной головкой, что было характерно для многих церквей Москвы и Ярославля в 17 веке. Храм увенчан куполом на высоком граненом барабане.

К нему примыкают трапезная и многоярусная шатровая колокольня. В 1761 году вплотную к главному барабану пристроены 4 малые главки.

В 1909 году, в год празднования 200-летия Полтавской битвы, напротив колокольни храма был открыт памятник Петру Первому (скульптор М.Антакольский). Также на фасадах с северной и южной стороны были установлены мемориальные доски со словами Петра Первого, обращенными к воинам России до и после Полтавской битвы.

На южной стороне слова: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества, Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ….за Отечество, за Православную нашу Веру и Церковь. …а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога; жила бы только Россия, благочестье, слава и благосостояние ея».

Внутреннее убранство Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

Главная ценность храма — резной золоченый иконостас первой половины 18 века, высота которого 11 метров. Образа в главном иконостасе выполнены художниками А. Квашниным, А. Поспеловым, Т. Баженовым.

В храме находятся уникальные иконы первой половины 18 века — подписные образа И. Квашнина и А. Поспелова и другие.

В 1894 году часть мощей преподобного Сампсония была перенесена из Пантелеймоновской церкви в храм Святого Сампсония.

По субботам и воскресеньям, а также в праздники, в храме проходит служба, на которую собираются верующие со всего Петербурга.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_462.htm

Ссылка на основную публикацию