Площадь островского в санкт-петербурге

Площадь Островского

Ансамбль площади Островского – одно из самых значительных достижений гениального архитектора К.И. Росси. В ансамбль, созданный в 1818 – 1834 годах, вошла, прежде всего, прямоугольная площадь, прилегающая к Невскому проспекту, в глубине которой расположено здание Александринского театра.

С восточной стороны к площади прилегает павильон Аничкова и решетка дворцового сада, с западной – Публичная библиотека. За театром начинается Бывшая театральная улица (сегодня она носит имя своего создателя), которая выходит к Фонтанке, где Росси оформил полукруглую площадь, сегодня именующуюся площадью Ломоносова.

Площадь Островского и площадь Ломоносова вместе с улицей зодчего Росси образуют единый архитектурный ансамбль в стиле ампир.

Александринский театр появился на месте, так называемого, Малого театра, созданного В. Бренной. В 1828 году вместо него появилось великолепное каменное здание работы К.И. Росси. Театр был назван Александринским по имени жены царя Николая I, Александры Федоровны. Торжественное открытие театра состоялось 31 августа 1832 года.

24 ноября 1873 года в центре сквера перед Александринским театром был установлен памятник Екатерине II. Работа над этим монументом велась в течение одиннадцати лет по проекту художника М.О. Микешина. Сквер, где установили памятник, впоследствии назвали Екатерининским.

В ансамбль площади Островского входит также Российская национальная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина.

В 1796 -1801 годах по проекту архитектора Е.Т. Соколова был возведен первый корпус библиотеки, к которому в 1828 -1834 годах Росси пристроил новый корпус, главный фасад которого обращен на площадь. Фасад украшен нишами с полуциркульными завершениями на первом этаже и ионическими колоннами на втором.

Между колоннами разместились скульптурные фигуры ученых, философов и поэтов древности, в частности, Геродота, Гомера,  Вергилия, Платона, Евклида, Гиппократа  других С восточной стороны площади Островского К.И. Росси построил два одноэтажных павильона, украшенных скульптурными фигурами древнерусских витязей и лепными барельефами.

В центре южного и северного павильонов – зал с полукруглым выступом, обращенным в сторону сада.

Ведущая от Александринского театра к площади Ломоносова, улица зодчего Росси – удивительна пропорциональна. Улицу образуют два трехэтажный парадных здания, при этом длина корпусов – 220 метров, высота – 22 метра, ширина улицы – тоже 22 метра.

В одном из корпусов размещалось в свое время Министерство народного просвещения. В другом доме в основном располагались торговые лавки, а в 1836 году это помещение заняло Театральное училище (сегодня – Академия русского балета имени А.Я. Вагановой).

Источник: http://opeterburge.ru/ploshchadi-sankt-peterburga/ploshchad-ostrovskogo.html

Санкт-Петербург. Площадь Островского

Площадь Островского — одна из центральных площадей города Санкт-Петербурга. Расположена между Невским проспектом, Аничковым садом, Александринским театром и зданием публичной библиотеки.

На площади расположены:

Площадь Островского (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):

В нескольких шагах от Гостиного двора расположена одна из красивейших площадей Петербурга — площадь Островского (бывшая Александринская). Это последний архитектурный ансамбль К. Росси, его лебединая песня. Проект оформления площади зодчий создал в 1816-1818 гг., а осуществил в 1820-1830-е гг.

С трех сторон площадь обрамляют здания Публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека), Александринского театра (ныне театр им. А.С. Пушкина), по наименованию которого и получила когда-то название площадь, а также ограда сада Аничкова дворца с двумя павильонами.

Здания Публичной библиотеки возводились в течение столетия. Инициатором ее создания выступила императрица Екатерина II. Первый корпус — угловой — был построен в 1796-1801 гг. В 1829-1834 гг. по проекту К.

Росси воздвигли здание, гармонично слившееся с уже существующей постройкой и обращенное фасадом на площадь. Комплекс зданий Публичной библиотеки со временем расширился: в 1859-1861 гг. архитектор В. Собольщиков возвел читальный зал; в 1896-1901 гг.

архитектор Е. Воротилов пристроил угловое здание.

На противоположной стороне площади находятся два изящных павильона, созданных Росси во время благоустройства территории Аничкова сада в 1816-1818 гг.

Основную же роль в архитектурном облике площади играет здание Александринского театра, названного так в честь жены императора Николая I.

Готовясь к его постройке, Росси провел титаническую работу — сохранилось 20 вариантов плана сооружения. Окончательный проект был утвержден 5 апреля 1828 г.

Прямоугольное в плане здание расположено в глубине площади и обращено главным фасадом на Невский проспект.

Почти вся площадь перед зданием Александринского театра была занята сквером, разбитым в 1820-1832 гг. по проекту Росси. В 1873-1880 гг.

сквер перепланировали, посадили деревья, и их разросшиеся кроны почти полностью скрыли фасад замечательного здания от обзора со стороны Невского проспекта. В 1873 г. в сквере открыт памятник Екатерине II.

Его проект разработал М.О. Микешин — автор знаменитого монумента «Тысячелетие России» в Новгороде.

Площадь Островского (по материалам книги «Исторические кварталы Санкт-Петербурга / А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2014. — 544 с.»):

Площадь вокруг Александрийского театра, как и сам театр, создана по проекту Карла Росси в 1829 году на территории, принадлежавшей Аничкову дворцу, и первое время называлась Аничковской, или Новой. 13 августа 1832 году ей присвоили имя Александрийская.

Иногда площадь называли Театральной или площадью Александрийского театра. 6 октября 1923 года ее переименовали в площадь Писателя Островского, в честь великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886), пьесы которого часто ставились в театре.

Слово «Писателя» из названия площади очень быстро выпало.

  • Александрийский театр
  • Екатерининский сквер
  • Памятник Екатерине II
  • Дом №2 — дом Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (управление Октябрьской железной дороги), образец неоклассицизма 1910-х годов (левый и центральный корпуса — новоделы 1990-х годов)
  • Дом №5 — дом Басина, один из лучших образцов русского стиля
  • Дом №6 — Музей театрального и музыкального искусства
  • Дом №7 — Санкт-Петербургское городское кредитное общество, образец неоренессанса.

Источник: http://rus-towns.ru/sankt-peterburg-ploshhad-ostrovskogo/

Площадь Островского

Площадь Островского в Санкт-Петербурге.

Архитектурный ансамбль, сформированный Александринским театром, Российской национальной библиотекой, Аничковым дворцом, домом Басина, зданиями Министерства народного просвещения, Дирекции императорских театров, Санкт-Петербургского городского кредитного общества, Русского музыкального общества, управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, памятником Екатерине ΙΙ, Екатерининским садом и садом Аничкова дворца в течение XIX века по проекту и первоначальному замыслу К. И. Росси. Зодчие, продолжившие застройку площади Островского, во многом старались соблюсти заложенное единство архитектурной композиции.

Читайте также:  Тайна башни грифонов в санкт-петербурге

Интересные факты:

Первым названием площади было Аничковская, используемое по рядом расположенному Аничкову дворцу. Однако, уже с 1832 года, когда было закончено центральное здание ансамбля — Александринский театр, она получила название Александринская площадь.

Одно время, во второй половине XIX века, также использовались наименования Театральная площадь и площадь Александринского театра.

В 1923 году площадь переименовали в площадь Писателя Островского (его пьесы часто ставились на сцене Александринского театра), а через несколько лет сократили до площади Островского.

В XVIII веке территория площади Островского считалась городской окраиной, здесь располагался большой сад Аничкова дворца с прудом, фонтаном и оранжереями, который принадлежал графу А. Г. Разумовскому. Позже, Екатерина II выкупила дворец в казну и подарила его своему фавориту Г. А. Потемкину.

Большой сад постепенно пустел, а растущий город требовал новых территорий, поэтому в 1799 году часть сада Аничкова дворца передали Театральной дирекции для постройки Малого театра и начали застраивать домами артистов и частных владельцев.

Первым зданием будущей площади Островского, которое сохранилось до наших дней, стала Публичная библиотека, которую построили в 1796-1801 годах по проекту Е. Т. Соколова.

В начале XIX века Малый театр перестал вмещать всю публику, да и близость к центральному Невскому проспекту накладывала необходимость придать площади более парадный внешний вид. В конкурсе проектов победила концепция К. И. Росси, который предложил создать архитектурный ансамбль вокруг нового Александринского театра.

Помимо застройки площади проект предусматривал создание целой сети улиц и площадей на прилегающей территории. Первым делом, в 1816-1818 годах, оформили границу сада Аничкова дворца, построив два павильона в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в 1828-1832 годах напротив них обновили здание Публичной библиотеки.

Одновременно, к 1832 году была закончена главная доминанта архитектурного пространства — Александринский театр. После этого, перед театром разбили парк, а позади него была проложена Театральная улица, состоящая из двух торжественных зданий (Министерство народного просвещения и Дирекция императорских театров), сейчас она носит имя Зодчего Росси.

Остальное пространство площади, взамен попавшего в опалу Росси, застраивали уже другие архитекторы.

В 1873 году на Александрийской площади был установлен памятник императрице Екатерине ΙΙ (по проекту М. О. Микешина), а сад обнесли оградой, после чего сквер перед театром стал называться — Екатерининским. Существует городская легенда, что во время торжественной закладки памятника знатные особы побросали в фундамент многочисленные украшения, которые до сих пор лежат где-то под памятником.

Площадь Островского пользуется большой популярностью у туристов и местных жителей, здесь работают уличные художники, фотографы предлагают сделать фотографии с героями в костюмах екатерининской эпохи, а скамейки на территории сквера — любимое место для отдыха и свиданий.

На площади Островского каждый год проводят Петербургский молочный фестиваль, во время которого выставляется продукция молочных заводов, и все это сопровождается развлекательной программой.

Площадь Островского, в составе исторического центра Санкт-Петербурга, включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Туристу на заметку:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/ensembles/ostrovsky-square/

Площадь Островского

История площади Островского, начинается с сада Аничкова дворца, который в середине XVIII века простирался до Садовой улицы. Как раз на месте будущей площади находился пруд «с высокими насыпными берегами, и против Малой Садовой бил фонтан». Далее, в сторону Садовой улицы располагались питомник, оранжереи, дома садовников и служителей Аничкова дворца.

Затем, на этом месте, внутри сада появилась Картинная галерея и Оперный дом, в котором проходили публичные маскарады под руководством французского комедианта Серения.

После смерти первого владельца Аничкова дворца, Алексея Разумовского, усадьба перешла в собственность его брата – Кирилла, который большую часть времени проводил на Украине. Без хозяина, сады дворец пришли в запустение и в конечном итоге были проданы в казну.

Императрица Екатерина II подарила Аничков дворец Г.А. Потемкину, который принялся энергично благоустраивать свое новое владение. Регулярный парк был превращен в пейзажный, в нем были устроены фонтаны, пруды, расставлена скульптура.

В одном из старых дворцовых павильонов был открыт Итальянский дом, на сцене которого выступала итальянская оперная труппа. Итальянский дом так же использовался как выставочная галерея и оранжерея. В нем же, в 1795 году, была размещена вывезенная из Польши трофейная библиотека братьев Залусских.

Таким образом, можно сказать, что Итальянский дом одновременно был «предком» и Александринского театра и Публичной библиотеки.

В конце XIX века, территорию сада Аничкова дворца урезали. Часть земли ушла под постройку здания Публичной библиотек, другая была передана дирекции императорских театров.

Бывший Итальянский дом был отдан под нужды театра антрепренёра Казасси. Сбоку него были построены служебные помещения и дома для артистов.

Все они проходили по границе современного сада Аничкова дворца и таким образом определяли границу будущей площади.

В начале следующего столетия, театр Казасси перестал соответствовать облику Невского проспекта и возник проект его перестройки. По замыслу архитектора Тома де Томона театр следовало перенести ближе к Невскому проспекту, а Аничков сад –ликвидировать вовсе. С запада предполагалась устройство новой подковообразной площади. Осуществлению этого плана помешала война 1812 года.

После победоносного окончания боевых действий, новое оформление территории между Аничковым дворцом и Публичной библиотекой стало задачей особой важности. Аничков дворец был подарен брату царя, великому князю Николаю Павловичу (будущему Николаю I), который крайне раздраженно взирал на непрезентабельный вид под своими окнами.

В 1817-1820-ых годах, Карл Росси возводит художественную ограду и два павильона при Аничковом дворце, которые украшают наш город до сих пор. А в 1827 году было принято решение о строительстве нового театра на месте театра Казасси.

Всего было предложено около 20 различные проектов застройки будущей площади. Окончательный вариант, был принят 5 апреля 1828 года. Доминантой площади, которая получила название Аничкова или Новая, стал Александринский театр, строительство, которого было завершено к 1832 году.

Позади театра, Росси создал два флигеля для Министерства просвещения и Министерства Внутренних дел. Так же был перестроен корпус Публичной библиотеки, который был продлен до нынешней улицы Крылова.
Перед зданием театра садовый мастер Яков Фёдоров устроил сквер, окруженный чугунной решеткой и украшенный фонарями.

Читайте также:  Чесменский дворец в санкт-петербурге

13 августа 1832 года площадь получила свое окончательное название – Александринская, по имени расположенного на ней театра.

С южной стороны от Александринского театра находился деревянный цирк, который просуществовал на этом месте до 1867-хх года. В дальнейшем, на его месте открылся театр оперетты «Буфф».

В 1860-хх годов, неоднократно предпринимались попытки застроить сквер у площади Островского. Там предполагалось устроить здание для выставок общества садоводов, а потом Зимний сад.

Все эти проекты были отклонены по двум причинам – в Петербурге наблюдалась острая нехватка зеленых насаждений и власти к тому времени уже наметили Александринскую площадь для установки здесь памятника Екатерины II.

24 ноября 1873 года этот замысел был воплощен в жизнь и монумент был открыт. В результате установки памятника Екатерине, первоначальный замысел Росси был искажен. Теперь доминантой площади становился монумент, а Александринский театр превращался только в его фон. Разросшиеся деревья сквера окончательно закрывали вид на театральное здание.

В последующие годы Александринская площадь застраивалась и благоустраивалась. В 1876-1878 году на ней был построен дом Санкт-Петербургского кредитного общества, а в 1879 году, рядом с ним возвели дом в псевдорусском стиле по проекту Н.П.Басина и Н.Н.Никонова.

Весной 1879 года профессор Яблочков проводил на площади первые опыты по организации электрического освещения. Серия демонстрационных показов «мгновенного тушения и зажигания» четырёх электрических фонарей, завершилась подсветкой памятника Екатерине II рефлекторами.

В 1923 году Александринская площадь была переименована в «Площадь писателя Островского», но это длинное название не прижилось и в народе закрепилось название «Площадь Островского».

Сегодня, площадь Островского является популярным местом встречи геев, художников и шахматистов. А в конце декабря, здесь регулярно проводятся Новогодние базары. Устраиваются здесь и другие тематические ярмарки.

Источник: http://www.iPetersburg.ru/ploshchad-ostrovskogo/

Площадь Островского

В 18 веке усадьба Аничкова дворца занимала обширную территорию, простираясь от Фонтанки до Садовой улицы.

В 1817-1818 годах усадьбу перепланировали, в результате чего между зданиями Публичной библиотеки, построенной еще в конце 18 века, и садом Аничкова дворца образовалось свободное место, идеально подходящее для небольшой площади. Разработка проекта будущей площади была поручена знаменитому зодчему К. И. Росси.

На протяжении более 10 лет, с 1816 по 1827 год, Росси разрабатывал проекты реконструкции и застройки новой городской площади. Окончательный вариант проекта был одобрен и утвержден только в 1828 году.

Согласно планам Росси, центром ансамбля новой площади должен был стать Александрийский театр, названный в честь жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Строительство здания театра в стиле русского классицизма было начато в 1828 и закончилось в 1832 году.

При строительстве были использованы передовые инженерные новшества, такие как, например, чугунные перекрытия.

Нарядный фасад театра украсили шесть коринфских колонн, многочисленные театральные маски и скульптуры муз, а над театром, на аттике здания, было установлено скульптурное изображение квадриги Аполлона, покровителя искусств.

Как уже упоминалось, здание Публичной библиотеки, расположенное на углу Невского проспекта и Садовой улицы, появилось на площади задолго до появления площади как таковой. Оно было возведено по проекту архитектора Е. Т. Соколова в 1796-1801 годах. В 1828-1834 годах К. И.

Росси спроектировал и построил ту часть библиотеки, которая обращена фасадом к площади, причем в решении фасада нового корпуса Росси использовал архитектурные мотивы старого здания.

Фасад, выполненный по проекту Росси, украшают колонны ионического ордера, барельефы и статуи прославленных мудрецов – Геродота, Цицерона, Тацита, Вергилия, Демосфена, Гиппократа, Еврипида, Евклида, Платона и Гомера. Над всем зданием, этим храмом науки, возвышается богиня мудрости Минерва.

В центре площади Островского в конце 1860-х годов на месте существовавшего партерного сквера был устроен новый сквер, который в народе прозвали Катькиным садиком. В 1873 году в нем был установлен памятник Екатерине Великой, выполненный по проекту М. О. Микешина и М. А. Чижова.

Величественный монумент, на котором запечатлена императрица и многие из ее приближенных и сподвижников, являет собой великолепный памятник не только самой Екатерине, но и всей ее эпохе. На пьедестале памятника – выдающиеся деятели второй половины 18 века: А. В. Суворов, Г. Р. Державин, Е. Р. Дашкова, П. А. Румянцев, И. И.

Бецкой, А. Г. Орлов, Г. А. Потемкин и другие.

Необходимо отметить, что ансамбль, созданный Росси, включает в себя не только площадь перед Александрийским театром, но и площадь у Чернышева моста (сегодня – площадь Ломоносова), и связующую их Театральную улицу (ныне улица Зодчего Росси).

Для этого за южным фасадом театра Росси построил два одинаковых трехэтажных здания, выходящие главными фасадами на площадь Островского, а боковыми образуя две стороны Театральной улицы.

В правом здании по этой улице (если смотреть со стороны театра) прежде размещалось Министерство внутренних дел, а сегодня там находится Театральная библиотека. Левое здание (дом 2/6) до революции занимала Дирекция императорских театров, потом в нем разместились Театральный музей и прославленное Вагановское училище.

Многие петербуржцы утверждают, что улица Зодчего Росси – самая красивая, если не в мире, то в городе точно. Бесспорно и то, что это и одна из самых гармоничных улиц (длина фасадов – 220 м, ширина и высота – 22 м).

К сожалению, Росси не удалось до конца воплотить свои планы по созданию единого ансамбля двух площадей. Некоторые участки застраивались уже после смерти архитектора.

Так, например, дом “в русском стиле” на углу переулка Крылова (бывший Толмазов переулок), построенный по проекту архитектора Н.П.

Басина, и расположенное рядом с ним здание Городского кредитного общества сильно отличаются от домов, возведенных или реконструированных по проекту Росси, и нарушают единство архитектурного ансамбля.

Изначально площадь носила название Александринская, по расположенному на ней театру. В 1923 году площадь был переименована в площадь Островского.
Историческая справка

1796-1801 гг. – строительство здания Публичной библиотеки (арх. Е. Т. Соколов). 1817-1818 гг. – перепланировка усадьбы Аничкова дворца. 1816-1834 гг. – архитектор К. Росси разрабатывает проекты застройки новой городской площади. 1828-1832 гг.

– строительство здания Александринского театра. 1832 г. – торжественное открытие Александрийского театра. 1828-1834 гг. – строительство корпуса Публичной библиотеки, который обращен фасадом к площади (арх. К. И. Росси). 1873 г.

Читайте также:  Санкт-петербургский государственный театр юных зрителей

– открытие памятника Екатерине II.

1923 г. – Александринская площадь переименована в площадь Островского.

Источник: http://petersburglike.ru/2013-01-11/ploshhad-ostrovskogo/

Площадь Островского в Санкт-Петербурге

Если вы решили посетить северную столицу нашей родины, то одним из мест, в которых вам непременно следует побывать, является площадь Островского, расположенная в историческом центре города. Место это необычайно красивое и интересное для туристов.

Улица Островского – это, можно сказать, перекресток, только не дорог, а других архитектурных жемчужин и достопримечательностей Санкт-Петербурга: Малой Садовой, Невского проспекта, переулка Крылова и улицы Зодчего Росси.

Собственно говоря, Карл Росси и является главным «виновником» появления этого архитектурного ансамбля. Единственное, что находилось здесь до начала его работы – это Аничков дворец.

Он начал строиться аж в 1791 году, еще при правлении императрицы Елизаветы.

Эта площадь сочетает в себе несколько достопримечательностей. Среди них, например, памятник Екатерине II. Нарисовал и спроектировал его Михаил Микешин, талантливый художник.

Возле отлитой из бронзы императрицы расположились ее увековеченные подданные: Суворов, Потемкин, Румянцев, Дашкова и некоторые другие. Кроме того, буквально недавно по адресу пл.

Островского прописался еще один человек, соседствующий с великой Екатериной – дворник, воссозданный по канонам XIX века.

Бывший Чернышев мост, а ныне – мост Ломоносова, понравится путешественникам, любящим романтику. Ведь мост этот перекинут через Фонтанку, а это значит, что можно насладиться шумящими волнами, ударяющимися о каменные стены, стоя на великолепном сооружении XIX века. Жаль только, что сейчас мост уже не является разводным.

Здесь есть и площадь имени Ломоносова, а также памятник-бюст, изображающий великого ученого.

Александрийский театр – еще одно архитектурное чудо, которым располагает площадь Островского. Он является самым старым театром (драматическим) во всем Санкт-Петербурге. По мнению историков, театр – эталонный образец эпохи классицизма.

Строение названо так в честь Александры Федоровны – жены Николая I. Кстати, площадь Островского поначалу именовалась Александрийской. Изначально предполагалось, что театр будет предназначаться для императорской труппы.

Однако в постановках были задействованы самые разные люди. То же самое касалось и публики – помимо высших привилегированных особ и целых аристократических семейств, сюда приходили и представители среднего класса, и мелкие чиновники, и даже студенты.

Здесь были поставлены первые спектакли по пьесам Гоголя: «Женитьба» и, конечно, «Ревизор».

Тут же расположилась Академия русского балета. Здесь учились выдающиеся представители российской школы балета: Нижинский, Павлова, Уланова.

Площадь Островского – это лишь последнее название среди всех тех, что носил этот архитектурный ансамбль. Изначально (в 1829 году) площадь именовалась Аничковой, после (1832) ее назвали Александрийской, далее – Театральной, и только после этого она стала имени Островского. Это название она получила в честь великого русского писателя Николая Островского.

Побродив по этой площади, можно проникнуться духом Санкт-Петербурга, а потому по приезде сразу отправляйтесь туда!

Источник: https://autogear.ru/article/582/94/ploschad-ostrovskogo-v-sankt-peterburge/

Ансамбль площади Островского

Памятник Екатерине II перед Александринским театром

Одной из характерных особенностей развития Петербурга ХVIII столетия явилось сосредоточение важнейших по своему значению и по масштабам архитектурных сооружений на берегах Невы и в ближайших к Неве кварталах.

По мере удаления от центра (от Адмиралтейства и окружающих его зданий и площадей) характер городской настройки изменялся, теряя черты организованности и подчинения продуманному композиционному замыслу.



Это обстоятельство повлекло за собой необходимость реконструкции отдельных районом города, их коренной перепланировки и обогащения исторически сложившейся застройки новыми монументальными сооружениями.

Выдающаяся роль в решении этих градостроительных задач принадлежит архитектору К. И. Росси.

Из выполненных им работ наибольший интерес представляет перепланировка усадьбы Аничкова дворца и прилегающей к ней территории между Невским проспектом н Чернышовым переулком (нынешней улицей Ломоносова).



В середине XVIII столетия усадьба Аничкова дворца занимала территорию от Фонтанки до Садовой улицы по Невскому проспекту.

В 1796–1801 годах на углу Невского проспекта и Садовой улицы архитектор Е. Т. Соколов возвел здание Публичной библиотеки.

В 1816–1818 годах К. И.

Росси разработал проект создания новой большой городской площади между Аничковым дворцом и зданием Публичной библиотеки. Он предложил возвести на площади монументальное здание городского театра и связать его проездом с предмостной площадью на Фонтанке у Чернышева моста.



Проект был осуществлен в 1816–1818 годах частично: построены два симметричных павильона и сооружена ограда небольшого сада у Аничкова дворца. Эти работы имели важное значение: была зафиксирована восточная граница новой площади и подчеркнуто значение дворца в её ансамбле.



Разработка проекта оформления вновь созданной городской площади (ныне площади Островского) возобновилась в конце 1820-х годов.

В апреле 1828 года получил одобрение новый проект Росси, предусматривавший работы по расширению Публичной библиотеки путем пристройки к существующему зданию нового корпуса, обращенного фасадом на площадь, по сооружению Александринского театра, застройке проезда от театра к Чернышову мосту тождественными по своей архитектуре монументальными зданиями и, наконец, по созданию полуциркульной в плане Чернышовой площади.

К 1834 году работы были в основном завершены.

Создание ансамбля двух площадей и соединяющей их Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси) явилось крупной заслугой Росси. В ансамбль входят три сада: сквер перед зданием театра, сад Аничкова дворца и сквер на площади Ломоносова.

Первый из них распланирован в конце 1860-х годов на месте существовавшего партерного сквера. В 1869–1873 годах здесь сооружен памятник Екатерине II.

Небольшой сквер на площади Ломоносова возник в 70-х годах XIX века. В центре его в 1892 году установлен бюст М. В. Ломоносова работы скульптора П.

 П. Забелло.



Росси не удалось довести до конца работы по строительству ансамбля. Ряд участков был застроен впоследствии такими зданиями, как дом архитектора Н. П.

Васина па углу Толмазова переулка (ныне переулок Крылова), расположенное рядом с ним здание Городского кредитного общества, и другими, выпадающими по характеру архитектуры из ансамбля.



Несмотря на эти частичные искажения, ансамбль площади Островского остается одним из высших достижений русского градостроительного искусства.

Рейтинг материала:

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/ansambl-ploshchadi-ostrovskogo

Ссылка на основную публикацию