Особенности архитектуры санкт-петербурга

Архитектура Санкт-Петербурга

Архитектурное великолепие Санкт-Петербурга

Городская и пригородная застройка Петербурга, сформировавшаяся за период XVIII-XX веков, стала одним из самых выразительных и ярких примеров столичной архитектуры, которая объединила в себе сразу несколько характерных особенностей: плотность возводимых зданий, единое планирование всего архитектурного пространства, гармоничное использование природного ландшафта, объединение различных градостроительных стилей и направлений. Многие здания и сооружения Санкт-Петербурга объединены в целые архитектурные ансамбли с общим стилем и функциональным предназначением.

Все многообразие петербургских архитектурных достопримечательностей можно разделить на несколько частей, что позволяет более рационально подойти к вопросам их изучения для планирования экскурсий и организации ознакомительных прогулок.

Архитектурные ансамбли

В Петербурге многие здания, сооружения, площади, мосты, скульптуры и прочие элементы ландшафтного дизайна объединены с целью получения гармоничной пространственной композиции.

Список петербургских архитектурных ансамблей

Дворцы и дома

Монументальные здания и резиденции царской знати и влиятельных жителей бывшей столицы России во многом определили архитектурный облик исторического Санкт-Петербурга.

Список петербургских дворцов и домов

Проспекты и улицы

Площади, проспекты, улицы, бульвары и переулки в Петербурге стали не просто местом размещения отдельных архитектурных объектов, но зачастую получили собственное культурно-историческое значение.

Список петербургских проспектов и улиц

Набережные и мосты

Во многом нынешний архитектурный образ города сформирован величественной Невой, в дельте которой находится большое количество рек и каналов, оформленных в виде красивых набережных и мостов.

Список петербургских набережных и мостов

Сады и парки

Разнообразные зеленые насаждения в Санкт-Петербурге и его окрестностях вместе с поверхностью водоемов занимают около 40% всей городской территории.

Список петербургских садов и парков

Памятники и монументы

Многочисленные памятники, расположенные в Санкт-Петербурге — это отражение насыщенной событиями истории северной столицы, напоминание о грандиозных свершениях и великих людях.

Список петербургских памятников

Культовые сооружения

Православные соборы, церкви и монастыри в Санкт-Петербурге стали не только духовным стержнем российского государства, но и сохранили в себе многие шедевры архитектуры различных стилей и направлений.

Список петербургских соборов и монастырей

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/

Архитектура Петербурга первой трети 19 века

Архитекту́ра Санкт-Петербу́рга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.

Особенностями архитектуры Санкт-Петербурга являются продуманная регулярность застройки, соразмерность городских ансамблей, учёт влияния неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного менталитета, вовлечение загородных анклавов в единую агломерацию.

Благодаря преемственности многовекового российского и западноевропейского градостроительного опыта эти особенности сформировали уникальный архитектурный сплав, вызывающий неизменное восхищение горожан и гостей северной столицы.В целом место, выбранное Петром, трудно назвать удобным для строительства.

На территории Санкт-Петербурга скальные породы залегают примерно на глубине до 200—300 м и даже сейчас не могут быть использованы для строительства. К тому же чуть севернее города проходит стык Русской плиты и Скандинавского кристаллического щита, что делает территорию сейсмоопасной.

Имеются геологические разломы и под самим городом.

Геополитические предпосылки

План местности, занятой впоследствии Петербургом. Составлен в 1698 комендантом крепости Ниеншанц Авраамом Крониортом, перевод Ц. И. Шварца, 1737 г

Археологические изыскания на территории Санкт-Петербурга открывают стоянки человека эпох каменного и железного века, поселения ижоры, карелов, варягов, новгородцев, финнов, шведов. Возраст некоторых стоянок на территории Ленинградской области превышает 8 тысяч лет.

Историческая область Ижора, расположенная по берегам Невы, на протяжении веков имела стратегическое значение. Для России это был кратчайший выход на Балтику, в Западную Европу. Поэтому в августе 1700 года Пётр, нарушив шаткое перемирие, объявил войну Швеции.

Для обеспечения пути в Западную Европу необходимы были морской порт, верфь, крепости — то есть город на Неве. Другого варианта у Петра не было.Однако первые укрепления на Неве Петр I не построил, а захватил: это были Нотебург (октябрь 1702 г.) и Ниеншанц (1 (12) мая 1703). В боях участвовал сам тридцатилетний царь вместе с Меншиковым.

Сразу же Нотебург был переименован в Шлиссельбург, а Ниеншанц — в Шлотбург. А через неделю Петр с Ламбером уже выбирали место для крепости на острове Заячий (он же Енисаари) в дельте Невы. Ламбер и начертил знаменитый неправильный шестиугольник с выступающими бастионами, занимающий почти весь остров.

Первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга и по совместительству Ингерманландской губернии был назначен вездесущий Меншиков.

Первые здания

Первым сооружением города считается дерево-земляная Петропавловская крепость, заложенная 16 (27) мая 1703. Собственно, она и называлась «Санктпитербурх», позднее это имя распространилось на весь город.

В этом же году построен деревянный наплавной Петровский мост через Кронверкский пролив — первый мост города; в 1706 году он заменён свайным.

В 1704-1705 годах с запада и с востока крепости были возведены дерево-земляные равелины, в 1705—1708 годах с наиболее опасного — северного — направления основная крепость была защищена вспомогательной — Кронверком, за которым был оставлен гласис — на его месте сейчас разбит Александровский парк[5].

В эту же зиму построены первые форты в проливе Невской губы.Однако первым завершённым городским зданием является Домик Петра I на Берёзовом острове (от финского Койвусаари — Берёзовый остров), который был построен солдатами за три дня, к 27 мая 1703 года.

вторая половина XVIII века — начало XIX века

1762—1780. Компактное градостроительство

В 1762 году указом Екатерины II создана «Комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», получившая затем название «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Комиссией к 1769 году выполнены градостроительные проекты всех частей города, установлены стабильные границы городской застройки, предместий, выгонных земель (последние застраивать запрещалось).

Тем самым было временно ограничено «расползание» столицы вширь, ускорена застройка центральных районов. Напротив, в 1766—1767 годах территория города даже несколько сократилась.

Ряд городских территорий был объявлен предместьями: Петербургская сторона за Кронверком, Васильевский остров за Малым проспектом, левобережье реки Фонтанной (Александро-Невское, Лифляндское, Московское предместья).

В 1763 году был объявлен конкурс на разработку генерального плана Санктпетербурга, итоги которого остались неизвестны. В 1765 году введены ограничения на высоту зданий (10 сажен), на размещение промышленных предприятий, утверждены образцовые проекты зданий.

Между Большой Невой и Фонтанкой запрещалось строить деревянные здания. К 1769 году комиссией закончены градостроительные планы частей и предместий города, на основе которых в 1769-1776 годах выполнен новый сводный генеральный план.

Большая роль в создании градостроительного облика той эпохи принадлежит А. В. Квасову, под руководством которого создан генеральный план Санкт-Петербурга 1769 года; он разработал круговую застройку Дворцовой площади, планы Адмиралтейской части, набережных Фонтанки и др.

Практически была создана система непрерывного обновления генерального плана: известны варианты 1769, 1776, 1792, 1796 годов.

Большое наводнение 1777 года привело к необходимости подсыпки некоторых затопляемых территорий, в частности, был насыпан остров в устье Фонтанки. Генеральный план был уточнён в 1777-1779 годах под руководством инженера и архитектора Фридриха Баура в связи с необходимостью защиты города от наводнений[8].

Читайте также:  Снежные забавы в зимнем петербурге

Вторая половина XIX века — начало XX века

1836—1880 годы

В середине XIX века в связи с развитием новых экономических и социальных отношений единообразие и приказные порядки в архитектуре перестают быть главенствующими принципами.

С середины 1840-х годов снимается ряд ограничений на архитектурные, цветовые и конструктивные решения частных домов, намечается отход от классицизма, появляется разнообразие историзма (эклектики). С 1860-х годов расширяется строительство зданий из кирпича, металлических конструкций.

В это время сложилась достаточно эффективная система управления градостроительством, позволившая к концу XIX века увеличить объёмы строительства в Петербурге более, чем в 20 раз[8].

С 1860-х годов производится создание системы дождевой канализации под главными улицами города, начиная с Гороховой улицы и Каменноостровского проспекта, делаются попытки улучшить городскую канализацию (повсеместно применялась ассенизация, а также сброс сточных вод без очистки в дождевые трубы)[14]. Открытые каналы и мелкие реки забирались в подземные трубы. В 1861 году строится Главная водопроводная станция (Шпалерная ул., 56) и трубопроводная система водоснабжения.

Промышленные объекты возводились большей частью в периферийной зоне города: на Выборгской стороне, на Обводном канале. Появились железные дороги, а с ними Царскосельский (1837), Николаевский (1851), Варшавский и Петергофский (1853), Финляндский (1870) вокзалы. Расширялись порты Кронштадта, Васильевского острова.

1881—1900 годы

В конце XIX века на волне капиталистической индустриализации промышленная застройка городских окраин только усилилась. Петербург становится мощным транспортным узлом, формируются левобережная и правобережная железнодорожные транспортные системы, построены Морской канал и Морской порт на Гутуевском острове (1878—1885).

Развивалось жилищное строительство. К 1900 году в городе проживало 1248 тыс. чел., с пригородами 1439 тыс. чел., (больше, чем в Москве, но меньше, чем в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Берлине, Вене). В конце века население города увеличивалось примерно на 40 тыс.

человек за год, в основном за счёт приезжавших на заработки крестьян, а также учащихся. В год строилось до 500 каменных домов, разрешалось строить дома высотой 11 сажен (5-6 этажей), однако этого не хватало. Прибывающее население поселялось на рабочих окраинах в домах-казармах, деревянных заводских постройках.

Вокруг Петербурга и даже в Финляндии создавались десятки дачных поселений

16. Архитектура эклектики (30 -90е гг. 19 века)

В начале XIX в Росстя переживала важные перемены в политике, соц-эконом и культурной жизни

Начиная с 1830 все чаще начинало складываться влияние капитализма и буржуазной идеологии на архитектуру .

Все более разнообразными становилисьтипы здании и сооружении, стилистическое единство классицизма подвергалось решительному пересмотру в связи с появлением новых заказчиков – представ пром и торговой буржуазии. Они не желали мириться со стилевым единством архитектуры не отвечавшим буржуазной конкуренции.

В архитектуре ведутся стилизаторские поиски определяемые вкусами заказчиков.

Во второй половине XIX очень быстрый рост городов, это сказалось на характере культуры…

Технический прогресс – принес в архитектуру новые материалы и конструкции , появление сооружений нового типа – железно дорожные вокзалы с огромными перекрытиями , обширные торговые помещения(пассажи). Зданий банков мостов…

Металл(железо и сталь) широго внедряются в строительство. Для возведения большепролетных перекрытии, покрытии, куполов, фонарей верхнего света, опорных сталбов и целых сооружений.

Так же активно стало использоваться стекло.

Важным этапом в истории отечественной архитектуры явилось применение в конце XIX в. Несущих конструкций из нового материала – ЖЕЛЕЗОБЕТОН. Началась эра железобетона в России.

Устаревшую эпоху классицизма , архитекторы начали прибегать к сочитанию в одном произведении разностилевых элементов. Красота стала отображаться с насыщенностью украшениями. Архитектор выступал теперь в образе художника.

В 1840 годах в русскую архитектуру приходит увлечение итальянским Ренессансом а вслед за ним – барокко, в основном его поздней стадией –рококо (академическая эклектика)

Периодизация Архитектуры ЭКЛЕКТИКИ:

1830 – 1850е годы –ранний эклектизм (или Николаевская эпоха) перелом эстетических предпочтении ( благодаря молодым архитекторам : Александр Брюллов, Андрей Штакеншнейдер, Михаил быковскии и др.)

1860-1890е годы – зрелый эклектизм, окончательно утвердились в архитектуре новые системы ценностей.

Ранний эклектизм

Яркии пример – Огюст Монферрфн, из Франции по преглашению Александра I. Приступил к строительству “ Исаакиевский собор”

Исаакиевский собор 1818-1858

Последнее произведение классицизма и вместе с тем и первым. Архитектура нового времени, применение высококачественных материалов, монолитные гранитные колонны…

Эклектизм храма читается в отдельных декоративных деталях интерьера, В плане здание выполнино в виде креста, по четырем сторонам его находятся портики. Широко используются средства выразительных искусств – скульпт и живопись.

Штакеншнейдер Андрей Иванович 1802-1865

Немец родился в РС

Мариинский дворец (1839-1844)

Главный фасад имеет трехчастную композицию. Он включает три ризалита с полуколоннами портиками и пилястрами коринфского ордера. Центральный ризалит подчеркнул арочной аркой первого этажа, несущей балкой, и венчающим массивным аттиком.

ЗРЕЛЫЙ ЭКЛЕКТИЗМ

Второй этап развития эклектики , связанный с серединой и второй половиной XIXvЮ дает сочитание самых различных стилистических воздействии. Классические традиции гаснут вовсе и окончательно беруверх различные псевдостили в убранстве фасадов и в оформлении внутренних помещении

Повышенный интерес к народной культуре… крестьянскому зодчиству и русской архитектуре- — это дало начало для появления псевдорусского стиля( под москвой был построен “теремок” воспроизведение крестьянской рубленной избы, художественная студия)

—Историческии музей (1875-1881)

Основной идеей которой придерживались архитекторы было “обновление русского зодчиства на началах истинной народности” ФАСАД и интерьер здания, росписи потолков и стен, рисунки мозаичных полов, оконные переплеты, наличники дверей и решетка представляют собой арх-живопис версию истории России. Удачно вписан фасад в общи ансамбль красной площади, украсив его двумя высокими и двумя низкими башнями , большой шатровой крышей и крыльцом, отделанным в древнерусском стиле.

Померанцев Александр Николаевич

Верхние торговые ряды (1889-1893) пассаж

+ Кирпичный стиль

своеобразное арх направление не подражающее ни одному арх стилю, он выражался в полной замене лепным кирпичным декором. Иными словами украшение наружных поверхностей фасадов выполнялось из того же материала что и стены

Кирпичный стиль – представляет собой рациональную эклектику для массового и утилитарного строительства

ВА Шретет

ИС КИТНЕР

все остальные названия здании такие что хер выговоришь т полюбому она не поверит что ты реал запомнил… ну как пример :

Китнер Иероним Севастьянович (1839-1929)

Из СП

Работал помошником архитектора… участвовал в построике дворца великого князя НИКОЛАЯ



Источник: https://infopedia.su/10xbc65.html

Архитектура Санкт-Петербурга

Исторический архитектурный Петербург постоянно менялся — надстраивались новые этажи, возводились мансарды, кварталы уплотнялись.

Это нормально и от этого не нужно отказываться, уверена Шарлыгина Ксения Александровна — кандидат архитектуры, заслуженный архитектор России, главный архитектор ООО «ЛенжилНИИпроект».

В советское время усилиями именно этого института были спасены от разрушения сотни зданий старого фонда.

Как строился город

Петербург уникален тем, что исторический центр чрезвычайно компактен. В большей мере это связано с его молодостью — 300 лет не возраст для европейского города. А тот его облик, к которому мы привыкли, который любим и ценим, сложился вообще чуть ли не за 100 лет — с начала XIX по начало ХХ веков. При этом дома постоянно перестраивались.

При Петре I Петербург был одно­-двухэтажным, при Пушкине он стал трехэтажным, а к 1917 году — в основном, 4­5­этажным. Причем застройка была очень плотной и единообразной. И это единообразие не переходило в скуку, а обеспечивало цельность восприятия.

Застройка была объединена единым масштабом и даже функцией: на 85­-90% ее составляли жилые здания.

Читайте также:  Жуковский в петербурге

Дома под присмотром

Петербург всегда был под пристальным вниманием властей. До Николая I даже небольшие объекты возводились по чертежам с надписью «Высочайше утверждено». Стоит отметить особое отношение к жилым домам.

Смотрителями за домом часто были профессиональные архитекторы. Они внимательно следили за состоянием дома — кровли, гидроизоляции и т.д. Мой дед рассказывал, как к нему пришел управляющий и сказал: «Что­то вы мало дров за зиму сожгли.

Как бы квартира не отсырела».

Как разрушался город

После революции именно жилому фонду повезло меньше всего. Зимний дворец стал музеем, Дворянское собрание стало Большим залом Филармонии и т.д. И плохо ли, хорошо ли, по мере сил, по мере понимания, и  наличию  средств, их поддерживали. Что касается жилья, то после национализации, оно потеряло хозяев.

Квартиры начали активно делить, делать беспорядочные перепланировки. Обслуживание зданий тоже оставляло желать лучшего. Максимум, что могли сделать управхозы, — организовать сброс снега с крыши. Ремонтировать не было ни средств, ни желания. В результате начались протечки — от них страдали перекрытия.

Вода стояла в подвалах, в результате отсыревали разрушались стены. Ну и, конечно, сильный урон домам нанесла блокада.

На помощь пришли «хрущевки»

Центру Петербурга помогло массовое строительство, начавшееся в 60­х годах прошлого века. Благодаря появлению новых жилых площадей, появилась возможность расселять дома для проведения капитального ремонта. Возможность, конечно, ограниченная, в сравнении с потребностями. Но провести комплексный капитальный ремонт, а, по существу, реконструкцию дома, без расселения не возможно.

Реконструкция по плану

В это время был создан наш институт. Мы начали заниматься проектированием реконструкции зданий — жилых и общественных. По моим подсчетами, до 1985 года по нашим проектам отремонтировано 25% старого жилого фонда. Примерно по 100 домов в год. Работы шли по плану, основанному на результатах обследования домов.

Методику обследования разработал также наш институт. Помимо капитального ремонта по части объектов мы предусматривали их реконструктивное преобразование: разборку малоценных дворовых строений, иногда надстроки и пристройки. Конечно, все эти изменения проводились под надзором контролирующих органов.

В результате, я уверена, мы не только не нанесли ущерба облику Петербурга, а кое­где способствовали его упорядочению. Мне приятно вспомнить дом на Площади Труда, заменивший ветхое двухэтажное строение, и сформировавший облик площади, соответствующий ее масштабам.

Значительно более выразительным после реконструкции стал дом №3 по Владимирскому проспекту.

Уплотниловка царских времен

В процессе реконструкции кварталов нам приходилось сносить дома внутри дворов. Дело в том, что уплотнительная застройка — совсем не современное изобретение. До революции участки активно застраивались и уплотнялись. Жить в образовавшихся вторых и третьих дворах приходилось без солнца и света.

Основная часть наших реконструктивных преобразований касалась именно разуплотнения, санации внутриквартальной застройки. Она осуществлялась в строго ограниченном объеме, но давала ощутимый эффект. Приятно пройти по этим реконструированным дворам, увидеть поддерживаемое жильцами озеленение, детские площадки, которых раньше здесь не было.

К этим дворам и население относится иначе, ощущая их, наряду с квартирой, своей собственностью.

Современный  Петербург

Я осталась при своем мнении, что продолжение изначальной петербургской традиции реконструкции и перестройке имеет право на продолжение в наше время. Главное, чтобы все преобразования были обоснованными и выполнялись грамотно и профессионально. Конечно, какую­то часть города можно законсервировать, как музей. Но рядовой застройки это касаться не должно.

Петербургу очень повезло, что он дошел до нашего времени в таком виде. Во многом в советский период его спасла бедность. В противном случае с ним могло произойти то же, что и с Москвой.

Как избежать градостроительных ошибок сейчас? Сегодня мы имеем борьбу градозащитников с инвесторами и, в качестве судей — чиновников.

Каждая из сторон преследует свои интересы, не может или не хочет учитывать все факторы, составляющие проблему обеспечения жизни города.

Начинаешь мечтать об единовластии и праве единоличного решения проблемы той инстанцией, которая озабочена сохранением исторического центра, и отказываясь от некорректных услуг инвесторов, знает, как обойтись без них.

Но право единоличного решения подразумевает и единоличную персональную ответственность. Хорошо было принимать ее на себя Государю Императору — он был самодержцем и перевыборам не подвергался.

И как быть сейчас? Наверное собирать команду профессионалов, возможно более далеких от коммерческих интересов, вести регулярные дискуссии в СМИ, обсуждать каждый проект реконструкции, искать и находить консенсус.

Обязательно находить, потому что, похоже, без инвесторских вливаний денег на ремонт не соберешь, а без него скоро нечего будет охранять.

Мансарды помогут центру

Сейчас провести комплексный капитальный ремонт старого фонда можно только на средства инвесторов. А их можно привлечь исключительно материальной выгодой.

Выход из этого я вижу один — привлекать инвесторов к реконструкции исторической застройки, разрешив как ее разумное разуплотнение, так и создание новой площади за счет надстроек, встроек, мансард преимущественно внутри кварталов и под действительным контролем надзорных инстанций.

При достаточной политической воле законодательной власти. Отчислений от доходов за проданную новую площадь должно хватить на неотложные ремонтные работы.

Утpo Пeтepбуpгa

Источник: http://turpiter.ru/arhitektura-sankt-peterburga/

Архитектура Санкт-Петербурга: описание, достопримечательности и интересные факты :

Санкт-Петербург – главный туристический центр России. Миллионы туристов приезжают сюда ежегодно с разных континентов, чтобы увидеть удивительный музей под открытым небом. Именно здесь создавалась история страны. Стоит вспомнить великие завоевания Петра Первого, великолепные победы Российской империи, а также первые шаги раннего Советского Союза.

Основная информация о городе

Официальной датой основания Санкт-Петербурга считается 16 (27 мая) 1703 года. Над строительством прекрасного города на Неве трудилось множество знаменитых архитекторов, инженеров, вольнонаемных людей из России, а также из Европы. Уже к 1712 году большая часть строительства была закончена, вся царская семья переехала в Санкт-Петербург и сделала его столицей империи.

К сожалению, большая часть негатива в двадцатом столетии в сторону власти была именно в этом городе, здесь формировались целые ячейки и группировки.

В тридцатые годы численность населения в Ленинграде (именно так долгое время назывался город) сильно сократилась, поскольку в стране происходили массовые репрессии и практически каждую семью, к сожалению, это коснулось.

Во время Второй мировой войны населенный пункт подвергся блокаде. За невероятное мужество в это время Санкт-Петербургу присвоили звание города-героя.

Архитектура города

Архитектура Санкт-Петербурга, в особенности его исторической части, представляет собой созданный в XVIII-XX веках столичный комплекс. Безусловно, здесь имеется множество особенностей. Главным отличием градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга является продуманная регулярность строительства сооружений, а также гармоничность ансамблей.

Стили архитектуры

Многие знают, что город полон различных гармонично сочетающихся архитектурных стилей. Мы расскажем вам о самых популярных из них.

Читайте также:  Легенда о медном всаднике в санкт-петербурге

Во-первых, многие здания построены в стиле петровского барокко. Этот стиль был привезен иностранными архитекторами, и наибольший вклад в это внес Доменико Трезини. Именно он построил Петропавловский собор, а также здание двенадцати коллегий.

Во-вторых, в городе достаточно много элементов «высокого» барокко. Ему присущи размах, динамичность, а также вычурность. Главным архитектором, трудившимся в это время, был Варфоломей Растрелли. По его проекту был построен Зимний дворец, Смольный собор, а также многие другие здания. По большей части именно эти памятники архитектуру Санкт-Петербурга 18 века и формируют.

Позже на смену барокко пришел строгий классицизм. Этому стилю присущи гармония, а также строгость и простота. Во время данного периода был построен Манеж и дворец Юсуповых.

Затем появился стиль ампир, прославляющий величие государства после победы в войне с Наполеоном. Среди архитекторов того периода можно упомянуть Карла Росси. По его проектам был построен Александринский театр.

В последующие годы архитекторы стали смешивать различные стили и стремились к романтизму. Стили архитектуры в Санкт-Петербурге очень разнообразны.

Комитет архитектуры

Многие задаются вопросом, где же находится комитет Санкт-Петербурга по архитектуре и градостроительству? Главный офис располагается по адресу: улица Зодчего Росси 1-3. Ближайшая станция — «Гостиный двор».

Достопримечательности города

Как уже было сказано выше, Санкт-Петербург является музеем под открытым небом, ведь здесь столько достопримечательностей, что даже за месяц их все тщательно не осмотришь. В городе множество замечательных храмов, соборов, дворцов с богатейшими коллекциями.

Имперское прошлое, без всякого сомнения, отражается в фасадах неотразимого Зимнего дворца и пышных аристократических особняках на Невском проспекте. В этом городе грациозные набережные, а также несравненные мосты, которые постоянно привлекают к себе внимание туристов со всех стран мира.

Государственный Эрмитаж (Зимний дворец)

С этим местом неразрывно связана часть истории Российской империи. Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины Великой. Лишь почти спустя сто лет двери музея открылись для посетителей, а галерея превратилась в массовую достопримечательность. В те годы основная экспозиция занимала одно здание, сейчас же их пять.

Внимание Эрмитажу уделяла не только Екатерина Вторая, в последующие годы все правители всегда стремились также тщательно следить за дворцом. Например, при Николае Первом в музее появилось множество картин на батальную тему.

К сожалению, в двадцатом столетии коллекция музея очень сильно пострадала из-за советской власти, а также многочисленных войн. Из музея были украдены многие известные экспонаты, и практически не происходило пополнения. Сотрудники музея изо всех сил пытались сохранить коллекцию дворца, и благодаря им многие полотна до сих висят на стенах.

В наше время Зимний дворец является не только одним из самых знаменитых и крупнейших музеев, но также и очень успешным научно-исследовательским центром. Ежегодно его посещают миллионы людей, а филиалы появляются в других городах.

Дворцовая площадь

Самая главная площадь в Санкт-Петербурге. Она возникла в восемнадцатом столетии. Данную территорию образует архитектурный комплекс, в который входит Зимний дворец, здание Главного штаба, Александровская колонна, здание штаба Гвардейского корпуса, а также Триумфальная арка.

Наименование Дворцовая площадь известно с 1766 года, хотя до этого данная территория также существовала, но называлась совсем иначе. Изначальное название – Адмиралтейский луг.

Первое оформление площади связано с приездом Петра Третьего. Вся территория перед этим событием была замощена щебнем, а также некоторыми строительными материалами. Горожанам разрешалось забирать все с площади бесплатно. Таким образом, все расчистили к утру.

В начале девятнадцатого столетия правительство скупило все близлежащие здания, и на этом месте была построена арка Главного Штаба.

Здание Главного адмиралтейства

Адмиралтейство играет очень важную роль не только в архитектуре, но и в русской истории в целом. Данная судостроительная верфь была основана пятого ноября 1704 года.

Изначально ее строили по чертежам Петра Первого, и она носила немного иной характер. Адмиралтейство должно было представлять собой крепостное сооружение, окруженное земляным валом с бастионами, а также вырытым перед ним рвом. Петр распланировал здание в виде буквы «П». Оно строилось одноэтажным и с высоким шпилем.

Здесь создавался прославленный русский флот, одержавший достаточно большое количество различных побед на море, в частности при Гангуте, а также Гренгаме.

Исаакиевский собор

Крупнейший православный храм в городе. Здесь содержится уникальная архитектура собора в Санкт-Петербурге. Храм был возведен по проекту Огюста Монферрана. Еще он является одним из лучших кафедральных соборов в Европе.

При отделке храма использовался гранит, многие виды мрамора, а также малахит и лазурит. Художественное оформление собора включает крупнейшее собрание русской живописи середины девятнадцатого столетия. Здесь насчитывается больше сотни произведений. Также тут больше трехсот статуй и скульптурных групп.

В двадцатом столетии в Исаакиевском соборе был открыт Антирелигиозный музей, а затем здание получило звание музея-памятника. В наше время у посетителей имеется уникальная возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты более сорока метров полюбоваться великолепной панорамой Санкт-Петербурга.

Казанский собор

Еще один крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Здесь хранится икона Божьей Матери. Собор был построен по проекту знаменитого русского архитектора Андрея Воронихина. Стиль постройки – ампир.

Закладка первого камня происходила здесь в присутствии императора Александра Первого. Внутренние интерьеры этого величественного сооружения украшены монументальными колоннадами. Безусловно, как можно заметить, здание напоминает больше музей, нежели церковь.

Иконы для Казанского собора писали известные российские художники. Среди них О. Кипренский, а также А. Иванов.

Храм Спаса-на-Крови

Знаменитый храм, возведенный на месте убийства Александра Второго. Инициатором строительства собора был Александр Третий. Высота данного здания составляет около восьмидесяти одного метра, и именно это совпадает с годом убийства императора – 1881 год.

Собор был достроен в 1907 году, здесь не проводились богослужения, а устраивались службы в память императора Александра Второго. Мало кто знает, но во времена советской власти Храм Спас-на-Крови использовался как морг, а также склад. После ремонта, произведенного в 1997 году, здание стало музеем.

Александро-Невская лавра

Известная достопримечательность города, располагающаяся на Невском проспекте. Один из крупнейших монастырей города. С конца XVIII века имеет статус лавры.

Кроме того, в составе Александро-Невской лавры числятся несколько некрополей, в которых похоронены великие личности XVIII и XIX столетий.

Интересные факты

О знаменитом городе имеется также множество интересных фактов. Например, в Санкт-Петербурге располагается самый глубокий метрополитен в мире. Кроме того, изначально в городе не нумеровали дома. Самой теплой точкой в населенном пункте является Невский проспект. Небольшую скульптуру, располагающуюся в центральной части города, пытались украсть больше семи раз.

В получасе ходьбы от Александро-Невской лавры, на улице Республиканской, в абсолютно непримечательном здании, размещается в Санкт-Петербурге «Зубная архитектура».

Строение не имеет никакого отношения к градостроительству. В нем располагается компания, которая занимается продажей стоматологического оборудования.

Но таково очарование Северной столицы: даже торговые фирмы носят здесь названия из сферы зодчества.

Источник: https://www.syl.ru/article/387647/arhitektura-sankt-peterburga-opisanie-dostoprimechatelnosti-i-interesnyie-faktyi

Ссылка на основную публикацию