Ново-михайловский дворец в санкт-петербурге

Надо знать: великокняжеские дворцы Петербурга

В какой-то мере прощальный подарок отца и брата великому князю Михаилу Павловичу. Сперва на него стал собирать деньги Павел Первый.

Затем, когда того убили, вопросом строительства дворца озаботился Александр Первый и, когда Великому князю исполнился 21 год, в 1817 году началось возведение дворца по проекту архитектора Росси.

Во владении Дома Романовых он пробыл до самого конца XIX века. Именно сюда, к своей сестре, заезжал Александр Второй в день своей смерти от бомбы террористов.

До того, как по проекту архитектора Ринальди здесь начали строить дворец для фаворита Екатерины Второй Григория Орлова, здесь сперва находился почтовый двор, потом — зверовый, где недолго жил первый петербургский слон, после здание сгорело, а тут расчистили место для площади.

Граф подарка царицы не дождался, а та выкупила дворец у потомков Орлова и отдала его внуку Константину Павловичу. После чего он до 1918 года оставался резиденцией для членов Дома Романовых.

Далее здесь была Российская Академия истории материальной культуры, затем открыли филиал Ленинского музея, а с 1992 года Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, где проводятся в основном выставки современного искусства (Уорхолл, музей Людвига и т. п.).

  • АдресМиллионная улица, 5/1

Мало-Михайловский дворец строился для великого князя Михаила Михайловича в 1885 –1895 годах, а отделка помещений затянулась до 1900 года.

По тем временам это долгий срок, но нужно иметь в виду, что здание было оборудовано по последнему слову техники, а интерьеры выполнены с шикарным изяществом. Здание как дворец никогда не использовалось — здесь были различные организации.

До наших дней мало что сохранилось, но составить представление о прекрасном убранстве можно по чудесной шахте лифта в сочетании с резными дубовыми дверями.

  • АдресАдмиралтейская набережная, 8

Великий князь Алексей Александрович стал антигероем истории российского флота.

Несмотря на то, что именно при нем были построены и укреплены сооружения большинства российских морских баз, происходила постепенная модернизация кораблей, именно Алексея Александровича считают ответственным за поражение России в войне с Японией и в особенности за Порт-Артур.

Собственно, после него он и покинул морское министерство и был уволен со всех флотских постов. Тогда князь поселился в своем небольшом дворце на перекрестке Английского проспекта и набережной Мойки.

Строил его с 1882 по 1885 год архитектор Месмахер, автор здания знаменитого училища барона Штиглица (в советское время носившего имя скульптора Мухиной). Великий князь из всех возможных вариантов, предоставленных архитектором, остановился на стилистике французского шато. Кроме того, Месмахер разбил возле дворца сад и пристроил к нему оранжерею.

  • Адреснабережная реки Мойки, 122

Бывший Ленгорисполком и нынешнее Законодательное собрание Петербурга — место, рядом с которым проходили самые крупные митинги начала девяностых и конца нулевых. Его построил Николай I для своей дочери Марии, которая, будучи девушкой с характером, наотрез отказалась после свадьбы уезжать из Петербурга.

Здание проектировал Штакеншнейдер (Росси уже был слишком стар и болен). Оно было построено в соответствии с новейшими технологиями того времени. Например, внутри сооружение было сделано частично из песчаника, потому здесь царили тепло и уют. Мария Николаевна прожила во дворце до самой смерти в 1872 году.

Ее дети впоследствии из-за долгов продали здание государству, после чего тут разместили Государственный совет.

  • АдресИсаакиевская площадь, 6

Этот дворец строили сразу три архитектора. Сперва Штакеншнейдер, потом Шарлемань. А когда и того отстранили от работы, за дом для младшего сына Николая I взялся Боссе, который выстроил скромное, но уютное здание в классическом стиле. За свою работу архитектор получил орден Святой Анны. Дворец сейчас пребывает в запустении, его ждет большая реставрация.

  • АдресПетергоф, усадьба Михайловка

После постройки Мариинского дворца Штакеншнейдер продолжил строить здания для членов императорской фамилии. Одно из них — дворец великого князя Николая Николаевича. Это отличный образец поздней имперской неоклассики.

Вокруг сооружения был разбит сквер и обнесен изящной решеткой. После смерти великого князя здание было передано женскому институту. В советское время его отдали профсоюзам и назвали «Дворцом труда».

Сейчас он сдается в аренду коммерческим организациям.

Третий дворец, построенный Штакеншнейдером для детей Николая Первого. Его проектирование началось после свадьбы Михаила Николаевича. Для возведения здания было снесено несколько более старых построек по соседству. Сам дворец представляет собой прекрасный образец ранней эклектики и совмещает в своем облике черты самых разных архитектурных стилей: барокко, рококо, классицизма. 

Михаил Николаевич, только заселившись в дом в 1862 году, отбыл из Петербурга наместником на Кавказ. Вернувшись в 1881 году, он снова поселился во дворце. После смерти Михаила Николаевича здание перешло в руки его сына Николая. А теперь тут находится библиотека восточных рукописей.

  • АдресДворцовая набережная, 18

Сперва в Стрельне Петр хотел устроить императорскую резиденцию, но у него ничего не вышло. Да и фонтаны здесь было невозможно установить из-за слишком маленького перепада высот.

Потом дворец начал строить Растрелли, но не довел дело до конца. Наконец, в 1797 году Павел Первый отдал эти места во владение своему сыну Константину.

Дворец перестраивали впоследствии Воронихин (1803) и Штакеншнейдер (для сына Николая Первого Константина). 

В советское время в этом дворце были школа-колония и Арктическое училище, после закрытия которого Константиновский стал медленно разрушаться. Эти места стали пристанищем гопников, рейверов и наркоманов. В 2000 году их передали Управлению делами Президента, а уже к 2003 году здание было полностью восстановлено и стало официальной резиденцией главы государства.

В 1830 году дом покупает светлейший  князь Александр Сергеевич Меншиков. Перестройку своей резиденции он доверил архитектору Глинке, который разместил в бельэтаже мраморный кабинет, библиотеку, голубую и зеленую гостиные, круглый зал, украшенную колоннами столовую, на первом этаже — покои жены князя Екатерины Сергеевны.

Много лет прожил светлейший князь Меншиков в роскошном дворце на набережной, а после его смерти дом унаследовал сын — боевой генерал Владимир Александрович, наследники которого в 1896 году продали дворец Кабинету Его Императорского Величества. Так здание вступило в новую фазу — превратившись из княжеской в великокняжескую резиденцию. 

После Владимира Александровича дворец перешёл к  младшему брату императора Николая II Михаилу Александровичу, который незамедлительно взялся за перестройку своих владений и пригласил для этих целей зодчего Карла Рахау, который  переделал здание в эклектичном стиле, создав внутри дворца грандиозную мраморную изогнутую лестницу — настоящий шедевр, украшенный по второму этажу атлантами и позолоченной лепкой. 

В 1922 году дворец национализировали и передали Всероссийскому обществу глухих, которое находится там по сей день. Сейчас здесь, помимо Общества, находятся частные конторы и офисы.

Своё особенное место особняк занимает в кинематографе: в 1988 году по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль» во дворце снимали фильм «Господин оформитель» — здание выступило в роли жилища главного героя Платона Андреевича. 

  • АдресАнглийская наб., 54; Галерная ул., 55

В 1862 году участок на Дворцовой набережной превращается в грандиозную стройку дворца для Великих князей  — Александра и Владимира. Архитектор Александр Резанов, разрабатывая проект будущего дворца, задумывает построить здание в стиле итальянских палаццо эпохи Возрождения. 

Но если фасады здания были выполнены в одном стиле, то комнаты поражали воображение и переносили гостей дворца в разные исторические эпохи.

Так, Парадная приёмная (Малиновая гостиная), бывшая самым большим помещением второго этажа, была оформлена в стиле итальянского ренессанса. За ней располагалась Гостиная, оформленная в стиле времён Людовика XVI.

После Гостиной следовала  Малая столовая в стиле английской готики, здесь же располагались Буфет и Танцевальный зал. 

Все комнаты дворца украшали редчайшие коллекции живописи, скульптуры, оружия и лучших образцов декоративно-прикладного искусства. Своим шикарным месторасположением и великолепием интерьеров сооружение сразу завоевало себе славу нового центра светской жизни Петербурга. Здесь устраивали балы, приёмы, благотворительные, музыкальные и литературные вечера. 

После события октября 1917 года во дворце разместили правление Союза Международных Торговых Товариществ, а с октября 1918 года в здание помещался Театральный отдел Наркомпроса.

С 1919 года сюда переехало издательство «Всемирная литература»: именно в этот период истории дворца начинается мрачное время, когда богатейшее имущество вывозится, продаётся, расхищается и частично отдаётся в музеи. Впрочем, уже в январе 1920 года здание получает новый статус и звание «Дома Учёных».

Только благодаря этому интерьеры дворца пострадали не так сильно, как другие подобные творения в Петербурге, где свирепствовало воровство, унёсшее в частные коллекции великие произведения искусства. 

В 1920—30-х годах в Доме учёных регулярно по субботам читались научные доклады, по четвергам — общедоступные лекции, а также проводились диспуты и концерты. Также во дворце работало общежитие на 20 человек, при котором функционировали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб. К слову, в общежитии некоторое время жил Осип Мандельштам. 

В годы жизни Великого князя Константина Павловича, второго сына императора Павла I, который до самой смерти старшего брата Александра считался наследником русского престола, на территории нынешней усадьбы Александровка проводились военные парады.

Однако в 1804 году земли, где вскоре появится дворец, были пожалованы английскому торговцу Джонсу, затем отошли коллежской советнице Зеланд, которая построила здесь деревянный дом.

Наконец, в 1838 году чехарда владельцев и хозяев на длительное время прекращается, так как усадьбу приобретает генерал-адъютант Павел Александров — внебрачный сын Константина Павловича. По фамилии Павла усадьба и получает название «Александровка».

Деревянный дом в этом же году сносят, а модный архитектор Кольман возводит на его месте каменный дворец в неоготическом духе: западную часть венчает характерная для этого стиля зубчатая башня, а два корпуса соединяет крытая галерея. 

Последним владельцем усадьбы был внук Павла — Александр Львов, который навечно остался в истории Петербурга под прозвищем «огненный князь».

В возрасте 17 лет, в 1880 году, он создал в Стрельне первую в России команду «тушильщиков», состоящую из добровольцев, а через три года построил на территории своего имения здание пожарной части и гигантскую каланчу, на которую любил подниматься и оглядывать окрестности в подзорную трубу.

В начале XX столетия князя даже избрали председателем Пожарного общества, которое просуществовало до 1919 года, когда организацию распустили из-за противоречий, связанных с несогласием, проявленным Львовым в отношении действий советской власти.

Кроме того, он снискал славу борца за трезвость, рьяно интересовался спортом и даже поспособствовал строительству трамвайной ветки, которая по сию пору является действующей. В память о деяниях этого славного человека перед входом в усадьбу Александровка был установлен памятник. 

После революции имение пустовало. А в годы Великой Отечественной войны его и вовсе разграбили и разрушили фашистские войска. В настоящее время усадьба восстановлена, фасад дворца сияет свежей краской, а внутри него располагаются Администрация и Муниципальный совет Стрельны, а также музыкальная школа.

  • Адресг. Стрельна, Портовая ул., 19, к. 1
Читайте также:  Из петербурга в германию - рисуем жизнь: берлинское граффити

Долгоозерная ул., 14/ 2, ТРК «Пять Озер», 4-ый этаж

5 декабря

м. Петроградская, пр. Медиков, 3, клуб А2 Green Concert

В календарь

Источник: https://www.fiesta.city/spb/routes/nado-znat-velikoknyazheskie-dvortsy-peterburga/

Ново-Михайловский дворец

История земельного участка, на котором с 1861 г располагается Ново-Михайловский дворец, восходит к эпохе Петра I. Граф  И.Мусин-Пушкин, Шереметевы, князь  Черкасский – вот далеко не полный перечень имён владельцев дворцового земельного участка.

После свадьбы в 1857 году великого князя Михаила Николаевича и принцессы Баденской Цецилии Августы (в православии Ольги Фёдоровны) появилась необходимость в создании официальной великокняжеской резиденции  для новой великокняжеской семьи. Её было решено построить именно здесь – на Дворцовой набережной, прямо напротив Петропавловской крепости.

Название «Ново-Михайловский дворец»  должно было подчеркнуть его отличие от уже существующего с середины 20-х годов ХIХ века великокняжеского Михайловского дворца (ныне здание Русского музея).  Автором проекта стал в прошлом придворный архитектор Николая I Андрей Иванович Штакеншнейдер, к тому времени украсивший Петербург и окрестности множеством прекрасных великокняжеских дворцов.

Ново-Михайловский дворец  стал одним из первых зданий в Санкт-Петербурге, при строительстве которого использовались металлические балки и стропила.  В 1889 году Ново-Михайловский дворец было оснащён электричеством.

Парадный вход Ново-Михайловского дворца через Главный вестибюль и Парадную лестницу вёл на второй этаж к анфиладе парадных помещений. Здесь располагались двусветные Банкетный, Танцевальный, Зелёный залы, а также Гостиные, Приёмная и Дубовая столовая.

На первом этаже находились жилые помещения и личные комнаты великокняжеской семьи. Среди них: Кабинет, Будуар, Ванная комната, Баня. На третьем этаже была создана домовая церковь во имя архангела Михаила.

Под ней на уровне первого и второго этажей был Зимний сад.

Владелец дворца – великий князь Михаил Николаевич – был четвёртым сыном Николая I  и императрицы Александры Фёдоровны.Николай I не утруждал себя при выборе имён детям,  полностью копируя при этом своего отца Павла I. Поэтому мальчику заранее было уготовано имя Михаил. Как и все старшие братья Михаила с детства, воспитывая в спартанской обстановке, готовили к военной службе.

Самым большим увлечением князя была артиллерийская наука, в которую он знал до тонкостей. Поэтому в будущем, в период царствования  императоров Александра II, Александра III, Николая II, он стоял во главе русской артиллерии.Военное образование великий князь получил в Первом  кадетском корпусе.

Боевое крещение – во время Крымской войны, куда направил своих сыновей — Николая и Михаила —  император Николай I, чтобы поднять боевой дух русской армии. Здесь им довелось принять участие в непрерывном 10-часовом сражении на Инкерманских высотах. За мужество и храбрость, выказанные в боях, великий князь был награждён орденом св. Георгия 4-й степени.

Великий князь Михаил Николаевич оставался в осаждённом Севастополе до февраля 1855 года и покинул его лишь в связи со смертью отца. После окончания Крымской войны великий князь работал в комиссии по обследованию укреплений Чёрного и Балтийского морей.

В 1862 году великий князь высочайшим повелением назначается  наместником на Кавказ, с 1864 года – главнокомандующим Кавказской армией, а с 1865 – командующим войсками Кавказского военного округа.  Здесь Михаил Николаевич пробыл почти почти два десятка лет, оставив о себе добрую память. В воспоминаниях С.Ю. Витте мы читаем: « Великий князь был хорошим кавказским наместником.

По убеждениям он был сын отца своего Николая Павловича, причём он обожал его память. Он держался тех же традиций, что и держались его предшественники: Кавказ должен был быть частью империи и к кавказскому населению Кавказа нужно относиться так же, как к русскому».

Именно при нём происходит окончательное «усмирение» Чечни и Дагестана; за Россией, наконец, закрепляются Предкавказье и Западный Кавказ.С началом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. великий князь становится главнокомандующим на кавказском театре военных действий. За разбитие армии Мухтар-паши в кровопролитном бою на Аладжинских высотах он был произведён в генерал-фельдмаршалы.

На Кавказе великий князь Михаил Николаевич разместился с большим комфортом. В Тбилиси у него была великолепная резиденция и огромное поместье в Боржоми. Великий князь несколько любил материальную сторону жизни, что едва ли может украсить его наместничество. Но на Кавказе было всем хорошо известно, что в этом отношении он действовал под влиянием своей супруги, великой княгини Ольги Фёдоровны, которая была довольна корыстолюбива.

После гибели Александра II новый император Александр III, хорошо относившейся к своему дяде, назначает великого князя Михаила Николаевича на должность председателя Государственного Совета. В этой должности он состоял до 1905 года, когда здоровье уже не позволяло ему выполнять свои обязанности.

К этому времени князь перебрался в Петербург, где поселился со своим семейством во дворце на Дворцовой набережной. В 1891 году умерла великая княгиня Ольга Фёдоровна. Михаил Николаевич пережил её на восемнадцать лет. К концу жизни его разбил паралич, и он был вынужден пользоваться креслом-каталкой.

С 1903 года Михаил Николаевич подолгу жил на юге Франции в Каннах на своей вилле, где он скончался 5 декабря 1909 года. Русский крейсер доставил  тело великого князя в Севастополь, а оттуда его прах перевезли в Петербург.

При огромном стечении народа 23 декабря 1909 года при огромном стечении народа состоялось погребение великого князя в Петропавловском соборе.

Вскоре после смерти великого князя в Ново-Михайловском дворце был открыт музей его имени. Все экспонаты разместили в четырёх залах.Новым владельцем дворца стал старший сын – великий князь Николай Михайлович, который начинал свою службу на Кавказе и даже принял участие в русско-турецкой войне в качестве ординарца отца. Позже он закончил Николаевскую Академию Генерального штаба.

Но военная служба была Николаю Михайловичу в тягость; истинное призвание его было в исторических изысканиях. По умственному развитию он был настолько выше своих товарищей-однополчан,что это лишало его всякого удовольствия от общения с ними.Первые научные успехи князя были связаны с энтомологией. Под его редакцией вышел прекрасно иллюстрированный девятитомник «Мемуары о чешуекрылых».

В 1899 году он передаст Зоологическому музею Императорской Академии наук свою уникальную коллекцию бабочек. Эта коллекция и сегодня считается крупнейшей в России и насчитывает  110220 экземпляров. В 1892 году Николай Михайлович становится председателем Русского Географического общества.Великий князь Николай Михайлович прославился как крупный историк.

Он был председателем Русского исторического общества с 1909 по 1917 год.

Николай Михайлович был известным коллекционером художественных и исторических ценностей, на которые он тратил значительные суммы. В его дворце хранились такие удивительные вещи, как медальон с волосами Александра I,  портрет Наполеона I кисти французского художника Жерара, уникальная коллекция акварелей Премацци.

Последняя работа, написанная в ссылке, называлась «Наблюдения по охоте диких гусей». В ссылку, в собственное имение, он попал по настоянию императрицы Александры Фёдоровны, которая не могла простить его резкую критику в адрес своего мужа Николая II, управлявшего огромной страной по указке Григория Распутина.

И ещё она не могла забыть письмо самому императору, в котором великий князь призывал последнего прервать, как ему думалось, пагубное влияние императрицы на политические события.В феврале 1917 года Николай Михайлович вернулся из ссылки в Петроград. Февральские события великий князь встретил с большим воодушевлением.

Он предложил новым властям своё участие в создании памятника декабристам. Октябрьский переворот великий князь встретил спокойно. Вскоре, в феврале 1918 года его сначала выгнали из собственного дома, затем выслали в Вологду.Потом Николая Михайловича арестовали, привезли в Петроград и повадили в тюрьму.

К тому времени здесь уже находились его родной брат Георгий и два кузена – великие князья Дмитрий Константинович и Павел Александрович. За освобождение Николай Михайловича из тюрьмы стал хлопотать А.М. Горький. Для этого он даже поехал на приём к В.И. Ленину, и убедил того, что держать в заточении великого русского учёного, хоть и великого князя, бессмысленно.

Получив соотвестствующий документ, Горький вернулся в Петроград, но было уже поздно – великие князья были уже расстреляны. Ф.И. Шаляпин писал, что, узнав об этом, «Горький буквально заболел от ужаса».

После революции некоторые помещения дворца занимало Петроградское отделение Коммунистической академии.

В 30-е годы ХХ века во дворце разместился Институт востоковедения, в настоящее время во  дворце работает его филиал.

Сегодня в Ново-Михайловском дворце находятся сразу три института Академии наук: Институт истории материальной культуры, Институт востоковедения и Институт проблем электрофизики.

Источник: http://www.iPetersburg.ru/novo-mihaylovskiy-dvorec

Ново-Михайловский дворец

Ново-Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле эклектики, построенное по проекту А. И. Штакеншнейдера в 1857-1862 годах для великого князя Михаила Николаевича. В настоящее время в залах дворца размещаются различные институты Российской академии наук.

Интересные факты:

Дворец предназначался для великого князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I, но поскольку в Санкт-Петербурге к тому времени уже имелся один Михайловский дворец, здание было решено назвать Ново-Михайловским дворцом.

До появления Ново-Михайловского дворца на этом участке поочередно располагались палаты сподвижника Петра I майора В. Д. Корчмина, канцлера А. М. Черкасского, «Миллионный дом» графов Шереметевых. Позже здания и земли были выкуплены казной, и на этом месте было решено построить великокняжескую резиденцию.

До строительства Ново-Михайловского дворца, когда здесь располагались государственные учреждения после выкупа участка казной, в Департаменте уделов в течении одного года простым чиновником работал Н. В. Гоголь.

При возведении Ново-Михайловского дворца использовались передовые по тем временам строительные технологии, в частности, металлические стропила и балки, кроме того, здание одним из первых в городе оборудовали водопроводом и отоплением.

Отделка фасада, как и характерно для стиля эклектика, изобилует смешением разных архитектурных стилей и направлений, здесь можно найти отдельные детали в стилистике рококо, барокко и ренессанса.

Выходящий на Неву фасад имеет особенно парадное оформление, в отделке использован каррарский мрамор, сам фасад разделен на три ризалита, фронтоны которых декорированы скульптурными композициями, а венчает все здание декоративная балюстрада.

На уровне третьего этажа ризалиты оформлены фигурами кариатид, а на уровне второго — колоннами коринфского ордера. Центральный вход украшен тройным ажурным навесом с кованными решетками и фонарями.

Внутреннее убранство дворца также отличается пышностью своего оформления.

Главный вестибюль, парадная лестница, анфилада второго этажа, кабинет, банкетный зал, танцевальный зал, столовая, многочисленные покои богато украшены лепниной, мрамором и паркетом.

В здании была даже сделана специальная комната с бассейном. На третьем этаже дворца прямо по середине фасада была устроена домовая церковь Архангела Михаила, но до наших дней она не сохранилась.

На Миллионную улицу со стороны дворца выходит Шталмейстерский корпус, где находились покои Георгия Михайловича, сына великого князя Михаила Николаевича, а также квартиры прислуги и свиты.

С 1911 года, после смерти великого князя, часть помещений дворца были отданы под музей, посвященный государственной деятельности Михаила Николаевича.

Ново-Михайловский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Читайте также:  Новый год на белокрылом лайнере или 4 варианта романтики, путешествие на теплоходе из питера

Туристу на заметку:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/palaces/new-michael-palace/

Ново-Михайловский дворец

Фото Ново-Михайловского дворца

Ново-Михайловский дворец предназначался для молодой семьи – великого князя Михаила и его супруги, принцессы Ольги Федоровны. Под строительство было приобретено несколько участков на набережной Невы, рядом с Петропавловской крепостью. Знаменитый архитектор А. Штакеншнейдер разработал проект здания в стиле эклектики.

В 1857 году состоялась закладка первого камня Ново-Михайловского дворца. Строители использовали при возведении здания стропила из металла – уникальная технология по тем временам.

Парадный фасад Штакеншнейдер украсил балюстрадами, лепниной, вазонами и статуями кариатид работы скульптора Д. Иенсена. Здание было завершено в 1862-ом году – на его возведение потратили около миллиона рублей.

Сразу после открытия и освящения нового дома, в него въехали счастливые новоселы – великий князь с супругой. Современники описывали Ново-Михайловский дворец как один из самых роскошных в Петербурге. Огромные светлые залы поражали высотой потолка и красотой убранства.

Первый этаж был отдан под личные покои семьи великого князя, включая спальни, будуар, кабинет, ванную. На втором этаже располагался Зимний сад, на третьем – домашняя церковь. Все помещения были богато украшены лепниной, статуями, картинами, огромными люстрами.

Великий князь Михаил не смог вдоволь насладиться жизнью в новом дворце: зимой 1862 года император назначил его своим представителем на Кавказе. Эта командировка затянулась на несколько десятилетий.

В 1905 году князь вернулся в Петербург, и снова поселился в Ново-Михайловском. Петербуржцы рассказывали, что ежедневно они видели Михаила Николаевича сидящим у окна на первом этаже. Старик радовался, когда ему отдавали честь, и в ответ подносил руку к седому виску.

В 1909 году, сразу после смерти князя, во дворце был создан музей, посвященный его жизни и служению Отечеству. В огромной экспозиции были представлены фотографии, коллекции ружей и сабель, награды, иконы, рукописи и личные вещи Михаила Николаевича.

После революции во дворце размещалась Коммунистическая академия. В 1930-ом году здание передали Институту востоковедения, занимавшему почти все помещения вплоть до 1951 года, когда учреждение переехало в Москву.

Сейчас в Ново-Михайловском дворце находятся филиал Института востоковедения, Электрофизический институт и Институт по изучению материальной культуры.

Ново-Михайловский дворец – архитектурно-исторический памятник федерального значения, объект культурного наследия России.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/novo-mixajlovskij-dvorec/

Ново-Михайловский дворец

Здание Ново-Михайловского дворца расположено между Дворцовой площадью и Миллионной улицей. В XVIII веке этим участком владел князь А.М. Черкасский. Позднее дочь князя вышла замуж за графа П.Б.

Шереметева, таким образом, в середине XVIII века участок уже перешел во владение Шереметевым. В 30-е годы XIX века здесь разместился Департамент уделов, для этого по проекту архитектора А.Н. Воронихина было перестроено одно из существовавших тогда зданий.

Оно соединялось с соседним домом, который принадлежал княгине Н.С. Голицыной.

В 1857 – 1862 годах по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера на этом участке по Дворцовой набережной был возведен дворец для великого князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I.

Штакеншнейдер перестроил находящиеся на смежных участках здания, связав их в одно. Благодаря перестройке ряда внутренних стен и перекрытий удалось создать несколько больших парадных залов.

В отделке главного фасада Ново-Михайловского дворца, выходящего на Неву, использованы архитектурные формы барокко и ренессанса.

Главный фасад акцентирован портиком и украшен на уровне второго этажа каниллированными колоннами коринфского ордера, выполненных из каррарского мрамора. Дворец также украшают декоративные скульптуры из терракота работы известного скульптора Д.И. Иенсена. Коринфские колонны завершены кариатидами.

Другой фасад дворца, обращенный на Миллионную улицу, более скромен – здесь находились квартиры придворных и служащих.

В этом различии фасадов проявляется свойственное эклектике стремление создавать взаимосвязь между функцией здания (или его частей) и его архитектурным обликом.

Многие интерьеры Ново-Михайловского дворца сохранились до наших дней и представляют значительный художественный и исторический дворец. Парадные залы дворца отличаются роскошной отделкой, особенно примечательны вестибюль главной лестницы и танцевальный зал.

В целом, архитектурный облик дворца и его внутренние интерьеры оставляет впечатление пышности и богатства. Приставка «ново» в названии дворца отличает его от построенного до этого Михайловского дворца.

Великий князь Михаил Николаевич любил часто сидеть у окна первого этажа дворца. В 1909 году князь умер и в здании Ново-Михайловского дворца разместился музей, где были выставлены предметы и вещи, связанные с жизнью Михаила Николаевича. Дворец перешел в собственность его старшему сыну Николаю Михайловичу, который позже был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости.

В тридцатые годы XX века во дворце разместился Институт востоковедения. Впоследствии институт практически полностью переехал в Москву, но с 1956 года здесь работает его отделение. Сегодня помещения Ново-Михайловского дворца занимают Институты Российской Академии наук.

Источник: http://opeterburge.ru/parks/novo-mikhajlovskij-dvorets.html

История

Сокровищница отечественного искусства Русский музей занимает одно из красивейших зданий в центре Петербурга — бывший великокняжеский Михайловский дворец. Архитектурному гению Карло Росси мы обязаны тем, что в 1820 — 30-х гг.

 в центре Российской столицы появился ампирный ансамбль: дворец, площадь и улица, связанные с именем младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича. Строительство дворца началось в 1819 г. по повелению Александра I вблизи Михайловского замка, на месте построек прилегавшего к нему сада.

В этом были удобство и близость сообщения с Зимним и Аничковым дворцами, Невским проспектом, возможность иметь собственный сад.

Согласно проекту, центральное место в ансамбле принадлежало дворцу. К нему примыкали два симметричных служебных флигеля-каре Западный — Фрейлинский, восточный — Манежный, в один ряд с Манежным флигелем шел Конюшенный корпус, за ним на углу Инженерной и Садовой улиц — Прачечный дом; в просторном саду — павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах. Закладка состоялась 26 июня.

За 1819 — 1820 гг. был возведен главный корпус. В 1821 г. дворец достроен и поставлены оба примыкающие к нему флигеля. К концу сезона 1822 г. общестроительные работы были завершены (работы каменных дел мастеров Ф.

Адамини, Д.Адамини и И.Бернадаци). В 1823 г. для проведения отделочных работ Строительная Комиссия заключила договоры на конкурсной основе с лучшими декораторами. Реконструкцию Михайловского сада производил архитектор А.

Менелас.

В 1824 г. внутренняя отделка дворца шла полным ходом. В феврале того же года великий князь Михаил Павлович женился на принцессе Шарлотте Вюртембергской, при переходе в православие получившей новое имя и титул великая княгиня Елена Павловна. К середине августа 1825 г. работы были в целом завершены.

Александр I, осмотрев дворец, остался чрезвычайно доволен. Он наградил Росси орденом Св. Владимира 3-ьей степени и бриллиантовым перстнем. 30 августа 1825 г. построенный дворец был освящен и пожалован Императором младшему брату в вечное потомственное владение.

В итоге на сооружение дворца ушло 6 лет и сумма, выплаченная казной, составила 7.875.000 руб.

Архитектура и интерьеры

Парадный фасад дворца обращен к площади. Нижний этаж, обработанный рустом, является основанием для устремленного вверх бельэтажа, решенного в виде трехчетвертной коринфской колоннады. В оригинальных орнаментах, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России (скульпторы проф. ИАХ С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский).

Дворец имеет четыре этажа. Высота центрального помещения — парадного вестибюля — ок.25 м. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей.

В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные покои великой княгини и великого князя. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св.

Архистратига Михаила, цокольном этаже размещались кухни.

Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний вид. Все было продумано изобретательным гением России и исполнено в сотрудничестве с лучшими мастерами. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии.

Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный Вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.

В большую Столовую бельэтажа вела изысканно декорированная Голубая галерея, двери которой поныне фланкируют скульптуры кариатид работы С.С.Пименова. Большая Столовая была перекрыта сводом с гризайлевой росписью кессонами и вакхическими сюжетами у его основания.

Стены украшали 32 золотистого цвета мраморные пилястры, от карниза до высоких окон, дверей и зеркал шли пояса лепных и живописных орнаментов (Д.-Б.Скотти и С.С.Пименов). В облицованной мрамором Танцевальной на фоне белых стен выступали 28 трехчетвертных голубых колонн.

Голубой свод, разделенный на панели, изображал группы античных танцовщиц и арабески, Высокие зеркала, вызолоченные люстры и торшеры дополняли убранство. Белая гостиная сохранилась. Росси проявил виртуозное мастерство в архитектурной композиции, акцентируя выразительность коринфского ордера.

Он поделил пространство двумя парами свободно стоящих колонн на три части. Это членение подчеркнуто самостоятельным решением перекрытий каждой части. Тонко сгармонированы также высоты колонн, антаблемента и плафона с падугой. В таком исполнении зал обрел идеальные пропорции.

При этом каждая архитектурная деталь, ожившая под рукой декоратора, воспринимается уже не как элемент конструкции, а как произведение искусства. Совершенная архитектурная композиция, выстроенная Росси, стала основой для создания уникального художественного ансамбля.

Следующие за гостиными парадные покои Елены Павловны на северо-восточной стороне бельэтажа отличались особым изяществом и роскошью отделки. Остались фрагменты отделки Парадной Спальни и Маленького кабинета: камин с зеркалом и цветной паркет, изысканная живопись плафонов и пилястр.

Парадные комнаты Михаила Павловича по-своему раскрывали характер своего хозяина. В них не было роскоши. В бельэтаже они перестроены. Нижние комнаты великого князя, выходившие на северо-восточную сторону окнами в сад, его Кабинет, Арсенал и Библиотека запечатлены в картинах и описаниях современников.

«Одно лишь место, где великий князь допустил величие и пышность,- отмечал путешественник, -богатое и очень разнообразное собрание оружия, военных мундиров, головных уборов, снаряжения, всевозможных артиллерийских и других орудий в прекрасном состоянии» (А.Гренвилл).

«В Кабинете и Библиотеке с коллекциями редких книг, эстампов и нумизматики, множеством роскошных изданий по искусству, хранились небольшие, удивительно тщательно обмундированные и вооруженные статуэтки под стеклянными колпаками, они стояли на верхних полках книжных шкафов.

Стены залов были завешаны трофеями, состоявшими из сабель, шпаг и знамен, картинами военного содержания и портретами» (А.Н. Бенуа).

Сам Михаил Павлович не затевал никаких перестроек, зато великая княгиня чутко реагировала на новые художественные вкусы эпохи. Так в середине 1830-х гг., с перестройки Андреем Штакеншнейдером двух комнат Елены Павловны началось внедрение новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца.

В целом можно сказать, что, не были затронуты лишь большие парадные залы. Сегодня в общих чертах можно представить объем и динамику перестроек. После А.Штакеншнейдера работали известные архитекторы: Гаральд Боссе 1840-50-е гг. (две гостиных и два кабинета на половине великой княгини; Людвиг Бонштедт 1850 г.

(покои для Екатерины Михайловны), Александр Юркевич 1857 г. (Верхний храм), Роберт Гедике 1863 г. (Музыкальная). В 1859 г. штатным архитектором дворца стал Георг Прейс. Отдельные заказы выполняли И.Иогансон и В.Стуккей (нач.1870-х). В 1865 г. для Екатерины Михайловны и ее дочери Г.

Прейс построил личные покои в Манежном флигеле, здесь великая княгиня жила до своей кончины в 1894 г. По смерти Елены Павловны Г.Прейс вел перестройки во Фрейлинском флигеле, обновлял отделку парадных комнат Екатерины Михайловны на парадной половине в нижнем этаже дворца. В 1888 г.

архитектор ушел в отставку, передав свои обязанности сыну, Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции. К началу 1890-х гг. семья великой княгини постепенно расселилась на периферии дворца и во флигелях, опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали.

Читайте также:  Английская набережная - живописный уголок петербурга

После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г., наследники решил продать дворец. Он был выкуплен казной в январе 1895 г. Николаем II для устройства в нем Русского музея в память императора Александра III (14 апреля). Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович.

Строительную комиссию возглавил профессор М. П.Боткин. Производителем работ назначен архитектор АХ Василий Федорович Свиньин.

Комиссия осмотрела помещения дворца и предложила оставить лишь те детали дворцового убранства, которые не входили бы в противоречие с характером будущих музейных экспозиций, но подчеркивали бы их выразительность.

В нижнем этаже решено было увеличить низкие дверные проемы и проходы между залами, убрать проходные двери, печи, камины и зеркала, на сводах живопись сохранить, заложить двери из лицевых комнат во внутренние помещения; со стен убрать живопись и лепку, лепные потолки сохранить, объединить малые комнаты в экспозиционные залы, убрать все деревянные антресоли, устроить новый входной тамбур; на верхней площадке вестибюля барельефы реставрировать, в бывших россиевских гостиных, в целом сохранить старую отделку; по всему бельэтажу оставить все живописные и лепные потолки, художественные двери, паркеты, кое-где камины. Самые значительные переделки ожидали Танцевальную и Большой Театр. Эти залы должны были сохранить только прежние объемы и расположение дверных проемов. Необходимость устройства верхнего света влекла за собой закладку всех окон.

Неоклассический стиль новой отделки больших музейных залов обуславливался задачей связать их с россиевской анфиладой. План технической реконструкции, принятый Комиссией, свидетельствовал о взятом направление на коренную реконструкцию здания:

  1. ремонт верхнего света над главной лестницей;
  2. капитальное переустройство окон с заменой деревянных широких переплетов на узкие металлические;
  3. устройство цементо-бетонных перекрытий над помещениями второго этажа для изолирования их от огня со стороны чердака;
  4. безопасное в пожарном и санитарном отношении центральное отопление с вентиляцией и увлажнением;
  5. капитальный ремонт водопроводной сети и канализации. В августе приступили к работе исполнители, отобранные на конкурсной основе.

Весной 1896 г. по мере по окончании строительного ремонта, распределились подряды на отделочные работы. Интерьеры восстанавливали и создавали архитектор В.Свиньин, живописцы Н.И.Блинов, А.Боравский, Н.Будаков, лепщики Н.И.Савин, Н.А.Попов, мраморщик К.Гвиди, паркетчики И.Тарасов, П.Беляев, А.Циффер, скульпторы А.Адамсон, столяр-краснодеревщик С. Волковиский и др.

28 февраля 1898 г. Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всем согласными с целями музея.

Владельцы

Август 1825 г. — август 1849 г. Великий князь Михаил Павлович (1798-1849). Со дня рождения носивший звание генерал-фельдцейхмейстера, вступил в должность в 1819 г. В 1819 г. С декабря 1825 г. — генерал-инспектор инженерных войск. В 1831 г.

назначен Главным начальником пажеского и всех сухопутных военно-учебных заведений и дворянского полка. В 1844г. — Главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами. Шеф 18 гвардейских полков. Член Сената, почетный председатель Военной академии.

Участник военных кампаний 1828-29 и 1831 гг. В браке с Еленой Павловной имел пятерых дочерей; Марию (1825-1846), Елизавету (1826-1845), Екатерину (1827-1894), Александру (1832-1834), Анну (1834-1836). Прожил жизнь, отданную в жертву своим служебным и фамильным обязанностям.

Скончался в Варшаве. Погребен в Петропавловском соборе.

Август 1849 г. — январь 1873 г. Великая княгиня Елена Павловна (1807-1873), родилась в Штутгарте. В России ее салон в Петербурге был самым европейским.

Отличалась размахом и красотой устраиваемых в дворце праздников, по смерти мужа посвятила себя делам государственной важности. В годы Севастопольской войны для организации женской помощи на поле брани создала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия.

Учредительница первой в России Консерватории и председательница Русского музыкального общества. Постоянный интерес Елены Павловны к внешней и внутренней политике России нашел выход в ее участии в великом деле осуществления крестьянской реформы Александра II.

Последний замысел — учреждение института усовершенствования врачей и покровительство этому заведению — уже после смерти Елены Павловны осуществила ее дочь великая княгиня Екатерина Михайловна. Известная меценатка. Погребена в Петропавловском соборе.

Январь 1873 г. — апрель 1894 г. великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая (1827-1894), Родилась в Санкт-Петербурге. С 1851 г. замужем за герцогом Георгом-Августом Мекленбург-Стрелицким (1824–1876).

Будучи единственной наследницей в поколении, вместе с семьей жила в России. Как хозяйка Михайловского дворца Екатерина Михайловна следовала всем традициям своей августейшей матери.

Была председательницей Императорского женского патриотического общества, попечительницей Клинического института великой княгини Елены Павловны (ныне Медицинская академия последипломного образования), Екатерининского женского института. Скончалась в Санкт-Петербурге.

Имела пятерых детей: двое (Николай и Мария) умерли в младенчестве. Погребена в Петропавловском соборе.

Апрель 1894 г. — январь 1895 г. Дети великой княгини Екатерины Михайловны: герцоги Мекленбург-Стрелицкие Георгий Георгиевич (1859–1909), Михаил Георгиевич (1863–1934) и Елена Георгиевна, в замужестве принцесса Саксен-Альтенбургская (1857–1936).

Источник: http://www.rusmuseum.ru/mikhailovsky-palace/history/

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: описание, адрес, фото :

XIX век в истории России отличается настоящим взлетом национального самосознания и культуры. Список произведений всемирно известных художников, композиторов, архитекторов, скульпторов, работавших в это время, огромен. Одним из таких выдающихся творений архитектурного искусства является Михайловский дворец в Санкт-Петербурге.

Проект Карла Росси

Решение о строительстве дворца Павел I принял вскоре после рождения своего четвертого сына — Михаила. Задумка требовала немалых денег, поэтому была отложена – при жизни этого императора дворец даже не начали проектировать.

Но после дворцового переворота и убийства Павла взошедший на престол Александр I посчитал необходимым выполнить волю отца. В 1817 году он поручил заняться строительством уже известному в то время архитектору Карлу Росси, который и спроектировал Михайловский дворец в Санкт-Петербурге.

В качестве места для будущей резиденции великого князя был выбран удачно сохранившийся еще с петровских времен пустырь в самом центре города.

Росси отнесся к поручению императора ответственно и не только создал проект дворцового комплекса, но и спланировал две новые улицы (Михайловскую и Инженерную), а также дворцовую площадь, известную сегодня как площадь Искусств. А со стороны Марсова поля было решено разбить Михайловский сад.

Архитектурные особенности

С точки зрения архитектуры, Михайловский дворец в Санкт-Петербурге не совсем обычный. Росси построил его в виде русской дворянской усадьбы. Центральный корпус соединен с двумя боковыми флигелями, которые выполняли функции хозяйственных построек. В одном из корпусов располагалась кухня и прислуга, в другом – конюшня и арсенал.

В то время в моде был архитектурный стиль ампир, в нем-то и построен Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Фото позволяет оценить все богатство внешней отделки.

Центральный корпус украшен портиком с колоннами коринфского ордера и лепниной в виде голов львов, скульптуры этих же животных застыли и у центрального входа. Один из шедевров декора Михайловского дворца – фриз, на котором расположено 44 многофигурных барельефа.

Дворец поражал не только внешней отделкой, но и внутренним убранством. И это не удивительно. Из 7,5 млн рублей, потраченных на строительство, четыре ушло на отделку.

Интерьеры дворца

Великолепные дворцовые интерьеры под руководством К. Росси создавали выдающиеся художники, резчики и скульптуры. К сожалению, при перепланировке дворца в конце XIX века от них почти ничего не осталось. Некоторое представление о первоначальной отделке могут дать лишь Белый зал и вестибюль Михайловского дворца.

Но, судя по воспоминаниям современников, в том числе посетивших дворец иностранцев, роскошь внутреннего убранства и искусство оформления превосходит отделку самых известных дворцов Европы.

История Михайловского дворца в Санкт-Петербурге

Строительство и отделка этого сооружения завершились только в 1825 году, и после его освящения туда прибыл великий князь Михаил с семьей. Дворец сразу же стал центром светской жизни столицы – великолепные интерьеры как нельзя лучше подходили для пышных балов и приемов.

После смерти Михаила Павловича хозяйкой дворца стала его жена Елена Павловна. Она, несмотря на то что была принцессой Вюртембергской, не только отличалась либеральными взглядами, но и заботилась о развитии русской культуры и искусства. С этого времени дворец стал культурным центром столицы, в котором проходили поэтические вечера и встречи писателей и ученых.

Когда Елена Павловна скончалась, Михайловский дворец в Санкт-Петербурге перешел к ее детям и внукам, но они были немецкими подданными, и Александр III решил выкупить творение великого Росси. Это уже осуществил Николай II, и по его же указу в 1895 году в Михайловском дворце был организован Русский музей.

Новый этап в истории

Для размещения масштабных экспозиций были не только перестроены многие внутренние помещения, но и спроектирован еще один корпус с фасадом, выходящим на канал Грибоедова. Этим занимался архитектор Л. Бенуа, а строительство корпуса завершилось уже после окончания Первой мировой войны. Хотя открытие музея состоялось раньше – в марте 1898-го.

В коллекцию Русского музея вошли экспонаты из залов Зимнего дворца, Эрмитажа и частных хранилищ княгини М. К. Тенишевой, князя А. Б. Лобанова-Ростовского и других.

С этого времени Михайловский дворец превратился в крупнейший музей национального искусства. Его организаторами были известные архитекторы, художники, искусствоведы, этнографы и историки.

Уже в первые годы после открытия экспозиции располагались в 37 залах.

Первоначально, наряду с художественными выставками, существовал отдел, посвященный императору Александру III, и этнографический отдел, просуществовавший в Михайловском дворце до 1934 года.

Михайловский дворец после революции

После 1917 года собрание Русского музея значительно пополнилось за счет произведений искусства, изъятых из многочисленных особняков Санкт-Петербурга в процессе национализации. Михайловский дворец превратился в крупнейший центр не только демонстрации, но и изучения искусства.

Здесь и до сих пор ведется серьезная научно-исследовательская работа, функционируют реставрационные мастерские, а государственное финансирование позволило организовывать этнографические и этно-художественные экспедиции.

Выставки в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге всегда привлекали большое внимание не только отечественных любителей искусства, но и зарубежных искусствоведов, историков и этнографов.

В 1926 году коллекция музея пополнилось произведениями художников начала XX века, и сейчас в Михайловском замке находится самая крупная в мире коллекция русского авангарда.

Во время Отечественной войны самые ценные экспонаты музея вывезли в Пермь, а остальная часть коллекции была укрыта в подвалах Михайловского дворца. Сам дворец пострадал от бомбежек, но был отреставрирован и уже в мае 1946 года открылся для посетителей.

Центр русской культуры и искусства

Современный Русский музей является одним из крупнейших хранилищ произведений искусства, в котором более 400 тысяч экспонатов.

Наряду с постоянными экспозициями в залах музея проводятся тематические выставки и биеннале, творческие встречи и научные конференции.

Он курирует работу более 250 музеев по всей России, культурно-просветительскую, научно-методическую и реставрационную работу в области искусства.

Русский музей сегодня объединяет несколько исторических зданий Северной столицы: собственно Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, адрес которого: Инженерная улица, 4; корпус Бенуа на канале Грибоедова, а также Инженерный замок, Строгановский и Мраморный дворцы.

Михайловские дворцы Петербурга

Построек, связанных с именем Михаила, в Северной столице немало, некоторые из них принадлежали членам императорской фамилии, у которой это имя было популярно. Хотя, кроме самого первого Романова, Михаилов среди самодержцев не было, только великие князья.

Так, Михайловский дворец построен для младшего сына Павла I. Но есть еще Ново-Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, принадлежавший сыну Николая I — князю Михаилу Николаевичу. Он располагается на Дворцовой набережной.

А вот Михайловский замок, который нередко путают с Михайловским дворцом, своим именем обязан Архангелу Михаилу – покровителю дома Романовых. Построен он был по приказу Павла I на набережной реки Мойки. Видимо, чтобы избежать путаницы, за этим дворцовым комплексом закрепилось еще одно название – Инженерный замок.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-mixajlovskij-dvorec-v-sankt-peterburge-opisanie-adres-foto.html

Ссылка на основную публикацию