Неоренессанс в архитектуре санкт-петербурга — возвращение к возрождению

Памятники в стиле неоренессанс

В эпоху эклектики зодчие часто обращались к архитектурному наследию итальянского Возрождения — так появился стиль неоренеcсанс. Особенно популярен он был в Петербурге. Читайте в материале портала «Культура.РФ», какими проитальянскими зданиями можно полюбоваться в Северной столице.<\p>

Малый Михайловский дворец

Малый Михайловский дворец. Фотография: opeterburge.ru

Дворец был построен по заказу внука Николая I — Михаила Михайловича, «Миш-Миша», как называли его домашние.

Малым Михайловским дворец стал потому, что один Михайловский в Петербурге уже был. Требования к будущей постройке великий князь сформулировал довольно просто: «У нас должен быть отличный дом».

Архитектор Максимилиан Месмахер не обманул его надежд: он возвел здание в духе неоренессанса, оформленное по последнему слову техники.

Во дворце 1888 года постройки были и газ, и электричество, и телефон, и водопровод, и канализация. Правда, насладиться Миш-Мишу своим дворцом так и не пришлось — он уехал за границу, где вступил в брак с внучкой Пушкина Софьей Меренберг. В Россию великий князь больше не вернулся, а здание в дальнейшем принадлежало разным управлениям и компаниям.

Владимирский дворец (Дом ученых)

Владимирский дворец (Дом ученых). Фотография: Ольга Визави / фотобанк «Лори»

Это палаццо на Дворцовой набережной было построено для великого князя Владимира Александровича — сына Александра II. Главным архитектором был Александр Резанов, а в создании интерьеров также участвовали Виктор Шретер, Иероним Китнер и Андрей Гун.

Фасад здания выполнен в духе венецианского палаццо с арочными окнами и декором в виде гербов. Интерьеры дворца были оформлены в нескольких стилях — неоренессанс, готическом, мавританском и классическом.

Один из современников писал о дворце: «Несмотря на разнообразие стилей, не замечается вовсе пестроты, глаз не чувствует утомления; напротив, везде достигнута настолько полная гармония в колерах и формах, что всё здание имеет несомненное право на почетное место между лучшими художественными произведениями зодчества нашего времени». К тому же здание было оснащено всеми удобствами: от лифта и вентиляции до телефона и электричества.

С 1920 года здесь размещается Дом ученых. Первое время название было буквальным: здесь жили академик Василий Струве, директор Пулковской обсерватории Сергей Белявский и другие советские ученые.

Здание Первого Российского страхового общества

Здание Первого Российского страхового общества. Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»

Здание на Большой Морской улице построил архитектор Карл Шульц, а Людвиг Шперер, Леонтий и Юлий Бенуа позже реконструировали его под нужды «Российского страхового от огня общества».

Монументальное здание полностью облицевали разными видами камня: от розового гранита на фасаде до светло-серого песчаника, украшавшего балконы. До недавнего времени здесь размещался Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж.

Сегодня здание принадлежит музею «Исаакиевский собор».

Особняк фон Дервиза / дворец великого князя Андрея Владимировича

Особняк фон Дервиза (дворец великого князя Андрея Владимировича). Фотография: Алексей Шаповалов (Стерх) / фотобанк «Лори»

Изначально на этом месте находилось посольство Великобритании. В самом конце XIX века его кардинально перестроили по заказу железнодорожного магната Павла вон Дервиза. Архитектором роскошного особняка во флорентийском стиле стал Александр Красовский.

Интерьеры дворца были под стать его внешнему оформлению: лепной декор, деревянная резьба, витражи и лестница из белого мрамора. Когда Павлу Дервизу стало трудно содержать свой особняк, он продал его не кому-нибудь, а двоюродному брату императора Николая II — великому князю Андрею Владимировичу.

В советское время в здании разместился Дворец бракосочетаний, который находится здесь и сегодня.

Русский торгово-промышленный банк

Здание Русского торгово-промышленного банка. Фотография: Светлана Колобова / фотобанк «Лори»

Здание Русского торгово-промышленного банка построил в 1914 году архитектор Мариан Перетяткович. Скульптурным оформлением занимались Леопольд Дитрих и Василий Козлов.

Весь фасад грандиозного здания был отделан серым гранитом, причем фактура нижних этажей напоминала скалы. Декором служили каменные маски и барельефы.

Природный камень использовали и в оформлении интерьеров: вестибюль, лестница и главный операционный зал были отделаны редкими сортами мрамора.

Здание городской думы

Здание городской думы. Фотография: Алексей Шаповалов (Стерх) / фотобанк «Лори»

Одна из архитектурных доминант Невского проспекта — башня Городской думы высотой почти 50 метров. Ее построили по указу Павла I в духе тосканской кампанилы — колокольни.

Изначально сигнальная башня возводилась как функциональное сооружение: внутри нее постоянно дежурили пожарные, отсюда жителей города извещали о наводнениях. Некоторое время она исполняла и другую роль — была одной из станций на линии оптического телеграфа.

Особняк Зубова

Особняк Зубова. Фотография: ИВА Афонская / фотобанк «Лори»

Особняк Зубова на Исаакиевской площади был построен в 1840-х годах по заказу графа Арсения Закревского. Проект создал архитектор Гаральд Боссе.

Позже его лишь немного перестроили — Карл Шульц заменил балкон и украсил аттик (плоскость стены над карнизом) семейным гербом графа. Фасад здания выполнен в стиле неоренессанс, а интерьеры — в духе классицизма и рококо. Последним хозяином дома был Валентин Зубов.

Он основал первый в России Институт истории искусств, который находится здесь и сегодня.

Особняк Кочубея

Особняк Кочубея. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»

Гаральд Боссе стал автором и находящегося неподалеку — на Конногвардейском бульваре — особняка Михаила Кочубея.

Боссе построил здание во флорентийском стиле, однако в народе оно получило название «Дом с маврами»: ограду дома украшали четыре бюста африканцев в одежде из белого мрамора.

Несмотря на то, что здание построили в середине XIX века, здесь уже был водопровод, удобные ванные и более совершенная, чем в обычных домах, система отопления — духовые печи. Интерьеры также оформили в стиле ренессанса, хотя некоторые комнаты были декорированы и в духе классицизма.

Особняк Штиглица на Английской набережной

Особняк Штиглица на Английской набережной.
Фотография: nrfmir.ru

Александр Штиглиц в XIX веке был известным финансистом.

Однако в историю он вошел как создатель Центрального училища технического рисования, сегодня его имя носит Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия.

В 1860-х архитектор Александр Кракау перестроил для него в духе итальянского ренессанса здание на Английской набережной.

Позже владельцем особняка стал великий князь Павел Александрович — младший сын Александра II. Именно при нем архитектор Николай Султанов построил здесь домовую церковь святой Александры в древнерусском стиле. Однако до наших дней она не сохранилась.

Московский вокзал

Московский вокзал. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Московский вокзал возвели в 1851 году, когда налаживали железнодорожное сообщение между двумя столицами. Автором здания стал Константин Тон, хотя в конкурсе проектов участвовали и другие видные архитекторы того времени — Николай Ефимов и Александр Брюллов.

Тон оформил станцию в стиле итальянской ратуши эпохи ренессанса — с двухъярусной башенкой и большими венецианскими окнами. В здании вокзала, помимо основного зала, находились конторы служащих, управление железной дороги и квартиры сотрудников — в том числе начальника вокзала Николая Миклухо-Маклая, отца известного путешественника.

Источник: https://www.culture.ru/materials/220207/italiya-v-rossii-10-pamyatnikov-v-stile-neorenessans

Поиск по тегам: ренессанс

Адрес: Литейный пр., 39

Дом Департамента уделов (дом Пашкова) — одно из лучших произведений архитектора Г. А. Боссе — построен в 1841–1844 годах. В 1848 году он был куплен шефом жандармов графом А. Ф. Орловым, а затем в 1857 году продан им Департаменту уделов.

Читать дальше

Дом Кушелева-Безбородко на Гагаринской улице

Адрес: Гагаринская ул., 3

Дом № 3 по Гагаринской улице – характерный памятник русской архитектуры середины XIX века.

В 1773 году генерал И. И. Меллер-Закомельский построил на угловом участке каменный дом, а в 1775 году купил и соседний дом по Гагаринской улице. В середине XIX века оба дома принадлежали графу Н. А. Кушелеву-Безбородко (затем — княгине Е. М. Юрьевской).

Читать дальше

Адрес: ул. Чайковского, 30

В 1844 году архитектор Р. И. Кузьмин исполнил проект небольшого двухэтажного особняка князя Л. В. Кочубея на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского).

Начатые им строительные работы завершил в 1845–1846 годах архитектор Г. А. Боссе.



Внешний облик дома, решенного в формах ренессанса, отличается своей простотой и контрастирует с богатой отделкой внутренних помещений. Фасад дома облицован пудостским известняком.

Читать дальше

Адрес: Конногвардейский бульвар, д. 7

В первой половине XVIII века кварталы между Галерной улицей и Конногвардейским бульваром были заняты обширным Прядильным двором, обслуживавшим Адмиралтейскую верфь. В конце столетия здания Канатного завода, находившиеся в западной части Прядильного двора, были перестроены под морские казармы (сломанные при постройке дворца для в. кн. Николая Николаевича).

Читать дальше

Николаевский вокзал. Фото 1900-х годов

Сооружение железных дорог, начавшееся в России в 1830 году, внесло значительные изменения в планировку городов. В их исторически сложившуюся застройку оказались включенными многочисленные новые сооружении утилитарного характера.

Они располагались в полосах отчуждения, прорезавших или вклинивавшихся в городскую территорию.



Первым вокзалом в стране был Царскосельский (ныне Витебский), не сохранивший первоначального облика, вторым — Николаевский (ныне Московский) вокзал, построенный в 1843–1851 годах.



Читать дальше

Адрес: Дворцовая наб., 18

Большой трехэтажный Ново-Михайловский дворец — характерный памятник архитектуры Петербурга середины XIX века. Дворец построен на участке, принадлежавшем в XVIII столетии графам Шереметевым. В начале XIX века «Миллионный дом» Шереметевых, т. е.

дом на Миллионной улице, перешел в собственность Департамента уделов и был перестроен архитектором А. Н. Воронихиным. К зданию был присоединен соседний дом, купленный у Голицыной.

Архитектор А. И. Штакеншнейдер в 1857–1861 годах перестроил расположенные на смежных участках здания, связав их в одно целое.

Они получили общий фасад,

обращенный на набережную Невы.

Читать дальше

Шуваловский дворец на Фонтанке

Адрес: наб. Фонтанки, 21

Застройка жилыми домами правого берега Фонтанки от Аничковского до Симеониевского моста началась во второй половине 1780-х годов. Участок на углу набережной и Итальянской улицы оставался незастроенным до 1820-х годов.

На смежном с ним участке его владелица графиня Воронцова построила в 1790-х годах особняк, украшенный по главному фасаду восьмиколонным портиком и фронтоном. Автор проекта этого дома не установлен.



В начале XIX века дом Воронцовой, а также участок на углу Итальянской улицы приобрел Д. Л. Нарышкин.

Читать дальше

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/monuments/category/1061

НЕОРЕНЕССАНС

НЕОРЕНЕССАНС — один из исторических стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве второй трети XIX — начала XX веков.

Ори­ен­ти­ро­вал­ся на ху­дожественные фор­мы итальянского, французского и немецкого Воз­ро­ж­де­ния; в ча­ст­но­сти, в ка­че­ст­ве об­раз­цов ис­поль­зо­ва­лись по­строй­ки Ф. Бру­нел­ле­ски, Л. Б. Аль­бер­ти.

Зда­ния в сти­ле неоренессанса ха­рак­те­ри­зу­ют­ся чёт­кой сим­мет­ри­ей и по­ярус­ным оформ­ле­ни­ем фа­са­дов, дроб­но­стью ар­хитектурного де­ко­ра, ши­ро­ким при­ме­не­ни­ем по­лу­цир­куль­ных арок, кар­ни­зов, рус­та и пи­лястр, ре­же — ор­дер­ных лод­жий (час­то за­стек­лён­ных).

Де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты неоренессанса не­ред­ко на­кла­ды­ва­лись на современные ме­тал­лические кон­ст­рук­ции.

Среди ран­них об­раз­цов неоренессанса — зда­ние Шко­лы изящ­ных ис­кусств в Па­ри­же (1830-е годы, архитектор Ж. Ф. Дю­бан), Ба­вар­ская государственная библиотека в Мюн­хе­не (1832-1843 годы, архитектор Ф. фон Герт­нер).

Окон­ча­тель­ное сло­же­ние сти­ле­вой сис­те­мы неоренессанса свя­за­но с дея­тель­но­стью Г. Зем­пе­ра (зда­ние Дрез­ден­ской опе­ры, 1838-1841 годы, 1871-1878 годы, и др.), Ч. Бэр­ри (зда­ние Ате­не­ума в Ман­че­сте­ре, 1837-1839 годы, и др.), А.

Лаб­ру­ста (зда­ние библиотеки Сент-Же­невь­ев, Па­риж, 1844-1851 годы, и др.).

Неоренессанс ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся для соз­да­ния ан­самб­лей улиц и пло­щадей, про­ек­ти­ро­ва­ния до­ход­ных до­мов, во­кза­лов, биб­лио­тек и боль­ниц.

С 1850-х годов в Гер­ма­нии яв­лял­ся основным сти­лем для оформ­ле­ния пуб­лич­ных зда­ний, с 1871 года про­па­ган­ди­ро­вал­ся как национальный стиль Германской им­пе­рии (Ю. Май­ер, Г. Зем­пер, Л. Бон­штедт).

В 1870-е годы ев­ропейский и американский  неоренессанс при­об­ре­та­ет бо́льшую де­ко­ра­тив­ность, вклю­ча­ет в се­бя чер­ты мань­е­риз­ма и ба­рок­ко (стиль бо­зар во Фран­ции и США, «стиль Ум­бер­то I» в Ита­лии).

Для ин­терь­е­ров в сти­ле неоренессанса ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние ароч­ных про­ёмов и ниш, май­о­ли­ки, цвет­ных го­бе­ле­нов, тя­жё­лых плот­ных тка­ней, ме­бе­ли из тём­но­го де­ре­ва. Из­де­лия де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства от­ли­ча­ет по­ли­хро­мия и ори­ен­та­ция на об­раз­цы итальянского при­клад­но­го искусства XV века.

Читайте также:  Сампсониевский собор в санкт-петербурге

В Рос­сии неоренессанс про­сле­жи­ва­ет­ся с 1830-х годов (особ­няк П. Н. Де­ми­до­ва в Санкт-Пе­тер­бур­ге, 1835-1840 годы, архитектор О. Мон­фер­ран), позд­нее к не­му об­ра­ща­лись А. И. Шта­кен­шней­дер, А. П. Брюл­лов, К. М. Бы­ков­ский и др.

По­след­ние по­строй­ки в сти­ле неоренессанса от­но­сят­ся к началу 1910-х годов (Л. Н. Бе­нуа, Ф. Там­бу­ри­ни), но отдельные чер­ты неоренессанса мож­но най­ти в ар­хи­тек­ту­ре по­сле­дую­щих де­ся­ти­ле­тий (ра­бо­ты И. В.

Жол­тов­ско­го), ко­гда он смы­ка­ет­ся с нео­клас­си­циз­мом.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Patetta L. L’architettura dell’eclet­tismo. Mil., 2008
  • Neo­renaissance – Ansprüche an einen Stil. Dres­den, 2001
  • Zgórniak M. Wokół neo­renesansu w architekturze XIX wieku. Kra­k ́ow, 1987
  • Ки­ри­чен­ко Е. И. Рус­ская ар­хи­тек­ту­ра 1830–1910-х гг. 2-е изд. М., 1982
  • Milde K. Neorenaissance in der deutschen Architektur des 19. Jahrhunderts: Grundlagen, Wesen und Gültigkeit. Dresden, 1981

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/nieorieniessans

Неоренессанс. Культура — Путеводитель по Москве

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Неоренессанс воспроизводил архитектурные решения времён Возрождения, в особенности итальянского Чинквеченто.

Отличительные черты — тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование таких архитектурных элементов, как рустика и пилястры.

Истоки

Неоренессанс вполне сложился к моменту постройки по проекту Лео фон Кленце Лейхтенбергского дворца в Мюнхене (1816). Англичанин Чарльз Барри, известный в первую очередь как популяризатор неоготики, с 1820-х годов также охотно обращался к темам итальянского ренессанса (один из лучших образцов — загородный дворец в Клайвденe).

Однако в целом даже в 1830-е годы неоренессансные постройки носили эпизодический характер.

Дворец Евгения Богарне в Мюнхене (Лео фон Кленце, 1816) ich, GNU 1.2

Переосмысление архитектурного языка итальянского ренессанса как универсальной стилевой системы связано с деятельностью Готфрида Земпера. Его главное произведение, Дрезденская опера (1834—1841), проникнуто влиянием барокко гораздо в меньшей степени, чем опера Гарнье в Париже.

Земперовский стиль получил значительное распространение в Австро-Венгрии. Так, в Вене и Будапеште в стилистике неоренессанса застроены целые кварталы. Чаще всего ему отдавали предпочтение при возведении музеев и библиотек.

Владимирский дворец в Санкт-Петербурге A.Savin, CC BY-SA 3.0

Широкое поле деятельности нашлось для представителей нового стиля в архитектуре в области строительства железнодорожных вокзалов — железные дороги тогда являлись прогрессивным, революционным новшеством.

В стиле «неоренессанс» были построены, к примеру, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др.

Бозар

Особенно значительное распространение приобрёл неоренессанс в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве (в том числе в дизайне помещений и мебели) в 1870–1890 годах, когда его основным конкурентом в континентальной Европе выступало необарокко.

Во Второй империи сформировался гибрид двух направлений — т. н. бозар. Это крайне эклектический подход, при котором формы полуготического французского ренессанса (воспроизведённые в ратуше на Гревской площади) свободно сочетаются с элементами барокко и палладианства.

Неоренессансный декор, пропущенный через сито бозара, во второй половине XIX века повсеместно использовался при проектировании коммерческой недвижимости и помпезных общественных зданий, причём не только в Европе, но и в США.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/culture/28011-neorenessans/

ТехЛиб СПБ УВТ

Возникновение стиля неоренессанс

Неоренессанс отличался от классицизма и романтизма как формой, так и теоретической разработкой рационалистической концепции художественной правдивости архитектуры. Исходные импульсы, которые привели к неоренессансу, заключались в новых функциональных и художественных требованиях, возникших в связи с развитием общества.

Бурный рост капиталистического производства привел к относительному расширению гражданских свобод. Почти во всей Европе распалось феодальное общество, хозяйственная и политическая власть перешла к буржуазии, и в некоторых странах неоренессанс стал проявлением растущего национального самосознания и стремлений.

 Библиотека Святой Женевьевы, Франция

 Историческая характеристика стиля неоренессанс

Неоренессанс становится универсальным стилем буржуазии и в его духе была решена большая часть значительных строительных задач того времени.

К ним относится прежде всего перестройка крупных европейских городов, население которых за короткое время увеличилось во много раз, а также возникновение новых типов сооружений: здания банков и биржи, административные и торговые здания, рынки. Возникают сооружения на железных дорогах, промышленные здания и комплексы.

Повышается значение народных домов, театров, концертных залов. Большую просветительную роль стали играть новые музеи, библиотеки, школы, а также с большим размахом решенные торговые выставки, некоторые павильоны которых представляли вершину конструктивных возможностей того времени.

Стремление к функциональному планировочному решению и выразительной форме привело к изменению их планировочной и пространственной структуры и архитектурного образа большинства построек.

Строительные особенности стиля неоренессанс

Рост и перестройка городов отражали растущие возможности капиталистического общества того времени, но одновременно и углубляющиеся социальные различия, особенно проявлявшиеся в типах жилья.

Экономичный тип доходных домов периода классицизма был заменен комфортабельным секционным домом с большими квартирами и с хорошим санитарным оборудованием. Одновременно на промышленных окраинах возникают рабочие поселки и временные поселения.

Строительная активность сосредоточивается в больших городах, а в связи с этим углубляются различия между городом и деревней, между размером поселений и способом жизни в них.

Хотя неоренессанс отказался от идеальных образцов античности и средневековья, но и далее остался ориентирован на исторические принципы формообразования. Главным источником вдохновения для неоренессанса в большинстве европейских стран была архитектура Италии.

Вместо простоты и ясности композиций и форм классицизма появляется расчлененность общего целого и деталей, начинает использоваться комбинация ордерной и арочной систем. Одновременно происходит значительное обогащение архитектуры произведениями изобразительного искусства.

Структура пространств, материала, характер планировки уже не становились теперь в полное подчинение заранее созданным композиционным схемам, становились практичнее и вызывали впечатление единства назначения, конструкции и материала.

Характерные черты стиля неоренессанс

Неоренессанс далеко продвинул теорию архитектуры, многие принципы которой переняло у него и XX столетие. К ним относится прежде всего требование возрождения архитектуры в смысле ее художественной правдивости при выражении назначения, конструкции и естественности используемых материалов.

Симптомы появления этой программы постепенно усиливались в процессе развития архитектуры XIX в. как в самих постройках, так и в теоретических высказываниях, которое уточняло принципы рациональной тенденции.

Многие из принципов, сформулированных в то время таким образом, оказались действительными и сегодня.

Главными теоретиками архитектуры XIX в., способствовавшими ее развитию, были К. Ф. Шинкель (1781 — 1841), Виолле — ле — Дюк (1814 — 1879), Г. Земпер (1803 — 1879), а в конце века венский архитектор О. Вагнер (1841 — 1918). Уже в конце XVII и XVIII вв. Фене — лон, Л. Кордемуа, М.

Ложье выдвигали требование правдивой и естественной формы в искусстве и архитектуре. Их идеи подхватил К. Ф.

Шинкель, который считал функциональность основным принципом всех объектов строительства, так как «художественную ценность определяет как можно более ясное выражение идеалов целесообразности, характер и образ объекта строительства».

Также энергично он требовал правильного использования материалов и правильного обращения с ними. На съезде немецких архитекторов, который состоялся в Праге в 1844 г., указывалось на отношение назначения и красоты (К. Розенталь) и выдвигалось требование соответствия новых форм назначению и конструкции.

Точно так же и Виолле — ле — Дюк понимал архитектуру, как результат воплощения принципов структуры строительного объекта, которые исходят из использованных материалов и способов их обработки. При этом конструкцию он считал средством, а архитектуру результатом. Виолле — ле — Дюк разработал эти принципы в многотомной работе «Словарь архитектуры», изданной в 1869 г.

Рациональный подход к архитектуре глубже всего определил Г. Земпер, профессор академии в Дрездене, а позднее в Лондоне, Париже и Цюрихе. Его основными теоретическими работами были книги «Стиль» (1863) и «Маленькое сочинение» (1884). Г. Земпер определил архитектуру как конечный результат единства назначения объекта, используемого материала, среды и индивидуальности творца.

Прямым продолжателем теоретических принципов Г. Земпера был его ученик Отто Вагнер, профессор Венской академии. Свое теоретическое мировоззрение он выразил в книге «Современная архитектура» (1895).

В системе понятий «назначение — конструкция — поэзия», введенных Земпером, назначение он поставил на первое место и отстаивал точку зрения, что непрактичное — некрасиво, откуда делал вывод, что новая функция должна породить новую конструкцию, а потому и новые формы.

В конце XIX в. внимание теоретиков архитектуры сосредоточилось на градостроительстве.

Теория ориентировалась на решение практических вопросов, при этом провозглашались новые художественные принципы в строительстве городов, которые отстаивали, например, немецкий архитектор К. Зитте, а также Д. М.

Бёнэм, инициатор возникшего в Америке движения за «красивый город». К. Зитте разработал также градостроительные проекты перестройки района Пршивоз в Остраве и предложения по реконструкции Оло — моуца, Теплиц и Либерсц.

Испанец Сориа — и — Мата разработал идею «линейного» города (1884). Так в конце XIX в. приобретает самостоятельность и развивается наука о градостроительстве, вначале ориентированная главным образом на технические стороны планировки и строительства.

Типы сооружений стиля неоренессанс.

Первые сооружения в стиле неоренессанса появились в 30 — х годах XIX в. К ним относится школа изящных искусств в Париже (по проекту Ж. Ф. Дюбана) и театр в Дрездене, перестроенный по проекту Г. Земпера после пожара в 70 — х годах.

Предзнаменованием неоренессанса явилась работа немецких архитекторов Л. Кленце и Ф. Гартнера, практически скопировавших флорентийскую Лоджию деи Ланци. Ведущим представителем нового теоретического и творческого направления стал Г.

Земпер, значение работ которого быстро вышло за границы Германии, тем более, что кроме Дрездена он работал и в Вене, и в Цюрихе. Своим отношением к архитектуре Земпер внес вклад в идейные основы модерна XX в.

Неоренессанс уже в самом начале своего развития изобретательно и с архитектурной точки зрения продуманно использовал металлические конструкции.

Около середины XIX в. в Париже возводятся новые неоренеcсансные постройки с использованием металлических конструкций, которые затем были повторены во всей Европе.

К ним относится, например, знаменитый парижский рынок, снесенный только в 1969 г., а также Северный вокзал (1867, автор Я. И. Гитторф).

Следует отметить также вокзалы в Нью — Йорке и в Лондоне (Кинг Кросс, 1850 — 1852, автор Л. Кубитт).

В архитектурное осмысление металлических конструкций внес большой вклад А. Лабруст, в работах которого французский неоренессанс достигает вершины своего развития. При строительстве библиотеки св.

Женевьевы и особенно Национальной библиотеки в Париже (1858 — 1868) он использовал изящную металлическую конструкцию в высоких опорах и куполах над читальными залами и в легкой металлической решетке для хранилища книг. Решающую роль играла металлическая конструкция в интерьерах парижских универсальных магазинов Бон Марш (1876, авторы Л. Ш. Буало и Г.

Читайте также:  Корпоративный отдых в петербурге

Эйфель) и Прантен (1811 — 1889, автор П. Седиль). С помощью этой конструкции удалось высвободить от опор внутреннее пространство и обеспечить хороший обзор интерьеров. Торговое здание ГУМа в Москве заняло целый городской квартал и имеет застекленные пассажи (1895, автор М. А. Померанцев).

Металлический каркас стал основой и первого торгового здания в Праге «На пршикопе» (1869 — 1871, автор Т. Хансен). Его свободное и хорошо функционально организованное внутреннее пространство, однако, еще закрывается снаружи каменным неоренессансным фасадом.

Неоренессанс получил распространение и в Бельгии, которая вплоть до этого времени следовала в своем развитии за французской архитектурой. Простотой формы отличался брюссельский Музей изящных искусств (А.

Балат), в то время как Дворец правосудия, построенный в 1866 — 1883 гг. по проекту Ж.

Поларта, представлял собой огромный и сложный комплекс, имевший излишне парадную и схематичную архитектуру с элементами позднего классицизма.

Читать по теме:

Архитектурные стили

Источник: http://tehlib.com/arhitektura/neorenessans/

Архитектурный стиль в строительстве домов — ренессанс

Начиная с XIV века,  культура  Европы резко меняет направление  и на смену мрачному Средневековью приходит эпоха Ренессанса (также Возрождение).

Родиной ренессанса принять считать Италию, где первые его признаки отмечают  уже в XIII веке, тогда как в  другие европейские страны ренессанс приходит значительно позднее.

Апогея своего расцвета этого движение достигает к концу XV века, после чего его сменяет барокко и маньеризм.

Ренессанс, опираясь на философию гуманизма и античные традиции, противопоставлял их культуре Средних веков, в том числе в архитектуре.

Архитектура эпохи Возрождения уходит от средневековой Готики, склонной позиционировать жилище человека как крепость.

Ренессанс провозглашает культ жизни  и красоты, что находит свое отражение в античной торжественности и одновременной простоте симметричных форм новых архитектурных образцов.

Культура  новой эпохи носит светский характер, а в центре ее находится человеческая личность. Так архитектура перестала быть «анонимной» — если архитекторы Средних веков выступали в роли безымянных ремесленников, то в эпоху Возрождения каждая постройка получала своего автора.

Среди самых громких имен этого периода можно назвать Филиппо Брунеллески — основоположника архитектуры Возрождения, создавшего купол Флорентийского собора, Леона Баттиста Альберти, создавшего новый тип здания с фасадом, обработанным рустом и разбитым несколькими ярусами пилястр и Микеланджело Буонарроти, выступающего в роли главного архитектора Позднего ренессанса.

В XIV веке внешний облик резеденций европейский знати перестает напоминать о крепости — здания становятся более симметричными, имеют просторные внутренние дворики, с галереями, арками и  колоннами античной формы.

Фасады отличаются наличием изящных межэтажных карнизов, а также  главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.
За пределами своей исторической родины, ренессанс в архитектуре смешивался с национальными средневековыми традициями,  присущими конкретной стране.

Так эпоха Возрождения на территории Франции представлена затейливо декорированными  луарскими шато, с характерно готическими наклонными крышами.

Источником вдохновения для итальянских архитекторов, считавшихся на тот момент  законодателями архитектурной моды, являлись архитектурные памятники античности, с их куполами,  колоннами, пилястрами и мраморной отделкой. Здания в стиле ренессанс предстают в строгой  геометрии пропорций.

На смену несимметричным очертаниям средневековой архитектуры приходят мягкие плавные формы – полусфера ниши и эдикулы, полукруг арки.  Основой  пространственной организации становятся логика и последовательность.

Античные образы в архитектуре эпохи Возрождения усложняются, появляются преломление и изгиб архитектурных линий, замысловатые орнаменты, колонны, полуколонны и пилястры набирают большую плотность  в пространстве.

Загородному  дому, выполненному  в стиле ренессанс свойственна простота форм, среди которых предпочтение отдается форме прямоугольника.

Для такого здания характерно идентичное  расположение окон и сопутствующих деталей на каждом этаже, а также акцент на  главной входной двери, который может приять форму балкона или руста. Сама входная дверь имеет форму прямоугольника или полу циркуля.

Отличительными чертами загородного особняка, выполненного в стиле эпохи Возрождения, также станут: крутая или пологая крыша, колоннады, башенки и надстройки. Окна, как и входная дверь, обладают прямоугольной формой или же формой половины циркуля, и оборудуются тяжелыми, массивными карнизами.

Внутренняя геометрия загородного дома в стиле ренессанс должна быть представлена просторными светлыми помещениями, обязательно с высокими потолками. Пространство в таком коттедже рационально и имеет четкие визуальные границы.

Основой архитектурной  композиции такой постройки, как уже отмечалось выше, является симметрия. Вся композиция здания, выполненного в стиле эпохи Возрождения, строится на основе центральной оси, каковой может являться камин в загородном доме.

Камин, как правило, располагается на первом этаже, в центральном холле.

Пол гостиной может иметь полукруглую форму и быть на несколько сантиметров ниже по отношению к другим комнатам, за счет чего увеличивается высота потолков, помещение становится более светлым, появляются дополнительные объем и пространство.

Среди отличительных черт этого архитектурного стиля  также можно назвать геометрический рисунок, как правило, содержащий такие фигуры как квадрат, восьмиугольник и крест. В цветовой гамме преобладают коричневый, желтый, пурпурный и синий цвета. 

Интерьер загородного дома в духе эпохи Возрождения должен быть представлен геометрическими или флористическими орнаментами, покрывающими как стены, так и потолки помещений. Стены также могут быть оббиты тесненной кожей или дорогой тканью, такой как бархат и парча. В наше время для этих целей можно использовать более «демократичный» аналог в виде  «тяжелых обоев».

Интерьер коттеджа в стиле ренессанс предстает  в пышной роскоши: используется позолота, резьба, и, даже, инкрустации из драгоценных камней. В таком интерьере особенно эффектно будут смотреться репродукции картин великих мастеров эпохи Возрождения, и скульптуры, исполненные в античном стиле.

Стоит заметить, что построить загородный особняк в духе эпохи Возрождения, в настоящее время, представляется удовольствием не из дешевых, и не так много дизайнерских студий на сегодняшний день могут предложить своим клиентам подобные проекты.

Тем не менее, интерес к этому архитектурному стилю не ослабевает — минуло не одно столетие с момента его появления, но и он по-прежнему остается востребованным.

Это и не удивительно – коттедж,  выполненный в стиле ренессанс, будет приковывать к себе взгляды, эффектно выделяясь на фоне соседних домов и являя собой подлинное произведение классического искусства.
 

Источник: https://www.zagorod.ru/reference/arhitekturnyie_stili/renessans/

Архитектура Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург – один из наиболее великолепных городов России, центр Российской империи, северная столица. Город на Неве известен множеством достопримечательностей, которые появились здесь за несколько веком развития. 

Архитектурные ансамбли и отдельные строения заслуживают особого внимания, благодаря уникальной композиции.

Созданием города мы обязаны первому императору – Петру I. В архитектуре города чувствуются местные и европейские влияния, благодаря чему здания города самобытны и узнаваемы. Для возведения зданий приглашали известных зодчих из Италии, Голландии, Германии. 

В чем особенности архитектуры города?

  • Гармоничность: все элементы архитектуры города переплетаются между собой и смотрятся как единое целое.
  • Стилистическое богатство, которое выглядит единым: прелесть города в том, что здания, которые отличаются по стилю, не создают эстетического конфликта.
  • Регулярная застройка.
  • Гармония планирования жилых кварталов.
  • Неброская природа прекрасно сочетается с особой архитектурой города.
  • Современные и старинные здания выглядят гармонично в комплексе.

Благодаря перечисленным особенностям, архитектурный ансамбль выглядит цельным, единым. Преемственность традиций градостроения позволила создать архитектурный ансамбль, уникальный в своем роде.

Особенного внимания заслуживают Петропавловская крепость, площади и набережные, храмы, дворцы, дворцово-парковые комплексы.

В городе переплелись несколько архитектурных стилей – барокко, классицизм, ампир, модерн, конструктивизм, неоготика, русский стиль. Присутствуют черты монументализма, античности, неоренессанса. 

Во времена основания города, здания возводили в традициях барокко. Времена петровского абсолютизма характеризуются созданием сложных архитектурных форм.

Архитекторы разработали уникальное направление барокко – петровское. Времена классицизма характеризуются созданием гармоничных зданий. Конец XVIII века ознаменовался появлением стиля строгая классика.

Здания того времени лаконичные, сдержанные, гармоничные.

Особого внимания заслуживают фортификации, которые возводились по приказу основателя столицы империи – Петра I.

Ампир, необарокко, неоренессанс – детища XIX века, завершился период архитектурных экспериментов появлением зданий в стиле эклектика. В XX веке доминирует модерн и русский стиль.

Анализируя развитие архитектуры Санкт-Петербурга, нельзя забывать о жилых кварталах города. Петербург славится дворами-колодцами, которые интересуют поклонников пешего туризма. 

Источник: http://w-say.ru/publications/news/arhitektura_sankt_peterburga

Эпоха Возрождения в Санкт-Петербурге в XIV-XVI вв в странах Европы началась новая эпоха – эпоха Возрождения «Ренессанса»

Эпоха Возрождения в Санкт-ПетербургеВ XIV-XVI вв. в странах Европы началась новая эпоха – эпоха Возрождения «Ренессанса» — от франц. «снова», «заново рожденный». В данном случае возрождение и новый расцвет античной культуры, науки и философии.

Данная эпоха оставила богатое наследие, которое также проявилось и в архитектуре. Архитекторы той эпохи стремились возродить зодчество античности, чертами которого были: симметрия, соблюдение пропорций, геометрии и порядка всех частей, наличие ордерной системы.

Ордер – тип композиции, главными элементами которого являются колонны (различают ионический, дорический, коринфский).

Родоначальником ренессанской архитектуры был Филиппе Брунеллески (1377-1446) – основоположник ренессанской архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры.
В России родоначальником Ренессанса можно считать Ивана III, так как именно при нем в России начали работу ряд архитектор из Италии, которые принесли новые технологии строительства и элементы Ренессанса.

Но наибольшую популярность получил стиль XIX века, распространившейся в период эклектики, наряду с неовизантийским, неороманским и неоготическим стилями и получивший название Неоренессанс («нео» — новый). Прототипом для петербургских зданий явились итальянские здания с широкими арочными окнами, нарядными наличниками, мощными узорчатыми карнизами.

Наличник – декоративное оформление оконного или дверного проема в виде накладных фигурных профилированных планок.

Отличительными чертами являются тяга к симметрии, прямоугольные планы с внутренними двориками, рациональное членение фасадов, применение таких элементов, как пилястры и рустика.

К данному стилю относят целый ряд особняков и доходных домов на улицах Чайковского, Кирочной и Фурштатской. (Застройка этих районов происходила как раз в XIX веке).

Пилястра – вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, условно изображающий колонну.
Рустика – облицовка внешних стен здания четырехугольными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной.
Мотивы ренессанса отражаются и в постройках петербургских вокзалов — Николаевского, Балтийского и Варшавского. Фасад Николаевского вокзала напоминает венецианские сооружения 16 столетия: двойные арки с колоннами первого яруса, полуколонны второго яруса, «окна Браманте», башня с часами. окно Браманте

Одними из крупнейших общественных строений в стиле неоренессанса являются театры Петербурга.

Ордерная система начиналась со второго и с третьего этажа. Декор фасадов — сдержанный, пышное оформление появилось значительно позже. В стиле «неоренессанс» также построены такие здание, как Министерство государственных имуществ, Шуваловский дворец.

Одним из первых строений этого стиля был возведен особняк князя Л. В. Кочубея.

В облике не использовались элементы ордеров, и в этом случае стиль принял форму так называемого «безордерного неоренессанса».

Строительство особняка князя Л. В. Кочубея на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского, 30) началось в 1844 году по проекту архитектора Р. И. Кузьмина и было завершено в 1845— 1846 годах архитектором Г. А. Боссе. Фасад здания выполнен в формах итальянского ренессанса: первый этаж рустован, стены прорезаны широкими арочными окнами, причем во втором этаже окна, в соответствии с традицией итальянской архитектуры XV—XVI веков, сдвоенные и охвачены поверху широкими арками.
Читайте также:  Набережная лейтенанта шмидта в санкт-петербурге: от благовещенского моста до ледокола «красин»

Если фасады особняков Л. В. и М. В. Кочубеев иллюстрируют безордерную разновидность неоренессанса, то другая его разновидность — ордерная — может быть представлена фасадами особняков двух других братьев — графов Г. А. и Н. А. Кушелевых-Безбородко, сыновей богатейшего сановника времени правления Екатерины II. Особняки расположены у начала улицы Фурманова (быв. Гагаринская).

Угловой участок (ныне угол набережной Кутузова и улицы Фурманова, дом № 24/1) в середине прошлого века принадлежал камер-юнкеру графу Григорию Александровичу Кушелеву-Безбородко. Стоящий на этом участке угловой трехэтажный дом, выходящий главным фасадом на набережную Кутузова, а боковым — на улицу Фурманова, свой современный облик получил в итоге перестройки, осуществленной в 1857—1858 годах архитектором Р. Р. Генрихсеном.

При перестройке особняка конструкции стен прежнего трехэтажного здания и форма оконных проемов были полностью сохранены, но фасад получил новую отделку, типичную для петербургского неоренессанса середины XIX века: первый этаж был обработан рустом, второй и третий — пилястрами, размещенными поэтажна. Второй этаж, в котором располагались парадные комнаты, выделен не только увеличенной высотой окон, но и барельефами. Ренессансная система поэтажных пилястр и по-ренессансному трактованные барельефы довольно удачно сочетаются со строгой, классицистической формой наличников.

Обращение петербургских архитекторов при проектировании фасадов особняков к мотивам итальянского ренессанса было вызвано не только желанием обновить и разнообразить художественный язык архитектуры: оно стимулировалось и определенными функциональными предпосылками.

Заимствованные в архитектуре эпохи Возрождения широкие арочные окна позволяли лучше осветить помещения, чем окна прямоугольной формы, распространенные в архитектуре классицизма.

Свойственное итальянскому ренессансу подчеркивание поэтажных членений горизонтальными тягами и ордерными элементами, охватывающими каждый этаж по отдельности, более реалистично отражало внутреннюю структуру зданий, разделенных на этажи, чем принятый в классицизме «гигантский» ордер, охватывающий два этажа.

В середине XIX века наряду с особняками титулованных людей (дворян) стал складываться новый тип городского особняка — особняк делового человека. Такие особняки строили для себя коммерсанты, дельцы, процветающие врачи, адвокаты и архитекторы, занимающиеся обширной частной практикой и имеющие большие доходы. Характерной особенностью таких зданий был довольно развитый комплекс помещений, предназначенных для работы хозяина и его сотрудников.Один из лучших образцов особняков этого нового типа — дом архитектора А. И. Штакеншнейдера на Большой Миллионной улице (ныне улица Халтурина, 10). Дом протянулся через весь квартал, выходя своей южной стороной на набережную Мойки (дом № 9). Участок этот был застроен еще в XVIII веке: лицевой трехэтажный корпус появился в 1730-х годах, в последующие десятилетия постепенно росли и надстраивались внутренние флигеля.

В 1852—1854 годах Штакеншнейдер перестроил дом: надстроил внутренние флигеля, внес ряд изменений во внутреннюю планировку и переделал фасады. После перестройки дом состоял из лицевого корпуса, выходящего на Большую Миллионную (со стороны улицы он был трехэтажным, а со стороны двора — четырехэтажным), боковых продольных флигелей, высота которых колебалась от одного до четырех этажей, двух поперечных флигелей и одноэтажных построек, окружавших южный двор, примыкающий к набережной Мойки20.

В 1855—1862 годах дом Штакеншнейдера был одним из известнейших литературно-художественных салонов Петербурга. Здесь собирались поэты, писатели, артисты, художники. На штакеншнейдеровских «субботах» бывали И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и другие, приходило много молодых художников, архитекторов, актеров, в помещении столовой часто устраивались любительские спектакли.

Особняк Кельха. Дом № 28 неоднократно менял владельцев, пока в 1896 году его не приобрела Варвара Петровна Кельх. Проект нового дома был заказан архитекторам Владимиру Шене и Василию Чагину после них строительство продолжил Карл Шмидт.

Внешний фасад дома не слишком выделяется среди остальных зданий, а вот дворовый флигель удивляет неожиданными готическими чертами и напоминет средневековый замок.Сейчас в парадных залах особняка организуются различные мероприятия: конференции, семинары, презентации, деловые встречи, концерты, свадьбы, банкеты, фуршеты и другие.Адрес: ул. Чайковского, 28.

Особняк Зигеля

Особняк саксонского предпринимателя К. Б. Зигеля трудно не заметить – двухэтажное здание в стиле французского ренессанса заметно выделяется на фоне других построек. Дом был возведен в 1888-1890 годах по проекту известного зодчего И.С. Китнера из кирпича и тесаного камня (позднее здание было выкрашено).Адрес: ул. Марата, 63.

5. Особняк Кочубея (Двор с маврами)

Этот особняк в мавританском стиле построил в середине 19 века архитектор Боссе. Предназначался он для семьи князей Кочубеев . Дом отапливался духовыми печами, имел водопровод и ванны, что было большим инженерным достижением того времени.В 1994 году здание было признано памятником культуры. Сейчас в доме проводятся свадебные банкеты.Адрес: Конногвардейский бул., 7

Владимирский дворец

ВЛАДИМИРСКИЙ ДВОРЕЦ (Дворцовая наб., 26 / Миллионная ул., 27), пам. архитектуры эклектики. Построен для вел. князя Владимира Александровича в 1867-72 (арх. А. И. Резанов при участии арх. А. Л. Гуна, И. С. Китнера и В. А. Шретера). Гл. фасад, обращенный на Неву, решен в духе флорентийского Ренессанса, рустован и оштукатурен. Парадный подъезд украшен грифонами, гербами и чугунными фонарями. В янв. 1920 в здании разместился Дом ученых. В здании хранится богатая коллекция живописи, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства.

Источник: http://publekc.ru/epoha-vozrojdeniya-v-sankt-peterburge-v-xiv-xvi-vv-v-stranah-e/index.html

Об архитектурных стилях человеческим языком: эклектика (историзм)

Поздравляю!

Вы переходите на следующий уровень высокого знания архитектурных стилей Петербурга. Про барокко и классицизм в Петербурге знает даже младенец. Но если петербуржец знает, что такое эклектика и историзм — перед Вами горожанин-индиго.

Эклектика

Современные искусствоведы считают это слово ругательством.

Именно как ругательство его и употребляли в советский период, потому что считалось: всё, что помимо барокко и классицизма, нужно снести, чтобы не портить исторический облик города.

Негативное отношение к слову «эклектика» свидетельствует: ни те, ни другие не понимали его значения. Слово происходит от греческого глагола, означающего «выбирать». Как видите, ничего обидного.

После многих десятилетий неоклассицизма античность наконец всем надоела. Если Вы хорошо учились в школе, то помните, как А.С. Пушкин, начинавший с разных «гениев» и «Аполлонов», впоследствии создал «Дубровского» и «Капитанскую дочку» безо всяких античных аллюзий.

То, что в литературе называлось романтизмом, в архитектуре получило название «историзма» или «эклектики». Архитекторы выбирали («эклектика») элементы стилей различных исторических эпох («историзм») для постройки современных сооружений. В Петербурге преобладающими проявлениями эклектики были неоготика, второе рококо и псевдорусский стиль.

Помимо них неплохо знать неоренессанс, мавританский и помпеянский стили.

Итак, пристегнитесь. Переходим к высшему пилотажу искусствоведения.

Неоготика

В России готики не было. Неоготика появилась в подражание англичанам, которые как раз в середине XIX века возвели Вестминстерский дворец и его часовую башню Биг Бен. Думали, что эти символы Англии появились в Средние века? Нет, Шерлок Холмс и доктор Ватсон сверяли время по новострою.

Большим поклонником рыцарства был император Николай I. В Петербурге к этому времени свободного места для средневекового размаха не было, поэтому император в полной мере реализовал свои вкусы в загородных резиденциях — Петергофе и Царском Селе.

Готическая капелла в Петергофе — православная церковь, освящённая в честь Александра Невского.

Придворные конюшни в Петергофе, ныне — санаторий. В фильме «Три толстяка» здание снималось в качестве дворца трёх толстяков.

Белая башня в Царском Селе — здесь учились дети Николая I. Сейчас на реставрации.

Псевдорусский стиль

Со времён Николая I в моде патриотизм. Если англичане восстанавливают свою готику, то почему бы нам не обратиться к допетровской Руси? Так появляются жилые здания, похожие на пряники и храмы, напоминающие храм Василия Блаженного на Красной площади.

Доходный дом на площади Островского. Ныне – бизнес-центр.

Спас-на-Крови — храм, построенный на месте убийства императора Александра II. Сейчас – музей

Второе рококо

Забавное название, потому что первого рококо в России как такового не было. Зато второе рококо удалось на славу. Обычно в таком стиле строили дворцы и дачи. Неудивительно — первое рококо, высшая стадия барокко, было именно дворцовым стилем.

Дворец Белосельских-Белозерских. Сейчас здесь ряд учреждений, в т.ч. музей становления демократии

Собственная дача в Петергофе — дача наследника престола. Сейчас на реставрации

Неоренессанс, мавританский стиль, помпеянский стиль

Данные направления эклектики-историзма не так широко представлены в Петербурге. Это особая изюминка, которую я привожу в завершении статьи. Используйте приведённые здесь термины — и петербургские экскурсоводы будут считать Вас своим.

Новый Эрмитаж — одно из зданий комплекса Государственного Эрмитажа. Помпеянский стиль.

Хоральная Синагога. Мавританский стиль

Дворец Великого князя Владимира Александровича, ныне Дом учёных. Неоренессанс

Источник: http://www.spb-guide.spb.ru/city-tours/18-tsarskoe-se

Архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) (XIV—XVII вв.)

Важнейшей особенностью этого периода является зарождение и развитие в недрах феодализма элементов капиталистических отношений. Появляющаяся буржуазия стремилась создать свою идеологическую систему, гуманистические идеалы. Новые направления в мировоззрении привели к перевороту во всех сферах духовной жизни — искусстве, литературе, науке.

Новая эпоха выдвинула целую плеяду гениальных архитекторов, скульпторов, художников: Брунеллески, Альберти, Леонардо да Винчи, Браманте, Микеланджело.

Название «Возрождение» связывают в архитектуре с возвращением к античной архитектуре. Это явление ярко охарактеризовал Ф.

Энгельс: «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлым образом исчезли мрачные призраки средневековья.

В Италии наступил расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удалось достигнуть».

Возникшее всеобщее для Европы «возрождение» XV—XVI вв. получило специфическое национальное выражение, типичное для того ильиного народа. Национальное лицо архитектуры Возрождения определялось не только приемами народного зодчества, но и появлением социально обусловленного типа сооружений.

В архитектуре этого периода создавались новые типы зданий: муниципальные и общественные, дворцы и виллы, культовые сооружения. Создаваемые сооружения имели различные виды внутреннего пространства: огромные купольно-центрические пространства соборов и расчлененные пространства этажных гражданских зданий.

Архитектура Англии XVI в. отличалась многочисленными многоэтажными придорожными гостиницами (традиционные «инн» века Елизаветы) и городскими постоялыми дворами, имеющими единообразные планы: расположенные на втором этаже спальни выходили в прямоугольный двор и соединялись крытой галереей; в нижнем этаже располагались конюшня, таверна и служебные помещения.

Одним из основных моментов в архитектуре Ренессанса был отказ от каменной каркасной конструкции готики и переход на новую конструктивную систему, простую, экономичную и гибкую. Это была конструктивная система с кирпичными стенами, и сводом. В архитектуре использовался классический ордер, с помощью которого сооружение становилось сомасштабным человеку, «доступным».

Кирпичные конструкции зданий покрывались облицовкой — штукатурной или каменной (мраморной).

Важным достижением эпохи Ренессанса было создание архитектурной формы этажа, которая легла в основу всего последующего развития зодчества.

Позднее в Ренессансе стали появляться черты декоративного обогащения архитектурных форм, тем самым была подготовлена почва для нового стиля — барокко.

С уважением команда Портала – «Размут»

Razmut.ru ©

Источник: http://www.razmut.ru/index.php/kvalifikacii/18-interer-gostinic/428-arhitektura-jepohi-vozrozhdenija-renessans-xivxvii-vv

Ссылка на основную публикацию