Наводнение в метро санкт-петербурга

Метро Петербурга вскоре может полностью уйти под воду. В чем дело?

15 ноября телеканал «78» выпустил материал, в котором рассказал об итогах проверки новых подземных тоннелей в питерской подземке. Спецкомиссия Ростехнадзора погуляла по станциям метрополитена, которые должны открыть к ЧМ-2018 по футболу, и сделала вывод. Вывод получился таким, что на его основе можно написать добротный сценарий для какого-нибудь фильма-катастрофы.

Новокрестовская в процессе строительства

Прежде всего специалисты ведомства посетили находящиеся в процессе строительства станции метро «Новокрестовская», которую должны открыть к ЧМ-2018 по футболу, и «Большой проспект». Изучению комиссии подверглись не только вестибюли станций, но и новенькие тоннели.

Сверившись с планами и бумагами, спецы Ростехнадзора схватились за головы. Существенные расхождения с проектом, которые лежат буквально на поверхности, способны серьезно повлиять на прочность конструкций сооружения, а значит и на безопасность пассажиров.

Если переходить на простой русский язык и опускать спецтермины, то метро Петербурга может смыть с лица города уже в следующем, 2018-ом, году.

Как оказалось, при строительстве и прокладке новых подводных тоннелей были допущены непозволительные нарушения. Конструкции ненадежные, отклонения от изначального проекта внушительные, а «плана Б» для предотвращения возможной катастрофы никто не предусмотрел.

Зачем, собственно, тратить время на безопасность, когда до футбольного мундиаля осталось полгода. Тем временем, спецкомиссия Ростехнадзора недвусмысленно намекает на то, что русское «авось» может стоить Северной столице всего метрополитена.

Эксперты уже провели нужные аналогии и предрекли питерскому метро в 2018 году повторение инцидента советских времён.

Тогда, в 1974 году, на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» произошла авария — размыв, из-за которого на площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы и треснули стены домов.

Кстати, ситуации почти зеркальные — сроки тоже поджимали, а значит, нужно было строить быстро, чтобы успеть с новеньким перегоном к XXV партийному съезду. Желание закончить со строительством поскорее чуть было не обернулось настоящей трагедией. На пути строителей встал плывун настолько беспощадный, что про его покорение был снят советский фильм-катастрофа.

Провалы на площади Мужества, которые вызвал плывун 1974 года

Если сорок лет назад аварию ликвидировали быстро за счёт специальных заглушек, которые не дали воде хлынуть дальше, то сейчас таких заглушек никто не поставил.

Поэтому примерный сценарий развития событий таков: неконтролируемый поток воды сперва попадает в строящийся туннель без перемычек и уничтожает ныне действующие станции зеленой ветки, а затем затапливает и остальные направления.

 

Забетонированная заглушка в тоннеле метро

Звучат все эти выводы как катастрофа федерального масштаба. Если о таком действительно говорят вслух специалисты серьезного государственного ведомства, то стоит как минимум заволноваться и подумать о том, что можно сделать, чтобы избежать трагедии.

Но, по всей видимости, «Метрострой» излучает спокойствие и оптимизм. На вопросы издания представители компании отвечать не просто отказались, но ещё и успели один раз на всякий пожарный перевести стрелки. Мол, мы исполняем, строим. А проекты нам приходят свыше.

«Свыше» ответили, что работы идут по плану, а в детали вдаваться не нужно.

В ближайшие пару лет, кстати, несколько станций петербургской подземки закроются на капитальный ремонт.

В начале 2018 года отреставрируют «Академическую», в 2019 году — «Маяковскую» и «Удельную», а в 2020-м возьмутся за «Технологический институт». Планы хорошие и полезные, да лишь бы вода не внесла в них свои коррективы.

Остаётся надеяться, что наступать на одни и те же грабли, пускай и раз в сорок лет, никто в «Метрострое» не собирается.

Источник: https://ivbg.ru/7867321-metro-peterburga-vskore-mozhet-polnostyu-ujti-pod-vodu-v-chem-delo.html

Великий размыв: как в 1970-е годы едва не затопило ленинградский метрополитен

В начале 1970-х годов коммунистическая партия и советское правительство поставили перед Ленинградом ответственную задачу: к XXV съезду КПСС необходимо было дать «колыбели революции» и ее жителям целых пять новых станций метрополитена.

Строители подземки и подумать не могли, что им придется столкнуться со сложнейшей инженерно-технической проблемой, решение которой растянется на десятилетия.

Затопленные тоннели, угроза образования провалов на поверхности земли, поврежденные здания: на их пути встал плывун настолько коварный и беспощадный, что про его покорение был снят редкий советский фильм-катастрофа. Onliner.by рассказывает, как метростроевцы три десятка лет пытались справиться с подземной рекой.

В 1960—1970-е годы в Ленинграде, как и в любом другом крупном городе СССР, велось массовое жилищное строительство. Окраины советских мегаполисов стремительно обрастали бесконечными панельными спальными районами во имя благой цели — дать каждой семье возможность встретить долгожданное наступление коммунизма в своей, отдельной квартире.

Как обычно, от этого позитивного по тем временам процесса безнадежно отставало развитие необходимой для полноценного существования инфраструктуры, в том числе и транспортной.

Счастливые новоселы каждое утро и каждый вечер вынуждены были давиться в перегруженных автобусах, троллейбусах и трамваях в попытках сначала добраться до места свершения трудового подвига, а затем уехать оттуда домой.

Самым лучшим, правда, при этом и самым дорогостоящим способом радикального решения вопроса «доставки народонаселения с селитебных территорий к местам приложения труда» было строительство метро, чем в Ленинграде успешно и занимались со второй половины 1940-х годов. К началу 1970-х общая протяженность его линий с 27 станциями составляла уже 44 километра. Впрочем, темпы возведения подземки сбавлять было никак нельзя.

В 1971 году местные метростроевцы взялись за выполнение очередной амбициозной задачи — возведение следующей очереди Кировско-Выборгской линии, которая должна была связать центр Ленинграда с бурно растущими жилыми массивами исторического района Гражданка на севере города. Здесь должно было появиться сразу пять станций, причем по советской традиции сдать их было необходимо к «дате».

Это была крайне распространенная практика, унаследованная и постсоветскими странами, — заканчивать возведение каких-либо важных объектов непременно к памятному числу, например 7 ноября, 9 мая или очередной годовщине рождения В. И. Ленина.

Если речь шла о юбилейном годе, ответственность строителей и масштабы их работы увеличивались многократно.

В подобной привязке самой по себе не было ничего плохого, однако в жизни стремление уложиться в строго определенные сроки нередко приводило к типичным для плановой социалистической экономики авралу и штурмовщине, порой заканчивавшихся печально.

Для метростроя Ленинграда в качестве дедлайна был определен XXV съезд КПСС, который состоялся в феврале — марте 1976 года.

Соответственно, поезда по продолжению Кировско-Выборгской линии должны были пойти к многоэтажкам Гражданки в 1975-м.

С этими своими обязательствами строители справлялись успешно, пока не началась проходка тоннелей между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» в самой середине нового участка.

Трасса метрополитена здесь пересекала древнюю долину одного из притоков Невы. Тоннели должны были пройти оставшийся с незапамятных времен мощный плывун, толщу насыщенного водой и способного разжижаться песка шириной в 400—450 метров. О том, что проходка здесь будет сложной, было прекрасно известно. Специалисты лишь недооценили масштабы «подарка», который подготовила для них природа.

С плывунами метростроевцы сталкиваются регулярно и научились успешно бороться с ними, тем более в Ленинграде, в принципе построенном на водонасыщенных грунтах. Проходка через них осуществлялась с применением хорошо освоенной технологии заморозки грунта. Ее суть вкратце заключается в следующем.

По контуру будущей выработки через всю толщу плывуна на расстоянии чуть больше метра друг от друга бурятся скважины в необходимом количестве. В скважины опускаются трубы, а в них закачивается хладагент.

Постепенно, в течение 40—60 суток вокруг скважин образуются цилиндры замороженного грунта, которые, в свою очередь, сливаются между собой, формируя единый массив, в котором впоследствии и работают проходчики.

Примерно так же поступили и с плывуном между «Лесной» и «Площадью Мужества», однако в данном случае было одно дополнительное обстоятельство.

Проектировщики решили проявить технологическую смелость и расположить тоннели на данном участке не друг рядом с другом (как это делается обычно), а один над другим, верхний и нижний при этом разделяло всего 14 метров.

Подобная схема позволяла значительно сократить объем бурения и количество скважин, необходимых для замораживания плывуна. Это, в свою очередь, не только удешевляло строительство, но и, что важнее, сокращало его время — принципиальный фактор с учетом все стремительнее надвигавшегося XXV съезда КПСС.

8 апреля 1974 года, начиная очередную проходку, бригада В. В. Скрыпникова пробурила в промороженном забое нижнего тоннеля разведочную скважину. Когда строители извлекли бур, из отверстия внезапно хлынула вода.

Спустя еще некоторое время созданная ледяная стена лопнула, и в уже построенный тоннель из забоя начала поступать водно-песчаная смесь. Проходчиков успели с трудом эвакуировать.

Мощность выброса составляла около 200 кубометров в час, и в течение всего нескольких часов почти весь нижний тоннель был затоплен.

Метростроевцы были вынуждены спешно возвести бетонные пробки толщиной по 3 метра каждая, которые закупорили плывун и ликвидировали опасность затопления других тоннелей.

Эта проблема была временно решена, но тут же возникла следующая: водно-песчаная смесь, вылившаяся через забой, освободила под землей крупные полости, что привело к подвижкам грунта на поверхности, где образовалась впадина размером 400 на 200 метров и глубиной до 3 метров.

Асфальт вздыбился, трамвайные пути полопались, на некоторых зданиях в районе площади Мужества появились трещины, возникла угроза обрушения.

Чтобы предотвратить дальнейшее катастрофическое развитие событий и начинавшуюся среди населения панику, все аварийные выработки были принудительно затоплены. Тем временем перед проектировщиками встал вопрос о вариантах ликвидации последствий ЧП и продолжения строительства.

Рассматривалось сразу несколько предложений: например, сооружение новых тоннелей под затопленными (это требовало увеличения глубины их залегания и возведения дополнительных эскалаторных маршей и подземных вестибюлей) или строительство перегона выше зоны размыва, что привело бы к масштабному сносу зданий на поверхности и дорогостоящему переносу коммуникаций. Оба этих варианта, кроме дополнительных затрат, предполагали срыв сроков сдачи нового участка метро. Это было признано решительно невозможным, поэтому предпочтение отдали третьему варианту — использованию уже практически готовых, но аварийных тоннелей.

Читайте также:  Жизнь гумилева в санкт-петербурге, музей гумилева в петербурге

Случившееся происшествие было вызвано тем, что на пути проходчиков неожиданно для них оказался непромороженный плывун.

Скорее всего, причиной этого было проникновение хладагента за пределы скважины и засоление тем самым прилегающего грунта, что привело к понижению температуры замерзания.

Чтобы избежать этого впоследствии, решено было применить другую технологию — с помощью жидкого азота, обеспечивавшего более глубокую заморозку.

Ради выполнения эфемерных обязательств перед партией и правительством и непременной сдачи нового участка метро к съезду КПСС в течение именно текущей пятилетки всю промышленность и сельское хозяйство страны на какое-то время фактически лишили жидкого азота. Практически весь его объем, производившийся в огромном Советском Союзе (в общей сложности 8000 тонн), отправлялся в Ленинград, где с его помощью путем колоссальных затрат злосчастный плывун все-таки удалось победить. По крайней мере, так казалось.

Свои обещания, пусть и с некоторым опозданием, ленинградские метростроевцы выполнили.

31 мая 1975 года было открыто движение поездов до станции «Лесная», а еще через семь месяцев — и до конечной «Академической» через «Площадь Мужества» и аварийный участок размыва.

В Москву, в Кремлевский дворец съездов, были отправлены победные реляции, социалистическая система вновь доказала свое превосходство. Природа же взяла свое 20 лет спустя.

При реанимации аварийных тоннелей для их более надежной гидроизоляции в районе плывуна была использована новая, трехслойная, конструкция обделки.

Внешний слой, соприкасавшийся с грунтом, выполнили из чугунных тюбингов, внутренний — из сваренных стальных листов толщиной 6—8 миллиметров. Пространство между ними заполнили бетоном.

В 1974 году считалось, что такой схемы будет достаточно для того, чтобы сделать тоннели на этом участке полностью герметичными.

Опыт эксплуатации показал, что герметичными они были хорошо если в самые первые годы своего существования. Оттаивание замороженного грунта привело к неравномерному оседанию тоннелей.

Кроме того, они испытывали запредельные нагрузки грунта (глубина их залегания порой превышала 110 метров) и собственно плывуна. Ко всему прочему, доказала свою крайнюю неудачность в данных условиях и вертикальная схема расположения.

Проходящие поезда вызывали вибрацию, проседание верхнего тоннеля на нижний усиливалось.

Совокупность статических и динамических нагрузок и недостаточная жесткость тоннелей привели к нарушению герметичности внешнего слоя чугунных тюбингов. Стыки между ними раскрылись, внутрь стала попадать вода с песком. Через трещины в бетоне она проникала собственно в тоннель, а грунтовый массив тем временем продолжал оседать. Ситуация стала критической весной 1995 года.

Лишь за май просадка тоннелей составила 35 миллиметров, что превышало прежнюю годовую норму. Поступление воды в тоннели усилилось настолько, что поезда были вынуждены фактически ехать по одной огромной луже. Эксплуатация этого перегона превратилась в сплошное мучение.

Ремонтные бригады заделывали трещины, пытаясь восстановить гидроизоляцию, укрепляли обделку и рельсовое полотно. Сначала аварийные работы проводились в ночное время, затем перегон стали закрывать в выходные дни.

Продержаться в таком режиме удалось лето и осень 1995-го, но ситуация только усугублялась.

В ночь с 3 на 4 декабря плывун прорвался в нижний тоннель, затопив его наполовину. Были спешно восстановлены бетонные пробки, изолировавшие место аварии.

В верхнем тоннеле движение продолжалось еще несколько дней, однако после того, как его осадка достигла 30—40 миллиметров в сутки, стало ясно, что предотвратить его разрушение, которое привело бы к непредсказуемым последствиям на поверхности, удастся лишь затоплением.

В ночь с 15 на 16 декабря 1995 года опытные машинисты в последний раз провели по верхнему тоннелю восемь составов, которым в будущем предстояло работать на отрезанном от остального метро участке Кирово-Выборгской линии.

После этого перегон «Лесная» — «Площадь Мужества» прекратил работу, тоннели запечатали и затопили. Внешнее и внутреннее давление на его стенки выровнялось, катастрофу удалось предотвратить.

Плывун все-таки отомстил метростроевцам, нарушив единство уже питерского метрополитена на целых 9 лет. Все это время на севере города существовала изолированная ветка с пятью станциями, связанная с остальной системой бесплатным автобусом на поверхности. Тем не менее проблему решать пришлось, и желание сэкономить в 1970-е обернулось значительными дополнительными расходами спустя 20 лет.

В итоге все закончилось строительством нового обхода, который обогнул наиболее опасный участок плывуна. Его сооружали итальянцы — сооружали долго из-за проблем с финансированием и проходческим щитом.

Движение между «Лесной» и «Площадью Мужества» было вновь открыто лишь 26 июня 2004 года.

Поезда пошли по новенькому тоннелю с резиновыми сочленениями, который способен выдерживать и динамические нагрузки в сложных гидрогеологических условиях.

Сложнейший в истории советского метростроения проект был завершен уже после распада Союза. Практика очередной битвы человека с непокоренными силами природы показала, что не все новые технические решения одинаково полезны, а желание сэкономить или успеть к заданному сроку любыми средствами может обойтись в двойную цену.

К счастью, человеческих жертв невскому плывуну приносить не пришлось. Вместо этого он внес свой посильный вклад в отечественный кинематограф, в 1986 году вдохновив «Ленфильм» на создание редкого советского фильма-катастрофы «Прорыв».

События там в сравнении с реальными драматизированы, но чистый осадок тот же: и весной 1974-го, и зимой 1995-го метростроевцы оказались теми героями, которые спасли город от непредсказуемых разрушений.

Источник: https://realt.onliner.by/2016/07/01/leningrad-3

Самая серьезная авария в петербургском метро

Люди, когда их много – как в тестеВ этой массе не повернуться кругомЗасасывает людей в одном месте

Вываливает в другом


Олег Ельников

Строительство метро в Ленинграде постоянно сопровождалось проблемами.Это и столкновения с подземными водами и сложными грунтами и с авариями, из-за которых не удавалось построить целые станции. Удлинялись перегоны, закрывалось движение, усложнялось строительство.В 1954г случился размыв при строительстве I очереди метрополитена «Автово». В котлован просочились воды реки Красненькой. Ликвидировали прорыв методом рассольного замораживания.

Первое серьезное столкновение с подземными водами на участке между станциями «Площадью Мужества» и «Лесной» случилось еще при строительстве перегона в 1974 году.

Предпосылкой будущей аварии стало ускоренное строительство к XXV партийному съезду перегона глубокого заложения. Тоннели между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» (первый на 14 метров ниже второго) протяжённостью 450 метров должны были пройти в толще четвертичных водонасыщенных отложений и водоносных песков с напором воды в несколько атмосфер.

Обогнуть этот водоносный слой считали тогда невозможным, объясняя это тем, что слой песка здесь имеет большую мощность. Также поджимала необходимость открытия первой в стране и в мире односводчатой станции глубокого заложения — «Площади Мужества».

8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, но заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины.

Вскоре и верхний тоннель (у него не было прямого сообщения с забоем) стал заполняться. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.

На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений. Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы.

Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того, чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.

Повторная проходка осуществлялась с применением сверхнизких температур (использовался жидкий азот с температурой кипения минус 196 градусов).Грунт замораживали. При ликвидации последствий размыва было выделено от 6 до 8 тыс. тонн (по разным данным) жидкого азота.

В районе плывуна работали 15 замораживающих станций, было пробурено 2000 специальных скважин, а длина трубопроводов достигла 350 километров.А все из-за спешки советских строителей и желания успеть к очередному юбилею.

Через 12 лет про эту историю даже снимут фильм «Прорыв», где директора Метростроя играет постаревший Олег Быков. Скачать можно здесь Фильм снят по реальным событиям и даже метод ликвидации аварии тот же — заморозка тоннелей жидким азотом. Это был первый подобный случай в мировой практике. Так что, небылицы о том что заморозку тщательно скрывали от граждан — миф.

За всё время эксплуатации участка через дренаж в тоннели поступало большое количество воды — около 60 кубометров в сутки.Со стихией удавалось справляться до начала февраля 1995 года. А затем плывун активизировался и резко увеличилось поступление воды.

С февраля обслуживающий персонал потребовал уменьшить скорость поездов, с вечера пятницы до начала движения в понедельник тоннели вообще закрывались для проведения работ.4 декабря в перегон ворвалось около 18 кубометров водно-песчаной смеси… началась борьба за спасение перегона.

Но тоннели спасти не удалось: в ночь с 5 на 6 декабря в штабе по ликвидации аварии приняли решение затопить двухкилометровый перегон «Лесная» — «Площадь Мужества».Последним использованием тоннеля был перегон из депо «Северное» в «Автово» нескольких поездов.

Поезда тащил мотовоз — напряжение с контактного рельса в целях безопасности было снято. Несколько составов ушли в депо «Невское», но уже по железной дороге.Снова тоннели были заполнены водопроводной водой под давлением для предотвращения осадок земной поверхности в районе площади Мужества и разрушения близлежащих строений.

На время прекращения движения было изменено движение городского транспорта: по распоряжению А. А. Собчака был организован бесплатный маршрут автобуса (№ 80); трамвайный маршрут № 32 был значительно укорочен и ему был присвоен № 38. За станцией «Лесная» к 14 февраля 1996 г.

Читайте также:  Памятник н.к. рериху в санкт-петербурге

был восстановлен оборотный съезд, использовавшийся ранее до 1975 г., когда станция была конечной.

Лишь 21 ноября 2001 года в шахту был опущен проходческий щит «Виктория». И началась осторожная операция по обходу размыва новым тоннелем.

Метростроевцы, работающие на ликвидации размыва, были вынуждены проходить аварийный участок, замороженный до сверхнизких температур. В забое температура опускалась до минус 50 градусов. Метростроевцы работали в валенках и нескольких парах штанов.Продвинутый итальянский щит не справился с нашими грунтами.

В марте 2002 года щит «Виктория» осел в тоннеле на полметра, а итало-шведский подрядчик сорвал сроки работ.Пришлось ремонтировать, вносить в щит конструктивные изменения. Вызывали водолазов, которые работали под давлением более 5 атмосфер.Торопились.

Стройку планировалось завершить к 300-летию Санкт-Петербурга (мало что изменилось с советского времени), однако восстановление сквозного движения по 1-й линии заняло на 1 год больше.

26 июня 2004 года президент РФ В. В.

Путин торжественно открыл участок, лично проехав по тоннелю бывшего размыва на специальном поезде, состоящем из двух вагонов. Президент наш любит рисковать. Это были лишь первые ласточки… полет со стерхами был еще впереди.

Ликвидация «размыва» отняла значительные ресурсы федерального и городского бюджета и фактически затормозила развитие Петербургского метрополитена на несколько лет (по некоторым данным общая стоимость работ составила более $145 млн, половину из которых внес федеральный бюджет, вторую половину город).Новый тоннель называют «гусеницей»: он имеет резиновые сочленения и способен колебаться вместе с почвой. Хотите почувствовать себя пищей в желудке гусеницы? Добро пожаловать на Академическую )))Я как раз живу у Академической в 5 минутах пешком от станции и помню радость путешествий на маршрутках и автобусах вместо метро. Приятного в тех воспоминаниях мало.В память о тех событиях существует юбилейный жетон метро.

Ныне особым шиком у экстрималов считается искупаться в шахте (на первом фото). Пост как там купаются

Инфа и фото (С) с разных мест интернета

Источник: https://pantv.livejournal.com/370977.html

кошмар для метро петербурга или история размыва — DRIVE2

Всем добрый день дорогие пользователи drive2 из санкт-петербурга, Вы наверное редко ездите в петербургском метро и наверное слышали про размыв на красной лини в 1974 году и в 1995 годуЭта история произошла когда в 1974 году строили станции метро лесная и пл мужества .

Предпосылкой аварии стало ускоренное строительство к XXV партийному съезду перегона глубокого заложения.

Тоннели между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» (первый на 14 метров ниже второго) протяжённостью 450 метров должны были пройти в толще четвертичных водонасыщенных отложений и водоносных песков с напором воды в несколько атмосфер.

Обогнуть этот водоносный слой считали тогда невозможным, объясняя это тем, что слой песка здесь имеет большую мощность. Также поджимала необходимость открытия первой в стране и в мире односводчатой станции глубокого заложения — «Площади Мужества».

При первоначальном прохождении участка плывуна (до аварии) использовалось стандартное криогенное оборудование — охлаждённый водосоляной раствор закачивался перед проходкой. Грунт замораживался и проходческий комплекс (эректор) проходил участок.

После аварии для быстрого прохода через плывун была применена технология замораживания грунта[1] дорогостоящим криогенным оборудованием.

С целью уменьшения количества скважин, которые следовало пробурить, количества труб, необходимых для замораживания грунта, и объёма заморозки, инженеры «Ленметростроя» предложили вариант расположения тоннелей один над другим. Несмотря на то, что это значительно сократило число требующихся скважин и труб, часть экспертов считает, что это лишь усугубило ситуацию[1].

При ликвидации последствий размыва было выделено от 6 до 8 тыс. тонн (по разным данным) жидкого азота. В районе плывуна работали 15 замораживающих станций, было пробурено 2000 специальных скважин, а длина трубопроводов достигла 350 километров.

8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, но заморозить его не удалось.

Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины. Вскоре и верхний тоннель (у него не было прямого сообщения с забоем) стал заполняться. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось.

Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.

На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений.

Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы.

Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того, чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.

Повторная проходка осуществлялась с применением сверхнизких температур (использовался жидкий азот). Этот способ был применён впервые в мировой практике. Для преодоления размыва, азот в Ленинград поставляли все заводы Советского Союза, производящие его. Это позволило быстро провести работы по созданию льдогрунтовой перемычки и заморозить породы.

30 ноября 1975 года была проведена сбойка тоннелей. Конструкция тоннелей необычна, как и сама ситуация с размывом: она имела необыкновенную прочность. Журналист Ю. Стволинский в статье «Дорога мужества» писал:

« Шагаешь по гулкой и гладкой металлической трубе, протянувшейся на сотни метров. Под ногами — бетон путевого основания, положенный на металл, за сталью — бетон, за бетоном — чугунные тюбинги.

Только за ними — размыв. »2 декабря на станции «Площадь Мужества» был проведён митинг, посвящённый сбойке.

31 декабря 1975 года весь участок от «Площади Ленина» до «Академической» сдали в эксплуатацию с оценкой «отлично».

События 1990-х

За всё время эксплуатации участка через дренаж в тоннели поступало большое количество воды — около 60 кубометров в сутки.

С начала февраля 1995 года резко увеличилось поступление воды. С февраля обслуживающий персонал потребовал уменьшить скорость поездов, с вечера пятницы до начала движения в понедельник тоннели вообще закрывались для проведения работ.

Полгода усилий требуемых результатов не дали, и 2 декабря 1995 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилась информация:

« В связи с производством неотложных работ на перегоне метрополитена ст. «Лесная» — ст. «Площадь Мужества» с 4 декабря 1995 года по всем дням недели не будет осуществляться движение поездов метро на участке «Площадь Ленина» — «Академическая» »
«В толстенном металле, которым покрыты тюбинговые кольца внутри тоннелей, кое-где появились трещины.

Пошла вода с песком. Эта смесь словно наждаком разрушала металл. Когда поезда оказались „по колено“ в воде, а сверху на скоростные экспрессы полил „душ“, руководители метрополитена ударили в колокола… Монтажники ввинтили в тело верхнего тоннеля более двух тысяч двухметровых анкеров, которые стали своего рода арматурой.

Затем за стальной лист, простроченный анкерами, нагнетали бетонную смесь. К осени в верхнем тоннеле, по которому следуют поезда от „Площади Мужества“ к „Лесной“, отремонтировали 60 метров наиболее опасного участка. Почувствовав противодействие, стихия обрушилась на нижний тоннель.

Ремонтники явно не успевали строить защитные укрепления… 4 декабря в перегон ворвалось около 18 кубометров водно-песчаной смеси»[1].

Затопление тоннелей

Тоннели спасти не удалось: в ночь с 5 на 6 декабря в штабе по ликвидации аварии приняли решение затопить двухкилометровый перегон «Лесная» — «Площадь Мужества».

Последним использованием тоннеля был перегон из депо «Северное» в «Автово» нескольких поездов. Поезда тащил мотовоз — напряжение с контактного рельса в целях безопасности было снято.

Несколько составов ушли в депо «Невское», но уже по железной дороге.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила:

« 9 декабря в 21 час был закрыт и обварен затвор в нижнем конце тоннеля, обращенном к станции „Лесная“. Сразу началось усиление его с помощью бетонной пробки. »
Снова тоннели были заполнены водопроводной водой под давлением для предотвращения осадок земной поверхности в районе площади Мужества и разрушения близлежащих строений.

На время прекращения движения было изменено движение городского транспорта: по распоряжению А. А. Собчака был организован бесплатный маршрут автобуса (№ 80); трамвайный маршрут № 32 был значительно укорочен и ему был присвоен № 38.

За станцией «Лесная» к 14 февраля 1996 г. был восстановлен съезд, использовавшийся ранее до 31 декабря 1975 года, когда станция была конечной.

Станция «Площадь Мужества» была тупиковой, на ней использовался только один путь, съезд между первым и вторым путями располагался севернее станции, то есть в сторону станции «Политехническая», причём задел под съезд при строительстве станции был предусмотрен, так как планировалось, что именно эта станция должна была быть конечной. Поэтому съезд был сооружён намного быстрее, чем на Лесной. Оборот по нему открылся 26 декабря.

Несмотря на введение бесплатного автобусного маршрута, он не смог в полной мере заменить затопленный перегон, из-за чего сильно возросла нагрузка на некоторые виды наземного транспорта, а также на станции метро Московско-Петроградской линии «Проспект Просвещения», «Озерки» и «Пионерская». Последняя в период размыва даже работала в особом режиме в утренние и вечерние часы «пик»: утром — только на вход, вечером — на выход.

На северном участке Кировско-Выборгской линии использовались только два состава, они доезжали от станции «Девяткино» до «Площади Мужества» и там отправлялись обратно с того же пути, на который прибывали.

Поезда ходили по расписанию со средним интервалом 10-15 минут днём и 15-20 минут в вечернее время после часа «пик»; расписание висело на каждой станции метро отрезанного участка.

а в 2004 году удалось победить этот Ад

Вот так тяжело строить метро в санкт-петербурге

Полный размер

станция пл мужества которую героически строили метростроевцы

Читайте также:  Домик петра i в петербурге

Полный размер

станция лесная которая стала на пути плывуна

Источник: https://www.drive2.ru/b/2794487/

Петербургскому метро предрекли затопление — МК

15.11.2017 в 22:13, просмотров: 20443

Метро Санкт-Петербурга может уйти под воду из-за допущенных нарушений при строительстве тоннелей и вестибюлей станций «Новокрестовская» и «Большой проспект» («Горный институт»). Как пишет 78.ru, расхождения с проектом обнаружила специальная комиссия Ростехнадзора.

Если в новые подводные тоннели попадет вода, то остановить ее будет нечем. В 1970-х года при аналогичных событиях воду остановили специальные заглушки. Сейчас же перемычки не поставили. Первой затопит зеленую ветку петербургского метро, затем, через переходы, и остальные.

«Воды в Петербурге много – хватит уничтожить абсолютно все подземное сообщение», — говорится в материале.

Тэги: Метро    Места: Санкт-Петербург   

Умер Евгений Осин: знаменитое фото с Ельциным и закулисная жизнь53-летняя Элизабет Хёрли открыла секрет вечной молодости: фото неувядающей звездыСмертница, подорвавшая себя в Грозном, была отличницей, спортсменкой и мечтала стать учительницейПутин и Трамп под дождем в Париже: фото молчаливых переговоровАнфиса Чехова лишилась секса: форменные издевательства телеведущейБывшая девушка Тимати начала встречаться с миллионером: яркая фотоподборкаЭкс-солистка группы «Серебро» Елена Темникова серьезно больна: представлены фотодоказательстваСкончалась звезда «Роксоланы» актриса Юлия Волчкова: последние фотоВдова Задорнова приревновала мужа к блондинке: милые фото музы сатирика

Популярно в соцсетях

В Чечне момент самоподрыва смертницы у КПП попал на видеоГигантские волны смывают отели на КанарахПоявилось видео задержания Дмитрия Аленичева инспекторами ГИБДДКадры страшного ДТП на Кутузовском проспекте: есть жертвыВ Электростали целая семья отравилась неизвестным веществом: кадры СКУчительница застыдила девочку из-за одежды, ее уволили: видеоВ Хабаровском крае учительница избила ученика прямо в школеСаратовский депутат рассказал как прожить на 3500: постоянное чувство голодаУчительница грозила расстрелом классу за высказывание о ПутинеЖириновский рассказал о первом секс-опыте с мальчиком: «Позвал в сарай» MK.RUПутин в Петербурге устроил разнос: «Бюджетные деньги утекают сквозь пальцы» Елена ЕгороваПрезидента кинули с кортежем: криминальный скандал между Россией и Сенегалом Лев СперанскийРоссия вымирает: власти назвали неожиданную причину демографического кризиса Игорь Николаев, Доктор экономических наукНазвана возможная причина смертельного ДТП с «Майбахом» в Москве Станислав ЮрьевДневники убийцы: записки керченского стрелка объяснили мотивы нападения Ирина Боброва, Лев Сперанский»Секс с двумя догами»: русская эскортница раскрыла интим-капризы королевских особ Екатерина Свешникова, Виктория ЧумаковаПетербургские подростки пытались заживо сжечь школьницу Егор ГавриловГалкин рассказал о пенсии Пугачевой Артем КошеленкоМедведев повысил тарифы ЖКХ: коммуналка наносит двойной удар Дмитрий ДокучаевВклады уйдут государству: Госдума придумала новый способ изъятия средств граждан Дмитрий ДокучаевЖенщина-капитан ФСИН пожаловалась на избиения начальниками Артем КошеленкоВ Париже Путин столкнулся с интригами Елена ЕгороваПодробности страшной смерти семьи в Электростали: боялись вызвать «скорую» Алена КабаеваКоллеги Ефремова во время спектакля запустили ему тортом в лицо Михаил ВерныйМинтруд и ПФР объяснили, почему работающие пенсионеры не получат пенсий Ярослав БелоусовПропавший глава столичного муниципалитета найден мертвым Екатерина СтепановаВизит Путина в Казахстан ознаменовался скандалом из-за фото Крымского моста Елена ЕгороваУшел из жизни известный актер «Ералаша» MK.RUЛукашенко вовлек Путина в скандал на ОДКБ Елена ЕгороваАлла Пугачева сообщила о своей болезни MK.RUПетушиная пародия Галустяна на Кадырова разгневала чеченцев Артем КошеленкоНе только крабы: рассекречена красивая жизнь Цеповяза в тюрьме Дмитрий МузалевскийМинистра просвещения Васильеву разгромили в Госдуме Светлана ЦикулинаБлог Георгия Янса: Когда же верующие наконец оскорбятсяБлог Александра Мельмана: Итоги выборов в Хакасии — большая победа КремляЧелябинск Самоподрыв в Грозном устроила 25-летняя девушка из Челябинской областиЧелябинск «Собирался убить всех, как тот, в Керчи»: в Челябинской области подросток зарезал человека просто для тренировкиКалмыкия В Калмыкии людей поселили в туберкулёзной больнице: все заразилисьЧелябинск «Аня бежала по главной площади»: погибшая от рук мужа в Озерске неоднократно обращалась в полицию с заявлениями о домашнем насилииСанкт-Петербург Как на петербуржцев «вешают» кредиты, которые они не бралиТверь В Тверской области торжественно запустили цифровое телевидение

Источник: https://www.mk.ru/incident/2017/11/15/peterburgskomu-metro-predrekli-zatoplenie.html

В петербурге из-за угрозы наводнения закрывают метро :: общество :: рбк

В Санкт-Петербурге из-за угрозы наводнения закрываются станции метро. Закрыто уже 6 станций метрополитена, расположенных вблизи Невы, передает телеканал «Россия». Ранее сообщалось о закрытии трех станций метро — Спортивной, Садовой и Невского проспекта. Чрезвычайных ситуаций на станциях метро нет, они были закрыты для подстраховки.

Уровень воды в реке Неве на данный момент превышает ординарное значение на 2 м 19 см, сообщил РБК дежурный МЧС Санкт-Петербурга. Максимальный уровень был зафиксирован на отметке 2 м 40 см, критическим является показатель в 2 м 60 см. В Санкт-Петербурге и Ленобласти по-прежнему действует штормовое предупреждение.

Спасатели предупреждают рыболовов о том, что выходить на лед Финского залива, Ладожского и Онежского озер сейчас крайне опасно – прибывающая вода разрушает лед, сообщает «Эхо Москвы». Ранее появилась информация о том, что возможно повышение уровня воды в Неве до 3 м.

В последнее время вода беспощадно губит многие города и даже страны. Так, не менее трех человек погибли в результате наводнения в Великобритании. Основной удар стихии в виде проливных дождей обрушился на северо-запад Англии.

Власти были вынуждены принять решение об эвакуации нескольких тысяч человек из своих домов в г.Карлайл и его окрестностях. В мероприятиях по эвакуации участвуют военные вертолеты, передает АР.

Ураган и наводнение привели к гибели семи человек на юге Скандинавии.

От последствий землетрясения и вызванного им наводнения не могут оправиться страны Юго-Восточной Азии, где жертвами стихии стали более 150 тыс. человек.

Кроме Юго-Восточной Азии в конце декабря прошлого года от наводнений пострадали: Иран, где стихия убила 34 человека и более 4 тыс. оставила без крова; Куба, где в провинции Ольгин из-за наводнения, вызванного проливными дождями, были эвакуированы свыше 3 тыс. человек; Малайзия, где в результате наводнения, вызванного муссонными дождями, погибли пять человек, тысячи людей остались без крова.

Отметим также, что в Буэнос-Айресе в середине декабря 2004г. прошла 10-я конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН).

На ней всемирный фонд дикой природы (WWF) представил наглядные свидетельства социальных и экономических потерь от изменения климата во всех странах — затоплений тропических островов, таяния вечной мерзлоты, засух и наводнений, продовольственных и энергетических проблем. «В свете происходящего надо очень серьезно подойти к долгосрочным обязательствам по снижению выбросов парниковых газов, важно удержать глобальное потепление в рамках 2 градусов по Цельсию, ведь на «местах» 2 глобальных градуса могут означать 5 и даже 10 градусов, что смертельно для многих экосистем», — отмечает руководитель климатической программы WWF России Алексей Кокорин.

Представители 132 стран — участниц Киотского протокола на конференции поздравляли Россию. Напомним, благодаря ратификации Россией 16 февраля 2005г., протокол вступит в силу и мир получит первое международное соглашение об ограничении выбросов парниковых газов, которое станет началом согласованных действий по предотвращению опасных изменений климата, отметил WWF.

Источник: https://www.rbc.ru/society/09/01/2005/5703beb09a7947afa08ccd87

Есть ли реальный риск затопления Петербургского метрополитена?

В Петербурге вообще сведен к минимуму риск наводнений. Вероятность затопления Петербургского метро равна 0,1 % из 100.

Попробую объяснить:

Географически Петербург находится одновременно на севере и на западе в относительной близости от Атлантического океана. Над петербургским регионом сталкиваются холод Арктики и умеренное тепло Атлантики (теплое течение Гольфстрим).

Это объясняет неустойчивость петербургского климата. От столкновения холодных и теплых воздушных масс образуются циклоны. Наиболее интенсивные сопровождаются штормовыми ветрами с Балтийского моря. Очертания берегов Финского залива низкие и глубоко изрезаны.

Петербург расположен на низком берегу дельты полноводной Невы.

Основной причиной наводнений в СПб является метеорология: подъемы воды происходят при резких изменениях погоды, вызываемых циклонами, но не все циклоны приводят к наводнениям.

Когда циклоны и ветры набирают силу и двигаются от Балтики к Белому Морю, они увлекают за собой нагонную волну из Балтийского моря и Финского залива в Неву.

Поскольку Нева впадает в Финский залив и сама по себе полноводна, а нагонная волна идет навстречу невскому течению, уровень воды в реке повышается и заливает пологие берега речной дельты.

Зная об этой климатической особенности, петербургские метеорологи постоянно ведут наблюдения за воздушными массами и за уровнем воды в Неве.

В случаях необходимости объявляется штормовое предупреждение, перекрываются затворы дамбы (комплекса защитных сооружений СПб от наводнений) и закрываются станции метро, находящиеся в предполагаемой зоне подтопления.

Да и сами станции метро расположены выше уровня земли, и система отвода воды в метрополитене работает отлично.

Уровень воды в Неве измеряется футштоком — специальной металлической рейкой с делениями. На футштоке находится линия, называемая ординар, которая соответствует среднему многолетнему уровню воды. Например, ординар в устье Невы соответствует нулю Кронштадтского футштока (среднему уровню воды в Финском заливе), ординар в районе Горного института на 11 сантиметров выше Кронштадтского.

Уровень подъема воды считается по ординару Кронштадского футштока:

Наводнением в Петербурге считается подъем воды выше 150 см над ординаром у Горного института или 160 см выше ординара Кронштадского футштока. Подъём уровня воды до 210 см считается опасным, до 299 см — особо опасными. Если уровень воды поднимается свыше 300 см, это считается катасторофическим наводнением.

Ординар у Горного института:

Нижняя рейка ординара

Верхняя рейка ординара

Но не будем забывать, что берега Невы «одеты» в гранит. Откосы гранитных набережных достаточно высоки.

На моей памяти Нева в буквальном смысле из берегов не выходила, через парапеты набережных не хлестала, по колено в воде мы не ходили. Речная вода попадает на прибрежные улицы города через пологие спуски, которых немало на всех набережных.

В истории СПб было более 300 наводнений, из них три катастрофических. Урок был извлечен — дамба нас спасает. А от паводков спасает вскрытие льда.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/224003-est-li-realnyj-risk-zatoplenija-peterburgskogo-metropolitena.html

Ссылка на основную публикацию