Михайловский дворец санкт-петербурга

История

Сокровищница отечественного искусства Русский музей занимает одно из красивейших зданий в центре Петербурга — бывший великокняжеский Михайловский дворец. Архитектурному гению Карло Росси мы обязаны тем, что в 1820 — 30-х гг.

 в центре Российской столицы появился ампирный ансамбль: дворец, площадь и улица, связанные с именем младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича. Строительство дворца началось в 1819 г. по повелению Александра I вблизи Михайловского замка, на месте построек прилегавшего к нему сада.

В этом были удобство и близость сообщения с Зимним и Аничковым дворцами, Невским проспектом, возможность иметь собственный сад.

Согласно проекту, центральное место в ансамбле принадлежало дворцу. К нему примыкали два симметричных служебных флигеля-каре Западный — Фрейлинский, восточный — Манежный, в один ряд с Манежным флигелем шел Конюшенный корпус, за ним на углу Инженерной и Садовой улиц — Прачечный дом; в просторном саду — павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах. Закладка состоялась 26 июня.

За 1819 — 1820 гг. был возведен главный корпус. В 1821 г. дворец достроен и поставлены оба примыкающие к нему флигеля. К концу сезона 1822 г. общестроительные работы были завершены (работы каменных дел мастеров Ф.

Адамини, Д.Адамини и И.Бернадаци). В 1823 г. для проведения отделочных работ Строительная Комиссия заключила договоры на конкурсной основе с лучшими декораторами. Реконструкцию Михайловского сада производил архитектор А.

Менелас.

В 1824 г. внутренняя отделка дворца шла полным ходом. В феврале того же года великий князь Михаил Павлович женился на принцессе Шарлотте Вюртембергской, при переходе в православие получившей новое имя и титул великая княгиня Елена Павловна. К середине августа 1825 г. работы были в целом завершены.

Александр I, осмотрев дворец, остался чрезвычайно доволен. Он наградил Росси орденом Св. Владимира 3-ьей степени и бриллиантовым перстнем. 30 августа 1825 г. построенный дворец был освящен и пожалован Императором младшему брату в вечное потомственное владение.

В итоге на сооружение дворца ушло 6 лет и сумма, выплаченная казной, составила 7.875.000 руб.

Архитектура и интерьеры

Парадный фасад дворца обращен к площади. Нижний этаж, обработанный рустом, является основанием для устремленного вверх бельэтажа, решенного в виде трехчетвертной коринфской колоннады. В оригинальных орнаментах, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России (скульпторы проф. ИАХ С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский).

Дворец имеет четыре этажа. Высота центрального помещения — парадного вестибюля — ок.25 м. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей.

В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные покои великой княгини и великого князя. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св.

Архистратига Михаила, цокольном этаже размещались кухни.

Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний вид. Все было продумано изобретательным гением России и исполнено в сотрудничестве с лучшими мастерами. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии.

Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный Вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.

В большую Столовую бельэтажа вела изысканно декорированная Голубая галерея, двери которой поныне фланкируют скульптуры кариатид работы С.С.Пименова. Большая Столовая была перекрыта сводом с гризайлевой росписью кессонами и вакхическими сюжетами у его основания.

Стены украшали 32 золотистого цвета мраморные пилястры, от карниза до высоких окон, дверей и зеркал шли пояса лепных и живописных орнаментов (Д.-Б.Скотти и С.С.Пименов). В облицованной мрамором Танцевальной на фоне белых стен выступали 28 трехчетвертных голубых колонн.

Голубой свод, разделенный на панели, изображал группы античных танцовщиц и арабески, Высокие зеркала, вызолоченные люстры и торшеры дополняли убранство. Белая гостиная сохранилась. Росси проявил виртуозное мастерство в архитектурной композиции, акцентируя выразительность коринфского ордера.

Он поделил пространство двумя парами свободно стоящих колонн на три части. Это членение подчеркнуто самостоятельным решением перекрытий каждой части. Тонко сгармонированы также высоты колонн, антаблемента и плафона с падугой. В таком исполнении зал обрел идеальные пропорции.

При этом каждая архитектурная деталь, ожившая под рукой декоратора, воспринимается уже не как элемент конструкции, а как произведение искусства. Совершенная архитектурная композиция, выстроенная Росси, стала основой для создания уникального художественного ансамбля.

Следующие за гостиными парадные покои Елены Павловны на северо-восточной стороне бельэтажа отличались особым изяществом и роскошью отделки. Остались фрагменты отделки Парадной Спальни и Маленького кабинета: камин с зеркалом и цветной паркет, изысканная живопись плафонов и пилястр.

Парадные комнаты Михаила Павловича по-своему раскрывали характер своего хозяина. В них не было роскоши. В бельэтаже они перестроены. Нижние комнаты великого князя, выходившие на северо-восточную сторону окнами в сад, его Кабинет, Арсенал и Библиотека запечатлены в картинах и описаниях современников.

«Одно лишь место, где великий князь допустил величие и пышность,- отмечал путешественник, -богатое и очень разнообразное собрание оружия, военных мундиров, головных уборов, снаряжения, всевозможных артиллерийских и других орудий в прекрасном состоянии» (А.Гренвилл).

«В Кабинете и Библиотеке с коллекциями редких книг, эстампов и нумизматики, множеством роскошных изданий по искусству, хранились небольшие, удивительно тщательно обмундированные и вооруженные статуэтки под стеклянными колпаками, они стояли на верхних полках книжных шкафов.

Стены залов были завешаны трофеями, состоявшими из сабель, шпаг и знамен, картинами военного содержания и портретами» (А.Н. Бенуа).

Сам Михаил Павлович не затевал никаких перестроек, зато великая княгиня чутко реагировала на новые художественные вкусы эпохи. Так в середине 1830-х гг., с перестройки Андреем Штакеншнейдером двух комнат Елены Павловны началось внедрение новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца.

В целом можно сказать, что, не были затронуты лишь большие парадные залы. Сегодня в общих чертах можно представить объем и динамику перестроек. После А.Штакеншнейдера работали известные архитекторы: Гаральд Боссе 1840-50-е гг. (две гостиных и два кабинета на половине великой княгини; Людвиг Бонштедт 1850 г.

(покои для Екатерины Михайловны), Александр Юркевич 1857 г. (Верхний храм), Роберт Гедике 1863 г. (Музыкальная). В 1859 г. штатным архитектором дворца стал Георг Прейс. Отдельные заказы выполняли И.Иогансон и В.Стуккей (нач.1870-х). В 1865 г. для Екатерины Михайловны и ее дочери Г.

Прейс построил личные покои в Манежном флигеле, здесь великая княгиня жила до своей кончины в 1894 г. По смерти Елены Павловны Г.Прейс вел перестройки во Фрейлинском флигеле, обновлял отделку парадных комнат Екатерины Михайловны на парадной половине в нижнем этаже дворца. В 1888 г.

архитектор ушел в отставку, передав свои обязанности сыну, Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции. К началу 1890-х гг. семья великой княгини постепенно расселилась на периферии дворца и во флигелях, опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали.

После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г., наследники решил продать дворец. Он был выкуплен казной в январе 1895 г. Николаем II для устройства в нем Русского музея в память императора Александра III (14 апреля). Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович.

Строительную комиссию возглавил профессор М. П.Боткин. Производителем работ назначен архитектор АХ Василий Федорович Свиньин.

Комиссия осмотрела помещения дворца и предложила оставить лишь те детали дворцового убранства, которые не входили бы в противоречие с характером будущих музейных экспозиций, но подчеркивали бы их выразительность.

В нижнем этаже решено было увеличить низкие дверные проемы и проходы между залами, убрать проходные двери, печи, камины и зеркала, на сводах живопись сохранить, заложить двери из лицевых комнат во внутренние помещения; со стен убрать живопись и лепку, лепные потолки сохранить, объединить малые комнаты в экспозиционные залы, убрать все деревянные антресоли, устроить новый входной тамбур; на верхней площадке вестибюля барельефы реставрировать, в бывших россиевских гостиных, в целом сохранить старую отделку; по всему бельэтажу оставить все живописные и лепные потолки, художественные двери, паркеты, кое-где камины. Самые значительные переделки ожидали Танцевальную и Большой Театр. Эти залы должны были сохранить только прежние объемы и расположение дверных проемов. Необходимость устройства верхнего света влекла за собой закладку всех окон.

Неоклассический стиль новой отделки больших музейных залов обуславливался задачей связать их с россиевской анфиладой. План технической реконструкции, принятый Комиссией, свидетельствовал о взятом направление на коренную реконструкцию здания:

  1. ремонт верхнего света над главной лестницей;
  2. капитальное переустройство окон с заменой деревянных широких переплетов на узкие металлические;
  3. устройство цементо-бетонных перекрытий над помещениями второго этажа для изолирования их от огня со стороны чердака;
  4. безопасное в пожарном и санитарном отношении центральное отопление с вентиляцией и увлажнением;
  5. капитальный ремонт водопроводной сети и канализации. В августе приступили к работе исполнители, отобранные на конкурсной основе.

Весной 1896 г. по мере по окончании строительного ремонта, распределились подряды на отделочные работы. Интерьеры восстанавливали и создавали архитектор В.Свиньин, живописцы Н.И.Блинов, А.Боравский, Н.Будаков, лепщики Н.И.Савин, Н.А.Попов, мраморщик К.Гвиди, паркетчики И.Тарасов, П.Беляев, А.Циффер, скульпторы А.Адамсон, столяр-краснодеревщик С. Волковиский и др.

28 февраля 1898 г. Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всем согласными с целями музея.

Владельцы

Август 1825 г. — август 1849 г. Великий князь Михаил Павлович (1798-1849). Со дня рождения носивший звание генерал-фельдцейхмейстера, вступил в должность в 1819 г. В 1819 г. С декабря 1825 г. — генерал-инспектор инженерных войск. В 1831 г.

назначен Главным начальником пажеского и всех сухопутных военно-учебных заведений и дворянского полка. В 1844г. — Главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами. Шеф 18 гвардейских полков. Член Сената, почетный председатель Военной академии.

Участник военных кампаний 1828-29 и 1831 гг. В браке с Еленой Павловной имел пятерых дочерей; Марию (1825-1846), Елизавету (1826-1845), Екатерину (1827-1894), Александру (1832-1834), Анну (1834-1836). Прожил жизнь, отданную в жертву своим служебным и фамильным обязанностям.

Скончался в Варшаве. Погребен в Петропавловском соборе.

Август 1849 г. — январь 1873 г. Великая княгиня Елена Павловна (1807-1873), родилась в Штутгарте. В России ее салон в Петербурге был самым европейским.

Отличалась размахом и красотой устраиваемых в дворце праздников, по смерти мужа посвятила себя делам государственной важности. В годы Севастопольской войны для организации женской помощи на поле брани создала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия.

Учредительница первой в России Консерватории и председательница Русского музыкального общества. Постоянный интерес Елены Павловны к внешней и внутренней политике России нашел выход в ее участии в великом деле осуществления крестьянской реформы Александра II.

Последний замысел — учреждение института усовершенствования врачей и покровительство этому заведению — уже после смерти Елены Павловны осуществила ее дочь великая княгиня Екатерина Михайловна. Известная меценатка. Погребена в Петропавловском соборе.

Январь 1873 г. — апрель 1894 г. великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая (1827-1894), Родилась в Санкт-Петербурге. С 1851 г. замужем за герцогом Георгом-Августом Мекленбург-Стрелицким (1824–1876).

Будучи единственной наследницей в поколении, вместе с семьей жила в России. Как хозяйка Михайловского дворца Екатерина Михайловна следовала всем традициям своей августейшей матери.

Была председательницей Императорского женского патриотического общества, попечительницей Клинического института великой княгини Елены Павловны (ныне Медицинская академия последипломного образования), Екатерининского женского института. Скончалась в Санкт-Петербурге.

Имела пятерых детей: двое (Николай и Мария) умерли в младенчестве. Погребена в Петропавловском соборе.

Апрель 1894 г. — январь 1895 г. Дети великой княгини Екатерины Михайловны: герцоги Мекленбург-Стрелицкие Георгий Георгиевич (1859–1909), Михаил Георгиевич (1863–1934) и Елена Георгиевна, в замужестве принцесса Саксен-Альтенбургская (1857–1936).

Источник: http://www.rusmuseum.ru/mikhailovsky-palace/history/

Михайловский дворец

Михайловский дворец.

Английский ученый Гренвиль, прибывший с визитом в Россию в 1826 году, вот что написал после посещения Михайловского дворца: «Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры, он не только превосходит все виденное в Тюильри и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде». И действительно, Михайловский дворец с его изящным внешним видом и интерьерами как нельзя лучше подходит для расположенной в нем экспозиции Государственного Русского музея. Но обо всем по порядку.

Михайловский дворец: историческая справка

В 1798 году у императора Павла I родился сын Михаил — самый младший из десяти детей, родившихся в браке с супругой Марией Федоровной. Почти сразу же отцом было принято решение о строительстве великолепного дворца для будущего великого князя Михаила Павловича.

С этого момента по велению императора стали откладывать ежегодно по несколько сотен тысяч рублей для осуществления поставленной задачи. Однако воочию увидеть её осуществление императору не удалось: он был предательски убит в 1801 году во время дворцового переворота. Тем не менее, по прошествии многих лет, воля царя была выполнена.

В тот год, когда князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, царствовавший в то время Александр I (cтарший сын императора Павла I) отдал приказ о начале строительства.

К делу постройки дворца для князя Михаила (отсюда и его название) был привлечен знаменитый зодчий Карл Росси, и в 1817 году работы над проектом начались. Подходящим местом для постройки оказался пустырь, находившийся почти в самом центре столицы.

Значительная территория, предназначенная для застройки, позволяла великому архитектору проявить всю мощь своего таланта. Он запланировал превратить неприглядную пустошь в целый ансамбль зданий культурного назначения, настоящую площадь Искусств. И, надо сказать, эта затея осуществилась.

Читайте также:  Активный отдых в петербурге

Сейчас Михайловский дворец является центральной частью Государственного Русского музея, который находится в окружении таких выдающихся в культурном плане зданий, как Российский этнографический музей, Корпус Бенуа, Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербургская государственная филармония, музей-квартира художника Исаака Бродского, Михайловский театр.

Великий архитектор не только гениально спроектировал сам дворец и создал архитектурный ансамбль площади Искусств, но также органично вплёл новые постройки в уже существующую городскую среду. Карл Росси наметил создание Большой Итальянской, Инженерной и Михайловской улиц, а так же продлил Садовую.

Но вернёмся к истории. Летом 1819 года, после скрупулёзной разработки проекта, было начато строительство дворца. Чтобы постройка получилась более крепкой и надёжной, работы проводились лишь в летний период или в тёплые дни весны и осени.

В 1823 году здание было построено и началась отделка интерьеров, эскизы которых утвердил сам император Александр I. Эта работа заняла ещё два года.

Для внутреннего оформления дворца денег не жалели и, если на само строительство здания было потрачено 3 миллиона рублей, то на украшение его интерьеров — около 4 миллионов.

В помощь архитектору Росси для внутренней отделки дворца были привлечены художники Джованни Скотти, Антонио Виги, Фёдор Брюллов, скульпторы Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, известные мраморщики, резчики и мебельных дел мастера.

После того, как 30 августа 1825 года дворец был освящен, владелец дворца, князь Михаил Павлович не стал мешкать с новосельем. Буквально через день, 1 сентября он и его супруга переехали сюда из Зимнего дворца.

Стены Михайловского дворца с того времени повидали множество роскошных балов и целый ряд именитых гостей.

Здесь бывали, например, поэты Пушкин и Тютчев, художники Айвазовский и Брюллов, а так же другие яркие представители разного рода искусства и государственные деятели.

После смерти первых владельцев, дворцу не уделялось достаточного внимания, а новые хозяева едва не превратили Михайловский дворец в доходный дом, что неблагоприятно сказалось на его состоянии.

Для спасения достояния династии Романовых Александром III было принято решение выкупить его за счёт казны. Но только в годы царствования Николая II это осуществилось.

Кроме того, император повелел устроить здесь Русский музей, предназначенный для размещения произведений именно российских мастеров (в отличие от Эрмитажа).

И в наши дни Михайловсий дворец продолжает выполнять миссию культурного просвещения, а его коллекция заметно расширилась. Теперь Русский музей занимает сразу несколько зданий. Сам дворец стал его главным корпусом.

Непосредственно к нему примыкает Корпус Бенуа.

Филиалы расположились неподалёку: Михайловский замок — на улице Садовой, Мраморный дворец — на Дворцовой набережной, Летний дворец Петра — в Летнем саду и Строгановский дворец — на Невском проспекте.

Михайловский дворец: архитектура и достопримечательности

Рассказывая об архитектурных достопримечательностях Санкт-Петербурга, трудно удержаться от слов «великолепный» и «уникальный»: в историческом центре города почти каждое здание является шедевром.

И, всё же, эти эпитеты подходят к Михайловскому дворцу, как ни к какому другому строению. Внешний облик дворца является, действительно, уникальным. Огромное здание не кажется громоздким, оно пронизано светом и воздухом, а его облик торжественный, но не вычурный.

Поэтому дворец воспринимается как истинный храм Искусства.

Михайловский дворец.

Главный фасад, находящийся со стороны Инженерной улицы, имеет подчёркнуто изящный вид. Он украшен портиком из восьми высоких колонн, вознесённым над аркадой цокольного этажа. Полуколонны на самом здании являются зрительным  продолжением портика.

Портик сверху увенчан треугольным фронтоном с барельефами. Цокольный этаж служит массивным основанием для лёгкого и щедро украшенного парадного верхнего этажа.  На фризе располагаются 44 статуи работы Демут-Малиновского. По бокам к основному строению примыкают симметричные флигели.

Роскошная дворцовая ограда изготовлена по рисункам Росси.  Её составляют копья и пики разного размера с позолоченными наконечниками, а венчают изображения двуглавого орла, мечей и знамён. Войдя через ворота, посетитель попадает в парадный двор.

Подойдя поближе к зданию, можно внимательнее рассмотреть находящиеся по обе стороны от гранитной лестницы скульптурные изображения львов, играющих с мячами.

Садовый фасад, обращённый в противоположную сторону, выглядит более скромно, но не менее торжественно. Он выполнен в виде широко развёрнутой гигантской двенадцатиколонной лоджии, приподнятой над высокой аркадой. А на самом верху здания, надо всем его великолепием — скульптурная композиция с фамильными вензелями и символами царской власти.

Михайловский дворец.

Стиль внешнего оформления дворца сохраняется и в его внутренней отделке: стройные колонны с изящными капителями, выразительные барельефы на стенах и ажурная лепнина на потолке — всё соответствует атмосфере возвышенности и настраивает на торжественность момента соприкосновения с прекрасным. Вошедших встречает парадная лестница, ведущая в Белоколонный (Белый) зал. Она эффектно взмывает, расширяясь галереями из колонн.

Белый зал — одно из немногих помещений Михайловского дворца, которое сохранилось практически без изменений.

Зал хранит мебель, выполненную по эскизам великого Росси, скульптуры, живописные полотна и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные в начале XIX века. Современники высоко оценивали оформление Белого зала.

Именно по этой причине его модель была преподнесена в качестве подарка английскому королю.

В здании Михайловского дворца, главном корпусе Русского музея, действует несколько постоянных экспозиций. Знакомству с древнерусским искусством отданы первые четыре зала дворца. Здесь собраны наиболее ценные произведения, созданные в Новгороде и Пскове, Москве и Ярославле, Владимире и Суздале с XII по XVII век.

Русское искусство XVIII века представлено в хронологическом порядке, что позволяет проследить, как оно развивалось в эпоху Петра. Залы посвящённые искусству ХIХ века содержат произведения наиболее известных российских мастеров: художников Брюллова и Айвазовского, Кипренского и Федотова, Репина и Васнецова, Сурикова и Поленова, скульпторов Пименова, Демут-Малиновского и др.

Постоянно действующая экспозиция декоративно-прикладного искусства располагается в примыкающем к Михайловскому дворцу Корпусу Бенуа. Она содержит полторы тысячи экспонатов, которые расположены в хронологической последовательности. По ним можно узнать, как развивались основные виды и жанры крестьянского искусства в различных регионах страны с периода Древней Руси и до наших дней.

Каждая из экспозиций не является застывшей во времени. Постоянно идёт их обновление за счёт поступления новых экспонатов из запасников или других музеев. Совершенствуются способы освещения скульптур и живописных полотен, что позволяет насладиться знакомыми и любимыми произведениями в полной мере, увидеть их более чётко и по-новому.

В Михайловском дворце, подтверждая его звание культурного центра Северной столицы и всей страны, регулярно сменяют друг друга различные культурные мероприятия.

Периодически устраиваются тематические выставки, проводятся концерты и лекции, постоянно действует абонементное обслуживание посетителей, организуются экспериментальные музыкально-художественные проекты, собираются познавательные фестивали и конечно же, проводятся разнообразные экскурсии.

Обратим Ваше внимание, что рядом с Михайловским дворцом расположен живописный Михайловский сад, где можно насладиться неспешной прогулкой в окружении природы или посидеть на скамейке с видом на пруд, находясь при этом в самом центре города.

Михайловский замок и сад.Михайловский сад.

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.

), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места.

При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Двор Михайловского дворца (со стороны главного фасада).

2. Садовый фасад дворца и Михайловский сад.

3. Экспозиция Русского музея в Михайловском дворце:

Михайловский дворец: где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/mihajlovskij-dvorec-v-sankt-peterburge/

Михайловский дворец

Михайловский дворец – очередная архитектурная жемчужина Санкт-Петербурга. Северная столица России – это настоящий сундук с сокровищами, и если турист решиться открыть его, то он увидит несметное количество жемчужин – настоящих архитектурных шедевров. И, в первую очередь, он увидит великолепные дворцы, оставленные грядущим поколениям гениальными зодчими прошлых столетий.

Зимний, Аничков, Юсуповский и, конечно же, Михайловский дворец, о котором и пойдет речь в этой статье, – все они заслуживают пристального внимания.

«Этот дворец является безусловным триумфом всей новейшей архитектуры» – вот как выразил свое восхищение Михайловским дворцом выдающийся британский ученый Гринвиль.

Он также отмечает, что не видел ничего подобного в Тюильри, а также в других европейских дворцовых комплексах.

Поэтому давайте и мы с вами познакомимся с этим шедевром российской архитектуры, выстроенном в удивительном стиле «ампир».

Особенности архитектуры

Как уже было упомянуто, Михайловский дворец построен в стиле ампира. Более того, он является ярчайшим его представителем.Михайловский дворец – это неотъемлемая часть всего архитектурного ансамбля площади Искусств и ее центральный элемент. Все остальные здания на площади лишь дополняют эту архитектурную жемчужину.

Сам дворец представлен в виде главного корпуса в два этажа и двух боковых флигелей, которые соединены между собой длинной чугунной оградой. Весь комплекс напоминает собой одну из загородных усадьб какого-то графа.

Первый этаж дворца снаружи украшен рустами. Немного выше находится красивый портик из восьми коринфских колонн, увенчанный сверху массивным фронтоном. Окна и арки украшают головы львов, а по фризу дворца расположено ровно 44 барельефа. Центральную лестницу у главного входа охраняют каменные львы, точно такие же, какие были найдены при раскопках Древнеримской империи.

Как известно, первый этаж занимали покои князя Михаила Павловича. Также там находились комнаты для гостей и прислуги и арсенал с приличной коллекцией оружия. На втором этаже дворца была библиотека, рабочий кабинет князя, гостиная и приемная. Кроме этого, на втором этаже располагалась домовая церковь.

История создания и строительства дворца

История Михайловского дворца начинается с конца XVIII века, когда в семье императора Павла I родился четвертый по счету сын – будущий князь Михаил Павлович. Случилось это радостное событие 28 января 1798 года, и сразу же после рождения император дал команду собирать средства на строительство пышной резиденции своему младшему сыну.

Однако свою мечту Павел I реализовать так и не сумел – через три года его постигла печальная участь. Император погиб во время дворцового переворота. Но воля погибшего была выполнена его братом – Александром I.

Для проектирования и строительства дворца Александр I пригласил знаменитого Карла Росси, который, кстати, получил за эту работу немалую награду – орден Святого Владимира 3-й степени.

В строительстве Михайловского дворца талантливому архитектору помогала целая плеяда не менее умелых мастеров. Это скульпторы С.Пименов и В.Демут-Малиновский, художники П.Скотти, Ф.Брюллов и А.Виги, мраморщик Я.Щенников и резчик В.Захаров.

Мебельным оформлением дворцовых интерьеров занимались И.Боуман, В.Боков и А.Тур.

Архитектурный проект заключался не просто в строительство дворцовой резиденции. Архитектор задумал преобразовать и городское пространство вокруг дворца. Поэтому и дворец с боковыми флигелями, и прилегающая площадь, и две улицы (Михайловская и Инженерная) были представлены в едином архитектурном ансамбле и одном стиле ампир.

Работы по возведению ансамбля были начаты лишь в 1817 году. Известна дата закладки первого камня – это 14 июля 1819 года, а уже 26 июля началось и непосредственно строительство.

Читайте также:  Меншиковский дворец в санкт-петербурге

Четыре года продолжалось строительство Михайловского дворца и закончилось в 1823 году. А вот работы по отделке, в том числе и внутренних помещений, продолжались еще до 1825 года. 30 августа 1825 года Михайловский дворец был освещен, после чего князь, для которого он и возводился, переехал в него вместе со своей семьей.

В 1849 году великий князь Михаил Павлович умер, великая княгиня Елена Павловна сменила феерическую роскошь великосветских балов во дворце, на более утонченную атмосфера артистического салона.

 Она сумела превратить Михайловский дворец в центр культурной и общественной жизни Петербурга. Здесь проходили встречи писателей и поэтов, известных ученых и прогрессивных политиков, культурных и общественных деятелей города.

Именно в этом дворце великие умы обсуждали актуальные вопросы реформ 1860-х годов.

После смерти Елены Павловны, дворец унаследовала великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, завещавшая впоследствии дворец своим детям — сыновьям, принцам Георгу и Михаилу Мекленбургcким, и дочери, принцессе Елене Саксен-Альтенбургской. В одном из флигелей дворца для нее была оборудована квартира на восемь комнат с отдельным входом. Новые владельцы дворца – дети Екатерины Михайловны – стали сдавать залы дворца в аренду. 

Но поскольку наследники Михайловского дворца являлись германскими поданными, а дворец был принадлежностью дома Романовых, Александр III счел необходимым выкупить дворец в казну.

Осуществил это молодой император Николай II, Императорским Указом от 20 января 1895 года, через некоторое время после кончины Александра III.

Выкуп Михайловского дворца с принадлежащими ему флигелями, садом и службами за 4 миллиона рублей серебром. 

После этого в биографии Михайловского дворца начинается новый этап. 13 апреля 1895 года Именным Высочайшим Указом императора Николая II здесь был учреждён Русский музей императора Александра III.

Было принято решение, совместить дворцовое великолепие с задачами музейной экспозиции. Это не простая задача легла на молодого архитектора Академии художеств Свиньина (1865-1939). Переделка большинства интерьеров и перестройка производилась в течении первых трех лет со дня основания музея.

 Архитектор Леонтий Бенуа спроектировал новый корпус, который выходил своим фасадом на канал Грибоедова. Однако строительство нового корпуса дворцового комплекса было закончено лишь после завершения Первой Мировой войны.

Интересные факты о Михайловском дворце

Михайловский дворец обошелся государственной казне очень дорого. На его возведение и отделку потратили 7,6 миллионов рублей. При этом 4 миллиона из этих баснословных денег ушло на оформление и украшение дворца.

Внутренняя отделка Михайловского дворца обошлась намного дороже, чем само строительство. Внутри дворца можно увидеть различные скульптуры, произведения живописи, дорогую резную мебель и очень ценный паркет.

Над внутренним оформлением дворца работали такие известные мастера, как Ф.Брюллов, Б.Медичи, С.Пименов, Дж.Скотти, А.Виги и другие.

Из первоначальных интерьеров сегодня сохранился вестибюль, Белый Зал и парадная лестница.

Когда владельцем дворца была Елена Павловна, он превратился в центр притяжения для всей культурной жизни Петербурга. Сюда любила захаживать вся творческая богема города, во дворце часто устраивались балы и пышные приемы, заседали ученые комиссии. В свое время, здесь бывал Пушкин, Тютчев, Жуковский и даже знаменитый немецкий канцлер Бисмарк.

 Здание Михайловского дворца очень пострадало во времена Великой Отечественной войны. Лишь после ее окончания дворцовый комплекс был полностью восстановлен.

Адрес: Россия, 191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4

Транспорт: Станции метро: «Невский Проспект», «Гостиный двор»

Режим работы Русского музея:

Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 18:00Четверг — с 13:00 до 21:00Кассы закрываются на полчаса раньше

Вторник — выходной день

Источник: http://v-puty.com/vybor-napravleniya/rossiya/sankt-peterburg/dostoprimechatelnosti-sankt-peterburga/653-mikhajlovskij-dvorets.html

Михайловский дворец

Михайловский дворец является одним из шедевров архитектурного Санкт-Петербурга.

Сегодня без его довольно масштабных помещений Северная столица выглядела бы скудно, правда, от изначального великолепия по большей части остались лишь внешние атрибуты – внутренняя же планировка и декор сильно пострадали во время очередной реконструкции, когда было принято решение об устройстве в его стенах постоянной экспозиции Русского музея, которая находится здесь и сегодня.

Именно здесь собрана более чем полная коллекция парадных портретов российских императоров и императриц, некоторых государственных мужей и гениев военного дела. Стоит отметить, что создание подобной портретной галереи было первым опытом для Российской империи в целом, но опытом действительно успешным.

Содержание

  • 1. История
  • 2. Стоимость билетов
  • 3. Михайловский дворец на карте

История

Изначально предполагалось, что Михайловский дворец станет результатом перестройки одного из петербуржских зданий, однако, после некоторых подсчётов оказалось, чтобы проще и дешевле будет заняться постройкой с нуля, а не перестройкой или, тем более, реконструкцией.

Ещё Павел I всерьёз задумывался о постройке дворцового комплекса специально для своего сына, Михаила. Исходя из этих соображений, ежегодно откладывались немалые суммы, вот только любящий отец не дожил до момента реализации собственного замысла.

Дворец возводился уже во время правления брата Михаила.

С этим моментом связан ещё один примечательный факт: Карлу Росси было изложено пожелание, чтобы Михайловский дворец, над которым он только начинал работать, был меньше по размерам и скромнее декорирован, нежели Аничков дворец, служивший тогда императорской резиденцией.

Ведь если бы усадьба брата царствующего монарха затмевала великолепием его собственный дворец, ситуация стала бы несколько неловкой. В конечном итоге это «пожелание» оказалось забыто, и великому архитектору позволили творить в тех масштабах, в которых он привык, а привык творить он с размахом.

Так проект обычного дворца превратился в очередной макет градоустройства. На новой карте Санкт-Петербурга очень внезапно оказалось место и для дворца, и для площади перед ним (сейчас её называют площадью Искусств), и даже для двух новых улиц – Михайловской и Инженерной. И этот проект был выполнен со всем возможным блеском.

Настоящим сокровищем Михайловского дворца, венцом творения Росси стал Белый зал, который на протяжении нескольких веков поражал и обескураживал гостей дворца, в том числе и зарубежных. Так, по просьбе английского посла был даже изготовлен макет этого зала, который позже был торжественно передан британской короне.

Росписи и мебель, изготовленная по эскизам самого великого архитектора, сохранились и сегодня, как и некоторые элементы парадной лестницы, но вот о возвышенной красоте всего остального остаётся лишь читать в восторженных описаниях балов и мемуарах людей, посетивших это культовое сооружение до его последнего разграбления уже в конце девятнадцатого века, когда здесь решили разместить часть экспонатов, которые элементарно не помещались в Эрмитаже.

Перестройку доверили В. Свиньину, чья фамилия просто-таки обязывала к совершению какого-нибудь зверства над культурой этого места.

Так и вышло – новый архитектор оказался убеждённым ненавистником всего, что так или иначе напоминало о гении Карла Росси, а потому большинство барельефов, образцов настенной живописи, статуй, люстр, обивочных тканей и всего прочего просто не выжило в ходе этой «реконструкции». Все эти бесценные элементы облика Михайловского дворца просто уничтожались и заканчивали жизнь недолгим полётом из дворцовых окон.

Но, несмотря на это, нельзя также игнорировать тот факт, что Михайловский дворец всё же остаётся частью Русского музея, и наличие в его коллекциях работ Врубеля, Брюллова, Шишкина, Рублёва, Малевича и прочих признанных мэтров мира изобразительного искусства компенсирует то насилие, которое учинили над оригинальной постройкой.

Рекомендуем ознакомиться с другими интересными достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Стоимость билетов

Михайловский дворец имеет довольно удачное размещение. Так, сюда можно добраться при помощи метро – стоит только выйти на одной из ближайших станций, а именно на «Гостиничном дворе» или на «Невском проспекте». Существует два варианта его посещения. Первый – в «дуэте» с корпусом Бенуа.

Единичный билет для взрослого обойдётся в 450 рублей, для ребёнка – в 200 рублей. Есть также комплексный вариант посещения, в который входят экскурсии по всем зданиям, находящимся в комплексе Русского музея: Михайловский, Строгановский и Мраморный дворцы.

Такой билет будет считаться действительным на протяжении трёх дней с момента приобретения и обойдётся в 600 рублей для взрослого и в половину цены для студентов и школьников.

Вторник считается выходным днём, в прочие дни недели (не считая четверга – расписание работы в этот день меняется) Михайловский дворец открыт для посещения с десяти утра до шести полудни.

Михайловский дворец на карте

(Пока оценок нет)Загрузка…Сохранить статью и поделиться в социальных сетях:

Источник: https://GuruTurizma.ru/mixajlovskij-dvorec/

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: описание, адрес, фото :

XIX век в истории России отличается настоящим взлетом национального самосознания и культуры. Список произведений всемирно известных художников, композиторов, архитекторов, скульпторов, работавших в это время, огромен. Одним из таких выдающихся творений архитектурного искусства является Михайловский дворец в Санкт-Петербурге.

Проект Карла Росси

Решение о строительстве дворца Павел I принял вскоре после рождения своего четвертого сына — Михаила. Задумка требовала немалых денег, поэтому была отложена – при жизни этого императора дворец даже не начали проектировать.

Но после дворцового переворота и убийства Павла взошедший на престол Александр I посчитал необходимым выполнить волю отца. В 1817 году он поручил заняться строительством уже известному в то время архитектору Карлу Росси, который и спроектировал Михайловский дворец в Санкт-Петербурге.

В качестве места для будущей резиденции великого князя был выбран удачно сохранившийся еще с петровских времен пустырь в самом центре города.

Росси отнесся к поручению императора ответственно и не только создал проект дворцового комплекса, но и спланировал две новые улицы (Михайловскую и Инженерную), а также дворцовую площадь, известную сегодня как площадь Искусств. А со стороны Марсова поля было решено разбить Михайловский сад.

Архитектурные особенности

С точки зрения архитектуры, Михайловский дворец в Санкт-Петербурге не совсем обычный. Росси построил его в виде русской дворянской усадьбы. Центральный корпус соединен с двумя боковыми флигелями, которые выполняли функции хозяйственных построек. В одном из корпусов располагалась кухня и прислуга, в другом – конюшня и арсенал.

В то время в моде был архитектурный стиль ампир, в нем-то и построен Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Фото позволяет оценить все богатство внешней отделки.

Центральный корпус украшен портиком с колоннами коринфского ордера и лепниной в виде голов львов, скульптуры этих же животных застыли и у центрального входа. Один из шедевров декора Михайловского дворца – фриз, на котором расположено 44 многофигурных барельефа.

Дворец поражал не только внешней отделкой, но и внутренним убранством. И это не удивительно. Из 7,5 млн рублей, потраченных на строительство, четыре ушло на отделку.

Интерьеры дворца

Великолепные дворцовые интерьеры под руководством К. Росси создавали выдающиеся художники, резчики и скульптуры. К сожалению, при перепланировке дворца в конце XIX века от них почти ничего не осталось. Некоторое представление о первоначальной отделке могут дать лишь Белый зал и вестибюль Михайловского дворца.

Но, судя по воспоминаниям современников, в том числе посетивших дворец иностранцев, роскошь внутреннего убранства и искусство оформления превосходит отделку самых известных дворцов Европы.

История Михайловского дворца в Санкт-Петербурге

Строительство и отделка этого сооружения завершились только в 1825 году, и после его освящения туда прибыл великий князь Михаил с семьей. Дворец сразу же стал центром светской жизни столицы – великолепные интерьеры как нельзя лучше подходили для пышных балов и приемов.

Читайте также:  Неоренессанс в архитектуре санкт-петербурга - возвращение к возрождению

После смерти Михаила Павловича хозяйкой дворца стала его жена Елена Павловна. Она, несмотря на то что была принцессой Вюртембергской, не только отличалась либеральными взглядами, но и заботилась о развитии русской культуры и искусства. С этого времени дворец стал культурным центром столицы, в котором проходили поэтические вечера и встречи писателей и ученых.

Когда Елена Павловна скончалась, Михайловский дворец в Санкт-Петербурге перешел к ее детям и внукам, но они были немецкими подданными, и Александр III решил выкупить творение великого Росси. Это уже осуществил Николай II, и по его же указу в 1895 году в Михайловском дворце был организован Русский музей.

Новый этап в истории

Для размещения масштабных экспозиций были не только перестроены многие внутренние помещения, но и спроектирован еще один корпус с фасадом, выходящим на канал Грибоедова. Этим занимался архитектор Л. Бенуа, а строительство корпуса завершилось уже после окончания Первой мировой войны. Хотя открытие музея состоялось раньше – в марте 1898-го.

В коллекцию Русского музея вошли экспонаты из залов Зимнего дворца, Эрмитажа и частных хранилищ княгини М. К. Тенишевой, князя А. Б. Лобанова-Ростовского и других.

С этого времени Михайловский дворец превратился в крупнейший музей национального искусства. Его организаторами были известные архитекторы, художники, искусствоведы, этнографы и историки.

Уже в первые годы после открытия экспозиции располагались в 37 залах.

Первоначально, наряду с художественными выставками, существовал отдел, посвященный императору Александру III, и этнографический отдел, просуществовавший в Михайловском дворце до 1934 года.

Михайловский дворец после революции

После 1917 года собрание Русского музея значительно пополнилось за счет произведений искусства, изъятых из многочисленных особняков Санкт-Петербурга в процессе национализации. Михайловский дворец превратился в крупнейший центр не только демонстрации, но и изучения искусства.

Здесь и до сих пор ведется серьезная научно-исследовательская работа, функционируют реставрационные мастерские, а государственное финансирование позволило организовывать этнографические и этно-художественные экспедиции.

Выставки в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге всегда привлекали большое внимание не только отечественных любителей искусства, но и зарубежных искусствоведов, историков и этнографов.

В 1926 году коллекция музея пополнилось произведениями художников начала XX века, и сейчас в Михайловском замке находится самая крупная в мире коллекция русского авангарда.

Во время Отечественной войны самые ценные экспонаты музея вывезли в Пермь, а остальная часть коллекции была укрыта в подвалах Михайловского дворца. Сам дворец пострадал от бомбежек, но был отреставрирован и уже в мае 1946 года открылся для посетителей.

Центр русской культуры и искусства

Современный Русский музей является одним из крупнейших хранилищ произведений искусства, в котором более 400 тысяч экспонатов.

Наряду с постоянными экспозициями в залах музея проводятся тематические выставки и биеннале, творческие встречи и научные конференции.

Он курирует работу более 250 музеев по всей России, культурно-просветительскую, научно-методическую и реставрационную работу в области искусства.

Русский музей сегодня объединяет несколько исторических зданий Северной столицы: собственно Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, адрес которого: Инженерная улица, 4; корпус Бенуа на канале Грибоедова, а также Инженерный замок, Строгановский и Мраморный дворцы.

Михайловские дворцы Петербурга

Построек, связанных с именем Михаила, в Северной столице немало, некоторые из них принадлежали членам императорской фамилии, у которой это имя было популярно. Хотя, кроме самого первого Романова, Михаилов среди самодержцев не было, только великие князья.

Так, Михайловский дворец построен для младшего сына Павла I. Но есть еще Ново-Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, принадлежавший сыну Николая I — князю Михаилу Николаевичу. Он располагается на Дворцовой набережной.

А вот Михайловский замок, который нередко путают с Михайловским дворцом, своим именем обязан Архангелу Михаилу – покровителю дома Романовых. Построен он был по приказу Павла I на набережной реки Мойки. Видимо, чтобы избежать путаницы, за этим дворцовым комплексом закрепилось еще одно название – Инженерный замок.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-mixajlovskij-dvorec-v-sankt-peterburge-opisanie-adres-foto.html

История Михайловского дворца

Историю Михайловского дворца принято отсчитывать от рождения в 1798 году младшего сына императора Павла I Михаила. Для великого князя Михаила Павловича предназначался в дар новый дворец, на строительство которого предполагалось откладывать по несколько сотен тысяч рублей ежегодно.

Возведение П-образного согласно первоначальному плану здания Михайловского дворца, фасад которого украшает 8-колонный коринфский портик, началось по достижении Михаилом 21-летнего возраста.

Общая сумма средств на строительство составила к тому времени 9 миллионов рублей, а первый камень в основание был заложен 17 апреля 1819 года.

Зодчий Карл Иванович Росси поставил перед собой довольно амбициозную задачу — не просто возведение отдельно стоящего здания, а создание единого градостроительного ансамбля, ставшего одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга и во многом определившего облик Северной столицы.

Для соединения дворца и Михайловской площади (ныне – площадь Искусств) с Невским проспектом была проложена Михайловская улица. Тем самым Росси органично встроил новый архитектурный ансамбль в центр града Петрова и освободил перспективу для новой резиденции. Начиная с 1823 года, для проведения работ по внутренней отделке помещений дворца вызываются скульпторы С. С.

Пименов и В. И. Демут-Малиновский, мастера лепных работ Н. и С. Саегины, резчики по дереву и кости В. Бобков и В. Захаров, паркетные мастера М. Знаменский и С. Тарасов. Для росписи помещений и декорационных живописных работ приглашают художников П. и Джованни-Батисту Скотти, Антонио Виги, Федора Брюллова, Б. Медичи.

Общее руководство и контроль за отделкой замка были оставлены в ведении Карла Росси, камины, канделябры, люстры, лепнина, резьба выполнялись по рисункам зодчего.

Тканые материалы – ковры, обои и обивка мебели – частично были выписаны из Парижа, частью закупались у отечественных производителей, например, с фабрик князя Юсупова, московского купца Гущина и зарубежного «гостя» Доннера, а также на царскосельской мануфактуре.

Решетку для ограды по фасаду Михайловского дворца изготовил методом литья мастер Бауман на Чугунном казенном Литейном заводе согласно проекту Карла Росси.

Там же были отлиты решетка ограды, выходящей на Мойку, парадная лестница вместе с соответствующей решеткой, чугунные львы, расположившиеся перед портиком, чугунные балконы и небольшой мостик, находящийся в саду.
Чин освящения Михайловского дворца был совершен 30 августа 1825 года.

Тем же годом датировано и награждение за возведение самого здания и внутренний декор архитектора К.И. Росси бриллиантовым перстнем и орденом святого равноапостольного князя Владимира 3-й степени.

Михайловский дворец

Михайловский дворец приводил современников в совершенный восторг. Он даже получил неофициальный статус своеобразного культурного центра. Этому способствовали и безупречные линии фасадов, выполненная с подлинным вкусом и роскошью внутренняя отделка.

Свою лепту внесли и блестящий двор супруги великого князя Михаила Павловича великой княгини Елены Павловны, а также их популярность в артистических и научных кругах Санкт-Петербурга.

До настоящего времени внешний облик главного здания Михайловского дворца, а также его западного флигеля дошел практически без каких-либо изменений. А вот внутренние интерьеры неоднократно подвергались переделкам.

Неизменными сохранились разве что Главный вестибюль с Парадной лестницей и Белый зал, разместившийся по центру анфилады второго этажа. Здесь находятся подлинные вазы и мебель, выполненные по рисункам Карла Росси, уцелело и первоначальное скульптурное и живописное убранство.

Первые же внутренние переделки датируются, начиная с 30-х годов XIX столетия (их осуществляли зодчие Г. И. Боссе и А.И. Штакеншнейдер).

После смерти в 1873 году великой княгини Елены Павловны, права наследования на Михайловский дворец перешли к ее дочери, великой княгине Екатерине Михайловне Мекленбург-Стрелицкой.

После ее кончины здания были переведены в казну, а в 1895 году выкуплены последним русским самодержцем Николаем II.

Михайловский дворец на карте Санкт-Петербурга

Рейтинг материала:

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/istoriya-mikhailovskogo-dvortsa

Михайловский дворец

Михайловский дворец был построен в 1819 – 1825 годах для великого князя Михаила Павловича – младшего сына Павла I. Отсюда и произошло название дворца – Михайловский. Раньше на этом месте располагались оранжереи Михайловского замка. Дворец был построен по типу загородной усадьбы с садом. Ансамбль Михайловского дворца состоит из главного корпуса и двух флигелей.

Главный двухэтажный дворцовый корпус, высота которого составляет около двадцати пяти метров, находится в глубине парадного двора.

Боковые флигели, располагающиеся симметрично, связаны между собой великолепной высокой чугунной оградой с тремя воротами.

Центральные ворота украшены четырехгранными пилонами, которые увенчаны арматурой – изображением военного снаряжения: доспехами, мечами и знаменами.

Первый этаж Михайловского дворца был облицован рустами. Главный фасад здания украшен портиками из восьми колонн коринфского ордера, поднятых на аркаду первого этажа. Портик завершен треугольным фронтоном. Высеченные из камня головы львов расположены над арками и над всеми окнами первого этажа. Трехчетвертные колонны украшают боковые колонны здания.

Фриз дворца украшают также сорок четыре барельефа работы выдающегося скульптора Демут-Малиновского. Широкая лестница, украшенная каменными львами, ведет ко входу во дворец. Боковые ризалиты декорированы большими венецианскими окнами.

Перед главным фасадом здания был разбит небольшой парадный сад. Противоположный фасад дворца, обращенный к Михайловскому саду, также богато отделан. Центральную часть этого фасада украшает грандиозная лоджия-колоннада.

В отделке внутренних помещений Михайловского дворца участвовали скульпторы С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, живописцы Дж. и П. Скотти и многие другие. До наших времен сохранилась первоначальная отделка вестибюля, парадной лестницы и Белого зала.

По этим интерьерам можно представить себе все великолепие дворца в первой половине XIX века.

После смерти князя Михаила Павловича дворцом владела княгиня Елена Павловна, в салоне которой бывали многие выдающиеся деятели русской культуры. Позже Михайловский дворец опустел и начал медленно разрушаться. Но в 1895 году дворец был куплен в казну для устройства в нем Русского музея.

Для этого начали перестраивать и упрощать интерьеры дворца (архитектор В.Ф. Свиньин). Наконец, в 1898 году в помещениях Михайловского дворца открылся Русский музей императора Александра III.

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от бомбежек, но было восстановлено в первые послевоенные годы.

Сегодня в стенах Михайловского дворца по прежнему размещается Государственный Русский музей. Наряду с Третьяковской картинной галереей в Москве, Русский музей обладает крупнейшим в стране собранием русского искусства. Здесь можно увидеть памятники древнерусской живописи, произведения художников и скульпторов XVIII – XX вв.

, коллекции предметов прикладного искусства и многое другое. В 1914 – 1917 годах под руководством архитектора Л.Н. Бенуа для размещения экспонатов к Михайловскому дворцу был пристроен западный корпус. В 1902 году в специальном корпусе, построенном архитектором В.Ф. Свиньиным, открылась экспозиция этнографического музея, позже ставшего самостоятельным музеем.

В 1913 году была открыта экспозиция историко-бытового отдела.

Михайловский дворец является центром композиционного ансамбля площади Искусств, созданного по проекту выдающегося архитектора Карла Ивановича Росси. Расположенные на площади Искусств постройки других зодчих великолепно гармонируют друг с другом, поддерживая основную мелодию дворца. Михайловский дворец, благодаря своим совершенным пропорциям, воспринимается как храм (или дворец) искусства.

Источник: http://opeterburge.ru/sight/mikhajlovskij-dvorets.html

Ссылка на основную публикацию