Мариинский дворец в санкт-петербурге

Мариинский дворец, Санкт-Петербург: история, экскурсии, фото :

Мариинский дворец (Санкт-Петербург) – один из трех «политических» дворцов Северной столицы России и важнейшая часть архитектурного ансамбля Исаакиевской площади. Кроме того, здание считается достоянием российской культуры и истории.

Сегодня каждый желающий может посетить знаменитый Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Отзывы туристов показывают, что это одно из обязательных мест для знакомства с городом.

Давайте в этом убедимся! В данной статье будет рассмотрена история Мариинского дворца в Санкт-Петербурге, и порядок его посещений.

Участок

В 1761 году, участок земли в южной части теперешней Исаакиевской площади, на котором сегодня располагается Мариинский дворец, был приобретен генерал-поручиком, камергером, графом Иваном Григорьевичем Чернышевым. В следующем году по проекту Ж. Ю. Валлен-Деламота здесь началось возведение крупного особняка.

Граф хотел, чтобы его имение получилось простым, без золота и серебра, но очень красивым, хорошо убранным и благородным. 4 октября 1765 года Чернышев заселился во дворец. В декабре следующего года он принимал в нем императрицу Екатерину II.

На тот момент здание считалось одной из главных достопримечательностей Петербурга.

В 1797 году, когда Иван Григорьевич умер, дворец перешел в собственность его старшего сына Григория. Спустя некоторое время, из-за долгов здание было заложено и взято в казну.

Часть помещений стали сдавать в аренду. Здесь торговали разными товарами, начиная от картин, и заканчивая колбасой. Второй этаж и сад заняло мещанское общество под названием «Шустер-клуб».

Какое-то время во дворце жил Французский принц Конде.

Во время реконструкции Адмиралтейства по проекту Захарова дворец Чернышева был отдан в аренду коллегии Адмиралтейств. Захаров лично занимался приспособлением постройки для чиновничьих нужд. В 1810-х данный участок планировалось отдать под строительство дворца младшего брата Александра I – князя Михаила. Проект был поручен Карлу Росси.

По задумке архитектора, здание должно было иметь трапециевидную форму с выходом главного фасада на площадь, и садом во дворе. Предполагалось, что перед дворцом будет снесено несколько частных домовладений, расширено Синий мост и увеличено площадь.

Сославшись на дороговизну выкупа частных строений, находящихся около дворца, от проекта перестройки отказались.

В мае 1823 года Николаем I была учреждена Школа гвардейских прапорщиков. 10 августа 1825 года она была перенесена во дворец Чернышева. Здание надстроили третьим этажом и установили на его аттике герб. В 1826 году заведение переименовали в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В ней обучение проходили М. Ю. Лермонтов и А. И. Барятинский.

Свадебный подарок Николая I

В период с 1839 по 1844 год на этом месте по проекту А. И. Штакеншнейдера был возведен легендарный Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Фото современного здания очень схоже с постройкой тех лет. Здание стало свадебным подарком Николая I для его дочери Марии, в честь которой оно и получило свое название.

Мария Николаевна была довольно своенравной девушкой. Вместо того, чтобы после замужества переехать в княжество или графство своего супруга, она пожелала остаться жить в Петербурге. В те времена в мужья престолонаследниц обычно выбирали молодых людей из небогатых разрозненных немецких княжеств.

Попав туда после роскошной жизни, девушки оказывались в очень скромной обстановке. Марию это не устраивало. К счастью, ей удалось найти супруга, приемлющего переезд в Россию. Им стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский — внук Жозефины Богарне. После венчания молодожен, которое состоялось 2 июля 1839 года, они поселились в Зимний дворец.

В то же время было начато строительство их постоянной резиденции.

Начало стройки

Император хотел, чтобы у его дочери был самый удобный и уютный дом. Место для дворца он выбрал самостоятельно. Изначально он планировал поручить проект дворца Карлу Росси, но на тот момент архитектор в силу возраста отстранился от работы.

В результате почетную миссию доверили А. И. Штакеншнейдеру. Архитектор Мариинского дворца в Санкт-Петербурге работал и ранее, но столь крупные проекты ему еще не доводилось реализовывать. В. П. Стасов и К. И.

Росси составили комиссию по надсмотру за проектными и строительными работами.

1 октября 1839 года состоялась торжественная закладка постройки. Мариинский дворец (Санкт-Петербург) занял не только территорию дома Чернышева, но и еще три смежных здания.

Рядом с образовавшимся участком проложили Новый переулок, который ныне называется переулком Антоненко. Чтобы здание гармонично вписалось в ансамбль Исаакиевской площади, Синий мост пришлось расширить. Так он стал самым широким в Северной столице.

Правое крыло дворца включало в себя фундамент и некоторые стены старой постройки, а левое было возведено заново.

Новоселье

Дворец был построен весьма быстро. 25 января 1845 года его освятили и официально назвали в честь хозяйки. Есть легенда, согласно которой Мария Николаевна не хотела принимать подарок отца. Причиной тому стал тот факт, что после смерти Николая I на Исаакиевской площади в его честь установили памятник, на котором император был повернут спиной к дворцу.

Интерьер

Во избежание пожара, все перекрытия были выполнены из металла. А благодаря стенам из песчаника в помещениях здания всегда было тепло.

Фасад был выполнен в классическом стиле, а вот внутренне убранство отошло от тогдашних традиций.

Архитектор Мариинского дворца в Санкт-Петербурге сделал второй в России ансамбль интерьеров, знаменующий переход от классицизма к эклектике. Первым было здание Зимнего дворца.

Парадные анфилады были выполнены в форме позднего классицизма. Главная лестница располагалась слева от вестибюля, а не перпендикулярно главному фасаду, как в других дворцах. Это решение позволило уменьшить потери тепла. На втором этаже было расположено две анфилады, перпендикулярные друг другу. На месте их пересечения была организована зала-ротонда.

За ней следовал Помпейский зал, окруженный овальной столовой и гостиной. После Помпейского зала шел Зимний сад, который являлся завершением центральной анфилады. По центру Зимнего сада был установлен фонтан с 8-метровой струей. Слева от Ротонды был расположен Танцевальный (Концертный) зал. Его окна выходили на внутренний двор.

Библиотека и Помпейская галерея примыкали к центральной анфиладе.

В правом крыле постройки были расположены жилые покои. Комнаты Марии Николаевны располагались в таком порядке: приемная зала, гостиная (кабинет), спальня, будуар, туалетная, угловой (овальный) кабинет. Также в первом крыле был пандус. С его помощью хозяева могли попасть на любой этаж.

Благодаря всевозможным растениям, украшающим наклонный проход, он напоминал горную тропу. Прогулки по пандусу благоприятно влияли на здоровье хозяев дворца. Согласно наиболее распространенной версии, строительство пандуса было вызвано болезнью ног Марии.

По этому проходу она могла передвигаться на коляске.

Супруг Марии жил в комнатах с видом на Исаакиевскую площадь. В его распоряжении были: парадная приемная, гостиная, бильярдная, кабинет и турецкий кабинет.

Специально для него на первом этаже сделали капеллу с витражом, привезенным с его родины – города Мюнхена.

По окончании строительства Мариинский дворец (Санкт-Петербург) открыли для свободного посещения, что было весьма необычным явлением для того времени. На аттиковом этаже расположилась церковь Николая Чудотворца. Это объясняет укрупненный аттик.

На первом этаже дворца располагались детские комнаты и комнаты воспитателей. Самой крупной комнатой здания стал рекреационный зал, который был приспособлен для активных игр и занятий спортом. Придворные проживали на верхнем этаже и двух флигелях – Офицерском и Гофмейстерском.

Герцог Максимилиан ушел из жизни в 1852 году, а его супруга прожила до 1876 года. До самой смерти Мариинский дворец (Санкт-Петербург) был ее основным жилищем. После смерти Марии дворец перешел по наследству ее детям. Позже, из-за долгов, Георгий и Евгений Лейхтенбергские решили продать его.

Переход в казну

В 1884 году дворец за 3 миллиона рублей по условиям 30-летней рассрочки перешел в собственность государства.

В июле 1884 года Александр III подписал указ о том, что дворец стал резиденцией Государственного Совета, Комитета министров, Государственной канцелярии, а также Канцелярии по принятию прошений. Все эти органы были перенесены в здание к началу 1885 года.

Некоторые усадебные строения достались Военному министерству, для размещения 3-го батальона Стрелкового Финского полка. 11 февраля дворец торжественно освятили как центр российской государственности.

Переоборудование

Новоиспеченный зодчий Мариинского дворца в Санкт-Петербурге – Л. Л. Петерсон – переоборудовал здание, исходя из его новых функций. В 1893 году свечное освещение заменили электрическим. Каждый понедельник в Ротонде проводились заседания Госсовета.

Кабинет герцога переоборудовали в кабинет председателя Государственного совета. В Концертном зале проводил свои заседания Кабинет министров, а в Овальном – Департамент гражданских и духовных дел. В 1901 году, в день столетия Госсовета, в Ротонде было организовано его торжественное заседание.

Это событие было запечатлено на знаменитом полотне И. Е. Репина.

В 1905 году, когда была учреждена Государственная Дума, численность Госсовета значительно возросла. В здание дворца стали пускать журналистов и других заинтересованных гражданских лиц.

В Ротонде перестали помешаться все участники заседаний. В 1908 году под руководством трех архитекторов: Бенуа, Перетятковича и Шретера, Зимний сад был перестроен для нужд Госсовета.

15 октября 1908 года последний начал работать уже в новом зале.

Отказ Матильды Кшесинской

В начале 1900-х годов император Николай II хотел предоставить Мариинский дворец своей фаворитке Матильде Кшесинской. Однако она, несмотря на отговорки императора, строила особняк на Петроградской стороне. Существует мнение, что танцовщица отказалась от подарка по той же причине, что и Мария – из-за того, что Николай I и Петр I стояли к дворцу спиной.

Послереволюционные события

Когда закончилась февральская революция, во дворце обосновалось Временное правительство. Оно проработало здесь до июня. 7 августа дворец стал местом деятельности Всероссийской комиссии по выборам в Учредительное собрание.

По окончанию октябрьской революции Мариинский дворец (Санкт-Петербург), история которого не единожды рассказывала о смене владельцев и пользователей, достался Народному комиссариату имуществ и Высшему совету народного хозяйства.

Когда в 1918 году правительство переехало в Москву, во дворце обустроили казармы Красной Армии.

Затем в здании размещались всяческие учреждения: Трансбалт, Дом Печати, Севзапвод и прочие. С 1928 по 1929 гг. здесь было устроено общежитие на 1000 коек, принадлежащее акционерному обществу «Советский турист».

В конце 1929 года во дворце открылось отделение Промакадемии ВСНХ. Здесь находились аудитории, общежитие академии, а также помещения для персонала и кинотеатр.

В 1940 году эти помещения перешли высшим курсам ЦК ВКП(б).

В июне 1941 года во дворце разместили Военный совет, политотдел Ленинградского армии народного ополчения, штаб, редакцию газеты «На защиту Ленинграда». Осенью того же года, когда была сформирована армия, здание послужило госпиталем. Настенную роспись залов замазали штукатуркой. Во время блокады Ленинграда дворец серьезно пострадал. Его поразили 2 крупных и 40 зажигательных бомб.

Реставрация

Уже в 1944 году в Мариинском дворце начались реставрационные работы. Согласно проекту Шепелевского была произведена реставрация и перепланировка помещений. В восточном крыле установили новую мраморную лестницу. На главном фасаде здания были размещены макеты пяти орденов и медалей, которых был удостоен Ленинград.

8 октября 1945 года в здании дворца поместили исполком Ленсовета трудящихся. В 60-х годах прошлого столетия было организовано восстановление росписей Помпейской галереи, а также реставрацию Красного (Приемного) и Белого (Танцевального) залов. В 1990 году восстановили и освятили церковь. Вот такую непростую историю пережил Мариинский дворец.

Читайте также:  Петропавловский собор в санкт-петербурге

Законодательное собрание Санкт-Петербурга здесь функционирует с 14 декабря 1994 года по сей день.

Мариинский дворец сегодня

На сегодняшний день каждый желающий может посетить Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Режим работы достопримечательности: вторник с 10.00 до 17.30. Экскурсии нацелены на повышение уровня политической осведомленности граждан и знакомство с деятельностью Законодательного собрания.

В экскурсионную программу входит также ознакомление с историей развития русского парламентаризма, историей здания, а также главными архитектурными особенностями, которыми обладает Мариинский дворец (Санкт-Петербург).

Экскурсии организовываются и проводятся управлением по информации и связям с общественностью Аппарата Законодательного собрания. Заявку на проведение экскурсии подают руководители групп не позднее, чем за две недели до дня мероприятия.

Таким образом, простому туристу не так уж и просто попасть в Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Адрес достопримечательности: Исаакиевская площадь, 6.

Источник: https://www.syl.ru/article/308601/mariinskiy-dvorets-sankt-peterburg-istoriya-ekskursii-foto

Мариинский дворец на Исаакиевской площади

Мариинский дворец строился по приказу императора Николая I для его любимой старшей дочери великой княгини Марии Николаевны как свадебный подарок.

Мария Николаевна, вопреки традиции, принятой в царских семьях, не захотела выходить замуж и покидать Россию и получила на это разрешение отца.

Она вышла замуж за герцога Лейхтенбергского, который, будучи католиком, согласился на то, чтобы их будущие дети воспитывались в православии.

Свадьба состоялась в 1839 г., тогда же и началось строительство дворца. В качестве архитектора император выбрал Андрея Ивановича Штакеншнейдера.

Перед архитектором стояла непростая задача: надо было построить дворец, который бы выдержал соседство с величайшим творением Монферрана – Исаакиевским собором. Штакеншнейдеру удалось справиться с этой задачей. В XVIII в. на месте, предназначенном для будущего дворца, стоял дворец графа Чернышева, построенный по проекту архитектора Ж.-Б. Вален-Деламота. Впоследствии, в 1825 – 1839 г.г., здесь располагалось Николаевское кавалерийское училище, одним из известных выпускников которого был М.Ю. Лермонтов.

Строительство дворца продолжалось 5 лет, и в 1845 г. семья переехала в новый дворец.

Дворец соединял с площадью Синий мост. Николай I приказал расширить мост до размеров фасада дворца, и теперь мост образует единое целое с площадью. Его ширина почти 100 м.  Это самый широкий мост в Петербурге.

Строгий снаружи, дворец поражал своей внутренней отделкой. Он был оформлен в стиле итальянского палаццо. Парадный вестибюль украшали колонны из розового финского мрамора, камин — зеленого сибирского мрамора. Сейчас в вестибюле установлен бюст великой княгини Марии Николаевны.

Парадная лестница располагалась слева от входа.

Украшением второго этажа является двухярусная ротонда, освещаемая верхним светом.

Ротонда соседствовала с Помпейским залом, за которым находился Зимний сад.

В 1837 г. А.И. Штакеншнейдер совершил путешествие по странам Европы: Германии, Франции, Италии и это нашло отражение в оформлении Мариинского дворца: он полон света, легкости, радости.
Роспись Помпейского зала напоминает фрески Рафаэля.

Необычным является еще одно сооружение – пандус внутри дворца. Его длина 150 м, высота 26 м.

Мариинский дворец был украшен картинами и скульптурами, которые образовали богатейшую коллекцию. Часть этой коллекции составляли произведения искусства, привезенные герцогом Лейхтенбергским из Мюнхена, где он владел известнейшей в мире картинной галереей.

Герцог Лейхтенбергский был прекрасно образован. Больше всего его интересовали естественные науки, особенно он интересовался гальванопластикой, минералогией. В 1845 г. при его участии в Петербурге открылось первое в России гальванопластическое предприятие, на котором, в частности, были изготовлены статуи для украшения Исаакиевского собора.

Он также был членом Попечительского совета заведений общественного призрения в Петербурге. Многие петербуржцы знают о существовании в городе Максимилиановской поликлиники, но не многие знают, что она названа так в честь герцога Максимилиана Лейхтенбергского.  С 1843 г.

герцог был президентом Академии художеств и при нем было открыто мозаичное отделение при Академии.

После смерти  герцога в 1852 г. Николай I назначил президентом великую княжну Марию Николаевну. Она стала первой женщиной президентом Академии художеств.

Мария Николаевна собирала коллекции, увеличивала награды и стипендии и вкладывала немало собственных средств в развитие Академии. Ею было основано общество поощрения художников, она убедила отца дать деньги на дом.

Дом сохранился до наших дней и не изменил своего назначения, в нем и сейчас находится Санкт-Петербургское отделение Союза художников.

Здесь постоянно проводятся выставки и концерты, которые Вы можете посетить. Адрес Союза художников, как называют его петербуржцы, Большая Морская, 38, это совсем рядом с Исаакиевской площадью и Мариинским дворцом.

Великая Княгиня Мария Николаевна умерла в своем дворце в 1876 г.

Вскоре после завершения строительства Мариинского дворца слева и справа от него были построены два здания – Министерства госимуществ (1844 – 1850) и резиденция министра госимуществ (1847 – 1853), в 1859 г. площадь украсил памятник Николаю I, и эта часть Исаакиевской площади приобрела тот вид, который предстает перед нами и сейчас.

В 1884 г. дворец был выкуплен в казну и с 1885 г. в нем размещался Государственный совет Российской империи и Комитет  министров. В 1905 г. на месте зимнего сада по проекту архитектора  Л.Н. Бенуа был устроен зал заседаний.

В нем висела картина И.Е. Репина «Юбилейное заседание Государственного совета», которая относится к тому времени, когда заседания проходили в ротонде. Сейчас эту картину можно увидеть в Русском музее.

После событий 1917 г. судьба здания много раз менялась: здесь располагались казармы Красной Армии, Промакадемия, ее общежитие, в домовой церкви был устроен кинотеатр. С 1945 года здесь размещался Ленсовет. С 1994 г. здание занимает Законодательное собрание Петербурга (ЗАКС). Художественные ценности частично были переданы в Эрмитаж и Русский музей, частично пропали.

Домовая церковь была восстановлена и по особым случаям там проводятся службы.

Как добраться: ст. метро «Адмиралтейская», дальше пешком. Авт. 3, 22, 27, 10, 70, 71 , тролл. 5, 22 ост. Исаакиевская пл.

Экскурсии проводятся только для организованных групп по предварительной заявке.

Экскурсии, которые могут быть Вам интересны:

Источник: https://welkometospb.ru/v-peterburge/dostoprimechatelnosti/arxitekturnye-pamyatniki/mariinskij-dvorec-na-isaakievskoj-ploshhadi.html

Мариинский дворец

На южной стороне Исаакиевской площади, между Вознесенским проспектом и переулком Антоненко, находится Мариинский дворец. В XVIII веке на этом месте находился дворец графа Ивана Чернышева, одного из приближенных Екатерины II, и три других строения. Торжественная закладка дворца состоялась 1 октября 1839 года. Левое крыло здания было построено заново.

Правое включило в себя фундаменты и часть стен дома Чернышёва. Дворец располагается на набережной реки Мойки, хотя на первый взгляд это незаметно – дело в том, что он стоит у самого широкого в Санкт-Петербурге моста. Синий мост специально расширили до 97,3 метра, чтобы дворец гармонично вписывался в формировавшийся на тот момент ансамбль Исаакиевской площади.

Свое название этот архитектурный памятник получил по имени дочери Николая I, великой княжны Марии Николаевны. Император приказал построить его в качестве подарка к свадьбе дочери с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, внуком Жозефины Богарне, супруги Наполеона.

Николай I хотел, чтобы его дочь жила в самом уютном и удобном доме, поэтому технологии производства и материалы для стройки рекомендовались самые современные на тот момент времени.

Проект дворца хотели поручить вначале Карлу Росси, но тот был уже в весьма преклонном возрасте, и строительством занялся А.И. Штакеншнейдер.

По адресу Кирочная, д. 54 находится протяженное здание, построенное в позднеклассическом стиле. В его простом оформлении, несмотря на балкон и фриз с масками, сложно узнать авторство Андрея Штакеншнейдера.

Уйдя от казенных домов, архитектор вошел в градостроительную историю Петербурга как автор многих известных дворцов города.

Перестройка дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте под рококо, возведение Николаевского и итальянизированного palazzi Мариинского дворцов принесли ему заслуженную славу и имя. Тем не менее, дом на Кирочной выглядит весьма скромно, в чем можно убедиться и сегодня.

Вместо холодного мрамора при строительстве Мариинского дворца использовался, в основном, песчаник, а парадная лестница расположилась не перпендикулярно главному фасаду, а слева от вестибюля, что было сделано для уменьшения потери тепла.

Оригинально продуманы условия комфортного проживания во дворце – все нежилые и рабочие помещения ориентированы на проезжую часть, а жилые покои заняли внутреннюю часть, удалённую от шума и пыли. Внутренние дворики давали достаточно яркое освещение в жилых комнатах. Стальные перекрытия обеспечивали пожарную безопасность здания.Внутреннее убранство Мариинского дворца представлено анфиладой залов.

Обращает на себя внимание двухъярусная ротонда, которая украшена тридцатью двумя колоннами и перекрыта куполом. За Квадратным залом находится Зимний сад, завершающий центральную анфиладу. Примечательной особенностью правого крыла являлся пандус, украшенный разнообразными растениями, по которому можно было попасть на любой этаж.

Пандус этот предназначался для облегчения передвижения Марии Николаевны, страдавшей от болезни ног. Также, внутри Мариинского дворца находилась домовая церковь Святого Николая Чудотворца, отделанная в стиле византийских храмов.

Дворец был построен к концу 1844 года, и сразу по завершении строительства, был открыт для публичного посещения на один день, что являлось само по себе необычным событием для того времени.

Мария Николаевна с мужем поселились во дворце годом позже; в то же время он получил свое официальное название – «Мариинский дворец». Рассказывают, что великая княжна отказывалась жить во дворце, поскольку была очень недовольна памятником Николаю I в центре Исаакиевской площади.

Памятник был установлен спиной к Мариинскому дворцу, и его хозяйка якобы увидела в этом плохой знак – словно бы отец отвернулся от нее. Но это можно отнести к области слухов – ведь памятник был установлен по инициативе самой княжны.

Мария Николаевна прожила в этом дворце всю жизнь, а после её смерти, в 1876 году, здание перешло по наследству сыновьям, Евгению и Георгию Лейхтенбергским.

Из-за долгов наследники вынуждены были продать дворец, и уже в 1884 году Александром III был подписан указ, которым Мариинский дворец объявлялся резиденцией Государственного Совета, Комитета министров, Государственной канцелярии, Канцелярии по принятию прошений на Высочайшее имя. С тех пор началась история дворца, как центра российской государственности. 

После февральской революции 1917 года здесь расположилось Временное правительство, затем казармы Красной Армии, Дом печати, отделение Промакадемии ВСНХ СССР, Исполнительный комитет Ленинградского Совета трудящихся и даже общежитие на 1 000 коек. С 14 декабря 1994 года в Мариинском дворце работает Законодательное собрание города Санкт-Петербурга. 

Источник: http://www.iPetersburg.ru/mariinskiy-dvorec/

Мариинский дворец

Императорские Дворцы  Санкт- Петербурга

Исаакиевская площадь, 6 

Мариинский дворец — это свадебный подарок Императора Николая I своей дочери Марии к её свадьбе с Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (Maximillian Joseph Eugène Auguste Napoléon de Beauharnais, Herzog von Leuchtenberg), сыном Евгения де Богарне (Eugène de Beauharnais), который, в свою очередь, был пасынком Наполеона.

5 декабря 1838 года состоялось официальное венчание. После свадьбы князю П.М. Волконскому, министру двора и уделов, было приказано выделять ежегодно 700 000 рублей, предоставить ей единовременно капитал в 2,4 млн. рублей, а также полностью оборудованный дворец в Петербурге со штатом.

Ещё Максимилиану предоставляли в личное пользование 100000 рублей
До этого на этом месте находился построенный в 1768 году Ж.Б.

Валлен-Деламотом (Jean-Baptiste Vallin de la Mothe) дворец графа Чернышева, которым позже владел Принц Конде (все они у нас перебывали)), а затем в нем была устроена Школа  кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков, в которой учился М. Ю.

Лермонтов, позже названная Николаевское кавалерийское училище и переведенное на Ново-Петергофский (Леромонтова) проспект.
В конце 1810х годов этот участок предполагалось отдать для строительства дворца Великого князя Михаила Павловича, младшего брата Императора Александра I.

Проект дворца разрабатывал Карл Росси (Carlo di Giovanni Rossi). Но от этой идеи отказались, т.к. надо было выкупать близлежащие дома. Позже для Михаила Павловича Карлом Росси был построен Михайловский дворец, ныне Русский музей. Проект дворца тоже хотели поручить К.И. Росси, но к тому моменту архитектор был уже очень стар.

Тогда работу над зданием передали А.И. Штакеншнейдеру.Это было первое крупное произведение молодого тогда зодчего Андрея Штакеншнейдера, который удачно вписал его в формировавшийся в те годы архитектурный ансамбль, центром которого должен был стать Исаакиевский собор. Для этого в 1842-1844 годах  Синий мост через Мойку был расширен на всю ширину фасада, выходившего на Исаакиевскую площадь — до 97.3 метров. Это блестящее архитектурное решение вписало дворец в ансамбль главных площадей Санкт-Петербурга

Использование материалов сайта только с согласия автора.

«Мариинский дворец».
 Аквaрель В. С. Садовникова. Ок. 1847  

Мариинский дворец в начале ХХ века  

План дворца непривычно асимметричен: его правое крыло длиной в 22 метра не только короче левого в 52 метра, но и расположено под тупым углом к главному фасаду. Строительство дворца велось необычно быстро, особенно по сравнению с Исаакиевским собором.

Император пожелал возвести для дочери не просто грандиозный и величественный дворец, этому дворцу надлежало стать эталоном комфорта того времени.

От строителей требовались современные инженерно-технические решения, композиционно-планировочные новшества, применение современных строительных материалов, обеспечивавших долговечность здания и удешевлявших строительные работы.

Вместо холодного мрамора при строительстве дворца использовался, в основном, песчаник, поэтому внутри дворца обычно было тепло. На шумную площадь выходили окна различных служебных помещений, а жилые комнаты располагались с обратной стороны дома, и в них всегда было тихо.

Внутренние дворики обеспечивали в жилых комнатах достаточно яркое освещение. Не забыли строители и об опасности пожаров — все перекрытия во дворце были не деревянными, а стальными.

В день, когда все строительные работы были завершены, Мариинский дворец открыли для свободного посещения, что само по себе стало необычным для того времени явлением. Вдоль парадной лестницы дворца были поставлены скульптуры античных героев, а на стене можно было увидеть красивый лепной орнамент в виде переплетенных друг с другом букв, из которых складывалось имя Мария. Эта лестница вела в широкий вестибюль, над которым находилась парадная приемная Мариинского дворца, стены которой украшали барельефы, изображающие сцены из поэмы «Илиада».

Внутренний двор  

Великая Княгиня Мария Николаевна
Франц Ксавер Винтерхальтер  

Герцог Максимиллиан Лейхтенбергский  

 Парадная лестница  

Внутреннее убранство Мариинского дворца представлено анфиладой залов. Обращает на себя внимание двухъярусная ротонда, которая украшена тридцатью двумя колоннами и перекрыта куполом.

За ротондой располагается Квадратный зал, а за ним  — зимний сад, который в 1906 – 1907 годах был перестроен по проекту Л.Н. Бенуа  в Зал заседаний.

Также можно выделить Приемную, Концертный (Танцевальный) зал, Дворцовую церковь Святого Николая Чудотворца, отделанная в стиле византийских храмов и др. Помещения Мариинского дворца отделаны с подчеркнутым изяществом и роскошью.

Особого внимания заслуживает построенный в стороне от парадных залов, в правом крыле здания, Пандус (пологий подъём без ступеней), связывающий все три этажа. Но это не повлияло на петербургскую строительную моду, т.к. пандус был построен для облегчения передвижения Марии Николаевны, страдавшей от болезни ног.

Отделка интерьеров дворца завершилась к исходу 1844 года и Великая Княгиня получила, наконец, бесценный отцовский подарок и со своим семейством, с многочисленной челядью вселилась во дворец, которому специальным указом Императора было присвоено название «Мариинский». В столице появился новый центр великосветской жизни.

Здесь часто бывали члены разветвленной Августейшей фамилии, а Николай I, по свидетельству Анатолия Кони, «каждый день в определенные часы медленной и величавой походкой» шествовал из Зимнего в Мариинский, чтобы повидаться с любимым чадом и первым внуком, которого в честь деда назвали Николаем.

При «малом» великокняжеском дворе служили высокородные аристократы: шталмейстер граф Матвей Виельгорский, фрейлина графиня Толстая, адъютанты князь Барятинский и князь Багратион. Приемы, балы, маскарады, концерты, спектакли в Мариинском посещала вся петербургская знать.

Герцог Лейхтенбергский любил находиться в обществе ученых, Мария Николаевна окружила себя деятелями искусства.

Ее приглашения постоянно получали писатели Петр Вяземский, Василий Жуковский, Владимир Одоевский, ректор Университета Петр Плетнев, архитекторАндрей Штакеншнейдер, художники, актеры, певцы , музыканты, композиторы. Виртуозно играл на изумительной виолончели работы Страдивари Матвей Виельгорский, Владимир Соллогуб для дворцовой постановки сочинил комедию «Чиновник».

Разумеется, хозяева дворца занимались не только увеселениями, радостями и заботами семьи. Они оба играли заметную роль в государственной жизни Российской империи. Счастливый отец невесты осыпал зятя монаршими милостями. Максимилиан был награжден почти всеми русскими и польскими орденами, получил титул Императорского Высочества, звание генерал-майора, назначения шефом лейб-гвардии Гусарского полка, почетным членом Академии наук. Позже он командовал 1-й легкокавалерийской дивизией, стал главнозаведующим корпуса горных инженеров, Президентом Академии художеств. А неофициально Николай Павлович объявил баварца своим пятым сыном.                                                                                                    

Источник: http://sergekot.com/mariinskij-dvorets/

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

История Руси, Российской империи, а затем и Российской Федерации наполнена знаковыми событиями и личностями, которые сумели расцветить проходящие века, сдвинуть мир с очередной «мёртвой» точки, сдвигаясь вместе с самим миром.

Сейчас все эти Великие увековечены: кто-то на акриле и масле полотна, кто-то в мраморе или камне, кто-то навсегда замер в собственных картах, книгах, механизмах. Но бывает и так, что замирает не сам человек, а событие, исторический процесс, само время.

Речь идёт, к примеру, о так называемых политических зданиях, а в отношении Санкт-Петербурга – о политических дворцах. Сегодня этим статусом обладают три сооружения: Мариинский, Зимний и Таврический дворцы. Как не сложно догадаться, к получению такого звания привели те события, которые проходили в их стенах.

Так, Мариинский дворец, блестящий образец поздней классической архитектуры, стал свидетелем, а иногда и непосредственным «участником», сначала Октябрьской революции, а затем и событий девяностых годов.

История создания

Достаточно сложно с уверенностью сказать, когда именно Мариинский дворец появился на картах Петербурга.

Такая неопределённость датировок связана, прежде всего, с тем, что на месте современного дворцового ансамбля ранее размещалось иное здание – примечательное изяществом и совершенством форм.

В конечном счёте, Штакенштайнейдер, который был ответственен за составление и реализацию проекта, решил не разрушать до основания бывший дворец графа Чернышова – многие стены остались в прежнем виде, что также наложило определённый отпечаток на облик дворца.

Собственно Мариинским его стали называть не сразу, хотя это название и полностью соответствует действительности. Дворец должен был стать свадебным подарком для любимой дочери императора – Николая I.

Ситуация складывалась довольно своеобразная и, к сожалению или к счастью, не в пользу для жениха – после самого бракосочетания Великая княжна объявила, что не намерена покидать Санкт-Петербург. Спорить с императорской дочерью долго не стали.

Вместо этого – также довольно быстро – взялись за сооружение резиденции, в которой должны были поселиться молодожёны.

Дальнейшая история тесно связала Мариинский дворец с чисто политической стороной жизни страны – в его залах находились многочисленные ведомства и министерства, от чьей работы зависело будущее процветание России.

Особенности

По изначальному замыслу Мариинский дворец должен был увенчать южную сторону Исаакиевской площади, полностью завершить её облик, не нарушив хрупкий архитектурный баланс.

Именно из подобных соображений дворец было принято строить изначально несимметричным, что полностью противоречило законам классицизма.

При этом не стоит забывать также и о том, что дворец возводился именно как жилое, а не в первую очередь государственное сооружение. Именно этим и поясняются некоторые особенности внутреннего размещения помещений.

Так, вид на Исаакиевскую площадь не украшает ни одну жилую комнату. Все они выходят в сторону сада, чтобы шум столицы не отвлекал его обитателей.

Вместо обычного камня при строительстве использовали песочник для того же комфорта – как известно, песочник намного лучше удерживает тепло, что, впрочем, не помешало подойти к вопросам декора со всей возможной креативностью – для отделки фасадов использовали руст, а в качестве декоративных элементов пилястры и коринфские колонны. Ещё одним привет из античности являются многочисленные статуи в греческом стиле, украшающие парадную лестницу.

Многих гостей Мариинского дворца интересует, зачем нужно было устраивать внутри пандусы, по обеим сторонам которых бурно разрослась растительность.

Ответ предельно прост – дочь императора имела проблемы с ногами. Иногда элементарный подъем с постели был для неё невозможен.

Именно для этого и была разработана система, благодаря которой она могла относительно самостоятельно передвигаться по собственному дому.

Ещё одним элементом оформления, который появился благодаря хозяйке дворца, является стилизованная лепниной надпись, которая представляла собой переплетение букв её имени. Эта надпись была сделана прямо на стене парадного холла.

Подробная информация о других значимых достопримечательностях Санкт-Петербурга

Как добраться самостоятельно

Добраться до Мариинского дворца более чем просто. Это можно сделать с помощью метро – достаточно сойти на одной из ближайших станций, а к таковым относят «Садовую» и «Адмиралтейскую». Кроме того, можно воспользоваться некоторыми видами общественного транспорта.

В этом случае предстоит выйти на одной из остановок – «Исаакиевская площадь» или же «Казанская улица». К сожалению, сегодня вход во внутренние помещения Мариинского дворца невозможен для туристов.

Остаётся лишь наслаждаться эстетической стороной внешнего оформления во время посещения ансамбля Исаакиевской площади.

Мариинский дворец на карте

(Пока оценок нет)Загрузка…Сохранить статью и поделиться в социальных сетях:

Источник: https://GuruTurizma.ru/mariinskij-dvorec-v-sankt-peterburge/

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

Мариинский дворец был возведен в 1839-1844 гг. Для того, чтобы здание сочеталось со строящимся с северной стороны Исаакиевским собором, архитектор А.И. Штакеншнейдер использовал в строительстве приемы классицизма. Главный фасад дворца имеет классическую трехосевую композицию с центральным выступом и двумя боковыми ризалитами.

Устройство дворца при первых хозяевах

Хозяйка дворца, великая княгиня Мария Николаевна, была единственной из дочерей императора Николая I, вышедшей замуж в России. Ее супруг —герцог Максимилиан Лейхтенбергский, отцом которого был Евгений Богарне, пасынок Наполеона Бонапарта. При хозяйствовании Марии Николаены сооружение имело такое устройство:

  • На первом этаже здания располагались детские комнаты, комнаты их воспитательниц, канцелярия герцога и католическая часовня для него.
  • Бельэтаж занимали парадные залы, а также покои владельцев.
  • На верхнем этаже находились комнаты прислуги, гардеробные, там же была не сохранившаяся православная церковь.

Рядом с основным зданием были построены служебные корпуса, отделенные от Вознесенского проспекта возведенной стеной.

Интерьеры Мариинского дворца

Архитектор создал парадную анфиладу, расположенную перпендикулярно главному фасаду здания. Вот некоторые ее залы: 

  • Парадная приемная герцога Лейхтенбергского, первая в анфиладе. Окна комнаты выходят прямо на площадь. Зал украшают двери из редкого палисандрового дерева. 
  • Круглый зал Ротонда, окруженный двухъярусной колоннадой и увенчанный куполом с верхним светом. Его главной изюминкой является сочетание белого цвета стен с позолотой.
  • Квадратный зал в помпейском стиле с двумя галереями – колоннадами, который украшают медальоны с сюжетами из произведений Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
  • Экзотический Зимний сад, который в начале XX в. был переделан в Зал заседаний Государственного Совета. Интерьер зала стал классически строг и торжественен.

История сооружения в XX веке

Мариинский дворец принадлежал семье великой княгини до 1884 г. В 1906 — 1907 гг. по проекту архитектора Л.Н. Бенуа он был перестроен и использовался в качестве здания для заседаний Государственного совета. Впоследствии дворец также был связан с политической жизнью: здесь располагалось Временное правительство, затем Исполнительный комитет Ленинградского Совета народных депутатов.

На аттике здания размещены изображения орденов, которыми награжден город-герой Ленинград. В настоящее время дворец занят Законодательным собранием Санкт-Петербурга.

Он замечательно вписан в композицию Исаакиевской площади, доминантой которой служит Исаакиевский собор, а в центре находится памятник отцу владелицы дворца – императору Николаю I.

Кстати, на постаменте этого памятника можно увидеть скульптурные изображения дочерей императора.

Источник: http://excava.ru/mariinsky-palace/

Мариинский дворец, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Мариинский дворец —  дворец в Санкт-Петербурге, Россия. Началом строительства Мариинского дворца, который находится посередине  Вознесенского проспекта и переулка Антоненко, является 1 октября 1839 год.

Это уникальное место Санкт-Петербурга имеет свое прошлое и  собственную историю.  В свое время император I хотел удивить свою любимую дочь Марию Николаевну, которая собиралась выходить замуж  за Максимилиана Лейхтербергского, а сам дворец служил свадебным подарком.

Главным архитектором и строителем Мариинского дворца Николай I назначил А.И. Штакеншнейдера.

Учитывая тот факт, что любящий отец хотел создать максимальные условия проживания для своей дочери, в процессе строительства Мариинского дворца использовались только самые наилучшие материалы того времени.  Главным компонентом для многих конструкций дворца стал такой редкий на то время  материал, как песчаник.

Архитекторы дворца делали максимальный акцент именно на комфорт проживания его владельцев, поместив парадную лестницу перпендикулярно главному фасаду, а все жилые покои во внутренней части вдали от помещений для гостей и рабочих.

На территории дворца имеется несколько внутренних двориков, которые добавляют еще больше уюта и освещения  комнатам здания.

В отличие от тихих и спокойных комнат для отдыха, передняя часть убранства Мариинского дворца поистине захватывает дух. Посетители каждый раз приходят в полный восторг от красоты анфиладовых залов, двухъярусной ротонды, большого количества колонн, а также перекрытого купола.

  Дополнительного шарма Мариинскому дворцу придает его Зимний сад, который находится прямо в центре анфилада.

  Особенностью правой части Мариинского дворца является уникальная конструкция пандуса из растений, благодаря которому жители дворца могли быстро перемещаться с одного этажа на другой.

Конец строительных работ и официальное открытие Мариинского дворца для посетителей выпал на 1844 год.

Подаренный отцом дворец стал для Марии Николаевны надежным домом вплоть до ее смерти в 1876 году. После смерти Марии ее сыновья продали дворец и, начиная с 1884  года  после подписания указа Александром III,  Мариинской дворец стал центром российской государственности.

На протяжении своей истории, этот уникальный архитектурный проект смог стать надежной крепостью для семьи Марии,  местом для Временного правительства во время революции в 1917 году, казармой, домом печати, а также местом работы Законодательного собрания города Санкт-Петербург начиная с 1994 года.

Фото достопримечательности: Мариинский дворец

 

Мариинский дворец на карте:

Источник: http://www.1000mest.ru/mariinsky_dvorets

Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Мариинский дворец

?PROVODNIK_official (provodnik_of) wrote,
2016-05-06 11:00:00PROVODNIK_official
provodnik_of
2016-05-06 11:00:00Сегодня я хочу рассказать Вам о Мариинском дворце, о том самом месте где не покладая рук, не смыкая очей, побеждая сон и здравый смысл, трудятся те, кого горожане наделили полномочиями заниматься законотворческой деятельностью в Санкт-Петербурге.
Как, Вы понимаете, просто так попасть в это здание достаточно трудно, но раз в 5 лет, наступает благодатное время, когда местным обитателям становятся небезразлично мнение горожан и власть приоткрывает свои двери для организованных профсоюзных групп, чтобы в доступной форме объяснить, как нелёгок труд депутата и, что не надо раскачивать лодку, главное — стабильность, и к 20-му году заживём!

Дворец, как и располагающийся в нём парламент Санкт-Петербурга расположен на южной стороне Исаакиевской площади, вдоль Синего моста через Мойку.

Мариинский дворец был возведен в 1839-1844 гг. архитектором А.И. Штакеншнейдером в стиле классицизма. Главный фасад дворца имеет классическую трехосевую композицию с центральным выступом и двумя боковыми ризалитами.
На аттике здания размещены изображения орденов, которыми награжден город-герой Ленинград. В настоящее время дворец занят Законодательным собранием Санкт-Петербурга.

императора Николая I (чей конный памятник стоит на площади перед дворцом) для его дочери — Великой Княгини Марии Николаевны, в качестве свадебного подарка к её замужеству с герцогом Максимилиан Лейхтенбергский, отцом которого был Евгений Богарне, пасынок Наполеона Бонапарта.

Мариинский дворец принадлежал семье великой княгини до 1884 г.
В 1884 году Мариинский дворец был выкуплен в казну за 3 000 000 рублей с рассрочкой на тридцать лет, c 1885 года в нём размещался Государственный совет Российской империи и Комитет министров Российской империи (с 1905 года, Совет министров Российской империи).

В апреле 1902 года в вестибюле дворца террористом был смертельно ранен министр внутренних дел Д. С. Сипягин.
После Февральской революции 1917 года Мариинский дворец заняло Временное правительство России, проработавшее здесь до июня. С 7 августа в нём начала работать Всероссийская комиссия по выборам в Учредительное собрание.

После октября 1917 года Мариинский дворец перешёл в ведение Народного комиссариата имуществ и Высшего совета народного хозяйства.
После переезда в 1918 году правительства в Москву в Мариинском дворце разместились казармы Красной Армии. Позже его занимали различные учреждения.

В 1928—1929 годах акционерное общество «Советский турист» устроило в нём общежитие на 1000 коек.
Осенью 1929 года в Мариинском дворце открылось ленинградское отделение Промакадемии ВСНХ СССР. Здесь находились общежитие академии, аудитории, комнаты персонала и кинотеатр. В 1940 году аудитории и общежитие перешли Высшим курсам при ЦК ВКП(б).

В 1945—1991 гг. дворец — место работы Ленсовета.
19-22 августа 1991 г., во время Августовского путча, дворец стал центром сопротивления ГКЧП в Ленинграде, вокруг него были возведены баррикады.
В 1991—1993 гг. — место заседания Петросовета. В декабре 1993 года Петросовет был распущен в связи с принятием новой Конституции.

С 1994 года — место заседаний городского парламента — Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

В 1906 — 1907 гг. по проекту архитектора Л.Н. Бенуа он был перестроен и использовался в качестве здания для заседаний Государственного совета.

Впоследствии дворец также был связан с политической жизнью: здесь располагалось Временное правительство, затем Исполнительный комитет Ленинградского Совета народных депутатов.

Так выглядит парадный вход во дворец, расположенный в центральном выступе.

Этот вход используется только для приёма официальных делегаций или для особых торжеств. Постоянный вход в здание организован со стороны левого ризалита.

При входе высоких гостей встречает бюст Великой Княгини Марии Николаевны.Затем гости следуют к парадной лестнице, ведущей на второй этаж, где расположены основные парадные залы дворца.

Но прежде чем отправиться любоваться залами дворца, необходимо посетить информационно-просветительский парламентский центр законодательного собрания Санкт-Петербурга, в котором собраны достаточно интересные артефакты.

Центральным элементом экспозиции является макет дворца.

Также очень интересен поперечный разрез по парадной анфиладе, которая расположена на втором этаже и по залам которой мы отправимся далее.

По этому макету, отлично можно оценить устройство дворца:

А.И. Штакеншнейдер создал парадную анфиладу, расположенную перпендикулярно главному фасаду здания. Вот основные ее залы:

Красный зал (Парадная приемная герцога Лейхтенбергского), первый зал в анфиладе. Окна комнаты выходят прямо на площадь.

Круглый зал Ротонда, окруженный двухъярусной колоннадой и увенчанный куполом с верхним светом.

Квадратный зал в помпейском стиле с двумя галереями – колоннадами.

И бывший — экзотический Зимний сад, который в начале XX в. был переделан в Зал заседаний Государственного Совета. Интерьер зала стал классически строг и торжественен.

Источник: https://provodnik-of.livejournal.com/17328.html

Мариинский дворец

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге знаменит своей причастностью к важнейшим политическим событиям в стране. Зданию пришлось быть домом дочери императора Николая I, и основной резиденцией Временного правительства. Неоднократно в стенах этого громадного дома решались судьбы России, поэтому иногда его называют «политический дворец».

Началом истории дворца можно считать отказ великой княжны Марьи Николаевны переехать из столицы Российской империи в баварское имение своего новоиспеченного мужа – герцога Лехтенбергского. Государь Николай I пошел навстречу своей дочери и приказал построить для Марии дворец.

В 1839 году на месте казенного дома, в котором ранее располагалась Школа гвардейцев, было начато строительство огромного дворца. Николай I решил сделать дочери по-настоящему царский подарок: здание в стиле неоклассицизма возводил знаменитый архитектор А. Штакеншнейдер, и денег на него не жалели.

Император требовал, чтобы дворец был удобным для постоянного проживания. В ходе строительства применялись самые передовые на тот момент технологии и стройматериалы.

Например, для повышения теплозащитных функций стен Штакеншнейдер отказался от использования мрамора, предпочтя ему простой песчаник.

Все внутренние перегородки во дворце были выполнены из металла, чтобы снизить вероятность пожара.

Внешний облик дворца полностью соответствовал духу классицизма, но при создании интерьеров Штакеншнейдером использовались различные «ноу-хау». Княжна Марья была серьезно больна, и не могла долго ходить.

Архитектор оборудовал по всему периметру здания пандус для ходьбы или передвижению на коляске. Вдоль пандуса поставили кадушки с цветами, благодаря чему он стал напоминать тропинку в прекрасном лесу.

Удивительно, но Мариинский дворец сразу после открытия в 1844 году был полностью доступен для посещения его простыми горожанами.

Княжна жила в этом доме до своей кончины в 1876 году. Впоследствии ее потомки были вынуждены продать дворец из-за невозможности его содержания и огромных долгов. Владельцем недвижимости стало государство. Попеременно в здании находились различные казенные учреждения – Госсовет, канцелярия императора, Кабмин.

В 1917-ом году дворец заняли члены Временного правительства, а после его свержения большевиками в здании квартировали красноармейцы.

В годы ВОВ Мариинский дворец использовался для размещения политического и военного советов РККА, также в нем располагалась редакция ежедневной газеты.

В 1991-ом году Мариинский дворец был занят петербургскими путчистами из ГКЧП. В 1994-ом году политическая история здания продолжилась переводом сюда городского Заксобрания, которое находится здесь и в наше время.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/mariinskij-dvorec/

Ссылка на основную публикацию