Легенда о медном всаднике в санкт-петербурге

Легенда о Медном всаднике на Неве

Известно, что Екатерина II активно переписывалась со многими выдающимися европейцами своего времени. Именно академик живописи Дидро и Вольтер посоветовали ей мастера, способного реализовать ее мечту – создать памятник знаменитому царю-реформатору Петру I. Официально скульптора Этьена-Мориса Фалькона пригласил в Россию князь Голицын.

Мастеру в то время уже было пятьдесят лет. И хотя работал Фальконе на фарфоровом заводе, он все время мечтал создать шедевр в монументальном искусстве. Скульптор очень обрадовался предложению русского вельможи возвести в Санкт-Петербурге памятник величайшему правителю.

Перед Фальконе, при подписании договора, поставили одно условие – памятник царю должен быть конной статуей огромного размера. Скульптор согласился выполнить заказ за очень небольшое вознаграждение (оплата была занижена вдвое).

Только в одном Фальконе нарушил условие договора: царица считала, что памятник должен быть установлен в центре Сенатской площади, а скульптор сместил всю композицию поближе к Неве.

«Медным всадником» памятник стали называть благодаря знаменитой поэме А.С. Пушкина, в которой поэт рассказывает о страшной катастрофе, пришедшей в город в результате наводнения 1824 года, и о роли Петра в этих событиях.

Пушкин первый рассказал о легенде, что якобы ночью Медный всадник объезжает спящий город, а утром возвращается на свой постамент. Согласно существующему во времена Пушкина порядку, поэма была направлена на цензуру императору, но у того не нашлось времени, чтобы ознакомиться с этим произведением.

Поэму передали Бекендорфу, а недоброжелатели поэта постарались сделать все, чтобы поэма не вышла в печать. Только после смерти А. Пушкина поэма «Медный всадник» была опубликована. Известно, что в жизни поэта присутствовала мистика. Поэтому и в его произведениях часто таинственное и мистическое находило свое отображение.

Например, в своей поэме он рассказал о встрече Медного всадника со случайным прохожим, который обвинил грозного всадника в гибели своей невесты при наводнении, чем очень рассердил всадника.

О том, что призрак Петра I часто видят на улицах города, говорили многие. Так рассказывают, что однажды император Павел I вечером шел с князем Куракиным по набережной Невы.

К нему подошел человек и обратился к нему по имени, высказав сожаление по поводу несчастной судьбы Павла и предсказал их новую встречу. Присмотревшись к собеседнику, Павел увидел лицо Петра I.

Удивительно, но Куракин не видел, подошедшего к императору человека, и очень удивился неожиданному испугу правителя. По другой легенде, император Павел видел в Михайловском замке призрак Петра I.

Призрак Петра I посетил во сне скульптора Фальконе, который в то время находился в поиске идей для памятника на Сенатской площади. Петр I, якобы, задавал мастеру много вопросов и, получив ответы, был доволен беседой, одобрив замысел мастера.

При создании памятника, Фальконе поручил своей помощнице Мари Колло изготовить голову скульптуры. При лепке девушка воспользовалась копией посмертной маски Петра I. К художнице хорошо относилась императрица и считала ее полноправным соавтором памятника.

Фальконе тоже уважал и ценил свою ученицу: после награждения его золотой и серебряной медалью за работу над памятником, серебряную он отдал Колло. Она была его невесткой, но брак с сыном Фальконе оказался для девушки неудачным: муж пил, проигрывался в карты и избивал жену.

Но несмотря на расставание с ненавистным мужем, Колло трогательно заботилась о своем учителе и ухаживала за ним после того как его парализовало после инсульта.

На памятнике императрица потребовала сделать надпись, которой, рассудительная Екатерина намекнула потомкам, что она вторая после великого российского императора Петра I.

Постамент для памятника выполнен из знаменитого Гром-Камня, одна из легенд о котором была связана с именем царя Петра I. Говорят, что, выбирая место для строительства нового города на Неве, Петр I осматривал окрестности, забравшись на Гром-Камень.

Еще известно, что этот камень являлся священным местом для древних волхвов. Они проводили на нем свои обряды. Поэтому среди жителей окрестных сел даже осколки того камня, оставшиеся после его вывоза в Санкт-Петербург, хранились в домах, как священные реликвии. Фальконе, возвратившись во Францию, также заказал несколько сувениров-украшений из остатков Гром-Камня.

Несладко Фальконе пришлось в России: недоброжелатели нашептали императрице, что скульптор растратил казенные деньги. Оскорбленный мастер срочно уехал из Петербурга, и не участвовал в официальном открытии памятника.

Не все жители Петербурга хорошо отнеслись к памятнику. Например, старообрядцы очень боялись образа всадника. Они считали его Четвертым всадником апокалипсиса, за которым следовала только мучительная смерть всего живого на Земле.

В народе была популярной легенда, названная «сном майора Батурина». Рассказывается в ней о времени войны с Наполеоном. Российский император Александр I знал, что Наполеон вывозит из поверженных городов лучшие произведения искусств, включая и памятники.

Поэтому он распорядился увезти из города памятник Петру I.

Вскоре князь Голицын доложил царю о мистическом сне майора Батурина, который утверждал, что ему приснилось, как всадник сошел с постамента и прискакав к дворцу на Каменном острове (там жил тогда император Александр I), обвинил императора в несчастье России.

А еще он приказал, чтобы не трогали памятник, потому что пока он в Петербурге городу не нужно бояться врага. Узнав о вещем сне, Александр I отказался от идеи спрятать памятник за пределами столицы. Французы не дошли до Петербурга. Можно сказать, что всадник спас город!

Египтяне считали, что душа умершего человека может возвращаться в мир живых и часто вселяется в свое изображение. Вот и в статую Петра I, возможно, вселилась душа императора-основателя России и смотрит на свое любимое детище, оберегая его от врагов.

О «Медном всаднике», защитнике города, вспомнили во время Второй мировой войны. Град Петра фашистам так и не удалось захватить, потому что Петр I хранил свой город. Кстати, «Медный всадник» оказался одним из немногочисленных памятников Петербурга, который сохранился после нападения фашистской орды.

Сегодня мало кто из петербуржцев сомневается в мистической ауре «Медного всадника». Таинственная энергетика этого памятника проявляет себя постоянно и городские легенды о нем постоянно пополняются новыми страницами.

No related links found

Источник: http://tainy.net/56136-legenda-o-mednom-vsadnike-na-neve.html

Медный всадник и его история, мифы, легенды и тайны. Почему он всадник Петербургского апокалипсиса?

?alkopona (alkopona) wrote,
2017-07-21 19:01:00alkopona
alkopona
2017-07-21 19:01:00Город засыпает и просыпается… нет не мафия, просыпается один из всадников апокалипсиса. Он несет на любимый город разрушения, природные катаклизмы, блокады и страдания.

Так считают многие петербуржцы, а все это в отместку за проклятья, которые на его голову обрушил великий поэт.

Так почему же народный кумир на бронзовом коне с легкой руки Пушкина стал медным, и почему уготовил для своего детища такие мучения?
Гром-каменьЕкатерина II задумала увековечить деда мужа в памяти народа и решила ему поставить памятник, да так, чтоб он с радостью смотрел на плод своей любви, на город, который назвали в его честь, и на его любимую часть в виде Васильевского острова. Для реализации этих планов по рекомендации Голицина из Франции выписали залетного скульптора, а его итоговую работу водрузили на гром-камень.2.
фото с сайта https://wikimedia.org/Камень этот не простой, молния как гнев небесный ударила в скалу и отколола этот кусок, который потом нашел один из казенных крестьян, который и откликнулся на царскую просьбу о поиске подходящего постамента. Для его транспортировки выбрали зимние месяцы, дабы промерзшая почва не вспахивалась и могла выдержать вес подобной глыбы. Дотолкав его до финского залива с особыми извращениями погрузили на корабль и доставили к Сенатской площади, где не менее извращенным способом с посадкой корабля на уготованные в воде сваи его выгрузили на нужное место, а там, откуда его увезли, образовался пруд, который в народе нарекли Петровским.3.
фото с сайта https://wikimedia.org/

Павел! Бедный Павел!

Еще до своего открытия в городской фольклор вошла легенда описанная в мемуарах баронессы фон Оберкирх, понимаю, что ее фамилия вам не скажет ничего, но суть в легенде и историческом подтверждении.

По ее словам сам товарищ будущий император Павел рассказал про случай, от которого у всех слушающих встали волосы дыбом, и побелела кожа.4.

На том месте, где сейчас вы можете наблюдать памятник великому царю, его потомок прогуливался со своим другом Куракиным, ну и по всем канонам мистического жанра перед ними появилась фигура завернутая в широкий плащ.

Со стороны могло даже показаться, что он поджидал путников, а поравнявшись пошел с ними дальше. Естественно Павел запереживал и указал Куракину на сей факт: «С нами кто-то идёт рядом«.

Тот естественно ничего не видел и пытался убедить будущего императора в его галлюциногенных видениях, но к его сожалению призрак решил заговорить с царским отпрыском: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие«. Потом взял его за руку и подвел к месту, куда указал пальцем: «Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь«. Уходя, он почтительно снял шляпу, под которой остолбеневший от ужаса Павел увидел лицо великого Петра.

5.Так вот, нам фон Оберкирх сообщает со страниц своего дневника о том, что спустя полтора месяца Павел получил письмо, в котором сообщалось о торжественном открытии памятника в том самом, знаковом для него месте. По словам самой баронессы хоть при чтении письма государь и пытался улыбаться, мертвенная бледность покрыла его лицо.

Оживающий медный всадник

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн…

Надеюсь, почти каждый из моих читателей знаком с великим произведением великого поэта о великом царе. Произведение было реакцией на наводнение 1824 года, именно в том трагичном для всего Петербурга событии, в котором лишились жизней тысячи горожан, классик и нашел свой сюжет.

Оно пропитано болью и страданием, которые вылились в эти строки, и в нем Пушкин примеряет на Петра костюм всадника апокалипсиса.6.
фото с сайта http://opisanie-kartin.

com/

В своих строках в адрес основателя Петербурга поэт посылал проклятия и задавал главный вопрос: «Зачем построил город в таком низком месте?«. Дух Петра не выдержал таких оскорблений, соскочил со своего постамента и начал мстить.

Народная молва разносит слух, что и сегодня по ночам видят мрачную фигуру знаменитого всадника, ну и добавляя мрачных красок в холст говорят, что его «оживление» происходит в самые напряженные и сложные периоды нашей истории.

7.

Удивительно, но этот же мотив улавливается и в романе Достоевского «Подросток»: А что, как разлетится этот туман и уйдёт кверху, не уйдёт ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизкий город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне.

8.Дабы не усложнять пост, для любителей символичности и литературной составляющей моих постов, предлагаю ознакомиться с другими произведениями об этом всаднике по скрытой кнопке.[Здесь]Думаете все? Как бы не так. У менее известного Андрея Белого в романе «Петербург» герой в плену галлюцинаций заключает сделку с силами зла и убивает своего товарища. Затем он влезает на труп и застывает в позе Медного всадника с выставленным вперёд орудием убийства — окровавленными ножницами.Наконец, известный мистик и духовидец XX века Даниил Андреев, описывая один из адских миров в «Розе Мира», сообщает о том, что в инфернальном Петербурге факел в руке Медного всадника является единственным источником света, при этом Пётр сидит не на коне, а на жутком драконе.9.
картина Копейкина с сайта http://laertsky.com/

Сойдут глухие времена,Змей расклубится над домами.В руке протянутой ПетраЗапляшет факельное знамя.

Блок. «Петр» (1904)

Стоит император Петр Великий,думает:«Запирую на просторе я!»а рядомпод пьяные кликистроится гостиница «Астория».Сияет гостиница,за обедом обед онадает.10 Завистью с гранита снят,слез император.Трое медныхслазяттихо,

Читайте также:  Живая история россии - санкт-петербург, невский район

чтоб не спугнуть Сенат.

Маяковский. «Последняя петербургская сказка» (1916)

Майор Батурин

Во время войны с Наполеоном мы сдавали ему наши города один за одним, а враг победоносным шагом подступал к столице наше родины. Перспектива подарить город французам как Москву не радовала Александра I, и он приказал вывезти из города все ценное, включая произведения искусства.

Задача вывезти всадника Петра I в вологодскую губернию была поручена Молчанову, но изменило все ситуация, развернувшаяся вокруг некоего майора Батурина, который хитростью и измором добился аудиенции друга императора — Голицына. 10.
фото с сайта http://ogurcova-portal.

com/

Во время этой встречи он поведал ему свой страшный сон, в котором видит как всадник покидает свой постамент, с тяжелым и звонким скаканием по красочным улицам Петербурга добирается до Каменного острова, где в тот момент проживает государь, въезжает во двор, и к нему на встречу выходит Александр.

Тяжелым эхом по всему сну разносятся главные слова: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!«. Затем он разворачивается и под атмосферный саундтрек уезжает в закат как неуловимые мстители.

11.Естественно Голицин все передал царю, и тот отменил указ о переезде Петра, в итоге столицу Наполеон так и не взял, а Петр до сих пор стоит на своем месте. Говорят, именно эта легенда околдовала своей мистичностью Пушкина и легла в основу его произведения «Медный всадник».

[Где это?]Если вдруг кто-то не знает)))

Адрес: Сенатская пл.

Время работы: Круглосуточно, без выходных

Еще у меня есть унылый чат в телеграмм, который с вашей помощью может стать намного позитивнее. Присоединяйтесь!

Аптека из строчек Блока Самая мистичная аптека Дом Пиковой дамы

Подписаться на обновленияЯ в других социальных сетях:Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Источник: https://alkopona.livejournal.com/148870.html

Мифы и легенды о Медном всаднике

Главный (но не первый) памятник Петру I воздвигли при Екатерине II.

Надпись на постаменте должна была подчеркнуть идею преемственности между двумя государями: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782» с одной стороны — и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» — с другой.

Таким образом Екатерина II показывала, что именно она — наследница первого российского императора. Монумент торжественно открыли летом 1782 года. По иронии судьбы его автора, Фальконе, на церемонию так и не пригласили: несколькими годами ранее скульптор покинул Россию.

Постаментом для статуи стал Гром-камень, доставленный из окрестностей деревни Конной Лахты (ныне — в черте города Петербурга). По местной легенде, своеобразную форму камень приобрёл в результате удара молнии, расколовшей гранитную скалу, — это и дало ему название. Изначальный вес его составлял около двух тонн, однако замысел скульптора значительно уменьшил монолит.

В XIX веке существовала легенда, что этот камень был выбран не просто за его впечатляющие размеры. Рассказывали, что ещё при жизни Пётр I восходил на него, чтобы обозревать окрестности, а не так далеко от его изначального места, уже близ залива, сам император спас потерпевших кораблекрушение людей.

Перевозили Гром-камень на побережье Финского залива при помощи специальной «шаровой машины». В честь успешного завершения операции по приказу Екатерины II была выбита особая медаль с надписью «Дерзновению подобно». Корабль множество раз едва не затонул.

Пётр I смотрит на свой город влюблёнными, в буквальном смысле, глазами: каждый из его зрачков сделан в форме сердечка.

Дело в том, что голову основателя Петербурга сделал не сам Фальконе — окончательный вариант принадлежит его ученице, Мари-Анне Колло.

Существует легенда, гласящая, что с помощью столь необычных зрачков у статуи скульптор хотела признаться в любви к своему уже немолодому учителю.

Медный всадник сделан вовсе не из меди, а из бронзы. Современным названием памятник обязан Александру Сергеевичу Пушкину и его одноимённой поэме, не только отразившей ореол таинственности вокруг монумента, но и усилившей его.

По сюжету, чиновник Евгений, потерявший возлюбленную во время наводнения, в беспамятстве приходит к памятнику Петру I и винит в своём горе именно государя: он основал город на месте, столь чуждом и враждебном для человека.

Евгений грозит царю, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за ним — то ли в реальности, то ли лишь в больном воображении обезумевшего от горя.

Во Вторую мировую войну самый знаменитый петербургский памятник не эвакуировали из осаждённого Ленинграда.

Он был обшит брёвнами и фанерой и обложен мешками с песком в надежде, что при попадании вражеских снарядов это убережёт от разрушений.

После снятия блокады обнаружилось, что кто-то незаметно мелом нарисовал на груди Петра медаль «За оборону Ленинграда»». И, надо сказать, царь её вполне заслужил.

Монумент не покидал город в дни Отечественной войны 1812 года. Изначально Александр I подумывал вывезти памятник.

Приказ дошёл до некоего мaйoрa Бaтуринa, которому приснился сон: фигура Пётрa съезжaет с пoстaментa и движется ко двoрцу, где в это время находился император.

Найдя его в одном из залов, ожившая скульптура oбрaтилась к гoсудaрю сo слoвaми: «Дo чегo ты дoвёл мoю Рoссию? Пoкуда я стoю нa свoем месте, этoму гoрoду нечегo бoяться!» Услышав об этом мистическом сновидении, царь решил оставить памятник на его месте.

Это не единственная легенда о призраке Петра Великого. Рассказывали, что именно на месте, где появится знаменитый монумент, он привиделся будущему императору Павлу I. Однажды вечером он гулял по Петербургу вместе с другом. Вдруг впереди показалась таинственная фигура в плаще.

Казалось, человек поджидал путников, и, когда те приблизились, пошёл рядом с ними, невидимый для собеседника будущего царя. Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем он пошёл впереди путников, как бы ведя их за собой до самого места, где будет стоять его памятник.

«Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь». На прощание он показал своё лицо — и Павел c ужасом увидел первого российского императора.

Источник: https://www.fiesta.city/spb/live/mify-i-legendy-mednogo-vsadnika/

Медный всадник — покровитель города

?Кот Ученый (lenarudenko) wrote,
2015-01-30 13:02:00Кот Ученый
lenarudenko
2015-01-30 13:02:00Памятник Петру получил прозвище «Медный всадник» благодаря одноименной пушкинской поэме о Петербурге, в которой рассказывается о страшном наводнении 1824 года. Основатель города — Петр I наблюдает за событиями, которые происходят в его владениях.

Благодаря стихам Пушкина широко известна легенда, что ночью Медный всадник объезжает город, а утром возвращается на свое место. Хотя в городском фольклоре эта легенда появилась раньше.

Поэму Пушкин отправил императору Николаю I для цензуры, но царь оказался занят делами государственными и передал поэму на рецензию в контору Бенкендорфа, так и не ознакомившись. Недоброжелатели поэта постарались, чтобы «Медный всадник» не был издан.

Так отмечает исследователь — писатель серебряного века В.Я. Брюсов, которого современники называли «ходячей энциклопедией».Пушкин писал друзьям:

«Медного Всадника цензура не пропустила. Это мне убыток».«Медный Всадник не пропущен, — убытки и неприятности».

«Вы спрашиваете о Медном Всаднике, о Пугачеве и о Петре. Первый не будет напечатан».

Поэма была напечатана только в 1837 году – в год гибели Пушкина. В поэме Пушкина отражена встреча простого горожанина Евгения с Медным всадником. Горожанин обезумел от горя, его невеста погибла при наводнении. Проходя мимо памятника, горожанин обвиняет Петра в своем горе. Потом его настигает видение, будто Медный всадник гонится за ним.

И он по площади пустойБежит и слышит за собой —Как будто грома грохотанье —Тяжело-звонкое скаканьеПо потрясенной мостовой.И, озарен луною бледной,Простерши руку в вышине,За ним несется Всадник МедныйНа звонко-скачущем коне;И во всю ночь безумец бедный,Куда стопы ни обращал,За ним повсюду Всадник Медный

С тяжелым топотом скакал.

Легенды, что призрак Петра бродит по городу появились задолго до Пушкина. Однажды, будущий император Павел I прогуливался в сумерки по Петербургу в сопровождении князя Куракина. К нему подошел таинственный незнакомец и произнес «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Потом добавил «Ты снова увидишь меня здесь».

Незнакомец приподнял шляпу, и Павел увидел лицо Петра. Князь Куракин призрака не видел и был удивлен внезапному испугу и необъяснимому волнению Павла. Слова призрака сбылись, на этом месте Екатерина II – мать Павла, приказала установить Медного всадника. Говорили, что призрак Петра навещал Павла в его Михайловском замке накануне смерти.

Наводнение в ПетербургеПушкин колоритно описал трагедию наводнения.

Но силой ветров от заливаПерегражденная НеваОбратно шла, гневна, бурлива,И затопляла острова,Погода пуще свирепела,Нева вздувалась и ревела,Котлом клокоча и клубясь,И вдруг, как зверь остервенясь,На город кинулась.

Пред неюВсё побежало, всё вокругВдруг опустело — воды вдругВтекли в подземные подвалы,К решеткам хлынули каналы,И всплыл Петрополь как тритон,По пояс в воду погружен.Осада! приступ! злые волны,Как воры, лезут в окна. ЧелныС разбега стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,Обломки хижин, бревны, кровли,Товар запасливой торговли,Пожитки бледной нищеты,Грозой снесенные мосты,Гроба с размытого кладбищаПлывут по улицам! НародЗрит божий гнев и казни ждет.Увы! всё гибнет: кров и пища!

Где будет взять?

Постепенно город возвращается к привычной жизни. Кстати, с тех пор городская обыденная суета не изменилась.

…В порядок прежний всё вошло.Уже по улицам свободнымС своим бесчувствием холоднымХодил народ.

Чиновный люд,Покинув свой ночной приют,На службу шел. Торгаш отважный,Не унывая, открывалНевой ограбленный подвал,Сбираясь свой убыток важныйНа ближнем выместить. С дворовСвозили лодки.

Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихами

Несчастье невских берегов…

Рисунок Пушкина Скульптор Фальконе долго размышлял над идеями памятника, однажды, он задремал в Летнем саду в сумерки. К скульптору явился Петр I и начал задавать вопросы, император был удовлетворен ответами и одобрил желание Фальконе создать памятник.

Скульптор Фальконе

«Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим.

Гораздо выше личность созидателя законодателя… » — говорил об идее памятника скульптор Фальконе.

Голову Петра изготовила ученица Фальконе – Мари Анн Колло. Работы художницы нравились императрице Екатерине, и Колло была принята в Академию Художеств задолго до изготовления знаменитой головы Петра.При лепке головы памятника Колло использовала посмертную маску императора. Екатерина одобрила работу художницы и назначила ей содержание – 10000 рублей.

Фальконе называл ученицу своим соавтором в работе над памятником. В 1788 году за работу Фальконе получил две медали – золотую и серебряную. Серебряную медаль он отдал Колло.Мари Анн Колло, слепившая голову Петра для памятника Колло вышла замуж за сына учителя — Пьера Этьена, но брак не сложился, супруги расстались.

Художница обращалась с жалобой на мужа, он вымогал у нее деньги, чтобы оплатить карточные долги и однажды, получив отказ, ударил ее. Учителю Фальконе оставалась благодарна всю жизнь, когда он остался парализован после инсульта, Колло ухаживала за ним на протяжении 8 лет до самой его смерти.

Надпись на памятнике «Petro primo Catharina secunda» — «Петру Первому Екатерина Вторая». Честолюбивая императрица указала, что она вторая после Петра, преемник его великих дел.

Гром-Камень, на котором стоит статуя, тоже связан с легендой о Петре. По легенде, на гром-камень поднимался царь Петр, когда смотрел на Неву, размышляя о строительстве города.Также есть версия, что гром-камень древние волхвы считали священным, и проводили на нем культовые обряды.

На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася; бедный чёлнПо ней стремился одиноко.По мшистым, топким берегамЧернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучамВ тумане спрятанного солнца,Кругом шумел.

Читайте также:  Учёный михаил васильевич ломоносов

И думал он:Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложенНа зло надменному соседу.Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твердой стать при море.Сюда по новым им волнамВсе флаги в гости будут к нам,И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво.

Горожане старались раздобыть осколки гром-камня, которые оставались после обработки «многие охотники ради достопамятного определения сего камня заказывали делать из осколков оного разные запонки, набалдашники и тому подобное».

После возвращения Фальконе во Францию эта мода появилась и в Европе. Скульптор привез на родину остатки гром-камня, из которых ювелиры делали сувениры-украшения.Как обычно, у скульптора, избранного императрицей, появилось немало завистников.

Недоброжелатели обвинили скульптора в растрате императорских денег. Оскорбленный мастер покинул Петербург в 1778 году, так и не дождавшись открытия памятника, которое было назначено на 1782 год – годовщина 20 лет царствования Екатерины II.

Торжественное открытие памятника

Суеверные старообрядцы испугались образа Медного всадника, прозвав его «Всадником апокалипсиса».

Старообрядцы увидели в нем олицетворении пророчества о Четвертом всаднике апокалипсиса — «которому имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».

Одна из самых известных легенд «Медного всадника» — «Сон майора Батурина». Шла война с Наполеоном – 1812 год. Император Франции любил в качестве трофея отвозить в Париж памятники поверженных городов. Он заявил, что намерен увезти памятник Петру в Париж. Александр I, опасаясь захвата столицы, приказал вывезти памятник из города.

Вскоре царю рассказали о сне некоего майора Батурина, которому приснился Петр I. Всадник сошел с гранитного постамента и прискакал ко дворцу Александра I.«Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться» — произнес он и ускакал. Узнав об этом сне, Александр I решил оставить памятник на месте. Армия Наполеона не дошла до Петербурга.

По верованиям древних египтян, душа человека иногда посещает наш мир и вселяется в свое изображение. Согласно этой теории, душа Петра вселяется в статую и взирает на свой город, оберегая от врагов.Медный всадник в блокадуЛегенду всадника-защитника вспоминали в годы блокады. Петр Великий – покровитель города, пока он на месте – враг не ступит на городскую мостовую. Град Петра не был захвачен.

Хотя в свое время философ Дидро (современник Екатерины II) называл Петербург – «сердцем в мизинце», считая город особенно уязвимым для врага.Кстати, гимн Петербурга – это фрагмент балета Рейнгольда Глиэра по мотивам поэмы «Медный всадник». Пушкинский Медный всадник оказался связан с официальной символикой города.

Державный град, возвышайся над Невою,Как дивный храм, ты сердцам открыт!Сияй в веках красотой живою,

Дыханье твое Медный всадник хранит.

Медный всадник один из немногих уцелевших памятников Петру Великому. Многие монументы были снесены как «не имеющие художественную ценность». Например, памятник — царь-плотник, копия которого находится в Голландии в городе Саардам.

Авторы советских книг утверждали, что такие памятники городу не нужны:

«…Петр, плотник саардамский, работал топором над постройкой ботика по другую сторону Адмиралтейства, у его западных речных ворот.

Это был памятник-безделушка, по своему характеру скорее настольная фигурка, чем монумент. В двадцатых годах он также исчез отсюда.«

(Успенский Л.В. Записки старого петербуржца, 1970)Голландцы отлили копию утраченного памятника и подарили Санк-Петербургу в 1996 году.Памятник царь-плотник, восстановленный голландцами»Этот памятник подарен городу Санкт Петербургу Королевством Нидерландов. Открыт 7 сентября 1996 года Его Королевским Высочеством Принцем Оранским».Другой «нехудожественный» памятник — Петр спасает утопающих при наводнении, тоже был снесен.

Оглавление блога

Источник: https://lenarudenko.livejournal.com/237596.html

Медный всадник

Медный всадник – неофициальное название одного из памятников Петру I в Санкт-Петербурге, закрепившееся за ним после выпуска одноименной поэмы Александра Пушкина в 1837 г. Монумент, выполненный из бронзы, находится на Сенатской площади, ближе к Неве.

Памятник Петру I – статуя, изображающая всадника на коне, под ногами у которого лежит раздавленная змея. Каждый элемент памятника имеет символическое значение.

Роль постамента играет волнообразная гранитная глыба, к вершине которой скачет всадник. Необузданный конь, вставший на дыбы, – это своенравный народ, которым ловко управляет Государь, змея под копытами — поверженные враги.

Фигура Петра демонстрирует силу, твердость и выдержку, а лавровый венок и меч в ножнах символизируют качества выдающегося полководца. Медвежья шкура, лежащая на спине скакуна вместо седла, передает суть русской нации, которую желал цивилизовать правитель.

На постаменте есть надпись «Петру Первому. Екатерина Вторая. Лета 1872». Текст подчеркивает, что императрица Екатерина, приказавшая установить памятник, была духовной последовательницей Петра, разделяла и уважала его реформаторские идеи.

История памятника

Медного всадника создал Этьен Морис Фальконе, строптивый и амбициозный скульптор из Франции. В 1766 г. по приглашению Екатерины II он прибыл в Россию, чтобы воплотить в жизнь свою мечту и создать монументальное произведение искусства. С собой художник взял талантливую ученицу Мари-Анн Коло, которая тоже участвовала в изготовлении памятника Петру I.

Проект скульптуры Фальконе разрабатывал три года – его творчество не раз подвергалось критике. Императрица и представители русской знати видели скульптуру каждый по-своему. Екатерина II представляла Петра, сидящего на коне подобно римским правителям, со скипетром и державой в ладонях.

Ее секретарь Иван Бецкой, отвечавший за проектирование и установку памятника, видел на постаменте фигуру Государя в полный рост с жезлом полководца в правой руке. Французский философ Дени Дидро, гостивший в то время в Петербурге, предлагал вместо памятника установить в честь Петра I фонтан в окружении смысловых элементов.

Приближенные королевской семьи советовали направить правый глаз императора на здание Адмиралтейства, а левый – в сторону дома Двенадцати Коллегий.

Но упрямый скульптор настаивал на своем видении. Он не умалял достоинств Петра I как полководца и умелого правителя, но стремился показать его благодетелем своего народа, созидателем и законотворцем. В письмах к Ивану Бецкому он вопрошал: «Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать?».

Фальконе решил, что в скульптуре Петр I должен сидеть на коне и «простирать благодетельную длань» над любимым городом. Он продолжал творить по-своему, не приняв ни одного предложения об изменениях. В 1769 г.

, дорабатывая проект на территории бывшего дворца Елизаветы, он заставлял гвардейских офицеров загонять лошадь на деревянный пьедестал и ставить на дыбы по 50 раз в день, а сам в это время делал зарисовки.

С образом Петра I скульптору помогала ученица Мари-Анн Коло. Она предложила собственный эскиз головы, который не удавался Фальконе трижды. Екатерина II одобрила эскиз и назначила девушке за работу пожизненное пособие в 10 тыс. ливров.

Гипсовая модель памятника была готова летом 1769 г. и установлена на углу Большой Морской и Кирпичного переулка на суд горожан. Мнения о ней высказывались разные, а императрица Екатерина, не простившая скульптору своеволия в творческом процессе, предпочитала не делиться своими мыслями о памятнике.

Тем не менее, она дала приказ искать постамент – цельный камень высотой 11 м. Монолит весом 2000 т нашли за 7 км от предполагаемого места установки памятника – рядом с деревней Конная Лахта.

Доставка камня до Сенатской площади заняла 5 месяцев, в пути с ним работали каменотесы, придавая будущему постаменту форму волны.

Отливка памятника затянулась — литейщики отказывались работать с моделью из-за сложной технологии. Специалиста удалось найти только к 1774 г. – пушечный мастер Емельян Хайлов взялся отлить скульптуру так, чтобы стенки задней ее части были толще, чем стенки передней.

Это было нужно для обеспечения устойчивости памятника на трех точках опоры. Отливка удалась с третьей попытки, и в 1782 г. состоялось торжественное открытие Всадника.

Отношения Этьена Фальконе и приближенных Екатерины II к тому времени окончательно испортились, и скульптор уехал домой, не дождавшись открытия.

За время существования памятник Петру I дважды подвергался реставрации – в 1909 г. и 1976 г. А в военные годы при блокаде Ленинграда его тщательно укрывали мешками с песком и деревянными ограждениями.

Легенды о Медном всаднике

С памятником Великому правителю Петру I связаны легенды, которые начали появляться еще во время строительства. Наиболее известны три из них:

  • Этьен Фальконе, работая над моделью памятника, провел ночь в спальне Петра I в его дворце. Там скульптора посетил дух правителя, задал вопросы по поводу расположения и внешнего вида скульптуры. Ответы художника удовлетворили императора, и он дал благословение на строительство.
  • Местоположение гром-камня, ставшего пьедесталом для памятника, по велению божьему указал юродивый Семен Вишняков. Жители Конной Лахты утверждали, что при жизни Петр не раз поднимался именно на него и с высоты осматривал свои владения.
  • Медный всадник – хранитель города, и пока он стоит на месте, беды будут обходить Санкт-Петербург стороной.

Как добраться

Медный всадник установлен на Сенатской площади, рядом со зданием Адмиралтейства. Чтобы посмотреть на него, нужно доехать на метро до станции «Адмиралтейская», а потом пройти пешком к Исаакиевскому собору. Также можно посетить достопримечательность в составе одной из городских экскурсий.

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/mednyj-vsadnik/

Этот бронзовый “Медный всадник”

Памятник Петру I, бронзовый монумент всадника на вздыбленном коне, взлетевшем на вершину скалы, больше известный благодаря поэме Александра Сергеевича Пушкина как «Медный всадник» — неотъемлемая часть архитектурного ансамбля и один из самых ярких символов Санкт-Петербурга…

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената.

Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.
По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.

Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве.

Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт.

Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору.

Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И.И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом.

Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.
Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив.

Скульптор писал:

Читайте также:  Музей мостов под открытым небом

«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим.

Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной.

Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых им трудностей».

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И.И. Бецкому:

«Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:
«Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски».

Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день.

У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника». Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.

Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году.

Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника — ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы.

По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими — не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции.

Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать «Медного всадника» в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.

Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:

«24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было.

Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни.

Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень». Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником.

Расколотый валун — предполагаемый осколок Гром камня

Первоначальный вес монолита — около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару.

Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».

По суше скалу перетаскивали почти год. Далее по Финскому заливу её везли на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года.

Поэт Василий Рубин в этом же году написал:

Нерукотворная здесь Росская гора,Вняв гласу Божию из уст Екатерины,Прешла во град Петров чрез Невския пучины

И пала под стопы Великого Петра.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику. Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.

Установкой «Медного всадника» на постамент руководил архитектор Ф.Г. Гордеев. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю).

Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей.

К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия.

Военным парадом управлял князь А.М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I». Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам. Сразу после появления на Сенатской площади «Медного всадника» площадь была названа Петровской.

Открытие монумента Петру I на Сенатской площади. Гравюра А. Мельникова по рисунку А. Давыдова. 1782.

«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин, хотя на самом деле он изготовлен из бронзы. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.

Легенда о Медном всаднике

С самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает «всадника Апокалипсиса», несущего городу и всей России смерть и страдания.

Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.

Кстати, о пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: якобы на камень указал местный юродивый.

Некоторые историки находят возможным, что это — именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск.

Слава о Медном всаднике разносилась далеко за пределами Петербурга. В одном из отдаленных поселений возникла своя версия возникновения памятника. Версия заключалась в том, что однажды Петр Первый развлекался тем, что перепрыгивал на своем коне с одного берега Невы на другой.

В первый раз он воскликнул: «Все Божье и мое!», и перепрыгнул через реку. Во второй раз повторил: «Все Божье и мое!», и снова прыжок оказался удачным. Однако в третий раз император перепутал слова, и сказал: «Все мое и Божье!» В этот момент его настигла Божья кара: он окаменел и навечно остался памятником самому себе.

Легенда о майоре Батурине

Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства.

В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон.

Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье».

Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.

Во время блокады Ленинграда «Медный всадник» был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса.

Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газета от 3 сентября 1976 года.

Этьен-Морис Фальконе задумывал «Медный всадник» без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась.

«Благодаря» вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.

Источник: http://storyfiles.blogspot.com/2014/04/blog-post_4693.html

Ссылка на основную публикацию