Где находился тот самый парадный подъезд н.а. некрасова?

Размышления у парадного подъезда Некрасов

Николай Некрасов с детских лет наблюдал за несправедливостью, которая царила в обществе, и открыто сочувствовал крестьянам. Но изменить он ничего не мог, зато мог своей лирикой воодушевлять революционно настроенную молодежь, обратить внимание на эту проблему, которую обязательно нужно было решать.

Николай Некрасов – замечательный поэт, чье творчество известно, читаемо и востребовано, было и при жизни, и теперь, спустя много лет. Он смело показывал проблемы Российского государства и неумение властей решать эти проблемы. Но главной его темой всегда оставался народ. Из-под руки классика вышло большое количество стихотворений, написанных под сильным впечатлением.

Таким стало и произведение «Размышление у парадного подъезда», которое родилось в течение нескольких часов.

Размышления у парадного подъезда

История создания стихотворения

По воспоминания современников, стихотворение «Размышление у парадного подъезда» было написано в то время, когда Николай Алексеевич пребывал в хандре. Таким его увидела Панаева, с которой он прожил более десяти лет.

Она описывала этот день в своих воспоминаниях, рассказывая о том, что поэт целый день провел на диване, даже не вставая. Он отказывался от еды и никого не желал видеть, поэтому приема в этот день не было.

Авдотья Панаева вспоминала, что обеспокоенная поведение поэта, на другой день она проснулась раньше обычного и решила выглянуть в окно, чтобы посмотреть, какая погода царила за окном. Молодая женщина увидела на крыльце крестьян ожидающих, когда откроется парадный подъезд напротив дома поэта.

В этом доме жил князь Н.Муравьев, который в то время служил министром государственных имуществ. Несмотря на то что погода была дождливая, сырая и пасмурная, крестьяне сидели на ступеньках парадного крыльца и терпеливо ждали.

Скорее всего, они пришли сюда ранним утром, когда только начинает вставать заря. По грязной их одежде легко можно было понять, что пришли они издалека. И у них, наверное, была только одна цель – подать прошение князю. Видела женщина и то, как вдруг на ступеньках появился швейцар, который стал подметать и прогнал их на улицу.

А крестьяне все равно не уходили: они спрятались за выступом этого подъезда и, замерзая, перебираясь с ноги на ногу, промокая до ниточки, прижимались к стене, пытаясь спрятаться от дождя, ожидали, что, может быть, их все-таки примут, выслушают, или хотя бы возьмут прошение.

Панаева не выдержала и отправилась к поэту, чтобы рассказать ему всю эту ситуацию. Когда Николай Некрасов подошел к окну, то он увидел, как прогоняли крестьян. Дворник и вызванный городовой толкали их в спину, пытаясь как можно быстрее очистить от них и подъезд, да и, вообще, двор.

Это очень возмутило поэта, он стал пощипывать свои усы, а так он делал, когда сильно нервничал, и сжал крепко губы.

Но долго наблюдать он не смог, поэтому очень скоро отошел от окна, и, задумавшись, опять прилег на диван. А уже ровно через два часа он читал Авдотье свое новое стихотворение, которое первоначально носило название «У парадного подъезда».

Конечно же, поэт многое изменил в той картине, которая была увидена им в реальности, и добавил художественный вымысел, чтобы поднять темы возмездия и библейского и праведного суда. Поэтому этот стихотворный сюжет имеет у автора символический смысл.

Но цензура не могла пропустить такое стихотворное некрасовское творение, поэтому оно просто переписывалось и в течение пяти лет и ходило по рукам, переписанное вручную. В 1860 году вышло в печать в одном из литературных журналов, но без указания автора.

Герцен, который посодействовал печати этого некрасовского стихотворения, в своем журнале «Колокол», ниже текста стиха, написал еще и примечание, в котором сообщил о том, что в их журналах стихи бывают редко, но

«стихотворение нет возможности не поместить».

Отношение автора к своему произведению

В своем сюжете поэт показывает простую и обыденную для того времени ситуацию, когда крестьяне становятся униженными и оскорбленными. Ситуация, изображенная автором, для нравов и порядков того времени, была обычным делом и знакома многим современникам.

Но ее Николай Алексеевич превращает в целую повесть, которая основана на реальных и правдивых фактах.

Поэт показывает свое отношение к тому факту, что крестьяне, привыкшие к унижениям, даже не пытаются протестовать. Они как безмолвные рабы смерено позволяют измываться над собой.

И эта их привычка тоже приводит поэта в ужас.

В сюжете есть и сатира, когда автор описывает презрение к тому порядку, который заведен в стране, к тому, что простой народ страдает, униженный чиновничеством. Таких чиновников поэт называет владельцем судеб.

Некоторые читатели могут в его сюжете рассмотреть и призыв к бунту, который поэт, как патриот своей любимой страны и страдающего народа, создал в такой интересной стихотворной форме. И вот теперь, когда уже и его терпение достигло определенного пика, он призывает свой народ восстать против рабства и несправедливости.

Основная мысль, которую Некрасов старается донести в том, что народ не сможет ни пробиться, ни даже постоять у парадного подъезда.

Действовать нужно по-другому.

Основные образы и выразительные средства

Главный образ всего некрасовского стихотворения – это, прежде всего, сам автор, чей голос звучит постоянно, и читатель чувствует его отношение ко всему происходящему и к той проблеме, которую он поднимает.

Но тем не менее он не называет себя, и создает свой образ так, словно он говорит не от себя, а как бы скрыт за реальностью, за теми картинами мира, которые он рисует при помощи выразительных средств. В каждой детали можно увидеть автора, который пытается подчеркнуть свое отношение к действительности.

Герои в некрасовском сюжете встречаются разные.

Большинство из них объединены одним — страданием и героем. Всех просителей, бывающих у этого парадного подъезда, автор делит на две группы: кто-то выходит, напевая себе что-то приятное, а вторая группа людей обычно выходит с плачем.

И вот после такого деления начинается вторая часть его рассказа, где он сразу напрямую говорит о том, что однажды именно ему, поэту Николаю Некрасову, довелось видеть.

С каждой новой строкой в сюжете нарастает голос автора, который стал невольным свидетелем людского горя и раболепства. И голос поэта звучит сильно и гневно, так как он чувствует себя совсем не как свидетель, а как участник всего этого.

Достаточно вчитаться в те характеристики, которые дает автор крестьянам, которые пришли с прошением. Они ждут, не напрашиваются, а когда их не принимают, то, смирившись с этим, покорно бредут себе дальше.

И уже вскоре автор переносит читателя в те комнаты, куда так и не смогли попасть крестьяне. Писатель показывает жизнь такого чиновника, который продолжает унижать крестьян, считая себя выше их.

В третьей части некрасовского сюжета можно услышать и скорбь самого поэта, который негодует и протестует против такого отношения к крестьянам.

Но как же себя чувствует чиновник, который так легко гонит крестьян прочь? И тут автор использует выразительные средства, чтобы его монолог был более живым и наглядным:⇒Экспрессия. ⇒Сложные предложения. ⇒Риторические восклицания и вопросы.

⇒Дактилическая рифма. ⇒Чередование анапестов: трехстопных и четырехстопных.⇒Разговорный стиль. ⇒Антитеза.

Анализ стихотворения

Автор старается показать контраст между жизнью сытого чиновника, который занимается тем, что увлечен азартными играми, обжорством, постоянная ложь и фальшь во всем, и совсем другой противоположной жизнью у крестьян, которые ничего хорошего не видят.Жизнь крестьянина трагична, и всегда для мужика готовы тюрьмы и остроги.

Народ постоянно угнетен, поэтому он так сильно страдает. Такой сильный народ гибнет по воле чиновников, чей обобщенный портрет показан в стихотворении.Николай Некрасов возмущен и таким долгим терпением простого народа. Он старается стать их защитником, ведь сами они не возмущаются и не ропщут.

Призывает поэт и чиновника одуматься, вспомнить наконец-то о своих обязанностях, ведь его задача служить на благо родине и людям, которые здесь живут. Автор возмущается тем, что в его любимой стране царят такие порядки, какое беззаконие, и надеется, что это все скоро прекратиться.

Но автор обращается не только к чиновнику, но и к самому народу, который безмолвствует. Он спрашивает его, сколько еще можно терпеть и когда же, наконец, он очнется и прекратит полниться горем и страданием. Ведь их страшный стон слышен по всей стране, и он ужасен и трагичен.

Возмущение поэта настолько велико, а вера настолько сильна, что у читателя не остаётся сомнений — справедливость восторжествует.

Источник: https://gfom.ru/razmishleniya_u_paradnogo_podezda_nekrasov.php

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (с планом)

Поэтический подвиг Некрасова заключался в том, что он пел без прикрас о Руси, о народе; поэт никогда не мог смириться с тем, что народ бесправен, угнетен. Народу он посвятил свою лиру.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858 г.) — один из лучших образцов гражданской лирики поэта.

История создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» такова. Однажды из окна своей квартиры на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге Некрасов наблюдал сцену, как городовой и дворники отгоняли от подъезда дома, где жил министр государственных имуществ М.Н.

Муравьев, группу крестьян-просителей. Городовой и дворники толкали их в спины. Те притаились за выступом подъезда, стояли, обдумывая дальнейшие шаги. По воспоминаниям А.Я.

Панаевой, Некрасов нервно сжал губы, отошел от окна, и через некоторое время прочел ей стихотворение «Размышления у парадного подъезда». .

Главная тема стихотворения – размышления о судьбе народа. Способен ли народ на борьбу за справедливое мироустройство или он «навеки духовно почил»?

Сюжетная линия стихотворения такова: к парадному подъезду (к дверям власти) подходят простые русские мужики. Они глубоко верят в то, что найдут у государева чиновника помощь и поддержку, что тот разберется с их жалобами. Но их не допускают даже до дверей вельможи.

Ходоки искренне верят в добропорядочность царя и его окружения, поэтому и прошли долгий путь по Руси, об этом недвусмысленно свидетельствует то, что у них «кровь на ногах». Кульминация стихотворения представляет собой раздумья на тему «судьбы народа».

Заканчивается произведение вопросом.

Композиционно стихотворение делится на пять строфоидов, в которых по 40, 8, 4, 25, 40 строк соответственно. Такое композиционное решение является довольно оригинальным.

Первая строка стихотворения очень конкретна: «Вот парадный подъезд…» Место действия определено – это парадный подъезд богатого дома. Именно к этому подъезду в торжественные дни подъезжают люди, чтобы засвидетельствовать своё почтение. Они оставляют записи в особой книге. Довольные собой они разъезжаются по домам.

Далее, от картины богатства автор переходит к картинам нищеты.

А в будние дни у этого подъезда можно увидеть совсем другие лица – «убогие». Кто они? Прожектеры, искатели мест, глубокие старики…

Однажды к парадному подъезду подошли простые русские мужики. На них обратил внимание лирический герой, который впервые заявил о себе всего тремя словами: «Раз я видел…» Цель мужиков-ходоков – попасть на прием к влиятельному вельможе, но швейцар их не пропускает. Он оглядел подошедших – вид их непригляден. Кто-то подсказал швейцару решение: «Гони». И ходоки отправились ни с чем…

Второй строфоид отделен от первого многоточием. Начинается он с противительного союза «а». «А владелец роскошных палат…». Чем он занят? Он объят глубоким сном.

Простые мужики ушли, «солнцем палимы», значит, солнце уже в зените, а вельможа всё ещё спит. Мотив сна — один из ключевых мотивов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

Жизнь «владельца роскошных палат» — сон. «Пробудись…», — призывает его автор.

В третьем, небольшом по объему строфоиде, автор вновь делает резкий разворот от мира богатства к миру бедности. От влиятельного вельможи, объятого крепким сном, к безвестным людям, несущим «горе в сердцах».

В следующей части стихотворения интонации резки, напористы, предельно конкретны. Идёт обращение к тому, кому принадлежат роскошные палаты:

«Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?..»

Обвинения, выдвигаемые в адрес обличаемого лица, серьёзны и суровы. Никогда не поймут простых людей те, кто ценят лесть, нескончаемые развлечения. К стону народа они глухи. Для них жизнь – вечный праздник. Прозреть, очнуться этот вечный праздник не дает.

В жанровом отношении третий и четвертый строфоиды — это инвектива. (Инвектива — форма литературного произведения, резко обличительного характера). Имеет место гневный пафос, прямое обращение к адресату обличения, строки, включающие проклятие:

«И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною…»

В заключительном строфоиде, пронзительном и откровенном, Некрасов, обращаясь к народу, вопрошает:

«Ты проснешься, ль, исполненный сил?..»

Горько было видеть поэту покорность народа, который не смел даже роптать на свою участь. Глубокими раздумьями заканчивается стихотворение. Да, народ бесправен, но не раздавлен. Мысль о бесправном положении народа неотделима в стихотворении от мыслей о дремлющих, но подлинных силах народа. Некрасов был убежден, что настанет время, когда народ «проснется», сбросит с себя оковы рабства.

Главная мысль стихотворения
«Размышления у парадного подъезда» — мысль о несовместимости достойного человеческого существования и бесправия.

Темы, поднятые Некрасовым в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», — темы сострадания, униженности народа, его забитости, долготерпения, произвола, пробуждения.

Контрасты в стихотворении:

— «владелец роскошных палат» и обездоленные бедняки, «мелкие люди», — богатый дом с парадным, пышным подъездом и бедный домишко, «харчевня убогая»,

— широкая Волга и широкое народное горе (даже могучая Волга не в таком масштабе заливает поля, сколь широко народное горе).

Проблематика произведения
Философские проблемы, поднятые в произведении – сущность национального характера, проблемы человеческого счастья.

Размер и рифма
Стихотворный размер «Размышления у парадного подъезда» – разностопный анапест. Схемы рифмовки варьируются: начинается произведение с кольцевой схемы (абба), затем следует перекрестная (абаб). Далее идут вариации смежной, перекрестной и кольцевой схемы рифмовки. В строках используется как мужская, так и женская рифмы.

Средства художественной выразительности

Эпитеты — «торжественным дням», «заветным дверям», «деревенские русские люди», «оборванная чернь», «харчевня убогая», «роскошных палат».

Метафоры — «Пышный подъезд», «худой армячишка», «убогие лица», «скорбь вопиющая», «преклонные дни».

Читайте также:  Парк александрино в санкт-петербурге

Метонимия — «Целый город… подъезжает».

Простонародные выражения – «выдь», «кошли» (котомки), «покуда».

Риторические фигуры (риторические обращения) – «Волга! Волга!», «Родная земля!», «Эх, сердечный!».

Восклицания — «Гони!», «Пробудись!», «Вороти их!»

Стилистическая фигура — анафора «Стонет он по полям…» «Стонет он по тюрьмам…»

«Стонет он под овином…»

Многократная анафора (повторение в начале) «стонет» умножает восприятие жизни как непосильного груза.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» мне понравилось тем, что оно написано на особом нерве. Оно не идеализирует русского мужика, но и не дает его в обиду. Некрасов ценит мужика, он понимает, что стараниями именно таких мужиков создается основа общественного благосостояния.

Для детальной прорисовки картины классические жанровые рамки поэзии были Некрасову тесны. Поэтому он создал произведение «Размышления у парадного подъезда» , где органично сосуществуют разные жанры: элегия, песня, инвектива, философская ода («Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?»).

Произведение такого рода представляет особый интерес.

План анализа стихотворения «Размышления у парадного подъезда» 1. Вступление 2. К какому направлению в лирике принадлежит? 3. История создания стихотворения 4. Главная мысль стихотворения «Размышления у парадного подъезда» 5.

Композиционное строение 6. Краткое содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда» 7. Главная мысль стихотворения 8. Темы, поднятые в стихотворении 9. Контрасты в стихотворении 10. Проблематика 11. Размер и рифма 12.

Средства художественной выразительности

13. Чем понравилось стихотворение?

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/nekrasov/analiz_razmyshleniya_u_paradnogo/

Стихотворение Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (восприятие, истолкование, оценка)

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Стихотворение Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (восприятие, истолкование, оценка).

  Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

    Н.А. Некрасов – единственный русский поэт, полностью посвятивший свое творчество теме народа. В своих произведениях он рисовал горькую крестьянскую долю, суровую жизнь крепостных. Самыми известными его произведениями являются «Железная дорога», «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская».

В классику русской литературы вошли поэмы Некрасова о крестьянской жизни: «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».     В своих произведениях Некрасов показывал не только тяжелую долю крепостных людей, но и способы облегчения их жизни. Особенно это заметно в период позднего творчества поэта.

Его произведения этой поры насыщены социальным подтекстом, призывающим народ самому бороться за лучшую жизнь. Примером этому может служить одно из самых известных стихотворений Некрасова — «Размышления у парадного подъезда». Оно было написано в 1858 году, накануне отмены крепостного права.

    Начинается стихотворение со вступления, в котором описывается парадный подъезд. Вероятно, здесь живет какое-то значительное лицо, которое может повлиять на судьбы многих людей. Недаром к нему и в будни, и в праздничные дни съезжается огромное количество народа.

В будние дни парадный подъезд осаждают разные «убогие лица» со своими скромными просьбами:     Прожектеры, искатели мест,     И преклонный старик, и вдовица.     В торжественные же дни к подъезду съезжаются знатные гости, «одержимые холопским недугом».

Ясно одно: парадный подъезд является в стихотворении символом всесильной власти, способной и карать, и миловать, и осчастливить, и уничтожить.     Первая часть стихотворения представляет собой описание необычных просителей: крестьянских мужиков, пришедших с просьбой из далекой губернии.

Автор скупыми, но выразительными средствами рисует коллективный портрет крестьян, «некрасивых на взгляд»:     Загорелые лица и руки,     Армячишка худой на плечах,     По котомке на спинах согнутых,     Крест на шее и кровь на ногах,     В самодельные лапти обутых…     Эти «деревенские русские люди» пришли с какой-то очень важной для них просьбой.

Помолившись в церкви и надеясь на поддержку Бога, мужики смиренно пришли просить помощи к парадному подъезду:     Показался швейцар. «Допусти», — говорят     С выраженьем надежды и муки.     Но просителей даже не пустили на порог. Не помогла и «скудная лепта», которую мужики пытались дать швейцару.

Ни с чем они уходят обратно:     И пошли они, солнцем палимы,     Повторяя: «суди его Бог!»,     Разводя безнадежно руками.     Вторая, главная часть стихотворения представляет собой размышление лирического героя. Сначала он размышляет о жизни «владельца роскошных палат», который не захотел увидеть «оборванной черни».

В изображении жизни вельможи Некрасов также скуп. Он описывает упоение лестью, волокитство, обжорство:     Что тебе эта скорбь вопиющая,     Что тебе этот бедный народ?     Вечным праздником быстро бегущая,     Жизнь очнуться тебе не дает.

     Гораздо больше места занимает описание смерти вельможи:     И сойдешь ты в могилу… герой,     Втихомолку проклятый отчизной,     Возвеличенный громкой хвалой!..     Затем лирический герой переходит к размышлениям о стонущей мужицкой России. Автор предсказывает, что просители пропьют все деньги «и пойдут, побираясь дорогой, и застонут».

Лирический герой горестно вопрошает, «где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал?». Автор описывает бескрайние страдания русского народа. По всей Руси раздается стон крестьянства. Помимо непосильной работы, мужик страдает от несправедливости «у подъездов судов и палат», а также «по тюрьмам, по острогам, в рудниках на железной цепи».

Даже песни русского народа представляют собой один большой стон: «этот стон у нас песней зовется».     Лирический герой делает вывод:     … великою скорбью народной     Переполнилась наша земля, —     Где народ, там и стон…     Стихотворение заканчивается надеждой автора на то, что народ очнется от сна и будет бороться за свои права. Об этом мы догадываемся из его риторического вопроса:     Ты проснешься ль, исполненный сил,     Иль, судеб повинуясь закону,     Все, что мог, ты уже совершил –     Создал песню, подобную стону,     И духовно навеки почил?..     Это стихотворение Н.А. Некрасова сходно со стихотворением А.С. Пушкина «Деревня», которое заканчивается риторическим восклицанием: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный и рабство падшее по манию царя?»

    Н.А. Некрасов не надеется на царя: освобождение народа он считает делом рук самих крестьян.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Стихотворение Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00043801184864238458/

Размышления у парадного подъезда

Вот парадный подъезд.

По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям; Записав свое имя и званье, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой, Что подумаешь — в том их призванье! А в обычные дни этот пышный подъезд Осаждают убогие лица: Прожектеры, искатели мест, И преклонный старик, и вдовица. От него и к нему то и знай по утрам Всё курьеры с бумагами скачут. Возвращаясь, иной напевает «трам-трам», А иные просители плачут. Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди; Показался швейцар. «Допусти», — говорят С выраженьем надежды и муки. Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах. По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний). Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали кошли пилигримы, Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв, И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: «Суди его бог!», Разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

А владелец роскошных палат Еще сном был глубоким объят… Ты, считающий жизнью завидною Упоение лестью бесстыдною, Волокитство, обжорство, игру, Пробудись! Есть еще наслаждение: Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру…

Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках, И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает. И к чему? Щелкоперов забавою Ты народное благо зовешь; Без него проживешь ты со славою И со славой умрешь! Безмятежней аркадской идиллии Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии, В благовонной древесной тени, Созерцая, как солнце пурпурное Погружается в море лазурное, Полосами его золотя, — Убаюканный ласковым пением Средиземной волны, — как дитя Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением); Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною, И сойдешь ты в могилу… герой, Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу Беспокоим для мелких людей? Не на них ли нам выместить злобу? — Безопасней… Еще веселей В чем-нибудь приискать утешенье… Не беда, что потерпит мужик: Так ведущее нас провиденье Указало… да он же привык! За заставой, в харчевне убогой Всё пропьют бедняки до рубля И пойдут, побираясь дорогой, И застонут… Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи; Стонет в собственном бедном домишке, Свету божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке, У подъезда судов и палат. Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — То бурлаки идут бечевой!.. Волга! Волга!.. Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля, — Где народ, там и стон… Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил, — Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Год написания: 1858

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.

Источник: http://stih.su/razmyshleniya-u-paradnogo-podezda-2/

Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда Некрасова 7 класс

Некрасов очень чутко относился к проблемам народа и посвятил этой теме большое количество своих произведений. Народные проблемы и беды находили отклик в его душе.

В стихотворении «Размышления у парадного подъезда», которое было написано поэтом в тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году, поэт обратился к социальной тематике. Некрасов в своем произведении указывает на то, что народ должен превращаться в просителей, не имеющих собственного права, судьба которых зависит даже не от каких-либо высокопоставленных особ, но и от своенравного швейцара.

Произведение рассказывает читателям о доме в Санкт-Петербурге, куда часто приходят просители, и где живет губернатор. Но попасть к данному человеку не слишком легко, ведь на пути простых людей стоит очень грозный швейцар. Этот человек решает, кого следует пускать к такому уважаемому человеку, а кто не достоин встречи с ним.

Данное поведение с народом – нормально, но крестьяне, которые думают, что барин – очень хороший и добрый человек, винят во всем швейцара. Таким образом Некрасов желает показать, что виноват не швейцар, а, непосредственно, власть.

В своем стихотворении поэт акцентирует внимание на том, что нужды обычных и простых людей совершенно не интересуют барина.

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Н.А. Некрасов в споем творчестве полностью посвящал себя народу, играл роль его его ярого заступника. Он как никто другой чутко воспринимал беды русского крестьянства, старался понять его чаяния и надежды, увидеть его горести и радости, рассмотреть в туманной будущности России его непростую судьбу…

Стихотворения великого народного поэта посвящено судьбе русского народа, его месту в этой жизни.

Знатный барин, купающийся в роскоши противостоит крестьянину, оборванной черни.

Сюжет стихотворения до нельзя прост.

Разорившиеся крестьяне решили искать правды и защиты у единственного человека, которому они могут довериться, у барина. Однако, у самого парадного крыльца, их деревенских мужиков в лаптях и лохмотьях посылают вон, ссылаясь на неприязнь барина видеть нищету и грязь деревенщин.

Тут видна яркая антитеза — роскошь, граничащая с бесправными действиями и угнетениями и жалкое существование народа, обозначенное кошмарным, плачевным состояниями безразличием барина.

Однако, поэт укоряет не только барина за его безнравственное поведение, но и народ, словно покорные рабы, они безвольно опускают руки и отступают прочь. Автор искренне возмущается этим «холопством души», низкопоклонству барину со стороны крестьян, и принятие этого как должного со стороны барина…

Возмущенный поэт жаждет пробудить от сна сильные и смелые души народа, негодующе наблюдая за картиной «отступления» мужичков:

«И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: ”суди его Бог!»,

Разводя безнадежно руками…»

Он пытается до нести до народничества, что в данном случае покорность и рабская безвольность недопустимы. Следует бороться за свою судьбу, а не терпеть унижение.

За барином стоит не ум и способности, а лишь должность данная ему, за народом же стоит сила, сила непомерная, неограниченная, всемогущая.

Некрасов взывает и к барину, пытаясь воззвать его с справедливому суду и помощи, верной службе стране и всему русскому народу, однако ж, это бесполезно, никто не достучаться до барина, счастливого св своём положении.

Но в конце концов, он возвращается к думами о народе, спрашивая себя, сможет его неведомая, скрытая сила пробудиться, когда так необходима:

«Что же значит твой сон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил…»

Последние строки стихотворения уже не просто воззвание к народу, а призыв к бунту,

восстанию, это крик преданному стране и народу человека, желающего справедливости.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда» для 7 класса

Хрестоматийное стихотворение «Размышления у парадного подъезда» было написано Николаем Некрасовым в 1858 году, став одним из многочисленных произведений, которые автор посвятил простому народу.

Читайте также:  Дайвинг в норвегии, из санкт-петербурга в норвегию на машине

Поэт вырос в родовом имении, однако из-за жестокости собственного отца очень рано понял, что мир делится на богатых и бедных Некрасов и сам попал в число тех, кто вынужден был влачить полунищенское существование. Так как был лишен наследства и зарабатывал себе на жизнь самостоятельно с 16 лет.

Понимая, каково приходится простым крестьянам в этом бездушном и несправедливом мире, поэт в своих произведениях регулярно обращался к социальной тематике. Больше всего его угнетал тот факт, что свои права крестьяне не умеют отстаивать и даже не знают, на что именно могут рассчитывать по закону.

В итоге они вынуждены превращаться в просителей, судьба которых напрямую зависит даже не столько от прихоти высокопоставленной особы, сколько от настроения обычного швейцара.

В одном из домов Санкт-Петербурга просители бывают особенно часто, ведь здесь живет губернатор. Но попасть к нему – задача не из легких, так как на пути просителей, обутых « в самодельные лапти», стоит грозный швейцар. Именно он решает, кто достоин встречи с чиновником, а кого следует гнать в шею, даже несмотря на скудное подношение.

Подобное отношение к просителям является нормой, хотя крестьяне, наивно веря в миф про доброго барина, винят во всем его прислужников и уходят, так и не добившись справедливости. Однако Некрасов понимает, что проблема кроется не в швейцарах, а в самих представителях власти, для которых нет ничего слаще, чем «упоение властью бесстыдною».

Таких людей не страшат «громы небесные», а все земные проблемы они легко решают силой собственной власти и денег. Нужды же простых людей подобных чиновников совершенно не интересуют, и на этом пот акцентирует внимание в своем стихотворении.

Автор возмущен тем, что в обществе существует подобная градация, из-за которой добиться справедливости без денег и высокого социального статуса невозможно. Более того, русский мужик является для такого чинуши постоянным источником раздражения и поводом для гнева.

Никто не задумывается над тем, что именно на крестьянах и держится все современное общество, которое не в состоянии обойтись без бесплатной рабочей силы. Тот факт, что все люди по определению рождаются свободными, умышленно утаивается, и Некрасов мечтает о том, что когда-нибудь справедливость все же восторжествует.

«Размышления у парадного подъезда» Н.Некрасов

Текст «Размышления у парадного подъезда» Николай Некрасов

Вот парадный подъезд.

По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям; Записав свое имя и званье, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой, Что подумаешь — в том их призванье! А в обычные дни этот пышный подъезд Осаждают убогие лица: Прожектеры, искатели мест, И преклонный старик, и вдовица. От него и к нему то и знай по утрам Всё курьеры с бумагами скачут. Возвращаясь, иной напевает «трам-трам», А иные просители плачут. Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди; Показался швейцар. «Допусти»,- говорят С выраженьем надежды и муки. Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний). Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали кошли пилигримы, Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв, И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: «Суди его бог!», Разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

А владелец роскошных палат Еще сном был глубоким объят… Ты, считающий жизнью завидною Упоение лестью бесстыдною, Волокитство, обжорство, игру, Пробудись! Есть еще наслаждение: Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру…

Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках, И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает. И к чему? Щелкоперов3 забавою Ты народное благо зовешь; Без него проживешь ты со славою И со славой умрешь! Безмятежней аркадской идиллии4 Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии, В благовонной древесной тени, Созерцая, как солнце пурпурное Погружается в море лазурное, Полосами его золотя,- Убаюканный ласковым пением Средиземной волны,- как дитя Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением); Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною, И сойдешь ты в могилу… герой, Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой.

Впрочем, что ж мы такую особу Беспокоим для мелких людей? Не на них ли нам выместить злобу?- Безопасней… Еще веселей В чем-нибудь приискать утешенье… Не беда, что потерпит мужик: Так ведущее нас провиденье Указало… да он же привык! За заставой, в харчевне убогой Всё пропьют бедняки до рубля И пойдут, побираясь дорогой, И застонут… Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи; Стонет в собственном бедном домишке, Свету божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке, У подъезда судов и палат. Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — То бурлаки идут бечевой. Волга! Волга. Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля,- Где народ, там и стон… Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил,- Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил.

«Размышления у парадного подъезда», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году.

Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину.

Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.

Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Далее описана история конкретных просителей. Мужики не были допущены к важному лицу швейцаром.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход — проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители.

Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта. Выражение «Пошли они, солнцем палимы » стало афоризмом.

Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником.

Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное. Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом.

Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки.

В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный.

Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

7 класс

Послушать стихотворение Некрасова Размышления у парадного подъезда

Темы соседних сочинений

← Пьяница↑ НекрасовРодина →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasova/razmyshleniya-u-paradnogo-podezda

Н. Некрасов, «Размышления у парадного подъезда»: анализ и характеристика произведения :

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» является программным произведением Некрасова. Ведь в нем отражается та непростая участь, которая выпадает на долю простых людей, для которых двери чиновничьих домов всегда оказываются закрытыми. Некрасов всегда был ближе к простому народу, чем другие поэты. И этот реализм выражается наиболее полно в данном стихотворении.

Форма и жанр произведения

Анализ «Размышлений у парадного подъезда» учащийся может начать с указания на жанр стихотворения. На него прямо указывает название произведения: по своему способу изложения оно представляет собой рассуждение.

Однако оно является рассуждением не логическим, а художественным. Основная мысль произведения не высказана прямо, на определенные размышления читателя может натолкнуть прочтение стихотворения. Но и сами «основания» для этих выводов не даются в форме конкретных умозаключений.

Читатель видит их в форме описанных поэтом художественных картин.

В анализе «Размышлений у парадного подъезда» школьник может подчеркнуть: само название произведения может вызвать в воображении читателя определенную картину. Читатель может «видеть» лирического героя произведения, который высказывает вслух наполняющие его ум размышления.

Все стихотворение и построено в форме скрытого диалога. Иными словами, это разговор с «молчаливым» собеседником. Это определяет также и другие особенности произведения, к примеру его синтаксис, наличие риторических вопросов, восклицаний.

Данный факт также можно указать в анализе стиха «Размышления у парадного подъезда». Непосредственные «размышления» рассказчика стихотворения предваряет описание парадного подъезда в торжественные дни.

Однако уже со второй строки появляется напряженность, которая переходит в откровенную иронию лирического героя.

Анализ «Размышлений у парадного подъезда»: эпитеты и ирония поэта

Это настроение выражается эпитетом «холопский», который сочетается с метафорой «недугом». В отношении стиля данные приемы контрастируют с торжественной лексикой первой строфы.

Анализ «Размышлений у парадного подъезда» показывает: ирония автора еще больше усиливается с помощью слова «гости». Ведь дальше подъезда швейцар не пускает тех, кто пришел к этой парадной.

И завершается поэтическая характеристика гостей убийственным восклицанием лирического героя: «В том их призвание!». Оно заключается в том, чтобы страдать от «холопского недуга».

В анализе стихотворения «Размышления у парадного подъезда» школьник может упомянуть, что даже описание тех «убогих лиц», посещающих парадный подъезд в непраздничные дни, дается автором в слегка смягченном тоне.

В нем уже нет иронии, хотя и сочувствия пока не наблюдается. В экспрессивном отношении та характеристика «убогих лиц», которую дает Некрасов, является переходом к следующей сцене.

Здесь речь идет о мужиках, которых автор изображает с явным состраданием.

Вся сцена, которая имеет место у этого подъезда, толкает на горькие размышления о том, какая судьба постигла народ, и в чьих руках вообще она находится.

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» показывает: данные рассуждения оформлены поэтом в виде обращения лирического героя к вельможе, родной земле.

С одной стороны, рассказчик высказывает иронию; но с другой, его произведение наполнено сочувствием. В дальнейшем сочувствие к мужикам переходит в сострадание к русскому народу.

Художественные средства

Произведение написано двумя размерами – трехстопным и четырехстопным анапестом. Рифмовка в стихотворении присутствует трех видов: перекрестная, кольцевая, а также парная.

Анализ стиха Некрасова «Размышления у парадного подъезда» должен содержать в себе и перечисление тех средств художественной выразительности, которыми пользовался поэт.

Это различные приемы: эпитеты («солнце пурпурное», «убогие лица»), фразеологизмы («аркадская идиллия»), риторические вопросы, обращения. Можно также найти и лексику, принадлежащую к высокому художественному стилю («пилигримы», «почил», «отчизна»).

История создания

Подготавливая анализ «Размышлений у парадного подъезда» Некрасова, учащийся может указать, что основой для написания этого стихотворения послужила реальная история, которая случилась на глазах у Некрасова.

Окна той петербуржской квартиры, в которой он жил, как раз выходили на парадный подъезд одного из тогдашних чиновников, министра Н. Муравьева. За кровавую расправу над польскими повстанцами в 1863 году он получил прозвище «вешатель». И во время больших праздников поэт мог наблюдать, как богатые кареты подъезжали к этой парадной.

Читайте также:  Жизнь гумилева в санкт-петербурге, музей гумилева в петербурге

Они поздравляли Муравьева, также расписываясь в специально предназначенной для этого книжке, хранившейся у швейцара.

В будние дни же Некрасов видел, как со слезами на глазах к этой парадной приходили бедные просители – простые люди. Это были вдовы и сироты. Однажды поэт стал свидетелем ужасной сцены: дворник и городовой гнали от этого дома посетителей, прошедших, вероятно, очень долгий путь.

Подробный анализ «Размышлений у парадного подъезда» Некрасова, проводимый школьником, может содержать в себе и эту информацию. Ходоки-просители из дальних мест были большой редкостью в то время.

И лишь только очень большая потребность и совершенно беспросветная нищета могли бы заставить пройти людей огромные расстояния.

Сцена, наблюдаемая поэтом из окна

В анализе стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» можно указать: об увиденной поэтом сцене свидетельствуют воспоминания супруги поэта, А. Я. Панаевой. Она пишет о том, что в один из дождливых осенних дней явились к дому крестьяне. Швейцар, подметавший лестницу, прогнал их.

Тогда крестьяне попытались укрыться от дождя за выступом подъезда. Там они стояли, переминаясь с одной ноги на другую и дрожа от холода. Супруга рассказала поэту об увиденном. Некрасов подошел к окну как раз в тот момент, когда швейцар прогонял людей. Тогда поэт быстро отошел от окна и лег на диван.

Через час он уже прочел супруге свое стихотворение.

Несчастье людей, которое не могло оставить равнодушным Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» демонстрирует еще раз, что угнетение, которое увидел поэт, потрясло его до глубины души. Так и родился замысел стихотворения. В течение длительного времени по причине цензуры напечатано оно быть не могло, и потому распространялось только лишь в рукописном виде.

И в данном произведении муза поэта, которую сам Некрасов именовал «Музой гнева и печали», стала говорить без смущения уже в полный голос. Эта зарисовка стала настоящим приговором поэта действующей тогда власти. Ведь вельможа, обязанностью которого является служение людям, забота об интересах народа, спит.

Его совершенно не интересует, какие несчастья и горести приходится переживать простым людям.

Безразличие чиновников

Между тем этот вельможа является, возможно, последней надеждой для этих просителей. Он абсолютно не испытывает страха перед наказанием небес, ведь в его распоряжении находится «кара земная». Его никак не трогает та безнадежность, в которой оказались его просители.

Основной прием, который используется в этом произведении Некрасовым – антитеза. В анализе «Размышлений у парадного подъезда», кратко проводимом учащимся, можно подчеркнуть: поэт мастерски использует в произведении данный прием.

Все стихотворения является противопоставлением идиллического существования вельможи и бедности голодных крестьян, от скромного дара которых отказывается даже швейцар.

Есть ли на Руси «вольготное» место для простого народа?

Лирический герой размышляет о том, возможно ли найти хотя бы небольшой клочок земли, где жизнь его могла бы быть «вольготной». Но такого уголка на просторах родины нет.

Олицетворяет «народное горе» непосильный труд бурлаков, которым приходится тянуть по мелководью тяжелые корабли. И этот всенародный плач не может оставить равнодушным поэта.

Найдет ли русский народ в себе силы сбросить это ярмо, начать новую жизнь? Некрасов не дает ответа на этот непростой вопрос в своем стихотворении.

«Размышления у парадного подъезда»: анализ по плану

Если школьник получил подобное задание по литературе, то анализ произведения Некрасова можно провести в соответствии со следующими пунктами:

  1. Автор стихотворения, название.
  2. Как было создано произведение (описать случай, увиденный Некрасовым).
  3. Тема (непростая судьба, которая постигла простых людей на Руси), основная мысль (у простого народа никогда не выйдет пройти в этот богатый подъезд).
  4. Композиция произведения (данное стихотворение состоит из трех частей).
  5. Лирический герой (у поэта он обладает такими качествами, как честность, близость к народу).
  6. Художественные средства (это антитеза, гипербола, эпитеты и другие приемы).
  7. Что думает учащийся об этом произведении.

Источник: https://www.syl.ru/article/365643/n-nekrasov-razmyishleniya-u-paradnogo-podyezda-analiz-i-harakteristika-proizvedeniya

Размышления в парадном подъезде у квартиры Некрасова

17.12.2015.Бабули-смотрительницы в музее-квартире Н. А. Некрасова в Санкт-Петербурге знают все. Если с ними разговориться, то каждая проведет экскурсию по своей комнате не хуже профессионального экскурсовода.

А экскурсоводов, которые бы постоянно находились в музее, просто нет — их надо приглашать заранее. Поэтому бабули-смотрительницы — самое ценное, что хранит некрасовский музей, после мемориальных вещей, конечно.

Не могу не поделиться тем, что они мне рассказали, и, пользуясь отсутствием экскурсоводов, приглашаю всех на мебельную экскурсию по музею Некрасова. Предупреждаю: квартира большая, фотографий будет много. Попытаюсь компенсировать это неудобство минимумом комментариев.

А в конце экскурсии обещаю бонус.Заходим в парадный подъезд и приступаем к размышлениям.

Лестница

Квартира поэта расположена на втором этаже. Поднимаемся.

Передняя

По воспоминаниям сестры поэта Е. А. Некрасовой-Рюмлинг, «в передней, где стояло чучело медведя (который был убит на охоте в Новгороде), находились стол, стулья, зеркало и вешалка».[Сверим интерьер с описанием]Сверяем: гнутая вешалка Тонета, трюмо с консолью
и очень кучерявым навершием,

стол, стулья с резными ажурными спинками.

Еще есть люстра.

Чучела медведя нет. Поищем его в приемной.

Приемная редакции журналов «Современник» и (позднее) «Отечественные записки»

Как вспоминал литератор Г. Н. Потанин, «приемная — большая комната, у дверей чучело медведя,.. против него беломраморный бюст Тургенева на высоком пьедестале, на стене две прекрасные гравюры: типография Гутенберга и наша славянская друкарня [типография]…

Посреди комнаты большой стол, крытый зеленым сукном, конечно с чернильницей, два ряда стульев с высокими спинками резными, мелкой работы, у стены широкий турецкий отеман, обитый малиновым бархатом или трипом, большое покойное кресло того же цвета…

»[Сверим интерьер с описанием]Сверяем. Чучело медведя — в наличии. В центре — стол, покрытый зеленым сукном. На нем — подставка для ручек и карандашей, принадлежавшая В. Г. Белинскому.

Из-под сукна выглядывают массивные фигурные ножки стола.

Стулья с резными спинками — имеются.

Широкая оттоманка малинового бархата — есть.

Обита декоративной лентой с кистями.

Большое покойное кресло того же цвета поместилось рядом с конторкой.

Перед нами стол секретаря редакции. Бюст в углу — имеется, но Тургенева в нем узнать трудно.

Еще в приемной есть два парных книжных шкафа.

В шкафах хранятся подлинные номера журнала «Современник».Дверки и боковины шкафов богато украшены резьбой.

По обеим сторонам от каждого шкафа — стулья с резными спинками. Здесь — с мягким сидением и мягкой вставкой на спинке,

у второго шкафа —полностью деревянные.

Интерьер приемной завершает люстра.

Кабинет Н. А. Некрасова

По воспоминаниям Е. А. Рюмлинг, «кабинет был устлан ковром. У окна стоял письменный стол… На стене висела картина масляными красками «Пушкин в селе Михайловском». У стены стоял шкаф с ружьями и прочими охотничьими принадлежностями…»[Сверим интерьер с описанием]Сверяем. Картина висит. Ковра нет.

Письменный стол — бюро Некрасова стоит не у окна, а у стены.

На столе — чугунные бюсты Пушкина и Гоголя. На стене — гипсовая маска Белинского.

Места́ у окон занимают рабочие конторки: Добролюбова

и Чернышевского.

Между конторками расположились обитые бархатом кресла со спинками, простеганными в технике каретной стяжки.

В центре комнаты расположился стол, окруженный такими же креслами. Шкаф для оружия — в наличии.

В углу — старый камин. На нем — часы и фигурки лошадей, принадлежавшие поэту.

Слева от камина — мемориальное сафьяновое кресло и подаренный друзьями курительный столик.

В простенке у окна — трюмо

с большим по площади навершием, украшенным резьбой.Не мой хлеб, но не могу не обратить внимание на благородное текстильное оформление окон.

Завершает интерьер — люстра.

Зала

Я не нашел каких-либо описаний обстановки залы, поэтому самостоятельно ознакомимся с интерьером.

[Проведем инвентаризацию]В дальнем углу расположен камин, на котором стоит мемориальная бронзовая фигурка кабана. Я сглупил и не сфотографировал ее полностью, увлекшись каминным экраном.

По обе стороны от камина расположены оттоманки, обитые бархатом и украшенные кистями и бахромой.

Книжный шкаф.

Напротив камина стоит круглый стол, накрытый расшитой плотной скатертью и окруженный стульями с овальными резными спинками.

У печи в другом углу залы скромно стоит богатый шкафчик, декорированный в технике Буля.

В другом углу прячется козетка.

В простенке между окнами — изящное трюмо в тонкой слегка изогнутой наверху раме.

Благородно оформленные текстилем окна выходят на тот самый парадный подъезд, созерцание которого привело к молниеносному — в течение двух часов — созданию знаменитого «Размышления у парадного подъезда».

Люстра.

Спальня Некрасова

Ее интерьер знаком нам по картине И. Н. Крамского «Некрасов в период «Последних песен», написанной здесь же в 1877 г.[Сверим интерьер с известной картиной]Копия известной картины.

У дивана — принадлежавшее поэту кресло. В изголовье — бюст Белинского, на стене — портреты Добролюбова и Мицкевича. На столике — последний стихотворный сборник «Последние песни».

В этой спальне вечером 27 декабря 1877 года поэт скончался после мучительной болезни.

Стулья с простеганной мягкой спинкой, круглый стол.

В простенках между окнами — резные кресла

со спинками невероятной красоты, прикрепленными к примитивным устоям.Текстильное оформление окон.

Люстра.

Далее мы переходим в комнаты, в которых в период с 1857 по 1862 гг. жил и работал И. И. Панаев и которые после его смерти присоединил к своей квартире Некрасов.

Гостиная Панаевых

Детальных описаний обстановки гостиной не сохранилось, поэтому в комнате воспроизведен типичный для того времени интерьер.[Изучим его]В центре комнаты — круглый стол, окруженный креслами с овальными спинками.

У стены между креслами расположилась затейливая этажерка с выдвижными ящичками. В углу — каминный экран.

Экран украшен тончайшей резьбой в виде лент и цветов.Вообще можно заметить, что в гостиной Панаевых собраны очень изящные вещицы довольно необычных форм и причудливых отделок — чувствуется присутствие женщины.

Например, табурет с резным сидением, псише с оригинальным навершием,

консоль, богато и одновременно изящно инкрустированная перламутром.

У рояля — элегантная банкетка.

По правде говоря, высокие подлокотники должны мешать игре на рояле.

У окна — дамское бюро Авдотьи Яковлевны Панаевой, на котором помещена фотография хозяйки.

На боковине бюро мы видим попытку создания пейзажной росписи.

В промежутке между окнами расположилась консоль

со столешницей очень непростой формы.Шторы.

Люстра.

Кабинет Ивана Ивановича Панаева

Из письма Панаева к В. П. Боткину мы знаем только, что в кабинете у Панаева было «уютно и хорошо».[Проверим хотя бы это]Кстати, в уголке скромно сидит одна из легендарных бабуль.

Кресло-бержер с простеганной спинкой, бюро.

Два разноплановых дивана.

Трюмо прямых линий.

Текстильное оформление окна.

Люстра.

Прихожая

Осмотрим ее очень быстро.[Осмотрим]Набор мебели традиционен: вешалка, зеркало, стулья, столик.Столешница украшена инкрустацией с растительным рисунком.

Люстра.

Газетная

Название комнаты оправдывается наличием необычного предмета мебели, приспособленного для удобства чтения газет.[Изучим его]Назовем этот предмет козеткой. Вероятно, именно на нем и читали газеты, развернув их на широком подлокотнике-валике, покрытом толстой подушкой огибающей валик формы.

Интерес также представляет угловая тумба с фигурной столешницей.

В противоположном углу мы видим бюст, помещенный на барочную тумбу-подставку.

Люстра.

Закончив осмотр квартиры Панаевых, мы возвращаемся в некрасовские комнаты.

Столовая Некрасова

На мой взгляд, это самая красивая по цвету и свету комната. Известно, что в ней были длинный стол, стулья, буфет, ломберный и закусочный столики.[Проверим, все ли на месте]Стулья с гнутыми спинками стоят рядами вдоль длинного стола.

Буфет с тремя глухими дверцами находится в неудобном для пользования им месте. Вряд ли он здесь стоял при жизни хозяев.

На стене у камина мы видим авторское повторение портрета Некрасова, написанного Крамским в 1877 году.

На столе — последний номер «Современника» и первый номер «Отечественных записок» за 1868 год.

Четыре хитрые резные ножки соединены крестовиной и центральной шишкой.

Диван с простеганной закругляющейся спинкой, огибающей места для сидения.

Каминный экран.

Книжный шкаф интересен не только номерами «Современника», но и овальными вырезами для стекол и круглыми деревянными филенками внизу.

Угловая горка для посуды.

Ближайшее к нам кресло с плетеными вставками и следующий за ним табурет принадлежали М. Е. Салтыкову-Щедрину.

Вдали в кадр попала еще одна бабуля.Щедринское резное кресло выполнено в ренессансно-псевдорусском стиле.

Следующие кресла и стулья с резными спинками и простыми устоями мы уже видели в спальне Некрасова.

А вот в витрине представлены мемории: самовар Некрасова, бывавший с ним на охоте, фарфоровые чашки, бокалы, приборы с личной монограммой поэта и ступка для растирания миндаля с сахаром.

Еще одна разновидность стульев с резными спинками.

Здесь мы видим не только резьбу, но и тонкую инкрустацию.Текстиль.

Люстра.

Камердинерская

Мы здесь быстро пробежимся.

[Быстро окинем взглядом]Рассмотрим только резную спинку стула с кожаной вставкой.

И люстру.

Гардеробная

Описаний не осталась. Обстановка должна быть типичной.[Здесь есть изюминка]В дальних углах — сундуки. Ближе к нам — комод.

Вдоль стены стоят стулья с резными спинками.

Дальше — поворотное настольное зеркало Тонета — изюминка интерьера.

Люстра.

Все, кто осилил пост до конца, получают бонус — несколько люстр из вспомогательных помещений, в которых сейчас расположились касса, гардероб и выставочный зал. Все они попадают в четырнадцатую дюжину.

[БОНУС]
Мы закончили осмотр мемориальной квартиры Н. А. Некрасова. Выхожу на лестницу и думаю: «Даже и не знаю, что мне понравилось больше: мемории неодушевленные или одушевленные в виде некрасовских бабуль с их рассказами».Вот такие размышления случаются в некрасовском подъезде.

Источник: https://a-les-sandro.livejournal.com/26239.html

Ссылка на основную публикацию