Чесменский дворец в санкт-петербурге

Чесменский дворец в Санкт-Петербурге

Императрица Екатерина II очень любила бывать в своей резиденции в Царском Селе. Для того чтобы она могла остановиться и передохнуть в пути, на седьмой версте дороги из Петербурга в Царское Село было решено построить путевой дворец. Строительство поручили архитектору Ю. М. Фельтену.

Местность, где начали строить дворец, носила название «Кикерикексинен» (в переводе с финского «лягушачье болото»), или «Кикерики». Поэтому дворец первоначально назывался «Кикерикексинским», в официальных документах — «Каменный дворец, что не доезжая Средней Рогатки». Возводили его в 1774-1777 годах в ложноготическом стиле.

Ровная заболоченная территория была обкопана небольшим рвом, который служил для осушения участка, а также придавал зданию вид неприступной крепости. Вынутая из канавы земля имитировала вал. Двое въездных ворот напротив мостов со стороны Царскосельской перспективы (ныне Московский пр.

) были построены в виде арочных «проломов» в толще зубчатой стены, завершенной большой и малой сторожевыми башнями. С обоих концов рощи, в которой стоял дворец, установили два каменных строения в готическом стиле с двумя башнями. Их выполнили по рисункам Ю. М. Фельтена.

В массивных стенах с зубчатым парапетом устроили большие окна. На территории Чесменского дворца были вырыты пруды, оживлявшие пейзаж парка.

Необычен план дворца в виде равностороннего треугольника. Возможно, его прообразом послужил Лонгфордский замок в Англии, построенный Дж. Торпом в 1591 года. Небольшой по размерам дворе, каждая его стена длиной немного более 40 м, очень выразителен своим компактным силуэтом.

Здание отдаленно напоминает средневековую крепость благодаря использованию в обработке фасадов некоторых элементов готической архитектуры. Массивный объем дворца прорезан по фасаду стрельчатыми окнами с тонкими наличниками. Над центром возвышалась башня с овальными окнами-бойницами, украшенными гладкими полукруглыми сандриками.

Небольшие угловые башенки с удлиненными окнами, фонарями с полусферическими куполами и изящными зубчатыми парапетами придавали всему зданию романтичность и таинственность. В башнях Фельтен сделал машикули в виде значительно выступающих карнизов, покоившихся на кронштейнах и арочках, с устроенными на них зубчатыми парапетами.

Все три фасада Чесменского дворца были одинаковыми и имели простую отделку. Первоначально нижний этаж был обработан рустом, выше же оставалась обнаженной кирпичная кладка стен. Помещения располагались по периметру здания. В центре на первом и втором этажах находились круглые залы, верхний был увенчан куполом.

В каждом углу внутреннего треугольника были устроены небольшие круглые комнаты.

Входы в здание находились во всех трех фасадах дворца. Главный вход устроили с юго-западной стороны. Пройдя через довольно обширный вестибюль, по легкой парадной лестнице, расположенной в просторной башне, можно было попасть на второй этаж, в основные помещения.

Вдоль каждого фасада были устроены продолговатая галерея и две квадратные гостиные, которые в дальнейшем подверглись перепланировке. Внутренняя отделка дворца не соответствовала его суровому внешнему облику. Она являла собой пример декора, характерного для раннего классицизма.

Своды и стены были украшены пилястрами, лепными филенками и полихромными росписями, венками, обрамлявшими медальоны, и цветочными гирляндами. Комнаты были великолепно украшены: большие зеркала в богатых резных рамах, прекрасная обивка стен, великолепные шторы, специально заказанные во Франции тонкие шелковые лионские занавески, изящная мебель.

В южной башне дворца-замка размещалась Главная лестница. Она легко и плавно поднималась вверх вдоль стены двусветной башни. Стены были отделаны изящными прямоугольными и треугольными панно, своды украшала лепка красивого и тонкого рисунка. Здесь были и ветви акантовых побегов, и легкие, свободно спускающиеся гирлянды, и плетеный орнамент, чередовавшийся с розетками.

Богатой лепкой были оформлены окна барабанов. Сверху и снизу их обрамляли цветочные гирлянды, а простенки барабанов украшали панно и небольшие урны. Отделка была частично уничтожена во время ремонтов и реконструкции здания.

Центральное помещение второго этажа — Парадный купольный зал. Его внешние стены, возвышаясь над массивом всего здания, образуют своеобразную зубчатую корону. Внутри стены, расписанные «клеевой краской под разноцветные мраморы», завершены лепным карнизом. Зал перекрыт невысоким куполом, прорезанным овальными окнами.

Узкие темные полосы делят стены зала на панели разной ширины. В них вписаны филенки, заполненные белыми мраморными досками. Над ними размещаются овальные рамки-медальоны. Их окружает богатая отделка из пальмовых и лавровых ветвей и гирлянд, перевитых лентами и чередующихся с волютами и звездами.

Переход от стен к куполу сделан в виде богатого антаблемента. Каждый профиль архитрава декорирован изящным орнаментом. Широкий гладкий фриз венчает значительно выступающий карниз на модульонах. Мягкий свет льется через шесть овальных окон-люнетов, обрамленных широкими полосами, которые поднимаются к вершинам купола.

Лепной декор из розеток, гирлянд и венков украшал простенки между окнами. Все окна дворца были живописными, со всевозможными «старинными украшениями». Но, к сожалению, ни оконные переплеты, ни витражи не сохранились до нашего времени. Необыкновенной красотой отличались двери в покоях второго этажа.

Они были исполнены из темного дуба по рисункам Фельтена. Их нижнюю часть украшали филенки, верхнюю же венчали тонкие карнизы. Зодчий продумал убранство интерьеров вплоть до дверных ручек и бронзовых шпингалетов. Их сделали на тульских заводах в 1776 г. по заказу М. Мордвинова, руководившего строительными работами в Чесменском дворце.

В залах второго этажа были представлены 56 парадных портретов европейских монархов и их семей. Большинство полотен было подарено российской императрице.

Достопримечательностью дворца были и 58 барельефных медальонов с изображениями русских великих князей, царей и императоров российских от Рюрика до Елизаветы Петровны. Создателем этих барельефов из белого мрамора был известный русский скульптор Ф. И. Шубин.

Медальоны располагались над портретами европейских монархов. В ансамбль дворца также входили служебные постройки и церковь. В 1780 году дворец переименовали в Чесменский.

Произошло это после завершения строительства церкви, которая была названа в память победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году. Тогда же по распоряжению императрицы Екатерины II и вся местность была названа Чесмой.

Территория вокруг дворца и церкви была обнесена оградой, на прилегающем участке устроили катальную горку, беседку, качели и другие увеселения. При трех входах во дворец находились фонари «на пальмовых деревьях».

В конце 70-х — начале 80-х гг. XVIII в. Екатерина II неоднократно посещала дворец по дороге из Царского Села в Петербург, где давали обеды для нее и ее свиты. Перед дворцом на широком лугу устраивали праздничные фейерверки, шумные народные гуляния, катания на санях и ярмарки, которые посещала сама императрица в сопровождении приближенных.

Недалеко от церкви находилась большая деревянная беседка-павильон в готическом стиле. Над ней возвышалась башенка, куда по легкой витой восьмигранной лестнице поднималась императрица. Однако для развлечений Чесменский дворец-замок использовался императрицей недолго. Вскоре она нашла ему иное применение. Дворец был отдан Кавалерской думе военного ордена Св.

Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной II в 1769 году во время войны с Турцией 1768-1774 годах. Дума состояла из «георгиевских кавалеров, в столице находящихся». В ее задачи входили сбор материалов о подвигах и оказание поддержки изувеченным и малоимущим. Для заседаний Думы и стали использовать Чесменский дворец.

Заседания проходили на втором этаже в круглом парадном зале, на них часто присутствовала сама императрица.

После смерти Екатерины дворец долгое время оставался пустым, о нем просто забыли. Указом от 12 июля 1799 года Павел I передал его Капитулу ордена Святого Иоанна Иерусалимского, император являлся великим магистром этого ордена и способствовал его обоснованию в России.

По замыслу императора, во дворце должна была разместиться больница ордена, но вскоре помещения признали неприспособленными и от этой идеи отказались. В 1812 году по повелению императора Александра I во дворце была устроена зимняя церковь Рождества Христова, которая собирала на богослужение георгиевских кавалеров.

Она располагалась на первом этаже в восточной башне дворца. Ее иконостас представлял собой большую историческую и художественную ценность. Это был иконостас бывшей походной церкви царя Алексея Михайловича и императора Петра I, который по распоряжению Александра I перенесли в новый храм из Зимнего дворца.

В 1814 году часть стен, расположенная выше рустовки, была оштукатурена. Это привело к изменению фасадов и потере дворцом того импозантного вида, который он имел прежде. Длительное время дворец пустовал и находился без должного ухода. В 1827-1828 годах в его стенах размещались юные воспитанницы Елизаветинского института на время перестройки их собственного здания.

В 1831-1836 годах по указанию императора Николая I дворцовое здание было перестроено под богадельню для инвалидов — ветеранов Отечественной войны 1812 года. Дворец стал называться Чесменской военной богадельней.

Руководителем работ во дворце был назначен архитектор А. Е. Штауберт. Зодчий изменил архитектуру угловых башен, с которых был снят зубчатый парапет. Это сразу упростило их внешний облик, и весь дворец лишился того романтического очарования, которое ему придал когда-то Ю. М. Фельтен. В одной из башен устроили телеграф.

Зубчатые парапеты были сняты и с центральной башни и стен. На фасадах появились треугольные аттики с украшавшими их двуглавыми орлами (позже орлов убрали). Такую архитектуру, за малым исключением, фасады сохранили до настоящего времени.

Также по проекту Штауберта зимнюю церковь, располагавшуюся на первом этаже с 1812 года, перенесли на верхний этаж и разместили в круглом зале заседаний Капитула ордена. Этот парадный зал дворца подвергся значительным переделкам. Над центральной башней, в которой он располагался, возвели купол, увенчанным крестом.

Купол расписали изображениями святых, в честь которых были учреждены российские ордена. В зале установили новый иконостас в псевдоготическом стиле. В 1871 году во время пожара он сгорел и позднее был заменен новым. По распоряжению Николая I в 1830 году портреты царственных особ были вывезены из Чесменского дворца в один из дворцов Петергофа.

В дальнейшем одна их часть оказалась в Гатчинском дворце, другая — в Эрмитаже. Барельефы были переданы в Оружейную палату Кремля, где они находятся и поныне.

Штауберт пристроил к главному корпусу три одинаковых по архитектуре двухэтажных длинных флигеля, позже они стали четырехэтажными. Узкие переходные галереи соединили их с угловыми башнями дворца. Тройные окна, устроенные в стенах переходов, оживили фасад нового здания.

Довольно большие изменения произошли и в планировке Чесменского дворца. На первом этаже богадельни разместились комната для дежурного офицера, большие залы для 100 гвардейских инвалидов, две столовые для нижних чинов, вмещавшие до 150 человек каждая, одна из столовых заняла вестибюль бывшего дворца.

Остальные помещения были предназначены для буфетных, кухни, комнаты для приготовления кваса, хлебной и прочих. По всей длине флигелей проходили коридоры, которые делили каждый флигель на две части. В конце флигелей были устроены лестницы, ведущие на второй этаж.

На втором этаже в двух флигелях располагались небольшие комнаты для «воинских чинов». В восточном флигеле разместилось офицерское отделение. Здесь у каждого обер-офицера была светлая уютная комната с двумя окнами, откуда открывался вид на церковь и поля.

Перегородка разделяла каждую комнату на два помещения: основное и маленькую прихожую. В специальных комнатах жили и четыре начальника вверенных им отделений. Здесь же на втором этаже находились конференц-зал для заседаний совета богадельни, библиотека, небольшой лазарет.

Их стены были украшены картинами, в разные годы поступившими в богадельню. Рядом с военной богадельней были возведены различные службы для лазарета, прислуги и чиновников. В 1834 году здесь построили небольшой деревянный павильон на высоком каменном основании в псевдоготическом стиле.

Перед богадельней разбили парк. Территорию обнесли чугунной оградой, установленной на каменных фундаментах. Со стороны Большой Царскосельской дороги установили чугунные ворота, увенчанные большим двуглавым орлом. Они заменили оригинальные башни-ворота Фельтена. Недалеко от дворца, рядом с Чесменской церковью, находится небольшое кладбище.

Здесь хоронили ветеранов русской армии, доживавших свой век в инвалидном доме, а также воинов-защитников Ленинграда, погибших в годы Великой Отечественной войны. Чесменская военная богадельня действовала до 1919 года, а затем в трехдневный срок была ликвидирована. Вместо нее до 1922 года здесь размещался первый лагерь принудительных работ, известный под названием «Чесменка».

Очень недолгое время в бывшей богадельне существовала сельскохозяйственная колония при втором исправительном доме. С 1923 году в Чесменском дворце, перешедшем в ведение Губсобеса, находился инвалидный дом. В 1930 году Чесменский дворец был отдан Автодорожному институту, а в 1941 году — Ленинградскому институту авиаприборостроения.

Читайте также:  Снежные забавы в зимнем петербурге

Ныне это Санкт-Петербургская государственная академия аэрокосмического приборостроения.

Улица Гастелло, дом 15.

Источник: http://petersburglike.ru/2014-08-13/chesmenskij-dvorec-v-sankt-peterburge/

Санкт-Петербург (Часть-2). Чесменский дворец

Previous Entry | Next Entry

arch_heritagesuperman2014
Первый мой день прибывания в Санкт-Петербурге выпал на 9 мая. А это значит, что в центре делать не чего поскольку там куча народу, давки, всякие перекрытия улиц и т.д. И что бы всего этого избежать центр я практически не совался, а отправился изучать не туристические места.
Для начала я решил начать с Чесменского дворца возле которого находится пожалуй один из самых необычных храмов России. Несколько лет назад во время клубной поездки в Старицу мы заезжали в село Красное, где находится точная копия этого храма. Увидев такую красоту в глуши Тверской области мне конечно же захотелось увидеть и оригинал. Всего было построено три таких храма: оригинал в Санкт-Перебурге и две копии в Тверской и Псковской области (последний не сохранился).

Выйдя со станции метро «Московская» я попал на одну из самых крупный площадей города.

Московская площадь

Сквер «Северная Роща»

улица Ленсовета

Чесменская церковь (церковь Рождества св. Иоанна Предтечи).

По Московской дороге Ю.М.Фельтен выстроил в 1774-77 годы для Екатерины II путевой дворец в готическом стиле, окруженный валом и рвом. Название Чесменского он получил в 1780 в память о блестящей победе русского флота над турецким в Эгейском море.В честь того же события Императрица 5 июня 1777 года, в присутствии шведского короля Густава III, заложила неподалеку от дворца небольшую летнюю церковь, автором которой тоже был Фельтен. Живописное готическое здание было освящено 24 июня 1780 года в присутствии австрийского Императора Иосифа II в праздник Рождества Иоанна Предтечи, через два дня после которого произошло победное сражение. Интересные иконы в иконостасе (Распятие, Умовение ног, Иоанн Предтеча с видом Чесменского боя) написал неизвестный мастер. Екатерина II несколько раз молилась в церкви в храмовый праздник, когда в соседней роще устраивалось народное гулянье.Поскольку церковь была холодной, в Чесменском дворце для собиравшихся в нем георгиевских кавалеров 11 декабря 1812, на первом этаже, был освящен прот. П.В.Криницким зимний храм Рождества Христова. В него передали замечательную утварь и иконостас походной Троицкой церкви царей Алексея Михайловича и Петра Великого, вышитый, по преданию, в 1590 царицей Ириной по бархату золотом и серебром. Этот уникальный памятник почти полностью сгорел в августе 1871 году.В 1830 дворец по решению Николая I передали под богадельню военных инвалидов, в связи с чем А.Е.Штауберт в последующие пять лет перестроил его. Дворцовая церковь была перенесена в круглый зал второго этажа, где раньше заседал орденский капитул, и торжественно освящена 23 июня 1836 года, за четыре дня до открытия богадельни, в присутствии Государя, чье имя с 1855 года она носила. Рисунок иконостаса в готическом стиле сделал сам архитектор. По обычаю, день основания богадельни отмечался торжественным богослужением и народным гуляньем.В храме богадельни хранилась плащаница XVI века, привезенная из Кахетии, икона Иерусалимской Божией Матери, подаренная Екатерине II Патриархом Софронием, и памятные иконы «Ап.Павел» и «Прп. Мария Магдалина», вышитые золотом и серебром Императрицей Марией Феодоровной.В 1891 году был проведен капитальный ремонт в Рождественской, а в 1896-97 годы в Предтеченской церкви.Последним с 1915 года священником в них служил прот.Александр Иоаннович Веселовский.До появления железной дороги в храме богадельни устанавливали перед въездом в столицу гробы особ Императорской фамилии, скончавшихся вне Петербурга, и здесь по ним служили панихиду.Неподалеку от богадельни, по старой Московской дороге, находилась Александровская слобода для семейных инвалидов, где в 1866 году инженер-полковник Н.И.Мюссар выстроил каменную шатровую часовню св.Александра Невского (уничтожена в 1925). Позже в слободе были поставлены бронзовые бюсты Александра II, Александра III (1894) и Николая II (1896). У въезда в богадельню стояла еще одна каменная часовня, а две деревянных – на инвалидном кладбище и Румянцевской даче в двух с половиной верстах.Церкви закрыты властями 1 июня 1919 года. Затем на неделю домовой храм снова открыли, но в начале 1922 года его ликвидировали. До июля 1924 года службы шли в частном доме напротив богадельни. В инвалидном доме был устроен первый в России концлагерь. Вместо креста на куполе водрузили «Символы Труда» (наковальню, клещи и молот). В 1930-х в здании бывшего дворца размещался автомобильно-дорожный институт. Чесменская церковь долго использовалась под склад.В годы войны церковь была повреждена и после реставрации в 1977 году она была отдана для экспозиции «Чесменское сражение» филиалу Центрального военно-морского музея.7 ноября 1991 года в церкви, охраняемой как памятник архитектуры, был отслужен первый молебен, а через несколько месяцев она была возвращена епархии.

Возле храма находится воинское мемориальное кладбище «Чесменское»

В 1836 году рядом с Чесменской церковью возникло кладбище. Поначалу на нём хоронили ветеранов русской армии, которые жили в инвалидном доме, находившемся в Чесменском дворце. К середине ХХ века все старые захоронения оказались уничтожены, часовня, построенная здесь, также не сохранилась. На их месте, за Чесменской церковью, устроили кладбище защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, на котором хоронили бойцов, отдавших жизни при обороне подступов к Ленинграду.

Чесменский дворец

Путевой увеселительный дворец, построенный в готическом стиле по образцу средневековых английских замков. Интересна композиция здания — в плане это треугольник с круглыми башнями по углам и круглым залом в центре. В обработке фасадов использованы элементы готической архитектуры — стрельчатые окна, зубчатый парапет. Дворец возведен на седьмой версте по дороге в Царское Село в болотистой местности Кекерики («Лягушачье болото»). Поэтому дворец первоначально назывался Кекерекексинский . В 1780 году переименован в Чесменский в честь десятой годовщины победы русского флота при Чесме в русско-турецкой войне.Внутренняя отделка частично сохранилась до наших дней.В 2005 году после реставрации открыли Тронный зал, именно в нем императрица Екатерина объявила об учреждении высшего боевого ордена России. Под потолком вместо люстры плафон в виде Георгиевского креста, а напротив парадного входа — портрет Екатерины Второй. В обновленном зале проходят торжества, а в остальное время работает читальный зал библиотеки университета аэрокосмического приборостроения. И вот для сравнения Храм Преображения Господня в Красном селе. Эта фотография снята в 2012 году, на сегодняшний день он имеет идентичный оригиналу.

Смотрите так же: Санкт-Петербург (Часть-1)

Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/2907848.html

Чесменский дворец

Создан архитектором Ю. М. Фельтеном  в стиле псевдоготики. Вместе с Чесменской церковью составлял некогда уникальный ансамбль, обращённый к быв. Царскосельскому тракту. Назван в честь победы России в Чесменском сражении.

В 1774 году, на 7-й версте Царскосельского тракта, Екатерина II велела построить путевой дворец, чтобы отдыхать во время путешествий в летнюю резиденцию.

Строительство дворца было поручено Юрию Фельтену. Сооружение Чесменского дворца вместе с Чесменской церковью (Церковь Иоанна Предтечи) завершилось к 1777 году.

Императрица часто посещала дворец и отмечала в нём престольный праздник соседнего храма.

Круглый зал на втором этаже использовали георгиевские кавалеры для встреч с императрицей. Главным военным орденом России здесь были награждены Кутузов, Суворов и многие другие.

Бытует легенда, согласно которой, именно когда императрица проезжала 7-ю версту тракта, к ней пожаловал гонец, принёсший весть о победе России в Чесменской баталии. Однако такое развитие событий маловероятно.

На это указывает тот факт, что первые 9 лет своего существования дворец называли Кекерикексинским от финского названия местности.

Чесменским дворец стал в 1780 году в день десятилетней годовщины победы России в соответствующей баталии.

В 1796-м, Екатерина умерла, и дворец перешёл во владение Павла I. Последний предпочитал Царскому селу Гатчину, и потому по прямому назначению дворец не использовал.

Тогда император совершил попытку переквалифицировать дворец под богадельню и лечебницу. Однако идея не нашла применения.

В 1799 году особая комиссия нашла дворец неподобающем местом «для устроения в нём лазарета Мальтийского ордена…»

Отказ был аргументирован нехваткой воды, хотя чаще это решение объясняют нелюбовью Павла ко всему Екатерининскому. В результате дворец вернули в ведение Придворного ведомства.

За время правления императора Александра I он использовался всего лишь два раза, и то не по прямому назначению — в качестве дачи для обучавшихся в Екатерининском институте девушек.

В 1830 году история дворца, как императорского путевого особняка закончилась — здание перевели из ведения придворного ведомства во владение Комитета о раненных. В бывшей резиденции открылась богадельня. Вскоре, в 1831 году, богадельня поменяла хозяина. Теперь дворец принадлежал Военному ведомству.

Начались работы по перестройке дворца под нужды богадельни для инвалидов-ветеранов Отечественной войны 1812 года. К башням пристроили двухэтажные флигели. Зимнюю церковь перенесли на второй этаж, в Круглый зал. Ранее там заседали георгиевские кавалеры. 23 июня 1832 года в присутствии императора Николая I церковь освятили.

В целях рекреации и реабилитации перед дворцом на месте дикого леса был разбит большой лечебный парк. Основу зелёной зоне составили посаженные в 1834 году 500 берёз. Старые готические каменные ворота снесли, возведя на их месте новые. Со стороны Московского тракта парк огородили чугунной изгородью.

Через 4 года и 4 дня после освящения зимней церкви, Николай I торжественно открыл богадельню. Впоследствии её нарекли Николаевской. Первоначально богадельня была рассчитана на 400 мест для рядовых и 16 для офицеров. Позже каждый флигель надстроили двумя этажами. Вместимость пансиона естественно увеличилась.

Богадельня была закрыта лишь в 1919 году, после чего в здании был организован первый в советской истории концлагерь — «Чесменка».

В 1930-х годах дворец был передан Автодорожному институту, а в 1941-м — Ленинградскому институту авиаприборостроения. В годы Великой Отечественной войны дворец и церковь, очень пострадали.

В 1946 году дворец был отреставрирован (архитектор А. В. Корягин). Во дворце разместился Государственный университет аэрокосмического приборостроения. 

Источник: http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/196855/

Чесменский дворец и церковь


В 1770 г. Россия праздновала победу российского флота над турками в Чесменской бухте Эгейского моря. В память об этом был сооружен ансамбль Чесменского дворца. Спроектировал и построил этот путевой увеселительный дворец архитектор Юрий Матвеевич Фельтен (1730-1801). Возвел он его сразу после окончания войны в 1774-1777 гг..

Дворец предназначался для кратковременных остановок царского двора по дороге из Санкт-Петербурга в Царское Село. Здесь, в топкой местности, носившей финское название Кикерикексен (Лягушечье болото), выросло строение, подражавшее родовым замкам средневековой Европы.

Предполагают, что прообразом «кикерикексенского дома» послужил Лонгдфордский замок в Англии, построенный Джоном Торпом в 1591 г. Но если английский дворец выдержан в ренессансных формах, то Чесменский построен в ложноготическом стиле. Их роднит лишь сходство планов. План Чесменского дворца представлял собой равносторонний треугольник с башнями по углам.

Башни завершались фонарями с полусферическими куполами. По периметру здания располагались дворцовые помещения, а во внутренний треугольник был вписан круг: во втором этаже ему соответствовал Парадный зал. Его внешние стены возвышались над зданием и образовывали подобие зубчатой короны. Архитектура дворца значительна и сурова.

Здание небольшое по размерам (каждая сторона немногим более 40 м) выразительно своим компактным планом и силуэтом, что в целом определяет общую монументальность сооружения. Позднее, в 19 веке, здание было искажено пристройкой трёх 2-этажных корпусов и приспособлено под богадельню.

Внутренняя отделка дворца никак не соответствовала его суровому облику и не содержала ни малейшего намёка на готическую архитектуру. В центральном зале дворца разместилась галерея мраморных рельефов — портретов российских великих князей и царей от Рюрика до Елизаветы Петровны скульптора Федота Ивановича Шубина (1740-1805).

Залы дворца также украшали портреты европейских монархов, правивших в 1775 г. Так Екатерина Вторая указала свое место среди европейских и российских правящих династий. 6 июня 1777 г.

вблизи дворца в присутствии императрицы и всего двора была заложена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, так как победоносное сражение с турками произошло 25 июня, а День Рождества Иоанна Предтечи отмечается православной церковью накануне, 24 июня. Но в народе эта церковь больше известна под названием Чесменской.

При ее закладке присутствовал и шведский король: было нелишним напомнить ему о военном могуществе России. Церковь построили к десятой годовщине победы русского флота при Чесме и освятили 24 июня 1780 г. Как и дворец, необыкновенно нарядная и изящная розово-белая церковь выдержана в ложноготическом стиле и напоминает средневековые памятники.

Если бы мы могли посмотреть на нее сверху, то увидели бы четырехлистник, к сторонам которого примкнули равные полукруги-апсиды. Воображение поражают устремленность здания ввысь, к небу, и нарядный, почти театральный облик. Основной мотив декоративного оформления церкви — часто повторяющиеся вертикали.

Пять легких куполов, вырастающих из кровли на барабанах, остроконечные башни-пинакли, стрельчатые арочки, тяги на фасаде — все это взято из арсенала средневековой готики.

Читайте также:  Сампсониевский собор в санкт-петербурге

Внутреннее убранство храма отличалось строгостью и простотой. Небольшой иконостас составлен из икон «превосходной итальянской работы» неизвестного мастера, автора и образа Иоанна Крестителя с видом Чесменского сражения под командованием А.Г. Орлова. Церковь быстро стала заметной столичной достопримечательностью и вызвала подражания. Так, А.Д. Ланской, фаворит Екатерины Второй, заложил похожую в Псковской губернии.

В советские годы Чесменская церковь разделила печальную участь многих храмов: она была закрыта и только в 1991 г. возвращена верующим. В 1782 году Екатерина передала Чесменский дворец Капитулу ордена Святого Георгия, основанному ею в 1768 году. Во дворце помещалось управление орденом, его архив, печать, орденская казна.

Под председательством самой императрицы (гроссмейстера ордена) здесь заседала георгиевская Дума.  В Чесменском дворце георгиевцы заседали до 1811 года, после чего «переехали» в Зимний.Сегодня в Парадном зале — читальный зал ГУАПа. Снаружи его легко вычислить по внешним стенам, напоминающим круглую «корону». В зале есть всё, «способное напомнить».

Напротив входа висит парадный портрет императрицы. Под ним — огромная лягушка, под брюшко которой студенты складывают копеечки «на счастье». Люстра стилизована под георгиевский крест. На куполе, прорезанном овальными окнами, ярко раскрашены лепные филенки и гирлянды. После кончины в 1796 году Екатерины Второй Чесменский дворец приходит в запустение.

Павел Первый хотел было во дворце устроить богадельню с лечебницей для воинов, как на Каменном острове. Но только из этого проекта ничего не вышло. Сказался недостаток воды: речка мелкая, два небольших прудика и до колодца далеко.

Комиссия, составленная для этого случая в 1799 году, нашла дворец неудобным для «устроения в нём лазарета Мальтийского ордена», после чего и последовало 3 сентября того же года высочайшее повеление «о возвращении оного дворца в Придворное ведомство». 11 декабря 1811 г.

освятили в Чесменском дворце в нижнем этаже восточной башни небольшую зимнюю церковь, поскольку в соседнем Чесменском храме служили лишь летом. Чин освящения храма во имя Рождества Христова был проведён протоиереем Криницким.

В зимнюю Рождественскую церковь были переданы из Эрмитажа церковная утварь и походный иконостас царя Алексея Михайловича, вышитый в кремлёвских светлицах в 1590 году и перевезённый в Петербург ещё императором Петром Великим. Он почти полностью сгорел во время пожара 1871 года, уцелевшие фрагменты были собраны и по самому большому из уцелевших кусков стали называться иконой Святой Троицы.

(В настоящее время хранится в Государственном Русском музее). До появления железной дороги в зимнем храме устанавливали перед въездом в столицу гробы особ императорской фамилии, скончавшихся вне Петербурга, здесь же по ним служили панихиду. Чесменский дворец в царствование Александра Павловича почти все время пустовал. Лишь два раза его использовали как летнюю дачу для девочек, обучавшихся в Елизаветинском институте.

В 1830 году Николай Первый распорядился организовать в бывшем Чесменском дворце военную богадельню. Здесь предоставлялся кров и стол 15 офицерам и 460 нижним чинам, если они не способны были содержать себя по старости.

Архитектор Александр Штауберт, построивший немало казарм и госпиталей, в течение шести лет приспосабливал дворец под Отель инвалидов — пристроил к нему три одинаковых двухэтажных корпуса (сейчас 4-этажные), соединив их переходами-галереями с угловыми башнями дворца. Над башнями, у которых сняли зубчатые парапеты, возвели купола.

Разобрали старые ворота и вместо них поставили новые, чугунные. Со стороны шоссе протянули ограду. (Ворота и ограда не сохранились.) Перед богадельней разбили большой парк. После перестройки дворца зимняя церковь была перемещена на 2-й этаж, в круглый зал, где ранее проходили заседания георгиевских офицеров.

Она была торжественно освящена 23 июня 1836 за четыре дня до открытия богадельни в присутствии самого императора Николая Павловича. Когда в 1917 году вышел декрет о национализации банков, деньги на финансирование инвалидного дома перестали поступать.

Осенью 1918 года в богадельню к старикам-инвалидам подселили детей, потерявших своих родителей. Зимой того же года многие из обитателей богадельни и детского дома погибли от голода и тифа. Оставшихся стариков по весне перевели в дома для престарелых, организованные на Петроградской стороне, а детей вывезли в районы Поволжья и Урала.

В конце весны 1919 года инвалидный дом был полностью расформирован, а в бывшем Чесменском дворце размещён концентрационный лагерь, который по документам назывался Первый лагерь принудительных работ, а в просторечии — «Чесменка». Кресты с Чесменской церкви сняли и установили новые символы — клещи и молоток.

Лагерь принудительных работ закрыли в 1924 году. В Чесменском дворце организовали Первую сельскохозяйственную колонию, затем дом для престарелых.

Зимняя и летняя церкви были закрыты и опечатаны 1 июня 1919 г. В 1930-м здание бывшего Чесменского дворца перешло дорожному институту. В 1930-е годы флигеля были надстроены на два этажа. После войны сюда въехал ЛИАП (институт авиаприборостроения, ныне Государственный университет аэрокосмического приборостроения).

За 200 лет своего существования дворец много раз перестраивался и во многом изменил свой первоначальный облик. Но и в настоящем виде, овеянный романтическими легендами, он является значительным памятником отечественной истории.

В 2006 году руководство университета отреставрировало на свои средства Георгиевский зал Чесменского дворца.

Источник: http://gorod-sankt.blogspot.com/p/blog-page_02.html

Чесменский дворец

Чесменский (Кикерикексенский) дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле псевдоготики, императорский путевой дворец, построенное по проекту Ю. М. Фельтена в 1774-1777 годах по заказу императрицы Екатерины II. В настоящее время в залах дворца размещается Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

Интересные факты:

Местность, отошедшая к России по результатам Семилетней войны, где и был построен дворец, по фински называлась «Кекерикексен», т.е.

«Лягушачье болото», поэтому изначально дворец так и назывался — Кикерикексенский дворец или Дворец на лягушачьем болоте. Он играл роль путевого дворца, где Екатерина II любила останавливаться во время своих поездок в летний дворец в Царском Селе.

Чесменским этот дворец назвали в 1780 году в честь 10-летней годовщины победы России в Чесменской битве.

Дворец получил оригинальную планировку в виде равностороннего треугольника, каждый из углов которого имел вид башни, а по центру располагался большой круглый зал. Суровые стены со стрельчатыми окнами и зубчатым парапетом опоясывали дворцовый комплекс наподобие короны.

А небольшой ров по всему периметру и насыпной вал окончательно придавали псевдоготическому дворцу вид замка средневекового рыцарского типа. Говорят, что прообразом для Чесменского дворца послужил английский Лонгфордский замок.

В единый комплекс с Чесменским дворцом входит и одноименная церковь, также построенная в псевдоготическом стиле.

Внутренняя отделка дворца являла собой значительный контраст по сравнению со строгим внешним видом. Интерьеры были щедро украшены скульптурой и мраморными рельефами, а также живописными полотнами европейских монархов.

Будучи путевым дворцом здание часто пустовало, а при наследниках Екатерины и вовсе использовалось по назначению считанные разы. Поэтому в 1830 году его перепрофилировали в богадельню для инвалидов-ветеранов Отечественной войны 1812 года. Для этого дворец перестроили — убрав зубчатые парапеты, добавив к угловым башня флигели и разбив перед зданием большой лечебный парк.

После революции 1917 года в бывшем Чесменском дворце поочередно размещались сельскохозяйственная колония, Автодорожный институт и Ленинградский институт авиаприборостроения, пока в 1941 году сюда не переехал один из корпусов Государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Болотная тема Чесменского дворца нашла своей отражение в его символе — зеленой лягушке. Она была увековечена с помощью знаменитого сервиза, заказанного Екатериной II в Англии. Этот сервиз включает в себя 952 фаянсовых предмета, поверхность которых украшена пейзажными видами старой Англии с обязательным включением изображения лягушки. Сегодня этот сервиз хранится в музее Эрмитаж.

Чесменский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Культурные новости

Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/palaces/chesmensky-palace/

Чесменский дворец в Санкт-Петербурге

Местоположение: Санкт-Петербург, улица Гастелло, 15

Ближайшие станции метро: Московская, Парк Победы

Описание Чесменского дворца:

Почти не примечательное жёлтое здание на юге города имеет статус достопримечательности Санкт-Петербурга, памятника архитектуры 18 века. Речь идёт о Чесменском дворце, расположенном между станцией метро Московская и Парк Победы.

Фотография Чесменского дворца

Чесменский дворец — центральный объект дворцового ансамбля, влючающего сам дворец, Чесменскую церковь и служебные постройки.

Чесменская церковь в Санкт-Петербурге

Чесменская церковь находится на противоположной стороне улицы Ленсовета напротив Чесменского дворца.

Фотография Чесменской церкви в Санкт-Петербурге

Чесменская церковь является памятником архитектуры 18 века и венчающим объектом Чесменского воинского кладбища — здесь хоронили ветеранов русской армии.

Строительство Чесменского дворца в Санкт-Петербурге велось в соответствии с проектом русского архитектора Ю.М. Фельтена. Строительство дворца было приурочено к победе русского военно-морского флота над турецким флотом в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году. Строительство данного памятника архитектуры 18 века велось всего 3 года и было закончено в 1777 году.

В начале своей истории Чесменский дворец использовался в качестве путевого дворца на юге Петербурга. Во дворце останавливался императорский двор во время поездки из центра Санкт-Петербурга в Царское село.

Манера постройки Чесменского дворца выполнена в необычном стиле: комплекс служебных построек, примыкающих к дворцу выполнен в виде равностороннего треугольника с вписанной в него окружностью. Благодаря тому, что в строительстве здания дворца использовались элементы готической архитектуры: зубчатые надстенные парапеты и стрельчатые окна, Чесменский дворец напоминает средневековую крепость.

Фотография Чесменского дворца в Санкт-Петербурге.

В 1831-1836 годах XIX века в здании Чесменского дворца в Санкт-Петербурге был обустроен дом для инвалидов — ветеранов Отечественной войны 1812 года. Перед этим здание дворца претерпело некоторые изменения и лишилось некоторых готических элементов под руководством А.Е. Штауберта.

Интерьеры дворца также притерпели множественные изменения, так, что к настоящему времени уцелела отделка залов второго этажа, исполненная в стиле раннего классицизма. Зал перекрыт невысоким куполом, прорезанным овальными окнами и украшенным лепными филенками и росписью.

В верхней части стен сохранились лепные рамы — обрамленные барельефы русских царей и великих князей работы Ф.И. Шубина, перенесённых в Оружейную палату в Москве в 1830-ых годах.

В настоящее время все помещения Чесменского дворца занимают академические аудитории Санкт-Петербургского Государственного Университета Аэрокосмического Приборостроения (СПБГУАП).

Все достопримечательности Санкт-Петербурга

Источник: http://AllPeterburg.ru/Chesmenskiy_dvorec.php

Чесменский дворец

В последнее время понедельники получаются весьма интересными: 19 марта вместе с Институтом Петербурга заглянули в Чесменский дворец, в здании которого в наши дни размещается Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

Мельком взглянув на своды первого этажа (сейчас здесь столовая),ринулись смотреть самую главную красоту — парадную лестницу.

Первое, что меня спросили мама и сестра, учившиеся в ЛИАПе — ГУАПе: такие ли же на ней продавленные ступени?

Они сделаны из пудостского камня и помнят ножки Екатерины II.

«В 1774 году, на 7-й версте Царскосельского тракта, Екатерина II велела построить путевой дворец, чтобы отдыхать во время путешествий в летнюю резиденцию. Строительство дворца было поручено Юрию Фельтену. Сооружение Чесменского дворца вместе с Чесменской церковью (Церковь Иоанна Предтечи) завершилось к 1777 году. Императрица часто посещала дворец и отмечала в нём престольный праздник соседнего храма.Бытует легенда, согласно которой, именно когда императрица проезжала 7-ю версту тракта, к ней пожаловал гонец, принёсший весть о победе России в Чесменской баталии. Однако такое развитие событий маловероятно. На это указывает тот факт, что первые 9 лет своего существования дворец называли Кекерикексинским от финского названия местности. Чесменским дворец стал в 1780 году в день десятилетней годовщины победы России в той баталии» [ru.wikipedia.org].

Зоркая Ксения Верхозина, которая рассказывает о Чесме во время своей авторской экскурсии «Царское Село Екатерины Великой», обратила наше внимание на послойную расчистку краски.

Как порой кардинально менялся цвет стен!

А мы следуем дальше.

Нас интересует Георгиевский (Тронный) зал, где когда-то собиралась кавалерская дума военного ордена св. Георгия.

Именно поэтому здесь висит люстра в виде Георгиевского креста, в центре которой помещается витраж с изображением Георгия Победоносца.

Вслед за Ксюшей, были уверены, что она изначально и была такая. Но выяснилось, что форма — современная придумка студентов академии им. Штиглица.

А вот и хранительница дворца — лягушка, ведь Кикерикиксен означает «лягушачье болото».

Зелёная красотка была на гербе и на сервизе, заказанном Екатериной II в Англии специально для этого дворца. Сейчас сервиз находится в Эрмитаже.

Конечно, я была бы не я, если бы не нашла печь))

Читайте также:  Архитектор бубырь алексей фёдорович - биография, фото, творения

Но самое интересное скрывалось за занавеской: потайная лестница.

По закону жанра должен быть подземный ход! И говорят, он тут есть, похож на Гатчинский, но наполовину засыпан…

А нам оставалось только отведать выпечку в студенческой столовой и отправиться любоваться Чесменской церковью, которая строилась в едином ансамбле с дворцом.

Спасибо руководству университета за гостеприимство!

Источник: http://club.silver-ring.ru/posts/872-chesmenskii-dvorec.html

Чесменский дворец / достопримечательности Санкт-Петербурга

Императорский путевой дворец, построенный в 1774-1777 годах архитектором Ю. М. Фельтеном по заказу императрицы Екатерины II в стиле псевдоготики.

Вместе с Чесменской церковью составлял некогда уникальный ансамбль, обращённый к бывшему Царскосельскому тракту. В 1831-1836 годах Дворец был переделан под богадельню для инвалидов — ветеранов Отечественной войны 1812 года.

Ныне здесь размещается университет аэрокосмического приборостроения.

Описание

Путевой дворец был возведен в 1774-1777 годах на седьмой версте по дороге в Царское Село в болотистой местности Кикерики («Лягушачье болото»). Поэтому первоначально назывался Кекерикитским. В 1780 году его переименовали в Чесменский в честь десятой годовщины победы русского флота при Чесме в русско-турецкой войне.

Путевой увеселительный дворец, выстроенный в ложноготическом стиле по образцу средневековых английских замков, в плане представляет собой треугольник с круглыми башнями по углам и круглым залом в центре. В обработке фасадов использованы элементы готической архитектуры — стрельчатые окна, зубчатый парапет.

В 1831-1836 годах Дворец был переделан под богадельню для инвалидов — ветеранов Отечественной войны 1812 года. Перестройка велась по проекту архитектора А. Е. Штауберта — были пристроены три одинаковых двухэтажных флигеля (позже достроенные до четырех этажей).

При этом были уничтожены зубчатые парапеты и двое каменных готических ворот, возведены полукруглые купола над башнями. Сооруженная чугунная ограда и ворота не сохранились, как и парк 1830-х годов.

Открытие и заселение Чесменской военной богадельни (или Чесменского инвалидного дома), состоялось в годовщину Полтавской битвы 27 июня 1836 г. После смерти Николая I богадельня получила его имя.

Богадельня была закрыта в 1919 году, после чего в здании был организован первый в советской истории концлагерь — «Чесменка».

В 1930-х годах дворец был передан Автодорожному институту, а в 1941-м — Ленинградскому институту авиаприборостроения.

В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал. В 1946 году он был отреставрирован (архитектор А. В. Корягин) и здесь разместился Государственный университет аэрокосмического приборостроения.

В 2005 году после реставрации открыли Тронный зал, теперь он называется Георгиевским — именно в нем императрица Екатерина объявила об учреждении высшего боевого ордена России.

Под потолком вместо люстры плафон в виде Георгиевского креста, а напротив парадного входа — портрет Екатерины Второй.

В обновленном зале проходят торжества, а в остальное время работает читальный зал библиотеки университета аэрокосмического приборостроения.

Источник: http://love-gorod.ru/saint-petersburg/obj/chesmenskiy-dvorec

Чесменский дворец в Санкт-Петербурге: история, адрес, фото

Между Петербургом и Царским Селом во времена Екатерины Второй был построен комплекс для отдыха во время долго пути. В честь 10-летия победы русского флота появились названия «Чесменская церковь» и «Чесменский дворец», которые напоминают о воинской славе российского флота. Дворец переживал разные времена, но всегда оставался украшением Санкт-Петербурга.

Место

Несмотря на то что комплекс строился как путевой, сегодня находится Чесменский дворец в Санкт-Петербурге (адрес его: улица Гастелло, 15). А во времена Екатерины Великой это была необжитая, болотистая местность. Территория досталась России в результате Северной войны и стала царскими владениями.

Место это называлось по-фински Кикерикиксен, что в переводе означало «лягушачье болото», именно поэтому символом будущего дворца стала зеленая лягушка.

В 1717 году был проложен тракт к резиденции в Царском Селе, и с этого началась история обживания названного места. Сегодня, как уже говорилось, Чесменский дворец находится в черте Санкт-Петербурга.

Исторический контекст

Для того чтобы с комфортом ездить в свою летнюю резиденцию в Царском Селе, Екатерина Великая повелела в семи верстах от столицы возвести путевое имение. Так был задуман Чесменский дворец в Санкт-Петербурге, история которого была долгой и интересной.

Изначально он назывался дачей. Но когда работы по возведению дворца были завершены, пришла новость о победе русского флота в Чесменской битве. Нужно отметить, что победа над Турцией была очень важной для России.

Хотя в ходе этой войны не удалось завоевать Константинополь, как мечталось, но даже завоевание Керчи и Азова было чрезвычайно значимо.

Теперь русские торговые суда могли беспрепятственно проходить через Черное море, а это сулило немалые выгоды.

В России была традиция каждую большую победу в турецкой войне отмечать каким-либо памятником. Так в Царском Селе появились Турецкий каскад и павильон, Крымская и Чесменская колонны, а в поместьях знати возводились здания в византийском и восточном стилях. Поэтому было вполне логично назвать новый путевой дворец Чесменским, так же как и церковь, построенную рядом с ним.

Архитектор

Екатерина Великая известна своим размахом и большой любовью к строительству. Во времена ее правления вся страна, и Петербург в частности, получила немало роскошных зданий и дворцов.

Царица находила немало поводов для возведения новых домов, как, например, длинный переезд из столицы в Царское Село. Она не желала останавливаться в неподобающих местах, ведь она повсюду хотела чувствовать себя комфортно. Когда императрица решила построить новый дворец — «дачу» — она обратилась к Юрию Матвеевичу Фельтену, одному из главных зодчих столицы.

Архитектор учился в Академии художеств, несколько лет работал вместе с Растрелли, после его смерти он завершал постройки великого зодчего.

Опыт и талант сделали Фельтена наряду с Валлен-Деламотом ведущим архитектором Санкт-Петербурга. К 1774 году на его счету уже были такие постройки, как Лютеранская и Армянская церкви Св.

Екатерины, Малый и Большой Эрмитаж, Дворцовая набережная и знаменитая ограда Летнего сада.

Порученный Чесменский дворец стал для архитектора своего рода экспериментом. Ведь в столице было бы немыслимо построить дворец в готическом стиле, зато за городом такие вольности допускались.

История постройки

Чесменский путевой дворец был заложен в 1774 году, и уже через три года императрица праздновала новоселье. Быстрота постройки обеспечивалась тем, что архитектор Ю. М. Фельтен сумел грамотно спланировать работы. И, конечно, скорости возведения немало способствовали огромные деньги на постройку, которые тратила Екатерина.

Территория под замок была выделена не самая благополучная, поэтому на первом этапе пришлось произвести осушение участка, также был вырыт ров по периметру площадки, чтобы и впредь болота не повредили дворцу. Ощущение замка усиливает и имитация вала, который сделали из земли рва.

Комплекс дворца включал основное здание из двух этажей с куполом и угловыми башнями, каменную церковь Рождества Иоанна Крестителя и несколько служебных построек. К дворцовому комплексу была от тракта проведена дорога, увенчанная двумя каменными воротами в готическом стиле.

Архитектурные особенности дворца

Чесменский дворец задумывался в псевдоготическом стиле, и архитектору удалось выдержать этот замысел. Источником вдохновения для зодчего были восточные замки на берегах Босфора. Восточные элементы мягко вписаны в готический стиль, они не бросаются в глаза, а являются лишь тонким намеком.

В плане главное дворцовое здание представляет собой равносторонний треугольник с круглыми башнями с бойницами по углам. Каждая башня завершена фонарем с полукруглыми куполами.

Внешние стены здания выступали над высотой сооружения в виде оригинальной зубчатой короны. Нижний этаж дворца был отделан рустом, верхний этаж – оштукатуренная кирпичная кладка. Красивые стрельчатые окна создают ощущение средневекового замка.

Монументальная и основательная архитектура Чесменского дворца производит впечатление надежного замка-крепости.

Интерьер

Кстати, Чесменский дворец (Петербург), внешне оформленный в ложноготическом стиле, внутри не имеет ни малейшего намека на готику. Внутренние помещения выдержаны в любимом Екатериной стиле раннего классицизма.

На стенах можно было увидеть филенки, медальоны, карнизы, венки и цветочные гирлянды, которые стали фирменным знаком Ю. М. Фельтена. Основной объем треугольника дома занимает Парадный зал, его украшает галерея скульптур Ф. Шубина, изображающих великих князей и царей России.

По проектам Фельтена были оформлены все залы и покои дворца, он долго подбирал мебель и текстиль, которые бы достойно украсили интерьеры дворца. Специально для своей новой резиденции Екатерина заказала на английском фарфоровом заводе Веджвуда сервиз из 952 предметов, на каждом из которых красовалась лягушка – символ Чесменского дворца. Сегодня этот сервиз – украшение коллекции Эрмитажа.

История жестко обошлась с прекрасным интерьером дворца. В нем мало что сохранилось — портреты и скульптуры были переданы в музеи, мебель постепенно растерялась. Но в 2005 году был отреставрирован главный зал резиденции, теперь он зовется Георгиевским.

Дворец и Екатерина Великая

Чесменский дворец в Санкт-Петербурге стал одним из любимых мест императрицы. Она очень часто посещала его, и при ней здесь проводились празднества, гуляния.

А в 1792 году Екатерина передала дворец Капитулу Ордена Святого Георгия. С тех пор здесь, в круглом зале на втором этаже, стали проводиться встречи кавалеров этого Ордена, на которых нередко присутствовала и императрица. Тут же разместилось их управление, архив и казна.

После смерти Екатерины Великой дворец, к сожалению, оказался в запустении.

Годы запустения

Павел, пришедший к власти, категорически не желал пользоваться дворцом. При Александре Втором дворец также пустовал, лишь дважды в нем отдыхали девушки из Екатерининского института.

При Николае Первом дворцовую церковь стали использовать для проведения приготовлений к захоронению великих князей. Здесь провел ночь труп брата царя Александра, здесь его переложили в роскошный гроб и отсюда повезли на похороны. Такая же история произошла с телом Елизаветы Алексеевны.

Богадельня

Император Павел не любил все, что напоминало о матери, поэтому он Чесменский дворец не посещал, а предпочитал проводить время в Гатчине. Он даже хотел отдать дворец под богадельню, но проект не был реализован. Комиссия нашла невозможным организовывать ее, объясняя отказ нехваткой воды.

О данной идее вспомнил Николай I, который в 1830 году издал указ о создании в Чесменском дворце военной богадельни для инвалидов и ветеранов Отечественной войны 1812 года. Так закончилась дворцовая история постройки.

Для удобства и увеличения площади во дворце провелись значительные перестройки. Архитектор А. Штауберт получил заказ на переделку дворца в отель для инвалидов. Он достраивает три одинаковых двухэтажных корпуса, соединив их новыми проходами через угловые башни. С самих башен были сняты зубчатые парапеты и заменены на купола. Кирпичные ворота заменили новыми, чугунными.

На 2 этаже была освящена зимняя церковь. Вместо леса и луга перед зданием разбивают регулярный парк для прогулок жильцов. Через четыре года богадельня была готова, в ней смогли разместиться 400 постояльцев.

Некоторое время спустя над каждым флигелем надстроили еще по 2 этажа. Постепенно вокруг возвели дополнительные постройки и разбили кладбище.

Так закончилась судьба архитектурного комплекса — самой красивой, романтической усадьбы екатерининских времен.

Советский период

В 1919 году Чесменский дворец ждали новые испытания. Богадельню закрыли и в поместье создали лагерь для пленных и врагов новой власти. Чесменскую церковь разграбили, сняли с нее крест, водрузив на его место клещи и молоток, как символы нового времени.

В 1930 году здание бывшего Чесменского дворца передали Автодорожному институту. Для нужд учебного заведения флигели вновь надстроили. А во время Второй мировой войны церковь и дворец сильно пострадали от бомбежек. После войны комплекс отдали Ленинградскому институту авиаприборостроения.

В 1946 году дворец отремонтировали, правда не особенно заботясь о сохранении первоначального облика. Этими работами руководил архитектор А. Корягин.

День сегодняшний

Чесменский дворец, фото которого лишь в отдаленной степени напоминает первоначальный замысел архитектора, сегодня по-прежнему принадлежит университету аэрокосмического приборостроения.

Парк поместья открыт для всеобщего доступа. А в 1994 году, когда Чесменскую церковь вернули православной церкви, началась реставрация интерьеров и внешнего облика храма. Сегодня внешне он почти полностью совпадет с постройкой 18 века.

В начале 21 века было принято решение отреставрировать главный зал поместья, и в 2005 году его торжественно открыли. В зале размещается библиотека университета и проходят различные парадные мероприятия. К сожалению, сегодня только отдельные части основного здания позволяют увидеть необычный замысел Фельтена.

Источник: https://autogear.ru/article/248/188/chesmenskiy-dvorets-v-sankt-peterburge-istoriya-adres-foto/

Ссылка на основную публикацию